Глагол: общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические свойства (общая характеристика). Границы глагола как части речи

ЛЕКЦИЯ 1

Глагол

2. Начальная форма глагола; вопрос к начальной форме.

3. Форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая).

4. Основы глагола (основа инфинитива и основа настоящего времени).

5. Класс глагола; показатели класса глагола.

6. Тип спряжения глагола; показатель спряжения.

7. Вид глагола (несовершенный/совершенный); значение вида; видовая пара глагола; способы образования видовой пары; способ глагольного действия.

8. Переходность/непереходность глагола; показатель переходности/непереходности.

9. Возвратность/невозвратность; показатель возвратности (постфикс–ся); функция и значение постфикса – ся.

10.Залог глагола; показатель залога; значение залога.

11. Наклонение глагола; показатель наклонения; значение наклонения.

12.Время глагола; показатель времени; значение времени.

13.Лицо глагола; показатель лица; значение лица.

14.Число глагола; показатель числа; значение числа.

15.Род глагола; показатель рода; значение рода.

16.Парадигма спряжения глагола.

17. Способы образования глаголов.

Глагол противопоставляется имени, как противопоставляются друг другу основные элементы мысли – субъект и предикат. Но исторически глагол связан тесно с именем, поскольку он возник первично из наименований действий. Древнее имя, обозначавшее действие, (путем преобразования первичных личных местоимений в личные окончания) приобрело специфические морфологические признаки и преобразовалось в глагол.

Связь глаголов с другими частями речи проявляется в одинаковых синтаксических функциях: в возможности выступать и подлежащим, и дополнением, и обстоятельством, и даже определением.

Глагол как часть речи – очень обширная, с разветвленной системой морфологических форм, часть речи. Большая часть глагольных лексико- грамматических категорий связана с семантикой глагола и поэтому не встречается в других частях речи. Это касается лица, времени, наклонения, вида, залога. Что касается категорий рода, числа, то они свойственны далеко не всем глагольным формам и служат, как и, например, у прилагательных, средством согласования с существительными.



Слова, объединяемые в этой части речи, обладают обобщенным значением процесса и могут обозначать действие, движение, перемещение в пространстве, состояние (лежать, спать ), проявление признака (почернеть ), изменение признака (белеть, бледнеть ) и т.п.

Мы обычно представляем себе, что как только речь зайдет о действии, оно непременно должно быть выражено глаголом. Но это отнюдь не так. Отвлеченное действие может быть выражено существительным (выход, помощь, передача, рассказывание ). Но отношение действия к деятелю действительно может быть выражено только глаголом: радио играет, гости поют.

В лингвистической литературе существует много определений глагола. Их можно даже подразделить на типы: чисто семантические (например: глагол - есть разряд слов, выражающих действие или состояние, –А.Х. Востоков) ; определения, совмещающие в себе указание на значение глагола и на его грамматические категории (такие определения характерны для грамматик – АГ-70); формально-грамматические определения (слова спрягаемые называются глаголами – С.И.Абакумов).

Попробуем дать определение глагола как части речи, которое учитывало бы общее категориальное значение, грамматические особенности и синтаксические функции этой части речи.



Глагол как часть речи – очень обширная, с разветвленной системой морфологических форм, часть речи. Большая часть глагольных лексико-грамматических категорий связана с семантикой глагола и поэтому не встречается в других частях речи. Это касается лица, времени, наклонения, вида, залога. Что касается категорий рода, числа, то они свойственны далеко не всем глагольным формам и служат, как и, например, у прилагательных, средством согласования с существительными.

Глагол – часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и – в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – категорией рода (Русская грамматика –80, с.582).

Остается добавить к этому определению, что глагол как часть речи в предложении выполняет преимущественно функцию сказуемого.

КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова: у имен существительных — значение предметности, у имен прилагательных — значение признака, свойства, качества, у глаголов — значение процесса, действия, состояния и т. д.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗНАЧЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ЗНАЧЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. З. языковых выражений изучается в языкознании, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЗНАЧЕНИЕ в Энциклопедическом словарике:
    содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. Значение языковых выражений изучаются в языкознании, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. Смысл, то, что данное явление, понятие, предмет значит, обозначает. 3. взгляда, жеста. Определить з. слова. Лексическое …
  • ЗНАЧЕНИЕ
    ЗНАЧ́ЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ, смысловое содержание слова, отображающее и закрепляющее в сознании представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗНАЧ́ЕНИЕ, важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности. Содержание, связываемое с тем или иным выражением (словом, предложением, знаком …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    значе"ние, значе"ния, значе"ния, значе"ний, значе"нию, значе"ниям, значе"ние, значе"ния, значе"нием, значе"ниями, значе"нии, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, с. 1) Смысл, содержание чего-л. Значение жеста. Значение слова. Ее тревожит сновиденье. Не зная, как его понять, мечтанья страшного …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ЗНАЧЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: значимость, значительность, важность, роль Ant: незначительность, неважность, второстепенность 2. Syn: …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    смысл, разум; вес, важность, авторитет, достоинство, сила, ценность. Настоящий, переносный, прямой, собственный, строгий, фигуральный, буквальный, широкий смысл слова. "Эта девушка …
  • ЗНАЧЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: значимость, значительность, важность, роль Ant: незначительность, неважность, второстепенность Syn: …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) То, что значит кто-л. или что-л.; смысл. 2) Важность, значительность, назначение. 3) Влияние, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    знач`ение, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    значение, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    знач`ение, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    смысл, то, что данное явление, понятие, предмет значит, обозначает З. взгляда, жеста. Определить з. слова. Лексическое з. слов (означаемое им …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности. 2) Содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    значения, ср. (книжн.). 1. Смысл, то, что данный предмет (Слово, жест, знак) значит. Слово "знание" имеет несколько значений. Слово "больной" …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    значение ср. 1) То, что значит кто-л. или что-л.; смысл. 2) Важность, значительность, назначение. 3) Влияние, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. То, что значит кто-либо или что-либо; смысл. 2. Важность, значительность, назначение. 3. Влияние, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ср. Обладая свойством выражать, означать что-либо, иметь какой-либо смысл. II ср. 1. Важность, значительность. 2. Влияние, …
  • ТЕЛЕОЛОГИЯ
    (греч. telos - завершение, цель; teleos - достигший цели и logos - учение) - учение о целесообразности как характеристике отдельных …
  • СВОБОДА ВОЛИ в Новейшем философском словаре:
    способность человека к самоопределению в своих действиях. В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. акцентируется не столько философско-категориальное, сколько …
  • ГАРТМАН в Новейшем философском словаре:
    (Hartmann) Николай (1882-1950) - немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий 1905 в России переехал в …
  • в Словаре постмодернизма:
    ("Totalitй et Infini. Essai sur l"Extйrioritй", 1961) - монография докторской диссертации Левинаса, изданная в Гааге. Выход в свет данной книги …
  • МЕТАЯЗЫК в Словаре постмодернизма:
    - 1) в классической философии: понятие, фиксирующее логический инструментарий рефлексии над феноменами семиотического ряда, 2) в философии постмодернизма: термин, выражающий …
  • ГРАММАТОЛОГИЯ в Словаре постмодернизма:
    - традиционно - область языкознания, которая устанавливает и изучает соотношения между буквами алфавита и звуками речи. Г. как отрасль языкознания …

Категориальное значение слова

До сих пор мы говорили лишь о непосредственной функции слова в обозначении того или иного предмета, действия или качества, иначе говоря, о «денотативном» и «коннотативном» значениях слова. Однако сказанное не исчерпывает ту роль, которую играет слово в отражении действительности и в переработке информации.

Наиболее существенную роль играет вторая важнейшая функция слова, которую Л.С. Выготский назвал собственно значением и которую мы можем обозначить термином «категориальное» или «понятийное» значение.

Под значением слова, которое выходит за пределы предметной отнесенности, мы понимаем способность слова не только замещать или представлять предметы, не только возбуждать близкие ассоциации, но и анализировать предметы, вникать глубже в свойства предметов, абстрагировать и обобщать их признаки. Слово не только замещает вещь, но и анализирует вещь, вводит эту пещь в систему сложных связей и отношений. Отвлекающую или абстрагирующую, обобщающую и анализирующую функцию слова мы и называем категориальным значением.

Итак, каждое слово не только обозначает предмет, но выделяет его существенный признак. Это очень легко видеть, анализируя корень слова. Например, слово «стол» имеет корень -стл-, а этот корень связан со словами «стлать», «постилать», «настил». Говоря слово «стол», человек выделяет его качество: это что-то, что имеет признак настила, на котором можно писать, обедать или работать, но обозначаемый этим словом предмет всегда должен обладать соответствующим признаком. Слово «часы» не просто обозначает определенный предмет, который, например, лежит перед нами; это слово указывает на то, что этот предмет имеет функцию измерения времени («часа»), и если он не имеет отношения к измерению времени, значит, это не часы. Слово «сутки» имеет корень «со-ткать» («стыкать», переносное -- стык дня и ночи). Слово «корова» является родственным с латинским словом cornu = рог и, по сути говоря, раньше означало «рогатый», тем самым оно выделяет признак, характерный для коровы.

Эту анализирующую или абстрагирующую функцию слова наиболее легко видеть в недавно возникших сложных словах. Так, «самовар» обозначает предмет, который сам варит; «телефон» обозначает предмет, который на расстоянии (теле-) передает звук; «телевизор» обозначает предмет, который дает возможность на расстоянии видеть, и т.д. В таких новых словах особенно наглядно выступает эта анализирующая функция слова. Значит, каждое слово не только обозначает предмет, но производит и гораздо более глубокую работу. Оно выделяет признак, существенный для этого предмета, анализирует данный предмет. В старых словах или словах, заимствованных из других языков, мы иногда не ощущаем этого, в новых словах мы видим это более отчетливо. Эта функция выделения признака или абстракции признака является важнейшей функцией слова. Однако и это положение еще не является достаточным.

Каждое слово не только обозначает вещь, не только выделяет ее признаки. Оно обобщает вещи, относит их к определенной категории, иначе говоря, несет сложную интеллектуальную функцию обобщения. Слово «часы» обозначает любые часы (башенные, настольные, ручные, карманные, золотые или серебряные, квадратные или круглые). Слово «стол» обозначает любой стол (письменный, обеденный, карточный, квадратный или круглый, на трех или на четырех ножках, раздвижной или простой). Значит, слово не только выделяет признак, но и обобщает вещи, относит их к определенной категории, и эта обобщающая функция слова является одной из важнейших. Обобщая предметы, слово является орудием абстракции, а обобщение есть важнейшая операция сознания. Именно поэтому, называя тот или другой предмет словом, мы тем самым относим этот предмет к определенной категории. Это и означает, что слово является не только средством замещения вещи, представления; оно является и клеточкой мышления, потому что важнейшими функциями мышления являются именно абстракция и обобщение. Следует, однако, отметить и другую сторону интересующей нас проблемы.

Слово является не только орудием мышления, но и средством общения. Всякое общение - иначе говоря, передача информации -- необходимо требует, чтобы слово не только указывало на определенный предмет, но и обобщало сведения об этом предмете. Если бы человек, говоря «часы», имел в виду, например, лишь одни определенные часы, а воспринимающий это слово, не имеющий соответствующего опыта, не понимал бы обобщенного смысла этого слова, он никогда бы не смог передать собеседнику свою мысль. Однако слова «часы» и «стол» имеют обобщенное значение, и это является условием понимания, условием того, что человек, называя предмет, может передать свою мысль другому человеку. Даже если этот другой человек представляет названную вещь иначе (например, говорящий имеет в виду карманные часы, а воспринимающий -- настольные или башенные часы), все равно предмет, отнесенный к определенной категории, позволяет говорящему передать определенную обобщенную информацию. Значит, абстрагируя признак и обобщая предмет, слово становится орудием мышления и средством общения.

Существует, однако, еще более глубокая и важная функция значения слова. В развитом языке, который является системой кодов, слово не только выделяет признак и не только обобщает пещь, относя ее к определенной категории, оно производит автоматическую и незаметную для человека работу по анализу предмета, передавая ему опыт поколений, который сложился в отношении этого предмета в истории общества.

Таким образом, называя предмет, человек анализирует его, причем делает это не на основании конкретного собственного опыта, а передает опыт, накопленный в общественной истории в отношении его функций, и передает, таким образом, систему общественно упрочившихся знаний о функциях этого предмета.

Следовательно, слово не только обозначает предмет, но и выполняет сложнейшую функцию анализа предмета, передает опыт, который сформировался в процессе исторического развития поколений.

Итак, обозначая предмет, слово выделяет в нем соответствующие свойства, ставит его в нужные отношения к другим предметам, относит его к известным категориям.

Все это и говорит о том факте, что слово не только удваивает мир, не только обеспечивает появление соответствующих представлений, но является мощным орудием анализа этого мира, передавая общественный опыт в отношении предмета, слово выводит нас за пределы чувственного опыта, позволяет нам проникнуть в сферу рационального.

Все это дает возможность утверждать, что слово, обладающее предметной отнесенностью и значением, является основой системы кодов, которые обеспечивают перевод познания человека в новое измерение, позволяет совершить скачок от чувственного к рациональному, т.е. к возможности как обозначать вещи, так и оперировать вещами в совершенно новом, «рациональном» плане. Многие исследователи указывали на то, что «семантические поля» оказываются обычно четко организованными и что некоторые из слов, входящих в данную семантическую группу, обладают большей «доступностью», чем другие. Эта «доступность» некоторых слов, облегчающая их выбор из многих других, объясняется частично контекстом, привычностью и частотой встречаемости данного слова, установкой личности и ее непосредственным опытом; однако нередко «доступность» нужного слова и большая вероятность его всплывания зависят от тех лексических связей, которыми характеризуются многие слова.

Легко видеть, что слово «врач» неизбежно вызывает по ассоциации другое слово -- «лечить», слово «метла» -- «мести», слово «топор» -- «рубить», слово «игла» -- «шить» и т.д. Еще более отчетливо это можно проследить в словах, обозначающих действия (глаголах), и в словах, обозначающих качества (прилагательных). Обо всех этих факторах, указывающих на то, что многие слова переживаются как неполные и требуют дополнения другими словами, принято говорить как о «валентностях слов», и именно эти валентности в значительной мере определяют то преимущество, с которым всплывают те или иные связанные с ними слова. Именно поэтому «валентности» слов оказываются важным дополнительным фактором, который определяет выбор нужного слова.

Выводы к главе 1

Все вышесказанное можно резюмировать в следующих положениях. Слово как элемент языка всегда обозначает известную вещь, признак или отношение, а язык состоит из системы сложных кодов, которые вводят обозначаемую вещь в системы связей и отношений.

Слово является продуктом длительного развития, в процессе которого оно выделяется из симпрактического контекста и становится самостоятельной системой кодов, располагающей различными средствами обозначений любого предмета и выражения любых связей и отношений.

Развитие языка является процессом эмансипации от симпрактического характера и выделения слова как синсемантической системы.

Структура слова сложна. Слово имеет предметную отнесенность, т.е. оно обозначает предмет и вызывает целое «смысловое поле», слово имеет функцию определенного «значения», иначе говоря, выделяет признаки, обобщает признаки и анализирует предмет, относит его к определенной категории и передает общечеловеческий опыт. Оно позволяет человеку выходить за пределы непосредственного восприятия, обеспечивая тем самым тот скачок от чувственного к рациональному, который является существенным для сознания человека.

И, наконец, слово имеет «лексические функции», т.е. входит в известные классы смысловых отношений; оно располагает аппаратом, который создает потенциальную необходимость связи одних слов с другими, обеспечивая переход от единичных слов к их «синсемантическим» связям, определяя те законы, по которым оно вступает в связи с другими словами. Все это и является важнейшим механизмом, который дает возможность сделать из слова основное орудие сознательной деятельности человека.

Теперь ясно, насколько фундаментальное значение имеет слово и какое центральное место оно занимает в формировании человеческого сознания.

французский лексика семантический преобразование

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

Сегодня мы поговорим о… том, что такое глагол как часть речи; том, каково значение глагола; том, какими категориями и формами обладает глагол; том, какие виды глаголов существуют в русском языке.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Вид глагола Вид – это отношение действия, обозначенного глаголом, к внутреннему пределу. ВИД несовершенный совершенный (что делать?) (что сделать?) писать, читать, учить написать, прочитать, выучить

6 слайд

Описание слайда:

Наклонение глагола Наклонение глаголов в русском языке – это словоизменительный грамматический признак спрягаемых глаголов. Категория наклонения обозначает отношение называемого глаголом процесса к действительности и выражает это значение в глагольных формах изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений. Изъявительное наклонение – выражает действие прошлого, настоящего либо будущего времени, которое фактически протекает в действительности. (Я сделаю домашнее задание во вторник). Повелительное наклонение – выражает приказание, побуждение или просьбу к совершению действия. (Сделай домашнее задание завтра). Сослагательное наклонение – выражает действие, которое мыслится субъектом как возможное, желаемое, но зависящее от чего-либо. (Я сделал бы домашнее задание сегодня, но иду гулять).

7 слайд

Описание слайда:

Формы глагола в зависимости от наклонения Наклонение Грамматические категории, присущие глагольным формам наклонения Примеры наклонения глаголов Изъявительное наклонение Время; Число; Род; Лицо. Прошедшее время: Я бегал, она бегала, оно бегало, они бегали; Настоящее время: Я рисую, ты рисуешь, он рисует, мы рисуем, вы рисуете, они рисуют; Будущее время: Я буду читать/прочитаю, ты будешь читать/прочитаешь, он будет читать/прочитает, мы будем читать/прочитаем, вы будете читать/прочитаете, они будут читать/прочитают. Повелительное наклонение Число; Лицо. 1-е лицо мн. числа: Давайте мы сделаем, пойдемте; 2-е лицо ед. и мн. числа: Ты собери, вы соберите; 3-е лицо ед. и мн. числа: Пусть он прочитает, пусть они пишут. Сослагательное наклонение Число; Род. Единственное число: Он сделал бы, она убрала бы, оно делалось бы; Множественное число: Они собирали бы.

8 слайд

Описание слайда:

Категория времени глагола Категория времени характерна только для форм изъявительного наклонения. Традиционно в русском языке выделяют формы трёх времён - настоящего, прошедшего и будущего. Повелительное и сослагательное наклонение не имеют форм времени. В основе определения времени осуществления процесса лежит абстрактная грамматическая точка отсчёта, такой точкой является момент речи. Глагол в прошедшем времени показывает, что действие происходило или произошло до момента речи: делал уроки, решал уравнения; сделал уроки, решил уравнения. Глагол в настоящем времени показывает действие в момент речи: делаю уроки, решаю уравнения. Глагол в будущем времени показывает, что действие будет осуществляться или осуществится после момента речи: буду делать уроки, буду решать уравнения; сделаю уроки, решу уравнения. Категория времени обнаруживает тесную связь с категорией вида глагола. Именно видом определяется возможность образования временны́х форм глагола. Глаголы несовершенного вида образуют формы всех времён: прошедшего (любить - любил), настоящего (люблю), будущего (буду любить). Глаголы совершенного вида образуют только форму прошедшего времени (полюбить - полюбил) и простого будущего (полюблю). Форм настоящего времени нет.

9 слайд

Описание слайда:

Категория лица глагола Категория лица указывает на производителя действия по отношению к говорящему. 1 лицо – субъект действия сам говорящий (ед.ч.), говорящий и другие (мн.ч.); 2 лицо – субъект действия собеседник (ед.ч.), собеседник и другие (мн.ч.); 3 лицо – субъект действия кто-то, не участвующий в диалоге (ед.ч.), кто-то, не участвующий в диалоге, и другие (мн.ч.). Формальными показателями категории лица являются личные окончания глаголов.

10 слайд

Описание слайда:

Категории числа и рода Категория рода обозначает характеристику рода местоимения или существительного, с которым согласуется глагол. При отсутствии субъекта действия форма рода указывает на род возможного субъекта действия: Солнце светило. Трава зеленела. Облако плыло. Пришла бы сегодня. Средний род может также указывать на безличность глагола: Светало. Вечерело. Категория рода есть не у всех глагольных форм. Значения женского, мужского и среднего рода есть у форм прошедшего времени единственного изъявительного наклонения и у форм единственного числа условного наклонения. Число указывает на единичность или множественность субъекта, выполняющего действие, при этом значение самого действия не изменяется: студент пришел, студенты пришли. Эта морфологическая характеристика присуща всем личным глагольным формам.

11 слайд

Описание слайда:

Взаимосвязь глагольных категорий Вид и время У глаголов СВ 2 формы времени, нет формы настоящего времени (действие завершилось). Форма будущего времени - простая (поднял, поднимет, собрался, соберется возглавили, возглавят). У глаголов НСВ 3 формы времени. Форма будущего времени - сложная (поднимал, поднимает, будет поднимать, собирался, собирается, будет собираться, возглавляли, возглавляют, будут возглавлять). Время и наклонение По времени изменяются глаголы в изъявительном наклонении (поднял, поднимет, поднимал, поднимает, будет поднимать). У глаголов в сослагательном и изъявительном наклонении нет категории времени (поднял бы (вчера, сегодня, завтра?), соберись, пускай соберется (сейчас, через год?)). Лицо и род - взаимоисключающие категории Род есть только у форм глагола в пр.вр. изъявительного наклонения и у сослагательного наклонения (поднял, подняла, подняло, поднял бы, подняла бы, подняло бы, НО поднимает, поднимет (он, она, оно)). По лицам изменяются глаголы в наст. и буд. вр. изъявительного наклонения. В формах повелительного наклонения есть 2 лицо, 3 лицо и нет 1 лица (себе приказать нельзя) (я поднимаю, подниму, ты поднимаешь, поднимешь, он поднимает, поднимет, ты подними, вы поднимите, пусть поднимает, пусть поднимет). Переходность и возвратность Все возвратные глаголы непереходные поднимаю (что?), но поднимаюсь (что?). Переходность и залог Переходные глаголы образуют страдательные конструкции, непереходные не образуют. знамя поднято (кем-то), пыль поднимается (ветром) прыгнуть – прыгнуто (действие, которое не способно прямо переходить на предмет).

12 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых личных форм глагола 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить. Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы «башу» (от басить), «галжу» (от галдеть), «гвозжу» (отгвоздить), «дужу» (от дудеть), «ерунжу» (от ерундить), «прегражу» (от преградить), «пылесошу» (от пылесосить), «сосежу» (от соседить), «шкожу» (от шкодить). Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср.: бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср.: держу от держать), «тужу» (от тузить, ср.: тужу от тужить) и некоторые др. 2. Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят - чтут, а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий - чтущий; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней. - Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости:почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтят присутствием. 3. Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал. Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

13 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых личных форм глагола 4. Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной). Глагол двигать в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы двигает - движет (пружина двигает/движет часовой механизм). Глагол капать в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет); в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру). 5. Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси - выбрось, выглади - выгладь, выдвини - выдвинь, выкраси - выкрась, вылези - вылезь, выплюни - выплюнь, высуни - высунь, выстави - выставь, выправи - выправь, высыпи - высыпь, вытаращи - вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т. д. Такое же соотношение форм у глаголов и т. д. Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите - порть, портьте; корчи, корчите - корчь, корчьте и т. д. Формы взглянь, выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обоими (вместо обними); езжай (вместо поезжай); формы едь, ехай являются недопустимыми.

14 слайд

Описание слайда:

Варианты видовых форм Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о - а обусловливать - обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать, условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться; не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать. Видовые пары захлопнуть - захлопывать, озаботить - озабочивать, опозорить - опозоривать, опорочить - опорочивать, отсрочить - отсрочивать, приурочить - приурочивать, узаконить - узаконивать и др. сохраняют корневое о. В парах лазить - лазать, видеть - видать, слышать - слыхать, поднимать - подымать второй вариант разговорно-просторечный. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом - ну- вял - вянул, лип - липнул, слеп - слепнул, отверг - отвергнул, гиб - гибнул, прибег - прибегнул, расторг - расторгнул, опроверг - опровергнул, пух - пухнул равноправны; формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб являются допустимыми. Варианты неопределенной формы глаголов совершенного вида достичь - достигнуть, застичь - застигнуть, настичь - настигнуть, постичь - постигнутьравноправны; личные же формы параллельных вариантов не образуют и обслуживают обе неопределенные формы.

15 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Используя приставки, образуйте от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида: верить(н.в.)- поверить(с.в.). Чувствовать,ужинать, делить, вязать, прятать,возить, шить, стараться, таять, верить, видеть, делать, шутить, чертить, тонуть, гасить, учиться, брать, пугаться, мучить, помнить, желать, гордиться, готовить.

16 слайд

Описание слайда:

Практическая работа От глаголов совершенного вида с помощью суффиксов образуйте глаголы несовершенного вида: успеть (с.в.) – успевать(н.в.). Открыть, завоевать, доказать, вылечить, выдержать,воспитать, сложить, взвесить, учесть, указать, спросить, сплотить, достать, вытолкнуть.

17 слайд

Описание слайда:

Практическая работа К неопределенной форме глаголов подобрать видовую пару. От каждого из глаголов образовать форму 1-го лица единственного числа, обозначить вид: повторять – повторяю (н.в.); повторить - повторю(с.в.). Прибыть, заходить, брать, войти,вынуть,сдать, узнать,восстать, вскрыть, передать, добыть, заболевать, овладеть, отдать, привлекать, исполнить, развивать, лечь, исчезать, изобрести, избегать, догонять, выйти,двигать, уточнить, уничтожить, ошибиться, напрячь,лишать, наносить, ударяться, повторить, публиковать, принести.

18 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Подобрать к глаголам видовую пару, подчеркнуть чередующиеся согласные, указать вид. С несколькими видовыми парами составить предложения: оформить(с.в.)-оформлять(н.в). пригласить (с.в.) – приглашать (н.в.). Приглашать, защищать, снабдить, провожать, отразить, обсудить, составить, являться, возмущаться,встречать, сгустить,наряжать, посетить, оформлять, предупредить.

19 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Образуйте видовые пары от следующих глаголов. Составьте с ними предложения. Говорить, взять, класть, поймать, садиться, ложиться, стать, находить.

20 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Запишите глаголы в неопределённой форме. Ставят, везёт, бегают, цветёт, плачет, несёт, пахнет, завтракает, бредёт, делаете, знакомят, разгребёт, вешаем, плетём, трясёт, мокнут, квакают.

21 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Данные словосочетание замените глаголами в неопределённой форме. Оказывать помощь Очищать пол от пыли Вести наблюдения Давать совет Покрываться цветами Принимать решение

22 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Определите форму глаголов, подберите к ним синонимы. Запишите их в неопределённой форме. Строят, изумить, шумит, просил, бить, наблюдают, охранять, поймают, фантазирует, плакать, сказал, гореть, блестел. Превозносить, стережёт.

23 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Бить баклуши Вешать нос Витать в облаках задать головоломку зарубить на носу ждать у моря погоды дать слово дрожать как осиновый лист писать как курица лапой ходить на голове считать ворон держать в голове клевать носом наговорить с три короба держать в голове клевать носом наговорить с три короба держать язык за зубами

I. Общая характеристика глагола.

Глагол как часть речи

Тема 1

МОДУЛЬ II. ГЛАГОЛ И ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Комплексная цель модуля II

Русский глагол обладает довольно сложной системой формообразования, однако в практических курсах русского языка ему уделяется недостаточно внимания. В частности, в школьном курсе вообще никак не отражено образование настоящего – будущего простого времени. Всё ограничивается делением глаголов на два спряжения и тренировкой в правописании безударных окончаний.

Цель модуля II заключается в следующем:

· представить в целом систему грамматических форм русского глагола;

· дать исчерпывающую характеристику формообразования, значения и употребления личных форм глагола;

· дать полную характеристику значения, образования и употребления неспрягаемых форм глагола – причастий и деепричастий;

· научить правильно употреблять, структурировать причастные и деепричастные обороты и отработать навыки пунктуационного выделения;

· познакомить с грамматическими словарями-справочниками по глаголу и его формам.

I. Общая характеристика глагола

2. Морфологические признаки

3. Синтаксические функции

II. Система глагольных форм. Основы глагола.

Ш. Инфинитив

2. Морфологические признаки

3. Синтаксические функции

IV. Основные глагольные категории

2. Переходность и непереходность

4. Классы глаголов

5. Спряжение

6. Наклонение

8. Лицо. Безличные глаголы

9. Число и род.

V. Схема разбора глагола

VI. Правописание глаголов. (самостоятельно)

Глагол как часть речи обозначает процесс. Под процессом приня­то понимать различные действия, связанные с трудовой деятельностью человека (строить, готовить, вязать) ; действия, связанные с интеллекту­альной деятельностью (говорить, думать, решать) ; действия, обозначаю­щие различные процессы в природе (темнеет, светает, смеркается) и дей­ствия, обозначающие различные состояния (спать, грустить, болеть, стра­дать).

Значение действия как процесса у глагола выражается категориями: вида – отношением действия к его внутреннему пределу (решать - решить) ; наклонения – отношением действия к действительности (решаю, решал бы - решай) ; времени – отношение действия к моменту речи (решаю – решал - буду решать) ; залога – отношение действия к субъекту и объекту (я решаю задачу – задача решается мною) ; лица – отношением действия к субъекту (решаю – решать - решает) . Глагольные формы имеют значение числа и рода. Глагол изменяется по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Такое изменение называется спряжением.



Спрягаемым формам глагола противопоставлены неспрягаемые – инфинитив, причастие и деепричастие. Инфинитив и деепричастие не имеют форм словоизменения, а причастие склоняется по образцу прилагательного.

Категории вида и залога свойственны всем глагольным формам, категории наклонения, времени и лица – только спрягаемым (причастия имеют формы только настоящего и прошедшего времени); категория числа – всем глагольным формам, кроме инфинитива и деепричастия, категория рода - только формам прошедшего времени, сослагательного наклонения и причастиям.