Периодичность проведения специальной оценки. Проведение специальной оценки условий труда

Рассмотрим, какова периодичность проведения специальной оценки условий труда, как часто проводится СОУТ и сколько времени на оценку условий труда дается работодателю при создании новых рабочих мест.

Из этой статьи вы узнаете

Скачайте документы по теме:

В 2018 году прекращают действовать результаты аттестации рабочих мест. Кроме того, до 31 декабря все компании должны провести спецоценку условий труда на ранее не аттестованных рабочих местах. Если не успеете, ГИТ оштрафует работодателя на сумму до 80 000 руб. Также инспекция придерется к тому, что в трудовых договорах не указали условия труда и не предоставили сотрудникам необходимые гарантии и компенсации. За это грозят отдельные штрафы. .

Какова периодичность проведения СОУТ?

Периодичность проведения специальной оценки условий труда в общем случае составляет пять лет. Законом устанавливаются и другие сроки, о которых вы подробно узнаете в статье. Отсчет установленного времени начинается с того дня, когда утвержден готовый отчет о . Итоги по проведению такого мероприятия сводят к двум вариантам: вредные факторы не выявлены и вредные факторы выявлены и классифицированы.

Периодичность проведения СОУТ устанавливается после того, как оценка условий проведена впервые. Вновь созданные рабочие места должны быть оценены в течение 12 месяцев со дня их создания. Такие сроки установлены законодательством и должны соблюдаться всеми работодателями. С учетом того, что на основании статьи 212 ТК РФ работодатели обязаны обеспечивать безопасность, охрану труда и своевременно информировать своих сотрудников о тех производственных условиях, в которых они трудятся.

Скачайте образцы:

Отвечает Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.


СОУТ, как часто проводится при наступлении случаев, указанных в пунктах 1 и 3? Проводить внеплановую СОУТ необходимо в течение 12 месяцев. При наступлении обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 4–7 - в течение шести месяцев. Если поменялась должность сотрудника, произошла или изменились Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, но при этом не наступили соответствующие события, указанные в пунктах 3-5, 7, незапланированную спецоценку можно не проводить на основании статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Узнайте подробнее о внеплановой оценке в тематической статье: от пяти до десяти тысяч рублей. Штраф для юридических лиц составляет от 60 до 80 тысяч, для индивидуальных предпринимателей от 5 до 10 тысяч. Подробнее читайте статью: «Штрафы за отсутствие СОУТ»

Периодичность проведения СОУТ на рабочих местах и сроки информирования надзорных органов

Законодательством установлено, как часто проводится СОУТ в организации. Сроки есть и для информирования надзорных органов, самих работников о результатах проведенной спецоценки. В государственную инспекцию по труду отчет подается той специализированной организацией , которая привлекалась для проведения оценки. Уведомление направляют в ГИТ в течение десяти рабочих дней. Сотрудника уведомляют об итогах в течение 30 календарных дней. Итоги СОУТ размещают на сайте организации в течение трех рабочих дней.

Периодичность проведения СОУТ установлена законодательством. В общем случае спецоценку проводят каждые пять лет, если иные сроки не установят оценщики. Внеплановая оценка требуется в определенных ситуациях. О полученных результатах сообщают в государственную инспекцию по труду, ГИТ, информацию размещают на сайте компании. До сведения работников доводят информацию о уровне воздействия производственных факторов на их здоровье в течение 30 календарных дней.

В обязанности каждого нанимателя входит гарантирование безопасных рабочих условий его сотрудникам. Об этом говорит ст. 212 ТК РФ. С этой целью им инициируется и оплачивается проведение специальной оценки условий труда, для которого привлекается сторонняя уполномоченная структура. Далее рассмотрено, каков порядок, сроки и периодичность проведения специальной оценки условий труда, а также дальнейшее использование ее результатов бизнес-субъектом в своей деятельности.

Понятие и суть спецоценки труда, ее правовое регулирование

Он в обязательном порядке должен осуществляться почти всеми российскими работодателями с начала 2018 года, что обусловило принятие соответствующего ФЗ № 426 от 28.12.2013 г. (далее – ФЗ № 426) и истечение срока актуальности результатов аттестации мест труда.

СОУТ заменила аттестацию рабочих мест, хотя методики их проведения во многом схожи.

Исходя из ст. 8 ФЗ № 426, СОУТ проводится согласно определенной методики, утверждаемой профильным госорганом исполнительной власти. В данном случае это Методика проведения СОУТ, утвержденная Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 24.01.2014 г. № 33н.

Согласно ей, приглашенная управленцем бизнес-субъекта независимая спецкомпания ознакомляется с условиями, в которых функционирует коллектив, на заранее определенных рабочих местах, анализирует их и оценивает уровень воздействия на подчиненных.

Перечень оцениваемых рабочих мест

Прежде чем говорить об оценивании рабочих мест, необходимо разобраться с определением данного понятия. Так, под ними, согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ, понимаются такие контролируемые нанимателем места, за которыми закрепляются штатные единицы и на которых они обязаны трудиться, либо куда они прибывают в связи с особенностями их функционала.

Подлежат проверке все имеющиеся в бизнес-субъекте места, кроме мест работы:

  • удаленных сотрудников,
  • надомных подчиненных;
  • работников, нанятых физлицами без статуса ИП.

Помимо этого, нельзя оценивать вакантные рабочие места. Во избежание недоразумений перед оценкой комиссией формируется и утверждается перечень оцениваемых мест (в т. ч. и аналогичных).

Исходя из порядка проведения спецоценки условий труда, если рабочие места в хозсубъекте – аналогичные, разрешено исследовать одну пятую из них, но не меньше двух. Итоги выборочной проверки, при этом, транслируются на весь объем.

На практике у многих нанимателей возникают трудности именно с формированием перечня аналогичных рабочих мест. Чтобы их избежать, следует учесть такие общие признаки данной категории:

Сроки проведения спецоценки

Для того, чтобы говорить о сроках и периодичности проведения специальной оценки условий труда, следует обратиться к ФЗ № 426.

Так, ст. 27 содержит разрешение для хозсубектов, которые до 31.12.2013 г. провели аттестацию рабочих мест, не проводить СОУТ в течение 5 лет после этого.

Время отсчитывается с даты утверждения итогов аттестации.

Разрешенный период исчерпывает себя 31 декабря этого года. После этого спецоценка должна безотлагательно провестись, иначе работодателя привлекут к административной ответственности (ст. ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Так считают правовые эксперты, руководствуясь ч. 6 ст. 27 ФЗ № 426, говоря о бизнес-субъектах, на которых никаких проверок никогда не проводилось, чьи рабочие места не являются потенциально вредными либо опасными (то есть не входят в перечень, приведенный в ст. и введены в эксплуатацию до 01.01.2017 г.

Сроков проведения СОУТ в этом случае федеральное законодательство не содержит.

Если же проверок не было, но рабочие места ‒ вредные или опасные, оценивание следует провести как можно быстрее, не выдерживая приведенных сроков.

Кроме указанных ситуаций, ст. 17 ФЗ № 426 предусматривает случаи осуществления внеплановой проверки. К ним относят:

  1. получение управленцем соответствующего предписания либо письма от профсоюзного образования;
  2. использование иной сырьевой базы, которая может быть вредна для здоровья членов трудового коллектива;
  3. внедрение новых СИЗ;
  4. чрезвычайное происшествие на производстве (кроме несчастного случая, вина за который лежит на третьих лицах) либо возникновение профзаболевания, спровоцированного тяжелыми условиями работы;
  5. корректировку производственных процессов;
  6. применение нового оборудования.

В первых четырех ситуациях данную проверку следует осуществить на соответствующих рабочих местах не позднее полугода со дня наступления вышеперечисленного, в остальных – не позже года.

Алгоритм проведения СОУТ

Как уже говорилось, данная проверка стандартизирована. Она включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Организационный

Как уже было отмечено, проведение и оплата проверки вменяется управленцу, заключающему договор ГПХ с соответствующей , для которой проведение СОУТ – основной род деятельности (это отмечается в ее уставных бумагах).

Компания должна соответствовать положениям ст. 19 ФЗ № № 426. Так, ее штат не может составлять менее 5 официально устроенных человек, обладающих сертификатом, дающим право на проведение проверок такого рода.

Кроме того, она должна иметь собственную аккредитованную лабораторию.

На данном этапе административным лицом издается распоряжение о формировании комиссии по СОУТ и определении круга ее обязанностей.

Численность ее членов, вместе с руководителем бизнес-субъекта (по совместительству – главой комиссии), должна быть нечетной. В комиссию, помимо сторонних экспертов, обязательно должен быть включен специалист по ОТ и представитель профсоюза (если таковой орган имеется)

Этап 2. Подготовительный

На данном этапе определяется и комиссионно утверждается список проверяемых рабочих мест, а также график проведения специальной оценки условий труда.

После этого комиссии передаются все бумаги и информация, запрашиваемые ей для реализации поставленных задач.

Этап 3. Выявление отрицательных трудовых условий

Этот этап обуславливается сопоставлением имеющихся в бизнес-субъекте производственных факторов с факторами из Классификатора, утвержденного Приказом Минтруда № 33н. проделывает это эксперт приглашенной организации. Идентификация производится согласно Методики и сопровождается:

  • описанием локальных негативных факторов и определением источников их возникновения;
  • их исследованием и измерением;
  • комиссионным утверждением результатов идентификации.

Этап 4. Исследования и исчисление вредных и опасных условий

Все обнаруженные негативные факторы должны подвергнуться исследованию и измерению проверяющими и, в дальнейшем, лабораторией. Их перечень формирует комиссия с учетом:

  • федеральных норм по ОТ;
  • нюансов функционирования бизнес-субъекта;
  • характеристик средств и предметов труда;
  • итогов проведенных в прошлом проверок;
  • инициатив членов коллектива.

Методика исследования остается на усмотрение приглашенной организацией, но должна учитывать утвержденные и аттестованные государством исследовательские методы.

По итогам исследования определяются классы рабочих условий. Они бывают четырех видов:

  • 1 – оптимальные условия, не влияющие на рабочий коллектив;
  • 2 – допустимые, воздействующие на работников в пределах законодательно определенной нормы. Их влияние прекращается после отдыха или на момент начала нового рабочего дня;
  • 3 – вредные, воздействующие на организм сотрудников сверх норм. Для восстановления требуется длительное время. Этот класс делится на четыре подкласса;
  • 4 – опасные, контакт с которыми чреват поражением организма и несет угрозу жизни штатной единицы.

На практике нередки ситуации, когда исследование и измерение провести невозможно (например, если реализация данной процедуры будет угрожать жизни и здоровью членов комиссии, работников). В этих случаях:

  1. составляется протокол, обосновывающий подобное решение и включающийся в отчет о СОУТ;

Его копию должен получить территориальный орган госнадзора за соблюдением трудовых нормативов не позднее 10 рабочих суток с даты составления бумаги.

  1. рабочие условия априори признаются опасными.

Этап 5. Исследования и исчисление вредных и опасных условий непосредственно в ходе проверки

При СОУТ исследуются и измеряются:

  • рабочие факторы физического характера (пыли фиброгенного влияния, шумность, вибрации);
  • излучения различного характера (электрическое, магнитное, лазерное, инфракрасное и УФ-поле);
  • микроклиматические условия (температура и влажность, движение воздушных потоков);
  • освещенность;
  • факторы химического характера (взвеси в воздухе, в том числе биологического происхождения или получаемые методом синтеза и контролируемые посредством химанализа);
  • факторы биологического происхождения (объем микрофлоры в воздухе, провоцирующей заболевания);
  • рабочие характеристики (напряженность и тяжесть труда на хозсубхъекте).

Данный перечень – открытый и может дополнятся Митруда и соцзащиты совместно с органами власти.

Этап 6. Оформление итогов проверки

В завершении проверки составляет отчет, внешний вид и содержание которого стандартизированы (Приказ Митруда № 33н).

Его должны подписать все члены комиссии, в том числе руководитель хозсубъекта. В случае несогласия эксперта с данными, приведенными в бумаге, он вправе задокументировать мнение и приложить его к отчету.

Он содержит:

В обязанности проверяющей организации входит передача итогов СОУТ (ч. 1 ст. 18 ФЗ № 426) в федеральную информационную систему не позднее 10 суток с даты его утверждения в виде электронной бумаги, завизированной ЭП управленца (ч. 1 ст. 18 ФЗ № 426).

Наниматель должен ознакомить коллектив с отчетом под роспись в карте СОУТ не позднее месяца со дня утверждения бумаги. Из указанного срока вычитаются дни нахождения сотрудника на лечении, отдыхе или в командировке.

Также важно ознакомить с бумагой каждого вновь трудоустроенного подчиненного.

Нередка ситуация, когда штатная единица отказывается расписываться о том, что ознакомлена с отчетом. Если это имеет место быть, стороной работодателя составляется акт, визируемый минимум тремя подписями. В свидетели приглашается начальник цеха или отдела, в котором работает несогласное лицо, а также работник отдела кадров. После этого несогласному лицу разъясняют его право обратиться с жалобой в Трудовую инспекцию для оспаривания данных, приведенных в отчете.

Кроме ознакомления, в месячный период управленец обязан разместить на сайте бизнес-субъекта данные о проведенной проверке и отразить меры по улучшению состояния ОТ.

В отношении безопасных рабочих мест или мест с допустимыми условиями управленец подает декларацию соответствия условий гостребованиям ОТ (ст. 11 ФЗ № 426), которая, в дальнейшем, фиксируются в реестре. Ее форма и правила подачи утверждены Приказом Минтруда РФ № 80н от 07.02.2014 г.

Срок действия документа – 60 месяцев с даты утверждения отчёта о СОУТ.

Период хранения отчета по СОУТ

При невыявлении опасных для жизни рабочих условий все собранные материалы должны находиться в архиве 45 лет. В обратном случае бумаги хранятся 75 лет.

Применение результатов СОУТ

Исходя из результатов проверки:

  • устанавливаются классы условий, влияющие на размер уплачиваемых работодателем страховых взносов за работников;
  • определяется объем причитающихся трудящимся компенсации и гарантии (сокращенное рабочее время, допотпуск и финансовые выплаты);
  • корректируется обеспечение штатных единиц СИЗ, молоком или иными равноценными продуктами;
  • организовываются дополнительные медосмотры;
  • подготавливается соответствующая статотчетность.

Помимо этого, проводятся мероприятия по улучшению рабочих условий (минимизация загазованности, запыленности, совершенствование производственных процессов).

Если условия труда – нормальные, работодатель оставляет за собой право контролировать их и реализовывать меры для поддержания на достойном уровне.

Ответственность за игнорирование законодательных положений о проверке

Игнорирование или нарушение установленного на федеральном уровне алгоритма проведения проверки (несоблюдение временных рамок, неправильное оформление отчета, отсутствие комиссии) чревато ответственностью административного характера в виде штрафа. Для должностного лица сумма составит 5.000-10.000 руб., для организации – 60.000-80.000 руб.

Повторное нарушение обуславливает увеличение штрафных санкций и вменение дисквалификации либо приостановления деятельности.

Таким образом, спецоценка трудовых условий – важная процедура, позволяющая работникам бизнес-субъекта быть уверенными в своей безопасности, либо получать дополнительные гарантии и компенсации, если есть угроза их жизни и здоровью, а управленцу – избежать административных взысканий.

С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда

СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

Кому необходимо проводить СОУТ?

Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

1) Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;

2) Работодателям - физическим лицам.

Что подлежит спецоценке?

Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой СОУТ

С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий. Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно. В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ , спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда. Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется внеплановая СОУТ?

На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru . В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные (для классов «вредный» - от 2 до 7% и «опасный» - 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ. Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места. Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.

Ответственность за нарушения в области СОУТ

За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:

1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;

2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;

3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:

  • непривлечения специализированной организации;
  • отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
  • анализа не всех полагающихся рабочих мест;

4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;

5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.

К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:

  • в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
  • привлечение к ответственности первичное или повторное;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.

В частности, размеры штрафов предусмотрены:

  1. Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
  2. Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.

Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.

Заключение

Государство старается защитить своих граждан и обеспечить им определённые права, в том числе – право на безопасный труд. По статистике около 40% существующих рабочих мест связано с факторами риска для здоровья и жизни. Введя обязательную оценку вредности и опасности трудовых условий, законодатели минимизируют вероятность травм или заболеваний, получаемых на работе.

Радует, что при проведении государственного регулирования в области охраны труда, были предусмотрены не только «кнуты» в виде штрафов и взысканий за невыполнение требований Закона о СОУТ, но и «пряники», обеспечивающие добросовестному работодателю минимум дополнительных расходов и постоянное продление декларации соответствия. Кроме того, за нанимателя, вовремя и качественно организовавшего у себя СОУТ, даже отчёты в государственную информационную систему может направить специализированная фирма, проводившая оценку.

Согласно части 6 статьи 27 Закона Российской Федерации № 426-ФЗ, график проведения СОУТ может быть поэтапным и завершиться не позже 31 декабря 2018 года. Мы предлагаем вашему вниманию рекомендации по составлению графика и образец, подготовленный экспертами.

Читайте в нашей статье:

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Процедура проведения СОУТ должна быть начата не позже II квартала 2017 года. Но есть исключение – в части 4 статьи 27 закона № 426-ФЗ. Если к моменту вступления в силу данного закона – 1 января 2014 года – на предприятии была проведена АРМ по условиям труда, то ее результаты будут действительны 5 лет.

Срок проведения очередной СОУТ должен быть исчислен от даты утверждения результатов АРМ приказом руководителя, а не с даты заключения договора с оценивающей организацией.

Многие юридические лица и индивидуальные предприниматели были созданы, учреждены после , и не застали АРМ. Многие работодатели вообще не знают, что такое АРМ.

Как определить срок проведения спецоценки тем организациям, в которых аттестация рабочих мест не проводилась вообще? Можно ли им тянуть с проведением СОУТ до 31 декабря 2018 года? Нет, нельзя.

В общем случае, работодатели должны завершить работы по проведению спецоценки в срок до 31 декабря 2018 года. пятилетний срок для того, чтобы все организации и ИП успели провести СОУТ по новому, отличному от аттестации рабочих мест, порядку.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Руководитель организации должен изучить процедуру специальной ОТУ во время обучения по охране труда по 40-часовой программе в учебном центре Минтруда России.

Там, где законом установлено право на досрочные пенсии за работу во вредных для здоровья условиях труда, СОУТ должна быть проведена не позже окончания сроков последней проведенной АРМ. Также она должна быть проведена на тех рабочих местах, где предыдущая АРМ показала вредные и опасные условия труда.

Поэтому организациям, которые были зарегистрированы в ЕГРЮЛ и ЕГРИП уже после того, как был принят , срок специальной оценки составляет 1 год создания рабочих мест. Это не дата утверждения штатного расписания, а дата приема на работу наемного персонала. Именно поэтому СОУТ на вакантных местах не проводится.

Ответственность за нарушение сроков проведения спецоценки УТ

Не нужно дожидаться проверки инспекторов Рострудинспекции. Да, штраф за непроведение СОУТ возлагается на организацию, как за процедуру, и не суммируется по количеству рабочих мест, но штраф по в сумме 50-80 тысяч рублей заставит все-таки проводить СОУТ. Если нарушение станет рецидивом в течение срока исковой давности – 12 месяцев (), то работодатель может лишиться работы – его дисквалифицируют по решению суда.

После этого каждый новый работодатель дисквалификанта должен будет извещать Роструд, что принял на работу такого работника. Теперь посчитайте вероятность приема на работу руководителем после такой сомнительной рекомендации.

Плюсы от своевременного проведения

Работодатель должен понимать, что СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест в целях снижения нагрузки на бизнес. Там, где работодатель несет затраты на покупку нового оборудования, на реконструкцию технологических линий, где бизнес инвестирует в создание безопасных рабочих мест, должны стать меньше тарифы взносов во внебюджетные фонды РФ – в пенсионный фонд и в фонд соцстраха.

Также может быть предоставлена возможность не платить компенсации к окладу и не предоставлять .

Процедура проведения СОУТ намного легче аттестации рабочих мест, и с этим согласятся все старые инженеры по охране труда, теперь уже специалисты по ОТ. Порядок спецоценки по 426-ФЗ намного логичнее и прозрачнее. У работодателя появилось больше возможностей влиять на результат, ведь там, где условия труда находятся под неусыпным контролем, эксперту не удастся оценить рабочее место «по установленной мощности».

Если работник трудится во вредных условиях труда меньше, чем 50% при восьмичасовом рабочем дне или сорокачасовой рабочей неделе, вредный класс УТ не будет установлен по данному фактору. Поэтому работодатель должен доказать экспертной организации, что электрогазосварщик действительно трудится со сварочными аэрозолями всего 2 часа чистого операционного времени. Все остальное время он занимается подготовительно-заготовительными и вспомогательными, обслуживающими процессами. Раньше это было невозможно.

Легче стало жить и медикам. Раньше для того, чтобы им был установлен по биологическим факторам, нужно было доказать превышение ПДУ, проводить многочисленные дорогостоящие измерения. Теперь же класс вредности устанавливается только при самом наличии этого фактора, независимо от времени работы в этих условиях, без измерений, для всех медицинских и немедицинских работников, контактирующих с патогенными микроорганизмами.

Каждый медик – будь то фельдшер предрейсового медосмотра в организации, будь то врач, занимаются медицинской деятельностью, поэтому должны получать компенсации за свой рискованный и тяжелый труд. Это тоже завоевание СОУТ – сделать процедуру понятной для каждого работника. 426-ФЗ обязал работодателя проводить с работниками разъяснение по оценке их рабочих мест.

Сроки внеплановой спецоценки

Указанные выше сроки не действуют, когда по закону требуется проведение . Если были созданы новые РМ, то еёТ проводят в течение 12 месяцев. Если было получено предписание инспектора Рострудинспекции, то СОУТ проводится не позже 6 месяцев после постановления.

Уведомить работников об изменении условий труда на их рабочих местах нужно сразу после утверждения отчета о СОУТ. С этой же даты должно начинаться начисление гарантий и компенсаций.

А вот отменять льготы не торопитесь. Для этого работник должен быть уведомлен за 2 месяца о том, что условия труда на его рабочем месте изменились в лучшую сторону, и льгот он больше не получит.

Декларировать его рабочее место нельзя. Поэтому и при 2 классе условий труда работник должен расписаться в . При этом работодатель должен доказать, что условия труда действительно изменились в результате: переезда в новый офис, модернизации оборудования, применения безопасных технологий, улучшения оснащения помещений цехов и мастерских, т.е. действительно устранено вредное воздействие производственного фактора. В противном случае, суд или ГИТ восстановят справедливость.

Государственная экспертиза СОУТ не может установить льготы и гарантии. Для этого работодатель должен снова провести оценку на рабочих местах – уже внеплановую, и не в течение года, а в течение 6 месяцев после заключения экспертизы или судебного решения. За экспертизу будет платить виновная сторона в порядке регрессного иска к ответчику со стороны истца – работника.

График проведения специальной оценки условий труда

Как было указано выше, у работодателя довольно сжатые сроки на проведение СОУТ. Во-первых, много времени уйдет на . График может быть составлен отдельным приказом, включен в текст приказа о проведении СОУТ или оформлен в качестве приложения к нему. Если приказ можно издать за один день, то за один день не улучшить разом условия труда в каждом цехе, в каждом участке или на каждой стройплощадке. Все это – материальные затраты.

Если подойти к СОУТ безответственно, то и расплата будет соответствующая – эксперты очень дорожат своей аттестацией, ее трудно получить, но потерять – очень легко, одна промашка, один шаг в сторону работодателя, одна уступка, и эксперт потеряет свой статус безвозвратно.

Поэтому никто не пойдет на сделку с нерадивым работодателем. И эксперт, увидев фактическое состояние условий труда, выставит . Там, куда эксперта не пустят в связи с «опасностью работы», эксперт выставит подкласс 3.4 или опасный 4 класс.

Поэтому дешевле, хотя и дольше, обойдутся работодателю смена ламп освещения, устройство вибро- и шумоподавляющих стеновых панелей, половых покрытий, переход с тяжелого и травмоопасного физического или механического труда на роботизированный. Но делать это нужно. Это – обязанность работодателя, указанная в 212 статье ТК РФ.

Затраты на улучшение условий труда позволят возместить одну пятую затраченных средств из взносов в . Это тоже должно стимулировать работодателя вкладываться в охрану труда, ведь это выгодно в среднесрочной перспективе.

внимание

График СОУТ нужно разработать с запасом времени, чтобы его хватило на устранение нарушений требований охраны труда.

По пролонгации декларации спецоценки поясняем следующее. Многие работодатели уверены, что если на их рабочих местах установлен класс 1 и 2, то СОУТ можно не проводить 10 лет. Но это не так.

Действительно, если в течение пяти лет на производстве не происходит ни одного , если ни у одного работника не будет зафиксировано профессионального заболевания в связи с воздействием ВОПФ, работодатель может просто продлить декларацию на следующие пять лет без проведения исследований условий труда, и оценку УТ на данных рабочих местах проводить не нужно.

Если же подобные обстоятельства случаются в период актуальности декларации, то действие её прекращается. Поэтому не нужно включать в декларацию все места «скопом». При НС или профзаболевании, после проведения внеплановой проверки, в течение 10 дней в Госреестре будет установлена отметка об аннулировании СОУТ.

Не следует забывать, что если произошло изменение в типовых нормах выдачи СИЗ, если были , если поступило заявление от работника на оценку его рабочего места заново, если инспектор Рострудинспекции во время плановой проверки не согласился с тем, что данной профессии у работника допустимый класс УТ, то должна проводиться внеплановая СОУТ.

Если у работника с оптимальными условиями труда СОУТ была проведена при мониторе с электронно-лучевой трубкой (такие мониторы очень живучи в вычислительных НИИ), и произошла замена на дискретный монитор, то требуется внеплановая спецоценка.

Если в цехе заменили освещение с лампового на спиральное, то это изменение напрямую воздействует на условия труда, и СОУТ должна быть проведена. Если вместо отечественного конвейера работодатель установил импортный, то оценка должна быть проведена заново. Поэтому никто не будет выдерживать десятилетний срок, и в первую очередь – работники, которые хотят и за вредные, с их точки зрения, УТ, и доплату к окладу.

Нормативного правового документа, который бы определял календарные даты на каждый этап СОУТ, нет. Работодатель должен исходить из своих производственных возможностей. В конечном итоге, сроки зависят от местных условий – общего количества рабочих мест, процента аналогичных рабочих мест, условий труда, сменности и т.п.

График проведения специальной оценки условий труда (образец)

Наименование мероприятия

Срок проведения

Утверждение приказом состава комиссии по проведению СОУТ

Составление перечня рабочих мест и времени занятости в условиях ВОПФ

Утверждение графика и ознакомление с ним членов комиссии

Подготовка для экспертов документов, характеризующих производственный процесс на РМ. Разъяснительная работа с персоналом по порядку проведения СОУТ на их рабочих местах, ответ на вопросы

Выбор аккредитованной организации, заключение договора

Идентификация ВОПФ

Лабораторно-инструментальные замеры уровней ВОПФ

Составление отчета

Ознакомление и подписание отчета членами комиссии

Утверждение отчета и подписание акта приемки работ

Назначение льгот и компенсаций. Внесение информации о классе условий труда, льготах и компенсаций в трудовые договора

В день утверждения отчета

Ознакомление работников с результатами в картах СОУТ и в декларациях

Подача декларации на РМ с 1,2 классом и на те РМ, где вредные условия труда не идентифицировались

10 дней после утверждения отчета

Размещение сводной ведомости СОУТ на корпортале

10 дней после утверждения отчета

Внесение изменений об УТ в трудовом договоре об отмене гарантий

2 месяца после уведомления

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().