Персональные данные работника: как обеспечить сохранность информации. Обработка персональных данных

Публикуем весь перечень документов, касающихся хранения и обработки персональных данных на сайте, с образцами и рекомендациями по их заполнению.

Список мер обеспечения безопасности внушительный, и для успешного прохождения проверки Роскомнадзора нужно подготовить немало документов. Чтобы все это понять, требуется техническая подготовка. Для новичка это не так просто, но лучше обезопасить себя.

Некоторые компании и сайты оказывают услуги в их подготовке: Контур , Б-152 , FreshDoc . А можно скачать шаблоны этих документов.

В любом случае, вы должны проверить внутренние системы защиты персональных данных и подготовить документы:

1. Перечень сведений конфиденциального характера

Это документ, в котором будет содержаться информация обо всех категориях и видах персональных данных, которые вы обрабатываете. Укажите, что Перечень разработан в соответствии с законом «О персональных данных» и Уставом организации (если вы представляете юрлицо), четко обозначьте ВСЕ виды категории персональных данных. Это можно сделать в виде таблицы. В этом же документе советуем указать цели и сроки обработки персональных данных. Пример .

2. Инструкция администратора информационной безопасности

Администратор информационной системы персональных данных назначается приказом руководителя. В Инструкции перечисляем должностные обязанности, такие, например, как «знать и выполнять требования всех регулирующих документов, которые регламентируют порядок по защите информации», «обеспечивать установку, настройку и обновление информационной системы персональных данных», «обеспечивать функционирование средств защиты системы», «обеспечивать выполнение требований по обеспечению безопасности информации» и пр. Примеры: первый , второй .

3. Приказ о назначении лиц, ответственных за организацию обработки персональных данных и перечне мер по защите персональных данных (для организаций).

4. Перечень персональных данных, подлежащих защите в информационных системах. Пример.
Рекомендации Роскомнадзора по составлению документа , определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»

5. Приказ об утверждении мест хранения персональных данных.

Если вы храните персональные данные на материальных носителях, необходимо утвердить места хранения. Пример .

6. Перечень помещений, в которых ведется обработка персональных данных.

7. Инструкция пользователей информационной системы персональных данных.

Этот документ определяет должностные обязанности всех, кто работает с персональными данными (осуществляет обработку и пр.). Пример.

8. Приказ о назначении комиссии по уничтожению персональных данных.

Уничтожению персональных данных придается особое значение. После того, как цели обработки выполнены, персональные данные должны быть уничтожены. Подробнее про уничтожение персональных данных написано . Пример Приказа .

9. Проект системы защиты информационной системы персональных данных. Пример .

10. Порядок резервирования и восстановления работоспособности технических средств и программного обеспечения, баз данных и средств защиты информации. Пример .

11. План внутренних проверок режима защиты персональных данных.

План можно сделать в виде таблицы, там укажите, с какой периодичностью будут осуществляться проверки режима и оборудования. Пример .

12. Приказ о вводе в эксплуатацию информационной системы персональных данных, заключение о вводе в эксплуатацию информационной системы персональных данных. Пример .

13. Журнал учета носителей информации информационной системы персональных данных.

14. Журнал учета мероприятий по контролю обеспечения защиты персональных данных.

Журнал можно сделать в виде таблицы и записывать туда проводимые мероприятия. Пример .

15. План проведения внутренних проверок состояния защиты ПД.

Образец документа можно найти и .

16. Журнал учета обращений граждан-субъектов персональных данных о выполнении их законных прав.

Сюда запишите всех, кто обращается за информацией о своих персональных данных. Пример .

17. Правила обработки персональных данных без использования средств автоматизации. О регулировании .

18. Положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным. Пример .

19. Акт классификации информационной системы персональных данных.

Информационная система – «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» (Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации»). Примером информационной системы может быть база данных, содержащая персональные данные, используемая в вашей организации. Даже если вы просто владелец сайта, то говорить об информационной системе мы можем тогда, когда собранные на сайте персональные данные заносятся в базу и потом обрабатываются.

20. Инструкция по проведения антивирусного контроля в информационной системе персональных данных. Пример .

21. Инструкция по организации парольной защиты.

22. Журнал периодического тестирования средств защиты информации.

23. Форма акта уничтожения документов, содержащих персональные данные.

Если вы владелец сайта, обязательно создайте список, в котором вы будете фиксировать уничтожение персональных данных (что было сделано и когда). Пример и ещё .

24. Журнал учета средств защиты информации(перечень технических средств). Пример .

25. Журнал проведения инструктажа по информационной безопасности (для организаций).

26. Инструкция пользователю по обеспечению безопасности при возникновении внештатных ситуаций.

27. Приказ о перечне лиц, допущенных к обработке персональных данных.

28. Положение о защите персональных данных.

Цель этого документа – защитить персональные данные от несанкционированного доступа. В Положении можно прописать следующее: понятия из законодательства, цели и основания для обработки, права и обязанности оператора и субъектов персональных данных.

Опишите, как регламентируется внутренний доступ к персональным данным, кто имеет право доступа, каким образом ограничивается доступ, какие меры внутренней и внешней защиты применяются (пароли, регламентация состава работников, имеющих доступ к работе с персональными данными, обеспечение безопасности хранения персональных данных от посторонних), обязательно укажите ответственность за разглашение (для сотрудников).

29. Соглашение о неразглашении персональных данных.

Это соглашение подписывает каждый, кто имеет доступ к персональным данным. Перечислите все сведения, не подлежащие разглашению, объясните, почему и зачем это делается («я понимаю, что мне приходится заниматься сбором, хранением, обработкой персональных данных, обязуюсь соблюдать все требования, описанные в «Положении о защите персональных данных»»). Пример .

30. План мероприятий по обеспечению безопасности персональных данных.

В этом документе укажите мероприятия, сроки и исполнителя: установку антивирусной программы, установку паролей, внедрение доработок и обновлений и пр. Пример .

31. Модель угроз безопасности в информационной системе персональных данных.

Угрозы безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иных несанкционированных действий при их обработке в информационной системе персональных данных.

В соответствии со статьей 19 закона «О персональных данных» персональные данные должны быть защищены от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий. .

Смысл этого документа – определить возможные угрозы безопасности системы персональных данных и описать, какие способы защиты будут использоваться при их возникновении. Пример .

32. Форма ответа на запрос субъекта персональных данных. Пример .

Не забывайте заполнять и обновлять эти документы!

Если после прочтения материала у вас остались вопросы (вы не совсем поняли, что является персональными данными, сомневаетесь, надо ли регистрироваться в реестре Роскомнадзора, не знаете, как оформить соглашение об обработке данных, и прочее, и прочее), пишите на [email protected].

Работа отдела кадров любого предприятия или фирмы связана с обработкой значительных объемов персональных сведений (данных), отражающих профессиональные, деловые и личностные качества сотрудников и являющихся конфиденциальными. Конфиденциальность определяется тем, что эти сведения составляют личную или семейную тайну граждан и подлежат защите в соответствии с законом. Функционирование отдела кадров должно быть подчинено решению задач обеспечения безопасности персональных сведений, их защиты от множества видов угроз, которые может создать злоумышленник, чтобы завладеть этими сведениями и использовать их в противоправных целях. Работа службы персонала, управления или отдела кадров, менеджера по персоналу, иногда в некрупных организациях -- секретаря-референта (далее -- отдела кадров) связана с накоплением, формированием, обработкой, хранением и использованием значительных объемов сведений о всех категориях сотрудников. Эти сведения относятся к так называемым персональным данным, которые по своей сути отражают личную или семейную тайну граждан, их частную жизнь и входят в круг информации, подлежащей защите от несанкционированного доступа.

Личная тайна гражданина охраняется Конституцией Российской Федерации. Разглашение этой тайны, т.е. бесконтрольное распространение персональных данных во времени и пространстве, может нанести значительный ущерб физическому лицу. Понятие личной тайны близко примыкает к семейной тайне. Семейная тайна или тайна нескольких физических лиц, членов семьи, не тождественна личной тайне по составу защищаемых сведений. Например, к семейной тайне относятся: тайна усыновления, тайна отцовства, тайна наследственного заболевания и др.

Под персональными данными (информацией о гражданах) понимается любая документированная информация, относящаяся к конкретному человеку. Персональные данные идентифицируют личность каждого человека. Субъектами персональных данных являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России, к личности которых относятся соответствующие персональные данные. Держатели персональных данных -- органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, юридические и физические лица, осуществляющие владение и пользование этими данными. Пользователями персональных данных могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, юридические и физические лица, обращающиеся к держателю данных за получением необходимых им персональных данных и пользования ими без права передачи.

Персональные данные всегда относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускается сбор, передача, уничтожение, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях обезличивания этих данных или по истечении 75 лет срока их хранения, если иное не определено законом.

Работа с персональными данными должна осуществляться только в целях, по перечням и в сроки, которые необходимы для выполнения задач соответствующего держателя или пользователя персональных данных, и устанавливается действующим законодательством, лицензией или договором. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и (или) морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан на основе использования информации об их социальном происхождении, расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос передачи кому-либо сведений о себе за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В свою очередь, субъект имеет право на доступ к персональным данным, относящимся к его личности, и получение сведений о наличии этих данных и самих данных. При наличии оснований, подтвержденных соответствующими документами, субъект персональных данных вправе требовать от держателя эти данных внесения в них изменений и дополнений. С другой стороны, субъект обязан сообщить держателю об изменении тех или иных персональных данных.

Конфиденциальность и сохранность персональных данных, их защита обеспечиваются отнесением их к сфере негосударственной тайны -- служебной или профессиональной тайне. Профессиональная тайна включает в себя врачебную, адвокатскую, банковскую, нотариальную тайну, тайну органов ЗАГС, предприятий связи, тайну исповеди и другие подвиды этой тайны.

Персональные данные накапливаются и используются, например, в налоговых инспекциях, правоохранительных органах, страховых агентствах, туристических и гостиничных фирмах, в некоторых подразделениях муниципальных органов самоуправления и т.д. Но наиболее концентрированное и обширное отражение персональные данные находят в разнообразной по составу и значительной по объемам кадровой документации (документации по личному составу), образующей соответствующую информационно-документационную систему, которая обеспечивает информацией функции управления персоналом и сопровождает реализацию правовых взаимоотношений граждан с государственными и негосударственными учреждениями, организациями, предприятиями и фирмами (далее предприятием). Эта система имеет не только текущее, оперативное назначение в осуществлении кадровых функций, но и является одновременно ценным социологическим, биографическим и археографическим источником для исследования и обобщения сложных социальных процессов, протекающих в современной России.

В целях выявления состава конфиденциальных сведений и определения основных направлений защиты персональных данных в отделе кадров выделим две большие группы документации:

  • а) документация по организации работы отдела;
  • б) документация, образующаяся в процессе основной деятельности отдела и содержащая персональные данные в единичном или сводном виде.

Первая группа документации содержит организационно-правовую документацию отдела кадров и включает: положение об отделе, должностные инструкции работников отдела, приказы, распоряжения, указания руководства предприятия, регламентирующие структуру отдела и распределение сфер ответственности между его работниками, рабочие инструкции по выполнению основных функций отдела, ведению документации и формированию персональных данных в комплексы (документы, базы данных и т.п.). К этому относят также дела с документацией по планированию, учету, анализу и отчетности в части основной деятельности отдела. Учитывая значительное своеобразие в формировании статуса отдела и организации основных процессов, сопровождающих его деятельность на различных предприятиях, конфиденциальный характер этой группы документации определяется тем, что злоумышленник может извлечь из анализа этой документации на конкретном предприятии следующие полезные для себя сведения:

  • - распределение функций между отделом кадров и планово-финансовым отделом, бухгалтерией, юридическим отделом, военно-учетным столом и другими подразделениями, т.е. сведения о том, где искать требуемую информацию;
  • - распределение функций внутри отдела кадров между структурными единицами отдела (группами, секторами) и между работниками, т.е. сведения о том, у кого искать требуемую информацию;
  • - регламентацию рабочего процесса по оформлению документации, пропусков, удостоверений, т.е. сведения о том, как можно воспользоваться этим в несанкционированном режиме для фальсификации документов, баз данных;
  • - регламентацию места хранения документов, дел, баз данных, т.е. сведения о том, где и как можно украсть или подменить тот или иной документ, получить требуемую информацию;
  • - регламентацию отчетной и справочной работы, т.е. сведения о том, когда и как можно перехватить требуемую информацию по организационным или техническим каналом.

Под злоумышленником понимается лицо или группа лиц, предполагающих совершить и умышленно совершающих противоправные действия с целью овладения информацией, составляющей тайну предприятия. К злоумышленникам относят: недобросовестных конкурентов и партнеров, лиц, действующих в их интересах, профессиональных агентов, занимающихся промышленным или экономическим шпионажем, информаторов, представителей криминальных структур, отдельных преступных элементов, психически больных лиц, работника данного предприятия, сотрудничающего со злоумышленником, и иных лиц, пытающихся нанести ущерб предприятию или его персоналу.

Любые посторонние лица не должны знать распределение функций, рабочие процессы, технологию составления, оформления, ведения и хранения документов, дел и рабочих материалов в отделе кадров. Под посторонним лицом мы понимает не только злоумышленников или их сообщников, но и сотрудников предприятия, функциональные обязанности которых не связаны с работой отдела. Следует также учитывать, что работник отдела кадров не должен быть осведомлен о порядке работы других сотрудников этого отдела.

Вторая группа -- документация, образующаяся в процессе основной деятельности отдела кадров и содержащая персональные данные, включает:

  • - комплексы документов, сопровождающие процесс оформления трудовых правоотношений гражданина (при решении вопросов о приеме на работу, переводе, увольнении и т.п.);
  • - комплексы материалов по анкетированию, тестированию, проведению собеседований с кандидатами на должность;
  • - подлинники и копии приказов по личному составу;
  • - личные дела и трудовые книжки сотрудников;
  • - дела, содержащие основания к приказам по личному составу;
  • - дела, содержащие материалы аттестации сотрудников, служебных расследований и т.п.;
  • - справочно-информационный банк данных по персоналу -- учетно-справочный аппарат (картотеки, журналы, базы данных и др.);
  • - подлинники и копии отчетных, аналитических и справочных материалов, передаваемых руководству предприятия, руководителям структурных подразделений и служб;
  • - копии отчетов, направляемых в государственные органы статистики, налоговые инспекции, вышестоящие органы управления и другие учреждения.

При работе с документами, делами и базами данных отдела кадров должны соблюдаться следующие основополагающие принципы защиты персональных данных:

  • - личной ответственности работников за сохранность и конфиденциальность сведений о работе отдела и персональных данных, а также носителей этой информации;
  • - разбиения (дробления) знания персональных данных между разными работниками отдела;
  • - наличия четкой разрешительной системы доступа работников отдела к документам, делам и базам данных;
  • - проведения регулярных проверок наличия традиционных и электронных документов, дел и баз данных у работников отдела и кадровых документов в подразделениях предприятия.

Как мы видим, главным моментом в защите персональных данных является четкая регламентация функций работников отдела кадров и в соответствии с этим регламентация принадлежности работникам документов, дел, картотек, журналов персонального учета и баз данных.

Для реализации этого положения руководителем предприятия должен быть издан приказ или распоряжение о закреплении за работниками отдела определенных массивов документов, необходимых им для информационного обеспечения функций, указанных в должностных инструкциях этих работников, утверждена схема доступа работников отдела кадров и руководящего состава предприятия, структурных подразделений к документам отдела, введена личная ответственность перечисленных должностных лиц и работников за сохранность и конфиденциальность персональных данных.

По каждой функции, выполняемой работником отдела кадров, должен быть регламентирован состав документов, дел и баз данных, с которыми этот работник имеет право работать. Не допускается, чтобы работник мог знакомиться с любыми документами и материалами отдела. Целесообразно, в целях разграничения доступа и разбиения знания персональных данных между работниками, закрепить за разными работниками:

  • а) документированное оформление трудовых правоотношений (прием, перевод, увольнение и др.),
  • б) ведение личных дел и трудовых книжек,
  • в) составление и хранение приказов по личному составу и контрактов,
  • г) ведение справочно-информационного банка данных.

Распределение сфер деятельности может быть иным в зависимости от объема работы и штатной численности работников отдела, но разграничение обязанностей и массивов документации должно быть осуществлено в обязательном порядке. Это позволит построить работу отдела в соответствии с указанными выше основополагающими принципами и обеспечить сохранность и конфиденциальность персональных данных. В случае необходимости перераспределения обязанностей среди работников отдела (например, при болезни одного из них, увольнении) должно быть издано соответствующее распоряжение начальника отдела кадров, в котором регламентируются характер изменений, их срок и дополнения в систему доступа к документам, делам и базам данных. Важно, что в этом распоряжении фиксируется изменение степени осведомленности работников в знании ими персональных данных и сферы личной ответственности за сохранность и конфиденциальность документации.

Начиная с 1 января 2010 года в полной мере вступают в силу положения закона «О персональных данных», предусматривающие достаточно жесткие, очень трудоемкие и затратные требования к операторам персональных данных. Весьма нелегко придется операторам: им потребуется по полной программе выполнять многочисленные требования ФСБ и ФСТЭК, которые те разработали. Практика исполнения данного закона уже выявила несколько проблем, которые потенциально затрагивают и службы управления документами.

В организации возникает новый, весьма объемный пласт документации, связанный с исполнением требований законодательства о создании большого числа внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок работы с персональными данными. Кроме того, контролирующие инстанции уже сейчас требуют регулярного создания документов, подтверждающих постоянный характер этой работы. Фактически речь идет о создании в организации системы менеджмента персональных данных, Далее именуется как ПД аналогичной по своим принципам системе менеджмента качества.

Существующая судебная практика показала также, что в ряде случаев при небрежном отношении организации к юридическим тонкостям положений закона «О персональных данных» некоторые требования законодательства о ПД начинают противоречить общепринятой практике делопроизводства и архивного дела. Например, когда процесс обработки ПД считается завершенным, эти данные должны быть уничтожены в течение 3 дней, несмотря на установленные сроки хранения (анализ сведений, содержащихся в реестре операторов ПД, показывает, что многие организации указывают в качестве условия завершения обработки ПД прекращение оперативной работы с этими данными в деловых подразделениях, забывая при этом, что в большинстве случаев содержащие ПД документы необходимо достаточно долго хранить во исполнение других законодательно-нормативных требований).

Ситуация обострилась настолько, что нельзя исключить принятие уже в этом году Правительством и Думой пожарных мер в виде поправок в закон «О персональных данных», смягчающих требования и/или сдвигающих дату окончания переходного периода. 12 ноября 2009 года в Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О персональных данных»», который представил глава думского комитета по финансовому рынку Владислав Резник. В Госдуму внесен законопроект, уточняющий порядок обработки персональных данных//Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг», 12 ноября 2009 г.

Законопроектом предлагается определить, что «обработка персональных данных может осуществляться оператором в следующих случаях:

  • - установления или реализации договорных отношений, предполагающих обработку персональных данных;
  • - выполнения требований законов, определяющих случаи обязательной обработки персональных данных;
  • - удовлетворения собственных потребностей при условии, что при этом не нарушаются права субъекта персональных данных». Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О персональных данных», законопроект № 282499-5.

На фоне кризиса в мировой экономике, да и в силу малого интереса россиян к вопросам законодательства принятие этого закона осталось практически незамеченным. Международный опыт показывает, что именно этот закон, особенно в сочетании с законодательством о защите персональных данных, способен доставить крупные неприятности государственным муниципальным органам.

Поскольку этот закон появился «сверху», пока ни одна из заинтересованных сторон большого внимания на него не обратила. Такая ситуация, скорее всего, продлится недолго. И, как показывает мировой опыт, государственные органы столкнутся с рядом сложных проблем. С точки зрения делопроизводства, в государственных органах возникнет еще один мощный документопоток, а в связи с неизбежными нарушениями требований законодательства будут и многочисленные судебные иски и разбирательства. Государственным органам с их постоянно недоукомплектованной, недооплачиваемой и перегруженной службой ДОУ придется очень нелегко. Закон, кроме того, меняет технологию работы с документами: например, впервые вводится трудоемкая практика цензурирования документов, имеющих грифы ограничения доступа.

В отличие от федеральных органов, региональные органы власти осенью 2009 года уделили этому законодательству больше внимания. В ряде регионов разрабатываются и принимаются собственные законодательные и нормативные акты, регламентирующие порядок доступа к информации региональных властей.

В середине 2009 года вступил в силу ряд законодательных актов. Это прежде всего новая статья 13.25 «Нарушение требований законодательства о хранении документов» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ужесточающая требования к организации хранения документов коммерческих организациях. Теперь организация может быть оштрафована на 200-300 тысяч рублей, например, за отсутствие номенклатуры дел.

Требования новой статьи распространяются как на акционерные общества и участников рынка ценных бумаг, так и на общества с ограниченной ответственностью, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Наказания для них установлены одинаковые. Разница заключается лишь в том, что с организациями, перечисленными в первой части статьи, будет разбираться Федеральная служба по финансовым рынкам, а с ООО и унитарными предприятиями - государственный орган, «уполномоченный в области управления архивным фондом», т.е. Росархив.

Кроме того, Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.04.2009 № 733-ФЗ также ужесточил требования к обеспечению сохранности документов. Соответствующие нормы внесены в 3 российских Федеральных закона: «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О несостоятельности (банкротстве)». Эти изменения уже вступили в силу - в начале июня 2009 г. Цитата по: Дэвид Банисар Свобода информации в мире. 2006 год. Общий обзор законодательства по доступу к правительственной информации в мире. «Privacy International», 2006. С.35-36.

Впервые в нашем законодательстве фактически введена персональная ответственность высшего руководства организации за сохранность документов.

В свете новых требований еще острее становится вопрос о правильном установлении и отслеживании сроков хранения документов и об уничтожении документов с истекшими сроками хранения в строгом соответствии с законодательством. В этой связи повышенный интерес вызывает разработка и введение в действие новых перечней документов с указанием сроков хранения.

29 октября 2009 г. Федеральное архивное агентство разместило для публичного обсуждения и общественной экспертизы проект «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в деятельности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения». Проект «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в деятельности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской органов местного самоуправления и учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения» http://www.rusarchives.ru/news/ptyad.pdf За этот поступок, способствующий большей открытости работы ведомства и повышению качества разрабатываемых нормативных документов, руководство Росархива заслуживает самых добрых слов, и хочется надеяться, что данная практика станет традиционной.

Перечисленные выше факторы будут оказывать давление на организации как государственного, так и частного сектора. В первую очередь это давление почувствуют на себе специалисты служб, обеспечивающие бумажный и электронный документооборот. Весьма вероятно, что объемы работы увеличатся, и в первую очередь это грозит сотрудникам государственных органов.

С другой стороны, появляются и новые возможности в случае, если сотрудники, традиционно работающие с бумажными документами, сумеют найти свою нишу в новых направлениях работы, в первую очередь связанных с внедрением информационно-телекоммуникационных технологий. Это даст им шанс на повышение социального статуса в организации и, соответственно, уровня заработной платы.

И если перспективы на 2010 год для государственных организаций и собственников коммерческих организаций выглядят не слишком радостно, то для специалистов ДОУ они могут быть источником определенного оптимизма. Во все более усложняющейся ситуации грамотно организовать работу с документами могут только квалифицированные специалисты, а тем руководителям, кто этого еще не понял, стоит зарезервировать несколько сотен тысяч рублей для оплаты штрафов за нарушение требований законодательства.

Всем доброго времени суток! В этой статье я хотел бы еще раз поднять тему защиты персональных данных (далее будем обзывать их - ПДн), а также тему защиты от регуляторов. Пик дебатов на тему защиты ПДн давно прошел. Приходились эти пики как правило на приближение очередного «самого последнего срока» ввода 152-ФЗ в полную силу. В итоге «самый последний срок» наступил, активные дебаты стихли, но закон «О персональных данных» живет, регуляторы устраивают проверки и наказывают нарушителей. Поэтому тема будет еще долго актуальна.

Сразу оговорюсь, что в этой статье в основном будет информация организационного характера, нежели техническая. «А зачем такая информация нужна нам?» - спросит читатель хабра. Объясняю: так уж получилось, что начальники как крупных, так и не очень организаций не любят выстраивать длинные логические цепочки и вникать в суть вопроса, который лежит далеко от их компетенции. Поэтому при возникновении необходимости обеспечения защиты персональных данных строится вполне логичная по их мнению взаимосвязь: «Защита персональных данных» -> «Защита информации» -> «Информационные технологии» -> «Взвалить вопрос защиты ПДн на IT-шников». И пофигу, что в этом вопросе львиную долю можно поручить юристам и кадровикам, но как говорится в бородатом анекдоте: «кому не нравится грузить люминь, пойдет грузить чугуний».

Типичный пример разглашения ПДн специальной категории (сведения об интимной жизни)

Итак, почему здесь я все-таки не буду рассматривать техническую защиту персональных данных.

Причин несколько:

  • Этой информации итак много в интернетах и она более-менее однозначная.
  • Эта тема довольно емкая и заслуживает отдельной статьи, в этом опусе я все же хочу коснуться именно организационных моментов.
  • Организационные моменты проверяет Роскомнадзор, а технические – ФСТЭК. ФСТЭК проверяет гораздо меньше по защите персональных данных, хотя бы потому, что управление Роскомнадзора есть в каждом регионе, а управление ФСТЭК – одно на Федеральный округ.
  • В связи с отменой Постановления правительства № 781, регламентирующего техническую защиту персональных данных, и его заменой на ПП № 1119, нормативные документы ФСТЭК России и ФСБ России оказались в «подвешенном» состоянии. Ими по идее нельзя пользоваться, так как они были изданы во исполнение отмененного постановления № 781, но с другой стороны документы ФСТЭК России должен отменять сам ФСТЭК России. Поэтому техническую защиту ПДн лучше рассматривать предметно после выхода новой документации от регуляторов.
  • IT-шникам все же гораздо ближе техническая защита ПДн и им проще в этом разобраться, а вот когда начальство взваливает «бумажную» работу, многим может понадобиться помощь и разъяснения.

Немного о себе

Я посчитал нужным сначала немного рассказать о себе для того, чтобы читателю стало понятно, что все, написанное ниже, основано на личном опыте организации защиты персональных данных в различных организациях, а не является квинтэссенцией различных форумных дебатов в интернетах (там «специалисты» иногда такого напишут, что волосы дыбом встают, и не только на голове).

Я являюсь начальником отдела одной из компаний на Дальнем Востоке, занимающихся аутсорсингом предприятий в сфере информационной безопасности. Безусловно, защита персональных данных – одна из наиболее востребованных наших услуг. Работаю я в этом направлении с 2008 года. Среди клиентов есть как небольшие организации, так и достаточно крупные государственные (департаменты, аппараты правительства, законодательные собрания и тд), так и коммерческие (операторы сотовой связи, интернет-провайдеры, частные медицинские клиники).

У некоторых клиентов проходили проверки Роскомнадзора на предмет выполнения требований законодательства в сфере защиты ПДн и пока что результат – 100% успешных проверок. Также у меня есть личный опыт представления интересов организации в ходе подобной проверки.

Итак, вас назначили ответственным за организацию обработки ПДн, да к тому же вы узнали, что внесены в план проверок Роскомназдора на грядущий год. С чего начать?

И вот, это случилось: начальник, не особо заморачиваясь подписал приказ в котором сказано «Системному администратору ООО «Рога и копыта» Иванову И. И. сделать так, чтобы защита персональных данных в нашей опупенной организации была по фен-шую». Что делать в первую очередь?

В первую очередь нужно выяснить, есть ли в реестре операторов персональных данных ваша организация. Для этого в поиске достаточно вбить ИНН компании. Если такого уведомления нет, то нужно его подать (но нужно учесть, что если уведомление не было подано ранее – это уже повод для регулятора оштрафовать вашу организацию).

Если уведомление все-таки присутствует, нужно уточнить его содержание. Часто бывает так, что уведомление заполнялось каким-нибудь Васей Пупкиным из отдела кадров от балды в далеком 2007 году, которого к тому же давным давно уволили. В этом случае вполне естественно, что содержание многих полей не соответствует действительности. В то же время практика карательных мер как раз говорит о том, что большинство предписаний выносится Роскомнадзором именно в связи с несоответствием уведомления тому, что происходит в организации на самом деле. Например, в графе «Категории обрабатываемых персональных данных» указано «ФИО, паспортные данные, адрес места жительства, номер телефона», а вы обрабатываете еще и сведения о здоровье.

Для внесения изменений в уведомление на портале персональных данных также существует специальная форма . Тут надо помнить, что изменения не будут учтены, если вы вслед не отправите бумажное письмо в свое территориальное управление Роскомнадзора. Это же касается и первоначального уведомления.

Хорошо, с уведомлением разобрались, что потом?

Потом вам нужно издать и утвердить в своей организации кучу документов (инструкции, положения, приказы, журналы и тд). Здесь нужно помнить, что документы должны регламентировать не только автоматизированную обработку но и «аналоговую» тоже.

Перечня документов как такового не существует, есть лишь перечень аспектов, которые вы должны описать в них.
Первым делом нужно назначить ответственного за организацию обработки персональных данных (это лицо теперь требуется указывать в уведомлении оператора). Этот человек у нас будет отвечать в основном за «бумажные» вопросы. Также требуется назначить администратора безопасности персональных данных. Он будет отвечать уже за техническую сторону вопроса. И того и другого можно назначить одним приказом. Тут сразу хочу заметить, что все формулировки настоятельно рекомендуется согласовывать с текстом законодательства, так как проверяющие очень часто к ним придираются. Например, если вы ответственного за организацию обработки ПДн назовете просто ответственным за обработку ПДн, то с вероятностью 99.9% регулятор в процессе проверки попросит внести изменения в документ.

Далее, многие об этом забывают, но Роскомнадзор требует: во всех кабинетах, в которых обрабатываются ПДн на бумаге должны быть определены места хранения (сейф, шкаф, стеллаж) и ответственные за сохранность конфиденциальности ПДн в этом кабинете. Проще говоря, издаем приказ, в котором пишем «В кабинете № 1 утвердить местом хранения сейф, ответственным назначить такого-то такого-то».
Далее, вы должны назначить комиссию по классификации и комиссию по уничтожению ПДн. В эти комиссии должны входить: председатель комиссии и, как минимум, два члена комиссии. Обе комиссии по своему составу могут быть на 100% идентичными.

Далее, необходимо определиться с лицами, допущенными к обработке персональных данных. Это сотрудники, которые работают с ПДн как работников организации, так и клиентов, абонентов и других категорий субъектов. Причем в документе должно быть указано какой работник к каким данным имеет доступ, обрабатывает он эти данные с помощью средств автоматизации или нет, а в случае с автоматизированной обработкой еще и его роль в системе (пользователь, администратор и тд). Тут следует заметить, что каждый сотрудник, допущенный к обработке персональных данных должен подписать соглашение о неразглашении ПДн.

Следующим шагом нужно определить категории персональных данных, которые у нас подлежат защите. Это делается также отдельным приказом. Здесь есть тоже такой момент, о котором многие забывают, но Роскомнадзор при проверках спрашивает – персональные данные являются частным случаем сведений конфиденциального характера, поэтому отдельным приказом должен быть утвержден также и такой перечень. Что может относиться к сведениям конфиденциального характера, определено указом президента РФ № 188 от 6 марта 1997 г. Просто переписываем пункты, относящиеся к вашей организации в свой приказ и готово.

Наконец, вы должны утвердить в организации основной документ, регламентирующий защиту ПДн. Обычно такой документ называют «Положение об обработке и защите персональных данных». Здесь вы описываете основные понятия из законодательства, цели и законные основания обработки ПДн, права и обязанности оператора, права и обязанности субъекта ПДн.

Также придется разработать ряд журналов, вы должны показать Роскомнадзору, что вы проводите регулярную (а не только одноразовую) деятельность по защите ПДн. В этом вам помогут, например «Журнал проведения инструктажа по информационной безопасности» и «Журнал учета мероприятий по контролю обеспечения защиты персональных данных». Обязательно (Роскомнадзор обязательно спросит) должен быть журнал учета обращений граждан-субъектов персональных данных о выполнении их законных прав. Также не забудьте перед проверкой обзавестись журналом учета проверок юридических лиц контролирующими органами.

Подводя итог по внедрению организационной документации по защите ПДн в вашей организации, еще раз повторюсь, строгого перечня документов нет. Вы можете создать один большой документ под названием «Политика в отношении защиты персональных данных», в котором опишите все, что я выше перечислил, а можете разбить на множество мелких документов. Можете издать несколько разных приказов, а можете назначить всех ответственных, определить лиц, допущенных к обработке ПДн и тд одним единственным распоряжением.

Но, все-таки, для примера приведу стандартный перечень документов, который обычно мы внедряем у своих клиентов:

  • перечень сведений конфиденциального характера;
  • инструкция администратора информационной безопасности;
  • приказ о назначении лиц, ответственных за организацию обработки персональных данных и перечне мер по защите персональных данных;
  • перечень персональных данных, подлежащих защите;
  • приказ об утверждении мест хранения персональных данных;
  • инструкция пользователей информационной системы персональных данных;
  • приказ о назначении комиссии по уничтожению персональных данных;
  • порядок резервирования и восстановления работоспособности технических средств и программного обеспечения, баз данных и средств защиты информации;
  • план внутренних проверок режима защиты персональных данных;
  • приказ о вводе в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • журнал учета носителей информации информационной системы персональных данных;
  • журнал учета мероприятий по контролю обеспечения защиты персональных данных;
  • журнал учета обращений граждан-субъектов персональных данных о выполнении их законных прав;
  • правила обработки персональных данных без использования средств автоматизации;
  • положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным;
  • акт классификации информационной системы персональных данных;
  • инструкция по проведения антивирусного контроля в информационной системе персональных данных;
  • инструкция по организации парольной защиты;
  • журнал периодического тестирования средств защиты информации;
  • форма акта уничтожения документов, содержащих персональные данные;
  • соглашение о неразглашении персональных данных;
  • журнал учета средств защиты информации;
  • журнал проведения инструктажа по информационной безопасности;
  • инструкция пользователю по обеспечению безопасности при возникновении внештатных ситуаций;
  • приказ о перечне лиц, допущенных к обработке персональных данных;
  • положение об обработке и защите персональных данных;
  • план мероприятий по обеспечению безопасности персональных данных;
  • модель угроз безопасности в информационной системе персональных данных.

Вот, примерно так, опять же, список может быть гораздо шире или гораздо уже, все зависит от того, что будет написано в каждом из документов, здесь важно именно содержание. Образцы всех документов достаточно легко нагуглить.

Многие наверное заметили, что в списке документов много таких, которые регламентируют автоматизированную обработку и защиту ПДн в информационных системах. Несмотря на то, что при проверке Роскомнадзор обращает больше внимания на документальное обеспечение защиты ПДн, нежели на техническое, все равно - чем больше документов вы предоставите по защите ПДн, тем больше плюсиков в карму со стороны регулятора вам упадет.

Завершая раздел про документы, отмечу еще несколько моментов, на которые нужно обратить внимание. Во-первых, ко всем вышеперечисленным документам должен идти лист ознакомления и все лица, которых касается этот документ (будь то инструкция или приказ) должны расписаться в том, что они с бумажкой ознакомлены. Во-вторых, в должностные инструкции всех лиц, допущенных к обработке персональных данных нужно вписать строку «При работе с персональными данными руководствоваться Положением об обработке и защите персональных данных». И, в-третьих, помимо внутренних документов, необходимо разработать один публичный. Обычно его обзывают как «Политика в отношении обработки персональных данных». Такой документ должен вывешиваться на веб-сайте оператора ПДн, либо, если веб-сайта нет, на информационной доске в офисе или находиться в другом общедоступном месте. Примеров политики также можно нагуглить великое множество.

Аттестация

Несмотря на то, что этот момент больше относится к технической защите (ведь аттестация производится, когда наша информационная система полностью заряжена средствами защиты информации), все же хотел здесь пару слов сказать и о ней. Мне просто очень часто приходится слышать от очередных клиентов, что им промыли мозги о том, что аттестация информационных систем персональных данных является обязательной. Запомните раз и навсегда – это все ЧУШЬ! В положении об аттестации объектов информатизации черным по белому написано, что обязательной аттестации подлежат только объекты, содержащие государственную тайну и экологически опасные объекты. Поэтому весь этот бред об обязательной аттестации ИСПДн – просто происки недобросовестных интеграторов, желающих лишний раз скосить бабла с доверчивого клиента.

Аттестация ИСПДн может быть обязательной только в том случае, если ваша организация находится в подчинении вышестоящего органа, и эта самая верхушка спустила вам указание аттестовывать все свои ИСПДн.

Хотя, аттестацию может возжелать и сам начальник организации, ведь аттестат соответствия однозначно подтверждает, что ваши информационные системы полностью соответствуют законодательству как в плане документального обеспечения, так и в плане технической защиты. В этом случае нужно помнить, что одним из условий действительности аттестата является неизменность условий эксплуатации ИСПДн. То есть грубо говоря вы не можете поменять монитор на рабочем месте или установить дополнительное ПО без согласования с органом по аттестации, а это влечет за собой дополнительные затраты. Также стоит помнить, что аттестат соответствия может выдаваться максимум на три года, а потом – все по новой.
Возвращаясь к нашей основной теме – подготовке к проверке Роскомназдора, хочу сказать, что за все пять лет работы в данной сфере, проверяющие никогда не требовали Аттестат соответствия.

Вместо заключения

Букв получилось довольно много и, я думаю, пора закругляться, тем более, что выполнив описанные выше меры, можно сказать, что вы практически готовы к проверке Роскомнадзора. Но все же еще раз постараюсь коротко сформулировать основные этапы, выполнение которых поможет вам с большой долей вероятности получить положительное заключение по итогам проверки и некоторые другие, не вошедшие в статью, моменты:

  • Уведомление оператора. Необходимо проверить наличие уведомления, а также правдивость сведений изложенных в нем.
  • Роскомнадзор не будет проверять ваши информационные системы персональных данных, эти функции возложены на ФСТЭК России и ФСБ России (в случае использования средств шифрования), поэтому сосредоточьтесь на документальном обеспечении, информировании своих сотрудников.
  • Думаю не стоит лишний раз говорить о том, что если к вам пришла проверка Роскомнадзора, а в отделе кадров у кого-нибудь на столе будет лежать без присмотра пачка ксерокопий чьих-то паспортов, то это будет эпик фейл.
  • Если после всего прочитанного и после всех проведенных мероприятий у вас еще остаются вопросы, не поленитесь (а уж тем более не бойтесь и не стесняйтесь) позвонить в региональное управление Роскомнадзора. Задайте интересующие вас вопросы. Как правило, дозвониться туда легко (в сравнении со многими другими госорганами) и работники РКН идут на встречу, и разъясняют свое видение некоторых спорных вопросов. В некоторых случаях такой звонок даже жизненно необходим, так как наше законодательство часто можно трактовать двояко и даже бывает такое, что у одного и того же сотрудника РКН сегодня одна точка зрения на какую-либо проблему, а завтра – другая.
  • Со всех субъектов лучше собирать согласие на обработку ПДн. Да, в законе есть перечень случаев, когда согласие не требуется, например, когда оператор и субъект являются сторонами договорных отношений. НО, здесь же нужно помнить, что обработка биометрических и специальных категорий ПДн, а также передача ПДн третьим лицам осуществляются ТОЛЬКО с согласия субъекта. В любом случае, предоставление согласия на обработку ПДн снимает с вас множество различных неприятных вопросов. И если есть возможность эти согласия собрать, лучше это сделать. Здесь, кстати, как и с уведомлением нужно помнить о том, что сведения, указанные в согласии должны совпадать с тем, что и как вы обрабатываете на самом деле.
  • В начале проверки покажите регуляторам, что вы всячески готовы сотрудничать и исправлять выявленные недостатки в ходе самой проверки. Идеально подготовиться невозможно, в любом случае будут какие-либо замечания. Это не страшно, их можно устранить в процессе проверки, которая длится как правило 20 дней. Если замечания будут устранены, на содержании итогового протокола это негативно никак не скажется.

На этом, наверное, и закончу. Как видно не так страшны проверки РКН, как могут показаться на первый взгляд. Если у читателей есть какие-либо вопросы или предложения по следующим статьям на тему ПДн, постараюсь на все ответить и все учесть.

25 марта 2016 в 12:14

Документы по защите персональных данных. Боремся с халявщиками

  • Информационная безопасность

Эта статья посвящена различного рода сервисам автоматической генерации комплекта внутренних документов организации по защите персональных данных на основе некоторой вводимой пользователем информации. Скажу честно, изначально это был гневный пост. Раздражение вызвала полученная по личным каналам информация о том, что представители одного из таких сервисов заходят к главным врачам лечебных учреждений города, в котором я проживаю, и пугают прокуратурой и наказанием за нарушение закона «О персональных данных» в случае отказа от подписки на такой сервис. Но вмешался случай - в процессе написания статьи возникли неотложные дела. И вся готовая на тот момент писанина была отправлена в черновики на неделю. За это время пар немного выпустился и сейчас я постараюсь спокойно объяснить почему такие сервисы не обеспечат надлежащее качество внутренней документации по защите персональных данных, расскажу о других проблемах таких порталов и в конце дам ссылку на некоторую сборную солянку тех же самых документов.

Проблема №1. Введение клиента в заблуждение Вранье

Тут, наверное, сразу стоит начать с примеров.

На одном из сайтов на первой же странице написано, что максимальный штраф за нарушение правил обработки персональных данных - 300 000 рублей. Это неправда. На данный момент статья КоАП РФ 13.11 предусматривает максимальный штраф для юридических лиц - 10 тысяч рублей. Тут, видимо, речь идет о законопроекте № 683952-6, который предусматривает расширение статьи 13.11 КоАП и действительно увеличивает максимальный штраф до 300 000 рублей, но законопроект как прошел первое чтение осенью прошлого года, так и подвис. И будет ли принят окончательно - неизвестно. Вывод: авторы сайта либо не в курсе ситуации, либо намеренно пытаются эксплуатировать чувство страха перед огромными штрафами, что тоже не есть хорошо.

Второй пример: другой сервис торжественно обещает успешное прохождение любой проверки любых контролирующих органов в сфере защиты персональных данных с их документами. Во-первых, сервис не генерирует такой важный документ как «Модель угроз», который требует показать даже Роскомнадзор и без его наличия успешно не пройти даже документарную проверку. Во-вторых, ФСТЭК и ФСБ проверяют далеко не только бумажки. В-третьих, я о том, что в некоторых регионах (не во всех) действует палочная система и успешно пройти проверку не представляется возможным, как бы качественно мы к ней ни готовились.

Проблема № 2. Отсутствие индивидуализации

Само собой, практически все сервисы по подготовке комплекта документов вам расскажут о гибкой персонализации комплекта документов сугубо под вас, но это утверждение вполне можно было бы привести как третий пример проблемы № 1.

Честно говоря, в свое время сам написал на Java подобный «заполнятор» шаблонов, но в работе как-то не прижилось, максимум что можно сделать это автоматом вписать название организации и прочие часто повторяющиеся вещи в документах. И вот почему - если цель стоит написать качественную документацию, то ее придется писать руками с учетом всех особенностей как бизнес-процессов организации, так и особенностей IT-платформы, на которой построена информационная система персональных данных. У меня на работе, как правило, именно такая задача, а кому нужно «отмазаться от проверки» мы даем приведенный ниже комплект шаблонов. Бесплатно. Но здесь нужно помнить, что регуляторы тоже не стоят на месте и пройти проверку с набором шаблонных, не адаптированных документов семилетней давности становится все сложнее и сложнее.

Поясню, почему при разработке полноценного и полезного комплекта документов «заполняторы» шаблонов не помогут. Возьмем, например, важный и полезный документ «Инструкция администратора безопасности». Конечно, когда документ делается для галочки, в нем пишется много воды и совсем немного конкретики. В случае, если мы делаем полноценный документ, нам необходимо описать все обязанности и действия администратора безопасности в зависимости от условий функционирования информационной системы персональных данных. И тут оказывается, что на содержание документа влияет огромное количество факторов:

Используется ли виртуализация?
- используются мобильные средства?
- резервное копирование, какими средствами оно производится, с какой периодичностью, где хранятся резервные копии?
- и т.д. и т.п.

Конечно, можно попробовать все это учесть и в шаблоне, но тогда пользователям сервисов придется собирать и вводить огромное количество количество данных, что противоречит принципу «просто и легко, только платите деньги».

Все что может сносно сделать «заполнятор» шаблонов это различные приказы о назначении ответственных лиц или каких-либо комиссий. Как только начинаются вопросы, связанные с бизнес-процессами или особенностями IT-инфраструктуры, начинаются проблемы.

Проблема № 3. Сомнительное качество самих документов

Отчасти проблема перекликается с предыдущей, но если в проблеме №2 речь больше шла об особенностях автоматизированного заполнения, то тут речь о том тексте шаблонов, который не подвергается изменению. Накосячить умудряются в самых простых инструкциях.

Пример. Обычно в информационной системе назначается два ответственных по защите персональных данных - ответственный за организацию персональных данных (больше по орг вопросам) и администратор безопасности информации (по техническим вопросам - настройка средств защиты и т.д.). Соответственно сокращаются эти роли обычно как - «Ответственный» и «Администратор». Так вот, один из сервисов обозвал этих двух друзей как «ответственный за организацию обработки персональных данных» и «ответственный за обеспечение безопасности персональных данных», сократили их, как вы уже наверное догадались как «Ответственный» и (внезапно!) «Ответственный». В приказе о назначении этих ответственных никакого подвоха не чувствуется, жесть начинается, когда авторы документов начинают описывать взаимодействие этих двух разных людей, получается что-то типа «Ответственный на Ответственном и Ответственным погоняет».

Проблема № 4. Безопасность

Как ни странно, сервисы, которые призваны повысить информационную безопасность, сами вызывают ряд вопросов, начиная от банального отсутствия шифрования при отправке форм с конфиденциальными данными, заканчивая как эти данные хранятся на сервисе, как организован физический доступ к серверам и многое другое. При этом мы помним, что пока что сервисы работают по принципу «легко и просто» и не собирают большого количества информации, но могут и «усовершенствоваться». Но тем не менее, как минимум персональные данные ответственных и членов различных комиссий, а также базовые данные по информационной системе придется предоставить.

К чему это все?

Я убежден, что продавать болванки документов, даже под соусом автоматического заполнятора шаблонов за деньги это прошлый век. Я убежден, что запугивание потенциальных клиентов и их обман это тупиковая маркетинговая модель. Стоимость подписки на такие сервисы составляет от 10 до 50 тысяч рублей в год. За эти деньги можно привлечь специалиста, который подготовит качественный комплект с полноценным аудитом бизнес-процессов и IT-инфраструктуры (да, в кризис опытный специалист может согласиться поработать даже за 10 тысяч рублей). Но если выбор пал на шаблоны, то платить за это деньги не вижу никакого смысла. К тому же разные документы можно вполне бесплатно нагуглить. Как я и обещал, для упрощения этой задачи, выложил некоторую подборку

"Кадровый вопрос", 2012, N 7

ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В КАДРОВОЙ СЛУЖБЕ

В соответствии с требованиями гл. 14 Трудового кодекса и Федерального закона "О персональных данных" (от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ) процесс защиты персональных данных в кадровой службе организации должен быть строго регламентирован. Следует учитывать, что именно регламентация организационных форм и технологии документирования, обработки персональных данных и их неукоснительное соблюдение всеми руководителями и сотрудниками лежат в основе обеспечения надежной защиты персональных данных и, следовательно, обеспечения реальных прав и свобод граждан в трудовой сфере.

При работе с документами, делами и базами данных кадровой службы должны соблюдаться следующие основополагающие принципы защиты персональных данных:

Личной ответственности руководства организации и работников кадровой службы за сохранность и конфиденциальность персональных данных, а также носителей этой информации;

Разбиения (дробления) знания персональных данных между разными руководителями организации и работниками кадровой службы;

Наличия четкой разрешительной (разграничительной) системы доступа руководителей всех уровней и работников к документам, содержащим персональные данные;

Проведения регулярных проверок наличия традиционных и электронных документов, дел и баз в кадровой службе и кадровых документов в подразделениях организации.

Порядок работы с кадровой документацией должен в полном объеме соответствовать требованиям обращения с конфиденциальными документами и персональными данными.

Главным моментом в защите персональных данных является четкая регламентация функций работников кадровой службы и в соответствии с этим регламентация принадлежности работникам функциональных комплексов документов, дел, карточек, журналов персонального учета и баз данных. Любые посторонние лица не должны знать рабочие процессы, технологию составления, оформления, ведения и хранения документов, дел и рабочих материалов в кадровой службе, особенно это касается бланков и документов строгой отчетности.

Под посторонним лицом понимаются не только злоумышленники или их сообщники, но и сотрудники организации, функциональные обязанности которых не связаны с работой кадровой службы. Однако каждый работник должен быть письменно информирован о предполагаемых фактах использования его персональных данных при документировании функций кадровой службы, ведении отчетной и отчетно-справочной работы службы. Работник имеет право не разрешить использовать свои персональные данные.

Для реализации положения о личной ответственности работников кадровой службы за доверенные им персональные данные и документы руководителем организации должен быть издан приказ о закреплении за каждым работником этой службы определенных массивов документов, необходимых им для информационного обеспечения функций, указанных в должностных инструкциях, утверждена схема доступа работников службы и руководящего состава организации, структурных подразделений к кадровым документам, установлены формы ответственности перечисленных должностных лиц и работников за сохранность и конфиденциальность персональных данных.

Не допускается, чтобы работник кадровой службы мог знакомиться с любыми хранимыми документами и материалами службы. Целесообразно, чтобы отдельные работники закреплялись за должностными группами персонала организации и выполняли весь объем функций от подбора персонала до хранения документации. В случае необходимости перераспределения обязанностей среди работников службы (например, при болезни одного из них, увольнении) должно быть издано соответствующее распоряжение руководителя службы, в котором регламентируются характер изменений, их срок и дополнения в систему доступа к документам, делам и базам данных.

При работе с кадровой документацией следует, прежде всего, соблюдать следующие специфические особенности ее обработки и хранения.

Приказы (распоряжения) по личному составу должны составляться, оформляться и храниться в кадровой службе, а не в бухгалтерии или службе ДОУ. Эту работу следует возложить на конкретного сотрудника кадровой службы или нескольких сотрудников, например, в крупных организациях каждый сотрудник может заниматься приказами по категориям персонала - руководителям, специалистам, рабочим и т. д. Регистрация этих приказов также должна быть передана в кадровую службу.

Материалы, связанные с анкетированием, тестированием, проведением собеседований с кандидатами на должность, целесообразно помещать не в личное дело сотрудника, а в специальное дело, имеющее гриф "Строго конфиденциально". Объясняется это тем, что подобные материалы раскрывают личные и моральные качества сотрудника и могут при разглашении содержащихся в них сведений стать полезными злоумышленнику. Материалы с результатами тестирования работающих сотрудников, материалы их аттестаций формируются в самостоятельное дело, также имеющее гриф строгой конфиденциальности.

Особое внимание обращается на сохранность документов личных дел работников. Операции по оформлению, формированию, ведению, закрытию и хранению личных дел должны выполняться одним работником кадровой службы, который несет личную ответственность за сохранность документов в делах и имеет регламентированный доступ к делам других работников.

В случае правомочного изъятия из личного дела документа в описи дела производится запись с указанием основания для подобного действия и нового местонахождения документа. С документа, подлежащего изъятию, снимается копия, которая подшивается на место изъятого документа. Отметка в описи и копия заверяются росписью руководителя и работника кадровой службы. Замена документов в личном деле кем бы то ни было запрещается. Новые, исправленные документы помещаются вместе с ранее включенными в дело.

Приказом руководителя организации должен быть установлен порядок ознакомления или выдачи руководящему составу организации личных дел подчиненных работников. Как правило, знакомиться с личными делами могут: руководитель организации - со всеми личными делами, его заместители - с личными делами курируемых ими подразделений, руководители структурных подразделений - с личными делами сотрудников подразделения.

Выдача личных дел на рабочие места руководителей, как правило, не допускается. На рабочие места личные дела могут выдаваться только первому руководителю, его заместителю по кадрам и в исключительных случаях по письменному разрешению конкретному руководителю структурного подразделения. Дела выдаются (в том числе руководителю кадровой службы или при наличии его письменного разрешения - работнику службы) под отметку в контрольной карточке. В конце рабочего дня все дела должны быть возвращены ответственному за их хранение сотруднику кадровой службы.

Руководители структурных подразделений организации с разрешения руководителя кадровой службы могут знакомиться с личными делами (или при отсутствии личных дел - с карточками формы N Т-2) только непосредственно подчиненных им сотрудников; к справочно-информационному банку данных и другой документации кадровой службы они не допускаются. Ознакомление с делами должно осуществляться в помещении службы под наблюдением работника, ответственного за сохранность и ведение личных дел. Факт ознакомления фиксируется в контрольной карточке личного дела.

Работник организации имеет право знакомиться только со своим личным делом, трудовой книжкой, учетными карточками. Он имеет право потребовать внесения изменений и дополнений в свои анкетно-биографические и другие данные, подтвержденные документами. Факт ознакомления работника с личным делом также фиксируется в контрольной карточке.

О. Иванов

Подписано в печать