Как составить план дипломной работы. По какому алгоритму составляется план дипломного проекта? Рассмотрим образец

На заключительном курсе студентам кажется, что все самое страшное уже позади. Но они забывает (а точнее – даже еще и не знают, пока не начнут), что представляет собой написание дипломной работы. Одно чего стоит, чего уж и говорить обо всем другом…

Но прежде чем дойти до непосредственного написания работы, придется хорошенько поломать голову над тем, как правильно составить и написать план дипломной работы. Но так ли он нужен? Может быть, вполне можно обойтись и без него? Давайте разбираться.

Зачем нужен план диплома

План – это показатель того, насколько полно и всесторонне раскрыта тема работы, какие проблемы затронуты и в чем заключается актуальность.

К пятому году учебы студенты получают такую массу информации (полезной, а порой – и не очень), что едва ли она будет систематизирована и упорядочена в их головах. Мысли все время путаются, одна информация норовит заместить другую. И наличие одного лишь подвешенного языка и для сдачи диплома не спасут вас на защите.

Как не переборщить и написать такой диплом, в котором будет все необходимое и не будет ничего лишнего?

Именно для этого и нужен план. Он – это своего рода «график», который позволит вам соблюдать четкую последовательность ведения работ, структурировать ход собственных мыслей и донести до слушателей всю важную информацию в лаконичной форме.

Как составить план диплома: смотрим глубже

Работу над планом лучше всего начинать до написания любых частей дипломного проекта. Так вы сможете точно понять, какая информация и какие знания вам понадобятся, а какие отложить до лучших времен.

Вы можете составить план дипломной работы онлайн с помощью фирм или бесплатно (т.е. самому, а не с помощью чьих-то услуг), но вам все равно придется предоставить его на проверку научному руководителю. Только после учительского одобрения вы сможете приступить к непосредственному написанию работы.

Опытный глаз преподавателя определит, всю ли важную информацию вы собираетесь внести, и все это – лишь взглянув на план. И не стоит спорить, если он предложит что-то изменить. Прислушайтесь и выполните рекомендации: скорее всего, от этого работа только выиграет.

Чтобы знать, как писать план дипломной работы, нужно понять, какие задачи перед ним стоят:

  • раскрыть тему диплома полностью и всесторонне;
  • показать его актуальность и целесообразность;
  • подобрать оптимальную методологическую базу;
  • логично и последовательно изложить ход мыслей;
  • прийти к объективным выходам;
  • не забыть про прикладную часть (таблицы, схемы, рисунки и т.д.).

Лучше своевременно оговорить все спорные моменты, чтобы потом не жалеть о потраченном впустую времени. Впрочем, даже потерянное время не так страшно, как испорченное впечатление о готовой работе.

Структура плана диплома

Хотите разобраться, как писать план диплома? Тогда ознакомьтесь с методическими указаниями и стандартами, которые непременно следует соблюдать, если хотите положительную оценку на защите.

Кстати! Для наших читателей сейчас действуют привлекательные скидки10% на .

Чтобы работа пришлась по душе приемной комиссии, в план должны быть включены следующие пункты:

  1. Введение работы.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Доказательства научной новизны.
  5. Заключение.
  6. Выводы.
  7. Библиографический список.
  8. Приложения.

Каждая часть должна быть детально расписана и логически завершена. А в плане стоит отображать лишь основную мысль, суть всей главы, а также подпункты, если их планируют внести в содержание.

Для грамотного описания теоретической части необходимо хорошо владеть предметом исследования. Затем нужно описать его в мельчайших подробностях, дать ему исторический анализ, а также привязать к научной новизне диплома. Вот почему теоретическая часть должна включать в себя как теоретический и исторический анализ объекта, так и теоретический анализ предмета.

Практический анализ – довольно сложная вещь. Ее невозможно взять из книг или просто придумать, так как этот анализ – не что иное, как следствие исследований, личных опытов и наблюдений в ходе производственной практики.

Что нужно понимать, если мы хотим знать, как составить план работы (по юриспруденции, метеорологии, философии и прочим дисциплинам)? Все предоставленные данные нужно подкреплять документами, фактами, аргументами.

А вот образец того, как можно составить план дипломной работы:

Частые ошибки студентов при составлении плана диплома

Нередко студенты допускают массу ошибок при создании плана дипломной. Это может не только снизить итоговую оценку на защите, но и вообще подпортить воспоминания о нескольких нелегких годах учебы.

Старайтесь избегать следующих ошибок, которые способны привести к фиаско на окончательном экзамене:

  • В плане нет последовательности . Преподаватель всегда поймет, если студент хитрит и пытается сознательно упустить несколько разделов или глав. Достаточно ему задать выпускнику несколько дополнительных вопросов, чтобы правда всплыла наружу;
  • План не соответствует содержанию . Некоторые полагают, что план никто не будет смотреть, поэтому можно «от балды» написать все, что душе угодно. Но стоит постороннему лишь просмотреть содержание работы, как тут же станет очевидно несоответствие глав нумерации и названиям. Лучше не экспериментировать, иначе вы рискуете опозориться прямо в процессе защиты;
  • Наличие орфографических и пунктуационных ошибок . План – это первое, с чем знакомятся научный руководитель и члены комиссии. И наличие ошибок будет говорит о вас не самым лестным образом. Так что уж лучше пройтись несколько раз по специальным или же отдать кому-то просмотреть работу на наличие ошибок.

Сделаете все правильно – и у комиссии не возникнет дополнительных вопросов к студенту. Тогда можно полагать, что хорошая оценка почти в кармане. И составление плана к дипломной работе будет всего лишь маленьким, но крайне важным шагом к окончанию заключительного этапа учебы. Но если совсем некогда или не о чем писать, то чего уж мучить себя и свой бедный мозг. Бывает, иногда лучше обратиться за помощью к тем, кто выполнит дипломную работу быстрее и с наименьшими потерями.

Как составить план (содержание) дипломной / курсовой работы

Как правило, содержание дипломной работы составляется совместно с научным руководителем . Как только вы получили (выбрали) тему дипломной работы , подойдите к своему руководителю и попросите помочь вам в составлении содержания. Главное подойти заранее, пока человек не загружен проверкой черновиков дипломов.

Если руководитель вам в этом откажет, то не опускайте руки! Тут же попросите рассмотреть составленное вами заранее содержание и утвердить его, либо помочь переделать! И после этого можете смело начинать писать дипломную работу !

Но если и тут ваш научный руководитель вам отказал, типо мол:» Иди пиши сам, я потом все сразу проверю», то не расстраивайтесь, потому что так бывает в 70 % случаев. Никто не хочет лишний раз «напрягать мозги», особенно если они и так загружены. Ну мы же упорные! Будем писать дипломную работу сами ! ТОГДА ПРИСТУПАЕМ К ПЛАНУ Б!

План Б. Возьмите несколько учебников, в которых рассматривается ваша тема. Как правило, это отдельная глава в учебнике, состоящая из нескольких пунктов. Сравните то, как рассматривают тему вашей дипломной, проанализируйте все пункты — составьте на этой основе одно целое, куда бы вы смогли вместить все. То есть «слепите» из этого свое содержание. Либо возьмите наиболее понравившуюся схему рассмотрения вашей темы. Так же можете использовать методические рекомендации по написанию дипломных работ. Если вы пишете диплом по юриспруденции , то можете использовать статьи нормативного акта.

Образец содержания дипломной работы

В данном примере ГЛАВА 4 полностью взята из уголовного кодекса. То есть то, как описывает УК РФ особо квалифицированные составы изнасилования, в каком порядке, какие именно, такие рассмариваем и мы — те же и в том же порядке.

Так же, надо иметь в виду, что любую дипломную работу можно условно разделить на ОБЩУЮ и ОСОБЕННУЮ части. В общей части рассматривают, как правило понятие ___, общую характеристику ___, признаки___, значение ___, структуру ____ и т. п. То есть здесь пишем общие теоретические вопросы. В особенной части рассматривается проблематика рассматриваемых отношений. Например: факторы ___, меры ___, назначение ___, виды ___ и т. п.

90 % преподавателей хотят видеть симметричный дипломный проект! Что это означает? План дипломной работы должен быть симметричным. Рассмотрим на примере. У вас 2 главы. В каждой главе по 2 параграфа. Выглядит это так.

Дипломная работа. Образец оформления содержания

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

1.1 Понятие и значение субъекта преступления

1.2 Признаки субъекта преступления

Глава II. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

2.1 Физическое лицо

2.2 Специальный субъект преступления

Это пример хорошего, симметричного содержания! То есть если у вас 3, 4 главы, то в каждой главе должно быть одинаковое количество параграфов. Но бывает и такое, что симмертию соблюсти невозможно. Это бывает гораздо реже, но, все таки. Причина тому — специфика темы дипломной работы. Так, самый первый пример содержания дипломной работы наглядно нам это показывает.

Студента ___курса заочной формы обучения специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление» __________________________________________________

(ФИО студента)

Тема ВКР ____________________________________________________________________

Вид работы Период выполнения Отметка об исполнении
1. Заявление на утверждение темы, руководителя и рецензента ВКР
2. Приказ на утверждение темы ВКР
3. Утверждение списка основных информационных источников
4. Подготовка и утверждение структуры (оглавления) ВКР
5. Подготовка текста I главы ВКР
6. Согласование текста I главы с руководителем ВКР
7. Устранение замечаний руководителя ВКР по I главе
8. Подготовка текста II главы
9. Согласование текста II главы с руководителем ВКР
10. Устранение замечаний руководителя ВКР по II главе
11. Подготовка текста III главы
12. Согласование текста III главы с руководителем ВКР
13. Устранение замечаний руководителя ВКР по III главе ВКР
14. Согласование содержания и текста приложений к ВКР
15. Устранение замечаний руководителя ВКР по тексту приложений
16. Подготовка текста введения ВКР
17. Устранение замечаний руководителя ВКР по тексту введения
18. Подготовка и согласования текста заключения (выводов) по ВКР
19. Устранение замечаний руководителя ВКР по тексту заключения (выводов)
20. Предоставление руководителю полного текста ВКР
21. Согласование текста (в полном объеме) ВКР
22. Согласование оформления (в полном объеме) ВКР
23.
24. Рекомендация к предзащите (в случае необходимости) Прохождение предзащиты ВКР студентом
25. Предоставление руководителю готовой ВКР (в типографском переплёте)
26. Предоставление руководителю текста выступления и презентации студента по защите ВКР
27. Устранение замечаний руководителя
28. Предоставление руководителем студенту отзыва на ВКР
29. Предоставление студентом готовой ВКР рецензенту

Подпись студента___________________________________________



Подпись научного руководителя ______________________________


Приложение 6

Примерная структура и объём ВКР

Наименование раздела выпускной квалификационной работы Примерное число страниц
Титульный лист
Оглавление
Введение: обоснование причин выбора темы дипломной работы, ее актуальность, практическая значимость, объект, предмет исследования, постановка целей, которые предполагалось достичь и задач, которые предполагалось решить в процессе работы. 2-4
1. Теоретическая часть 15-20
1.1. Введение в область исследований, характеристика проблем, их актуальности, проработанности, определение концептуальной базы дипломного исследования. 8-15
1.2. Характеристика методических подходов к принятию решений в избранной области исследований и проектирования. Выбор собственного инструментария для последующего анализа и проектирования. 8-15
2. Аналитическая часть 20-25
2.1. Характеристика информационной базы исследования, объекта исследования. 10 -15
2.2. Анализ собранной информации. Формулирование выводов в соответствии с поставленными целями и задачами дипломного исследования. 10-15
3. Результативная часть 20-25
3.1. Характеристика итоговых предложений по результатам проведенного исследования. Обоснование возможности и целесообразности их реализации на практике. 10-15
3.2. Оценка ожидаемой экономической, социальной (и других, например, политической или морально-психологической) эффективности от реализации итоговых предложений на практике. 10-15
Заключение: краткая формулировка итоговых выводов, обоснование достижения поставленных во введении целей. 3-4
Список использованных источников 2-3
Приложения (по мере необходимости) По необходимости
Всего (без приложений) 65-80

Приложение 7

научного руководителя

на выпускную квалификационную работу студента (ФИО, специальность, форма обучения) _______________________________________________________________________

на тему _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Актуальность темы ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Соответствие структуры заявленной теме _______________________________________ ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Соответствие содержания работы теме и заданию _________________________________

Соответствие квалификационным требованиям по специальности___________________
____________________________________________________________________________

Заключение научного руководителя по теоретической и аналитической части работы ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Заключение научного руководителя по практической части работы ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Достоинства работы __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Замечания по работе __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Научный руководитель _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, подпись)

«___» __________ 20__ г.


Приложение 8

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу студента (ФИО, специальность, форма обучения) __________________________________________________________________________________,

выполненную на тему ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Актуальность темы ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________________________

Положительные стороны выпускной квалификационной работы ___________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Возможность практического использования ВКР
__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Замечания по работе ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________.

Рецензент _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, место работы, ученая степень, ученое звание, подпись)

«___» __________ 20__ г.


Приложение 9

И вот ты уже на финише, а пятый курс воспринимаешь, как последний рывок во взрослую самостоятельную жизнь. Так и есть, однако не стоит форсировать события, поскольку впереди самый ответственный период студенчества – выполнение и защита диплома. Именно на защите ты можешь максимально продемонстрировать свои знания в будущей специальности, а также стать гордостью своего руководителя дипломного проекта и, конечно, родителей.

Для чего необходим план дипломной работы?

Все это возможно, однако только в том случае, если ты ответственно подойдешь к выполнению дипломного проекта, а не посчитаешь, что оценка «отлично» уже у тебя в кармане. У меня есть несколько личных примеров, когда отличники, расслабившись на защите дипломного проекта для получения статуса «магистр», в итоге получили удовлетворительные отметки.

Так что поведение преподавателей, да и всей аттестационной комиссии просто непредсказуемо, и необходимо быть «во все оружии». Вот для этого и рекомендую внимательно прочитать мою статью!

Итак, мы определились: для успешного окончания вуза необходимо получить хорошую оценку за лично выполненный дипломный проект.

Чтобы добиться такого безупречного результата, первым делом необходимо составить план дипломной роботы , который очень важен для конечного результата. Что это такое, и для чего необходимо при выполнении диплома, попробуем отдельно разобраться.

План дипломной работы: сущность и особенности

Если тебе предстоит дипломная работа, то на первых порах ее выполнения мысли, как правило, путаются. Это вполне нормально, поскольку знаний, полученных за пять лет, в голове скопилось достаточное количество, а систематизировать их сложно в преддверие дальнейшего выпуска.

Вот тут на помощь и приходит план дипломной работы , то есть своего рода «график», последовательность выполнения работы, благодаря которому можно легко структурировать ход своих мыслей и в лаконичной форме донести их до сознания преподавателя и все аттестационной комиссии.

План дипломной работы очень важен, поскольку, как показывает обширная педагогическая практика, его грамотное составление существенно влияет на конечный результат написания этой важнейшей итоговой работы.

Именно поэтому, составив его, целесообразно сразу же показать руководителю дипломного проекта, и только потом преступать к воплощению в жизнь.

Не исключено, что грамотный педагог внесет свои коррективы в такой распорядок и несколько изменит видение студента будущей работы. Спорить в такой ситуации уж точно не стоит, а лучше всего прислушаться к дельным советам своего наставника, так сказать.

Основные задачи , которые ставит перед собой план дипломной работы, звучат примерно следующим образом:

1. Полностью раскрыть тему диплома;

2. Доказать его целесообразность и актуальность;

3. Точно выбрать методологическую базу;

4. Внедрить примеры научной новизны согласно полученному заданию;

5. Последовательно изложить ход своих мыслей;

6. Сделать объективные выводы о проделанной работе;

7. Приложить к дипломному проекту его практическую часть.

Если в одном из пунктов возникают определенные сложности, либо студент не до конца понимает, что необходимо писать в содержании; требуется заранее обратиться к своему научному руководителю.

Все нюансы должны быть оговорены своевременно, чтобы потом общее впечатление о проделанной работе не было окончательно испорчено.

В любом случае, мне хочется донести до тебя, студент, важную информацию: план дипломной работы – это «фундамент», на который в последствии будет выстраиваться теоретический и практический материал, а также колоссальный опыт, полученный в стенах вуза и при производственном обучении (на практике).

Стандартная структура плана дипломной работы

Какой бы дипломный проект ты не принялся выполнять, есть те стандартные нормы и правила, которых обязательно стоит придерживаться; в противном случае итоговая оценка будет преднамеренно снижена аттестационной комиссией.

Итак, в плане должна быть выдержана последовательность таких пунктов:

1. Введение;

2. Теоретическая часть;

3. Практическая часть;

4. Примеры научной новизны;

5. Заключение;

6. Выводы; список литературы;

7. Прикладной материал.

Все составляющие важно детально расписать, а каждая часть является обязательной и должна быть логически завершенной .

Именно поэтому в структуре плана должны присутствовать не только пункты, но и подпункты, которые по нумерации необходимо вставить и в содержание.

Чтобы грамотно описать теоретическую часть, необходимо точно определить для себя предмет исследования, а после описать его во всех подробностях, дать исторический анализ, и все это связать с предстоящей научной новизной дипломного проекта.

Поэтому теоретическая часть обязательно включает исторический и теоретический анализ объекта, а также теоретический анализ предмета исследований согласно теме дипломной работы.

Отдельно стоит оговорить, что практический анализ предмета не берется из книг и вовсе не является плодом фантазии студента, а становится следствием исследований, наблюдений и личных опытов, выполненных непосредственно на производстве, то есть во время производственной практики.

То есть все представленные данные должны подкрепляться фактами, документами и аргументами (в зависимости от специальности), а пример научной новизны одобрен научным руководителем и обсчитан с точки зрения экономической выгоды.
Отдельно стоит выделить и тот раздел, который будет содержать описание научной новизны, внедренной студентом.

Здесь текст также необходимо будет структурировать как минимум на две главы, где в первой указать исходные данные и их недостатки, а во второй – свой усовершенствованный вариант.

Аттестационная комиссия на этот раздел обратит особое внимание, поэтому его важно расписать во всех нюансах и тонкостях. Обязательной считается экономическая сторона исследования, а при ее отсутствии преподаватели могут смело заявить, что тема дипломной работы не раскрыта до конца, а его актуальность и вовсе попадет под большое сомнение.

Распространенные ошибки студентов при написании плана дипломной работы

Очень часто студенты, считая себя самыми умными на пятом курсе, самостоятельно выполняют план, как обязательную составляющую дипломного проекта; при этом допускают ряд ошибок, также способных снизить итоговую оценку на защите.

Что это за ошибки, рассмотрим ниже:

1. Отсутствие последовательности плана . Здесь важно понимать, что преподаватель – не дурак и, если ты решил схитрить, умышленно упустив одну из глав или разделов дипломного проекта, то при просмотре профессиональным взглядом это сразу же бросается в глаза.

Соответственно, дополнительные вопросы на защите, причем по самой плавающей теме, можно сказать, обеспечены. Не стоит таким способом демонстрировать свои пробелы в знаниях. Как говорится: «Из песни слов не выкинешь», так и здесь.

2. Несоответствие плана содержанию . Многие студенты пишут план для отвода глаз, так сказать, а, если изучить содержание, становится очевидно, что оно вовсе не соответствует нумерации и названию глав.

Преподаватель начинает черкать пояснительную записку прямо на защите, а студент понимает, что сдать на «отлично» свою работу у него все меньше и меньше шансов. Не стоит использовать такие эксперименты на защите, иначе они могут боком выйти.

3. Пунктуационные и орфографические ошибки в плане . Такие недочеты, как точки и запятые, также бросаются в глаза; тем более что преподаватели за много лет своей работы наизусть знают все ГОСТы и СТП.

Так что каждую строчку своей пояснительной записки обязательно внимательно вычитывать, иначе потом придется краснеть за такие мелочи, которые также могут испортить общее впечатление о проделанной работе.

4. Отсутствие списка литературы . Очень важно не забывать о списке литературы, которая используется в структуре дипломной работы. Все издания и авторы должны быть пронумерованы, а в главах на них обязательно ссылаться, указывая условную нумерацию.

Это очень важно, поскольку все сведения и материал для своей работы студент берет из учебников и справочников, и не может выдавать за свои глубокие познания.

Если сделать все по правилам, то и у аттестационной комиссии к студенту на защите будет гораздо меньше вопросов; а это значит, что оценка порадует своей пусть не совсем объективностью, но номиналом точно. В остальном, все в руках прилежного студента.

В заключении могу добавить, что дипломная работа должна быть не только написана студентом, но и до конца осознана, поскольку фантазия и познания в предмете преподавателей не ограничены, а дополнительные вопросы могут быть самыми неожиданными. Но и паниковать не стоит, ведь, если ты сам сделал свой диплом , то никакие вопросы тебя не должны пугать.

Это те элементарные сведения, которые ты обязательно должен помнить при составлении плана дипломной работы. Я подробно описала все замечания и пожелания аттестационной комиссии, поскольку сама в свое время краснела перед строгими преподавателями на защите.

Вывод : Теперь тебе известно, как составить план дипломной работы, и какие нюансы необходимо при этом учитывать..

Так что обязательно дочитай до конца эту статью, и она однажды пригодится или хотя вспомнится!

Теперь ты знаешь, как составить план дипломной работы .

При подготовке плана квалификационной работы необходимо ознакомиться с фундаментальными источниками информации по теме (учебники, учебные пособия, монографии, статистические сборники, справочники), периодическими изданиями (журналы, газеты, бюллетени нормативных актов, сборники научных трудов, материалы конференций). Выбрав наиболее подходящие источники информации, необходимо их изучить, чтобы теоретически владеть проблемой, поставленной в работе, а также грамотно и полно составить план исследования.

При составлении плана необходимо учитывать требования, предъявляемые к структуре и содержанию ВКР, а также проблемы, выявленные в процессе изучения литературы по выбранной теме. Названия разделов не должны повторять название темы, а названия подразделов (параграфов) не повторять названия разделов. Все названия должны отражать основные направления и ожидаемые результаты исследования. В процессе работы план может корректироваться, если это вызвано объективной необходимостью. Корректировка плана ВКР и контроль соблюдения графика ее подготовки осуществляется руководителем.

5 Структура вкр бакалавра и содержание ее разделов

5.1 Структурные элементы вкр

1) титульный лист;

3) введение;

4) основная часть, разбитая на разделы и подразделы с соответствующими названиями(не менее двух основных разделов, каждый из которых включает не менее двух подразделов);

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения.

Введение – очень ответственная часть научной работы. Во введении необходимо отразить:

1 актуальность темы ВКР;

2 обоснование предмета и объекта исследования;

3 формулировку проблемы, требующей решения, и состояние этой проблемы на данный момент времени со ссылкой на работы ведущих специалистов в этой области;

4 постановку цели и задач исследования;

5 указание методов исследования;

6 определение практической значимости;

7 степень разработанности выбранной проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в исследования в изучаемой области;

8 структура работы с указанием количества использованных источников.

Актуальность – это обоснование выбора темы, ее правильное понимание и оценка с точки зрения своевременности и социальной значимости.

Элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. В качестве объекта обычно выступает социальные институты и организации, формальные и неформальные образования, общества и клубы, движения и объединения, персонал организации, на фактическом материале которой проводится исследование.Предмет – это те свойства, особенности или стороны объекта, которые подлежат изучению. В качестве предмета исследования могут выступать общественное мнение, интересы и потребности людей, особенности поведения масс, законы развития общества, социальная жизнь, основные аспекты и факторы, влияющие на состояние объекта исследования, методы, изучающие данную проблему и т.д.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Здесь же формулируются цель работы. Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследований в процессе подготовки ВКР (КР).Цель работы определяет, для чего проводится исследование, что планируется получить в результате. Цель формулируется исходя из названия работы.Достижение цели бакалаврской работы ориентирует студентов на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.

Примеры удачного формулирования цели:

Изучить особенности социальных проблем трудоустройства молодых специалистов и разработать рекомендации по их сглаживанию;

Проанализировать структуру безработных в Приморском крае и предложить пути по сокращению безработицы;

Выявить проблемы и тенденции формирования рынка труда в г. Владивостоке и определить перспективы его развития;

Изучить социально-психологический климат в коллективе, определить пути его улучшения для оптимальной работы предприятия;

Проанализировать систему адаптации новых работников на предприятии рыбной отрасли и разработать рекомендации по ее совершенствованию и др.

Цель работы определяет задачи (5-6 задач), которые должны быть решены при ее выполнении. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, разработать методику… и т. п.). Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.).

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения примерно составляет содержание глав дипломной работы. Это важно еще и потому, что заголовки глав обычно рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Частью введения является описание методов и подходов, применяемых при исследовании, а также указание на его структуру.Метод исследования – это совокупность приемов, способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах.

Представление использованных методов исследования позволяет оценить полноту охвата полученных студентом умений и навыков при выполнении бакалаврской работы.

Практическая значимость должна быть представлена выводами о полезности проведенного исследования и полученных в результате этого исследования данных, а также рекомендациями для их практического использования.

Характеристика структуры работы представляет собой краткое содержание глав и параграфов основной части.

Весь текст «Введения» не должен превышать 2-3 страниц.

В основной части работы решаются задачи, поставленные во введении. В нейдолжно быть полно и систематизированно изложено состояние вопроса, которому посвящено данное исследование. Предметом анализа выступают новые идеи, проблемы, возможные подходы к их решению, результаты предыдущих исследований, а также возможные пути достижения поставленных цели и задач. Завершить основную часть желательно обоснованием выбранного направления работы.

Основная часть работы может состоять из 2-3 разделов, которые можно, в свою очередь, разделить на подразделы. Названия разделов и подразделов не должны дублировать название темы.

Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и подразделов. Объем подразделов не должен превышать объема любого из разделов работы. Заголовки разделов и подразделов и должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

Первый раздел ВКР представляет собой теоретическую часть работы, в которой студент делает анализ современного состояния исследуемого вопроса, степень его проработанности. В этом разделе необходимо провести критический разбор различных мнений по исследуемому вопросу и дать собственную оценку по дискуссионным вопросам. Здесь же следует обобщить имеющуюся практику решения данного вопроса, включая ее законодательное обеспечение, а также сформулировать возможные пути эффективного разрешения поставленных задач. При наличии дискуссионности подходов в какой-либо предметной области необходимо показать отличающиеся точки зрения, отметив ту, которой будет придерживаться и которую в дальнейшем развивает автор. Здесь же характеризуется состояние подобных проблем за рубежом и накопленный опыт их решения. В теоретическом разделе также отражается логика построения проектных разработок, на основании которой и проводится анализ и проектирование объекта управления. Таким образом, теоретический раздел является концептуальной основой для выполнения следующих разделов.

Поскольку в бакалаврской работе изучается определенная тема, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного материала и имеет лишь косвенное отношение к его работе.

При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии разных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновать свое мнение по спорному вопросу и выдвинуть соответствующие аргументы.

Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику всестороннего анализа проблемы.

Второй раздел ВКР бакалавра обычно является расчетно-аналитическим , т.е. практической частью работы. Целью аналитического раздела является рассмотрение характеристики объекта и системы управления, а также обоснование предложений по устранению выявленных недостатков, внедрению новых подходов, новых технологий и т.д. Она должна содержать общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик и представленные в виде аналитических выкладок.

Аспектами характеристики изучаемого объекта могут являться: в целом организации различного типа; структурные подразделения организации; виды ресурсов; функции управления; состояние персонала, проблемы, характерные для персонала; руководители различных уровней предприятия; этапы разработки изделия или оказания услуги; характеристика готовой продукции.

Проводится социологическое исследование, на базе которого, анализируется состояния исследуемого вопроса (проблемы) в конкретной организации на основе аналитических таблиц, графиков. В практической части также проводится обоснование последующих разработок. От полноты этой части зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

Главное требование к аналитическому разделу состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа состояния объекта исследования и показателей деятельности предприятия (организации, органа власти, системы управления) вскрыть проблемы, которые решаются в проектном разделе.

Анализ не должен сводиться к простой констатации фактического положения дел. С помощью различных методов анализа необходимо выявить конкретные факторы, влияющие на изменение уровня каждого показателя, установить закономерности развития и зависимости, вскрыть причины, недостатки, ведущие к кризисной или проблемной ситуации, а также резервы улучшения параметров исследуемого объекта. Основные результаты этого раздела являются базой для разработки мероприятий, рекомендаций и проектных решений.

Дается оценка достоинств и недостатков решения вопроса (проблемы), выявляются направления более эффективного решения, выявляются неиспользуемые резервы организации и формулируются рекомендации по повышению эффективности деятельности организации. В конце раздела формулируются выводы. Второй раздел ВКР бакалавра должен иметь объем примерно в 20-25 страниц.

В проектном разделе работы на основе социологического исследования, обобщения теоретического раздела, выводов и рекомендаций аналитического раздела, с учетом целей и задач выпускной квалификационной работы излагаются варианты возможных решений (выводы) рассматриваемой задачи. Третий раздел ВКР бакалавра дожен иметь объем примерно в 10-15 страниц.

Количество выводов может быть разным, однако должно составлять не менее 3–5. При большем их количестве желательно вводить в их перечень дополнительное структурирование (т. е. разбивать выводы на группы по некоторому логическому основанию).

Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным целям и задачам исследования.

В «Заключении» ВКР бакалавра приводятся основные выводы и достигнутые результаты всей работы. Заключение должно быть кратким, четким, но вместе с тем отражать основные итоги по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования исследуемой проблемы. При этом следует особо отметить степень достижения поставленных целей, личный вклад студента в полученные результаты или улучшение результирующих показателей, дать оценку их экономической эффективности. Объем «Заключения» около 2-3 страниц.

Список использованной литературы содержит наименование работ, источников (законов, различных документов, государственных стандартов, монографий, учебников и т. п.), которые были непосредственно использованы автором при написании работы. Количество использованных источников и литературы в работе, как правило, должно быть не менее 30-40.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении . В приложениях к ВКР бакалавра приводятся материалы, подтверждающие достоверность проведенных исследований (например, сводные таблицы, графики, расчеты, выполненные на основе известных методик), а также иные существенные для данной работы документы (например, разработанные анкеты, карточки наблюдателя, листы интервьюеров и т. п.).

Требования к оформлению приложений аналогичны требованиям к ВКР.