Конкурсный кроссворд по биологии «Кровеносная система. Кроссворд: «Внутренняя среда организма Защитные барьеры организма

59. Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма

Кровь, лимфа, тканевая жидкость

60. Ответьте, работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянство внутренней среды

Нервная и эндокринная

61. Укажите, где располагаются структуры, сигнализирующие регулирующим системам об отклонении концентрации определённого вещества в жидкостях внутренней среды организма от нормального диапазона

В стенках кровеносных сосудов

62. Зарисуйте и опишите строение и функции форменных элементов крови, используя следующую таблицу

63. Прочитайте статьи «Эритроциты», «Лейкоциты» п. 17. Ответьте на вопросы

1) Почему артериальная кровь ярко-алая, а венозная - тёмно-вишнёвая?

Артериальная - несёт кислород, а венозная углекислый газ. Кислород, соединившись с гемоглобином, и кровь становится артериальной

2) Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что её эритроциты имеют ядра. Могла ли такая кровь принадлежать человеку?

А курице?

3) Фагоциты уничтожают чужеродные клетки-антигены путём их захвата. А как действуют лимфоциты?

Они вырабатывают антитела

64. Прочитайте статью «Тромбоциты» п. 17. Допишите схему, отражающую порядок событий, происходящих при свёртывании крови

Травма сосуда - тромбоциты выделяют фибриноген

Растворимый белок плазмы крови фибриноген - условия:

2) кровь выходит из сосуда

3) тромбоциты слипаются, разрушаются

Нерастворимый белок плазмы крови фибрин - образуется сетка , в которой задерживаются клетки крови. Сгусток останавливает кровотечение

65. Прочитайте статью «Защитные барьеры организма» п.18. Заполните таблицу

66. Дайте определение иммунитета

Иммунитет - это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и сохранять постоянство внутренней системы

67. Изобразите схему иммунной системы организма человека

Иммунная система - Т-лимфоциты вырабатываются в тимусе

Иммунная система - В-лимфоциты вырабатываются в лимфотических узлах

Иммунная система - антитела - вырабатываются В-лимфоцитами

68. Заполните таблицу

69. Прочитав стать "Воспаление" §18, напишите в правом столбце таблицы процессы, происходящие в пораженных тканях

70. Допишите приведённые утверждения

71. Напишите, какие процессы в организме имеют место в скрытый, острый периоды болезни и при выздоровлении

72. Прочитайте статью «Инфекционные болезни» п. 18. Ответьте на вопросы

1) Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?

Можно. Бактерии его остаются на стакане

2) Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?

3) В чём состоит опасность бацилло- и вирусоносительства?

Носитель сам не болеет, т.к. его иммунитет справляется с инфекцией, но не уничтожает, а он разносит её сам того не подозревая

73. Прочитайте статьи «История изобретения вакцин» и «Лечебные сыворотки» п. 19 и запишите в табличной форме разницу между вакцинами и лечебными сыворотками

74. Изучите рис. 48 на с. 95 учебника. Заполните пропуски в тексте об изготовлении и применении антидифтерийной сыворотки, приведённом ниже

Для приготовления антидифтерийного антитоксина лошади вводят антидот. Процедуру повторяют несколько раз, увеличивая дозу препарата. В организме лошади вырабатываются антитоксины . Из взятой у лошади крови получают сыворотку-антитоксин путём введения дифтеритного токсина . Ампулы антидифтерийного антитоксина применяют как прививки . Сыворотка специфична, т.е. она защитит от определённой болезни

75. Прочитайте статью «Аллергия» п. 19. Впишите в текст о развитии аллергического процесса необходимые термины

I стадия аллергии протекает безболезненно и без внешних проявлений. Аллерген вызывает иммунную реакцию . Образующиеся антитела выходят из стенок сосудов и адсорбируются на слизистых оболочках

II стадия аллергии (вызывает конъюктевит, насморк, кашель, крапивницу, расстройство желудка и пр.)
Попавший в организм аллерген улавливается стенками сосудов, осевшими на слизистых. Образуется комплекс антиген-антитело . При этом выделяются вещества, которые поражают клетки слизистых. Происходит аллергическая реакция

76. Прочитайте статью «Переливание крови» п. 19. Проставьте стрелки на схеме переливания крови

77. Ознакомьтесь с дополнительной информацией о факторах, по которым различаются группы крови у человека.

Объясните:

1) почему люди I группы являются универсальными донорами

Их группу крови можно перелить всем остальным группам крови

2) почему люди с IV группой крови являются универсальными реципиентами

им можно перелить любую группу крови

78. Прочитайте статью «Резус-фактор» п. 19. Ответьте на вопросы

1) Что происходит в организме резус-отрицательной женщины, если она вынашивает резус-положительного ребёнка в первую беременность?

вырабатываются антитела, разрушающие белок Rh+, но сильное разрушение будет при второй беременности

2) Что происходит при повторной беременности, если плод снова резус-положительный?

будут сильно разрушаться эритроциты из-за резус-конфликта

3) С наследственным или приобретённым иммунитетом связаны:

а) несовместимость групп крови по системе АВО? - наследственный

б) резус-конфликт? - наследственное

79. Решите кроссворд № 5

По горизонтали:

2. вакцина

5. лимфоцит

9. иммунитет

10. гемоглобин

11. антитело

По вертикали:

1. эритроциты

3. антиген

6. тромбоцит

Урок проводится в разделе “Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы” по III варианту программы, автор В.В. Пасечник; учебник Биология “Человек” 8 класс, авторы Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства.

  • рассмотреть образование внутренней среды организма, состав и функции крови.
  • изучить строение, жизнедеятельность, функции клеток крови

Развивающая

  • Продолжить формирование умений работать с текстом, рисунками, таблицами, анализировать и делать выводы.
  • Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом.
  • Продолжить работу по формированию навыков поисковой работы во время заполнения схем, таблиц.

Воспитывающая

  • Воспитывать отношение учащихся к ЗОЖ.

Оборудование: таблицы кровеносная и лимфатическая системы; фрагмент фильма с диска (Анатомия и физиология человека ООО “Видеостудия “Кварт”) “форменные элементы крови”, “движение лимфы”; конспект для учащихся (Приложение 1 ); ноутбук, проектор, экран, презентация (Приложение 3 ), телевизор, DVD.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Всесторонняя проверка знаний. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.

Учащиеся предлагается вспомнить необходимые для урока знания и подготовиться к восприятию нового материала.

Интеллектуальная разминка (приложение 2 )

Задания есть в конспекте для учащихся и на экране. Внимательно читайте и отвечайте. Свой ответ доказывайте. Находите все варианты ответов.

III. Усвоение новых знаний;

Учащиеся во время лекции учителя и просмотра фильма заполняют в конспекте таблицы “Внутренняя среда организма”, “Кровеносная система человека”.

Лекция учителя.

Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая обеспечила бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда.

Внутренняя среда – единая система жидкостей – является естественным продолжением водной основы клеток.

С клетками тела организма непосредственно граничит тканевая (межклеточная) жидкость. По составу она сходна с жидким компонентом крови – плазмой, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. В целом объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26.5 % от массы тела. Через нее осуществляется непосредственный обмен с цитоплазмой клеток и для них служит средой существования.

Выходящая из крови жидкость становится частью тканевой жидкости. Большая часть этой жидкости снова поступает в капилляры, однако около 10% жидкости не попадает в сосуды.

В нормальных условиях избыток тканевой жидкости поступает в крошечные лимфатические сосуды. В процессе лимфооттока она изменяет свой состав – в ней значительно увеличивается количество жиров, белка. Лимфа накапливается и по лимфатическим сосудам переносится в кровеносное русло.

Кровеносная система человека состоит из сердца и сосудов.

Сердце – полый мышечный орган, расположенный в верхней левой части грудной клетки, состоящий из четырех полостей, двух желудочков и двух предсердий, выполняющий функцию перекачивания крови.

Кровь – жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов.

Плазма имеет относительно постоянный солевой состав? 0,9 % приходится на поваренную соль, в ней есть соли Ка, Са, фосфорной кислоты; ? 7% плазмы составляют белки среди них белок фибриноген, который принимает участие в свертывании крови. В плазме создается СО глюкоза, другие вещества и продукты распада.

Форменные элементы, входящие состав крови: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.

Если кровь предохранить от свертывания и дать ей отстояться, то произойдет расслоение на составные части. Сверху окажется желтоватая жидкость – плазма крови внизу эритроциты? от общего объема, небольшой слой под ними образуют лейкоциты (рис.43).

Фрагменты из учебного фильма “Анатомия и физиология человека” ООО “Видеостудия “Кварт”

Учащимся задается вопрос – Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как им образом взаимосвязаны эти компоненты внутренней среды?

Ответы учащихся.

IV. Работа по группам.

Учащиеся работают по группам (или в парах) изучают строение, жизнедеятельность, функции крови.

Группа № 1 – “Эритроциты”
Группа № 2 – “Лейкоциты”
Группы № 3 – “Тромбоциты”

Задание: Используя учебник, выполняют задания в соответствии с темой группы.

Заполните таблицу “Клетки крови” /см приложение 1/ свой столбец.

Дополнительное задание для тех учащихся, которые справились с основным заданием.

1. * Напишите определение понятий:

Гр. 1 – гемоглобин, оксигемоглобин
Гр. 2 – фагоцитоз, антитела
Гр. 3 – фибрин, фибриноген

V. Мини-конференция.

Выступление групп по итогам работы. Во время выступления учащиеся заполняют таблицу “Клетки крови”.

Проверка заполнения таблицы “Клетки крови”, сравнение правильности заполнения с таблицей на экране.

VI. Проверка понимания учащимися нового материала. Закрепление нового материала

;

Учащиеся проверяют полученные на уроке знания, разгадывая кроссворд. На экране появляются кроссворд, необходимо внимательно слушать вопросы и правильно отвечать. Правильные ответы будут появляться на экране. Когда кроссворд будет разгадан, вы сможемте прочитать ключевое слово.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – ГОМЕОСТАЗ – это постоянство внутренней среды организма (от греческого “гомеос” – подобный и “стазис” – состояние). Впервые этот термин ввел американский физиолог в 1929 году (определение и дату записывают в тетрадь).

Вопрос учащимся: Почему сохранение гомеостаза столь важно, почему организм так активно оберегает его всеми доступными ему средствами?

VII. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Подведение итогов урока;

VIII. Рефлексия.

  • Если ты на уроке все понял и можешь рассказать другом, поставь на полях оценку пять.
  • Если ты на уроке все понял, но не можешь рассказать другому, поставь на полях оценку четыре.
  • Если ты на уроке что-то не понял, прочитай конспект урока еще раз, проверь правильность выполнения задания, используя учебник, и закрепи полученные знания ответами на вопросы в рабочей тетради.

Кроссворд «Внуиренняя среда организма. Кровь»

1. Клетки способные опознавать химическую структуру чужеродных соединений.

2. Красные кровяные клетки, транспортирующие кислород к тканям и углекислого газа к лёгким.

3. Прозрачная, слегка желтоватая жидкость крови.

4. Кровяные пластинки.

5. Форменный элемент клеток крови.

6. Клетки-пожиратели.

7. Жидкий белок крови.

8. Тончайшие кровеносные сосуды, где происходит обмен между кровью и клетками тканей.

9. Малокровие.

10. Клетки крови с хорошо развитыми ядрами.

11. Жидкость, из которой клетки получают питательные вещества и кислород.

12. Крупные клетки, находящиеся в тканях, принимающие участие в уничтожении микроорганизмов.

13. Белок, принимающий участие в свёртывании крови.

14. Вилочковая железа.

15. Узлы, являющиеся фильтрами, где задерживаются посторонние частицы и уничтожаются микробы.

16. Компонент внутренней среды.

17. Компонент внутренней среды перемещающийся по лимфатическим сосудам.

18. Особое вещество, дающее красный цвет крови.

Кроссворд с ответами

Конкурсный кроссворд по биологии «Кровеносная система»
Возрастная группа: 8 класс.
Пояснительная записка мероприятия
Целевая аудитория: 8 класс
Аннотация: кроссворд «Кровеносная система » может быть использован в 8 классе на уроках, направленных на систематизацию и обобщении знаний по темам «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатические системы», а так же для расширения кругозора учащихся 8 класса. Кроссворд может быть использован и на внеклассных мероприятиях по биологии (неделя естественных наук, тематические классные часы).
В кроссворде 22 слова: 18 слов по вертикали и 4 слова по горизонтали.
Цель: создать условия
1) закрепления основных понятий и знаний по темам «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатические системы»;
2) для творческого повторения изученного материала;
3) обобщения пройденного материала по темам «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатические системы».
Задачи мероприятия:
1) сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о внутренней среде, составе и функциях крови; кровеносной и лимфатической системах;
2) продолжить развивать интеллектуальные способности учащихся;
3) активизация мыслительной деятельности учащихся;
4) воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.
Ожидаемые результаты:
. учащиеся должны знать состав внутренней среды организма,
. знать состав крови,
. название клеток крови, их строение и функции,
. уметь отличать клетки по рисунку,
. уметь связывать строение с выполняемой функцией,
. уметь давать определения новым понятиям или объяснять их.

Вопросы
По вертикали:
1.Тончайшие кровеносные сосуды, где происходит обмен между кровью и клетками тканей.
2. Безъядерные окрашенные клетки, транспортирующие кислород к тканям и углекислый газ к легким.
3.Небольшие безъядерные образования, отвечающие за свертывание крови.
4. Сосуды, несущие кровь к сердцу.
5. Особый белок, благодаря которому переносится кислород.
6. Кто для блага всех людей
Кровью делится своей?
7. Промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно с клетками не соприкасается, но поддерживает постоянство состава тканевой жидкости.
8. Орган кроветворной системы.
9. Австрийский исследователь, открыл группы крови, за что в 1930 году был удостоен Нобелевской премии.
10. Сосуды, по которым кровь течет от сердца.
11.Заболевание, которое возникает при нарушении функций кроветворения, а так же при значительной потере крови.
13. К какому типу ткани относится кровь?
14. Человек, получающий при оказании медицинской помощи чужую кровь.
15. Особый белок - агглютиноген, содержащийся в крови большинства людей и обезьян, который находится на поверхности эритроцитов.
16. Сгусток крови, который закупоривает рану при кровотечении и защищает организм от кровопотери.
17. Бесцветные клетки, имеющие ядро. Участвуют в уничтожении микробов.
18. Жидкая часть крови, состоящая из воды, органических и минеральных веществ.
19. Особые химические вещества, которые нейтрализуют или уничтожают антигены.

По горизонтали:
12. Особые клетки, которые способны опознавать химическую структуру чужеродных соединений.
20.Сколько групп крови выделяют у человека?
21. Белок плазмы, который принимает участие в свертывании крови.
22. Клетки - пожиратели, которые уничтожают чужеродные частицы.

Список использованных источников:
. Колесов Д.В. Биология. Человека: Учебник для 8 кл. общеобразоват.учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. -М.: Дрофа, 2012
. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004

Происхождение клеток. Иммунный ответ. Активация хелперной Т-клетки. Структура антигенсвязывающего участка. Молекула иммуноглобулина. Классы иммуноглобулинов. Строение антител. Основные функции лимфоцитов. Иммуноглобулин А. Изображение комплекса. Клон плазматических клеток. Схема объединения генов. Типы лимфоцитов. Взаимодействие системы комплемента с Igg. Иммуноглобулин М. Процесс рекомбинации ДНК.

«Иммунная система» - Иммунная система как фактор образа жизни. Факторы, ослабляющие иммунитет. Экспресс-диагностика эффективности работы иммунной системы. 1. Экология 20-30 лет назад дети болели гораздо меньше, хотя выбор противовирусных и иммуномодулирующих средств в аптеках был минимален. Врожденный – является результатом общих процессов, происходящих в организме. 3. Стрессовые факторы Острый либо продолжительный стресс может негативно сказаться на состоянии иммунитета.

«Внутренняя среда организма человека» - Кровяные пластинки. Закончи логическую цепочку. Жидкая часть крови. Бесцветная жидкость. Таблица. Движение лимфы. Форменные элементы. Белок. Кроссворд. Назови одним словом. Жидкая соединительная ткань. Эритроциты. Функции клеток крови. Клетки крови. Кровеносная система человека. Интеллектуальная разминка. Клетки кровеносной системы. Название клеток. Состав внутренней среды организма. Полый мышечный орган.

«Иммунная система организма» - Сыворотки. Заболеваемость детского населения. Инфекция. Искусственный иммунитет. Национальный календарь профилактических прививок. Иммунная система человека. Вакцинопрофилактика. Факторы. Повышение защитных сил организма ребенка. Специфические механизмы иммунитета. Критический период. Иммунитет. Статистические исследования. Антиген. Неспецифические факторы защиты. След в истории человечества. Защитный барьер.

«Элементы в организме человека» - Нахожусь друзья везде: В минералах и в воде, Без меня вы как без рук, Нет меня- огонь потух! (Кислород). А разрушите так сразу Два получите вы газа. (Вода). Кислород. Содержание элементов-органогенов в организме человека. Содержание «металлов жизни» в организме человека. Вода. Роль биогенных элементов в организме человека. Основные химические элементы, входящие в состав организма человека. Хоть составчик мой и сложный Без меня жить не возможно, Я - отличный растворитель Жажды лучшей упоитель!

«История анатомии» - Боткин Сергей Петрович. Андреас Везалий. Бурденко Николай Нилович. История развития анатомии, физиологии и медицины. Ли Ши-Чжэнь. Мечников Илья Ильич. Ухтомский Алексей Алексеевич. Клавдий Гален. Луи Пастер. Уильям Гарвей. Гиппократ. Павлов Иван Петрович. Сеченов Иван Михайлович. Ибн Сина. Пирогов Николай Иванович. Аристотель. Луиджи Гальвани. Парацельс. Пастер.