Ангел на петропавловке в годы войны. Влюбленный мастер

Петропавловский собор ведет свою историю с первых дней Петербурга. Сначала на этом месте 17 июня 1703 года была заложена небольшая деревянная церковь во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Каменный же собор - постройку архитектора Д.Трезини - заложили на том же месте в день рождения Петра I 30 мая 1712 года, а освятили 29 июня 1733 года.

Многоярусная колокольня должна была стать самым высоким сооружением России по тем временам, и Петр увидел свою мечту осуществленной, когда в конце 1724 года завершилось возведение 112-метрового золоченого шпиля, на вершине которого под крестом парил Ангел.

Проектируя модель ангела, Трезини взял за образец фигуру на башне ратуши в голландском городе Маастрихт (1656-1660, архитектор П. Пост) и существенно ее видоизменил.

После грозы 1756 года от удара молнии фигура ангела Трезини погибла. За восстановление колокольни взялись ведущие архитекторы середины XVIII столетия, однако Екатерина II все представленные проекты отвергла, повелев «делать оную точно так, какова прежняя была, понеже прочие планы не так красивы». Поскольку первоначальные трезиниевские чертежи ангела оказались к этому времени уже утраченными, при восстановительных работах пользовались деревянной моделью, изготовленной мастером Ф. Экгартом. Новая фигура, воссозданная к лету 1774 года, сохраняла размер и силуэт первоначальной.

10 сентября 1777 года на город обрушилась новая напасть - катастрофический ураган, перед которым скульптура оказалась бессильна. После разбушевавшейся стихии фигура ангела погнулась, а крылья отломились. В результате было принято решение уменьшить вес ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый ангел проектировался уже архитектором А. Ринальди, и был установлен на шпиль осенью 1778 года, просуществовав в течение сорока лет.

Еще одна угроза нависла над ангелом в 1829 году, когда порывами шквалистого ветра фигура вновь была повреждена, а крест, на котором она держалась, накренился. Для ремонта требовалось возведение дорогостоящих лесов, но талантливый русский крестьянин из Ярославской губернии П. Телушкин помог решить проблему иначе.

Используя лишь веревочную лестницу, он поднимался на огромную высоту и ремонтировал скульптуру, за что и был удостоен огромной чести получить медаль, денежную премию и право бесплатно пить во всех кабаках.

Четыре года спустя деревянные конструкции шпиля вновь потребовали реставрации, но только в 1857-1859 гг. это стало возможным. Выдающийся русский инженер Д. И. Журавский заменил деревянный каркас шпиля на металлический и увеличил высоту колокольни до 122,5 метра. В ходе работ выяснилось, что система крепления старого креста совершенно не подходит к новой конструкции, и это определило судьбу третьего ангела.

В ноябре 1859 года новый, четвертый по счету ангел, созданный скульптором Р. К. Залеманом, занял место на вершине шпиля.

Первый в XX веке реставрационный ремонт шпиля Петропавловского собора был проведен летом 1957 года во время запоздалого празднования 250-летия города. На фигуре ангела была заменена часть обшивки, но на полную реставрацию средств тогда не хватило.

Прошло еще 30 лет: позолота стерлась, поворотный механизм проржавел, а каркас фигуры потерял 70% своих несущих способностей.

В 1991 году фигура крылатого хранителя города была полностью демонтирована. Десятки специалистов вложили свой труд в ее возрождение, которое завершилось в 1995 году. .

Еще одна реставрация ангела была проведена в преддверие празднования 300-летия города - в 2003 году.

Санкт-Петербург - единственная европейская столица, которая ни в один период истории, не была захвачена противником.

Ангел на шпиле Петропавловского Собора

Первая фигура ангела-хранителя Санкт-Петербурга на шпиле Петропавловского собора была выполнена голландским мастером Г. ван Болесом в 1720-х годах. После пожара 1756 года она была восстановлена по рисункам Д. Трезини. В 1830 году ураганный ветер сильно накренил шпиль и повредил фигуру ангела, выполнявшую функцию флюгера. Кровельщик Петр Телушкин, отличавшийся огромной физической силой, без всяких лесов, с помощью веревок, а иногда просто удерживаясь на пальцах, сумел охватить шпиль веревочной петлей и отремонтировать флюгер. Его имя навсегда вошло в историю Петропавловской крепости.

Казенный крестьянин Пётр Телушкин Ярославской губернии. Мастер кровельного цеха, поставивший без применения лесов крест и ангела на шпице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге в октябре - ноябре 1830 г. Позировал художнику Г. Г. Чернецову в 1832 г.

Подъём Петра Телушкина на шпиль Петропавловского собора. Рисунок Ф. Г. Солнцева. 1876 год

В 1858 году, во время замены деревянных конструкций шпиля на стальные, фигура ангела была снята. Вместо неё установили третью фигуру, выполненную по рисунку скульптора Р. К. Залемана. Ангел теперь стоял почти вертикально и прочно соединялся с крестом. В начале Великой Отечественной войны шпиль был покрашен маскировочной краской, а ангела накрыли мешковиной, чтобы уберечь от обстрелов. В 1991 году ангел несколько лет провел в реставрационных мастерских, где его отремонтировали и заново позолотили. Лишь в 1995 году фигура ангела с помощью вертолета была поднята к вершине шпиля. Высота фигуры составляет 3,48 м; размах крыльев ангела - 3,56 м. Высота креста - 6,5 м. Вес ангела с крестом 250 кг.

Ангел на шпиле Петропавловского собора - одна из основных достопримечательностей, которой славен Санкт-Петербург . Ангел венчает собой Петропавловский собор , которым в свою очередь гордится Петропавловская крепость . Жители Санкт-Петербурга считают ангела стражем и покровителем города .

История создания

Впервые ангел-хранитель Санкт-Петербурга появился на шпиле Петропавловского собора в 1720-х годах, фигуру выполнил голландский мастер Х.ван Болес . С момента своего создания фигура выполняла роль флюгера.

В 1756 году первую фигуру ангела уничтожил пожар. Ее восстановление было произведено по рисункам Трезини, Доменико .

В 1830 году ангел вновь пострадал: ураганный ветер сильно накренил шпиль и повредил фигуру. Ангела почти сорвало с креста. Тогда за ремонт взялся кровельщик Петр Телушкин . Он подрядился отремонтировать флюгер, добравшись до него без установления лесов. Проделав весь путь с помощью веревок, а иногда просто удерживаясь на пальцах, Телушкин сумел охватить шпиль веревочной петлей и в результате отремонтировать фигуру. Его имя навсегда вписано в историю Петропавловской крепости.

Спасение ангела во время Великой отечественной войны и последующая реставрация

Чтобы уберечь ангела от обстрелов во время Великой Отечественной войны, шпиль Петропавловского собора был выкрашен маскировочной краской, а саму фигуру накрыли мешковиной.

Послевоенная реставрация началась лишь в 1991 году и продлилась несколько лет. Фигуру отремонтировали и заново позолотили .

В 1995 году фигура ангела с помощью вертолета была поднята к вершине шпиля.

Сегодня альпинисты инспектируют ангела раз в полгода, чтобы убедиться в его сохранности. Они проверяют техническое состояние флюгера, подшипников. Измеряют усилие, которое необходимо для страгивания с места всего флюгера .

Тоскуя по друзьям и облакам,
Со шпиля ангел о пощаде молит...
Но словно бабочка приколот
Крестом к земле, на Невских берегах...

мАе

В С-Петербурге много прекрасных храмов и дворцов.
Но самым главным является Петропавловский собор, как самый самый первый символ Петербурга.

В 1829 году при обследовании Петропавловского собора выяснилось, что за прошедшие сто лет из-за осадки повредилась часть иконостаса, что срочной починки требует шпиль, особенно его самая верхняя часть - крест с фигурой ангела. От постоянного вращения флюгера крест у основания слишком обтерся и опустился вниз, а у ангела сильным порывом ветра оторвало крыло.

Как быть не знали... требовалось строить наверх леса, что заняло бы уйму времени и государственных средств, так как высота Петропавловского собора вместе со шпилем до креста 122,5 м.

Неожиданно выход из трудного положения отыскался сам собой: к директору строительного комитета Петербурга пришел молодой кровельщик Петр Телушкин и сказал, что может попробовать исправить все повреждения на шпиле Петропавловского собора. У строительного комитета не было выбора, ведь других возможностей исправить поломки на самом верху собора никто предложить не смог.
Те лушкин, как бедный мастеровой, не имея залога, необходимого для подрядчиков на строительные работы, «заложил, — как выразились „Санкт-Петербургские ведомости“, — жизнь свою в обеспечение принятого им на себя дела».

За свой труд определённого вознаграждения он не назначил, предоставляя начальству установить величину его, а просил лишь о выдаче 1471 рубля за материалы, которые потребуются ему при производстве починки. Предложение Телушкина приняли, тем более что вариантов выбора было, мягко говоря, мало.

О самом мастере известно не очень много: весной 1829 года 23-летний кровельщик пришел в Петербург на заработки из Ярославской губернии.

Известно, что родом он был из деревни Мягра Мологского уезда Ярославской губернии, из семьи Михаила Стахеева. Помещица Трусова продала его купцу Телушкину села Вятское Даниловского уезда той же губернии, расплатившись полученными деньгами с казной за долги.

У Телушкина был определенный опыт подобной работы, будучи мастером кровельного цеха, имел опыт высотных работ — ему приходилось ремонтировать купола церквей и колоколен. Он был невысок, но запросто поднимал 13 пудов.

Работа началась 8 октября 1830 года. Вначале Петру Телушкину нужно было сделать самое трудное - подняться к концу шпиля, где и находится крест с ангелом, и закрепить там веревочную лестницу, по которой потом можно будет подниматься наверх. Мастер обвязал себя веревкой, закрепил ее конец к внутренним конструкциям башни собора, и начал медленный и сложный подъем.

Когда мы смотрим на шпиль Петропавловского собора снизу, нам, конечно же, не видно, что он покрыт медными позолоченными листами, которые в местах стыков образуют вертикальные выступы. Кроме того, от основания шпиля до самого его яблока, на котором и находится крест с фигурой ангела, по всей длине шпиля расположены железные крюки. Этим и воспользовался Телушкин. Упираясь попеременно руками и босыми ногами в выступы, он накидывал веревку на крюки и закреплял ее при помощи хитроумных узлов. Так, поднимаясь от крюка к крюку, он понемногу двигался вверх. В первый день работы мастеру удалось подняться только до основания яблока.

Самую трудную работу, которую без преувеличения можно называть подвигом, Телушкин выполнил на следующий день, 9 октября. Ему предстояло обогнуть яблоко и подняться к кресту. Главная трудность заключалась в том, что шпиль возле яблока имеет в диаметре примерно 20 сантиметров, а диаметр же самого яблока около 80 сантиметров. Мастер сделал из веревки две петли, просунул в них ноги, и почти горизонтально повиснув над землей, стал забрасывать веревочную петлю на крест. Когда это удалось, он смог перебраться через яблоко к кресту и ангелу, где и предстояло вести починку. Теперь можно было закрепить веревочную лестницу для следующих подъемов. Шесть недель ежедневно мастер поднимался на шпиль собора и работал там. Он закрепил оторванные листы, поправил фигуру ангела, укрепил крест. Если вспомнить, что первый день подъема пришелся на 8 октября, то получается, что мастер работал весь октябрь и почти весь ноябрь - время, когда в Петербурге не самая благоприятная погода - с Невы дует холодный ветер, часто идет дождь, порой со снегом, рано темнеет.

За работой Телушкина наблюдали тысячи петербуржцев, ведь шпиль Петропавловского собора виден издалека. Из окна своего дома на Гагаринской набережной (нынешней Дворцовой) за работой мастера внимательно следил тогдашний президент Академии Художеств и директор Императорской Публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин. Он даже установил на окне подзорную трубу, чтобы лучше разглядеть все подробности. Он и попросил пригласить к себе мастера, чтобы тот подробно рассказал обо всех деталях своей необычной работы.

После этой беседы появилась статья Оленина, в которой он рассказал о подвиге Телушкина.

Получилось так, что до наших дней дошел и портрет Петра Телушкина - художник Г. Чернецов, написавший знаменитую картину "Парад на Царицыном лугу в С.- Петербурге в 1831 году", изобразил на ней многих знаменитых петербуржцев - государственных деятелей, знаменитых писателей, художников, петербургских красавиц.

Среди тех, кого художник "привел" на Царицын луг, есть и простой русский крестьянин Петр Телушкин, совершивший настоящий подвиг во славу Отечества.

В 1831 году и газета "Санкт-Петербургские ведомости" подробно описала с весь процесс подъема мастера на шпиль собора, при этом рассказ заканчивался словами: "Может быть, иной скажет: "Все это прекрасно, да надобно еще посмотреть, хорошо ли Телушкин исправил все повреждения?" Дело: для чего же нет! Он всегда готов свою работу показать тому, кто согласится влезть на яблоко у шпица по веревочной его лесенке, за неимением другого удобнейшего хода!"

И действительно, проверить работу Телушкина никто не решился. А оставленную наверху веревочную лестницу мастеру приказали снять уже в мае 1831 года.

Через 110 лет верхолазы проверяли шпиль и на дубовом переплёте рамы, которая сохранилась и при позднейших переделках, они нашли сделанную краской роспись Телушкина. Фактически, Пётр Телушкин является первым известным русским промышленным альпинистом, а в народе его называли «небесный кровельщик».

На все работы мастеру была отпущена сумма 1471 рубль на приобретение материала. Мастера наградили 3 тысячами рублей ассигнациями и серебряной медалью на Анненской ленте с надписью "За усердие".

Существует легенда, что ему была подарена также грамота, увидев которую были обязаны наливать бесплатно в любом кабаке, но он её потерял; тогда ему было поставлено особое клеймо под правой скулой, по которому Телушкин, приходя в питейное заведение, щёлкал пальцами — отсюда якобы пошёл характерный жест, обозначающий распитие алкоголя.

Известно, что Пётр Телушкин починил также кораблик на шпиле Адмиралтейства.

В мае 1831 года он был обвенчан с крепостной девицей Ираидой Фёдоровой.

Но слава и посыпавшиеся кровельные заказы (на 300—500 тысяч рублей) не пошли ему впрок: он скоро спился и осенью 1833 года умер...

Золоченый шпиль колокольни Петропавловского собора, - безусловно, одна из самых главных творческих удач Доминико Трезини. 300 лет назад, в 1719 году, началось создание золотого наряда самой высокой башни города. На это ушло пять лет. Поиск мастеров и необходимых материалов вышел далеко за пределы Петербурга. Шпиль стал по-настоящему интернациональным «проектом», подробности его осуществления сохранились в документах Российского государственного исторического архива.

Пятьсот пудов меди

К разработке конструкции шпиля, или, как тогда говорили, шпица (спица), Трезини привлек первоклассного голландского мастера Хармана ван Болеса. В 1718 году деревянный шпиль по чертежам голландца был собран, покрыт краской и установлен на верхнем фонарике колокольни.

Теперь предстояло обить шпиль и купола колокольни медными листами, вызолотить их, изготовить и поставить крест с фигурой ангела. В январе 1719 года Петр I распорядился: «В Петербург прислать мастера, которому спис (шпиль) на башню обивать медью, а именно того, который во время входу царского величества в Риге входил на башню и ракеты пускал, и чтоб оного прислать немедленно...».

Рига была взята российскими войсками в 1710 году. Приехав туда в 1711 году, царь поднимался на башню собора Cв. Петра, откуда запускали фейерверк в его честь. Рижский храм с его 120-метровой колокольней, ставший одним из прообразов колокольни Петропавловского собора, особенно полюбился государю...

Мастера Фридрика Циферса быстро сыскали и доставили в Петербург. Здесь в мае 1719 года в Канцелярии городовых дел с ним заключили договор о покупке меди и выковке из нее «досок для обивания шпица и куполов на церкви Петра и Павла». Циферс обязался выковать в Риге 887 досок «из государевой меди» на двух молотовых мельницах. За обивку медных листов мастер назначил цену по рублю с пуда.

Медь предполагалось купить в Риге, но там такого большого количества в наличии не оказалось. Основная часть меди в XVII веке поступала в Россию из Швеции, Северная война нарушила торговые связи, и поступление меди в страну значительно сократилось. Неудивительно, что ее отыскали в завоеванных у шведов прибалтийских городах: Петр I распорядился взять 500 пудов в Ревеле.

Уже в 1720 году Циферс со своими помощниками изготовил первую партию из 393 листов. «Для поспешения того дела» он прислал на берега Невы двух своих помощников. Они помогали принимать листы и взвешивать их - в Петропавловской крепости на аптекарских весах и в Гостином дворе.

Тем временем подыскивали мастеров для золочения привезенных из Риги листов. На это государь выделил золотые монеты (червонцы), указав употреблять на каждый фут (30,48 см) по одному червонному. Всего требовалось вызолотить 1,5 тысячи футов медной поверхности. Но выяснилось, что в Петербурге мало умельцев-позолотчиков.

Одним из кандидатов на эти работы стал мастер серебряного дела из Оружейной канцелярии Гильде Брант, другим - Ерофей Иванов. Осенью 1720 года оба сделали по пробе: позолотили по одной медной доске. Трезини поручили определить, «сколько золота будет потрачено и из них чье будет золочение лутче». В декабре Трезини заключает: «Обоих позолота годна».

Сначала предпочтение было отдано Иванову, но в марте 1721 года золочение медных досок передали рижским мастерам Иоганну Штейнбейсу и Иоганну Эберхарду - землякам Циферса, которых он и посоветовал привлечь к этому делу. Им заплатили тысячу рублей на покупку материалов, а остальную сумму обещали выдать после окончания работ. Решающую роль здесь сыграло то, что за позолоту листов рижские мастера запросили меньше, чем Иванов.

В Петропавловской крепости им отвели светлицу, выдали запрошенные ими «снасти» (уголь и дрова, котлы, деревянные корыта, железные решетки, полубочки, клещи), дали переводчика и шесть работников «для чищения и правления досок», в том числе из шведских военнопленных. За золочением велено было «смотреть прилежно, дабы золотили самою доброю работою правдиво и употребляли б на каждый фут по одному золотому...». Трезини лично контролировал отпуск золота и прием уже готовых позолоченных досок.

Штейнбейс и Эберхард добились послабления для своих семей - освобождения от постойной повинности: «Чтоб в домах наших, где живут жены и дети наши в Риге, покамест мы здесь обретаемся на работе по государевой милости, постою не было».

«По злобе хотят испортить»

Параллельно шла подготовка по созданию креста и фигуры ангела. 28 мая 1722 года Трезини сообщал в Канцелярию городовых дел: «Надлежит мне делать из листовой меди ангела, летающего, которой будет поставлен на кугель шпица колокольни святой церкви Петра и Павла, которой будет держать в руках крест против зделанной модели и рисунку» .

В Петербурге стали искать желающих подрядиться на эти работы. Первым отозвался иноземец из Пруссии Христиан Фридриксон, назначивший цену за свою «медную работу без позолоты» - 200 рублей. Но подряд отдали россиянам - крестьянину Ивану Меньшому и серебряного дела мастеру Лазарю Задубскому, назначившим меньшую цену - 175 рублей. Экономили как могли...

В октябре подрядчики сделали ангела, по их словам, «не щадя своего труда и без лишних трат». Судя по документам, между ними и рижскими позолотчиками произошли серьезные разногласия.

Рижане были недовольны качеством чеканных и паяльных работ наших мастеров и опасались, что в спаянных местах им будет «золотить трудно», отмечали недолговечность такой конструкции. Те в свою очередь упрекали рижан в том, что они «непомерным жаром хотят испортить». Имелась в виду преднамеренная порча конструкции ангела во время золочения с помощью огня. Руководивший работами архитектор Трезини очень переживал и за сроки создания шпиля, которые не выдерживались, сильно отставая от пожеланий государя, и за качество выполняемых работ.

Увы, опасения мастеров из Риги подтвердились. Было решено переделывать ангела, крест и шар, а также механизмы и крепления к ним. Трезини сетовал, что подрядчики «неправдиво» написали в канцелярию и «сделали так, что никому вызолотить ангела невозможно, ... понеже во многих местах паяно снаружи и изнутри серебром и медью весьма плохо и со многими заплатами, которые бы от огня не могут удержатся, ибо, и во всех штуках того ангела...». Если такого ангела поставить на шпиль, он непременно развалился бы. Поэтому «худые и неугодные части» поручили делать заново и скреплять рижанам - Штейнбейсу и Эберхарду...

Ангел засиял над еще недостроенным собором в 1724 году. Государь несколько раз сам поднимался на колокольню, с удовольствием показывая иностранцам свой город с высоты.

К сожалению, создававшееся таким трудом медно-золотое великолепие погибло в 1756 году в разрушительном пожаре, разразившемся от удара молнии, попавшей в колокольню. С ее восстановлением в облике храма произошли изменения, но замысел Трезини - золотой шпиль с крылатым хранителем Петербурга - был сохранен...


Комментарии

Самое читаемое

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.