Алхимия мозга. Лобная и предлобная кора головного мозга

Ученые решили задачу, которую не могли решить философы: причиной наших поступков является бессознательный выбор.

«Люди лишь по той причине считают себя свободными, что свои поступки они сознают, а причин, их вызвавших, не знают». Спиноза

Существование свободы воли – одна из важнейших неразрешенных проблем философии со времен античности. Принимаем ли мы решения сознательно, или, возможно, наш выбор осуществляется без участия сознания задолго до того, как мы его осознаем? Иммануил Кант включил проблему свободы воли в число своих антиномий – вопросов, ответы на которые лежат за гранью возможного познания. Но ученые не боятся сложных задач, в которых не преуспели философы. Изучению свободы воли посвящены сотни экспериментальных работ психологов и нейрофизиологов, и, похоже, ответ найден: причиной наших поступков не является сознательный выбор.

Одним из ведущих специалистов в данной области является профессор психологии Гарвардского университета Даниэл Вегнер, который обобщил имеющиеся экспериментальные данные в монографии «Иллюзия сознательной воли». Как следует из названия труда, Вегнер приходит к выводу, что свобода воли – иллюзия. Свобода воли не является причиной наших действий, но сопутствует им так же, как сигнал разряженного аккумулятора на экране мобильного телефона сопутствует разрядке аккумулятора, но не является причиной разрядки. Это лишь ощущение, которое позволяет отличить действие, выполненное нами, от процессов, не зависящих от нас.

Когда мы совершаем желаемый поступок, нам свойственно трактовать это как проявление свободы воли. Однако иногда люди совершают поступок, а чувства реализованной свободы воли не испытывают. Вегнер, Карпентер и ряд других психологов интересовались необычным эффектом, происходящим во время спиритических сеансов. Группа людей кладет руки на круглый стол, который может вращаться. Участники сеанса верят, что стол начнет вращаться по воле призванного ими духа. Нередко стол действительно приходит в движение, а все до единого участника группы готовы поклясться, что они не причастны к этому вращению. Когда на стол кладут Библию, вращение к всеобщему шоку останавливается.

Проверить причастность духов к вращению стола можно по характеру отпечатков пальцев, оставляемых участниками спиритического сеанса на пыльной столешнице. Одно дело, когда пальцы пассивно сопротивляются вращающемуся столу, и совсем другое, когда они активно раскручивают стол. Направление штрихов будет разным. Наблюдения показали, что люди, а не духи раскручивают стол. Но люди не ощущали свободы воли и потому испытывали иллюзию, что стол вращает кто-то другой. Другой тип спиритических сеансов использует картонную доску, на которой изображены слова или буквы. Например, слова «да» и «нет».

Группа людей берется за диск и держит его над доской. Они задают вопросы призванному духу, и тот подводит диск к одному из ответов. При этом ответы получаются логичными, например, на вопрос «ты жив?» дух стабильно отвечает «нет». Как и в предыдущем примере, люди убеждены, что не вызывают движения. Однако если участникам завязать глаза и в тайне от них развернуть доску, ответы «духов» перестают быть логичными, то есть ответы выбирают люди, а не духи, хотя сами того и не осознают. Таких примеров, называемых автоматизмами, существует очень много.

Но верно и обратное: мы нередко ощущаем свободу воли в действиях, которые не совершали. Например, в ряде экспериментов, описанных Вегнером, люди признавали свою вину за нажатие «неправильной» клавиши компьютера, которую они не нажимали. Для этого достаточно предоставить ложного свидетеля ошибки, а характер ошибки должен быть таким, чтобы ее совершение казалось правдоподобным. В ряде случаев человек не только испытывает чувство вины за несовершенный им поступок, но и «припоминает» детали своего нарушения. Вегнер приводит пример из собственной жизни, когда он сел играть в компьютерную игру и только спустя некоторое время увлеченного нажатия клавиш осознал, что не управляет игрой, а смотрит заставку к ней.

Серьезные нарушения ощущения свободы воли могут встречаться у пациентов с расстройствами мозга. Например, описаны клинические случаи, когда люди ощущают, что они управляют движением солнца по небосклону или машинами на дорогах. Они считают, что их воля является причиной этих движений. С другой стороны, существует люди, больные синдромом «чужой руки», которые уверены, что их рука живет своей жизнью, не подчиняется их воле. Для стороннего наблюдателя все движения руки выглядят как осознанные: рука может совершать сложные действия, например, застегивать рубашку. Но хозяин убежден, что рукой управляет кто-то другой. Некоторые люди верят, что ими управляют «из космоса», вовсе не ощущают своей воли за совершаемыми поступками.

Таким образом, свобода воли – это ощущение, которое не всегда соответствует реальности. Мы точно знаем, что свобода воли может быть иллюзией и вправе спросить: не может ли любое ощущение свободы воли быть иллюзией? Когда мы начинаем произносить длинный монолог, мы не продумываем его от начала и до конца, но каждое слово становится на свое место и укладывается в изящную связанную картину, словно мы знали весь монолог с самого начала. Нашему сознанию еще не известно, что мы скажем дальше, но почему-то это не мешает нам излагать свои мысли. Не странно ли это?

Впрочем, аргументы не ограничиваются философскими размышлениями. Ряд научных исследований свидетельствует в пользу того, что осознаваемая нами «свободная воля» не является причиной наших действий. Психолог Бенджамин Либет обнаружил в мозге так называемый «потенциал готовности», возбуждение в определенной зоне мозга, которое возникает за сотни миллисекунд до того, как человек примет сознательное решение к действию. В эксперименте людям предлагали нажимать на кнопку в произвольный момент времени, когда они этого захотят. При этом от участников требовалось отметить момент, в который ими было принято сознательное решение нажать на кнопку. Удивительным было то, что экспериментаторы, измеряя потенциал готовности, могли предугадать момент нажатия кнопки за сотни миллисекунд до того, как испытуемый осознавал, что он решил нажать на кнопку. Хронология складывалась такая: сначала ученые видели скачок потенциала готовности на измерительных приборах, затем человек осознавал, что хочет нажать на кнопку, а после этого происходило само нажатие кнопки.

Изначально многие ученые отнеслись к этим опытам со скептицизмом. Было предположено, что такая задержка может быть связана с нарушением внимания испытуемых. Однако последующие опыты, проведенные Хаггардом и другими исследователями, показали, что хотя внимание влияет на описанные задержки, основной эффект воспроизводится: потенциал готовности сигнализирует о воле человека нажать на кнопку до того, как человек испытывает эту волю. В 1999 году опыты нейрофизиологов Патрика Хаггарда и Мартина Эймера показали, что если человеку предоставить выбор между двумя кнопками, измеряя аналогичные потенциалы готовности, можно предугадать, какую кнопку выберет человек до того, как он осознает свой выбор.

В 2004 году группа нейрофизиологов опубликовала в авторитетном научном журнале Nature Neuroscience статью о том, что люди с определенными повреждениями участка коры головного мозга, называемого париетальным, не могут сказать, когда они решили начать движение, хотя и могут указать момент начала движения. Исследователи предположили, что этот участок мозга отвечает за создание модели последующего движения. В 2008 году другая группа ученых попыталась воспроизвести опыты с нажатием кнопок с использованием более современной технологии – функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ). МРТ позволяет исследовать изменение активности различных участков мозга, наблюдая за изменением тока крови (наиболее активные участки мозга требуют больше кислорода). Испытуемых сажали перед экраном, на котором менялись буквы. Испытуемый должен был запоминать, при появлении какой буквы они совершали выбор между двумя кнопками. Ученые пытались определить, возбуждение каких участков мозга содержит наибольшую информацию о том, какой выбор совершит человек: нажмет он на левую или на правую кнопку.

С учетом всех статистических поправок активность мозга в упомянутой выше париетальной коре головного мозга (и еще нескольких участках) позволяла предугадывать выбор человека до того, как он его осознавал. В ряде условий прогноз удавалось осуществлять за 10 секунд до момента принятия осознанного решения испытуемым! Нейрофизиолог Джон-Дилан Хейнс и коллеги, участвовавшие в этом исследовании, пришли к выводу, что сеть управляющих участков мозга, ответственных за принятие решений, начинает формироваться задолго до того, как мы начинаем об этом подозревать. Эта работа была также опубликована в журнале Nature Neuroscience.

В обзоре «Ген Бога» (см. «Новую» от 06.06.2008) мы коснулись исследований Роджера Сперри, объектом которых были люди, пережившие операцию по разделению полушарий мозга. За эти исследования в 1981 году он был удостоен Нобелевской премии. Сперри показал, что у людей с перерезанным мозолистым телом (перемычкой, соединяющей левое и правое полушария мозга) возникают две независимые личности – одна в левом, другая в правом полушарии. К вопросу о свободе воли это имеет прямое приложение: удивительный факт, что две личности такого человека не конфликтуют и даже не осознают существование друг друга.

Полушария разделили, но для них как будто ничего не изменилось! Создается впечатление, что любое действие, совершаемое нашим телом, трактуется сознанием (сознаниями?) как результат проявления его свободы воли, даже если оно таковым не было. Представьте себе двух человек, живущих в одной комнате, но не знающих о соседе. Всякий раз, когда открывается форточка, каждый из них убежден, что именно он ее открыл.

Убеждение, что мы можем свободно и сознательно выбирать наши поступки, является фундаментальным для нашей картины мира. Однако эта точка зрения не согласуется с последними экспериментальными данными, которые указывают, что наше субъективное восприятие свободы не более чем иллюзия, что наши поступки определяются процессами в нашем мозге, скрытыми от нашего сознания и происходящими задолго до появления ощущения принятого решения.

Головной мозг — биологическая субстанция – часть центральной нервной системы, которая состоит из множества нейронов. Только в коре головного мозга находится 28 миллиардов нейронов, а один нейрон может иметь до 40000 соединений с другими нейронами (синапсы), которые и формируют сложные электрические импульсы. Эти импульсы управляют деятельностью всего организма.

Скорость нервного импульса большая, примерно 275 км/ч. Нейроны на протяжении всей жизни интенсивно растут, и в разных типах нейронов информация движется с разной скоростью.

Всего 2% составляет масса мозга относительно общей массы тела человека, но энергозатраты на жизнедеятельность его огромные – 20%-25%.

А также для нормального функционирования мозгу требуется около 20% кислорода от общего объема, поступающего в организм человека. И поэтому мозг подвержен кислородному голоданию, особенно у жителей мегаполисов.

Полезно, как можно чаще насыщать мозг кислородом – это быстрая ходьба, энергичные физические упражнения, очень полезно заниматься подводным плаванием, если есть возможность, это и специальные дыхательные упражнения.

Учеными Эдинбургского университета сделано интересное открытие,они говорят, что даже после 70 лет человек занимаясь физическими нагрузками может остановить усыхание мозга и притормозить старение организма в общем.

А Гарвардские ученые после своих исследований сделали вывод, что мозг человека, даже взрослого, может поменять свою структуру и функции в зависимости от наработанных навыков и полученного опыта. Поэтому делаем вывод, учиться можно в любом возрасте и наработать любой новый навык, какой только пожелается.

Еще один интересный факт о головном мозге —

Мозг почти постоянно нуждается в воде, так как он сам состоит из воды на 80%-85%.

К сожалению, человек очень часто путает голод с жаждой, потому что ощущения очень похожи. Поэтому заедая свою жажду наносит двойной вред организму – недостатком воды для мозга и перееданием для тела.

очень приблизительно разделить на три отдела:

  • ствол мозга (древний мозг),
  • средний мозг (старая кора и лимбическая система) и
  • новая кора (большие полушария).

Древний мозг управляет кровяным давлением, глубиной и частотой дыхания, температурой тела, процессом пищеварения и т. д. Кроме того, много автоматических или рефлекторных центров имеется в спинном мозге, они заведуют множеством функций тела, не нуждающихся в контроле головного мозга.

Средний мозг действует подобно сложному коммутатору. Он получает импульс от всех частей тела, сортирует их и передает важные сигналы в высший мозговой центр. Он играет роль шлюза, который ограничивает передачу несущественной информации в высшие центры. Тем самым он предотвращает перегрузку высшего мозга ненужной информацией.

Новая кора заполняет купол черепа, она поделена на две отдельных части. Каждое полушарие связано нервами с противоположной стороной тела. Ниже приводится описание и функции основных отделов мозга.

Лобная и предлобная кора головного мозга

Это часть нашего мозга, которая делает нас теми, кто мы есть, определяет нашу самобытность, которая заключает в себе наши влечения, желания, нашу личность, нашу сущность, ядро личности. Это и есть наша душа, наша сущность, наше Я. Следствием депрессии является значительное снижение активности лобных долей. Лобные доли играют решающую роль в успехе или неудаче человеческих начинаний.

Лобные доли реализуют высшие и сложнейшие функции мозга, так называемые управляющие функции. Лобные доли достигают значительного развития только у людей, можно сказать, что они делают нас людьми. Вся человеческая эволюция получила название "эпоха лобных долей". Александр Лурия называл лобные доли "органом цивилизации". Лобные доли являются для мозга тем, чем является дирижер для оркестра. Лобные доли - это командный пункт мозга.

Предпосылки успеха контролируются лобными долями. Мотивация, инициатива, предвидение, а также ясное представление о своих целях является центральными для успеха в любой сфере жизни. Даже незначительное повреждение лобных долей может привести к апатии, инертности и безразличию.

Способность воплощать свои цели зависит от нашей способности реалистично оценивать свои действия и действия окружающих нас людей. Эта способность основывается на лобных долях. Повреждение лобных долей порождает катастрофическую слепоту в суждениях.

В таком сложном обществе как наше на передний план выступает талант лидерства. Из всех форм

Анатомически выделяют шесть отделов:

  • Продолговатый мозг - самый задний отдел головного мозга, лежащий спереди от спинного мозга. Здесь центральный канал спинного мозга расширяется и образует большую полость, называемую четвертым мозговым желудочком. Стенки толстые, состоят в основном из нервных путей, идущих к высшим отделам мозга. Внутри продолговатого мозга находятся скопления нервных клеток – нервные центры – информационно-рефлекторные образования, регулирующие важнейшие физиологические процессы: дыхание, частоту сокращений сердца, расширение и сужение сосудов, а также глотание и рвоту.
  • Мозжечок - расположен над продолговатым мозгом, состоит из средней части и двух боковых полушарий в виде шишек. Серый поверхностный слой мозжечка состоит тел нервных клеток, а глубже находится масса белой ткани, образованной волокнами, связывающими мозжечок с продолговатым мозгом и с высшими отделами мозга. Мозжечок координирует движения и регулирует сокращения мышц.
  • под мозжечком лежит толстый поперечный пучок волокон - варолиев мост , переносящий информацию из одного полушария мозжечка в другое, координируя движения мышц в обеих сторонах тела.
  • Средний мозг - расположен спереди от варолиева моста, имеет толстые стенки и узкий центральный канал, соединяющий четвертый желудочек (продолговатый мозг) с третьим желудочком (таламус). Стенки содержат рефлекторные центры и главные проводящие пути, ведущие к таламусу и большим полушариям. Сверху расположены четыре выступа – четыреххолмие, в котором находятся центры некоторых зрительных и слуховых рефлексов (управление диафрагмой глаза и т.п.). Также содержит группу нервных клеток регулирующих мышечный тонус и позу.
  • Таламус - толстые стенки центрального канала среднего мозга расширяясь образуют третий желудочек (таламус). Нервное сплетение в его крыше выделяет цереброспинальную жидкость. Это центр переключения сенсорных импульсов: волокна из нижних отделов мозга образуют связи с различными сенсорными зонами больших полушарий. Таламус регулирует и координирует внешнее проявление эмоций. На дне третьего желудочка (в гипаталамусе) находятся центры, регулирующие температуру тела, аппетит, водный баланс, углеводный и жировой обмен, кровяное давление и сон. В передней части гипоталамуса находится центр сна, в задней – бодрствования. Предполагают, что 8-ми часовой сон – приобретенная привычка, врожденный ритм чередования сна и бодрствования – через 4 часа.
  • Большие полушария - самый крупный отдел головного мозга, содержит более половины нейронов всей нервной системы человека, отвечает за сложные психологические явления сознания, мыслительную деятельность, память, понимание и пр. Большие полушария развиваются как выросты переднего конца головного мозга, растут назад, поверх остальных частей, прикрывая их. Каждое полушарие содержит полость (1 и 2 мозговые желудочки) соединенную с третьим желудочком в таламусе. Состоят из наружного слоя серого вещества (кора головного мозга) и внутреннего белого вещества. Глубоко в веществе больших полушарий лежат другие массы серого вещества – нервные промежуточные информационные центры. Поверхность больших полушарий покрыта извилинами, что увеличивает площадь поверхности коры головного мозга. Рисунок извилин одинаков у всех людей.
От разных отделов головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов, иннервирующие в основном, органы чувств, мышцы и железы, расположенные на голове, наиболее важный из них – .

Страницы, ссылающиеся на данную:

Почему работа на интеллектуальном тренажере на основе таблиц Шульте дает такие поразительные результаты?

Механизм действия этого интеллектуального тренажера на мозг можно сравнить с нанотехнологиями . Вы влияете на тончайшие процессы, протекающие в вашем головном мозге, включая в работу те резервы, которые большинство людей не используют в повседневной жизни.

По данным самых последних научных исследований, для того чтобы использовать наш мозг на все сто процентов для решения задачи и добиваться максимального успеха в решении любого вопроса, необходимо:

1. Усилить кровоток в определенных зонах мозга (лобных долях). Это обеспечит максимальную работоспособность всех интеллектуальных процессов, которые протекают в коре головного мозга во время процесса принятия решений.

2. Мобилизовать память так, чтобы вся информация, относящаяся к решаемому вопросу, вышла из хранилища долговременной памяти в память оперативную. То есть буквально разбудить ассоциативные связи, которые относятся к вопросу. Это позволит не тратить драгоценные секунды на припоминание, так как вся необходимая информация будет «лежать на поверхности».

3. Правильно сосредоточиться на решаемой задаче. Одна задача требует концентрации, чтобы в буквальном смысле слова ничего не видеть и не слышать, кроме нее. Другая – переключения внимания, третья – одновременного обращения к нескольким информационным полям. Иными словами, каждая задача требует активизации определенной стороны внимания, чтобы оптимально подключить нужные интеллектуальные ресурсы для эффективного решения нужной нам задачи.


Как же интеллектуальный тренажер на основе Таблиц Шульте «одним махом» решает все эти вопросы? Ниже мы ответим на все эти вопросы. Но сначала давайте разберемся с некоторыми очень важными моментами, которые касаются устройства и работы нашего мозга.

Разбудите свой мозг!

Общеизвестно, что люди в процессе своей жизнедеятельности активно используют всего-навсего десять процентов ресурсов своего мозга. Оставшиеся 90% как бы дремлют.

Поэтому среднестатистические представители человеческого общества, как говорится, «звезд с неба не хватают», особыми талантами не блещут, живут «как все», без размаха.

Конечно, кто-то может сказать, что у такой тихой и спокойной жизни есть свои преимущества. Однако они не идут ни в какое сравнение с теми перспективами, которые открывает перед человеком активизация ресурсов его мозга, – жизненный успех и уверенность в себе, осознание своих реальных возможностей и умение использовать их.

Как правило, для того чтобы сделать шаг и использовать свой мозг на 100%, человеку не хватает знаний о том, как именно он может это сделать. На протяжении многих лет ученые пытались разработать систему, которая могла бы помочь множеству людей включить в работу весь интеллектуальный потенциал, заложенный в человеке с рождения, но до поры до времени их попытки не были успешными.

Что у нас в голове?

Давайте посмотрим, как устроен головной мозг человека.

На рис. 1 вы видите то, что обычно скрыто от нашего взгляда черепной коробкой – головной мозг. Этот уникальный орган включает в себя несколько отделов, в «ведомстве» каждого из которых находятся определенные функции, обеспечивающие жизнедеятельность нашего организма.


Рис. 1. Строение головного мозга человека


Нас с вами будет интересовать кора головного мозга. В этой части мозга находятся зоны, которые отвечают за обработку зрительных, слуховых, тактильных и других ощущений. Кора считается наиболее развитой частью мозга человека, и именно она обеспечивает нормальное развитие и функционирование речи, восприятия и мышления. Вся кора делится на области, каждая из которых имеет свою строго определенную функцию. Так, существуют области, ответственные за слух, речь, зрение, осязание, обоняние, движение, мышление и т. д.

Кора занимает значительную часть головного мозга – примерно 2/3 всего его объема, и делится на два полушария – левое и правое. Их функции и взаимодействие достаточно сложны, но в целом можно сказать, что правое полушарие в большей степени ответственно за интуитивное, эмоциональное, образное восприятие окружающей действительности, а левое обеспечивает логическое мышление. При этом анатомическое строение правого и левого полушария идентично.

На рис. 2 показано, на какие части – так называемые «доли» – нейрофизиологами разделяется кора головного мозга.



Рис. 2. Доли коры головного мозга


Лобная доля обеспечивает моторные функции нашего организма и частично – речь, отвечает за принятие решений и выстраивание планов, а также за любые целенаправленные действия. Височная доля включает в себя центры слуха, речи и обоняния. Теменная доля отвечает за обработку информации, полученной от тела через тактильные ощущения. Затылочная доля обеспечивает работу зрительных центров.

Лобные доли коры, наверное, могут быть названы самой загадочной областью головного мозга. Именно здесь расположена зона, называемая префронтальной корой или же корой префронтальной области полушарий большого мозга, все загадки и возможности которой до сих пор не изучены учеными. В этой области находятся зоны, отвечающие за память, способность человека к обучению и коммуникации, а также за творческие способности и мышление.

В ходе различных экспериментов было обнаружено, что стимуляция этой области головного мозга человека дает ему мощный толчок в плане «личностного роста».

В той части, где проходит граница лобной и теменной частей коры, располагаются сенсорная и моторная полосы, которые, как следует из их названий, отвечают за функции движения и восприятия.

В нижней части лобной доли левого полушария находится зона Брока, названная так по имени знаменитого французского хирурга и анатома Поля Брока. Благодаря работе этой части головного мозга мы обладаем способностью произносить слова и писать.

В височной доле левого полушария, в том месте, где она смыкается с теменной долей, психиатром из Германии Карлом Вернике был обнаружен еще один центр, отвечающий за речь человека. Эта зона, названная по имени ученого, играет большую роль в нашей способности воспринимать смысловую информацию. Именно благодаря ей мы можем читать и понимать прочитанное (см. рис. 3).

На рис. 4 вы видите, какие функции обеспечивают различные зоны коры головного мозга человека.


Рис. 3. Зоны коры полушарий головного мозга:

1 – височная доля; 2 – зона Вернике; 3 – лобная доля; 4 – префронтальная кора; 5 – зона Брока; 6 – моторная зона лобной доли; 7 – сенсорная зона теменной доли; 8 – теменная доля; 9 – затылочная доля



Рис. 4. Функции долей коры полушарий мозга


Лобные доли – «дирижер» нашего мозга и центр интеллекта

Поскольку интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте направлен именно на активизацию лобных долей коры головного мозга, давайте поговорим о них чуть подробнее.

Этот отдел полушарий головного мозга в процессе эволюции был сформирован довольно поздно. И если у хищников он был едва намечен, то у приматов получил уже достаточно заметное развитие. У современного человека лобные доли занимают около 25% общей площади больших полушарий мозга.

Нейрофизиологи склонны говорить о том, что сейчас эта часть нашего мозга находится на вершине своего развития. А ведь еще в начале 20-го столетия исследователи нередко называли эти зоны бездействующими, так как не могли уяснить – какова их функция.

В тот момент никак не удавалось связать деятельность этой части мозга с какими-то внешними проявлениями.

Зато сейчас лобные доли коры головного мозга человека получили название «дирижера», «координатора» – учеными бесспорно доказано, что именно они оказывают огромное влияние на согласование множества нейронных структур в головном мозге человека и отвечают за то, чтобы все «инструменты» в этом «оркестре» звучали гармонично.

Особенно важно, что именно в лобных долях находится тот центр, который служит регулятором сложных форм человеческого поведения.

Другими словами, эта часть головного мозга отвечает за то, насколько хорошо мы оказываемся способны организовывать свои мысли и действия в соответствии с теми целями, которые стоят перед нами. Также полноценное функционирование лобных долей дает каждому из нас возможность сопоставлять свои действия с теми намерениями, для осуществления которых мы их совершаем, выявлять несоответствия и исправлять ошибки.

Эти области головного мозга считаются средоточием процессов, лежащих в основе произвольного внимания.

Это подтверждают и врачи, которые занимаются реабилитацией пациентов с повреждением мозга. Нарушение деятельности этих зон коры подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. При этом заметные изменения затрагивают и саму личность пациента, а его умственные способности неизбежно снижаются. Особенно тяжело сказываются такие травмы на личностях, основа жизни которых – творчество, – создавать что-то новое они уже не в состоянии.

Когда в научных исследованиях стал применяться метод позитронно-эмиссионной томографии, Джоном Дунканом (нейропсихологом из Отделения наук о мозге в Кембридже, в Англии) именно в лобных долях был обнаружен так называемый «нервный центр интеллекта».

Для того чтобы представить, где именно расположен он в вашем мозгу, сядьте, поставив руку локтем на стол, и прислонитесь к ладони виском – так вы сидите, если мечтаете или размышляете о чем-то. Вот в том месте, где ваша ладонь касается головы – около кончиков бровей, и сосредоточены центры нашей разумной мысли. Именно боковые участки лобных долей головного мозга и являются той его частью, которая отвечает за интеллектуальные процессы.

«Похоже на то, что эти участки – главный штаб всей интеллектуальной работы мозга, – говорит Дункан. – Туда стекаются донесения из других мозговых зон, там идет обработка получаемой информации, анализируются задачи и отыскивается их решение».

Но для того, чтобы эти зоны коры справлялись с задачами, которые встают перед ними, их нужно развивать и регулярно тренировать. Нейрофизиологи своими исследованиями подтверждают – заметная активизация этих участков стабильно наблюдается при решении интеллектуальных задач.

Отличный инструмент для этого – занятия на интеллектуальном тренажере на основе таблиц Шульте.

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте усиливает кровоток в лобных долях коры головного мозга и раскрывает интеллектуальный потенциал

Эффект от применения таблиц Шульте в любой области поистине волшебный.

Но на самом деле никакой магией тут и не пахнет – ученые готовы объяснить секрет их воздействия на мозг человека.

В научно-исследовательских экспериментах, которые проводили ученые, работающие в области функциональной нейровизуализации, специальные приборы регистрировали интенсивность мозгового кровотока в разных областях коры головного мозга во время решения людьми тех или иных интеллектуальных задач (арифметические задачи, кроссворды, таблицы Шульте и т. п.).


В результате было сделано два вывода.

1. Каждая новая задача, предъявляемая испытуемому, вызывала заметный прилив крови к лобным долям коры головного мозга. При повторном предъявлении той же самой задачи интенсивность кровотока существенно снижалась.

2. Интенсивность кровотока зависела не только от новизны, но и от характера предъявляемых задач. Наибольшая интенсивность была зарегистрирована при работе с таблицами Шульте.

Иными словами, если мы будем как можно чаще предлагать своему мозгу новые задачи для решения (в нашем случае, заниматься с различными таблицами Шульте), это будет стимулировать кровоток в лобных долях головного мозга. А это будет заметно улучшать деятельность нашего мозга, увеличивать объем памяти и усиливать концентрацию внимания.

Но почему самой эффективной оказывается работа именно с таблицами Шульте? Чем она отличается от решения других интеллектуальных задач – выполнения арифметических действий, разгадывания кросс вордов, припоминания и заучивания стихотворений, также стимулирующих работу головного мозга? В чем их преимущество? Почему именно они дают такой колоссальный результат, ведь теоретически любая интеллектуальная нагрузка на мозг будет для него хорошей тренировкой.

Все дело в том, что при работе с таблицами Шульте фактически весь объем кровотока идет именно в те зоны лобных долей, которые отвечают за активацию всего интеллекта и процесс принятия решений. При этом мозг как бы не отвлекается на другое, не тратит свои силы на дополнительные расходы, как это случается при решении арифметических задач, разгадывании кроссвордов и заучивании стихотворений.

Решая арифметические задачки, мы помимо общего интеллектуального потенциала активируем еще и свои математические способности, задействуем память (процессы припоминания). Эти способности «лежат» в других зонах лобных долей и коры головного мозга в целом.

Значит, часть от общего объема крови, поступающего к головному мозгу в этом случае, будет поступать в эти отделы. Следовательно, интенсивность кровотока в лобных долях будет ниже, чем в случае работы с таблицами Шульте.

Разгадывая кроссворды, мы опять-таки «включаем» дополнительные зоны в коре головного мозга, отвечающие за ассоциативное мышление, припоминание и т. д. И в результате опять теряем часть от общей интенсивности кровотока.

То же самое и со стихами. Вспоминая или заучивая их, мы активизируем свою память, инициируем те зоны коры головного мозга, которые отвечают за припоминание, запоминание, хранение информации и т. п. И в результате опять получаем общее снижение интенсивности кровотока.

Когда мы работаем с таблицами Шульте, мы ничего не припоминаем, ничего не складываем-вычитаем-умножаем, не обращаемся к ассоциациям, не сверяем информацию с уже имеющейся и т. д. и т. п. Иными словами, мы не прикладываем никаких дополнительных интеллектуальных усилий. И именно за счет этого мы получаем возможность направить весь кровоток к центру интеллекта в лобных долях, что и раскрывает весь наш интеллектуальный потенциал.

* * *

Итак, изо дня в день, регулярно нагружая работой лобные доли своего головного мозга, вы получите потрясающий результат – заметное усиление концентрации внимания, развитую способность мгновенно считывать и удерживать в своей памяти огромное количество информации.

Кроме того, интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте дает вам уникальную возможность мобилизовать свой интеллектуальный потенциал и все ресурсы памяти на решение нужной задачи буквально за считаные секунды!

Например, перед важной встречей, собеседованием, экзаменом, свиданием, сдачей на водительские права, соревнованиями, выполнением каких-либо физических или умственных упражнений – в любой ситуации, когда вам требуется предельная концентрация и от вашей внутренней организованности зависит ваша карьера, здоровье и успех, вы не станете паниковать или, наоборот, твердить себе, что у вас все получится (хотя это тоже неплохо). Вы откроете эту книгу, пять минут поработаете на нашем интеллектуальном тренажере и, уверенный и подготовленный ко всему, сделаете шаг навстречу успеху.

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте мобилизует память, и вся нужная информация оказывается в нужный момент у нас «под рукой»

Наша память – это сложный процесс, который складывается из восприятия, запоминания, сохранения информации и приобретенного опыта, восстановления и использования их при необходимости, а также забывания ненужного.

Именно память хранит не только опыт данного человека, но и тот путь, который был пройден предыдущими поколениями, и это позволяет человеку чувствовать себя не отдельной единицей, а частью огромного сообщества.

Часто от объема памяти человека и той скорости, с которой он может использовать хранящуюся в ней информацию, зависит успех его деятельности.

Память и внимание – это два процесса, которые неразрывно связаны друг с другом.

Целенаправленное, устойчивое внимание – это залог крепкого запоминания. Каждый этап работы памяти требует хорошего внимания, но особенно важно это для начального этапа – восприятия.

Регулярные занятия с таблицами Шульте обеспечат вам не только заметное увеличение объема памяти, но и заметно повысят ту скорость, с которой происходит обработка хранящейся в ней информации.

Представьте, что ваша память – это огромное книгохранилище, как в библиотеке. Как книги на полках, в «ячейках» вашей памяти хранится весь ваш жизненный опыт – и то, что запоминалось непроизвольно, само собой, и то, над чем вам пришлось потрудиться. Все, от ваших первых детских воспоминаний до математических формул, которые вы заучивали в старших классах школы.

Но, спросите вы, если все это там есть, то почему я не могу в любой момент извлечь из нее то, что мне нужно в данный момент?

Чтобы найти в библиотеке нужную книгу, нужно знать – на какой полке какого шкафа и в каком ряду она стоит. Для этого существует каталог, в котором хранятся все сведения о книгах.

Раньше, чтобы отыскать номер конкретной книги, нужно было в огромном зале найти среди кучи ящичков один и в нем перебрать уйму карточек. И только после этого библиотекарь отправлялся в хранилище на поиски нужной вам книги.

Представляете, сколько времени может на это уйти?

Сейчас же вы открываете программу электронного каталога на компьютере и просто вводите любое слово из названия книги. В считаные секунды электронный мозг выдает вам все возможные варианты, из которых вы выбираете тот, который вам необходим.

Выигрывая в скорости, вы экономите свое время.

Точно так же дело обстоит и с вашей памятью – развивая внимание и ускоряя свои мыслительные процессы при помощи работы на интеллектуальном тренажере на основе таблиц Шульте, вы заменяете «картотеку» в своей голове на «электронный каталог».

Теперь ваша память выдает вам информацию в десятки раз быстрее, чем раньше, при этом предлагая множество вариантов на тот случай, если первоначальный вас не устроит. Вы значительно сокращаете то время, которое тратили на вспоминание раньше, а значит – заметно увеличиваете свою работоспособность.

Скорость усвоения новой информации и ее распределения по «ячейкам» памяти увеличивается на порядок, вы буквально проглатываете новые сведения и в любой момент готовы извлечь их и применить по назначению.

Однако встречаются и такие уникумы, способность к запоминанию которых поистине феноменальна.

Так, например, Александр Македонский мог поименно назвать всех солдат своего войска.

Моцарт еще в детстве мог, один раз услышав музыкальное произведение, записать его нотами и исполнить по памяти.

Уинстон Черчилль поражал своих современников знанием наизусть практически всех произведений Шекспира.

А в наши времена знаменитый Билл Гейтс хранит в своей памяти все коды созданного им языка программирования – а их насчитываются сотни.

Внимание

Внимание – это способность сознания упорядочивать ту информацию, которая поступает извне, и распределять ее по важности и значимости, в зависимости от тех задач, которые человек ставит перед собой в данный момент.

Внимание – это исключительный психический процесс. Он позволяет выбрать из всего многообразия окружающей действительности то, что станет содержанием нашей психики, позволяет сосредоточиться на выбранном объекте и удерживать его в психическом поле.

Мы рождаемся с набором безусловных рефлексов, часть из которых обеспечивает работу так называемого непроизвольного внимания . Этот вид внимания преобладает у детей до 7 лет. Непроизвольное внимание выбирает все новое, яркое, необычное, внезапное, движущееся, кроме того, заставляет откликаться на все, что соответствует острой потребности (нужде).

Хотя непроизвольное внимание рефлекторного происхождения, его можно и нужно развивать. Кроме того, именно на базе непроизвольного, неконтролируемого внимания возникает внимание зрелое, регулируемое самим человеком произвольное внимание. Произвольное внимание дает человеку исключительную возможность самому выбирать объекты собственного внимания, контролировать деятельность с ними связанную и время удержания их в своем психическом пространстве. То есть, получая возможность управлять своим вниманием, человек становится хозяином своей психики, он может пропускать туда то, что важно и значимо для него, или не пропускать ненужное.

Многие психологи высоко оценивают вклад внимания в общие интеллектуальные способности. Общепризнанным и научно подтвержденным является тот факт, что дефекты внимания мешают вполне способным детям быть интеллектуально успешными.

Когда мы говорим об эффективности внимания, то имеем в виду его интенсивность и концентрацию, его объем, а также скорость переключения и устойчивость. Все эти характеристики сущеcтвуют в неразрывной связи друг с другом, поэтому, усиливая одну из них, мы можем воздействовать и на весь процесс внимания в целом.

Тренировки с таблицами Шульте помогут вам в первую очередь существенно увеличить скорость переключения внимания и увеличить его объем – количество объектов, которые человек может хранить в кратковременной памяти.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ

Интенсивность внимания – способность человека на протяжении длительного времени произвольно сохранять внимание на том или ином объекте.

Объем внимания – количество объектов, которые человек может охватить с достаточной ясностью одновременно.

Концентрация внимания (сосредоточенность) – сознательное выделение человеком определенного объекта и направление на него внимания.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Переключаемость внимания – способность внимания быстро «выключаться» из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Устойчивость внимания – продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.

Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.