История вопроса о частях речи в русском языке. Проблема выделения частей речи в языках различного типологического строя

Почти все современные грамматические концепции частей речи берут свое начало из античной (древнегреческой). Части речи - калька с древнегреческого mere tu logu или непосредственно латинского partes orationis, д где partes -"части", а oratio -"речь, высказывание, предложение"Частями речи сначала называли те грамматические явления, которые теперь называют членами предложения *. Лишь впоследствии это выражение приобрел современный то рминологичного значение, хотя еще долго части речи отождествляли с членами предложениявали з членами речення.

Впервые части речи были выделены древнеиндийскими грамматиста. Яска и. Панини (V в до. Не), которые различали в санскрите такие части речи, как имя, глагол, предлог, союз и долю. Однако давно ьоиндийська теория не была известной в. Европе. Европейская теория частей речи идет от. Аристотеля (IV в до. Не), который выделил четыре части речи: имя, глагол, член (артикль) и союз. Окончательно ученому ния о частях речи сформировалось в александрийской школе (II в до. Не). Аристарх. Самофракийский и его ученик. Дионисий. Фракийский впервые выделили восемь частей речи: имя, глагол, наречие,. Артикл ь, местоимение, предлог, причастие, союз. Прилагательное был объединен с существительным в одной части речи, потому что в древнегреческом языке они имели общую систему склонения. В основу классификации сли в по частям речи было положено два принципа: морфологический ("Имя есть склонений частью языка,") и семантический ("что означает тело или вещь"). Эта система частей речи была заимствована римскими ученым и, которые, правда, внесли в нее незначительные изменения: из числа частей речи были устранены артикль, которого нет в латинском языке, а добавлено вигунемає в латинській мові, а додано вигук.

Позже эта классификация распространилась на все европейские, а затем и на другие языки. Так сформировалась классификация частей речи, которую принято называть школьной и по сути стала универсальной. Грамматические клас асы слов разных языков пытаются втиснуть в заранее выбранную античную схему, не учитывая различия, которые есть в разных речьах.

По школьной классификации выделяют десять частей речи, которые разделяют на самостоятельные (те, которые могут быть членами предложения) и служебные (те, выражающие отношение между словами в предложении). К самостоятельным ч частей речи относятся существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол и наречие. К служебным - предлог, союз, долю и. Артиклль.

Особняком выделяют возгласы, которые не могут быть членами предложения, но могут сами образовывать предложения

Широко известна классификация частей речи. ВВ. Виноградова. По мнению этого ученого, частями речи есть только знаменательные слова. В его классификации выделено четыре категории слов: части речи, модальные сл лова, доли языка и возгласы. К частей речи он относит имена (существительное, прилагательное, числительное), местоимение, глагол, наречие и категорию состояния. К частным языка, за. Виноградовым, принадлежат свою долю и, связи, предлоги и союзы. Графически эта классификация выглядитвигляд:

Части речи в разных языках

Языковеды пришли к выводу, что невозможно построить одинаковую для всех языков систему частей речи, потому что в каждом языке есть много своеобразного в членении слов на части речи. Во-первых, не у всех языках одни и те же части речи, во-вторых, в разных языках есть существенные различия в характерных признаках одного и той же части речи. Обычная для европейских языков схема частей речи не подходит для многих языков. Азии,. Африки и. Америкики.

Итак, различия в частях речи разных языков касаются как самого состава, так и объема отдельных частей речи. Если основные части речи - имя и глагол - выделяют во всех языках мира, является отражением нием универсальности функционально-семантических категорий субстанциональности и процессуальности (т.е. предмета и действия), то в других частях речи имеются значительные расхождения. Так, в некоторых языках. Северной. Америки и и. Африки не различающих наречия и прилагательного. В китайском языке выделяют такие части речи, как имя, куда относят существительное и числительное, предикатив, куда входят глаголы и прилагательные, а такой же наречие. Прилагательные объединены с глаголами в одну часть речи на основе способности быть сказуемым без вспомогательной связи. Подобное есть и в бирманской языке. В некоторых языках выделяют только именно к и глагол, как, например, в индейской языке йумі йума.

В английском языке противопоставление прилагательного и существительного сведено к минимуму. В тюркских языках есть проблема толкования так называемых"изобразительных слов", то есть таких, которые имитируют звук или является"образными"как отдельную часть языковк окрему частину мови.

Затрудняют классификацию слов по частям речи и явления перехода слов из одной части речи в другую, что свидетельствует о существовании более или менее стабильных промежуточных звеньев между частями речи. В тюркских, мон нгольських и тунгусо-маньчжурских языках переход существительных в прилагательные и наречия и наоборот имеет массовый харакр.

· Классификация лексем и словоформ

Наиболее общие и необходимые в грамматике каждого языка категории – это части речи.

Проблема сущности частей речи, проблема принципов их выделения, их классификации в различных языках мира – одна из сложных и актуальных в современном языкознании.

Одни ученые полагают, что части речи – это лексические группы слов и их классификация должна строиться на понятийно-предметных основаниях.

Другие считают частями речи грамматические классы слов, которые выделяются на основе учета морфологических и синтаксических свойств слов.

Другая группа ученых считает, что части речи – это функционально-семантические классы слов, при классификации следует учитывать общую семантику слов.

В современном языкознании наиболее принятым является комплексный подход к выделению и описанию частей речи, при этом выделяют несколько признаков, принципов классификации.

1. Одним из принципов классификации является возможность или невозможность функционирования словоформ в качестве члена предложения.

Те словоформы, которые являются или могут являться членами предложения, называются самостоятельными словами, полнозначными, или знаменательными словами. (Можно сказать, что это самостоятельные части речи).

К знаменательным словам (частям речи) относятся 7 разрядов:

1. имена существительные,

2. имена прилагательные,

3. имена числительные,

4. местоимения,

5. глаголы:

Причастия,

Деепричастия,

6. наречия,

Кроме того, что они являются членами предложения, имеют ряд важнейших особенностей:

1) отражают в себе различные явления объективной действительности (предметы и их качества, процессы, состояния и т.д.): дом, красивый, бежишь, весело;

2) обладают номинативной (назывной) функцией. Могут функционировать в качестве предложения.

Словоформы, которые не являются членами предложения, относятся к служебным словам (или частям речи). К служебным словами (или частям речи) относятся:

– предлоги,

– частицы.

Кроме того, что они не являются членами предложения, они не имеют самостоятельной номинативной функции и выполняют лишь служебную речь (как бы «обслуживают» самостоятельные слова, удовлетворяя их грамматические потребности. Функционировать в качестве предложения не могут). Эта особенность была подчеркнута в исследованиях А.А. Потебни и Л.В. Щербы.

В особые группы выделяются модальные слова, междометия и звукоподражательные слова.

Модальные слова служат для выражения говорящим оценки своего высказывания в целом или отдельных его частей с точки зрения их отношения к объективной реальности (действительно, безусловно, несомненно, конечно, бесспорно, очевидно, разумеется и др.).


Не включаются в разряд модальных слов:

1) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к фактам действительности (к счастью, к удивлению, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др.);

2) слова со значением уточнения, пояснения, ограничения (в частности, впрочем, кстати и др.);

3) слова, указывающие на связь мыслей порядок их изложения, способ оформления, близкие по функции к союзам (во-первых, наконец, напротив, значит и др.).

Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (ох! чу! фу! увы!) и волеизъявлений (вон! стоп!).

Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков (кря-кря, ку-ку, му-у).

Семантический признак части речи – это ее общее, категориальное значение. Так, имена существительные имеют категориальное значение предметности, которое распространяется и на семантику существительных, обозначающих качество – краснота, белизна, действие – бег, хождение, состояние – задумчивость, успокоение. Семантика этих и подобных существительных абстрактное значение предметности. Глагол имеет категориальное значение действия или состояния, имя прилагательное – качества или признака предмета, наречие – признака действия или состояния.

При этом возникают определенные трудности: куда отнести слова типа булочная, суточные.

Синтаксический признак части речи – это ее обычная, первичная синтаксическая функция.

По синтаксическому признаку к одной части речи относят слова, способные стоять в предложении в одинаковых синтаксических позициях или выполнять одинаковые синтаксические функции. При этом учитывается не только набор синтаксических позиций и функций, но и характерность каждой из них для данной части речи. По степени характерности синтаксические функции делят на первичные и вторичные. Так, первичная синтаксическая функция существительного как части речи – выступать в роли подлежащего и дополнения. Первичная функция глагола – быть сказуемым, прилагательного – определением, наречия – обстоятельством.

Синтаксические функции частей речи подвижны: в русском языке глагол выступает сказуемым, но не всякое сказуемое – глагол; существительное может быть подлежащим, но не всегда и не всякое подлежащее – существительное.

Морфологический признак части речи – это система ее морфологических категорий и морфологических разрядов.

Так, существительные русского языка имеют морфологические категории рода, числа, падежа, а также морфологические разряды собственных и нарицательных, собирательных и вещественных существительных и некоторые другие. Русский глагол имеет морфологические категории вида, залога, времени, лица, наклонения и т.д., а также – разряды личных и безличных глаголов, возвратных глаголов. Морфологические признаки одной части речи могут проявляться в той или иной степени и в другой части речи.

Например, заимствование слов в русском языке породило группу несклоняемых существительных (кофе, пальто, шоссе), хотя несклоняемость – признак в первую очередь наречия.

Переход группы прилагательных в существительные (портной, столовая, ванная, гостиная) породил среди существительных особую группу слов, которая не обнаруживает при словоизменении и словообразовании тех формальных признаков, которые свойственны существительным.

По морфологическому признаку в русском языке выделяются слова неизменяемые, например, наречия, и изменяемые, например, существительные и глаголы, имеющие систему форм словоизменения.

Морфологические признаки при выделении частей речи не являются универсальными, они значимы только для флективных и агглютинативных языков.

В языках с богатой морфемикой выделяют словообразовательный признак части речи – набор ее словообразовательных моделей и словообразовательных средств, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи. Так, для глагола как части речи русского языка типично внутриглагольное префиксальное словообразование, для имени существительного – внутрисубстантивное суффиксальное словообразование. Глаголы в русском языке выделяют основы для образования отглагольных имен существительных.

Трудность классификации состоит в том, что одно и то же слово приходится рассматривать то как явление морфологическое (имя существительное, глагол, наречие и т.д.), то как явление синтаксическое (подлежащее, сказуемое, дополнение и др.).

Например, в предложении Берёзы вновь зазеленели каждое слово мы можем обозначить морфологическими терминами «существительное», «глагол», «наречие», но те же слова мы можем обозначить и синтаксическими терминами – «подлежащее», «сказуемое», «обстоятельство». Значит, в одном и том же слове могут существовать и морфологические и синтаксические (естественно, и семантические) признаки.

· Части речи разных языков

Структурное своеобразие каждого языка привело к тому, что система частей речи каждого языка должна быть своеобразна. Поэтому при описании частей речи отдельных языков начинают вводиться новые термины, чтобы обозначить и выделить это «своеобразие».

Наличие нескольких допустимых признаков выделения частей речи привело к тому, что в перечне частей речи одного языка в один и тот же исторический период устанавливалось различное количество частей речи. Например, для русского языка А.А. Шахматов устанавливал 14 частей речи, Д.Н. Кудрявский – 4 части речи, а в «Академической грамматике русского языка» пишут о восьми частях речи.

В современном арабском языке одни ученые выделяют три части речи (имя, глагол, частица), другие – шесть частей речи (существительные, прилагательные, местоимения, числительные, глагол, частица), другие – одиннадцать частей речи (существительное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлоги, союзы, частицы, модальные слова и междометия.

Например, в китайском языке М. Цзяньчжун устанавливает пять частей речи у знаменательных слов. Он пишет: «Все знаменательные слова, которые обозначают явления и предметы, мы называем существительными». «Все знаменательные слова, посредством которых мы указываем на имена, мы называем местоимениями». «Все знаменательные слова, которые рассказывают о движении явлений и предметов, мы называем глаголами». «Все знаменательные слова, которые передают внешние формы явлений и предметов, мы называем прилагательными». «Все знаменательные слова, которые характеризуют глаголы и прилагательные, мы называем наречиями» (цит. по 146, 11).

А.А. Драгунов выделяет в китайском языке две группы, имя и предикат. Среди них ведущими являются соответственно существительное и глагол.

Количество примеров и по китайскому языку, и по другим языкам можно было бы увеличить, но картина ясна.

В современном языкознании вопрос о принципах установления частей речи до сих пор остается актуальным.

Таким образом, задача установления частей речи в разных языках сводится к следующему: 1) к современной оценке сложившихся ранее критериев определения частей речи и к выяснению вопросов о степени их применимости; 2) к рассмотрению таких критериев выделения частей речи, которые были бы пригодны для всех известных современной науке языков, т.е. были бы универсальны.

Как свидетельствуют исследования частей речи в самых различных, родственных и неродственных, языках, части речи в языках различных типов выступают как наиболее общие и универсальные явления в грамматической системе языков. Нельзя назвать ни одного языка, в котором не было бы, например, существительного или глагола. Наличие частей речи – это универсальное явление. Универсальная система частей речи следующая:

1. Части речи всегда образуют систему, т.е. их общеграмматические значения находятся в определенном соотношении и противопоставлении друг другу.

2. Система частей речи, как и другие языковые явления, в основе своей двучленна, поэтому состоит минимум из двух взаимосвязанных и взаимопротивопоставленных компонентов.

3. Система частей речи исторична. Она возникла и развивалась с развитием человеческого сознания, органически связана с человеческим мышлением и служит одним из важнейших языковых средств формирования и выражения мыслей.

4. Основной частью речи во всех известных науке языках является существительное. В основе его лежит значение грамматической предметности, которое проявляется: 1) в лексическом значении слова, 2) в формах словосочетания, З) в его словообразовательных возможностях и 4) в синтаксических функциях. Любой предмет и любое явление окружающего нас мира человек может выразить предметно, и всегда это представление является словом, имеющим общеграмматическое значение предметности, т. е. существительным.

5. Словам со значением предметности, т.е. существительным, противопоставляются слова-признаки (глагол, прилагательное) и слова – признаки этих признаков (наречие). Слова-признаки делятся на слова-признаки статические (прилагательное) и слова-признаки динамические (глагол).

Такова универсальная система частей речи.

Таким образом, любой из принципов, критериев классификации словоформ (лексем) не приводит к той системе частей речи, которая традиционно существует в том или ином языке. Обычно выделяемые части речи – это результат целого ряда компромиссов между синтаксическим, семантическим и морфологическим принципами классификации.

Компромиссный характер решений, принимаемых по вопросу о частях речи, приводит к тому, что проблема частей речи относится к числу «вечных» проблем в грамматике.

В различных пособиях можно найти такое определение:

Части речи – это основные лексико-грамматические разряды (группы, классы), по которым распределяются слова языка исходя из принципов: 1) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и др.), 2) морфологического (морфологические категории слов) и 3) синтаксического (синтаксические функции слова).


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ К КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

Языкознание. Большой энциклопедический словарь. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.

АККОМОДАЦИЯ - один из видов комбинаторных изменений звуков; (от лат. accommodatio – приспособление). Возникает между звуками разных типов (гласный с согласным), поэтому может быть только частичной. При А. экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего (прогрессивная А): "мят" - [м"ат]. Если рекурсия предыдущего приспосабливается к экскурсии последующего - регрессивная А.: "мать" - [мат"]. Для совр. русского яз. характерна А. гласных [а], [о],[у] мягким согласным. Эти гласные после мягких становятся более передними, а на слух выше.

АССИМИЛЯЦИЯ - один из наиболее распространённых видов комбинаторных изменений звуков; от лат. аssimilatio - уподобление: артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке речи в пределах слова или словосочетания. Происходит между звуками одного типа: гласный с гласным либо согласный с согласным. В результате А. увеличивается сходство звуков. Если звук полностью уподобился другому звуку, происходит полная ассимиляция (сшить - [шшыт"], отдых - [оддых]. Если же уподобление происходит только по одному признаку, ассимиляция называется частичной: по мягкости / твёрдости [кос"т"и]; по глухости / звонкости [лоткъ] - "лодка"; по месту образования - консомолец вм. комсомолец в простор. Во всех приведённых примерах предшествующий звук уподобляется последующему - происходит регрессивная ассимиляция. Если же последующий звук уподобляется предыдущему, то это прогрессивная ассимиляция (англ. hand[z]). Если взаимодействуют звуки, стоящие рядом, - это контактная ассимиляция (см. выше). Если же взаимодействуют звуки, разделённые другими звуками, - это дистактная ассимиляция (прост. хулюган).

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - 1) планирование и контроль "в уме" речевых действий. В этом смысле близка мышлению; 2) внутреннее проговаривание. Термин был предложен Л.С.Выготским, им же и его последователями разработана теория фазовой структуры речевого акта. Согласно этой теории, порождение речи состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов: интенции, мотива, внутреннего программирования и реализации. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - один из этапов подготовки внешней речи, она создаёт семантическую схему высказывания, помогает его планировать. Она отличается от внешней речи тем, что имеет концентрированный, сжатый характер, не все её элементы принимают словесную форму, она является системой предметных значений, независимых от конкретного языка.

ВЫДЕРЖКА - средний (второй из трёх) этап артикуляции звука, нахождение органов речи в состоянии, необходимом для произнесения данного звука.

ГАПЛОЛОГИЯ - один из видов комбинаторных изменений звуков; выпадение вследствие диссимиляции одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов. Чаще возникает в сложных словах: знаменосец < знаменоносец, трагикомедия < трагикокомедия, реже на стыке основы и суффикса: розоватый < розововатый.

ДЕФОНОЛОГИЗАЦИЯ - превращение разных фонем в позиционные варианты одной фо-немы, утрата смыслоразличительного характера какого-либо признака. Например, различие долгих и кратких гласных для латыни - фонологически существенный признак, который был утрачен во французском языке. Противоположна фонологизации.

ДИАХРОНИЯ - историческое развитие языковой системы как предмет исследования, изу-чение языка во времени, в процессе его развития на временной оси. Соотносится с понятием синхронии.

ДИССИМИЛЯЦИЯ - один из видов комбинаторных изменений звуков; (от лат. dissimilatio - расподобление) расподобление артикуляции двух и более одинаковых или подобных зву-ков в пределах слова, утрата ими общих фонетических признаков. Противоположна ассими-ляции. Диссимиляция возникает между звуками одного типа (гласный с гласным, согласный с согласным) и обычно бывает направлена на облегчение произношения. Если расподобля-ются смежные звуки, возникает контактная Д.: прост. "бонба" вм. лит. "бомба". Расподоб-ление звуков, разделённых другими звуками, называется дистактной Д.: "верблюд" < "велблюд". Если последующий звук расподобляется с предыдущим, то это прогрессивная Д. (прост. "пролубь" вм. "прорубь"). Если же расподобляется предыдущий с последующим - регрессивная (прост. "колидор" вм. "коридор").

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ФОНЕМ (различительные признаки) - обобще-ние артикуляционных и акустических свойств звуков, выполняющих смыслоразличитель-ную роль в данном языке. Фонема представляет собой пучок дифференциальных признаков. Так, в русском языке дифференциальными будут, например, для фонемы [д] признаки: 1) способ образования (взрывной [д] противопоставлен фрикат. [с]: дом - сом); 2) место обра-зования (переднеяз. зубной [д] противопоставлен заднеязычному [к]: дом - ком); 3) глухость - звонкость (звонкий [д] противопоставлен глухому [т]: дом - том); 4) мягкость - твёрдость ([д] противопоставлен [д"]: до ма - Дёма).

ДИЭРЕЗА - один из видов комбинаторных изменений, выпадение звука при произношении слова: "честный">[ч"есный], "грустно" > [груснъ].

ЗВУК (как физическое явление) - результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.

ЗВУК РЕЧИ - минимальная, неделимая, незначащая единица человеческой речи, вычле-няемая в результате последовательного деления звуковой цепи слова. С точки зрения арти-куляции звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз: речевого акта: экскурсии, выдержки и рекурсии.

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ФОНЕМ - неразличительные признаки фонем в данном языке. Например, в русском языке интегральным для гласных будет признак долготы / крат-кости, напротив, в английском или лат. яз. этот признак дифференциальный. Для русских согласных интегральным является признак придыхательности / непридыхательности.

КОМБИНАТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ - фонетические изменения звуков, возникающие в результате влияния звуков друг на друга в потоке речи. Основная причина К.И. - артикуля-ционная связанность звуков, приводящая к тому, что рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (началом артикуляции) последующе-го. Вследствие этого происходят качественные изменения: артикуляция, характерная только для одного звука, распространяется и на другие, например, смягчается согласный перед мягким (кость). Основные виды - ассимиляция, диссимиляция, аккомодация. На базе асси-миляции и диссимиляции могут происходить другие К.И.: эпентеза, диэреза, гаплология, метатеза.

МЕТОДЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ подразделяются на общие и частные. Общие методы -определённые теоретические установки, приёмы исследования языка, связанные с определённой лингвистической теорией. Собственные методы языкознания появились в 19 веке, первый общий метод - сравнительно-исторический, также к общим относятся сопоставительный, описательный, структурный методы, интерпретация текста. Частные методы - отдельные приёмы, методики, инструмент для исследования того или иного аспекта языка (статистический метод, метод компонентного анализа, экспериментальные методы в фонетике, лингвогеографический метод и др.).

МЁРТВЫЙ ЯЗЫК - язык, вышедший из употребления и известный на основании письмен-ных памятников или записей, сделанных в то время, когда они были живыми. Например, санскрит, литературный и кастовый жреческий язык Др. Индии, старославянский, литера-турный и церковный язык славян, туземные языки индейцев, коренного населения Австра-лии. Мертвые языки часто сохраняются в живом употреблении в качестве языка культа: коптский язык как язык богослужения у христиан-египтян, латинский - в католической церкви. В исключительных случаях возможно превращение мёртвого языка в разговорный, живой, как это произошло с ивритом в Израиле.

МЕТАТЕЗА - один из видов комбинаторных изменений звуков; взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова. Возникает при усвоении новых слов (связана с психоло-гической особенностью восприятия: количество и качество следующих друг за другом эле-ментов улавливаются скорее и легче, чем их последовательность), поэтому чаще встречает-ся при заимствованиях (рус. Фрол < лат. Flor), в просторечии и диалектах (ведмедь < мед-ведь, раболатория < лаборатория), в детской речи.

ОККАЗИОНАЛИЗМ - от лат. оccasio - "случай". Это слово или оборот, употреблённый говорящим один раз, для данного случая, это значение, приданное слову в конкретном кон-тексте речевого употребления. В окказионализме всегда на первый план выходит его ненор-мативность, ситуативность. Как правило, причиной появления окказионализма становится желание автора выразить какое-то определённое значение (иногда совместить несколько значений), которое невозможно выразить уже имеющимися языковыми средствами Приме-ры окказионализмов: молоткастый (Маяк.), кленёночек (Ес.), волчею (Цвет.), бездарь (Севе-рянин). Выделяются лексические, морфологические, семантические и др. виды ок-мов. Ок-мы характеризуются определёнными признаками и своеобразием функций.

ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ - фонетические изменения звуков, возникающие в зави-симости от позиции звука в слове. Для гласных это позиция по отношению к ударению: в безударных слогах (то есть в слабой позиции) происходит редукция; для согласных - оглу-шение на конце слова (гриб - [гр"ип]).

ПРАЯЗЫК - (язык-основа) - язык, из диалектов которого произошла группа родственных языков. Напр., праславянский - язык, являющийся предком всех славянских языков; праин-доевропейский - индоевропейских, разг. латынь - для романских. Праязык восстанавливает-ся методом реконструкции, использующей данные известных языков. В некоторых случаях удаётся использовать письменные свидетельства (латынь как праязык романских языков). Согласно гипотезам моногенеза, все языковые семьи мира сводятся к праязыкам нескольких макросемей, а они, в свою очередь, - к диалектам одного праязыка Homo sapiens, существо-вавшего со времени его появления (100 - 30 тыс.лет назад). Праязыки отдельных макросе-мей существовали 20 -10 тыс. лет назад.

ПРОТЕЗА - появление добавочного звука в абсолютном начале слова. В качестве протетических согласных выступают [v],[j],[г фрикат.]: рус. "восемь" - ср. болг. "осъм", лат. "octo"; рус. "ягнёнок" - ср. стрсл. "агнец". В качестве протетических гласных - [i],[e]: диал. ишла (шла), Ильвовна (Львовна), франц. esprit < лат. spiritus.

РЕДУКЦИЯ - (от ср.-лат. reductio - уменьшение, сокращение) - изменение артикуляцион-ных и акустических характеристик гласного звука, вызванное сокращением его длительно-сти или ослаблением напряженности, в безударных слогах. Все безударные гласные харак-теризуются как гласные с недовыполненной артикуляторной программой. Различают коли-чественную редукцию и качественную. Количественная - это уменьшение длительности звука без изменения его тембра. Количественной редукции в русском языке подвергаются гласные у, ы. Качественная редукция - это не только сокращение длительности звука, но и изменение его тембра. Качественной редукции подвергаются гласные а, о, э в безударных слогах: "солнце" - [сонцъ], "ива" - [ивъ]. Отсутствие редукции воспринимается как откло-нение от литературной нормы (в русском языке; во франц., например, редукция безударных гласных практически отсутствует).

РЕКУРСИЯ - последний из трёх этапов артикуляции звука, переход к артикуляции сле-дующего звука или переход к нейтральному положению.

РЕЧЬ - конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под РЕЧЬЮ понимают как сам про-цесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения). РЕЧЬ обычно рассматривается через противопоставление её языку. РЕЧЬ и язык образуют нераз-рывную целостность: РЕЧЬ есть воплощение языка, который обнаруживает себя в речи и только через неё выполняет своё коммуникативное назначение. РЕЧЬ конкретна и неповто-рима в противоположность абстрактности и воспроизводимости языка; она актуальна, язык потенциален; РЕЧЬ развёртывается во времени и пространстве, она материальна (состоит из знаков, воспринимаемых органами чувств), язык абстрактен; РЕЧЬ активна, изменчива, ди-намична - язык пассивен, устойчив, статичен. РЕЧЬ линейна, язык имеет уровневую органи-зацию; РЕЧЬ субъективна, принадлежит конкретному индивиду, язык - достояние общества. РЕЧЬ ситуативно обусловлена, язык не зависит от ситуации. РЕЧЬ допускает элементы слу-чайного и ненормативного, язык характеризуется упорядоченностью и регулярностью.

СЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ - отрезки звуковой цепи, выделяемые различными фонетиче-скими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фоне-тическое слово, слог и звук. Фраза - отрезок речи, объединённый особой интонацией и фразовым ударением и заключённый между двумя достаточно длительными паузами. Фраза членится на речевые такты. Речевой такт (фонетическая синтагма) тоже характеризуется особой интонацией и тактовым ударением, но паузы между тактами не обязательны, они ко-роче межфразовых пауз. Допустимы варианты в членении фразы на такты в зависимости от смысла, который вкладывает в высказывание говорящий. Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово - это отрезок речевой це-пи, объединённый одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Например, следующая речевая цепь членится на фразы (//), такты (/): Бричка бежит, / а Егорушка видит всё одно и то же / - небо, / рав-нину, / холмы-// Над поблекшей травой / от нечего делать / носятся грачи, // все они по-хожи друг на друга/ и делают степь / ещё более однообразной // (А.П. Чехов). Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (слогообразующий), остальные неслоговые (неслогообразующие). Существует несколько теорий слога. Слог - сочетание звуков, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха (экспиратор-ная теория). Слог - волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный - слоговой звук, остальные звуки неслого-вые.

СИНХРОНИЯ - 1) состояние языка в определённый момент его развития, на определённом хронологическом срезе (напр., современный русский язык; классический латинский язык) ; 2) изучение языка в указанном состоянии. Понятие СИНХРОНИИ было введено Ф. де Сос-сюром вместе с понятием диахронии.

СУБСТИТУЦИЯ - замена одного звука другим, происходит, например, при заимствовании в случае отсутствия в заимствующем языке какого-либо звука: рус. "парус" < греч. "Faros", рус. "Степан" < греч. "Stefanos", диал. "квасоля" < "фасоль".

СУПРАСЕГМЕНТЫЕ ЕДИНИЦЫ - (просодические) - единицы, благодаря которым меньшие сегментные единицы объединяются в более крупные (звуки - в слоги, слоги - в слова и т.д.). Накладываются на сегментные единицы. К супрасегментным (суперсегмент-ным, сверхсегментным) единицам относятся ударение и интонация. Интонация - единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тем-бра произнесения. Является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Ударение - выделение в речи той или иной единицы в последовательности од-нородных единиц с помощью фонетических средств.

ТРИ АСПЕКТА В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ РЕЧИ - Фонетика различает в звуке три аспек-та: акустический (физический), артикуляционный (биологический) и функциональный (соб-ственно лингвистический). Акустический рассматривает физические характеристики звука (высоту, частоту, тембр и т.д.), необходимые для его восприятия слуховым аппаратом чело-века. Артикуляционный изучает образование звуков в речевом аппарате. Функциональный рассматривает звук как элемент системы, служащей для воплощения слов в материальную форму, без чего общение невозможно; при этом на первый план выступает смыслоразличи-тельная роль звуковых единиц.

УЗУС - установившаяся практика, обыкновение. Языковой узус - употребление слов, форм, закрепившееся в речи (значение слова, которое известно всем, формы слова, его словообра-зовательная структура), это то, что известно всем. Противопоставлен окказиональному.

УРОВНИ ЯЗЫКА - некоторые "части" языка, подсистемы общей языковой системы. Для уровня характерен набор определённых единиц и правила, которые регулируют использова-ние этих единиц. (Фонемный ур. - ед. фонема; морфемный - морфема; лексический - слово; синтаксический - предложение). Для языковых уровней характерна иерархичность: единицы одного уровня могут сочетаться только с себе подобными, но, сочетаясь, образуют единицы следующего уровня (фонема+фонема=морфема; морфема+морфема=слово и т.д.).

ФОНЕМА - минимальная незначимая единица языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц - морфем и слов. Основная функция фонемы - смыслоразличительная. Фонемы в системе языка находятся в отношениях оппозиции (противопоставления) друг с другом. Основанием оппозиций служат дифференциальные (различительные) признаки. Фонема как абстрактная единица противопоставляется звуку как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется в речи. Одной фонеме могут соответствовать несколько реализаций (аллофонов). Каждый аллофон соотносится с определённой позицией, разные аллофоны не встречаются в одной позиции. Например, фонема [о] может быть представлена в виде звуков [о] - под ударением: [вО ды], [а ] - в первом предударном слоге или в абсолютном начале слова: [в дА ], [ъ]- в заударных слогах, во втором, третьем и т.д. предударных: [въд вО с] ("водовоз"). Совпадение двух фонем в одном звуке называется нейтрализацией. Нейтрализация возможна в слабых позициях (для гласных это безударная позиция, для согласных - конец слова): [пруТ] - "пруд" и "прут" - в звуке [т] нейтрализуются фонемы [д] и [т].

ФОНЕТИКА - (от греч. рhonetikos - звуковой, голосовой) - раздел языкознания, изучаю-щий звуковую сторону языка. Ф. материальную сторону своего объекта: работу речевого аппарата и акустические характеристики звуков, а также восприятие их носителями языка. Ф. связана с анатомией и физиологией, а также акустикой. Выделяют общую и частную фо-нетику. Общая изучает условия звукообразования, исходя из возможностей произноситель-ного аппарата человека, а также анализирует акустические особенности звуковых единиц, создаёт универсальные классификациизвуков речи и др. Частная Ф. рассматривает все ука-занные проблемы применительно к конкретному языку.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ - см. СЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ, СУПРАСЕГМЕНТЫЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНОЛОГИЗАЦИЯ - процесс превращения позиционных вариантов одной фонемы в са-мостоятельные фонемы. В праслав. яз. [к] и [ч] - это позиционные варианты: [к] произноси-лось перед гласными непереднего ряда, [ч] - перед гласными переднего ряда в результате первой палатализации. В совр. русск. яз. [к] и [ч] - разные фонемы (кот - чёт).

ФОНОЛОГИЯ - (от греч. рhone - звук и logos - слово) - раздел языкознания, изучающий звуки в функциональном аспекте: Ф. рассматривает различия и тождество звуковых элемен-тов языка. На первый план выступает их смыслоразличительная функция, которая связана с отличением (отождествлением) значимых единиц языка - слов и морфем.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА - роль (употребление, назначение) языка в данном обществе. Функ-ции языка представляют собой проявление его сущности, его природы и являются теми ха-рактеристиками, без которых язык не может быть самим собой. Главные функции языка - коммуникативная (быть важнейшим средством человеческого общения) и когнитивная (по-знавательная, связанная с сознанием, формированием мысли). Выделяют также эмоцио-нальную (быть средством выражения чувств и эмоций) , метаязыковую (быть средством ис-следования и описания языка в терминах самого языка). Остальные функции являются част-ными, производными от главных, с которыми и соотносятся. К коммуникативной функции относятся контактоустанавливающая (фатическая), конативная (усвоения), волюнтативная (воздействия), а также аккумулятивная, функция хранения и передачи самосознания и тра-диций. С когнитивной совмещаются номинативная и нек. др. С эмоциональной - поэтиче-ская. Также выделяются этническая функция (быть средством общения в определённом эт-носе), магическая (создавать заговоры, заклинания и т.п.) и др.

ЭКСКУРСИЯ - начальный (первый из трёх) этап артикуляции звука, переход органов речи в состояние, необходимое для производства данного звука.

ЭПЕНТЕЗА - один из видов комбинаторных изменений звуков; возникновение в слове (чаще всего вследствие диссимиляции) дополнительного, неэтимологического звука (со-гласного или гласного). Э. возникает при освоении заимствований с несвойственными род-ному языку сочетаниями звуков. Например, нехарактерные для русского языка зияния (сте-чения гласных) приводят к появлению [j] Персия < Persia. Чаще встречается в ненормиро-ванной речи (простор., диал., детск.): радиво, страм.

ЯЗЫК - основной объект изучения языкознания. Термин "ЯЗЫК" имеет два взаимосвязанных значения: 1) ЯЗЫК - социально закреплённая система объективно существующих определённых знаков и правил их употребления. ЯЗЫК в этом значении - это абстрактное представление о едином человеческом языке, в котором сосредоточены универсальные свойства всех конкретных языков; 2) конкретный ЯЗЫК, то есть некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме в некоторое время и в некотором пространстве. Конкретные языки - это многочисленные реализации свойств языка вообще. Основное свойство ЯЗЫКА - его социальная предназначенность, то есть он как знаковая система существует прежде всего не для отдельного индивида, а для определённого социума. Сущность языка раскрывается в его функциях.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ (ЛИНГВИСТИКА) - наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как об индивидуальных его представителях. Относится к социальным (гуманитарным) наукам. Выделяются разделы языкознания: общее Я. и частное Я. Общее Я. занимается свойствами, присущими любому языку, устанавливает языковые универсалии (например, рассуждает о функциях языка, устанавливает разницу между гласными и соглас-ными, выясняет, как связаны слово и предмет действительности, который этим словом обо-значается, решает, что такое грамматическое значение и т.д.). Частные разделы Я. выделя-ются в зависимости от языка или группы родственных языков, которые изучаются этим разделом (русистика, японистика, тюркология), или же в зависимости от уровня языка, изучению которого посвящён данный раздел (фонетика, лексика и т.д.).

Традиция формирования концепции частей речи в разных языках мира насчитывает многовековую историю. Принципы выделения частей речи - одна из наиболее дискуссионных проблем общего и русского языкознания.
Начиная с первых известных грамматик и даже раньше, ещё задолго до того, как возникло языкознание как специальная научная дисциплина, классификации слов носили скорее логико-семантический и философский, чем грамматический характер. В связи с бурным развитием в Древней Греции философии и риторики у учёных возник интерес к различным сторонам языка, в частности к вопросу о характере связи между словом и обозначаемым им предметом. Первоначально стали различать два класса слов. Так, Платон в V - IV вв. до н.э. вычленил в своих философских диалогах такие компоненты, как субъект и предикат, ассоциирующиеся с именем и глаголом.

Чуть позже античные учёные (а индийские - почти одновременно с Платоном) стали различать четыре специфических по своей семантике разряда. Индийская лингвистика развивалась по совершенно особому пути, далеко не всегда сходному с европейскими, во многом предвосхищая лингвистические идеи, которые стали разрабатываться в европейской лингвистике лишь в наше время. Но и у древних индийцев выделялись классы, разряды слов. Так, в V - IV вв. до н.э. древнеиндийские грамматики Яска (применительно к чтению и толкованию сакральных текстов) и Панини (применительно к нормам санскрита) выделяли четыре класса слов: 1) имя, 2) глагол, 3) префикс-предлог, 4) союзы и частицы. Грамматика Панини состоит из множества кратких стихотворных правил (сутр) и очень не похожа на европейские грамматики с их таблицами парадигм. Использовано понятие «части речи» и в развивавшейся позже, в конце первого тысячелетия нашей эры, арабской грамматике, испытавшей на себе влияние греческой и индийской грамматических систем.

Аристотель в IV веке до н.э. различал такие «части словесного изложения», как имя, глагол, член, союз (или связка), правда, причисляя к ним на равных правах также отдельные звуки, слог и «падеж», т.е. форму имени и глагола, отличную от исходной. Все разряды слов Аристотель разделял на «значащие» (имя и глагол) - и «незначащие» (все остальные).
Учение о частях речи в Древней Греции было продолжено стоиками (III - I вв. до н.э.), которые выделили пять частей речи: 1) имя собственное, 2) имя нарицательное, 3) глагол, 4) союз (собственно союз и предлог), 5) член (местоимение и артикль). Достижением стоиков, утраченным после прекращения их традиции, следует считать различение в имени «имени» в собственном смысле, имени индивида, и общего, или нарицательного, имени, вполне соответствующее современным логическим представления [Степанов 1985].

Дальнейшие наблюдения над лексикой позволили позже дифференцировать уже восемь классов слов. Впервые это сделали представители александрийской школы филологи Аристарх Самофракийский и его ученик Дионисий Фракийский (II - I вв. до н.э.), которые, основываясь на морфологических и синтаксических признаках слов, выделили в «Грамматике» такие « partes orationis »: 1) имя, 2) глагол, 3) причастие, 4) член (артикль), 5) местоимение, 6) предлог, 7) наречие и 8) союз. Аполлоний Дискол (II в. до н.э.) установил иерархию частей речи и определил их свойства и функции. Таким образом, у александрийских учёных грамматические свойства слов заняли полноправное место при классификации частей речи.
Дионисий Фракийский, полемизируя со стоиками, отказывается от резкого разделения имён на собственные и общие (нарицательные) и рассматривает и те и другие, пользуясь термином Аристотеля, как сущности; собственное имя у него есть обозначение «особой сущности», а общее имя - обозначение «общей сущности». В этом заключается разрыв с традициями стоиков и оформление философии имени как «философии сущности» [Степанов 1985].

В I веке до н.э. римская грамматика Варрона для деления слов на классы использовала формальный критерий - наличие или отсутствие у слов форм падежа или времени. Таким образом, имя (существительное, прилагательное, числительное, местоимение) - это слово, которое имеет падеж и не имеет времени, глагол - слово, которое имеет время и не имеет падежа, причастие имеет и то и другое, а наречие не имеет ни того, ни другого.

В середине I века н.э. в «Грамматическом руководстве» Палемона впервые было выделено междометие как самостоятельная часть речи и исключён отсутствующий в латинском языке артикль.
В средневековой Европе была сохранена грамматическая модель поздней античности, представленная в трудах Проба и Доната (IV век н.э.) и в «Курсе грамматики» Присциана (VI век), к которой Пётр Гелийский в середине XII века дал комментарий, ставший существенным вкладом в грамматическую теорию. Не исключено, что именно Петром Гелийским было впервые осуществлено разграничение имён на существительные и прилагательные.
В середине XVII века в знаменитой школе аббатства Пор-Рояль французский философ и филолог А. Арно подготовил совместно с П. Николем учебник логики (известный позже как «Логика Пор-Рояля»), а вместе с К. Лансло «Grammaire G énérale et Raisonné e », которую принято называть «Грамматикой Пор-Рояля». Концепции обеих книг исходили из принципов рационализма (направления в гносеологии, противоположного эмпиризму). Философские взгляды Арно, Лансло и Николя были близки к учению Р. Картезия-Декарта. Это учение признавало единственным критерием истинности только логическую правильность умозрительных построений, приводящих к этой истине, а не проверку её наблюдением и опытом. Схоластически описанные латинские категории (число, падеж, лицо и др.) воспринимались как «естественные», «логические», соответствующие незыблемым и единым (всеобщим) законам разума. Ars grammatica понималось у Арно и Лансло как искусство правильно «выражать свои мысли посредством знаков, которые люди изобрели в этих целях» (здесь обнаруживалось прямое продолжение античных концепций и средневекового учения номиналистов). В «Грамматике Пор-Рояля», которая по своим установкам и методам была фактически философским введением в изучение логики языков, впервые излагалось учение о членах предложения отдельно от учения о частях речи. Но само предложение понималось как выражение при помощи слов логического суждения (законы которого едины для всех языков). Такой априорный подход казался удобным при преподавании. К грамматикам подобного рода приспосабливалось школьное обучение, и можно сказать, что во многих странах до сих пор в школьной практике эти рационалистические традиции господствуют [Широков 2003].

В целом система частей речи, выделенная на материале древнегреческого и латинского языков, была принята позже и в славянских грамматиках. Восемь частей речи (до XIX века использовался термин «часть слова») сохраняются и в грамматиках Лаврентия Зизания (1596 г.), и Мелетия Смотрицкого (1619 г.), однако Лаврентий Зизаний вслед за греческими образцами сохранил артикль («различие»), а Мелетий Смотрицкий, следовавший за римскими предшественниками, исключил артикль, но ввёл междометие.


Таким образом, учение о частях речи возникло в совершенно различных грамматических школах. Можно думать, что появление этого учения, принятие его в русских грамматиках было обусловлено не только использованием античной грамматической традиции, но и некоторыми объективными факторами, содержащимися во многих, если не во всех языках мира, а в частности и в русском языке.

Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т. е. выделение в лексике языка определенных групп или разря дов, характеризуемых теми или иными грамматическими признаками, и лексико-грамматические разряды (классы) слов, на которые разделяются слова языка на основании признаков: семантический (существительное имеет обобщенное значение – предмет, прилагательное – качество, свойство и т.д.), грамматический, который подразделяется на морфологический и синтаксический (способ связи с другими словами, какую функцию это слово выполняет в предложении).
Грамматические категории, характеризующие слова той или иной части речи, не совпадают или не вполне совпадают в разных языках, но они в любом случае обусловлены общим грамматическим значением данного класса слов.
Начинать нужно с выделения более крупных классов слов, чем отдельные части речи. Это прежде всего уже не раз встречавшиеся нам классы знаменательных и служебных слов, охватывающие каждый по нескольку частей речи традиционной схемы.
Внутри класса знаменательных слов прежде всего выделяются слова-названия и указательно-заместительные слова. Особое место в ряду знаменательных слов занимают междометия - слова, слу жащие выразителями эмоций (ай, ой, ба, тьфу, ура, дудки) или сигналами волевых побуждений (эй, алло, цыц, брысь, стоп). Для междо метий характерна синтаксическая обособленность, отсутствие формальных связей с предшествующим и последующим в потоке речи.
Отдельную группу, промежуточную между знаменательными и служебными словами, составляют «оценочные», или модальные слова, выражающие оценку достоверности факта (несомненно вероятно, по-видимому, кажется, как будто, может быть, вряд ли едва ли и т. п., также говорят, слыхать, якобы и др.) либо оценку его желательности или нежелательности с точки зрения говорящего (к счастью, к сожалению, на беду и др.). Модальные слова использу ются в предложении в качестве вводных элементов.
Имя существительное вы ражает грамматическое значение предметности.Первичные синтаксические функции существительного - функции подлежащего и дополнения. Существительные используются также в качестве сказуемого (в ряде языков они выступают при этом в осо бой предикативной форме), в качестве определения к другому существительному, иногда обстоятельства. Типичными грамматическими категориями существительного являются падеж и число.
Категория падежа выражается с помощью аффиксов либо с помощью аналитических средств - предлогов (или послелогов) и порядка слов. В принципе она многочленна, хотя система аффик сального выражения падежа может состоять всего из двух членов (например, в английских существительных: общий падеж с нулевой флексией - притяжательный падеж с флексией -s), а может и вовсе отсутствовать. Содержание категории падежа составляют разнооб разные отношения между существительным и другими словами в предложении, своеобразно отражающие отношения между реальными предметами, предметом и действием и т. д.
Категория числа выражается аффиксацией, редупликацией и другими средствами. Содержание категории числа составляют количественные отношения, отраженные сознанием человека и формами языка. В языках мира кроме единственного и множественного встре чается двойственное, иногда тройственное число, множественное небольшого количества, собирательное множественное и т. д. С дру гой стороны, в некоторых языках выражение числа в существитель ном вообще необязательно.
Из других грамматических категорий существительного широко распространена категория определенности/неопределенности (обычно выражаемая артиклем, который может быть слу жебным словом, как в английском, французском, немецком, древнем и современном греческом, арабском, или же аффиксом - как опре деленный артикль скандинавских языков, румынского, болгарского, албанского). Неопределенность может выражаться отсутствием артикля (например, в болгарском) или специальным неопределенным артиклем. В языках, не имеющих определенности/неопределенности как развитой грамматической категории, выражение соотв. категории выражают различные типы отношений между временем действия и моментом речи, а иногда между временем действия и каким-то другим моментом, помимо момента речи. В последнем случае мы имеем дело со специальными «относительными временами» (такими, как плюс квамперфект - прошедшее, предшествующее другому прошедшему, будущее предварительное», «будущее в прошедшем» и т. п.) либо с относительным употреблением «основных» времен (Ему показалось, что в доме кто-то ходит, где форма настоящего времени выражав одновременность действию главного предложения показалось). Особо выделяют переносное употребление времен, например распространен ное во многих языках «настоящее историческое» в рассказе о прошлом (Иду я вчера по улице...).
Категория наклонения выражает отношение действия, обо значенного глаголом, к действительности, а в ряде случаев - к воле и желанию, иногда к личному опыту говорящего. Соответственно различают наклонение реальности - изъявительное (индикатив) и те или иные противопоставленные ему граммемы, представляющие глагольное действие как вовсе нереальное или как возможное, пред. полагаемое, допустимое, обусловленное в своем осуществлении дру гим действием; как желательное и даже прямо требуемое от адресата речи либо как запрещаемое и т. д. Прямое побуждение к действию во многих языках выражается формами императива (повелительного наклонения). Более разнообразен состав, функции и номенклатура других «наклонений неполной реальности».
К наклонениям можно отнести специальные вопросительные и отрицательные формы глагола, например в английском языке - аналитические вопросительные и отрицательные формы со вспомога тельным глаголом to do (Do you speak English? "Говорите ли вы по-английски?").
Категория залога тесно связана со структурой предложения. В ряде языков выступает система двух противопоставленных залогов - актива и пассива. Активом, или действительным залогом, называется такая форма гла гола, при которой подлежащее соответствует действующему лицу («Рабочие строят дом»), а пассивом, или страдательным залогом,- такая, при которой подлежащее, напротив, соответствует объекту действия («Дом строится ра бочими», «Дом строится», «Дом был построен» и т. п.) или - в неко торых языках - также адресату (англ. «Не is given a book» "Ему дали книгу").
Особое место среди глагольных категорий занимает грамматиче ская категория вида, противопоставляющая друг другу разные типы протекания и распределения действия во времени. Так, в рус" ском и в других славянских языках противопоставлены совершенный вид (решил, взобрался), выражающий действие как неделимое целое (обычно действие, достигающее своего предела), и несовершенный вид (решал, взбирался), выражающий действие без подчеркивания его целостности, в частности направленное к пределу, но не достигающее его, действие в процессе протекания или повторения, непредельное (имел), общее понятие о действии и т. д. В английском языке противопоставлены конкретно-процессный вид (Progressive), например he is writing "он пишет в данный момент", и общий вид-he writes ‘он пишет вообще".
Будучи сказуемым, глагол всегда, как было отмечено, соотносится с «действующим лицом», а в известных случаях - и с другими «ли цами» в предложении. Если соотнесенность с различными лицами выражается в самом глаголе тем или иным формальным различием, мы говорим, что глагол имеет категорию лица (в широком смысле, включая число, а также род и грамматический класс). На личие глагольной категории лица иногда делает ненужным подлежа щее (так, в пойду, пойдешь и так ясно, кто выполняет данное дей ствие). При использовании же подлежащего глагол, имеющий кате горию лица, согласуется с подлежащим в лице и числе.
Причастие совмещает свойства глагола и прилагатель ного, представляют действие как свойство предмета или лица. Деепричастие совмещает свойства глагола и наречия. Дее причастие называет действие как признак, характеризующий другое действие («сказал смеясь», «сидел ссутулившись»).
Наречие по его грамматическому значению определяют как «признак признака».

Ч а с т и речи - это наиболее общие классы слов, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями (инвентарем словоформ и парадигм, особенностями словообразования) и синтаксическими функциями. Части речи, охватывая всю лексику языка, не на все слова в равной мере распространяют все свои особенности,- да и особенности эти различны с точки зрения выявления существенных свойств части речи и установления ее отличительных признаков. Части речи делятся на два основных класса - з н а м е н а т е л ь н ы е с л о в а и с л у ж е б н ы е с л о в а. Знаменательные слова могут быть членами предложения (в том числе одним единственным членом предложения) и обозначают отдельные понятия; служебные слова не являются отдельными членами предложения и обозначают понятия, которые являются значениями

знаменательных слов, образуя аналитические формы, словосочетания и предложения. Следовательно, различие между знаменательными и служебными словами функционально-грам-

матическое: они отличаются назначением, типом значения и словообразовательными свойствами.

Основными частями речи являются и м е н а и г л а г о л ы. Они - необходимые компоненты предложения; они образуют два основных разряда лексики, имеют свои словообразовательные

средства и словообразовательные модели, морфологические особенности.

И м е н а обозначают предметы и их постоянные признаки. Поэтому имена делятся на имена с у щ е с т в и т е л ь н ы е и имена п р и л а г а т е л ь н ы е; существительные обозначают

предметность и выступают в предложении в позиции подлежащего и дополнения; поэтому имена существительные могут изменяться по падежам, образуя падежные формы и предложно-падежные

сочетания (или падежные и послелоговые сочетания). Прилагательные обозначают признаки предметности, выступают в словосочетании и предложении определителями имени существительного, имеют особые аффиксы словообразования и степеней сравнения. В некоторых языках прилагательные согласуются с именем существительным, принимая его категории, как в

русском языке; в других языках они примыкают к определяемому существительному, не принимая его категорий, как, например, втюркских языках. Особую, лексически замкнутую группу образуют имена числительные, выделяясь в некоторых языках в отдельную часть речи.

Г л а г о л ы обозначают действия и состояния; они делятся на спрягаемые глаголы и

неспрягаемые глагольные формы. Собственно глаголы обозначают действие, изменяющееся во времени, и выступают в предложении в позиции сказуемого; поэтому глаголы могут изменяться по временам и лицам, образуя личные и временные формы глагола - простые и составные.

Глаголы имеют словообразовательные модели, уточняющие действие как активное и пассивное (состояние), совершенное и несовершенное; глаголы в ряде языков имеют формы залога,

аспекта и вида. Среди неспрягаемых форм глагола прежде всего необходимо назвать п р и ч а с т и я, совмещающие свойства глагола и прилагательного, а также и н ф и н и т и в ы, г е р у н д и и и

д е е п р и ч а с т и я. Все они образуют гибридные лексико-грамматические группы слов, которые в отдельных языках выделяются в особые части речи. В систему глагольных форм в ряде языков включаются б е з л и ч н ы е г л а г о л ы, безл и ч но-п р е д и к а т и в н ы е с л о в а (типа русских жаль, стыдно и т. п.), в е р б о и д ы типа прыг, скок и т. п.

Части речи разных языков. Третий принцип теории частей речи историко-типологический. Он состоит в признании того, что универсальным и постоянным является факт самого наличия

частей речи. Что же касается состава частей речи, их признаков, то они исторически подвижны и различны не только в языках разных типов, но также и в родственных языках, в том числе в

близкородственных. Различны по языкам и такие основные части речи, как имя и г л а г о л. Например, имя существительное есть в русском и татарском языках. Общим свойством этой части речи является то, что существительные имеют значение предметности, специальные

суффиксы словообразования, изменяются по числам и падежам. Однако и состав суффиксов, и образование форм числа и падежа обнаруживают заметные отличия. Так, в русском языке есть 6

падежей, в татарском тоже 6, но иные: основной (именительный), притяжательный (родительный), направительный, винительный, исходный, местно-временной. Русское существительное имеет род,

в татарском языке его нет; зато в татарском языке у существительных есть категория притяжательное, например: ат - лошадь, атым - моя лошадь. Своеобразие частей речи в разных языках не отрицает их универсальности; это своеобразие требует только того, чтобы при

описании каждой части речи конкретного языка учитывались не только его типологические и универсальные свойства, но и конкретные своеобразие и индивидуальность, характерные для

данного языка. Общие свойства отдельных языков проявляются очень своеобразно и даже противоположно: в русском языке сохраняется сложная система падежных форм, в английском -

временных форм глагола.

9. Синтаксис как учение о связной речи. Проблема определения предложения. Основные признаки предложения .

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий построение связной речи и включайщий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложение.

Оно является основной коммуникативной единицей языка и речи. Предложение как образец принадлежит языку, его реализация принадлежит речи. Предложение является в то же

время наиболее сложной единицей, в которой функционируют слова, словоформы и словосочетания. Иначе говоря, предложение является их минимальным контекстом, хотя само по себе имеет собственную структуру.

Двоякая обращенность предложения - к языку, его системе и норме, а с другой стороны - к речи, контексту и ситуации - делает его принципиально двухаспектной единицей.

Поэтому предложение и рассматривается с этих двух точек зрения

К о н с т р у к т и в н о й и к о м м у н и к а т и в н о й, а сам термин становится двузначным.

Предикативность как семантико-синтаксическое и коммуникативное свойство предложения имеет, в свою очередь, две стороны - формально-логическую и модально-смысловую. Иногда эти два свойства рассматривают как два аспекта предложения, называя первое свойство предикативностью, а второе - м о д а л ь н о с т ь ю. Семантически предикативность проявляется в наличии соотношения модели предложения с такой формой мысли, как с у ж д е н и е (п р о п о з и ц и я) . Как суждение имеет два основных компонента - с у б ъ е к т и п р е д и к а т (или

а т р и б у т) , так и предложение имеет два главных члена предложения - п о д л е ж а щ е е и с к а з у е м о е: Человек идет; Человек добр. Как семантическая структура предложения, так и

особенно его формальное строение могут отличаться от структуры суждения, соотносясь с ним опосредованно, непольс и избыточно. В е р б а л и з а ц и я субъектно-предикатной формы мыс"

порождает д в у с о с т а в н ы е предложения номинативного строя. Однако смысловая структура предложения и ее логическая характеристика и в этом случае не тождественны. Так, в предложениях Человек идет; Дом построен.

10. Понятие о словосочетании. Проблема природы словосочетания .

Словосочетание как синтаксическая единица является синтаксической формой, наделенной определенным синтаксическим значением. С л о в о с о ч е т а н и е - это типовое соединение словоформ, характерное для того или иного языка. Словосочетание является частью предложения, но оно существует и до предложения, представляя собой строительный материал для предложения и основу для создания составного наименования. Поэтому словосочетания необходимо отличать от сочетаний слов и от составных членов предложения. Например, железная дверь, деревянный дом, песчаная насыпь - разные сочетания слов, но один тип - атрибутивного субстантивного словосочетания, построенного на синтаксической связи согласования. Эти сочетания слов и этот тип словосочетания могут быть использованы для образования наименования (ср.железная дорога) и построения предложений, ср.: Железная дверь - не деревянный дом, не горит; Железная - дверь, деревянный -дом.

Словосочетанием не является: грамматическая основа, однородные члены предложения, служебная часть речи + существительное, фразеологизм.

Основными видами синтаксических связей подчинительного типа являются с о г л а с о в а н и е, у п р а в л е н и е, п р и м ы к а н и е.

11. Формальное и актуальное членение предложения .

А к т у а л ь н ы м ч л е н е н и е м предложений называется смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения и установление между частями новых субъектно-предикатных

отношений. Выделенная часть предложения называется р е м о й высказывания, остальная часть - т е м о й высказывания". Средствами актуального членения являются порядок слов,

синтагматическое членение (по Л. В. Щербе) и постановка фразового ударения. Так, предложение Сейчас я пойду домой путем интонационно-смыслового членения может быть превращено в четыре фразы, имеющие одну и ту же позиционную модель предложения, одно и то же лексическое наполнение, но различное актуальное (смысловое) членение. Актуальному членению подвергаются все типы и виды предложений, в составе которых больше одного слова. Чем

больше слов в предложении (простом и сложном), чем сложнее его синтаксическая структура, тем больше возможностей его различной актуализации, тем сложнее сами правила актуального членения предложения.

Формальное членение разлагает состав предложения на его грамматические элементы; основными элементами формального членения предложения являются грамматический субъект и грамматический предикат.

II. Классификация языков

1. Типологическое языкознание. Понятие языковых универсалий. Типологическая (морфологическая) классификация языков.

Типологическая классификация языков возникла позднее попыток генеалогической классификации и исходила из иных предпосылок. Вопрос о «типе языка» возник впервые у романтиков. Романтизм – это было то идеологическое направление, которое на рубеже XVIII и XIX вв. должно было сформулировать идейные достижения буржуазных наций; для романтиков главным вопросом было определение национального самосознания. Именно романтики впервые поставили вопрос о «типе языка». Их мысль была такова: «дух народа» может проявляться в мифах, в искусстве, в литературе и в языке. Отсюда естественный вывод, что через язык можно познать «дух народа». На основе сравнения языков, проделанного В. Джонзом, Фридрих Шлегель сопоставил санскрит с греческим, латинским, а также с языками тюркскими и пришел к выводу: 1) что все языки можно разделить на два типа: флективные и аффиксирующие, 2) что любой язык рождается и остается в том же типе и 3) что флективным языкам свойственно «богатство, прочность и долговечность», а аффиксирующим «с самого возникновения недостает живого развития», им свойственны «бедность, скудость и искусственность». Разделение языков на флективные и аффиксирующие Ф. Шлегель делал, исходя из наличия или отсутствия изменения корня. Он писал: «В индийском или греческом языках каждый корень является тем, что говорит его название, и подобен живому ростку; благодаря тому, что понятия отношений выражаются при помощи внутреннего изменения, дается свободное поприще для развития... Все же, что получилось таким образом от простого корня, сохраняет отпечаток родства, взаимно связано и поэтому сохраняется. Отсюда, с одной стороны, богатство, а с другой – прочность и долговечность этих языков». При типологическом исследовании надо различать две задачи: 1) создание общей типологии языков мира, объединенных в те или иные группы, для чего недостаточно одного описательного метода, а нужно использование и сравнительно-исторического, но не на прежнем уровне младограмматической науки, а обогащенного структурными методами понимания и описания лингвистических фактов и закономерностей, чтобы можно было для каждой группы родственных языков построить ее типологическую модель (модель тюркских языков, модель семитских языков, модель славянских языков и т. д.), отметая все сугубо индивидуальное, редкое, нерегулярное и описывая тип языка как целое, как структуру по строго отобранным параметрам разных ярусов, и 2) типологическое описание отдельных языков с включением их индивидуальных особенностей, различением регулярных и нерегулярных явлений, которое, конечно, тоже должно быть структурным. Это необходимо для двустороннего (бинарного) сопоставления языков, например с прикладными целями перевода любого типа, включая и машинный перевод, и в первую очередь для разработки методики обучения тому или иному неродному языку, в связи с чем подобное индивидуально-типологическое описание для каждой сопоставляемой пары языков должно быть разным.