Население трои. Троянская война: Миф и реальность

Троя. История

Троя, иначе называемая Илион, Дардания и Скамандр -- древнее укрепленное поселение в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Это город, воспетый в поэме «Илиада», автором которой считается Гомер. События, описанные Гомером, в нынешнем представлении историков относятся к крито-микенской эпохе. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.

История города Троя

Турция - страна с большим количеством достопримечательностей. К числу всемирно известных можно отнести Древний город Трою. Этот мифический город располагался на побережье Эгейского моря, на холме Гиссарлык недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Второе название города Троя - Илион. О возникновении древнего города Троя существует такая легенда. Фригийский царь дал Илу корову и велел основать город на том месте, где корова ляжет отдохнуть. Случилось это на холме Ата. Сам Зевс одобрил поступок Ила и низвергнул на землю статую дочери Тритона.

Город имеет вековую историю, но его точное местоположение было обнаружено чуть более ста лет назад. Археолог Генрих Шлиман вел раскопки горного селения Гиссрлык, а обнаружил руины древнего города Троя, это было в 1870 году. Его удивление было еще больше, когда он обнаружил не просто развалины одного города, а девяти, расположенных слоями один под одним. Все они датируются разными веками и условно были пронумерованы от одного до девяти.

Самый нижний слой был назван Троя I и датируется 3000 - 2600 гг. до н. э. Это было небольшое поселение диаметром не более 100 метров. Представляло из себя, крепость с массивными стенами и воротами, а также оборонительными башнями. Две, из которых были обнаружены во время раскопок. Это поселение существовало достаточно долго и, вероятнее всего, было уничтожено пожаром.

Троя II (2600--2300 гг. до н. э.) была воздвигнута на развалинах прежней крепости и занимала территорию 125 метров. В центре был дворец, окруженный двором, на котором были склады, жилые постройки. Именно в этом слое Шлиман нашел клад, с драгоценностями, оружием и различными безделушками.

Троя III - IV -V - это уже более крупные поселения, существовавшие с 2300--1900 гг. до н. э. В этих поселениях уже наблюдаются группы домов, разделенные маленькими улочками.

Троя VI. Поселения 1900--1300 гг. до н. э, свидетельствовали о богатстве, расцвете и могуществе. В диаметре оно составляло около 200 метров, толщина стены 5 метров, по периметру располагалось четверо ворот и три башни. Большие здания, дворцы, террасы. Есть свидетельства и о наличие лошадей. Сильнейшее землетрясение все разрушило.

Троя VII. (1300--900 гг. до н. э.) После землетрясения на месте разрушенного поселения вновь начала зарождаться жизнь, использовались оставшиеся блоки, колонны. Дома строились с меньшим размахом, нежели раньше, и плотно стоявшие друг к другу. Именно эта Троя относится к событиям, упомянутым Гомером в "Илиаде" и Троянской войне. После войны город Троя был разграблен и разрушен греками, а затем захвачен фригийцами.

Троя VIII. (900--350 гг. до н. э.) Город уже принадлежал грекам и считался довольно благоустроенным. На территории был храм Афины, а также святилище для жертвоприношений. Однако он не имел никакого политического значения, и после того как часть населения покинула город, он пришел в упадок.

Троя IX (350 г. до н. э. -- 400 г. н. э.). Именно в эту эпоху город Троя именовался Иллионом. Римские императоры из династии Юлиев - Клавдиев сделали все для широкомасштабной реконструкции города. Была выровнена вершина холма, возле храма Афины сделали священный участок, на склоне возвели театр, а на ровной местности общественные здания. Константин Великий даже хотел сделать город столицей, но эта идея потеряла свое значение с возвышением Константинополя. Город Троя был захвачен турками и разрушен. Сейчас древний город Троя является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Троя (Truva, Troy) — город, расположенный в северо-западной части Анатолии, недалеко от Дарданелл и горы Ида, входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Троя известна по большей части из-за Троянской войны (и того самого коня), описанной во многих произведениях античного эпоса, в том числе и в известных «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.

Древний мир и дата образования Трои
Перед появлением легендарной Трои на полуострове Троада было расположено древнейшее постоянное поселение Кумтепе. Его датой основания принято примерно считать 4800 год до нашей эры. Жители древнего поселения, в основном, занимались рыбной ловлей. Также в рацион поселенцев входили устрицы. В Кумтепе покойников предавали земле, но без каких-либо погребальных даров.
В районе 4500 года до нашей эры поселение было заброшено, однако около 3700 года до нашей эры снова возрождено благодаря новым колонистам. Новое население Кумтепе занималось скотоводством и земледелием, а также проживало в больших домах с несколькими помещениями. Козы и овцы разводились жителями поселения не только для получения мяса, но также ради молока и шерсти. История Трои берет свое начало с 3000 года до нашей эры. Укрепленный населенный пункт был расположен в Малой Азии на полуострове Троада. Город находился в плодородной холмистой стране.
В месте, где находилась Троя, с двух сторон города протекали реки Симоис и Скамандр. Также имелся свободный доступ в Эгейское море. Таким образом, Троя на протяжении своего существования занимала очень выгодное географическое положение не только в экономической сфере, но также в плане обороны в случае возможного нашествия врагов. Не случайно город в Древнем мире, в эпоху бронзы именно поэтому стал ключевым центром торговли между Востоком и Западом.


Легенда о возникновении Трои
О появлении легендарного города можно узнать из старинного предания. Еще задолго до построения Трои на территории полуострова Троада (место, где находилась Троя) проживал народ тевкров. Персонаж древнегреческой мифологии Трос назвал страну, которой правил, Троей. Следовательно, все жители стали называться троянцами.
О возникновении города Трои повествует одна легенда. Старшим сыном Троса был Ил, который после смерти отца унаследовал часть его царства. Однажды он пришел во Фригию, сумев успешно победить всех соперников на состязании. Фригийский царь щедро вознаградил Ила, подарив ему 50 юношей и столько же дев. Также согласно преданию правитель Фригии отдал герою пеструю корову и приказал основать город в том месте, где она захочет отдохнуть. На холме Ата у животного появилось желание полежать. Именно там и был основана Троя, которая также называлась Илионом.
Перед построением города Ил попросил Зевса доброго знамения. На следующее утро перед шатром основателя легендарного города появилось деревянное изображение Афины-Паллады. Таким образом, Зевс предоставил Илу залог божественной помощи, оплот и защиту жителям Трои. Впоследствии на месте появления деревянного изображения Афины-Паллады появился храм, а выстроенная Троя была надежно защищена от врагов высокими стенами с бойницами. Сын Ила царь Лаомедонт продолжил дело отца, укрепив нижнюю часть города стеной.

Ранние слои Трои относятся к оригинальной западноанатолийской цивилизации. Постепенно Троя испытывает всё большее влияние центральной Анатолии (хаттов, позднее — хеттов).
Имя «Троя» фигурирует в хеттских клинописных табличках Богазкёйского архива как Таруиша. На египетской стеле времён Рамзеса III упомянута его победа над морским народом «турша». Это название часто сопоставляют с народом «тереш», упомянутым несколько ранее на знаменитой стеле Мернептаха. Единства в мнениях о том, были ли эти пришельцы троянцами, в научном мире не наблюдается. Имена с данным корнем встречаются в микенских текстах, например командир отряда to-ro-o.

Прежде высказывались соображения, что термины «Троя» и «Илион» могли обозначать различные города одного и того же древнего государства, либо один из этих терминов мог обозначать столицу, а другой — собственно государство, и «слились» в один термин лишь в «Илиаде» (согласно Гиндину и Цымбурскому, Троя — обозначение страны, а Илион — города). Такая точка зрения не лишена оснований, поскольку в «Илиаде», в свою очередь, выделяются фрагменты с параллельными сюжетами, то есть, возможно, восходящие к различным пересказам одного и того же сюжета; к тому же, «Илиада» возникла много столетий спустя после событий Троянской войны, когда многие детали могли забыться.


Раскопки Трои
Среди современных Генриху Шлиману историков была распространена гипотеза о том, что Троя находилась на месте селения Бунарбаши. Тождество холма Гиссарлык с гомеровской Троей предположил в 1822 году Чарлз Макларен. Сторонником его идей был Френк Калверт, который начал в Гиссарлыке раскопки за 7 лет до Шлимана. По иронии судьбы, участок холма Гиссарлык, принадлежавший Калверту, оказался в стороне от гомеровской Трои. Генрих Шлиман, который был знаком с Калвертом, начал целенаправленное исследование второй половины Гиссарлыкского холма в конце XIX века. Большинство находок Шлимана сейчас хранятся в Пушкинском музее (Москва), а также в Государственном Эрмитаже. К настоящему времени археологи обнаружили на территории раскопок в Гиссарлыке следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи.

Первое из найденных в Гиссарлыке поселений (так называемая Троя I) представляло собой крепость диаметром менее 100 м и, очевидно, существовало на протяжении длительного периода. К эпохе, описанной в «Илиаде», относится седьмой слой. В этот период Троя представляет собой обширное (площадью свыше 200 тыс.м²) поселение, обнесённое крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Крупные раскопки 1988 года показали, что население города в гомеровскую эпоху составляло от шести до десяти тысяч жителей — по тем временам, весьма внушительное число. Согласно данным экспедиции Манфреда Корфмана, площадь нижнего города была примерно 170 тыс.м², цитадели — 23 тыс.м².

Девять основных слоев древней Трои
Троя I (3000—2600 гг. до н. э.): Первое Троянское поселение, диаметром 100 м, было застроено очень примитивными жилищами из глиняных кирпичей. Судя по оставшимся следам, оно погибло во время пожара. Керамика имеет сходство с керамикой культуры Езеро в Болгарии.
Троя II (2600—2300 гг. до н. э.): Следующее поселение выглядит более развитым и богатым. В 1873 году немецкий археолог Шлиман обнаружил в этом слое знаменитый троянский клад, который состоял из многочисленного оружия, медных безделушек, частей драгоценных украшений, золотых сосудов, могильных плит доисторического и раннеисторического периода. В III тысячелетии до н. э. эта высокоразвитая культура была также уничтожена пожаром.
Троя III—IV—V (2300—1900 гг. до н. э.): Эти слои свидетельствуют о периоде упадка в истории древнего города.
Троя VI (1900—1300 гг. до н. э.): Город увеличился в диаметре до 200 метров. Поселение стало жертвой сильного землетрясения 1300 года до н. э.
Троя VII-A (1300—1200 гг. до н. э.): К этому периоду относится знаменитая Троянская война. Позднее афиняне разграбили и разрушили поселение.
Троя VII-B (1200—900 гг. до н. э.): Полуразрушенная Троя была захвачена фригийцами.
Троя VIII (900—350 гг. до н. э.): В это время город населяли алеанские греки. Царь Ксеркс посещал тогда Трою и принес здесь в жертву более 1000 голов скота.
Троя IX (350 г. до н. э. — 400 г. н. э.): Довольно крупный центр эллинистической эпохи.


Где находится. Как добраться до Трои
Троя находится в 2 км от шоссе Чанаккале — Измир (D550/E87), с которого нужно свернуть по указателю Troy или Truva.
Ближайший к Трое город, Чанаккале, находится в 30 км к северу от нее. Оттуда в Трою каждый час ходят автобусы, отправляющиеся с остановки под мостом через реку Sari. Путь на автобусе займет около получаса. Поездка на такси обойдется в 60-70 TRY. Цены на странице указаны на январь 2017 г.
Летом автобусы отправляются регулярно, но в остальное время лучше приехать пораньше, чтобы не упустить последний автобус, отправляющийся обратно.

Отели Трои
Большая часть отелей расположена в Чанаккале, так что туристы чаще всего останавливаются там и приезжают в Трою на один день. В самой Трое можно остановиться в отеле Varol Pansiyon, расположенном в центре соседней деревни Tevfikiye.
Напротив входа в Трою находится отель Hisarlik, принадлежащий местному гиду Мустафе Аскину.

Рестораны
Ресторанов в Трое тоже не так много. В упомянутом выше отеле Hisarlik есть уютный ресторан с домашней кухней, работающий с 8:00 до 23:00. Если остановите свой выбор на нем, непременно попробуйте guvec — мясное рагу в горшочке.
Кроме того, можно пообедать в также находящихся в деревне едальнях Priamos или Wilusa. Оба ресторана готовят блюда турецкой кухни, а последний хорошо известен своими фрикадельками и салатом из помидоров.

Развлечения и достопримечательности Трои
Рядом с входом в город стоит деревянная копия Троянского коня, внутрь которого есть возможность зайти. Но лучше делать это по будням, потому что на выходных он заполнен туристами и подняться или осмотреться внутри будет довольно трудно. Зато, при посещении Трои зимой, вполне можно получить коня в единоличное пользование.
Рядом с ним находится Музей раскопок, в котором выставлены модели и фотографии, рассказывающие о том, как выглядел город в разные периоды. Напротив музея — сад Pithos с водопроводными тубами и глиняными горшками того времени.
Но основной достопримечательностью Трои, несомненно, являются руины. Для посетителей город открыт с ежедневно с 8:00 до 19:00 в период с мая по сентябрь и с 8:00 до 17:00 — с октября по апрель.

Наличие гида сильно помогло бы при ознакомлении с Троей, поскольку руины многих зданий довольно трудно идентифицировать самостоятельно, а из-за разных исторических слоев, они все перемешались.
Троя была разрушена и вновь отстроена 9 раз — и от каждого из восстановлений в городе что-то осталось и по сей день, хотя любительские раскопки в 19 в. оказались крайне разрушительными.
Для осмотра города удобнее всего использовать охватывающую его по кругу дорогу. Справа от входа видны стены и башня периода Троя VII (то есть, города, каким он стал после того, как был отстроен в 7 раз), относящиеся к периоду, когда город в наибольшей степени подходил под описания Гомера в «Илиаде». Там можно спуститься по лестнице и пройти вдоль стен.

Потом дорога приведет к кирпичным стенам, частично восстановленным, а частично сохранившимися в первозданном виде. Над ними расположен разрушенный алтарь храма Афины, вдоль которого проходят стены ранних и средних периодов, а напротив — дома богатых жителей города.
Далее путь проходит мимо траншей, оставшихся от раскопок Шлимана, к дворцовому комплексу, также относящемуся к периоду, вероятнее всего описанному в Илиаде. Справа от дворца находятся части святилища античных богов.
Наконец, тропа выводит к концертному залу Одеону и палатам городского совета, откуда по каменной дороге можно вернуться к месту, с которого начался осмотр.

Окрестности Трои
В 30 км к югу от древней Трои находится не менее старинная Александрия Троянская — город, основанный полководцем Александра Великого Антигоном в 300 г. до н. э. Однако этот обширный археологический участок, в отличие от популярной Трои, почти не промаркирован. Соответственно, разобраться самому, без глубоких познаний в античной истории, здесь едва ли получится.

Примечательны окраины деревни Гюльпынар (Gulpinar), где расположены живописные руины храма Аполлона, который был возведен в 5 в. до н. э. колонистами с Крита. Самая западная точка Азии — мыс Баба — интересна своим рыбацким портом Бабакалекёй (Бабакале, Babakale, «Крепость Баба»), где находится очаровательный османский замок 18 в. Здесь же можно и освежиться, искупавшись либо прямо среди валунов, обрамляющих гавань с двух сторон, либо проехав еще 3 км на север к симпатичному обустроенному пляжу.

Еще одна изюминка этих мест — городок Айваджик (Ayvacik) в 30 км восточнее Трои. В конце недели на местный рынок стекаются торговцы со всех окраин, лучший сувенир отсюда — красочный ковер. Если же повезет попасть в Айваджик в конце апреля, можно застать традиционный ежегодный сбор кочевых народов Панийыр. В это время по городу устраиваются яркие танцевальные и музыкальные представления, шумные базары, где выставляются породистые скакуны. Кроме того, в 25 км к югу лежит и древний Ассос, название которого ласкает слух не одного поклонника старины.

ПРЕДАНИЕ ПРО ТРОЯНСКОГО КОНЯ
Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу Елену у Менелая. Её муж, царь Спарты, со своим братом собрал войско Ахеи и пошел на Париса. Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея (ибо конь был сделан из клёна).
Жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes!) и метнул копьё в коня. Однако в этот момент из моря выползли 2 огромных змея, убили Лаокоонта и двух его сыновей, поскольку сам бог Посейдон хотел гибели Трои. Троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возник фразеологизм «троянский конь», употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.

Внутри коня сидело 50 лучших воинов (согласно «Малой Илиаде», 3000). По Стесихору, 100 воинов, по другим — 20, по Цецу — 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем. Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский. Афина дала героям амброзию.
Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.).


Интерпретации
По словам Полибия, «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем».

По евгемеристической интерпретации, чтобы его втащить, троянцы разобрали часть стены, и эллины взяли город. По предположениям некоторых историков (встречающимся уже с Павсания), Троянский конь на самом деле являлся стенобитной машиной, служил для разрушения стен. По Дарету, просто на Скейских воротах была изваяна голова коня.
Существовали трагедия Иофонта «Разрушение Илиона», трагедия неизвестного автора «Отплытие», трагедии Ливия Андроника и Невия «Троянский конь», а также поэма Нерона «Крушение Трои».

_______________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Ивик О. Троя. Пять тысяч лет реальности и мифа. М., 2017.
Гиндин Л. А. Население Гомеровской Трои, 1993.
Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.
Блеген К. Троя и троянцы. М., 2002.
Шлиман Г. Илион. Город и страна троянцев. М., 2009, т. I-II.
Шлиман Г. Троя. М., 2010.
Сокровища Трои. Из раскопок Генриха Шлимана. М., 2007.
История древнего Востока, ч. 2. М., 1988.
Вирхов Р. Развалины Трои // Исторический вестник, 1880. — Т. 1. — № 2. — С. 415—430.
Стоун Ирвинг, Греческое сокровище. Биографический роман о Генрихе и Софье Шлиман, 1975
Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 350.
Достопримечательности Турции.
Фролова Н. Эфес и Троя. — ЛитРес, 2013. — ISBN 9785457217829.

Развалины Трои

Многие из нас хотя бы раз в жизни слышали название древнего города Троя, или Илион. Город находился на территории Малой Азии на побережье Эгейского моря. На сегодняшний день любители путешествий и старых городов ищут информацию о том, где находилась Троя и где сейчас можно увидеть ее развалины.

Троя в прошлом

Самые древние археологические следы Трои датируются 2900-2500 годами до нашей эры. Древнее государство Троя располагалось недалеко от пролива Дарданеллы (Геллеспонт) в Эгейском море, оно было основано в устье одноименного залива. Древний морской путь, соединяющий Мраморное, Черное и Эгейское моря, был под контролем Троянского государство в те дни. Троя была одним из важных торговых государств.

Долгое время считалось, что Троя - это всего лишь мифическое государство, которое было выдумано в древности. Но все изменилось после того, как в 1870 году знаменитым археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом был найден клад в северо-западной части холма Гиссарлык (недалеко от города Чанаккале на территории современной Турции). В ходе дальнейших раскопок и был найден Древний город.

Троя сегодня

Развалины Трои находятся в Турции, недалеко от города Чанаккале, примерно в 30 км. Самый близкий населенный пункт - деревня Тевфикие. Быстро добраться до музея можно из города Чанаккале, автобусы совершают регулярные рейсы, минимальная стоимость проездного билета составляет 3 лиры.

Развалины города представляют собой особый интерес. Они состоят из 10 основных слоев. Это связано с тем, что город в ходе различных военных нашествий несколько раз был разрушен и выстроен заново.

Стоит отметить, что город-музей Троя находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Троя — легендарный город, знаменитый десятилетней Троянской войной, неразрывно связан с некоторыми наиболее выдающимися персонажами греческой мифологии — от богинь Геры, Афины и Афродиты (а также прекрасной Елены) до героев Ахиллеса, Париса и Одиссея. Многие знакомы с легендой о падении Трои. Но есть ли хоть доля правды в этом предании, гласящем, что причиной величайшего конфликта стала любовь Париса к Елене? Действительно ли закончился он лишь после того, как греки ввезли в город Троянского коня? И вообще, была ли эта война? Назывался ли город Троей?

Миф о Трое начинается с празднования свадьбы морской богини Фетиды и царя Пелея — одного из аргонавтов, который вместе с Ясоном принимал участие в поисках золотого руна. Пара не пригласила на торжество богиню раздора Эриду, но та все-таки приехала и швырнула на стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Гера, Афина и Афродита одновременно потянулись к яблоку. Чтобы разрешить конфликт, Зевс поручил принятие ответственного решения самому красивому из всех живущих мужчин — Парису, сыну царя Трои Приама.
Гера пообещала Парису огромную силу, если он выберет ее, Афина — военную славу, а Афродита — любовь самой красивой женщины в мире. Парис решил подарить золотое яблоко Афродите, и та указала ему на Елену, жену Менелая. Юноша отправился на поиски в греческий город Спарту, где его приняли как почетного гостя. Пока царь Спарты находился на похоронах, Парис с Еленой бежали в Трою, захватив с собой значительную часть его богатств. Обнаружив пропажу жены и сокровищ, Менелай разгневался и тут же собрал бывших женихов Елены, которые дали клятву защищать их брак. Они решили собрать войско и отправиться в Трою. Так было посеяно семя Троянской войны.

Более двух лет ушло на подготовку, и вот греческий флот из более 1000 кораблей готов к отплытию. Флот возглавил царь Микен Агамемнон. Он собрал корабли в порту Авлида (восточная часть Центральной Греции), однако для выхода в море необходим был попутный ветер. Тогда прорицатель Калхас сказал Агамемнону, что для того чтобы флот отправился в плавание, тот должен принести в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигснию. Исполнив этого варварское, но, видимо, необходимое жертвоприношение, греки смогли отправиться в Трою. Девять лет бушевали сражения. За это время многие великие герои враждующих сторон погибли,в том числе и Ахиллес, убитый Парисом. Тем не менее греки никак не могли разрушить мощные стены Трои и войти в город. На десятый год войны хитрый Одиссей задумал построить гигантского деревянного коня, внутри которого намеренно оставлена полость, где могли спрятаться греческие воины и сам Одиссей. Греческий флот отплыл, оставив коня за воротами Трои, словно признавая свое поражение. Когда троянцы увидели удаляющиеся корабли и огромного деревянного коня за стенами города, они возликовали, поверив в свою победу, и затащили коня в город. Ночью греки выбрались из коня, открыли ворота Трои и впустили всю греческую армию. Троянцы не смогли дать отпор и были разбиты. Поликсену, дочь Приама, принесли в жертву на могиле Ахиллеса. Та же участь постигла сына Гектора Астианакса. Менелай намеревался убить и неверную Елену, но не смог устоять перед ее красотой и сохранил ей жизнь.

Легенда о Трое впервые упоминается в «Илиаде» Гомера (около 750 г. до н. э.). Позднее рассказ был расширен и дополнен. О Трое писали римские поэты Вергилий («Энеида») и Овидий («Метаморфозы»), Древнегреческие историки, такие как Геродот и Фукидид, были убеждены в том, что Троянская война — часть исторической действительности. Ссылаясь на слова Гомера, они писали, что Троя находилась на холме над Геллеспонтом (современные Дарданеллы) — узким проливом между Эгейским и Черным морями. Это был стратегически важный торговый центр. Сотни лет исследователи и собиратели древностей, плененные легендой о Трое, изучали местность, которая в древности называлась Троадой (ныне часть северо-западной Турции). Но более других искателей Трои прославился немецкий бизнесмен Генрих Шлиман. Ему удалось найти Трою.

Руководствуясь только сведениями, добытыми из «Илиады» Гомера, он решил, что город располагался на холме Гиссарлык в нескольких милях от Дарданелл, и в 1870 г. он начал раскопки, которые продлились до 1890 г. Шлиман нашел остатки нескольких древних городов, существовавших в период между ранним бронзовым веком (3 тыс. до н. э.) и поздним римским периодом. Считая, что Троя находится в более низких археологических слоях, Шлиман быстро и небрежно преодолевал верхние пласты земли, безвозвратно уничтожая многие важные исторические памятники. В 1873 г. Шлиман нашел множество золотых предметов, которые назвал «сокровищами Приама», и заявил всему миру, что нашел Гомерову Трою.

Разгорелись жаркие споры относительно того, действительно ли Шлиман там нашел золотые предметы или же он намеренно их туда поместил, чтобы подтвердить- это место действительно является легендарной Троей. Установлено, что Шлиман неоднократно искажал факты: он заявлял, что сам разыскал место расположения Трои на холме Гиссарлык во время первого посещения Троады. Однако известно, что на тот момент британский археолог и дипломат Фрэнк Калверт уже проводил раскопки в этом месте, поскольку эта земля принадлежала его семье. Калверт был убежден в том, что древняя Троя находится на холме Гиссарлык, поэтому оказывал помощь Шлиману во время его первых раскопок. Позднее, когда Шлиман получил всемирное признание как «тот, кто нашел город Гомера», он утверждал, что Калверт не помогал ему. В настоящее время наследники Калверта, проживающие в Англии и Америке, заявляют о своих правах на часть сокровищ, извлеченных из холма Гиссарлык.

Современные исследования показали, что удивительные золотые находки, обнаруженные Шлиманом, значительно старше, чем он предполагал, а город, расположенный на холме Гиссарлык, который Шлиман считал гомеровской Троей, в действительности датируется 2400-2200 гг. до н. э., то есть он существовал по крайней мере за тысячу лет до предполагаемой даты начала Троянской войны.

Оставив в стороне эгоистичность Шлимана, следует признать положительный аспект его деятельности хотя бы потому, что он привлек внимание мирового сообщества к древностям холма Гиссарлык. После Шлимана исследовательскую работу на холме проводили: Вильгельм Дерпфельд (1893-1894 гг.), американский археолог Карл Блеген (1932-1938 гг.) и группа ученых из университетов Тюбингена и Цинциннати под руководством профессора Манфреда Корфмана. В результате раскопок Трон удалось установить, что на этом месте в разные периоды (их можно разделить на ряд подпериодов) располагалось девять городов, которые существовали начиная с раннего бронзового века (3 тыс. до н. э.) — Троя-I и заканчивая эллинистическим периодом (323-30 гг. до н. э.) — Троя-IX. Наиболее вероятной кандидатурой на звание гомеровской Трои, судя по датировке, считают Трою-VIIIa (1300-1180 гг. до н. э.). Многие ученые согласны с мнением, что Троя-VIIIa наилучшим образом соответствует описанию Гомера. Кроме того, именно в городе этого времени были обнаружены следы пожаров, а значит, город был разрушен во время войны. Связь Трои-VIIIa с материковой Грецией подтверждают греческие предметы микенского периода (поздний бронзовый век), особенно большое количество гончарных изделий, которые, видимо, импортировались сюда.

Более того, Троя-VIIIa была довольно крупным городом, о чем свидетельствуют находки — ряд человеческих останков и несколько бронзовых наконечников стрел, выкованных в крепости и городе. Впрочем, значительная часть артефактов до сих пор находится в земле, а найденных предметов недостаточно для подтверждения гипотезы, что разрушение города — дело рук человеческих, а не результат природного катаклизма, например сильнейшего землетрясения. Как бы то ни было, если гомеровскую Трою считать реально существовавшим городом, то, опираясь на современные знания, можно утверждать, что Троя-VIIIа подходит на эту роль наилучшим образом. Не так давно геологи Джон К. Крафт из Делавэрского университета и Джон В. Льюс из колледжа Тринити в Дублине обнаружили материалы, подтверждающие существование Трои на холме Гиссарлык. Они провели геологические исследования местности: изучили особенности ландшафта у холма и свойства грунта в прибрежной зоне. Таким образом, исследования в области седиментологии (Седиментология — наука об осадочных породах и современных осадках, их вещественном составе, строении, закономерностях и условиях образования и изменении) и геоморфологии (Геоморфология — наука о рельефе суши, дна океанов и морей, которая изучает внешний облик, происхождение, возраст рельефа, историю его развития, современную динамику и закономерности распространения) подтвердили сведения, полученные из «Илиады» Гомера.

Даже существование загадочного огромного Троянского коня, который был, наверное, самым невероятным предметом в повествовании Гомера, тоже объясняется с точки зрения современной науки. Британский историк Майкл Вуд убежден, что Троянский конь был не просто искусной уловкой для проникновения в город, а скорее тараном или похожим на коня примитивным осадным орудием. Такие устройства были известны в Греции в классический период. Например, спартанцы использовали тараны при осаде Платей в 479 г. до н. э. Согласно еще одной версии, конь символизировал Посейдона — безжалостного бога землетрясений, поэтому Троянский конь вполне мог быть метафорой землетрясения, которое необратимо ослабило защиту города, позволив греческим войскам без труда проникнуть внутрь. Позднее появились другие, хотя и спорные данные, подтверждающие реальность существования Трои. Они содержатся в переписке и анналах царей Хеттского царства, найденных в Анатолии (современная Турция) и датируемых 1320 г. до н. э., в которых говорится о напряженной военной и политической ситуации в могущественном государстве Ахиява, подконтрольном царству, известному как Валуса. Последнее ученые отождествляют с греческим Илионом, Троей, а Ахияву греки называли «Ахейа» — страна ахейцев, которых Гомер в «Илиаде» представляет как прагреческие племена. Эта гипотеза спорна, хотя и была положительно воспринята большинством ученых, поскольку дала толчок изучению отношений между Грецией и Ближним Востоком в период позднего бронзового века. К сожалению, до сих пор не найдены хеттские письменные источники, упоминающие о конфликте, который можно было бы расценивать как Троянскую войну в Троаде.

Итак, был ли крупнейший конфликт, развернувшийся на холме Гиссарлык в 1200 г. до н. э.. Троянской войной? Скорее всего, нет. Гомер писал о полумифической эпохе героев, об истории, которая передавалась из уст в уста на протяжении как минимум четырех столетий. Даже если война действительно имела место, сведения о ней скорее всего были утеряны или искажены. Следует признать, что некоторые предметы, упоминаемые в гомеровском повествовании, датируются периодом позднего бронзового века — различные виды доспехов и вооружения, которые были хорошо известны в 1200-750 гг. до н. э., то есть и в те годы, когда поэт писал свое произведение. Кроме того, Гомер называет греческие города своего времени, которые, по его мнению, играли особенно важную роль в годы Троянской войны. Археологические раскопки, проводимые на месте этих городов, обычно доказывали, что они были центрами первостепенной важности в период позднего бронзового века. Не вызывает сомнения и факт, что расположенная в таком важном месте, над Геллеспонтом, на границе между Хеттским царством и греческим миром, Троя непременно должна была стать театром военных действий в период позднего бронзового века. Скорее всего, история Гомера является воспоминанием об отдельных конфликтах между греками и жителями Троады, которые он объединил в одну решающую эпическую борьбу — войну всех войн. Если это действительно так, то легенда о Троянской войне базируется на реальных исторических событиях, пусть даже преданиях старины глубокой. Передавая из уст в уста, рассказчики дополняли ее необыкновенными деталями. Возможно, даже прекрасная Елена Троянская появилась в повествовании значительно позже.

No related links found



Крупным очагом культуры в III-II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город Троя находился на северо-западном побережье Малой Азии в 25-30 км от устья Босфора Фракийского.

Холм (современный Гиссарлык), на котором была расположена Троя (Илион), возвышался над равниной реки Скамандр, с юга и востока ограниченной горами.

История Трои тесно связана с историей соседних малоазийских народов. Примерно в XII в. до н. э. цветущее поселение троянцев было разрушено; греческая традиция считала эту гибель делом ахейцев: басилеи Микен и других центров Греции того времени фигурируют в древнегреческих преданиях о Троянском походе как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». В середине XIX в. представители так называемого критического направления в изучении гомеровских поэм высказывали сомнения и в существовании Трои.

Лишь раскопки археолога-дилетанта Генриха Шли-мана в Трое доказали ее существование. Пользуясь указаниями, содержавшимися в гомеровских поэмах, Шлиман стал раскапывать холм Гиссарлык и открыл то место, где стояла Троя. Правда, Шлиман ошибся в определении слоя, относящегося к гомеровской Трое, так как вел раскопки без соблюдения основных требований археологической методики.

В результате он датировал временем, отраженным в поэмах Гомера, предметы, относящиеся к более ранней эпохе, материал разновременных поселений был перепутан, а стены гомеровской Трои были даже срыты. Последующие раскопки установили наличие многих городских слоев, числом не менее девяти, относящихся к периоду от III тысячелетия до н. э. вплоть до первых веков н. э.

Самое древнее поселение на холме Гиссарлык относится к началу III тысячелетия до н. э. Жители его находились еще на стадии родового строя. Они занимались земледелием и скотоводством, чему особенно способствовало плодородие окружающей территории. Орудия делали из камня и полировали; можно лишь предположительно говорить об употреблении меди. Около 2800 г. до н. э. здесь появляются сосуды, привозимые с Кикладских островов.

Во второй половине III тысячелетия над развалинами первого поселка, погибшего, кажется, от пожара, возникло более богатое, укрепленное мощными стенами поселение - Троя II. Обитатели этого города употребляли бронзу и драгоценные металлы - серебро и золото. Это была эпоха разложения первобытнообщинного строя. Богатства знати достигали значительных размеров. Примером может служить знаменитый клад, найденный в Трое, произвольно названный Шлиманом кладом Приама.

Он состоял из серебряных слитков, сосудов из меди, серебра и золота, оружия из бронзы и камня, тончайшей работы золотых украшений (диадемы, браслеты, серьги и т. д.), посуды и др. Число мелких золотых вещей превышало 8 тысяч. Особенно примечательны большие полированные топоры из яшмы и нефрита, очень красивой формы, украшенные необыкновенно изящными узорами.

И в других кладах этой эпохи были найдены многочисленные высокохудожественные изделия из золота, серебра, бронзы. Изобилие кладов свидетельствует о том, что ремесла, связанные с обработкой металла, уже выделились в самостоятельную отрасль производства. Быстрому развитию металлургии благоприятствовало богатство полезными ископаемыми Малой Азии (там добывались в древности медь, олово, серебро, золото). Развитие производства создавало условия для оживленного обмена. Торговля, судя по имеющимся данным, велась не только с ближайшими соседями, но и с населением восточной части Эгейского бассейна.

Единичные находки троянских вещей на Кипре и в Египте допускают предположение о существовавших в то время сношениях Трои и с этими странами. Раскопки последних десятилетий во Фракии, Македонии и материковой Греции (в Арголиде) показали, что общение населения Троады с этими областями было уже довольно интенсивным. Сношения были не только торговые, но и культурные - черты сходства обнаружены и в керамике, и в некоторых ритуальных обрядах (например, в обряде погребения).

Материалы, касающиеся внешних связей Трои второй половины III тысячелетия до н. э., решительным образом опровергают теорию Эд. Мейера о том, что в конце III тысячелетия до н. э. Троя была центром единой «культуры бронзы», распространившейся по всей Малой Азии. Можно говорить лишь о близких, родственных культурах обитавших там племен, находившихся на сходных ступенях общественного развития.

Многочисленные клады, найденные в Трое, свидетельствуют также об опасностях, которым подвергалась Троя во второй половине III тысячелетия. Имущественное расслоение и накопление богатств было главной причиной усиления межплеменных войн.

Для народов, находящихся на стадии разложения родового строя, приобретение богатств представляется уже одной из важнейших жизненных целей. Грабеж чужих богатств кажется им более легким и более почетным, чем упорный труд.

В ту эпоху Троя была обнесена толстыми стенами, достигавшими высоты 3 м, с несколькими башнями и воротами. Все укрепление, занимавшее сравнительно небольшое пространство (от 175 до 190 м в поперечнике), по-видимому, было резиденцией басилея и местной знати. Как свидетельствуют раскопки, наиболее ценные предметы хранились именно в этом, самом защищенном и укрепленном пункте, Троады.

Описываемое нами поселение погибло в пламени пожара в конце III тысячелетия до н. э. Интересно отметить, что время гибели этого богатого центра совпадает с периодом усиления хеттов, обитавших во внутренней части Малой Азии.

В период от XXI до XVIII в. до н. э. над развалинами разрушений крепости последовательно возникали и, по-видимому, разрушались неприятелем три сменивших друг друга поселения. Самое раннее из них (Троя III) имело мощные стены, достигавшие 12 м в ширину. Четвертое поселение погибло от пожара. Культура обитателей этих поселений была менее яркой, чем жителей Трои II. Однако экономические связи с соседями, в частности с жителями островов Эгейского моря, продолжали постепенно развиваться.