История изучения заикания.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Ученые объясняли данную патологию по-разному: одни понимали заикание как следствие несовершенства периферического речевого аппарата, другие – как нарушение в функционировании речевых органов, третьи – в протекании психических процессов (XVII-XVIII века). Изучение заикания






До конца XVI века проблема заикания в целом рассматривалась как проявление общего заболевания организма или неправильного анатомического строения органов речи. В начале XIX века французские ученые связывали заикание с отклонениями в деятельности центрального и периферического отделов речевого аппарата. В литературе отмечается, что в эпоху Средневековья проблемой заикания практически не занимались. Начиная с XIX столетия интерес к проблеме значительно вырос, началась научная разработка этого вопроса. XVI-XIX века










В начале XIX в. ряд французских исследователей, рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен (1821) механизм заикания связывал с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи, т. е. с деятельностью центральной нервной системы. Врач Дело (1829) объяснял заикание как результат искажения звукопроизношения (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм), органического поражения голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он первым отметил сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей речи. Врач Коломба де л"Изер считал заикание особой контрактурой мышц вокального аппарата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации. XIX век




Одновременно стало развиваться и новое методическое направление – преодоление заикания при помощи соответствующих упражнений, так называемый дидактический метод. Среди создателей этого направления следует назвать американского педагога Ли, предложившего систему голосовых упражнений; французского врача Коломбо, автора системы также голосовых упражнений. Рекомендовалась система дыхательных упражнений и артикуляционных.


В 1838 г. вышла брошюра Христофора Лагузена, в которой автор указывал на необходимость применения не только упражнений, но и приемов психотерапевтического характера. В 1889 г. вышла классическая работа русского психиатра И. А. Сикорского. Эта работа до сих пор не потеряла своего значения. В ней впервые было указано на связь заикания с периодом становления речи у ребенка. Автор рассматривает заикание как особую форму невроза.


Механизм заикания стали рассматривать опираясь на учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. Основные исследования заикания в е годы XX века


Ю.А.Флоренская, Ю.А.Поворотинский М.Е.Хватцев, Н.И.Жинкин, М.С.Лебядинский, В.с.Кочергина как симптом неврозакак особая форма невроза Заикание в е годы XX века


Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров. Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Непфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либман, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер. а Основные подходы к пониманию заикания к началу XX века XX век


Заикание – спастически- координационный невроз, при котором нарушается координация движений, связанных с процессом речеобразования. По мнению Куссмауля и Гутцмана, заикание является неврозом координации, который обусловлен слабостью центрального двигательного аппарата, что вызывает непроизвольные движения, судороги речевой мускулатуры и сопутствующие движения. А. Куссмауль Исследования электровозбудимости мышц артикуляционного аппарата, диафрагмы и глотки констатируют дискоординацию в работе этих органов при заикании. На основании этих исследований выявляется нарушение всей двигательной системы речи, которое может быть объяснено наличием дискоординации в корковой и подкорковой регуляции этой деятельности.


Клинико-психологические и психолингвистические подходы к изучению заикания Заикание как своеобразное сложное расстройство речи, обусловленное дизонтогенезом психических функций и дисгармоничным развитием личности. Заикание как коммуникативное и ситуационное расстройство. У больных с неврозоподобным заиканием, в отличие от больных с невротическим заиканием, отмечены существенные сдвиги в организации мышечной активности, свидетельствующие об отсутствии у них нормальной программы действия в речевой моторной функциональной системе и рассогласовании артикуляторных и аэродинамических компонентов речи.


В литературных источниках прошлого и настоящего встречается ряд отдельных указаний на значимость фиксированности на своем дефекте в клинико- психологической структуре заикания. Автор писал, что представление о трудности выговора делает заикание постоянным. Х. Лагузен Заикание как одна из форм невроза, в основе которого лежит психогения. В развитии заикания ведущую роль играют психические травмы, а другие травмы действуют опосредованно через психическое травмирование. В.А. Куршев


Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. – СПб.: Речь, – 275с. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб.пособие для студ. высш. и средн.пед.учебн.заведений. – 4-е изд.,доп. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, – 208с. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов /под ред. Л.С Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, – Глава 11. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, Список используемых источников

Исторический обзор проблемы заикания

Термин заикание (balbuties) греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов. Заикание, как одно из выразительных речевых рас­стройств, известно с древних времен. Первоначально этот недуг называли «battarismus», от имени кирейского царя Батта, постоянно повторявшего первый слог слова.

Первое описание симптомов заикания (без упоминания самого термина), видимо, принадлежит Гиппократу (460 - 377 гг. до н. э.), видевшему причину расстройств речи в поражении мозга, как источника речевых импульсов. Battarismus, по его мнению, зависел от «чрезвычайной влажности мозга».

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) строил свое понимание речеобразования, исходя из анатомического строения периферических речевых органов, и патологию речи связывал не с изменениями в головном мозгу, а с патологией перифери­ческого речевого аппарата. Судорожное состояние речевых органов описывали Гален (130-200 гг.), ций Амидский (527 - 565 гг.), Павел Агинский (625 - 690 гг.) и др. Все они приходили к разным выводам о причинах, симптомах и лечении заикания (по И. А. Сикорскому, 1889).

Таким образом, уже в древности в понимании природы заикания наметились два направления. Первое исходило от Гиппократа и считало причиной заикания поражения головного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, связывало заикание с патологией периферического речевого аппарата. В той или иной форме эти две противоположные точки зрения можно проследить и в последующих подходах к проблеме заикания.

В обзорах литературы, посвященных истории развития учения о заикании (И.А. Сикорский, 1889; В.И. Хмелевский, 1897; М.И. Пайкин, 1941), отмечается, что в эпоху Средневековья этой проблемой (как и многими другими во­просами науки) практически не занимались и, по существу, специальная литература по этому вопросу до начала XIX века не имеет большой теоретической и практической цен­ности. Начиная с XIX столетия интерес к проблеме значи­тельно возрос.

Еще в начале прошлого столетия французский врач Итар определил заикание как задержку речевых органов, при ко­торой могло иметь место развитие спазматического, судо­рожного состояния мышц, или состояние слабости и паре­зов (тонические и клонические компоненты заикания). Примерно в это же время Вудзен высказал мнение о том, что заикание возникает от недостаточности центральных реакций на мышечную систему органов речи, и предложил специальные гимнастические упражнения для речевых орга­нов. Colambat del Jzеге (1830) предложил системную клас­сификацию видов заикания, в основу которой он положил симптоматику нарушений периферического аппарата. Коломба выделил две основные группы: гортанно-тетаническую и губно-хореическую, которые, с небольшими измене­ниями, признаются и до настоящего времени.

В 40-х годах XIX столетия были проведены первые хи­рургические операции (Диффенбах, Бонне) с целью лечения заикания - подрезки уздечки языка или вырезания кусочка языка. Первоначальный эффект от вмешательства был по­ложительный, однако после формирования рубца дефект речи восстанавливался, и от этого вида вмешательства вско­ре отказались.

Здесь интересно отметить, что временное изменение по­тока обратной проприоцептивной иннервации со стороны мышц языка способно разрушить всю центральную патоло­гическую структуру возбуждения, обусловливающую заикание.

В 80-х годах основной интерес в проблеме заикания приобретают центральные механизмы, наиболее типичным отражением чего являются работы Kussmaul (1877), Gutzmann (1888). С точки зрения этих авторов, при наличии невротической предрасположенности в основе заикания лежит недостаточность (врожденная неполноценность) мо­торных центров дыхательных, фонационных и артикуляци­онных мышц, и само заикание расценивалось ими как спас­тический координационный невроз. Однако в последующем подход к заиканию как к результату органического пораже­ния Ц.Н.С. не подтвердился патологоанатомическими и гистологическими данными, и были сделаны попытки заме­нить понятие органической неполноценности понятием не­полноценности функционального порядка.

В 1889 г. И.А. Сикорский в монографии «О заикании» дал широкое и всестороннее описание нарушения речи при заикании. Последнее рассматривалось им как результат раз­дражительной слабости двигательного центра речи, ведущей к нарушению согласованности речевых движений и судоро­гам речевых мышц. Придавая большое значение в развитии заикания психическим факторам, И.А. Сикорский в прак­тике лечения заикания наряду с «гимнастикой речи» реко­мендовал воздействия психотерапевтического порядка. По глубине наблюдений этот труд представляет ценность и в настоящее время.

В 1909 г. в своей книге «О заикании» Д.Г. Неткачев раз­вивал другую точку зрения: заикание рассматривалось им как самостоятельный психоневроз, при котором имеет место судорожное функциональное расстройство речи, свя­занное с навязчивыми душевными состояниями (чрезмер­ная эмоциональность и постоянная боязливость). Основное внимание в лечении заикания Д.Г. Неткачев уделял психо­терапии.

Таким образом, постепенно складывалось представле­ние о заикании как о функциональном заболевании типа невроза.

Nadolegzny (1926) определил заикание как невроз ожидания, когда имеет место нарушение речи в результате кон­центрации внимания и страха перед ней. Froschels (1929) и Hoepfner (1925), считая главной причиной заикания нару­шения психики больного, связывали его с осознанной не­правильностью речи («болезнь воображения»). Нарушения психики, по их мнению, выражались в изменениях ассоциа­тивной деятельности больного, и поэтому само заикание определялось ими как «ассоциативная афазия».

Разработка проблемы заикания в нашей стране в совет­ский период шла главным образом в плане применения уче­ния акад. И.П. Павлова для выявления специфики наруше­ний при заикании, понимая его как невроз, функциональное нарушение, захватывающее не только речевую функцию, но и многие другие стороны деятельности человека. Подобный подход определил главное в решении вопросов, связанных с лечением и предупреждением заикания, а именно: примене­ние комплекса мероприятий, ставящих своей задачей одно­временное или последовательное воздействие на ряд нару­шений в организме, развивающихся в результате заикания. Однако все же следует отметить, что в большом количестве работ, посвященных вопросам заикания, имеется много и таких, в которых авторы ограничивались простым перенесе­нием, без их творческого развития, отдельных положений учения И.П. Павлова в область логоневрозов.



С.Н. Давиденков (1960), определяя заикание как невроз, обусловленный срывом высшей нервной деятельности, кон­статирует: «Учение И.П. Павлова о неврозах дало возмож­ность понять механизм происхождения заикания». Ведущее место в этиологии заикания автором отводится психотравме (испуг), общесоматическим заболеваниям, эндокринопатии, расстройству питания, инфекции, особенно коклюшу, и др. Сочетание этих вредностей может вызвать первичные проявления заикания - судорожные нарушения речи. В раз­витии этого недуга С.Н. Давиденков выделяет первичные и вторичные явления. Первые из них (судорожные нарушения речи и вегетативные реакции) при благоприятных условиях у детей младшего возраста могут исчезать, хотя не исключе­на возможность рецидива. При устойчивом (фиксирован­ном) заикании (у более старших детей и подростков) в ре­зультате эмоциональных наслоений развиваются вторичные явления (робость, конфузливость, угрюмость, застенчи­вость, повышение возбудимости, страх перед речью, явления вегетативного возбуждения; возникают «трудные» для про­изнесения звуки и слова, которые могут меняться и т. д.).

М.П. Блескина, М.Г. Васильева и И.М. Милаковский (1955) наблюдали в клинике 127 больных с выраженным за­иканием. Из этого числа 73 больных были с выраженными и резко выраженными невротическими нарушениями, 34 - со средней тяжестью заикания и выраженностью невроти­ческих нарушений, 20 - с невысокой степенью заикания и умеренно выраженными невротическими нарушениями. Ав­торы делают заключение, что тяжесть заикания находится в прямой зависимости от характера и выраженности невроти­ческих явлений. Отягощающими факторами в патогенезе этого страдания, по мнению авторов, являются: психоген­ные наслоения, общая астенизация организма, вегетатив­ные нарушения.

Л. Г. Первов (1967) определяет заикание как невротичес­кое состояние, связанное с психогенным фактором, разви­вающееся нередко на фоне соматически ослабленного орга­низма и мелких органических изменений центральной нервной системы; оно чаще возникает в детском возрасте, в период становления речи или при предъявлении к этой функции повышенных требований. Н.П. Тяпугин (1966), рассматривая механизм развития заикания, полагает, что при психической травме сильная эмоция страха вызывает у ребенка перенапряжение нервных процессов в коре голов­ного мозга и влечет нервный срыв. Эти патофизиологичес­кие явления прежде всего отражаются на особо уязвимой и ранимой области высшей нервной деятельности ребенка - на его речи, вызывая функциональные расстройства в дея­тельности речевой двигательной системы. При готовности ребенка к судорожному реагированию у него возникают на­рушения координации речевых движений с явлениями аритмичной и судорожной речи.

С.С. Ляпидевский и В.П. Баранова (1963) подчеркивают еще одну существенную сторону в развитии патологии, счи­тая, что возможной причиной возникновения заикания может быть состояние сигнальных систем. Вторая сигналь­ная система может быть временно ослабленной и, как сла­бое звено, терпит срыв при воздействии сверхсильных раз­дражителей. Авторы определяют заикание как патологичес­кий рефлекторный акт преимущественно в области речевых систем, закрепившийся на общем невротическом фоне больного.Б.И. Шостак (1963, 1967), анализируя механизмы заикания на основании литературных данных отечествен­ных авторов, также подчеркивает первичное нарушение нервных процессов на уровне коры головного мозга за счет срыва высшей нервной деятельности. В результате этого имеет место извращение индукционных отношений между корой и подкоркой, возникает слабость кортикальной регу­ляции подкорковыми образованиями, что приводит к нару­шению темпа, плавности и модуляции речи, появлению су­дорог в мышцах органов, участвующих в речи.

Наиболее подробно анализирует возможное нарушение в глубинных структурах мозга при заикании Зееман (1962, 1965). Когда у невропатически предрасположенных детей, по мнению Зеемана, дело доходит до постоянных симпто­мов заикания, у них формируется замкнутый круг психичес­ких и вегетативных патологических изменений. Страх перед речью как сильная эмоция разрушающе действует на про­цессы в субкортикальных областях и вегетативных центрах, которые затем обратным действием ухудшают нарушения корковых процессов. От страха перед речью (заикание) на­рушается нормальная деятельность стриопаллидума, и вследствие этого возникает гиперкинез и гипертония мышц голосового аппарата. При частом повторении этот патоло­гический процесс закрепляется как условная связь.

Таким образом, исходя из основного механизма наруше­ния - срыва высшей нервной деятельности в результате сильного эмоционального напряжения (например, страха), отечественные авторы выделяют несколько основных харак­терных особенностей в протекании нервных процессов у за­икающихся: возможность нарушения связи 1-й и 2-й сиг­нальных систем, нарушения координации в двигательной части речевой системы, нарушения нормальных взаимоотношений между протеканием нервных процессов на уровне коры головного мозга и его глубинными структурами.

Исторический опыт изучения заикания и его этиопатогенеза с позиций учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (Флоренская Г.А., 1949; Давиденков С.Н., 1963; Ляпидевский С.С., Баранова В.П., 1963; Шостак Б.И., 1967; Зееман М., 1965 и др.) дает достаточно оснований для определения заикания как системного речедвигательного невроза, рассматриваемого в качестве синдрома общего невроза (Ушаков Г.К., 1972; Свядош А.М., 1982; Карвасарский Б.Д., 1980 и др.).

Имеются указания на то, что в этиологии системных неврозов у детей причинными факторами чаще всего являются «психические травмы шокового и субшокового характера», сопровождающиеся испугом, а также «длительные психотравмирующие ситуации конфликтогенного характера».

Большое значение в развитии невротических расстройств у детей ввиду особой уязвимости и ранимости системы (что относится и к речедвигательной) приобретают такие факторы, как наследственная отягощенность, резидуальная церебральноорганическая недостаточность, связанная с последствиями ранних (внутриутробных, пренатальных и постнатальных) органических поражений мозга, соматических заболеваний, ослабляющих психофизическое состояние ребенка, наличие невропатических черт и т.д.

Дальнейшие исследования показали необходимость выделения из группы «логоневрозов» заикания, возникающего у лиц с резидуально-органической симптоматикой. В 70-е годы ХХ века в отечественной психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств, и наметилась тенденция к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную формы , обусловленные разными патогенетическими механизмами. Тем самым была создана научная основа для разработки клинической типологии заикания.

В работах Асатиани Н.М. с сотр. (1978) указанная классификация проводится на основании клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста. Основное отличие невротического заикания от неврозоподобного сводится к тому, что при невротической форме в анамнезе заикающихся отмечается раннее и бурное развитие речи при хорошем развитии общей моторики. У детей этой группы наблюдается тесная связь с психотравматизацией и зависимость степени речевых расстройств от тяжести невротических проявлений. Характерным для этой группы, в целом, является обратимость речевых и невротических расстройств в результате комплексного курса лечения.

Основным признаком невротического заикания является психогенно-реактивное (острое, подострое или отставленное во времени) его начало у детей в возрасте 2-6 лет со своевременным или ранним речевым, интеллектуальным и моторным развитием. Отмечается, что появлению первых запинок в речи могут предшествовать соматическая ослабленность и общеневротические расстройства (нарушения сна, плаксивость, пугливость и т.п.) как соматического так и психогенно-реактивного генеза.

При неврозоподобном заикании, напротив, выявляется некоторое запаздывание в развитии речи, протекающее на фоне недостаточности моторных функций организма. Заикание обычно возникает постепенно и носит тяжелый характер. Комплексная терапия приводит к редукции психоорганических и неврозоподобных симптомов, расстройство же речи требует длительной коррекции.

Для данной формы заикания характерны монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта. Отмечается медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи; прослеживаются отличия от нормы в организации просодической стороны речи. Имеются указания на то, что речевая функция в целом развивается патологически.

Помимо симптоматических различий в клинической картине у лиц с различными формами заикания, рассматриваются особенности динамики психопатологических и речевых расстройств, наблюдаемые в процессе лечения; выявляется высокая динамичность симптоматики, быстрое усвоение коррекционных и логоритмических приемов, большая податливость психотерапевтическим воздействиям больных с невротическим заиканием; у больных с неврозоподобной формой заикания обнаруживается стойкость, ригидность речевых нарушений, меньшая чувствительность к психотерапевтическим воздействиям и к логоритмической коррекции, к усвоению навыков саморегуляции.

Таким образом, современные представления о заикании предполагают использование дифференцированного терапевтического подхода к лицам, страдающим различными формами заикания. Однако, появившиеся в последние годы в нашей стране прогрессивные идеи в отношении разных клинических форм заикания и разработка их диагностических критериев не получили еще достаточного развития в практике. Наличие разных точек зрения на патогенез заикания, отсутствие глубоких теоретических обоснований и недостаточная эффективность методов реабилитации заикающихся свидетельствуют о необходимости продолжения углубленного всестороннего изучения феномена заикания и заикающихся как носителей этой речевой патологии.

Заикание ребенка всегда беспокоит не только родителей, но и самого малыша. Ему нелегко говорить, он начинает стесняться, становится неуверенным в себе. Как помочь ему побороть эту проблему?

Прежде чем разбираться с тем, как лечить заикание у детей, наверняка вам будет интересно узнать, в чем суть же этой болезни, и её характерные особенности, симптомы и последствия для здоровья ребенка. Прежде всего, терминология. В медицинском справочнике под заиканием понимают «нарушение ритмической и темповой организации речи, что сопровождается судорогами речевого аппарата». А теперь несколько фактов из истории данного заболевания.

История изучения заикания

Расстройство речи считается одним из самых древних заболеваний в истории медицины, которое на сегодняшний день уже хорошо изучено.

В Средневековье причинами заикания считали то, что у пациента более «чрезмерной влажностью» в головном мозге (по мнению Гиппократа), или же у больного неправильно расположены элементы речевого аппарата (так считал Аристотель). Кроме того, бытовали версии о том, что «заики» страдают нарушением периферического и/или центрального отдела артикуляционного аппарата (такие взгляды имели Цельс, Гален и Авиценна).

К началу 18 столетия, под заиканием уже подразумевали «недоразвитие» речевого аппарат. К примеру, Санторини утверждал, что человек становиться заикой из-за наличия «лишнего» отверстия в небе, через которое попадает слизь в ротовую полость. Исследователи из того времени усматривали и другие причины – судороги голосовых связок (Шультесс, Арнот); слабая связь между произношением и мышлением (такое допускал Блюме); и также чрезмерно быстрое выдыхание (такую мысль имел Беккерель).

Врачи на просторах России утверждали, что причинами заикания могут быть: функциональное расстройство в речевом аппарате, неврозы (Сикорский, Хмелевский и пр.); и/или выделяли заикание как психическое отклонение, которое влияет на артикуляцию (Лагузен, Неткачев); а также заикание засчитывали как один из психозов (Каменка).

И уже к началу 20 столетия все распространенные теории возникновения заикания свели к трем основным направлениям:

  • Заикание является последствием нарушений человеческой психики.
  • Заикание фиксируется как невроз, слабость речевых центров. В дальнейшем исследователи определяли эту болезнь лишь в сфере невротизма.
  • Появление заикания происходит на подсознательном уровне, в результате тяжелых психологических травм и прочих конфликтов с раздражителями.

Ближе к середине 20 столетия, исследователи начинают склоняться к определению этой болезни, как психофизического расстройства. В 50-60-х годах, ученые, опираясь на достижения трудов Павлова, подошли к подробному изучению механизма болезни как невроза.

Логопатия (заикание), как и многие другие невротические заболевания, возникает как последствие процессов возбуждения, торможения нервной системы. В результате чего образуется патология в виде условного рефлекса. Эта болезнь не является симптомом или синдромом, а нарушением центральной нервной системы.

Общеизвестно, что возникновение нервного срыва может быть в результате как минимум двух причин – либо нервная система «нестабильна», и имеет повреждения, что способствует нарушению; либо – срыв возникает в результате неблагоприятных условий и наличии раздражителей. У детей нервный срыв сразу «бьет» по особо ранимой области – ВНД – речь, в результате чего в детском организме возникают негативные процесс нарушения речевого аппарата, сопряженные с явлениями судорожности/аритмии.

И это далеко не все последствия. Хуже всего, что нервный срыв наносит первичный вред связям между подкоркой и корой головного мозга, что является предпосылками для возникновения отрицательных сдвигов в сфере стриопаллидарной системе. Проще говоря, эта система отвечает как за речевой аппарат, так и за темп дыхания. Потому заикание является последствием динамического отклонения функционала выше названной системы головного мозга.

Какие могут быть причины заикания?

В современной медицине усматривают сразу две группы причин появления пселлизма (заикания) – это производящие (толчки), и предпосылки («почва» для появления болезни). При этом некоторые фактор, которые мы рассмотрим ниже – могут как вызвать болезнь, так и «помогать» ей в развитии.

Самые частые причины:

  • невропатические нарушения у родителей: неврозы, соматические и инфекционные болезни, а также недуги, которые носят поражающий характер ЦНС;
  • невропатические страхи страдающего логопатией: энурез, кошмары, высокая раздражительность, чрезмерная эмоциональность;
  • отклонения, заложенные на генетическом уровне: врожденная слабость артикуляционного аппарата (рецессивный признак) и плюс – неблагоприятные условия окружающей среды;
  • болезни и травмы головного мозга: родовые и внутриутробные травмы, нарушения при разнообразных детских заболеваниях (асфиксия, постнатальные – инфекционные, травматические и пр.).

Неблагоприятные условия, на фоне которых может появиться и развиваться пселлизм:

физические слабости в детском возрасте. Так как мозговые полушария окончательно сформировываются к 5-ому году жизни ребенка, то в течение этих процессов особенно хрупка система речевого аппарата. Стоит также подметить, что она созревает одной из самых поздних. И больше шансов на появление нарушений функций речи имеют мальчики, у которых более медленное развитие, чем у девочек;

  • ускоренное развитие «говорения». Как ни странно, но если ребенок начинает раньше срока говорить, составлять слова и предложения, то такое быстрое развитие коммуникативной, регулирующей и познавательной функций может нанести вред ЦНС;
  • зажатость, скрытая ущемленность ребенка, «инертность» в обществе;
  • недостаточность эмоциональных откликов между ребенком и ровесниками, взрослыми;
  • слабое развитие моторики, ритмики, артикуляционных движений.

Ко второй группе «толчки» можно отнести следующие причины заикания:

  • физиологические и анатомические причины – заболевания с пагубным влиянием на ЦНС:
  • травмы при рождении, внутри утробы;
  • нарушения мозга, которые связаны с подкорковыми механизмами;
  • истощение, перенапряжение нервной системы, которые появляются в результате недугов, поражающих и функции речи (тиф, глисты, рахит, коклюш и пр.)
  • социально-психические предпосылки заикания:
  • одномоментная психическая травма (страх или испуг);
  • психическая травма с длительным сроком действия, причиной которой является неправильные воспитательные меры: избалованность, отрицательные эмоции, императивный тип воспитания и пр.
  • неправильное формирование речевого аппарата в детстве: скороговорение, произношение на вдохе, нарушения говорения, отсутствие правильного примера со стороны взрослых;
  • чрезмерные нагрузки на детей дошкольного, младшего возраста всевозможными упражнениями, которые якобы «ускоряют развитие и проявляют таланты детей», но на деле наносят ущерб по нервной системе;
  • подражание;
  • переучивание левши на «правшу».

Какие симптомы есть у заикания?

Классифицируют 2 группы этих симптомов, которые схожи между собой:

1. Биологическая (физиологическая) симптоматика, куда входят нарушение ЦНС, речевые судорожные процессы, и общее состояние здоровья ребенка.

К внешним симптомам логопатии относят судороги во время актов говорения. Длительность судорожных процессов может длиться от десятой доли секунды до минутного срока (тяжелая форма заикания).

Судороги также делят на несколько видов:

  • по форме – клонические, смешанные и тонические;
  • по локализации – голосовые, смешанные, дыхательные и артикуляционные;
  • по частоте.

Пациент страдает тоническими судорогами, которые определяются длительным спазматическим, или толчкообразным сокращением речевых мышц. К примеру в произношении слова «т-ополь», черта символизирует судорогу, и затянутое звучание.

В свою очередь, клонические судороги отражаются на темпо - ритме речи, в виде повторения слогов в одном слове – «то-то-тополь». То есть, в таком случае поражается весь речевой и дыхательный аппарат.

  • размыкательная, когда голосовая щель продолжительное время остается в раскрытом состоянии, из-за чего страдающий человек может вообще не говорить, или же произносить слова шепотом;
  • смыкательная. В этом случае голосовая щель размыкается/смыкается с опозданием или же наоборот с опережением из-за чего голос может резко пропадать, могут возникнуть затянутое произношение слов, а также толчкообразные звуки на гласных буквах;
  • вокальная (больше свойственно детям). Отображается в виде протягивания гласных букв во время произношения.

В артикуляции выделяют следующие судорожные процессы: язычные, губные и мягкого неба. Чаще всего судорога возникает на произношении «взрывных» согласных (к, п, г, б, д, т), и реже, и куда слабее проявляется в произношении щелевых звуков.

Экспрессивная речь детей, которые болеют логопатией, имеют фонетические, лексические и грамматические нарушения. Стоит заметить, что заикание отражается в самых разнообразных нарушениях речевого аппарата, артикуляции и моторики мышц, которые могут быть крайне болезненными (нервные тики, судороги в мышцах лица, шеи и пр.). Заикающиеся развивают условные рефлексы и произвольные уловки, которые проявляются как вспомогательные движения руками, мышцами лица, дабы облегчить понимание своей речи для собеседников.

Нередко, развитие заикания приводит к появлению вспомогательных психозов, комплексов, дискоординации движений, и беспокойству.

2. Вторая основная группа – это социально-психологическая симптоматика

К основным явлениям, из которых проявляется/развивается заикание можно причислить и невротическое расстройство – скованность, чувство неполноценности, постоянное внимание на недостатках. И чем больше человек зацикливается на дефекте, тем сильнее становиться невроз.

Степени фиксации делят на три группы по силе внимания к личным дефектам:

  1. Нулевой уровень. Дети не замечают дефектов речи, и не зацикливаются на нем. Поэтому, нет элементов стеснения, ущемлений от других индивидуумов, а также не требуется напряжение, перенапряжение ЦНС на преодолении дефекта.
  2. Средний уровень. Подростки и старшеклассники стараются скрывать свой речевой дефект, скрывая его за произвольными уловками, и сужая свой круг общения. Они осознают о своем недуге, пытаются замаскировать его и испытывают постоянный дискомфорт.
  3. Высокий уровень. Постоянные болезненные переживания о собственном дефекте выливаются в то, что пациент страдает от чувства неполноценности, и различных смежных комплексов. Чаще всего такой формой страдают в подростковом возрасте. В результате все внимание концентрируется на речевых недостатках, возникает болезненная мнительность, и самобичевание.

Кроме того, заикание различают и по трем степеням, в зависимости от силы судорожных процессов:

  • легкая. Заикание происходит лишь в перевозбужденном состоянии речи, при максимальной эмоциональности и экспрессивности. Но, заикающийся человек может быстро преодолеть этот незначительный дефект специальными упражнениями на речевой аппарат;
  • средняя. Среди друзей и знакомых, заикающиеся люди могут общаться без проблем и редко заикаются. Но, в возбужденном и остроэмоциональном состоянии проявляются сильные судороги, что усиливает логопатию;
  • тяжелая. Пациент заикается постоянно, и вырабатывает вспомогательные движения, чтобы быть более понятным.

Заикание классифицируют еще и по стадиям протекания недуга:

  • постоянный вид. Заикание, возникнув однажды, развивается и проявляется в неожиданные моменты с усиливающейся частотой;
  • рецидив. Исчезнув, логопатия возникает снова;
  • волнообразный вид. Псселизм развивается «волнами» - то усиливается, то уменьшается, но не исчезает полностью.

Осложнения заикания

Какие недуги развиваются смежным образом с заиканием? Большая часть исследователей, которые занимаются изучением механизмов заикания, утверждают, что логопатия может развиваться вместе с вегетативными отклонениями. К слову, исследователь Зееман М. поясняет, что приблизительно у 80% страдающих заиканием, наблюдается еще и вегетативная дистония. Пятая часть из исследуемой группы пациентов страдают сильным внутричерепным давлением и экстрапирамидальными нарушениями. И абсолютно все – имеют мидроз (расширенные зрачки), тогда как у людей, которые не страдают заиканием – зрачки во время речи сужаются, или находятся в одинаковом состоянии.

Врачи- неврологи, работающие с «заиками» выделяют следующие особенности:

Сегментарная недостаточность в области шейных позвонков выделяется сразу у двух третей из 100% респондентов (кривошея, гипотония мышц с ротацией плеч вперед, признаки ранней стадии остеохондроза, патологические нарушения позвоночника);

  • Абсолютно все респонденты страдают нарушением стволовых функций;
  • Половина детей из участников обследования страдают нероортепедической патологией: нарушение осанки, плоскостопия и пр;
  • Пятая часть от количества «заик» - страдают ВСД, слабостью вестибулярного аппарата;
  • Патологические нарушения в кровообращении области черепа наблюдаются сразу у 65%;
  • Почти половина (48%) детей имеют гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности;
  • ¾ детей имеют экстрапирамидальную недостаточность.

Распространенность заикания

В каком возрасте больше всего страдают от заикания?

Распространенность этого недуга связана не только с возрастом, но и еще с рядом других признаков, среди которых можно назвать место проживания, вид деятельности, пол пациента, и пр. форм-факторы. Статистически доказано, что чаще всего страдают заиканием в возрасте 2-4 года, когда интенсивным образом развивается речь, артикуляция ребенка; формируются коммуникативный функционал, и личность. С возрастом – шанс заболеть логопатией, становиться меньшим, и в течение десяти лет заикой стать практически невозможно. Могут возникать и рецидивы у детей, которые поступают в школу, так как сменяется вид деятельности, и появляются новые нагрузки для детского организма, как в физическом, умственном, так и в эмоционально-психическом плане. Обострение процессов логопатии возможно в период полового созревания.

Также доказано, что заикание чаще проявляется у «городских» детей, чем у тех, которые живут в селах и небольших поселках. Более того, некоторые исследователи отмечают влияние климата, и погодных изменений на усиление судорожных процессов.

Логопатией чаще страдают в развитых странах. К примеру, США, Великобритания и РФ имеют примерно схожий процент заикающихся среди населения страны. Статистические данные указывают, что на просторах бывшего Советского Союза среди 250 миллионного населения около 6 млн. жителей были заиками. В странах Африки – людей, страдающих таким недугом значительно меньше. Китай, как исключение – имеет еще меньше заик, но это связано с иной системой речи. Также статистика указывает, что больше всего заиканием страдают люди с высоким уровнем интеллекта.

Прогнозирование

Осуществлять прогнозы на преодоление речевой дисфункции следует с «оглядкой» на целую массу особенностей, начиная с механизмов борьбы, и заканчивая комплексом мер, а также полноты применения. И естественно, прогнозирование осуществляется и с вниманием к возрасту пациента.

Практика доказывает, что чем моложе страдающий заиканием, тем активнее пациент и обладает жизнерадостным настроем. И чем меньше неврозы, и слабее судороги, тем увереннее прогноз борьбы с недугом. Но, стоит заметить, что люди, у которых речевой дефект врожденный, приобретенный, который зачастую проявляется без каких-либо внешних воздействий, коррекция имеет небольшой шанс на успех. В таком случае, вероятно то, что у пациента со временем может развиться рецидив, и заикание вернется.

Благоприятно лечиться и быстрее проходит судороги дыхательного типа, нежели голосовые. Клоническую форму «искоренить» куда проще, чем тоническую, что связано с иным характером заболевания (клонические судороги возникают из-за нарушений в коре головного мозга). Поэтому, чтобы лечить вышеуказанную форму достаточно осуществлять планомерное воздействие на 2-ю сигнальную систему.

Наибольший шанс полностью излечиться от заикания – у пациентов 2-4 лет, т.к. есть все благоприятные условия лечения, и маленький «стаж» недуга. Тяжелее всего лечиться логопатия уже в возрасте 10-16 лет, в период полового созревания. И в случае успешного лечения, заикание может вернуться в виде рецидива из-за раздражителей окружающей среды.

Исследовательница Власова Н.А. утверждает, что заикание, которое возникло из-за инфекции, подражания, и психических травм, можно полностью вылечить. Она опирается на ту особенность, что инфекции нарушают функционал ЦНС, но не дают существенных и первичных сдвигов нервной системы. Психические травмы, которые становятся форм-фактором заикания, носят единичный случай – лай собаки, гудок паровоза, болезненный укус и пр.

Наименьшую эффективность имеет лечение логопатии, которая возникла в результате запоздалого развития, слабой речевой активности и неправильного воспитания. По данным исследовательницы – 70% школьников избавляются от заикания, а 30% - получают остаточные явления.

Заикание в статистических данных

По данным Рау Е.Ф. при правильном лечении около 60% пациентов полностью избавляются от заикания; у 19 процентов детей наблюдается заметное улучшение, в 13 процентах случаев – лечение не действует; и 8 процентов от общего количество больных со временем получили рецидивы.

В свою очередь, исследовательница Волкова Г.А. отмечает следующие данные: заики в возрасте 4-7 лет после прохождение курса терапии в 70,2 процентах – избавлялись от недуга; в 26.3% - получили значительное улучшение речи; и лишь в 3.5% - еле заметное улучшение речевого акта.

Данные исследовательницы Селеверстовой В.И. утверждают, что дети, страдающие логопатией в возрасте 6-17 лет в 39.7% случаев полностью излечивались от недуга; получали значительное улучшение в 47.8%. И 12.5% от общего количества детей сумели достичь незначительного изменения качества речи. Следует заметить, что все исследователи утверждают, что наименее эффективная коррекция у детей – школьников.

По информации, предоставленной Хватцевой М.Е., около 15% от общего количества школьников избавляются от логопатии, 82% - имеют значительные улучшения; а 3% - проходят лечение безрезультатно.

Также исследователи выделяют особенность, что органические форм-факторы заикания хуже излечиваются, нежели заикание, которое возникло из-за функциональных сдвигов.

Естественно, что на эффективность борьбы с недугом влияет как степень тяжести логопатии, так и психологический дискомфорт, который испытывает пациент из-за болезни. Большей результативностью логопедическая терапия обладает с легкой степенью заикания.

Лечение заикания

Занятия с логопедом – это лишь часть комплекса мер, которыми необходимо заниматься для избавления от логопатии. Среди лечебных процедур могут быть и медикаментозное лечение, психотерапия, нормализация окружения и физиотерапия. При этом огромную роль играет правильный выбор комплекса процедур, и дифференциация всех мер.

Подбирать методику лечения лучше всего в индивидуальном порядке. В свою очередь, родители должны опираться не столько на врача, сколько на собственные силы, и поддерживать полноту комплекса процедур. Одноразовое лечение – не даст положительно результата.

Правила и «зарядка» для нормализации ритма, качества речи

Некоторые врачи-логопеды перед лечебными мероприятиями поясняют упражнения заикающимся, и вместе с ними повторяют слова. Таким образом, создается автоматизация, запоминание правил речи у заикающихся, что способствует, что вскоре пациент сможет получить плавную речь при незначительном заикании или полном отсутствии болезни. Основные двенадцать правил речи были выработаны еще в середине 20-х годов прошлого века специалистами Гуцманами А. и Г., причем они успешно используются и в современной медицине.

  • нужно говорить со спокойным темпом, ритмом, выговаривать каждый слог, слово, предложение;
  • прежде, чем говорить, следует думать о том, как стоит произносить слова в данной ситуации;
  • не стоит говорить слишком громко, и чересчур тихо;
  • во время диалога следует держать прямую осанку;
  • перед началом речевого акта следует сделать быстрый и глубокий вдох ртом;
  • во время говорения нужно следить за расходом дыхания;
  • переход в режим произношения гласных должен быть решительным и четко определённым;
  • выдох должен быть на согласных звуках;
  • не надо делать упор на согласные; если потребуется – растягивать гласные и говорить низким тоном голоса;
  • если слово начинается с гласного, то лучше произносить его тише и пониженным тоном, чем обычно;
  • следует растягивать гласные в начале предложения, и связывать слова в предложения сразу;
  • стараться говорить понятно и благозвучно.

Какие первые признаки того, что ребенок начинает заикаться?

Для того чтобы ребенок не стал в будущем заикой, то лечение необходимо производить сразу же, когда только отражаются первые признаки логопатии:

  • ребенок резко замолкает и около 2-х часов в сутки отказывается говорить, а после немного заикается в произношении. Если родители сразу обратятся за помощью к специалисту, то заикание может так и не возникнуть;
  • употребление лишних звуков перед словами;
  • «клонирование» звуков и слогов в начале предложения;
  • умышленные остановки в середине слова или фразы;
  • затруднения перед началом речевого акта.

Если одна из причин начинает постоянно проявляться, то лучше не откладывать поход к врачу-логопеду. Своевременное лечение имеет больший шанс на успех. Тем более, профилактические меры заикания куда лучше, чем полноценное лечение с целым комплексом мер.

Что если ваш ребенок заикается:

  • Ребенок, страдающий логопатией должен регулярно посещать логопеда, психоневролога. Это следует делать по той причине, что в раннем возрасте у детей слабая нервная система, и для них требуется внимательное наблюдение, чтобы избежать серьезных сдвигов, и возникновение сложных психоневрологических нервозов.
  • Детям не рекомендуется читать книги, которые сложны для понимания, и пользуются для старшей возрастной группы. Имеют большой вред и чтение страшилок на ночь, что может стать причиной невроза.
  • Нельзя постоянно «сажать» ребенка перед телевизором. Это одновременно утомляет и чрезмерно возбуждает ЦНС. Больший вред наносят «взрослые» передачи перед сном;
  • Не стоит избаловать ребенка, потакать всем его желаниям и капризам, так как малейшее несоответствие и отказ могут нанести болезненную травму на детскую психику. И не стоит требовать от ребенка того, что он еще не может делать в силу небольшого возраста. Лучше всего, если требования, которые выставляются «чаду» в доме, детском саду, школе – будут одинаковыми.
  • Знайте меру во впечатлениях. Не рекомендуется в одно и тоже время посмотреть фильм, прочесть книгу, сходить на аттракционы и пр., особенно после того, как ребенок выздоровел.
  • Правильное воспитания и наказание за провинности. Запугивать, наносить «воспитательные» удары ремнем, оставлять ребенка одного в комнате – строго не рекомендуется, так как (особенно в малом возрасте) это может привести к возникновению страхов, психических расстройств. Лучше всего, если вы заставите ребенка в качестве выполнения наказания смирно сидеть на стуле, или лишите его участия в любимой игре и т.п;
  • Родители – пример для ребенка. Поэтому говорить с чадом стоит спокойно, с ровным темпом речи, четко, и ни в коем случае не нужно разбивать слова по слогам, или нараспев;
  • Относитесь к ребенку справедливо;
  • Постарайтесь сблизить страдающего заиканием с детьми, которые имеют хорошую речь, чтобы ребенок смог подражать им и учиться, как правильно проговаривать слова;
  • Не стоит завлекать чадо в игры, где от участников требуется индивидуальные речевые выступления;
  • Детей, страдающих логопатией, следует записывать в музыкальные, танцевальные кружки. Тут они смогут обучиться правильному дыханию, ритму и темпу. Не бойтесь петь вместе с заикающимся ребенком.
Тема 1. Заикание. История вопроса

План.


    1. Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании .

    2. Теоре­тические представления и методы коррекции заикания до середи­ны XIX века.

    3. Значение трудов русских ученых И.А. Сикорского и И.Г. Неткачева в изучении проблемы заикания в конце XIX - на­чале XX века.

    4. Взгляды Куссмауля, Гепферта и других западноевропейских ученых конца XIX - начала XX века на проблему заи­кания.

    5. Научное развитие проблемы заикания в 30-40-х годов XX века.

    6. Вклад В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской и других ученых в развитие теоретических представлений о заи­кании и в организацию специализированной медико-педагогичес­кой помощи заикающимся детям.

    7. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися (В.И. Селиверстов).

Термин «заикание» (Ьа1ЬиПез) - греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов. За­икание как одно из выразительных речевых расстройств известно с древних времен. Первоначально этот недуг называли «баттарисмус», от имени кирейского царя Батта, постоянно повторявшего пер­вый слог слова.

Первое описание симптомов заикания (без упоминания самого термина), видимо, принадлежит Гиппократу (460 - 377 до н.э.), видевшему причину расстройств речи в поражении мозга как ис­точника речевых импульсов. «баттарисмус», по его мнению, зависел от «чрезвычайной влажности мозга».

Аристотель (384-322 до н.э.) строил свое понимание речеоб-разования, исходя из анатомического строения периферических речевых органов, и патологию речи связывал не с изменениями в головном мозге, а с патологией периферического речевого аппа­рата. Судорожное состояние речевых органов описывали Эций Амидский (527 - 565), Павел Агинский (625 - 690), Гален (130 - 200) и др. Все они приходили к разным выводам о причинах, симптомах и лечении заикания (по И. А. Сикорскому, 1889).

Таким образом, уже в древности в понимании природы заика­ния наметились два направления. Первое исходило от Гиппократа и считало причиной заикания поражения головного мозга; вто­рое, берущее начало от Аристотеля, связывало заикание с пато­логией периферического речевого аппарата. В той или иной форме эти две противоположные точки зрения можно проследить и в последующих подходах к проблеме заикания.

В обзорах литературы, посвященных истории развития уче­ния о заикании (И.А.Сикорский, 1889; В.И.Хмелевский, 1897; М.И.Панкин, 1941), отмечается, что в эпоху средневековья этой проблемой (как и многими другими вопросами науки) практи­чески не занимались и, по существу, специальная литература по этому вопросу до начала XIX в. не имеет большой теоретической и практической ценности. Начиная с XIX столетия, интерес к про­блеме значительно возрос.

Еще в начале прошлого столетия французский врач Итар оп­ределил заикание как задержку речевых органов, при которой могло иметь место развитие спазматического, судорожного состо­яния мышц, или состояние слабости и парезов (тонические и клонические компоненты заикания). Примерно в это же время Вудзен высказал мнение о том, что заикание возникает от недоста­точности центральных реакций на мышечную систему органов речи, и предложил специальные гимнастические упражнения для речевых органов.

В 40-х гг. XIX столетия были проведены первые хирургические операции (Диффенбах, Бонне) с целью лечения заикания - под­резки уздечки языка или вырезания кусочка языка. Первоначаль­ный эффект от вмешательства был положительный, однако после формирования рубца дефект речи восстанавливался, и от этого вида вмешательства вскоре отказались.

Здесь интересно отметить, что временное изменение потока обратной проприоцептивной иннервации со стороны мышц язы­ка способно разрушить всю центральную патологическую струк­туру возбуждения, обусловливающую заикание.

В 80-х гг. основной интерес в проблеме заикания приобретают центральные механизмы, наиболее типичным отражением чего являются работы Куссмауля (1877), Гутцмана(1888). С точки зре­ния этих авторов, при наличии невротической предрасположен­ности в основе заикания лежит недостаточность (врожденная не­полноценность) моторных центров дыхательных, фонационных и артикуляционных мышц, и само заикание расценивалось ими как спастический координационный невроз. Однако в последую­щем подход к заиканию как к результату органического пораже­ния ЦНС не подтвердился патологоанатомическими и гистоло­гическими данными, и были сделаны попытки заменить понятие органической неполноценности понятием неполноценности фун­кционального порядка.

В 1889 г. И.А.Сикорский в монографии «О заикании» дал ши­рокое и всестороннее описание нарушения речи при заикании. Последнее рассматривалось им как результат раздражительной слабости двигательного центра речи, ведущей к нарушению согласо­ванности речевых движений и судорогам речевых мышц. Придавая большое значение в развитии заикания психическим факторам, И.А.Сикорский в практике лечения заикания наряду с «гимнас­тикой речи» рекомендовал воздействия психотерапевтического по­рядка. По глубине наблюдений этот труд представляет ценность и в настоящее время.

В 1909 г. в книге «О заикании» Д. Г. Неткачев развивал другую точку зрения: заикание рассматривалось им как самостоятельный психоневроз, при котором имеет место судорожное функциональ­ное расстройство речи, связанное с навязчивыми душевными со­стояниями (чрезмерная эмоциональность и постоянная боязли­вость). Основное внимание в лечении заикания Д. Г. Неткачев уде­лял психотерапии.

Таким образом, постепенно складывалось представление о за­икании как о функциональном заболевании типа невроза.

3. Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3 - 4 лет.

4. Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.

5. Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией.

6. Отсутствуют периоды плавной речи, качество речи мало за­висит от речевой ситуации.

7. Привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь; физическое или психическое утомление ухудшают качество речи.

Тема 3. Механизмы заикания


    Теоретические взгляды психологов и педагогов на патогене­тические механизмы заикания.

  1. Приоритетное направление в ис­следовании заикающихся, проведенное под руководством Р.Е. Ле­виной. Труды Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой и др.

  2. Понятие о функциональной системе речедвигательного акта.

  3. Особенности филогенетической и онтогенетической речевой памя­ти.

  4. Роль эмоциогенных структур мозга в формировании речедви­гательной программы.

  5. Онтогенез речедвигательных стереотипов в норме.

  6. Особенности программы действия в речедвигательной функциональной системе при заикании.

Невротическая форма заикания появляется чаще всего при воз­действии патогенных эмоциогенных воздействий внешней среды. Острая или хроническая психическая травма, переживаемая ре­бенком, находится в непосредственной связи с появлением «рече­вых» судорог. Это свидетельствует о первенствующем значении ги­перактивации эмоциогенных структур мозга при этой форме заи­кания.

Для появления заикания необходима «предрасположенность» (уязвимость) специфических речевых структур к появлению патоло­гических реакций. Такая «предрасположенность» связана главным образом с врожденными особенностями речевых структур мозга. (То, что в заикании большую роль играют генетические факторы, известно давно.)

Резкое опережение развития речи на лексика-грамматическом уров­не и несоответствие этому уровню моторного (артикуляторно-ды-хательного) обеспечения указывают на дизонтогенез речевых меха­низмов у детей с невротической формой заикания.

У части детей, перенесших психический стресс с последую­щим появлением судорожных речевых запинок, защитные (ком­пенсаторные) механизмы центральной нервной системы бывают достаточно сильны и развиты.

Часть детей имеет низкий уровень компенсаторных возможно­стей мозга. В этих случаях быстро формируется патологическая фун­кциональная система речи.

Патологическая функциональная система, т.е. заикание, начи­нает подавлять нормальную функциональную речевую систему, кото­рая до этого развивалась у ребенка, казалось бы, успешно.

Патологически сильное возбуждение в эмоциогенных структу­рах мозга и патологическая система речи нарушают нормальное функционирование нервной системы . Это ведет к дальнейшему развитию и углублению патологического процесса и хронификации заикания.

Любое усиление эмоционального возбуждения (неправильное пове­дение родителей, перегруженность ребенка впечатлениями и т. п.) ухуд­шает состояние центральной нервной системы, способствует «зак­реплению» патологической функциональной системы речи, ребенок все чаще заикается.

Формирование у заикающихся детей новой патологической си­стемы речи на фоне уже развившейся нормальной функциональ­ной системы речи создает особые условия взаимовлияния и функ­ционирования каждой из них.

Электрофизиологические исследования речевых мышц, дыха­ния и других показателей функциональной системы речи указыва­ют на то, что речедвигательная активность мышц и координаторные взаимоотношения между речевым дыханием и артикуляцией при невротической форме заикания у дошкольников имеют прин­ципиальное сходство с нормой. Эти данные, а также плавная речь в ситуациях эмоционального комфорта свидетельствуют о том, что у заикающихся детей этой клинической группы в функциональ­ной системе речи, помимо патологической, имеется нормальная программа действия.

Однако эти физиологические показатели менее устойчивы, чем в норме, легко нарушаются при усложнении речевой задачи. Такие явления свидетельствуют об отрицательном влиянии патологиче­ской речевой системы на нормальную речевую систему.

Патологическая функциональная речевая система с конечным результатом - заиканием - также испытывает тормозящее влия­ние со стороны нормальной функциональной речевой системы . В периоды усиления защитных механизмов мозга и уменьшения в силу этого патологической активности эмоциогенных структур мозга речь заикающихся становится плавной.

Сосуществование двух речевых систем - патологической и нор­мальной - при невротической форме заикания отчетливо просле­живается даже при тяжелой степени этой речевой патологии. На фоне речи, искаженной речевыми судорогами и патологическим выбором лексических средств, наблюдаются короткие периоды плавной речи в любом возрасте и при любой длительности тече­ния заикания.

У подростков с невротической формой заикания (11 - 12 лет) развивается логофобия, т.е. вторичная невротическая патологиче­ская реакция.

У взрослых заикающихся нередко вторичные очаги патологи­ческого возбуждения, связанные со страхом речи, могут играть роль доминанты, что клинически выражается сильным страхом речи при относительно легкой степени заикания.

Эти особенности взаимоотношений собственно речевой пато­логической системы, нормальной речевой системы и системы па­тологического психологического реагирования во многом объяс­няют значительные трудности реабилитации взрослых заикающихся. Неврозоподобная клиническая форма заикания при схожести судорожных речевых запинок имеет иную клиническую картину. Заикание этой формы появляется у детей в возрастном диапазоне 3 - 4 года. Оно возникает как бы исподволь, без видимой причины и обнаруживается родителями не сразу.

У носителей этой речевой патологии в анамнезе есть признаки аномального протекания пре- или перинатального периода жизни. И в детском, и в зрелом возрасте неврологически и электрофизиологически диагностируются нерезко выраженные резидуальные явления раннего диффузного органического поражения мозга. От­мечается задержка развития моторных функций организма , а так­же их качественные отличия от возрастной нормы: координаторные расстройства, низкий уровень развития чувства ритма и тем­па, гиперкинезы различного типа. Для поведения заикающихся этой группы характерна двигательная расторможенность, у них обнару­живается недостаточность активного внимания, некоторое сниже­ние памяти и т. п.

Речевой онтогенез до появления заикания у детей с неврозопо-добной формой существенно отличается от речевого онтогенеза детей с невротической формой заикания. Это относится как к тем­пу развития речи, так и к ее качественным характеристикам.

Электрофизиологические исследования разных показателей состояния нервной системы выявляют у этой группы заикающихся, помимо диффузных, зональные изменения корковых биоритмов и нарушения в организации мышечной биоэлектрической активно­сти.

Эти данные, а также особенности моторики свидетельствуют о наличии патологической активности подкорковых моторных (стрио-паллидарных) структур мозга и ослаблении регулирующих влияний со стороны его высших (корковых) отделов. Есть основания полагать, что генератор патологического возбуждения при неврозоподобной форме заикания формируется вследствие органического пораже­ния главным образом подкорковых моторных структур и наруше­ния корковых регулирующих влияний.

Таким образом, сочетание повышенной активности в стриопалли-дарных структурах мозга, особое состояние речевых зон коры больших полушарий и декомпенсация регулирующих механизмов мозга являют­ся основными блоками патогенетических механизмов при неврозопо-добной форме заикания.
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 13 «Патопсихология»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Программа по дисциплине «Практикум по статистической обработке» для специальностей «Специальная дошкольная педагогика и психология»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями развития»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно методический комплекс дисциплины
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 19 «Основы психотерапии»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 16 Методы психологической диагностики
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 17 «Психологическое консультирование»

Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления

дипломная работа

1.1 История изучения проблемы заикания и причин его возникновения

История изучения заикания насчитывает более двух тысяч лет, поэтому эту проблему можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание известно человечеству столько, сколько существует человеческая речь. Разное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы рассматривали и рассматривают это речевое расстройство. .

Первое описание симптомов заикания (без упоминания самого термина), принадлежит Гиппократу (460 337гг. до н.э.), видевшему причину расстройств речи в поражении мозга, как источника речевых импульсов.

Аристотель (384 322 гг. до н.э.) строил свое понимание речеобразования, исходя из анатомического строения речевых органов и патологию речи связывал не с изменением в головном мозге, а с патологией периферического речевого аппарата.

Р. Кён, в своей работе "Заикание, шепелянье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи" (М., 1997. С.15) пишет, что об этом страдании было известно еще в глубокой древности, так как уже во 2-й книге Пятикнижия говорится о Моисее, что он "был тяжел на язык". Подробнее и обстоятельнее рассказ о Захарии, внезапно лишившемся языка и мгновенно возвратившем утраченный дар речи, который мы находим в 1 главе Евангелия Луки. Далее, в сочинениях Геродота, Гиппократа, Аристотеля, Плутарха и Галена находим примеры расстройства речи, которые, по описанию этих ученых, должны быть признаны за заиканье. Так, например, известно, что греческий оратор Демосфен страдал в молодости каким-то пороком речи, препятствовавшим осуществлению его заветного желания - сделаться публичным оратором, и что он, упражняясь в громкой декламации на берегу моря, при чем набирал полный рот камней, настолько избавился от этого зла, что восхищал впоследствии своим ораторством слушателей. Не менее вескими доказательствами тому, что и в древние времена нарушения речи составляли обычное явление, служат знаменитые римские ораторы и поэты Цицерон, Овидий, Виргилий, Гораций и много других".

Позже, в XVII - XVIII вв. заикание объясняли несовершенством периферического речевого аппарата. Указывались такие несовершенства как отверстия в твердом небе, через которые на язык просачивается слизь и затрудняет речь, углубления в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка при движении, неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой.

Заикание часто связывали с трудностями функционирования органов речевого аппарата, например, судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс), чрезмерно быстрый вдох (Беккерель), спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах), несогласованность процессов мышления и речи (Блюме), несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного аппарата. .

Профессор анатомии Меркель считает, что заикание происходит от несовершенства воли человека, следствие несвободы, несамостоятельности духа по отношению к органам речи, которое ослабляющим образом воздействует на силу мышц речедвигательного аппарата.

В начале XIX в. заикание объясняли нарушениями деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата: с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи; как результат искажения звукопроизношения; органического поражения голосового аппарата или неполноценной работой головного мозга.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз. И.А. Сикорский в своей работе "Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей" (М., 2007. С.7) отмечает, что существенную черту характера заикающихся составляют робость и смущение в присутствии людей и вытекающая отсюда неуверенность в своих силах.

Другой чертой характера заикающихся, по мнению И.А. Сикорского, является чрезмерная впечатлительность, выражающаяся неустойчивым настроением духа. И.А. Сикорский пишет: "Эти больные легко приходят в смущение, и хотя скоро овладевают собой, но снова легко впадают в прежнее состояние под влиянием мелких обстоятельств, ничтожное значение которых признают и сами". .

В XX в. сложилось три основных теоретических направления в понимании механизмов заикания.

Представители 1 направления считали, что заикание - это спастический невроз, происходящий от раздражительной слабости речевых центров. (Г. Гутцман, А. Куссмауль, И.А. Сикорский).

И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль И.А. Сикорский отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов.

И.А. Сикорский писал: "Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого". . Таким образом И.А. Сикорский, по нашему мнению, очень близко подошел к тому, что потом П.К. Анохин назовет "функциональной системой", т.е. И.А. Сикорский считал заикание нарушением деятельности целой речевой функциональной системы. Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание - это судорогоподобные спазмы.

Ученые, представляющие II направление, характеризовали заикание - как ассоциативное нарушение психологического характера, корни которого чаще всего уходят в детство (Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская).

Зарубежные исследователи середины ХХ века, в частности, Э. Фрешельс, в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей, астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний, косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании.

Г.Д. Неткачев одним из первых предложил подход к преодолению заикания с психотерапевтической точки зрения, таким образом, психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие. .

Представители III направления считали, что заикание - это подсознательное проявление, возникшее в результате психических травм и конфликтов с окружающей средой. (А. Адлер, Шнейдер). Сторонники этой теории считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой - возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания. .

Таким образом, в конце XIX - начале XXв. исследователи приходят к выводу, что заикание - это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (И.А. Сикорский). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления - как следствие этих психологических недостатков (Г.Д. Неткачев).

К середине XX столетия механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека, в частности, о механизме невроза. В.С. Кочергина отмечает: "Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса". . При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская), другие - как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев).

Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Речевые затруднения, по мнению Р.Е. Левиной, зависят от разных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой - от разговорной среды, от общего и речевого режима. Н.И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога. .

Современными учеными заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е.2-6-летний возраст детей. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребенка могут вызвать "срыв" речи - заикание. В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием (Ю.А. Флоренская) или заиканием развития (М. Совак). .

Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или "вторичного", которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.