Ограничены физически, но не социально: проблемы трудоустройства инвалидов. Равные возможности: работодатели полны сомнений, но все чаще готовы к трудоустройству инвалидов Все больше инвалидов стремятся к трудоустройству

При необходимости прости врачебно-экспертную трудовую комиссию может встать вопрос: как заполнить производственную характеристику для инвалидности? Характеристика будет учтена при необходимости присвоения группы инвалидности.

В специальном бланке нужно будет указать:

  • анкетные данные работника;
  • описание трудовой деятельности (особое внимание уделить срокам работы при повышенной опасности или в тяжелых условиях труда);
  • характеристику условий труда (режим работы, описание трудовых обязанностей);
  • нормы выработки, необходимость командировок;
  • данные о том, на какую должность можно будет перевести сотрудника в случае присвоения группы инвалидности.

Документ должен быть подписан начальниками отдела кадров и юридического отдела и заверен печатью.

Трудоустройство инвалидов

Во многих жизненных сферах инвалиды имеют ограниченные возможности, но если человек не признан нетрудоспособным, он имеет право устраиваться на работу, соответствующую его квалификации и физическим возможностям. Трудоустройство регламентировано государством и, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ст. 64), работодатели не имеют права отказывать человеку в устройстве на работу из-за его физического состояния, а увольнение по инвалидности возможно только при наличии определенных обстоятельств.

Реальность вносит свои коррективы и работодатели, которые хотят избежать проблем, связанных с особенностями оформления рабочих мест для инвалидов, просто отказываются принимать инвалидов на работу, чаще всего — без объяснения причин. В трудовую инспекцию люди с ограниченными возможностями обращаются редко, а если такое и произойдет, штрафа работодатели избежать все равно смогут – им достаточно доказать, что соискателю в чем-то не хватало знаний и опыта для того, чтобы занять предложенную должность.

Согласно статистике, в Китае трудоустроено 80% инвалидов, в Британии – 40%, в США около 30%, а в России всего лишь 10%. При этом правительство Китая или США не считает необходимостью квотирование рабочих мест для инвалидов, но вкладывает приличные средства на адаптацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями. По их подсчетам это выходит дешевле, чем содержать инвалидов за счет государственных пособий.

В России же предприниматели скорее выплатят штраф, чем будут тратить время и средства на обустройство специального рабочего места и бытовых комнат. К тому же штрафы не слишком большие: должностным лицам придется заплатить до 5 тыс. рублей; физическим лицам – от 1 до 5 тыс. рублей; юридическим лицам – от 30 до 50 тыс. рублей.

Наибольшие трудности чаще всего возникают как раз из-за необходимости обустраивать для работников-инвалидов специальные рабочие места. Согласно Санитарным правилам, утвержденным государством, особые требования предъявляются к оборудованию, основному рабочему месту, условиям труда, мед. обслуживанию и санитарно-бытовому обеспечению работников. Так, например, инвалидам-колясочникам необходимо обустроить специальные пандусы, в здании обязательно должен быть лифт, доступ к рабочему месту не должен быть чем-то ограничен, коляска должна передвигаться по офису свободно.

Льготы и требования

Льготы предоставляются законом №191-ФЗ и Трудовым кодексом РФ на основании справки об инвалидности. Особенности трудоустройства инвалидов касаются следующего:

  1. Увеличенный оплачиваемый отпуск: стандартный отпуск – 28 календарных дней, а инвалиду необходимо предоставить минимум 30 дней.
  2. Отпуск без содержания предоставляется в обязательном порядке: сотрудникам-инвалидам по ст. 128 ТК РФ ежегодно необходимо выделить минимум 60 дней неоплачиваемого отпуска. Обычным работникам организация в таком отдыхе может отказать, инвалиду – нет.
  3. Сверхурочная работа возможна только по соглашению инвалида, обязать его невозможно. Это касается работы в ночное время, в выходные и праздничные дни. Однако, для этого сотрудник обязан предоставить индивидуальную программу реабилитации.
  4. Меньше рабочих часов: продолжительность рабочего времени должно составлять не больше 35 часов в неделю, а заработная плата при этом будет остаться на прежнем уровне.
  5. Компенсация больничного листа работникам-инвалидам проходит в обычном порядке, но не больше пяти месяцев в год и не более четырех месяцев подряд.

Если человек утратил трудоспособность из-за травмы или болезни, больничное пособие оплачивается за весь период нетрудоспособности (до выздоровления или установления инвалидности).

Квоты рабочих мест

Квотирование рабочих мест для инвалидов регулируется ст. 20 №181 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации». Согласно закону, работодатель обязан принимать на работу определенное количество людей с инвалидностью. Чем крупнее организация, тем больше рабочих мест должно предоставляться людям-инвалидам.


Так, если в компании числятся от 35 до 100 сотрудников, квота составляет 3% от среднесписочной численности. Если в компании устроено более 100 человек, квота составляет от 2 до 4%. Отметим, до 2013 года трудовые договора с инвалидами должны были заключать только крупные предприятия – правительство считало, что квотирование для среднего бизнеса затруднит деятельность организаций.

Согласно закону, компании ежемесячно должны предоставлять в службу занятости следующие отчеты:

  • о том, выполнена ли квота рабочих мест для инвалидов;
  • локальные нормативные акты с информацией о том, обустроены ли соответствующие рабочие места;
  • данные о выделенных или созданных рабочих местах.

В некоторых регионах (например, в Тульской, Белгородской, Амурской областях) местные власти подходят к требованиям соблюдения квоты по-разному. Допускается возможность арендовать специальные рабочие места – чаще всего договора заключаются со специализированными предприятиями или с общественными организациями, объединениями людей с ограниченными возможностями. Получается, что инвалиды работают в организации, которая соответствует санитарным нормам, а заработную плату при этом получают от компании-арендатора.

Увольнение по инвалидности

В том случае, если изменение состояния здоровья произошло во время действия трудового договора, это может послужить причиной для увольнения. Основанием может быть справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации. ИПР, как правило, является рекомендацией, и человек имеет право отказаться от выполнения этой программы. На работу он может предоставить только справку об инвалидности, которая помогает получить предусмотренные кодексом льготы.

Стоит отметить, что при сокращении штата инвалиды имеют преимущественные права на сохранение рабочего места, если:

  • квалификация и производительность труда не уступает другим работникам;
  • травма, послужившая причиной инвалидности, была получена на этом рабочем месте;
  • инвалид является ветераном ВОВ или ветераном боевых действий.

Трудовой договор с инвалидом может быть расторгнут в том случае, если работник лишен работоспособности и этот факт подтвержден медицинским заключением. Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если человек далее не может выполнять работу согласно занимаемой должности, у работодателя нет причин продолжать с ним сотрудничество.


Как правило, ограничение трудовой деятельности первой степени допускает работу в прежних условиях, но необходимо уменьшение объемов и тяжести работы. Ограничение второй степени позволяет выполнять трудовую деятельность в специально созданных условиях труда, а при ограничении третьей степени человек считается нетрудоспособным. Увольнение инвалида 3 группы, как правило, допускается редко – ограничения по индивидуальной программе реабилитации обычно несущественные.

При необходимости условия трудового договора могут быть изменены – допускается перевод работника на другую должность, которая будет соответствовать индивидуальной программе реабилитации. На это необходимо согласие сотрудника и официальное соглашение о переводе, просто так увольнение инвалида 2 группы провести нельзя.

Если в организации нет подходящих условий для продолжения трудовой деятельности или от перевода сотрудник отказался, увольнение будет проведено согласно п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Об увольнении человек должен быть предупрежден заранее, до истечения срока трудового договора он может быть отстранен от выполнения работы. Заработная плата за это время начисляться не будет.

Приказ о прекращении трудового договора будет издан на основании медицинского заключения.

Резюмируя, увольнение инвалида возможно в следующих случаях:

  • при отсутствии вакансий, подходящих по группе инвалидности, вакансий с облегченными условиями труда;
  • по собственному желанию;
  • если состояние здоровья не позволяет дальше выполнять трудовые обязанности;
  • при отказе от перевода на другую должность.

В Татарстане немногим меньше 100 тысяч инвалидов, готовых к предложениям о трудоустройстве. Это неплохой кадровый резерв для работодателя: активные, лояльные, с адекватными зарплатными ожиданиями. Работодатели боятся ошибиться, но все чаще идут навстречу. В 2016 году вакансий, доступных инвалидам, стало вдвое больше.

В Татарстане, по данным Министерства труда, занятости и социальной защиты, проживают 83,5 тысячи инвалидов трудоспособного возраста. Кто они такие и какие у них потребности, к сожалению, официальная статистика не показывает. Но легко предположить, что в трудоспособном возрасте молодые люди хотят быть частью коллектива, достойно зарабатывать, красиво одеваться, хорошо питаться и иметь карьерные перспективы.

Государство ставит задачи обеспечить этих активных людей рабочими местами. К 2020 году стоит задача создать условия для трудоустройства не менее чем половины инвалидов трудоспособного возраста. Пока в Татарстане работу имеет 31% инвалидов, к концу года эта цифра должна увеличиться до 37%. В Атнинском, Сабинском, Нижнекамском, Арском, Тюлячинском районах она уже почти достигнута.

Кому активную жизненную позицию?!

Подтягивать эти цифры довольно тяжело. При этом, пожалуй, самая большая проблема этой низкой динамики - слабая осведомленность людей с инвалидностью о вакансиях, доступных им, а работодателей - о возможностях такого «кадрового резерва». По исследованию HeadHunter.ru, больше всего работодателей беспокоит, что сотрудникам придется оборудовать специальные рабочие места для инвалидов (половина опрошенных заявила об этом), что возникнут трудности, если придется увольнять неподходящего работника-инвалида, что у сотрудника возникнут проблемы со здоровьем, которые будут мешать рабочему процессу.

В реальности проблем, конечно, хватает. Работодатели подтверждают, минусы есть. Это необходимость оборудовать специальные места, учитывать объективные препятствия для выполнения некоторых видов работ.

Государство осознает эти нюансы, поэтому для предпринимателей, который идут на наём работников-инвалидов, предоставляются льготы.

За оборудование одного рабочего места для трудоустройства инвалида работодателю компенсируются затраты в размере 72,69 тыс. рублей. Не все пользуются этим правом. Кроме того, важно помнить, работодатель вправе платить пониженную ставку тарифов на «травматизм». На 2017 год для организаций и предпринимателей они установлены в зависимости от класса профессионального риска и составляют от 0,2% до 8,5% от общего фонда заработной платы. Если в организации трудятся работники-инвалиды I, II или III группы, то взносы за них уплачиваются в размере 60% от установленного тарифа. Если, к примеру, организации присвоен третий класс профессионального риска и она применяет тариф 0,4%, то взносы на «травматизм» на выплаты работнику-инвалиду будут начисляться по сниженной ставке 0,24% (0,4 х 60% = 0,24). Этот коэффициент распространяется не на весь фонд з/п , а только на з/п работников-инвалидов .

Индивидуальные предприниматели, на которых трудятся наемные сотрудники-инвалиды, страховые взносы на «травматизм» за них вправе начислять в пониженном размере, аналогично организациям. Статья 2 закона от 19.12.2016 № 419-ФЗ устанавливает ставку для таких ИП тоже в размере 60% от применяемого тарифа.


Сотрудники с ограниченными возможностями здоровья, вопреки опасениям работодателей, хорошо адаптируются к работе, чувствуют дружелюбное отношение и работают в обычном графике. Фото: диаграмма из исследования HeadHunter

Государство также предоставляет субсидии на сохранение рабочих мест инвалидов на предприятиях, образованных общественными объединениями инвалидов (ежегодно выделяются средства из бюджета Татарстана в объеме 20,5 млн рублей), частично компенсируются расходы по созданию специальных рабочих мест для инвалидов - это по 1,1 млн рублей из бюджета ежегодно.

Одно из таких предприятий - «Центр оперативной печати», где организованы места для людей с ограниченными физическими возможностями. В компании говорят, что работа здесь - это большой шанс реализовать себя. Кстати, в «Центре оперативной печати» также говорят, что минусы, которые руководители компаний видят в приеме на работу инвалидов, не столь значимые. Вся адаптация рабочих мест, по словам директора компании, заключалась в том, чтобы адаптировать проходную, оборудовать санузлы по санитарным нормам, а также специальную стоянку на территории предприятия.

Еще одна финансовая выгода кроется в том, что кандидаты-инвалиды имеют гораздо более адекватные зарплатные ожидания, отмечают работодатели. Но гораздо значимее те нефинансовые преимущества, которые работодатели получают, трудоустраивая сотрудников с инвалидностью. Опрошенные HeadHunter работодатели утверждают, что сотрудники с инвалидностью демонстрируют большую заинтересованность в работе (об этом говорят 54% работодателей) и активную жизненную позицию. Это именно те положительные качества сотрудников, на недостаток которых чаще всего сетуют топ-менеджеры.

«Никаких опасений по трудоустройству людей с ограниченными возможностями мы не испытывали. Отличий во взаимоотношениях с такими сотрудниками нет, - говорит генеральный директор компании «Центр оперативной печати» Оксана Ганибаева. - Сейчас мы являемся свидетелями масштабных и позитивных изменений в нашем обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями. Важной задачей которых является формирование толерантного отношения к инвалидам и преодоление барьеров, которые устанавливаем мы сами. Поэтому наш совет другим бизнесменам: не бояться привлекать к себе на производство людей с ограниченными возможностями и дать возможность таким людям влиться в общество и почувствовать себя таким же полноценным его участником».

Для организации рабочего места инвалида необходимо оборудовать санузел по санитарным нормам, стоянку и вход. Государство выделяет на эти цели 72 тысячи рублей. Фото abiturient.tusur.ru

В КМПО рассказывают, что специальные меры по адаптации людей с инвалидностью применяют и результатом довольны. «Для наиболее полного процесса адаптации таких специалистов в штат объединения принят сурдопереводчик. Среди данной категории сотрудников даже выбран свой лидер - председатель. Все те формы подготовки и повышения квалификации, работающие на объединении, доступны для данной категории сотрудников, что делает их совершенно равными среди большого числа специалистов дружного коллектива АО «КМПО», - рассказывает Николай Абруков, заместитель генерального директора по персоналу и социальному развитию.

Положительные и отрицательные стороны найма инвалидов, по мнению работодателей, исследование HeadHunter 2016 года

Кнуты и пряники в трудоустройстве инвалидов

Пока в обществе только формируется толерантное отношение, государство старается повлиять на ситуацию и обязывает компании нанимать инвалидов. Это требование закона «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите», исполнение которого контролирует Министерство труда, занятости и соцзащиты РТ. В 2017 году по квоте предприятия должны были трудоустроить 637 инвалидов. Квота часто не «выбирается», к таким компаниям применяются штрафы. Но есть предприятия, которые без проблем трудоустраивают инвалидов. В частности, называют в Минтруде, это АО «Эссен Продакшн АГ» (Елабужский район), ОАО «Камгэсэнергострой» (г. Набережные Челны), МУП «Водоканал» (г. Казань).

Но тренд на более открытое отношение предприятий к инвалидам уже заметен. Компании часто не создают специальные вакансии для людей с инвалидностью, а маркируют свою вакансию, демонстрируя, что сотрудником может в равной степени оказаться как здоровый человек, так и человек с инвалидностью. Например, говорят в КМПО, на предприятии работают люди с ограниченными возможностями здоровья, а также инвалиды по слуху, но специальные вакансии для них не открывались. Они трудоустраивались на вакантные места.

Это вдохновляет как других работодателей, так и самих работников. Большое исследование HeadHunter говорит, что с тех пор, как в 2013 году на сервисе появилась возможность маркировать вакансии «доступно для людей с инвалидностью», число их все время растет. Например, только за один год число таких вакансий выросло в два раза - до 8% от общего числа. В региональной структуре рынка вакансий, доступных людям с инвалидностью, по итогам 2016 года Татарстан занимает 5-е место (3,1% от общего количества маркированных вакансий в России), говорят в HeadHunter.

В том же режиме, в том же темпе

На общефедеральном портале «Работа в России» доля вакансий, доступных для инвалидов , скромнее - около 1%. Но их число также растет. По данным на июнь, в службе занятости числилось 11 тысяч вакансий на 36 тысяч рабочих мест, из которых 396 рабочих мест, доступных для инвалидов. Вакансии очень разные. Среди них и рабочие специальности, в том числе без квалификации (от уборщика до слесаря-сборщика), так и работа для квалифицированных сотрудников с высшим образованием (здесь и вакансии для инженеров, бухгалтеров, врачей, экономистов).

Работодатели готовы брать инвалидов на работу как на производство, так и на офисную работу. Таких вакансий становится все больше. Фото: скриншот с сайта «Работа в России»

Наличие последних означает, что работодателю даже не приходится отдельно задумываться об организации рабочего места, подходит обычный офис. А часть вакансий доступны еще и для удаленной работы, что часто удобно для обеих сторон. Хотя, согласно все тому же исследованию HeadHunter, 76% сотрудников с инвалидностью работали на своем последнем месте работы полный день и только 2% - удаленно. При этом, если в 2014 году 1% сотрудников-инвалидов трудился по сокращенному графику, в 2016 году эта цифра составила 0. И это при том, что законодательство дает возможность людям с ограничениями по здоровью претендовать на сокращенный рабочий день, особые условия сверхурочных и работы в праздничные дни. За работниками остается право этой возможностью не пользоваться, что они, похоже, и делают.

Большинство инвалидов (если не все) готовы и могут трудиться точно в том же режиме, что и обычные люди, большинство работников-инвалидов говорят, что не испытывают сложностей с адаптацией в коллективе (52% - в 2016 году), а абсолютное большинство утверждает, что в коллективе к ним относятся дружелюбно (72%). Судя по всему, ситуация в обществе меняется, и на рабочем месте в том числе, - это должно снять последние сомнения работодателей в том, что трудоустройство инвалидов - это не из ряда вон выходящее событие.

Материал размещен при содействии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ

Интернет-газета «Реальное время»

Самыми удобными городами для инвалидов сегодня можно назвать Казань и Сочи. Но и в других городах полным ходом идет работа по созданию необходимой инфраструктуры - например, в Крыму и Севастополе скоро появятся специальные пляжи для людей с ограниченными возможностями. О том, что в ближайшее время изменится в жизни инвалидов, «РГ» рассказал министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Максим Анатольевич, почему именно Казань и Сочи стали образцовыми с точки зрения доступности?

Максим Топилин: Казань по праву может гордиться оборудованием метро и других объектов транспортной инфраструктуры. Конечно же, Сочи - лидер по масштабу и качеству проведенной работы. Все, что возводилось в Сочи с нуля или переоборудовано в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр - транспорт, дороги, спортивные объекты, гостиницы, места общественного питания и так далее, создано с учетом потребностей людей с инвалидностью.

В этом году к Госпрограмме «Доступная среда» присоединились Крым и Севастополь. Уже к следующему летнему сезону на полуострове будут оборудованы некоторые места отдыха, в том числе пляжи, удобные для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. И здесь мы говорим не только о пандусах, но и, например, специальных инвалидных колясках, в которых инвалиды смогут безопасно искупаться в море.

Только что принят огромный закон, который нам позволит делать реальные шаги по исполнению Конвенции о правах инвалидов. Какие самые принципиальные изменения произошли в законодательстве?

Максим Топилин: Закон содержит много новелл, которые помогут обеспечить права инвалидов в реальной жизни. К примеру, впервые будут определены условия доступности среды не для инвалидов вообще, а для конкретных групп в зависимости от нарушенных функций организма. Например, для инвалидов по зрению текстовые сообщения будут дублироваться голосовыми сообщениями. Там, где это необходимо, предусмотрят знаки, выполненные шрифтом Брайля. Инвалидам-колясочникам поможет специально обученный персонал. Особенно это актуально на транспорте.

Нарекания людей вызывают результаты медико-социальной экспертизы (МСЭ). Во многом это связано с тем, что нет конкретных и понятных показателей для оценки нарушений функций организма. Поэтому законом предусмотрено реформирование этой системы. Будут введены новые классификации и критерии МСЭ. Они предусматривают количественную оценку степени нарушения функций у человека. Это даст возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.

С точки зрения законодательства, мы сделали уже все, что необходимо для выполнения Конвенции или будут еще разрабатываться документы?

Максим Топилин: Будут. Причем большинством министерств. Ведомства должны разработать и начать реализовывать в течение переходного периода собственные комплексы мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере установленных полномочий, например, Минтранс - в сфере транспорта, Минкультуры - в сфере культуры и так далее. То есть это своего рода «дорожные карты» создания безбарьерной среды, а также оказания помощи инвалидам при предоставлении услуг. Проекты нормативных актов ведомств будут согласовываться в Минтруде.

Кроме того, одним из ключевых инструментов реализации Конвенции является программа «Доступная среда». Сейчас мы работаем над ее продлением до 2020 года.

Очевидно, что за несколько лет создать повсеместно доступную среду невозможно. Что удалось сделать по программе «Доступная среда» на сегодня?

Максим Топилин: Действительно, в короткий срок повсеместно сделать среду доступной невозможно, тем более что до 2011 года, до начала программы, этой проблемой практически никто не занимался. Но изменения есть: напомню, что на старте, в 2011 году, программа начиналась с трех пилотных регионов. В этом году география программы охватывает уже 75 регионов, включая Республику Крым и Севастополь. Дооборудуются социально значимые объекты: поликлиники, больницы, аптеки, школы, театры и так далее. Напомню, перечни социально значимых объектов определяются с учетом мнения общественных организаций инвалидов - это обязательное условие. Мы ожидаем, что по итогам этого года под нужды инвалидов будет оборудовано более 11 тысяч приоритетных объектов. Всего в этом году на софинансирование региональных программ «Доступная среда» из федерального бюджета было направлено 3,16 миллиарда рублей. Плюс регионы вложили около 3,6 миллиарда собственных средств. Безусловно, это только начало. Наряду с программными способами, необходимо использовать и другие возможности для создания условий доступности, в том числе заложенные законом, о котором я говорил.

Кроме того, актуальным является вопрос организации производства ассистивных и вспомогательных устройств, обеспечивающих доступность - тактильная плитка, подъемники, поручни и другие, а также технических средств реабилитации инвалидов. Такие проекты уже реализованы по отдельным направлениям, но нам предстоит решить этот вопрос системно. Уже сейчас можно сказать, что по отдельным направлениям потребуется привлечение зарубежных партнеров, в основном это касается технически сложных изделий.

Государство постоянно расширяет возможности для трудоустройства инвалидов. Доска объявлений служб занятости пестрит пометками: «вакансия для инвалидов». А сами инвалиды готовы работать?

Максим Топилин: Мы видим, что все больше людей с ограничениями здоровья стремятся к профессиональному обучению, трудоустройству, открытию собственного дела. На этом сказывается и повышение уровня доступности инфраструктуры в рамках госпрограммы «Доступная среда», а также расширения мер по содействию трудоустройства инвалидов. За последние три года уровень трудоустройства инвалидов вырос с 35 до 42 процентов от численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости. В 2011−2013 годах дополнительно трудоустроены свыше 1,7 тысяч инвалидов в рамках реализации «Доступной среды». Работает механизм квотирования рабочих мест для инвалидов: около 76 процентов квотируемых мест сейчас занято - это 380 тысяч рабочих мест.

С 2009 года федеральный бюджет выделяет средства на оборудование рабочих мест для инвалидов. В 2013−2015 годах по этому направлению должно создаваться не менее 14,2 тысяч рабочих мест ежегодно. На сегодня в среднем нормативы затрат из федерального бюджета на создание одного рабочего места составляют 100 тысяч рублей, тогда как в 2009 году мы начинали с компенсации в размере 30 тысяч рублей. Важно, что рабочие места создаются в основном не на предприятиях общественных организаций инвалидов, а на открытом рынке труда.

Однако уровень занятости инвалидов остается низким: работают только 28,2 процента от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, что почти в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах. Для решения этой проблемы необходимо понимание со стороны бизнеса, что работник с инвалидностью может работать столь же эффективно, что и работник без инвалидности, со стороны инвалидов - что есть куда обратиться за помощью в трудоустройстве, есть реальные вакансии, что работодатель готов платить инвалиду вовсе не минимальную зарплату.

Безусловно, здесь необходимо решать вопрос образования инвалидов. Минобрнауки реализует мероприятия по повышению доступности профобразования инвалидов.

А какая зарплата сегодня у инвалидов?

Максим Топилин: Приведу данные по вакансиям, заявленным в органы службы занятости для трудоустройства инвалидов. 37,2 процента - это вакансии с размером оплаты труда от 10 до 15 тысяч рублей, 25,6 процента вакансий - с зарплатой от 15 20 тысяч, 12,8 процента вакансий - с зарплатой свыше 20 тысяч рублей. Относительно высокий уровень средней зарплаты, предлагаемой инвалидам на квотируемых рабочих местах, по сравнению с уровнем средней зарплаты в регионе - порядка 80 процентов - отмечается в Ивановской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Пензенской областях, Республике Адыгея и ряде других регионов.

Государство тратит очень большие деньги на создание рабочих мест для инвалидов. В результате одно рабочее место обходится порой в 200−300 тысяч рублей. Многие эксперты считают, что это несоразмерные затраты и больше похоже не на «удочку» для инвалидов, а на «рыбу» для организаторов таких рабочих мест. Что вы об этом думаете?

Максим Топилин: Мы подали сигнал работодателям, что инвалид может работать наравне с работниками без инвалидности. Да, на первых порах мы привлекаем работодателей финансово, со временем этот процесс будет происходить без участия государства. Предпосылки к этому есть. Нередки случаи, когда работодатель в создание рабочего места для инвалида вкладывает куда больше, чем государство. Например, брайлевский принтер для слабовидящего человека стоит порядка 150 тысяч рублей: государство дает 100 тысяч, остальное платит организация. Значит, она понимает, что такой работник все равно принесет ему прибыль.

О том, что работодатели постепенно меняют свое отношение людям с инвалидностью, говорят и цифры. По данным органов службы занятости, из 23,9 тыс. инвалидов, трудоустроенных в 2012−2013 годах, в начале 2014 года продолжили работать 20,19 тысячи из них, то есть 84,5 процента. Значит, инвалиды востребованы со стороны работодателей.

Мы также ежегодно проводим опросы среди инвалидов: замечают ли они изменение отношения к ним? Наши замеры показывают, что да, число граждан, дружественно настроенных к инвалидам, из года в год растет. И, как мне кажется, в этом есть вклад, в том числе, социальной рекламы. Сейчас мы финансируем размещение рекламных материалов и производство субтитров в рамках программы «Доступная среда». Для субтитрирования было закуплено и передано телеканалам (Первый канал, Россия-1, Россия-К, НТВ, Карусель, ТВ Центр-Москва) специальное оборудование. Считаю, что в дальнейшем такая практика должна стать общепринятой - для всех телеканалов и прокатчиков фильмов, вплоть до установления специальной квоты по использованию образа инвалида в телепередачах и фильмах.

Существует такое понятие, как социально незащищенные слои населения, куда относятся люди, являющиеся инвалидами различной группы инвалидности. Эта категория граждан ничем не отличается от остальных и имеет равные права, в частности, право на труд.

Могут ли инвалиды работать?

Инвалидность не является приговором и люди, которые имеют ограниченные спосбности, не должны быть ограничены в своих правах. Это касается и права на труд, которое закреплено в Конституции. Современное развитие технологии производства и достижения в сфере прогресса сделали возможным появление новых рабочих мест, качественно иного плана, где не требуется приложение значительных физических усилий, что дает возможность инвалидам работать на подобных рабочих местах при отсутствии серьезных противопоказаний.

Благодаря возможности трудится люди, которые имеют ограниченные возможности, перестают чувствовать себя ущербными и становятся полноценными участниками общества. При этом играет очень важную роль в вопросе регулирования труда инвалидов.

Законодательные акты, регламентирующие труда инвалидов

На территории РФ действует два главных документа, которые четко регламентируют возможности инвалидов заниматься трудом – это трудовой кодекс и Закон №181 «О социальной защите инвалидов».

Согласно нормам статьи 64 ТК РФ ни одна организация не вправе ограничивать права людей, имеющих ограниченные возможности, пытаться создавать прямые или косвенные преимущество иных лиц в процессе подписания трудового договора, опираясь на обстоятельства, напрямую не связанные с деловыми характеристиками человека, являющегося инвалидом. Согласно букве закона ни национальность, ни раса, ни цвет кожи, ни статус, ни возраст, ни пол не могут быть причинами, по которым инвалида можно ущемлять в его правах при соискании работы.

Для соблюдения выполнения требований кодекса законов о труде и контроле отсутствия запретов на труд инвалидов в организациях, был разработан Закон «О соцзащите инвалидов в РФ», по которому существует распределение зон ответственной для государственных структур в области выполнения и соблюдения требовании:

  • органы исполнительной власти в соответствии с данным Федеральным Законом обязаны разрабатывать нормы квотирования для каждой организации по определению наименьшего количества рабочих мест для данной категории, подлежащих трудоустройству;
  • органы государственной власти ответственны за принятие законодательных актов, в соответствии с которыми определяется конкретный процент квоты. При этом существует ряд организации, которые освобождаются от обязательного трудоустройства подобных работников. В их число входят трудовые объединения инвалидов или компании, в доле уставного капитала которых присутствует часть средство объединения инвалидов.

Обязателен ли прием инвалидов на работу?

Статья 21 Закона №181 устанавливает четкие требования к количеству людей с ограниченными способностями, которые подлежат трудоустройству в той или иной организации. Количество инвалидов в организации опирается на штатную численность всей компании. Чем крупнее производство, тем больший процент людей, имеющих ограничения, надлежит принять на работу.

  • 100 человек. В организациях, где общая численность больше ста человек, работодатель обязан принять в штат инвалидов в количестве от 2 до 4% среднегодовой списочности ;
  • 35. В более мелких компаниях, где численность начинается с цифры в 35 человек, но не превышает 100, размер квоты на прием инвалидов установлен в 3%;

В обязанности территориальных центров занятости входит постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, включающий в себя создание базы данных по вакансиям, попадающим под действие квот, предоставление инвалидам, находящимся в поиске работы направления в организации. Также в числе обязанностей органов трудовой занятости отслеживание исполнения программы квотирования. Кроме того, в области деятельности центров занятости лежит помощь в профессиональной переподготовке инвалидов.

Порядок приема на работу

Для подтверждения инвалидности человек должен иметь на руках два документа:

  1. Справка, выданная медико-социальной экспертизой, в которой находятся сведения о присвоенной группе инвалидности и уровне ограничении по выполняемому труду;
  2. Программа индивидуальной реабилитации, где обязательно должен быть подробно разложе механизм осуществления реабилитации инвалида.

При устройстве на работу человеку не обязательно предъявлять перечисленные документы, кроме случаев, когда к потенциальному месту работы предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника.

Главными документами, которые предъявляются при устройстве на работу, являются:

Инвалид имеет право самостоятельно обращаться к работодателю при соискании работы или же направляется по действующей вакансии территориальным центром занятости. При решении работодателем о возможности приема данного человека на работу, издается соответствующий приказ, происходит подписание трудового договора. Со стороны работника при приеме на работу обязательно ознакомление с собственной должностной или производственной инструкцией, документами, которые относятся к нормативным актам организации.

Вне зависимости от указанной в экспертном заключении МСЭК группы инвалидности работодатель обязано предоставить рабочее место, при этом должны учитываться ограничения по труду. Группа инвалидности в процессе осуществления трудовой деятельности будет определять условия труда. При наличии 1 и 2 группой рабочая неделя в соответствии с требованиями ТК РФ не может быть больше 35 часов, для работников 3 группы подобных ограничений не установлено.

Важным моментом является тот факт, что оплата труда людей с 1 и 2 группой никоим образом не привязана к сокращенной неделе. Привлечение лиц, имеющих ограниченные возможности, для работы в праздничные или выходные дни происходит на общих основаниях при условии отсутствия запрета в индивидуальной реабилитационной программе.

Люди 1 или 2 группы, а также являющиеся инвалидами с детства обладают правом на налоговый вычет в сумме 500 рублей, который предоставляются работодателем отдельно от вычетов при наличии несовершеннолетних детей. Налог не начисляется на средства, потраченные организацией для приобретения средств реабилитации или профилактики инвалидов. Также не облагается данным налогом материальная помощь при суммах не превышающих 4000 рублей. Для освобождения от уплаты налога работодателю необходимо подготовить документы, подтверждающие сумму фактических расходов на предприятии.

Людям с ограниченными возможностями при устройстве на работу не назначается испытательный срок, при этом они имеют право по собственной инициативе расторгать срочные договоры при ситуации ухудшения самочувствия или невозможности дальнейшего выполнения работ в соответствии с указанными в должностной инструкции обязанностями.

Нюансы обеспечения нормальных условий труда инвалидов

При устройстве на работу инвалида от работодателя потребуется осуществление дополнительных мероприятий, целью которых станет адаптация существующего . Сюда входит разработка технического обеспечения места, планирование использования приспособлений, которые направлены на облегчение труда инвалида и исполнения его трудовых функции.

При этом государство стимулирует работодателя на проведении подобным мероприятий. За рабочие места, которые полностью оборудования для труда инвалидов государство выплачивает организаций повышенную выплату. Такое рабочее место в обязательном порядке должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических нормативов, не находится в подвале, иметь систему кондиционирования воздуха и обладать нужной площадью.

Выгода работодателю от приема инвалида

Для стимулирования приема на работу людей с ограниченными возможностями, государство применяет меры оказания льгот по налогам или страховым взносам. Данные льготы распространяют исключительно на получении скидки при уплате налога на землю и имущество с одной оговоркой. Воспользоваться правом получения льготы может организация, где доля инвалидов превышает 50% от общей численности или в уставном капитале имеются средство общественной организации инвалидов.

Еще одним снижением выплат со стороны работодателя является пониженная ставка на отчисления в Фонд Социального Страхования. Пониженная ставка действует только на выплаты за места, где трудятся инвалиды 1 или 2 группы.

В современном обществе немало внимания уделяется проблемы инвалидов, а именно проблеме их трудоустройства. Государство активно занимается разработкой соответствующих нормативных актов, направленных на социальную защиту этого слоя населения. Но по отношению к работодателю большая часть мер носит рестриктивно-принудительный характер, поэтому многие организации не спешат брать на работу людей с ограничениями по труду.

Вконтакте

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов является их самозанятость и организация инвалидами собственного дела. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, профессиональной помощи и психологической поддержке пока не приносит ощутимого эффекта.

В целях снижения социальной напряженности на рынке труда инвалидов, создания инвалидам дополнительных возможностей трудоустройства органы службы занятости внедряют систему выделения финансовых средств работодателям для частичной компенсации их расходов по оплате труда инвалидов. В 1996г. за счет реализации программ субсидирования заработной платы инвалидов было трудоустроено 1 тыс. человек.

Квотирование рабочих мест

Новый закон о социальной защите инвалидов послужил отправной точкой для развития идеи и реализации квотирования рабочих мест. В настоящее время в соответствии с Планом мероприятий по реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг., утвержденным постановлением Правительства РФ 3 августа 1996г. № 928, продолжается работа над проектом постановления Правительства РФ “О порядке установления квоты для приема на работу инвалидов”. Данное постановление направлено на обеспечение дополнительных гарантий занятости граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством инвалидами, и устанавливает механизм введения квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и определяет порядок внесения обязательной платы в случае ее невыполнения.

В соответствии с законодательством квота устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с численностью работников более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты создаются за счет работодателей (организаций) и иных источников.

Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой парадигмы квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого - конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям производства рабочей силы, но не наоборот - искусственной адаптации 3% рабочих мест к потребностям отдельных работников-инвалидов. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную “обходную технологию”, когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты.

Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Квотовая система редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах.

Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль за выполнением квоты.

Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство социологических опросов показывают, что это стремление существует и что примерно половина всех инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности Однако здесь следует иметь в виду социально-психологический феномен: в большинстве случаев респондент выражает свое намерения, которые еще не означают, что в реальности он готов к трудоустройству. Поэтому намерения респондентов не являются исчерпывающим аргументом при анализе их отношения к занятости. .

Введение законодательствами о занятости и социальной защиты инвалидов нормы, предусматривающей взыскания с работодателя обязательной ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида в случае невозможности ее выполнения, фактически является скрытой формой дополнительного целевого “налога” на работодателя.

Однако собранные от этого “налога” средства в соответствие с законом могут быть направлены только на создание новых рабочих мест у работодателя, трудоустраивающего инвалидов сверх установленной квоты или на создание специализированных предприятий (цехов, участков) общественных объединений инвалидов. Это положение не учитывает тот факт, что для трудоустройства инвалидов в счет квоты тоже требуются, и в ряде случаев значительные, средства. К сожалению, в соответствии с законом средства от этого “налога” не могут быть направлены на проведение мероприятий по профессиональному обучению или переобучению инвалидов, на адаптацию рабочих мест для инвалидов у работодателя, желающего выполнить квоту, на субсидирование их занятости, на оказание поддержки специализированным рабочим местам и реабилитационным центрам, способствующим преодолению препятствий на пути к трудовой деятельности граждан, данной категории. Все это в значительной степени сдерживает решение проблемы обеспечения занятости инвалидов. Средства, поступившие в Фонд занятости от этого “налога”, могли бы быть использованы на усиление процесса реабилитации и решение проблемы занятости инвалидов.

В большинстве развитых стран мирового сообщества политика занятости в отношении инвалидов строится в соответствии с концепцией включения инвалидов в процесс общей занятости. При этом следует иметь в виду, что социальная политика в отношении инвалидов в послевоенный период прошла уже несколько этапов развития. Начальным этапом считается принятие законов о квотировании рабочих мест для инвалидов. В разных странах это законодательство имело свои специфические национальные особенности. В Великобритании такой закон был принят в 1944г. В настоящее время в мире происходит поворот от патерналистской социальной политики в отношении инвалидов к концепции равных возможностей, закрепленной в антидискриминационном законодательстве ряда стран, в результате которого ряд стран отказывается от практики квотирования.