Лечебно профилактическое учреждение и пациент. Типы лечебных учреждений



Поликлиника в Москве (вверху)
Больница в Дании .

Лечебно-профилактические учреждения или Медицинские учреждения - специализированные лечебно-профилактические заведения, в которых людям с теми или иными заболеваниями оказывается полный спектр медицинских услуг: диагностика , лечение , реабилитация после перенесенных болезней.

Как правило, медицинское обслуживание населения в России состоит из нескольких систем.

  1. Терапевтические медицинские учреждения,
  2. Хирургические и травматологические учреждения.
  3. Педиатрические медицинские учреждения,
  4. Профилактические медицинские учреждения - санатории и профилактории,
  5. Специальные медицинские учреждения - отделения экспертизы, станции и отделения скорой медицинской помощи, медицинские службы спасения, отделения и станции переливания крови ,

Терапевтические

Терапевтические медицинские учреждения объединяют учреждения, занимающиеся лечением, профилактикой и медицинским осмотром населения старше 15 лет, в некоторых случаях, и населения с момента рождения, в состав входят больницы и поликлиники . В поликлиниках имеются отделения участковых врачей, а также врачей специализированных - хирургов , невропатологов, окулистов, психиатров , фтизиатров, эндокринологов . Как правило, поликлиники являются отделениями при больницах. Основные формы лечения в больницах стационар - пациент иногда находится в местах вневрачебного пребывания, а также амбулатория - пациент не находится в местах врачебного пребывания. В больницах имеются отделения реанимации , интенсивной терапии, хирургии, отоларинголическое, неврологическое, гинекологическое, андрологическое, онкологическое. Также имеются кафедры ВУЗов , и научных учреждений. Имеются санпропускник, регистратура больных. В систему терапевтических медицинских учреждений входят также Медсанчасти и медпункты предприятий, Учреждения медобслуживания на транспорте , ж/д.

ЛПУ педиатрического профиля

Лечебно-профилактические учреждения педиатрического профиля по структуре сходны с медицинскими учреждениями терапевтического профиля. Лечебно-профилактические мероприятия проводятся с детьми до 15 лет. Врачи-педиатры и детские медсёстры согласно штатного расписания работают в амбулаториях, детских стационарах, школах, детских комбинатах и детских оздоровительных учреждениях. Особое внимание уделяется детям раннего возраста (от 0 до 3 лет).

Профилактика

Профилактические медицинские учреждения предоставляют услуги санаторно-лечебного характера детям и взрослым, как по месту жительства, так и в разных районах страны.

Специальные

Специальные медицинские учреждения предоставляют услуги специального характера.

Медицинские центры нетрадиционной медицины

Существует большое количество медицинских центров, специализирующихся на использовании знаний и приемов нетрадиционной медицины в лечении различного вида патологий.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Лечебник на иноземцев
  • Разгрузочно-диетическая терапия

Смотреть что такое "Лечебно-профилактические учреждения" в других словарях:

    Лечебно-профилактические учреждения - Учреждения для осуществления преимущественно лечебных мероприятий с больными, находящимися в стадии ремиссии (без обострения). К основным типам Л. – п. у. относятся: Санатории для лечения преимущественно природными (климат, минеральные воды,… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    лечебно-профилактические учреждения - общее название медицинских учреждений, предназначенных для оказания лечебно профилактической помощи населению; к числу Л. п. у. относятся больничные, амбулаторно поликлинические, санаторно курортные учреждения, диспансеры, станции скорой и… … Большой медицинский словарь

    Лечебно-профилактические учреждения - Медицинские учреждения для оказания лечебно профилактической помощи населению. К психиатрическим, наркологическим Л.п.у. относятся больницы, диспансеры, полустационары (дневные и ночные), специализированные бригады скорой помощи … Толковый словарь психиатрических терминов

    Пособие к МГСН 4.12-97: Лечебно-профилактические учреждения. Раздел IV выпуск 6. Специализированные и вспомогательные отделения. Отделения физиотерапии и лечебной физкультуры. Кабинеты дистанционной литотрипсии. Лечебно-трудовые (производственные) мастерские. Больничные аптеки. Централизованные стерилизационные отделения. Дезинфекционные отделения. Прачечные. Пищеблоки - Терминология Пособие к МГСН 4.12 97: Лечебно профилактические учреждения. Раздел IV выпуск 6. Специализированные и вспомогательные отделения. Отделения физиотерапии и лечебной физкультуры. Кабинеты дистанционной литотрипсии. Лечебно трудовые… …

    Пособие к МГСН 4.12-97: Лечебно-профилактические учреждения. Раздел V выпуск 7. Амбулаторно-поликлинические учреждения - Терминология Пособие к МГСН 4.12 97: Лечебно профилактические учреждения. Раздел V выпуск 7. Амбулаторно поликлинические учреждения: 2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Пособие к МГСН 4.12-97: Лечебно-профилактические учреждения. Раздел III. Выпуск 5. Диагностические отделения. Отделения (кабинеты) функциональной диагностики. Эндоскопические отделения (кабинеты). Отделы (отделения) лучевой диагностики (рентгенологические, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, радионуклидной диагностики) - Терминология Пособие к МГСН 4.12 97: Лечебно профилактические учреждения. Раздел III. Выпуск 5. Диагностические отделения. Отделения (кабинеты) функциональной диагностики. Эндоскопические отделения (кабинеты). Отделы (отделения) лучевой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Пособие к МГСН 4.12-97: Лечебно-профилактические учреждения. Раздел II. Стационары. Выпуск 3. Операционные блоки. Отделения анестезиологии и реанимации. Отделения гемодиализа и детоксикации. Отделения производственной трансфузиологии. Отделения гипербарической оксигенации - Терминология Пособие к МГСН 4.12 97: Лечебно профилактические учреждения. Раздел II. Стационары. Выпуск 3. Операционные блоки. Отделения анестезиологии и реанимации. Отделения гемодиализа и детоксикации. Отделения производственной трансфузиологии … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Лечебные (лечебно-профилактические) исправительные учреждения - 8. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части второй статьи 101 настоящего Кодекса. Лечебно профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений … Официальная терминология

    МДС 35-5.2000: Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 10. Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: поликлиники, амбулатории, аптеки - Терминология МДС 35 5.2000: Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 10. Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЛПУ стационарного типа(больницы, госпитали) являются основным звеном лечебно- профилактической помощи населению. В настоящее время выделяют следующие типы больниц: объединённые (в их состав входят стационар и поликлиника), многопрофильные и монопрофильные, или специализированные (кардиологические, туберкулёзные и др.).

ЛПУ стационарного типа имеют следующую примерную организационную структуру.

· Управление: канцелярия, кабинет медицинской статистики, бухгалтерия, медицинский архив, библиотека.

· Лечебная часть: приёмное отделение, лечебные отделения (терапевтическое, хирургическое, урологическое и др.), лечебно- диагностические отделения и кабинеты (рентгенологический, эндоскопический УЗИ), физиотерапевтическое отделение, патологоанатомическое отделение, лаборатории (биохимическая, бактериологическая).

· Вспомогательная часть: пищеблок, аптека, склады, гаражи и др.

Устройство и организация работы приёмного отделения

Приёмное отделение является важнейшим лечебно- диагностическим отделением. Здесь происходит первое знакомство пациента с персоналом лечебного учреждения. И нередко по приёмному отделению, по тому, как организована его работа, пациенты судят об организации лечебного процесса в учреждении в целом.

Различают централизованную и децентрализованную систему планировки больницы. При централизованной планировке практически все лечебные и диагностические отделения сосредоточены в одном корпусе, там же располагается и приёмное отделение. При децентрализованной (павильонной) системе приёмное отделение находится либо в отдельном здании, либо в одном из лечебных корпусов, обычно в том, где находится реанимационное отделение, терапевтическое или хирургическое. Через приёмное отделение в стационар поступают почти все пациенты. Пациенты, которые нуждаются в экстренной медицинской помощи, иногда доставляются непосредственно в отделение реанимации, минуя приёмное отделение.

Приёмное отделение состоит из зала ожидания, кабинета дежурной медицинской сестры, одного или нескольких смотровых кабинетов(для осмотра терапевтом, хирургом), процедурного кабинета, перевязочной, а иногда и малой операционной, изолятора, санпропускника, рентгенологического кабинета, лаборатории, санитарного узла.

Зал ожидания предназначен для пациентов и их родственников. Здесь должно быть достаточное количество стульев, кресел. На стендах вывешиваются сведения о режиме работы лечебных отделений, перечень продуктов, разрешённых для передачи пациентам, даётся телефон справочной службы больницы. Здесь же должны быть указаны дни и часы, в которые можно посещать пациентов.

Рядом с залом ожидания находится пост дежурной медицинской сестры (регистратура), где проводятся регистрация поступающих пациентов и оформление необходимой документации.

В зависимости от мощности больницы в приёмном отделении оборудуют один или несколько смотровых кабинетов, в которых дежурный врач проводит осмотр пациентов.

Процедурный кабинет, или малая операционная, предназначен для оказания экстренной медицинской помощи. В санпропускнике проводится санитарная обработка поступающих пациентов. Кроме того, в приёмном отделении имеется несколько боксов, в которые помещают пациентов с невыясненным диагнозом или при подозрении на инфекционное заболевание.

В целях поддержания здоровья населения, профилактики и лечения, системой здравоохранения предусмотрено создание лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). ЛПУ делятся на 2 типа: амбулатории и стационары.

К амбулаторного типа учреждениям относятся поликлиники, медико-санитарные части, диспансеры, консультации, станции скорой помощи. В них пациент проходит обследование, наблюдение в ЛПУ, получая лечение в домашних условиях.

Амбулаторные типы ЛПУ в свою очередь подразделяются на несколько видов:

1. Поликлиника. Лечебно-профилактическое учреждение, работающее по принципу по территориально-участковому принципу. Включает в себя кабинеты или отдельные по основным врачебным специализациям – терапия, хирургия, офтальмология, оториноларингология, рентгеновская, функциональная и лабораторная диагностика, процедурные и физиотерапевтические кабинеты.

2. Амбулатория. ЛПУ, оказывающее мед помощь в небольших населенных пунктах. Располагает небольшим количеством врачей. Имеет кабинеты: доврачебного приема, электрокардиографического обследования, процедурный.

3. Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) – ЛПУ, оказывающее мед помощь фельдшерско-акушерским персоналом на доврачебном уровне. Имеется процедурный кабинет. ФАПы организуются в населенных пунктах с небольшой населенностью.

4. Медико-санитарная часть. ЛПУ, обслуживающее работников прикрепленного предприятия по цеховому принципу. В МСЧ, как в поликлиниках, присутствуют врачи основных специальностей и специалисты по профессиональной патологии.

5. Здравпункт. Включается в состав медико-санитарной части, но находится на территории предприятия. Основная функция – оказание мед помощи сотрудникам предприятия (чащепромышленного) вблизи рабочего места. В здравпункте работают средние мед работники по специальностям «лечебное дело» (фельдшер).

6. Диспансер – ЛПУ, оказывающее специализированную мед помощь определенной группе больных. Существуют психоневрологические, наркологические, кожно-венерологические, противотуберкулезные, онкологические, кардиоревматологические, эндокринологические диспансеры. Основная функция диспансеров – диспансеризация и патронаж.

7. Травматологический пункт – ЛПУ, оказывающее экстренную помощь населению при травмах.

К стационарного типа учреждениям относятся: больницы, клиники, родильные дома, госпитали, санатории и хосписы.

Стационарную медицинскую помощь оказывают (больным, которым необходимы систематическое наблюдение, сложные методы исследования и лечения):



· больница (может быть многопрофильной и специализированной);

· госпиталь (больница для лечения военнослужащих или инвалидов);

· клиника (больница, где ведется научно-исследовательская работа, обучение студентов, врачей, среднего медицинского персонала);

· санаторий (профилакторий) – учреждение, где проводят долечивание больных;

· родильные дома ;

· хоспис - учреждение для оказания паллиативной (симптоматической) медицинской и медико-социальной помощи неизлечимым онкологическим больным.

Отличие по количеству, возможностям и спектру лечебно-диагностических мероприятий.

Различают многопрофильные (специализированные) стационары, предназначенные для лечения больных каким-либо одним заболеванием (например, туберкулезом). Многопрофильные, в состав которых входят отделения различного профиля (например: терапевтические, хирургические, неврологические, эндокринологические и др.)

В стационарные учреждения госпитализируют больных, которые нуждаются в экстренной и специализированной медицинской помощи, а также пациентов, за которыми необходимо постоянное наблюдение (оценка клинического состояния больного, повторные рентгенологическое, электрокардиографическое, эндоскопическое исследования, анализы крови, мочи и т.д.) или применение таких методов лечения, которые невозможны или затруднительны в амбулаторных условиях – на дому в поликлинике (операции, частые внутривенные, внутримышечные, подкожные и другие инъекции, переливание крови и кровезаменителей, физиотерапия и т.п.)



Современный стационар представляет собой медицинское учреждение, оснащенное необходимой лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием. Основными структурными подразделениями стационара являются:

· приемное отделение,

· лечебные отделения (терапевтическое, хирургическое, урологическое и т.д. – в зависимости от профиля стационара),

· диагностическое отделение (лаборатория, кабинеты УЗИ, рентгенографии, ЭФГДС и т.д.),

· патолого-анатомическое отделение,

· пищеблок,

· аптека,

· административно-хозяйственная часть (администрация, гараж, кислородная, прачечная и т.д.).

В состав лечебного отделения входят:

Ø лечебные палаты,

Ø пост медицинской сестры,

Ø процедурные,

Ø перевязочные кабинеты,

Ø кабинет заведующего отделением,

Ø ординаторская,

Ø холл для отдыха,

Ø комнаты для среднего и младшего медицинского персонала,

Ø подсобные помещения (санузел, ванная, туалет, бельевая).

Лексико-грамматические задания:

· Объясните значение следующих слов: экстренный, систематический, многопрофильный, госпитализация, подсобные помещения.

· Составьте вопросы к тексту. Перескажите его, соединив ответы в связный текст и дополнив информацией об ЛПУ.

· По данной теме в библиотеке по каталогу выпишите перечень книг.

Задание 7. Прочитайте текст. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль. Как бы вы озаглавили текст? Выпишите ключевые слова и словосочетания, раскрывающие тему текста.

Казахстан – крупнейшая страна мира, занимающая 9-е место по площади. Расположен в центре Евразии и граничит с Россией, Китаем, Киргизией, Узбекистаном и Туркменией. Большую часть территории страны (58%) занимают пустыни и полупустыни, северные земли находятся в степной и лесостепной зонах. Лишь 10% территории занято горами, преимущественно невысокими (Мугоджары, Кокшетау, Алатау и др.), а леса занимают 5,5%. В Казахстане находится около 50 тысяч озер, самыми крупными из которых являются Аральское море, Балхаш, Зайсан, Алаколь, 8500 рек, в число которых входят и такие крупные реки, как Сырдарья, Урал, Эмба, Иртыш.

Обширные территории, многочисленные озера и реки, горные отроги с их живописными видами способствовали развитию туризма в Казахстане, в том числе и лечебно-оздоровительного направления. Казахстан сегодня предоставляет практически все существующие виды туризма - познавательный, развлекательный, этнический, экологический и др. Территория Казахстана обладает разнообразными туристско-рекреационными ресурсами - медицинскими и лечебными. Оздоровительные курорты Казахстана располагают собственными минеральными источниками, чьи воды активно применяются в бальнеологии, а по составу и целебным свойствам не уступают российским и международным водам.

В последние годы развитию туризма в стране уделяется особое значение, реставрируются старые санатории Казахстана и появляются новые. Активно развивается горнолыжный туризм и экотуризм, разработаны интересные пешие маршруты по национальным паркам горной части страны, предлагаются орнитологические туры (наблюдение за птицами).

Задание 8. Спишите, раскрывая скобки. Укажите вид синтаксической связи в словосочетаниях. Обозначьте главное и зависимое слова.

(Лечебно-оздоровительный) учреждение, центр (Евразия), степной (зона), крупный (река), развитие (туризм), (лечебно-оздоровительный) направление, ()туристско-рекреационный) ресурсы, (целебный) свойство.

Задание 9. Ознакомьтесь со словарными статьями однокоренных слов рекреация и рекреационный. Объясните смысл словосочетания туристско-рекреационные ресурсы.

РЕКРЕАЦИЯ (лат.recreatio буквально «восстановление») – 1)устаревшее слово каникулы, перемена в школе; 2) помещение для отдыха в учебных заведениях; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

РЕКРЕАЦИОННЫЙ – прилаг. от слова рекреация; предназначенный для отдыха, восстановления сил, например, рекреационное время, рекреационные территории.

Задание 10. Прочитайте текст.Разбейте текст на смысловые части (вступление, основная часть, заключение). Определите абзацы. Выделяют ли абзацы смысловые границы. Наблюдается ли в абзацах переход от одной микротемы к другой? Выпишите ключевые слова каждого абзаца. Устно воспроизведите текст.

Город Сарыагаш расположен в Казахстане, недалеко от казахско-узбекской границы, в 15 км от Ташкента – столицы Узбекистана. Жемчужиной Южного Казахстана называют курорт Сарыагаш, который расположен на высоте 450 м над уровнем моря в 130 километрах от города Шымкент, на левом берегу реки Келес. Главным достоянием курорта являются минеральные воды, не имеющие по своему составу аналогов в мире. Сарыагашская минеральная вода относится к природным, азотным, слабощелочным, слабоминерализованным акротермам. В её состав входит более 30 микроэлементов, жизненно необходимых для человека. Уникальность сарыагашской минеральной воды - в её молодости. Источник сарыагашской минеральной воды был открыт в 1946 году, а первый санаторий - в 1953 году. Биоэнергетические свойства воды благотворно влияют на организм и все его системы. Эффект от питья минеральной воды непосредственно из источника наиболее высок и полезен. На территории курорта Сарыагаш находится большое количество санаториев и оздоровительных комплексов, где можно отдохнуть душой и телом, а также поправить своё здоровье. Безусловно, вода «Сарыагаш» полезна, эффекты от ее применения ощутимы вдвойне, если лечение проходит в полном покое и душевном равновесии.

Задание 11. Ознакомьтесь со словообразовательным гнездом. Укажите количество однокоренных слов и запишите их. Обозначьте морфемный состав. Определите лексическое и грамматическое значение существительного здравница.

ЗДОРОВЫЙ , нездоровый, нездоровиться; здороветь, выздороветь; оздоровить, оздоровление; здоровье, здравница, здравоохранение.

Задание 12. Составьте и запишите различные словосочетания с существительными здоровье, здравница, здравоохранение. Обозначьте главное и зависимое слова.

Задание 13. Составьте и запишите различные по цели и структуре простые предложения с прилагательными здоровый, нездоровый.

Задание 14. Прочитайте пословицы, переведите на русский язык.

Ауырып ем іздегенше, ауырмайтын жол ізде. Тазалық – саулық негізі, саулық – байлық негізі. Тер шықпаған кісіден, дерт шықпайды. Тәні саудың жаны сау. Ұйқы –тынықтырады, жұмыс – шынықтырады. Ауру желмен кіріп, термен шығады.

Задание 15. Ознакомьтесь со значением данных слов. Составьте с ними несколько предложений.

Словарь

КУРОРТ (нем. kurort kur лечение + ort место) – местность, обладающая природными лечебными средствами (минеральные воды, грязи, климат и др.) и необходимыми условиями для их применения.

КУРОРТОЛОГИЯ (см. курорт) – раздел медицины, изучающий природные лечебные факторы, их действие на организм и методы применения с лечебно-профилактическими целями.

ПРОФИЛАКТИКА (гр. prophylaktikos предохранительный) – 1) в медицине – система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека; 2) в технике – совокупность мер по предохранению механизмов, машин и т.д. от износа и поломки; 3) меры, направленные на предупреждение чего-л.

ПРОФИЛАКТОРИЙ (см. профилактика) – лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее лечение рабочих и служащих при сохранении обычного режима труда.

САНАТОРИЙ (нем. sanatorium, лат. sanare лечить, исцелять) – лечебно-профилактическое учреждение для лечения больных преимущественно природными и физиотерапевтическими средствами, диетой и режимом.

ФИТНЕС – (англ. fitness приспособленность, выносливость) – 1) система физических упражнений, сбалансированного питания и пр.; 2) амер. активный, здоровый образ жизни.

ТАЛАССОТЕРАПИЯ – (гр. thalassa море + терапия) – лечение морским климатом и купаниями в сочетании с солнечными ваннами.

БАЛЬНЕОТЕРАПИЯ – (лат. balneum ванна, купание + терапия) – совокупность методов лечения, профилактики, основанных на использовании минеральных вод.

ТЕРМАЛЬНЫЙ (фр. thermal, гр. thermē жар, тепло) – связанный с температурой; термальные воды, термы – теплые и горячие источники и подземные воды.

ФИЗИОТЕРАПИЯ (гр. physis природа + терапия) – 1) область медицины, изучающая физиологическое действие на организм естественных (вода, воздух, солнечное тепло и свет) и искусственных (электрический ток, магнитное поле и др.) физических факторов, а также разрабатывающая методы их лечебного профилактического применения; 2) лечебное использование этих факторов; 3) разг. отделение поликлиники, больницы, осуществляющее применение этих факторов.

ЭФФЕКТ (лат. effectus исполнение, действие) – 1) результат, следствие каких-л. причин, действий, напр. эффективное лечение; 2) сильное впечатление, произведенное кем-л., чем-л.

ЭФФЕКТИВНЫЙ (лат. effectivus) – дающий определенный эффект, действенный.

Задание 16. Прочитайте текст. Какую новую информацию вы получили? Выпишите медицинские термины и выясните их значение. Разделите текст на смысловые части и составьте план. Подготовьте пересказ текста.

Номенклатура медицинских организаций

С изменениями и дополнениями от:

I. Номенклатура медицинских организаций по виду медицинской деятельности

1. Лечебно-профилактические медицинские организации:

1.1. Больница (в том числе детская).

1.2. Больница скорой медицинской помощи.

1.3. Участковая больница.

1.4. Специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:

гинекологическая;

гериатрическая;

инфекционная, в том числе детская;

медицинской реабилитации, в том числе детская;

наркологическая;

онкологическая;

офтальмологическая;

психиатрическая, в том числе детская;

психиатрическая (стационар) специализированного типа;

психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

психоневрологическая, в том числе детская;

туберкулезная, в том числе детская.

1.5. Родильный дом.

1.6. Госпиталь.

1.7. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

1.8. Дом (больница) сестринского ухода.

1.9. Хоспис.

1.10. Лепрозорий.

1.11. Диспансеры, в том числе диспансеры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

врачебно-физкультурный;

кардиологический;

кожно-венерологический;

наркологический;

онкологический;

офтальмологический;

противотуберкулезный;

психоневрологический;

эндокринологический.

1.12. Амбулатория, в том числе врачебная.

1.13. Поликлиники (в том числе детские), а также поликлиники государственной и муниципальной систем здравоохранения:

консультативно-диагностическая, в том числе детская;

медицинской реабилитации;

психотерапевтическая;

стоматологическая, в том числе детская;

физиотерапевтическая.

1.14. Женская консультация.

1.15. Дом ребенка, в том числе специализированный.

1.16. Молочная кухня.

1.17. Центры (в том числе детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

вспомогательных репродуктивных технологий;

высоких медицинских технологий, в том числе по профилю медицинской помощи;

гериатрический;

диабетологический;

диагностический;

здоровья;

консультативно-диагностический, в том числе детский;

клинико-диагностический;

лечебного и профилактического питания;

лечебно-реабилитационный;

лечебной физкультуры и спортивной медицины;

мануальной терапии;

медицинский;

медико-генетический (консультация);

медицинской реабилитации для воинов-интернационалистов;

медицинской реабилитации, в том числе детский;

медицинской реабилитации для инвалидов и детей-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича;

медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;

медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

медико-хирургический;

многопрофильный;

общей врачебной практики (семейной медицины);

охраны материнства и детства;

охраны здоровья семьи и репродукции;

охраны репродуктивного здоровья подростков;

паллиативной медицинской помощи;

патологии речи и нейрореабилитации;

перинатальный;

профессиональной патологии;

профилактики и борьбы со СПИД;

психофизиологической диагностики;

реабилитации слуха;

реабилитационный;

специализированные (по профилям медицинской помощи);

специализированных видов медицинской помощи;

сурдологический.

1.18. Медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:

станция скорой медицинской помощи;

станция переливания крови;

центр крови.

1.19. Санаторно-курортные организации:

бальнеологическая лечебница;

грязелечебница;

курортная поликлиника;

санаторий;

санатории для детей, в том числе для детей с родителями;

санаторий-профилакторий;

санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

2. Медицинские организации особого типа:

2.1. Центры:

медицинской профилактики;

медицины катастроф;

медицинский мобилизационных резервов "Резерв";

медицинский информационно-аналитический;

медицинский биофизический;

военно-врачебной экспертизы;

медико-социальной экспертизы;

медицинской статистики;

патолого-анатомическое;

судебно-медицинской экспертизы.

2.3. Лаборатории:

клинико-диагностическая;

бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза.

2.4. Медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).

Информация об изменениях:

Подраздел 2 дополнен пунктом 2.5 с 14 октября 2019 г. - Приказ Минздрава России от 8 августа 2019 г. N 615Н

2.5. Отдельный медицинский батальон.

3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

II курс Лекция на тему: «Структура ЛПУ.

Устройство и функции ПО стационара. Пути госпитализации.

Медицинская документация приемного отделения».

Лечебно-профилактические учреждения или Медицинские учреждения - специализированные лечебно-профилактические заведения, в которых людям с теми или иными заболеваниями оказывается полный спектр медицинских услуг : , после перенесенных болезней.

В зависимости от выполняемых функций и решаемых задач выделяют больничные, поликлинические учреждения, диспансеры, станции скорой медицинской помощи, учреждения охраны материнства и детства, санаторные учреждения. К. больничным учреждениям относятся больницы и госпитали. Они ориентированы на лечение пациентов в стационарных условиях.

Лечение в стационаре показано при оказании экстренной медицинской помощи, при необходимости постоянно вести наблюдение за пациентом, в случаях, когда требуются методы лечения, которые невозможно или очень затруднительно проводить на дому и в поликлинике.

Стационары бывают:
- монопрофильными (специализированными, например роддом);
- многопрофильными (в состав больницы входят различные отделения, например хирургические, гинекологические, реанимационные).

Большинство стационаров имеют следующую структуру:
- приемное отделение;
- лечебные отделения;
- диагностические отделения;
- аптека;
- пищеблок;
- административная часть и др.

При проектировании больничный участок подразделяют на 3 зоны:
- лечебные и лечебно-профилактические здания (лечебные, диагностические отделения, патологоанатомическое отделение, парк с физкультурными площадками);
- хозяйственная зона (к ней относятся пищеблок, прачечная, гараж и др.);
- зеленая зона шириной не менее 15 м, а перед зданиями с лечебными отделениями - не менее 30 м.

Обязательно для лечебной и хозяйственной зоны должны быть отдельные въезды.

К поликлиническим учреждениям относят поликлиники и амбулатории.

Поликлиника - это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывается специализированная медицинская помощь пациентам, не нуждающимся в стационарном лечении. Лечение таких пациентов проходит в домашних условиях.

В настоящее время существует территориально-участковый принцип работы поликлиники. В последнее время в связи с развитием системы общего медицинского страхования этот принцип соблюдается не всегда. У пациентов появилась возможность обратиться за помощью в то ЛПУ, которому он доверяет. Тем не менее территория, которая обслуживается поликлиникой, разделяется на участки; за каждым из них с определенным количеством населения закреплены участковые врач и медсестра. Они ответственны за все лечебные и профилактические мероприятия на территории данного участка.

Амбулато́рия (от ambulare - ходить) - , оказывающее помощь на приёме и на дому, но не имеющее в своём составе койко-мест.

В отличие от амбулатория оказывает услуги только по основным направлениям, таким как , (иногда и по , и ).

Амбулаторное лечение - организация медицинской помощи приходящим в медицинское учреждение . Амбулаторное лечение - лечение, проводимое на дому или при посещении самими больными лечебного учреждения (в отличие от стационарного лечения, осуществляемого с помещением пациента в ).

Организация работы приемного покоя (приемного отделения)

Приемное отделение является важнейшим лечебно-диагностическим отделением больницы.

В приемное отделение больные могут быть доставлены:

    Машиной скорой помощи (при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний)

    По направлению участкового врача (в случае неэффективности лечения в домашних условиях) – плановая госпитализация;

    Переводом из других лечебно-профилактических учреждений (по договоренности с администрацией);

    «Самотеком» (при самостоятельном обращении больного в случаях ухудшения его самочувствия на улице, недалеко от больницы).

Основными функциями приемного отделения больницы являются:

    прием и регистрация больных;

    осмотр, первичное обследование больных и диагностика;

    санитарно-гигиеническая обработка вновь поступивших больных;

    оказание квалифицированной медицинской помощи;

    транспортировка больных в лечебные отделения больницы.

Через приемное отделение в больницу поступает почти весь контингент больных, за исключением рожениц, инфекционных больных и тяжелых экстренных больных. Прием в инфекционное отделение и родильный дом осуществляется, децентрализовано, в специально выделенных помещениях этих корпусов (санитарный пропускник или приемно-смотровой бокс). Кроме того, больных, которые нуждаются в экстренной медицинской помощи, иногда доставляют непосредственно в отделение реанимации, минуя приемное отделение.

Приемное отделение состоит из :

    зала ожидания,

    кабинета дежурной медсестры (регистратура);

    одного или нескольких смотровых кабинетов;

    процедурного кабинета;

    палат наблюдения;

    перевязочной, а иногда и малой операционной;

    изоляторов (бокс, для инфекционных больных);

    санпропускника;

    рентгеновского кабинета;

    лаборатории.

Зал ожидания предназначен, для ходячих больных и сопровождающих их родственников. Здесь должны быть стол и достаточное количество стульев, кресел. На стенах вывешивают сведения о режиме работы лечебных отделений, о часах беседы с лечащим врачом, перечень продуктов, разрешенных для передачи больным, телефон справочной службы больницы. Здесь же должны быть указаны дни и часы, в которые можно посещать больных.

Рядом с залом ожидания находится кабинет дежурной медицинской сестры. В нем производится регистрация поступающих больных и оформление необходимой документации.

Документация приемного отделения:

    журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (Ф. №001/У);

    медицинская карта стационарного больного (Ф. №003/У);

    статистическая карта выбывшего из стационара (Ф. №006/У);

    журнал регистрации, больных с выявленным педикулезом (Ф. №058/У);

    инфекционный журнал (Ф. №066/У).

Медсестра-регистратор вносит в журнал учета приема больных и отказов в госпитализации Ф.И.О. больного, год рождения, дату, откуда и кем доставлен, диагноз направившего учреждения, диагноз приемного отделения, в какое отделение направлен больной. Она же заполняет паспортную часть (титульный лист) медицинской карты стационарного больного (историю болезни), и статистической карты выбывшего из стационара. Измеряет температуру тела больного.

Медсестра приемного отделения проводит антропометрию - один из методов обследования пациентов, к ним относится определение массы тела , роста, измерение окружности грудной клетки .

Процедурный кабинет, перевязочная (чистая и гнойная), а также малая операционная предназначены для оказания экстренной помощи. Кроме того, в приемном отделении имеется несколько палат (палаты наблюдения), в которые помещают больных с неясным диагнозом. В этих палатах должен быть отдельный санитарный узел.

Для санитарной обработки больных, поступающих в больницу, в приемном отделении имеется санпропускник (ванна, душ, обтирание, комната для переодевания и санитарной обработки при педикулезе).

Санпропускник приемного отделения состоит из смотровой, раздевалки, ванно-душевой комнаты и комнаты, где больные одеваются. Необходимо строго соблюдать основное направление движения больных во время санитарной обработки: от смотровой к «чистой» комнате, где больные одеваются, т.е. после гигиенической ванны или душа больной не должен возвращаться в грязную смотровую или раздевалку.

Санпропускник оборудован всем необходимым для проведения санитарно-гигиенической обработки больного. Здесь должны быть кушетки, шкафчики для чистого и бочки для грязного белья, шкаф или стол с предметами для санитарной обработки: клеенкой, банным мылом, мочалками индивидуального пользования, которые находятся в маркированной емкости с надписью «чистые мочалки», машинки для стрижки волос, бритвенные приборы, ножницы, а также термометры для измерения температуры воздуха и воды, специальные мочалки и щетки для санитарной обработки ванны, маркированное ведро и швабры для уборки и дезинфекции помещений санпропускника и другие принадлежности.

Транспортировка больных в лечебное отделение

В отделение больного направляют пешком, на кресле-каталке или носилках в зависимости от распоряжения врача. Средства передвижения (каталки, носилки) обеспечиваются простынями и одеялами, которые нужно менять после каждого больного. Больные, которые самостоятельно передвигаются, из приемного отделения поступают в палату в сопровождении санитарки.

В отделении больного встречает палатная сестра, знакомится с ним и его историей болезни, показывает ему расположение палаты, санузла и других помещений, рассказывает о режиме отделения. Затем сестра докладывает о поступившем больном врачу и отдает историю болезни. В зависимости от состояния больного врач осматривает его тотчас же или во время обхода, делает дополнительные назначения, которые сестра обязана выполнить.

Больных, которые не передвигаются самостоятельно, транспортируют в отделение на носилках. Ослабленных больных, инвалидов, некоторых пациентов пожилого и старческого возраста часто перевозят (осторожно, избегая резких толчков и рывков) на специальных креслах-каталках; тяжелобольных транспортируют на каталках или переносят на носилках. Носилки с больным могут нести два или четыре человека, они должны идти короткими шагами, не в ногу. При подъеме по лестнице больного несут головой вперед, при спуске ногами вперед, приподнимая в обоих случаях ножной конец носилок. Для облегчения переноски носилок иногда используют специальные санитарные лямки. Переноску больного на руках и его перекладывание могут осуществлять один, два или три человека. Если больного переносит один человек, то он одной рукой обхватывает грудную клетку пациента на уровне лопаток, а другую подводит под бедра, при этом пациент обхватывает несущего за шею.

Перенос больных с носилок на кровать требует умения и осторожности. Это делают 2-3 медработника. Для удобства переноски носилки ставят по отношению к кровати под прямым углом, параллельно, последовательно, вплотную.

Перекладывание больного при вплотную приставленных к кровати носилках требует от больного определенных усилий и поэтому не всегда возможно. Если же по техническим причинам такое расположение носилок оказывается невозможным, то носилки ставят параллельно, персонал при этом находится между носилками и кроватью последовательно или в крайнем случае вплотную к ней. Перед перекладыванием больного обязательно проверяют готовность постели, наличие всех необходимых предметов ухода.

Литература:

1. Агкацева С. А. Сестринские манипуляции. – М.: Медицина, 2006.

2. Барыкина Н. В., Чернова О. В. Сестринское дело в хирургии: практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Баулин С. И. Справочник медсестры-лаборантки. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4. Двойников С. И. Основы сестринского дела. – М.: Академия, 2007.

5. Елисеев Ю. Ю. Справочник медицинской сестры. – М.:ЭКСМО, 2007.

6. Лычев В. Г. Сестринское дело в терапии: с курсом первичной медицинской помощи. – М.: Форум, 2007.