Эпоха Просвещения (Европа).

Эпоха Просвещения - один из важнейших периодов не только в европейской истории, а и в мировой культуре. Первые ее идеи зародились в

Англии и сразу же распространились во Франции, Германии, России и других государствах Европы. Большинство историков датируют эту идеологическую эпоху концом XVII-началом XIX века, но время проявления ее мыслей в различных странах и областях науки и искусства варьируется.

Представители эпохи Просвещения

В XVIII веке яркими представителями французской просветительской литературы стали такие писатели и философы, как Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье и другие деятели культуры. Их работы были направлены на вопросы социально-политического характера и получили общеевропейское значение. Немецкие философы эпохи Просвещения, такие как Кант, Ницше работали над решением моральных и религиозных проблем. В Англии Локк, Беркли и Юм развивали идеи спиритуализма, деизма и скептицизма. Американская эпоха Просвещения сильно отличалась от европейской. Действия просветителей Америки были направлены на борьбу с английскими колониями и на разрыв с Англией в общем.

Принципы эпохи Просвещения

Несмотря на некоторые различия во взглядах, эпоха Просвещения в целом

была направлена на постижение естественных принципов жизни человека (права, религии и т.д.). Все существовавшие отношения и формы были подвержены критике с точки зрения естественного и разумного начала. Большое внимание уделялось морали, воспитанию и педагогике, в которых проповедовались идеалы гуманности. Острые формы принял вопрос о достоинстве человека.

Признаки эпохи

Можно выделить три основных признака эпохи Просвещения:

1. Теория равенства всех перед человечеством и законом. Люди являются на свет равными в своих правах, удовлетворение их индивидуальных интересов и потребностей направлено на установление справедливых и разумных форм сосуществования.

2. Превосходство разума. На основе научных достижений сложилось представление о том, что общество и Вселенная подчиняются разумным и логичным законам, все загадки мироздания разгаданы, и распространение знаний способно избавить от всех социальных проблем.

3. Исторически оптимистический настрой. Эпоха Просвещения строилась на вере в возможность изменения человечества к лучшему и преобразования социально-политических устоев "рациональным" способом.

Выводы

Как показала эпоха Просвещения, философия этого периода сильно повлияла на развитие дальнейших теорий об аспектах человеческой жизни. Его идеи легли в основу демократии и политической свободы как базовых ценностей современного общества. Либерализм, будучи современным общественно-политическим течением, возник на базе просветительских теорий. На принципах Просвещения основаны Декларация независимости Америки и Декларация прав человека и гражданина во Франции. Однако принципы Просвещения не избежали и критики. С началом постмодернизма некоторые аспекты философии стали восприниматься как недостатки. Деятельность просветителей казалась нереалистической. Порицались невнимание к традициям и чрезмерная специализация.

Век Просвещения связан с выдвижением идей общественного договора, естественного права, свободы личности, свободы совести. Деятели просвещения боролись за установление «царства разума». Вера в безграничные возможности человеческого ума породили идеи о возможности построить общество на разумных, справедливых началах. Многие из просветителей возлагали свои надежды на просвещенного монарха, который реализовал бы их идеи на практике. Крупнейшими представителями Просвещения были Дж. Локк (1632 – 1704) в Англии; Вольтер (1694 – 1778), Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778), Ш. Монтескье (1689 – 1755), Д. Дидро (1713 – 1784) во Франции; Г. Лессинг (1729 – 1781), Н.Г. Гердер (1744 – 1803), Ф. Шиллер (1759 – 1805) в Германии; Т. Джефферсон (1743 – 1826), Б. Франклин (1706 – 1790) в США. В России идеология Просвещения была представлена М.В. Ломоносовым (1711 - 1765), Н.И. Новиковым (1744 – 1818), А.Н. Радищевым (1749 – 1802).

Большое место в достижении нового общественного порядка просветители отводили распространению знаний. Французские мыслители – члены кружка Д.Дидро издали с 1751 по 1776 годы «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Энциклопедия должна была по их замыслу объединить все современные на тот момент знания человечества. Правда, представления просветителей отличались некоторой схематичностью, которая проявлялась, в частности, в их взглядах на природу общества и человека. Общество они уподобляли организму, а человеческий организм – механической конструкции. Отсюда они представляли возможным вывести абсолютные законы, следуя которым, человечество будет счастливо.

Заслуга просветителей состоит в мощной критике современного им миропорядка, в особенности королевской власти и религии. Если критика церкви, религиозного мракобесия была вполне заслуженной, то сами основы религиозного мировоззрения воспринимались ими слишком упрощенно, некоторые из просветителей были материалистами.

Во второй половине XVIII века в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств утверждается мнение о необходимости модернизации экономической и политической системы. Это явление получило название просвещенный абсолютизм.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы не меняя по сути государственных форм абсолютной монархии, проводить сверху реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Политику просвещенного абсолютизма проводил отчасти прусский король Фридрих II Великий (1740 – 1785), наиболее последовательно германский император Иосиф II (1765 – 1790). Унаследовав австрийские владения (1780 – 1790), он провел целый ряд реформ: освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей, улучшение судопроизводства и др.

Взгляды просветителей подготавливали почву для роста революционных настроений в обществе. Абсолютизм, политическая роль дворянства, невозможность влиять на порядки в государстве уже не удовлетворяли буржуазию, накопившую огромные богатства. Эти причины, а также падение престижа королевской власти, ухудшение положения народных масс вызвали буржуазную революцию во Франции (1789 – 1794).

Историческое значение Великой французской революции в том, что она решительно покончила с феодально-абсолютистским строем, расчистила почву для развития капитализма.

В развитии производительных сил из европейских стран лидировала Англия. Она стала родиной промышленного переворота в XVIII веке. Главным признаком промышленного переворота явилась замена ручного труда на механический и машинный в результате изобретения англичанином Дж. Уаттом паровой машины в 1769 году. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства. Осуществлялся переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин, что означало окончательную победу капитализма в сфере производства.

Результатом явилось полное доминирование Англии на мировом рынке, в мировой колониальной политике. XVIII век – время создания английской колониальной империи, главными частями которой стали Северная Америка, включая отобранную у Франции Канаду, и Индия, оттуда также удалось вытеснить французов.

Процессы, происходившие в Великобритании, так она стала называться в XVIII веке, характерны, конечно, не для всей Европы, но именно это явилось схемой, по которой пошло развитие во всех остальных странах, вступивших на путь развития капитализма.

К числу наиболее важных событий XVIII столетия относится образование Соединенных Штатов Америки.

В середине XVIII века в Северной Америке насчитывалось 13 не зависимых друг от друга английских колоний. Колониями управляли губернаторы, назначаемые английским королем. На основе общности территории, английского языка, наличия и осознания единых экономических и политических интересов, единства религии формировалась американская нация. Колонии быстро набирали силу, стремясь к экономической и политической самостоятельности. Однако политика английского короля и парламента была направлена на существенное ограничение свободы экономической деятельности в колониях, обрекала их на роль источников сырья и огромных доходов. Подобное положение не устраивало местное население. С весны 1775 года началась вооруженная борьба колонистов с королевскими войсками, позднее была создана постоянная армия на основе регулярного обучения. 4 июля 1776 года в Филадельфии состоялся конгресс, принявший «Декларацию независимости», автором которой был Т. Джефферсон. В Декларации провозглашался принцип народного суверенитета как основа государственного устройства, утверждалось право народа на восстание против поработителей

На стороне американской армии воевали Франция, Испания, Голландия, Пруссия. 3 сентября 1783 года состоялось подписание мирного договора, по которому Англия признавала независимость США. В 1787 году была принята Конституция, в которой был закреплен принцип разделения трех властей, США провозглашались Республикой с избираемым на четыре года Президентом, Конгрессом и имевшим большие полномочия Верховным Судом. Все 13 штатов сохранили большую степень самостоятельности в решении внутренних дел. Первым президентом в 1789 году был избран главнокомандующий армией колонистов Джордж Вашингтон.

Итак, сопоставление социально-экономического и политического развития ведущих стран Европы в XVIII веке показывает, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на двух ее полюсах – на крайнем Западе, в ранне-буржуазных государствах, а также во Франции с ее уже развитым буржуазным укладом, а с другой стороны – на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, связанные с эпохой Петра I.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации История мировой культуры. / пор ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ, 1998 , с.- 384..

Эпоха просвещения в Европе

XV--XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в.

XVIII в. в жизни народов Европы и Америки -- это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация -- это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию -- постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией -- небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией -- высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время -- это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек -- это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй -- все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.-- С. 16.

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры, политики и эстетики Эстетика раннего французского романтизма.- М.: Искусство, 1982.- с.-249..

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры -- земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм -- форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается -- значит перестает им быть.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия -- политические, экономические, социальные -- носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.

Поворот произошел только в XVII столетии, когда в Европе появились такие выдающиеся философы, как Рене Декарт (Франция), Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк (Англия). Они внесли серьезный вклад в изучение человеческой сущности и социальных институтов (правительство, искусство, религия, экономика).
Немало они сделали и для изучения собственно политических явлений. Мыслители XVII -XVIII веков создали прекрасные работы о государстве и методах управления (политическая наука), о природе общества (социология). Локк, Юм, Беркли и Кант пытались выяснить законы действия разума (психология). Адам Смит, «моральный философ», создал первый великий трактат по экономике - «Богатство наций».
Человеческое общество постоянно изменяется. Особенно серьезные изменения произошли в XVIII столетии: промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской буржуазной революцией 1789-1794 гг. было положено начало эпохе капитализма в Европе. Революция в Америке, французская революция и промышленная революция в Англии определили ведущую роль западной цивилизации в последующем развитии человечества. На-чали рушиться старые монархии в Европе, и их агония продолжалась до XX столетия. В Северной и Южной Америке появились демократические правительства. Франция после неудачного старта быстро продвигалась в направлении к демократии. Вслед за ней медленно демократизировались и другие страны.
В новых индустриальных столицах мира быстро увеличивался рабочий класс. Население планеты выросло в несколько раз. Впервые оно превысило 1 млрд человек в 1800 г. Рост городов изменил облик Европы. Индустриальная революция вызвала технологический скачок и развитие машинной индустрии. Разрушались социальные связи, которые в течение веков покоились на неподвижном фундаменте сельской жизни. В новых городах появилось то, чего никогда не было в деревнях: массы бедных и нищих людей, неполные семьи, изнурительный детский труд, одиночество пожилых людей.
Необходимая ступень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса - Просвещение.
Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Просветители иначе взглянули на человека и человеческое общество, освободив, как они думали, представления людей от «религиозных пут», и поставив традиционный вопрос иначе: не как Бог создал человека и мир, а как люди создают богов, общество, общественные институты.
Просветители, которые происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов, выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной ре-формы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.
Важнейшими представителями Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, К.А.Гельвеций, Д.Дидро во Франции, Дж.Локк в Англии, Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер, И.В.Гете, Ф.Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б.Франклин, Т.Джеф- ферсон в США, Н.И.Новиков, А,Н.Радищев в России. Философы XIX века приняли от просветителей эстафету философских поисков.
В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия - в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного рево-люционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промышленная - в Англии, по-литическая - во Франции, философско-эстетическая - в Германии. За сто лет - с 1689 по 1789 гг. - мир изменился неузнаваемо.
Эпоха Просвещения - учения ее представителей - оказала огромное влияние практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм как политических, так и религиозных. Идею «естественных прав» развила и дополнила концепция «обществен-ного договора», благодаря которой радикально изменялся господ-ствовавший прежде взгляд на источник публичной власти в госу-дарстве, на подлинного субъекта государственного суверенитета (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк).
Важный вклад в политическую мысль внес английский философ, предшественник Просвещения Томас Гоббс (1588 - 1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти - причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неправильно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему полезнее. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод. Что побуждает людей создавать общество? Страх. Взаимный страх удерживает людей от безудержной погони за господством. Он объединяет людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почестей. Общество стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется. Страх смерти, инстинкт самосохранения не разъединяет, а объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство - наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества - взаимный страх, а не любовь и расположение.
Все люди рождаются равными, и каждый имеет одинаковое с другими «право на все». Но человек - существо эгоистичное и окружают его такие же эгоисты, завистники, враги. Отсюда неизбежность в обществе войны всех против всех: человек человеку волк. Такая война всех против всех, или социальная борьба за выживание, является естественным состоянием рода человеческого. Она характеризует повседневную жизнь людей в дограждан- ском обществе. По Гоббсу, война всех против всех делает жизнь людей ужасной, бедной, одинокой, жестокой и недолговечной. Иное дело гражданское общество - высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникает собственность в истинном смысле слова и появляются соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате общественного договора прекращается война всех против всех. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен защиту от государства.
Взгляды Т. Гоббса легли в основу представлений об общественном устройстве деятелей Просвещения XVIII века - Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье.
Большую роль в развитии представлений о государстве и обществе сыграл французский просветитель, правовед и философ Шарль Луи Монтескье (1689- 1755). Он пытался вывести из географических условий характер, нравы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй. Средством обеспечения законности он считал принцип разделения властей. К основным сочинениям относят «Персидские письма» (1721) и «О духе законов» (1748). Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии и политологии. В книге «О духе законов» Монтескье изложил теорию форм власти, в основе которой лежала трехчастная схема - «республика-монархия-деспотия». Она развивала дальше положения лок- ковской теории «разделения властей» (законодательной, исполнительной и судебной). Значение книги для формирования современной политической культуры определяется такими прозвучавшими здесь гуманистическими идеями Монтескье, как осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований. Его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли XVIII-XX веков.
Ш. Л. Монтескье явился одним из основателей современной гео-графической школы в социологии и политологии. Географическая школа - направление в социологии и политологии, рассматрива-ющее географическую среду (климат, реки, почву и т.п.) как оп-ределяющий фактор развития общества и государства (Ш.Монтескье, Г.Т.Бокль, немецкий географ Ф.Ратцель, российский социолог Л. И. Мечников). Ее считают одной из первых школ, с которых началась геополитика. Идею о роли географической среды в развитии государства и общества высказывали еще древние мыслители, в частности Демокрит, Геродот, Страбон, Полибий. Однако только в XIX веке она получила научное обобщение во многом благодаря усилиям именно географической школы. Центральное место в ней занимало географическое положение государства. Исходным принципом в ней служил географический детерминизм (см. далее).