Секреты грамотной устной и письменной речи. Как научиться грамотной и правильной устной речи

Алмазова А.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие

Качества грамотной речи

Речь – явление не только лингвистическое, но и психологическое и эстетическое. Коммуникативные качества речи во многом зависят от умения говорящего видеть системные отношения речи, её соотнесённость не только с языком, но и с мышлением, сознанием, действительностью, адресатом, условиями общения.

Выделяются следующие коммуникативные качества речи:

1) правильность – соответствие нормам современного литературного языка;

2) точность – строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности;

3) логичность – соответствие смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в действительности;

4) чистота – отсутствие элементов (слов и словосочетаний), чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности;

5) выразительность – наличие особенностей, которые поддерживают интерес слушателя/зрителя;

6) богатство – лексическое и синтаксическое разнообразие;

7) уместность (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – такая организация языковых средств, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения.

8) ясность (понятность);

9) действенность (доходчивость), определяемая целью речевого сообщения и сменой видов деятельности.

Основным признаком правильной речи служит устойчивость и стабильность языковых форм. Правильная речь – это, прежде всего, речь литературная. Основные требования, предъявляемые к литературному языку, – единство, целостность и общепонятность. На страже этих требований стоит языковая (литературная) норма, которая исполняет роль своеобразного языкового фильтра и является как бы «паспортом грамотности».

Точность – соответствие сказанного коммуникативному намерению говорящего. Основные условия точности как коммуникативного качества – ясность мысли, знание предмета, знание языка и умение соотнести знание предмета со знанием языковой системы. Средствами, способствующими созданию точной речи, являются: верное словоупотребление, умение выбрать нужное слово из ряда синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Например, точность нарушается в таких случаях: «Моя семья никакого отношения к искусству не имела. Я родился в нормальной семье» (может быть, в обычной, обыкновенной, рядовой). «Отец зашел в мою комнату» (спутаны паронимы – вошел и зашел).



Понятийная точность требует правильного употребления терминов, особенно в научной речи. Например: «Что нужно сделать, чтобы был правильный дефект речи» (говорящий не понимает термина «дефект речи» – нарушение речи); «Печорин – личность самокопающаяся» (говорящий, видимо, не знал точно значения слов «рефлексирующая личность»).

От понятийной точности и логичности следует отличать предметную точность и логичность. Речевые структуры всегда соотнесены с какими-либо предметами, явлениями, событиями окружающего мира. И слушатели, и читатели заинтересованы в том, чтобы правильно, в соответствии с замыслом и намерением говорящего или пишущего, соотнести представляемую в своем воображении действительность с обозначаемой автором. Так, ошибочной является следующая фраза: «Чичиков поехал на колеснице к Собакевичу» (он ехал в бричке).

Точность нарушается:

Неправильной постановкой ударения (У динозавра крепкая броня);

Неправильным употреблением паронимов (нелицеприятный мошенник);

Неоправданным употреблением местоимения (Моя дочь не пойдёт в эту школу, потому что она недоделанная);

Субъектно-объектной (синтаксической) контаминацией (примеры см. ниже);

Употреблением слов, неизвестных аудитории, без пояснения;

Неправильным порядком слов (Солнце закрыло облако);

Некоторыми формами эллипсиса – сокращения предложения;

Модели синтаксической контаминации:

1) наличие двух слов, совпадающих в именительном и винительном падежах, с глаголом между ними (Мать (Им.п.) любит дочь (В.п.));

2) смешение причастий страдательного и действительного залога (сумка, разгружающаяся дома вм. разгружаемая; анонимная записка, оставшаяся после собрания вм. оставленная);

3) употребление существительного в форме родительного падежа вместо дательного (памятник (кому?) Пушкину, Гоголю; но памятник (чей?) Клодта, Церетели);

4) концентрированное употребление слов в родительном падеже, выражающем разные смысловые отношения (Уже критика декабристов была непосредственной формой общественно-политической борьбы; Работа над сочинениями учеников была замедлена приходом директора; Урок истории Сергеева был прерван звонком);

5) неверное использование деепричастных оборотов (Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. (Из А.П. Чехова)).

Логичность речи основана на связи «речь – мышление». Если точность соотносима с лексическим уровнем языка, то логичность – с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Значит, она может быть нарушена и при правильном употреблении слов. Нарушение логичности очевидно в примерах: «Одно из лучших стихотворений С. Есенин отдает „Собаке Качалова“; „Старуха Изергиль“ состоит из трех частей»; «На берегу реки девушка доила корову, а на воде отражалось наоборот»; «Тема крепостного права разоблачается в стихотворении Пушкина „Деревня“; „За хорошую работу меня наградили доской почета“; „Книга заставляет человека стать выше“; „Папа у нее хороший, мама добрая, и бабушка в деревне“» и т. д.

Б.Н. Головин условиями логичности на уровне предложения называет следующие:

1) непротиворечивость сочетания одного слова с другими;

2) правильный порядок слов;

3) правильное использование средств выражения логических связей и отношений между словами – служебных слов (предлогов, союзов, частиц), а также вводных слов и словосочетаний (следовательно, итак, значит, во-первых, во-вторых, иначе говоря и т. д.).

Определены условия логичности на уровне связного текста:

1) ясное и правильное выражение связи отдельных высказываний в тексте с помощью языковых средств;

2) обозначение переходов от одной мысли к другой;

3) членение текста на абзацы;

4) выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания;

5) продуманная композиция текста.

Посмотрим, как эти условия были нарушены в сочинении абитуриентки на тему «Образ русской девушки в произведениях Пушкина и Лермонтова»:

Образ русской девушки открывается и описывается почти в каждом из произведений писателей. Также к ним относится Пушкин и Лермонтов. Это одни из великих мастеров создавать образы и писать произведения. Они легко и быстро запоминаются.

В каждом из произведений писатели создают свой образ русской девушки в различных произведениях. Образы русских девушек могут проявляться в стихах, т. е. в поэзии Пушкина. Иногда он описывает образ Родины в роли русской девушки. Так же «мила, красива, но уныла». Спросили мы себя: «Кто?» Конечно, Родина в образе девушки.

В произведении «Евгений Онегин» он описывает Ольгу, Татьяну Ларину так отчетливо, что любой человек, прочитавший это творение, ясно представит образ пред собой:

До ужаса красива,

Прилежна и мила,

Бывает и уныла,

Мне нравится она.

Русская девушка всегда описывалась у поэтов как простое создание, у которого душа чище, чем небо в ясный солнечный день. Тяжелая крестьянская жизнь также отразилась в образе девушки. Ведь все, что окружает нас, влияет на нашу жизнь.

Еще одна интересная вещь проявляется в поэзии как у Пушкина, так и у Лермонтова. Это сравнение с природой русской девушки. В зависимости от времени года меняется и образ девушки. То есть летом она цветет, сияет, как цветок на лугу; зимой «засыпает» девушка под лютыми снегами, которые окружают всю Россию. Весной – цветет и радуется, ведь пришла пора любви вместе со всеми животными, птицами и другими живыми существами. Все поют, веселятся и сияют в своей красе. Вот некоторые цитаты, подтверждающие выше сказанное:

Осень! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю природу, увяданье,

В багрец одетые леса.

Некоторые строчки, связанные с временем года, – зима:

Мороз и солнце. День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Очнись, красавица, проснись,

Открой сомненья негой взоры,

Навстречу Северной Авроре

Звездою севера явись…

Образ девушки описывают многие советские писатели, но Пушкин и Лермонтов описывают свой идеал девушки. Говорят, что глаза – зеркало души, именно это и пытался Пушкин доказать и размыслить в некоторых стихах, которые посвящены разбитой любви, где ясно можно понять, что посмотрев в глаза любимому человеку, можно получить точный душевный ответ.

Я думаю, что образ русской девушки навсегда останется в произведениях Пушкина и Лермонтова. Этот образ «всегда жил и будет жить в наших сердцах».

Как видим, содержание сочинения не соответствует теме. Абитуриентка плохо знает предмет, о котором рассказывает, ее суждения примитивны, язык беден, нарушена логика повествования. Складывается впечатление, что одно предложение присоединяется к другому по мере того, как они хаотично «созревают» в голове в результате вынужденного умственного напряжения.

Таким образом, логичность нарушается:

– неверным структурированием текста;

– причинно-следственными несоответствиями;

– несоблюдением мотивационной последовательности;

– несоблюдением актуального членения предложения и текста (тема – известное, рема – новое);

– плеонастичностью речи, ее засоренностью лишенными смысла структурами (Я человек, потерявший как бы работу. Преступность – это как бы так сказать, ужасная вещь);

– фигурой силлепсиса – соединения несоединимого, различного по своим характеристикам (Москвич ищет девушку от 24 до 178).

Соотношение «речь – сознание» помогает понять, что стоит за словами «выразительность», «образность», «уместность», «действенность» речи. «Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка, знаковой структурой воздействует не только на ум, но на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной. Если структура речи, воздействуя на сознание (или выражая его), формирует конкретно-чувственные представления о действительности, она называется образной. Если речь, захватывая различные области сознания слушателя или читателя, подчиняет его автору, такая речь действенна».

Соотношение «речь – человек, её адресат» связано с таким коммуникативным качеством речи, как действенность. Автор заинтересован в том, чтобы получатель понял речь и, чтобы эта речь побудила его к изменению поведения, внешнего (поступка, действия) или внутреннего (мыслей, взглядов, настроений).

Уместность – особое качество в ряду других параметров речи. Она как бы регулирует соответствие темы сообщения, его содержания, языкового и эмоционального оформления конкретной коммуникативной ситуации (составу слушателей, месту, времени сообщения), информационным, воспитательным, эстетическим и другим задачам письменного или устного выступления. На неуместность, к примеру, в судебном выступлении отдельных качеств указывал П.С. Пороховщиков (Сергеич): «Красота и живость речи уместны не всегда: можно ли щеголять изяществом слога, говоря о результатах медицинского исследования мертвого тела, или блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки?»

Существует уместность стилевая, контекстуальная, ситуативная, личностно-психологическая.

Вопрос о допустимости того или иного слова, оборота решается часто в зависимости от стилевой принадлежности текста. В художественной речи бывают уместными отступления от литературной нормы, если они помогают писателю полнее раскрывать образ, представить его в карикатурном виде или вызвать комический эффект. Вот как, например, описывает встречу своего героя с невестой М. Зощенко в рассказе «Свадебное путешествие»:

«Сидит он (Володя Завитушкин) в трамвае и вдруг видит, перед ним этакая барышня стоит вырисовывается… И стоит эта самая барышня в зимнем пальто и за ремешок держится, чтобы не опрокинули. А другой рукой пакет к груди прижимает. А в трамвае, конечно, давка. Пихаются. Стоять, прямо сказать, нехорошо. Вот Володька ее и пожалел. „Присаживайтесь, – говорит, – ко мне на одно колено, все легче ехать“.

„Да нет, – говорит, – мерси“. „Ну так, – говорит, – давайте тогда пакет. Кладите мне на колени, не стесняйтесь. Все легче будет стоять“.

Нет, видит, и пакета не отдает. Или пугается, чтоб не упер. Или еще что. Глянул на нее Володя Завитушкин еще раз и прямо обалдел. „Господи, – думает, – какие бывают миловидные барышни в трамваях“».

Уместность регламентируется и контекстом, т. е. речевым окружением языковых единиц. Часто неуместными в контексте бывают отглагольные существительные: «потопление Муму», «поджигание дома Дубровских» и др. Однако на сближении в речи книжной лексики со словами, сниженными по экспрессивной окраске, строятся многие метафоры. Например, у Салтыкова-Щедрина: рыцари ломаного гроша, рыцари кулачного боя, литературное взяточничество, нравственные подзатыльники и др.

Уместность личностно-психологическая регулирует наше речевое поведение в той или иной ситуации общения, что проявляется в умении найти нужные слова, тон, интонацию. Так, слово врача должно лечить пациента, грубость продавца или любого работника сферы обслуживания может на целый день выбить человека из нормальной колеи и снизить работоспособность.

Чистой считается речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (диалектизмов, варваризмов, жаргонизмов, штампов и т. д.). Чистота как коммуникативное качество связана не только с соотношением «речь-язык», но и с нравственной стороной нашего сознания. Кроме того, чистую речь отличают хорошая дикция, поставленный голос, правильное дыхание.

Чистота речи давно беспокоит наших писателей, ученых-филологов, педагогов, общественных деятелей. Особую настороженность и неприятие в среде людей с достаточно развитой культурой вызывает бранная лексика и фразеология. Сквернословы нередко ссылаются на привычку, которую, якобы, им трудно преодолеть, однако если они понимают, что привычка дурная, то обязаны заставить себя отвыкнуть от нецензурных слов.

Канцеляризмы, необходимые в деловых бумагах, также становятся сорняками в художественном или разговорном стиле речи. Интересен пример, взятый из устного выступления на собрании:

«Товарищи! В данном собрании мне хочется осветить вопрос о главных задачах нашей работы на сегодняшний день. Я останавливаюсь на этом вопросе потому, что считаю необходимым подчеркнуть проблему подготовки кадров. И прежде всего я хочу поставить вопрос о том, что выступавшие до меня товарищи не уделили должного внимания вопросу о качественных показателях нашей работы. Они не остановились на вопросе о мероприятиях по организации помощи отстающим, о наведении должного порядка в деле налаживания обучения необученных кадров. А это на данный момент одна из неотложных задач. Поэтому мне и хочется заострить этот вопрос и остановиться на нем поподробнее».

Вместо сотни слов можно использовать двадцать семь, и мысль станет более ясной:

«Товарищи! Мне хочется сказать о подготовке кадров; выступавшие до меня об этом не говорили, они ничего не сказали о помощи отстающим, о недостатках в обучении рабочих».

«Валерка….это самое….Ты как: это самое… Да брось: вот мы тут – это самое. Да я, Машка, Тоська. А, брось…это самое…давай вместе! А? Ну, вот, это самое!.. Давай по-быстрому!».

Выразительность речи определяется как «точность словесного обозначения предмета или явления, представления или понятия» (Г.З. Апресян). «Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображенной картины, события, действующего лица» (Л.А. Горбушина).

Выразительные возможности языка иногда сводят к так называемым изобразительно-выразительным средствам, т. е. тропам и поэтическим фигурам. Однако выразительность может быть произносительная, акцентологическая, лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, интонационная (просодическая), стилистическая.

Существуют условия, определяющие степень выразительности речи:

Самостоятельность мышления;

Хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

Понимание свойств и особенностей языковых стилей;

Тренировка речевых навыков;

Использование языковых средств, способных сообщать речи выразительность.

Выразительность устной речи во многом зависит от умения говорящего использовать языковые средства и стилевые возможности языка. Она усиливается интонацией – совокупностью совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация фактически оформляет речь, помогает активизации ее коммуникативной функции, функции общения между людьми. С. Волконский писал: «Голос – одежда, интонация – душа речи».

Очень большое влияние на выразительность речи оказывают метафоры (мысли летят, рыбье молчание, деревянный взгляд, кошачья походка и т. д.), пословицы и поговорки (ум хорошо, а счастье лучше; горьким лечат, а сладким калечат).

Иногда встречаются примеры неудачного использования образных слов, что можно наблюдать в речи абитуриентов: «Есенин сравнивал березку с русской девушкой, описывая ее словами: грустная, плакучая, могучая, кипучая», «И литература, надев солдатскую шинель и сапоги, на долгие годы ушла в окопы и блиндажи» и т. д.

Богатство (разнообразие) речи проявляется в ее насыщенности разнообразными языковыми средствами. Существует лексическое, семантическое и стилистическое разнообразие, включающее в себя синонимические, антонимические, омонимические и другие выразительные средства.

Лексическое богатство проявляется в том, что в речи редко повторяются одни и те же слова. Этого можно достичь лишь при условии большого активного запаса слов. Так, словарь А.С. Пушкина превышал 21 000 единиц, а у современного взрослого человека не превышает 10 000 – 12 000 . Фразеологическое богатство русского языка нашло проявление в речи басен И.А. Крылова.

Семантическое богатство речи выявляется в многообразии и обновлении словесных связей, а синтаксическое создается применением разнообразных синтаксических конструкций: простых и сложных предложений.

Формирование грамотной устной и письменной речи младших школьников.

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Тема данной работы является актуальной, так как на сегодняшний день многие ученики испытывают большие затруднения при составлении устных ответов на вопросы и при написании сочинений.

Проблемой, которую решает настоящая работа, явились некоторые недостатки в общепринятой системе повышения уровня связной речи обучаемых. Необходимо создать условия, позволяющие детям в спокойной обстановке проанализировать полученную в ходе их информацию, умственно выстроить связное повествование и грамотно выразить его на бумаге.

Цели:

Формирование системы интеллектуальных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

Развитие устной и письменной речи учащихся;

Развитие психических процессов;

Развитие личности младшего школьника;

Развитие коммуникативных способностей;

Воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Основные задачи:

1. Своевременное выявление уровня развития речи учащихся.

2 . Применение системы творческих заданий по развитию речи детей.

3. Анализ влияния творческих работ по русскому языку на уровень устной и письменной речи учащихся.

Цель упражнений по развитию речи, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Все занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Развитие речи - большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человеческая, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами - русским языком и чтением, которые прежде всего служат задачам развития речи учащихся. По вопросам развития речи имеется обширная методическая литература.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст.

Если мы обратимся к процессу обучения речи в школьном возрасте, то увидим, что основная задача заключается в том, чтобы ребенок овладел устной и письменной речью. Ребенок, приходящий в школу, уже знает родной язык, но в школе приобретает знания литературного языка. Как правильно смотреть на процесс обучения чтения и письму, который проделывает сам ребенок? Можно считать, что этот процесс установления навыков, связанных с чтением и письмом, то есть установление ассоциаций между буквой и звуком в письме и чтении и есть процесс развития.

Общим правилом для всех детей в разных странах является то, что ребенок в 9 лет, научившись читать и писать, в отношении развития письменной речи, то есть понимания текста и умения написать текст, очень значительно отстает.

Письменная речь представляет большие затруднения для школьников и низводит его умственную деятельность на более низкий уровень не потому, что содержит те же трудности, какие были в устной речи, а в силу других обстоятельств:

Письменная речь абстрактнее устной. Это речь без интонации.

Письменная речь абстрактна также в том отношении, что она завершается без собеседника.

Мы имеем дело не с речью в прямом смысле, а с символизацией звуковых символов, то есть с двойной абстракцией. В письменной речи мы должны сами создавать ситуацию, мотивы речи, то ость действовать более произвольно, чем в устной речи. В письменной речи ребенок должен осознавать сам процесс выражения мысли в словах. Процесс перевода внутренней речи в письменную необычно труден, потому что внутренняя речь есть речь для себя, а письменная речь максимально построена для другого, который должен по-нять меня.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребностей высказывания, передает законченную тему /т.е. представляет единое целое/,организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, монографию, доклад, отчет и т.п., а в условиях школы - развернутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение. В отдельных случаях - предложение. Развитие речи - учебная познавательная деятельность учащихся, организуемая и руководимая учителем, опирающаяся на чтение, изучение грамматики и направленная на совершенствование умений, навыков, оформления и выражения своих мыслей и чувств.

Упражнения в связной речи: рассказ, пересказы, сочинения и т.п. - представляют собой высшую степень в сложной схеме речевых упражнений, в них сливаются все умение - и в области словаря, и на уровне предложений, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.

Костенко Ф.Л. разработал систему заданий, направленных на развитие письменной речи учащихся. Она состоит из нескольких серий:

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Составление связного текста из деформированных предложений.

Составление рассказа из данных предложений.

Сводный диктант.

Письменные ответы на вопросы.

6. Образные слова и выражения в нашей речи:

а/ роль прилагательных для точной, выразительной речи;

б/ роль глаголов в нашей речи;

в/ слова, близкие и противоположные по значению;

г/ слова, одинаковые по значению и написанию, но разные по значению;

д/ сравнение.

7. Составление рассказа по данному плану.

8. Изложение по самостоятельному плану.

9. Составление сокращенного рассказа по его плану.

10. Составление рассказа по его началу.

11. Составление рассказа по его концу.

12. Замена в тексте лица рассказчика.

13. Рассказ с элементами описания.

14. Выборочное выписывание из текста по заданию.

15. Сочинение по примерным образцам.

Проанализировав содержание системы заданий, мы пришли к выводу: сочинение является результатом всей работы по развитию речи.

Существуют различные виды сочинений. «По тематике /содержанию/ все сочинения, проводимые на уроках русского языка - можно разделить на две большие группы: сочинения на лингвистические /грамматические, лексические и т.д./ темы, например, «Самая интересная /для меня/ тема программы» и сочинения на темы из жизни, на так называемые свободные темы».

По источнику получения материала различают сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кино-, телефильмов, радио- и телепередач, театрального спектакля и т.д. При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников в получении материала. К источникам другого психологического ряда относится память /сочинения, в основе которых лежит прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания я т.д./; восприятие/ сочинение по наблюдениям, то есть на основе специально организованного восприятия/; воображение /сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни к юный автор никогда не встречался, - «Школа в будущем»/ По объему выделяются сочинения - миниатюры, которые отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, что в большинстве случаев обусловлено конкретным «узким» характером.

По усложненности дополнительным языковым заданием выделяются сочинения с лексическим, грамматическим /морфологическим, синтаксическим/ стилистическим и т.д. заданиями и сочинениями по опорным словам и словосочетанием.

В современной методике развития речи определяются основные умения учащихся, которые формируются в процессе подготовки и проведения сочинений:

Круг умений, связанных с темой и ее раскрытием.

Круг умений, связанных с накоплением и подготовкой материала для сочинения.

Круг умений, связанных с планированием своего сочинения, его композицией, построением.

Круг умений, связанных с языковой подготовкой будущего сочинения.

Круг умений, связанных с построением самого текста и его написанием*

Совершенствование написанного: проверка и направление.

Для того, чтобы урок развития речи достиг поставленных целей, необходимо начинать работу с выбора темы для сочинения. Очень важно использовать то, что ребята видят в окружающей жизни, их впечатления и наблюдения, их игры и интересы. При этом необходимо научить ребенка писать не о выдуманных предметах и событиях, а о том, что он не раз видел, что он хорошо знает. Поэтому темы для сочинений не должны носить общего, широкого характера. Они должны опираться на жизненный опыт детей. Когда тема для сочинения определена учителем /возможно при активном участии самих учащихся/, тогда необходимо подобрать материал для сочинений. Источники для детских сочинений могут быть различные: прочитанный рассказ, картина, кинофильм, живые наблюдения и впечатления учащихся, их воспоминания. Развитие у детей наблюдательности должно идти постоянно, а не только в процессе подготовки к сочинениям на определенные темы. Для этого учитель ведет с учащимися наблюдения за погодой и явлениями природы, за сменой времен года и сменой дня и ночи и др.

Что значит подготовиться к сочинениям по наблюдениям? Это значит, прежде всего, оживить в памяти свои знания о предмете, явлении, событии, воспроизвести свои непосредственные впечатления о том, что видел, слышал, делал. Если этих впечатлении окажется недостаточно, их следует подкрепить, повторить наблюдения, пополнив знания о предметах и явлениях. Готовясь к сочинению, ученику необходимо разработать в своих представлениях, мыслях, чувствах, сделать ясными те из них, которые потеряли свою живость в сознании, вспомнить отдельные детали, события, которое станет главным предметом изображения в сочинении. Плохо, если дети пишут сочинение по наблюдениям не о том, что видели сами, а о том, что вычитали из того или иного рассказа, статьи или стихотворения. Детей надо учить тому, чтобы они яснее, точнее изображали те события, предме-та и явления, которые они наблюдали, причем, по возможности, своими словами.

М.С.Соловейчик считает, что создание, речевых ситуаций и ведение всей работы с учетом особенностей стиля речи и предполагаемого типа речи - первые два условия совершенствования обучения сочинениям. Третье условие, позволяющее приблизить школьные сочинения к реальной речевой практике и тем самым усовершенствовать работу над ним, выявление необходимости данной работы для повседневной жизни. Вышеуказанным методистом выделены следующие этапы подготовки и проведения письменных связных высказываний:

Предварительная подготовка,

Создание речевой ситуации.

Организация наблюдений и непосредственная подготовка;

Написание работы.

Самопроверка,

Анализ написанных работ.

Предварительная подготовка, цель которой - создать базу для последующей работы. Она, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, окружающего мира, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств и т.д., причем учащиеся на этом этапе могут и не знать, что учитель их готовит к творческой работе. Создание речевой ситуации и проведение непосредственной подготовки. Этот этап по характеру неоднороден. Здесь и обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждения интереса к работе, желания активно включаться в нее, и организация наблюдений / на специальной экскурсии/, и обсуждение задач и условий ситуации, которые важно учесть, основной мысли текста, требований к языковым средствам и т.д.

Написание сочинения. На этом этапе очень важно, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы болезнью допустить орфографическую ошибку. Используется в практике установка: «Пользуйтесь только теми словами, написание которых вы знаете, не пишите больших предложений» - не только не полезна, но и просто вредна. Она лишает смысла подготовленную работу и препятствует продвижению детей в речевом отношении. Не спасает положения и совет: «Если не знаете, поднимите руку, я помогу». Пока ребенок сидит в ожидании учителя, он теряет мысль и творческий настрой. Предоставление ребенку права при написании собственного текста пропускать сомнительные буквы /он при этом вместо буквы может ставить точку или буквенную дробь /а/о/, а на поля - вопросительный знак, позволяет раскрепостить ученика и сделать сочинение подлинно творческой работой. Осуществление самоконтроля, то есть проверка написанного, сочетается с целевыми установками. Слушая товарища, постарайтесь оценить: все ли необходимое он сказал, доказал ли свои мысли, последовательно ли он их излагал, правильно ли формулировал. Необходимо предупреждать неэтичность действий детей. Чтобы самопроверка была успешной, ученик должен знать, во-первых, цель и содержание проверки, то есть зачем и что именно он контролирует, во-вторых, последовательность тех операций, которые следует выполнять, в-третьих, способы внесения исправлений.

б/ решить, удачно ли сформулированы все мысли / верно ли построены предложения, правильно ли и точно выбраны слова, нет ли назойливых повторений/.

в/ определить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приемы правки могут быть следующими: при желании устранить предложение или часть текста - заключить их в квадратные скобки; при необходимости дополнить текст в соответствующем месте поставить значок, потом повторить его после всей работы и написать недостающее; при нарушении последовательности предложений или фрагментов текста - воспользоваться цифрами; при необходимости одно слово заменить другим - зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное; при замене или перестройке целого предложения - поместить новое предложение после всего текста, пометив то, которое заменяется каким-то условным знаком, например «звездочкой». Понятно, что обязательные условия поправки - аккуратность.

Проверка ученических сочинений отличается от ежедневной проверки письменных работ. Учитель обращает внимание как на орфографические и пунктуационные ошибки, так и на разного рода логико-стилистические недочеты учащихся. Вместе с этим учитель отмечает для себя хорошие стороны в работах учащихся.

В сочинениях учащихся начальных классов мы встречаем недочеты:

Касающиеся содержания сочинения /несоответствие содержания работы ее теме, как она отражена в заглавии сочинения.

Нарушение в области построения сочинения /композиционные недочеты.

Неправильная связь между отдельными частями целого рассказа, отсутствие такой связи.

Неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи.

Неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении.

Лексические недочеты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений.

При оценке учитываются все недочеты. При исправлении орфографических ошибок, возможно, учитель на поля выносит номер орфограммы, соответствующий памятке работы над ошибками. Анализ вместе с учащимся уже написанных сочинений после их проверки учителем также является средством обучения связной речи. Работа над ошибками должна выполняться на следующем уроке русского языка Ее необходимо начинать с чтения наиболее удачных работ, их анализа. Далее приводятся примеры неудачно подобранных слов, словосочетаний, предложений /без указания авторов/, выясняются ошибки и совместно устраняются. Класс выясняет, действительно ли ученики научились сочинять. После коллективного анализа дети приступают к самостоятельной работе. Задача учителя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи. В итоге должна прозвучать оценка уровня развития речи всего класса, подчёркиваются успехи тех, кто действительно их заслужил. На следующем уроке дается анализ работы над ошибками, выделяются наиболее удачные работы. Таким образом, мы показали, что сочинение является результатом развития письменной речи.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает частью языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.

Уже в период обучения грамоте мы решаем эту задачу, используя орфографические сказки с целью формирования орфографической зоркости и проводя словообразовательные упражнения.

Для формирования привычных представлений об орфограмме орфографические сказки используются с учётом психологических особенностей учащихся.

Сформировать орфографическую зоркость - значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах, и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

Для выделения орфограммы нужно знать её опознавательные признаки:

для правописания безударных гласных буквы о-а, е-и-я ; положение в безударном слоге;

Для правописания парных звонких и глухих согласных — буквы г-к, з-с, ж-ш, в-ф, д-т, б-п ; положение в конце слова и перед глухими согласными. Усвоение опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах.

Вот примеры орфографических сказок на уроках русского языка. Уже при чтении и письме первых слов с гласными а-о : сосны - сосна, осы - оса, страны - страна можно предложит детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных о-а : « Однажды гласные о и а гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему рассорились гласные? Когда гласные о-а стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И туп: на помощь пришёл помощник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стаю слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные о или а . С тех пор эти дети пишут грамотно ».

При чтении и письме слов с гласными е : реки - река, лес - леса , можно напомнить детям сказку о гласных о-а , и сообщить, что гласные е-и тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник - Ударение. К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя написание слов пила, остра, повар, земля и др. У детей появляется хорошая привычка: задумываться о написании гласных о-а, е -и-я в безударном слоге.

Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. На уроке при изучении [д], [д"] и букв Дд проводится игра «Буква потерялась» (б или и в словах ду, зу). После повторения парных согласных б-п, д-т, з-с учитель рассказывает сказку о звонких и глухих согласных: « Жили - были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные »

В период обучения грамоте на уроке по теме «Звук [ч"], буквы Ч, ч» после характеристики звука [ч"] учитель рассказывает сказку о букве ч:

« Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие, я, я, я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался. И решили буквы наказать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква Ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайками Я и Ю, а будет дружить только с А и У. Запомните, дети, слог ЧА пишем с буквой А, слог ЧУ пишем с буквой У. »

Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.

Орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т. е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции и затем определить, какой буквой обозначается этот звук.

Таким образом, задачами уроков обучения грамоте и письма в 1 классе является аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Во 2 классе мы продолжаем эту работу, увеличивая её в объеме и сокращая во времени, так как у детей уже выработаны определённые умения и навыки.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определённой последовательности.

ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ.

(в основе письма - проговаривание по слогам)

Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За - пишу з с гласной а» и.т.д.

Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключая столь распространённые ошибки на пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию - письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувство коллективизма и товарищества.

СПИСЫВАНИЕ.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельную работу учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.

В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО.

Этот вид диктанта также строится на проговаривании по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают написание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.

Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается коллективизм, организованность, самоконтроль, честность, объективная самооценка.

ПИСЬМО ПО ДИКТОВКУ.

Сначала диктуется слово так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха учитель проводит игру «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его и по слогам хором и шёпотом, но так, чтобы учитель слышал. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагается ещё раз повторить это слово все, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам.

Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо. Ошибок типа «на деревьев» вместо - на деревьях 1 нет.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.

Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

Для письма по памяти подходят отрывки из стихотворений от 4 до 5-6 строк.

1 класс.

Слава хлебу на столе!

Широка страна моя родная.

Наш Полкан попал в капкан.

4).Стоит в поле теремок.

5).На цветок сел жук. У жука шесть лап.

2 класс

Весело сияет

Месяц над селом.

Белый снег сверкает

Синим огоньком. (Н.Никитин)

2) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печальный свет она …(А.Пушкин)

3) Белка песенки поёт,

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд... (А.Пушкин)

Буквосочетания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн,чт,щн)

Жизнь дана на добрые дела.

Жить - Родине служить.

Увидел грача - весну встречай.

Делу время - потехе час.

Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным звуком.

Написать слова-названия животных. Каждое слово должно заканчиваться парным по глухости-звонкости согласным звуком.

Написать три слова, в которых все согласные звуки звонкие (ваза, забор, лимон), либо глухие (кот шкаф, кукушка)

Голова на ножке,

В голове горошки.

Почёт и труд рядом живут.

Куропатки на ночлег

В голубой нырнули снег. (Т. Белозёров)

Разделительный мягкий знак.

Друзья познаются в беде.

Ученье-путь к уменью.

Февраль силён метелью, а март капелью.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Заглавная буква в именах собственных.

Дал Макар Роману карамельки, А Роман Макару - карандаш. (пословица)

Обозначение буквами безударных гласных в корне слова.

2 класс

Март - с водой, апрель - с травой, а май- с цветами.

В лесу под сосной нора лисы. В норе живёт лиса с лисятами.

В саду цветут розы.

Вода в морях солёная.

3 класс.

Облетели листья с клёна,

Клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковёр лежит. (Е.Авдеенко)

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля. (С.Дрожжин)

Пословицы.

Зерно в колоске-не спи в холодке.

Смотри дерево по плодам, а человека по делам.

Загадки.

Конь бежит, земля дрожит. (гром)

Зелёный поясок в траве затерялся. (ящерица)

4 класс

Чудесное утро в февральском лесу,

Где в жизни увидишь такую красу!

В алмазных накидках притихли берёзы,

Их в иней хрустальный укрыли морозы. (Д.Гиряев)

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось. (С.Есенин)

Сначала детям предлагается объяснить правописание выделенных букв. Затем написать отрывок стихотворения по памяти и проверить себя.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения.

Самые легкие творческие работы - это составление предложений по опорным словам.

2 класс.

Составить предложения, используя данные слова.

Тёплый день, маленький пригорок, первый подснежник, был, наступил, стоял, появился, распустился, проснулся, оттаял, показался.

3 класс.

Заменить в каждом словосочетании имя прилагательное антонимом.

Тяжёлый груз, широкая дорожка, горькая ягода, частый лес, чёрствый хлеб.

4 класс

Составить несколько предложений на одну из следующих тем:

«Добрые дела красят человека»

«Весь день стоит как бы хрустальный…» (Ф.Тютчев)

Очень любят дети писать творческие диктанты. Далее по сложности идут изложение и сочинение.

Итак, перечисленные выше разнообразные приёмы, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе, межпредметные связи помогают развивать орфографическую зоркость учащихся.

Моей задачей было проверить, повысится ли результативность работы по формированию орфографической грамотности, если в процессе обучения используются орфографические сказки и некоторые, перечисленные выше, приёмы.

Проверочные работы и их анализ показали, что систематическая работа по орфографии, начатая в период обучения грамоте, с использованием орфографических сказок и постоянного выделения орфограмм, приносит свои результаты.

Коллектив учащихся проявил себя как работоспособный, и во 2 классе работа по развитию орфографической зоркости будет направлена на достаточно хорошо усвоенные орфограммы.

Обобщенный способ запоминания:

Прочитайте с доски первый ряд букв, и запиши их по памяти (так с каждым рядом):

е, о, ы

и, а, э, ю

н, б, р, в, ш

з, д, п, к, ж, ф

л, с, ш, т, х, ч,щ

Прочитайте с доски словосочетание или предложение и запишите его по памяти.

Запишите словарные слова по памяти, которые мы проходили три дня назад, неделю назад.

что общего в написании слов: рабочий, пальто, сапоги, завтрак, завод, машина, трамвай? (Во всех словах безударный гласный а, и он не проверяемый

это общий орфографический признак.)

можно составить рассказ из этих слов:

«Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой завтрак и едет на машине на работу, на завод. А мы едем на трамвае и напеваем песенку:

Трам - тара - ра,

Трам -тара -ра,

Везде мы пишем букву а.

Приём усиления орфограммы:

«усилить» орфограмму - значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует творческой активности учащихся. Этапы работы по «усилению»:

«рабочий», «метро» - в слове спряталось другое слово, - «помидор» - запоминаем буква гласных звуков о и и ;

Внутри овоща живут два семечка по имени Пом и Дор:

  • Выделение трудной орфограммы.

    Как «уярчить» орфограмму?

    Поиск способа.

    Коллективный выбор лучшего способа.

    Индивидуальный приём запоминания каждым учащимся.

- «Шоколад» I в слове живёт сладкий «шок» и напиток «кола».

- «Уярчение» путём составления ребусов: «вокруг» О , «сорока» 40а , «опять» О5 , «окрестность» О ность и т.д.

Проведение зрительных диктантов .

Текст для диктанта пишется на доске заранее. Берётся одно - три предложения. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, т.к. она понадобится для самопроверки или взаимопроверки.

Алгоритм проведения зрительного диктанта:

  • даётся заранее на зрительное запоминание;

    учащиеся закрывают глаза и представляют предложения зрительно или идёт разбор предложений совместно с учителем;

    даётся задание «уярчить» трудную орфограмму;

    предложения записываются в тетрадь;

    проверка написанного.

Слуховые диктанты .

Алгоритм проведения слухового диктанта:

    1. даётся задание на запоминание предложения с первого раза,

      учащиеся повторяют его про себя;

      записывают его в тетрадь;

      проверка написанного под руководством учителя.

Игра «Найди ошибку»

На доске написано предложение или текст и в нём специально допущены ошибки на изученные правила. Например: Костя чайкин жыл в диревне дубровка. Он хадил с братом жорой нарыбалку .

Игра «Запомни и выбери».

Этот материал подаётся со слов учителя (слуховое восприятие), или с доски (зрительное восприятие).

Перед выполнением упражнения учитель ставит следующие задачи:

      1. Выбрать для запоминания объекты, установленные учителем. Например: запомните только те слова, в которых есть сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: кричал, тянул, кружил, искал, чулок, играл, бегал, щука, носил, шина и др.

При повторении изученного материала предлагаю учащимся серии карточек. В каждой карточке представлены три задания. Например, в третьем классе предлагаю карточки для работы в конце четвёртой четверти.

Серия № 1. Карточка № 1.

        1. Разбери по составу слова

        1. Вставь пропущенные буквы, докажи правописание орфограмм

(...) п__щат (...) близкий

(...) к_вёр (...) кни_ка

(...) сн_гири (...) холо_

(...) с_довник (...)заря_ка

        1. Разбери предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания.

Серия № 2. Карточка № 1.

          1. Выпиши слова в три столбика к данным схемам.

Ветер, гора, полёт, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд.

          1. Выпиши слова в три столбика и подчеркни орфограмму: в первый столбик - слова с безударным гласным; во второй - слова с парными по звонкости- глухости согласными; в третий - слова с непроизносимыми согласными.

Конец, овраг, участник, репка, прелестный, сидят, утащили, ненастный, немножко.

          1. Разбери предложение, подчеркни главные члены предложения, надпиши над каждым словом части речи.

Развесила жёлтая осень золотые флажки .

Серия N 3. Карточка № 1.

            1. Подбери и запиши по два слова к схемам.

              Подбери и запиши слова в два столбика (по 3-4 слова): в первый столбик 8 слова с безударным гласным; во второй - слова с парными по звонкости- глухости согласными.

              Составь предложение по вопросам. Запиши его. Подчеркни главные члены предложения.

(Какой?) (кто?) (как?) (что делал?)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Балашов Т.Ю. «Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию» ж. «Начальная школа» № 2, 1996 с.17-18.

Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М.Педагогика 1991 с.436.

3. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию ре чи 3 класс» М.Просвещение 1980 с.22 .

Кустарева В.А. и др. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М.Педагогика 19.74 357 .-.362.

Кустарева В.А., Рождественский Н.С.. «Система письменных упражнений в связной речи» Издательство академии педагогических наук РСФСР 1963 C . I 0-20.

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» М АЗЪ. 1993 с.744.

Рыбникова М.А. «Очерки по методике литературного чтения» М.Просвещение 1985 с.237.

Соколова Т.Н. «Школа развития речи» М.Росткнига 2007 с.3

Соловейчик М.С. «Букварь» «Ассоциация 21 век» ОАО «Московские учебники» 2009

Соловейчик М.С. «Русский язык» Пояснительная записка. Программа. Планирование

Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах». «Методика развития речи младших школьников» М.Линка-Пресс 1994 с.71-93.

Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения» М.Просвещение 1993 с.284.

Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка» Методические рекомендации. Смоленск; Ассоциация 21 век 2007

Ушинский К.Д. «Родное слово» Избранные педагогические сочинения M . 1974 т.2 с.286.

Памятка для самостоятельной проверки сочинения.

Памятка 1 .

Соответствует ли содержание текста теме?

Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная
мысль?

Нет ли. в тексте лишних фактов, предложений, слов?

Логично ли построен текст? Надо ли что-то переставить?

Хорошо ли связаны между собой части текста и члены предложений? Выделе-ны ли части текста красной строкой?

Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены
предложения?

Интересно и понятно ли все сочинение слушателю?

Памятка 2.

Проверь, не пропустил ли ты букву?

Правильно ли написал безударные гласные?

Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

Правила хорошей речи

На уроке нельзя разговаривать, когда захотелось. Тишина очень важна: она помогает учиться думать. Тишину на уроке надо беречь. А ещё надо уважать того, кто говорит, не мешать ему.

Говорить на уроке нужно достаточно громко, чтобы тебя было хорошо слышно, - иначе зачем вступать в общение?

На того, кто говорит, принято смотреть, как бы поддерживая его, помогая доб-рым взглядом, кивком головы.

Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая одноклассника, не мешая ему принимать решения.

Вежливые люди говорят о присутствующем не «он, она», «у него, у неё», а называют по имени: Таня, Петя, у Тани, у Пети... Можно даже прямо обращаться к ученику: «Петя, ты не сказал...», « Таня, ты неверно...»

Не следует забывать пользоваться словами «пожалуйста», «спасибо», «извини-те» или «извините, пожалуйста» и т. п.

Открытие большей части этих правил речевого поведения произойдёт на данном уроке. Понятно, что воплощение их в жизнь потребует долгого времени, Вашего терпе-ния и кропотливого труда.

Обращаться к собеседнику по имени или имени и отчеству.

Разговаривая, смотреть не в сторону, а на того, с кем говоришь.

Не перебивать, а если очень нужно обратиться, то сначала
извиниться.

Не разговаривать, когда жуёшь.

Не кричать, не размахивать руками.

Грамотная речь - залог жизненного успеха. Ведь судят не только по одежке, но и по умению правильно доносить мысли и грамотно писать. Человек, который умеет выражать свои мысли просто, лаконично и понятно, правильно строить предложения, всегда воспринимается более позитивно. Собеседники, слушая грамотную речь, автоматически присваивают человеку совсем иной, более высокий уровень жизненной компетентности.

Бывало ли, что вы теряли или не получали работу из-за большого количества ошибок в письме или необходимости четко объяснить, почему именно вы подходите для этой работы? Развитие грамотной речи - одна из базовых задач каждого уважающего себя человека. Даже если вы не выступаете перед публикой, умение говорить красиво и понятно ценится всеми. Итак, как развить грамотную речь?

Читайте художественную литературу

Чтение качественной художественной литературы трудно назвать бесполезной тратой времени. В современном мире мы подвержены очень большому потоку информации, в основном слушаем новости или читаем их в интернете. Но сеть, развлекательное чтиво и бизнес-литература не могут заменить хорошие книги признанных отечественных и зарубежных авторов.

Чтение романов помогает интуитивно стоить правильные, красивые предложения, развивает чувство языка. Читая художественную литературу, научные статьи в специальных изданиях, человек расширяет свой кругозор и словарный запас. Если хотите сделать речь более живой, образной - читайте поэзию. Выделяйте для себя ритм, метафоры и речевые обороты, которые хотели бы использовать.

Пользуйтесь словарями

Ищите новые слова. Если услышали или прочли слово, значение которого вам незнакомо - смело берите словарь и узнайте, что оно значит. Происхождение слов - очень интересная наука. А вдруг это станет одним из ваших хобби?

Кроме обычного словаря, существуют словари метафор, иностранных слов, специальных терминов, даже словари, посвященные определённой науке. Пользуйтесь всеми - и ваш словарный запас начнет быстро расти. Вы всегда сможете найти самое точное слово и применить его в разговоре.

Играйте в развивающие игры

Как известно, дети получают почти все знания о языке до семилетнего возраста. Грамотная речь у ребенка развивается с помощью окружающих его людей. Существует также множество игр и методик, которые позволяют развить воображение, расширить словарный запас и научиться говорить красиво.

Если есть возможность - послушайте себя со стороны. Сделайте аудио- или видеозапись своего голоса. Если вы боитесь говорить на диктофон или получить неточный результат - попросите кого-то из близких записать вас во время обычного разговора.

Оцените свою речь. Грамотная речь всегда чиста от всего лишнего. Насколько точно вы передали другим свою мысль? Была ли она понятна? Можно ли было сказать короче, четче, понятнее? Делаете ли вы паузы не там, где следует? Правильно ли выстраиваете предложения? Не путаются ли ваши мысли, не перепрыгиваете ли с мысли на мысль, сбивая своих слушателей с толку?

Следите за ударениями. Неправильные ударения (звонИт, жАлюзи и прочие каверзные слова, коих в русском языке множество) выдают человека безграмотного и невоспитанного. Есть два выхода: не использовать эти слова или открыть словарь, учебники и твердо их запомнить.

Редактируйте написанное

Написали письмо, сообщение подруге, доклад руководству или художественный очерк? Что бы это ни было - просмотрите текст максимально внимательно и постарайтесь дать ему критическую оценку. Это прекрасная тренировка речи. Если практиковать "чистку" письма, очень скоро вы увидите результат. Кроме того, разговорная речь тоже ощутимо изменится!

Когда вы написали что-то, постарайтесь "переключиться" на что-то другое (хотя бы пойти и сделать себе чашку чая), после чего возвратитесь к тексту со "свежим" глазом. Представьте, что это чужой текст. Есть ли в нем ошибки? Насколько точно выражена мысль? Все ли вам понятно как постороннему читателю? Можно ли сформулировать эту мысль более четко и кратко?

Правильная речь и грамотная речь всегда яркая, выразительная и понятная. Избавляйтесь от слов, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Зачастую они занимают треть текста, от чего ваша мысль точно проигрывает. Если можно использовать слово более простое и краткое - используйте. Можно также попробовать прочесть вслух (обязательно делайте это, если готовите речь, с которой будете выступать).

Развивайте свой голос

Для общения важна не только грамматически и лексически грамотная речь. Правильные манеры общения включают также владение голосом. Если вы применили все методики, изложенные выше, но при этом излагаете свои мысли монотонным голосом, лишенным всякой интонации - слушать вас будет неприятно и не очень интересно.

Стоит развивать свой голос. Делайте упражнения, слушайте выступления ораторов и старайтесь повторять за ними. Запишитесь на курсы ораторского мастерства. Даже при небольших усилиях результаты вас порадуют, а ваши собеседники перестанут зевать.

Итоги

Грамотная речь не дается от рождения. Работать над этим нужно постоянно, на протяжении всей жизни. Но даже если вы уделите развитию своей речи совсем немного усилий и времени, но чтение станет вашей хорошей привычкой - более интересная и успешная жизнь вам гарантирована.

В последнее время все больше людей говорят неправильно: не в той части слова ставят ударение, неверно употребляют в своей речи выражения. Такие ошибки очень уродуют речь. Некоторым может показаться, что неважно, как сказать, главное - чтобы тебя понимали. Но это далеко не так!

Да, можно ходить в грязной, дырявой и неглаженой одежде - но мы же этого не делаем. То же самое касается и нашей речи. Любому приятно красиво говорить самому и слышать грамотную и правильно оформленную речь из чужих уст. Всегда интересно пообщаться с начитанным и образованным человеком, который умеет изящно и лаконично выражать свои мысли.

Многие жалуются на то, что неправильная речь режет им слух. Собеседника, который говорит неграмотно, слушать неприятно. Более того, мнение безграмотного человека вряд ли кто воспримет серьезно. С невежественным и малообразованным человеком не хочется даже проводить какие бы то ни было споры и дискуссии.

Конечно, каждый вправе говорить так, как это нравится ему. Но не поспорить с тем фактом, что красивый и правильный разговорный язык ласкает слух. И нет ничего удивительного в том, что людям с богатым словарным запасом, грамотной и хорошо поставленной речью добиться успехов в жизни значительно проще. Тех людей, которые умеют ясно и четко выражать свои мысли, справедливо считают интеллектуально развитыми.

Как же сделать свою разговорную речь грамотной?

1. Следует много читать. У многих на книги сегодня не остается ни времени, ни желания. Большой процент населения между книгой и Интернетом выберут последнее. Но Интернет и телевидение не способны конкурировать с книгами. Только хорошей литературе под силу развить у человека речевую грамотность и пополнить его словарный запас.

Читая книги внимательно, человек не только получает необходимую информацию, но и улучшает свою разговорную речь, узнает новые слова, оттачивает свое правописание. Стоит помнить, что чтение книг лишь тогда принесет пользу, когда оно доставляет удовольствие и радость. Из-под палки невозможно ничему научиться.

2. Необходимо находить новые слова и использовать их в своей речи. Если вам встречается незнакомое слово, то обязательно следует узнать его значение и происхождение. Правильно употребляя новое слово в разговорной речи, мы быстрее его запоминаем, и в дальнейшем оно войдет в наш активный словарный запас. При этом не следует переполнять свою речь непонятными и сложными словами.

3. Не стоит пренебрегать словарями. Словари помогут разобраться не только с семантикой того или иного слова, но и с его происхождением. В словаре можно удостовериться в правильности ударения в словах и написании трудных и незнакомых выражений. Словари приходят на помощь и тогда, когда необходимо подобрать к слову синоним или антоним.

4. Не ленитесь писать и редактировать свои тексты. Здесь речь идет не о романах, а даже о простых смс сообщениях или высказываниях в скайпе или на форумах. Все, что бы вы ни писали, должно быть вами осмысленно и проанализировано. Всегда нужно стараться высказывать свои мысли коротко, ясно и четко.

5. Не игнорируйте развивающие игры. Кроссворды, ребусы, шарады, настольные словесные игры способны не только повысить уровень грамотности, но и развить интеллектуальные способности.

Возьмите эти советы себе на вооружение, и очень скоро ваша речь станет более красивой, грамотной и приятной на слух. Ваши собеседники непременно это оценят.

Грамотность в самом прямом понимании – это умение человека , правильно писать и строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Грамотность бывает врожденной и приобретенной.

Если вы пишете без ошибок, но при этом не можете воспроизвести ни одного правила русского языка и не читаете запоем классику – у вас врожденная грамотность. В ее основе – чувство языка на генетическом уровне.

Приобретенная грамотность – это результат саморазвития и самосовершенствования, неустанной работы над собой.

Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней

В современном мире грамотность – это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу – HR-мененджеры отслеживают этот нюанс уже на стадии приема заявления или резюме. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности – это дело далеко не одного дня. От вас потребуется терпение и настойчивость в этом благородном деле.

Методы повышения грамотности

Для начала определите, что является вашими «слабыми» сторонами и что вы хотели бы «подтянуть»: орфографию, пунктуацию, грамматику, искусство речи. Самоанализ должен быть объективным. Далее составьте для себя краткий план и двигайтесь к назначенной цели, используя следующие методы развития грамотности.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие).

Девятый метод – запишитесь на курсы русского языка. Помощь профессионала еще никому не навредила.

Источники:

  • Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем!

Русский язык и культура речи является одним из базовых предметов в школьной программе. К сожалению, с возрастом навыки,полученные за несколько лет изучения родного языка , постепенно теряются. Порой только диву даешься, на каком ломаном языке изъясняются наши депутаты, члены правительства и прочие высокопоставленные лица. Возникает вопрос: можно ли повысить русского языка у взрослого человека, и как это сделать?

Инструкция

В действительности, повысить уровень владения родным языком можно, но этот занимает далеко не пару дней и даже не пару месяцев. Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы словарь русского языка и грамматический справочник вашими настольными книгами. Не ленитесь лишний раз обратиться к словарю, если вы не уверены в значении слова или его написании. Если вы услышали новое , то потратьте пару минут на то, чтобы выяснить его значение и . Таким образом вы сможете существенно расширить свой активный словарный запас. Кстати говоря, в наши дни совсем не обязательно приобретать толстый бумажный словарь Даля или Ожегова. Электронные версии практически всех словарей русского языка находятся в свободном доступе в сети Интернет.

Второй важный момент- это чтение. К сожалению, с каждым мы читаем все меньше книг. Мы привыкли получать информацию из телевизионных передач, с новостных сайтов в интернете или по радио. Мы зачастую проводим свободное время за экраном , а не за любимой книгой. Однако, именно чтение помогает нам повысить уровень родного языка . Читая различные книги, мы расширяем свой словарный запас, учимся комбинировать лексические единицы. Кроме того, при чтении наш мозг автоматически запоминает правильное написание слов, что позволяет уменьшить количество орфографических ошибок на письме. Не стоит и упоминать, что чтение книг существенно расширяет кругозор .

Грамотность письменной речи является своеобразной визитной карточкой человека. Если он пишет с многочисленными орфографическими и грамматическими ошибками, во многих случаях ему будет трудно претендовать на престижную высокооплачиваемую работу. Поэтому повышение грамотности письма для многих людей является достаточно актуальной задачей.

Инструкция

Знание правил является необходимым, но не единственным условием грамотной письменной речи. Грамотный человек может уже не помнить правил, которые он когда-то учил в – он просто знает, как именно надо писать. Чтобы добиться такой «врожденной» грамотности, надо читать качественную русскую литературу. Правильное построение фраз, написание слов классиками русской литературы должны отложиться в сознании, стать своеобразным шаблоном.