Большая энциклопедия нефти и газа. Основные этапы процесса выработки решения

Характерные черты и содержание менеджмента

Характерные черты менеджмента отражают отличительные особенности управления предприятием, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания

Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менед­жментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особен­ности, являются всесторонний анализ и учет конкретных усло­вий функционирования предприятия в процессе управлении (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и такти­ки развития предприятия и т.д.

Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирова­ния конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.

В-четвертых, менеджмент - это система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою де­ятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факто­ры развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предпри­ятием является развитие и повышение эффективности его марке­тинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и ис­кусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руко­водства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.

Менеджмент как наука и практика управления. Научной (теоретической) базой менеджмента является общая теория управ­ления, общая теория систем, исследования и достижения в области математики, включая количественные методы исследования операций и моделирование, психология, социология, информатика, инженерные и экономические науки.


Под научными основами управления понимается система науч­ных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее - обеспечивают практику менеджмента научными рекомендациями.

Наука об управлении получила развитие в трудах зарубежных и отечественных ученых. Однако, в реальном управлении предприятием фигура ученого-эксперта, пожалуй, не так ответ­ственна и важна, как фигура руководителя, владеющего в совер­шенстве научными основами управления и осуществляющего его на практике как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой области увеличивает способности добиваться нужных результатов в практической деятельности.

В то же время важно понять, и на это нацелено изучение на­шего курса, что менеджмент является самостоятельной областью знаний, являющейся по существу междисциплинарной областью, которую в международной практике принято называть «управ­ленческой мыслью». Управленческая мысль сочетает в себе науку, опыт, талант, «ноу-хау» и владение управленческим искус­ством. Эволюция управления в 20-м веке как раз и состоит в ис­пользовании этих достижений для решения главной проблемы управления, заключающейся в получении желаемых результатов на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию, услуги и использующих определенные ресурсы.

Менеджмент как организация управления предприятием при­зван обеспечить эффективное управление любыми видами хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода) или решение социальной задачи (задач). Содержание менеджмента включает совокупность действий, на­правленных на детальное представление желаемого результата (целей) и реализацию достижения предприятием этих целей.

Достижение конечных результатов (целей) предприятия пред­полагает преобразование ресурсов (капитал, материальные ресур­сы, технологии, информация, трудовые ресурсы) и осуществле­ние различных управленческих действий, направленных на решение конкретных производственных и социальных задач. Такое понятие менеджмента соответствует пониманию внутрифирменного управления при рассмотрении общих принципов и конкретных методов, механизмов и технологий реализации практических задач управления предприятием, корпорацией.

Менеджмент как процесс принятия управленческих решений отражает процесс управления предприятием как непрерывную цепь разрешения конкретных проблем в осуществлении его хо­зяйственной деятельности. При этом любая ситуация, возникаю­щая в процессе управления, является конкретной задачей для ру­ководителя-менеджера и требует от него принятия решения (в том числе в отношении целей и программы действий по их дости­жению). Это касается всех уровней управления. Управляемый объект (предприятие или его самостоятельное подразделение) имеет внешнюю среду, к состоянию которой он должен адаптиро­ваться на основе установления обратных связей. Всякое управ­ленческое решение определяет результат установления конкрет­ной обратной связи с рынком и другими элементами внешней сре­ды (или другими подразделениями внутри предприятия). При этом принятие решения менеджерами всех уровней должно быть регламентировано соответствующими организационными полно­мочиями, определяемыми конкретной структурой управления. Управленческие решения принимаются на основе информации, полученной и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и предусматривает конкретные меры контроля его исполнения. Анализ информации, принятие на его основе управ­ленческих решений и обеспечение реализации этих решений сос­тавляет общую технологию менеджмента.

Системный подход к изучению менеджмента как системы управления предприятием требует ее изучения: во-первых, в статике и динамике; во-вторых, в рамках глобальной и локальной деятельности; в-третьих, на текущий момент и на перспективу. Это находит отражение в формулировке целей, методов их достижения, организационной структуре управления и определении фун­кционирования предприятия как управляемого объекта.

Понятийный аппарат менеджмента можно представить в виде общих понятий, связанных с экономической средой и предприятием (экономика, рыночная экономика, бизнес, предпринимательство, менеджмент, маркетинг, предприятие, фирма, корпо­рация, организация и другие понятия), и в виде частных понятий, вытекающих из конкретного содержания менеджмента.

Под экономикой в общем случае понимается рациональное ведение хозяйства. Основу экономики составляет ее первичное звено - предприятие.

Рыночная экономика - это экономика, базирующаяся на экономической самостоятельности и ответственности субъектов хозяйствования, включая собственность на средства производ­ства и предметы труда, и на признании равных прав покупателя и продавца. Основными регуляторами взаимоотношений выступа­ют спрос и предложение. Характерными признаками рыночной экономики являются свободное ценообразование, наличие рын­ков капитала, труда, товаров, что не исключает элементов госу­дарственного регулирования и других внешних факторов, воздей­ствующих на рынок.

Одной из главных производственных структур в рыночной экономике является предприятие (компания, фирма) - экономически и юридически самостоятельный субъект хозяйствования. Субъекты хозяйствования работают на принципах самоокупаемости. Они могут осуществлять деятельность на основе всех форм собственности: частной, кооперативной, государственной и соб­ственности общественных организаций, иностранных юридичес­ких лиц. Они могут быть также со смешанным капиталом.

В рыночной экономике широко распространены корпорации. Они представляют собой соединение нескольких предприятий, организаций, физических лиц для совместной деятельности. В рамках настоящей публикации мы будем использовать понятие предприятие для обозначения любых хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица, включая и объединения предприятий, организаций и фирм. Однако, рассматривая внутрифирменное управление и межфирменную интеграцию, мы будем также использовать понятие «корпорация» и другие термины(компания, фирма), принятые в международной практике, давая соответствующие пояснения.

В современной литературе по менеджменту широко употреб­ляется понятие «организация», обозначающее группу людей, имеющих общую цель деятельности и являющуюся обобщением таких понятий как предприятие, фирма, корпорация, банк, ин­ститут, учреждение и т.п. Поэтому понятие «организация» также используется при изложении материалов книги, но главным об­разом в рамках рассмотрения основ менеджмента.

Понятие «менеджмент» часто соседствует с понятием «бизнес».

Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибы­ли путем создания и реализации определенной продукции или ус­луг. Управление бизнесом (business management) включает управле­ние коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим понятием употребляется термин (практически его синоним) «business administration», который можно перевести как «деловое администрирование». Понятие «менеджмент» применимо ко всем типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин «public ad­ministration» (для верхних уровней - «government administration»), которое переводится как «государственное управление».

Бизнесмен - физическое лицо (конкретная личность), кото­рое делает деньги, владея капиталом, находящимся в обороте и приносящим доход. Бизнесменом может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или собственник, который не занимает никакой должности в организации, но является владельцем ее акций и может быть членом ее правления.

Менеджер - специалист в области управления, занимающий­ся управлением организацией для получения экономической или социальной выгоды как профессиональной деятельностью. Он обязательно занимает постоянную оплачиваемую должность, в его подчинении находятся люди.

Предпринимательство является частным случаем бизнеса. Этот вид деятельности еще более связывается с личностью челове­ка-предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая но­вое дело, реализуя определенное нововведение, вкладывая соб­ственные средства в новое дело (предприятие) и принимая на себя личный имущественный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной ме­ре стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Главное отличие все-таки остается и заключается в том, что предприниматель имеет собственное дело. Менед­жер, как правило, является служащим, которому владелец пла­тит за труд. В широком смысле слова бизнесмен, предприниматель и менед­жер означают человека, занимающегося активной деятельнос­тью, приносящей ему в случае успеха материальные блага, в том числе: доход, прибыль, высокую заработную плату, дивиденды, премии и т. д.

Понятие «маркетинг» находится в тесной связи с понятием «рыночная экономика». Оно происходит от английского слова «market», что в переводе означает «рынок». Понятие «маркетинг» в рыночной экономике используется в двух значениях:

1)означает деятельность, которая направлена на изучение
рынка сбыта;

2)означает организацию работы на предприятии, в организации, при которой решения принимаются на основе специального изучения рынка.

Второе определение относится по существу к характеристике менеджмента. В этом случае речь идет о маркетинговом подходе в менеджменте, в основу которого положены цели и задачи выпус­ка качественного товара и оказания услуг, ориентированных на спрос покупателя, на рынок сбыта.

Некоторые пары понятийных категорий менеджмента и их взаимосвязи, применяемые при рассмотрении конкретных положений управления предприятием, требуют пояснения. Это относится прежде всего к отличиям более широкого понятия «управление» и управленческих функций.

Управление и руководство. Часто эти понятия употребляют как синонимы при рассмотрении процесса управления. Однако уп­равление является более широким определением этого процесса. Понятие «руководство» в этом процессе относится только к части или отдельному элементу (функции) управления: целенаправленным воздействием менеджера на подчиненных (на персонал).

Управление и планирование. Планирование является составной частью процесса управления предприятием, организацией, подразделением. Однако если речь идет о стратегическом планировании, то управление может приобретать в этом случае новое («подчиненное») качество, так как непосредственное управление в целом подчиняется целям и разрабатываемой стратегии пред­приятия.

Управление и организация. В производственной практике эти два понятия нередко взаимозаменяемы, если понятие «организация» употребляется в его широком значении как процесс создания и поддержания необходимых производственных условий.

Однако наиболее распространенным случаем является рассмотрение понятия «организация» как составной части процесса управления, как одной из его функций Управление и контроль. Контроль является частью процесса управления, его функцией, но в производственной практике не­редки случаи, когда существующие в организации виды и формы контроля настолько многочисленны, что они подменяют собой менеджмент. Контроль в таких организациях является эффективным средством управления и приобретает крайне жесткий характер. Другим случаем восприятия контроля как управления служит контроллинг. Изначально он определялся как система контроля проведения изменений в организации. В ряде случае контроллинг стал подменять стратегическое управление.

В целом приведенные пары понятий следует рассматривать с учетом того, что планирование, организация и контроль являются основными функциями менеджмента, то есть управления предприятием.

Наука и искусство менеджмента. Как отмечалось выше, ме­неджмент можно рассматривать как науку и практику управле­ния. Он базируется на определенных объективных законах, ки­бернетики, экономики и других наук. В то же время, практичес­кое управление во многом зависит от таланта руководителя-ме­неджера, его индивидуальных способностей, умения работать с людьми, личной инициативы, интуиции и других факторов. Умение использовать все это в управлении является искусством. Поэ­тому менеджмент как всякая творческая деятельность несет в се­бе элементы науки и искусства. При этом наука менеджмента проявляется в формировании научно обоснованных рекоменда­ций для эффективного управления предприятием, а искусство служит его высшим практическим проявлением, отражающим ценность человека (менеджера) в осуществлении этого управле­ния и возможности его творческого потенциала.

Рассмотренные понятия естественно не охватывают весь смысловой аппарат менеджмента. В него входит значительное число и других понятий, таких как закономерности, принципы, цели, задачи, управленческие решения, организационный механизм, стратегия, тактика и многое другое. К их анализу мы будем многократно возвращаться по мере изложения материала книги.

Термин «менеджмент» означает профессиональную деятельность - эффективное управление организациями.

Менеджмент (от англ. management - управление, руководство, администрирование) - это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.

Что же в самом общем случае означает понятие «управление»?

Управление - это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.

Управленческое воздействие на организации (группы людей или отдельных сотрудников) может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, регламентов, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п.

Под критерием эффективности управления понимается какой-либо показатель, характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на нее. Так, например, в результате грамотных действий менеджеров может значительно повыситься объем производства и продаж продукции, увеличиться выручка компании, +снизиться текучесть кадров, улучшиться морально-психологический климат в коллективе и т.п. Часто, говоря об успешности управленческих решений, принимаемых менеджментом, используют понятия «результативность» и «эффективность».



Результативность - это достижение организацией поставленной цели (например, удвоение объема выручки компании). А эффективность - это способ достижения цели, образно говоря, - путь, который пришлось пройти компании. Например, достижение поставленной цели (удвоение объема выручки) вряд ли будет считаться эффективным, если это произошло в течение трех лет, в то время как конкурентам удалось добиться этого за полгода, или если это привело к массовым увольнениям квалифицированных сотрудников, не согласных с новыми условиями труда. Иначе говоря, эффективность - это отношение ценности полученного результата к затратам на его достижение.

Под ограничениями понимаются те условия (ситуация), в которых в данный момент принимается управленческое решение. Так, например, решение оборудовать производство новыми станками может быть ограничено отсутствием необходимых финансовых ресурсов, а решение применить штрафных санкций по отношению к сотрудникам - законами государства и т.п.

Важным элементом процесса управления является обратная связь - передача информации (результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п.) от объекта к субъекту управления. Обратная связь - это осуществление менеджером контроля за работой подчиненных, а также возможность узнавать их мнения и предложения. Без обратной связи менеджер лишается возможности эффективно управлять объектом.

Итак, управлять целой организацией, ее отдельным подразделением или одним сотрудником - это значит оказывать на них управленческое воздействие, т.е. отдавать распоряжения, формировать требования и планы, убеждать или просто беседовать с людьми. При этом важно, чтобы субъект управления - тот, кто управляет - имел четкие ответы на следующие вопросы:

· Какова цель управления? Что требуется сейчас от организации? Чего я хочу добиться от своих подчиненных? К чему мы должны придти?

· Каково сегодняшнее состояние организации (подразделения)? Каких результатов мы уже достигли?

· Каковы критерии эффективности управления? Какой результат нашей работы мы будем считать успешным?

· Какие ограничения накладываются на управление? Какие приказы и распоряжения я могу издавать, а какие нет? Уместно ли сейчас вообще приказывать людям или лучше просто побеседовать с ними? Хватит ли у нашей организации денег, времени, людей и т.п. на то, чтобы реализовать задуманное?

Конечной целью деятельности менеджмента любой фирмы является обеспечение прибыльности или доходности ее деятельности путем рациональной организации процесса управления. Эта деятельность включает не только управление производством и развитие технико-технологической базы, но и рациональное использование кадрового потенциала, повышение квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Иногда для объяснения, что такое управление, используется вот такое определение.

Управление - это процесс рационального распределения ресурсов организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов.

Какими же ресурсами управляет менеджер в организации? При всем разнообразии их можно разделить на пять групп:

I. Материальные ресурсы(здания, оборудование, расходные материалы, сырье, необходимое для производства продукции и т.п.).

II. Финансовые ресурсы (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках и т.п.).

III. Человеческие ресурсы (работники, персонал организации).

IV. Информационные ресурсы (базы данных, сведения, знания, технологии, инструкции и т.п.)

V. Временные ресурсы (рабочее время).

Как мы видим, управление - это довольно сложный процесс, требующий от менеджера знаний, навыков, опыта, уверенности в себе, а также - такта, чувства меры и доброго отношения к людям. Но зато, если управление осуществляется профессионально и эффективно, то появляется результат - продукция, которую производит предприятия или услуги, оказываемые клиентам.

Кстати, как Вы думаете, можно ли считать слова «менеджмент» и «управление» синонимами? Давайте проверим. Мы можем, например, сказать: «управление автомобилем» или «дистанционное управление космическим кораблем»? Применимо ли в этих случаях слово «менеджмент»? Очевидно, нет. Ведь менеджмент - это управление особого рода, управление деятельностью организаций.

Часто менеджмент определяют следующим образом.

Менеджмент - это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечения высокой эффективности их работы.

Это определение указывает на то, что менеджмент представляет собой не разрозненные принципы и правила управления, а упорядоченную совокупность (систему) взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов: знаний, навыков, принципов и методов управления, подготовленных специалистов, средств коммуникации и обработки информации, финансовых, материальных и иных ресурсов и т.п.

Прочитайте приведенные ниже другие определения менеджмента. Подумайте, на какие особенности указывает каждое из них?

Менеджмент - это искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом (Ф. Тейлор).

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения других (работающих в организации) людей.

В современном языке термин «менеджмент» означает:

· вид профессиональной деятельности;

· аппарат управления организации (предприятия, фирмы, учреждения и т.п.);

· процесс управления организацией;

· науку (имеющую свой понятийно-категорийный аппарат, научные труды, методы, методики и т.п.)

· искусство (систему специфических требований, предъявляемых к творческим способностям, личностным качествам, навыкам, манере поведения и имиджу специалиста в области управления - менеджера).

Менеджмент характеризуется четырьмя аспектами: экономическим, социально-психологическим, правовым и организационно-техническим .

Экономический аспект представляет собой управление процессом производства, за счет грамотной координации материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологический аспект характеризует деятельность по управлению усилиями персонала фирмы для достижения поставленных целей. Этот аспект включает в себя такие понятия, как система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, и социальная функция менеджмента, отражающая культуру общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект менеджмента отражает структуру и принципы государственных, политических и экономических институтов общества, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.

Организационно-технический аспект менеджмента состоит в рациональной оценке ситуации и систематическом выборе целей и задач; разработке стратегии достижения этих задач; подборе и использовании требуемых ресурсов; проектировании, организации и контроле за действиями, необходимыми для достижения целей.

Итак, мы определили понятие «менеджмент». Осталось понять, кого же можно называть менеджером?

Менеджер - наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями.

Для того чтобы организация была успешной, конкурентоспособной и развивающейся, ею должна управлять команда профессионалов - менеджеров. А это, в свою очередь, означает, что в государстве должна существовать система профессиональной подготовки менеджеров. Как Вам известно, профессию менеджера можно получить, обучаясь в колледжах, институтах, университетах и т.п.

Понятие «организация»

Что же такое организация? В менеджменте этот термин употребляется в двух значениях:

1) организация как объект или система (предприятие, фирма, компания и т.п.);

2) организация как процесс или функция (деятельность по обеспечению эффективности и результативности совместной деятельности людей).

Вспомним самое простое определение организации как объекта.

Организация -это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей .

Другими словами, менеджеру всегда (или почти всегда) приходится управлять группами людей. Его задача состоит в том, чтобы эти люди понимали цель своей совместной работы и действовали сообща наиболее эффективно, используя преимущества совместного труда.

Эффективно организовать совместную работу группы людей - это значит:

1) определить цель деятельности;

2) подобрать исполнителей;

3) исходя из общей цели деятельности рационально (т.е. исходя из способностей, опыта, должностей, квалификации, условий работы и т.п.) распределить между ними задачи, ресурсы, полномочия и ответственность;

4) обеспечить взаимодействие (координацию) их совместной работы.

Говорят гуру...

Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Борис Мильнер, «Теория организации»

Как правило, любая работа - и простая, и, тем более, сложная - требует управления. Далеко не всегда исполнители в состоянии сами грамотно спланировать свою совместную деятельность, распределить между собой задачи. Решить, кто кому, и по каким вопросам будет подчиняться. Кто и как будет контролировать работу. Какую заработную плату назначить за ту или иную работу и т.п.

Исполнители не смогут сделать это не потому, что они не способны к такой деятельности. Просто у них - другие задачи. У каждого - своя должность, своя профессия. Так, например, токарь умеет работать на токарном станке, а водитель автобуса - управлять автобусом; продавец умеет торговать, а дизайнер - создавать креативные изделия. Они делают это очень хорошо, возможно, лучше других. Но как только деятельность определенного количества людей становится совместной, когда работа каждого из них зависит от работы другого, появляются особенности совместного труда и даже трудности.

Двадцать или тридцать высококлассных токарей не смогут самостоятельно выполнить производственный план завода, потому что кто-то должен составить график их работы, обеспечить обслуживание станков, своевременную подачу материалов и отгрузку готовых изделий. Кто-то должен нанимать новых рабочих, обучать их и решать, как оплачивать труд. Кто-то должен знать, кому продавать продукцию завода и что нужно производить в следующем месяце, чтобы продукция пользовалась спросом и т.п.

Всю эту сложную, многогранную деятельность и называют организацией деятельности или в общем - управлением. А, значит, необходимы особые, профессионально подготовленные специалисты, умеющие управлять.

Говорят гуру...

Организации существуют лишь по одной причине: чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому было бы не под силу.

Р. Уотермен

Часто менеджмент определяют как профессиональное управление социально-экономическими системами, указывая тем самым на то, что объектом управления в менеджменте являются организации, характеризующиеся сложными социальными (связанными с человеком) и экономическими аспектами.

Практически во всех современных языках термин «менеджмент» (management) употребляется для обозначения профессионального управления хозяйственными (рыночными) организациями (предприятиями, компаниями, фирмами).

Хозяйственными принято называть такие организации, которые предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества путем производства продукции и оказания услуг.

Хозяйственная деятельность современных организаций (фирм, компаний, предприятий) требует такого стиля работы управленческого персонала, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства и получать максимально возможные результаты при минимальных затратах.

Таким образом, менеджмент - это профессиональное управление хозяйственными организациями, действующими в условиях рынка. Иногда, правда, словом «менеджмент» обозначают любую управленческую деятельность. Говорят, например, о «менеджменте в государственных и муниципальных организациях» или о «менеджменте общественных организаций». Это не совсем корректно. Возможно, со временем это станет нормой языка, но в наше время все же грамотнее применять для этого термины «управление» или «администрирование» (в английском языке, например, для обозначения государственного управления применяется термин «government administration», а общественного - «public administration»). Итак, Вы познакомились с понятием «организация», в дальнейшем Вы подробнее изучите принципы организационной деятельности менеджеров, а также типы и особенности организационных структур управления.

Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, кото­рое требуется для установления согласованных действий участни­ков. трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.

Управленческие отношения, возникающие при целенаправ­ленном воздействии субъекта на объект управления и имеющие самое непосредственное отношение к любой экономической системе, восходят и к главной проблеме любой экономики (на­туральному хозяйству, рыночной, плановой), отраженной в ос­новных вопросах экономики или видах экономического выбора:

Что следует производить и в каком количестве?

Как, каким образом следует производить; кто и какую ра­боту должен при этом выполнять?

Для кого должны быть предназначены результаты произ­водства или кто будет покупать товары и услуги?

Любой из этих вопросов можно отнести к сфере управленче­ской деятельности. Почему же эти вопросы считаются фунда­ментальными вопросами экономики и экономической теории? Потому, что экономика как наука возникла значительно рань­ше, чем управление, и для изначальной экономики как вопро­сы, так и ответы на них достаточно тривиальны.

В рыночной экономике ответы на эти вопросы даются, пре­жде всего, объективными законами развития, выражающимися действием рыночных механизмов спроса, предложения и цено­образования, движением и тенденциями развития экономических процессов.

2. Каким образом взаимосвязаны управление и менеджмент

Теорию управления (менеджмента) принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и прикладные знания. Это объясняется многогранностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном ис­пользовании экономических, естественно-технических организа­ционных, социально-психологических законов и закономерно­стей, присущих объекту управления. Теория управления, очевид­но, должна быть ориентирована на решение практических задач.

Любая научная теория исследует определенную предметную область, под которой обычно понимается множество всех пред­метов, свойства которых и отношения между которыми рас­сматриваются в данной теории. Предметную область теории управления производством как комплексной науки можно опре­делить, рассматривая управление как всеобщий вид человече­ской деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд, возникший вместе с кооперацией труда и являющийся частью этого Коллективного труда.

Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в опре­деленной окружающей среде.

Предметная область теории управления в широком аспекте охватывает социально-экономические, социально-психологи­ческие и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними. Система отношений конкретизируется в виде вертикаль­ной иерархии и горизонтальной сети. Данные категории - предмет исследования многих научных дисциплин; задача теории управления как комплексной науки - интеграция знаний относящихся к управлению, с целью выработки научных принципов и методов эффективного управления.

Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности - методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.

3. Раскройте научные определения менеджмента и его аспекты

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением прин­ципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

Постоянное стремление к повышению эффективности производства, к полу­чению оптимальных результатов с меньшими затратами;

Хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия ре­шений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

Выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

Необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснован­ных и оптимальных решений.

Термин "менеджмент" по сути является аналогом термина "управление", его синонимом, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях), а также на предприятиях и в объединения:

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности, предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работает найму на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с первым уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от управления, а также от профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера в качестве объекта - хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).

4. Перечислите цели, задачи, предмет, субъект, объект и уровни, закономерности, принципы и основные элементы менеджмента. Рассмотрите виды менеджмента

Субъекты менеджмента, менеджеры - руководители раз­личного уровня, занимающие постоянную должность в органи­зации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Руководителей организации;

Руководителей структурных звеньев;

Организаторов определенных видов работ (администра­торов).

Виды менеджмента - специальные области управленчес­кой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий или генеральный менеджмент заключается в уп­равлении деятельностью организации в целом или ее самосто­ятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный или специальный менеджмент заклю­чается в управлении определенными сферами деятельности ор­ганизации или ее звеньев, например управление инновацион­ной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.

В любой организации общий и функциональный менедж­мент (генералисты и специалисты) существуют в органичес­ком единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их соотношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

По признаку содержания различают нормативный, страте­гический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предприниматель­ской политики, определение позиции организации в конкурент­ной нише рынка и формирование общих стратегических наме­рений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку на­бора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегическо­го контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практичес­кую реализацию принятых стратегий развития организации.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характери­зующихся однородностью целей, действий или объектов их при­ложения.

Различают общие (формирование целей, планирование, ор­ганизация и контроль), технологические (решения и коммуника­ции) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.

Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Практика управления и его методический аппарат фор­мировались на протяжении многих веков, однако их систе­матизация и научные обобщения являются ровесниками XX в. Фундаментальной основой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориен­тация управления и моделирование управляемых процессов.

Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечива­ется эффективное развитие организации.

5. В чем проявляются сходство и различия менеджмента и предпринимательства

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производстве или коммерческой), осуществляемой физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата (получение прибыли или предпринимательского дохода) путем наилучшего использования. капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимися правовым нормам (законодательству) страны регистрации.

Важнейшая задача предпринимательской деятельности состоит в обеспечении эффективного функционирования фирмы или деятельности индивидуального предпринимателя, что предполагает ориентацию на инновации и создание инновационной среды, умений привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

Предпринимательство как самостоятельная деятельность предполагает свободу и самостоятельность субъектов этой деятельности в различных направлениях:

Выбор вида и сферы предпринимательской деятельности;

Выбор направлений и методов деятельности;

Принятие хозяйственных решений и выбор средств их реализации;

Формирование производственных программ, выбор источников финансирования, поставщиков продукции и услуг, источников получения трудовых ресурсе;

Выбор каналов и методов сбыта;

Установление систем и размеров оплаты труда и других видов доходов лиц, работающих по найму;

Установление уровня цен и тарифов на продукцию и услуги;

Распоряжение прибылью (доходами) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.

Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения является обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.

Предприниматель осуществляет хозяйственную деятельность от своего имени и на свой риск. Предприниматель – это лицо, которое вкладывает собственные средства в организацию дела и принимает на себя личный риск, свя­занный с его результатами. Осуществляя хозяйственные связи с другими участни­ками рыночных отношений, предприниматель выступает стороной договора (сделки). Он может предоставить право подписания контрактов от своего имени или от имени фирмы, которую он возглавляет, конкретному представителю (управляющему) и установить пределы таких полномочий.

Действуя на свой страх и риск, предприниматель принимает на себя всю полноту ответственности за конечные результаты деятельности - как индивидуальной, так и коллективной. Он несет имущественную ответственность за результаты хозяйственной деятельности как физическое лицо или как представитель юридического лица.

Предприниматель имеет право:

Создавать для своей деятельности любые виды фирм (предприятий);

Приобретать имущество и имущественные права у других фирм;

Участвовать своим имуществом в деятельности других экономических субъ­ектов рыночных отношений;

Использовать по соглашению сторон имущество физических и юридических лиц на условиях аренды, подряда и др.;

Нанимать и увольнять работников на условиях контракта или других условиях;

Открывать на свое имя или на имя фирмы счета в банке для хранения де­нежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

Получать неограниченный по размерам личный доход от индивидуальной предпринимательской деятельности.

В высокотехнологичных отраслях собственное дело обычно связывается с конкретными научно-техническими идеями, поскольку предприниматели хорошо разбираются в технологиях создания продуктов, в большинстве случаев уникальных.

6. Опишите модели менеджмента: американскую, японскую, западноевропейскую

6.1 Американская модель менеджмента

Термин «менеджмент человеческих ресурсов» возник в 60-е гг. Американский социолог Р.Е. Майлз в одной из своих работ противопоставил модель «человеческие отношения» модели «человеческие ресурсы». Модель «чело­веческие ресурсы» рассматривается как стратегическая, способствующая решению основных целей организации. Мо­дель «человеческие ресурсы» ориентирована на активную позицию личности в организации. Каждый человек дол­жен отвечать за результаты своего труда, знать общие цели организации и своим трудом способствовать их достижению. В свою очередь, организация должна по­ощрять личную инициативу своих сотрудников с помощью материального стимулирования и продвижения по службе. Концепция «человеческих ресурсов» допускает участие подчиненных в управлении. Менеджмент «чело­веческих ресурсов» требует совершенствования кадровой политики в организации.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация как основная форма предпринима­тельства.

Современная американская модель менеджмента ори­ентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.

Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работни­ков делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины. Впервые научный курс управления был разработан в 1881 г. американским ученым Джозефом Вартоном. Че­рез 100 лет Г. Кунц и С.О"Доннел опубликовали свой труд «Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций», который был переведен с английского и вышел в свет в нашей стране в 1981 г.

6.2 Японская модель менеджмента

За последние два десятилетия Япония заняла лиди­рующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.

Сущностью японского менеджмента является управле­ние людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.

Японская модель менеджмента ориентирована на «со­циального человека», концепция которого была выдвину­та возникшей в США «школой человеческих отноше­ний», пришедшей на смену тейлоризму, который во гла­ву угла ставил материальные запросы и стимулы «экономического человека».

«Социальный человек» имеет специфическую систе­му стимулов и мотивов. К стимулам относится заработ­ная плата, условия труда, стиль руководства, межлично­стные отношения между работниками. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, служебный рост, профессиональное совершенство, степень делегируемой ответственности, творческий под­ход. Однако отношение японцев к понятию «социальный человек» является более гибким по сравнению с амери­канцами.

Сильнейшим средством мотивации в Японии являет­ся «корпоративный дух» фирмы, под которым понимает­ся слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В осно­ве «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.

Каждая японская фирма состоит из множества групп. В каждой группе есть старшие и младшие, ведущие и ве­домые. Старшие и младшие в группе различаются по возрасту, стажу работы и опыту. Младшие в группе бе­зоговорочно воспринимают авторитет старших, оказывают им знаки внимания и уважения. Они подчиняются старшим. Группы ориентированы на цели и задачи фир­мы. Японцы, высоко ценящие групповые отношения, особенно внимательно отслеживают свое положение в группе. Они чутко реагируют на изменение места каж­дого человека в группе и стараются не переступать очер­ченные для каждого из них границы.

6.3 Западноевропейская модель менеджмента

Западноевропейские ученые и практики внесли значительный вклад в формирование всех четырех школ управления.

Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи. В 1896 г. в Велико­британии вышла книга Джозефа Слейтера Льюиса «Коммерческая организация предприятий». Идеи Тейло­ра в Англии пропагандировались Л. Урвиком. Под его редакцией в 1956 г., вышла «Золотая книга менеджмен­та», в которой содержится много сведений по истории научного управления в разных странах.

Западноевропейские ученые занимались разработкой принципов управления организацией. Так, английский исследователь Р. Фэлк сформулировал семь принципов управления, которые содержат в себе ряд положений, разработанных классической школой и известных как «диапазон контроля». По мнению Фэлка, одному административному работнику должно подчиняться от 5 до 8 человек (за исключением особых случаев).

Английский ученый О. Шелдон стремился, как и Файоль, создать теорию «управления в целом». По мнению Шелдона, управление включает в себя: администрирование, собственно управление и собственно организацию. Особое внимание он уделял управлению производством, работе с кадрами и эволю­ции управления. Разработанные Шелдоном принципы в целом соответствуют принципам Файоля. Однако функ­ции он не считал универсальными и рассматривал их лишь применительно к производству.

Во Франции вопросами научного управления занима­лись Анри Луи Ле Шателье (1850-1936), Шарль Фремен-виль (1856-1936), братья Андре (1853-1931) и Эдуард (1859-1940) Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

Правильные ответы выделены курсивом и +

1. Управление – это:

2. Менеджмент – это:

Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

Эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.

3. Кто является родоначальником классической школы менеджмента:

Ч. Бебидж;

М. Вебер;

Ф. Тейлор.

4. Первый учебник по управлению был написан английским предпринимателем М. Веберов в:

Ч. Бебидж;

М. Вебер;

Ф. Тейлор.

6. Какие бывают виды разделения труда менеджеров?

Функциональное;

Горизонтальное;

Вертикальное;

7. Сколько существует иерархических уровней менеджмента?

8. Кто относится к среднему уровню менеджеров?

Заместители;

Руководители подразделений;

Руководители групп.

9. Функции менеджмента бывают:

Общие, индивидуальные;

Групповые, специфические;

Конкретные, расширенные;

Правильного ответа нет.

10. Выберите правильные функции менеджмента:

Планирование;

Коодинирование;

Распределение;

Стимулирование;

Все ответы верны.

Тесты по менеджменту с ответами 2-ой вариант

1. Планирование – это:

Управленческая деятельность, отраженная в планах и фиксирующая будущее состояние менеджмента в текущее время;

Перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;

2. Сформулируйте задачи планирования:

Перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;

Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.

Создание базы для эффективного контроля путем сравнения показателей.

3. По форме планирование бывает:

Тактическое;

Конкретное;

Перспективное.

4. Необходимость планирования заключается в определении:

Конечных и промежуточных целей;

Задач, решение которых необходимо для достижения целей;

Средств и способов решения задач;

Правильного ответа нет.

5. При какой форме планирования осуществляется выбор средств для выполнения целей на период от 1 года до 5 лет?

Перспективное;

Среднесрочное;

Оперативное.

6. При какой форме планирования осуществляется определение целей деятельности на срок больше 5 лет:

Перспективное;

Среднесрочное;

Оперативное.

7. Организация – это:

Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;

Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

Это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

8. Установление постоянных и временных связей между всеми подразделениями организации осуществляет функция:

Планирования;

Организации;

Контроля.

9. Выберите основные принципы организации менеджмента:

Непрерывность;

Ритмичность;

Надежность;

Все ответы верны.

10. Функции административно-оперативного управления:

Определение структуры предприятий;

Периодическое или непрерывное сравнение;

Установление ответственности.

Тесты по менеджменту 3-ий вариант

1. Регулирование – это:

Управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;

Процесс выработки корректируемых мер и реализации принятых технологий;

Функция менеджмента.

2. Принципы регулирования:

Рациональность;

Ритмичность;

Надежность;

Достоверность.

3. Задача регулирования:

Обновление планируемых заданий;

Обеспечение своевременного эффективного достижения организацией своих целей;

Корректировка результатов деятельности;

4. Виды регулирования:

Реактивное;

Операционное;

Упреждающее.

5. При каком виде регулирования проблема рассматривается как потенциальная возможность:

Реактивное;

Операционное;

Упреждающее.

6. Назовите этапы регулирования:

Определение структуры предприятия.

7. Дайте правильное определение функции координации:

Управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы рабочих подразделений;

8. Назовите функции менеджмента:

Ритмичность;

Мотивация;

Законность;

9. Тип власти, который может использовать менеджер:

Экспертная;

Эталонная;

Законная;

Все ответы верны.

10. Влияние – это:

Поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение другого человека;

Волевое отношение между людьми, основанное на силе;

Убеждение человека в чем-либо.

Тесты по теория менеджмента тесты с ответами вариант 4

1. Назовите форму влияния, которая может побудить человека к более тесному сотрудничеству:

Убеждение;

Принуждение;

Участие сотрудников в управлении.

2. Задачи контроля:

Сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности;

Оценка состояния и значимости полученных результатов;

Разработка и принятие решений.

3. Анализ – это:

Это управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мер по устранению выявленных недостатков;

Управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;

Это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

4. Кто является продолжателем теоретической работы Тейлора о менеджменте:

А. Файолль;

Ч. Бебидж;

М. Вебер.

5. Назовите психологические методы управления:

Метод профессионального отбора;

Метод социального нормирования;

Метод гуманизации труда.

6. Какие приемы используются при психологических методах управления?

Интервью;

Наблюдения.

7. Назовите социальные методы управления:

Метод профессионального отбора;

Метод социального нормирования;

Метод гуманизации труда.

8. Управление – это:

Эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.

Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;

Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

9. Назовите этапы регулирования:

Определение структуры предприятия;

Информационная подготовка для принятия решений;

Разработка и принятие решений;

10. Социальные методы управления:

Метод управления группами;

Метод ролевых изменений;

Метод управления групповыми явлениями;

Все ответы верны.

Итоговое тестирование по менеджменту с ответами:

1 Тест. Что такое менеджмент?

1. Разновидность науки управления.

2. Группа руководителей.

3. Разновидность управленческой деятельности.

4. Это отношение, складывается в процессе управленческой деятельности.

5. Совокупность принципов, методов, форм и средств управления, особый вид деятельности, связанный с руководством людьми, умелым использованием их труда и знаний.

2. Задачами менеджмента являются:

1. Тактическая.

2. Стратегическая

3. Оперативная

4. Поддержание устойчивости фирмы и всех ее элементов и ее развитие.

5. Контроль результатов деятельности и внесение коррективов.

3. Функции менеджмента – это …

1. Виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование управленческого влияния.

2. Отдельные виды управленческой деятельности, которые увеличивают эффективность руководства.

3. Отдельные управленческие процессы, направленные на увеличение продуктивности труда подчиненных.

Тест № 4. Функции менеджмента

1. Инновационный менеджмент.

2. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.

3. Организация, планирование, контроль, мотивация.

4. Перевод фирмы в качественно новое состояние.

5. Целенаправленность.

5. Тест. Процесс менеджменту – это …

1. Последовательное выполнение функций менеджмента, конкретно: планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.

2. Последовательность определенных оконченных этапов, выполнение которых способствует обеспечению: управленческого влияния руководящей системы на руководимую для достижения целей организации.

3. Последовательное выполнение функций и методов менеджмента.

4. Правильные ответы 1 и 3.

6. Выберите понятие, относящиеся к принципам менеджмента.

1. Единоначалия и коллегиальность.

2. Организация.

3. Достижение цели.

4. Планирование.

7. Среди условий, что перечислены ниже, выберите такие, которые определяют успех организации.

1. Наличие формальных и неформальных организаций.

2. Выход на внешний рынок.

3. Способность к выживанию, результативности, практической реализации.

4. Наличие современных технологий.

8. В чем состоит основное отличие формальных и неформальных организаций.

1. В количестве членов организаций.

2. В контактах с внешней средой.

3. В способе возникновения.

4. В связях между членами организации.

9. Организация – это:

1. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами.

2. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами, имеют общее руководство и общие цели.

3. Группа людей, деятельность которых сознательно, направленно или спонтанно координируется для достижения определенной цели.

4. Группа лиц, которые имеют общее руководство.

10. Какие из нижеприведенных понятий относятся к целям по содержанию.

1. Долгосрочные.

3. Территориальные.

4. Экономические

11. Выберите правильные ответы:

1-В; 2-Б; 3-А; 4-Г

12. Функция организации базируется на таких категориях:

1. Полномочие, ответственность, стимулирование, делегирование.

2. Полномочие, ответственность.

3. Полномочие, ответственность, делегирование.

13. Полномочия – это:

1. Возложена на должностное лицо обязанность выполнять постановленные задания и обеспечивать их позитивное решение.

2. Ограниченное право использовать ресурсы предупреждения и направлять усилия подчиненных на выполнения задания.

14. Ответственность – это:

2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.

3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.

15. Делегирование – это:

1. Возложенная на должностное лицо обязанность выполнить поставленные задачи, обеспечить их позитивное решение.

2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.

3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.

17. Управленческое решение это:

1. Формы влияния на исполнителей.

2. Организационный инструмент в руках работников управления.

3. Творческая деятельность по анализу проблемной ситуации, выбор средств от разрешения.

4. Разрешение.

18. Дайте определение понятий:

1 – В; 2 – А; 3 – Ь; 4 – Г.

Тест № 19. Какие качества должны быть присущи менеджеру?

1. Знание по специальности.

2. Практичность ума.

3. Спонсорство.

4. Любовь к чтению художественной литературы.

20. Что Вы понимаете под словом «группа».

1. Количество людей, едущих в одном автобусе.

2. Личности, имеющие одинаковые наклонности к какому-то процессу.

3. Две и больше личности, что взаимодействуют одна с одной.

4. Четко определенное количество людей.

21. Кто такой формальный лидер:

1. Один из членов группы, что владеет силой личного влияния на других.

2. Руководитель коллектива, который пользуется данной ему служебной властью.

3. Целеустремленный менеджер.

4. Главный специалист.

22. Группы работников делят на такие категории:

1. Формальные и неформальные.

2. Простые и сложные.

3. Открытые и закрытые.

23. Отметьте какие из нижеперечисленных предложений не являются признаками коллектива.

1. Наличие непосредственных производственных связей.

2. Наличие высокой активности.

3. Психологический климат.

4. Общность целей и задач.

24. Назовите причины конфликтов:

1. Психологическая совместимость

2. Конкуренция.

3. Режимы труда и отдыха.

4. Сотрудничество.

25. Путь разрешения конфликтов:

1. Премирование.

2. Компромисс.

3. Поездка на природу.

4. Гласное обсуждение.

26. Стресс – это:

1. Перегрузка нервной системы.

2. Рассеянность.

3. Вегетативно-психологическое состояние.

4. Увольнение с работы.

1. Много работает, требует этого от других.

2. Много работаем сам.

3. Делится властью с подчиненными.

4. Ценить подчиненных.

28 - Тест. Руководитель демократического стиля руководства.

1. Не терпит критики.

2. Ждет указаний сверху.

3. Избегает конфликтов.

4. Коллегиально решает проблемы коллектива.

29. Технология принятия управленческих решений в порядке их разрешения.

1. Одобрение.

2. Реализация.

3. Подготовка.

30. Что относится к методам принятия управленческих решений:

1. Мозговая атака.

2. Организация.

3. Формулировка.

4. Форма контроля.

Введение

Основу любой организации составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива. Центральной фигурой организации выступает профессионал - управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенными профессиональными и личными качествами.

Основой человеческого фактора является личность: психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе.

Цель курсовой работы - выявить влияние человеческого фактора на формирование и деятельность организации. Для реализации данной цели нами были поставлены следующие основные задачи:

изучить развитие управления человеческими ресурсами;

оценить профессиональное управление организацией;

понять, как формируется деловое организационное поведение;

рассмотреть модели организационных структур по типу "организация - человек";

рассмотреть принципы управления человеческими ресурсами;

изучить роль человеческого фактора в управлении, роль лидера в управлении.

Методы исследования курсовой работы - сбор, обработка и анализ теоретического материала, материала научно-практических статей, а также документов конкретной организации.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Без человека ни одно предприятие не может быть организовано. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Объектом исследования является человек, как важнейший элемент производственного процесса на предприятии.

Объект исследования - человеческий фактор в организации, а также управление человеческими ресурсами.

Профессиональное управление

Новые требования к руководителям

Руководители российских предприятий и фирм испытывают трудности, связанные с переходом к новым экономическим отношениям. Расширяется пространство их деятельности: создание и структуризация новых компаний, поиск рыночных ниш и платежеспособных потребителей, формирование корпоративной куль туры, определение конкурентных преимуществ и главных компетенций фирмы, развитие новых продуктов и др. Главная трудность работы руководителя - высочайшие риски внешней среды. Наряду с этим он сталкивается с неопределенностью прав собственности внутри предприятия. Ему приходится преодолевать практиковавшееся ранее блокирование с конкурентами партнера и немотивированный отказ от контрактов. Для многих руководителей характерны неумение достигать компромисса, авторитаризм, не достаточная деловая культура и др. Проблемой остается высокая степень зависимости благополучия компании от государства.

Руководители несут ответственность за разработку стратегии изменений и планирование мероприятий по их осуществлению. Общий план преобразований должен учитывать такие поведенческие проблемы, как возможное негативное отношение сотрудников к переменам и связанной с ними неопределенности, и общую потребность в создании организации, способствующей трансформации. Огромная роль в процессе осуществления изменений при надлежит лидерам трансформации, т.е. руководителям, инициирующим стратегические перемены, направленные на укрепление позиций фирмы, создание непрерывно обучающейся организации.

Одной из важных категорий профессионального управления является видение организации, которое формируется ее высшим менеджментом. Видение - это выраженный в определенной форме долгосрочный имидж компании или представление о том, какой она должна стать. Видение может также включать общие убеждения и ценности, являющиеся базисом для изменения организационной культуры. Руководитель постоянно выстраивает миссии и цели своей фирмы. Причем путь "от стратегического планирования через стратегическое управление к стратегическому лидерству" способен преодолеть руководитель, ориентированный на достижение целей фирмы в минимально возможные сроки.

В современных условиях возрастают требования к повышению уровня профессионализма в управлении. Прежде всего это должно проявляться в оказании направленного влияния на других людей, цель которого - побуждение их к достижению определенных целей. Первоочередные задачи менеджеров заключаются в планировании процесса труда, создании структур организации и контроле над использованием ее ресурсов. Функции менеджера официально закреплены, но, когда он подкрепляет свои действия неформальным влиянием, он действует как настоящий руководитель. В силу различий между управлением и лидерством сильные руководители могут быть слабыми управленцами. Такие индивиды умеют при вести свою группу в движение, но не в силах заставить ее двигаться в направлении, которое кратчайшим путем ведет к поставленной цели. Возможны и другие сочетания. Человек может быть слабым лидером и, тем не менее, эффективным менеджером, особенно если он управляет сотрудниками, четко осознающими свои задачи и мотивированными к труду. Однако такого рода ситуации складываются достаточно редко, а значит, профессиональный менеджер должен обладать развитыми навыками лидерства, тем более что способности к руководству могут быть усовершенствованы на практике.

Современные задачи повышения эффективности управления предъявляют особые требования к личности руководителя, его знаниям науки и передовой практики управления в рыночных условиях. Недостаток финансирования, необходимость поиска потребителей и каналов сбыта, формирование нового типа культуры и факторов мотивации труда в организациях поставили руководите лей перед необходимостью изменения стиля и методов управления. Ушло в прошлое хозяйственное иждивенчество, когда государство оплачивало расходы, связанные с просчетами и неудовлетворительной деятельностью отстающих предприятий. Руководителям приходится самостоятельно решать целый ряд новых производственных проблем: определение стратегических целей и задач управления; разработка детальных планов для достижения этих целей; координация деятельности предприятия с другими компания ми и фирмами; совершенствование организационной структуры; оптимизация процедуры принятия управленческих решений; поиск наиболее эффективных стилей управления; совершенствование мотивации действий сотрудников.

Успешная работа предприятия, уровень его конкурентоспособности во многом зависят от культуры организации. Все крупные и прибыльные фирмы мира имеют свою культуру организации, т.е. комплекс правил, традиций и символов, который постоянно совершенствуется. Специфические задачи стоят перед предприятием в связи с новыми проблемами материально-технического обеспечения и сбыта продукции. На первый план выходят профессиональные знания в таких областях, как маркетинг, реклама, деловые контакты с партнерами, внешнеторговая деятельность.