Французские лидеры 8. Все французские президенты

Государства? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в статье.

Правительство Франции: общая характеристика

Конституция Франции подразумевает под понятием "правительство" два основных элемента: премьер-министра и министров. Министры объединяются в две группы: Совет министров - под предводительством президента, и кабинет министров - под руководством премьер-министра. И глава правительства Франции, и все остальные министры назначаются непосредственно президентом Франции.

С юридической точки зрения выбор президента ничем не обусловлен и никак не ограничен: он может назначить председателем правительства кого угодно. Однако на практике все происходит несколько иначе. Так, президент выбирает, как правило, лидирующее среди большинства лицо. В противном случае возможны частые противоречия с парламентом: насчет законодательных инициатив, программ и т. д.

Смещение с должности министров также осуществляется президентом. Однако происходит это с согласия премьер-министра.

Об институте парламентской ответственности правительства Франции

Статьи 49 и 50 Конституции Франции вводят специальное положение об институте парламентской ответственности. Что оно собой представляет и как оно относится к правительству? Основной закон страны прописывает, что глава правительства Франции должен своевременно подавать заявление о собственной отставке президенту. Однако происходить это должно лишь в некоторых случаях, среди которых следующие:

Сразу стоит отметить, что отставка французского премьер-министра всегда ведет за собой полную отставку всего Кабинета министров. Допускается как добровольная отставка председателя правительства, так и принудительная.

Весь порядок, описанный выше, является классическим примером и есть институт парламентской ответственности.

Правительство Франции как институт законодательной инициативы

Согласно французской Конституции, правительство является основным институтом, выпускающим подавляющее число законодательных инициатив. В отличие от тех же парламентариев, именно правительство Франции способно выпустить такие законопроекты, которые пройдут все стадии и твердо укрепятся в виде законов.

Оно выпускает два основных типа законопроектов: декреты и ордонансы. Ордонансы представляют собой специальные акты делегированного законодательства. Декреты же носят характер так называемой регламентарной власти: согласно ст. 37 Конституции, вопросы могут носить регламентированный характер, несмотря на то что они не входят в сферу законодательства.

О роли премьер-министра Франции

Премьер-министр Франции является, как уже было сказано выше, председателем правительства. французской Конституции закрепляет его статус и основные полномочия, среди которых:

  • руководство правительством;
  • контроль над национальной обороной (в данном случае премьер несет персональную ответственность);
  • обеспечение исполнения законов;
  • осуществление регламентарной власти;
  • назначение определенных лиц на военные или гражданские должности.

Помимо всего вышеперечисленного, председатель правительства способен принимать различные правовые и нормативные акты. Министры же, в свою очередь, способны эти акты контрассигнировать. Данный процесс закрепляет статья 22 Конституции Франции.

Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений

Как и в Российской Федерации, французский президент и премьер-министр - первое и второе лицо в государстве. Дабы не возникало противоречий или иных проблем, во Франции закреплены две схемы взаимоотношений между этими двумя политическими деятелями. Что представляет собой каждая из схем?

Первая именуется как "де Голль - Дебре". По своей сути она довольно проста. Система предполагает пропрезидентское большинство в Национальном собрании. Более того, премьер-министр и правительство не имеют никакой собственной и независимой политической программа. Вся их деятельность контролируется и парламентом.

Вторая программа называется системой "кохабитации", или схемой "Миттеран-Ширак". Суть этой программы - формирование оппозиционного парламентского большинства. Обязанность президента - выбрать из этого большинства председателя правительства. Вследствие этого образуется крайне интересная система: президент и премьер-министр становятся конкурентами, поскольку имеют, по-сути, две различные программы. Вопросы внутренней политики отходят Совету Министров; внешняя политика регулируется главой государства.

Безусловно, вторая система в несколько раз лучше и эффективнее. Доказательств этому множество, однако можно привести одно и самое важное: умеренная конкуренция и борьба в политических верхах почти всегда ведет к прогрессу.

во Франции: 1944-1946 гг.

Дабы обладать более четким и ясным пониманием того, как работает правительство во Франции, можно привести в пример систему временного правительства, образованную в Четвертой республике.

Создание произошло 30 августа 1944 года. Возглавил орган генерал Шарль де Голль, лидер и координатор движения "Свободная Франция". Удивительная особенность правительства заключалась в том, что в него вошли самые неординарные и непохожие друг на друга группы: социалисты, христианские демократы, коммунисты и многие другие. Была проведена серия различных социально-экономических реформ, благодаря которым уровень жизни в государстве значительно повысился. Стоит упомянуть и про принятие в сентябре 1946 года новой Конституции.

Президент Франции: порядок избрания

Разобравшись с тем, какие существуют полномочия правительства Франции и какой структурой оно обладает, стоит перейти к следующему вопросу, посвященному французскому президенту.

Избирается глава государства на прямых всеобщих выборах. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, при этом одно и то же лицо не способно занимать президентский пост более чем два срока подряд. Кандидату в президенты должно быть как минимум 23 года. Кандидатура должна быть одобрена выборными должностными лицами. Процесс выборов проходит по мажоритарной системе, в 2 этапа. Большинство голосов должен набрать будущий президент Франции. Правительство объявляет выборы и оно же их завершает.

Если президент досрочно прекращает свои полномочия, заместителем становится председатель Сената. Обязанности этого лица несколько ограничены: он не способен, в частности, распускать Национальное собрание, назначать референдум или изменять конституционные положения.

Процесс смещения президента

Высокая Палата Правосудия принимает решение о снятии с президента его полномочий. Закрепляется это в статье 68 французской Конституции. По сути, подобная процедура является импичментом главы государства. Главное основание для смещения президента с его поста - невыполнение своих обязанностей или исполнение, никак не совмещенное с мандатом. Сюда же можно отнести выражение недоверия главе государства, которое способно подавать правительство.

Парламент Франции, вернее, одна из его палат, инициирует создание и смещение Высокой Палаты. При этом другая парламентская палата обязана поддержать решение первой. Происходит все только в том случае, если за инициативу выступили две трети парламентских голосов. Стоит также отметить, что решение Высокой Палаты должно вступать в силу немедленно.

Об иммунитете президента

Еще одна тема, которую обязательно стоит затронуть, - это президентский иммунитет. Что он представляет собой во Франции? Согласно статье 67 Конституции страны, президент освобождается от ответственности за все деяния, совершаемые им на посту. Более того, во время исполнения полномочий глава государства имеет право не являться ни в один из французских судов для дачи каких-либо показаний. Судебное преследование, следственные действия, сбор судебной информации - все это также не должно касаться главы государства во время исполнения им своих полномочий.

Французский президент обладает, помимо всего прочего, иммунитетом от судебного преследования. Однако иммунитет этот временный и может быть приостановлен спустя месяц после сложения президентом своих обязанностей. Стоит также отметить, что иммунитет не распространяется на международный уголовный суд. Французский президент не способен скрываться от вызова в эту инстанцию. Закрепляют это и положения 68 и 532 французской Конституции.

"Личные" полномочия президента Франции

Стоит, наконец, рассказать об основных обязанностях и полномочиях главы французского государства. Все они делятся на две группы: личные и разделяемые. Чем характеризуются личные полномочия?

Они не требуют министерской контрассигнации, а стало быть, президент способен исполнять их самостоятельно и самолично. Вот какие моменты сюда относятся:

  • Президент выступает в качестве арбитра и гаранта. Это относится к назначению референдума, подписанию ордонанса, назначению трех членов Совета и т. д. Во всем этом президенту должен помогать Высший Совет магистратуры.
  • Президент взаимодействует с различными политическими органами и институтами. Парламент, судебные органы (арбитражное, конституционное, мировое), правительство - Франция диктует, что всеми этими органами глава государства обязан постоянно контактировать. В частности, президент должен обращаться с посланиями к парламенту, назначать премьер-министра, созывать Совет Министров и т. д.
  • Глава государства обязан принимать все необходимые действия для предотвращения кризиса. Сюда относится и принятие чрезвычайных полномочий (данное право закрепляет ст. 16 Конституции). Однако президент обязан проводить консультацию с такими органами, как правительство Франции (состав его должен быть полным), парламент, Конституционный Совет и др.

"Разделяемые" полномочия президента Франции

"Разделяемые" президентские полномочия, в отличие от "личных", требуют контрассигнирования со стороны министров. Какие обязанности главы государства здесь можно выделить?

  • Кадровые полномочия, или формирование правительства Франции. Речь, как уже понятно, идет о назначении председателя правительства и министров.
  • Подписание ордонансов и декретов.
  • Созыв внеочередных парламентских сессий.
  • Назначение референдума и контроль над его проведением.
  • Решение вопросов о международных отношениях и обороне.
  • Промульгация (обнародование) законов.
  • Решения о помиловании.

22 апреля, в воскресенье, прошел первый тур выборов президента Франции. Сегодня были обработаны 98% избирательных бюллетеней.

Лидирует кандидат от социалистов Франсуа Олланд, который набрал 28,59% голосов и действующий президент Николя Саркози — у него 27,09% голосов избирателей. Третье место у лидера «Национального фронта» Марин Ле-Пен, у нее 18,06% голосов, четвертое у кандидата от «Левого фронта» Жан-Люка Меланшона, который набрал 11,11% голосов.

Во второй тур выходят Франсуа Олланд и Николя Саркози.

Новый президент Франции станет седьмым по счету президентом Пятой республики, берущей начало в 1958 году, когда во Франции была принята новая конституция, усилившая полномочия президента республики, который имеет право роспуска парламента и избирается всенародно.

Представляем архивные фотографии всех президентов Пятой республики Франции, а также наиболее известных кандидатов в президенты, боровшихся за президентское кресло.

Президенты Пятой республики.

1. Шарль де Голль. Годы правления: 1959-1969. Переизбран на второй срок в 1965. Ушел в отставку
2. Жорж Помпиду. Годы правления: 1969-1974. Умер в должности. До и после срока Помпиду обязанности президента республики временно исполнял председатель Сената Ален Поэр.
3. Валери Жискар д’Эстен. Годы правления: 1974-1981.
4. Франсуа Миттеран. Годы правления: 1981-1995. Переизбран на второй срок в 1988.
5. Жак Ширак. Годы правления: 1995-2007. Переизбран на второй срок в 2002.
6. Николя Саркози. Годы правления: 2007-2012

19 апреля, 2007. Жан-Мари Ле Пен на встрече в Ницце, незадолго до первого тура президентских выборов во Франции. Жан-Мари Ле Пен — лидер Национального фронта с момента его основания в 1972 по январь 2011. Участвовал в президентских выборах 1974, 1988, 1995 году. На выборах 2007 года набрал 10,44 % (четвертое место). Основные положения его программы - это уменьшение иммиграции и прекращение евроинтеграции Франции. Был подвергнут штрафу в 1,2 миллиона франков за высказывание о том, что газовые камеры были «лишь эпизодом в истории Второй мировой войны».
(AP Photo/Lionel Cironneau)

19 апреля, 2007. Испанский премьер-министр Хосе Луис Запатеро (справа) в Тулузе сопровождает Мари-Сеголен Руаяль, кандидата на пост президента Франции от Социалистической партии Франции на президентских выборах-2007 (первая женщина, выдвинутая в президенты от крупнейших партий).
(AP Photo/Michel Euler)

4 сентября, 1958. Шарль де Голль, премьер-министр Франции, а в будущем первый президент Пятой республики Франции, демонстрирует своим видом символ «V» («Victoria» — победа) на Площади республики в Париже во время представления нового проекта конституции, положившей начало Пятой республике. 28 сентября 1958 года во Франции прошел референдум, 79,2 процента опрошенных поддержали новую конституцию. В декабре 1958 года де Голль был выбран президентом Франции, за него проголосовало 78% избирателей, в январе 1959 года прошла инаугурация.
(STAFF/AFP/Getty Images)

23 апреля, 2007. Первый секретарь Социалистической партии Франции Франсуа Олланд пришел на пресс-конференцию в офис партии в Париже. Участник президентских выборов во Франции 2012 года от Социалистической партии. Считается главным конкурентом действующего президента Николя Саркози.
(AP Photo/Michel Spingler)

2 мая, 2007. Мари-Сеголен Руаяль, кандидат на пост президента Франции от Социалистической партии Франции на президентских выборах-2007 (слева) и кандидат в президенты Николя Саркози участвуют в телевизионных дебатах. Французские журналисты Арлетт Шабо (Arlette Chabo), вторая справа, и Патрик Пуавр д’Арво (Patrick Poivre d’Arvor) ведут дебаты.
(AP Photo/Thomas Coex, Pool)

23 апреля, 2002. Президент Франции Жак Ширак на встрече с избирателями в Ренне. Жаку Шираку пришлось бороться с Жаном-Мари Ле Пеном, лидером Национального фронта на президентских выборах, которые состоялись 5 мая 2002.
(AP Photo/Franck Prevel)

21 апреля, 2002. Французский премьер-министр и кандидат в президенты Лионель Жоспен в в штаб-офисе в Париже объявляет о том, что он покинет политику после объявления результатов первого тура президентских выборов.
(AP Photo/Remy de la Mauviniere)

21 апреля, 2002. Лидер Национального фронта Франции Жан-Мари Ле Пен вскидывает руки после того, как он подписал Национальный гимн Франции в центральном штаб-офисе партии в Сен-Клу во время избирательной кампании.
(AP Photo / Michel Euler)

22 апреля, 2012. Марин Ле Пен, дочь известного политика Жана-Мари Ле Пена, кандидат в президенты от Национального фронта на выборах 2012 года приветствует своих избирателей в Париже во время избирательной кампании.
(FRANCOIS GUILLOT/AFP/Getty Images)

16 мая, 2007. Николя Саркози в сопровождении кортежа проезжает по Елисейским полям в Париже. В 2007 году Николя Саркози стал 23 президентом Франции и шестым президентом Пятой республики.
AFP PHOTO POOL REGIS DUVIGNAU

30 января, 1988. Жан-Мари Ле Пен, лидер Национального фронта и кандидат в президенты Франции боксирует в офисе партии в Сен-Клу (Saint-Cloud), окрестности Парижа.
(DERRICK CEYRAC/AFP/Getty Images)

5 мая, 1981. Париж. Франсуа Миттеран (справа) и Валери Рене Мари Жискар д’Эстен участвуют в телевизионных дебатах во время президентских выборов во Франции. Журналисты Мишель Котта (слева) и Жан Буассона (Jean Boissonnat) следят за дебатами. Франсуа Миттеран выигрывал во вторых турах президентские выборы 1981 и 1988 годах, обойдя соответственно Жискар д’Эстена и Жака Ширака. Именно при Миттеране между СССР и Францией сложились доверительные отношения, основанные на отрицании нацизма.
(AFP/Getty Images)

2 мая, 1995. Париж. Сторонник правых голлистских взглядов Жак Ширак (справа) и социалист Лионель Жоспен участвуют в телевизионных дебатах во время предвыборной кампании президента.
(OFF/AFP/Getty Images)

10 мая, 1981. Французские журналисты, операторы, политические лидеры ждут подведения итогов выборов в студии телеканала TF1. В 1981 году президентом Франции стал Франсуа Миттеран, набравший наибольшее число голосов во втором туре. За него проголосовало 52,06% избирателей. Он опередил своего оппонента Валери Жискара д’Эстена.
AFP PHOTO/UPI/STEPHANE TAVOULARIS

10 мая, 1981. Журналисты встречают кандидата в президенты от социалистического движения Франсуа Миттерана (в центре), который выходит из ресторана Ле Вье Морван в городке Шато-Шиньон.
(JEAN-CLAUDE DELMAS/AFP/Getty Images)

Ален Поэр (справа) встречает Жоржа Помпиду

Ален Поэр (справа), ставший временным президентом Франции после того, как генерал Шарль де Голль ушел в отставку 28 апреля 1969 года, встречает нового избранного президента Жорджа Помпиду (в центре) во время церемонии инвеституры 20 июня 1969 года на Елисейских полях.
(AFP/Getty Images)

10 апреля, 1969. Французский журналист Мишель Друа (Michel Droit), слева, берет интервью у генерала Шарля де Голля в Париже.
(AP Photo/Michel Lipchitz)

27 апреля, 1969. Президент Франции 78-летний генерал Шарль де Голль (в центре) участвует в конституционном референдуме, на который была вынесена судьба Сената. Генерал голосует на избирательном участке в Колумбэ-ле-дез-Эглиз. Реформа Сената провалилась. Через день Шарль де Голль ушел в отставку.
(AFP/Getty Images)

24 марта, 1981. Мэр Парижа Жак Ширак (слева) общается с 26-летним Николя Саркози, который возглавил молодежный комитет по поддержке Жака Ширака на президентских выборах 1981. С 1981 года Саркози стал союзником и протеже будущего президента.

28 апреля, 1988. Париж. Французский президент Франсуа Миттеран (справа) и премьер-министр Жак Ширак участвуют в телевизионных дебатах во время предвыборной кампании.
(GEORGES BENDRIHEM/AFP/Getty Images)

После Революции 1848 года, которая прокатилась по Франции, в республики стали предприниматься попытки в очередной раз изменить политический и общественный строй. Все закончилось принятием новой Конституции (ноябрь 1848 г.), провозглашением Второй Французской республики и избранием ее первого (и последнего) президента. Им стал племянник Наполеона Бонапарта — Шарль Луи-Наполеон (Наполеон III).

Должность президента была учреждена Конституцией 1848 г., что было вызвано необходимостью остановить активизацию движения рабочих и углубление революционного движения. Главный документ содержал и другие положения, касающиеся нового института власти:

  • Предоставление президенту широких полномочий;
  • Выбирать главу государства должен был народ республики;
  • Срок президентских полномочий составлял четыре года.

Первые президентские выборы в истории Франции были проведены в декабре 1848 года. Основными претендентами были Луи-Наполеон Бонапарт и генерал Луи Эжен Кавеньяк. Победа досталась первому кандидату, за которого проголосовало 80% избирателей. Все свои голоса Бонапарту отдали крестьяне и мелкие землевладельцы, которые надеялись, что президент будет проводить политику защиты их интересов. Так в свое время делал Наполеон Бонапарт. Поддержали его племянника и работники фабрик, и представители буржуазии. В результате чего, надежды партии республиканцев, которые выступали на стороне генерала, провалились.

Наследный принц

Родился будущий президент 20 апреля 1808 года в семье Луи Бонапарта, родного брата Наполеона Первого, который женил младшего родственника на Гортензии Богарне. Она была дочерью жены императора Жозефины (от брака с генералом Александром Богарне). Этот брак оказался неудачным, поскольку молодые люди не имели ничего общего. Но такой династический союз был выгоден императору Франции. Он же посадил брата на голландский престол, на котором Луи Бонапарт пробыл с 1806 по 1810 гг.

Сначала жил вместе с отцом, матерью и еще двумя старшими братьями в Голландии. После краха Наполеона Первого и падения империи, вынужден был переехать с матерью в Швейцарию. Образование получал дома под наставничеством Ф. Леба. Позже мальчика отдали в воинское школьное учреждение, которое находилось в Туне, Швейцария.

Революционная юность

В начале 1830-х гг. стал активным участником итальянского революционного движения, которое боролось за свержение австрийской династии Габсбургов. Власти Италии открыли настоящую охоту против революционеров, поэтому Луи Бонапарт бежал во Францию. Тут его принял король Луи Филипп Первый. Но революционные идеи и взгляды не оставляли принца в покое, поэтому он уже в 1836 году переезжает в Страсбург. Попытка восстания здесь закончилась неудачно, в этот раз мятежника арестовали и выслали в Соединенные Штаты.

Через четыре года возвращается во Францию, чтобы организовать бунт в воинском гарнизоне в Булони. Снова был арестован, и по решению палаты пэров отправлен в тюрьму для отбывания пожизненного заключения. Просидев в заточении шесть лет, решил сбежать. План побега оказался удачным, и в 1846 г. принц покидает тайком свою тюрьму, отправившись на Британские острова.

Избрание президентом Франции

Революционные события на Родине открыли путь к возвращению Луи-Наполеона во Францию, куда он приплыл в 1848 г. В сентябре того же года его избрали в Учредительное собрание республики в качестве депутата. А через три месяца, 20 декабря 1848 г. он стал первым президентом в истории страны.

Шарль Луи Наполеон Бонапарт (Наполеон III)

Еще будучи в тюремном заключении, Луи Бонапарт написал несколько сочинений общественно-политического направления. В своих произведениях он отстаивал необходимость введения монархии с демократическими формами управления. До конца своих дней взгляды на власть не изменились, президент республики всегда оставался убежденным бонапартистом.

Став главой Французской республики, принял следующие шаги для укрепления собственной власти:

  • Всех представителей Республиканской партии убрал из госаппарата управления;
  • В Учредительное собрание по результатам выбором 1849 г. вошли сторонники монархии, которые создали Партию порядка;
  • Был принят новый закон о выборах;
  • Снова введен имущественный ценз для избирателей, в результате чего около трех миллионов французов потеряли свои избирательные права.

Подобные действия создавали отличные условия для упразднения республиканского строя. Случилось это в начале декабря 1851 года, после чего во Франции была введена бонапартистская диктатура. Луи Бонапарт принял титул императора и стал править под именем Наполеона Третьего.

Таким образом, институт президентства во Франции возник в 1848 году и просуществовал всего три года. Наполеон Третий до 1870 года правил как император Франции. Последние годы жизни он провел в замке Чизлхерст, недалеко от английской столицы. В январе 1873 года бывшему президенту Французской республики была проведена операция, чтобы раздробить камни в почках. Но хирургическое вмешательство оказалось неудачным, и 9 января Луи-Наполеон умер. Похоронен в аббатстве святого Михаила в Фарнборо, Великобритания.

В отличие от своих англо-саксонских союзников Франция вышла из Первой мировой войны сильно обескровленной, а ее военно-морской флот уже не мог претендовать на былое могущество. И в наиболее жалком состоянии находились торпедные силы. Пестрая компания из уцелевших «800-тонников» и японских «подарков» (см. «Моделист-конструктор» № 5 за 2000 г.) выглядела совершенно устаревшей и к тому же находилась в сильно изношенном состоянии. На этом фоне как нельзя кстати пришлись немецкие и австрийские трофеи.

Если англичане и американцы почти все отошедшие им эсминцы своих бывших противников незамедлительно пустили на слом, то французы поступили иначе. Восемь германских «церштёреров» последней генерации и лидер S-133 составили основу французских торпедных сил в первые послевоенные годы, причем их эксплуатация оказала огромное влияние на дальнейшее развитие класса эскадренных миноносцев флота этой страны.

Морская стратегия Франции в 20-е годы претерпела существенные изменения. Главным потенциальным противником для нее стала Италия, а основным морским театром возможной войны - Средиземное море. Для того, чтобы создать преимущество быстро и без чрезмерных затрат, французы пошли необычным путем: они решили строить крупные торпедно-артиллерийские корабли, которые должны были иметь скорость большую, чем у зарубежных эсминцев, и мощное вооружение. Конечно, таких кораблей не могло быть много, но предполагалось, что внушительные боевые возможности компенсируют их недостаточное количество. А в качестве дополнения к ним планировалось строить также относительно небольшим числом «стандартные» эсминцы.

К разработке проектов новых кораблей французы приступили уже в 1920 году. Однако первые варианты лидера и эсминца с вооружением соответственно из пяти и четырех 100-мм пушек устарели буквально на чертежной доске. Началась гонка калибров: сначала руководство флота предложило вооружение из 120-миллиметровок. Но поскольку и это не соответствовало доктрине превосходства в артиллерии, было решено остановиться на 130-мм орудиях с 32-кг снарядом, которые могли пробивать 80-мм броню на дальности в 50-60 кабельтовых. Немудрено, что вместо предполагавшихся 1780 т водоизмещение первой серии лидеров типа «Ягуар» достигло 2100 т, а их ввод в строй задержался на несколько лет.

Хотя «Ягуар» и его систершипы развили на испытаниях ход свыше 35 узлов, их нельзя назвать особо удачными кораблями. Мощная пушка имела малую скорострельность (4-5 выстрелов в минуту), а плотно набитый механизмами корпус не допускал сколь-нибудь серьезной модернизации.

Тем не менее, французы твердо продолжали следовать избранным путем, и следующая серия 2400-тонных лидеров типа «Бизон» оказалась более соответствующей их доктрине. От 130-мм калибра перешли к еще более мощному 138-мм. Снаряд весил теперь 40,4 кг. Возросла скорострельность, а место в торпедных аппаратах заняли новые торпеды модели 1923 года с 415-кг зарядом. С 1927 года предполагалось закладывать по шесть единиц ежегодно, поскольку будущие «легкие дивизионы» должны были состоять из трех лидеров каждый.

Следующая шестерка лидеров типа «Эгль» отличалась от «бизонов» усовершенствованной пушкой того же калибра, разработанной на основе германской 150-миллиметровки с «Амираль Сенэ» (бывшего немецкого S-113). Клиновой затвор позволил удвоить скорострельность, которая всецело зависела от скорости подачи. Для облегчения трудной работы орудийной прислуги вокруг каждой артиллерийской установки располагались кольцевые «поручни», по которым двигалась тележка со снарядом, сопровождая перемещения орудия. Эти устройства стали отличительной чертой большинства французских лидеров.

Наряду с артиллерией от типа к типу прогрессировала и механическая установка. Перегрев пара позволил повысить мощность, и один из лидеров типа «Эгль» - «Жерфо» - на испытаниях показал ход свыше 41 узла, а более поздний «Милан» достиг почти 42 узлов. Прекрасные результаты продемонстрировали так же корабли следующей серии типа-«Кассар», отличавшиеся лишь небольшими изменениями в составе зенитного вооружения.

Однако настоящий фурор произвела шестерка лидеров типа «Фан-таск», заложенных в 1931 году. Новые корабли несли все те же 138-миллиметровки, но более длинноствольные и снабженные элементами полуавтоматики. Дальность их стрельбы превышала 100 кабельтовых, а мощный снаряд мог пробивать броню легких крейсеров главного «супостата» - итальянцев - на большинстве реальных дистанций боя. Если же противник оказался бы сильнее, то французы могли легко уклониться от сражения, ведь один из «2600-тонников», «Терибль», развил ход в 45 с небольшим узлов - рекорд скорости для крупных надводных кораблей, так и не превзойденный до настоящего времени. Да и остальные единицы серии немногим уступали рекордсмену, сумев держать скорость не менее 41,4 узла в течение нескольких часов. Отличная энергетика «фантас-ков» дополнялась очень элегантным внешним видом: оснащенные двумя широкими трубами и высоким полубаком лидеры являли собой воплощение стремительности.

Но французские конструкторы не остановились на достигнутом и пошли еще дальше. В конце 1934 года на стапелях Лорьяна и Нанта были заложены два лидера - первые из очередной шестерки. «Вольта» и «Могадор» внешне напоминали своих сверхскоростных предшественников, но отличались значительно более мощным вооружением. Число 138-мм орудий достигло восьми, причем они располагались теперь в легких башнях, что позволило механизировать подачу боезапаса (40,4-кг снаряды для ручной подачи были все-таки тяжеловаты). Правда, весьма смелый проект автоматизации установок на практике оказался не вполне удачным. Сложная механика часто отказывала, и вместо предполагавшихся 14-16 выстрелов в минуту орудия давали только половину. Тем не менее, артиллерийская мощь лидеров в своем классе была вне конкуренции. Хорошо выглядела и система управления огнем, соответствовавшая крейсерским стандартам. Дальнейшему усовершенствованию подверглась механическая установка. Так, .лидеры могли поднять пары для повышения скорости с экономичных 14 узлов до 35 в течение 5-7 минут, то есть в три-четыре раза быстрее, чем их современники из других стран. Ходовые возможности «Вольты» и «Могадора» так и остались не раскрытыми до конца, оба превысили 43,5 узла, однако ввиду напряженной международной обстановки (они вступили в строй перед самым началом Второй мировой войны) испытания проводились по несколько сокращенной программе. А вот остальным единицам серии совсем не повезло: сначала сроки их закладки отодвигались, а затем Франции вообще стало уже не до постройки новых боевых кораблей.

227.Лидер «Ле Фантаск», Франция, 1935 г.

Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 2600 т, полное 3420 т. Длина наибольшая 132,42 м, ширина 12,25 м, осадка 5,0 м. Мощность двухвальной турбинной установки 74 000 л.с., скорость проектная 37 узлов. Вооружение: пять 138-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата, три трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1935-1936 годах построено шесть единиц: «Ле Фантаск», «Л’Одосье», «Л’Эндомтабпь», «Ле Мал эн», «Ле Террибпь» и «Ле Триомфан». «Эндомтабль» затоплен в Тулоне, «Одосье» выбросился на берег в сентябре 1940 г., затем отбуксирован в Бизерту, где погиб от воздушных атак союзников. Оставшиеся на стороне «Свободной Франции» «Фантаск», «Малэн» и «Террибпь» модернизированы в 1943 г. в США и служили до 1957-1964 годов. Немодернизированный «Триомфан» исключен из списков в 1954 г.

228. Эскадренный миноносец «Бурраск», Франция, 1926 г.

Строился фирмой «Ателье э Шантье де Франс» в Дюнкерке. Водоизмещение стандартное 1300 т, полное 2000 т. Длина наибольшая 105,77 м, ширина 9,64 м, осадка 4,3 м. Мощность двухвальной турбинной установки 33 000 л.с., скорость проектная 33 узла. Вооружение: четыре 130-мм орудия, два 37-мм зенитных автомата, два 13,2-мм пулемета, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1926-1928 годах построено 12 единиц: «Бурраск», «Цикпон», «Мистраль», «Ораж», «Ураган», «Симун», «Сирокко», «Темпет», «Торнад», «Трамонтан», «Тромб» и «Тифон».

229. Лидер «Ягуар», Франция, 1926 г.

Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 2130 т, полное 3070 т. Длина наибольшая 119,7 м, ширина 11,2 м, осадка 3,65 м. Мощность двухвальной турбинной установки 50 000 п.с., скорость проектная 35 узлов. Вооружение: пять 130-мм и два 76-мм зенитных орудия, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1926-1927 годах построено шесть единиц: «Шакал», «Ягуар», «Леопард», «Линке», «Пантер» и «Тигр».

230.Лидер «Кассар», Франция, 1933 г.

Строился фирмой «Ателье э Шантье де Бретань» в Нанте. Водоизмещение стандартное 2440 т, полное 3170 т. Длина наибольшая 129,3 м, ширина 11,84 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной турбинной установки 64 000 л.с., скорость проектная 36 узлов. Вооружение: пять 138-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата, четыре 13,2-мм пулемета, один трехтрубный и два двухтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1932-1934 годах построено шесть единиц: «Кассар», «Шевалье Поль», «Керсэн», «Майе Врезе», «Тартю» и «Воклен». «Майе Брезе» погиб от взрыва собственной торпеды в 1940 г., «Шевалье Поль» потоплен британскими торпедоносцами в 1941 г., остальные затоплены командами в Тулрне.

Эволюция класса обычных эсминцев во французском флоте оказалась более продолжительной и не столь прямой. Опять-таки старт был дан в 1920 году в виде проекта относительно скромного корабля водоизмещением в 1350 т с четырьмя 100-миллиметровками. Но к моменту закладки во второй половине 1923 года калибр орудий решили увеличить до 130 мм, а массу снаряда - до 32 кг. В результате корабли типа «Бурраск» стали наиболее тяжело вооруженными эскадренными миноносцами своего времени. Но на этом их достоинства исчерпывались. По ходовым качествам они уступали практически всем своим соперникам: скорости в 33 узла им удалось достичь только на испытаниях, а в реальных условиях эксплуатации они могли развивать не более тридцати. В течение трех лет - с 1927 по 1930 год - в состав флота вошло 26 единиц, отличавшихся друг от друга только типом паровых турбин.

Затем в создании эскадренных миноносцев наступил небольшой антракт - кораблестроители сосредоточили все усилия на лидерах. Только необходимость в судах сопровождения для быстроходных линкоров типа «Дюнкерк» и современных крейсеров заставила конструкторов вновь обратиться к разработке традиционных эсминцев. Опыт постройки быстроходных и сильных «эглей» и «фантасков» не прошел даром. Проект «Ле Арди» предусматривал мощное вооружение из шести 130-мм орудий в легких башенных установках, развивавших скорострельность до 15 выстрелов в минуту и имевших возможность (правда, ограниченную) вести зенитный огонь. Три торпедных аппарата располагались как в диаметральной плоскости (один трехтрубный), так и по бортам (два спаренных) - решение, вообще характерное для торпедных кораблей Франции межвоенного периода.

Новички обещали быть завидными скороходами, хотя, как и в случае с «Могадором», их точные характеристики так и не удалось определить. Частичные ходовые испытания прошли только два головных корабля, причем в тяжелых условиях начала крушения англо-французского фронта. Но и предварительные итоги показали, что скорость в 40 узлов для них не станет пределом.

Капитуляция Франции в 1940 году поставила ее флот в крайне тяжелое положение. Бывшие союзники, англичане, опасались возможности захвата прекрасных кораблей немцами; немцы и итальянцы, конечно же, в самом деле желали прибрать флот побежденной страны к рукам, а сами французы хотели лишь благополучно пережить смутное время, сохранив свою боевую технику. Большая часть лидеров и эсминцев осталась в распоряжении марионеточного правительства Виши. Мат-часть быстро приходила в негодность: для приведения боевых судов в порядок и учений не хватало ни средств, ни топлива, ни запчастей. В первой же стычке с одиночным британским эсминцем около Гибралтара два новейших корабля типа «Ле Арди» опозорились. Один из них, «Эпе», выпустил всего полтора десятка снарядов - и из строя вышли все шесть его орудий! Другой, «Флёре», вообще не смог начать стрельбу. Если бы в этом случае англичане проявили к своим недавним друзьям меньше снисходительности, французам пришлось бы совсем плохо, и вряд ли им удалось ретироваться.

Впрочем, «благосклонность» англосаксов к бывшим союзникам быстро прошла: в сентябре 1940 года тяжелый крейсер «Австралия» превратил в груду обломков великолепный лидер «Одосье» недалеко от Дакара, а при высадке англо-американского десанта в Северной Африке после отчаянных, но безрезультатных атак пришлось выброситься на берег четырем французским «2400-тонникам». Однако настоящее бедствие случилось 2 ноября 1942 года, когда германские войска вторглись на еще неоккупированную территорию Франции и захватили главную базу вишистских ВМС - Тулон. Подавляющее большинство лидеров и эсминцев было подорвано собственными командами и погибло от взрывов и пожаров. Больше повезло отдельным кораблям, волей случая оказавшимся на стороне союзников по антигитлеровской коалиции. Почти все они благополучно пережили войну и стали важной составной частью послевоенных ВМС Франции, но, увы, число их было невелико: только пять лидеров из 32 и ни одного нового эсминца.

В общем, французский флот, построенный между двумя мировыми войнами, можно назвать флотом нереализованных возможностей. Это утверждение особенно справедливо для торпедных сил. Оригинальные проекты и тактические задумки проверить в боевых условиях не удалось. Напротив, отчетливо выявились лишь отрицательные черты лидеров и эсминцев - недостаточность зенитного и противолодочного вооружения. Корабли жестоко страдали от атак авиации, особенно от немецких пикирующих бомбардировщиков, а вот им самим не удалось потопить ни одного сколь-нибудь крупного надводного боевого корабля. Раннее поражение страны в войне и тулонская трагедия надолго отбросили назад один из наиболее интересных в техническом отношении военных флотов мира.

В. КОФМАН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

За время «Пятой республики» во Франции сменилось восемь президентов: «Слово и Дело» подготовило инфографику об их политических платформах и уровне поддержки избирателями.

Безусловно, самым известным и популярным из президентов Франции по сей день остается генерал Шарль де Голль, который является символом сопротивления французского народа немецкой оккупации. Он возглавил страну в 1958 году, получив 80% поддержки действовавшего на тот момент института выборщиков.

Де Голль и его последователи исповедовали правую политическую идеологию – сильную власть президента, идею величия французского государства, а также идеи сильной социальной политики и прямой демократии.

Благодаря экономической политике «голлизма» Франция сумела с 1958 по 1965 год увеличить свой золотой запас с нуля до 4,5 миллиардов долларов и стать одним из крупнейших мировых кредиторов, при этом рост промышленности ежегодно составлял около 5,5%.

В 1965 году де Голля избрали на второй срок на всенародных выборах, на которых он получил поддержку 54,2% избирателей.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook , чтобы первыми получать важные новости и аналитику.