Как читается очистительная молитва после родов. Богородице молитва после родов Какую молитву читать после родов

Православные женщины после беременности переживают много разных эмоций. Они испытывают счастье от рождения ребенка и всячески хотят защитить малыша и себя, очиститься духовно. Очистительная молитва после родов помогает и чувствовать милость Божью.

Нечистота в Ветхом Завете говорит о том, может ли православный человек принимать участие в церковных ритуалах. Заповедь о ритуальной чистоте не есть постижимой для разума и принимается так, как она есть. Эти заповеди не нужно оговаривать или рационально объяснять, как и искать предпосылки. Именно это отличает заповеди «чистоты» от заповедей, который люди могут объяснить своему разуму.

В современном мире ритуальная чистота не так сильно важна для церкви и человека в целом. По разным причинам эти законы просто перестали выполняться. Единственный закон, который существует и в настоящей церкви — это нида. Хоть он немного видоизменен, но все равно входит в обычаи христианин.

Что такое нида?

Кровянистые выделения после беременности неизбежный фактор. Они бывают при кровотечениях в виде лохий, выделения после родов. Также к этому термину относят и обычные месячные.

Нида — это женская нечистота, когда она имеет кровянистое выделение.

Но это не означает, что женщина терпит неприязнь, негативные комментарии или эмоций, а также брезгливого отношения со стороны других христиан. Общество все равно относится к матери, как к святыне — защищает и любит.

Нида длится до восьмого чистого дня, когда выделения прекратились. Обычно обряд говорит, что нужно сделать очистительное омовение в специально обустроенном ритуальном бассейне.

Кровянистые выделения, как считается в святых писаниях — это самоочищение женщины от сексуальных контактов, и грязи, которые они принесли в её жизнь.

Нида порождает такие запреты для посещения храма:

  1. Как было указано выше, эти выделения считаются «нечистотой».
  2. Из-за отсутствия гигиенических средств в старое время, был запрет на вход в храм, поскольку пролитие крови в церкви — великий грех.
  3. Храм это скопление огромного количества людей. Матерь с новорожденным ребенком может получить сильный стресс от большого количества людей. Потому не желательно брать малыша с собой в церковь в первые три-четыре месяца, а также обращать внимание на простуды и связанные с ними эпидемии.

Современный мир допускает «нечистую» женщину в церковную жизнь. Это происходит из-за наличия гигиенических средств, которые помогают женщине не проливать кровь. Дом Божий не может быть осквернен женской кровью, а значит девушка спокойно стремиться духовно к Богу, который не делит людей на две категории: хорошие и плохие. Творец сущего принимает все, даже женскую «нечистоту».

Также стоит помнить, что во время женской нечистоты запрещено:

  1. Половая связь с мужем.
  2. Касания.
  3. Объятия.
  4. Поцелуи.
  5. Еда за одним столом.
  6. Совместная кровать.

Молитвы

Очистительная мольба

В наше время очистительная молитва происходит после 40 дней после родов. Это приурочено завершению кровотечений и крещению новорожденного. Эта очищающий молебен помогает душевному спокойствию после рождения ребенка.

«Богородице Дево, радуйся.
Благодатная Марие, Господь с Тобою;
благословена Ты в женах и благословен плод чрева,
яко Спаса родила всех душ наших.Мать Пресвятая Богородица,
Дева Прекрасная Мария, прошу я, раба Твоя.
Как Ты сына Своего родила, Иисуса Христа,
так перероди меня, рабу Божью, восстанови мою кровь, и жилы, и суставы, и кости мои.
Чтобы как у малого ребенка хрящи восстановились, так и лик у рабы Божьей восстановился,
и возродился с рождением моим. Аминь!»

Разрешительная мольба

Разрешительная молитва после беременности определяет, как прохождение первого входа в церковь. Именно она дает женщине право зайти в храм. Главное, её нужно прочитать четко и без остановок, и ни в коем случае не переставлять слоги или слова. Иначе она будет не действительной.

«Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию,
даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом,
во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго;
ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся;
и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси.
От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию),
да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех,
елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы,
волею или неволею, ведением или неведением.
Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть,
или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи,
или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию),
но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его (ю);
елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему (ей),
человеколюбия ради Своего, Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии,
святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь.»

Благодарственные молитвы

Этот тип мольбы читается, чтобы поблагодарить Господа за милость для рождения ребенка и освобождение от осложнений.

«Владыко мой!
Мой скорый, пребыстрый, непостыждающий Заступнице!
Благодарю от всего сердца моего, что Ты внял мне милостиво, - когда я в омрачении, тесноте и пламени вражием воззвал к Тебе,
- пребыстро, державно, благостно избавил меня от врагов моих и даровал сердцу моему пространство, легкость, свет!
О, Владыко, как я бедствовал от козней врага, как благовременно явил Ты мне помощь, и как явна была всемогущая помощь!
Славлю благость Твою, благопослушливый Владыко, надежда отчаянных; славлю, что не посрамил Ты лица моего вконец,
но милостиво от омрачения и бесчестия адского избавил меня.
Как же после этого я могу когда-либо отчаиваться в Твоем услышании и помиловании меня, окаянного?
Буду, буду всегда призывать сладчайшее имя Твое,
ты же, о пренеисчетная Благостыня, якоже всегда, сице и в предняя спасай меня по безмерному благоутробию Твоему,
яко имя - Человеколюбец и Спас!»

Молитва о здоровье

Молитва о здоровье это способ попросить Всевышнего о благополучии новорожденного малыша и восстановлении своего здравие после родоразрешения. Она имеет следующий текст:

«О, Госпожа Пресвятая Владычица. Достань нас, Божьих рабов (имена),
из греховной глубины и избавь от внезапной смерти и всякого темного зла.
Подари нам, Госпожа наша, здравие и мир да просвети нам очи и ум сердечный, ибо к спасению светлому.
Пособи нас, Божьих рабов (имена), Великое Царствие Твоего Сына, Иисуса Бога нашего:
еси Его держава благословенна с Пресвятым Духом и Отцом Его. Аминь.»

Молитва матери после родов это длительный и сложный процесс, который помогает очистить себя, своего ребенка и жить в духовном воссоединении с Господом, но уже в новом качестве.

В разделе на вопрос Как проводится очистительная молитва после родов? Родила мертвого ребенка.. И сорок дней уже прошло. заданный автором - лучший ответ это Примите соболезнования.
Вообще, о таком лучше поговорить со священником.
-----
диакон Сергий Шалберов
Очистительная молитва после родов:
Церковными правилами женщине в послеродовой период предписывается не входить в храм до сорокового дня, когда над ней и должна читаться разрешительная молитва. Если же мать и после 40 дней ни разу не была в храме, то разрешительная молитва совмещается с Крещением младенца. Церковная практика не запрещает человеку в любом состоянии принимать святую воду и просфору. 40-дневное ограничение касается лишь великих святынь и участия в церковных таинствах.
Однако в случае угрозы жизни матери или при каких-либо особенных обстоятельствах, она безусловно допускается и до исповеди, и до принятия Святых Христовых Тайн. Так что никакого гнушения женщиной в послеродовой период нет - скорее всего это традиция, имеющая ветхозаветные корни...
Источник: Православие

Что нужно знать мамочке после родов?

Священник Артемий Владмиров:
Ну вот, родился благополучный ребеночек. Сохрани Господь его жизнь, как Царь Давид во псалтири свидетельствует: "Ты, Господи, хранишь младенцев". Сколько предстоит волнений маме, каких трудов требует от нее сие дело, какого попечения и терпения, чтобы не лишен был младенец ничего из того, что положено ему по его немощному новорожденному естеству.
И прежде всего - кормление. Это же великая святыня! Всякая мама пусть знает что такое "всосать благочестие с молоком матери". Тогда освящается младенец материнским молоком (я разумею не физиологическую сторону дела, а духовную), когда мама, прижав младенца к груди своей, прислушиваясь к нежным звукам, издаваемым устами младенца, молится с радостью и неленостно: "Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших" . Когда мама окажется дома, ей надо кормить младенчика не где придется: не на кухне, не в коридоре, а пред Образом Пречистой Богородицы. И чем мама будет сердечнее тогда приносить это архангельское приветствие, тем более благодати посетит ребеночка.
- Батюшка, а что, если молоко пропадает, - спросит кто-нибудь, - что тогда делать? Как тогда нам ребеночка духовно воспитывать на "Бэби-миксе"?
Молоко, дорогие мамы, пропадает не просто так, а часто сопряжено это с маминым греховным поведением. Если молока мало или оно пропало- помолитьтесь мученику Иулиану, молитву посмотрите в молитвослове.

Когда можно снова посетить храм?

Как назвать ребеночка?

Если затрудняемся в выборе имени, относящегося ко дню рождения младенца, то давайте посмотрим на восьмой день появления его на свет Божий. Воспомянем, что в древности, еще в ветхозаветные времена, именно в восьмой день нарекали имя младенцам, ведь восемь - число, обозначающее вечность. И, может быть, в восьмой день, найдем мы то самое имя, которое окажется святым и вещим для нашего младенца. А что, если и восьмой день ничего нам не скажет? Тогда посмотрим сороковой день, ибо часто матери, коль младенец здоров и нет опасности для жизни, на сороковой день приходят в храм или приглашают домой священника, дабы батюшка почитал над ними очистительные молитвы, и они вновь могли приступить к исповеди и причащению, дабы Бог в этот сороковой день сподобил дитя Света Небесного, Света Крещения, сопричислил его сонму избранников своих. Но сороковой день тоже может нам ничего не сказать, - тогда как?
Знайте, что Православие, это не учебник Советского права. Православие шире всех учебников и всех параграфов, всех законнических предписаний, поэтому, может быть, у вас уже приуготовлено имя для младенца. Предположим, родился мальчик, а вы уже внутренне желали посвятить его Богу и покровительству чудотворца Николая. Осудит ли вас Господь, если вы как бы и некстати, как бы не по расписанию даруете младенцу это имя, означающее в переводе с греческого "победитель народов"? Конечно нет! Православие ведь познается сердцем, и лишь только сердцем даровано нам приближаться к Богу, сердцем и умом, а не одним только умом. Поэтому можно называть ребенка и по наитию, по сердечному чувству, по особому почитанию того или другого угодника Божия.
Какие только тайны не открывает Господь мамам! Одна мама носила дитя под сердцем и хотела назвать этого младенца, если будет мальчик, Серафимом. Хотела назвать Серафимом, да вдруг видит сон незадолго до родов, что едет она в своем дилижансе (дело было в начале ХХ века) в Троице-Сергиеву Лавру. И чем ближе приближается к расписным воротам Лавры, тем явственнее доносится до нее звон с чудной колокольни, утвержденной посреди соборной площади. Въехала в Лавру под этот звон - и проснулась. Ярко светило солнце сквозь занавеску... Поняла она, что сон этот не простой, и нарекла мальчика Сергием. Конечно же, сон это "в руку" - это сон не прелестный, но сон дарованный от Бога, сон тонкий. И, конечно, можно называть дитя в честь дедушки, или прадедушки, особенно, если дедушка или прадедушка были людьми благочестивыми, и тогда младенчик принимает вместе с именем сродника своего благодать на благодать. Даруется ему сила благочестия, которая уже сияла в его родственнике по плоти.
Словом, будем знать правило, но будем и выше правила, ибо Бог наш велик и чудны дела Его, поэтому молитва всегда укажет нам выход из положения.

Молитвы матери после родов


В деле воспитания детей самое главное – молитва за них.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883– ок. 1937).


По примеру Богоматери, Которая в сороковой день по рождении Иисуса Христа принесла Его в храм представить Господу, каждою материю христианскою «уже очищенною и омовенною сущею», приносится в храм младенец в сороковой день по его рождении. Здесь священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сподобил ее входа в храм и сотворил ее достойною причаститься Тела и Крови Христовой, а потом – о младенце, чтобы Господь возрастил, освятил, вразумил, уцеломудрил и на всякое дело благоугодное благословил его; после этого, «аще младенец крещен есть», священник совершает воцерковление младенца.

С. В. Булгаков (XIX век).

Многие даже из верующих женщин не знают и другого немаловажного правила, которое ей предписывает церковь к неуклонному исполнению. По истечении сорока дней после рождения младенца женщине-матери нужно прийти в храм и попросить священника дать ей особые благословенные молитвы жене-родильнице. В другом же случае также необходимо на сороковой день, при содействии священника, принять от него особую очистительную "Молитву жене, егда извержет младенца". Обе эти молитвы находятся в Требнике - книге, по которой священнослужитель совершает другие молитвословия и чинопоследование св. Таинств.

В первом случае священник молит Бога, пришедшего на спасение рода человеческого: "...приди и на рабу Твою (имярек) и сподоби её честным пресвитерством входа храма славы Твоея, омый ее скверну телесную и скверну душевную, во исполнение четыредесяти дней, творяй ее достойну и причащения Честного Тела и Крови Твоея". "И от нее рожденная отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри... Яко Ты показал ему свет чувственный, да и умного сподобится света" "... и на всякое дело благое и Тебе благоугодное возрасти, отгоняя от него всякую сопротивную силу знамением воздвижения Креста Твоего".

Василий Изюмский, протоиерей (XX век).


Добрые христианские родители с первой минуты явления младенца на свет осеняют его существо молитвой. Христианское дитя, при честной матери-христианке растет с молитвой и в молитве, подобно тому, как растение получает свое строение, свою природу и свою жизнь из того воздуха, который на него влияет.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).


Рождение и воспитание чад в страхе Божием есть такое средство, каким каждая жена может действовать во спасение не только своё, но и других – целых семейств и обществ. И во-первых, рождением. Это у истинно христианской жены не одно плотское действие: она зачинает не от одной плоти и крови. Для сего у христиан брак и есть таинство; для сего супруги при венчании и приемлют благодать освящения. Рожденные в страхе Божием чада бывают святы и приносят с собою на свет благословение миру. Второе, неисчислимое по своим плодам, средство у матери действовать ко благу человечества есть христианское воспитание детей. Мать долгое время составляет для младенца целый мир: в очах её он видит в первый раз рай или ад – Отца Небесного или духов злобы. Немного может сообщить мать младенцу, но это немногое даётся на всю жизнь. Язык матери состоит более из действий, чем из слов, но он тем вразумительнее и незабвеннее. Образ благочестивой матери остаётся у некоторых последней святыней, когда всё святое потеряно, и всё ещё охраняет от последнего ниспадения в бездну нечестия или отчаяния.

Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800-1857).

Спрашивает Ксения
Отвечает Василий Юнак, 06.02.2008


Ксения спрашивает : правда ли, что женщина на 40-й день после родов должна прийти в храм, чтоб над ней прочитали некие очистительные молитвы, и если ребенок не родился внематочная беременность, напр - то же, и что если она этого не сделает, то все ее молитвы будут ей во грех?

Приветствую Вас, Сестра Ксения!

Практически все заповеди об очищении насят не моральный характер, а оберегают здоровье человека. Так объявление женщины нечистой на протяжении сорока дней после родов гарантировало ей, что муж не будет домогаться ее в тот период, когда ее организм ослаблен, когда высока вероятность инфекции, о которой не то чтобы в древности, но и пару сот лет тому назад никто не знал.

Что же касается молитв благодарения за рождение ребенка и за другие события, то они всегда уместны. И вовсе не надо для этого ждать сорока дней - просто для того, чтобы защитить здоровье женщины в то далекое невежественное в вопросах медицины время, Бог объявил ее РИТУАЛЬНО нечистой, что не позволяло ей появляться в публичных местах, в том числе и в храме. Но молитвы возносились тогда и возносятся сегодня на всяком месте, в том числе и дома. Объявление ритуальной нечистоты для женщины - это своеобразный "больничный лист" от Господа, говорящий всем, что она пока еще нетрудоспособна после родов или неудачной беременности.

Библия содержит законы, которые заботятся не только о нашем духовном здоровье, но также и о физическом благополучии. Соблюдайте Божьи законы и будьте здоровы!

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Дом и семья, брак":

Многих православных женщин терзает вопрос, чем же они таким провинились и согрешили, что во время нормальных физиологических кровотечений при месячных и после родов, положенных самим Творцом, им нельзя присутствовать на богослужениях и заходить в Храм из-за нахождения их в так называемом состоянии нечистоты. Обязательна ли очистительная молитва матери перед крещением ребенка и участием в церковной жизни?

Нечистота — что это и откуда пошло понятие?

Понятие нечистоты идет из библейского Ветхого Завета. Чистота или нечистота определяет состояние человека, позволяющее ему принимать или не принимать участие в храмовом культе. По сути, это ритуальная чистота.

В сложных еврейских законах ритуальная чистота идет бок о бок с идеей святости. Законы, изложенные в Моисеевых книгах, охватывали все стороны жизни, что надежно препятствовало проникновению языческой культуры в религию и отражало идущее с древности представление иудеев о тесной связи Бога, человека и Вселенной.

В отличие от заповедей, которые относятся к разряду объяснимых с точки зрения человеческого разума, заповеди о ритуальной чистоте относятся к разряду непостижимых разумом и принимаемых априори, то есть воспринимаемые как закон безоговорочно и без рационального объяснения его предпосылок.

Многие рассматривают эти законы как гигиенические правила, но Библией однозначно определено, что они носят не материальный, а сакральный смысл. (например, в Лев.11:43-44)

По иудейским законам оскверниться нечистотой мог любой человек без исключения. И стар, и млад, и даже новорожденный одного дня отроду мог быть оскверненным всеми ее разновидностями.

Высочайшая степень нечистоты — трупная, и всякий, кто находился в одном помещении с покойником, прикасался к нему или к могиле, считался ритуально нечистым после этого в течение 7 дней и не допускался к Храму. Что интересно, нечистота распространялась не только на людей, но и на воду в открытых сосудах, находившихся рядом с трупом. Ликвидировать состояние нечистоты после прошествия положенного срока можно было специальными очистительными обрядами, зачастую с жертвоприношением.

Нида, или женская нечистота в Ветхом Завете

В настоящее время почти все ветхозаветные законы ритуальной чистоты в силу различных причин перестали выполняться. Исключением является закон ниды, который вошел и в обычай православных христиан в несколько видоизмененном состоянии.

Нида — ритуальное состояние женской нечистоты во время кровотечений, связанных с месячными, с выделениями после родов и любыми другими причинами, вызывающими кровянистые выделения. Состояние нечистоты по вышеперечисленным причинам не подразумевает какой-либо неприязни, брезгливого отношения и другим негативным эмоциональным проявлениям к женщине.

Несколько простых причин почему муж не хочет жену после родов

Состояние это длится до отсчета семи «чистых» дней после прекращения выделений и выполнением очистительного обряда путем омовения в микве — обустроенном по специальным правилам ритуальном бассейне. Все время нечистоты женщине запрещена как половая связь с мужем, так и другие проявления телесной близости — касания, объятия, поцелуи, сон в совместной кровати, еда за одним столом и другие.

Нечистота в христианстве

С приходом на землю Спасителя многое в вероучении о Боге изменилось. Своей деятельностью он попирал нормы ветхозаветного учения, чем и вызывал неприязнь со стороны иудеев. Сын Божий пренебрегал всеми заповедями ритуальной чистоты — беспрепятственно прикасался ко всему и всем, что могло вызвать осквернение, запросто общался с грешниками и язычниками и даже не соблюдал посты.

Один из ярких примеров такого пренебрежения — прикосновение к одежде Спасителя женщиной, страдающей кровотечениями. При этом Христос не только не отверг ее как нечистую и осквернившую его своим прикосновением, но даже подбодрил, сказав, что по вере ее отпускаются грехи, и даруется исцеление. Для Господа ничто не являлось нечистым и ничто не могло осквернить его, в том числе и женская нечистота.

Вместе с Учителем не соблюдали требования отцов и его ученики. На естественное возмущение неукоснительных последователей закона Христос отвечал, что сыны чертога брачного (т.е. ученики), имея при себе жениха (Христа), могут и не поститься, а вот когда отнимется он у них, то тогда и придет пора печалиться и следовать отеческим предписаниям.

Нарушение ветхозаветных законов учениками христовыми понятно, а как обстоит с этим дело в наши дни? Можно ли женщине после родов присутствовать на богослужениях и участвовать в таинствах до истечения положенных 40 дней без совершения очистительной молитвы и нужна ли она вообще? Ведь по учению Христа, для Бога являются нечистыми и оскверняющими человека только злые и греховные помыслы, исходящие из сердца человеческого.

Понятие женской нечистоты в православии наших дней — вопрос спорный. Большинство священнослужителей склоняются к мнению, что можно и вести активную церковную жизнь, и даже участвовать в церковных таинствах, в частности, Евхаристии, или причащения бескровной жертвы Христовой.

В дохристианские времена богослужения обязательно сопровождались кровавыми жертвоприношениями животных. С приходом, смертью и воскрешением Спасителя христиане «договорились», что последняя кровавая жертва, принесенная Богу как искупление грехов всего человечества — это Христос и более в истории человечества не должно быть угождения Творцу с помощью крови. При этом Христос давал такие полномочия своим ученикам, говоря им — то, что разрешите и установите на Земле, то разрешено будет и на Небе.

Насколько рискованы роды в возрасте после 40 лет

Отсюда становится понятным требование отсутствия какой-бы то ни было крови в Храме.

По мнению священников, допускающих участие «нечистой» женщины в церковной жизни, с появлением современных гигиенических средств женщина не может осквернить Дом Божий своей кровью и ничто не препятствует ее духовному стремлению и приобщению к Богу, который «нелицеприятен» (не разделяет людей на плохих и хороших) и является Творцом всего сущего, в том числе и женщины с «нечистотой».

Подтверждение этому можно найти в постановлениях Дидаскалии — раннехристианских текстах, чье авторство приписывается Святым Апостолам. (Постановления Святых Апостолов. Дидаскалия. Кн.6, гл.27-30).
В частности в ней говорится, что рождение детей чисто, и никакие естественные выделения человеческого организма не являются для Бога мерзостью. Дух святой присутствует в человеке в любом его физическом состоянии, а скверна — это совсем не то что предписано в ветхозаветном законе. И звучит призыв украшать себя святостью, участвуя в жизни и таинствах церкви, не обращая внимания на кровотечения или еще какие-либо предписания ритуальной нечистоты, ограничивающие такое участие.

Молитвы матери

Вернемся в наши времена. По существующей традиции совершается очистительная молитва над матерью по истечению 40-дневного периода после родов, приуроченного к моменту завершения кровотечения и крещения новорожденного. Не путайте ее с разрешительной (разрешительная молитва читается после исповеди и в конце отпевания для отпущения грехов).

Разрешительная молитва после родов(текст)

Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго; ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию), да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию), но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его (ю); елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему (ей), человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь.

Молитва после родов(текст)

Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила всех душ наших.

Мать Пресвятая Богородица, Дева Прекрасная Мария, прошу я Тебя, раба Твоя (имя). Как Ты сына Своего родила, Иисуса Христа, так перероди меня, рабу Божью (имя), восстанови мою кровь, и жилы, и суставы, и кости мои. Чтобы как у малого ребенка хрящи восстановились, так и лик у рабы Божьей (имя) восстановился, и возродился с рождением моим. Аминь!
Читать по 3 раза 3 дня подряд.

Если женщина желает выразить особое почтение и смирение перед Богом, тем самым подтверждая, что желает исполнять все Божественные Заповеди, даже не подвластные человеческому разуму (а женская нечистота как раз из их разряда), то совершение этого обряда похвально и перед крещением ребенка или причастием нужно предупредить священника о своем желании. Но и несоблюдение этой традиции не ставит женщину в один ряд с закоренелыми грешниками и не препятствует ее пути к спасению и жизни во Христе. Сразу же после родов и в любое время уместна благодарственная молитва матери.