Электронные сигареты могут подорожать в два раза. Акциз на жидкости для электронных сигарет

Акцизы на жидкости для электронных сигарет и кальянный табак в 2017 году November 3rd, 2016

02.11.2016, пока что только в первом чтении, принят законопроект № 11078-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» http://www.duma.gov.ru/news/273/1771941/ .

Сам текст доступен по вот этой ссылке http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/B036048FCD10221B432580530026A92F/$File/11078-7.PDF?OpenElement

Что в нем важного для кальянов и электронных сигарет.

1. Предлагается повысить акцизы на табак. В 2016 году он составлял 2000 рублей с 1 кг, а в 2017 предлагают увеличить его в 2,4 раза - до 4800 рублей за 1 кг. То есть одна стандартная 50 граммовая пачка табака подорожает на 140 рублей, что совсем не мало.

UPDATE от 16.11.2016
Во втором чтении, ставка акциза на кальянный табак снижена до 2520 рублей за 1 кг на 2017г.

На мой взгляд это наитупейшее решение, потому что оборот безакцизного кальянного табака в России превышает легальные продажи. Если бы весь этот безакциз легализовали, то не было бы нужды так сильно повышать акцизы. Самое интересное, что кальянные, с их космической наценкой на кальяны, совершенно спокойно могут работать на акцизном табаке, но поскольку за безакциз у нас еще ни разу никого не посадили и почти не штрафовали, все спокойно работают на нем. Есть гигантский перекос по рентабельности между кальянными и продажей в магазинах. Магазины, которые работают легально не имеют рынка сбыта в виде кальянных, т.к. там берут только безакциз. В итоге от таких потрясающих законов страдают самые честные.

2. Вводится новое понятие - электронные системы доставки никотина (это такие олдскульные е-сиги с жидкостью). Цитириую: «для целей настоящей главы электронными системами доставки никотина признаются изделия, состоящие из корпуса, в котором установлены пластиковая заглушка, имитирующая пепел сигареты, датчик давления со светодиодом, аккумуляторная батарея и атомайзер, содержащий синтепон, пропитанный специальной жидкостью, в состав которой входят пропиленгликоль и (или) глицерин, жидкий никотин, или атомайзер, содержащий резервуар для специальной жидкости, в состав которой входят пропиленгликоль и (или) глицерин, жидкий никотин, а также фитиль и спираль.»

UPDATE от 16.11.2016
Во-втором чтении определение было значительно модифицировано:

"Электронные системы доставки никотина . В целях настоящей главы электронными системами доставки никотина признаются одноразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем". Ключевое слово одноразовые.

3. Еще одно новое понятие - никотинсодержащие жидкости . Опять цитирую: «для целей настоящей главы никотинсодержащей жидкостью признается любая жидкость, основой которой является пропиленгликоль (до 99,9 процента) или глицерин (до 99,9 процента), или их смесь в любом процентном соотношении с общим их содержанием до 99,9 процента, с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл.»

В общем, все никотиновые жидкости, а также основы для самозамесов подпадают под это определение, и, соответственно, под акцизы, которые составят 10 рублей за 1 мл. То есть к цене среднестатистического бутылька в 30-50 мл добавится 300-500 рублей соответственно. Это очень-очень много. Абсолютно неадекватно много. Как считали, я не знаю, наверное, просто все дыры в бюджете решили закрыть за счет вейперов.

UPDATE от 16.11.2016
Во втором чтении понятие претерпело изменение и стало звучать как "жидкости для электронных систем доставки никотина". Цитирую: "В целях настоящей главы жидкостью для электронных систем доставки никотина признается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина " (ЭСДН). Внимание! Этой припиской законодатели фактически отменили акцизы на жидкости для электронных сигарет, не успев их принять. ЭСДН - это только одноразовые устройства. Обычные жижки, которые используют на обычных многоразовых модах в данном случае пролетели, т.к. они не предназначеных для этих ЭСДН. Не знаю, осознанное это было решение со стороны законодателей или просто кто-то пролоббировал эту на первый взгляд малозначимую поправку, так или иначе, обычные жидкости для вейпинга не попали под акциз.

4. Еще одно понятие - табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания. Это весь кальянный табак. Акциз на него, впрочем, такой же, как и на обычный табак, пока не понятно для чего это понятие. Может быть для использования его каких-то нововведениях закона о запрете курения.

Итак, после всех поправок, закон оказался не таким уж страшным. Акцизы на кальянный табак выросли на 25% (пачка 50г подорожает примерно на 25 рублей). Акциз на жидкости для электронных сигарет как бы ввели, но фактически нет. Под закон попали только жидкости для одноразовых устройств, а не для тех модов, которые все используют. Я уверен, что если бы законодатели хоть немного понимали о чем идет речь, поправки в определения жидкостей не вносились бы. Когда в следующем году, будут принимать бюджет и посмотрят цифры поступлений по акцизам на жидкости, то, возможно, задумаются почему их нет. Единственное на что может быть повлияет закон - это на импорт, т.к. может быть на таможне не будут разбираться для одноразовых сигарет жидкость или для неодноразовых. В общем спасибо тем, кто пролоббировал интересы вейп-индустрии).

P.S.
Сейчас такое количество жидкостей для электронных сигарет, что ни магазинам ни покупателям непонятно, что покупать. Чтобы хоть немного внести ясность, я сделал сайт с рейтингом жидкостей -

Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении законопроект, в тексте которого прописывается акциз на жидкости для электронных сигарет. К числу продукции, облагаемой сбором, относятся системы одноразового использования (типа Pons) и жидкости, которыми заправляются многоразовые приборы. Для первых ставка устанавливается равной 40 рублям, для вторых – 15 рублей в расчете на 1 мл вещества.

Актуальность законопроекта

Ежегодно государство несет огромные расходы, связанные с распространением табакокурения в стране. Согласно расчетам специалистов Высшей школы экономики, они достигают полутора процентов ВВП.
Эксперты проанализировали ситуацию и выявили структуру «табачных потерь»:

  • 72,4% – потери от преждевременной смертности;
  • 21% – расходы на оказание медицинской помощи курильщикам;
  • 2,4% – оплата больничных курильщиков;
  • 4,2% — иные затраты (поддержание общественного порядка, ликвидация пожаров и их последствий и т.д.).

Введение акцизов – попытка властей покрыть расходы, которые ежегодно несет государственный бюджет. Инициатор нововведения, Министерство финансов, отмечает, что оно направлено на выравнивание условий налогообложения разных направлений табачной промышленности.

Акцизы и самозамес: ценовые перспективы

Законопроект вводит четкое определение никотинсодержащих жидкостей. Это смеси, в состав которых входит пропиленгликоль (до 99,9%) и / или глицерин (до 99,9%) и никотин в соотношении от 0,1 мг на миллилитр.

По оценкам экспертов, под определение законотворцев попадают все типы жидкостей, представленные на рынке, в том числе и основы для самозамеса (не «нулевки»). Если значение акциза останется на уровне 15 рублей на мл, стоимость стандартного флакона (30 мл) увеличится на 450 рублей, а большого (120 мл) – на 1 800 рублей. Это ощутимый удар по карману приверженцев «парения».

Мнения и противоречия

По подсчетам экспертов, государственные потери, связанные с распространенностью табакокурения, за первые шесть месяцев 2016 года превысили 400 млрд рублей. Введение акцизов не позволит получить дополнительный доход или даже полностью покрыть расходы.

Статистка свидетельствует, что покупателями е-сигарет в России являются 1,2 млн человек. Общее потребление никотинсодержащих смесей составляет 2,2 млрд мл. Это означает, что акцизы на жидкость для электронных сигарет за 2017 принесут не более 32,85 млрд рублей бюджетного дохода. Это более чем 10 раз меньше полугодовых потерь от пристрастия населения к пагубной привычке.

Специалисты прогнозируют, что удорожание никотиновых жидкостей приведет к уменьшению спроса. Значит, доход в 32 млрд окажется недостижим.

Законопроект во время рассмотрения в Государственной Думе претерпел множество коррективов. Сейчас в нем остаются «шероховатости» и слабые места. Одно из них – размер акциза. Он установлен на уровне 15 рублей для всех жидкостей. Разные типы таких смесей содержат разное количество никотина. Получается, что Минфин декларирует борьбу с вредным веществом, но обладает налогом не его, а объем.

Зло или благо?

Акцизные марки на жидкости для электронных сигарет приведут к установлению минимальной розничной цены на 30-миллилитровый флакон на уровне 650-700 рублей. Представители отрасли опасаются, что удорожание даст эффект, обратный ожидаемому: граждане не расстанутся с пагубной привычкой, зато расцветет подпольная торговля дешевыми и токсичными жидкостями. Сегодня, по разным оценкам, ее объемы достигают 70% от совокупного «вейперского» оборота. Система штрафов за реализацию смесей «из-под прилавка» не разработана.

Будет ли установлен акциз на жидкости для электронных сигарет или власти ограничатся дебатами – покажет время. Сегодня очевидно, что инициатива неоднозначно воспринимается общественностью и нуждается в устранении недочетов и «шероховатостей».

Друзья! Новости у нас сегодня очень серьезные, поэтому сразу переходим к сути.

Что произошло? Министерство финансов Российской Федерации опубликовало проект «Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 гг», в котором предлагается, помимо прочего, включить в перечень подакцизных товаров «электронные системы доставки никотина одноразового использования и никотиносодержащую жидкость, используемую в многоразовых системах».

Объясняем простым языком: если проект будет принят в нынешнем виде, на каждую одноразовую электронную сигарету будет автоматически накладываться акциз в размере от 40 рублей, а любая жидкость крепостью от 1 мг. будет облагаться акцизом до 15 рублей за один миллилитр.

К чему это приведет? Очевидно, что введение подобных мер будет иметь для рынка катастрофические последствия, причем в первую очередь пострадают от такого нововведения не компании, ведущие бизнес в сфере электронного парения, а рядовые потребители. Например:

Стоимость никотиносодержащих жидкостей, в среднем, вырастет вдвое. Резкое подорожание не позволит использовать в качестве доступной и безопасной альтернативы обычным сигаретам. Потребление табачной продукции существенно увеличится, что самым негативным образом скажется на здоровье жителей РФ.

Введение акцизов в нынешнем виде - это удар по легальному бизнесу, по добросовестным производителям и дистрибьюторам. В новых условиях рынок займут «теневые» игроки , уклоняющиеся от уплаты налогов и торгующие товарами сомнительного качества и происхождения. Прямо сейчас свыше 75% устройств и жидкостей, представленных на российском рынке, ввозится в страну нелегально. После введения акцизов купить гарантированно качественный и фирменный товар в нашей стране будет еще труднее.

Пострадает от новых правил и бюджет: за ослаблением легальных участников рынка последует резкое снижение налоговых отчислений и капитальное сокращение рабочих мест. Да и рядовым потребителям эта новость не сулит ничего хорошего: поиск работающего магазина с качественными жидкостями превратиться в утомительное приключение .

Что будет, если поднять стоимость легальной продукции до небес? Рынок наводнит фальсификат. И это относится не только к электронным сигаретам, но и - что гораздо хуже - к жидкостям для них. Недобросовестные продавцы будут предлагать потребителям никотиносодержащие смеси под видом безвредных «нулевок», а отсутствие надлежащего промышленного контроля за подпольной продукцией естественным образом приведет к резкому падению ее качества. Кроме того, производство жидкостей из сомнительных компонентов и без специального оборудования не только грозит нарушением рецептуры, но и повышает риск отравления никотином.

Наша позиция. Многие из вас наверняка уже слышали о том, что крупнейшие российские производители и продавцы электронных сигарет отправили коллективное письмо Министру финансов РФ Антону Силуанову. В этом обращении не только подробно прописаны катастрофические последствия, которые ожидают рынок после реализации проекта в нынешнем его виде, но и озвучены конкретные предложения по проведению последовательной и продуманной политики в этой области.

  • Мы убеждены, что до введения акциза следует разработать нормативную базу, регулирующую рынок электронных сигарет и ароматических жидкостей. Это позволит установить конкретные стандарты качества и в целом повысит безопасность реализуемой продукции.
  • Мы предлагаем Министерству любую помощь в обсуждении и рассмотрении этого вопроса, поскольку убеждены, что в разработке нормативной базы должны участвовать производители, дистрибьюторы и представители розничных сетей, формирующие рынок электронных сигарет в России.
  • Мы надеемся на существенное усиление мер, направленных на выявление и борьбу с производством и продажей продукции, не соответствующей элементарным стандартам качества и безопасности. Это позволит сохранить на прежнем уровне поступления в бюджет, спасет от исчезновения легальный рынок и сведет к минимуму незаконный оборот электронных сигарет и жидкостей. А главное, что от этого выиграет и конечный потребитель.

Подробнее ознакомиться с текстом письма вы можете в документах, доступных по ссылкам. Мы будем благодарны, если вы поделитесь этой информацией с друзьями и донесете ее до каждого знакомого пользователя электронных сигарет. Это касается каждого из нас!

Уже через три месяца одноразовые электронные сигареты могут подорожать на 40 рублей, а стоимость 30-миллилитрового флакона жидкости для многоразовых электронных устройств подскочит в два-три раза - почти до тысячи рублей. Такой прогноз дают крупнейшие ритейлеры в случае, если намерения Минфина ввести акцизы для данного вида продукции будут реализованы в 2017 году. Потребители такой ценник не потянут, считают эксперты, и снова возьмутся за обычные сигареты.

Шесть ведущих продавцов и дистрибьюторов электронных сигарет («Вардекс», «Понс», «Бабилон» и др.) 18 октября обратились к министру финансов Антону Силуанову. В своем письме предприниматели обозначили конфликтные моменты, которые возникнут в случае взимания акцизов с одноразовых сигарет и никотинсодержащей жидкости уже в следующем году. О намерениях Минфина стало известно из проекта «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», который уже вызвал бурную реакцию у производителей сигарет и производителей безалкогольного пива. Сейчас документ проходит стадию межведомственного согласования.

По мнению ритейлеров и поставщиков, предложения Минфина неизбежно приведут к повышению цен. Так, стоимость одноразовых электронных сигарет повысится на 40 рублей за штуку при ее средней стоимости 200 рублей. А 30-миллилитровый флакон с никотинсодержащей жидкостью, являющийся аналогом примерно трех пачек сигарет, подскочит в цене в два раза (с сегодняшних 350–450 до 800–900 рублей) - если учесть, что Минфин предлагает ввести акциз в размере 15 рублей на 1 мл жидкости. Хотя и это не единственное последствие, которое может повлечь за собой инициатива ведомства.

Так, «недобросовестные продавцы будут предлагать потребителю отдельно приобрести никотин, который можно добавить в «безникотиновую жидкость», что сделает ее никотинсодержащей», пишут представители компаний в своем обращении к министру финансов. Никотин же, по их мнению, можно будет легко приобрести в интернет-магазинах.

«Многие потребители в целях экономии денежных средств вполне могут пойти по пути закупки ингредиентов и самостоятельного приготовления никотинсодержащих жидкостей», - уточняется в письме предпринимателей в Минфин.

Фактически покупатели прекратят интересоваться никотинсодержащей жидкостью, а бюджет в итоге не получит никаких сборов, уверены продавцы и дистрибьюторы данной продукции. Между тем самостоятельное приготовление жидкости для электронных испарителей может привести к тяжелым последствиям для здоровья и даже жизни курильщика, предупреждают бизнесмены. Во-первых, есть опасность передозировки никотином, во-вторых, появляется риск попадания вещества на кожные покровы и слизистые оболочки.

По оценкам главы агентства «Русский табак» Максима Королева, объем рынка электронных сигарет и никотинсодержащей жидкости в России по итогам 2015 года составил $215 млн, рост по отношению к 2014 году - около 30%. Такой же прогноз по росту в 2016 году. Стоит отметить, что сигареты и жидкости в Россию исключительно импортируются. Между тем, согласно исследованию Ernst & Young, которое проводилось в сентябре 2015 года, лишь около 1% взрослых россиян используют электронные сигареты, 39% предпочитают классические. Самый большой процент «электронных» курильщиков - в Великобритании (4%) и Франции (3,5%). По оценкам экспертов, всего в России курит около 40 млн человек.

По словам Королева, жидкость с никотином может подорожать и в три раза, если брать самые дешевые варианты продукции.

Люди при подобных увеличившихся ценах могут вернуться к обычным сигаретам, - сказал он. - Благие цели, которые преследуются при переходе на курение электронных сигарет, например отказ от канцерогенов, будут полностью нейтрализованы.

Эксперт уточняет, что сегодня большая часть пользователей электронных сигарет практикует двойное потребление, то есть находится в процессе перехода с обычных сигарет на электронные.

Глава Движения за права курильщиков Андрей Лоскутов согласен с коллегой - повышение цены подтолкнет потребителей вернуться к обычным сигаретам.

Подобная политика в отношении электронных сигарет, которые считаются более безопасными по сравнению с обычными, выглядит странной, - говорит он.

Замминистра экономического развития Олег Фомичев не видит ничего плохого в предложении Минфина. По его мнению, электронные сигареты выбирают не из-за цены.

В Минздраве также не ждут обратной миграции потребителей от электроники к классике.

Таких опасений у нас нет, поскольку доля потребителей электронных сигарет значительно меньше, - заявил «Известиям» представитель министерства.

27 января 2017 г. наша компания получила на руки разъяснения от Департамента налоговой и таможенной политики Минфина касательно применения акцизов в отношении жидкостей для многоразовых электронных систем доставки никотина (ЭСДН). Мы обратились к ним с запросом в декабре, поскольку сжатые формулировки обновленного НК породили тогда ряд сомнений.

Полученный ответ полностью прояснил ситуацию и наши дальнейшие действия. Цель этой статьи — изложить нашим оптовым клиентам, как сейчас происходит процесс налогообложения продукции для электронного курения, у кого и когда возникают обязательства, а также как проявлять должную осмотрительность при оптовых закупках. Далее под термином «никотиновые жидкости» я для краткости буду понимать жидкости с содержанием от 0,1 мг/мл никотина и выше . Под термином «акциз» я буду понимать 10 рублей за 1 мл никотиновой жидкости , начисленные и уплаченные в таможенные или налоговые органы. Статья написана для тех фирм и предпринимателей, кто действует в рамках закона, и не затрагивает никаких методов оптимизации налоговой нагрузки или уклонения от таковой.

Под термином «акциз» я буду понимать 10 рублей за 1 мл никотиновой жидкости, начисленные и уплаченные в таможенные или налоговые органы. С 1 января 2017 г.

Исключение составляют никотиновые жидкости, ввезенные из-за рубежа и принятые к учету импортерами вплоть до 31 декабря 2016 г. Минфин считает, что на эти партии закон не распространяет обратного действия, и они могут быть в дальнейшем легально реализованы в опт или в розницу без ограничения срока реализации.

Плательщиками акциза в нашей отрасли ЭСДН являются импортеры и российские производители никотиновых жидкостей (организации и предприниматели), но с немного различной механикой.

Импортеры

Импортеры, как, например, «Ритчи РУС», с 1 января на все ввозимые никотиновые жидкости уплачивают акциз авансом в таможню перед началом оформления декларации на товары. Таким образом, факт таможенного выпуска их товаров для свободного обращения уже является своего рода доказательством уплаты акциза. Приняв никотиновую жидкость к бухгалтерскому учету, импортер может продавать ее в опт с обязательным предоставлением своим клиентам счета-фактуры. Роль счета-фактуры и товарной накладной также может выполнять т.н. «универсальный передаточный документ» (УПД). Ключевым моментом является то, что в счете-фактуре или в УПД по каждой акцизной товарной позиции должны быть указаны: сумма включенного в цену акциза, а также номер декларации на товары (ранее «ГТД»). Таким образом, поставщик обязан вести у себя партионный учет в разрезе деклараций на товары и обеспечить покупателей и налоговые органы точной информацией, из какой конкретно ввезенной партии произошла та или иная продажа.

УПД — это «универсальный передаточный документ»

Вместе с акцизом в цену продажи никотиновых жидкостей может включаться НДС (18%) , если импортер находится на общей системе налогообложения. Импортеры, применяющие УСН, могут продолжать использовать этот режим даже при поставках акцизного товара и не включать в свои отпускные цены НДС. Хотя и они, подчеркну ещё раз, обязаны выдавать своим оптовикам счета-фактуры в силу имеющегося в них акциза.

Акцизом в нашей стране теперь облагаются все никотиновые жидкости, независимо от типов устройств для их применения.

С 1 января 2017 г.

Российские производители

Внутренних производителей в их механике ждет дополнительный неприятный сюрприз — запрет на применение упрощенной системы налогообложения при производстве подакцизных товаров. Это означает, производство хотя бы одного флакона никотиновой жидкости после 1 января автоматически переводит их на общую систему и обязывает включать НДС в цену своих товаров. Такой производитель начисляет акциз (а вместе с ним и НДС) на все свои товары в момент их продажи. Это означает, что запасы сырья, остатки в незавершенном производстве и сама готовая продукция не являются для них объектом налогообложения. Им является вся реализованная после 1 января никотиновая жидкость.

Производство хотя бы одного флакона никотиновой жидкости после 1 января автоматически переводит их на общую систему и обязывает включать НДС в цену своих товаров

Уплата акциза (как и уплата НДС) производится ими в налоговые органы ежемесячно, не позднее 20-ти дней , следующих за отчетным месяцем. Таким образом, производители обязаны со всех своих январских продаж уплатить акциз и НДС до 20 февраля в налоговые органы по месту регистрации.

Клиенты