Биография витуса беринга. Беринг

Беринг. Краткая биография. Камчатские экспедиции.

Витус Ионассен Беринг - выдающийся русский офицер, мореплаватель и землепроходец первой половины XVIII столетия. Исследователь побережья Камчатки, Чукотки и северной части Тихого океана. В 22 года от роду он завербовался на русскую службу и до конца дней верой и правдой служил России. В честь его названы Командорские острова, Берингово море и пролив между Азией и Америкой. Основатель нынешней столицы Камчатки города Петропавловск-Камчатский.

Vitus Jonassen Bering

Родился

Родители

В. Беринг носил фамилию матери Анны Беринг, принадлежавшей к знаменитому датскому роду. Отец мореплавателя был церковным старостой.

Детство и юность

О детстве Беринга ничего достоверно неизвестно. Известно лишь, что юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии (то есть просто Индии), откуда возвратился в Амстердам в 1703 году.

На русскую службу

В то время по всей Европе «агенты» царя Петра I занимались поиском и вербовкой на русскую службу толковых иностранцев - военных, моряков и других специалистов. В Амстердаме подбором моряков «с опытом работы» занимался адмирал Корнелий Ивановичем Крюйс. Судьбе было угодно свести Крюйса и Беринга. И молодой датский моряк решил попытать счастья на чужбине.

В Петербурге Беринга сперва поставили командиром небольшого судна. Оно доставлял лес с берегов Невы на остров Котлин, где по приказу Петра I строилась военно-морская цитадель русского флота - Кронштадт. Очевидно, Беринг проявил достаточное рвение к службе, за что его в 1707 году произвели в поручики (лейтенанты).

Он действительно ревностно относился к любому поручению. Его прилежание оценили и поручали различные ответственные задания, о чем красноречиво говорит послужной список Беринга. Вся его биография, по сути, и есть послужной список на службе новому отечеству.

Послужной список Витуса Беринга

1703 – Амстердам. Датчанин Беринг поступает на русскую службу.

1707 – произведен в России в поручики (лейтенанты).

1710 – переведен на Азовскую флотилию. Произведен в капитан-лейтенанты. Командовал шнявой «Мункер».

1710 - 1712 в составе Азовской флотилии участвовал в войне с Турцией.

1712 - переведён на Балтийский флот.

1713 - в Выборге женился на Анне Кристине, дочери одного из местных бюргеров.

1715 - произведён в капитаны 4 ранга. В этом же году Витус Беринг в последний раз побывал на родине и больше туда не возвращался.

1716 - капитан 4 ранга Беринг командовал кораблём «Пёрл».

1717 - произведён в капитаны 3 ранга.

1719 - году командовал кораблём «Селафаил».

1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём «Мальбург» и другими.

В 1723 году, прослужив 20 лет на русском флоте, Витус Беринг вдруг подает прошение об отставке. (Якобы Беринг претендовал на чин капитана I ранга, но не получив его, решил уйти со службы.) Так это или нет – доподлинно неизвестно.

Петр I - инициатор Камчатской экспедиции

Зато точно известно, что 23 декабря 1724 года Петр I издает указ об организации экспедиции на Камчатку и поручает Адмиралтейств-коллегии подобрать для ее руководства достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга В. И. «поскольку он в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с предложенной кандидатурой.

Беринга вновь принимают на морскую службу, присваивают ему звание капитана I ранга. Задачи экспедиции Берингу собственноручно расписал сам Петр:

1. Надлежит на Камчатке или в другом месте сделать один или два бота с палубами.

2. На оных ботах [идти] возле земли, которая идет на Норд и по чаянию, понеже оной конца не знают, кажется, что та земля часть Америки.

3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою и чтоб доехать до какого города Европейских владений... И самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды.

Беринг решительно берётся за дело и уже через 2 недели первые офицеры и матросы отправляются из Петербурга на восток. Благодаря личной энергии Беринга экспедиции не помешали ни внезапная кончина Петра I , ни последующая политическая грызня за престол в высших российских кругах.

Беринг и его товарищи блестяще справились с поставленной задачей – исследовали и нанесли на карту большую часть побережья Камчатки и Чукотки. И главное – доказали, что Азия и Америка не соединяются между собой. Не найдя Американского берега, экспедиция вернулась в Охотск, впервые обогнув Камчатку с юга, нанеся на карту ее истинные границы и доказав, что Камчатка не соединяется с Японией, как полагали некоторые.

Вернувшись в Петербург, Беринг предоставил подробный отчет в Адмиралтейство. К его отчетам, однако, там отнеслись с настороженностью и недоверием. Несмотря на все сомнения, труды Беринга со товарищи были оценены, он получил чин капитан-командора и 1000 рублей деньгами.

Как оказалось, незадолго до Беринга из Якутска вернулся некий казачий полковник Шестаков, который в свое время "выбил средства" у правительства на обследование северных территорий и обещание "покорить всех чукчей". Карты, привезенные Берингом, не стыковались с "продукцией" Шестакова, потому, что были гораздо более точными и грамотными.

Карты, составленные командой Беринга, были для того времени на удивление точными. Их качество высоко оценил сам Джеймс Кук, который плавал в этих же местах в то же время с похожими целями. (Кстати, задача Д. Кука была найти "северный морской путь" с востока на запад американского континента.)

Беринг не только составил подробный отчет о результатах своего первого путешествия на Камчатку, но и вышел с инициативой организации второй камчатской экспедиции, с целью дальнейших исследований северо-восточных земель и нахождения восточного морского пути в Америку.

Витус Ионассен Беринг родился в 1681 году в поселке Хорсенс, Дания в семье крестьянина. Поступил в кадетский корпус в Амстердаме, который окончил в 1703 году.

Начал свою доблестную службу с участия в Ост-Индийской компании, которая открыла ему путь на русский флот. Будучи в чине унтер-офицера в 1707 году был назначен командиром шхуны «Мункер » на Азовском море. В процессе службы участвовал в морских боях с Турцией и вскоре получил звание капитан-лейтенанта. В 1712 году был переведен на Балтийский флот, где был назначен командиром фрегата «Перл» и получил следующие воинское звание капитан 3 ранга.

Витус Беринг любил море и поэтому верно проходил морскую службу на Русском флоте. Всю свою последующую деятельность посвятил поискам пролива, который соединял Азию и Серверную Америку.

Великий Петр I приветствовал дела, которые приносили мировую известность государству Российскому, и поэтому легко согласился на организацию экспедиции, предложенную голландскими учеными. Экспедицию, которая состояла из 100 человек, возглавил капитан 1 ранга Витус Беринг . Группе надлежало прибыть в район Камчатки, соорудить судно под названием «Святой Гавриил », достигнуть берегов Северной Америки и оставить о своем пребывании там память.

судно «Святой Гавриил»

Началась она в январе 1725 года, а спустя два года 30 июля 1727 года экспедиция добралась через всю Сибирь до поселка Охотск, где и началась постройка судна . Через два месяца группа людей, взяв необходимый провиант, отправилась на Камчатку. Добравшись до нужного места и пополнив провиант 13 июля 1728 года, путешественники вышли из устья реки Камчатка в открытое море и взяли курс на север. Через месяц Витус Беринг с соратниками, наконец, достигли незнакомой широты, а убедившись, что берег не простирался к западу, сочли свою миссию выполненной и вернулись назад. В 1728 года Витус Беринг с полуострова Камчатка отправился в Петербург с докладом о проделанном путешествии. Адмиралтейская коллегия с уважением отнеслась к открытиям Витуса Беринга, но из-за трудностей сложившиеся на пути путешественников постановила 28 декабря 1732 года о назначении второй камчатской экспедиции. Ее целью было исследование Северного Ледовитого океана в районе пролива между материками, а также берегов Северной Америки.

пакетбот «Святой Павел»

пакетбот «Святой Петр»

С весны 1735 по июнь 1740 года в том же поселке Охотск были построены два судна - пакетботы «Святой Петр » и «Святой Павел ». Беринг находился на флагманском корабле «Святой Петр». Другим судном командовал его соратник и мореплаватель Алексей Чириков . Обогнув Камчатку, экспедиция в октябре 1740 года достигла Авачинской губы и остановилась на зимовку в бухте, которую Витус Беринг назвал Петропавловской в честь двух кораблей . 4 июня 1741 года направились на юго-восток искать берега Американского материка. Попав в густой туман, мореплаватели потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали самостоятельно.

Пытаясь найти «Землю Гаммы» (так в те времена называли Америку), Витус Беринг проследовал на юг и вскоре достиг берегов земли. Через пять дней он открыл остров, получивший имя Святого Ильи. 26 июля с корабля был замечен остров Кадьяк, а 2 августа был обнаружен Туманный остров (сегодняшнее его название Чириков). В последующие дни участниками экспедиции были открыты Евдокеевские острова и обнаружены берега Камчатки. Суровые условия плавания, скудность и однообразие в пище, недостаток воды вызвали на судне заболевание цингой. Поэтому Витус Беринг решил укрыться от разбушевавшихся штормов и пополнить запасы воды.

пакетбот «Святой Павел»

Продолжая плавание, Беринг открыл еще несколько островов: Святого Иоанна (Ахта), Святого Маркиана (Кыска), Святого Стефана (Булдырь). Запасы воды и продовольствия подходили к концу, смертельные болезни забирали одного моряка за другого. Заметив, остров Витус Беринг направил пакетбот к нему. Вследствие бедственного положения судно выбросило на песчаную отмель, и экипаж сошел на берег.

Берингово море

Проведя тяжелую зиму на острове, на котором в муках умер Витус Беринг , 8 декабря 1741 года оставшиеся в живых члены экипажа соорудили из останков пакетбота, небольшое судно 27 августа 1742 года вернулись на Камчатку. Остров, на котором был похоронен великий , путешественники назвали Беринговым .

Они же поведали всему миру о своем трудном путешествии. Материалы экспедиции были полностью учтены в 1746 году при составлении «Карты Российской Империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому океану и найденных западных американских берегов». За этот срок экспедиции впервые в мире была произведено нанесение на карту западное побережье моря, которое впоследствии было названо именем Беринга . Он также совершил открытие северо-восточное побережье Азии, а картой составленной им, позднее пользовались некоторые западноевропейские картографы. Дело великого мореплавателя было продолжено и по его следам устремились к открытым землям российские ремесленники и купцы.

В начале 18-го века Россия завершила своё движение «встречь Солнцу». На карту были нанесены крайние восточные точки её тихоокеанского побережья. Важнейшую роль в оформлении восточных рубежей государства сыграли две экспедиции под руководством Витуса Беринга (1681 — 1741). Талантливый морской офицер проявил себя не только как способный капитан, но и как отличный организатор и снабженец. Достижения двух экспедиций стали настоящим прорывом в исследовании Сибири и Дальнего Востока и принесли выходцу из Дании славу великого русского мореплавателя.

1. В честь Беринга названы не только Командорские острова, море, мыс, посёлок, пролив, ледник и остров, но и огромная биогеографическая область. Берингия включает в себя восточную часть Сибири, Камчатку, Аляску и многочисленные острова.

2. Знаменитый датский бренд часов также назван именно в честь Витуса Беринга.

3. Витус Беринг родился, вырос в Дании, получил морское образование в Голландии, но служил, за исключением нескольких юношеских лет, на русском флоте.

4. Как и многие иностранцы на русской службе, Беринг происходил из знатного, но разорившегося рода.

5. За восемь лет Беринг проскочил в званиях все четыре существовавших тогда в российском флоте капитанских ранга. Правда, для того, чтобы стать капитаном I ранга, ему пришлось подать прошение об отставке.

6. Первая Камчатская экспедиция была первой в истории России экспедицией, перед которой стояли исключительно научные цели: исследовать и картографировать морские берега и обнаружить пролив между Евразией и Америкой. До этого все географические исследования выполнялись как второстепенная часть походов.

7. Беринг не был инициатором Первой экспедиции. Её приказал снарядить и отправить Пётр I. Беринга в руководители предложили в Адмиралтействе, император не возражал. Инструкции Берингу он написал собственноручно.

8. Берингов пролив уместнее было бы назвать проливом Семёна Дежнёва, который открыл его ещё в 17-м веке. Однако отчёт Дежнёва застрял в бюрократических жерновах и был найден лишь после экспедиций Беринга.

9. Морская часть Первой экспедиции (переход с Камчатки к Берингову проливу, плавание по Северному Ледовитому океану и обратно) продолжалась 85 дней. А для того, чтобы добраться по суше из Петербурга в Охотск, Берингу и его команде понадобилось 2,5 года. Зато была составлена подробная карта пути из европейской части России в Сибирь с описанием дорог и населённых пунктов.

10. Экспедиция была очень успешной. Карта морских берегов и островов, составленная Берингом и его подчинёнными, была очень точной. Это вообще была первая карта северной части Тихого океана, составленная европейцами. Её переиздали в Париже и Лондоне.

11. В те времена Камчатка был исследована крайне плохо. Для того, чтобы добраться до Тихого океана, грузы экспедиции перевозили на собаках по суше через весь полуостров на расстояние более 800 километров. До южной оконечности Камчатки от места переноски было каких-то 200 км, которые вполне можно было пройти морем.

12. Вторая экспедиция была целиком и полностью инициативой Беринга. Он разработал её план, контролировал снабжение и занимался кадровыми вопросами — предусматривалось участие более 500 специалистов.

13. Беринг отличался фанатической честностью. Такая черта пришлась не по нраву властям в Сибири, рассчитывавших изрядно поживиться во время снабжения такой крупной экспедиции. Оттого Берингу приходилось тратить время, опровергая поступавшие на него доносы и контролируя весь процесс поставок для своих подопечных.

14. Вторая экспедиция была более амбициозной. Её план исследования Камчатки, Японии, берегов Северного Ледовитого океана и северного американского побережья Тихого океана назвали Великая Северная экспедиция. Только подготовка припасов к ней заняла три года — каждый гвоздь нужно было везти через всю Россию.

15. Город Петропавловск-Камчатский основан во время Второй экспедиции Беринга. До экспедиции поселений в Петропавловской бухте не было.

16. Итоги Второй экспедиции можно считать катастрофой. Российские моряки добрались до Америки, но ввиду истощения запасов вынуждены были сразу повернуть обратно. Суда потеряли друг друга. Корабль, капитаном которого был А. Чириков, хоть и потеряв часть экипажа, сумел добраться до Камчатки. А вот «Святой Пётр», на котором шёл Беринг, разбился на Алеутских островах. Беринг и большая часть команды умерли от голода и болезней. Из экспедиции вернулись всего 46 человек.

17. Вторую экспедицию погубило решение искать несуществующие Компанейские острова, якобы состоящие из чистого серебра. Из-за этого корабли экспедиции вместо 65-й параллели шли по 45-й, что удлинило их путь к американским берегам практически вдвое.

18. Свою роль в неудаче Беринга и Чирикова сыграла и погода — всё плавание небо было закрыто тучами и моряки не могли определить свои координаты.

19. Жена Беринга была шведкой. Из десяти родившихся в браке детей шестеро умерли во младенчестве.

20. После обнаружения могилы Беринга и эксгумации останков моряка выяснилось, что он, вопреки сложившемуся мнению, умер не от цинги — его зубы оказались целыми.

Витус Ионассен Беринг - великий мореплаватель, офицер российского флота, которым было сделано немало важных географических открытий. Оказавшись во главе двух экспедиций на Камчатский полуостров, Беринг внес большой вклад в развитие географии в России. Его именем названы пролив, остров и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет 2 августа 1681года в небольшом датском городке Хорсенс. Мальчика с ранних лет манило море, и потому родители решили отдать его на обучение в морской кадетский корпус в Амстердаме. Во время учебы юный Витус успел совершить путешествие в Ост-Индию, после которого окончательно убедился в своем решении связать судьбу с мореплаванием.

Завершение учебы Беринга совпало с повышенным интересом Петра I к освоению морского ремесла. Российский государь искал опытных иностранных специалистов, и молодой, но подающий большие надежды Витус Беринг получил приглашение ступить на государеву службу. В России ему сразу доверили управление грузовым судном, транспортировавшим лес.

Рис. 1. Витус Беринг.

Исправно неся службу на русском флоте, Беринг сделал успешную карьеру, и к 1724 году смог дослужиться до капитана 1-го ранга. За это время под российским флагом он принял участие в двух войнах, в его командовании находилось немало кораблей.

Первая Камчатская экспедиция

В 1724 году Петр I принял решение организовать масштабную экспедицию на Камчатку, и для этой цели приказал подыскать подходящих людей. Коллегия Адмиралтейства выдвинула кандидатуру Беринга, и русский государь дал опытному мореплавателю детальную инструкцию.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Согласно ей Беринг должен был построить два палубных судна, на них отправиться вдоль побережья, где, согласно предположениям, должна была располагаться Америка. Отыскав место возможного соединения Азии с Америкой, экспедиция должна была собрать как можно больше ценной информации и нанести ее на карты.

Вместе со своей командой Беринг двинулся в путь в январе 1725 года. Лишь два года спустя они достигли восточных берегов Камчатского полуострова. Еще один год ушел на строительство кораблей.

Рис. 2. Строительство судов.

Маршрут экспедиции пролегал на северо-восток вдоль материка. В ходе этого путешествия были нанесены на карты многие географические объекты: острова, заливы, бухты. Но самое важное - Беринг выяснил, что Америка и Азия никак не связаны между собой.

Вторая Камчатская экспедиция

В 1733 году Коллегия, вняв веским доводам отважного мореплавателя, дала «добро» на повторную экспедицию к Камчатскому полуострову. В новом чине капитана-командора Беринг занялся ее подготовкой в Якутске. Этот процесс шел крайне медленно из-за откровенного безразличия и нежелания содействовать местных властей.

Лишь в 1740 году два корабля под руководством Беринга взяли курс на Камчатку. Спустя год экспедиция достигла берегов Северной Америки через небольшой пролив - задача, возложенная на Беринга Петром I, была решена.

Рис. 3. Берингов пролив.

Возвращение на родину Второй Камчатской экспедиции оказалось крайне тяжелым. Из-за сильнейшего тумана корабли долгое время блуждали по морю, не в состоянии определить свое местонахождение. Члены экипажа стали умирать от разразившейся цинги. Не пощадила страшная болезнь и Беринга.

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 116.

Витус Ионассен Беринг (рожд. 12 августа 1681 г. — смерть 8 (19) декабря 1741 г.) — мореплаватель-датчанин, капитан-командор российского флота (1730 г.) Был руководителем 1-й и 2-й (1725-30 г. и 1732-41 гг.) Камчатской экспедиции. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской, дошел до Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга был назван пролив между Евразией и Северной Америкой, остров в группе Командорских островов (названных также в его честь) и море на севере Тихого океана. 1741 год, декабрь — на обратном пути во время зимовки Беринг умер на острове (впоследствии назван его именем), расположенном к востоку от Камчатки.

Служба на голландском и российском флотах

Родился он в приморском городке Хорсенс в Ютландии в 1681 году. До переезда в Россию, в юности Беринг дважды ходил в Ост-Индию на голландских кораблях. 1703 год — в Амстердаме закончил морской кадетский корпус и был принят на службу в русский флот лейтенантом. 1710 год — капитан-лейтенантом был переведен на Азовский флот и принимал участие в Прутском походе (1711 г.) В 1712-1723 гг., повышаясь в чинах и командуя различными кораблями, служил на Балтике. 1724 год, 26 февраля — ушел в отставку. А спустя 5 месяцев обратился к Петру I с просьбой вновь принять его на службу. Прошение было удовлетворено, и в чине капитана 1-го ранга, то есть с повышением, Беринг вернулся во флот.

Причины экспедиций

Но не службой на Балтийском и Азовском морях и боевыми заслугами смог прославиться Витус Беринг. Слава к нем пришла после двух крупнейших морских научных экспедиций в Тихом и Ледовитом океанах, последнюю из которых справедливо называют Великой. Командовать первой Беринг вызвался сам, в надежде дослужиться до звания контр-адмирала и обеспечить семью и свою старость.

Петр I, имея далеко идущие планы, решил выяснить, существует ли проход между Евразией и Америкой (о плавании Семена Дежнева двор не знал). В случае его обнаружения в планах было начать плавания Северным морским путем к восточным берегам России, в Китай и Индию.

Первая камчатская экспедиция

Витус Беринг приступил к выполнению царского приказа. Две недели спустя – 25 января 1725 г. – первые участники экспедиции были отправлены из Петербурга на Камчатку. В состав группы вошли еще два морских офицера (Алексей Чириков и Мартын Шпанберг), и команда общим числом около 100 человек.

Дорога выдалась трудной и сложной. Добираться довелось разными способами: телегами, на санях с собаками, речными судами. По прибытии в 1727 г. в Охотск, начали постройку кораблей для выполнения главных задач экспедиции. На этих судах Беринг дошел до Западного побережья Камчатки. В Нижнекамчатске отстроили военный корабль «Святой Гавриил», на котором мореплаватели отправились дальше. Судно прошло через пролив между Аляской и Чукоткой, но из-за плохой погоды морякам не удалось увидеть берега американского континента.

Цель экспедиции частично была выполнена. Но, вернувшись в 1730 г. в Санкт-Петербург, Витус подавая отчет о проделанной работе, составил проект следующей экспедиции. В большинстве своем первые лица государства и академики не понимали, как и сам мореплаватель, что он открыл. Но основное было доказано – Азия и Америка не соединяются. А Витус Беринг получил звание капитан-коммандора.

Вторая камчатская экспедиция

По возвращении путешественника к его словам, записям и картам относились с определенным недоверием. Следовало отстаивать свою честь и оправдать оказанное ему высочайшее доверие. Итак, была назначена вторая экспедиция, под командованием Беринга. Согласно биографии, написанной современниками мореплавателя, говорится, что, незадолго до первого похода к берегам Камчатки, неким Шестаковым был открыт и пролив, и даже Курильские острова. Вот только все эти открытия не имели документальных подтверждений. А Беринг был образован, мог структурировать и анализировать полученный результат и хорошо составлял карты.

Перед второй экспедицией стояли следующие задачи: исследовать море от Камчатки до Японии и устья Амура, нанести на карту весь северный берег Сибири, достичь американского побережья и наладить торговлю с туземцами, если таковые будут там обнаружены.

Несмотря на то что уже царствовала , Россия еще была верна петровским заветам. Потому проектом заинтересовалось Адмиралтейство. Указ о второй экспедиции был издан в 1732 г. Добравшись до Охотска, в 1740 году мореплаватель строит два пакетбота — «Святой Петр» и «Святой Павел». «Святого Петра» взял под свое командование сам Витус Беринг, а «Святым Павлом» командовал Чириков. На них экспедиция вышла к побережью Камчатки, обогнули южную ее оконечность и вышли в Авачинскую бухту. Здесь остановились на зимовку и основали город-порт Петропавловск, названный так в честь обоих кораблей.

1741 год, 5 июня — плавание продолжилось. Суда шли вместе примерно три недели, а после потеряли друг друга из виду. Наконец, оба они достигли американского берега. Первым был «Святой Павел».

«Святой Петр» смог достичь берегов Америки на день позже, 17 июля 1741 года на северной широте 58°14?. Никого из европейцев там еще не было. Моряки увидали горные хребты со снежными вершинами. Самую высокую назвали горой Святого Ильи. Дальше двинулись вдоль побережья до о. Каяк.

Отсюда началось обратное плавание, которое завершилось трагически. Экипаж был измотан цингой, штормами и туманами. Первым скончался матрос Шумагин, в его честь были названы близлежащие вновь открытые острова. Силы моряков таяли. Заболел сам 60-ти летний капитан-командор.

Витус Беринг и Алексей Чириков в Петропавловске-Камчатском 1740 год

Смерть

В конце концов показался берег, который был принят за Камчатский. Там «Святой Петр» потерпел крушение. Оказалось, что это необитаемый остров из группы, названной в последствии в честь командора Беринга Командорскими островами. Там пришлось зазимовать. 19 человек умерло. Одним из первых 8 декабря 1741 года умер и Витус Беринг, завершив свой 38-и летний послужной список на благо России открытием и обследованием побережий Аляски и крайней северо-восточной оконечности Азии, никогда до того не виденных европейцами. Оставшиеся в живых летом следующего года разобрали корабль и построили небольшое судно, на котором в августе 1742 года смогли добраться до Камчатки.

Экспедиция Витуса Беринга попала в шторм у Алеутских островов — 1741 год

Наследие

Заслуги капитан-командора не скоро смогли получить признание. Лишь в 1778 году по предложению , завершившего работы командора на побережье Северо-Восточной Азии, пролив между мысом Дежнева и Аляской был назван Беринговым, а находящееся южней краевое море Тихого океана – Беринговым морем. Судовые же журналы Беринга вышли в печати лишь в 1922 году в Нью-Йорке (материалы экспедиции считались секретными).

И сейчас не утихают ожесточенные споры по оценке действий Беринга в обеих экспедициях. Многие из ученых считают открытие (вторично после Дежнева) Берингова пролива и берегов Америки, прилегающих к Азии, заслугой Чирикова. Командора обвиняют в излишней осторожности и расчетливости. Но какими бы ни были ошибки начальника экспедиции, действительными или мнимыми, он был, есть и будет одной из самых значительных фигур во всей истории географических открытий.