Адаптация инвалидов к трудовой деятельности – выгодна и работнику, и нанимателю. Особенности социальной адаптации молодого инвалида Понятие инвалидности и ее виды

Адаптация инвалидов на новом рабочем месте: проблемы, особенности, перспективы

Занятость является одной из сфер создания равных возможностей для лиц с инвалидностью. Вместе с тем она является той сферой жизни, значение которой трудно переоценить для инвалидов, поскольку трудоустройство дает не только заработок, но и такие важные вещи как общение, возможность самореализации и карьеры, определенный социальный статус, наполненность жизни и т.д..

К сожалению, на пути к занятости для человека с инвалидностью все еще остается ряд препятствий, которые ей приходится преодолевать – это архитектурные, транспортные, коммуникационные, психологические и другие барьеры. И задача общества в целом, и прежде всего специальных органов, учреждений и организаций, помочь им в преодолении этих барьеров и постепенно прийти к устранению этих барьеров вообще.

Международное сообщество, приняло ряд правовых актов, имеющих целью помочь людям с инвалидностью реализовать свои возможности и способности, быть активными членами общества и иметь надлежащий уровень жизни. Так Конвенция ООН о правах инвалидов, провозглашает равные возможности в получении образования, восстановлении работоспособности, профессиональной подготовке, трудоустройстве.

Адаптации людей с инвалидностью на новом рабочем месте

Рассмотрим особенности процесса адаптации людей с инвалидностью на новом рабочем месте. Характерно, что на начальном этапе трудовой деятельности по подобранной вакансией у человека с инвалидностью возникает ряд проблем, связанных с адаптацией на новом рабочем месте. Прохождение этого этапа является непростым периодом для любого нового работника, а для человека с инвалидностью это может быть связано со значительно большим количеством проблем как внутреннего, так и внешнего характера, обусловленные инвалидностью и особенностями определенных нозологий, ведь люди с инвалидностью не составляют однородной группы.

Они могут иметь физические, чувственные, интеллектуальные, психические расстройства, или их комбинацию, которые могут быть в них как от рождения так и приобретенными в детстве, подростковом возрасте или позже, во время учебы или уже в период занятости. Инвалидность может иметь как незначительное негативное влияние на способность человека работать и быть полноценным членом общества, или же достаточно ощутимый, в результате чего возникает потребность в более существенной поддержке и помощи.

Важной характеристикой лица, которая в значительной степени может или способствовать процессу адаптации на новом рабочем месте или, наоборот, усложнять его, является уровень социальной компетентности личности. Под социальной компетентностью следует понимать социальные умения и навыки, необходимые для успешного решения проблем, которые встречаются как в повседневной, так и в профессиональной жизни, и которые необходимы для интеграции личности в социум. Имеется в виду умение и навыки по налаживанию контактов, умение находить свое место в группе, вести разговор, умение вести соответственно ситуации и динамики развития коллектива, умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и поведения других людей и включать эти знания в схему регуляции собственной поведения и т.д..

Повышении уровня социальной компетентности

В силу определенного перечня причин, обусловленных инвалидностью, и прежде всего связанных с социальной изоляцией лиц с инвалидностью, последние часто нуждаются в повышении уровня своей социальной компетентности. Успешное решение этой проблемы, в свою очередь, дает возможность повысить общий уровень конкурентоспособности людей на рынке труда и делает процесс адаптации на новом рабочем месте более успешным. Мероприятия, которые проводит, в частности, государственная служба занятости по повышению уровня социальной компетентности людей с инвалидностью (консультации, беседы, тренинги, семинары, направления в партнерских организаций) направлены на развитие у этих лиц коммуникативных навыков, преодоление их собственных устаревших стереотипов, формирование навыков уверенного поведения, максимально полное ознакомление с медицинскими, психологическими, социальными и юридическими особенностями их состояния и статуса.

Чрезвычайно важным для успешной адаптации на новом рабочем месте является правильный выбор профессии для людей с инвалидностью. Особенно это актуально для молодежи, впервые выбирает свой профессиональный путь. Много бед отдельных людей и экономики в целом связано с тем, что часто люди работают не на своем месте, не по своему призванию, склонностью, психофизиологическими возможностями и способностями. Неправильно сделанный выбор – это напрасно потраченные средства и время на получение “неподходящих” специальности, плохое закрепление кадров на рабочих местах, проблемы в трудоустройстве и адаптации.

Профессиональная ориентация призвана помочь человеку с инвалидностью сделать правильный профессиональный выбор

Профессиональная ориентация инвалидов рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на:

а) выявления их профессиональных интересов,

б) выявление их профессиональных возможностей,

в) учет потребностей рынка труда в специалистах избранных ими профессий.

Поэтому этот комплекс мероприятий, который осуществляется государственной службой занятости и направлен в конечной своей целью повышение конкурентоспособности инвалидов, их трудоустройства и адаптации, состоит из предоставления лицам с инвалидностью профессиональной информации, профессиональных консультаций и профессионального отбора. Осуществляется он через индивидуальные и групповые формы работы (индивидуальные и групповые консультации, семинары, тренинги, тестирование, предоставление информации и т.п.). Поэтому в целом профессиональная ориентация инвалидов реализуется в центрах занятости по общей схеме. Но с учетом ряда определенных особенностей, которые важны при подборе подходящей профессии для клиентов этой группы. Прежде всего это необходимость учета медицинских ограничений и рекомендаций.

Психоэмоциональные состояния, которые присущи новичкам в период их адаптации на новом рабочем месте, можно описать как прохождение определенных стадий или этапов:

– Эйфория. Устроился на работу. Надежда на лучшие условия, лучшую жизнь.

– Краткий этап осмысления социального окружения, корпоративной культуры. За ним наступает кризис.

– Кризис связан с непониманием некоторых аспектов профессиональных обязанностей, культурных кодов данного коллектива, чувством одиночества. Проблемы физиологического приспособления и ценностных ориентаций усиливают ощущение беспомощности, неуверенности в своих силах, «готовности обижаться».

– Выход из кризиса. Привыкание к окружению, понимание особенностей профессиональных обязанностей, налаживание дружеских отношений, вливания в коллектив.

– Процесс адаптации заканчивается. Психоэмоциональное состояние выравнивается с докризисным состоянием.

Профессиональная адаптация для людей с инвалидностью

Для людей с инвалидностью поддержка и помощь специалиста на этапе кризиса адаптации особенно важно. Поскольку осложнения могут быть для людей с инвалидностью настолько существенными, что они не всегда могут преодолеть их самостоятельно. Это может стать причиной апатии, уныния в свои силы и вообще в возможность успешной собственной трудовой деятельности, что, в свою очередь, может привести к увольнению работника. Поэтому особенностью процесса успешного закрепления инвалидов на новом рабочем месте является поддержка их и после трудоустройства. Особенно на этапе адаптации на новом рабочем месте, поскольку от оперативности и эффективности решения проблем этого периода зависит освободиться работник, останется работать. Заметим, что такая деятельность не является свойственной государственной службы занятости и не входит в функции прямых обязанностей центров занятости. Но она позволяет избежать необходимости осуществления повторного комплекса действий по трудоустройству конкретного клиента, так как способствует закреплению его на новом рабочем месте.

Чтобы эффективно оказывать помощь и поддержку людям с инвалидностью во время прохождения ими процесса адаптации на новом рабочем месте, специалист государственной службы занятости или другой организации (например, общественной организации инвалидов) должен учитывать особенности каждого вида/аспекта адаптации на рабочем месте и понимать сущность проблем, которые могут возникнуть у людей с инвалидностью на каждом из них.

Выделяют следующие виды / аспекты адаптации на рабочем месте для инвалидов:

– корпоративная адаптация,

– социальная адаптация,

– организационная адаптация,

– техническая (технологическая) адаптация,

– профессиональная адаптация,

– психофизиологическая адаптация.

Корпоративная адаптация инвалидов

Для того, чтобы начать эффективно работать на новом рабочем месте, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности этого учреждения:
– какое место занимает организация на рынке, как обстоят дела, к чему стремится, какие стратегические цели;
– как осуществляется управление, кто принимает решения;
– какова структура компании, где какие подразделения расположены;
– какова периодичность и технология планирования и отчетности; действующие процедуры, регламенты и т.д..

Социальная адаптация инвалидов

Приходя на новую работу, человек должен осознать те нормы поведения и общения, существующие в данном коллективе, приобщиться к системе взаимоотношений с коллегами. На этом этапе она знакомится с «атмосферой» организации, ее корпоративной культурой и ищет ответы на следующие вопросы:
– какой стиль общения присущ коллектива, как обычно обращаются к сотрудникам – равных по должности, подчиненных, руководителей;
– к кому можно/нельзя обращаться за помощью, советом, что можно/нельзя обсуждать за обедом, в курилке;
– у кого схожие хобби, увлечения, есть ли в организации какие-то группы, «лагеря», территории, взаимоотношения между ними и так далее.

Организационная адаптация инвалидов

Обычно человек проводит на работе большую часть светового дня. Разумеется, это время должно быть организовано в бытовом плане. Существует множество организационных моментов, которые необходимо выяснить новичкам в первые дни или даже месяцы работы. Например:
– где можно разместить свои вещи, где находится столовая, туалет, где можно курить;
– как оформить постоянную пропуск, кто настраивает компьютер, когда и где выдают зарплату;
– как заказать канцелярию, курьера, машину, когда будет отпуск;
– как здесь отмечают дни рождения, сколько сдавать на подарки и кому и т.д..

Техническая (технологическая) адаптация инвалидов

В каждой организации используется свой набор техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации придется запомнить пароль, привыкнуть к новой клавиатуре, настроить почтовую программу, занести нужные контакты в «Адресную книгу». Освоить новую модель телефона, факса, копира, разобраться во внутренне организационной системе хранения информации. Освоить специфическое производственное и другое оборудование, освоить специфическое программное обеспечение и т.п..

Профессиональная адаптация инвалидов

Данный аспект адаптации связан непосредственно с профессиональной стороной деятельности работника в организации. Хватает ему знаний, умений и навыков или нужно к учебе? Есть ли перспективы у этого работника? Эти вопросы интересуют менеджера по персоналу и руководителя подразделения. А самому сотруднику необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:
– технологии и техники, используются в организации, стандарты работы, документация, нормы, нормативы, технические требования;
– перспективы профессионального и карьерного роста, возможности обучения, повышения квалификации;
– параметры оценки качества работы и так далее.

Психофизиологическая адаптация инвалидов

Данный аспект в первую очередь включает приспособление к определенному, часто отличного от привычного режима труда и отдыха. Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях:
– сменный график работы – если человек не привык каждое утро просыпаться и ежедневно покидать дом;
– текучий график работы – в некоторых организациях предлагается график работы с 7:00 до 16:00, а в других – с 11:00 до 20:00, резко перейти с одного режима работы на другой часто бывает достаточно сложно;
– ненормированный рабочий день – к ненормированной работы сложно привыкнуть, если в предыдущей организации график работы сотрудника был нормированным, необходимость более нормируемой работы необходимо обсуждать на собеседовании;
– длительные командировки – для ряда сотрудников длительные отъезды могут стать дополнительным стрессом; занятость – в случае проектной работы работник должен быть готов к пиковым нагрузкам, которые обычно возникают перед завершением проекта.

Организации-партнеры

Важное место в арсенале мер такой работы должно занимать проведения специальных бесед, консультаций, семинаров, тренингов, встреч и т.п. с обязательным применением принципа индивидуального подхода к каждому человеку с инвалидностью. Эта работа должна проводиться в тесном сотрудничестве организаций-партнеров, занимающихся проблемами людей с инвалидностью, прежде всего таких как государственная служба занятости, Фонд социальной защиты инвалидов, центры реабилитации для людей с инвалидностью, управления труда и социальной защиты населения, местными органами исполнительной власти. А также с профсоюзами предприятий и организаций (если они есть) или с отраслевыми профсоюзами, а также с неправительственными организациями как самих инвалидов так и занимающихся проблемами инвалидности вообще.

В завершение следует отметить, что государственная служба занятости прилагает немало усилий по совершенствованию существующих направлений работы с лицами, имеющими инвалидность, и поиска новых подходов и форм работы. А также отрабатывает инновационную систему мер, направленных на содействие трудоустройству людей с инвалидностью в современных условиях рынка труда, их адаптации и закреплению на новых рабочих местах. Но только конструктивное взаимодействие всех организаций, принимающих участие в обеспечении занятости лиц с инвалидностью, и положительное и неравнодушное отношение социума в целом к ​​проблемам инвалидности, могут обеспечить действительно эффективное решение проблем занятости людей с инвалидностью в нашей стране и поднять решение этого вопроса на качественно новый уровень.

Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах .

Но в настоящее время инвалидность уже не является проблемой некого определённого круга якобы «неполноценных людей» – это проблема всего социума в целом. И эта проблема определяется на уровне правовых, экономических, производственных, коммуникативных и психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью.

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом .

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения , с позиции «медицинской модели», и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту , не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для «здорового» образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид – обуза обществу, его иждивенец. Это «попахивает» мягко говоря «превентивной генетикой»

Вспомним, что с точки зрения «превентивной евгеники», после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться «Программа эвтаназии Т-4», которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация – лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на «здоровое» население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества . Сама структура производства , быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами. А точнее – почти вообще не оборудованы. В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении – вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату .

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых – мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов . И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так и, что немаловажно, работодателей .

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» – не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой – сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни – практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное . Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка .

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше , чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы – более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят «людей с ограниченными физическими возможностями» как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны , во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов , а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации . Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться «избавиться» от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает – это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно – «а не понесу ли я убытки?».

Вопрос, связанный с риском «а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?» вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности .

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т.д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для «нормального» человека, его либо «брезгливо обходят», либо «жалеют», а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченными возможностями может быстро «нажить себе врагов», а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также «штатных» психотерапевтов, «протирающих штаны и юбки» во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что «люди с ограниченными возможностями» в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т.п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ предусматривает «профессиональную реабилитацию инвалидов», которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 – «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и «маломобильныхм групп населения» (СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Общие положения; СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»).

Но несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%; менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте , которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства – профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, «законодательство в отношении инвалидов» не учитывает одного важнейшего факта – работодателю нужен всё же не инвалид, а работник» А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60% инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности . То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению .

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что, в общем-то, неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40-45% инвалидов, а в России в лучшем случае – только 10%, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату…

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание – например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.

Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот («надбавок») или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, «органы социальной защиты» тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности, вполне может выполнять обычную для него работу , но… «органы социальной защиты», призванные именно «защищать» инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30% людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие «барьеры физической среды», включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен – даже обыкновенное посещение туалета занимает у «инвалида-колясочника» в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство – поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать, получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность – беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.

Полное участие в основных звеньях общества - семье, социальных группах и общине - является главным элементом жизни человека. Право на равенство возможностей такого участия предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и должно предоставляться каждому человеку, включая инвалидов. Однако в действительности инвалиды зачастую лишены возможности полного участия в деятельности той социально-культурной системы, к которой они относятся. Отсутствие такой возможности является следствием физических и социальных барьеров, которые возникают по ряду следующих причин:

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физически или морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вследствие не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

Такие отношения и поведение зачастую приводят к отстранению инвалидов от социальной и культурной жизни. Люди стремятся избегать контактов и личных отношений с инвалидами. Распространенность предубеждений и дискриминация в отношении инвалидов, а также степень их отстранения от нормального социального общения создают психологические и социальные проблемы для многих из них.

Зачастую в профессиональной сфере деятельности и других сферах обслуживания лица, с которыми инвалиды вступают в контакт, недооценивают потенциальные возможности участия инвалидов в нормальной общественной жизни и тем самым не способствуют вовлечению в нее инвалидов и других социальных групп.

Вследствие этих барьеров людям с инвалидностью бывает трудно или даже невозможно иметь близкие и тесные отношения с другими людьми. Лица, отнесенные к категории "инвалидов", зачастую лишены возможности вступать в брак и иметь детей даже при отсутствии функционального ограничения в этом отношении. В настоящее время возрастает понимание потребности лиц, страдающих умственными расстройствами, в личном и социальном общении, включая половые отношения.

Многие инвалиды лишены возможности активно участвовать в жизни общества в силу отсутствия снабжённости общественных пространств специализированным оборудованием (например, пандусов): они сталкиваются с такими физических барьерами, как дверные проемы, слишком узкие для инвалидных колясок, ступеньки на подходах к зданиям, по которым невозможно подняться, автобусы, поезда и самолеты, неудобно расположенные телефоны и выключатели, санитарное оборудование, которым невозможно пользоваться. Аналогичным образом они не могут участвовать в жизни общества в силу других препятствий, например, средств слуховой связи, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами слуха, и средств письменной информации, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами зрения. Такие барьеры являются результатом незнания и отсутствия внимания; они существуют, несмотря на тот факт, что большинство из них можно при небольших затратах устранить на основе продуманного планирования. Хотя в некоторых странах и введено законодательство и проводятся пропагандистские кампании по устранению таких препятствий, эта проблема по-прежнему остается острой.


Весьма очевидно, что саму идею социальной адаптации инвалидов поддерживают большинство, однако углублённые изучения выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой-как лишённые многих возможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми. Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. У людей с инвалидностью же не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств-доброты, отзывчивости и т.п. В то же время важно помнить, что все люди с ограниченными возможностями обладают своими недугами, и если один человек в силу своего физического недуга никак не может в полной мере коммуницировать с другими членами общества, то другому могут мешать лишь предубеждения окружающих.

На протяжении своей истории общество постоянно меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. В результате изменения сознания общества возникла социальная модель инвалидности, в основе которой лежит формирование личности инвалида через окружающую его среду. Процесс социализации индивида немыслим без участия в нем агентов: первичных и вторичных. Они играют важнейшую роль в усвоении молодым инвалидом норм, ценностей, установок, в интеграции его в общество. Агенты являются главным звеном в процессе социализации и социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Только сплоченная работа всех агентов позволить достичь молодому инвалиду успешной социализации.

Существует множество механизмов и технологий сопровождения процесса социализации молодых инвалидов. Только почти все они мало направлены на самореализацию, самосовершенствование молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, его адаптацию.

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.

Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.Главная особенность социальной адаптации – это то, что она связана с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

Общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

Социальная группа (микросреда) - адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

Сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидумов.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

· Реализация механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

· Усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

· Достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнения.

Выводы

В первой подглаве первой главы своего курсового проекта я рассмотрела явление гуманизм. Передо мной стояла задача вывести универсальное, на мой взгляд, определение термина ‘гуманизм’, основанное на многовековом опыте наших предшественников, но в то же время отвечающее современным нормам.Путём сравнений определений, данных разными людьми в разные времена, я пришла к общему заключению: гуманизм – это исторически изменяющаяся система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Во второй подглаве первой главы я узнала, что на данный момент около 23% людей по всему миру имеют инвалидность разной степени тяжести, и больше половины из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное, считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Также я выяснила, что основными препятствиями равного общения между здоровыми людьми и людьми с инвалидностью являются:

· незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физическо иил морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вслдествии не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 3. Технологии социальной работы с инвалидами
  • 3.1. Социальная диагностика: цель, этапы и методы проведения
  • Программа социальной диагностики инвалида
  • 3.2 Технология социального консультирования инвалидов
  • 3.3. Социальная реабилитация инвалидов
  • 3.4. Технология социальной адаптации инвалидов
  • 3.5. Технология социальной терапии в социальной работе с инвалидами
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 4. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов
  • Положение инвалидов на рынке труда
  • Социальная поддержка безработных инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 5. Социальное обеспечение инвалидов
  • 5.1 Пенсионное обеспечение инвалидов
  • 5.2. Ежемесячная денежная выплата как форма социального обеспечения инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 6. Социальное обслуживание инвалидов
  • 6.1. Социальное обслуживание инвалидов в стационарных учреждениях
  • 6.2 Полустационарное и срочное социальное обслуживание инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 7. Комплексная поддержка семей инвалидов
  • 7.1. Характеристика семей имеющих в своей структуре инвалидов
  • 7.2. Основные направления комплексной поддержки семьи инвалида
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Социальная работа с молодыми инвалидами
  • 8.1. Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в современной России
  • 8.2. Социальная работа с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования
  • 8.3. Организация досуга молодых инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература:
  • Глава 9. Социальная помощь и поддержка детей-инвалидов
  • 9.1. Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержки
  • 9.2. Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов
  • 9.3. Социально-педагогическая помощь и поддержка одаренных детей с ограниченными возможностями
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 10. Гендерные аспекты социальной работы с инвалидами
  • 10.1 Гендерные особенности инвалидности
  • 10.2 Государственная и общественная поддержка мужчин и женщин с инвалидностью
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 11. Социальная работа с инвалидами в исправительных учреждениях
  • 11.1. Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении
  • 11.2. Правовые нормы социальной работы с осужденными инвалидами в уголовно-исполнительном законодательстве рф
  • 11.3. Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 12. Особенности деятельности общественных объединений инвалидов
  • 12.1 Понятие и виды общественных объединений инвалидов
  • 12.2 Содержание деятельности общественных объединений инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 13. Профессиональная этика социальной работы с инвалидами
  • 13.1. Ценностно-нормативные основы социальной работы с инвалидами
  • 13.2. Профессиональный этикет специалиста по социальной работе во взаимодействии с людьми особых потребностями
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Приложения о перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособным на региональных рынках труда
  • Порядок
  • Участия граждан пожилого возраста и инвалидов,
  • Проживающих в стационарных учреждениях
  • Социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медико-социальная экспертиза
  • Глава III. Реабилитация инвалидов
  • Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов
  • Глава V. Общественные объединения инвалидов
  • Глава VI. Заключительные положения
  • Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов
  • Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеей от 13 декабря 2006 года
  • I. Общие положения
  • II. Цели, задачи и принципы деятельности вои
  • III. Члены всероссийского общества инвалидов
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов
  • 1 (IV). Всемирную программу действий
  • I. Цели, история вопроса и концепции
  • О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-фз
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания
  • Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава IV. Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава V. Профессиональная деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
  • I. Общие положения
  • II. Порядок разработки индивидуальной программы
  • III. Порядок реализации индивидуальной программы
  • I. Общие положения
  • II. Условия признания гражданина инвалидом
  • 3.4. Технология социальной адаптации инвалидов

    Технология социальной адаптации – это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и инвалида с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы (игры, социальные тренинги и др.), способствующих развитию умений и навыков включения в среду жизнедеятельности. Социальная адаптация включает инвалида в доступную социально-профессиональную сферу и процесс приобретения умений, навыков общения в малой группе. Социальную адаптацию одновременно рассматривают как социальную технологию, процесс и результат.

    Социальная адаптация кроме всего включает инвалида в малую группу и среду жизнедеятельности, содействует усвоению им сложившихся норм, отношений, образцов поведения. Человек, имеющий инвалидность, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. В данном случае ближайшее окружение человека с ограниченными возможностями здоровья (семья, клубное объединение, актив общественной организации, друзья) является малой группой, которые подразделяются на формальные и неформальные. Первые создаются по разработанному регламенту для выполнения общественной, социозащитной, санкционированной со стороны государства деятельности. Такими могут быть общественные организации граждан с ограниченными возможностями здоровья, клубы, объединения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, студии и др. Неофициальные малые группы возникают спонтанно под воздействием общих интересов инвалидов и здоровых граждан, их совместной деятельности и имеют стихийную организационную структуру. К данным объединениям можно отнести сообщества друзей, коллег по учебной и профессиональной деятельности и др.

    Результатом социальной адаптации инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы и среде жизнедеятельности.

    Применение технологий социальной адаптации гражданина с ограниченными возможностями здоровья позволяет ему чувствовать себя свободно в малой группе и включаться в различные виды деятельности. Это позволяет инвалиду обогащать свой внутренний мир с помощью новых ценностей и социальных норм, использовать социальный опыт при организации деятельности в малой группе.

    Выделяют несколько уровней социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде: высокий, средний и низкий.

    Высокий уровень социальной адаптации характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде нормам и стереотипам (он вносит предложения по улучшению общения, развитию толерантности при выстраивании межличностных отношений в малой группе). Человек с ограниченными возможностями здоровья усваивает ценности и нормы независимой жизни, принимая участие в социальных, политических и экономических процессах, свободном выборе и доступе к жилым, общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Инвалид сам способен определять и принимать решения, управлять ситуациями, у него имеются жизненные планы и перспективы. Он удовлетворен своим образом жизни, стремится изменить свои не­достатки, проявляет инициативу по их устранению, является активным участником общественной жизни. Для высокого уровня социальной адаптации инвалида характерно достижение им полного самообслуживания, высокого уровня санитарной грамотности, четкого выполнения лечебных процедур.

    У инвалида со средним уровнем социальной адаптации происходит приспособление к нормам и ценностям малой группы без их изменения, усвоение общепринятых форм и способов жизнедеятельности, свойственных для данного окружения (семья, клубное объединение, друзья, актив общественной организации). Как правило, он включается в деятельность и общение с помощью другого лица (родителя, друга, специалиста по социальной работе), у него может быть незначительно или умеренно снижен уровень самообслуживания.

    Для низкого уровня социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья характерно проявление самоизоляции, затворничества, ограничения контактов с людьми по причине отсутствия желания общаться, устанавливать отношения. Он не умеет вести диалог с оппонентом, вступает с ним в конфликт. У него наблюдается значительное снижение социальных умений и навыков по самообслуживанию, отсутствует или значительно ограничена досуговая, трудовая, профессиональная деятельность, в поведении отмечается зависимость от других лиц, отсутствует инициатива и самостоятельность в преодолении жизненных затруднений.

    Успешной реализации технологии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья способствуют следующие условия: во-первых, окружение человека с ограниченными возможностями здоровья содействует реализации его потребностей, развитию индивидуальности; во-вторых, когда организационная культура малой группы строится на проявлении дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке; в-третьих, окружение инвалида признает и даёт положительную оценку достигаемых им результатов; в-четвертых, обеспечивает участие гражданина с ограниченными возможностями здоровья в социальной и культурной жизни малой группы и среде жизнедеятельности.

    Выбор технологии социальной адаптации инвалида во многом зависит от его жизненной проблемы. Скажем, в результате перенесенного заболевания он не всегда имеет возможность быть членом малой группы, заниматься профессиональной деятельностью, посещать театры, музеи, способствующие формированию социальных установок личности и приобщающих инвалида к культурным традициям и ценностям общества. Такие затруднения могут быть преодолены с помощью комплексной работы специалистов по социальной работе и психологов методами психологической и игровой коррекции, направленных на интеграцию человека с ограниченными возможностями здоровья в общество.

    Технология социальной адаптации инвалидов может реализовываться и с помощью таких форм, как игра, социальный тренинг, экскурсия, беседа. Игра как форма технологии социальной адаптации инвалида имитирует реальную социальную среду, в которой инвалид может оказаться в действительности. В процессе социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья широко применяются различные виды деловых игр: имитационные игры, «деловой театр» и др.

    Используя игровые формы, можно имитировать профессиональную, творческую деятельность и др. С помощью имитационной игры человек с ограниченными возможностями приобретает социальный опыт взаимодействия с людьми, он осваивает новые для себя социальные роли «студента», «менеджера» и др., у него расширяется спектр социальных умений и навыков, что позволяет ему быть более подготовленным к реальной жизни. Через подражание социальной модели, заданной в игровой деятельности, инвалид приобретает формы социального поведения, которые ранее ему были недоступны.

    Игра «деловой театр», как форма технологии социальной адаптации инвалида, позволяет имитировать конкретную жизненную ситуацию, поведение человека. Метод инсценировки, который применяется в данной игровой форме, обучает человека ориентироваться в различных жизненных условиях, давать объективную оценку своему поведению, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты. Для проведения игры разрабатывается сценарий, где описывается конкретная жизненная ситуация, объясняются игрокам их функции, обязанности и задачи.

    В целом, в реализации игровых технологий, способствующих социальной адаптации инвалида, можно выделить несколько этапов:

    I этап. Формирование группы и разработка сценария игрового сюжета. Величина группы зависит от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников, и, как правило, состоит из 2-5 человек. Состав группы определяется также стратегией подбора участников, она может быть разнородной, то есть включать участников с разной степенью инвалидности. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе игровых форм и упражнений.

    II этап. Проведение игры. Вводная часть занятия включает приветствие и ознакомление инвалидов с планом проведения комплекса игр и упражнений. Специалист по социальной работе встречает участников и приветливо, доброжелательно здоровается первый с каждым. Затем он планирует совместную работу, информирует собравшихся о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений. Далее проводятся игровые упражнения в соответствии со сценарием.

    III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.

    Закрепить полученные с помощью игровых технологий социальные умения и навыки возможно в форме социального тренинга, который помогает инвалиду освоить принятые в обществе социальные нормы, продуктивные способы поведения и взаимодействия, готовит к независимой жизни. Эффективность проведения социального тренинга можно оценивать по двум критериям. Первый из них – это уровень усвоения новых социальных умений и навыков в соответствии с поставленными в программе тренинга задачами, возможность их свободного выполнения как на тренинговых занятиях, так и в реальной жизни. Второй критерий характеризует соответствие усвоенного социального опыта жизненным целям инвалида.

    Специалист по социальной работе до социального тренинга проводит индивидуальные консультации с целью помочь инвалидам определить, в какой мере новые социальные умения и навыки обеспечивают реализацию их жизненных целей.

    В начале специалист по социальной работе комплектует группу и в соответствии с составом участников определяет цель, задачи и разрабатывает программу тренинга. При этом он способствует созданию положительных эмоций, которые обеспечивают желание человека приходить в эту группу и к этому тренеру постоянно до момента завершения программы. Проведение социального тренинга способствует осознанию личностных особенностей, привычек и представлений инвалидов о себе. В ходе проведения тренинга социальные умения и навыки закрепляются инвалидом в процессе игровой деятельности, когда «проигрываются» жизненные ситуации, которые нужно разрешить с помощью новых для участников социальных навыков умений. В заключение тренинга специалист по социальной работе и участники анализируют и оценивают результаты работы.

    Последовательность включения гражданина с ограниченными возможностями здоровья в среду жизнедеятельности, его социальной адаптации осуществляется с помощью нескольких этапов: проведение социальной диагностики; включение в социальную группу; обучение решению проблемных ситуаций.

    В целом социальная адаптация как технологический процесс, позволяет: включить инвалида в малую группу, помочь ему усвоить сложившиеся нормы, отношения, образцы поведения, развить умения и навыки общения, включится в доступную для него социально-профессиональную сферу.

    Признаками социальной адаптированности инвалида являются: удовлетворенность своим положением в группе, сознательное поддержание норм и традиций, существующих в данном сообществе, стремление и готовность обогатить содержание, формы и способы взаимодействия с окружающими в объединении, толерантность.

    Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность.

    Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни выдвинул потребность в формировании такой системы социальной защиты населения, которая в наибольшей мере соответствует современным задачам общественного развития. К числу таких задач относится создание молодым инвалидам, неспособным без посторонней помощи обеспечивать в полной мере или частично свои жизненные потребности, достойных условий жизни, насыщенной активной деятельностью и приносящей удовлетворение, осознание себя органической частью общества.

    Независимая жизнь инвалидов предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности, формирование умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе.

    Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной адаптации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб и организаций, помогающих преодолеть специфические трудности на пути к активной самореализации, благополучному эмоциональному состоянию в обществе.

    В основе мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями:

    1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных вследствие болезни или травмы. За счет делигированности другим людям недостающих функций, и создания условий для преодоления неприступных ранее препятствий окружающей среды.

    2. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с инвалидом, его семьей, ближайшим окружением.

    3. Интеграция в совместную деятельность людей с ограниченными возможностями, и людей, не имеющих проблем со здоровьем. Этот принцип должен быть реализован практически во всех видах служб.

    4. Взаимопомощь - широкое участие в работе добровольных помощников и добровольная взаимная поддержка.

    Значительное место в социальной реабилитации и интеграции инвалидов занимает социальная адаптация, поскольку она позволяет решить проблему выживания человека, приспособления к процессам окружающей среды. По сути дела, социальная адаптация является целью социальной реабилитации.

    Процесс социальной адаптации личности? это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Для инвалида адаптивные процессы связаны в первую очередь, с новой для него социальной ролью и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом.

    Следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: - общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и - особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. Наиболее типичными из «особых» потребностей инвалидов являются следующие:

    В восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;

    В передвижении;

    В общении;

    В свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

    В возможности получать знания;

    В трудоустройстве;

    В комфортных бытовых условиях;

    В социально-психологической адаптации;

    В материальной поддержке.

    Удовлетворение перечисленных потребностей - непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

    Инвалидность - это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах.

    В целом работа по социальной адаптации молодых инвалидов включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой, психологический, общественно-идеологический аспект, анатомо-функциональный аспект.

    Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего общества даны гарантии социальной защиты.

    Рисунок 1 Основные аспекты работы по социальной адаптации молодых инвалидов

    Безусловно, основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового государства. Инвалидам предоставляются права на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие.

    Например, жилые помещения будут теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере.

    Еще одно немаловажное положение - это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).

    В России сформирована и реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда для инвалидов». Критерием оценки политики в отношении инвалидов может служить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.

    Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений для инвалидов.

    В соответствии с законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным предприятиям, которые отказываются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным планом благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов.

    Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

    Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности.

    Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов на кресло-колясках.

    Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

    Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности - во взаимодействии инвалида и общества.

    Анатомо-функциональный аспект социальной адаптации инвалидов предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную и адаптационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида.

    Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы.

    Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл адаптации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

    Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий. Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

    Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов.

    Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром. И, конечно же, нужна система подготовки специалистов, владеющих методами реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами формирования механизмов макросоциального окружения с ним.

    Таким образом, решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых сегодня государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов для их успешной адаптации и интеграции в обществе.