Кем работают пациенты психоневрологических интернатов. Психоневрологические интернаты – социальные учреждения для тех, кто нуждается в помощи

Когда сестры милосердия, которые уже не один год помогают в психоневрологическом интернате, рассказывают о своих подопечных, они говорят: «дети хотят», «дети живут», «вывезли детей на пикник», хотя всем обитателям ПНИ уже исполнилось как минимум 18 лет. ПНИ как социальную систему долгое время отделяла от остального мира плотная завеса молчания – здоровые люди не хотели говорить о «взрослых детях» — ментальных инвалидах, живущих за стеной интерната. Уровень развития большинства из них в лучшем случае соответствует уровню подростка, а поведенческие нарушения не свойственны ребенку ни одного возраста.

В ПНИ №11, подшефном интернате службы помощи «Милосердие» , есть отделение реабилитации, для подопечных то и дело устраиваются спортивные праздники и концерты. Есть результаты: 22 человека работают за пределами интерната, 21 работает в самом интернате и получает зарплату. 7 подопечных начали жить отдельно в собственных квартирах.

К сожалению, есть и другая сторона медали. В ПНИ живут люди с совершенно разными нарушениями развития: некоторые умеют писать и вполне справляются с несложной работой, другие имеют целый «букет» заболеваний, не ходят и не говорят. Но и те, и другие сталкиваются с одной и той же проблемой – в основном они получают только еду и необходимое медицинское обслуживание. Для выживания этого более чем достаточно, для жизни – уже нет. И хотя руководство организует для подопечных выставки, концерты, праздники, большую часть жизни все равно составляют будни. По будням в интернате работают кружки рисования, вышивания, столярного дела и другие, подопечные играют футбол и волейбол, катаются на велосипедах. Эта картина была бы радужной, если не добавлять, что жизнь большинства подопечных – это бесконечный просмотр телевизора и бессмысленные прогулки вокруг здания интерната с наушниками в ушах.

В ПНИ все живут по расписанию: в 6 подъем, в 22 отбой. У тех, кто может самостоятельно передвигаться, есть «домашние» обязанности: уборка палаты и помощь в столовой, вынос мусора.

Все это делается согласно графику дежурств. От завтрака до обеда, от обеда до ужина, от ужина до отбоя есть много свободного времени, которое нечем занять.

В первом корпусе, где живет около 200 наиболее «легких» инвалидов, работает 10 воспитателей. Сестры милосердия не устают повторять: среди воспитателей много добрых, сочувствующих людей. В целом, для основных нужд подопечных хватает и 10 воспитателей – они, по сути, выполняют функции социальных работников, например, помогают подопечным сориентироваться в магазине. Но как найти время, чтобы просто поговорить, когда на одного воспитателя приходится 20 подопечных? Наверное, именно поэтому иногда подопечные звонят сестрам милосердия рано утром или поздно вечером, просто чтобы сказать: «Как твои дела? Я тебя люблю».

Девять сестер милосердия православной службы «Милосердие» работают в ПНИ №11 с 2000 года. Они взяли на себя заботы по уходу за 11 лежачими инвалидами и помогают примерно 45 подопечным в другом отделении. Даже в пределах интерната, в котором живут 650 человек, их помощь – это капля в море. Но сестры творят маленькие, локальные чудеса.

Им говорили: «покормили – и отойдите», но сестры каждый раз проговаривают каждое свое действие. Они знают, что даже не говорящий человек понимает многое: подопечные узнают сестер, берут за руку, радуются, когда видят знакомого человека.

Благодаря постоянному общению, некоторые научились говорить – теперь они могут построить простейшее предложение. Кого-то сестры научили самостоятельно есть, кого-то — ходить. Сестры организуют для подопечных настоящие походы (например, в прошлом году группе подопечных посчастливилось побывать в Крыму), катаются с ними на велосипедах в парке, одна из сестер открыла театральную студию, в который ставятся спектакли, в которых играют сами «особые» люди. В теплое время года сестры и добровольцы каждый день идут с подопечными на прогулку: обязательно колясочников везут с собой, в этом им помогают подопечные из других отделений. Все вместе они устраиваются в беседке, и сестры читают им вслух. А летом в близлежащем парке «Кузьминки-Люблино» устраиваются пикники. Сказать, что первый выезд на такой пикник стал для многих инвалидов событием, значит сказать очень мало. Некоторые из них первый раз в жизни увидели, как по улицам ездят машины, первый раз оказались в парке.

В ПНИ все по-другому. Подопечные часто спрашивают сестер, как они живут дома: «Что ты там делаешь? Когда ты встаешь?». Личного пространства в ПНИ очень мало: кровать, тумбочка, шкафчик. Ключ от шкафчика, где лежат ценные вещи, находится у воспитателя. Сестры дарят подопечным мягкие игрушки, но в интернате говорят: «Нельзя, придерется СЭС».

Ментальные инвалиды имеют определенный «потолок» в своем развитии, но очевидно, что жители ПНИ не достигли этого «потолка». Развивайся подопечные в семье, а не в системе, они бы смогли достичь гораздо большего. Жизнь тех, кто поступает в ПНИ из детских домов-интернатов, — это череда упущенных возможностей.

«Если бы их начинали реабилитировать в ДДИ, половины из них не было бы здесь. Я смотрю на Димку (один из подопечных ) и понимаю, что если бы он рос в семье, он мог бы стать обычным человеком. Периодически ему нужно было бы наблюдаться у специалиста, но он работал бы, имел бы личную жизнь», — говорит старшая сестра милосердия Ирина Колесникова.

Сестры и добровольцы в ПНИ очень нужны – они создают маленький островок чего-то похожего на домашний уют в стенах казенного учреждения. Так как в ПНИ живут «взрослые дети», каждому из них хочет иметь своего взрослого, который будет «принадлежать» только ему. Они спорят: «Моя Ира! Нет, моя!». Добровольцы решили бы эту проблему, но пока что в ПНИ их мало – 5-6 человек. Многие приходят и не остаются – им психологически тяжело находиться в ПНИ. Для того, чтобы прийти пообщаться, не нужно иметь специальных навыков, не нужны ни знание программ реабилитации «особых» людей, ни диплом олигофренопедагога. Стать другом жителю ПНИ может каждый.

Если вы хотите стать волонтером в ПНИ, приходите на еженедельную встречу новых добровольцев службы «Милосердие». Наши встречи проходят в 11.45 в храме св. блгв. цар. Димитрия при Первой Градской больнице (г. Москва, Ленинский просп., д. 8, корп. 12).


О психоневрологических интернатах (ПНИ) существует множество стереотипов. Некоторые люди считают психоневрологические интернаты лучшим пристанищем для людей с множественными инвалидностями, другие говорят о том, что любой ПНИ хуже смерти. Проблемы ПНИ стали обсуждаться в СМИ не так давно, и практически никто из участников обсуждений этих проблем не понимает, что значит жить в ПНИ, потому что они никогда там не жили. Многие из них даже там не были, и не общались с теми, кто провел в ПНИ большую часть своей жизни.

Благодаря работникам благотворительной организации Перспективы, которая уже несколько лет старается облегчить жизнь обитателей ПНИ № 3 в Петергофе, мне удалось побеседовать с четырьмя жителями интерната, чьи истории вы можете прочесть ниже.

____
ИСТОРИЯ ВИТАЛИЯ КОЛУЗАЕВА.

Поэту и художнику Виталию Колузаеву сейчас 50 лет. Он родом с Урала, но он не помнит своей жизни в семье. В интернат он попал из Павловского детского дома.

Он, как и многие жители интерната, передвигается на инвалидной коляске.
Его речь не все понимают, так как она затруднена из-за спастики. Для общения нам пришлось прибегнуть к помощи «переводчика», его роль сыграл психолог арт-студии Леонид Цой.

— Я пишу стихи в свободное время, в интернате, — рассказывает он. — Я диктую их, а другие люди записывают, потому что мне сложно писать самому. Их записывают нянечки, работники Перспектив, которые с нами занимаются… Недавно у меня украли одну из последних рукописей стихов. Условия хранения вещей должны быть явно получше. Но, думаю, добиться этого не получится.

Еще один из интересов Виталия - живопись. Он сам пишет картины, и интересуется работами других художников.

В 2014 году Виталий выпустил книгу «Времена года», которую он начал писать в 28 лет. Книга состоит из подборки картин и стихов, созданных им в разные периоды жизни. У Виталия есть поклонники, как в России, так и за рубежом. Например, буквально в тот же день, когда я брала у Виталия интервью, в интернат приезжала гостья из Франции, которая очень высоко оценила его книгу.

Виталия сравнивают с Чарльзом Буковски и с другими поэтами-минималистами. Он пишет о природе, о праздниках, о Родине и о жизни.
Но, к сожалению, стихи и картины людей из интерната редко воспринимаются всерьез. Если автор произведения - инвалид, то большинство людей волнует только его инвалидность. Вместо того, чтобы оценивать содержание произведения, они оценивают связь этого содержания с инвалидностью автора, и относятся к работе свысока. Это очень несправедливо, и неприятно для большинства авторов-инвалидов.

Виталий хотел бы распространять свое творчество. Он хотел бы, чтобы его книгу издали большим тиражом, но, к сожалению, у него нет на это средств.

Мы с Виталием обсуждали и другие вопросы: мы говорили о том, как с ним обращаются в интернате, как он воспринимает свою интернатскую жизнь, и чем он интересуется помимо живописи и поэзии.

— Общаются со мной нормально, — отвечал он. — А вот с другими - плохо. Но я думаю, они сами в этом виноваты. Провоцируют работников, хулиганят. А так, я к здешней жизни привык. У меня здесь были друзья, но сейчас они живут в другом интернате.
Кроме рисования и сочинительства, я еще люблю музыку, особенно - рок-н-ролл.

Виталий слушает музыку на собственном магнитофоне, благодаря которому он узнает, что происходит во внешнем мире.

Он жалел о том, что мое интервью не является радиорепортажем, потому что самостоятельно он не сможет прочесть напечатанное интервью, но он мог бы услышать репортаж по радио.
Виталий любит, когда в интернат приезжает радио и телевидение. Он говорит, что был бы готов дать интервью, и рассказать им о своей книге.

_____
ИСТОРИЯ БАРНАБАСА (по просьбе интервьюируемого в тексте используется псевдоним).

У Барнабаса ДЦП, и он передвигается на инвалидной коляске. Он интересуется социальными вопросами, правами ЛГБТ-людей и инвалидов, и ведет свой блог.

Барнабас попал в интернат после детского дома.

— В детский дом меня сдали родители. Они погрязли в грехе и забыли, что такое любовь, — говорит он. — Сейчас они уже умерли, но до этого успели от меня избавиться. В детском доме был настоящий ад. Нам говорят о том, что детские дома нужны ради заботы о детях, но на самом деле, это - система, ломающая детей. Мы все рождены для того, чтобы быть свободными, а она создана для уничтожения новорожденных. Она превращает людей в быдло. В ни на что не способное, неуправляемое, неконтролируемое быдло.

В детском доме нет любви, нет нормального человеческого отношения. Давление идет не только со стороны персонала, а и со стороны сверстников. Там процветает травля, и всем на это наплевать. В детском доме у тебя совсем нет свободы, ты не можешь решать сам, что тебе делать и как тебе мыслить. Всем было наплевать на то, как мы видим мир.

Нам не давали сказать ни единого слова, если оно отличается от мнения воспитателей. Если ты скажешь что-то, что не нравится взрослым - тебе назначают таблетки или даже изолируют в психушке.

Мне часто доставалось за то, что я гей. Я осознал свою гомосексуальность, когда мне было 12 лет. Тогда я впервые поцеловался с парнем – со своим другом из детского дома. Однажды, во время урока, мы вышли из класса и встретились возле туалета. И я вдруг захотел его поцеловать. Я никогда никого не целовал, и я попросил его поцеловать меня - для того, чтобы понять, что такое «поцелуй».

Когда он меня поцеловал, я почувствовал нечто прекрасное.
Когда его крепкие руки обняли меня, я почувствовал себя таким невинным! Это было перерождением наших душ. Моя душа была не просто «на седьмом небе» от счастья, она улетела куда-то в космическое пространство.
С тех пор мы стали встречаться.

За это нас с ним постоянно вызывали к директору. Нам угрожали, что если мы не «исправимся», нас будут насильно лечить и посадят на уколы. Они говорили, что гомосексуальность является «очередной фазой» наших «заболеваний».
Нас стыдили, и принуждали «вымаливать свой грех». Когда мне было 15, меня насильно потащили в церковь, и чуть не утопили в каком-то тазу.

Как видите, в детском доме мы не могли быть собой. От нас требовали только подчинения. После 18 лет детдомовцам могут выдать квартиры, но квартиры получали только те, кто умел подстраиваться под работников детского дома. Я никогда не мог подстраиваться. Так я и оказался в психоневрологическом интернате.

Ситуация здесь ненамного лучше, чем в детском доме. Система все та же. Жители интерната так же предают друг друга, как дети в детских домах, и система настолько же тоталитарная. У нас нет никакой свободы. Люди даже не могут полностью распоряжаться своим телом. Например, мне нравится отращивать длинные волосы, и работники интерната прямо говорят мне: «ты не можешь решать, какую прическу тебе носить, потому что ты - не человек». И меня по-прежнему оскорбляют из-за моей ориентации.

Я мог бы выйти отсюда, но я не могу жить самостоятельно. Например, мне нужна помощь для того, чтобы готовить себе еду, передвигаться по городу, и выполнять другие повседневные задачи. Государство эту помощь обеспечить не может, а близких людей у меня нет.

Я всегда мечтал выбраться отсюда, и жить вместе с любимым человеком.

Барнабас мечтает найти свою любовь и создать семью. Он хочет быть юристом и режиссером, и планирует бороться как с гомофобией в обществе, так и с существующей системой интернатов.

____
ИСТОРИЯ НИГЭР (по просьбе интервьюируемой в тексте используется ее псевдоним).

История Нигэр сильно отличается от историй тех, кто вырос в интернате. Она - женщина средних лет, которая большую часть жизни прожила в городе. У нее есть взрослая дочь, которая иногда ее навещает, и она знала своих родителей. Благодаря одному из них, она и оказалась в интернате.

— В интернат я попала из-за матери. Им с сестрой из экономических соображений выгоднее, чтобы я здесь жила.

Когда я переехала в интернат, мне стало лучше, потому что дома на меня постоянно давила мать, а здесь стало тихо и спокойно. Когда кричит персонал, это воспринимается не так неприятно, как когда кричала мама.

С мамой у меня всегда были плохие отношения, потому что она мешала мне развиваться и делать то, что делают все нормальные дети. Например, когда я что-то у нее спрашивала или просила ее чему-то меня научить, она мне отвечала: «тебе это не надо, потому что ты дурочка», и отказывалась со мной заниматься.

Когда у меня возникли проблемы в школе, она договорилась, чтобы меня перевели в школу для «умственно отсталых». Там я была вынуждена «учить» то, что я уже знала.

Мама внушала мне, что у меня никогда ничего не получится. Она постоянно меня унижала, и пыталась заставить чувствовать себя ненужной и бесполезной. Когда к ней приходили друзья с другими детьми, она выгоняла меня из комнаты со словами: «иди отсюда, не мешай, ты тут лишняя».

Своих друзей из-за нее у меня не было. Однажды в начальной школе я заболела, и мне нельзя было вставать с постели. Мои друзья-пионеры решили меня навестить. Я лежала в своей комнате, когда услышала звонок в дверь, и поняла, что пришли ко мне. Дверь открыла моя мать и сказала им что-то… я не знаю, что, но они ушли, и больше ко мне никто никогда не приходил.

Единственными близкими для меня людьми были бабушка и дедушка. Меня отправляли к ним, когда родители уезжали в командировку в Сирию, и тогда я, наконец, могла жить нормальной жизнью.

За это время я могла подтянуть учебу, и научиться чему-то новому. Бабушка подробно мне все объясняла, записывала на кружки, и, не жалея денег, водила к различным врачам. Дедушка учил меня ездить на лыжах. Когда я жила с ними, мы ездили в другие города, ходили в театры, кино и музеи… Потом приезжала мама, и была очень недовольна тем, что мною кто-то занимался. Мне кажется, ей было бы проще, если бы я ничего не знала о жизни и полностью от нее зависела, потому что так мною было бы проще манипулировать.

Но бабушка все равно продолжала со мной заниматься. И все, что я знаю сейчас, я знаю благодаря ей.

Например, бабушка научила меня вышивать, и сейчас я вышиваю в одной из Мастерских, созданных Перспективами. Занятия вышивкой для меня очень важны, потому что благодаря им я могу зарабатывать деньги. Я зарабатываю тем, что вышиваю вещи на продажу.

Еще я увлекаюсь рисованием, и рисую в художественной мастерской.
Мне очень нравится работать с ребятами из Перспектив, потому что они очень добрые и понимающие люди, которые принимают меня такой, какая я есть.

____
ИСТОРИЯ БАШАРА (по просьбе интервьюируемого в тексте используется его псевдоним).

Башар родом из Баку, и живет в России с 9 лет. Вначале он попал в Павловский детский дом, а затем - в интернат. У него есть родные, которые навещают его, когда приезжают в командировку, и к которым он сам иногда приезжает.

Когда у него есть вдохновение, Башар занимается писательством и рисованием, и если бы ему удалось выйти из интерната, он хотел бы стать профессиональным художником - правда, как он сказал, с этим могли бы возникнуть проблемы, потому что «рисованием много не заработаешь».

Башар пишет публицистические работы на самые разные темы - например, об архитектуре и о строительстве.

Он интересуется различными философскими течениями, и любит говорить о политике. Он увлекался политикой с самого детства, и сейчас этот интерес выражается в том, что он следит за событиями, которые происходят в горячих точках.
Это была моя вторая встреча с Башаром, и, как и в первый раз, он очень много расспрашивал меня о событиях в Донбассе. Несмотря на то, что я сама родом с Донецка и иногда слежу за новостями, у меня сложилось ощущение, будто он знает о ситуации на Украине гораздо лучше меня.

На мой вопрос, хотелось ли бы ему уехать из интерната, он ответил, что, возможно - но на данный момент такой возможности нет, а значит, надо жить, как живется.

— Если нет возможности уехать, надо жить здесь. Я мог бы выписаться, но нельзя просто так взять, и уехать без какой-либо подготовки - потому что мне некуда уезжать. Некоторые люди, вот, выписывались из интерната - пытались начать жить самостоятельно, но у них ничего не получалось, потому что они не привыкли к самостоятельной жизни и не обладают всеми необходимыми навыками. В итоге, они хотели вернуться, но мест в интернате уже не было.
Если же говорить о ситуации в целом, я вообще думаю, что проблема не в интернате, а в нашей власти. Проблема в депутатском взгляде на проблемы инвалидов, и на проблемы населения в целом. Потому что если у власти бардак, то и в интернатах будет бардак.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Когда взаимодействуешь с обитателями интерната, сразу становится понятно, что эти люди - очень разные. Некоторые из них могут говорить устно, а некоторые нет. Некоторые могут ходить, некоторые - нет, а некоторые ходят только иногда. У них разные навыки, разные взгляды, разная история и разное отношение к тому положению, в котором все они оказались. Они даже по-разному описывали мне свою жизнь, и поэтому, думая над структурой этой статьи, я так и не смогла свести все разговоры к похожим структурированным рассказам.

В интернате под одной крышей случайным образом собрано огромное количество совершенно разных людей.

И они по-разному приспособлены к подобной жизни.

Я не думаю, что я, или кто-либо еще, кто не жил в психоневрологическом интернате, может говорить от лица его обитателей. Более того, я даже не считаю, что эти четыре истории отражают опыт всех обитателей интернатов, или даже всех жителей ПНИ № 3 города Петергоф.

Думаю, мало кто посчитает российскую систему ПНИ идеальной. Но во время бесед, я услышала несколько важных вещей, которые можно учесть даже при существовании этой системы, и которые могут значительно улучшить жизнь всех пациентов ПНИ.
Обитатели интерната боятся жаловаться - все, за исключением Барнабаса, не хотели бы, чтобы их жалобы были написаны от их имени как часть их историй. И поэтому я решила вынести рекомендации жителей ПНИ в отдельный раздел, выделив пять основных пунктов.

Итак, вот 5 идей о том, как можно уже сейчас улучшить жизнь обитателей ПНИ:

1. У жителей интерната должно быть право на личную собственность.
Одна из основных проблем обитателей интерната заключается в воровстве. У них постоянно пропадают личные вещи, и никто не пытается изменить ситуацию. Большинство жителей интерната даже не надеется, что ситуация может улучшиться. Но ее очень просто улучшить - достаточно поставить замки в комнаты. Еще лучше, если замки будут стоять еще и на шкафах и на ящиках тумбочек.
При этом работники интерната без крайней необходимости не должны прикасаться к чужим вещам, а у обладателей вещей всегда должен быть к ним доступ.

2. У жителей интерната должна быть возможность открывать окна или хотя-бы форточки.
Один из интервьюированных говорил мне о том, что окна и форточки в его палате заперты на ключ, а все ключи находятся у персонала, и от этого он не может проветрить помещение. Учитывая проблемы со здоровьем некоторых жителей ПНИ, это правило является крайне неудобным и вредным.

3. Персонал может более вежливо общаться с жителями ПНИ.
Для этого работники ПНИ просто должны говорить с жителями ПНИ так, как они говорили бы с любыми другими людьми за пределами интерната. Для этого достаточно просто начать воспринимать людей с инвалидностью как полноценных людей - или, хотя бы, осознать неправильность своих предрассудков, и открыто их не проявлять. Вероятно, это самый сложный пункт - из-за дисбаланса власти и полной зависимости жителей ПНИ от персонала.

4. Еда в столовой должна быть более вкусной и полезной.
К сожалению, я не могу дать более конкретных рекомендаций на этот счет. Но множество государственных организаций - как в России, так и за рубежом - улучшили предлагаемый рацион, и руководство интернатов может изучить и перенять этот опыт.

5. Потребности людей из интерната не должны оставаться без внимания.
Правительство, чиновники и правозащитники должны больше интересоваться жизнью в интернатах, и взаимодействовать с самими обитателями интерната. Как сказал один из интервьюированных - смысл осмотра должен быть не в том, что до него надо быстро убирать комнату, а после него ничего не меняется. Надо, чтобы к потребностям людей из ПНИ относились по-человечески, и чтобы их мнения и пожелания воспринимались всерьез.

Известный российский фотограф-документалист Олег Климов более трех месяцев прожил в психоневрологическом интернате (ПНИ), расположенном в глухой сибирской деревне в Красноярском крае. В результате появился фотопроект о жизни в "параллельном мире". О том, как живется людям по ту сторону забора и что чувствует человек, впервые в жизни увидевший себя на фото, Олег Климов рассказал корреспонденту "Сибирь.Реалий".

- Насколько я понял, вы жили на территории интерната в тех же условиях, что и его постоянные обитатели. Скажите - страшно не было?

Там, конечно, очень разные люди, но говорить о какой-то опасности было бы неправильно. Многие пациенты не так уж сильно отличаются от нас с вами.

- В своих публикациях вы называете обитателей интерната "иностранцами". Это чтобы избежать слова "душевнобольные"?

Так и есть. В России их около 300 тысяч человек, точно не знаю сколько. Это абсолютно другой мир, который существует параллельно нашему миру, и мы о нем практически ничего не знаем…

- Как был устроен ваш быт?

Я жил точно так же, как все. Единственное отличие - мне выделили отдельную комнату. "Иностранцы" живут в комнатах по 3-4 человека. В остальном я придерживался распорядка интерната. Три раза в день питался. Вначале отдельно, в комнате для персонала и директора. Там у меня на столе были все столовые приборы: ложка, вилка, нож… Потом, когда я начал снимать портреты людей, я решил, что буду есть вместе с ними - так складывались более доверительные отношения. И уже на пятый день я заметил, что вилку и нож мне давать перестали. В ПНИ каждый ходит со своей ложкой - не знаю, почему так сложилось, но таковы правила. Я тоже стал ходить с ложкой в кармане…

Вообще, когда попадаешь в эту реальность, начинаешь во многом вести себя так же, как "иностранцы". Возникает так называемый обретенный синдром. Через две недели я почувствовал, что начал воспринимать окружающую действительность совершенно иначе. Стал понимать их юмор, их символический язык… У меня был товарищ, Павел Кыштымов. Я учил его фотографировать, и мы вместе с ним сделали фоторепортаж о жизни интерната. Так получилось, что он больше всех со мной общался. У него ДЦП, говорить он не может. Он издает какие-то звуки, всё объясняет руками. Через какое-то время я начал понимать его жесты.

Я проводил с ним психологические тесты - просил его нарисовать людей, которых знаю я, и которых знает он. Я давал ему бумагу, карандаш, он рисовал меня, одну девушку - пациентку интерната и директора. По рисункам было абсолютно ничего не понятно. Я подписал их, а через некоторое время вновь показал ему и спросил, кто из них кто. Он с легкостью назвал всех. То есть у них есть какая-то своя логика, которая недоступна нам…

- У "иностранцев" существует понятие личной собственности?

Нет, абсолютно. Они как дети. Они не знают, что такое деньги, им неизвестен принятый в нашем мире кодекс поведения. Для них деньги - это как для большинства из нас биткойн. Мы толком не знаем, что это. На территории интерната есть магазинчик - типичная деревенская лавка. Они приходят, покупают там какие-то вещи в счет пособия, которое им дает государство. Часть этого пособия забирает интернат на их содержание, а часть они могут потратить сами. Это называется "отоварка". Продавец просто записывает на бумажке, на какую сумму они берут товар, - настоящих денег они никогда в жизни не видели. Когда человек выбирает положенный лимит, его перестают "отоваривать" до следующего месяца. Они не понимают, что сколько стоит, дорого это или дешево, хорошую вещь они берут или плохую. В основном покупают сладости: вафли, печенье…

Моему другу Павлу очень хотелось иметь шляпу. Я привез ему шляпу, потому что в магазине их не продавали. Джинсов там тоже не было, поэтому он забрал мои. За это я попросил его не мочиться у входной двери. Мой главный аргумент состоял в том, что разводы на снегу выглядят неэстетично. Он меня понял и больше этого не делал. Вообще, он выполнял все свои обещания…

- До вашего появления в интернате пациенты когда-нибудь видели фотографа?

Нет. Более того, для меня было огромным удивлением, что ни у кого из них не было ни одной фотографии - ни собственной, ни чужой. Единственное исключение - одна пожилая женщина, у которой был один-единственный полустертый снимок.

Поэтому я предложил директору интерната сделать их портреты, чтобы они повесили их у себя в комнатах. Директор согласился, и мы сделали портреты всех жителей интерната - всего около четырехсот. Правда, у меня был конкурент - священник. Он предлагал везде вешать иконы. Они и так уже висели в некоторых корпусах. Вперемешку с Микки-Маусами и дельфинчиками - там стены раскрашены, как в детском саду…

Когда я показываю портреты "иностранцев" в нашем обществе, они вызывают шок. Но когда я показывал те же фотографии им самим, они узнавали себя и были счастливы. До этого они никогда в жизни не видели себя на фото. Возникает ощущение, что их личность стерта…

- Но нет ли для фотографа тут какой-то этической проблемы - ведь эти люди не понимают, что их фотографии увидит еще кто-то, вы публикуете их портреты без их согласия. Вроде бы мы все хотим как лучше - привлечь внимание к этому миру, но имеем ли мы право вторгаться в него вот так?

- Как я сказал, самим обитателям интерната эти фотографии и общение с фотографом, внимание к ним доставили много радости. Чисто формально они не могут давать разрешение на публикацию своих снимков по причине своей недееспособности. Это право делегировано директору интерната. У меня, конечно, было от него такое разрешение на фотосъемку и публикацию снимков. Но если говорить совсем откровенно, то я считаю такого рода "этичность" фикцией и даже некоторым ханжеством. Мы должны видеть этих людей хотя бы на фотографиях, если сегодня не готовы жить с ними рядом. И еще я совершенно уверен, что мои друзья из этого ПНИ, будь у них возможность самим принимать решение, были бы совершенно не против того, чтобы мир за пределами этого заведения увидел их лица и получил хоть какое-то представление об их жизни.

- Приходится все чаще слышать, что в ПНИ часто попадают вполне дееспособные, обучаемые люди, которые могли бы социализироваться, если бы их не держали там всю жизнь. Как вам показалось: такие люди были в ПНИ, где вы делали свой проект?

Дело в том, что очень часто человек попадает в эту систему от рождения. И это самая главная и самая страшная проблема. Вход туда - рубль, а выход - два. Мать оставила младенца в роддоме, потом он попадает в дом ребенка, далее в детдом.

А затем консилиум врачей решает, что с ним делать дальше. В ПНИ или оставить в детском доме? Как правило, очень трудно определить в раннем возрасте, есть ли у ребенка отставание в умственном развитии или какие-то психические расстройства. Но когда он уже попал в эту систему, выбраться назад невозможно. В ПНИ никто не будет никого ничему учить. Не станут даже пробовать "дотянуть" ребенка до нормального уровня. Во-вторых, возникает обретенный синдром, то есть постепенно ребенок становится "иностранцем", даже если консилиум врачей изначально принял ошибочное решение. И в-третьих, попадая в эту систему, человек автоматически признается недееспособным. А статус дееспособного у нас можно вернуть только через суд. И если у пациента интерната нет близких и родных, которые живут, скажем так, в нашем мире и которые реально захотят его оттуда вытащить, отстаивая его интересы в суде, шансов у него нет.

В интернате, где я жил, была одна девушка - на мой взгляд, абсолютно нормальная, ее не нужно изолировать от нашего общества. Ее звали Юля. История абсолютно типичная: мать отказалась от нее в роддоме, дальше детдом и ПНИ. Ее официальный диагноз "умственная отсталость в умеренной и слабовыраженной степени", насколько я помню. Что это значит, никто не знает на самом деле. Я могу так сказать и о себе, я испытываю нечто похожее утром, если накануне слишком много выпил.

Но есть одна проблема: Юля, в отличие от меня, всю жизнь прожила в этой "параллельной" реальности. И суд несколько раз принимал решение оставить ее в интернате. Ей не вернули статус дееспособной. Если вы до 18 лет жили в этой системе, какие у вас могут быть знания? Знания, как подать заявление в суд? Как пройти медкомиссию?

Я просматривал личные дела пациентов, и практически у всех написано
врачом: "необучаем". Но в этом есть огромная доля условности.

Лично мне, например, удалось научить двух даунов считать до ста, складывать и вычитать двузначные числа. Делить и умножать - нет, но сложение и вычитание они освоили. В интернате, где я делал проект, не было ни одного психолога, ни одного педагога, ни одного врача-психиатра. Есть люди, которые отвечают за быт, за поддержание каких-то минимально приемлемых условий жизни пациентов, но нет ни одного специалиста, который мог бы их обучить каким-то новым для них навыкам. В некоторых ПНИ формально существуют какие-то учебные классы, но реально там никто никого ничему не учит. Проще поставить диагноз "необучаемость"…

- То есть получить какие-то знания о жизни в нашем мире "иностранцы" могут только через случайные встречи с людьми из другого мира?

В основном, да. Хотя, например, директор интерната под Красноярском, где мы делали фотопроект, показал, что можно что-то менять, даже находясь в системе. Его зовут Сергей Ефремов. Он был вообще очень прогрессивный директор - хотя бы потому, что меня туда допустил… При этом он вовсе не был похож на тех, кого мы сегодня называем "либералами" или "демократами". Он был достаточно консервативным человеком, но руководствовался как директор не только гуманизмом, но и простой человеческой логикой. Я не знаю ни одного пациента ПНИ, кто бы его не любил или имел к нему какие-то претензии. Когда он приходил в интернат, то пациенты всегда окружали его, обнимали.

Это было очень трогательно. Он, насколько мог, отвечал им взаимностью и всегда старался помогать. Устраивал какую-то самодеятельность, лекции, разные встречи…

Так вот, он провел очень любопытный эксперимент. Дело в том, что рожать "иностранцам" запрещено. Но отношения между мужчинами и женщинами случаются. И иногда они приводят к беременности. Тогда женщине делают принудительный аборт.

У них есть любовь, возникают серьезные отношения. И директор купил несколько деревенских домов, расположенных по соседству с ПНИ. Он провел очень большую агитационную работу, пропаганду по использованию противозачаточных средств. И пары, которые влюблялись друг в друга, могли жить в этих отдельных домах. И это давало им большой шанс на адаптацию и переход в наше общество. Это была "нейтральная полоса" между ПНИ и нашей жизнью. Не знаю, продолжился ли этот эксперимент сейчас. Скорее всего, нет. Директора освободили от занимаемой должности, теперь там другой человек…

- За что его уволили?

Думаю, как раз за этот эксперимент. И еще за дружбу с журналистами.

- Ваш проект - это тоже попытка вывести пациентов интерната на "нейтральную полосу"?

В определенной степени. Хотя результат не всегда предсказуем. Репортаж о жизни в ПНИ, который мы сделали вместе с Павлом, мы предлагали многим западным СМИ. Но никто, скажем так, не посмел это опубликовать. Опубликовала только одна шведская газета Sydsvenskan. И эту газету я показал Павлу. И у него случился очень серьезный шок. Он понял, что это его снимки. И почувствовал себя избранным, если можно так сказать… Меня попросили в следующий раз работать не только с ним, но и с другими, чтобы он не ощущал себя особенным… И в следующий раз я старался работать со всеми, но Павел проявлял больше активности. Когда я работал с кем-то другим, он очень ревновал. Он считал, что через некоторое время я должен буду жить у них в палате, приготовил мне койку, где я буду спать. Это, конечно, очень мило всё, но возникает огромная ответственность. Ты приучаешь человека к другому поведению, ты даешь ему свободу, привозишь из другого мира какие-то вещи, которые ему запрещены. И у него возникает внутренний конфликт…

В Москве я читал лекции о фототерапии для психиатров и работников ПНИ. Как она влияет на людей. И профессиональное сообщество разделилось на две части. Одни говорили, что надо пробовать, потому что это, во-первых, занятость, а занятость - главная проблема в ПНИ, а во-вторых - это творчество. Другие сказали: нет, это стороннее вмешательство, тут должен работать психиатр.…

- Олег, а как вообще появилась идея сделать такой проект?

Она давно существовала. Впервые я снимал ПНИ для журнала в 1992-м. Меня поразила эта реальность. Но я тогда в силу обстоятельств не мог там долго находиться. А здесь у меня совершенно случайно появился шанс - знакомство с директором. С одной стороны, я хотел рассказать, как живут люди "за стеной". С другой - мне было любопытно наблюдать за самим собой, как меняется мое собственное поведение… Это был такой эксперимент.

- И что же происходило с вами?

Это очень похоже на афганский синдром. Я работал журналистом в Афганистане, и мне есть с чем сравнивать. Когда я рассматривал вечером портреты, которые снял за день, мне было очень тяжело физически. Это нельзя назвать состраданием. Но я не мог понять, почему мы отрицаем этих людей, почему мы не хотим, чтобы они жили рядом?

Почему мы не желаем их видеть, почему не хотим сочувствовать им, в конце концов? Мы предпочитаем их не замечать. Поэтому ссылаем их в ПНИ подальше от городов. Эти люди могут встретиться с нами только случайно. Когда после войны безруких и безногих "самоваров" высылали из Москвы, это было то же самое. Чтобы их никто не увидел на улице. У нас все должны быть одинаковые - одинаково хмурые или одинаково улыбаться - неважно.

У меня до этого был проект в школе Родченко . Мы там снимали разных людей, в том числе с ДЦП. Они живут в семьях. И их родственники рассказывали, как трудно им, например, ездить в метро. Все их рассматривают, многие осуждают и громко высказывают свое мнение. Что, дескать, это не место для такого человека. И я понимаю, как сложно быть инвалидом в нашей стране. В Москве, по статистике, 10% инвалидов, но где мы их видим? Для них нет дорог, тротуаров, ничего. А что касается психических заболеваний, то у нас это чуть ли не противозаконно. Им вообще запрещено появляться без сопровождения. Нельзя закрыть их по лагерям, по интернатам и делать вид, что у нас гуманное общество. Потому что гуманным должно быть именно общество, а не государство, которое проявляет фиктивный гуманизм…

Люди должны понимать, что в жизни бывает по-разному. И я считаю, что мы должны жить вместе. Я хочу способствовать, по крайней мере, развитию какого-то сострадания.

- А какой выход из этой ситуации вы видите? Волонтерство? Какие-то патронажные семьи?

Сложно сказать. Если сейчас открыть все ПНИ и всех пациентов пристроить в какие-то семьи, вряд ли из этого получится что-то хорошее. Но с чего-то надо начинать. Нужна инициатива. И нужно, чтобы эту инициативу никто не зарубил. Например, директор ПНИ, где я делал свой проект, на мое предложение сказал "Давай!". Но это исключение, а не правило. Я такой же волонтер, мне не платили никаких денег. Но как только в эту работу вмешивается наше государство, ничего хорошего не получается. Потому что руководство интерната имеет свое руководство, это тоже вертикаль власти. И если туда будут приходить волонтеры из большого мира, тут же начнутся жалобы, разбирательства… Поэтому всем выгодно, чтобы система была закрыта.

Андрей Голованов

Их считают не такими, как все. Внешне они почти ничем не отличаются от тех людей, которых мы встречаем каждый день на улице. Однако, к сожалению, у них нарушена психика . Впрочем, от такого крутого поворота в жизни не застрахован никто. Кого-то эта беда настигла уже в зрелом возрасте. А случается, что душевного здоровья у человека не хватает еще с рождения. В обществе существует стереотип, что от таких людей надо держаться подальше. Но это неправильно. Ведь они ни в чем не виноваты. Они также могут и умеют любить, радоваться жизни, вести (с помощью) домашнее хозяйство, создавать что-то новое. Просто им не повезло, однако это не может служить веской причиной для неприятия в социуме...

Люди с нарушениями психики , которых суд признал недееспособными, обязательно должны получить опекуна . Но, по правде говоря, не каждый человек готов добровольно взять на себя такое бремя кардинально изменить собственный образ жизни. Поэтому в стране функционируют дома-интернаты для людей, страдающих психоневрологическими расстройствами . Там для них созданы все условия, чтобы они не чувствовали себя оторванными от жизни и получали должный уход. В один из таких интернатов, расположенный в деревне Новый Уборок в Пуховичском районе, и отправился в командировку корреспондент «Звязды».

Каждого гостя сразу после въезда на территорию Пуховичского дома-интерната для психоневрологических больных встречают деревянные скульптуры, собственноручно сделанные воспитанниками. Директор интерната Александр Ляшенко говорит, что лечение полезным трудом очень помогает традиционной лекарственной терапии:

Я придерживаюсь мнения Белинского о том, что работа придает человеку достоинство. Результаты такого подхода можно видеть невооруженным глазом. В четырехэтажном просторном корпусе повсюду висят рисунки и аппликации. Целый стенд посвящен красивым вытинанкам. Дело в том, что психически нездоровый человек прекрасно понимает и чувствует эмоции. Совсем как ребенок. Если такого человека искренне похвалить, то у него на какой-то период улучшается самочувствие. Конечно же, тщательный контроль при этом со стороны сотрудников интерната никто не отменял.

Да, бывают у больных и обострения, но в этом ничего необычного для квалифицированного персонала нет. Средний возраст подопечных - а их около 387 - сорок пять лет. Несколько человек находятся в интернате чуть ли не со времени его открытия - а это более полувека. Все они лишены дееспособности по решению суда . Почти половина имеет приобретенные заболевания. В прошлой жизни эти люди были военными офицерами, педагогами, медицинскими работниками . Обычные, на первый взгляд, профессии, а жизнь вот как распорядилась...

Таким больным жизненно необходимы уход и забота . Ляшенко уверяет: работа налажена должным образом:

Мы пользуемся развитой системой видеонаблюдения, в установке которой нам помог Национальный банк. И это очень помогает, потому что психически нездоровые люди не всегда и не в соответствующей степени могут контролировать свои действия. Содействуют нам также промышленные и организации. Они поставляют продукты питания, сельскохозяйственные товары. Мы держим большое подсобное хозяйство: общее поголовье приближается к четыремстам. За ним также (под тщательным контролем санитаров) ухаживают наши подопечные. Выращиваем фрукты и овощи. И это приносит плоды: мы полностью обеспечиваем себя картофелем и мясом . Кстати, питаются воспитанники четыре раза в день. Примечательно, что нормы питания выражаются не в денежном эквиваленте, а в натуральном.

Не забывают и о культурной жизни. В корпусе находится огромная библиотека , и скоро она переедет в большее помещение. Каждый находит литературу на свой вкус. Кому-то нравятся военные приключения, кто-то склонен к историческим книгам... Не так давно появилась в интернате молельная комната . Регулярно сюда приезжает отец Александр , который проводит службу. А певчие даже организуют мини-концерты . Каждый вторник учреждение посещает ксендз Владислав . Заглядывают сюда и волонтеры из международных гуманитарных организаций. Не так давно интернат принимал делегацию из Ирландии. Кроме того, гости с Изумрудного острова сыграли с воспитанниками настоящий футбольный матч, где никто не хотел уступать.

- Интересно, бывает ли так, что человек возвращается к нормальной жизни?

Безусловно, - отвечает Александр Ляшенко. - Несколько лет назад к нам попал Алексей Д. (из этических соображений все имена и фамилии проживающих в доме-интернате изменены. - Авт.). Ему было всего двадцать шесть лет. Совсем молодой, красивый парень, но очень любил выпить. Порок довел до потери работы, а потом его направили к нам. Пробыл у нас около четырех лет, а потом его забрала домой мать. Позже через суд он восстановил свою дееспособность, и теперь у него все хорошо.

Случается, что человек в интернат поступил, а потом про него «забыли ». Его годами не посещают родные, не забирают хоть на некоторое время к себе. Но, к счастью, таких людей можно пересчитать по пальцам одной руки.

Вместе с заместителем директора дома-интерната Анатолием Вежевичем заходим в одну из многочисленных палат, где находятся трое больных. Анатолий Викторович объясняет:

Двое из них сдружились уже очень давно. Младшему, Александру, недавно исполнилось тридцать шесть лет. Но у него с рождения действует только одна нога. Он немного слышит и понимает речь людей, но сам говорить и двигаться не может. Своеобразным переводчиком для него стал Иван, который может немного говорить. Вот так у нас образовался настоящий дуэт. К Александру регулярно приезжает мать, которая живет в одной из приграничных с Беларусью стран.

- Какой подарок ты хочешь от матери? - спрашивает Анатолий Вежевич у Александра через Ивана.

Тот через несколько секунд отвечает:

Ноутбук... Видеть маму... Чаще...

Замечаю, что Александр пальцем ноги переключил на пульте телевизионный канал. И тут же мой падает на красивый рушничок. Оказывается, такую красоту он вышил сам - одной ногой. Настойчивости этого человека можно только позавидовать...

Инструктор по трудотерапии Светлана Панина говорит, что стремление таких людей к физической работе можно только приветствовать. Но и здесь есть свои особенности:

Я родом из Узбекистана, но непростая судьба забросила меня в Беларусь. И вот уже десять лет работаю в интернате. Специфика работы в том, что психически нездорового человека вообще нельзя обижать, ему надо показывать свое умение терпеть . Если что-то у него получается плохо - все равно необходимо похвалить за старание. Потом уже вместе с врачом исправляем недочеты на изделиях, но воспитанники этого не должны видеть. Это как табу. Интересно, что наши подопечные часто делают одно и то же изо дня в день, и переключиться на другую работу не хотят . Видимо, они стремятся к совершенству, пытаются еще и еще. При этом каждый создает, что хочет, корзину из лозы, модель музыкального рога, денежное дерево, фигурку из бумаги. Главное - не мешать, а помогать.

Пожалуй, ни один человек в детстве не любил принимать лекарства или терпеть уколы. И доктору приходилось его уговаривать и убеждать. Этот же подход срабатывает и тогда, когда перед врачом находится взрослый человек с особенностями психики. Разве что здесь доктор обязан быть очень осторожным, чтобы нечаянно не обидеть больного. Это подтверждает и врач-терапевт интерната Людмила Рогожная :

В отличие от обычной поликлиники, мы работаем с одними и теми же пациентами. Их диагнозы известны, больные находятся под постоянным медицинским наблюдением. Но ведь люди болеют еще простудой, гипертонией... Если к врачу в обычную поликлинику приходит пациент, он жалуется на здоровье и объясняет, что и где у него болит. Но ведь этого не может сделать наш подопечный. Когда врачу приходится пускать в ход дипломатию, то кабинет превращается в настоящий театр двух актеров.

Не так давно сюда поступил Сергей П. Сейчас в это трудно поверить, но сначала он был настоящим бомжем - заросшим и грязным. Ничего не хотел делать, находился все время на «взводе». Но через пару месяцев втянулся в работу по хозяйству и кардинально изменил свои взгляды. Сейчас выглядит как обычный мужчина.

Для психически нездорового человека нет ничего страшнее нашей апатии и презрения . Его самочувствие напрямую зависит от отношения окружающих . Это закон природы, и изменить его невозможно. Поэтому наилучший путь договориться с таким человеком - не ставить себя выше него. Для персонала дома-интерната в Новом Уборке это - аксиома.

3 декабря Международный день инвалидов. Уже второй года подряд Россия встречает этот день с особенными чувствами, ведь в мае 2012 года страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В этом документе провозглашается недопущение дискриминации по признаку инвалидности и активное включение таких людей в общество.

В России по некоторым данным проживает более 3 млн. человек, имеющих нарушения интеллектуального развития.

Кто эти люди? В обществе бытует миф о том, что дети с нарушениями развития рождаются у алкоголиков и наркоманов и это несчастье не коснется никогда тех, кто не имеет этих зависимостей. Однако это абсолютно не так. Дети с нарушениями развития рождаются не только в социально неблагополучных семьях, но и у вполне успешных родителей - достаточно матери во время беременности перенести вирусное заболевание, родить ребенка намного раньше срока или сами роды проходят с осложнениями и на свет появляется ребенок с тяжёлыми нарушениями развития. Отечественная и мировая медицина идет вперед, врачи стали выхаживать полукилограммовых младенцев. Мы кричим врачам: «Ура!»

Но дальше мы редко задумываемся о том, что часть этих детишек будет иметь особенности, а некоторые даже инвалидность. Что ждет этих младенцев в жизни, если мы не будем создавать им специальные условия, давать необходимую поддержку в течение всей последующей жизни?!

Семьи, где появляются такие дети, встают перед самым сложным выбором - быть настоящими ГЕРОЯМИ и воспитывать таких детей в одиночку, будучи отвергнутыми обществом, или отдавать их в специализированные сиротские учреждения. Чаще всего быть героем – это выбор матери, поскольку отцы в 80% случаев покидают семью.

Будучи не в силах в одиночку без всесторонней государственной поддержки (сопровождения) справляться с тяжестью заботы о ребенке с нарушениями развития, многие отдают таких детей в социальные интернаты.

Перенаселенные дома-интернаты для детей с отклонениями в умственном развитии – суровая российская реальность. Многие годы этих детей окружали только медики, одетые в белые халаты, и относились к ним как больным, необучаемым, не нуждающимся в условиях для развития. Ситуация стала меняться только в последние годы, в том числе благодаря деятельности общественных организаций, волонтеры и специалисты которых стали развивать свою деятельность в детских домах-интернатах. Но в некоторых регионах к таким детям по-прежнему относятся как к пациентам, имеющим лишь биологические потребности.

А потом дети вырастают… и для них начинается самый тяжелый период жизни.

После 18 лет дети – сироты из детских домов-интернатов переводятся в психоневрологические интернаты – именно там им суждено провести весь остаток своей жизни. Для кого-то это 20, 30, 50 лет.

По некоторым данным в России сегодня около 300 тысяч людей с ментальными нарушениями проживают в психоневрологических интернатах.

Что это за жизнь в психоневрологических интернатах? У большинства - это жизнь в заточении.

Некоторые подолгу или никогда не покидают стен здания, не выезжают в город из-за отсутствия необходимого сопровождения (например, те, кто на колясках) или из-за чрезмерной осторожности администрации интерната. У большинства этих людей нет никакой занятости. Вы можете представить, что значит, в течение десятилетий без дела шататься по длинным коридорам?! Постоянно жить в окружении врачей?! В качестве соседей на всем отделении иметь представителей только своего пола?! И все это не месяц, год, два, а десятилетия!

В психоневрологических интернатах проживают также и те молодые инвалиды, чье интеллектуальное развитие соответствует норме, но из-за физических нарушений их автоматически, еще в детстве, определили в социальные стационары. Этим им перечеркнули любую возможность получить образование, затем прибрести профессию и работать.

Вот она «потрясающая интеграция» инвалидов в общество! Вот куда следует прислать текст Конвенции о правах инвалидов!

Конечно, молодые инвалиды детства проживающие в психоневрологических интернатах абсолютно разные - кто-то мог бы, получив квартиру от государства прекрасно жить самостоятельно и приносить пользу обществу. Кому-то, кто имеет серьезные психические и умственные нарушения, необходимо для проживания в городской квартире сопровождение. Только единицам на самом деле необходимы специальные условия проживания.

В России должны появляться альтернативы психоневрологическим интернатам и сами интернаты должны быть реформированы. Именно так происходит на Западе, где вне зависимости от степени нарушений, человек интегрирован в общество, само общество адаптирует среду под потребности каждого человека, нуждающегося в особой поддержке.

Почему у нас иначе?!

Сегодня мы вынуждены констатировать, что российская система психоневрологических интернатов имеет античеловеческий характер. Это при том, что на содержание этих интернатов государство тратит колоссальные деньги.

Закрытость, страх перед общественным контролем, исключительно медицинский подход к людям, проживающим там – современная реальность. И система боится любых попыток со стороны общества проникнуть внутрь, задать вопросы о качестве жизни людей в этих учреждениях, указать на нарушения норм законодательства.
Несколько месяцев назад руководители подмосковного Звенигородского психоневрологического интерната выгнали из своих стен православную организацию сестер милосердия. Сестры милосердия оказывали поддержку проживающим. Почему это случилось? Пока сестры оказывали лишь материальную поддержку проживающим и помогали в уходе, им было позволено посещать интернат. Но стоило им начать помогать людям в правовом поле, отстаивать свои законные права на пенсию, реабилитацию, выход в город и их тут же выгнали вон.

Удивительно, но в России общественным организациям легче проникнуть в тюрьмы, чем в психоневрологические интернаты. На последние даже не распространяют своё действие наблюдательные комиссии.

Пожалуй, сегодня, только в Санкт-Петербурге можно встретить успешное взаимодействие общественной организации и психоневрологического интерната. В Психоневрологическом интернате №3 (г. Петергоф) открыто работает на договорной основе наша общественная организация «Перспективы». Волонтёры и специалисты «Перспективы» ежедневно поддерживают проживающих в этом учреждении.

Есть еще пара-тройка петербургских интернатов, где появление волонтеров не встречает резкого противодействия, но это, к сожалению, исключение из правил.
Чаще мы видим печальные примеры. В сентябре наша организация попыталась почти что «с боем» прорваться в петербургский Психоневрологический интернат №7. Там с недавнего времени проживает наш подопечный.

Это было похоже на то, как проникнуть на засекреченный объект времен СССР- пропускные пункты, замки. Перед входом на одно из отделений этого интерната висит инструкция, которая характеризует всю эту систему. Цитирую: «Запрещено проносить мясные, молочные, продукты домашнего приготовления, плавленые сырки, малину, клубнику и т.д.». Посещение родственниками только в строго установленные дни и часы.

Возможно, такой режим иногда оправдан для больниц, но в интернатах люди не лечатся месяц, год- они там ЖИВУТ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ!

Вдумайтесь, может ли жизнь быть полной, если ты живешь по инструкции, запрещающей даже малину и виноград?!

Недавно, известный финский политик, правозащитник Калле Кёнккола, который сам является инвалидом попытался наглядно показать, что испытывает человек с инвалидностью, когда к нему относятся как к вечному пациенту: «Представьте, Вы приходите в ресторан. Заказываете там себе много вкусной еды, салат с майонезом и т.д. И тут официант смотри, оценивает Вас и говорит: «Нет, пожалуй, Вам не нужно сегодня салат, потому что там майонез. А Вам сегодня майонез не нужен». Чувство унижения, подавленности, безысходности, гнева, раздражения – вот с чем сталкиваются люди, запертые в интернатах…
Важную роль в реформировании этой системы должно сыграть гражданское общество.

Сегодня в северной столице поддерживают проживающих в психоневрологических интернатах несколько общественных организаций «Перспективы», «Шаг навстречу», «Подорожник».

Молодая организация «Апельсин» развивает уникальный для России добровольческий проект - набирает команду добровольцев - индивидуальных помощников и социальных адвокатов для сопровождения выпускников детских учреждений и проживающих в психоневрологических интернатах.

Когда видишь этих неравнодушных молодых людей, готовых тратить свое свободное время на поддержку и правовую защиту, сопровождение самых обездоленных, запертых за заборами граждан, начинаешь верить в будущее страны.

Завершая блог в МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ИНВАЛИДОВ, ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ, что проблема психоневрологических интернатов- это не частная проблема. От отношения государства и всего общества к самым слабым зависит духовное здоровье общества. И важно, чтобы в основе этого отношения всегда было УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ, каким бы он ни был инаковым.

И еще, по данным ВОЗ, около 450 млн. человек в мире страдают от расстройств здоровья психического, неврологического и психосоциального характера и их количество с каждым днем растет.

Это может коснуться каждого . Это может случиться с Вами или Вашими близкими. Попасть в психоневрологический интернат очень просто, а вот выйти ….

И если сегодня общество не приложит усилия для реформирования системы психоневрологических интернатов, не сделает их открытыми для общества, то когда-нибудь эта решетка может захлопнуться и за вашими спинами. Кто тогда поможет?