Социально правовая поддержка инвалидов. Социальная защита инвалидов в российской федерации

Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрассудков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Медицинское и социальное обслуживание инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственная поддержка инвалидов включает в себя следующие мероприятия:

  • 1. Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
  • 2. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка.

  • 3. Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций (операции с денежными средствами, нотариальные действия и т.д.) с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи
  • 4. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
  • 5. Обеспечение инвалидов жилой площадью. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • 6. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
    • · платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
    • · платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
    • · платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    • · оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
  • 7. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
  • 8. Образование инвалидов. Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

  • · осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
  • · развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
  • · интеграцию в общество.
  • 9. Обеспечение занятости инвалидов.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • · установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • · резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • · стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • · создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • · создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • · организации обучения инвалидов новым профессиям.
  • 10. Установление квоты для приема на работу инвалидов.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

11. Материальное обеспечение инвалидов.

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

12. Социально-бытовое обслуживание инвалидов.

Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации .

Основными законами об инвалидах в РФ и Омской области являются:

  • · Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • · Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 06.08.2015) "О порядке и условиях признания лица инвалидом"
  • · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"
  • · Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. От 29 июня 2015г) "О ветеранах"
  • · Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (ред. От 4 июня 2014 г) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
  • · Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 ноября 2010 г. N1031н (ред. От 17 июня 2013 г) "О формах справки, подтверждающей факт установления, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления"
  • · Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901"О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг"
  • · Закон Омской области от 26 июля 2011 г. N 1373-ОЗ (ред. От 7 ноября 2013 г) "О социальной защите инвалидов в Омской области"
  • · Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (ред. От 21 июля 2914 г) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.

Для правовой и социальной поддержки инвалидов в РФ созданы различные советы при главах регионов, а также общественные организации.

В Омской области существует Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области, который создан в целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными органами и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Омской области. Положение о Совете по делам инвалидов при Губернаторе Омской области и его состав утверждаются Губернатором Омской области.

Органы государственной власти Омской области:

  • · привлекают представителей общественных объединений инвалидов для подготовки, принятия и реализации решений, в том числе при разработке нормативных правовых актов Омской области, затрагивающих их интересы;
  • · привлекают представителей общественных объединений инвалидов к участию в рассмотрении вопросов, связанных с созданием условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
  • · оказывают содействие общественным объединениям инвалидов в осуществлении их деятельности на территории Омской области, в том числе путем предоставления субсидий из областного бюджета в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Право инвалидов на создание общественных объединений описано в статье 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Наиболее известными общественными объединениями в России являются «Всероссийское общество инвалидов» и «Союз инвалидов России».

Всероссийское общество инвалидов создано 17 августа 1988 года. Целями ВОИ являются: защита прав и интересов инвалидов обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества интеграция инвалидов в общество. Сегодня ВОИ - это более 1,6 миллиона человек, 24,3 тыс. первичных организаций, 2 100 районных и городских и 81 региональная организация В 1998 году ВОИ присвоен Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН. Имеет представительство во всех регионах РФ, в т.ч. и в Омской области.

Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов "Союз инвалидов России" зарегистрирован 11 июня 1999 года Министерством Юстиции Российской Федерации за №3714, по инициативе общественных организаций инвалидов России.

Союз инвалидов России - это общественная база, направленная на развитие системы, которая позволит людям с ограниченными возможностями раскрыть свой потенциал, и полноценно реализовать себя в современном обществе, получить равные права и условия для жизни наряду с остальными гражданами РФ.

Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия

Основные задачи:

  • · Защита прав и интересов инвалидов;
  • · Обеспечение инвалидов равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни;
  • · Реализация социальных программ, направленных на оказание всесторонней помощи инвалидам;
  • · Развитие всестороннего сотрудничества организаций инвалидов с общественными организациями, государственными и коммерческими структурами

Таким образом, меры социальной защиты инвалидов в РФ включают в себя: медицинское и социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и правовую защиту инвалидов, основанные на принятых законодательных актах в РФ.

На какие выплаты можно рассчитывать при рождении ребенка в Москве. Как оформить единовременную выплату при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком, пособие для молодых семей

  • Как получить помощь для одиноких родителей

    Какие выплаты может получить одинокая мать или отец в Москве. Как оформить выплаты для одиноких родителей

  • Как взять социальную ипотеку

    Как улучшить жилищные условия с помощью социальной ипотеки. Какое жилье можно приобрести с использованием социальной ипотеки. Как определяется стоимость жилья, продаваемого по социальной ипотеке

  • Как использовать сертификат на материнский капитал

    На что можно потратить материнский капитал. Кто может использовать материнский капитал и когда. Какие документы нужны для использования маткапитала

  • Как получить жилье в безвозмездное пользование

    Кто может получить жилье в безвозмездное пользование. Как заключить договор безвозмездного пользования. Каковы последствия заключения договора безвозмездного пользования

  • Как встать на жилищный учет

    Что такое учет нуждающихся в жилых помещениях. Как встать в очередь на получение жилья. Какие документы нужны, чтобы встать на жилищный учет

  • Как оформить право на бесплатный проезд и лекарства для пенсионеров в Москве

    Бесплатный проезд и бесплатные лекарства: кому положены, как оформить, какие документы нужны для оформления

  • Как оформить удостоверение пострадавшего от воздействия радиации

    Кто имеет право на оформление удостоверения пострадавшего от радиации. Какие документы нужны, чтобы оформить удостоверение

  • Как получить помощь для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организации

    Какие выплаты может получить женщина, уволенная в связи с ликвидацией организации во время беременности или отпуска по уходу за ребенком

  • Все для семей с детьми: выплаты, льготы, социальная поддержка
    • Подборка
    • 12 инструкций

    Какая поддержка предусмотрена для семей с детьми. Как оформить детские пособия и получить выплаты при рождении ребенка. На какие выплаты имеют право многодетные семьи. Какая помощь оказывается малообеспеченным семьям с детьми и одиноким родителям. Какие льготы могут получить семьи военных. Какие выплаты получают усыновители, опекуны и приемные родители.

  • Как получить продукты на молочной кухне

    Какие продукты можно получить на молочной кухне. До какого возраста ребенок может получать продукты на молочной кухне. Какие документы нужны, чтобы получать бесплатное питание на молочной кухне

  • Как встать на учет в качестве безработного

    Какие документы нужны, чтобы зарегистрироваться в качестве безработного. Кто может встать на учет в качестве безработного

  • Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше.

    Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов. М.: СПАРК, 2010. С.95.

    Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.

    В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ // Российская газета. 1995. 02 декабря. № 234.

    Инвалидность -- это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.

    Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

    Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид -- лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ // Российская газета. 1995. 02 декабря. № 234.

    Ограничение жизнедеятельности -- это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

    Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.

    Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

    Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. М.. 2010. С.55.

    1. По возрасту -- дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

    2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

    3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

    4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

    В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов.

    Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы.

    Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы.

    Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью.

    Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок?

    Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции.

    Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами.

    Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция. М.,. 2009. С.63.

    По официальной статистике, в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. М, 2010. С.39.

    В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины - более 44%, 65-80% - это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава.

    За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999г. - до 592 300 детей.

    Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.

    В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Сейчас их количество составляет почти 42 200 человек.

    На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны -- более 15%, I группы 12,7%, II группы -- 58%, III группы -- 29,3 %.

    Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте--психические расстройства (2,7%).

    Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями. Кальмет Х.Ю. Жилая среда для инвалидов. М., .2010. С.86.

    Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями: по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста, по нозологии -- наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения, по тяжести -- преобладают инвалиды II группы.

    В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.

    Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов: Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. М., 2010. С. 60.

    1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

    2. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

    3. Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).

    4. За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

    5. Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

    6. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

    Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

    В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом.

    В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей. Варковастова Т. В. Социальная защита инвалидов в России. М., 2010. С. 122.

    Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

    Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются: Трунов И.Л. Социальная защита инвалидов в России: взгляд на проблему // Право и политика. 2010. № 5. С. 84-87.

    Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

    Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

    Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

    Наличие неправительственных организаций инвалидов.

    Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

    Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

    Таким образом, на современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства и местных органов власти.

    Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.

    Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации« и другими нормативными актами установлен достаточно широкий объем прав инвалидов и государственных гарантий их реализации.

    Россия как социальное государство обеспечивает социально-правовую защиту инвалидов, путем формирования разноплановых целевых программ по защите инвалидов, внедрению разнообразных реабилитационных систем и технологий как на государственном, так и на региональном уровне.

    Таким образом, в настоящее время при решении вопросов о социальной защите инвалидов во главу углу ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты инвалидов остается вопросом второстепенным.

    В действующем законодательстве Российской Федерации и федеральных и региональных программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.

    Зачастую инвалиды не могут свободно выбирать свой образ жизни , а некоторые из них и попросту лишены возможности учиться, создавать семью, работать, посещать магазины, культурно-массовые мероприятия и т.д.

    Инвалиды, как и любые другие граждане, реализовывают свои права посредством применения правовых норм через соблюдение их, исполнение и использование.

    Граждане-инвалиды, в том числе , могут реализовывать права как непосредственно , т.е. лично, так и через своих законных представителей (на основании выданной доверенности или в силу недееспособности, т.е. когда инвалид не может самостоятельно приобретать и осуществлять свои права и обязанности).

    В настоящее время инвалиды могут реализовать и защищать свои права на основании следующих законов (список неисчерпывающий):

    • Конвенции ООН о , принятая 13 декабря 2006 г. резолюцией Генеральной Ассамблеeй ООН N 61/106);
    • Конституции РФ;
    • УК РФ;
    • ГК РФ;
    • ТК РФ;
    • КоАП РФ;
    • ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
    • ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
    • ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
    • ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
    • Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 «О занятости населения в РФ»;
    • ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
    • ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    Если какие-либо из перечисленных норм противоречат Конвенции, то они не подлежат применению.

    Конвенция по отношению к любому закону России, в том числе и по отношению к Конституции, имеет преимущественное значение (ст.15 Конституции РФ).

    Конвенция о защите прав инвалидов

    3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», это означает, что нормы Конвенции распространяются на российских граждан, юридических лиц и на государство в целом.

    Термин «Конвенция» используется для обозначения официального международного многостороннего договора , который открыт для подписания странами, не являющимися участниками Конвенции.

    Это первый международный договор по правам человека (инвалидов), который ратифицировала наднациональная международная организация Европейский Союз. Конвенция имеет 147 подписей.

    Конвенция состоит из преамбулы, 50-ти статей и факультативного Протокола к ней. Стоит отметить, что РФ ратифицировала только текст самой Конвенции, Протокол же так и остался нератифицированным.

    Что определяет Конвенция:

    Как уже было отмечено, россияне не могут обратиться в данный Комитет на незаконные действия РФ, в случае исчерпания всех внутренних средств защиты.

    Нарушение прав инвалидов — это …

    Нарушение прав инвалидов, как и любое другое нарушение обусловлено следующим. Это противоправное деяние гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением.

    Противоправность имеет несколько признаков:

    1. Наличие деяния – т.е. может быть в виде активного действия или бездействия;
    2. Причинение вреда — направлено против общества;
    3. Наличие вины – психическое отношение лица к своему деянию и к последствиям. Вина бывает двух форм: в виде неосторожности и в виде прямого умысла.
    4. Ответственность за нарушение прав, кто и как защищает права инвалидов? (социальная защита инвалидов).

    За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности или нарушение иных прав инвалидов, виновные лица, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. В случае наличия правонарушения в отношение инвалида, следует понять, это преступление или проступок.

    Преступление

    Опасное правонарушение, запрещенное УК РФ, за которое следует уголовная ответственность.

    Проступок

    Общественно опасное правонарушение с меньшей степенью общественной опасности, за которое предусмотрена гражданская или административная ответственность.

    Уголовная ответственность Гражданская ответственность Административная ответственность
    По статьям против жизни и здоровья 111, 112, 113, 116, 117 УК РФ в результате чего человек стал инвалидом. Неправильное начисление пенсии (ФЗ о пенсиях). Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ).
    По статье халатность (ст.124), связанной с неисполнением должностным лицом норм, обеспечивающие инвалидам их права. Дискриминация при осуществлении инвалидом права на образование (ст.19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ). Незаконная парковка на месте для инвалидов (ч.2 ст.12.19 КоАП РФ).

    Если права инвалида были нарушены, то непосредственно сам инвалид, либо заинтересованные лица могут обратиться в суд за восстановлением его прав.

    Если заявителю не удалось восстановить свои права в российских судах Истец может обратиться в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает дела, связанные с нарушением прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., при условии исчерпания всех внутренних средств правовой защиты в течение 6 месяцев.

    ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено создание социальной защиты для инвалидов. Эти функции отведены общественным объединениям, которые создаются и действуют с целью защиты прав и законных интересов инвалидов. Эти объединения обеспечивают инвалидам равные с другими гражданами возможности.

    Государство обязано таким учреждениям оказывать всестороннюю помощь и содействие (материальную, техническую) вплоть до их финансирования. Представители общественных объединений инвалидов участвуют в законодательном процессе по вопросам, затрагивающим интересы инвалидов.

    Заключение

    Наивысшем актом по защите прав инвалидов (см. ) является Конвенция ООН «О правах инвалидов» .

    Нашим государством приняты конкретные меры по реализации данной Конвенции, которые нашли свое отражение в федеральной программе «Доступная среда» на 2011-2015 г.г., которая была продлена до 2020 года.

    Этой программой предусмотрено принятие большого количества мер по созданию «безбарьерной среды», обеспечение мобильности инвалидов, создания для них специальных образовательных центров, вовлечение их в трудовую и общественную жизнь.


    2,342 total views, 33 views today

    Когда человек считается инвалидом?

    Согласно закону инвалидом считается человек, который имеет стойкое нарушение физиологического состояния своего организма. Неисполнение ряда обязательных функций по этой причине, а также наличие дефектов, выступающих в качестве ограничителя полноценной жизнедеятельности, являются причиной для оказания социальной поддержки. Инвалидность должна быть подтверждена , а также необходимо выявить причины ее появления. Таковыми являются:

    • наличие общего или профессионального заболевания;
    • ограничения по здоровью с детства;
    • увечья и травмы, полученные в период трудоустройства или во время военных действий;
    • болезни, появившиеся в результате техногенных катастроф, в частности, аварий на ЧАЭС.

    Существует еще ряд причин, которые объединены в стандартный перечень и указаны в законодательстве РФ. Инвалидность назначается после медико-социальной экспертизы или МСЭ , которая проводится в медицинском учреждении, где проходит лечение гражданин, комиссионно. В случае признания человека инвалидом, ему предоставляется соответствующая справка, которая в дальнейшем является основанием для предоставления льгот и других видов социальной помощи.

    Групп инвалидности всего три и каждой из них свойственны определенные характеристики. Для подтверждения своего статуса гражданин должен раз в год ( – раз в 2 года , – всего один раз ) проходить переосвидетельствование.

    Регулирование вопросов и ситуаций, связанных с наличием у граждан ограничений по здоровью в виде инвалидности, происходит согласно федеральному законодательству, а также на основании местных постановлений, распоряжений и отдельно взятых положений.

    Социальная поддержка инвалидов выражается в предоставлении конкретного набора льгот и доплат, который зависит от ряда факторов:

    • группы инвалидности – 1, 2 или 3-я, включая детей-инвалидов и людей, ограниченных по здоровью с детства;
    • причинами возникновения подобных проблем могут быть радиационное облучение или получение травм, увечий в .

    Наряду с индивидуальным набором льгот и целевой помощью, оказываемой рядом фондов, поддержка инвалидов осуществляется еще и на общих основаниях и распространяется на всех граждан с такой проблемой.

    Социальная поддержка инвалидов 1 группы

    Ограничения по здоровью первой категории включает в себя наиболее сложные, тяжелые и ярко выраженные нарушения. следующие:

    • возможность внеконкурсного зачисления в государственное образовательное учреждение любого уровня, если экзаменация таким гражданином пройдена успешно;
    • для студентов, проходящих обучение в очном порядке, предусмотрена повышенная стипендия;
    • рабочая неделя для граждан с инвалидностью сокращается до 35 часов ;
    • люди, имеющие ограничения по здоровью, обладают правом по месту трудоустройства оформлять отпуск за свой счет до 60 дней ежегодно;
    • предоставляется право на бесплатное передвижение в любом виде общественного транспорта в пределах региона проживания гражданина, а также для сопровождающего его лица, кроме поездок на такси;
    • инвалиды освобождаются от уплаты налогов на недвижимое имущество и унаследованную собственность.

    В качестве пособий и пенсий можно отметить следующие виды выплат:

    1. Наряду с пенсией по старости, инвалидам предоставляется пособие по инвалидности в размере 3626,98 руб .
    2. При отсутствии необходимого страхового стажа, инвалиды могут оформить социальную пенсию в размере 12082,06 руб. в зависимости от группы. При наличии иждивенцев доплачивается 1778,06 рублей за каждого, но не более чем за трех.

    Получение первой группы инвалидности происходит в стандартном порядке при условии стойкого расстройства основных функций организма и невозможности гражданина самостоятельно себя обслуживать и выполнять какие-либо действия.

    Социальная поддержка инвалидов 2 группы

    Инвалиды второй группы также могут рассчитывать на . Следует сказать, что особенных различий между льготам, предоставляемыми инвалидам первой группы и гражданам данной категории нет, за исключением размера пособий и пенсий:

    • ежемесячная доплата инвалидам второй категории составляет 2590,24 руб. ;
    • социальная пенсия – 5180,24 руб.

    В качестве льгот можно отметить право на сокращение часов в рабочей неделе для работающих граждан, дополнительный отпуск, поступление в образовательное заведение вне конкурса, право на повышенную стипендию и полное освобождение от налоговых платежей.

    В данную группу входят люди, имеющие ограничения по здоровью в виде глухоты, слепоты и других подобных нарушений. В отношении таких граждан предусмотрены отдельные виды помощи: услуги сурдо и тифлопереводчика, а также аудиокомментирование и полное освобождение от оплаты радиоточки.

    Вторая группа инвалидности оформляется только при наличии стойко выраженных нарушений функционирования организма, а также травм и повреждений, негативно отражающихся на здоровье человека определенной степени сложности и тяжести.

    Социальная поддержка инвалидов 3 группы

    Инвалидами третьей группы являются граждане, прошедшие медико-социальную экспертизу, которая подтвердила наличие стойкого нарушения физиологического состояния человека, но умеренного типа.

    • доплата составляет – 2073,51 руб. ;
    • социальная пенсия – 4403,24 руб.

    В комплект льгот включены те виды, что и для инвалидов первой и второй групп, за исключением внеконкурсного поступления в ВУЗы и повышенной стипендии. Студенты сдают вступительные экзамены и зачисляются на обучение на общих основаниях. Отсутствуют у инвалидов третьей группы и налоговые льготы.

    Также законодательством предусмотрена 50%-ное возмещение средств , израсходованных на оплату медикаментов, для тех граждан, которые осуществляют трудовую деятельность.

    Социальная поддержка детей-инвалидов

    Законодательством РФ предусмотрен ряд льгот, которые предоставляются для , имеющих ограничения по здоровью. выражается в следующем:

    • предоставление ежемесячной социальной выплаты на детей, которые не могут посещать образовательное или воспитательное учреждение, с целью организации обучения и воспитания в домашних условиях;
    • возмещение средств, израсходованных на проезд к месту оздоровительного отдыха раз в год, включая проезд сопровождающего лица;
    • бесплатное прохождение необходимых медицинских и реабилитационных процедур в клиниках государственного типа;
    • возмещение средств, потраченных на приобретение технических средств реабилитации и покупку медикаментов.

    Помимо оказания социальной помощи, в пользу ребенка с ограничениями по здоровью производятся обязательные выплаты. Размер среднего пособия ребенка-инвалида в настоящее время составляет 13 000 рублей и более .

    Социальная поддержка родителей детей-инвалидов

    При наличии в семье ребенка с инвалидностью , его родители также могут рассчитывать на получение некоторых видов . Все меры можно условно разделить на несколько категорий:

    • трудовые – предоставляются по месту работы родителей в виде уменьшения часов в трудовой неделе, предоставления дополнительных выходных дней и отпуска;
    • жилищные – предоставление субсидии на улучшение условий проживания, а также оформление земельного участка для строительства дома. Скидка на оплату услуг ЖКХ в размере 50% ;
    • пенсионные – право на повышенное пособие и сокращения необходимого стажа для выхода на пенсию на 5 лет ;
    • медицинские – возможность бесплатного и внеочередного обслуживания и получения средств реабилитации, а также медикаментов со скидкой;
    • налоговые – выражаются в освобождении от уплаты ряда налоговых обязательств, предоставлении стандартного вычета в размере 3 000 рублей на каждого ребенка с инвалидностью.

    Социальная выплата на ребенка с ограничением по здоровью составляет 1200 рублей ежемесячно. Те граждане, которые не имеют возможности работать по причине осуществления ухода за ребенком-инвалидом, могут оформить пособие в размере 5 500 рублей .

    Реабилитация и абилитация инвалидов

    С начала 2016 года в силу вступил закон, содержание которого определило границы между понятиями . Несмотря на то что термины созвучны, разница между ними существенная. Реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление функций организма после получения травм или утерянных в результате болезни. Абилитация подразумевает формирование начальных навыков у детей, имеющих отклонения или нарушения в развитии.

    В качестве реабилитационных мер можно отметить:

    • Комплекс медицинских процедур, включая протезирование и санаторно-курортное лечение.
    • Профориентация – оказание помощи в трудоустройстве в рамках действия федеральных программ и дальнейшей адаптации, правовая поддержка.
    • Социально-средовое устройство – оказание психологической помощи для внедрения таких граждан в социальную среду.

    В рамках данных мер инвалиды обеспечиваются техническими средствами, транспортом, устройствами связи. Кроме этого им оказывается услуга по оказанию информационной поддержки .

    Что касается абилитации, то в рамках этой процедуры оказываются такие виды помощи:

    • система медицинских мероприятий, направленных на восстановление функций организма ребенка, как полностью, так и частично;
    • социальная поддержка детей и их родителей;
    • педагогическое сопровождение.

    Заключение

    В итоге можно сделать несколько выводов:

    1. Инвалидность дает право гражданину на получение комплекса социальных мер поддержки. Нарушение здоровья должно быть подтверждено комиссионно и оформлено в виде официального медицинского заключения.
    2. Законом предусмотрено три группы ограничений по здоровью и каждая из них имеет свои параметры, характеристики, порядок оформления. Выплаты и льготы в зависимости от группы также предоставляются разные.
    3. Дети с инвалидностью и их родители имеют право на получение различных мер социальной поддержки на федеральном и на местном уровнях.
    4. Законодательно предусмотрены меры помощи граждан в периоды реабилитации и абилитации.