Экзистенциальные дихотомии. Философия эриха фромма Дихотомия фромм

Эрих Фромм известен прежде всего своими многочисленными книгами. У него сравнительно мало последователей, причем членами небольшого Международного общества Э. Фромма состоят в основном не практикующие врачи-психоаналитики. Своей школы Фромм не создал, вероятно, уже потому, что был, так сказать, вечным диссидентом. Он последовательно расставался с фрейдизмом, с Франкфуртским институтом социальных иследований, с неофрейдистской ассоциацией Хорни, с Социалистической партией Америки, одним из основателей которой он был в 50-е годы. Кажется, только правозащитные организации не вызывали у него возражений: он самым активным образом участвовал в кампаниях против политических репрессий в самых разных странах; по завещанию Фромма все гонорары за посмертные издания его книг получает Amnesty International.

Получив социологическое образование в Гейдельберге, Фромм приобщился к психоанализу в Берлинском психоаналитическом институте, сотрудничал с основателями Франкфуртской школы Т. Адорно и М. Хоркхаймером. После прихода нацистов к власти он эмигрировал в США, а с 1949 г. четверть века работал в Мексике, создав там психоаналитический институт. Первой книгой, принесшей Фромму широкую известность, было "Бегство от свободы" (1941). В ней содержатся основные положения его концепции, развитые затем в двух десятках книг - "Человек для самого себя", "Здоровое общество и его враги", "Забытый язык", "Анатомия человеческой деструктивности", "Иметь или быть?" и др.

И "гуманистический психоанализ" Фромма, и его "демократический социализм" определяются видением человеческой природы, отличным как от биологического редукционизма Фрейда, так и от различных социологических теорий "среды", превращающих человека в игрушку внешних сил. "Человек - не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свой текст". Имеется некая человеческая природа, сохраняющаяся во всех изменениях и во всех культурах. Она ставит границы для социальных "экспериментов", она служит критерием для оценки тех или иных экономических и политических режимов как способствующих или препятствующих свободной реализации этой природы. И современный капитализм, и "реальный социализм" осуждались Фроммом не просто как несправедливые или недемократичные, но как враждебные самой человеческой природе, производящие "психических калек".

Природу человека, согласно Фромму, не следует понимать субстанциалистски, поскольку неизменным ядром ее являются не какие-то постоянные качества или атрибуты, но противоречия, называемые Фроммом экзистенциальными дихотомиями. Человек - часть природы, он, подчинен ее законам и не может их изменить, но он же все время выходит за пределы природы; он отделен от мирового целого, бездомен, но стремится к гармонии с миром; он конечен и смертей, знает об этом, но пытается реализовать себя в отпущенный ему недолгий век, утверждая вечные ценности и идеалы; человек одинок, сознает свою обособленность от других, но стремится к солидарности с ними, в том, числе с прошлыми и будущими поколениями. Экзистенциальная противоречивость служит источником специфических для человека потребностей, поскольку, в отличие от животного, он лишен равновесия, гармонии с миром. Эту гармонию ему приходится всякий раз восстанавливать, создавая все новые формы соотнесенности с миром, которые, однако, никогда не бывают окончательными. Экзистенциальные дихотомии неустранимы. Разрешимы для человека исторические противоречия, вроде современного разрыва между ростом технических средств и неспособностью их должным образом использовать во благо всего человечества. На экзистенциальные противоречия каждый из нас дает свой ответ, причем не только умом, но всем своим существом. Поэтому природа человека определяется Фроммом не как биологически заданная совокупность влечений - это всегда уже "вторая природа", осмысленный ответ, как целостное отношение к миру. Таким ответом могут стать стремление к свободе, справедливости, истине, но в равной степени - и ненависть, садизм, нарциссизм, конформизм, деструктивность. В отличие от инстинктов, или "органических влечений" Фрейда, такие специфические для человека черты Фромм называет "укорененными в характере страстями". Социально-исторические обстоятельства способствуют или препятствуют тем или иным проявлениям человеческой природы, но эти черты - непреходящие вечные спутники человечества.

Характер определяется Фроммом как "относительно стабильная система всех неинстинктивных стремлений, через которые человек соотносится с природным и человеческим миром". Наследуемые психофизиолоогические свойства - темперамент, инстинкты - лишь в малой мере детерминируют способ взаимоотношения человека с миром. Садистом может стать и флегматик, и меланхолик. Характер - это заместитель отсутствующих у человека инстинктов. Органические влечения у людей примерно одинаковы, индивиды различаются теми страстями, которые занимают господствующее положение в их характере - именно в этом смысле Гераклит говорил о характере как "роке" для человека.

Характер снимает с индивида бремя решения всякий раз, когда требуется действие: он задает типичный для данного человека способ восприятия идей и ценностей, отношения к другим людям. Личность как бы "инстинктивно" ведет себя в соответствии со своим характером. Скупец не задумывается, копить ему или тратить - его влечет сбережение. Именно в этом смысле Фромм предлагает употреблять термин "влечение" - речь идет не об инстинкте, а о "страсти", которая воспринимается носителем такого характера как нечто само собой разумеющееся и "естественное".

Такого рода дебиологизация влечения ведет к пересмотру понятия "бессознательного". Фромм отвергает субстанциалистское понимание Фрейда и локализацию бессознательного (Оно). Понятия "сознательное" и "бессознательное" суть функциональные термины, относимые к субъективным состояниям психики индивида. Сознание не равнозначно интеллектуальной рефлексии, поскольку последняя является лишь малой частью того, что нами осознается. Каждый из нас отдает себе отчет о том, что дышит, но это не значит, что мы все, время думаем о дыхании. Сознание не есть нечто более высокое, чем бессознательное: содержание сознания многих людей нельзя оценить иначе, как фикции, клишированные образы и иллюзии. В свою очередь, человеческое бессознательное не есть нечто "животное", поскольку к неосознаваемому относятся и многие высшие устремления и черты характера человека. "По своему содержанию бессознательное не является ни добром, ни злом, ни чем-то рациональным или иррациональным - в нем есть и то, и другое, все, что является человеческим". Всякая социальная система создает совокупность "фильтров", не пропускающих в сознание те или иные содержания. Такая "цензура" происходит уже на уровне данного языка, на уровне логики, принимаемой за нечто само собой разумеющееся; вытесняются (прежде всего воспитанием) и многие чувства, которые считаются нежелательными в данном обществе. Индивидуальные табу связаны с социальными запретами, а характер данного человека находится в зависимости от того, что Фромм называет социальным характером.

Человек живет не сам по себе, он является членом какой-то конкретной исторической группы (рода, племени, класса, нации). Каждое такое сообщество обладает некими общими для ее членов чертами, поскольку все они живут в примерно одинаковых исторических обстоятельствах и должны приспосабливаться к условиям природной и социальной среды. Мир древнеегипетского крестьянина отличается от мира средневекового рыцаря или жителя современного мегаполиса. При этом каждая группа заинтересована в развитии определенных психических черт: ее члены "должны желать делать то, что они обязаны делать для нормального функционирования общества"". Семья служит "психическим агентом" общества, поскольку в ней осуществляется первичная социализация, способствующая формированию именно такого "социального характера", т.е. общей для большинства членов группы структуры характера, выступающей как образец для подражания и как норма для данного общества.

Эти нормы, типичные установки и ориентации также не осознаются индивидом, будучи усвоенными в раннем детстве. Они функциональны, пока общество стабильно, но во времена значительных общественных перемен консервативность социального характера препятствует необходимым реформам. Функциональность социального характера, "нормального" для конкретного общества, не означает того, что он является чем-то положительным. Приспосабливаться индивидам приходилось и к тоталитарным диктатурам. Фромм критикует современный капитализм на уровне описания господствующего типа социального характера, а его чертами для него непременно оказываются конформизм, накопительство ("анальный характер" Фрейда) и даже растущая деструктивность - вплоть до "некрофилии". Но даже там, где речь идет не об индивидуальных и социальных патологиях, Фромм выступает как критик индустриально-технической цивилизации. Например, индустриальное общество требует дисциплины, порядка, пунктуальности, и эти черты развиты у современных европейцев в значительно большей мере, чем у их предков XVI-XVII вв., живших до промышленной революции. Эти черты должны усваиваться не по одному принуждению, они должны стать желанными, на них делается ударение в процессе воспитания, они одобряются, тогда как противоположное им поведение осуждается. Но за все приходится платить, и развитие таких черт сопровождается упадком спонтанности, непосредственности, открытости другим людям. Рационально управляемое общество оборачивается механичностью поведения и мышления: "Люди во все большей степени делаются автоматами, производящими машины: разумность первых уменьшается вместе с ростом интеллекта вторых". Роботоподобные люди, обладающие самой совершенной техникой, просто опасны и для себя самих, и для всего живого на Земле. К тому же, сделавшись Големом, человек не может оставаться психически здоровым существом.

Критику современной цивилизации питают у Фромма религиозные истоки. В одном из своих интервью он заметил, что средневековообщинная традиция всегда была для него точкой отсчета. И "гуманистический психоанализ", и "демократический социализм" Фромма непосредственно связаны с его религиозными исканиями: библейские пророки, христианские мистики, даосизм и буддизм имели для него не меньшее значение, чем Фрейд или Маркс. Сторонников "гуманистической религии" Фромм находит среди представителей всех вероисповеданий, противопоставляя их воззрения идолопоклонству и превращению церкви в инструмент социального контроля.

Хотя Фромм приложил немалые усилия, направленные на синтез идей Фрейда и Маркса (прежде всего "Экономико-философских рукописей 1844 г."), его вряд ли можно отнести к направлению, получившему название "фрейдомарксизм". Родоначальником последнего является В. Райх, полузабытые труды которого стали настольной книгой многих студентов-бунтарей конца 60 - начала 70-х годов. Другим мыслителем, наиболее последовательно соединявшим марксизм и психоанализ, был Г. Маркузе. Как и другие представители Франкфуртской школы, Маркузе отрицательно относился к дебиологизации психоанализа, осуществляемой неофрейдистами. В работе "Эрос и цивилизация" и во многих статьях он полемизировал с "ревизионистом" Фроммом. На первом месте в трудах Маркузе стоит критика "репрессивной цивилизации". В дальнейшем в рамках Франкфуртской школы получила развитие иная трактовка психоанализа: Ю.Хабермас предложил герменевтическое прочтение трудов Фрейда, а психоанализ стал для него образцом "эмансипативной науки".

Психоанализ соединяли не только с марксизмом. Одной из самых "философичных" интерпретаций метапсихологии является направление, получившее название Daseinsanalyse или "экзистенциальный анализ". Оно. прямо связано с Daseinsanalytik ("аналитика здесь-бытия") в "Бытии и времени" М. Хайдеггера. К ведущим теоретикам этого направления можно отнести швейцарских психиатров Л. Бинсвангера и М. Босса. Первый из них создал на основе идей Хайдеггера собственное философско-антропологическое учение, второй стремился к применению хайдеггеровской онтологии в психиатрии, не внося никаких собственных поправок. В обоих случаях исходным пунктом является феноменологический метод, противопоставляемый натурализму Фрейда. Различные варианты "гуманистической" и "экзистенциальной" психологии, широко распространенные в 60-х годах, представляли собой попытки переосмысления психоанализа в терминах феноменологии, экзистенциализма и философской герменевтики. Другим важным направлением стал "структурный психоанализ" Ж. Лакана, создавшего во Франции свою собственную ассоциацию (впоследствии расколовшуюся на несколько групп и обществ).

Экзистенциальные дихотомии Эриха Фромма

Невротически-агрессивная реальность Карен Хорни

Социальный психоанализ Альфреда Адлера

ʼʼИндивидуальная психологияʼʼ построена на подчеркивании роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Критика пансексуализма Фрейда и отстаивание принципа единства личности (в противовес её разделœению на ʼʼЯʼʼ, ʼʼОноʼʼ и Сверх-Яʼʼ).

Движу­щие силы психического развития :

-) компенсация ;

-) сверхкомпенсация – порождает людей, отличающихся исключительными достижениями.

Социальный интерес – врожденный потенциал человека, направленный на взаимодействие с другими людьми и достижение личных или общественных целœей. На факторы поведения влияет не только прошлое, но и цели на будущее (■ человек, живущий в страхе загробных мучений или проклятий, ведёт себя иначе).

Личность есть продукт индивидуального творчества человека ввиду его незащищённости, неполноценности, стремления укрепиться путем превосходства над другими. Главной целью личности является стремление к превосходству или самоутверждению. Двигатель социализации состоит не в переключении энергии на санкционированные обществом объекты (Фрейд ), а в стремлении личности компенсировать и даже сверхкомпенсировать свою неполноценность.

На фоне экономического кризиса и фашизма психологам не до объяснения невротических расстройств от сексуальных пертурбаций в детстве. Определяющим в поведении человека является потребность в безопасности и свободе от страха , а не сексуальные или агрессивные импульсы. Сексуальные извращения и агрессивные тенденции не причина невроза, а его результат. Соответственно, главным в определœении причин неврозов является фактор социального окружения, который обусловливает невротическое поведение индивида. Мотивы поведения индивида носят характер бессознательной ʼʼзащитыʼʼ от агрессивной реальности.

Защитные механизмы от страха :

-) Рационализация – превращение невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью;

-) Подмена страха другими симптомами;

-) ʼʼНаркотизацияʼʼ страха –

--) прямая (■ алкоголь) ;

--) переносная (■ бурная внешняя деятельность).

ʼʼВеликие неврозыʼʼ нашего времени :

-) невроз благосклонности – движение к людям (услужливая личность, ищущая любви и одобрения любой ценой) ;

-) невроизоляция – движение от людей (побег от общества) ;

-) невроз власти – движение против людей (агрессивная личность, жаждущая престижа и власти) ;

-) невроз послушности – конформизм автомата.

Различия в характере человека не биологически заданы, а есть продукт социального процесса (любовь и ненависть, вожделœе­ние власти и стремление подчиняться, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним). В личности нет ничего прирожденного, а всœе пси­хические проявления есть результат ее погруженности в различные социальные среды. Человек – раб ʼʼдихото­мии существования ʼʼ (ʼʼэкзистенциальной дихотомииʼʼ), он имеет много потенций, но не в состоянии их реализовать за короткую жизнь, он часть общества, но никогда не живёт в гармонии с ним. Человек обрёл свободу, но утратил социальную безопасность. Предпочитая безопасность свободе, человек выбирает соответствующие механизмы ʼʼбегства от свободыʼʼ :

-) садизм – стремление иметь неограниченную власть над другими;

-) мазохизм – подчинить себя другим;

-) деструктивизм – разрушить мир, чтобы он не разрушил меня;

-) автоматический конформизм – быть в таком согласии с социальными нормами, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отрицает всœе оригинальное.

Фашизм представляет собой психологическую готовность людей отказаться от свободы с целью обеспечить свою безопас­ность, спастись от постылой свободы путем автоматического подчинœения лидеру или принятым нормам.

Экзистенциальные дихотомии Эриха Фромма - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экзистенциальные дихотомии Эриха Фромма" 2017, 2018.

Б. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИХОТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Самосознание, разум и воображение разрушили «гармонию», свойственную животному существованию. Их появление превратило человека в аномалию, в причуду Вселенной. Он часть природы, субъект ее физических законов, неспособный изменить их, и все же он выходит за пределы остальной природы. Он обособлен, будучи в то же время и частью; он бездомен и при этом прикован к дому, который он делит с другими творениями. Заброшенный в этот мир, в место и время, которых не выбирал, он оказывается выброшенным из мира опять же не по своей воле. Осознавая себя, он ясно понимает свою беспомощность и ограниченность своего существования.

Он предвидит свой собственный конец: смерть. Никогда он не бывает свободен от дихотомии своего существования: он не может избавиться от своего ума, даже если б и захотел; он не может избавиться от своего тела, пока жив, - и это тело заставляет его хотеть жить.

Разум, счастливый дар человека - и его проклятие; он заставляет его вечно трудиться над разрешением неразрешимой дихотомии. В этом отношении человеческое существование отлично от существования всех других организмов; оно полно постоянной и неустранимой неустойчивости. Человеческая жизнь не может «проживаться» по образцу, заданному родом: человек должен жить сам. Человек - единственное животное, которое может скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек - единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе.

Возникновение разума породило для человека дихотомию, принуждающую его вечно стремиться к новым решениям. Динамизм человеческой истории порожден наличием разума, побуждающего человека развиваться и тем самым творить собственный мир, в котором он может чувствовать себя в согласии с собой и со своими ближними. Каждая достигнутая им стадия оставляет его неудовлетворенным и озадаченным, и сама эта озадаченность вынуждает его к новым решениям. У человека нет врожденного «стремления к прогрессу»; противоречивость его существования - вот что заставляет человека продолжать путь, на который он вступил. Утратив рай, единство с природой, он стал вечным странником (Одиссей, Эдип, Авраам, Фауст); он вынужден идти вперед и вечно стараться сделать неизвестное известным, ответами заполняя пробелы в своем знании. Он должен давать себе отчет о самом себе и о смысле своего существования. Он вынужден преодолевать свой внутренний разлад, мучимый жаждой «абсолюта», другого вида гармонии, способной снять проклятие, отделившее человека от природы, от ближних, от самого себя.

Этот разлад в человеческой природе ведет к дихотомиям, которые я называю экзистенциальными, потому что они коренятся в самом существовании человека; это противоречия, которые человек не может устранить, но на которые он может реагировать различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

Основная экзистенциальная дихотомия - дихотомия жизни и смерти. Тот факт, что предстоит умереть, - неотменим для человека. Человек осознает этот факт, и само это осознание глубоко влияет на его жизнь. Но смерть остается абсолютной противоположностью жизни, чуждой и несовместимой с переживанием жизни. Все знание о смерти не отменит того, что смерть - не составная часть жизни, и нам ничего не остается, как принять сам факт смерти; сколько б мы ни беспокоились о нашей жизни, она закончится уничтожением. «Все, что человек имеет, он отдаст за свою жизнь», и «мудрый человек, - как говорит Спиноза, - думает не о смерти, а о жизни». Человек пытался отрицать эту дихотомию путем идеологий, например путем христианской концепции бессмертия, которая, приписывая душе бессмертие, отрицает трагический факт, что человеческая жизнь кончается смертью.

Смертность человека ведет к другой дихотомии: хотя каждое человеческое существо является носителем всех человеческих возможностей, короткая протяженность жизни человека не допускает полной их реализации даже при самых благоприятных обстоятельствах. Только если бы время жизни индивида было тождественно времени жизни человечества, он мог бы участвовать в человеческом развитии, происходящем в историческом процессе. Человеческая жизнь, начинаясь и заканчиваясь некоей случайной точкой в процессе эволюции рода, вступает в трагический конфликт с индивидуальным требованием реализации всех возможностей. Человек имеет, мягко говоря, смутное представление о противоречии между тем, что он мог бы реализовать, и тем, что он действительно реализует. И здесь идеологии опять же стремятся примирять или отрицать данное противоречие, внушая, что жизнь продолжается и после смерти или что данный исторический период и является окончательным и венчающим достижением человечества. А есть идеология, утверждающая, что смысл жизни нужно искать не в полнейшей ее реализации, а в социальном служении и социальных обязанностях; что развитие, свобода и счастье индивида подчинены или даже не идут в сравнение с благополучием государства, общности или как там еще можно символизировать вечную власть, трансцендентную индивиду.

Человек одинок и в то же время связан с другими. Он одинок в той мере, в какой он уникальное существо, не тождественное никому и осознающее себя отдельной особью. Он одинок, когда ему предстоит что-то оценить или принять какие-то решения самостоятельно, силой своего разума. И все же он не может перенести одиночества, обособленности от ближних. Его счастье зависит от чувства солидарности с ближними, с прошлыми и будущими поколениями.

От экзистенциальных дихотомий коренным образом отличаются многочисленные исторические противоречия индивидуальной и социальной жизни, не являющиеся необходимой частью человеческого существования, а созданные человеком и разрешимые или в тот же период, когда возникли, или в более поздний период человеческой истории. Современное противоречие между избытком технических средств материального обеспечения и невозможностью использовать их исключительно для мира и благополучия людей - разрешимо; это противоречие не необходимое, а обусловленное недостатком у человека мужества и мудрости. Институт рабства в Древней Греции может служить примером условно неразрешимого противоречия, разрешение которого оказалось достигнуто только в более поздний период истории, когда была создана материальная основа для равенства людей.

Различение экзистенциальных и исторических дихотомий имеет большое значение, так как их смешение ведет к далеко идущим последствиям. Те, кто был заинтересован в сохранении исторических противоречий, горячо доказывали, что это экзистенциальные и, значит, неотменимые дихотомии. Они пытались уверить человека, что «чему быть, того не миновать», и человек, мол, должен смириться со своей трагической судьбой. Но этой попытки смешать два данных типа противоречий было недостаточно, чтобы удержать человека от стремления разрешить их. Одно из характерных свойств человеческого ума в том, что, сталкиваясь с противоречием, он не может оставаться пассивным. Ум приходит в движение с целью разрешить противоречие. Всем своим прогрессом человек обязан этому факту. Чтобы помешать человеку действенно реагировать на осознанные им противоречия, нужно отрицать само наличие этих противоречий. Примирять и таким образом отрицать противоречия - это в индивидуальны жизни функция рационализаций, а в социальной жизни функция идеологий (социально заданных рационализаций). Однако если бы человеческий ум мог удовлетворяться только рациональными ответами, истиной, такие идеологии остались бы неэффективными. Но это еще одно из характерных свойств ума - признавать истиной идеи, разделяемые большинством членов данной культуры или постулируемые могущественными авторитетами. Если примирительные идеологии поддержаны единомыслием или авторитетом, человеческий ум поддается им, хотя сам человек и не обретает полного покоя.

Человек может реагировать на исторические противоречия, устраняя их своей собственной деятельностью, но он не может устранить экзистенциальные противоречия, притом, что он может реагировать на них по-разному. Он может умиротворять свой ум утешительными и примирительными идеологиями. Он может пытаться бежать от своего внутреннего беспокойства, погружаясь без остатка в удовольствия или дела. Он может пытаться отменить свою свободу и превратить себя в инструмент внешних сил, топя в них свое Я. Но он остается неудовлетворенным, тревожным и беспокойным. Есть только одно решение проблемы: посмотреть в лицо истине, осознать свое полное одиночество и предоставленность самому себе во Вселенной, безразличной к судьбе человека, признать, что вне человека нет силы, способной за него разрешить его проблемы. Человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни. Но смысл не означает успокоенности: более того, тяга к успокоенности препятствует поиску смысла. Неуспокоенность является тем самым условием, которое побуждает человека раскрывать свои силы. Если он посмотрит в лицо истине без паники, то поймет, что в жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно; и только постоянная включенность, активность и настойчивость могут уберечь нас от неудачи в единственной стоящей перед нами задаче - задаче полного развития наших сил в пределах, заданных законами нашего существования. Человек никогда не перестанет озадачиваться, хотеть знать и ставить новые вопросы. Только если он осознает человеческую ситуацию, дихотомии, присущие его существованию, и свою способность раскрыть свои силы, он будет в состоянии успешно решить эту свою задачу: быть самим собой и для себя, и достичь счастья путем полной реализации дара, составляющего его особенность, - дара разума, любви и плодотворного труда.

Рассмотрев экзистенциальные дихотомии, свойственные человеческому существованию, мы можем вернуться к сделанному в начале этой главы заявлению, что рассмотрение человеческой ситуации должно предшествовать рассмотрению личности. Смысл этого заявления может быть прояснен, если сказать, что психология должна основываться на антропологическо-философской концепции человеческого существования.

Самой поразительной особенностью человеческого поведения является демонстрируемая человеком огромная глубина страстей и влечений. Фрейд глубже кого бы то ни было осознавал этот факт и пытался объяснить его в терминах механистически-натуралистского мышления своего времени. Он полагал, что и те страсти, в которых отсутствует явное выражение инстинкта самосохранения и сексуального инстинкта (или в позднейшей его формулировке - инстинкта Эроса и инстинкта Смерти), являются, тем не менее, всего лишь более скрытыми и усложненными проявлениями именно этих инстинктивно-биологических влечений. Но, будучи блестящими, эти доводы недостаточно убедительны, чтобы опровергнуть тот факт, что большую часть человеческих страстных влечений невозможно объяснить силой инстинктов. Даже при полном удовлетворении голода, жажды и сексуальных влечений «он», человек, не удовлетворен. В противоположность животному, у человека самые непреодолимые проблемы этим не разрешаются, а с этого только начинаются. Он стремится к власти, или к любви, или к разрушению, он рискует своей жизнью ради религиозных, политических или гуманистических идеалов, и эти стремления как раз и составляют то, что определяет и характеризует особенность человеческой жизни. И правда, «не хлебом единым жив человек». Эта истина, кроме фрейдовского механистически-натуралистского объяснения, имеет и другое толкование: что человеку врождены религиозные потребности, которые невозможно объяснить из его естественного существования, а нужно объяснить чем-то трансцендентным, ибо они имеют сверхъестественное происхождение. Однако в таком допущении нет нужды, поскольку данный феномен вполне объясним, если полностью понять человеческую ситуацию.

Дисгармония человеческого существования порождает потребности, выходящие далеко за пределы животных потребностей человека. Эти потребности выражаются в настойчивом стремлении восстановить единство и равновесие между человеком и остальной природой. Человек делает попытку восстановить это единство и равновесие прежде всего мысленно, конструируя всеобъемлющую ментальную картину мира, служащую системой координат, из которой он может извлечь ответ на вопрос, где его место и что ему делать. Но такой мысленной системы недостаточно. Если бы человек был только лишенным телесности интеллектом, его цель достигалась бы созданием исчерпывающей мысленной системы. Но поскольку он существо, наделенное не только умом, но и телом, ему приходится реагировать на дихотомию своего существования не только мыслью, но и жизнью, чувствами и действиями. Ему приходится стремиться к переживанию единства и общности во всех сферах бытия, чтобы найти новое равновесие. Поэтому всякая удовлетворительная система ориентации подразумевает, что во всех сферах человеческих усилий действия слагаются не только из интеллектуальных элементов, но и из элементов чувств и ощущений. Ревностное служение цели или идее, или трансцендентной человеку силе, такой, как Бог, является выражение этой потребности в полноте бытия.

Ответы на человеческую потребность в ориентации и поклонении значительно разнятся по содержанию и форме. Существуют примитивные системы, такие, как анимизм и тотемизм, в которых ответы на человеческие поиски смысла представлены предметами природы или предками. Существуют нетеистические системы, подобные буддизму, которые обычно называют религиозными, хотя в своей первоначальной форме они не имели понятия Бога. Существуют философские системы, подобные стоицизму, и монотеистические религиозные системы, которые дают ответ на человеческие поиски смысла при помощи понятия Бога. При рассмотрении этих различных систем мы сталкиваемся с терминологическими проблемами. Можно было бы назвать все эти системы религиозными, если бы не тот факт, что по историческим причинам слово «религиозная» отождествляется с теистической системой, системой, ставящей в центр Бога, и мы попросту не имеем в нашем языке слова, общего и для теистических и для нетеистических систем, т. е. для всех систем мысли, пытающихся дать ответ на человеческие поиски смысла и на стремление человека придать смысл своему существованию. За отсутствием лучшего слова я поэтому называю такие системы «системами ориентации и поклонения».

Однако я хочу особо подчеркнуть, что существует много других влечений, считающихся вполне светскими, но, тем не менее, берущих начало в той же потребности, из которой возникают религиозные и философские системы. Давайте посмотрим, что мы наблюдаем в наше время. Мы видим в нашей культуре миллионы людей, поклоняющихся успеху и престижу. Мы уже видели и все еще видим в других культурах фанатичную преданность диктаторским системам захватничества и господства. Мы изумляемся силе таких страстей, которые зачастую даже сильнее стремления к самосохранению. Нас легко вводит в обман светское содержание их целей, и мы объясняем их как следствия сексуальных или других квази-биологических влечений. Но разве не ясно, что сила и фанатизм, с какими люди добиваются этих светских целей, это те же сила и фанатизм, какие мы обнаруживаем в религиях; что все эти светские системы ориентации и поклонения отличаются содержанием, но не основной потребностью, на которую они пытаются предложить ответы? В нашей культуре картина особенно обманчива, потому что большинство людей «верят» в монотеизм, а на деле привержены системам, по существу, более близким тотемизму и идолопоклонству, чем любая из форм христианства.

Но мы должны сделать вперед еще один шаг. Понимание «религиозной» природы этих смоделированных культурой светских влечений дает ключ к пониманию неврозов и иррациональных влечений. Мы должны признать последние ответами - индивидуальными ответами - на человеческие поиски ориентации и поклонения. Человек, «зацикленный на своей семье», неспособный действовать независимо, фактически поклоняется примитивному культу предков, и единственное отличие между ним и миллионами людей, поклоняющихся предкам, состоит в том, что его система - частная, а не культурно смоделированная. Фрейд признавал связь между религией и неврозом и считал религию формой невроза, а мы приходим к заключению, что невроз следует считать частной формой религии, формой, отличающейся, главным образом, своими индивидуальными, не-моделированными характеристиками. Заключение, к которому мы пришли относительно общей проблемы человеческой мотивации, состоит в том, что, хотя потребность в системе ориентации и поклонения присуща всем людям, частное содержание систем, удовлетворяющих эту потребность, различно. Эти различия являются различиями в ценности; зрелая, плодотворная, разумная личность выберет систему, позволяющую ей быть зрелой, плодотворной и разумной. Личность, чье развитие было блокировано, вынуждена обратиться к примитивным и иррациональным системам, которые в свою очередь продлевают и усиливают ее зависимость и иррациональность. Такая личность остается на том уровне, который человечество в лице его лучших представителей уже миновало тысячи лет назад.

Поскольку потребность в системе ориентации и поклонения - это одна из основных составляющих человеческого существования, мы может понять силу этой потребности. Да, в человеке нет другого такого могущественного источника энергии. Человек не волен выбирать - иметь или не иметь «идеалы», но он волен выбирать между различными видами идеалов, между поклонением идолу власти и разрушения и поклонением разуму и любви. Все люди - «идеалисты» и стремятся к чему-то еще кроме физического удовлетворения. Они различаются видами идеалов, в которые верят. На самые лучшие, но также и на самые сатанинские проявления ума человека вдохновляет не плоть, а его «идеализм», его дух. Поэтому релятивистская точка зрения, что само по себе ценно иметь какой-то идеал или какое-то религиозное чувство, - опасна и ошибочна. Мы должны понять, что всякие идеалы, включая и идеалы светских идеологий, служат выражениями одной и той же человеческой потребности, и мы должны оценивать их по их отношению к истине, по степени их способствования раскрытию человеческих сил и по уровню реальности их ответов на потребность человека в равновесии и гармонии с миром. Итак, повторим, что понимание человеческой мотивации должно проистекать из понимания человеческой ситуации.

2. ЛИЧНОСТЬ

Люди похожи, ибо всем нам досталась одна человеческая ситуация с ее экзистенциальными дихотомиями; люди уникальны, ибо каждый по-своему разрешает свою человеческую проблему. Само бесконечное разнообразие личностей характерно для человеческого существования.

Под личностью я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Различие между врожденными и приобретенными свойствами, в целом, синонимично различию между темпераментом, талантами и всеми конституционно заданными психическими свойствами, с одной стороны, и характером - с другой. В то время как различия в темпераменте не имеют этического значения, различия в характере образуют реальную проблему этики; они свидетельствуют об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Чтобы избежать путаницы, распространенной при употреблении терминов «темперамент» и «характер», мы начнем с краткого рассмотрения темперамента.

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихото-мичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

17. Дайте определения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент». Перечислите типы конфликтных ситуаций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта;

Инцидент – это стечение обстоятельств (искры), которые являются поводом для конфликта;

Типы конфликтных ситуаций

Характер конфликтной ситуации Проявления
Недобросовестное исполнение обязанностей Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе
Неудовлетворительный стиль управления Ошибки в подборе и расстановке кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение этики общения
Неадекватное представление о конкретных ситуациях Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологические особенности личности Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений Нарушение этики общения
Низкая профессиональная подготовка Брак в работе Неспособность принять адекватное решение

Основные этапы конфликта

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

18. Что такое конфликтогены? В чем суть закона эскалации конфликтогенов (первая формула конфликтов)? Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

где КФГ1 - первый конфликтоген; КФГ2 - второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 - третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ(, КФГ3> КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликто-генов).

Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить, что по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В табл. 3.1 дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

КС + И = КФ

Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

Типы конфликтогенов

Характер конфликтогена Форма проявления
Прямое негативное отношение Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм
Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание
Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения
Нечестность и неискренность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека
Нарушения этики Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека
Регрессивное поведение Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:

КС, + КС2 + ... + КСп = КФ, при этом п > 2

Словами эту формулу можно выразить так:

Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

Различия в характере человека не биологически заданы, а есть продукт социального процесса (любовь и ненависть, вожделе­ние власти и стремление подчиняться, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним). В личности нет ничего прирожденного, а все пси­хические проявления есть результат ее погруженности в различные социальные среды. Человек – раб «дихото­мии существования » («экзистенциальной дихотомии»), он имеет много потенций, но не в состоянии их реализовать за короткую жизнь, он часть общества, но никогда не живёт в гармонии с ним. Человек обрёл свободу, но утратил социальную безопасность. Предпочитая безопасность свободе, человек выбирает соответствующие механизмы «бегства от свободы» :

-) садизм – стремление иметь неограниченную власть над другими;

-) мазохизм – подчинить себя другим;

-) деструктивизм – разрушить мир, чтобы он не разрушил меня;

-) автоматический конформизм – быть в таком согласии с социальными нормами, которое отрицает все оригинальное.

Фашизм представляет собой психологическую готовность людей отказаться от свободы с целью обеспечить свою безопас­ность, спастись от постылой свободы путем автоматического подчинения лидеру или принятым нормам.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспективный курс философии

Высшего профессионального образования.. Гуманитарно социальный институт.. М Ю Чернавский..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Люберцы 2011
Чернавский М.Ю. Конспективный курс философии/ Гуманитарно-социальный институт. Люберцы, 2011. - 264 с. Рецензенты:

Трактовки философии
-) слово «философия» впервые употребил Пифагор, понимая под ним, что человеку может быть доступна лишь «любовь к мудрости», но не сама мудрость, которая сосредоточена у Бога; -) «с

Особенности философии как формы познания
-) является результатом критического интеллектуально-творческого осмысления познавательных, ценностных, эстетических принципов понимания и отношения к реальности в спектре личностных установок опре

Философия и другие виды познавательной деятельности
Дофилософской формой восприятия человеком окружающего мира и трактовок его сущности являлось мифологическое объяснение устройства мироздания. Миф – практическая, нравстве

Области философского знания
-) Онтология – раздел философии, в рамках которого делается попытка ответить на вопрос о принципах и началах бытия, о его сущности, свойствах и категориях. -)

Основные проблемы античной философии
Античная философия представляет собой комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с VII в. до н.э. по VI в. н.э. Античная философия хара

Теология и теоцентризм
Теоцентризм – Бог в центре мироздания, философия исходит из веры в Бога и в божественное откровение, а философская рефлексия о предельных основаниях бытия подчинена теологии.

Патристика и схоластика
Патристика– (лат. – pater – отец) – II‑VIII вв. – философия раннехристианских авторов – Отцов церкви (Ориген, Киприан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Иероним, Ам

Проблема универсалий
-) Реализм – подлинной реальностью, субстанциальным бытием обладают не единоличные вещи, а только общие понятия (универсалии), существующие вне сознания и материального мира

Христианская философия Аврелия Августина
Попытка соединить христианские принципы с установками платонизма. Бог – есть высшее бытие, в нём содержатся вечные и неизменные идеи, обусловливающие порядок в мире. Мир сотворён Бо

Философия эпохи Возрождения
Возрождение (Ренессанс) – термин, обозначающий переходную эпоху от средневековья к Новому времени XIV‑XVI вв. Модель усвоения античных идей в средневековой философии ограничивалась рел

Философия Нового времени
Философия Нового времени характеризуется тесной взаимосвязью между метафизикой и естествознанием. Складывающаяся философская картина мира была одновременно и естественнонаучной, а философия,

Трансцендентальная философия Иммануила Канта
«Коперниканский переворот» в философии – отказ от принятого мнения, что наши знания истинны, если они соответствуют вещам и принятие допущения, что наши знания истинны, если вещи соответству

Идеалистическое посткантианство
Критика философии Канта с идеалистических позиций: -) «вещь в себе» нельзя мыслить вне сознания, иначе она стала бы не-вещью, вздором, небылицей. В познании есть форма, относительн

Субъективный идеализм Иоганна Готлиба Фихте
«Вещь в себе» понимается как природа, что является аберрацией нерефлективного мышления, которое, ничего не зная о деятельности «продуктивного воображения», принимает его продукты за нечто, с

Философия тождества Фридриха Йозефа Шеллинга
Натурфилософия. Природа есть становление духовного начала («интеллигенции»), которое имеет бессознательную природу и осознаёт себя в человеке. Через природу проходит динамическое единство и

Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Основания философии: -) Реальность есть бесконечный дух. -) Жизнь духа (процесс развития философского познания) есть диалектика. -) Диалектика «спекулятивна» (пов

Философия иррационализма Артура Шопенгауэра
В основе всего сущего лежит деятельность бессознательной воли, она неудовлетворенная, мятущаяся, раздираемая разными силами. Воля объективирует себя на различных ступенях – от элементарных с

Волюнтаризм Фридриха Ницше
Отвержение всей рационалистической философской традиции XVII-XVIII веков с её аналитической тенденцией и абстрактной систематикой вызвало ориентацию на досократовскую философию с отстаиванием идеи

Философия бессознательного Эдуарда фон Гартмана
На базе волюнтаризма Шопенгауэра и философии тождества Шеллинга, пытался с помощью спекулятивно-индуктивного метода вывести то, что лежит по ту сторону сознания (является трансцендент

Неоспинозизм и философия всеединства В.С. Соловьева
Мировая душа лежит в основе всего сущего – это есть первообраз идеи, в соответствии с которой был сотворён мир, это созидательное творческое начало. I. София (первообраз мног

Мистическая философия свободы Н.А. Бердяева
Персоналистические идеи – апофеоз человека и его духа как центра бытия и всех миров – философия призвана познать бытие из человека и через человека. Два мира в человеке:

Философия жизни
Философия жизни – философское направление преимущественно в немецкой и отчасти во французской философии последней трети XIX – начала ХХ века, рассматривающее жизнь как первичную реальность,

Марксизм
Социальные явления есть факты, что позволяет строить обществоведение по образцу естественных наук. Это позволит дать причинно-следственное объяснение социальных фактов. Принципы материа

Марбургская школа
Попытка войти в учение Канта без «вещи в себе» на базе абсолютного идеализма с использованием философских положений Гегеля. Бытие – не ощущаемое, а категориально мыслимое, нет

Баденская школа
Предмет познания ищется не в каком-то бытии вне сознания, и не в имманентных сознанию созерцательных актах, а в «долженствовании», имеющем трансцендентную природу в духе философии Фихте

Разновидности неогегельянства
-) Британо-американская традиция абсолютного идеализма (Ф.Г. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Мак‑Таггарт) – сделала выбор в пользу гегелевской системы, пожертвовав при

Философская антропология
Философская антропология – течение в западной философии первой половины ХХ века, имевшее цель воссоздания целостного понятия о человеке путём использования и истолкования дан

Персонализм
Персонализм – концепция человека в современной христианской философии, полагающая личность, её духовные ценности и неповторимость в качестве высшего смысла человеческой цивилизации. Мир

Проблема сущности и существования
В гносеологии необходимо «преодоление» научного, понятийного способа рассмотрения действительности и создания нового метода познания: ■ «существование предшест­вует сущности»:

Антропология экзистенциализма
Стремление онтологизировать учение о человеке (т.н. экзистенциальная онтология) в качестве задачи раскрытия «смысла бытия» в отличие от исследования законов предметного мира, «мира сущего».

Пограничная ситуация
Уловить (но не понять) экзистенцию можно в пограничной ситуации как освобождения из-под власти предметного мира, переживание подлинного существования. Человек отрешается от господствующих це

Психоанализ Зигмунда Фрейда
Структура личности: -) «Сверх-Я» (Super‑ego) – носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции; -) «Я» (Ego) – осуществляет контроль личности,

Коллективное бессознательное Карла Густава Юнга
Либидо понималось как жизненная энергия вообще. Сексуальность есть лишь одно из многих влечений в психике. Человек не есть только продукт детских переживаний (Фрейд), но он определяется еще

Социальный психоанализ Альфреда Адлера
«Индивидуальная психология» построена на подчеркивании роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Критика пансексуализма Фрейда и отстаивание пр

Невротически-агрессивная реальность Карен Хорни
На фоне экономического кризиса и фашизма психологам не до объяснения невротических расстройств от сексуальных пертурбаций в детстве. Определяющим в поведении человека является потребность в безо

Структурный психоанализ Жака Лакана
На базе логической конструкции -) реальное («Сверх‑Я») – совокупность биологических и психических потребностей и инстинктов; -) воображаемое («Я») – порядок т

Философская герменевтика Фридриха Шлейермахера
Герменевтика есть искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», где предметом анализа становится не столько содержание, сколько аспект выявления смысла как способа воплощения индивидуально

Философия понимания Ханса Георга Гадамера
Философия понимания есть универсальный способ бытия человека в мире. Существование человека неразрывно связано с его «опытом мира», который формируется с помощью языка, через который человек

Феноменология
Феноменология – метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования. Феноменология рассматривает внеопытные и внеисторические структуры сознания

Характеристики структурализма
Интерес представляет не субъект, его духовная жизнь, состояния его сознания и его ориентированность на свободу и творчество, но безличные структуры, бессознательные и всеопределяющие (■

Структурная лингвистика Фердинанда де Соссюра
-) определение структуры языка в отвлечении от процессов его развития (■ «синхрония важнее диахронии») ; -) отделить язык от географических, социальных, исторических обстоятельств ег

Черты постструктурализма
-) Убеждение в алогичной сущности мира вызывает критику логоцентрического сознания, стремящегося во всём найти порядок и смысл, отыскать первопричину, а точнее, навязать их всему, на что нап

Репрессивное знание Мишеля Фуко
Применил структуралистский метод по отношению к истории культуры и мышления и выявил способ, которым люди выражают свой страх перед неразумным – они прячут разум неразумных за решётки, что о

Диктатура симулякров Жана Бодрийяра
Теория исторического развития способов обозначения, в рамках которой знак: -) отражает реальность – отображение некоей глубинной сущности (порядок причастия, таинства) ;

Философия постмодернизма
Постмодернизм – явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров

Черты философии постмодернизма
-) антирационализм – мир сопротивляется нашим усилиям его переделать; -) антисистематичность – мир не укладывается в теоретические схемы и не поддаётся систематизации, так к

Трактовки бытия в истории философии
-) Представление о единстве мысли и бытия, а также о тождестве не-мысли и небытия. Бытие – умопостигаемо, так как любая мысль – это есть мысль о бытии, мысль бытийственна (невозможно думать ни о че

Три направления в философии
Относительно решения вопроса о том, сколько субстанций лежит в основе бытия, существуют направления: -) Монизм – (от греч. – один, единственный) – способ рассмо

Трактовки материи в философии
-) чувственно-наглядное представление, «гилозоизм» («живоматериализм»), тождественное «стихиям», «первоначало всего» (античная натурфилософия – вода (Фалес), воздух (Анаксимен)

Разновидности материализма
-) Французский механистический материализм XVIII века Материя – единственная реальность, которой свойственно вечное пространственно-временное существование, непреры

Трактовки понятия идея
-) умозрительно-телесная форма, высшее выражение самого бытия: --) онтологическая интерпретация мысли: ■ «одно и то же мыслить и то, о чем мысль, ведь не найти тебе мысль без бытия

Мари Франсуа Пьера Мен де Бирана
Генезис самосознания предусматривает, что «Я» не может быть выведено из пассивных ощущений. Мыслящее индивидуальное «Я» является активным субъектом, определяющим возникновение восприятий. Активност

Модели развития
-) Градуалистская модель – придерживается представления о всеобщей постепенной эволюции природы, в основе которой лежит процесс механического перераспределения частиц матери

Трактовки диалектики
-) диалог (диалектический метод) – движение к истинному знанию путем беседы через нахождение и опровержение мнимого знания путём выяснения понятий (Сократ) ; -) метод познани

Законы диалектики
-) Закон единства и борьбы противоположностей – (закон диалектического противоречия) – определяет источник, сущность развития. В любом предмете существуют противопо

Трактовки категориального аппарата философии
-) Четыре категории – идентичность, отличие, постоянство, изменчивость (Платон). -) Десять категорий (единичного и общего) – субстанция, количество, качество, отношение, место, врем

Бытие и небытие
Бытие – философская категория, обозначающая наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании. Небытие – категория о

Причина и следствие
Философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием порождает другое явление (

И целое
Часть и целое – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Часть

Пространство и время
Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расс

Субстанциональная и реляционная концепции
Субстанциональная концепция – пространство и время – формы бытия, которые полностью автономны от вещей и явлений, которые в них «помещены», в них существуют и актуализируются: -) и

Гносеология и эпистемология
Теория познания (гносеология – от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение) – раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познават

Трактовки сознания в философии
-) Античность – отсутствует строгое расчленение идеального и материального, сознание есть пассивное воспроизведение космоса, разум – космичен: --) Логос – это и ог

Семантический треугольник
-) Имя (выражение языка). -) Предмет, обозначаемый именем (денотат, десигнат). -) Смысл имени (денотат оказывается содержанием гносеологического образа, соотносимого с предметом).

Понятия рациональной ступени познания
---) Анализ – способ мысленного расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними. ---) Синтез (противоположен анализу)

Разновидности агностицизма
-) Скептицизм – исходил из учения софистов (V- IV вв. до н.э.) с их утверждением о том, что человек есть мера всех вещей (Протагор, Горгий). Исповедовался принцип

Эмпирическая концепция теории познания
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, а всякое знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Тем сам

Эмпирическая теория познания Джона Локка
Единственным источником знаний является опыт: -) Внешний опыт основан на ощущениях, даёт первичные качества (величина, фигура, движение, количество). -) Внутренн

Сенсуалистский идеализм Джорджа Беркли
Вещи есть «сумма идей» (■ цвет + вкус + запах + форма). Вещи существуют как предмет восприятия, т.е. это устойчивые постоянные комбинации ощущений. Но нет восприятия материи как

Рационалистический анализ Рене Декарта
Истины математического знания достоверны, они обладают всеобщностью и необходимостью, так как вытекают из природы самого интеллекта. Механизмом получения истинного знания является дедукция к

Монистический пантеизм Бенедикта Спинозы
Основание философии – пантеизм как тождество Бога и природы, которая есть единая и единственная, вечная и бесконечная субстанция, исключающая существование какого-либо другого начала, то ест

Панлогизм монадологии Готфрида Вильгельма Лейбница
Все вещи обладают способностью непрерывно действовать и отличаться друг от друга благодаря собственной внутренней силе, являющейся их субстанцией – монадой как «единицей» бытия, «кирпичиком

Интуитивизм А. Бергсона
Интуиция есть способ реализации «жизненной силы», проявляемый в бессознательном начале творчества, это разум в возвратном движении к инстинкту, она действует изнутри жизни, это «видение духа

Докритический период
Первостепенное внимание уделялось естественнонаучной проблематике, идея создать историю неба, земли и человека, т.е. естественную историю. -) До Канта считалось, что --) ве

Критический период
«Критика чистого разума» (1781) «Критика практического разума» (1788) «Критика способности суждения» (

Теории истины
-) Классическая(корреспондентская) концепция – истина есть соответствие знания: I. объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф. Бэкон,

Абсолютная и относительная истины
Абсолютная и относительная ис­тины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективн

Критерии научности
-) Объективность – научное знание должно быть свободно от личностных предпочтений и точно отображать реальность таковой, какова она существует вне и независимо от познающего субъекта.

Принципы научного познания
Принцип –(основание) – то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний и относится к сферам человеческой деятельности (закон же – принцип применительно к

Общенаучные методы исследования
Метод – форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующ

Эволюция научной картины мира
Научная картина мира – обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обуславливающее стиль и способ научного мышления. -) Классическая (меха

Позитивизм
Черты позитивизма: -) известно лишь то, что сообщают науки с помощью естественно-научного метода (каузальные законы, господству­ющие над фактами) ; -) вера в неизменность

Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
-) Эмпириокритицизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса Познание – это увязывание между собой ощущений и представлений, которое не достигает никакой «реальности», кроме са

Неопозитивизм
-) Черты неопозитивизма --) главное не суммирование или систематизация специально-научного знания (позитивизм), а разработка методов анализа знания; -

Бертрана Рассела, Рудольфа Карнапа, Морица Шлика
--) Необходимость реформирования языка в соответствии с законами логики, которая трактуется как единая структура действительности; --) обыденный язык есть источник заблуждений и философск

Постпозитивизм
Главный предмет изучения – не история науки, но механизмы развития знания (как появляется новая теория и добивается признания). В центре внимания – история развития и смены научных идей и теорий. Н

Концепция личностного знания Майкла Полани
Критика неопозитивистской модели научного познания и идеи деперсонализированного научного знания. Знание обладает чертами наблюдаемого по содержанию и конвенционального по форме. Научное з

Эволюционная эпистемология
-) Эволюционная эпистемология Герхарда Фоллмера Гипотетический реализм как комплекс недоказуемых, но очевидных постулатов есть главная философская предпосылка эволю

Новый рационализм Гастона Башляра
Призыв перестроить знание в соответствии со спецификой современного мышления и с учётом «нового духа науки», который определяют теория относительности и квантовая механика. -) Концепция

Джеральда Холтона
Господствующий анализ эмпирических и аналитических (логико-математических) приводит к стандартному анализу науки на базе --) неопозитивистской гипотетико-дедуктивной модели, которая

Специфика социальной философии
Социальная философия – раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Социальная философия анализирует проблемы см

Проблема субстанции социального
I. Природа – натуралистические модели общества – концепции, в которых бытие общества выводится из природных закономерностей, а законы природы являются определяющими в жизни

Экономическая сфера
Материальное производство – единство двух сторон: отношений людей к природе и отношений людей друг к другу, то есть, в процессе производства происходит воспроизводство не только вещей, но и

Социальная сфера
Социальная структура – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. То есть, это анализ всех значимых различий меж

Структура политики
-) Субъекты политики – конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих интересов

Социальное познание
Социальное познание – особая форма познания, предметом которого является общество. -) Монистический характер социального познания – из сфер жизни общества выделяется какая-ли

Моральные ценности в обществе
Ценность – вещи и явления, имеющие для человека и общества определенную значимость, личностный или общественный смысл, существенное значение. Ценности удовлетворяют опре

Разновидности этических концепций
-) Этический рационализм Платона Исходя из принципа, что «добродетель есть знание», делался вывод, что добрый человек – это человек знающий. Соответственно, нельзя поступа

Трактовки мифа
-) детское восприятие реальности, предполагающее процесс переноса на предметы окружающего мира своих собственных свойств при богатстве воображения и отсутствии рациональности (Дж. Вико) ;

Трактовки сущности идеологии
-) Марксизм --) идеология – ложная форма отражения действительности, содержащая в себе материально-экономические интересы различных социальных групп и классов (К

Идеология как матрица социально значимых смыслов
Формы и содержание идеологии как матрицы социальных смыслов обозначаются: -) через понятие «габитус» как общепринятой установки в восприятии социальной действительности, как навязываемый

Идеология и наука
-) идеология – ложная форма отражения действительности, которая должна быть заменена социальной наукой – марксизмом (К. Маркс, Ф. Энгельс) ; -) «научная идеология» (марксизм) способ

Дискуссия о перспективах развития идеологий
-) Концепции «конца идеологий» Идеология – система ложных социальных идей, которые искажают, мистифицируют действительность и используются той или иной общес

Структура идеологий
Процесс осмысления социальных процессов и явлений протекает в концептуально строгом режиме, заимствуя соответствующий категориальный и понятийный аппарат, компоненты которого можно классифицировать

Разновидности идеологий
-) Либерализм – (лат. liberalis – свободный) (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.‑Л. Монтескье, А. Смит, И. Бентам) – исходит из принципа ограничения государственного

Циклическая модель
-) Языческая идея «вечного возвращения» Характерна для языческих мифологических систем, в которых развитие повторяло природные циклы – смену суток и в

Линейная модель
Регресс (лат. regressus – возвращение, движение назад) – переход от более высоких форм развития к низшим; деградация, понижение уровня организации, изменения к худшему.

Цивилизационная (локальность развития)
Цивилизация – тип организации общества, характеризуемый специфической общественно-производственной технологией и соответствующей ей культурой, определенной философией и обще

Стадиальная (линейность развития)
-) Трёхстадиальная (К.А. де Сен-Симон, О. Конт) – общество последовательно проходит три стадии: --) теологическая (примитивные мифологические и рел

Мир-системная (отрицание развития)
Мир‑системная концепция (А.Г. Франк, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Й. Галтунг, Р. Кокс, С. Амин, М. Рогальски) – выявляет большие экономические образования: -) акцент де

Марксизм
Социальное бытие определяет сознание – история направляется материальными условиями жизни людей, которые определяются экономическими структурами, а образ жизни человека зависит от его положе

Неомарксизм
Современный пролетариат как революционный класс перестал существовать, растворившись в массе. Революционной, системочуждой потенцией обладают лишь те, кто люмпенизирован западной цивилизацией и стр

Постмарксизм
-) Симулятивная реальность Жана Бодрийяра Критика общества потребления – усталость от переизбытка потребления и производства --) вещей-объектов вызывает к

Модели социального развития России
Историософия П.Я. Чаадаева Выступил против теории прогресса и истории как естественного развития человека, утверждая, что народ есть особа

Самобытность славянофильства и западнизм западничества
Черты славянофильства: (Аксаков К.С., Киреевский И.В., Хомяков А.С., Самарин Ю.Ф.) : -) идея своеобразного пути развития России; -) признание главенства

Русский консерватизм
(Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, А.А. Фишер, С.С. Уваров, К.Н. Леонтьев) Необходимость возведения «умственных плотин» для появления политической благонадежности. «Якорь спасения России

Историософия евразийства
(Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин, Н.Н. Алексеев) Выступали против европеизации, в которой видели подрыв национального единства России и

Значения понятия модернизация
-) Модернизация как переход к индустриальному обществу – (связывается с понятием modern (современный)) – указывает на определенный тип общества, общество модерна, пришедшее

Модели модернизации
-) Структурно-функциональная модель модернизации Т. Парсонса – ориентиром для модернизирующихся стран является схема AGIL: adaptation – адаптация, goal attainment – достижение

Концепция периферийного капитализма Р. Пребиша
Капиталистическая мировая экономика представляет собой единое мировое целое, разграниченное на: -) «центр» – включает в себя индустриально высокоразвитые державы и -) «

Признаки глобализации
-) развитие новых информационных технологий и формирование единого общемирового промышленно-финансового и информационно-культурного пространства; -) слияние национальных экономик в единую

Оценки процесса глобализации
-) Бравурно-оптимистические – обосновывают неизбежность и благотворность процесса глобализации планеты: -) «поздний капитализм» (Ф. Джеймсон),

Два доминирующих взгляда на глобализацию
(по О.Ю. Маслову) -) Глобализация – естественноисторический процесс --) «Глобализация является амбивалентным процессом, который необратим» (У. Бек

Теории глокализации
Глокализация (глокализм) (от лат. global – всемирный и local – местный) –– процесс сложного переплетения глобальных тенденций общественного развития и локальных, местных особенностей куль

Традиционное общество (премодерн)
Традиционное общество (премодерн, домодерн) (доминация – с сер. I тыс. до н.э. – XV век) – отличается доминированием в социуме религиозной составляющей, человек с

Индустриальное общество (модерн)
Индустриальное общество (общество модерна, современное общество) (XVI – пер. пол. ХХ веков) – сложилось под влиянием эпохи Возрождения и движения Реформации. Индустриаль

Постиндустриальное общество (постмодерн)
Постиндустриальное общество (постмодерн, информационное общество) (со второй половины ХХ века) – характеризуется преобладанием сферы услуг над производственной сф

Сценарии развития
-) Идеалисты (Ф. Витториа, Г. Гроций, И. Кант, Т. Мюррей, Д. Перкинс, В. Дин, У. Липпман, Т. Кук и др.) – убеждены в возможности покончить с войнами и вооруженными конфл

Диалектика Абсолютной идеи Г.В.Ф. Гегеля
24. Философия иррационализма А. Шопенгауэра. Понятие воли. 25. Волюнтаризм Ф. Ницше. «Воля к власти». 26. Философия бессознательного Э. фон Гартмана. 27. Неоспинозизм и в

Идеализм
Трактовки понятия идея ……………………………………………….. 84 Объективный идеализм …………………………………………………. 85 -) Реальность Абсолюта Ф.Г. Брэдли ………………………..………. 86 -)

Познавательные способности человека
Операции познания ……………………………………………………. 117 Ступени познания -) Чувственное познание ……………………………………………. 118 -) Рациональное познание ………………………

Основные направления в философии науки
Позитивизм ………………………………………………………….. 145 -) «Позитивная» философия О. Конта …………………….……. 146 Второй позитивизм (эмпириокритицизм) -) Эмпириокритици

Социальная мифология и идеология
Социальная мифология …………………………………………………. 177 Трактовки мифа ………………………………………………………… 177 Трактовки сущности идеологии ………………………………………. 178 Идеоло

Модели социальной динамики
Циклическая модель -) Языческая идея «вечного возвращения» ……………………..…. 188 -) Циклизм локальных цивилизаций Н. Данилевского, О. Шпенглера

Концепции общественного развития
Цивилизационная (локальность развития) -) Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского …………………………………………………. 191 -) Цивилизацио