ГДР. Восточная Германия

В 1949 году, четыре года спустя после окончания Второй Мировой войны, образовалось два германских государства: на востоке Германская Демократическая Республика, ГДР, и ФРГ, Федеративная Республика Германия на западе. Хотя каждое из них имело свое собственное правительство, они не были полностью независимы. В ГДР политику диктовал Советский Союз, а ФРГ находилось под влиянием Великобритании, Франции и США.

В марте 1952 года СССР предложил США, Великобритании и Франции мирно разрешить германский вопрос: ГДР и ФРГ снова объединить в одно независимое государство и сделать его политически нейтральным. Но члены Западного союза были против такого плана. Они хотели, чтобы ФРГ принадлежала западу. Они полагали, что нейтральная Германия попала бы под влияние Советского Союза. Тогдашнее либерально-консервативное правительство также решительно высказывалось за союз с западом.

После 1952 года разногласия между двумя Германиями усилились. В 1956 страны обзавелись собственными армиями. ГДР стала членом Варшавского Союза, а ФРГ вступила в НАТО.

Пока в ГДР экономические проблемы росли, как снежный ком, бизнес в ФРГ развивался и процветал. Уровень жизни в двух странах отличался разительно. Это было первой причиной, почему тысячи восточных немцев бежали в западную Германию. В конце концов ГДР перекрыла свои границы и ввела на них вооруженный контроль. В 1961 году был положен последний камень в стену, разделившую две Германии.

В годы Холодной войны, с 1952 по 1969, два немецких государства контактировали только благодаря торговле. В июне 1953 года восточный Берлин и другие города восточной Германии взбунтовались против коммунистической диктатуры и экономики, но советские танки успокоили народное волнение. В ФРГ большинство граждан были довольны политикой правительства. Однако и здесь в 60-х годах прокатилась волна протестов и студенческих демонстраций против капитализма и слишком тесной связи с США.

Первые политические переговоры между двумя странами начались в 1969 году. Это была так называемая «восточная политика» тогдашнего бундесканцлера Вили Брандта и его правительства социал-демократов и либералов. В 1972 году ГДР и ФРГ подписали договор «Об основах отношений». Договор улучшал политические и экономические контакты двух стран. Все больше западных немцев могли навестить своих родственников в ГДР, однако не многим восточным немцам позволялось путешествовать на запад.

Осенью 1989 года Венгрия открыла свои австрийские границы, предоставив, таким образам, гражданам ГДР возможность бежать в западную Германию. Многие этим покинули свою страну этим путем. Другие бежали в посольство ФРГ в Варшаве и Праге и оставались там, пока не получали разрешение на въезд в западную республику.

Вскоре в Лейпциге, Дрездене и других восточных городах развернулись массовые демонстрации. Сначала речь шла лишь о свободном выезде в страны запада и особенно западную Германию, свободных выборах и свободной экономике. Но вскоре все громче зазвучали призывы к объединению двух Германий. Возникли оппозиционные группировки, и через несколько недель СЕПГ (Социалистическая Единая Партия Германии) сложила свои полномочия.

Процесс объединения Германии, длящийся в 1989-90 годах в ГДР и ФРГ немцы называют die Wende (Венде). Он включает в себя четыре основных периода:

  1. Мирная Революция, время массового протеста и демонстраций (проходящих по понедельникам), направленных против политической системы ГДР и за права человека. Этот период длился всю осень 1989.
  2. Падение Берлинской стены 9 ноября 1989 года и пресс-конференция Политбюро, где Гюнтер Шабовски провозгласил открытие чекпоинтов (приграничных переходов)
  3. Переход ГДР к демократии, который в марте 1990 года привел к первым и единственным демократическим выборам в Народную Палату.
  4. Процесс немецкой реунификации с подписанием договора об объединении в августе 1990, Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии в сентябре и, наконец, присоединении пяти немецких земель к ФРГ.

Начало «холодной войны» в 1946-1947 гг., растущая конфронтация между СССР и западными державами делали невозможным воссоздание единого германского государства. Различия в подходе СССР и США к решению германской проблемы оказались непреодолимы. СССР выступал за воссоединение Германии, её демилитаризацию и нейтральный статус. США выступали против нейтрального статуса объединённой Германии. Они стремились видеть в Германии зависимого союзника. В результате победы СССР в войне страны Восточной Европы оказались под его контролем. Власть в них постепенно перешла к местным коммунистам, лояльным СССР. США и западные государства в противостоянии СССР стремились сохранить Западную Германию в своей сфере влияния. Это предопределило государственный раскол Германии.

Западные государства приняли решение о создании особого Западногерманского государства на тех территориях, которые находились под их оккупационным контролем. Для этого во Франкфурте учреждался Экономический совет из представителей ландтагов земель. Он решал финансово - экономические вопросы. В Экономическом совете располагали большинством партии ХДС, ХСС и СвДП, которые выступали за социальную рыночную экономику. В 1948 г. по решению Экономического совета в трёх западных оккупационных зонах произошла денежная реформа. В обращение вводилась стабильная немецкая марка, отменялся контроль над ценами. Западная Германия вступила на путь создания социальной рыночной экономики, началось её экономическое возрождение.

В 1948 г. для разработки и принятия проекта конституции западногерманского государства созывался особый Парламентский совет - Учредительное собрание, избранный ландтагами западногерманских земель. Проект конституции разрабатывался в комитетах Парламентского совета при участии немецких правоведов и утверждался военными губернаторами. В мае 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон. Он получил ратификацию, одобрение ландтагов западногерманских земель, кроме Баварии, однако действующий и для неё, и вступил в силу. Так появилась Федеративная Республика Германия (ФРГ). Она охватывала половину прежней территории страны и там проживало две трети немцев. Западные государства в 1949 г. приняли оккупационный статýт. Он ограничивал суверенитет ФРГ в области внешней политики, обороны, внешней торговли вплоть до 1955 г. Германия до сих пор оккупирована американскими войсками.

Конституция ФРГ официально называется Основным законом, так как при принятии этот акт рассматривался как временный до объединения германских земель в единое государство, после чего предполагалась разработка конституции объединённой Германии. Согласно Основному закону ФРГ была открыта для присоединения остальных германских земель. После достижения единства Германии Основной закон действует для всего немецкого народа и теряет силу в день, когда вступает в силу новая конституция, которая будет принята по свободному решению немецкого народа. Конституция 1949 г. называлась также Боннской - по названию новой столицы ФРГ - Бонн.

В советской зоне оккупации, то есть в восточной части Германии, в октябре 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская демократическая республика (ГДР). В результате начался длительный сорокалетний период существования двух самостоятельных германских государств. Они не остались нейтральными, а вошли в противостоящие друг другу военно-политические союзы. В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО, а ГДР в Организацию Варшавского договора.

В состав ГДР вошли пять германских земель. Вскоре в 1952 г. земли на территории ГДР юридически упразднялись и образовывались четырнадцать территориальных округов. Палата земель в 1958 г. упразднялась. Парламент ГДР - Народная палата стал однопалатным. ГДР, учреждённая как федеративное государство, стала унитарным государством.

В Центральной Европе в 1949-90-е годы, на территории современных земель Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия Федеративной Республики Германия. Столица - Берлин (Восточный). Население около 17 миллионов человек (1989).

ГДР возникла 7.10.1949 на территории Советской зоны оккупации Германии как временное государственное образование в ответ на учреждение в мае 1949 года на базе американской, британской и французской зон оккупации (смотри Тризония) сепаратного западногерманского государства - ФРГ (подробнее смотри в статьях Германия, Берлинские кризисы, Германский вопрос 1945-90). В административном отношении с 1949 года она делилась на 5 земель, а с 1952 - на 14 округов. Восточный Берлин имел статус отдельной административно-территориальной единицы.

В политической системе ГДР лидирующую роль играла Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся в 1946 году в результате слияния на территории Советской зоны оккупации Коммунистической партии Германии (КПГ) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ). В ГДР действовали также традиционные для Германии партии: Христианско-демократический союз Германии, Либерально-демократическая партия Германии и вновь созданные Национально-демократическая партия Германии и Демократическая крестьянская партия Германии. Все партии объединялись в Демократический блок и заявляли о приверженности идеалам социализма. Партии и массовые организации (Объединение свободных немецких профсоюзов, Союз свободной немецкой молодёжи и др.) входили в Национальный фронт ГДР.

Высшим законодательным органом ГДР была Народная палата (400 депутатов, 1949-63, 1990; 500 депутатов, 1964-89), избиравшаяся путём всеобщих прямых тайных выборов. Главой государства в 1949-60 являлся президент (эту должность занимал сопредседатель СЕПГ В. Пик). После смерти В. Пика пост президента был упразднён, коллективным главой государства стал избираемый Народной палатой и подотчётный ей Государственный совет, возглавлявшийся председателем (председатели Государственного совета: В. Ульбрихт, 1960-73; В. Штоф, 1973-76; Э. Хонеккер, 1976-89; Э. Кренц, 1990). Высшим органом исполнительной власти был Совет министров, который также избирался Народной палатой и был подотчётен ей (председатели Совета министров: О. Гротеволь, 1949-64; В. Штоф, 1964-73, 1976-89; Х. Зиндерман, 1973-76; Х. Модров, 1989-90). Народная палата избирала председателя Национального совета обороны, председателя и членов Верховного суда и генерального прокурора ГДР.

Нормальное функционирование сильно пострадавшей от военных действий экономики Восточной Германии, а затем ГДР с самого начала было осложнено выплатой репараций в пользу СССР и Польши. В нарушение решений Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года США, Великобритания и Франция сорвали репарационные поставки из своих зон, в результате чего практически вся тяжесть репараций легла на ГДР, изначально уступавшую в экономическом отношении ФРГ. На 31.12.1953 сумма репараций, выплаченных ФРГ, составляла 2,1 миллиарда немецких марок, в то время как репарационные платежи ГДР за тот же период составили 99,1 миллиардов немецких марок. Доля демонтажа промышленных предприятий и отчислений из текущей продукции ГДР достигла в начале 1950-х годов критических объёмов. Непомерный груз репараций, наряду с ошибками руководства СЕПГ во главе с В. Ульбрихтом, взявшим курс на «ускоренное построение социализма», привели к перенапряжению экономики республики и вызвали открытое недовольство населения, которое проявилось в ходе событий 17.6.1953. Волнения, начавшиеся как забастовка восточноберлинских строительных рабочих против увеличения норм выработки, охватили большую часть территории ГДР и приобрели характер антиправительственных выступлений. Поддержка СССР позволила властям ГДР выиграть время, перестроить свою политику и затем самостоятельно в короткий срок стабилизировать положение в республике. Был провозглашён «новый курс», одной из целей которого являлось улучшение условий жизни населения (в 1954 линия на преимущественное развитие тяжёлой промышленности была, тем не менее, восстановлена). Чтобы укрепить экономику ГДР, СССР и Польша отказались от взимания с неё оставшейся части репараций на сумму 2,54 миллиарда долларов.

Оказывая поддержку правительству ГДР, руководство СССР, однако, проводило курс на восстановление единого германского государства. На Берлинском совещании министров иностранных дел четырёх держав 1954 года оно вновь выступило с инициативой обеспечения единства Германии как миролюбивого, демократического государства, не участвующего в военных союзах и блоках, и внесло предложение образовать временное общегерманское правительство на основе договорённости между ГДР и ФРГ и возложить на него проведение свободных выборов. Созданное по результатам выборов общегерманское Национальное собрание должно было выработать конституцию объединённой Германии и сформировать правительство, правомочное заключить мирный договор. Однако предложение СССР не получило поддержки со стороны западных держав, настаивавших на членстве объединённой Германии в НАТО.

Позиция правительств США, Великобритании и Франции в германском вопросе и последовавшее в мае 1955 года вступление ФРГ в НАТО, принципиально изменившее военно-политическую ситуацию в Центральной Европе, стали причиной начавшегося пересмотра руководством СССР линии в вопросе объединения Германии. Существованию ГДР и размещённой на её территории Группы советских войск в Германии стало придаваться значение центрального элемента в системе обеспечения безопасности СССР на европейском направлении. Социалистическое общественное устройство стало рассматриваться как дополнительная гарантия от поглощения ГДР западногерманским государством и развития союзнических отношений с СССР. В августе 1954 года советские оккупационные власти завершили процесс передачи ГДР государственного суверенитета, в сентябре 1955 Советский Союз подписал с ГДР фундаментальный договор об основах отношений. Параллельно проводилась всесторонняя интеграция ГДР в экономическую и политическую структуры содружества европейских социалистических государств. В мае 1955 года ГДР стала членом Организации Варшавского договора.

Обстановка вокруг ГДР и внутренняя ситуация в самой республике во 2-й половине 1950-х годов продолжали оставаться напряжёнными. На Западе активизировались круги, которые были готовы пойти на применение военной силы в отношении ГДР с целью её присоединения к ФРГ. На международной арене правительство ФРГ с осени 1955 года настойчиво проводило линию на изоляцию ГДР и выступало с претензией на единоличное представительство немцев (смотри «Хальштейна доктрина»). Особенно опасная ситуация складывалась на территории Берлина. Западный Берлин, находившийся под управлением оккупационных администраций США, Великобритании и Франции и не отделённый от ГДР государственной границей, фактически превратился в центр подрывной деятельности против неё как экономической, так и политической. Экономические потери ГДР из-за открытой границы с Западным Берлином в 1949-61 годах составили около 120 миллиардов марок. Через Западный Берлин за тот же период ГДР нелегально покинуло около 1,6 миллионов человек. Это были в основном квалифицированные рабочие, инженеры, врачи, обученный медицинский персонал, учителя, профессора и др., уход которых серьёзно осложнял функционирование всего государственного механизма ГДР.

Стремясь укрепить безопасность ГДР и разрядить обстановку в Центральной Европе, СССР в ноябре 1958 года выступил с инициативой предоставить Западному Берлину статус демилитаризованного вольного города, то есть превратить его в самостоятельную политическую единицу, имеющую контролируемую и охраняемую границу. В январе 1959 года Советский Союз представил проект мирного договора с Германией, который мог быть подписан ФРГ и ГДР либо их конфедерацией. Однако предложения СССР вновь не получили поддержки со стороны США, Великобритании и Франции. 13.8.1961 по рекомендации Совещания секретарей коммунистических и рабочих партий стран Варшавского договора (3-5.8.1961) правительство ГДР в одностороннем порядке ввело режим государственной границы в отношении Западного Берлина и приступило к установке пограничных заграждений (смотри Берлинская стена).

Сооружение Берлинской стены заставило правящие круги ФРГ пересмотреть свой курс как в германском вопросе, так и в отношениях с социалистическими странами Европы. После августа 1961 года ГДР получила возможность относительно спокойного развития и внутренней консолидации. Укреплению положения ГДР способствовал её Договор о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве с СССР (12.6.1964), в котором неприкосновенность границ ГДР объявлялась одним из основных факторов европейской безопасности. К 1970 году экономика ГДР по основным показателям превзошла уровень промышленного производства Германии 1936 года, хотя численность её населения составляла лишь 1/4 населения бывшего рейха. В 1968 году была принята новая Конституция, которая определила ГДР как «социалистическое государство немецкой нации» и закрепила руководящую роль СЕПГ в государстве и обществе. В октябре 1974 в текст Конституции было внесено уточнение о наличии в ГДР «социалистической немецкой нации».

Приход к власти в ФРГ в 1969 году правительства В. Брандта, вставшего на путь урегулирования отношений с социалистическими странами (смотри «Новая восточная политика»), стимулировал потепление советско-западногерманских отношений. В мае 1971 года на пост 1-го секретаря ЦК СЕПГ был избран Э. Хонеккер, который высказывался за нормализацию отношений ГДР с ФРГ и за проведение экономических и социальных реформ в целях укрепления социализма в ГДР.

С начала 1970-х годов правительство ГДР начало развивать диалог с руководством ФРГ, что привело к подписанию в декабре 1972 договора об основах отношений между двумя государствами. Вслед за этим ГДР была признана западными державами, а в сентябре 1973 принята в ООН. Значительных успехов республика добилась в экономической и социальной сферах. Среди стран - членов СЭВ её промышленность и сельское хозяйство достигли наивысших показателей продуктивности, а также самой высокой степени научно-технического развития в невоенном секторе; в ГДР был самый высокий среди социалистических стран уровень потребления на душу населения. По показателям промышленного развития в 1970-е годы ГДР вышла на 10-е место в мире. Однако, несмотря на значительный прогресс, по уровню жизни к концу 1980-х годов ГДР всё же серьёзно отставала от ФРГ, что негативно отражалось на настроениях населения.

В условиях разрядки международной напряжённости в 1970-80-е годы правящие круги ФРГ проводили в отношении ГДР политику «изменения через сближение», делая основной акцент на расширение экономических, культурных и «человеческих контактов» с ГДР без признания её полноценным государством. При установлении дипломатических отношений ГДР и ФРГ обменялись не посольствами, как это принято в мировой практике, а постоянными представительствами с дипломатическим статусом. Граждане ГДР, попадая на западногерманскую территорию, по-прежнему без всяких условий могли стать гражданами ФРГ, оказаться призванными на службу в бундесвер и пр. Для граждан ГДР, посещавших ФРГ, сохранялась выплата «приветственных денег», сумма которых к концу 1980-х годов составляла 100 марок ФРГ на каждого члена семьи, включая младенцев. Активную антисоциалистическую пропаганду и критику политики руководства ГДР вели радио и телевидение ФРГ, передачи которых принимались практически на всей территории ГДР. Политические круги ФРГ поддерживали любые проявления оппозиционности у граждан ГДР и поощряли их бегство из республики.

В условиях острого идеологического противоборства, в центре которого находилась проблема качества жизни и демократических свобод, руководство ГДР пыталось регламентировать «человеческие контакты» между двумя государствами путём ограничения поездок граждан ГДР в ФРГ, осуществляло с помощью органов государственной безопасности («штази») усиленный контроль над настроениями населения, преследовало деятелей оппозиции. Всё это лишь усиливало нараставшую с начала 1980-х годов внутреннюю напряжённость в республике.

Перестройку в СССР большинство населения ГДР встретило с воодушевлением, в надежде на то, что она будет способствовать расширению демократических свобод в ГДР и снятию ограничений на поездки в ФРГ. Однако руководство республики негативно отнеслось к процессам, разворачивавшимся в Советском Союзе, рассматривая их как опасные для дела социализма, и отказалось встать на путь проведения реформ. К осени 1989 года ситуация в ГДР стала критической. Началось бегство населения республики через открытую правительством Венгрии границу с Австрией и на территорию посольств ФРГ в восточноевропейских странах. В городах ГДР проходили массовые демонстрации протеста. Пытаясь стабилизировать обстановку, руководство СЕПГ 18.10.1989 объявило об освобождении Э. Хонеккера от всех занимаемых им должностей. Но и сменивший Хонеккера Э. Кренц не смог спасти положение.

9.11.1989 в условиях административной неразберихи произошло восстановление свободного передвижения через границу ГДР с ФРГ и контрольно-пропускные пункты Берлинской стены. Кризис политической системы перерос в кризис государства. 1.12.1989 из Конституции ГДР был удалён пункт о руководящей роли СЕПГ. 7.12.1989 реальная власть в республике перешла к созданному по инициативе Евангелической церкви Круглому столу, в котором поровну были представлены старые партии, массовые организации ГДР и новые неформальные политические организации. На состоявшихся 18.3.1990 парламентских выборах СЕПГ, переименованная в Партию демократического социализма, потерпела поражение. Квалифицированное большинство в Народной палате получили сторонники вхождения ГДР в состав ФРГ. Решением нового парламента был упразднён Государственный совет ГДР, а его функции переданы Президиуму Народной палаты. Главой коалиционного правительства был избран лидер христианских демократов ГДР Л. де Мезьер. Новое правительство ГДР объявило утратившими силу законы, закреплявшие социалистическое государственное устройство ГДР, вступило в переговоры с руководством ФРГ об условиях объединения двух государств и 18.5.1990 подписало с ним государственный договор о валютном, экономическом и социальном союзе. Параллельно велись переговоры правительств ФРГ и ГДР с СССР, США, Великобританией и Францией по проблемам, связанным с объединением Германии. Руководство СССР во главе с М. С. Горбачёвым практически с самого начала согласилось с ликвидацией ГДР и членством объединённой Германии в НАТО. По собственной инициативе оно поставило вопрос о выводе с территории ГДР советского воинского контингента (с середины 1989 он именовался Западной группой войск) и обязалось осуществить этот вывод в сжатые сроки - в течение 4 лет.

1.7.1990 вступил в действие государственный договор о союзе ГДР с ФРГ. На территории ГДР начало действовать западногерманское экономическое право, а платёжным средством стала марка ФРГ. 31.8.1990 правительства двух германских государств подписали договор об объединении. 12.9.1990 в Москве представители шести государств (ФРГ и ГДР, а также СССР, США, Великобритании и Франции) поставили свои подписи под «Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии», в соответствии с которым державы - победительницы во 2-й мировой войне заявили о прекращении «своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом» и предоставили объединённой Германии «полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами». 3.10.1990 договор об объединении ГДР и ФРГ вступил в силу, западноберлинская полиция взяла под охрану правительственные учреждения ГДР в Восточном Берлине. ГДР как государство прекратила своё существование. Плебисцита по этому вопросу ни в ГДР, ни в ФРГ не проводилось.

Лит.: История Германской Демократической Республики. 1949-1979. М., 1979; Geschichte der Deutschen Demokratischen Republik. В., 1984; Социализм национальных цветов ГДР. М., 1989; Bahrmann Н., Links С. Chronik der Wende. В., 1994-1995. Bd 1-2; Lehmann Н. G. Deutschland-Chronik 1945-1995. Bonn, 1996; Modrow Н. Ich wollte ein neues Deutschland. В., 1998; Wolle S. Die heile Welt der Diktatur. Alltag und Herrschaft in der DDR 1971-1989. 2. Aufl. Bonn, 1999; Павлов Н. В. Германия на пути в третье тысячелетие. М., 2001; Максимычев И. Ф. «Народ нам не простит...»: Последние месяцы ГДР. Дневник советника-посланника посольства СССР в Берлине. М., 2002; Кузьмин И. Н. 41-й год Германской Демократической Республики. М., 2004; Das letzte Jahr der DDR: zwischen Revolution und Selbstaufgabe. В., 2004.

Образование ГДР. После капитуляции во Второй мировой войне Германия была разбита на 4 оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую. Точно так же был разделен и Берлин - столица Германии. В трех западных зонах и американо-британо-французском Западном Берлине (он со всех сторон окружен территорией советской зоны оккупации) постепенно налаживалась жизнь на основе демократических принципов. В советской зоне оккупации, в том числе и в Восточном Берлине, сразу же был взят курс на формирование тоталитарной коммунистической системы власти.

Между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции началась «холодная война», и это самым трагическим образом сказалось на судьбе Германии и ее народа.

Блокада Западного Берлина. И.В. Сталин использовал введение в обращение в трех западных зонах единой немецкой марки (денежная реформа 20 июня 1948 г.) в качестве повода для Блокады Западного Берлина с тем, чтобы присоединить его к советской зоне оккупации. В ночь с 23 на 24 июня 1948 г. были блокированы все наземные коммуникации между западными зонами и Западным Берлином. Прекратилось снабжение города электроэнергией и продовольственными товарами из советской зоны оккупации. 3 августа 1948 г. И.В. Сталин прямо потребовал включения Западного Берлина в состав советской зоны, однако встретил отпор со стороны бывших союзников. Блокада продолжалась почти год, до 12 мая 1949 г. Однако шантаж своих целей не достиг. Снабжение Западного Берлина обеспечивалось по воздушному мосту, организованному западными союзниками. Причем высота полета их авиации была вне досягаемости советских средств противовоздушной обороны.

Создание НАТО и раскол Германии. В ответ на открытую враждебность советского руководства, блокаду Западного Берлина, коммунистический переворот в Чехословакии в феврале 1948 г. и наращивание советского военного присутствия в Восточной Европе в апреле 1949 г. западные страны создали военно-политический блок НАТО («Организация Северо-Атлантического Договора»). Создание НАТО повлияло на советскую политику в отношении Германии. В том же году произошел ее раскол на два государства. На территории американской, британской и французской зон оккупации была создана Федеративная Республика Германия (ФРГ), на территории советской зоны оккупации - Германская Демократическая Республика (ГДР). При этом расколотым на две части оказался и Берлин. Восточный Берлин стал столицей ГДР. Западный Берлин стал отдельной административной единицей, получив собственное самоуправление под опекой оккупационных держав.

Советизация ГДР и нарастание кризиса. В начале 1950-х гг. в ГДР начались социалистические преобразования, которые в точности копировали советский опыт. Проводились национализация частной собственности, индустриализация и коллективизация. Все эти преобразования сопровождались массовыми репрессиями, с помощью которых Социалистическая единая партия Германии укрепляла свое господство в стране и обществе. В стране был установлен жесткий тоталитарный режим, командно-административная система управления всеми сферами общественной жизни. В 1953 г. политика советизации ГДР была еще в самом разгаре. Однако в это время уже явственно начали проявляться экономический хаос и падение производства, серьезное снижение уровня жизни населения. Все это вызывало протест населения, нарастало серьезное недовольство режимом со стороны рядовых граждан. Наиболее серьезной формой протеста стало массовое бегство населения ГДР в ФРГ. Однако поскольку граница между ГДР и ФРГ была уже закрыта, оставался единственный путь - переход в Западный Берлин (это было еще возможно) и оттуда уже перемещение в ФРГ.

Прогнозы западных специалистов. С весны 1953 г. социально-экономический кризис стал перерастать в политический. Восточное бюро Социал-демократической партии Германии, располагавшееся в Западном Берлине, на основе своих наблюдений отмечало широкой размах недовольства населения существующим строем, нараставшую готовность восточных немцев к открытому выступлению против режима.

В отличие от германских социал-демократов, ЦРУ, отслеживавшее обстановку в ГДР, делало более осторожные прогнозы. Они сводились к тому, что режим СЕПГ и советские оккупационные власти контролируют экономическую ситуацию, и что «воля к сопротивлению» у восточно-германского населения низка. Вряд ли «восточные немцы пожелают или будут в состоянии совершить революцию, даже в случае призыва к ней, в случае, если такой призыв не будет сопровожден объявлением войны со стороны Запада или твердым обещанием западной военной помощи».

Позиция советского руководства. В советском руководстве также не могли не видеть обострение социально-экономической и политической обстановки в ГДР, однако трактовали его весьма своеобразно. 9 мая 1953 г. на заседании президиума ЦК КПСС была рассмотрена подготовленная советским МВД (руководитель - Л.П. Берия) аналитическая справка о бегстве населения из ГДР. В ней признавалось, что поднятая по этому вопросу «в печати англо-американского блока шумиха» имеет под собой веские основания. Однако главные причины этого явления в справке сведены к тому, что «западногерманские промышленные концерны проводят активную работу по переманиванию инженерно-технических работников», а руководство СЕПГ слишком увлеклось задачами «улучшения их материального благосостояния», не уделяя в то же время должного внимания питанию и обмундированию служащих народной полиции. Самое же главное - «ЦК СЕПГ и ответственные государственные органы ГДР не ведут достаточно активной борьбы против деморализующей работы, проводимой западногерманскими властями». Вывод был ясен: усилить карательные органы и идеологическую обработку населения ГДР - хотя и то, и другое уже превышало все разумные пределы, как раз и став одной из причин массового недовольства. То есть документ не содержал никакого осуждения внутренней политики руководства ГДР.

Записка Молотова. Иной характер имела записка, которую 8 мая подготовил В.М. Молотов и направил на имя Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. В документе содержалась резкая критика тезиса о ГДР как государстве «диктатуры пролетариата», с которым 5 мая выступил первый секретарь ЦК СЕПГ В. Ульбрихт, подчеркивалось, что он не согласовал это свое выступление с советской стороной и что оно противоречит данным ему ранее рекомендациям. Эта записка была рассмотрена на заседании президиума ЦК КПСС 14 мая. В постановлении осуждались высказывания В. Ульбрихта и содержалось поручение советским представителям в Берлине переговорить с руководителями СЕПГ на предмет прекращения кампании по созданию новых сельскохозяйственных кооперативов. Если сравнить документы, адресованные в президиум ЦК Л.П. Берией и В.М. Молотовым, то можно, пожалуй, придти к выводу, что последний отреагировал на ситуацию в ГДР более оперативно, остро и содержательно.

Распоряжение Совета Министров. 2 июня 1953 г. было издано распоряжение Совета Министров СССР №7576 «О мерах по оздоровлению политической обстановки в ГДР». В нем содержалось осуждение курса восточногерманского руководства на «ускоренное строительство» или «форсирование строительства» социализма в Восточной Германии. В тот же день в Москву прибыла делегация СЕПГ, возглавляемая В. Ульбрихтом и О. Гротеволем. Во время переговоров руководителям ГДР было указано, что ситуация в их стране находится в опасном состоянии, надо немедленно отказываться от форсированного строительства социализма и проводить более умеренную политику. В качестве примера такой политики приводился советский нэп, проводившийся в 1920-е гг. В ответ В. Ульбрихт пытался оправдать свою деятельность. Он заявил, что опасения «советских товарищей» преувеличены, однако под их напором вынужден был дать обещание, что курс строительства социализма станет более умеренным.

Действия руководства ГДР. 9 июня 1953 г. политбюро ЦК СЕПГ приняло решение о «новом курсе», соответствовавшее «рекомендациям» Совмина СССР, и через два дня его опубликовало. Нельзя сказать, чтобы лидеры ГДР особенно поспешали, но они не сочли нужным разъяснить ни рядовым партийцам, ни руководителям их организаций сути новой программы. В результате весь партийно-государственный аппарат ГДР оказался парализованным.

Во время переговоров в Москве советские руководители указывали лидерам Восточной Германии, что необходимо тщательно исследовать причины перехода рабочих ГДР в Западную Германию, не исключая рабочих частных предприятий. Они предлагали принять меры по улучшению положения рабочих, условий их жизни, по борьбе с безработицей, нарушениями правил охраны труда и техники безопасности, особенно в перенаселенных промышленных районах и на балтийском побережье. Все эти указания остались пустым звуком.

Еще 28 мая 1953 г. распоряжением властей ГДР было объявлено о повсеместном повышении производственных норм на предприятиях промышленности. Фактически это означало резкое уменьшение реальной заработной платы. Таким образом, получилось так, что рабочие ГДР оказались единственной категорией населения, которая ничего не выиграла от «нового курса», а лишь почувствовала ухудшение условий существования.

Провокация. Некоторые зарубежные и российские историки считают, что столь странная черта «нового курса» доказывает сознательный саботаж со стороны руководства ГДР советских рекомендаций. Курс на отказ от «казарменного социализма» в ГДР, на сближение с ФРГ, на компромисс и германское единство грозил В. Ульбрихту и его окружению потерей власти и уходом из политической жизни. Поэтому они были готовы, по-видимому, даже пойти на риск далеко идущей дестабилизации режима, лишь бы скомпрометировать «новый курс» и спасти свою монополию на власть. Расчет был циничен и прост: спровоцировать массовое недовольство, беспорядки, тогда вмешаются советские войска, и уж конечно будет не до либеральных экспериментов. В этом смысле можно сказать, что события 17 июня 1953 г. в ГДР стали результатом не только деятельности «западной агентуры» (роль ее, конечно же, нельзя отрицать), но и сознательной провокации со стороны тогдашнего руководства ГДР. Как потом оказалось, размах народного движения далеко вышел за рамки замышлявшегося антилиберального шантажа и немало напугал самих провокаторов.

22 декабря 1989 года открылись Бранденбургские ворота. Граждане ГДР могли свободно получать визы и посещать Западный Берлин, ФРГ. Эйфории, чувству свободы не могли помешать мнения скептиков. Однако не всё было столь радужно.

Налоговое бремя

Единая Германия получила и двойные проблемы. В первую очередь, они возникли в экономической сфере. Большую финансовую нагрузку на себя взяла западная часть. Нужны были средства на переустройство государственного аппарата, обновление производства и коммуникаций. Для этого был введен новый налог с доходов физических и юридических лиц, в дополнение к обычному подоходному налогу и налогу на прибыль корпораций. Его назвали «взнос солидарности» - Soldaritätszuschlag. Пришлось уменьшить и сумму пособий по безработице, пособий для многодетных семей. Кроме того, Западная Германия взяла обязательства по выплате внешнего долга Восточной.

Экономический упадок

Промышленность Восточной Германии к моменту объединения была не в лучшем состоянии: 20 % предприятий работали в убыток, 50 % - нуждались в срочных вложениях на модернизацию и только 30 % - были признаны рентабельными.

«Германия осталась крупнейшим торгово-экономическим партнером России, но возможности, которые были заложены в наше экономическое сотрудничество при объединении Германии, оказались в значительной мере утраченными. Объем взаимной торговли снизился, хотя правительство ФРГ поощряло ее, предоставив немецким фирмам, особенно на территории бывшей ГДР, соответствующие государственные гарантии. Только в 1992 году оно выделило для этого 5 млрд. марок в форме кредитов «Гермеса», из которых 4 млрд. - на поддержку торговли с Россией», - писал Михаил Горбачев в своей книге «Как это было: Объединение Германии».

Бедность

Восточные земли отставали в своих показателях экономического роста. Потенциальный уровень бедности здесь равнялся 19 % (то есть каждый пятый), против 13 % на западе (каждый десятый). Федеральное правительство специально для развития восточных регионов выделило около двух триллионов евро за 15 лет.

Из-за системы пересчета пенсии на Западе ниже. Для сравнения: житель бывшей ГДР получал в 2010 году пенсию в размере 1060 евро, а житель западных федеральных земель - 985 евро.

Безработица и здоровье

Убыточные предприятия закрывали, сельскохозяйственное производство приходило в упадок. Катастрофически возросла безработица в Восточной части. Так как в Западную Германию начался поток рабочей силы, дешевой рабочей силы.

Уровень безработицы был следующим: один работающий на четверых безработных. Это сказалось и на показателях здоровья нации - уехали более молодые и здоровые. Поэтому в восточных федеральных землях чаще встречаются больные диабетом второго типа; больше, чем на западе, распространен инфаркт. А вот депрессией страдают в большей степени в западных землях.

В связи с тем, что еще в ГДР были введены обязательные прививки, на востоке реже болеют гриппом. А количество случаев заболеваний менингитом со смертельным исходом сократилось от 120 до 10 к 1990-м году, также благодаря вакцинации.

Национальная рознь

Культурологи указывают на различие менталитетов жителей восточных и западных земель. По их мнению, соскучившиеся по изобилию граждане ГДР приняли объединение страны прежде всего как возможность утолить товарный голод, а демократические ценности стали красивой упаковкой. Отношение отличалось ко многим вещам: ко времени, работе, начальству, противоположному полу. Разный политический и культурный опыт сказался и после падения Берлинской стены. Новое хозяйство, отсутствие государства-опекуна, другие социальные ценности - вот инструменты, перекраивающие менталитет.

Появились прозвища для восточных немцев - «осси» и для западных - «весси». Социологический институт в Алленсбахе, проведя опрос среди жителей западных и восточных федеральных земель, получили печальные для единой страны данные. Например, «осси» говорят о соседях, как о жадных до денег, самоуверенных и откровенных бюрократах.