Высшее образование в россии и европейское образовательное пространство. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира

В современной Европе процессы, связанные с объединением, зат­рагивают различные сферы и выходят за рамки ЕС. Более того, появ­ляются новые области, которые начинают развиваться по единым пра­вилам. К таким новым областям относится высшее образование. Причем, если ЕС сегодня насчитывает 25 членов и почти 60-летнюю историю, то интеграционные процессы в области высшего образова­ния, получившие названия Болонского процесса и начавшиеся в са­мом конце 1990-х гг., охватывают в настоящее время 40 европейских государств. Иными словами, интеграция в области высшего образова­ния стала той сферой, которая развивается крайне интенсивно, несмот­ря на языковой барьер, наличие национальных особенностей в облас­ти образования, которые складывались столетиями, и т.п. В чем при­чины таких темпов интеграции?

Европа во второй половине XX столетия пережила, по крайней мере, два периода, во время которых она столкнулась с проблемой свое­го отставания от других регионов. Некоторое технологическое отстава­ние европейских стран от США и Японии наметилось в 1960-1970-е гг. Это дало о себе знать и в последующие годы. В результате в Европе позднее и медленнее, чем, например, в США, внедрялись банковские пластиковые карты и связанные с ними услуги, развивалась сотовая телефонная сеть, вводился Интернет. Следует заметить, что по массо­вому использованию ряда технологических инноваций развитые евро­пейские страны в начале 1990-х гг. стали уступать не только США и Японии, но и, например, таким странам, как ЮАР, где еще в начале 1990-х гг. широкое распространение получила система банкоматов, оплаты коммунальных услуг по компьютеру через национальную сеть, а также развитие сотовой телефонной сети.

Своеобразным «вторым звонком» для европейцев послужил тот факт, что США, а также Австралия начинают интенсивно предостав­лять образовательные услуги. Эта статья становится значимой стать­ей их экспорта. В частности, В.И. Байденко пишет, что с начала 1990-х гг. число европейских студентов, которые обучались в США, превысило число американских студентов, обучающихся в Европе.

Факт отставания европейского образования имел не только эко­номическое значение. Европа, с ее культурными историческими тра­дициями, неотъемлемой частью которых было университетское обра­зование, стала именно в этой области уступать место «нуворишам».

Все это и заставило европейцев в конце 1990-х гг. серьезно за­няться реформой в области высшего образования. Ее инициаторами выступили Великобритания, Германия, Италия и Франция. На встре­че в Сорбонне в 1998 г. министры образования этих стран подписали Сорбоннскую декларацию, положившую начало интеграции высшего образовательного пространства в Европе. В ее основу была положена Университетская Хартия (Magna Charta Universitetum ), принятая в 1988 г. в Болонье в связи с празднованием 900-летия старейшего европейского университета. Университетская Хартия подчеркивала ав­тономность университета, его независимость от политических и идео­логических догм, связь исследования и образования, отказ от нетер­пимости и ориентация на диалог.

Своеобразным «оформлением» процесса создания единого обра­зовательного пространства стало подписание Болонской декларации 1999 г., давшей название самому процессу. В основу этой декларации положены следующие принципы:

    двухуровневое высшее образование, первый уровень ориенти­рован на получение степени бакалавра, второй - магистра;

    кредитная система, представляющая собой единый учет про­цесса обучения во всех государствах (какие курсы и в каком объеме прослушаны студентом);

    независимый контроль качества образования, в основу кото­рого положено не количество часов, потраченных на обучение, а уро­вень знаний и умений;

    мобильность студентов и преподавателей, предполагающая, что для обогащения опытом преподаватели могут определенный период работать, а студенты - обучаться в университетах различных европей­ских стран;

    применимость знаний выпускников университетов в Европе, означающая, что специальности, по которым готовятся кадры, будут востребованы там, а подготовленные специалисты - трудоустроены;

    привлекательность европейского образования (планируется, что нововведения будут способствовать заинтересованности европей­цев, а также граждан стран других регионов в получении европейско­го образования).

Россия подписала Болонскую декларацию в сентябре 2003 г. и на­чала процесс реформирования высшего образования.

Перестройка высшего образования во всех странах, включенных в Болонский процесс, идет далеко не просто по многим причинам, в том числе связанным с необходимостью «ломки» многих сложившихся традиций, структур, методов преподавания. Во всех странах, включен­ных в Болонский процесс, ведутся дискуссии по вопросам интеграции общеевропейского пространства, появились ее как активные сторон­ники, так и противники. Главное, что стоит за спорами, - те социаль­но-политические последствия, которые повлечет за собой создание общеевропейского образовательного пространства.

Болонский процесс, несомненно, будет углублять и расширять общеевропейскую интеграцию. Сопоставимость основных параметров технологии высшего образования (уровни образования, сроки и т.п.) даст возможность, с одной стороны, сделать понятным уровень квали­фикации выпускников, с другой - сформировать в рамках Европы по каждой специальности общие требования к знаниям и умениям вы­пускников, обеспечивая тем самым высокую мобильность квалифи­цированной рабочей силы. Более того, Болонский процесс, предпола­гающий партнерские отношения между европейскими университета­ми, позволит готовить единую европейскую политическую, экономи­ческую, техническую, научную и другую элиту. Этому же процессу будет способствовать мобильность студентов и преподавателей, кото­рая также предусмотрена Болонским процессом. В результате выпус­кники европейских университетов войдут в профессиональную сферу с множеством межличностных контактов, установленных еще в пери­од обучения со своими однокурсниками из разных государств.

Включенность в единое общеевропейское образовательное про­странство позволит решить, или по крайней мере смягчить, ряд про­блем, которые существуют между государствами, в том числе и на по­стсоветском пространстве. Один из примеров - отношения России с государствами Балтии в связи с русским языком в этих странах, в ча­стности в Латвии. Оба государства присоединились к Болонскому про­цессу: Латвия - с 1999 г., Россия - с 2003 г. Латвия с 2004 г. является членом ЕС, а в рамках программ сотрудничества Россия - ЕС образо­вание занимает одно из приоритетных мест. Обе страны в течение дли­тельного время имели единую систему высшего образования, поэтому Латвия хорошо представляет российское образование. Системы обра­зования обеих стран в начале 1990-х гг. столкнулись во многом со сход­ными проблемами. Все это способствует развитию сотрудничества в об­ласти высшего образования между Россией и Латвией, а хорошее знание русского языка жителями Латвии становится важным преиму­ществом Латвии при развитии такого сотрудничества. Одновременно, для русскоязычного населения Латвии в рамках Болонского процес­са, предусматривающего мобильность студентов и преподавателей, открываются новые возможности обучения и преподавания в России.

Развитие интеграции в области образования способствует и раз­витию демократизации. В свое время университеты сыграли немалую роль для становления и развития демократии в Европе. Сегодня уни­верситет, являясь, согласно Сорбоннской декларации, основной струк­турной единицей Болонского процесса, потенциально способен вновь сыграть важную роль в этой области. Университетское сообщество является по своей природе сетевым, а демократия подразумевает пре­имущественно сетевые социальные связи и отношения. Повышение роли образования (соответственно, университетов) в социально-эко­номической и политической жизни Европы будет вести к дальнейше­му развитию сетевых отношений в различных сферах.

Наряду с положительными моментами Болонский процесс повле­чет за собой и ряд проблем. Одну из групп составляют проблемы, связанные с различными видами расслоения европейского общества, что в принципе характерно и для других регионов, однако в рамках интенсивно ведущейся образовательной реформы они могут прояв­ляться с особой силой.

Повышение качества высшего образования приведет к усилению различий между образованной элитой и остальными слоями населе­ния, что в свою очередь будет побуждать менее квалифицированные и более консервативные слои населения к отказу от дальнейшего раз­вития европейской интеграции, росту национализма. Учитывая то, что сегодня это расслоение уже довольно отчетливо проявляется, усиле­ние этих процессов может оказаться критическим. Впрочем, многое зависит от университетов. Если будут разработаны различные програм­мы, в соответствии с которыми университеты станут не только важ­нейшими единицами интеграции высшего образования, но и частью гражданского общества, что подразумевает просветительскую, экспер­тную, консультативную деятельность, т.е. открытость университетов обществу, то этот социально-культурный разрыв может быть значи­тельно уменьшен.

Увеличение числа европейцев с дипломами высшего образования повлечет за собой новый поток менее квалифицированной рабочей силы из арабских, азиатских и африканских стран. Изменение этни­ческого состава Европы, сопровождающееся распространением иных культурных норм и ценностей, является проблемой (в конце 2005 г. Европа уже столкнулась здесь с проявлениями насилия) и требует раз­работки соответствующих социально-экономических программ.

Болонский процесс повлечет за собой перестройку университет­ского сообщества, в котором выделятся по крайне мере три страты. Первая страта - наиболее успешные и престижные университеты (по отдельным направлениям или в целом), полностью включенные в Бо­лонский процесс, которые, учитывая, что образовательные услуги ста­новятся все более значимой статьей дохода, будут формировать свое­го рода «консорциумы», стараясь монополизировать образовательную сферу. Вторая страта - университеты, которые отчасти будут при­надлежать «первому кругу», но стремящиеся войти в него полностью. Наконец, третья страта - университеты-«аутсайдеры», работающие на грани выживания. Границы между стратами будут подвижными, и кроме кооперативных связей и отношений между ними развернется жесткая конкурентная борьба. Разумеется, конкуренция между уни­верситетами существует и сегодня, однако в условиях корпоративных отношений она будет иметь более жесткий характер.

Социально-политическими последствиями интеграции образова­тельного пространства в Европе может стать изменение роли регио­нов и городов. С одной стороны, можно ожидать интенсивное разви­тие городов, в которых находятся крупнейшие университетские центры, с другой - специализацию этих университетов в зависимости от профиля города или региона, поскольку это дает целый ряд пре­имуществ (приглашение высокопрофессиональных специалистов в университет, прохождение студентами практики в соответствующих организациях и т.д.). Так, если взять сферу международных полити­ческих и экономических отношений, то проблемы многосторонней дип­ломатии, международных организаций и многосторонних переговоров оказываются профильными для женевских университетов, вопросы ев­ропейской интеграции - университетов Брюсселя, а международных финансов - Лондона. В результате можно ожидать усиление региона­лизации и даже своеобразную «мегаполизацию» Европы, что означает существенное изменение социально-политического и экономическо­го облика континента.

Развитие Болонского процесса в Европе стимулировало поста­новку вопросов об объединении образовательных пространств в дру­гих государствах, где оно в значительной степени децентрализовано (в частности, в США), и регионах. Это влечет за собой проблему «со­стыковки» образовательной системы Европы с образовательными си­стемами других стран и регионов мира, «состыковки» систем высшего образования и среднего, а также требований и норм одних договоров и организаций и других (в ВТО, например, образование рассматрива­ется как услуга).

Таким образом, образование все отчетливее становится той сфе­рой, где фокусируются наиболее важные социально-экономические и политические проблемы современности, что ставит задачу проведе­ния многоуровневых международных переговоров по всему комплек­су проблем образования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    Какое место занимают образование и знания в современном мире?

    Как изменились материальные и временные затраты на обра­зование к концу XX столетия, а также доходы лиц, имеющих различный уровень образования?

    Каково влияние новых технологий на процесс образования?

    В чем проявляется глобализация в образовании?

5.Каковы основные характеристики Болонского процесса?

    Что такое децентрализация образования?

    Чем обусловлены процессы коммерциализации и приватиза­ции образования?

    Каковы роль государства в современном образовательном про­цессе и основные задачи, которые оно решает?

      Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие: документы международных форумов и мнения зарубежных эк­спертов / под ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Российский но­вый университет, 2002.

      Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. М. : Оргсервис, 2006.

      Иноземцев B . JI . За пределами экономического общества. М. : Academia, 1998.

      Иноземцев ВЛ. Расколотая цивилизация. М.: Academia: Наука, 1999.

      Ларионова М.В. Основные события в сфере образовательной политики в ЕС во второй половине 2007 г. // Вестник между­народных организаций. 2008. № 2.

      Лебедева М.М. Политикообразующая функция высшего обра­зования в современном мире // Мировая экономика и мировая политика. 2006. № 10.

      Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО (У). 2009. № 4.

Глобализация вызывает революционные процессы не только в мире экономики и финансов, не только на рынке труда и СМИ – все более явным становится и ее влияние на системы образования. Открыто звучат слова о «конкуренции образовательных регионов», предполагающих англосаксонскую модель конкуренции всех со всеми – государств, вузов, профессоров, студентов.

Свидетельства о высшем образовании (CBO) должны быть сопоставимы по всей Европе. Такое соглашение подписали 29 европейских государств в итальянском городе Болонья. Цель «Болонской декларации» - создание «европейского пространства высшего образования». Один из результатов – введение двухступенчатой системы СВО, состоящей из ученых степеней Бакалавр и Магистр, которые присваиваются по всей Европе по одинаковым критериям. «Болонский процесс» содействует мобильности студентов в Европе. На сегодняшний день декларацию подписали 45 стран.

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию и, тем самым, активизировала процесс своего вступления в общеевропейское образовательное сообщество. Уже сейчас Болонское движение охватило практически все крупнейшие вузы РФ. Потребность в высококвалифицированных специалистах велика во все времена. Современная ситуация в России и современное производство, динамично меняющееся под воздействием технического прогресса, ставит вопрос о повышении эффективности профессиональной подготовки специалистов, их профессиональной компетентности и предопределяет необходимость улучшения качества образования.

Процессы глобализации экономики, формирования информационного общества и интеграция российской системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство поставили перед нашей педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с общепринятой в Европе системой педагогических понятий.

Исходя из этого, мы должны формулировать задачу таким образом: Необходимо воспользоваться возможностями, которые дает эксперимент, для существенного улучшения качества подготовки специалистов и реального приближения сущностного содержания образования к уровню ведущих европейских ВУЗов. При этом следует учитывать как основные положения кредитно-модульной системы подготовки специалистов (КМСПС) и европейской системы перезачета кредитов, так и требования российского законодательства в сфере образования. Вводя новации, желательно в максимальной мере, насколько это возможно, придерживаться тех принципов, на которых отечественное образование базировалось до сих пор. Тем более что Болонская конвенция, как известно, провозглашает расположение к сохранению своеобразия содержания и форм преподавания образовательных программ, а, следовательно, и национальной, и местной академической автономии.

Реалии сегодняшних дней таковы, что вузы России должны будут через несколько лет перейти на двухступенчатую систему «Bachelor-Master» международного образца и те из них, которые смогут это сделать своевременно и качественно, смогут продолжить свою образовательную деятельность. В настоящее время некоторые моменты Болонского движения остаются неясными, идут многочисленные дискуссии на тему, а стоит ли вообще менять систему образования в России, будет ли признаваться степень бакалавра на предприятиях, как правильно выстроить экономические отношения в вузе при переходе на новую систему и многое другое. Сколько бы не говорилось о формировании общеевропейского образовательного пространства, кроме громких слов – «Болонское соглашение», «бакалавры и магистры», «двухуровневая система», - большинство россиян ничего не слышали. Между тем, совсем скоро эти понятия войдут в нашу жизнь.

Итак, какие изменения предполагают государственные образовательные стандарты третьего поколения? Необходимость государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) назрела в 90-е годы в связи с появлением множества новых учебных заведений и расширением их академических свобод. После распада СССР сфера образования остро нуждалась в стандартизации. Министерство образования со стороны государства и учебно-методические объединения со стороны университетов разработали и внедрили работающую уже более 15 лет систему ГОС ВПО. На подходе ее третья, самая инновационная редакция.

За рубежом система образования имеет восемь ступеней квалификации. Начальной и средней школе соответствуют с первого по пятый уровни, с шестого уровня начинается обучение в вузе. Бакалавр – шестая ступень, магистр – седьмая, высшая ступень

Во-первых, новый этап углубления и расширения западноевропейской интеграции непосредственно связан с развитием ЕЕПВО. Цели интеграции определены ее внутренней динамикой и глубочайшими переменами в Европе и во всем мире. Завершение строительства единого рынка, создание экономического и валютного союза, вступление в ЕС 10 стран Центральной и Восточной Европы привели к необходимости создания единого рынка высококвалифицированной рабочей силы. С целью подготовки рабочей силы нового типа, политика западноевропейских стран нацелена на интеграционные процессы в сфере высшего образования.

Она предусматривает содействие высококачественному образованию и профессиональному обучению, увеличение инвестиций в человеческий капитал. Долгосрочная политика повышения академической, профессиональной и социальной мобильности названа приоритетом номер один. Создание внутреннего рынка потребовало и создания единого рынка образовательных услуг. Развивая ЕЕПВО, общественные органы ЕС расширяют горизонты рынка рабочей силы и тем самым способствуют экономическому росту и социальному благосостоянию населения. Во-вторых, ЕЕПВО, более четко оформившееся в результате Болонского процесса - это уже и российская реальность.

Развертывание обсуждения вопросов в ключе проблематики Болонского процесса способно усилить понимание нашей собственной системы высшего образования, ее восприятие в Европе и в мире. Особенно таких ее новых моментов, как государственный образовательный стандарт с его двухкомпонентной структурой, бакалавриат, аккредитация, связь с миром труда, новая экономическая и социальная политика в сфере высшей школы, автономность и подотчетность, системы обеспечения гарантий и контроля качества. Решение вопросов, обсуждаемых в рамках ЕЕПВО, стимулирует нашу высшую школу относительно структурных, организационных и экономических аспектов ее модернизации.

Нынешнее высшее образование России уже несколько лет живет в новых условиях. Освоение российской высшей школой отечественных рынков труда - это важная задача в ее современной миссии. Одобренная Правительством концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. содержит значительные «поля сходимости» с развитием ЕЕПВО. Целевой, проблемный и тематический ракурсы концепции вполне совместимы с концепцией развития ЕЕПВО. Это важный момент при разработке обновленной образовательной политики.

В-третьих , смена парадигмы экономического развития выражается в становлении так называемой новой или информационной экономики, то есть экономики, базирующейся на знаниях и информационных технологиях, а также в глобализации хозяйственных (и иных общественных) процессов. «Новая экономика» и глобализация, стирающая национальные границы конкуренции, объективно выдвигают в качестве ключевого ресурса экономического роста и повышения благосостояния в той или иной стране ее интеллектуально-образовательный потенциал. Система подготовки кадров приобретает в этой связи стратегическое значение, становясь главным инструментом обеспечения высокой конкурентоспособности.


«Эрой образования» провозгласила ЮНЕСКО «интеллектуальный», по ее же определению, XXI в. Образование, наука и культура все более превращаются в сферу международной конкуренции и, вместе с тем, сотрудничества. В современных условиях успешную карьеру может обеспечить только такая система образования, которая учитывает процессы глобализации: выпускникам вузов придется жить и работать в новом мире, в котором границы национальных экономик и культур делаются все более условными. В обиход вошло новое понятие - «глобализация образования», обозначающее наступление качественно нового этапа международных отношений в данной сфере.

Проблемы формирования ЕЕПВО комплексно не изучались ни зарубежными, ни отечественными историками. Авторы, в основном, делали упор на анализе отдельно взятых национальных образовательных систем, а также общих тенденциях и противоречиях их развития. По этой причине исследование процесса формирования ЕЕПВО до сих пор является нерешенным вопросом. Кроме того, не выработаны единые подходы к изучению этой проблемы. Таким образом, проблемы формирования ЕЕПВО второй половины XX - начала XXI вв. не освещены в исторической литературе, что позволяет говорить об актуальности данной проблемы. Объектом исследования является процесс углубления и расширения западноевропейской интеграции в сфере образования.

Предметом исследования являются тенденции и специфика процесса формирования ЕЕПВО, выработка единой образовательной политики и особенности ее осуществления, этапы формирования ЕЕПВО, выделяемые на основе институционального критерия, содержательные параметры и общие принципы функционирования ЕЕПВО. Хронологические рамки исследования: вторая половина XX века - начало XXI века. Выбор хронологических границ обусловлен предметом исследования -это время формирования ЕЕПВО (от подписания Парижского договора (1951 г.) до наших дней). Избранный период дает возможность исследовать динамику развития ЕЕПВО в результате деятельности различных субъектов образовательной политики Западной Европы, а это в свою очередь позволяет выявить качественные изменения, произошедшие в ЕЕПВО, а также последствия этого процесса.

Степень изученности проблемы Комплексных работ по проблемам формирования ЕЕПВО пока не существует, исследования велись в отдельных направлениях этого вопроса. Начальный этап научного изучения различных аспектов формирования ЕЕПВО относится к 60-м гг. годам. Что касается зарубежной историографии, то, к сожалению, объем научных исследований, как в отдельных странах, так и в Европе в целом является далеко не достаточным. Исследования в области высшего образования в странах Западной Европы не имеют свойственной им области изучения, что является причиной постоянной организационной слабости этих исследований. Исследования высшего образования, начавшиеся в середине 60-х гг., концентрируются на анализе внешних факторов, оказывающих решающее влияние на развитие высшего образования и его адаптацию к быстроизменяющимся политическим и социально-экономическим условиям.

В первые годы развития исследований высшего образования делался упор на обеспечение управления структур в этой области информацией, необходимой для централизованного планирования его развития и рационального распределения финансовых ресурсов. С началом перехода от элитарного к массовому высшему образованию и, как следствие появления бинарной системы высшего образования, на первое место стали выходить проблемы управления ВУЗами, их связи с промышленностью и государством, а также вопросы финансирования. В процессе их дальнейшего развития сформировалось три главных направления исследований: - исследования, направленные на научное обеспечение разработки и принятия решений на уровне правительств; - исследования, проводимые в целях обеспечения решения внутренних проблем и как форма профессионального самовыражения.

Что касается организационных форм исследований высшего образования, то в Западной Европе число научно-исследовательских институтов высшего образования, финансируемых из госбюджета, незначительно. Мало также подобных институтов и в университетах. Значительное количество исследований высшего образования ведут ученые самостоятельно в рамках тех или иных вузовских структур. До 90-х годов внимание зарубежных ученых было сконцентрировано в основном на изучении отдельных аспектов высшего образования. Исследования интеграционных процессов в сфере высшего образования оставались в тени. Западные ученые работали над созданием теоретических концепций и практических рекомендаций по ряду актуальных вопросов высшего образования.

Проблема экспансии в Россию Западной системы ценностей и формирование «массовой культуры»

Проблемы культуры в России . При всех тех положительных процессах, проходящих в нашей стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию. Увеличивается разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневной социокультурной практике. Сумасшедшие темпы, динамизм общественной и культурной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в субъективной плоскости — в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение.

Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая неосвоенность имеющихся в культуре нововведений, расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения, отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта. В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус.

Одним из источником социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности. Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы.

Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.

Но наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества. — Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство.

Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения. — Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия. Исследование Российского Института искусствознания показало, что за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной части граждан России на материальное благополучие как главную цель жизни.

Если в начале 1980-х годов в системе ценностных ориентаций и городских, и сельских жителей “лидировали” мысли о счастливой семейной жизни, о желании иметь хороших, верных друзей и другие гуманистические мотивы, а отсутствие материальных затруднений казалось первоочередной заботой 41% людей в городах и 36% в селах, то сегодня о материальном благополучии как самом главном говорит 70% горожан и 60% сельских жителей. Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии , т.е. отсутствием норм поведения, лишением функциональности.

Ценности и нормы , составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы. Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравственного развития. Сегодня на передний план жизни выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения — серые духовно личности. Если в начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает “естественникам” (медикам, биологам и т.п.).

И это обусловлено не только падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем личностного развития гуманитариев — последние отстают теперь от “естественников” по важнейшим личностным потенциалам людей умственного труда — созидательному и познавательному. Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры. Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры.

Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Растет разочарование в демократических идеалах и ценностях (50% опрошенных не участвуют в выборах различных уровней), усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения социально-политических вопросов. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

Если же касаться специально культуры молодежи, то принято говорить, скорее, о молодежной субкультуре, подчеркивая тем самым в молодежи определенную стадию развития человека, который еще не дошел до высших образцов мировой культуры, а пытается где открыто, а где подспудно внести в свою среду обитания нечто свое, не всегда культуросообразное. Со временем это проходит, как и сама молодость, но всякое поколение обязательно проходит этот этап субкультуры. Это не значит, что у молодежи нет высоких культурных образцов классического типа. Как правило, в юношеском возрасте происходит, говорим мы, переоценка ценностей.

А за этой фразой как раз стоит то обстоятельство, что молодой человек начинает соизмерять имеющиеся у него образцы поведения, деятельности, мышления, чувствования и т.д. со "взрослыми", или принятыми в мировой культуре. На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства.

С одной стороны , рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает киноиндустрия.

Видеорынок монополизирован пиратской индустрией. Как подчеркивалось в документах третьего совещания министров культуры стран Европы, коммерческая культурная продукция уже не воспринимается как носитель нравственных и эстетических критериев, духовного или метафизического смысла, она оказывает влияние на общественное и индивидуальное поведение прежде всего на уровне потребления, опускаясь до уровня банальностей и стереотипов. Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры.

Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности. В какой-то мере обозначенные выше проблемы решаются в рамках Федеральных программ, разрабатываемых Министерством культуры РФ.

В течение ряда лет практически неизменными остаются основные направления и приоритеты федеральной культурной политики, которые воплощаются путем организационной поддержки и частичного финансирования таких программ как “Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации”; “Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных фондов”; “Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности”; “Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства”; “Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества”.

На 1996-1997 годы Министерством культуры РФ совместно с Министерством социальной защиты населения были дополнительно приняты программы “Дети-инвалиды и культура”; “Летний отдых детей”; “Дети Севера”; “Дети семей беженцев и переселенцев”; “Дети и культура”; “Патриотическое воспитание молодежи”; “Одаренные дети”. Однако в силу ряда причин, и прежде всего экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Не выполняются гарантированные “Основами законодательства о культуре” нормативы финансирования отрасли, о чем свидетельствует повсеместное, обвальное сокращение бюджетных ассигнований на культуру.

Резко сокращается объем пополнения книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами) в условиях объективного роста библиотек как источника информации в единственной возможности бесплатного самообразования. В силу крайне низкой оснащенности библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и передачи информации российской провинции недоступны огромные информационные ресурсы страны и мира. Техническое обеспечение сохранности архивных, музейных и библиотечных фондов находится в катастрофическом состоянии — в реставрации сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов. Идет массовая коммерциализация и перепрофилирование учреждений культуры и досуга.

Разрушается инфраструктура издательской деятельности, культурно-досуговой сферы. Резко сократилось количество учреждений, занимавшихся организацией досуга детей и подростков. Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы находятся на грани исчезновения. Сложившееся положение свидетельствует об отсутствии ресурсов и механизмов, блокирующих негативные процессе в социокультурной сфере, обеспечивающих гарантии охраны и использования культурно-исторического наследия, условий развития профессионального и любительского художественного творчества, саморазвития культурной жизни в целом.

Есть и другая группа причин невысокой эффективности государственной культурной политики — слабая проработанность Федеральных целевых программ, которые лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, их слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику конкретных регионов и территорий. Дело в том, что в технологии проектирования слишком абстрактная модель ситуации (и соответствующий радиус проблем) оказывается не всегда оптимальной. Понимание общенациональных проблем — это, скорее, тот общемировоззренческий контекст, который определяет позицию проектировщика или субъекта управления.

Главное в процессе формирования проекта — изучив конкретное социокультурное пространство, где протекает жизнедеятельность человека, понять те социально и личностно значимые проблемы, которые, во-первых, отражают реальные и непосредственные условия жизнедеятельности человека в социокультурной среде, во-вторых, связаны с неоптимальным уровнем культурного развития личности. Заключение Итак, рассмотренная нами тема - проблема культуры в России - чрезвычайно актуальна сегодня. Несомненно, что культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, она организует ее и вытесняет инстинктивную деятельность. Следовательно, можно сказать, что культура - цемент здания общественной жизни, и не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе.

В нашей стране в ходе перестройки экономических и социальных основ государства желание обрести определенность, уверенность в завтрашнем дне вызвали возникновение новых социальных групп самых разных направленностей - и в экономике, и в культуре, даже на бытовой почве. Возрастает желание подражать Западу, исчезает духовная самобытность российской культуры, забывается история и культура целых регионов, особенно на Севере и Кавказе. Эти проблемы невозможно преодолеть, пока правительство и Президент больше заняты собственными политическими амбициями, нежели нуждами населения. Особенность проблемы положения культуры в том, что вложенные труд и средства дают результат не сразу, а в течение нескольких лет, или даже десятков лет. Ведь и ухудшение ситуации наступает не сразу - стоит вспомнить прошедшие с начала перестройки 15 лет.

Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения

В современных условиях пореформенного экономического и социального развития России одной из острейших социально-политических проблем становится распространение молодежного экстремизма. Анализ данной проблемы показывает, что наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15-25 лет. Уровень преступности подростков по оценкам специалистов, в 4-8 раз выше, чем показатели зарегистрированной преступности. Следовательно, социальная значимость, мера общественной опасности преступности подростков гораздо более высока, чем об этом можно судить по цифрам статистики.

Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодёжи, представляющее собой особую форму активности молодых людей, которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направленную на разрушение социальной системы или какой-либо ее части, связанное с совершением действий насильственного характера по социальным, национальным, религиозным и политическим мотивам. При этом важно то, что такая активность является осознанной и имеет идеологическое обоснование либо в форме стройной идеологической концепции (национализм, фашизм, исламизм, и т. д.), либо в виде обрывочных символов, архетипов, лозунгов . Данное обстоятельство ведет к росту неопределенности, разрушению каналов воспроизводства общества.Все вышеописанное указывает на актуальность изучаемой темы. Целью представленной работы является изучение связи между идеями поликультурности и экстремистскими молодежными движениями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Определить понятие экстремизма, рассмотреть основные молодежные экстремистские движения.

2. Рассмотреть идеи поликультурности и их влияние на появление молодежных экстремистских движений.

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.

Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме». Политический экстремизм - это движения или течения против существующего конституционного строя.

Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. Примером политического экстремизма является движение Национал - большевистской партии, лидером которой является Эдуард Лимонов. На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Рост в 2009 г. количества преступлений экстремистского характера значительно увеличился в сравнении с предыдущими двумя годами. Так, по данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2009 г. в Российской Федерации зарегистрировано 548 преступлений экстремистской направленности, что на 19% больше, чем в 2008 г.

Наибольшее число подобных преступлений совершено в Москве - 93. Актуальность проблемы экстремизма в молодёжной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьёзные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки. Анализ статистики свидетельствуют о существенном росте преступлений экстремистской направленности. Так, в 2005 г. на территории Российской Федерации были зарегистрированы 144 преступления экстремистской направленности, что на 16,9% больше, чем в 2004 г. В 2006 г. только за 10 месяцев зарегистрировано 211 преступлений, из них раскрыто 115. Однако официальная статистика не отражает реального положения дел в этой сфере.

В последнее время наметившаяся в России тенденция экстремизации массового сознания молодёжи провела к росту количества неонацистских и националистических молодёжных движений. Вышеизложенные факты актуализируют роль этнопсихологических знаний для учителя, работающего с поликультурным составом учащихся для того, чтобы верно интерпретировать те или иные особенности поведения учеников и осуществить правильный выбор действий в создавшейся ситуации, избегая конфликтности, способствуя формированию положительного отношения школьников или студентов к учебе, к преподавателю, друг к другу.

Инновационная деятельность - приоритетное направление в науке и экономике

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. Они в конечном счете определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения. В современных условиях инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для успешной финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организации, становятся важным инструментом конкурентной борьбы и одним из основных составляющих эффективной стратегии.

Многие исследователи отмечают значительное повышение роли «технологического» фактора для экономического развития. Уровень развития инновационной сферы - науки, новых технологий, наукоемких отраслей, инновационная активность компаний, участие в международной научно-технической кооперации - формируют основу устойчивого экономического роста, являются необходимым условием успешного участия страны в мировом разделении труда, определяют перспективы и влияют на темп развития экономической сферы. Ускоряющийся научно-технический прогресс, дифференциация рынков, требовательность потребителей товаров и услуг, появление новых конкурентов, особенно в условиях глобализации мировой экономики, вынуждает фирмы быстро реагировать и приспосабливаться к меняющейся внешней среде, разрабатывать инновационную стратегию.

Инновационная деятельность - сложная динамическая система, охватывающая научные исследования, создание новых видов продукции, совершенствование оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта; планирование и финансирование инновационных проектов.

    Единое экономическое пространство … Википедия

    Двухуровневая система образования - В июне 1999 года в городе Болонья была подписана конвенция, которая положила начало так называемому Болонскому процессу. Его участниками стали тогда 29 государств Европы, сформулировавшие задачу создать к 2010 году Единое европейское пространство … Энциклопедия ньюсмейкеров

    У этого термина существуют и другие значения, см. Государственная премия. Государственная премия Украины в области образования … Википедия

    Логотип Болонский процесс процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства вы … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Союзное государство (значения). рус. Союзное государство белор. Саюзная дзяржава … Википедия

    Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

    Интеграция в Евразии … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Таможенный союз. Таможенный союз ЕврАзЭС … Википедия

Книги

  • Болонский процесс. Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство , Гретченко Анатолий Иванович, Гретченко Александр Анатольевич. Рассмотрены цели и основные задачи процесса структурных реформ европейского высшего образования в свете реализации Болонского соглашения. Показана объективная необходимость интеграции России…
  • Болонский процесс Интеграция России в в европейское и мировое образовательное пространство , Гретченко А., Гретченко А.. Рассмотрены цели и основные задачи процесса структурных реформ европейского высшего образования в свете реализации Болонского соглашения. Показана объективная необходимость интеграции России…

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию.

Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия:

  • 1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;
  • 2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности).

«Мировой организм есть непрерывное целое”. Цицерон;

  • 3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);
  • 4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;
  • 5) разрастание рынка образовательных услуг;
  • 6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);
  • 7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;
  • 8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;
  • 9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;
  • 10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;
  • 11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей инвалидов.

Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры.

В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем. К крупным международным проектам относятся:

  • - ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);
  • - ЛИНГВА - это программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов;
  • - ЭВРИКА, задача, которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы;
  • - ЭСПРИТ - проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;
  • - ЕИПДАС - это программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;
  • - ТЕМПУС представляет собой обще-европейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;
  • - ИРИС - это система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.

Появляются новые организационные структуры интернационального свойства: международные и открытые университеты.

Полиструктурность мирового образования позволяет осуществить анализ метаблоков, макрорегионов и состояния образования в отдельных странах. В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем (А.П. Лиферов).

Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить Западная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х годов в западноевропейских странах.

Стремление к утверждению «европейской идентичности» и «гражданственности» подкреплено целым рядом европейских проектов в таких областях образования и культуры, как популяризация национальных литератур, расширение обучения иностранным языкам, увеличение сети библиотек, проект «Европейский город культуры».

Значение европейских интеграционных процессов не исчерпывается территорией одной Западной Европы. Опыт и импульсы интернационализации позитивно сказываются на ходе взаимодействия национальных образовательных систем в других частях мира.

К первому типу регионов можно также отнести США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации. В мире формируется новый, Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) - генератор интеграционных процессов. В него входят следующие страны: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.

В основе «азиатского экономического чуда» стран АТР лежит ряд факторов. Один из решающих факторов заключается в финансовом приоритете образования. В большинстве стран АТР сформировалась развитая система высшего образования. Например, в Корейской Республике около 1/3 всех выпускников средней школы поступают в университеты. Свыше 30% тайваньских школьников также идут учиться в университеты (для сравнения: в Германии - 18%, Италии - 26%, Великобритании - 7%).

Ныне каждый третий иностранный студент в мире - выходец из стран АТР. К завершению XX века образовательный потенциал данного региона достаточно возрос. Япония имеет самую высокую долю ученых степеней среди стран мира - 68%, для сравнения - 25% в США.

Республика Корея занимает первое место в мире в расчете на душу населения по числу лиц, получивших степени доктора наук.

Государственные расходы на образование в развитых странах составляют около 950 млрд. долларов США в год, а на образование одного учащегося всех ступеней в среднем-1620 долларов. Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки.

Как в процессе истории, так и в настоящее время Латинская Америка оказывается в зоне действия интеграционных импульсов со стороны США и Западной Европы. Географически это воплотилось в участии этого региона в интеграционных процессах Западного полушария на обще-американском, региональном и суперрегиональном уровнях и включении стран Латинской Америки в реализацию ряда международных проектов со странами Европы. Страны Латинской Америки рассматривают связи с Европой как средство ослабления экономической и политической зависимости от США, а также как возможность оградить от тотального североамериканского воздействия развивающийся процесс культурообразования, главными элементами которого остаются европейские культурные традиции и остаточные элементы автохтонных индейских культур.

По сравнению с другими развивающимися странами, для данного региона характерен более высокий уровень элементов инфраструктуры образования. Например, выпуск книг в расчете на 1 млн. жителей в 2-4 раза выше среднего показателя для развивающихся стран. Число преподавателей всех ступеней образования в 1,5 раза выше среднемирового уровня и практически равняется показателю для группы развитых стран. Наблюдается постепенное сокращение неграмотности, распространение начального образования, развитие системы высшего образования. Однако развитие образования имеет, по преимуществу, экстенсивный, своего рода «массификационный» характер.

Латинская Америка реализует программу под названием «Основной проект ЮНЕСКО по образованию для стран Латинской Америки и Карибского бассейна». В ее рамках к 2000 году, предполагается полностью ликвидировать неграмотность, всем детям школьного возраста дать восьми- или десятилетнее образование, стать конкурентоспособными на мировом рынке. На субрегиональном уровне интеграционные процессы охватывают группы стран, для которых в известной мере характерны территориальная, историческая и культурная общность: «Андская группа», «группа Контадора», «группа Рио», «группа трех» - Мексика, Колумбия, Венесуэла. Процессы данного уровня содержательно направлены на координацию усилий в разработке общих стандартов школьного и вузовского образования, качество подготовки специалистов, предотвращение «утечки умов». Проект «Общего рынка знаний» латиноамериканских государств реализуется на региональном уровне. Для его координации создан соответствующий орган - Совещание министров образования, заседания которого проходят в разных странах. Обще-американский уровень развития интеграции образования находится в процессе зарождения и во многом будет определяться задачами формирующегося экономического пространства Западного полушария и преодолением политико-культурной экспансии со стороны США. Все современные модели латиноамериканского образования представляют собой прототипы американских или их модификации. Среди латиноамериканских стран Бразилия и Аргентина уже давно ориентируются на американскую модель образования. Мексика и Коста-Рика ищут другие пути развития образовательной системы, опираясь на тесный контакт с Европой. Развивающаяся сеть «открытых» университетов также способствует уменьшению влияния США. Такие университеты действуют при университете г. Бразилиа, Национальном автономном университете Мексики, при университетах Коста-Рики и Колумбии. Латиноамериканские государства (особенно Мексика и Чили) в вопросах образования и культуры развивают сотрудничество с Японией и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Государственные расходы на образование в странах Латинской Америки и государств Карибского бассейна в среднем составляют около 50 млрд. долларов в год, а расходы на образование одного ученика соответственно составляют около 500 долларов.

К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов.

В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Caxapы (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Продолжительность школьного обучения в целом ряде африканских стран ниже минимального - 4 года. В данных регионах преобладает неграмотное население. Например, около 140 млн. африканцев, проживающих южнее Сахары, остаются безграмотными. Самая низкая продолжительность школьного обучения в Нигерии - 2,1 года затем в Буркина-Фасо - 2,4 года, в Гвинее - 2,7 года, в Джибути - 3,4 года. По данным ЮНЕСКО, в начальных школах таких стран, как Нигерия или Гвинея, учебники есть только у 30% детей. Материальная база образования чрезвычайно низка. Соотношение «учащийся-учитель» (среднее число учащихся на 1 учителя) в странах этого региона является одним из самых высоких в мире. Например, в Бурунди этот показатель равен 49, в Кении - 39, в Намибии - 38, при среднемировом показателе - 16, а в развитых странах мира - 23. В данных регионах нет предпосылок для формирования жизнеспособных национальных систем высшего образования. Реальную возможность поддержки связей стран данного региона с мировым научным и образовательным сообществом видят в направлении студентов на учебу за границу. В таких странах, как Буркина-Фасо, Мозамбик, Руанда, число студентов в расчете на 100 000 жителей колеблется от 16 до 60 человек. Для сравнения: в Республике Корея - около 4000, Ливане - более 3000, Аргентине - 3300, Венесуэле - около 3000, США около 6000. Между югом и севером Африки наблюдается гигантский разрыв в качественном уровне образования. В странах Африки (к югу от Сахары) государственные расходы на образование в среднем составляют около 9 млрд. долларов США в год, а на образование одного учащегося - около 70 долларов. К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР. В арабских странах наблюдается стремление к выделению четырех регионов, которые тяготеют к внутренней интеграции, включая и сферу образования. Это регионы Магриба (включая Ливию), Ближнего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания), Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн), страны побережья Красного моря и Мавритания. В этих странах наблюдается крайняя неравномерность в процессе развития средней и высшей ступени образования. В Египте, Судане, Мавритании, Алжире сосредоточено 2/3 неграмотного населения арабского мира. В арабских странах государственные расходы на образование составляют примерно 25 млрд. долларов в год (по данным начала 1990-х годов), а на образование одного учащегося - около 300 долларов.

В странах Восточной Европы и бывшего СССР в связи с политической нестабильностью, экономическим кризисом и общественной дезинтеграцией наблюдается спад в развитии образования. Последнее финансируется по остаточному принципу при тенденции к диверсификации источников финансирования средней и высшей школы. Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования и подготовки специалистов. Системы образования стран Восточной Европы и бывшего СССР осуществили «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В 1980-90-е годы в России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, содержания образования, образовательных технологий.

Несмотря на медленную внутрирегиональную реинтеграцию, страны Восточной Европы и бывшего СССР сохраняют общие элементы инфраструктуры образования, пригодные для использования в интеграционных процессах разного уровня и масштаба. Данные страны отдают приоритет связям с учебными заведениями Запада или со своими «заграничными» историческими соседями. Усиливаются международные контакты с образовательными системами США и других развитых государств как стремление войти в мировое образовательное пространство. В процессе международной оценки уровня развития системы высшего образования (по данным начала 1990-х годов) были выделены группы стран по следующим показателям: ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения страны и численность студентов в расчете на 100000 жителей. На основании полученных данных можно сделать вывод, что в практически неограниченный доступ к высшему образованию населения характерен только для стран I группы: США, Канады, ФРГ, Японии и Финляндии.

К концу XX века численность учащихся во всем мире составляет около 1060 млн. человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет - лишь 75%. По сравнению с данными 1960-х годов, к началу 1990-х число иностранных студентов, аспирантов и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн. 200 тыс. человек. Фактически в мире два из каждых ста, получающих высшее образование, иностранные студенты. Значительная доля всего международного студенческого обмена приходится на Европу. Для педагогических систем развитых стран характерна тенденция синтеза науки, образования и производства через создание крупнейших технополисов.

Технополисы впечатляют своими масштабами, научным, образовательным и техническим потенциалом. В формировании таких технопарков ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям. Например, в Японии 2/3 всех научных кадров страны (около 80 исследовательских и учебных заведений), где обучаются сотни тысяч студентов из 50 стран мира, сосредоточено в таком центре, объединяющем в себе как фирмы, так и высшие учебные заведения и НИИ, в которых проводятся фундаментальные и прикладные исследования. На базе ряда университетов на юге Франции сосредоточен крупный научный потенциал - «Дорога высокой технологии».

Формированию единого мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм обучения.

Системы дистанционного обучения основаны на использовании компьютерной сети и спутниковой связи. Они позволяют решать образовательные задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. Шведский Балтийский университет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийского региона, служит примером использования дистанционных методов. В США (по данным середины 1990-х годов) в программе дистанционного обучения участвуют более 1 млн. студентов.

В мире функционируют глобальные системы дистанционного обучения: «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет», обеспечивая обмен информацией в оперативном режиме. Именно в связи с развитием методов дистанционого обучения мировое образование получило один из мощных инструментов формирования своего единого пространства. Теперь оно способно вовлекать множество стран в интеграционные процессы в сфере образования и подготовки специалистов выравнивать качественное состояние составляющих мирового образовательного пространства.

В России за последние двести лет сформировалась уникальная система школьного и высшего образования. К концу XX века она насчитывает свыше 900 вузов всех форм собственности (федеральные, региональные и частные). Профессорско-преподавательский состав российской высшей школы составляет 240 тыс. человек, из которых около 20 тыс. докторов и около 120 тыс. кандидатов наук. Число российских преподавателей составляет 25% от численности преподавателей вузов всего мира.

Студенческий контингент российских вузов сохраняется в течение последних лет неизменным (2,7 млн. человек). По своему объему это сопоставимо с численностью студентов вузов Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Швеции и Польши вместе взятых. По числу студентов в расчете на 10 тыс. населения Россия стоит в одном ряду с Францией, Японией, Германией, Италией. Однако она почти втрое отстает от США и вчетверо от Канады. При этом только Европейская часть России концентрирует 1/4 часть общего числа вузов России и такую же долю студенческого контингента.

По данным 1995 года, число государственных общеобразовательных учреждений в России составило 70200, более 500 негосударственных школ и около 200 частных высших учебных заведений.

В среднем по стране на одного учителя государственной общеобразовательной школы приходится 14 учащихся, частной школы - 4 человека, на одного преподавателя государственного вуза - 11человек. В России насчитывается 252 детских дома, около 2000 школ-интернатов, 5530 внешкольных учреждений. Для мирового образования характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце XX века.

Первая тенденция - это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех. Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования.

Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики. Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран. биографический реформирование постсоветский

Поэтому пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям. Пространственная структура мирового образования воплощает территориальные и статистические пропорции в развитии национальной системы каждой страны, отдельных регионов и континентов, глобального взаимодействия между системами образования отдельных стран и регионов. Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность связей между составляющими и концентрации образовательных систем.

В результате мировых интеграционных процессов к концу XX века сформировались отдельные типы регионов. Последние организовались по признаку международного сотрудничества в области образования и степени влияния на развитие образования других стран и регионов.

К ним относятся регион Западной Европы, США и Канады, Латинской Америки, Африки (кроме ЮАР), Азиатско-Тихоокеанский и регион бывшего СССР и Восточной Европы. Функцию нормативно-правовой поддержки процесса развития мирового образовательного пространства выполняет ЮНЕСКО.