"рекомендации по оформлению портфолио студентов". Методические рекомендации

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008, и в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего и начального профессионального образования.

1.2. Положение определяет структуру и примерное содержание Портфолио достижений студента ГБОУ СПО ТОТФиП.

1.3. Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, проверки освоения общих и профессиональных компетенций, формирования мотивации на достижение определенных результатов в освоении основной профессиональной программы.

1.4. Портфолио студента ГБОУ СПО ТОТФиП - это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты, копии приказов, фотодокументы и т.д.), отзывов и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты, результаты самостоятельной работы и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы).

1.5. Портфолио может содержать материал из внешних источников (отзывы или грамоты, выписки из приказов с практики, с военных сборов и т.д.), дающий дополнительную оценку освоения общих и профессиональных компетенций.

1.6. Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства, принятые в ГБОУ СПО ТОТФиП, и позволяет оценивать сформированность общих и профессиональных компетенций.

1.7. Портфолио создается в течение всего периода обучения в техникуме. Его формирование завершается вместе с завершением обучения.

1.8. Портфолио в дальнейшем может служить основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др.

2. Цели и задачи портфолио

2.1. Основная цель портфолио - анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста студента.

2.2. Портфолио позволяет решить следующие задачи:

Проследить индивидуальный прогресс обучающегося/студента, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других;

Оценить образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля;

Поддерживать и стимулировать мотивацию обучающихся/студентов;

Поощрять активность и самостоятельность обучающихся/студентов, расширять возможности обучения и самообучения;

Развивать умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности,

Формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающегося/студента;

Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

2.3. Формирование портфолио должно осуществляться с учетом следующих принципов:

Самооценки результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами учебной, научной и творческой деятельности;

Обучающийся/студент систематично отслеживает результаты своей деятельности в избранной им области, отбирает наиболее интересные работы в свое «досье», организует их в предусмотренную структуру;

Структуризации и логичности материалов, представляемых в «Портфолио»;

Аккуратности и эстетичности оформления «Портфолио»;

Целостности, тематической завершенности материалов;

Наглядности и обоснованности презентации «Портфолио студента».

3. Порядок ведения портфолио.

3.1. Портфолио обучающегося/ студента формируется с первого курса обучения.

3.2. Ответственное лицо (классный руководитель, мастер производственного обучения, руководитель группы) доводит до сведения обучающихся/студентов информацию о структуре, содержании портфолио, требованиях, предъявляемых к его оформлению.

3.3. Обучающийся/студент, совместно с ответственным лицом определяют цель формирования портфолио, его вид структуру и содержание, планируют систему действий по организации работы над портфолио, определяют вспомогательные материалы, итоговую форму предоставления защиты портфолио.

3.4. Студент систематично отслеживает результаты своей деятельности, отбирает работы и включает их в портфолио.

3.5. Заведующие отделениями обязаны учитывать наличие портфолио при допуске к государственной (итоговой) аттестации.

3.7. Электронный портфолио может быть размещен на сайте учебного заведения.

4. Структура портфолио

4.1. Портфолио оформляется в индивидуальной папке с файлами, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные достижения студента в разнообразных видах деятельности (учебной, производственной, научной, творческой, социальной, спортивной и др.) за период обучения в колледже.

4.2 Портфолио состоит из титульного листа, портфолио достижений, портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов (см. Приложение 1, 2).

На титульном листе, в резюме студент самостоятельно записывает или оформляет на компьютере общие сведения о себе в соответствии с образцом.

В портфолио достижений студент самостоятельно записывает сведения об участии в учебно-производственной деятельности, в мероприятиях, научной деятельности, получении дополнительного образования и т. д.

Портфолио документов может содержать оригиналы и (или) копии дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов, удостоверений, заверенных заведующим отделением, а также фото- (видео-) материалы.

Портфолио работ включает в себя творческие работы, исследовательские работы, доклады на научно-практических конференциях, конкурсах, рефераты, печатные работы и т.д.

Портфолио отзывов - это характеристики с мест прохождения практики, рекомендательные письма, отзывы о достижениях студента, благодарственные письма и др.

4.3 При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие условия:

Систематичность и регулярность ведения;

Достоверность предъявляемых сведений;

Аккуратность и эстетичность оформления;

Разборчивость при ведении записей.

5. Порядок представления портфолио

5.1. Обучающийся/студент представляет свой портфолио на олимпиадах профессионального мастерства, научно-практических конференциях (не зависимо от уровня их проведения), на экзамене (квалификационном) по профессиональному модулю, а так же аттестационной комиссии на Государственной итоговой аттестации

5.2. Портфолио, предъявляемый на экзамене(квалификационном) по профессиональному модулю и на Государственной итоговой аттестации, должен иметь специфическую направленность, соответствовать профилю деятельности, выбранному обучающимся/студеном.

Приложение 1

ГБОУ СПО

«ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИНАНСОВ И ПРАВА» (ОБРАЗЕЦ)

ПОРТФОЛИО

Студента группы_________

Специальность___________

________________________

(Ф.И.О.)

Санкт- Петербург

1. РЕЗЮМЕ

ФОТО СТУДЕНТА

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________

Дата рождения:_____________________________________________________

Образование (какую школу, ПУ окончил, год окончания)_________________

__________________________________________________________________

Специальность, получаемая в колледже________________________________

__________________________________________________________________

Специализация_____________________________________________________

Сведения о дополнительном образовании (музыкальная, художественная, спортивная, школа иностранных языков или иная школа)_________________

__________________________________________________________________

Опыт работы по специальности (где и в какой должности)________________

__________________________________________________________________

Контактный телефон________________________________________________

Е-mail_____________________________________________________________

Приложение 2

2. ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ

2.1. Учебно-профессиональная деятельность

Название профессиональных модулей

Место прохождения практики, сроки прохождения практики

Должность

Оценка

2.2. Курсы, дополнительное образование (название курсов и полученного документа (сертификат, удостоверение ))______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.3. Сведения об участии в мероприятиях

Вид мероприятия

Учебный год

Место проведения, уровень (всероссийский, областной, городской, колледж)

Форма участия (выступление, работа в команде, презентация и др.)

Результат (грамота, сертификат, благодарность и др.)

Научные конференции

Профессиональные конкурсы

Концерты

Волонтерство

Конкурсы (интеллектуальные, творческие)

2.4. Олимпиады по дисциплинам (по специальностям)

(учебный год, название дисциплины, результат)_________________________

__________________________________________________________________

2.5. Спортивные достижения

(учебный год, вид соревнований, уровень (всероссийские, областные, городские, колледж), вид спорта, результат)_____________________________

__________________________________________________________________

2.6. Научная деятельность

(участие в научно-практических конференциях, уровень (всероссийский, областной, городской, колледж), темы исследований, результат) ___________

__________________________________________________________________

2.7. Участие в общественной жизни: органах студенческого самоуправления, в мероприятиях: областных, городских, колледже, общежитии и др. (название мероприятия, форма участия, выполняемое поручение) ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ

Прикладываются дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, удостоверения, фотоматериалы и др. (копии или оригиналы)

4. ПОРТФОЛИО РАБОТ

Вкладываются творческие работы, исследовательские работы, доклады на научно-практических конференциях, конкурсах, рефераты, печатные работы (все работы должны быть авторскими, оригинальными, не содержащими плагиата).

5. ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ

Характеристики с мест прохождения практики, рекомендательные письма, благодарственные письма, отзывы о достижениях студента, характеристики куратора.

Безусловно, пригодится не всем. Этот документ будет хорошим помощником только активным, перспективным и предприимчивым студентам.

Многие крупные компании готовы взять на работу молодых специалистов, и для получения перспективной работы грамотно оформленные достижения – незаменимый инструмент. Для этих целей больше подойдет электронное портфолио студента в виде презентации. В нем следует в первую очередь выделить именно те моменты, которые, на ваш взгляд, были бы интересны работодателю.

Наличие портфолио может повлиять на размер стипендии, некоторые ВУЗы выплачивают дополнительную академическую стипендию наиболее успешным студентам и выбирают таких учащихся, анализируя их успеваемость, достижения и социальную активность. Кроме академической стипендии существует еще президентская стипендия, которую тоже получает далеко не каждый желающий, тут тоже портфолио может пригодиться.

Любителям участвовать в конкурсах и олимпиадах иногда требуется портфолио. Это касается, в первую очередь, престижных конкурсов, таких как «Студент года». Целью такого конкурса является выявление и поддержка талантливой молодежи, победители награждаются дипломами и ценными подарками.

Портфолио – секрет успешного студента!

Каждому студенту хочется добиться успеха, получить признание и хорошую, достойно оплачиваемую работу. Создав собственное портфолио, мало кому будет интересно оставить его листы наполовину пустыми. Чтобы сделать презентацию, способную произвести впечатление, придется относиться к учебе внимательнее - писать научные работы, публиковать статьи, участвовать в научных конференциях, олимпиадах.

Если с наукой возникнут трудности, бросать оформление своих заслуг не стоит, можно обратить внимание на творческие конкурсы или спортивные соревнования. Это поможет и самоопределению, в процессе участия в конкурсах может оказаться, что специальность выбрана неправильно и ваше призвание, например, дизайнер, а не механик. Еще не поздно сменить профессию, пройти обучение на дополнительных курсах.

Добиваясь успеха в выбранной сфере образования, продолжая пополнять портфолио студента грамотами, наградами, дипломами, подтверждая профессиональную компетенцию, можно значительно увеличить шансы устроить свое будущее наилучшим образом и получить хорошую работу. А опыт участия в конкурсах и соревнованиях поможет быстрому движению по карьерной лестнице.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Структура портфолио студента [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Портфолио студента имеет определенную структуру, основы которой закреплены в методических рекомендациях вуза. Однако особенность портфолио такова, что структуру можно менять по своему усмотрению. Это не касается титульного листа и пояснительной записки.

Зачем нужно портфолио студента

Портфолио студента становится очень популярным в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования. Наличие необходимости в процессе учебы создавать портфолио, несомненно, стимулирует студента более ответственно относиться к процессу обучения. Кроме того, именно необходимость портфолио может заставить ряд талантливых, но "тяжелых на подъем" студентов участвовать в общественной жизни учебного заведения, не прогуливать физкультуру и развивать свой творческий потенциал.

Зачем же нужно портфолио? Прежде всего, портфолио студента нужно самому студенту в качестве мотивирующего элемента. Портфолио повышает самооценку и увеличивает ответственность перед самим собой и своим будущим. В процессе обучения студент должен тщательно документировать все чего он достиг. Это сильно мобилизует. Осознание того, что каждый шаг формирует твое будущее, накладывает серьезный отпечаток на принятие тех или иных решений в процессе обучения. Лишний раз придется задуматься о последствиях прогулянных семинаров, пропущенных лекций.

Портфолио студента создается в течение всего периода обучения. Оно может служить основой для составления резюме выпускника при трудоустройстве.

Портфолио студента нужно для того, чтобы наглядно продемонстрировать уровень развития профессиональных компетенций студента на разных этапах обучения в вузе или учреждении среднего профессионального образования.

Как структурировать портфолио студента

В настоящее время любое портфолио наделено структурой. В вузах разработаны различные подходы к методам сбора информации для портфолио. зависит от целей, которые ставит перед собой студент. Изучение структуры портфолио, представленной сегодня в теории и практике высшего образования, показывает, что целостного подхода к ней пока не найдено.

В настоящее время в вузах и учреждениях среднего профессионального образования распространено создание портфолио карьерного продвижения, которое представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте и отражает определенные достижения студента .

Базовая структура портфолио студента выглядит следующим образом:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Список работ студента, внесенных в портфолио
  4. Портфолио работ
  5. Список достижений студента, внесенных в раздел "портфолио достижений"
  6. Самооценка портфолио студента

Рассмотрим структуру портфолио студента подробнее. Начать следует с титульного листа. Титульный лист портфолио включает в себя следующие элементы:

  1. Название вуза полностью
  2. Название специальности
  3. Номер группы
  4. ФИО студента полностью
  5. Фотография студента
  6. Год защиты портфолио

Ниже приведен рисунок, на котором представлен образец титульного листа портфолио студента.

Образец титульного листа портфолио студента

Пояснительная записка портфолио студента содержит информацию для студентов о том, что такое портфолио, для чего оно нужно, какова его структура, как его вести, как оно будет оцениваться и т.д. Это мотивирующий раздел портфолио. Помимо вышеперечисленного, в портфолио может быть рассмотрен понятийный аппарат в рамках специальности студента.

После того, как пояснительная записка составлена, следует приступить к созданию списка работ, которые будут в портфолио. Список работ лучше всего представить в виде таблицы.

Затем, следует составить портфолио работ студента .

Портфолио работ студента представляет собой портфель результатов индивидуальных образовательных заданий, выполненных студентом и оцененных преподавателями или другими субъектами образовательного процесса. Информация о каждой работе должна быть представлено полно и ёмко.

После того, как все курсовые работы, рефераты и отчеты по практике внесены к портфолио, переходим к созданию портфолио достижений . В данный раздел студент помещает все полученные документы о достижениях в учебе, исследованиях, спорте, творческой работе, общественной жизни и т.д. После того, как список достижений внесен в таблицу, в папку складываются все документы (грамоты, благодарности, отзывы и т.д.).

Список достижений студента, внесенных в портфолио

После того, как все достижения задокументированы, студент просматривает свое портфолио и пишет самостоятельно о том, как он его оценивает.

Теперь немного подробнее о самооценке портфолио. После того, как все собранные документы тщательно проанализированы, студент должен оценить свою деятельность, свое развитие как учащегося и личности, выставив себе оценку. Оценку можно мотивировать теми или иными фактами, имеющими место в портфолио. При этом нельзя забывать о том, что процесс создания портфолио – это отражение реальных возможностей и результатов, а обдуманная работа по саморазвитию как специалиста и личности.

Министерство образования, науки и молодежи Красноярского края Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" Портфолио Рудова Оксана Александровна с тудентка 1 курса, группы ЛФ-ФПП17-01БНД ф акультета Педагогики и Психологии НО и ДО

Рудова Оксана Александровна Дата рождения: 22 октября 1999 г Образование: окончила среднее образование в школе №46 им. В.П. Астафьева в 2017 г Родители: Мать - Рудова Елена Валерьевна, 42 года, учитель математики МБОУ ПСОШ №46 имени В.П. Астафьева Отец - Рудов Александр Владимирович, 42 года, Лесосибирский порт, капитан теплохода « Вакутин » Опыт работы: не имеется Сведения о доп. образовании: окончила Художественную школу по специальности ДПИ Контактный телефон: 89135140371 E-mail: [email protected] Адрес местожительства: п. Подтёсово, ул. Лермонтова 19а; 7 мкрн д.4-26

Жизненные принципы Уважение Получать удовольствие от того, что есть в моей жизни Добиваться целей Стремиться к лучшему Уметь собой управлять Уметь прощать Нести ответственность за свои поступки

Цели Задачи Сроки 1. Сдать первую и последующие сессии без троек Сформировать план работы на семестр, изучать весь материал, выполнять все практические, сдать все коллоквиумы 5 лет 2. Закончить институт Написать дипломную работу, защитить диплом, стать хорошим специалистом 5 лет 3. Переехать по возможности в другой город Накопить достаточно средств, приобрести хорошую квартиру в Красноярске, сделать ремонт на свой вкус 10 лет 4. Устроиться на достойную высокооплачиваемую работу, которая мне будет нравится Написать резюме, пройти собеседование, устроиться и в дальнейшем сделать карьеру 7 лет 5. Создать собственную семью Найти молодого человека, вступить в брак по любви, родить детей 10 лет 6. Путешествовать Получить загранпаспорт, купить машину, взять визу и побывать в Италии 15 лет Цели и задачи

Портфолио достижений 2.1. Сведения об участии в школьных спортивных, научных, общественных мероприятиях

Вид мероприятия Учебный год Место проведения, уровень (областной, городской, районный, Международный, Всероссийский) Форма участия (выступление, работа в команде, презентация и др.) Результат (грамота, сертификат, благодарственное письмо и др.) Конкурс «Золотая осень им. В.П. Астафьева» 2016 г. г. Енисейск, районный Выступление в номинации «Я хочу вам рассказать…» Диплом 1 степени Научно- Практическая конференция 2016 г. с. Озерное, районный Выступление в секции ДО по теме «Кукольный мир: от обрядовой до куклы современности» Грамота, 1 место

Вид мероприятия Учебный год Место проведения, уровень (областной, городской, районный, Международный,Всероссийский) Форма участия (выступление, работа в команде, презентация и др.) Результат (грамота, сертификат, благодарственное письмо и др.) Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект- Экспресс» 2017 г. г. Обнинск, Всероссийский Выступление в номинации «Тайны русского языка, осень 2016-2017 гг.» Свидетельство, Лауреат 1 степени Всероссийская дистанционная олимпиада по математике « Инфоурок » 2017 г. г. Смоленск, Всероссийская Решение математических задач, тестирование Диплом 1 степени

Вид мероприятия Учебный год Место проведения, уровень (областной, городской, районный, Международный, Всероссийский) Форма участия (выступление, работа в команде, презентация и др.) Результат (грамота, сертификат, благодарственное письмо и др.) Муниципальный конкурс творчества «Сибирские Самородки-2017 г.» 2017 г. г. Енисейск, городской Творческая работа в номинации «Фотография» Диплом 1 степени Открытый городской конкурс стихов и прозы «Люблю я природу Сибири » 2017 г. г. Енисейск, городской Выступление в номинации «Стихи» Диплом 1 степени, золотая медаль

Вид мероприятия Учебный год Место проведения, уровень (областной, городской, районный, Международный,Всероссийский) Форма участия (выступление, работа в команде, презентация и др.) Результат (грамота, сертификат, благодарственное письмо и др.) Сдача нормативов по огневой подготовке при проведении пятидневных учебных сборов 2016 г. Енисейский район Сдача нормативов Диплом 1 степени V Международная олимпиада по математике 2017 г. п. Подтёсово, Международная Тестирование, решение математических задач Диплом 1 степени

2.2. Курсы, дополнительное образование

Диплом об окончании Художественной школы по специальности «Декоративно-Прикладное искусство» сроком обучения 4 года Сертификат за участие в работе курса по выбору «Семейная экономика. Азбука страхования.» Сертификат за участие в работе курса по выбору «Делопроизводство» Сертификат за участие в работе курса по выбору «Грамматика английского языка» Сертификат за участие в работе курса по выбору «Основы медицинских знаний»

Портфолио документов

Рефлексия Все поставленные мною цели требуют немало усилий и упорства, так как они очень важны для меня. Ещё в школе у меня была цель поступить в Лесосибирский педагогический институт и я её достигла. Для этого я сдала все необходимые экзамены и получила аттестат об окончании школы, подала документы в этот институт и успешно прошла конкурс при поступлении. Ближайшей целью для меня является сдача зимней сессии. Для этого я выполняю заданные практические занятия, чтобы научиться применять теорию на практике, усваиваю весь материал и работы стараюсь сдавать в срок. Сданные мною уже два коллоквиума, подтвердили, что к ним нужно подходить с особым усердием и наличием знаний. Я думаю, что в начале у меня не получилось до конца выучить некоторые вопросы, которые привели к затруднению ответа. Я поняла в чем мои трудности и ошибки по данным вопросам и исправила их. К сессии мне нужно подготовиться очень хорошо, чтобы сдать её без троек и в дальнейшем быть на хорошем счету у преподавателей и своих однокурсников. Для этого конечно же мне понадобиться немало усилий и времени, чтобы написать, подготовить, и только потом выучить все вопросы. Но я не хочу отступать и буду стараться делать всё, чтобы выйти на хороший уровень и в дальнейшем стать хорошим специалистом. Также я хотела бы научиться распределять своё время, чтобы успевать всё по- максимуму, так как сейчас на данный момент накапливается всё больше и больше дел, в результате их приходится откладывать, что тем самым не приводит ни к чему хорошему. Думаю, в дальнейшем у меня всё получится!

Эссе Я выбрала профессию учителя начальных классов, так как на сегодняшний день это наиболее востребованная профессия, а также потому что я очень люблю детей и легко с ними контактирую, нахожу общий язык. Она требует усердия, трудолюбия, внимания, терпения. Эта профессия даёт мне возможность совершенствоваться, чему-либо научиться и научить этому других, ещё не осознавших всю сущность окружающего мира детей. Ведь именно дети дают нам энергию и стимул двигаться вперёд. Я считаю, что именно благодаря учителю, его работе, возможно формирование личности, настоящего Человека. Пусть эта профессия хоть и требует немало усилий, но зато эта профессия очень высоко ценится, потому что учитель вкладывает в свою работу всю свою любовь и доброту. Педагог, он постоянно учится, развивается, это несомненный плюс! Ведь именно сам педагог должен донести все свои знания ученикам, сделать уроки более интересными, а объяснения понятными. Ведь никакая техника не способна заинтересовать и заменить учительское слово! И школа, в которой работает каждый учитель, должна стать для него вторым домом, где каждый день он видит эти радостные улыбки на лицах детей. Ещё эта профессия обладает неким творчеством, ведь учитель должен найти неординарный творческий подход к подаче нового материала, оригинальные ответы и выводы учеников. Конечно, всего познать невозможно, но стремиться знать как можно больше, должен каждый учитель не только в нашей стране, но и во всем мире! Также учитель должен быть наставником, примером для своих учеников, так как в школе формируется будущая личность человека, его взгляды на жизнь, которые потом повлияют на его дальнейшую взрослую жизнь. Я рада, горжусь тем, что я буду учителем, так как учитель воспитывает, учит, и влияет на будущее наших детей в хорошем смысле этого слова, тем самым направляет их в нужное русло.