Германо-скандинавская культура. Культура скандинавии

Средневековая культура Норвегии, Дании, Швеции, Исландии и Германии имеет общие корни, связанные с приходом в Северную Европу кочевников-гуннов из глубин Азии. Они смешались с жившими там племенами и под воздействием пассионарного толчка преобразили этническую карту этого региона. Волею исторических судеб хранительницей скандинавской культуры стала Исландия, куда по разным причинам переселялись главным образом норвежцы. Культура Скандинавии представляет для нас особенный интерес, с одной стороны, потому что мы тоже северяне и живем в сходных географических условиях, а с другой - потому что варяги-русь, среди которых было немало скандинавов, соединившись со славянами, положили начало древнему государству на территории нашего Отечества.

Время с конца VIII в. до первой половины XI в. называют эпохой викингов. Слово «викинг» происходило от норвежского «вик» - залив, бухта, прибрежное поселение и обозначало морских грабителей, пиратов северных морей (синоним - варяг). Скандинавы строили небольшие одномачтовые суда - дракены, которым давали образные имена «Длинный змей», «Морская птица», «Пожиратель ветра». Эти ладьи обычно имели 18 - 20 м в длину и 3 - 4 м в ширину, носы украшали головы драконов. В поход нередко снаряжались десятки и даже сотни кораблей. Воины были хорошо вооружены: длинный меч, боевой топор, пика, железный шлем, кольчуга и щит. Норвежцы и датчане ходили в походы на Запад, шведы - на Восток. В XI веке походы практически прекратились, скандинавы принялись осваивать завоеванную территорию 1 .

По преданию обнаружил новую страну и назвал ее Исландией («ледяной страной») Флоки Вильгердарсон. А первыми поселенцами были Ингольв Арнарсон и его двоюродный брат Хьёрлейв, оба из западной Норвегии. Они ходили в викингский поход и поссорились с сыновьями ярла Атли, двоих из них они убили. Поэтому, опасаясь мести, братья решили уехать из родных мест. Сначала они отправились на разведку и, убедившись, что там жить можно и место не занято, вернулись, чтобы основательно подготовиться. Хьёрлейв совершил поход в Ирландию, где взял рабов и много имущества. Приплыв в Исландию, они бросили в воду священные столбы с изображением богов, намереваясь поселиться там, где волнами прибьет столбы к берегу. Высадились они раздельно и поселились неподалеку друг от друга. На следующий год рабы убили Хьёрлейва и попытались бежать. Ингольв их догнал и убил. Это было в 878 г.

Вслед за Ингольвом стали приезжать и другие норвежцы, поселяясь на пригодных для обработки клочках земли. Основную массу общины-храппы составляли крестьяне-бонды. Наиболее влиятельные и богатые крестьяне назывались хёвдингами. Из своей среды бонды выбирали жреца-годи, который совершал обряды жертвоприношений в капище, предводительствовал на общем со- брании-тинге, проводимом весной и осенью.

В 930 г., в конце эпохи заселения страны, было принято решение проводить на лавовом поле, названном Полем Тинга, всеис- ландское вече-альтинг. На альтинг съезжались не все бонды, а лишь представители - по одному от каждых девяти во главе с годи. Альтинг собирался для принятия законов, судебного разбирательства и избрания законоговорителя-старейшины, получавшего полномочия на три года. Но это был не король или вождь, его обязанностью было лишь знание законов и возвещение их со Скалы Закона во время альтинга, вне общего собрания он никакой власти не имел.

Особенностью этого государства было отсутствие исполнительной власти и совмещение законодательной и судебной. Поэтому во время принятия законов в них предусматривался механизм их исполнения и порядок реализации. Саму реализацию и контроль за исполнением закона брали на себя заинтересованные лица.

Христианизация Исландии произошла в 1000 г. Христиане появились раньше, но именно к этому году их стало около половины и возникла опасность раскола общества на две части. И тогда годи Торгейр, бывший в это время законоговорителем, произнес свою знаменитую речь со Скалы Закона, в которой на исторических примерах показал опасность раскола общества и религиозной вражды и предложил официально принять христианство, как это сделано в большинстве европейских стран, но одновременно не преследовать тех, кто будет продолжать выполнение древних обрядов. Иначе говоря, веротерпимость провозглашалась в качестве закона. Уникальный для того времени пример!

Эпоха «народовластия» продолжалась до XIII в., когда усилилось влияние и авторитет богатых хёвдингов, которые стали бороться за власть, за звание ярла (наместника короля Норвегии). Они могли содержать большие дружины наемных воинов. Первая половина века называется эпохой Стурлунгов по имени основателя рода - Стурлы из Хвамма и его сыновей Торда, Сигхвата и Снорри. Снорри Стурлусон - не только самый активный политический деятель, избиравшийся законоговорителем, но и известный автор, написавший (или, точнее, составивший) сборник саг «Крут земной» и «Младшую Эдду». В это время написано большинство саг, рассказывавших о деяниях норвежских и исландских викингов, а также записаны эпические сказания «Старшей Эдды», излагающие скандинавскую мифологию. Кончился этот «черный век», сопровождавшийся эпидемиями, голодом, извержениями вулканов, землетрясениями, переходом Исландии под власть норвежского конунга.

Когда в XVI в. Исландия вместе с Норвегией стала датским владением, у исландцев было отнято право носить оружие. Однажды бурей занесло в Исландию алжирских пиратов, которые обнаружили страну, где можно спокойно и безнаказанно грабить, не опасаясь никакого сопротивления или возмездия. Только в XX в. Исландия получила автономию, а потом и независимость.

Очень часто, мы даже не замечаем, как мы проводим время удобно устроившись на подушках от финского бренда Marimekko, укутавшись в плед, лежа на диване из IKEA, и поедая очередную порцию Гравлакса, запивая все это дело Аквавитом, уставившись в экран, по которому идет какой-нибудь скандинавский детектив, попутно зажигая свечи в доме.

подушки от финского бренда Marimekko

Допустим, сегодня вечером мы решили посмотреть новую серию сериала "Мост", действия которого происходят и в Швеции и в Дании, благодаря тому, что преступление происходит на мосту Эресунн, который связывает эти две страны и каждая страна отправляет по детективу на расследование данного дела. Холодная, аутичная Сага из Швеции и горячий датчанин Мартин - откладывают все свои различия в сторону, чтобы найти убийцу. Или, другой вариант - сериал "Правительство", который тоже довольно популярен нынче.

кадр из сериала "Мост", главные гером - Мартин и Сага

Почему нас привлекает вечный ноябрь, дождь, уют, подлинность, функциональность, простота? Наверно, это все близко нашей душе. Эта не поддельная искренность, ясность, практичность, которая дает огромную свободу, на самом деле. Это объясняет нашу любовь к скандинавской атмосфере которую мы стремимся создать в своем доме.

Действительно, несмотря на то что, влияние других культур очевидно и происходит, как и в России, так и в других странах бывшего Советского союза, все же ярко выделяется любовь ко всему скандинавскому. Скандинавские интерьеры набирают огромную популярность не только в Великобритании, Польше, но и в России, Беларуси и Украине. Да, пожалуй, мебельный гигант IKEA завоевал сердца многих.

Скандинавы имеют репутацию холодных и утонченных эстетов, да, это немного скучно, но скучное стало модным. Да и "скучно" не всегда было самым очевидным эпитетом, описывающий скандинавский характер. Первое нашествие викингов датируется 793 годом, когда случился кровожадный набег на монастырь в Линдисфарн. Так началась эпоха викингов.

Однако нежное культурное вторжение в 21 веке было встречено с распростертыми объятиями. Наши дома сверкают минимализмом скандинавских интерьеров, наши книжные полки завалены книгами Ю Несбе, Стига Ларссона, Фредрика Бакмана, Майка Викинга и Хеннинга Манкелля. Да и раньше, вспомните, книги и мультфильмы Астрид Линдгрен, Туве Янсон... А как же любимый конструктор Lego? Сериал о Торе и Локи от Marvel. Многое нами было позаимствовано из северных культур и быстро вплелось в повседневную жизнь.


Если раньше о Швеции ничего толком не слышали, кроме того, что данная страна производитель хорошей мебели и родина группы Abba. То теперь, мы ищем шерстяной свитер как у Сары Лунд из сериала "Убийство". Сегодня не редкость встретить человека, который любит музыку, в которых воспевают скандинавские мифологические сюжеты, такие как Amon Amarth, Black Messiah и тому подобное. Шведские автомобили Volvo, которые ассоциируются у нас с безопасностью и эффективностью, теплые и нежные вязанные изделия Selbu из Норвегии, которые любят все в мире, включая Кайли Миноуг, Шерил Коул, Клаудию Шиффер и Кейт Хадсон, датская обувь Ecco, в качестве которой не сомневается даже Морган Фриман и Брюс Уиллис. Швеция подарила нам недорогие радости от H&M, а также классический минималистичный культовый бренд Acne. Норвегия познакомила с вкуснейшим лососем и потрясающими фьордами. Финляндия очаровала саунами, любовью к хоккею и рыбалке. Да, всего и не опишешь, сколько всего много! Все это прочно осело в наших экранах, домах, магазинах и книжных полках. Благодаря развитию интернета, доступности фильмов, книг, сериалов, а также возможности путешествовать, мы все больше и больше аккумулируем не только различные материальные объекты из других стран, но и расширяем свой кругозор, меняем мировоззрение и подход к жизни, полагаясь и на менталитет других народов.



Нам нравится политическое устройство и уровень жизни в Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Исландии. Высокие налоги (часто это от 50 до 60% от дохода, например, в Норвегии) создают основу для распределения благ по всей стране. Прозрачность, доступность, возможность влиять - это то, чего нам не хватает.

Семья с ребенком - это основной приоритет таких стран как Швеция и Норвегия. Вы не найдете родителей в этих странах, которые думают над тем, как найти время на общение с ребенком. Благодаря чудесному балансу работа/жизнь, который прочно укоренился в сознании скандинавов им не нужно об этом думать. Да, никакой швед или норвежец не будет брать сверхурочные, задерживаться на работе или думать о ней на выходных. Баланс между жизнь и работой, настолько положительно влияет на развитие детей, что по последним данным Unicef дети в Швеции значительно счастливее детей в других странах. Ведь в воспитании участвуют оба родителя, а зачастую папа наравне с мамой нянчится с ребенком - кормит его смесью, меняет подгузники или собирает грибы в лесу вместе с ребенком... Высокий уровень жизни, а также качество жизни и ее продолжительность в скандинавских странах зашкаливает в хорошем смысле, хоть и медицина там не на самом хорошем уровне (она им просто особо и не нужна, учитывая качество жизни). Чего только стоит их стремление к экологичности и поддержанию здорового образа жизни не только отдельно взятого человека, но и всей страны, планеты. Экология, семья, здоровье, качество жизни - это не пустые звуки в скандинавских странах - это ориентиры по жизни.

Однако, под безупречным и скромным вкусом и спокойствием социально-демократической власти, есть еще одна более интригующая сторона Скандинавии - темная сторона земель полуночного солнца, о чем свидетельствуют многочисленные творения буквально одержимых мрачностью, преступностью и жестокостью авторов скандинавских триллеров и детективов. Скандинавская эстетика умеет играть контрастами, будь то архитектура с ее простыми линями и кислотными цветами на фасадах, скандинавский интерьер в бело-черных тонах, или неоновые резиновые сапоги от Ильзе Якобсона.



Тверской государственный университет


Культура

викингов

Выполнил: Березин Н. М., 1 курс,
факультет управления и социологии,
кафедра менеджмент организации

Тверь 2008
Содержание:

Введение
1. Кто такие викинги?
2. Изучение эпохи викингов
Культура и быт
1. Религия
1) Структура мира
2) Мир, населенный людьми

4) Погребение мертвых
2. Общество
1) Рабы
2) Свободные люди

4) Житейские правила
3. Люди
1) Одежда
2) Украшения
3) Жилища и празднества
4. Искусство и поэзия
1) Поэзия

5. Заключение

Введение

1. Кто такие викинги?

В средневековых скандинавских языках слово “viking” означало «пират, корсар» - человек, который сколотил себе состояние, совершая морские набеги на берега чужих стран, или нападая на мирных путешественников в своих водах. Было и отвлеченное понятие “viking”, которое обозначало сам процесс разбоя за морем. Строго говоря, викингами следовало бы называть только тех людей, для которых разбой становился профессией. К обычным скандинавским крестьянам, купцам, поселенцам или ремесленникам того времени, да и к дружинникам, участвовавшим в династических войнах своих князей или в собственных «разборках», это слово вряд ли подходит. Тем не менее, именно скандинавские морские разбойники оказали наибольшее влияние на Европу того времени, и именно они с тех пор привлекают наибольшее внимание историков. Поэтому период скандинавской истории, начавшийся в 790-х годах (время первых известных набегов в Западной Европе), обычно называют «эпохой викингов». Этот период завершается примерно в середине XI века, когда набеги и переселения прекратились, обитатели поселений за пределами Скандинавии практически слились с местными жителями, а социальные изменения в самой Скандинавии привели к наступлению подлинного Средневековья. Слово «викинг» стало удобным термином для обозначения характерной культуры того времени, и поэтому мы теперь говорим не только о кораблях и об оружии викингов, но и об искусстве викингов, домах викингов и даже о сельском хозяйстве викингов, хотя людям той эпохи такие выражения показались бы совершенно бессмысленными.
Современники также не называли разбойников-викингов «викингами». Англосаксы именовали их “данами” - по стране, откуда они пришли. Франки звали “normanni” - люди севера. Германцы - “людьми ясеня”, возможно имея в виду их корабли, хотя корабли делали из дуба. Ирландцы же употребляли или слово “Gaill”, что означает иностранцы, или “Lochlannaigh” - северяне; при этом они порой различали датчан и норвежцев: первые были черными чужеземцами, вторые - белыми чужеземцами. Испанские арабы звали викингов “Majus”- язычники, а на востоке славяне, арабы и византийские греки назвали их “Rus” или “Ros” (возможно, первоначально это было финское название шведов). Сами же скандинавы считали себя обитателями какого-то определенного места - “людьми из Вест-фольда”,
”людьми из Хордаланда”, “людьми с возвышенностей” и так далее. Однако постепенно у них зародилось чувство национального единства; появились названия национальностей. Они также использовали слово “Nord-menn” - северяне, иногда в ограниченном значении “норвежцы”, но чаще в общем смысле “скандинавы”; второе значение привело к появлению в современном английском языке общих терминов “Northmen”, “Norsemen” и “Norse”. Происхождение самого слова “viking” неясно и весьма спорно. Наиболее общепринятое предположение - это то, что оно происходит от слова “vik” - (ручей, бухта) и появилось потому, что пираты обычно прятались в бухтах и устьях рек, чтобы нападать на проплывающие мимо корабли и обеспечить себе базу для набегов вдоль побережья.

2. Изучение эпохи викингов

Изучению эпохи викингов зачастую мешают традиционные представления о свирепых и безжалостных варварах, сеющих страх и разрушение в постоянных поисках добычи, и поэтому многие менее сенсационные, но столь же важные аспекты этого периода оказались вне сферы внимания. В основном это происходит потому, что европейские летописцы того времени дают весьма одностороннюю картину: они (что вполне понятно) считали викингов только разбойниками и вымогателями дани. Эти авторы почти ничего не знали, да и знать не хотели, о жизни викингов, об их культуре и торговле и даже о том, почему и откуда они приходят. Знания о викингах, их жизни и деятельности дома и за рубежом основываются на обширном материале самого различного свойства. Самыми основополагающими являются письменные источники (сюда входят, в частности, рунические надписи на памятных камнях, которые обыкновенно воздвигались в эпоху викингов), географические названия (имена собственные), археологические находки (продукты жизнедеятельности человека, фрагменты растений и животных и тому подобное), а так же сведения о климатических условиях, рельефе местности. Каждый источник требует надлежащего осмысления, что вызывает множество проблем. В силу этого для решения подобных задач привлекается целый ряд смежных отраслей науки, таких как история, литературоведение, языкознание, топонимика, археология, нумизматика, зоология, геология и многие другие. Каждая из этих наук в той или иной мере вносит свой вклад в изучение эпохи викингов. Благодаря этому, мы имеем возможность осветить эпоху викингов с самых разных сторон.

Культура и быт

1. Религия

Основными религиями эпохи викингов было язычество и христианство.
В последствии большинство северных народов было обращено в христианскую веру, тем не менее, и по сей день изучение старой языческой религии викингов является основой изучения культуры этих народов. Началом языческой религии послужило большое количество мифов и легенд о сотворении и строении мира.

1) Структура мира

Пространственная структура мира у викингов была очень сложна для изучения, но за много лет изучения ученым удалось выявить общую картину строения мира в понимании викингов. Структура включала в себя «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Ётунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд. Ёрмунганд, также именуемый Мидгардсорм - морской змей из скандинавской мифологии, средний сын Локи и великанши Ангрбоды. Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль (мировое дерево), связывающий все 9 миров между собой:
Асгард - страна богов-асов, находящаяся на небе.
Ванахейм - мир, в котором живут боги-ваны.
Ётунхейм - мир ётунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда.
Льесальвхейм - мир светлых альвов.
Мидгард - срединный мир, населённый людьми(земля).
Муспелльхейм - огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный).
Нифльхейм - мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
Свартальвхейм - подземная страна цвергов.
Хельхейм - преисподняя, царство мёртвых.

2) Мир, населенный людьми

Истрория создания Мидгарда, мира людей.
В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард. Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам - иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи - женщину. Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла, от них образовалось человечество.

3) Язычество и жертвоприношения

Основой язычества было поклонение божествам, а также жертвоприношение им. Боги были главными среди множества сверхъестественных существ, и каждый из них играл свою более или менее четко очерченную роль, и был ответственен за какую-нибудь одну, важную сторону человеческого бытия. Их представляли в человеческом обличье, и в целом они вели себя, как люди. Боги разделялись на две семьи: асов и ванов. Асы были наиболее многочисленной из двух семей. Верховным божеством у них был Один, всеведущий бог воинов, бог мудрости, поэзии и битвы. Вместе с тем, не в пример другим богам, он был необуздан и непредсказуем и обладал многими необычайными способностями, которые позволяли ему совершать мистические и сверхъестественные действия. Викинги привели Одина к связи с войной и поэтому отдавали ему много почестей и жертвоприношений. Один был одноглазым, свой глаз он отдал за возможность испить из источника мудрости. Оружием его было копье, и он ездил верхом на восьминогом коне Слейпнире. У него были два ворона, Хугин и Мунин. Они каждый день летали по всему свету и собирали сведения обо всем, что происходило. Обитал Один в Валгалле, «чертоге мертвых». Сюда валькирии - девы, определяющие судьбу воинов на поле битвы, но которые не были богинями, - приводили к нему воинов с поля боя. Здесь воины проводили время в игрищах и празднествах в ожидании битвы с силами зла. Не менее могущественным из богов был Тор. Он повелевал в небе и был властен над молнией и громом, бурей и дождем, погодой и урожаем. В тех случаях, когда людям грозил мор и голод, они приносили жертву Тору. Тор являлся сыном Одина, но характер у него был совершенно иной. На него можно было положиться во всем и он ко всему относился с пониманием. Он обладал большой физической силой и, как свидетельствуют западноевропейские литературные источники, боролся со злом, олицетворением которого были великаны. Тор ездил в повозке, запряженной козлами, а оружием его был молот Мьеллнир. В обширном мире викингов ему поклонялись многие. Распространенным божественным символом был молот Тора. Украшение в виде миниатюрного молота Тора обычно носили на шее. Это единственный дохристианский символ, который всегда поддается точной идентификации. После введения христианства маленький молот Тора, который носили как амулет, был заменен крестом. Были и другие боги из семейства асов. Среди них - добрый сын Одина Бальдр. Существовал также страж богов ас Хеймдалль. Из семейства ванов наиболее выделялся бог Фрейр. Как утверждают источники, он являлся богом плодородия, который даровал людям мир и радость. Основные жертвоприношения Фрейру делали во время свадебных и ритуальных празднеств. Бог Фрейя была сестрой Фрейра, его женским воплощением, и она также являлась культом всеобщего поклонения. Она была богиней любви и плодородия, предводительницей дисов - женских созданий, в ведении которых было плодородие в природе и среди людей. Помимо двух семейств богов были норны . Норны - в германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы (одна старая и дряхлая - Урд, другая - средних лет - Верданди, третья же совсем юная – Скульд), наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов, их называли богини судьбы, которым должны были подчиняться и люди, и боги, а также упоминавшиеся выше валькирии. Викинги верили неизбежную судьбу человека, которая определялась норнами, и поэтому нередко воздавали им почести. Существовали также злые великаны, враги богов и людей. Они обитали во внешнем круге Земли, но их можно было встретить в наиболее пустынных местах, наряду с противоречивым, хитрым и коварным Локи, который был отцом змея Мидгорда и волка Фенриса. Локи разъезжал между богами и великанами, строил козни, натравливая их друг на друга, и не однажды обманывал и тех, и других. В пустынных местах обитали также карлики, мудрые и хитроумные, которые были к тому же искусными мастерами-умельцами. Далее существовали эльфы, жившие в глубинах земли, и духи, сопровождавшие человека или его семью. Они олицетворяли то, что мы бы теперь назвали наследственными чертами. С умершими следовало обращаться хорошо. У них была особая форма существования после смерти. Мир был полон существ, которые оказывали влияние на жизнь и судьбу человека, и потому с ними лучше было находиться в дружеских отношениях. Следовало вести себя правильно, воздавать почести богам и другим сверхъестественным существам, отдавая им то, что им принадлежит.
Поклонение или жертвоприношения богам и другим сверхъестественным существам могло происходить в разных местах, в жилищах, также под открытым небом, например, в рощах, в особо святых местах, на холмах и горах, у ручьев. Возможно, были специальные алтари, представлявшие собой кучи камней, находившиеся или на природе, или внутри жилищ. Непосредственно места жертвоприношений не установлены, но большое количество археологических раскопок дают примерное их нахождение.

4) Погребение мертвых

Существовали также особые ритуалы, связанные со смертью людей и их захоронением. Царством мертвых у викингов был Хельхейм, владычицу этого мира звали Хель. В Хельхейм прибывали как мужчины, так и женщины, за исключением избранных воинов, которые погибли на поле боя, они попадали в чертог мертвых бога Одина. В могилу вместе с умершим клали множество вещей, которые могли понадобиться ему в иной жизни. Набор и количество предметов были различны. По вещам, имеющимся в захоронении, можно было определить социальный статус умершего. Усопшего могли похоронить даже вместе с его лошадью. Также в могилу ставили питье и еду, а также предметы, необходимые в дороге. Это свидетельствует о том, что переселение в царство мертвых представлялось как путешествие. Особенно невероятным для современного человека является обычай хоронить умершего вместе со спутником. Это могли быть мужчины либо женщины, которых убивали для того, чтобы они последовали в царство мертвых вместе с умершим. Спутники эти, скорее всего, были из числа рабов. Среди некоторых групп викингов существовал также обычай сжигать своих покойников и принадлежавшие им вещи, чтобы затем закопать все, что осталось после огня. Викинги думали, что так они помогают умершим быстрее попасть рай, преодолевая менее сложный путь.

2. Общество

Письменные источники обрисовывает три различных класса общества: рабов, свободных людей - бондов и военную знать.

1) Рабы

В Скандинавии в эпоху викингов, несомненно, было много рабов. Они были бесправны и бедны, не оказывали никакого политического или экономического влияния на общественную жизнь и практически не оставили в ней никакого следа. Рабов можно было приобрести путем покупки, их можно было добыть как пленных. Кроме того, людей, совершивших определенные преступления, в виде наказания также превращали в рабов. К детям, у которых мать и отец были рабами, статус родителей переходил по наследству. Целью многих викингских походов наверняка была возможность добыть себе рабов, либо для собственного пользования, либо для продажи.

2) Свободные люди

Основу общества составляли свободные люди. Это была большая и разнообразная группа, в которую помимо знати входили также бонды, крупные землевладельцы, арендаторы, охотники, сельскохозяйственные и другие наемные работники, некоторые группы ремесленников. К этой же категории свободных людей можно причислить торговцев и наемных воинов. Свободные люди имели право быть выслушанными на народном собрании, носить оружие и находиться под защитой закона. Однако на деле понятие свободы, скорее всего, было обусловлено благосостоянием.
У каждого человека была своя цена. Общественный статус личности также определял, разумеется, его роль и влияние при решении вопросов общественного характера. Большая часть свободных людей была занята в сельском хозяйстве, которое, пожалуй, почти повсеместно являлось основным источником пропитания. Земля давала статус и вселяла чувство веры в себя. Бытует также представление, будто решающее значение на статус имела древность рода, насчитывающего несколько поколений, и что такой род представлял собой большую сплоченную группу и продолжался исключительно по мужской линии.

3) Женщины, роли полов и дети

Многое из того, что мы знаем о викингах, свидетельствует: женщины жили в достаточно благоприятных условиях, и большинство из них пользовалось авторитетом и уважением внутри их социальной группы. Брак представлял собою союз равных, а также союз двух семейств. Не исключено, что в эпоху викингов их статус даже повысился. Поскольку мужчины в большинстве своем проводили время в викингских походах или торговых поездках, то все домашние дела, равно как и управление усадьбой, возлагались на женщин. Они не занимались ни торговлей, ни ремеслами. Основная задача женщин заключалась в сфере семьи и дома.
У детей, вероятно, был свой образ жизни до периода взросления. Нежеланных детей в языческие времена могли унести куда-нибудь с глаз долой и предоставить их собственной судьбе. Особое представление о жизни и смерти, бытовавшее в те времена, отражалось и на судьбе детей. Этим, очевидно, можно объяснить то обстоятельство, что детских могил, относящихся ко временам язычества, почти не встречается. Но у тех детей, которые выживали, детство, вероятно, было таким же, как и у остальных детей во все времена и у всех народов. Им рассказывали истории, для них пели песни. Были у них и игрушки, которые, по мере того как дети становились старше, все больше отображали мир взрослых. Но детство и отрочество в те времена длилось недолго. Дети быстро приобщались к домашним делам, и на них возлагались определенные обязанности.

4) Житейские правила

Все общество той эпохи придерживалось определенных традиций и жило в соответствии со строгим моральным кодексом. Нарушение норм поведения навлекало на человека бесчестье, вызывало осуждение общества и делало его изгоем. От человека требовалась лояльность по отношению к членам своей семьи и сотоварищам по «фелагу».Традиций следовало придерживаться и в отношениях между господином и подвластными ему людьми, в отношениях с друзьями, домочадцами и слугами. Существовали нормы гостеприимства и подношения даров, чрезвычайно важно было держать данное кому-либо слово, хотя этого правила не придерживались те, кто отправлялся в чужие земли с целью заключения мира. Месть полагалась за несправедливость и агрессию и за многое другое. Личная честь подкреплялась личными качествами. Славились деяния на пользу людей.

3. Люди

1) Одежда

Образцы одежды в целом виде не сохранились до наших дней, но обувь была обнаружена в большом количестве, особенно при раскопках на месте бывших городов. Это прежде всего башмаки и сапожки до щиколотки или выше. Верх обуви, как правило, был изготовлен из козьей шкуры, а подошва пришивалась отдельно. Обувь выполнена профессионально - ремесло башмачников было весьма распространенным в городах викингов. Покрой остается схожим в самых разных регионах. Обычно имеется ременная шнуровка, окантовка у горловины, а верх украшен декоративным швом, иногда цветным. Такова была обычная повседневная обувь. Что же касается нарядной обуви, которую знать носила с парадным платьем, то о ней почти ничего неизвестно. В отношении одежды все наоборот. Об одежде знати известно гораздо больше, чем о повседневном платье для бедняков. Оно скорее всего было очень простым. А вот о детских нарядах практически ничего неизвестно. Люди в ту эпоху часто использовали меха для подбивки плащей и оторочки одежды. Многие ткани представляли собою имитацию меха. Вязаных изделий в тот период не существовало, но в ходу были теплые одежды из пряжи, части которой «сшивались» в полотно по мере прядения. Имелись также элегантные рельефные ткани типа открытого плетения. Помимо отделки мехом или его имитации одежда часто украшалась аппликациями, вышивкой, шитьем из металлических нитей или лентами. Вплетали для украшения также золотые или серебряные нити. Часто встречаются окрашенные ткани.
Покрой и украшения мужской одежды имели разные варианты. Штаны могли быть облегающими и доходить до щиколоток или трубчатой формы штанины, которые покрывают бедра и расширяются книзу, или громадных размеров брюки типа гольф, которые подвязываются у колен. Штаны такого покроя, естественно, предусматривали ношение чулок. Если в ходу были чулки, то они были длинные, и придерживались с помощью ленты, прикрепленной к поясу на талии, а возможно, длинная лента обматывалась вокруг ноги. Мужские туники или рубахи могли быть и облегающими, и широкими. Их могли носить с поясом или без него. Плащи делались из плотной ткани. Они были квадратного покроя и присборены у правого плеча, с тем чтобы рука, держащая меч, была свободна. На плече плащ скреплялся большой застежкой-фибулой или бантом.
Распространено мнение, будто все скандинавские женщины носили стандартную одежду со стандартными украшениями, то есть это был своего рода национальный наряд. Речь идет об одежде высшей знати и представителей зажиточных средних классов. Не исключено, что такая одежда предназначалась для празднеств. Между тем одежда женщин была далеко не столь однообразной и однотипной. Разумеется, наиболее характерным и важным элементом одежды скандинавских женщин был сарафан на бретельках. О его покрое нам мало что известно, судя по всему, это мог быть облегающий сарафан из шерсти или льна, украшенный окантовкой и лентами. Окантовка шла по верху и по низу. Сверху она спускалась до подмышек, а снизу доходила примерно до середины бедра. Поддерживали сарафан бретельки, которые спереди были короче, а сзади длиннее. Спереди бретельки скреплялись у каждого плеча большими овальными фибулами. Между фибулами могло свисать ожерелье из разноцветных бусин, а на цепочке, свисавшей с одной из фибул, иногда могли находиться разные вещицы, которые полезно было всегда иметь под рукой: ножичек, игольник, ножницы, ключ. Под сарафаном женщины обычно носили длинную рубаху, которая могла быть гладкой или плиссированной. Поверх сарафана, вероятно, надевался кафтан из тонкой кожи, или еще какая нибудь одежда. Вместе с тем, многие скандинавские женщины обычно набрасывали поверх сарафана плащ или накидку, застегивая их спереди красивыми фибулами из золота, серебра или бронзы. Чаще всего такие фибулы имели продолговатую или округлую форму, либо форму трилистника.

2) Украшения

Тяга к прекрасному нашла также свое отражение в фибулах и других украшениях. С их помощью можно было не только приукрасить себя, но и выставить напоказ свое богатство. Вместе с тем, украшений, не имевших функционального назначения, было не так уж много. Это - браслеты, ожерелья, шейные обручи и разнообразные подвески на цепочках, перстни носили редко. Подобные подвески в основном представляли собою христианские или языческие символы, такие, как крестик или миниатюрный молот Тора. Приобретение украшений, таких, как браслеты, шейные обручи из драгоценного металла, являлось также способом накопления богатства, как это бытовало повсюду в мире. Большая часть дошедших до нас скандинавских украшений изготовлена из серебра, иногда использовалось золото. Украшения, как правило, имели простую форму, а многие из них были к тому же соотнесены с определенной весовой системой, так что их стоимость можно было установить без особого труда. Таким образом, как женщины, так и мужчины могли носить свое богатство на себе и похваляться им.

3) Жилища и празднества

Непосредственным местом обитания людей было жилище - большое или маленькое, богатое или бедное, в зависимости от экономического положения и социального статуса его обитателей. Как станет ясно из дальнейшего, между внешним видом и размерами городских домов и домов в сельской местности существовали различия, однако и те, и другие располагались на четко ограниченном участке, огороженном изгородью или забором, в окружении надворных построек того или иного назначения. Это видно по многим археологическим раскопкам. Строительные материалы (дерево, глина, камень, дерн или их сочетания), а также техника строительства варьировались в зависимости от местных ресурсов. Конструкции домов постоянно претерпевали изменения, и со временем внутренние опорные столбы, подпиравшие кровлю домов, исчезли, а остальные столбы перестали зарывать в землю. Их помещали на каменные основания, чтобы избежать гниения древесины. Дома определенной конструкции строились из определенных материалов. Небольшие, углубленные в грунт землянки напоминали куполообразные возвышения, сложенные из земли и дерна. Жилища высшей знати выделялись своими размерами, формой и мастерством постройки. Дома часто украшались великолепной резьбой и были покрыты яркой краской. Входные двери, как правило, отличались простотой, но, вместе с тем, они могли быть украшены резьбой или окованы железом. Как в жилых домах, так и в других постройках в ходу были дверные замки. Часто они делались из дерева, но иногда также из железа. Замок был символом неприкосновенности чужой собственности; воровство из запертого на замок дома считалось особо тяжким преступлением и в соответствии с этим влекло за собой суровое наказание. На лицо, хранившее при себе ключи от замков, а как правило, это была женщина, налагалась особая ответственность, и она наделялась особым статусом. Внутри дом обычно состоял из нескольких помещений, в которых царила полутьма, поскольку слуховые окна были малы, их было немного, и они почти не пропускали света. Их, очевидно, закрывали ставнями. Немного света давали и отверстия в крыше, через которые выходил дым от очагов и печей. Огонь очага также освещал внутренность дома. Если света требовалось побольше, например, при выполнении какой нибудь ручной работы, то, вероятно, зажигались масляные лампы. Кроме того, в ходу были восковые свечи, которые стоили дорого, а также более дешевые сальные свечи. Пол был земляной, хорошо утрамбованный и, вероятно, покрытый соломой. Вдоль стен шли выступающие земляные возвышения, обложенные деревом. В небольших домах ширина их не превышала ширины обычной скамьи, а в больших богатых домах могла доходить до полутора метров. На этих возвышениях обитатели обычно проводили большую часть времени, а пол использовался лишь для прохода по нему. Такие возвышения уберегали от холода и сквозняков. Очаг обычно находился в центре общей жилой комнаты. Он располагался на чуть приподнятой над полом четырехугольной площадке и служил, главным образом, для приготовления пищи и обогрева помещения. В некоторых домах, помимо открытого очага, у стены находилась небольшая, округлой формы печь, служившая для тех же целей, Иногда она заменяла очаг. Дым от очага и от печи, прежде чем выйти наружу через отверстие в крыше, распространялся по жилью, и в зимние периоды, когда люди большую часть времени находились внутри дома, они постоянно страдали от легкого отравления. Основное убранство дома состояло из тканей и шкур (настенные ковры, покрывала, подушки), а также ларцов и сундуков с висячими замками. Они были единственной меблировкой дома в те времена, и в них хранились вещи. Наверняка имелись еще и низкие лавки, а что касается другой мебели, то ее, можно сказать, почти не было, так что и фрагментов ее сохранилось немного. Как и поныне во многих уголках мира, люди обычно сидели на корточках или скрестив под собой ноги. В такой позе они вели беседы, принимали пищу, развлекались. Спальные места находились в альковах или небольших каморках, а иногда просто на возвышениях у стен, где на ночь расстилали постель.
В промежутках трезвости между сериями пиршеств люди, вероятно, проводили время традиционным способом. Они вели глубокомысленные беседы, осушали кубки, совещались между собой, сплетничали, играли в настольные игры и уделяли внимание противоположному полу. Мужчины помимо этого отправлялись верхом на охоту, с охотничьими псами и ловчими птицами, или устраивали поединки. А женщины тем временем занимались рукоделием или какой нибудь другой ручной работой.

4. Искусство и поэзия

Искусство викингов было самобытным, исполненным жизни и фантазии. Оно являлось общескандинавским и обладало только ему присущими чертами. Это в равной степени относится как к орнаментике, так и к изобразительному искусству и поэзии. Как вид искусства наиболее долговечной оказалась поэзия.

1) Поэзия

В других разделах этой книги мы касались поэзии викингов в связи с историческими событиями, религией, моралью и многим другим. В данном разделе приводится краткое описание самой поэзии, ее социального содержания и формы. Ритмика, стиль и лексика той эпохи отпугивают нетерпеливого читателя от знакомства с эддическими стихами и скальдическими песнями, но одновременно они очаровывают и захватывают того, кто стремится проникнуть в мир этой поэзии, постичь ее образность и форму, воспринять ее ритмику. По форме и содержанию скандинавскую поэзию эпохи викингов можно разделить на три группы: рунические стихи, эддические стихи и скальдические стихи. Говоря о рунических стихах, мы имеем в виду образцы поэзии, запечатленные на рунических камнях и в некоторых других надписях. Это, как правило, краткие хвалебные стихи в память об именитых людях, отличающиеся простым размером и легко доступные для понимания. Эддическая поэзия также отличается простой струтурой и содержанием эпического характера и близка к фольклору. Большинство скальдических стихов дошли до нас, благодаря исландским сагам. Здесь пространные песни разбиты на отдельные строфы, которые вставлены в прозаическое повествование для усиления его эффекта. Поэтому зачастую трудно бывает представить себе структуру этого стихотворения в целом. Большая часть скальдической поэзии - это восхваление знаменитых королей и хевдингов. Создавались стихи, по всей вероятности, не менее знаменитыми скальдами и были приурочены к определенным случаям. В противоположность эддическим стихам, стихи скальдов повествуют о современных им событиях, и нередко мы имеем возможность соотнести их с тем или другим эпизодом истории того времени. Поэтому скальдические стихи поддаются довольно точному датированию, и можно предположить, что многие их них доносят до нас сквозь даль веков слова и память о том времени, несмотря на то, что созданы они были много лет назад. Стихи скальдов отличают сложная метрика и особый художественный стиль, и это свидетельствует о том, что создавались они для подготовленного слушателя. Можно утверждать, что многие строфы дошли до нашего времени именно благодаря тому, что скальдическая поэзия считалась одним из наиболее изысканных видов искусства.

2) Орнаментальное и изобразительное искусство

Искусство эпохи викингов стремилось к контрастности, краскам и к гармонии движения. Это было яркое, выразительное искусство, и его язык был понят и оценен. В лучших работах детали воспроизводятся столь же тщательно, как и все произведение в целом. Часто орнаментика бывает столь мелкой, что ее восприятие дается лишь путем пристального изучения с близкого расстояния. Лучше в
и т.д.................

Германцы в истории появляются значительно позже кельтов. Собственно, само это название римляне начали употреблять с 1 века до н. э. Одним из первых проявлений "германского духа" стали деяния кимвров и тевтонов (правда, они, возможно, принадлежали к народам, промежуточным между кельтами и германцами).

Кимвры и тевтоны стремились установить контроль над Кельтикой, но в конце концов были истреблены римлянами. Та же участь постигла германского вождя Ариовиста, разгромленного Цезарем. Мощь Рима росла и в 10 г. до н. э. Друз и Тиберий оккупировали земли между Рейном и Эльбой. Ответом стало создание "державы" маркоманнского короля Маробода (она охватывала территории нынешних Польши, Чехии и Восточной Германии, численность воинов Маробода достигала 70 тысяч) и восстание вождя херусков Арминия, уничтожившего в Тевтобургском лесу три легиона Квинтилия Вара.

Карательные экспедиции римлян, в общем, не достигли цели. Отлаженная машина римской регулярной армии в конечном итоге оказалась бессильной Германцы доказали, что если у народа есть воля к борьбе, он в состоянии сохранить независимость.

Однако, германские племена не желали покоряться и собственным королям. Арминий погиб в междоусобице, а Маробод был изгнан. На два с половиной века между империей и Свободной Германией установилось равновесие сил, прерываемое, конечно, конфликтами.

Новая эпоха наступила в середине 3 в. н. э. – так называемое Великое переселение народов. Рим находился в состоянии политического коллапса, а среди германцев появились молодые агрессивные народы, которых Л. Гумилев считал порождением пассионарного толчка: алеманны, готы и франки. Последним двум было суждено большое будущее.

Согласно готскому историку 6 века Иордану, остготы, вестготы и вандалы происходили из Южной Скандинавии. Они высадились в устье Вислы и постепенно продвинулись до Черного моря. Затем готы, использовав боспорские корабли, разграбили Элладу и побережье Малой Азии. В 4 веке, на территории Восточной Европы существовала обширная держава Эрманариха. Однако готы не поладили со многими местными этносами (за исключением аланов) и были изгнаны гуннами. Убежище они нашли на землях империи, но с той поры представляли перманентную угрозу Риму. В конечном счете, вестготы захватили Галлию и Иберию (Испанию), а остготы – Иллирию и Италию. Не отставали и другие племена: франки, вандалы, англо-саксы, бургунды, герулы, руги, гепиды, лангобарды, фризы...

Участие древних германцев в многочисленных войнах и частая перемена мест сказалась на социальной структуре. У этих племен не сохранилось древнего индоевропейского сословия жрецов и религиозные обряды выполнялись вождями, либо наиболее уважаемыми людьми. В силу этого, а также ранней христианизации (которая на континенте проходила не столь мягко), германская мифология не дошла до нас в своем первозданном виде. Зато сохранился ее скандинавский вариант.

Скандинавские племена за исключением готов не приняли участие в Великом переселении народов. В эти годы они проявляли относительное миролюбие. Предки шведов образовали сильную Свейскую державу (описанную еще Тацитом). С 5 в. н. э. она входит в полосу экономического и культурного расцвете – так называемый Вендельский период. Культурные связи скандинавов распространяются от Британских островов до Средней Волги. В искусстве сложился международный "вендельский стиль", в котором прослеживаются и римское и восточное (сарматское) влияние. Особое значение для его создания имела ирландская традиция. Посредниками между скандинавами и кельтами в это время, видимо, выступали англо-саксы. Но подлинным центром нового искусства, охватывавшего европейский континент до Франкской державы и лангобардской Италии была Швеция и такие ее центры, как Упсала, Хельге, Вальсъерде, Вендель.

Однако, период процветания и относительного покоя сменило событие, напомнившее эпоху Переселения народов и получившее название "движение викингов" (само слово "викинги" происходит то ли от "вик" – "бухта, залив", то ли от "викингр" – "пират, налетчик"). Жертвами их набегов стали Англия, Ирландия, Франция, Северная Германия, Пиренейский полуостров, Южная Италия. Известна значительная, хотя и неоднозначная роль викингов в создании Киевской Руси.

Викинги открыли и заселили Исландию. Ее освоение имело ключевое значение для сохранения скандинавской мифологии. Здесь надо иметь в виду, что культура викингов развивалась уже в христианское время, представляя своего рода "запоздалые цветы северного язычества". Втягивание скандинавов в жизнь континентальной Европы влекло за собой их крещение, нередко сопровождавшееся культурными эксцессами. В Исландии же этот процесс происходил сравнительно мирно (как и в Ирландии), здесь долгое время процветало двоеверие, а затем древние боги перешли в разряд поэтических метафор.

С точки зрения сохранности мифологии скандинавы подобны кельтам. С одной стороны, это грандиозный пласт языческого декоративно-прикладного искусства, относимого к нескольким историческим периодам. Наиболее значительными из этих периодов явились: Период великого переселения народов (3 – 5 вв. н. э.), оставивший знаменитые брактеаты – золотые бляхи, носимые на шее; Вендельский период (5 – 8 вв. н. э.) с его великолепно украшенным оружием; Век викингов (конец 8 – 11 вв.), когда были созданы знаменитые изображения на камнях и памятники деревянной резьбы.

С другой стороны, это тексты. Скандинавы имели Исландию, ставшую для них таким же резерватом мифологии, каким для кельтов явилась Ирландия. (Вообще замечено, что на островах чаще сохраняются реликтовые формы, и не только культуры, но и природы). И вновь, позитивную роль здесь сыграло христианство с его традиционной ученостью. В 13 в. н. э. В Исландии были созданы две замечательные книги. Это "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда". Первая представляет анонимный сборник мифологических, эпических и дидактических песен. Вторая, принадлежащая перу знаменитого Снорри Стурлусона и являющаяся по замыслу учебником скальдической поэзии, по сути, есть прозаическое и структурированное переложение значительного корпуса мифов. При этом очень важно, что обе "Эдды" включают важнейшие креативные и эсхатологические мифы. К этим памятникам примыкает и "Деяния датчан" датского историка Саксона Грамматика (также упоминающего древни богов, хотя и в эвгемерическом ключе) и ряд скальдических стихов. Временной разрыв между текстуальным и изобразительным материалом не столь велик как у кельтов, что также облегчает изучение мифологий.

Список статей:

Культура викингов - сердце Древней Скандинавии

Традиции викингов - это особый пласт мирового культурного наследия, ведь в данном случае мы говорим о целой эпохе (которая, кстати, так и называется - эпоха викингов). Скандинавские традиции включают в себя обширный перечень культурологических, в частности - обрядовых действий и явлений, дошедших до нас отнюдь не в одной лишь фольклорной и мифологических оболочке. Богатый археологический материал и сохранившиеся исторические документы (в первую очередь - работы средневековых хронистов) являются научной базой для современных знаний о скандинавской культуре.

Обычно под культурой викингов подразумевают быт и традиции народов, проживавших не только на территории Скандинавского полуострова (в основном - Норвегия и Швеция), но и в близлежащих регионах, таких как Дания и островное государство Исландия. Безусловно, германо-скандинавская культура также включает в себя верования, быт и традиционный уклад народов Северной Европы, в частности - территории современной Германии и в меньшей степени Великобритании. С другой стороны, очевиден тот факт, что культура Скандинавии в эпоху Раннего Средневековья оказала масштабное влияние на культуру всего европейского и даже частично азиатского региона (это в первую очередь торгово-культурные связи между викингами и представителями Древней Руси).

Но в связи с этим возникает закономерный вопрос - что конкретно мы подразумеваем, когда говорим о культуре викингов или скандинавских традициях? Ведь это не только могучие боги и непоколебимые герои, эпические мифы о становлении и гибели Вселенной. Традиции викингов - это гордые драккары, рассекающие свинцовую гладь северных морей. Традиции викингов - это далекое путешествие в райский Винланд за сотни лет до Колубма и Веспуччи. Традиции викингов - это эффектные «длинные дома», жестокие обряды вроде знаменитого «кровавого орла» и легендарные воины - берсерки и ульвхендары. Это эрили - резчики по камню, и скальды - поэты, сжимающие в одной руке - меч, в другой - искусство стихосложения. В этом - вся глубина скандинавской культуры, во многой до сих пор непонятой нами.

Эпоха викингов: кто построил Европу?

Традиционно эпохой викингов называют период Раннего Средневековья, соответствующий следующим хронологическим рамкам - VIII-XI век нашей эры. Эпоха викингов в Северной Европе следует сразу за так называемым «германским железным веком» (IV-VIII вв). Легендарный период владычества северных воителей предваряет нападение скандинавских воинов на английский город Дорсет в 789 году. В дальнейшем викинги регулярно совершают набеги на Англию, Ирландию, Францию. В 860 году скандинавы в составе войска русов приходят в Константинополь. Через десять лет норвежские мореплаватели открывают Исландию, еще через пять лет - Гренландию.

В эпоху викингов скандинавские воины, исследователи и первопроходцы неоднократно осаждали европейские города, правили отдельными регионами и даже целыми странами. Они обильно торговали и путешествовали, и поэтому эпоха викингов в Европе справедливо считается особым историческим феноменом, который оставил глубочайший след в культурном и историческом наследии всех европейских государств. Финалом эпохи викингов в Европе (да и во всем мире) считается легендарная битва при Стамфорд-Бридже (1066 год) и гибель последнего скандинавского конунга, короля Норвегии, Харальда III Сурового.

То есть фактически эпоха викингов представляет собой трехсотлетнее главенство скандинавской культуры над средневековыми европейскими народами. Как результат - многие правящие династии Позднего Средневековья ведут свою родословную именно от викингов, неустрашимых иноземных захватчиков (именно так их называли в южных районах). Посему неудивительно, что быт, религия и культура викингов так интересны нам сегодня, ведь именно эти отчаянные воины во многом создали мир, который известен нам сегодня из школьных учебников истории. Мир, который мы видим вокруг себя. Мир, который многим из нас хотелось бы видеть…

Отдельным блоком стоит тема язычества викингов. Это тоже неотъемлемая часть скандинавской культуры, однако данному вопросу посвящены другие разделы информационного портала «РУНАРИУМ». В разделе «Культура» как таковое язычество викингов не отражено, разве что - в обрядах и тех материалах, где рассмотрение конкретных элементов традиции викингов невозможно вне культурно-религиозного контекста. В основном речь здесь пойдет о кораблях викингов, их оружии, воинской культуре, быте и, конечно, о знаменитых (и не очень) людях, чьи деяния скандинавские скальды прославляли в веках.