Грамматическое значение слова.

Грамматическое значение.

Способы выражения грамматических значений.

Грамматические разряды слов

      Грамматика как наука.

Средствами словоизменительных морфем конструируются словоформы. Таким образом, морфему можно считать отдельной единицей грамматического строя языка. Грамматика - это наука, изучающая регулярные и общие черты устройства лингвистических знаков и их поведения. Объект грамматики - 1) закономерности изменения слов и 2) принципы их объединения при построении высказывания. Соответственно двойственности объекта выделяются традиционные разделы грамматики - морфология и синтаксис. Все, что связано с абстрактными грамматическими значениями слова и его формоизменением, относится к морфологии. Все явления, связанные с синтагматикой слова, а также с построением и синтагматикой предложения, относится к синтаксической сфере языка. Эти подсистемы (морфология и синтаксис) находятся в самом тесном взаимодействии и переплетении, так что отнесение тех или иных грамматических явлений к морфологии или синтаксису часто оказывается условным (например, категории падежа, залога).

Обобщающий характер грамматики позволяет ей выявить самые существенные черты структуры языка, поэтому грамматика справедливо считается центральной частью лингвистики. В процессе развития грамматики как науки понимание ее объекта менялось. От изучения форм слова ученые переходили к связи грамматики и словарного фонда языка, а также к изучению речевого функционирования.

Владимир Александрович Плунгян: Познание всегда асимметрично: одни фрагменты

действительности человек склонен воспринимать как бы через увеличительное

стекло, тогда как другие – как бы через перевернутый бинокль. “Когнитивная

деформация” реальности – одно из основных свойств человеческого познания.

Грамматические значения – это именно те значения, которые попадают в поле

зрения увеличительного стекла; это наиболее важные для использующего

данную языковую систему значения.

2.Грамматическое значение.

В центре внимания грамматики - грамматические значения и способы их выражения. Грамматическое значение - это 1) обобщенное значение, присущее 2)ряду слов или синтаксических конструкций, которое находит в языке свое регулярное и типизированное 3) выражение. Например, в предложении Петров - студент можно выделить следующие грамматические значения:

    значение утверждения некоторого факта (значение, присущее ряду синтаксических конструкций, регулярно выражается нисходящей интонацией)

    значение отнесенности факта к настоящему времени (выражено отсутствием глагола; ср.: Петров был студентом, Петров будет студентом )

    значение единственного числа (значение, присущее ряду слов, выражено отсутствием окончания (Петровы, студенты ),

а также ряд других (значение отождествления, значение безусловной реальности факта, мужского рода).

Грамматическое значение слова включает следующие типы информации:

    информацию о части речи, к которой принадлежит слово

    информацию о синтагматических связях слова

    информацию о парадигматических связях слова.

Вспомним знаменитую экспериментальную фразу Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. В нее включены слова с искусственными корнями и реальными аффиксами, выражающими весь комплекс грамматических значений. Слушающему, например, ясно, к каким частям речи относятся все слова этой фразы, что между будланула ибокра существуют отношения объекта и действия, что одно действие уже совершилось в прошлом, а другое реально продолжается в настоящем.

Грамматическое значение характеризуется следующими основными признаками:

    обобщенностью

    обязательностью: если существительным, например, присуще значение числа, то оно последовательно выражается у каждого слова тем или иныи способом независимо от целей и намерений говорящего.

    Распространенностью на целый класс слов: например, все глаголы в русском языке выражают значения вида, наклонения, лица и числа.

    Закрытостью списка: если лексическая система каждого языка носит открытый характер и постоянно пополняется новыми единицами и новыми значениями, то грамматика характеризуется строго определенным, сравнительно небольшим числом грамматических значений: например, у русских существительных это значения рода, числа и падежа.

    Типизированностью выражения: грамматические значения передаются в языках строго определенными способами - при помощи специально закрепленных за ними средств: аффиксов, служебных слов и др.

Языки отличаются друг от друга тем, какие значения они выбирают в качестве грамматических. Так, значение числа является, например, грамматическим в русском и английском языках, но неграмматическим в китайском и японском, так как в этих языках имя может служить наименованием как одного, так и нескольких предметов. Значение определенности/неопределенности является грамматическим в английском, немецком, французском и многих других языках и неграмматическим в русском языке, где отсутствуют артикли.

3. Способы выражения грамматического значения

Способы выражения грамматических значений разнообразны. Выделяются два ведущих способа: синтетический и аналитический, причем каждый способ включает ряд частных разновидностей.

Синтетический способ выражения грамматических значений предполагает возможность объединения в пределах одного слова нескольких морфем (корневых, словообразовательных и словоизменительных). Грамматическое значение в этом случае всегда выражается в рамках слова. К синтетическому способу выражения грамматических значений относятся:

    аффиксация (использование различных типов аффиксов: иду - идешь);

    редупликация (полный или частичный повтор основы: fari- белый,farfaru- белые в языке ‘хауса в Африке);

    внутренняя флексия (грамматически значимое изменение фонемного состава корня: foot-feetв английском языке);

    супплетивизм (объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения грамматических значений (иду - шел)

Аналитический способ выражения грамматических значений предполагает раздельное выражение лексического и грамматического значений слова. Грамматические формы являются сочетанием полнознаменательных морфологически неизменяемых лексических единиц и служебных элементов (служебных слов, интонации и порядка слов): буду читать, более важный, пусть уходит). Лексическое значение выражается неизменяемым полнозначным словом, а грамматическое - служебным элементом.

В зависимости от того, синтетические или аналитические способы выражения грамматических значений преобладают в языке, различают два основных морфологических типа языков: синтетический тип языка (в котором доминирует синтетический способ выражения грамматических значений) и аналитический тип (в котором преобладает тенденция к аналитизму). От преобладания в языке тенденции к аналитизму или синтетизму зависит характер слова в нем. В синтетических языках слово сохраняет свои грамматические характеристики и вне предложения. В аналитических языках слово приобретает грамматическую характеристику только в предложении.

Грамматическое значение выявляется в результате противопоставления одной языковой единицы другой. Так, значение настоящего времени выявляется при противопоставлении нескольких форм глагола: знал - знает - будет знать. Грамматические противопоставления или оппозиции образуют системы, называющиеся грамматическими категориями. Грамматическую категорию можно определить как ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений, выражаемых формальными показателями (аффиксами, служебными словами, интонацией и пр.) В приведенном определении очень важно слово «однородные». Для того чтобы значения были противопоставлены по какому-то признаку, они должны обладать и каким- то общим признаком. Так, настоящее время может быть противопоставлено прошедшему и будущему, так как все они имеют отношение к последовательности описываемых событий. В связи с этим можно дать другое определение грамматической категории: это реально существующее в языке единство некоторого грамматического значения и формальных средств его выражения. Эти определения не противоречат друг другу. Если их сопоставить, то становится ясно, что в грамматическую категорию входит обобщенное грамматическое значение (например, значение времени), частные грамматические значения (например, настоящее время, прошедшее время, будущее время), они называются граммемами, и средства выражения этих значений (например, суффикс, служебное слово и пр.)

Классификация грамматических категорий

      по количеству противопоставленных членов. Есть категории двучленные (число в современном русском языке: единственное-множественное), трехчленные (лицо: первое-второе-третье), многочленные (падеж). Чем больше граммем в данной грамматической категории, тем сложнее отношения между ними, тем больше признаков в содержании каждой граммемы.

      Формообразовательные и классифицирующие. В формообразовательных категориях грамматические значения принадлежат различным формам одного и того же слова. Например, категория падежа. Каждое существительное имеет форму именительного, родительного и т.д. падежа: стол, стола, стол, столу, столом, о столе . В классифицирующих категориях грамматические значения принадлежат разным словам. Слово не может изменяться по классифицирующему признаку. Например, категория рода у существительных. Существительное не может изменяться по родам, все его формы принадлежат к одному и тому же роду: стол,стола, столу - мужской род; но кровать, кровати, кровать - женский род. Тем не менее, род существительного важен с точки зрения грамматики, так как от него зависят формы согласующихся прилагательных, местоимений, глаголов и пр.: большой стол, этот стол, стол стоял; но: кровать стояла, большая кровать.

      По характеру передаваемых значений

    Объективные (отражают реальные связи и отношения, существующие в действительности, например, число существительного)

    Субъективно-объективные (отражают угол зрения, под которым рассматривается действительность, например, залог глагола: рабочие строят дом - дом строится рабочими )

    Формальные (не отражают объективной действительности, указывают на связь между словами, например, род прилагательных или неодушевленных существительных)

5. Грамматические разряды слов

От грамматических категорий нужно отличать грамматические разряды слов. У грамматической категории обязательно имеется система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородным значением. У лексико-грамматического разряда такая система форм не прослеживается. Лексико-грамматические разряды делятся на семантико-грамматические и формальные.

    У семантико-грамматического разряда есть семантические особенности, отличающие его от других разрядов и влияющие на грамматические особенности слов этого разряда. Самые крупные из этих разрядов - части речи. Так, существительное имеет значение предметности и сочетается с прилагательным. Глагол имеет значение действия и сочетается с наречием. Внутри частей речи выделяются более мелкие группировки, например, среди существительных - одушевленные и неодушевленные, исчисляемые и неисчисляемые, конкретные и абстрактные.

    Формальные разряды различаются по способу образования грамматических форм входящих в них слов. Это группировки слов по типу спряжения (коньюгационные классы), по типу склонения (деклинационные классы). Между формальными разрядами в принципе отсутствуют отношения смыслового противопоставления: это параллельные способы выражения одних и тех же грамматических значений. Отнесение того или иного слова к одному из разрядов определяется традицией.

Грамматическое значение - часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения.

В языке есть два типа значений лингвистических единиц: лек­сическое и грамматическое. Лексическое значение слова - предмет лексики, а грамматическое значение - предмет грамматики. Лекси­ческое значение является конкретным, предметным значением слова. Несколько упрощая, можно сказать, что это - отражение фрагмента окружающего мира в слове (см. Лексическое значение слова).

Отличие лексического значения от грамматического состоит в большей степени абстрактности последнего, в его обязательном и ре­гулярном, достаточно стандартном формальном выражении в языке. Грамматическое значение более абстрактно: оно не называет пред­меты, признаки, действия и т.п., а классифицирует слова, объединяет их в группы по определенным признакам, связывает слова в синтак­сических конструкциях. Грамматическая абстракция - это отвлече­ние от конкретного значения, вычленение грамматических признаков и отношений, характеризующих целый класс слов. Каждая часть речи характеризуется специфическим набором грамматических значений. Например, у имени существительного есть значение рода, числа и па­дежа, у глагола - значение времени, наклонения и т.д.

Грамматические значения являются обязательными в языке: это значит, что они выражаются в слове или предложении непременно, независимо от желания говорящего. Например, сообщая о каком-либо событии, говорящий по-русски обязательно должен отметить, проис­ходит ли событие сейчас, произошло оно раньше или оно только может произойти в будущем, т. е. указать на время глагола. Имя существи­тельное обязательно относится к мужскому, женскому или среднему роду, имеет форму числа и падежа и т.п.

Грамматическое значение всегда формально выражается в со­ставе слова или предложения. Способы выражения грамматического значения могут быть различными.

1. В русском языке грамматические значения чаще всего выража­ются при помощи окончания (флексии): кот - коты (число), кота - котом (падеж), иду - идешь (лицо) и т.п.

2. Иногда грамматическое значение может выражаться при помощи чередования звуков: называть - назвать (категория вида), бежите - бегите (категория наклонения).

3. Грамматические значения могут выражаться также при помощи ударения: разрезать - разрезать (значение вида).

4. Грамматические значения могут выражаться объединением в одну парадигму форм от разных основ: человек - люди (категория числа), я - меня (категория падежа).

5. Грамматическое значение может выражаться при помощи по­втора слова: добрый-добрый (превосходная степень прилагательного).

6. Грамматическое значение может быть выражено служебными словами: я буду читать (значение будущего времени), я читал бы (зна­чение сослагательного наклонения).

7. Грамматическое значение может выражаться при помощи порядка слов в предложении: мать любит дочь, стул царапает стол (субъектно-объектные отношения оформляются подлежащим и дополнением).

8. Грамматическое значение может выражаться при помощи инто­нации: Он пришел. Он пришел?

Грамматическое значение имеет стандартные и регулярные сред­ства выражения, то есть в большинстве случаев однородные грамма­тические значения выражаются одинаковыми (стандартными) мор­фемами. Так, например, творительный падеж существительных 1-ого склонения представлен окончанием -ой (-ей): девочкой, птицей, папой, юношей и т.п., а творительный падеж существительных 2-ого склоне­ния - окончанием -ом (-ем): мальчиком, молотком, полем и т.п. Грам­матическое значение выражается, как правило, регулярно, т. е. образует парадигмы - образцы словоизменения, в которые можно подставить любое слово той же грамматической характеристики и получить пра­вильную форму (см. Парадигма). Поэтому грамматическая система легко структурируется и может быть представлена в виде таблиц (на­пример, таблиц склонения существительных или спряжения глаголов).

Слова - это строительное сырье для любого языка. Из них строятся предложения и словосочетания, с их помощью мы передаем мысли, общаемся. Умение этой единицы называть или обозначать предметы, действия и т.п. называется функцией. Пригодность слова для общения, передачи мыслей именуется его

Таким образом, слово - это основная, главная структурная единица языка.

Каждое слово в русском языке имеет лексическое и грамматическое значение.

Лексическим называют соотношение звукового (фонетического) оформления слова, его звучания с явлениями действительности, образами, предметами, действиями и т.п. можно сказать проще: это смысл. С лексической точки зрения слова "бочка", "кочка", "точка" - разные единицы, потому что они обозначают разные предметы.

Грамматическое значение слова - это значение его форм: рода или числа, падежа или спряжения. Если слова "бочка", "точка" рассматривать грамматически, то они будут абсолютно одинаковы: существ. женского рода, стоящие в именительном падеже и единств. числе.

Если сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, можно увидеть, что они не одинаковы, но взаимосвязаны. Лексическое значение каждого из них универсально, основное же закреплено в корне. (Например: "сын", "сынок", "сынуля", "сыночек").

Грамматическое значение слова передается при помощи словообразующих морфем: окончаний и формообразующих суффиксов. Так, "лес", "лесник", "лесничий" будет довольно близким: их смысл определяется корнем "лес". С грамматической точки зрения они абсолютно разные: два существительных и прилагательное.

Напротив, слова "пришел", "приехала", "прибежали", "набежало", "отлетела", "сбили" будут похожими в грамматической направленности. Это глаголы, стоящие в форме прошедшего времени, которые образованы при помощи суффикса "л".

Из примеров следует вывод: грамматическое значение слова - это его принадлежность к части речи, общее значение целого ряда похожих единиц, не привязанное к их конкретному вещевому (смысловому) содержанию. "Мама", "папа", "Родина" - существ. 1 склонения, стоящие в форме И.п., единств. числа. "Сова", "мыши", "молодежи" - существительные женск. рода, 3 склонения, стоящие в Р.п. Грамматическое значение слов "красненький", "огромный", "деревянный" указывает на то, что это прилагательные, стоящие в форме муж. рода, единствен. числа, И.п. Понятно, что лексическое значение этих слов различно.

Грамматическое значение слова выражается в определенной форме, соответствующей позиции слов в предложении (или словосочетании), выражается с помощью грамматических средств. Чаще всего таковыми являются аффиксы, однако нередко грамматическая форма образуется при помощи служебных слов, ударения, порядка слов или интонации.

От того, каким образом образована форма, непосредственно зависит ее вид (название).

Простые (их еще называют синтетическими) грамматические формы образуются внутри единицы (с помощью окончаний или формообразующих суффиксов). Падежные формы (нет) мамы, дочки, сына, Родины образованы при помощи окончаний. глаголов "написал", "спрыгнул" - при помощи суффикса и а глагола "спрыгнула" - при помощи суффикса "л" и окончания "а".

Некоторые формы образуются вне лексемы, а не внутри нее. В этом случае возникает нужда в служебных словах. Например, глаголы "буду петь" и "давайте петь" образованы при помощи служебных слов (глаголов). Слова "буду" и "давайте" в данном случае не имеют лексического значения. Они нужны для создания В первом случае - будущего времени, а во втором - побудительного наклонения. Такие формы называются сложными или аналитическими.

Грамматические значения определяются в системы или кластеры рода, числа, и т.п.

Введение:

Язык - это совокупность слов и правил их образования и изменения, а также правил сочетания форм слов в предложении.

Язык как коммуникативная система обеспечивает передачу информации различного рода. Это и информация о предметах, явлениях, положениях дел во внешней действительности, и информация о субъективных актах когнитивной (познавательной) деятельности и личных переживаниях говорящего, и информация служебного характера, касающаяся используемых способов построения связной речи и особенностей поведения в ней употребляемых языковых единиц и их вариантов. Таким образом, наша речь не механический набор слов. Но чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей грамматической форме, умело соединить и расставить формы слов в предложении.

Слово изучается в разных разделах языкознания, так как имеет звуковое оформление, значение, грамматические характеристики, то есть объединяет в себе признаки разных аспектов языка.

Слово является двусторонним единством: соединяет в себе форму (определенный звуковой или буквенный комплекс) и значение. Звуковая или буквенная последовательность становится словом только тогда, когда обретает значение. Различают лексическое и грамматическое значение.

Лексическое значение:

Лексическое значение – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и пр.

Лексическая общность слов заключена, как правило, в корневой морфеме - носителе понятийной идеи. Лексическое значение, таким образом, представляет собой смысловую сторону слова и лишено стандартного (регулярного) выражения. По классическому определению В.В. Виноградова, лексическое значение слова - это «предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка»

В смысловой структуре слова, как и в других сторонах языка, есть элементы нового, элементы живые, развивающиеся, и элементы старого, элементы отмирающие, отходящие в прошлое.

У слова может быть несколько свободных значений, в которых непосредственно отражаются разные предметы и явления действительности (ср. шапка - "головной убор" и "заголовок крупный шрифтом, общий для нескольких статей").

1) предмет, для называния которого служит слово («слово - важнейшая структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств» - определение слова, предложенное О.С. Ахмановой);

2) звуковая оболочка (следующее определение: слово - это звук или комплекс звуков, обладающих значением и употребляющихся в речи как самостоятельное целое - А.В. Калинин);

3) понятие о называемом предмете, возникающее в сознании человека (ср. слово - это кратчайшая единица языка, выражающая понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними - Д.Э. Розенталь).

Все три элемента связаны между собой, образуя так называемый семантический треугольник, вершина которого - фонетическая оболочка слова, а два противоположных угла - предмет и понятие. Фонетическая оболочка слова (т.е. последовательность его звуков) связана в сознании человека и в системе языка, с одной стороны, с предметом действительности (явлением, процессом, признаком), а с другой - с понятием, с представлением об этом предмете. Понятие является основой формирования значения слова.

Значение слова - это отображение в слове представления о предмете (явлении, процессе, признаке),это продукт мыслительной деятельности человека. Оно связано с такими видами мыслительных процессов, как сравнение, классификация, обобщение.

Значение слова как его содержание связано с понятием как отражением в сознании человека предметов и явлений внешнего мира. В этом смысле в значении слова закреплено диалектическое единство языкового и внеязыкового содержания. Лексическое значение слова определяется, таким образом, через соотнесенность его, с одной стороны, с соответствующим понятием, а с другой - с остальными словами языка, т.е. через его место в лексической системе языка. Значение и понятие, следовательно, тесно связаны друг с другом.

Понятие - это категория логики и философии. Оно представляет собой «результат обобщения и выделения предметов (или явлений) некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. С точки зрения языкознания, «понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений». И в том, и в другом определении указывается на обобщающий характер этой категории, поскольку понятие фиксирует наиболее общие и существенные признаки познаваемых предметов (например, понятие «человек» фиксирует в мышлении познающего такие существенные характеристики, как способность мыслить, морально оценивать свои поступки, создавать сложные орудия труда и т.д.). Выраженное словом понятие соответствует не отдельному, конкретному предмету, а целому классу однородных предметов, представляя таким образом высшую форму обобщения.

Значение слова может быть шире понятия, так как понятие в слове одно, а значений может быть несколько, особенно у многозначных слов (слово ядро, например, выражающее понятие «внутренняя часть чего-либо», имеет несколько значений: 1) внутренняя часть плода, заключенная в твердую оболочку (ядро ореха)", 2) внутренняя, центральная часть чего-либо (ядро атома)", 3) важнейшая часть клетки животного и растительного организма и др.);

Грамматическое значение:

Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах.

Грамматическое значение отличается от лексического более высоким уровнем абстракции, т.к. «это абстракция признаков и отношений» (А.А. Реформатский). Грамматическое значение не индивидуально, поскольку оно принадлежит целому классу слов, объединенных общностью морфологических свойств и синтаксических функций. Некоторые частные грамматические значения могут меняться в слове в разных его грамматических формах (например, изменение значения числа и падежа у существительных или времени в глагольных формах, тогда как лексическое значение слова остается у них неизменным). В отличие от лексического значения, грамматическое не называется словом прямо, непосредственно, а выражается в нем «попутно», строго определенным способом, с помощью специально закрепленных за ним грамматических средств (аффиксов). Оно сопутствует лексическому значению слова, являясь его добавочным значением.

К грамматическому значению слова относят нередко и его словообразовательное значение (если слово производное), поскольку словообразование является частью грамматического строя языка. Словообразовательное значение - это обобщенное значение, присущее лишь мотивированным словам, выраженное словообразовательными средствами.

Несмотря на то, что грамматическое значение является как бы побочным значением слова, оно играет существенную роль в создании целостного значения предложения (например, я положил подарок друга... и я положил подарок другу...,),изменение грамматического значения падежа в слове друг приводит к изменению смысла предложения.

Грамматическое и лексическое значения представляют собой основные виды плана содержания языковых единиц. В слове они выступают в единстве, а для некоторых разрядов слов попросту нерасчленимы. Например, о семантике местоимений можно утверждать, что она имеет промежуточный, переходный между лексикой и грамматикой характер.

На противопоставлении лексических и грамматических значений основывается функциональная классификация элементов слова - морфем. Однако деление на корни, префиксы, суффиксы, флексии и т. п. требует более детальной дифференциации значений.

Некоторое грамматическое значение может со временем, утрачивая свою обязательность и суживая сферу своего применения, превратиться в лексическое.

В целом же, несмотря на все пограничные и переходные случаи, лексические и грамматические значения сохраняют свою глобальную противопоставленность в языковой системе.