Финансовые отношения связаны с денежными отношениями. Шпаргалка вопросы по финансам

Ответ от Єома[гуру]
П 1. Что означает термин «финансы» ? 4.Денежные отношения; С 2. Почему финансы можно рассматривать как историческую категорию? 1.Они возникли на определенной стадии развития общества; С 3. Финансы как экономическая категория возникают: 3.В процессе распределения и перераспределения ВВП и НД; П 4. В современной трактовке финансы - это: 3.Денежные отношения; П 5. Одной из причин возникновения финансов являются: 4. Разделение труда; С 6. В чем состоит отличие финансов от кредита? 4. Финансы – характеризуются безвозмездностью, а кредит платностью; П 7. Что предшествовало появлению финансов? 4. Возникновение денег и государства; П 8. Функции финансов реализуются: 2. В процессе перераспределения ВВП и НД, регулирования и контроля; П 9. Функцией финансов является: 2.Распределение ВВП и НД; С 10. Какие денежные отношения относятся к финансовым? 3. Отношения между отдельными звеньями бюджетной системы; П 11. Что такое финансовые ресурсы общества? 2.Денежные доходы и фонды предприятия, государства и домашнего хозяйства; ПС 12. Выберите элемент децентрализованных финансовых ресурсов: 1.Прибыль; ПС 13. Выберите элемент централизованных финансовых ресурсов: 1.Налоги; П 14. Выберите черту, характеризующую финансы: 2.Финансы – распределительная категория; С 15. В чем сходство кредита и финансов? 4. Кредит и финансы являются денежными отношениями; С 16. Какие денежные отношения относятся к финансовым? 1.Отношения между отдельными звеньями бюджетной системы; П 17. Финансовые ресурсы общества – это: 2. Денежные доходы и фонды предприятий, государства и домашних хозяйств; С 18. Выберите элемент децентрализованных финансовых ресурсов: 1.Прибыль; П 19. Выберите черту, наиболее полно характеризующую финансы: 2.Финансы – распределительная категория; П 20. В чем заключается специфическая особенность финансовых потоков? 5. их неэквивалентном характере; П 21. Финансы –это … -экономические (денежные) отношения П 22. Финансы предполагают -самостоятельное движение денежных потоков П 23. Материальным носителем финансов являются: -денежные потоки П 24. В результате функционирования финансов создаются … -денежные фонды П 25. Что включают в себя общественные (централизованные) финансовые ресурсы? -ресурсы бюджетной системы П 26. Что включают в себя децентрализованные финансовые ресурсы? -ресурсы предприятий С 27. Роль финансов определяется их воздействием на производство. В чем именно она заключается? - в формировании финансовых ресурсов организаций С 28. Какая из функций финансов получила максимальное (по сравнению с другими функциями) развитие в условиях централизованной экономики? -распределительная ПС 29. Если финансы страны с рыночной экономикой выполняют функцию «х» , то можно ли утверждать, что финансы другой страны с рыночной экономикой выполняют аналогичную функцию? -безоговорочно можно П 30. Что включают в себя децентрализованные финансовые ресурсы? -ресурсы предприятий +

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Экономическая категория, возникновение которой предшествовало появлению финансов?

Денежная система – это форма организации денежного оборота, закреплённая национальным законодательством.

В процессе эволюции сложились два типа денежных систем: Денежные системы, связанные с металлом, при которых роль всеобщего эквивалента выполнял денежный товар (серебро и/или золото). Денежные системы обращения бумажных и/или кредитных денег, при которых функции денег выполняют бумажные и/или кредитные деньги.

Понятие “финансы” не равно понятию “деньги”.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей (деньги – стоимостной измеритель и средство платежа). С помощью денег измеряется стоимость произведенных товаров, работ и услуг в определенной стране за определенный период времени, т.е. определяется размер ВВП. Деньги позволяют измерить показатель ВВП в стране.

Финансы – это эк-кий инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное назначение финансов в том, чтобы путем образования де­нежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и конт­роль за расходованием финансовых ресурсов. Без участия финансов НД не может быть распределен. Финансы - неотъемлемое связующее звено меж­ду созданием и использованием НД. Финан­сы воздействуют на производство, распределение и потребле­ние и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств. Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме.

Финансовые отношения – это отношения, в результате которых создаются фонды денежных средств.

Примеры финансовых отношений: между предприятиями в процессе приобретения товарно-матери­альных ценностей, реализации продукции и оказании услуг;

между государством и предпри­ятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финанси­ровании расходов; между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; между отдельными звеньями бюджетной системы; между страховыми организациями, предприятиями и гражданами при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая; между коммерческими банками, предприятиями и гражданами при получении банковского кредита и уплате процентов по нему и т.д.

Финансовые отношения многогранны, но их главное отличие от денежных состоит в том, что финансовые отношения позволяют формировать фонды денежных средств у государства и у отдельных экономических субъектов.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров при их реализации создаются фонды денежных средств.

Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме .

В результате самостоятельного движения денег образуются денежные фонды (централизованные – эк-кие отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств гос-ва, аккумулируемых в гос-ной бюджетной системе и правительственных внебюд­жетных фондах и децентрализованные - денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий и домохозяйств). В этом выражается материальное содержание финансов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание № 1

Приведите примеры финансовых отношений и сгруппируйте их по сферам и звеньям в соответствии со следующими критериями:

а) по роли в общественном производстве;

б) по отраслевому признаку;

в) исходя из финансовых различий на предприятиях разных организационно-правовых форм

Ответ на задание №1

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Не все денежные отношения могут быть отношениями финансовыми.

Критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса

Примерами финансовых отношений являются:

отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством части социально - культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. Как было сказано выше, финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии могут быть выделены три крупные сферы финансовых отношений:

1) государственные финансы;

2) финансы организаций;

3) финансы населения.

Ведущая роль принадлежит государственным финансам.

Государственные финансы - система денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на удовлетворение общегосударственных нужд.

Укрупнённая подсистема государственных финансов, в свою очередь, делится на более частные подсистемы (звенья):

государственный бюджет;

внебюджетные фонды;

государственный кредит.

Государственная бюджетная система России включает в себя три автономных звена:

федеральный бюджет Российской Федерации;

бюджеты административно-территориальных образований;

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Федеральный бюджет является главным звеном государственных финансов в РФ. Он связан с финансами организаций, денежными доходам и расходами населения.

Другим крупным звеном государственных финансов являются внебюджетные фонды, необходимые для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых строго по целевому назначению. К их числу относятся:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

С помощью государственного кредита осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов за счёт мобилизации временно свободных денежных средств населения, организаций и иностранный государств.

Другой крупной сферой являются финансы предприятий. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов.

В зависимости от роли в общественном производстве сфера финансов предприятий делится на две взаимосвязанные подсферы:

Финансы предприятий материального производства непосредственно связаны со всеми фазами воспроизводственного процесса (производством, распределением, обменом, потреблением), что обуславливает их высокую потенциальную активность и возможность всесторонне воздействовать на экономику.

Финансы непроизводственной сферы - это финансы необходимые для предоставления услуг. Так как услуг нематериальны, то они не могут ни накапливаться, ни отчуждаться по мере создания, а значит, отсутствует фаза обмена. Это объясняет отсутствие производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ организации делятся на коммерческие и некоммерческие, что также обуславливает деление финансов предприятий на отдельные звенья.

Финансы некоммерческих организаций представляют собой доходы и расходы предприятий, которые не ставят целью получение прибыли. Состав и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно зависит от ее формы. Различают, например, потребительские кооперативы, учреждения культуры, образования и здравоохранения, благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы, осуществляющие свою деятельность за счёт сбора взносов и других добровольных вложений.

Однако преобладающая часть финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений сконцентрирована у коммерческих организаций, т.е. организаций, главной целью деятельности которых является получение прибыли. Поэтому от устойчивости финансового положения коммерческих предприятий во многом зависит и финансовая стабильность всей страны в целом. финансы бюджетный коммерческий хозяйственный

На организацию финансов предприятия, оказывает влияние такие факторы как организационно-правовая форма и отраслевые технико-экономические особенности. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источником формирования его финансовых ресурсов могут быть:

В зависимости от отраслевой принадлежности в подсистеме финансов материального производства выделяют такие подзвенья, как:

финансы транспортных предприятий и т.д.

Отраслевая принадлежность предприятий определяет специфику финансов материального производства. Они зависят от характера производства, технологии отрасли, длительности производственного цикла, природно-климатических и других условий производства.

Среди финансов предприятий непроизводственной сферы по отраслевой принадлежности различают такие подзвенья, как:

финансы образования,

финансы культуры и искусства,

Совсем новая для нашей страны сфера, обособившаяся в самостоятельный блок финансовых отношений - это финансы населения. Они связаны с формированием и использованием денежных доходов населения. Финансовые ресурсы населения формируются за счёт предпринимательской деятельности, кредитно-финансовых операций, выплат работодателем заработной платы, премии, надбавок, государственных выплат пенсий, пособий, стипендий и других социальных платежей.

Финансы населения тесно взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами предприятий -- через систему финансово-кредитных отношений.

Таким образом, обобщая вышесказанное все финансы или финансовые отношения можно сгруппировать по следующим критериям:

а) по роли в общественном производстве:

финансы предприятий материального производства;

финансы организаций непроизводственной сферы.

б) по отраслевому признаку:

Финансы материального производства:

финансы промышленных предприятий,

финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленности,

финансы транспортных предприятий;

Финансы непроизводственной сферы:

финансы образования,

финансы культуры и искусства,

финансы здравоохранения и физической культуры,

финансы ЖКХ и бытового обслуживания и т.д.

в) исходя из финансовых различий на предприятиях разных организационно-правовых форм. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источником формирования его финансовых ресурсов могут быть:

бюджетные средства (государственные и муниципальные унитарные предприятия);

долевые средства учредителей (полные товарищества и товарищества на вере; общества с ограниченной и дополнительной ответственностью);

паевые взносы членов кооперативов (производственные и потребительские кооперативы);

средства акционеров (закрытые и открытые акционерные общества).

Задание № 2

Государство обязало ООО "Уют", занимающееся производством мебели, выпускать в год 200 единиц продукции. Является ли законным подобное требование государства? Ответ пояснить

Ответ на задание №2

Подобное требование государства является незаконным, то есть государство не вправе обязывать ООО "Уют" выпускать 200 единиц продукции в год, так как это не предусмотрено Федеральным Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 г. №14-ФЗ, регулирующим деятельность ООО. Кроме того, одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности коммерческих предприятий является принцип хозяйственной самостоятельности, который говорит о невмешательстве государства в деятельность предприятий, при условии, что она не противоречит действующему законодательству. Организации могут самостоятельно выбирать организационно - правовую форму, вид деятельность, разрабатывать учётную политику, распоряжаться финансовыми ресурсами после уплаты налогов, а также самостоятельно определять объемы производства.

Тестовое задание № 3

1. Централизованные денежные фонды:

А. страховые фонды компаний

Б. негосударственные пенсионные фонды

В. резервные фонды предприятий

Г. стабилизационный фонд государства

2. Специфические особенности финансов материального производства:

А. нормативный характер отношений

Б. безэквивалентность

В. связаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса

Г. не влияют на формирование доходов звеньев финансовой системы

3. Формами финансового обеспечения выступают:

А. кредитование

Б. государственное финансирование

В. стимулирование

Г. А и Б

4. К числу основных полномочий Федерального Казначейства РФ относится:

А. составление проекта федерального бюджета

Б. управление средствами Стабилизационного фонда РФ

В. ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета

Г. управление операциями на едином счете федерального бюджета

Е. В и Г

5. Финансовый контроль за соблюдением норм и требований финансового законодательства называется:

А. анализ

Б. надзор

В. ревизия

Г. обследование

6. В состав бюджетной системы РФ включается:

А. федеральный бюджет

Б. бюджеты государственных внебюджетных фондов

В. государственный кредит

Г. А и Б

7. Федеральными налогами являются:

А. налог на доходы физических лиц

Б. налог на игорный бизнес

В. транспортный налог

8. Источником формирования территориального фонда обязательного медицинского страхования являются:

А. часть единого социального налога

Б. средства пенсионного фонда

В. средства бюджетов субъектов РФ

Д. А, Б, В

9. Установление твердого соотношения между денежными единицами страны-заемщика и страны-кредитора на момент выпуска займа, называется:

А. валютной оговоркой

Б. валютной политикой

В. валютным паритетом

10. Как улучшить коэффициент оборачиваемости оборотных средств:

А. увеличить выручку

Б. увеличить величину оборотных средств

В. уменьшить величину оборотных средств

Д. А и В

Список литературы

1. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

2. Финансы, финансовая система Российской федерации http://edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN/FK/FIN_D_KR/METOD/USH_POSF/frame/1.htm

3. Финансовые отношения. http://fingramm.ru/finans-otnohzeniya.html

4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 г. №14-ФЗ. http://www.consultant.ru/popular/ooo/

5. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006 г.

6. Ковалев В.В. Финансы предприятий: Учебное пособие. - М.: ООО ВИТРЭМ, 2003 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Финансовые результаты предприятия и способы их улучшения. Общая сумма балансовой прибыли, отражаемая в бухгалтерском балансе. Основные факторы, влияющие на прибыль от реализации. Формы государственной финансовой поддержки предприятий Республики Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2009

    Сущность и особенности организации финансов коммерческих предприятий, принципы организации соответствующих отношений, а также главные факторы, влияющие на функционирование. Особенности финансов кредитных организаций. Организация и роль ссудного фонда.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Сущность, классификация, принципы организации и функции финансов предприятия. Сущность и структура финансового обеспечения предприятия. Методы обеспечения предприятия финансовыми ресурсами. Мероприятия по повышению оптимизации финансового обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Финансы, их роль в хозяйственной деятельности организации. Основные принципы организации финансов. Финансовые отношения организации с банками, бюджетом, социальными фондами и страховыми организациями. Содержание финансового анализа.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2006

    Раскрытие экономической сущности и общая характеристика принципов организации финансов коммерческих предприятий, их основные функции. Определение источников финансирования коммерческих организаций. Значение собственного капитала в деятельности фирмы.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2013

    Факторы, влияющие на организацию финансов фирмы. Анализа организации финансов государственного предприятия на примере "Черепетского Хлебоприемного предприятия". Технико-экономические показатели деятельности завода и учет затрат в мельничном производстве.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Финансовые отношения предприятий. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования. Денежные фонды предприятия. Анализ финансовых показателей предприятия на основе баланса.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2003

    Что такое финансы предприятий? Функции финансов предприятий. Основы и принципы организации финансов предприятий. Показатели финансовой деятельности предприятия. Ответственность предприятий. Система финансовых отношений.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    Финансовые ресурсы коммерческих организаций. Финансовые отношения кредитных и страховых коммерческих организаций. Исследование выручки от реализации продукции на примере ТК "Глобус". Основные факторы, влияющие на выручку на розничных торговых точках.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2010

    Финансы как основа системы предпринимательства. Финансовые ресурсы предприятия. Основные факторы, влияющие на эффективность финансов предприятия. Характеристика ключевых показателей. Методы научного исследования эффективности финансов предприятия.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.

Сведение финансов к денежным средствам неправомерно, ведь на самом деле подразумеваются определенные операции с денежными средствами, их движение. Любая финансовая операция имеет в виду перемещение денежных средств между субъектами хозяйства, пользователями денежных средств или перемещение денежных средств в те или иные денежные фонды. В процессе этого перемещения возникают экономические отношения (например, при выплате пенсий, уплате налогов). Таким образом, финансы – экономическая категория, она выражает часть экономических отношений.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Мнение, что к финансам следует относить только бюджет, его формирование – ошибочно, ведь помимо области государственных финансов существует множество отношений, не связанных с формированием государственного бюджета, существуют также и отношения по формированию фондов на предприятии.

Участвуя в экономических отношениях, финансы взаимодействуют с различными экономическими категориями, поэтому необходимо определять границы финансовых отношений, т.е., какой инструмент, какая операция экономики относится к финансовой сфере. Чтобы определить границы финансовых отношений, нужно найти отличительные признаки финансов, присущие только финансовым отношениям и отражающие их специфику.

Рассмотрим их:

Финансы – денежная категория (связана с денежными средствами). Хотя в период военного коммунизма и существовала продразверстка, выплата налогов производилась в натуре. И сейчас на региональном уровне уплата в бюджет идет частью продукции предприятия, которое работает за «черный нал» или по бартеру. Эти отношения не относятся к финансовым.


Финансы связаны не с любыми формами движения денежных средств. Существуют две основные формы – обмен и распределение.

Обмен - это когда происходит замен денежной формы на товарную, или навстречу товарному эквиваленту движется денежный. При распределении происходит движение только денежного эквивалента, причем только в одностороннем порядке, хотя и допускается возврат денежных средств через определенное время. Финансы связаны только с распределением.

Распределение, осуществляемое с помощь финансов, связано с понятиями «финансовые ресурсы» и « денежные фонды». Распределение происходит путем формирования и использования денежных фондов, т. е. финансы используют фондовый метод распределения.

распределением финансовых ресурсов путем формирования и использования фондов на безэквивалентной основе.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

· предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

· предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

· государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

· государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

· предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

· отдельными звеньями бюджетной системы;

· органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

· денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения валового общественного продукта в связи с формированием денежных доходов у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, стимулирование работающих, удовлетворение социальных и др. потребностей общества. Финансы отличаются от заработной платы, прочих доходов, кредита тем, что финансы – это неэквивалентные отношения, они выражают одностороннее движение стоимости (зарплата – двустороннее движении; кредит – возвратные отношения).

Финансовые ресурсы предоставляются бесплатно и без возвращения. С помощью финансов удовлетворяются различные государственные и общественные потребности:

· образование

· военные потребности

· затраты на социальные цели

· улучшение воспроизводства капитала

· охрана окружающей среды и т.д.

Главным материальным источником денежных фондов вступает национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы – не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов. Не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
    Какие денежные отношения относятся к финансовым отношениям?
Финансы - категория стоимостная. Ближе всего она находится к категории денег. Однако деньги и финансы - не одно и то же. Финансовые отношения включают в себя следующие денежные отношения:
- денежные отношения между двумя субъектами, один из которых наделен особыми полномочиями (государство);
- в процессе денежных отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Эти отношения носили фондовый характер;
- регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
    Какие функции выполняют финансы и в чем заключается их значение?
Функции финансов:
    распределительная – распределяется ВВП и валовая добавленная стоимость и формируются основные или первичные доходы участников сферы материального производства.
    перераспределительная. Основные направления:
- перераспределение в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение)
- межотраслевое перераспределение,
- перераспределение средств между различными социальными группами (пенсии, пособия).
Перераспределительная функция формирует производные или вторичные доходы, формируя окончательные пропорции нераспределения национального дохода.
    регулирующая
а)стимулирующая функция
б) сдерживающая функция – она реализуется через ограничение пределов роста финансовых и экономических показателей.
4. Контрольная функция представляет собой индикаторную функцию, свидетельствующую об отклонениях между плановыми и фактическими исполненными показателями.
    Как категория «финансов» связана с другими экономическими категориями?
Взаимосвязь Ф с другими стоимотными категориями Ф - это ден. отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВОП (валового общ. продукта) и нац. дохода (НД). Цена - денежное выражение стоимости, однако будучи количественной мерой, создаваемой в процессе производства стоимости, она лишь предопределяет пропорции будущего стоимотного распределения. Ф удовлетворяют общественные потребности. Кредит существует на возвратной и платной основе. Кредитные ресурсы формир. за счет временных средств, а Ф из доходных средств, образующихся на стадии стоимостного распределения.
Экономическая категория финансов связана с другими экономическими категориями:
- ценой;
- заработной платой;
- кредитом.
Цена является экономическим инструментом, благодаря которому стоимости продуктов придается денежное выражение, и предопределяет пропорцию будущего стоимостного распределения. A там, где есть распределение, там есть и финансовые отношения. В финансах существенную роль играет заработная плата, т. к. она выражает отношения при помощи которых формируются индивидуальные доходы, поступающие работникам. В стоимостном распределении учитывается и кредит.
Кредит - система экономических отношений, возникающих между кредитором и заемщиком по поводу стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях возвратности за плату в виде процента. Существуют два метода обеспечения потребностей расширенного воспроизводства:
- финансовый;
- кредитный.
Финансовые ресурсы включают в себя следующие признаки:
- одностороннее движение стоимости;
- формирование из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения;
- предоставление бесплатно и без оговора условий возвратности.
Кредитные ресурсы включают в себя следующие признаки:
- движение стоимости от кредиторов и обратно;
- формирование за счет временно свободных денежных средств субъектов хозяйствования и населения;
- предоставление заемщиком на определенный срок на условиях возвратности и платности.
Условия необходимости финансов:
- субъекты хозяйствования и государство нуждаются в финансах для обеспечения воспроизводственных процессов;
- финансы обусловлены потребностями общественного развития, т. е. финансовые ресурсы нужны для обороны страны, для государственного управления, для охраны окружающей среды;
- финансы обеспечивают общественный и индивидуальный оборот производственных фондов на расширенной основе.
    Какие функции выполняют деньги?
Сущность и роль денег как экономической категории проявляются в их функциях, которые выражают внутреннюю основу содержания денег.
1. Средство обращения и платежа, общее меновое средство. Деньги в этой функции должны присутствовать реально. Товарное обращение включает продажу товара, т. е. превращение его в деньги, и превращение денег в товары (Т - Д - Т"). Здесь деньги играют роль посредника в обмене. В этой функции могут работать не только действительные деньги, но иих заменители - бумажные и кредитные. Следует отметить, что не вся денежная масса, обслуживающая торговый оборот, функционирует в качестве средства обращения. В этом качестве работают только наличные деньги. Для безналичных денег характерна функция средства платежа.
2. Мера стоимости. Как всеобщий эквивалент деньги измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия для их уравнивания. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Она определяется общественно необходимыми затратами труда на производство и реализацию. Для соизмерения цен всех товаров служит масштаб цен, который устанавливается государством как фиксированное весовое количество денежного металла, принятое за Денежную единицу. При распространении бумажной формы денег масштаб цен существенно изменился и представляет собой принятую в стране денежную единицу и ее кратные части.
3. Средство накопления и образования сокровищ (только если цена постоянная). Деньги должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы на определенный период и обязательно быть реальными.
Значение этой функции по мере развития товарного производства возрастало, так как без него невозможно было бы осуществлять расширенное) воспроизводство. При переполнении каналов обращения полноценными; деньгами лишние уходили из него, образуя сокровища, и тем самым выступали стихийным регулятором денежного обращения.
4. Мировые деньги, участвующие в процессе межгосударственного обращения, торговли, кредита, выполняют функцию обслуживания мирового хозяйства. В этом качестве деньги выступают в расчетах по международным балансам. Если платежи данной страны за определенный период превышают ее денежные поступления от других стран, то деньги представляют собой средство платежа. Международным средством мировые деньги служат при нарушении равновесия обмена товарами и услугами между странами, а также при предоставлении займов:
Выполнение деньгами этих функций означает, что денежная масса может функционировать в национальном, международном денежном обращении и в сфере накопления. Функция денег как меры стоимости присутствует в каждой из названных функций.
    Дайте определение финансовой системы.
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений.
    Охарактеризуйте сферы и звенья финансовой системы.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:
1)общегосударственные финансы:
- государственный бюджет;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит;
- фонды страхования;
- фондовый рынок;
2)финансы хозяйствующих субъектов:
- государственных;
- муниципальных;
- частных;
- акционерных;
- арендных;
- общественных.
    Что представляет собой финансовая политика?
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
- разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
- создание адекватного финансового механизма;
- управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Целями финансовой политики предприятия могут быть:
- выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;
- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
- лидерство в борьбе с конкурентами;
- максимизация рыночной стоимости предприятия;
- устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;
- рост объемов производства и реализации;
- максимизация прибыли и минимизация расходов;
- обеспечение рентабельной деятельности и т. д.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
Существуют следующие задачи финансовой политики:
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
-выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Главная задача финансовой политики наряду с обеспечением соответствующими финансовыми ресурсами, реализацией той или иной государственной программы экономического и социального развития - предотвращать социальную напряженность в обществе. Преодоление спада производства, повышение социальной защиты населения - это первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой России.
    Перечислите виды денег.
Подразделение денег на виды осуществляется по природно-функцинальному признаку.
Действительные деньги - это деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них) соответствует реальной стоимости, т. е., стоимости металла, из которого они изготовлены.
Заместители действительных денег (знаки стоимости) - это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т. е. затраченного на их производство общественного труда. Различают металлические знаки стоимости (монеты, изготовленные из дешевых металлов) и бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги (бумажные деньги и кредитные деньги).
К кредитным деньгам относятся: электронные деньги (используемые в межбанковских операциях), кредитные карточки, банкноты, векселя (долговые обязательства), чеки. Появление знаков стоимости при золотом обращении было вызвано объективной необходимостью: золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала потребность в деньгах. Золотые деньги не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот, золотое обращение не обладало эластичностью, т. е. не могло быстро расширяться и сжиматься, золотой стандарт не стимулировал производство и товарооборот.
Что такое товарные деньги?
Большинство видов денег, использовавшихся на ранних стадиях развития общества, представляли собой вещные денежные знаки, или товарные деньги.
Товарные деньги - это вид денег, представляющий собой реальные товары, выступающие в качестве регионального эквивалента, покупательная способность которых основывается на их товарной стоимости. Выбор реального товара, используемого в качестве денег, обусловливался признанием за таким товаром важных потребительских свойств. Кроме того, на вид общественного богатства, используемого обществом в качестве денег, в значительной степени влияли технические возможности и предпочтения в области торговых отношений.
Можно выделить три основных подвида товарных денег:
- анималистические - в их состав включаются животные и изделия из них (скот, меха, раковины, кораллы и т. д.);
- гилоистические - к ним относятся полезные ископаемые и металлы, а также орудия труда из них (камни, металлы, соль, янтарь и т. д.).;
- вегетабилистические - это растения и плоды (зерно, плоды деревьев, табак и т. д.).
10. Назовите органы, осуществляющие управление
финансами.

Основные положения и сущность функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:
- разработка и реализация единой государственной финансовой политики;
- составление проекта и исполнение государственного бюджета;
- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;
- обеспечение устойчивости государственных финансови осуществление мер по развитию рынка.
Деятельность Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О Министерстве финансов" утвержденным постановление Правительства РФ.
Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.
Минфин проводит в своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Министерство финансов имеет право:
- ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета;
- взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа;
- выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета;
- предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;
- осуществлять лицензионную деятельность.
В соответствии с положением Министерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.
Центральный аппарат Министерства финансов включает следующие подразделения:
1) Департамент бюджетной политики – составляет проект бюджета и организует его исполнение.
2) Департамент отраслевого финансирования – определяет направление финансирования отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи.
3) Департамент межбюджетных отношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов федерации.
4) Департамент управления государственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутренних государственных займов, выплатой процентов и погашением.
5) Департамент управления государственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов и их погашение.
6) Департамент аудита – осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности, аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления.
7) Департамент бухгалтерского учета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формы бухгалтерского учета и отчетности, а также нормативные документы по формам учета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках и др.)
8) и другие департаменты.
В составе Министерства финансов на основании Указа президента РФ "О Федеральном казначействе", Постановления Правительства РФ "О Федеральном казначействе Российской Федерации", утвердившим Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему.
Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:
Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С.-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.
Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями.
Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.
Основными задачами органов Федерального Казначейства являются:
-организация, осуществление и контроль исполнение бюджета РФ;
-управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
- финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
- управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
- предоставление законодательным и исполнительным органам отчетности ол финансовых операциях правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Счетная палата РФ
Счетная палата является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:
-организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению;
-определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования средств федеральной собственности;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
Налоговые органы РФ
Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.
Деятельность налоговых органов регламентируется и определяется на основании закона "О налоговых органах РФ" и Налогового кодекса.
Задачи контроля со стороны налоговых органов:
1) Выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.
2) Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.
Налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов пеней и.
Налоговые органы вправе:
1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения по вопросам возникающим при проверках.
2. Обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций и граждан.
3. Требовать от руководителей и других должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений.
4. Приостанавливать операции по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления налоговым органам документов связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей.
5. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
6. Взыскивать недоимки и пени по налогам.
7. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
8. Налагать административные штрафы.
МНС РФ является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля.
Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.
МНС РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.
Управления МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют руководство территориальными государственными налоговыми инспекциями. И обеспечивают через них решение задач налоговых органов. Также УМНС занимается контролем крупных налогоплательщиков имеющих межрегиональную структуру.
Территориальные государственные налоговые инспекции (ТГНИ) осуществляют непосредственную работу с налогоплательщиками. Проводят камеральные проверки (на основании отчетных данных предприятий и поступивших отчетов по налогам по налогам), документальные (с выходом на предприятие, не реже одного раза в год), комплексные – проверяются все стороны деятельности предприятия), тематические.
Методы проведения проверок: сплошной, выборочный, формальный, арифметический, встречные проверки.
Федеральная служба налоговой полиции.
Федеральные органы налоговой полиции выполняют свои функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции возложенные на них законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".
Органы налоговой полиции полномочны:
1) производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов;
2) по запросам налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
3) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом "О федеральных органах налоговой полиции"
Государственный таможенный комитет РФ
Он несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Таможенного комитета относятся:
1. проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенными органами;
2. проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых налоговыми органами;
3. приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного законодательства;
4. взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренным налоговым законодательством.
На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура управления финансами определяется его высшим руководством и зависит, прежде всего, от размеров предприятия и видов его деятельности.Крупные компании соответственно имеют хорошо структурированный многочисленный штат финансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и вице-президентом. Главный финансовый менеджер определяет важнейшие вопросы развития компании, ценообразованием, в связанные с капитальными вложениями, политикой выплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политики финансирования и др. В небольших предприятиях функции финансового менеджера выполняет главный бухгалтер, которого иногда называют финансовым директором. Функции и задачи финансового менеджера многообразны. Главной его задачей является поиск и нахождение путей эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособности мероприятия, в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно свободных денежных средств.
    Определение и структура денежной системы.
Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.
    Сущность кредита и его функции.
Кредит - это разновидность экономической сделки, договор между юридическими и/или физическими лицами о займе или ссуде. Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, т. е. денежного капитала, предоставленного в ссуду. При помощи кредита свободные денежные средства граждан, предприятий и государства аккумулируются, превращаются в ссудный капитал, который за плату предоставляется во временное пользование.
Необходимость и возможность кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала в процессе воспроизводства: на одних участках высвобождаются свободные денежные средства, на других возникает потребность в них. С помощью кредита облегчается процесс перелива капитала из одной отрасли в другую. Ссудный капитал перераспределяется между отраслями с учетом рыночной конъюнктуры в те сферы, которые обеспечивают получение высокой прибыли и являются приоритетными с точки зрения общенациональных интересов государства. Сущность кредита лежит в общественных отношениях, связанных с движением стоимости. При анализе сущности кредита следует различать три элемента:
1) субъект;
2) объект;
3)ссудный процент.
Сущность кредита находит свое проявление в элементах кредита, в основных принципах кредита, в функциях и роли кредита. Принципы кредитования это основополагающие условия, на которых выдается кредит заемщику. К ним относятся:
1 Прочность;
2) возвратность;
3)обеспеченность;
4)платность;
5) дифференцированность;
6) целевой характер кредита.
Функции кредита, как и любой экономической категории, выражают его сущность. Выделяют следующие функции кредита:
1) перераспределительная функция;
2) функция замещения наличных денег кредитными;
3) экономия издержек обращения;
4) ускорение концентрации капитала;
5) ускорение НТП.
Перераспределительная функция. В условиях рыночной экономики на рынке ссудных капиталов происходит перекачивание временно свободных финансовых ресурсов из одних сфер хозяйственной деятельности в другие, обеспечивающие, а частности, более высокую прибыль. Этот процесс осуществляется в форме движения денежного капитала.
Замещение действительных денег кредитными операциями. В современной экономике созданы все условия для такого замещения. Перечисление денег с одного счета на другой дает возможность сократить налично-денежные платежи, улучшить структуру денежного оборота. Сейчас в обращении находятся денежные знаки, выпускаемые на основе кредита.
Экономия издержек обращения. Источником кредита выступают временно высвобождающиеся в процессе кругооборота капитала средства, поэтому реализация этой функции вытекает из экономической сущности кредита. Мобилизуя временно высвобождающиеся средства, кредит дает возможность восполнить недостаток собственных финансовых ресурсов у отдельных предприятий.
Ускорение концентрации капитала. Развитие производства сопровождается процессом концентрации капитала. Заемный капитал дает возможность расширить масштабы производства и получить дополнительную прибыль. Заемные средства, присоединенные к собственным, расширяют либо масштабы произволства, либо масштабы хозяйственных операций, что позволяет получить дополнительную прибыль, т. е. дополнительный источник. Несмотря на необходимость платить проценты за кредит, привлечение капитала на условиях займа всегда выгодно.
Ускорение научно-технического прогресса. Кредит побуждает расширять масштабы производства и заставляет заемщика осуществлять инновации в форме внедрения в производство научных разработок и новых технологий. Функционирование большинства научных центров немыслимо без использования кредитных ресурсов. Поэтому кредитные отношения ускоряют научно-технический прогресс.
    Что включает в себя система финансового планирования в РФ?
Финансовое планирование - один из элементов системы управления финансами. Финансовое планирование существует во всех государствах и поставлено на высокий уровень.
Финансовое планирование может иметь краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер. В РФ система финансового планирования включает несколько уровней. Всеми субъектами хозяйствования, которые функционируют на коммерческой основе, составляются балансы доходов и расходов, а также бизнес-планы, которые включают в качестве составной части финансовые планы. Учреждения некоммерческой деятельности составляют сметы. Кооперативные предприятия, страховые компании, общественные организации составляют финансовые планы, прогнозы и бизнес-планы.
На региональном уровне составляются балансы доходов и расходов населения.
По кассовым оборотам ЦБ и коммерческих банков составляются прогнозы и статистические отчеты. Бюджеты разных уровней подготавливают органы государственного управления.
Проводимая рыночная реформа требует изменений в финансовом планировании, т. е. для рыночной экономики важна не только финансовая тактика, но и финансовая стратегия. Субъекты РФ стали более самостоятельными в решении финансовых проблем.
В настоящий момент главными финансовыми регуляторами являются ставки налогов, нормы амортизации, льготы (частичное освобождение от налогов), санкции (меры воздействия), дотации, субвенции (формы финансовой помощи отдельным регионам или отраслям), ассигнования из бюджета на непроизводственную сферу, валютный курс.
Российская экономика не отвергает финансового планирования. По сравнению с административно-плановой системой, финансовое планирование становится более гибким, маневренным и ориентируется на промышленные программы.
Прогнозы, расчеты при финансовом планировании основываются на следующих методах:
Метод экстраполяции основан на изучении данных отчетного периода и прогнозировании темпов изменения на перспективу.
Нормативный метод предполагает использование установленных норм и нормативов.
Метод экономико-математического моделирования основан на построении финансовых моделей, которые имитируют реальные экономические и социальные процессы.
Балансовый метод предполагает увязку всех разделов финансового плана, т. е. согласование финансовых ресурсов с источниками их формирования.
    Виды кредитов.
Вид кредита - это более детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам, используемая для классификации кредитов. Единых мировых стандартов при такой классификации не существует.
Кредит подразделяется на виды в зависимости от отраслевой направленности. Когда кредит обслуживает потребности промышленных предприятий, то это промышленный кредит. Выделяют также сельскохозяйственный кредит, торговый кредит и др.
По объектам кредитования различают кредит, использующийся для приобретения различных товаров, кредит для осуществления различных производственных затрат. Если у предприятия временно отсутствуют свободные денежные средства, но возникают обязательства по разнообразным видам текущих платежей, то ссуда берется под разрыв в платежном обороте. Выделяют ссуды, имеющие прямое и косвенное обеспечение. Прямое обеспечение содержат ссуды, выданные под конкретный материальный объект, на покупку конкретных видов товарно-материальных ценностей. Косвенное обеспечение могут иметь ссуды, выданные на покрытие разрыва в платежном обороте. По степени обеспеченности также выделяют кредиты с полным, неполным обеспечением и без обеспечения. Полное обеспечение имеется в том случае, если размер обеспечения равен размеру предоставляемого кредита. Неполное обеспечение возникает тогда, когда его стоимость меньше размера кредита. Кредит может и не иметь обеспечения.
Он предоставляется при наличии достаточного доверия банка к заемщику. Обеспечение кредита зависит также от внешних гарантий. Помимо обычного залога, в группу обеспечения возврата кредита входят гарантии, поручительства третьих лиц, страхование и др.
При классификации кредита в зависимости от срочности кредитования выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ссуды. Краткосрочные ссуды обслуживают текущие потребности заемщика, связанные с движением оборотного капитала. Срок возврата таких ссуд не выходит за пределы одного года. Среднесрочные и долгосрочные кредиты обслуживают долговременные потребности.
Кредит различают в зависимости от платности за его использование. Выделяют платный и бесплатный, дорогой и дешевый кредиты. За основу такого деления берется размер процентной ставки, установленный за пользование ссудой. Платный кредит подразумевает плату за пользование кредитными ресурсами в виде ссудного процента. Бесплатный кредит не подразумевает такую плату. Такой вид кредита применяется при кредитовании сотрудников банка, при личных дружеских формах кредита и др. Понятие дорогого кредита связано с взысканием процентной ставки, размер которой выше его рыночного уровня. Ставка платы за дешевый кредит ниже рыночного уровня процентной ставки.
Нет определенного стандарта, по которому производится классификация видов кредита. Каждая страна в зависимости от особенностей кредитных отношений виды кредита устанавливает по-своему. В мировой практике используются другие критерии классификации видов кредита, например кредит для юридических лиц и физических лиц.
    Какими методами пользуются при финансовом планировании?
Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей:
1)нормативный;
2)расчетно-аналитический;
3)балансовый – путь построения балансов достигается увязкой имеющихся в наличии финансовых ресурсов к их фактической потребности;
4)оптимизации плановых расчетов – сводится к разработке нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них более оптимальный. При этом могут применяться разные критерии: min приведенных затрат; max приведенной прибыли; min вложения капитала при наибольшей эффективности результатов; max текущих затрат; min времени на оборот капитала; max дохода на руб. вложенного капитала; min риска и др.;
5)экономико-математическое моделирование - позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими.
Существует два основных вида:
-функциональные или жестко детерминированные модели вида у=f(x);
-корреляционные - связи, отражающие вероятную зависимость и проявляющиеся при большом числе наблюдений.
    Что представляет собой финансовый контроль?
Государственный финансовый контроль - контроль за всей финансово-хозяйственной деятельностью органов государственного управления и органов местного самоуправления, а также законностью и своевременностью движения финансовых средств государства и органов местного самоуправления и эффективности органов местного самоуправления.
Объектом финансового контроля являются распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.
Основная цель организации финансового контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений.
Одним из основных элементов системы финансового контроля являются сбор и обработка исходных данных для проведения контроля. Правило проведения контрольно-ревизионной работы - документальное и детальное отражение и фиксация результатов проведения мероприятий и израсходованных средств. Результат контроля зависит не только от регламента проведения контрольных мероприятий. Факторами, влияющими на результат контроля, являются:
квалификация специалистов, проводящих контроль;
полнота и достоверность исходных данных об объекте
контроля, на основе которых проводится контроль;
нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение контроля, дающее право на выполнение контрольных функций.
    Назовите органы, осуществляющие финансовый контроль.
Субъектами финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные комиссии.
Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития, государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов.
При законодательных органах создаются также Контрольные палаты. В их ведении находятся такие вопросы, как контроль за:
1) источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным использованием;
2) эффективностью использования государственной собственности, работы государственных предприятий;
3) использованием средств специальных фондов;
4) источниками денежных доходов общественных организаций, включая различные партии, за использованием этих средств соответственно уставным целям.
Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называется бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.
В составе аппарата министерства финансов функционируют контрольно-ревизионные управления. Контрольно-ревизионные управления проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений. Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими) бухгалтерами, работниками финансовых отделов. Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба Российской Федерации. Задачами налоговых служб являются: контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния предприятий и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы; проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли с целью недопущения ее занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных и потенциальных объектов налогообложения.
    Перечислите формы кредитов.
В зависимости от вещественной формы ссуженной стоимости выделяют товарную, денежную и смешанную формы кредита.
Товарная форма кредита предполагает передачу во временное пользование конкретной вещи, определённой родовыми признаками. Данная форма исторически существовала до появления денежных отношений. Эквивалентом для обмена являлись отдельные товары (меха, скот, зерно и пр.), а кредиторами были субъекты, обладавшие излишками предметов. Возвращать надлежало аналогичное имущество с оговоренным или естественным (для скота, зерна, птицы) приращением. В современных условиях товарной формой кредита является поставка товаров с отсрочкой оплаты (обычно от производителя в адрес торговой организации), продажа в рассрочку, аренда (прокат) имущества, лизинг оборудования, товарная ссуда, некоторые варианты ответственного хранения. В ряде случаев возвращать надлежит тоже самое или аналогичное имущество с дополнительной оплатой или без таковой. Если возвращать надлежит денежный эквивалент товара, полученного в кредит, то получается смешанная форма кредита.
Денежная форма кредита предполагает передачу во временное пользование оговоренного количества денег. Денежная форма является преобладающей в современных условиях экономики. Данная форма кредита активно используется всеми субъектами экономических отношений (государством, предприятиями, отдельными гражданами) как внутри страны, так и во внешнем экономическом обороте. В денежной форме кредита нет эквивалентного товарно-денежного обмена, а есть передача стоимости во временное пользование с условием возврата через определённое время и, как правило, с уплатой процентов за пользование ей.
Смешанная форма кредита возникает в том случае, когда кредит был предоставлен в форме товара, а возвращён деньгами или наоборот - предоставлен деньгами, а возвращён в виде товара. Последний вариант часто используется в международных расчётах, когда за полученные денежные ссуды расчёт производится поставками товаров. Во внутренней экономике продажа товаров в рассрочку сопровождается постепенным возвращением кредита в денежной форме.
    Охарактеризуйте виды и формы финансового контроля.
Формы финансового контроля:
1)выполнения какого-либо финансового мероприятия. Осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы;
2) оперативный контроль - проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. Эта форма контроля предполагает предотвращение совершения финансовых правонарушений;
3) последующий контроль - производится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки законности и обоснованности совершенных мероприятий, т. е. анализ, отчеты балансов на предприятие.
Общее для всех видов финансового контроля, единство содержания, предмета и метода. Однако каждый из видов контроля имеет свою сферу применения и специфику, обусловливающие разделение финансового контроля на виды в зависимости от субъектов контроля:
1) государственный финансовый контроль:
а)общегосударственный финансовый контроль;
б)ведомственный финансовый контроль;
2) внутрихозяйственный финансовый контроль;
3) общественный финансовый контроль (выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы);
4) независимый (аудиторский) контроль. В отечественной науке традиционно выявляют государственный, ведомственный, внутрихозяйственный и независимый финансовый контроль;
5) государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательно определенными полномочиями;
6) ведомственный финансовый контроль - финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств внутри их сферы деятельности;
7) внутрихозяйственный финансовый контроль - финансовый контроль, проводимый финансово-эко-
номическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта;
8) независимый финансовый контроль - контроль, осуществляемый аудитором. Основной целью такого контроля является установление доверенности бухгалтерской (аудиторской) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым актам.
В теории и практике финансового контроля принято различать предварительный, текущий и последовательный контроль.
В Бюджетном кодексе РФ (ст. 265) установлены правила использования предварительного, текущего и последующего финансового контроля законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления:
1) предварительный контроль используется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
2)текущий контроль используется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими вопросами;
3) последующий контроль используется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Финансовый контроль классифицируется по нескольким признакам, например по полноте охвата проверяемого объекта (полный или частичный, комплексный или тематический, сплошной или выборочный) или по характеру материалов (документальный и фактический).
и т.д.................