Социально экономические процессы в муниципальных образованиях. Рассмотрим промышленность Петровск-Забайкальска

Метод управления - это способ достижения целей управления.

Методы управления можно рассматривать с точки зрения их содержания, направленности и организационной формы.

В соответствии со структурой объекта управления, в качестве которого в сфере муниципального управления выступает муниципальное образование, методы управления по уровню их применения подразделяются следующим образом:

методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе;

методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно- ресурсная и т.д.);

методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.

  • 1. Экономические методы. Существуют прямые и косвенные экономические методы. Прямые экономические методы муниципального управления - бюджетное финансирование, централизованные капиталовложения, установление тарифов и цен на услуги и товары (например, на услуги жилищно-коммунального хозяйства, муниципального транспорта и т.д.). К косвенным экономическим методам муниципального управления относятся - местные налоги, платежи за пользование природными ресурсами, аренда муниципальной собственности.
  • 2. Административные методы управления. Методы административного воздействия в системе муниципального управления осуществляется в нескольких формах.

Прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (решение представительного органа власти, приказ, распоряжение главы администрации, регламент деятельности администрации, должностные инструкции). Наиболее категоричной регламентирующей формой административного воздействия является приказ (распоряжение). Он обязывает подчиненных (руководителей муниципальных предприятий и организаций, а также руководителей структурных подразделений и отдельных работников) точно и в установленный срок выполнять принятое решение.

К числу других методов прямого административного воздействия следует отнести также указания, рекомендации, советы. Эти методы 7 позволяют исполнителям самостоятельно выбирать способы реализации задания.

К числу косвенных методов административного воздействия относятся способы регулирования деятельности работников посредством введения определенных правил (нормативное регулирование), конкретизирующих деятельность работников, а также при помощи стандартизации форм документооборота, (должностные инструкции, положение об отделах, комиссиях, управлениях и т.д.).

По мере развития системы местного самоуправления сфера действия прямых административных методов сокращается и расширяется воздействие косвенных методов управления.

Реализация экономической политики муниципального образования на основе экономических методов управления.

Единое пространство страны предполагает соподчиненную полицентрическую и многоуровневую структуру путем выделения на ее территории менее крупных образований, а в последних -- еще более мелких. Население и большинство предприятий образуют первооснову - муниципальные образования, а те -- субъекты Федерации и Российскую Федерацию в целом.

Муниципальное образование является первичным территориальным звеном народного хозяйства и сообществом населения, которое организуется для совместного производства и потребления, самостоятельного ведения местного и муниципального хозяйства, то есть самоуправления.

В любом территориальном образовании, даже относительно небольшом, каким является муниципальное образование (город, административный район), происходят самые разнообразные производственные и социальные процессы. В них пересекаются многочисленные интересы, в том числе отраслевые и территориальные. Вся эта многообразная жизнедеятельность, социально-экономические отношения нуждаются в эффективном регулировании.

Безусловно, значительная часть возникающих здесь проблем и противоречий требует решения в масштабе страны с привлечением административного и финансового ресурсов центра.

Вместе с тем определяющую роль в социально-экономическом развитии муниципального образования играют органы местного самоуправления.

Понятие местное хозяйство шире, чем муниципальное хозяйство. Первое охватывает регулирование процессами, происходящими на объектах муниципального образования в целом, второе - на объектах муниципальной собственности.

Управленческая деятельность на муниципальном уровне представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, устройства и функционирования местного самоуправления, которое призвано служить надежным механизмом регулирования взаимоотношений между частными и общественными 8 интересами в процессе эффективного использования территориального потенциала.

Сущность управления экономическим и социальным развитием муниципального образования раскрывается и реализуется во взаимодействии органов местного самоуправления с населением по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной деятельности людей. Концентрированное выражение сущности муниципального управления содержится в реализации местной экономической политики, которая должна являться обязательным продолжением экономической политики государства.

В коллективных монографиях под редакцией действительного члена РАН Л.И. Абалкина местная экономическая политика представляет собой совокупность правовых норм и мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами местного самоуправления в пределах компетенции и отражающих специфические условия хозяйствования и жизнедеятельности территориального сообщества в форме муниципального образования.

Таким образом, решающее значение в деятельности органов местного самоуправления имеет научно обоснованный выбор методов управления, с помощью которых непосредственно реализуется экономическая политика.

Также существуют и другие методы.

Регулирование регионального развития базируется на использовании совокупности методов, важнейшими из которых являются:

  • · балансовый,
  • · программно-целевой,
  • · нормативный,
  • · метод оптимизации регионального развития

Балансовый метод является одним из традиционных и ведущих методов, используемых в деятельности региональных органов власти. Сущность его состоит в том, что при обосновании разделов, показателей региональных экономических документов (концепций, схем, прогнозов, планов, программ) используется такая совокупность приемов, которая позволяет увязать потребности с возможными ресурсами, обеспечить согласованность взаимозависимых показателей. И как бы ни были различны показатели, цель этих приемов одна -- добиться равновесия, иными словами -- баланса, между показателями. Этот метод является конкретной формой реализации принципа пропорциональности.

Использование балансового метода в системе регионального управления позволяет: выбрать наиболее рациональные соотношения между отраслями, определяющими хозяйственный профиль региона, и отраслями, дополняющими территориальный комплекс; разработать экономически обоснованные варианты размещения производства; оценить целесообразность размещения нового хозяйственного объекта на конкретной территории; определить его мощность и стоимость; определить потребность региона в ресурсах, товарах, рабочей силе; оценить степень удовлетворения региона в продукции за счет собственного производства и объема вывоза (ввоза) необходимой продукции. Практическое применение балансового метода в управлении региональной экономикой означает разработку системы балансов. Система региональных балансов и балансов расчетов незаменима при: анализе и определении необходимых пропорций регионального воспроизводственного процесса; выявлении диспропорций в развитии хозяйственного комплекса региона и принятии мер по их устранению и предупреждению; выявлении резервов дальнейшего развития производства и эффективном распределении ресурсов в целях обеспечения производства необходимого обществу товара; разработке и осуществлении рациональных внутриотраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных связей.

Программно-целевой метод можно охарактеризовать как метод постановки целей и задач социально-экономического развития региона, как метод реализации взаимоувязанных мероприятий по достижению этих целей и задач в намеченные сроки. При его использовании система целей и задач становится исходным пунктом регионального управления, каждой региональной проблеме соответствует программа ее решения. Таким образом, реализация этого метода происходит через разработку и выполнение целевых комплексных программ, концентрирующих всю совокупность мероприятий по решению конкретных проблем. Применение программно-целевого метода в управлении региональной экономикой является достаточно эффективным при соблюдении определенных требований:

  • · программные цели должны быть очень значимыми, предусматривать жизненно важные проблемы региона и страны;
  • · программных целей должно быть ограниченное количество в силу недостатка финансовых средств, следовательно, и число программ должно быть ограничено;
  • · необходим специальный методический инструментарий, механизм разработки и реализации целевых комплексных программ;
  • · должен быть упорядочен организационный процесс реализациицелевых комплексных программ.

Нормативный метод представляет собой метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социальные, технологические явления и процессы. Нормы и нормативы представляют собой необходимую базу научной разработки региональных прогнозов, планов, программ, балансов, технико-экономических проектов. Если общим выражением пропорций является балансовый метод, то частным, единичным выражением пропорций -- нормативный метод. Этим определяется тесная связь нормативного метода с балансовым. Однако нормативный метод имеет большое самостоятельное значение в регулировании социально-экономических и экологических процессов, в частности через использование норм и нормативов в определении потребностей в сырье, материалах, товарах, услугах потребительского бюджета и т. д. Состав норм и нормативов весьма разнообразен. Существуют три подсистемы норм и нормативов:

  • · ресурсная подсистема (нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции, ус луг, использования производственных мощностей; удельные капитальные вложения; нормы продолжительности строительства и т. д.);
  • · подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на один рубль затрат, фондоотдача, производительность труда и т. д.);
  • · подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя заработная плата, потребление продуктов питания на душу населения, потребительский бюджет, предельно допустимые концентрации вредных веществ и т. д.).

В современных условиях большое значение приобретают создание единой научно обоснованной системы норм и нормативов, их дифференциация на региональном уровне и поэтапное введение в каждом регионе с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов. Особое внимание следует обратить на разработку научно обоснованных социальных норм и нормативов, а также норм, регулирующих финансовые отношения работодателей с бюджетами разных уровней: федерального, регионального, местного.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

(заочная форма обучения)

Составитель:

, к. э.н., доцент

Екатеринбург

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Конечной целью социально-экономического развития любого муниципального образования является повышение уровня и качества жизни населения. Для достижения этой цели требуется грамотное выполнение всего спектра задач, стоящих перед муниципальными органами власти и входящих в круг их полномочий. К сожалению, на практике местный уровень власти сталкивается со значительными ограничениями ресурсов, прежде всего, финансовых. Соответственно, повышаются требования к профессионализму и компетенции муниципальных служащих, поскольку ошибки в управлении приводят к нерациональному использованию средств местного бюджета . Дисциплина «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» призвана предоставить студентам, обучающимся по направлению «Государственное и муниципальное управления», комплекс знаний и умений, необходимых для решения проблем социально-экономического развития на местном уровне.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса – формирование у студентов современных глубоких знаний о процессах социально-экономического развития муниципального образования и современных инструментах управления этими процессами..

Задачи дисциплины:

Выделить актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами на местном уровне;

Изучить структуру муниципальной экономики;

Рассмотреть особенности социального развития муниципального образования.

Изучить основные показатели социально-экономического развития муниципального образования;

Рассмотреть систему инструментов управления социально-экономическим развитием на местном уровне.

1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3) основной образовательной программы .

Предшествующие дисциплины:

«Экономическая теория», «Региональная экономика и управление».

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» направлен на формирование следующих компетенций:

1. общекультурные компетенции:

способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);

владение навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);

2. профессиональными компетенциями (ПК):

2.1. организационно-управленческая деятельность:

умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения по вопросам социально-экономического развития муниципального образования (ПК-3);

способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения в сфере управления социально-экономическим развитием на местном уровне (ПК-5);

умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов при управлении социально-экономическим развитием муниципального образования (ПК-7);

2.2. информационно-методическая деятельность:

умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции при анализе развития муниципального образования (ПК-16);

способность анализировать состояние систем и процессов социально-экономического развития муниципального образования при сопоставлении с передовым опытом в России и за рубежом (ПК-20);

знание и умение адаптировать зарубежный опыт управления социально-экономическим развитием муниципального образования к своей профессиональной деятельности (ПК-21);

умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке социально-экономического развития муниципального образования (ПК-24);

способностью использовать современные методы управления проектом в сфере социально-экономического развития муниципального образования, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40);

наличием навыков разработки планово-проектной документации муниципального развития (ПК-43);

способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления программ социально-экономического развития муниципального образования (ПК-44);

В результате изучения дисциплины «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» обучающийся должен:

знать:

1. закономерности управления развитием социально-экономической системы территории

2. структуру экономики муниципального образования

3. основные показатели социально-экономического развития муниципального образования

4. основные методы управления социально-экономическими процессами на местном уровне

уметь:

1. оценивать уровень социально-экономического развития муниципального образования

2. разрабатывать управленческие решения по вопросам социально-экономического развития муниципального образования

3. оценивать эффективность деятельности органов муниципальной власти по управлению социально-экономическим развитием

владеть :

1. навыками анализа муниципальных программ социально-экономического развития

2. навыками самостоятельной работы по поиску и обработке информации при подготовке управленческих решений по вопросам социально-экономического развития муниципальных образований

2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

Форма итоговой аттестации – экзамен в устной форме.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Самостоят. работа

Всего часов по теме

Практич. занятия

(семинар-беседа)

Планирование социально-экономического развития

(творческое задание)

Частно - государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования

(круглый стол)

Итого по дисциплине:

№ п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Основные элементы системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Понятие социально-экономического развития. Показатели социально-экономического развития. Субъект и объект управления социально-экономическим развитием на местном уровне. Деятельность органов местного самоуправления . Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Экономическое развитие муниципального образования

Общие нормативно-правовые рамки управления социально-экономическим развитиям на местном уровне. Территориальная организация местного самоуправления. Финансовое обеспечение местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью . Межмуниципальное хозяйственное сотрудничество. Вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Социальная сфера как объект муниципального управления

Подходы к изучению социального развития. Круг вопросов социального развития. Методы оценки и индикаторы социального развития. Индекс развития человеческого потенциала. Качество жизни как показатель социального развития. Проблемы социального развития муниципальных образований в современной России.

Планирование социально-экономического развития муниципального образования

Планирование социально-экономического развития как часть управленческой деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в сфере планирования социально-экономического развития . Виды планирования социально-экономического развития. Основные этапы социально-экономического планирования. Оценка результатов реализации планов социально-экономического развития.

Муниципальные программы социально-экономического развития

Понятие программы социально-экономического развития. Программно-целевой метод. Виды программ социально-экономического развития. Структура программ. Требования к содержанию программ. Мониторинг и оценка муниципальных программ.

Муниципальная инвестиционная политика

Понятие инвестиций. Роль инвестиционной деятельности в социально-экономическом развитии муниципального образования. Виды инвестиций. Роль органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности. Муниципальная инвестиционная политика. Реализация муниципальной инвестиционной политики

Частно-государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Понятие частно-государственного партнерства. Направления реализации частно-государственного партнерства и местном уровне. Институты развития территорий в рамках частно-государственного партнерства. Практика реализации инструментов частно-государственного партнерства в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.

Проблемы социальной сферы и их решение на местном уровне

Регулирования рынка труда и безработицы . Развитие образования и здравоохранения. Управление развитием системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования. Демографические проблемы. Проблемы уровня и качества жизни.

3.3. План практических занятий

Семинар 1. Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования (семинар-беседа )

Семинарское занятие проходит в форме беседы в ходе которой на основе теоретического материала и современных проблем развития муниципальных образований студенты и преподаватель обсуждают следующие вопросы:

1. Понятие социально-экономического развития. Показатели социально-экономического развития.

2. Субъект и объект управления социально-экономическим развитием на местном уровне.

3. Полномочия органов местного самоуправления.

Литература.

2. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное планирование). Под общ. ред. М: АНХ, 2007.

3. Черная хозяйство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

4. Бабун муниципального управления. СПб: Питер, 2012.

Семинар 2. Муниципальные программы социально-экономического развития (творческое задание)

1. Понятие программы социально-экономического развития. Программно-целевой метод.

2. Виды программ социально-экономического развития.

3. Структура программ. Требования к содержанию программ.

4. Мониторинг и оценка муниципальных программ.

Кроме изучения теоретического материала при подготовке к занятию студенты должны разделиться на группы по 5-7 человек. Каждая группа должна ознакомиться с текстом любой целевой программы муниципального уровня, действующей в настоящее время и принести текст на занятие. Во время занятия группе будет предложено творческое задание по анализу программного документа.

Литература.

1. Ильин экономика и основы регулирования территориального развития. Уфа: УГАТУ, 2012.

2. Серватинский инновационных технологий управления муниципалитетом: теория и методология. Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2012.

3. Создание целостной системы управления развитием территории. Под общ. ред. М.: ИПУ РАН, 2011.

4. Щербина управление и территориальное планирование . М.: МГСУ, 2011.

Семинар 3. Частно-государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования (круглый стол)

1. Понятие частно-государственного партнерства. Подходы к определению. Мнения отечественных и зарубежных авторов.

2. Направления реализации частно-государственного партнерства и местном уровне. Основные сферы.

3. Практика реализации инструментов частно-государственного партнерства в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.

Во время занятия каждому из студентов будет предложено высказаться по обсуждаемым вопросам. В конце занятия студенты с помощью преподавателя постараются выявить основные проблемы ЧГП и сформулировать перспективы его применения в России.

Литература.

1. Муниципальное управление: энциклопедический словарь. Под общ. ред. , . М.: Изд-во РАГС, 2008.

2. Парахина управление. М.: КноРус, 2010.

4. Ильин экономика и основы регулирования территориального развития. Уфа: УГАТУ, 2012.

5. Торгашев развития города. М.: Спутник+ , 2012.

Семинар 4. Решение социальных проблем на местном уровне (круглый стол)

Вопросы для обсуждения на круглом столе:

1. Регулирования рынка труда и безработицы.

2. Развитие образования и здравоохранения.

3. Управление развитием системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

4. Демографические проблемы.

5. Проблемы повышения уровня и качества жизни.

Во время занятия каждому из студентов будет предложено высказаться по обсуждаемым вопросам. В конце занятия студенты с помощью преподавателя постараются выявить основные социальные проблемы развития муниципальных образований и сформулировать возможные перспективы их решения.

Литература.

1. Василенко и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012.

2. Государственная и муниципальная социальная политика. Под общ. ред. . М.: Кнорус, 2011.

3. Дурнев социально-экономических и политических процессов. М.: Изд. дом МЭИ, 2012.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

4.1. Контрольные работы и задания на межсессионный период

Выполнение студентом контрольной работы предполагает раскрытие набора предложенных тематических заданий варианта, с четким определением экономических терминов, с логико-аналитической и графической аргументацией.

Объем контрольной работы – 10-15 печатных листов. Ответ на вопрос дается после приведения его полной формулировки. На первом (титульном) листе указываются: название института, кафедры, изучаемый предмет, курс и группа студента, номер варианта. В конце работы прилагается список использованной литературы, ставятся личная подпись студента и дата написания.

Следует учесть, что использование статистического материала в контрольной работе в виде отдельных цифр, таблиц, графиков, диаграмм предполагает обязательное оформление библиографических ссылок на первоисточники.

Решение задач должно быть подробным, с приведением всех промежуточных расчетов, формул и пояснений к ним.

В конце решения задачи необходимо сделать выводы, раскрывающие экономическое содержание и значение исчисленных показателей. Задачи, представленные без расчетов и пояснений, считаются нерешенными.

Распределение вариантов по первой букве фамилии:

1 вариант: А – Д

2 вариант: Е – К

3 вариант: Л – О

4 вариант: П – Я

Задания для контрольных работ

Вариант 1.

Задание 1. Перечислите вопросы местного значения, относящиеся к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования

Задание 2. Перечислите виды объектов муниципальной собственности и укажите для каждого вида критерии эффективности их использования.

Задание 3.

Задание 4. Охарактеризуйте инвестиционную политику любого муниципального образования.

Вариант 2.

Задание 1. Составьте схему муниципальных органов, ответственных за социально-экономическое развитие территории, охарактеризуйте компетенцию каждого органа и приведите пример.

Задание 2. Раскройте содержание термина «устойчивое развитие территории». Из каких составляющих складывается устойчивое развитие? В чем отличие терминов «устойчивое развитие» и «комплексное социально-экономическое развитие»?

Задание 3. Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала для любого муниципального образования. Если при расчетах вы столкнетесь с отсутствием необходимой стат. информации, то можно взять значение показателя по региону или вашу оценку данного показателя (с соответствующим обоснованием такой оценки). Исходные данные должны приводиться со ссылкой на источник информации.

Все промежуточные расчеты должны быть приведены и прокомментированы. О чем свидетельствует полученное вами значение индекса?

Задание 4. Приведите примеры частно-государственного партнёрства для любого муниципального образования. Оцените эффективность применения данного инструмента.

Вариант 3.

Задание 1. Приведите классификацию показателей социально-экономического развития муниципального образования.

Задание 2. Перечислите направления межмуниципального хозяйственного сотрудничества. Перечислите инструменты регулирования такого сотрудничества со стороны местных органов власти. Какие критерии эффективности применения этих инструментов вы можете предложить?

Задание 3. Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала для любого муниципального образования. Если при расчетах вы столкнетесь с отсутствием необходимой стат. информации, то можно взять значение показателя по региону или вашу оценку данного показателя (с соответствующим обоснованием такой оценки). Исходные данные должны приводиться со ссылкой на источник информации.

Все промежуточные расчеты должны быть приведены и прокомментированы. О чем свидетельствует полученное вами значение индекса?

Задание 4. Охарактеризуйте управления развитием жилищно-коммунального хозяйства для любого муниципального образования.

Вариант 4.

Задание 1. Выделите параметры социально-экономического развития муниципального образования

А) определяемые внутренними факторами (в т. ч. результатами деятельности органов местного самоуправления)

Б) определяемые внешними факторами (укажите какими)

Задание 2. Перечислите приоритетные направления экономического развития муниципального образования. Оцените каждое из них на примере любого муниципального образования.

Задание 3. Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала для любого муниципального образования. Если при расчетах вы столкнетесь с отсутствием необходимой стат. информации, то можно взять значение показателя по региону или вашу оценку данного показателя (с соответствующим обоснованием такой оценки). Исходные данные должны приводиться со ссылкой на источник информации.

Все промежуточные расчеты должны быть приведены и прокомментированы. О чем свидетельствует полученное вами значение индекса?

Задание 4. Охарактеризуйте основные проблемы развития образования и здравоохранения для любого муниципального образования. Какие меры со стороны местной власти могли бы улучшить ситуацию?

4.2. Темы для самостоятельного изучения и контрольные мероприятия.

На самостоятельное изучение выносятся следующие темы:

1. Экономическое развитие муниципального образования

2. Муниципальная инвестиционная политика

3. Частно-государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования

4. Проблемы социальной сферы и их решение на местном уровне

Форма контроля самостоятельной работы – тестирование.

2. Составить краткий конспект прочитанного, максимально используя графические элементы и схемы.

3. Ответить на вопросы в конце соответствующей главы учебника.

4. Если при ответах на вопросы возникли затруднения – обратиться к соответствующему материалу для повторения.

5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ

Контрольная работа, выполняемая в межсеместровый период, оценивается по шкале «зачет» / «не зачет». Для получения оценки «зачет» необходимо успешно выполнить три из четырех заданий контрольной работы. Студенты, получившие за контрольную работу «не зачет» до экзамена не допускаются.

Практическая работа на семинарских занятиях служит для более глубокого усвоения учебного материала и отдельно не оценивается.

Итоговая форма контроля – экзамен в устной форме.

6. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Виды планирования социально-экономического развития.

2. Виды программ социально-экономического развития. Структура программ. Требования к содержанию программ.

3. Вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

5. Качество жизни как показатель социального развития.

6. Межмуниципальное хозяйственное сотрудничество.

7. Методы оценки и индикаторы социального развития.

8. Мониторинг и оценка муниципальных программ.

9. Муниципальная инвестиционная политика.

10. Нормативно-правовые рамки управления социально-экономическим развитиям на местном уровне.

11. Основные этапы социально-экономического планирования.

12. Оценка результатов реализации планов социально-экономического развития.

13. Планирование социально-экономического развития как часть управленческой деятельности.

14. Подходы к изучению социального развития.

15. Показатели социально-экономического развития муниципального образования.

16. Полномочия органов местного самоуправления в сфере планирования социально-экономического развития.

17. Понятие программы социально-экономического развития. Программно-целевой метод.

18. Понятие социально-экономического развития муниципального образования.

19. Понятие частно-государственного партнерства. Направления реализации частно-государственного партнерства и местном уровне.

20. Практика реализации инструментов частно-государственного партнерства в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.

21. Проблемы социального развития муниципальных образований в современной России.

22. Проблемы уровня и качества жизни населения в муниципальном образовании и способы их решения на местном уровне.

23. Развитие образования и здравоохранения в муниципальном образовании.

24. Регулирования рынка труда и безработицы на местном уровне.

25. Роль инвестиционной деятельности в социально-экономическом развитии муниципального образования.

26. Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

27. Субъект и объект управления социально-экономическим развитием на местном уровне.

28. Управление муниципальной собственностью.

29. Управление развитием системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

30. Финансовое обеспечение местного самоуправления.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Бабун муниципального управления. СПб: Питер, 2012.

2. Василенко и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012.

3. Государственная и муниципальная социальная политика. Под общ. ред. . М.: Кнорус, 2011.

4. Дурнев социально-экономических и политических процессов. М.: Изд. дом МЭИ, 2012.

5. Ильин экономика и основы регулирования территориального развития. Уфа: УГАТУ, 2012.

6. Мирзалиева и муниципальное управление. Государственное и муниципальное управление в социальной сфере. Система муниципального управления. Экономика муниципального хозяйства. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2012.

7. Муниципальное управление: энциклопедический словарь. Под общ. ред. , . М.: Изд-во РАГС, 2008.

8. Парахина управление. М.: КноРус, 2010.

9. Серватинский инновационных технологий управления муниципалитетом: теория и методология. Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2012.

10. Создание целостной системы управления развитием территории. Под общ. ред. М.: ИПУ РАН, 2011.

11. Торгашев развития города. М.: Спутник+ , 2012.

12. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное планирование). Под общ. ред. М: АНХ, 2007.

13. Черная хозяйство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

14. Щербина управление и территориальное планирование. М.: МГСУ, 2011.

б) дополнительная литература:

1. , Власова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006.

2. Воронин хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Гневко и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. СПб.: Изд-во ИУЭ, 2001.

4. Государственное и муниципальное управление. М.: Магистр, 1997.

5. , Макашева управление. М.: ЮНИТИ, 2003.

6. Кокорин финансово-экономических основ местного самоуправления. Шадринск: Исеть, 2000.

7. Планирование в городском самоуправлении. Сборник статей. Обнинск: Библиотека муниципалитета, 1997.

8. кономика города. М.: Инфра-М, 2002.

9. Уткин и муниципальное управление. М.: ЭКМОС, 2003.

10. Фалмер нциклопедия современного управления. Т. 1: Основы управления. Планирование как функция управления. М.: ВИПКэнерго, 1992.

11. Чиркин и муниципальное управление. М.: Юристъ, 2004.

12. Шумянкова управление. М.: Экзамен, 2004.

8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

1. Управление экономическим развитием муниципального образования (на примере …)

2. Стратегическое управление городским социально-экономическим развитием (на примере …)

3. Управление социальным развитием муниципального образования (на примере …)

4. Программно-целевое управление развитием муниципального образования (на примере …)

5. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью (на примере …)

6. Управление конкурентоспособностью муниципального образования (на примере …)

7. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (на примере …)

8. Особенности управления социально-экономическим развитием северных городов

9. Особенности управления социально-экономическим развитием моноспециализированного города

10. Частно-государственное партнерство как инструмент городского развития

11. Реализация муниципальной инвестиционной политики (на примере …)

Методы управления социально-экономическим развитием МО подвергаются правовому регулированию на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому изложение вопросов их правового регулирования осуществляется посредством характеристики как федеральных и региональных правовых актов, так и актов местного самоуправления. Предполагается раскрыть следующие методы управления социально-экономическим развитием местных сообществ в Российской Федерации:

  • · оценка и мониторинг социально-экономического положения муниципальных образований;
  • · управление муниципальной собственностью и муниципальными финансами;
  • · проведение внешнего аудита муниципальных предприятий и учреждений;
  • · инвентаризация и рыночная оценка объектов муниципальной собственности и использование конкурсных механизмов при выборе форм их использования;
  • · программно-целевой метод
  • · прочие методы.

Организация муниципальной статистики является важнейшим делом органов местного самоуправления, но местная статистика в настоящее время находится в руках государства. Современная точка зрения на содержание муниципальной статистики имеет целью создание информационной модели муниципального образования и системы информационного (в данном случае - средствами муниципальной статистики) сопровождения муниципального управления (путем масштабирования показателей, обеспечения их единства и сравнимости, создания баз данных по различным областям жизнедеятельности населения муниципального образования). Кроме того, целесообразно и правомерно установить, что показатели муниципальной статистики являются первичными показателями (наряду с данными, которые поставляют юридические лица) частного права - предприятия, учреждения, организации, на которых строится общегосударственная статистка. Не исключено, поэтому, что развитие муниципальной статистики в последующем будет основано на деятельности органов местного самоуправления в лице их специализированных подразделений муниципальной статистики, не входящих в систему органов государственной статистики.

Область общественных отношений в муниципальных образованиях, подлежащих нормативному регулированию, отличается сложностью взаимосвязей, множественностью проявлений любого воздействия в самых разных направлениях и областях местной жизни. При этом необходимо учитывать, что каждый рассматриваемый проект нормативного акта, внесенный на рассмотрение представительного органа местного самоуправления как потенциальный акт местного самоуправления не автономен, он является элементом сложной системы актов местного самоуправления. Для того чтобы эта система были качественна и работала эффективно, в первую очередь требуется обеспечить ее внутреннюю согласованность (как по целям, так и по средствам). Для этого, в свою очередь, необходима систематичность и повторяемость оценки направленности и ожидаемых последствий действия таких актов при работе с разными проектами. Следовательно, необходимо применение в ходе таких оценок некоторого единого масштаба, единой системы координат. В качестве такого масштаба можно (и предлагается) принять изменения показателей, Российской Федерации" (они даются в статье 6 указанного Федерального закона и Примерном перечне статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 29 марта 1996 года № 24). Разработка такого масштаба оценок является самостоятельной задачей органов местного самоуправления.

Программно-целевой метод

Программно - целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути - способы - средства".

Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование "древа целей ". Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется, таким образом, "деревом целей ", составом исполнителей и содержанием программы.

Недостатки программно-целевого метода

  • 1. Методическая незавершенность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.
  • 2. «Забывчивость» систем управления.Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались.
  • 3. Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ.
  • 4. Недостаточная оперативность.Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы.

Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

Сущность программно-целевого планирования состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии производства.

В случае, если к комплексному социально-экономическому развитию поселения относятся как к управляемому процессу (в соответствии с данным выше определением), то можно говорить об управлении этим процессом. В этом случае мы будем говорить о комплексе согласованных программ развития различных сфер деятельности города, увязанных по ресурсам, срокам и в соответствии с приоритетами.
В последнее время в Россию стало проникать одно из современных достижений управленческой науки - науки управления проектами. В настоящее время за рубежом это направление в значительной степени развито. Существует даже Международная Ассоциация Управления проектами. Эта методология хорошо зарекомендовала себя в условиях рыночных отношений.
Муниципальные образования в соответствии с законодательством обладают всеми правами юридического лица, осуществляемыми от имени муниципального образования органами местного самоуправления. Это означает, что за небольшим исключением (см. Гражданский Кодекс Российской Федерации) органы местного самоуправления могут осуществлять правоотношения, предусмотренные для юридических лиц гражданским законодательством.
Таким образом, новое гражданское законодательство приравнивает (за некоторыми исключениями) муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, в целом - по управлению развитием города.
В условиях, когда местные органы управления были составной частью государственного управления, и при этом экономика всей страны управлялась административными методами, в методологии управления проектами не было необходимости. Сейчас достижения этого направления в управленческой науке начинают практически использоваться во многих сферах жизни.
Учитывая специфику муниципального управления, о которой говорилось в предыдущих главах, нет необходимости полностью переносить всю методологию управления проектами в муниципальное управление. Однако, по-видимому, некоторые элементы этой методологии могут быть применены в управлении развитием муниципального образования.
Таким образом, под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования мы будем понимать управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, увязанными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.
В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципальным образованием присущи всем муниципальным образованиям.
В этой связи необходимо отметить следующее. Каким бы непрерывным не казался процесс развития и управления развитием, общей принципиальной особенностью процесса управления развитием муниципальных образований является его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются:
бюджетный процесс;
период полномочий органов местного самоуправления;
крупные инвестиционные проекты;
местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и
др.).
В вопросе управления развитием муниципального образования мы предлагаем рассмотреть два подхода (или две стратегии).
Первый подход - в случае, когда цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы: есть начало цикла управления развитием и есть его конец. В этом случае полный цикл управления комплексным социально-экономическим развитием относительно условно, но достаточно определенно можно разбить на два периода: период разработки программы комплексного социально-экономического развития и период реализации этой программы.
Этот подход достаточно удобен, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль за результатами. Преимущество также состоит в том, что относительно просто и наглядно можно представить результаты деятельности по управлению. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований или для решения отдельных проблем, а также и при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования. Второй подход. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: процесс разработки программы и процесс ее реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясь относительно самостоятельно, должны быть достаточно жестко состыкованы по срокам. Эти два процесса в принципе могут развиваться относительно параллельно. Это надо понимать таким образом, что одновременно существует две программы развития: программа комплексного социально-экономического развития, рассчитанная на реализацию в ближайший бюджетный период, и основные направления развития муниципального образования на более дальнюю перспективу (например, на срок полномочий или более длительный). Эта перспективная программа развития постоянно дорабатывается и в определенные периоды времени, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому моменту фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально- экономической программы развития муниципального образования на определенный период (например, на год).
Таким образом, процесс управления развитием в последнем случае существенно сложнее и требует более высокого уровня управления, и, прежде всего, совершенно очевидным становится в этом случае применение современных средств работы с информацией. В настоящем контексте мы в основном обсудили проблемы управления, связанные с цикличностью бюджетного процесса, и его влияние на процесс управления развитием. Если при этом в сферу нашего внимания включить инвестиционные проекты и программы, источниками средств которых могут быть и иные финансовые источники (не только местный бюджет), то тогда процесс управления развитием еще более усложняется и
требует стыковать уже не только циклы бюджетного процесса, но и инвестиционные циклы.
Однако, каким бы ни был сложным процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:
в период разработки программы развития:
сбор и обработка информации;
целеопределение (постановка целей);
выработка стратегических установок и критериев развития;
оценка потенциала и ресурса развития;
разработка концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
в период реализации программы развития:
разработка и принятие бюджета развития;
исполнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально- экономического развития;
контроль, сбор и обработка информации и выработка предложений по корректировке бюджета (программы, концепции).
Итак, основная особенность планирования и разбиение на этапы процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования заключаются в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы с некоторыми характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и др.
Разумно спланированный бюджетный процесс (предусматривающий в том числе и корректировку бюджета), увязанные с бюджетным процессом сроки проведения избирательной кампании в органы местного самоуправления и сроки полномочия этих органов, а также степень преемственности органов местного самоуправления могут в значительной степени снизить количество вероятных конфликтов в отношении проблемы выбора и корректировки путей развития муниципального образования и тем самым повысить эффективность развития муниципального образования. Более подробно о этапах и циклах процесса комплексного социально-экономического развития будет сказано в специальном разделе настоящей книги.
Под системой управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования будем понимать систему, в которой реализуются функции управления и которая включает:
специалистов, объединенных в органы управления;
используемый комплекс методов управления;
организационную и вычислительную технику;
связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации;
документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления для достижения целей, поставленных перед системой;
а также жителей муниципального образования.
В системе самоуправления жители (местное сообщество) являются одновременно и объектом, и субъектом управления. Поэтому они также включены в систему управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования. К основным элементам системы управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования следует отнести:
население муниципального образования;
органы местного самоуправления муниципального образования;
органы государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с населением (местным сообществом);
подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
подсистему информационного обеспечения процесса управления и др.
Более подробно некоторые элементы системы управления будут описаны в специальном разделе.

В каждом муниципальном образовании управление может быть организовано по-разному (в зависимости от имеющихся ресурсов и сложности решаемых задач). Но в самом общем виде - это управление социально-экономическим развитием муниципального образования (города).

Трактовка понятия «развитие муниципального образования» связана с пониманием масштабов и глубины социально-экономического развития.

Понятие «развитие» в отношении муниципального образования вызывает много дискуссий, особенно в последнее время. Существо расхождений по этому вопросу сводится к выражению своего отношения к трем принципиальным вопросам.

Вопрос первый связан с принципиальным подходом к развитию как некоторой функции по отношению к городу. Одни утверждают, что вопрос о развитии города как целостного социально-экономического образования вообще и ставить не надо . По мнению сторонников такого подхода, муниципальное образование и так само найдет свой путь - ему не надо мешать. Надо только развивать инфраструктуру, решать возникающие проблемы, а остальное само собой разовьется и разовьется как раз то, что ограничено для данного муниципального образования.

Противники такого взгляда на развитие муниципального образования утверждают, что без постановки целей (даже в самом общем виде) развития не будет, а будет «топтание на месте», «залатывание дыр», «тушение пожаров» и т.п. . Сторонники такого взгляда на развитие как на проявление определенной воли субъекта, считают, что для того, чтобы муниципальное образование развивалось, необходимо в обязательном порядке определить цели развития. Цели должны быть отобраны из множества различных вариантов и экономически обоснованны. Критерием выбора целей развития при прочих равных условиях становится максимально возможный социальный эффект, то есть необходимость наилучшим образом удовлетворить социальные потребности населения города по возможно более высоким социальным нормативам и стандартам. Сторонники этого подхода аргументируют это тем, что только целенаправленное движение наилучшим образом дает возможность распорядиться ресурсами и достичь минимальных затрат при максимальном положительном эффекте.

Позиция третья заключается в том, что муниципальное образование понимается как целостное социально-экономическое явление, которое имеет свои внутренние законы развития. И если гражданам (жителям поселения) законом предоставлено право ставить и решать вопросы развития муниципального образования, то термин «социально-экономическое развитие муниципального образования» должен относиться не к отдельным сферам жизнедеятельности муниципального образования, а ко всему, включая наряду с традиционно муниципальными сферами жизнедеятельности (такими, как коммунальное хозяйство) и иные сферы, в том числе, взаимодействие с экономическими структурами различных форм собственности .

На основании рассмотренных выше точек зрения можно дать следующее определение: под социально-экономическим развитием понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, имеющий своей целью достижение определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории города, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения .

Так как самоуправление - это один из видов управления, то необходимо выделить основные элементы, реализующие функции местного самоуправления, то есть субъекты и объекты управления развитием муниципального образования. С учетом такой трактовки понятия определим, что является объектом и субъектом социально-экономического развития города.

Субъектом социально-экономического развития выступают муниципальные структуры управления, которые действуют по поручению городского сообщества, привлекают к процессу развития представителей города и взаимодействуют с административными структурами более высокого уровня. К ним относятся:

муниципалитет, в состав которого входят: глава местного самоуправления (мэр города), городской совет, мэрия.

территориальное общественное самоуправление, под которым понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

К объектам социально-экономического развития относятся:

население;

социальная инфраструктура;

экономическая база;

территория.

В условиях местного самоуправления трудно провести грань между субъектом и объектом управления. При анализе по этим основаниям важно выделить самоуправляемую целостность . Назовем ее условно самоуправляемой системой и будем понимать целостность, включающую три составляющие:

население (жители) + территория проживания + коллективные потребности (интересы) жителей = самоуправляемая территориальная социально-экономическая система.

Только полноценное присутствие всех трех составляющих - необходимое условие осуществления самоуправления.

Первые две составляющие, очевидно, и не требуют особых комментариев, однако важно подчеркнуть, что они локализованы и в подавляющем большинстве случаев зафиксированы в пространстве и продолжительны по времени. Не столь очевидно наличие третьей составляющей. Когда мы говорим о потребностях, то подразумеваем одновременно и связанные с ним действия, обнаруживающие эту потребность. Сигналами о возникновении потребности могут быть, например, жалобы жителей на что-либо. Назовем эти действия жителей проявлением воли по удовлетворению потребности. Таким образом, потребность обнаруживает себя проявлением воли. Следовательно, источник информации о возникновении потребности - проявленная воля жителей по удовлетворению потребности.

В случае если жители без чьей-либо помощи (каждый индивидуально) способны решить все свои проблемы, то в самоуправлении нет необходимости. Однако мы понимаем, что это не так, что потребность в совместном решении общих проблем реально существует и экономически выгодно для общества удовлетворять эти потребности не индивидуально, а сообща. В этой связи к самоуправлению необходимо относиться как к одному из эффективных инструментов удовлетворения потребностей населения, реализации их коллективного интереса в этом.

Таким образом, интерес (потребности) жителей - движущая сила самоуправления, поэтому является чрезвычайно важным компонентом в вопросах организации местного самоуправления.

В ведении муниципальных образований находятся 30 вопросов местного значения (статья 6, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), которые можно классифицировать в несколько групп:

вопросы муниципальной собственности (владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; контроль за использованием земель на территории муниципального образования);

финансовые вопросы (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов);

социально-экономические вопросы (комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; обеспечение населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, услугами связи, муниципальным транспортом; снабжение населения и муниципальных учреждений топливом; организация деятельности средств массовой информации, организация ритуальных услуг, зрелищных мероприятий);

вопросы экологии (участие в охране окружающей среды, благоустройство и озеленение территории; организация утилизации и переработки бытовых отходов);

вопросы строительства (регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; создание условий для жилищного строительства; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог);

прочие вопросы местного значения (принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; охрана общественного порядка, содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация и содержание муниципальных архивов, муниципальной информационной службы; обеспечение противопожарной безопасности).

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Так как, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» «комплексное социально-экономическое развитие» отнесено к вопросам местного значения, то муниципальные образования получили право разрабатывать и реализовывать собственные проекты и планы развития. Это предъявляет особые требования к органам местного самоуправления, потому что на них ложиться очень высокая ответственность за судьбы поселений (муниципальных образований).

Согласно законодательству, местные органы власти разрабатывают различные планы и программы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, которые являются необходимыми составляющими в управлении развитием муниципального образования.

Инструменты управления социально-экономическим развитием города.

Одним из инструментов управления, ориентированным на долгосрочную перспективу (до 10-ти лет), является генеральный план, который является основным градостроительным документом, определяющим территориальную и градостроительную концепцию развития города. Генеральный план, характеризует планировку и застройку территории муниципального образования, разрабатывается проектными организациями и имеет целью обеспечить определенные социальные стандарты, которые входят в строительные нормы и правила.

План социально-экономического развития, который также является одним из инструментов управления развитием, представляет собой прогностический документ, соответствующий социально-экономической реальности и рассчитан на среднесрочную/долгосрочную перспективу. Такой План имеет официальный статус, однако он не является жестким директивным документом, регламентирующим в деталях выполнение каждого предлагаемого мероприятия. Определяя общие направления работы, План социально-экономического развития предполагает их конкретизацию и необходимую коррекцию в ежегодных программах, в которых содержится информация о мероприятиях, их бюджете, сроках и ответственных, то есть план может меняться и уточняться в соответствии с изменениями социально-экономической ситуации, взглядов городского сообщества на развитие города.

Одним из основных документов, который готовится в ходе работы над Планом развития города, является концепция социально-экономического развития города. Она представляет собой наиболее общий документ, в котором на основе проанализированных ранее условий развития муниципального образования (анализ среды развития, в которой предстоит развиваться городу; оценка ресурсов города и т.п.), необходимо изложить его перспективное «видение» и определить конкретные направления развития . Концепция должна быть своеобразной «конституцией» социально-экономического развития города, поэтому ее формулировки должны быть четкими и не сводиться к количественным плановым показателям, жестко привязанным к определенному сроку. На основе сочетания условий и ресурсов развития, специфических для каждого города, в концепции определяется их приоритетность, очередность выполнения и срок реализации.

С целью реализации политики, направленной на обеспечение устойчивой работы городского хозяйства, сохранение объемов и качества услуг, оказываемых жителям города, разрабатываются целевые программы. Цели социально-экономического развития города могут быть стандартными для многих российских городов (например, для городов определенной масштабной группы). Их сходство определяется наличием аналогичных проблем, а также ресурсов, которые могут быть использованы для достижения этих целей. К ним, например, относятся привлечение инвестиций, оптимизация городских финансов, повышение эффективности городского хозяйства. Кроме того, цели могут быть специфическими для каждого из городов, обусловленными особыми условиями развития. Для каждой из определенных целей должна быть сформулирована целевая программа с ее краткой характеристикой, примерным перечнем задач, по возможности - с приблизительной оценкой ожидаемых затрат и эффекта от их выполнения. Разработка каждой программы производится специализированным подразделением городской администрации или внешними организациями, привлекаемыми на договорных условиях, а также обеспечивается финансовыми, информационными, кадровыми и прочими ресурсами. Важным элементом разработки целевых программ является уточнение тех практических мероприятий, реализация которых обеспечивает выполнение поставленных целей. По завершении разработки целевые программы объединяются в единый блок, который должен стать системным документом.

Подготовленные ранее концепция социально-экономического развития города и блок целевых прграмм объединяются в План социально-экономического развития.

Важным инструментом в осуществлении социальных и экономических задач имеет бюджет муниципального образования. Экономическая сущность местного бюджета проявляется в его назначении. Он выполняет следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельность предприятий, организаций и учреждений, подведомственным органам местного самоуправления. Местные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Кроме того, из бюджета финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Разработка программ развития - первый шаг на пути стратегического управления развитием. Следующий этап - разработка на основании имеющегося опыта стратегии развития, а стратегический подход к управлению городом позволит определить приоритеты его развития на долгосрочную перспективу.

Важную роль в привлечении предприятий, организаций к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования играет муниципальный заказ. Согласно статье 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств».

Муниципальный заказ - это договор органа местного самоуправления с хозяйствующим субъектом на выполнение определенного вида работ, финансируемых из местного бюджета или муниципальных внебюджетных фондов.

Каким бы непрерывным ни казался процесс развития и управления им, общая принципиальная особенность процесса управления развитием муниципального образования - его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются:

Бюджетный процесс;

Период полномочий органов местного самоуправления;

Крупные инвестиционные проекты;

Местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.).

Если цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы, то есть начало управления развитием и его конец. В этом случае полный цикл управления социально-экономическим развитием условно можно разбить на период разработки программы социально-экономического развития и период реализации этой программы. Такая стратегия достаточно удобна, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль за результатами. Его преимущество состоит в том, что относительно просто и наглядно можно представить результаты управления. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований, а также при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования.

В крупных муниципальных образованиях такая программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость рассматривать весь процесс управления как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: разработки программы и ее реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясь относительно самостоятельно, должны быть жестко согласованы по срокам.

Эти два процесса могут развиваться параллельно, то есть одновременно могут существовать две программы развития: программа комплексного социально-экономического развития, рассчитанная на ближайший бюджетный период, и программа развития муниципального образования на более дальнюю перспективу. Эта перспективная программа развития постоянно дорабатывается и в определенные периоды времени, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому моменту фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально-экономической программы развития муниципального образования на определенный период. Таким образом, процесс управления развитием в последнем случае существенно сложнее, требует более высокого уровня управления и прежде всего применения современных средств работы с информацией.

Итак, основная особенность управления процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования заключается в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы с характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими, как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и др.

Разумно спланированный бюджетный процесс, увязанные с бюджетным процессом сроки проведения избирательной компании в органы местного самоуправления и сроки полномочия этих органов могут в значительной степени снизить число вероятных конфликтов в отношении выбора и корректировки путей развития муниципального образования и тем самым повысить эффективность его социально-экономического развития.

Таким образом, под управлением социально-экономическим развитием муниципального образования (города) понимается управление взаимно согласованными программами развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованных по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.