Как корабли находят дорогу в море. День моряка-подводника


Как коробли разговаривают между собой

Автор: Берг Д.
Издательство: Л.: Отдел военно морских сил
Год издания: 1926
Страницы: 37
Читать:
Скачать: kakkorablrzgvr1926.djvu

КНИГА О ФЛОТЄ.
Пролетарии ВСеХ СТРАН, соединяйтесь
Д. БЕРГ.

№ 8.
КАК КОРАБЛИ „РАЗГОВАРИВАЮТ"
МЕЖДУ СОБОЙ,
ПОД РЕДАКЦИЕП В. ВАЛЬ.
2-ое издание
Редакционно-Издательский Отдел Военно-Морских Сил РККО
ЛЕНИНГРАД 1926
-» l m
Ленинградский Губзіит Л? 16323. Тираж 5000нка.-3 ;і Тіш. M. Сіп Гл. Лдчи|»«лг. Sau Лі 1638.
линейный корабль.
Кик разговаривают флагами.
Если ты читал другие наши книжки, то уже многое знаешь о флоте. Ты помнишь, например, что люди уже очень давно плавают на кораблях по морю, но что они начали плавать на простом бревне. Ты знаешь, какую пользу море приносит человеку и какое значение оно имеет для нашего Советского Союза. Тебе уже об"яснили, что нам нужен военный флот и из каких кораблей он состоит. Теперь мы расскажем о том, как крраблп научились разговаривать между собой.
Море - опасный друг человека. Оно, ведь, не всегда тихо и спокойно. Много кораблей погибло в нем во время бури и непогоды. А вместе с кораблями тонули люди [і товары. Поэтому, пока моряки плавали на плохих деревянных кораблях под веслами или с небольшим парусом, они не выходили в открытое море, а плавали только вдоль берегов. Тогда они могли укрыться и спастись во время бури за каким-нибудь остро-
6
вом или в заливе. И если на корабле случалось несчастье, например-поломка или течь, то можно было сказать об этом на берег и получить помощь. А если близко находился другой корабль, то он мог еще лучше оказать помошь.
¦
В старые времена, когда корабли были очень плохие, с ними часто случались поломки и несчастья, и они постоянно нуждались в помощи. Поэтому моряки уже очень давно знали, как просить эту помощь. На самом деле, ведь, голосом бури не перекричишь. А если без толку махать руками, то не всякий поймет, что тебе надо. Да кроме того, издалека и людей-то на корабле не видать, как следует.
Поэтому уже давно придумали поднимать на длинной палке красный или другой цветной флаг, который далеко видно. Моряки тогда говорят, что на корабле делают «сигнал», и называют его «сигналОхМ о бедствий». Если на корабле имеется мачта, то флаг поднимают на самый верх ее или просто прибивают его к ней, чтобы его не сорвало ветром.
Много лет прошло с тех пор, как люди подняли первый сигнал о бедствии. За это время научились строить большие железные корабли с машинами.
Поэтому плавать по морю стало уже не так опасно. Вместо простого флага или тряпки, прибитой к мачте, теперь умеют вызывать помощь лучшими способами. Об этом мы расскажем дальше. Но до сих пор моряки на всех морях и океанах хорошо знают, что такое страшный сигнал о бедствии.
Скоро, вместо одного флага, моряки стали употреблять много разноцветных флагов и поднимать несколько флагов вместе. Теперь для каждой буквы азбуки имеется свой флаг и для каждой цифры
тоже. Есть, значит, свои букварь из флагов. Например, желтый флаг означает буку «Д», синий - букву «Г». И если кораблю надо сказать какое-нибудь слово, он поднимает много флагов друг под другом.
Но бывают длинные слова, а иногда
¦
одним словом всего не скажешь. Тогда надо поднимать очень много флагов. Это долго и неудобно. Поэтому придумали разговаривать иначе. Решили, что каждый флаг должен обозначать не только букву. Например, желтый флаг «Д» обозначает болезнь. Если поднят этот флаг, то это значит, что на корабле есть заразные больные.
Но все-таки таким нсссбом можно сказать слишком мало, потому чт всех с
7
флагов только около сорока. Поэтому обычно поднимают сигналы, которые составлены из нескольких флагов, например, из двух или трех.
На всех кораблях имеются «сигнальные книги». Это такие книги, в которых записано, что значит каждый морской сигнал. В сигнальных книгах надо уметь быстро находить, что значит каждый сигнал. Этому делу учат некоторых моряков, и они называются «сигнальщиками».
Сигнальщики находятся на таком хместе корабля, откуда лучше всего видно, и смотрят кругом. Если они видят, что где-нибудь поднят сигнал, то они берут книгу и ищут в ней, что этот сигнал обозначает. А если надо, то сигнальщики отвечают тоже флажным сигналом.
Разговор флагами или язык флагов придуман очень давно, и им до сих пор говорят все корабли военные и торговые. В каждой стране имеются свои особые сигнальные книги, написанные на своем языке, и флаги во всех странах разные. Но для разговоров кораблей разных народов между собой, имеется
одна общая книга и общие для всех народов флаги.
8
Сигнал і.щн к €разговарниа«г>-порода с г приказан w
Так, наш русский корабль может разговаривать с китайским; хотя китайского языка он и не знает, все-таки оба поймут друг друга. А делается это просто: у каждого имеется своя сигнальная книга, в которой написаны те же сигналы. Но у русского значение сигналов об"яснено по-русски, а у китайца- по-китайски.
Военные корабли плавают обычно не по одному, а по несколько вместе. На одном из кораблей всегда имеется старший начальник, которого слушаются все другие. И вот этот начальник может все время разговаривать со своими кораблями флагами. Он отдает приказание или спрашивает что-нибудь.
1 >

04.04.2016 7200

Адаптация на берегу: как наладить отношения с мужем-моряком?

Письмо в редакцию:

«Мой муж – моряк, сейчас занимает руководящую должность. В последнее время его приезды с рейса – сплошные скандалы. Он начинает командовать дома, будто мы его подчиненные, часто повышает голос на сына (ему 7 лет), может даже дать ему сильный подзатыльник, если ребенок не слушается. Меня постоянно критикует, что не так готовлю, не так убираю, не так веду хозяйство. Хотя раньше такого деспотичного поведения с выплесками агрессии не было. Я, конечно, понимаю, что у него тяжелая работа, что он месяцами родного берега не видит, но как сохранить брак, когда муж делает все, чтобы наши отношения пошли ко дну?!»

Отвечает Олег Константинович Зубашев, сертифицированный практикующий семейный психотерапевт, специалист в области детской и юношеской психотерапии

Почему долгий рейс так негативно влияет на многих мужчин?

Моряки, периодически попадающие в длительные рейсы (4-6 месяцев), действительно зачастую испытывают дискомфорт при возвращении на сушу. На это влияет три важных очевидных фактора, сопутствующих длительному пребыванию на работе в море:

· изоляция: общение в рейсе ограничено экипажем, территория передвижения ограничена размерами судна, поведение диктуется должностной инструкцией и служебными отношениями. Диапазон эмоционального реагирования сужен. Можно даже сказать, что моряк видит мир в черно-белом цвете – однообразным и скучным, без каких-либо ярких положительных переживаний;

· утрата: на судне мужчина действует согласно своей единственной роли – роли моряка в определенной должности. За несколько месяцев он утрачивает навык поведения в других социальных ролях, которые обрушиваются на него в момент возвращения с рейса, ведь дома он уже не матрос, не старший механик и не капитан, дома он, прежде всего, муж, отец, сын, брат и так далее. Жене в этот момент нужно проявить чуткость и понимание и помочь мужу постепенно вернуться к своей прежней жизни;

· отвыкание: действия на судне, как говорилось выше, ограничены должностной инструкцией и служебными отношениями, поэтому привычные для обычного человека ежедневные заботы, как купить продукты в магазине, заплатить за коммунальные услуги на почте, запросить справку из ЖЭКа, отнести документы в налоговую и так далее, кажутся для моряка забытым навыком, который нужно шаг за шагом восстанавливать.

Эти основные причины, как правило, являются источником агрессии и протеста со стороны моряка, который, вернувшись с рейса, должен снова учиться жить сухопутной жизнью. Поэтому большинство из них первые дни на суше хотят провести в привычной для них атмосфере – среди друзей-моряков, где можно выпить, расслабиться и поговорить на понятные темы – вновь и вновь о море.

Капитан на судне, дома – командир

Если моряк начинает подниматься по карьерной лестнице, занимает руководящую должность и получает в подчинение несколько человек, ему довольно сложно перестроиться в быту. На работе он отдает приказы и ждет беспрекословного подчинения. Там жизнь течет по своим законам: нужно быть категоричным, жестким, критичным. В семейной жизни, напротив, нужно применять больше маневренности, гибкости и стараться использовать разные инструменты, которые побудят прислушаться к твоему мнению. Если человек самостоятельно не может сделать эту перенастройку и продолжает действовать дома по принципу начальствования, то, возможно, понадобится помощь специалиста, который сможет создать цепочку нейронных связей, чтобы в будущем адаптация проходила быстро и с наименьшим стрессом. Тем более не всегда агрессивность связана со сменой места пребывания. Иногда за резким поведением кроются другие причины, например, когда человек испытал стресс в море, но не избавился от негативных эмоциональных переживаний. Тогда проблему решить может только психотерапевт.

Быть женой моряка – это работа

Если женщина хочет сохранить брак, то она может использовать некоторые методы, которые позволят избежать накала страстей, уйти от конфликта и создать в доме мирное настроение. Она должна понимать, какие чувства испытывает ее муж при возвращении домой, даже если он не говорит о них. Для того, чтобы та эмоциональная связь, созданная парой за время знакомства и совместной жизни, не ослабела, нужно поддерживать ее на расстоянии. Если есть возможность писать электронные письма мужу, пока он в рейсе, нужно использовать этот шанс. Однако не стоит ограничиваться словами «У нас все хорошо. Люблю. Скучаю. Целую». Наоборот, нужно посвящать мужа в каждое мелкое событие, произошедшее за его отсутствие, чтобы он не испытывал дефицита информации и чувствовал свою причастность к происходящему. Расскажите, что произошло у вас, у детей, у ваших друзей и знакомых, как изменился дом (может быть, появился новый шкаф или диван, вы сделали ремонт или решили поменять шторы в гостиной), поделитесь, какой магазин открылся недалеко от вас и что вы там покупаете, какие новости вы услышали и что вы думаете по этому поводу и так далее. Моряк должен жить жизнью своей семьи, даже будучи на корабле за тысячи километров от дома.

Чтобы ребенок не отвыкал от отца и не чувствовал себя ущемленным перед своими сверстниками в детском саду или школе, чаще повторяйте ему, какой у него замечательный папа, как он храбро в данный момент бороздит морские просторы, создавайте у своего чада несокрушимый образ родителя, чтобы в нем росло чувство привязанности и почитания. Тогда даже при долгой разлуке ребенок не растеряется, сможет адекватно относиться к вернувшемуся с рейса отцу, отдать ему свою детскую любовь и уважение.

Когда мужчина возвращается с рейса, не стоит сразу нагружать его какими-то мужскими обязанностями, которые за время его отсутствия приходилось выполнять самой. Сначала помогите ему обвыкнуться с обстановкой: организуйте какие-то совместные действия, например, прогулку по тем местам, где ему скоро предстоит побывать – продуктовый магазин, куда нужно будет каждый день ходить за покупками, детский садик, откуда нужно по вечерам забирать сына, спортивную секцию, куда ходит дочка. Совершите небольшое путешествие всей семьей, сделайте легкий косметический ремонт квартиры вместе с супругом – вариантов масса. Также эмоционально сблизить супружескую пару помогут обсуждения какой-либо новости, которую вы услышали по телевизору или прочитали в интернете, книги, которую вы вместе прочли, или фильма, на который вы вчера ходили в кинотеатр, возможно, это будут темы воспитания ребенка, планирование каких-то семейных мероприятий – все то, что можно обсуждать с обоюдным интересом и желанием. Женщине нужно проявлять мудрость и гибкость – не давить на мужчину, а помогать ему стать просто любимым мужем и заботливым отцом.

Маленькие хитрости

Чувство юмора – отличный способ избежать конфликта. Например, если мужчина, вернувшийся с рейса, первые дни командует домочадцами направо и налево, отдавая приказы, можно превратить это поведение в игру. Например, получив очередное распоряжение от мужа, ответить ему: «Будет сделано, мой капитан!», «Так точно!», «Слушаюсь!». Такая ситуация вполне может перерасти в семейную шутку.

Также отличный способ, рекомендуемый многими психологами, - это присоединение. Например, муж начинает вас критиковать, агрессивно высказывать свое недовольство по поводу и без (не вымыта посуда, не те продукты куплены, совершены лишние траты, неправильно приготовлен ужин и так далее), а вы, вопреки его ожиданиям, начинаете соглашаться с ним: «Да, скорее всего, ты прав, дорогой!». Таким образом вы отступаете, уходите, уворачиваетесь от скандала, и через некоторое время, когда муж выскажется и успокоится, вы сможете поговорить с ним по душам. Возможно, причиной его поведения окажется не озвучиваемая ранее проблема, а нечто другое, что он сможет рассказать вам позже, когда волна агрессии спадет.

Если ссора все-таки произошла, или вы чувствуете накал в отношениях, можете попробовать еще один способ, который практикуется многими психологами для решения конфликтов у семейных пар. Стоит вернуться к эпистолярному жанру и написать то, что волнует, на бумаге. Почему такой способ? Часто при разговоре мы можем сказать лишнее, придать своим нейтральным словам негативную эмоциональную окраску, что неминуемо приведет к разжиганию ссоры, а отнюдь не к разрешению конфликта. В письме же мы обдумываем каждое слово, а интонацией его награждает уже тот, кто получает послание. Это может быть прекрасным шансом высказать друг другу слова любви и нежности, которые порой сложно произнести, когда в душе зреет обида.

Многим парам удается решить свои проблемы самостоятельно. Однако если вы чувствуете, что вам тяжело, и не удается найти выход из комка недомолвок и разочарований, обратитесь к семейному психотерапевту. Хороший специалист поможет вам наладить отношения в семье, чтобы в доме вновь была любовь и взаимопонимание.

Если у вас есть проблема, и вы хотите получить квалифицированную полезную рекомендацию, пишите на нашу почту [email protected] или звоните в редакцию +7 921 103 27 89. Конфиденциальность гарантируем!!!


О бесстрашных моряках, которых не пугают не штиль, ни штормы, знают все. Но не все догадываются, что даже эти суровые парни, ходящие в море не смотря на метровые волны, тоже верят в приметы и многие очень суеверны. Сегодня мы хотим рассказать вам о семи самых популярных приметах и суевериях на море.

1) Никола Морской

У моряков, как и у многих верующих есть свой святой, которому они молиться за успех плавания – Никола Морской. Морская братия считает, что все остальные святые смогут помочь только с разрешения Бога, а Никола Морской разрешения не спрашивает и помогает. А в странствиях по морям иногда бывает дорога каждая секунда, поэтому моряки предпочитают просить о помощи Николу Морского.

2) Бутылка шампанского

Давным давно викинги для того, что бы их плавание было удачным окропляли свои корабли кровью пленников. Примета эта сохранилась и после исчезновения викингов, православные моряки заменили кровь на красное вино, в память о Тайной вечерне, на которой Христос подавая вино своим апостолам сказал: “Пейте вино это кровь моя”. После Французской революции многие моряки даже стали атеистами, но веру в примету все же сохранили, правда заменили бутылку вина на шампанское.

3) Последний раз

Никогда не стоит спрашивать у моряка, когда он последний раз был в море. Лучше заменить слово “последний” на “крайний”. Иначе можете нарваться на недовольство морского волка. И, да: моряки не плавают в море, они – ходят.

4) Купание на экваторе

У моряков есть традиция, согласно которой человек впервые пересекающий экватор должен обязательно искупаться. Кроме этой традиции существует еще приметы запрещающие при пересечении экватора бриться, садиться на кнехты и плеваться за борт.

5) Свист на корабле

У русских моряков была пословица: “Не посвистишь, ветра не будет”. Но просто так свистеть на судне нельзя (так как это приведет к бедам). Для призывания ветра у боцмана или у капитана был специальный свисток, который использовали только в крайних случаях. Высвистывали ветер мелодичным свистом, повернувшись в ту сторону, откуда ветер ждали. Количеством свиста определялась продолжительность ветра и его сила.

6) Татуировка настоящего моряка

Почти каждый настоящий моряк имеет татуировку, а некоторые несколько. Считается, что тату не только приносит удачу, но и “обратный билет” домой. Одно из популярных татуировок у моряков – звезда между большим и указательным пальцами рук. Так же были популярны татуировки на религиозные темы и портреты любимых девушек, которые ждали моряков на берегу. В давние времена некоторые наиболее умные моряки делали на спине татуировку с распятием, полагая, что в случае наказания боцман не будет их бить по спине “двенадцатихвостовой” кошкой.

7) Серьга в ухе у моряка

Хоть и носить серьгу в ухе это английская традиция, но русские моряки плавали на разных судах, разных стран и переняли эту привычку. Тогда считалось, что моряк может надеть серьгу только после того, как обогнул Мыс Горн (там почти всегда были штормы). После этого моряки имели право в портовых кабаках на бесплатную кружку алкоголя, а некоторых местах им даже разрешали класть ноги на стол.

Кроме этих суеверий на море еще много других. Например, моряки не любят наниматься на корабли, которые сменили свое имя, так как неудачи будут преследовать эти корабли. Так же не желательно выходить в море в пятницу или проходить по месту, где было кораблекрушение (духи утонувшего корабля могут напасть). Нельзя ступать на палубу левой ногой, а число залпов в салюте на корабле всегда нечетное.

Неотъемлемой и важнейшей составной частью системы боевого управления Военно-морского флота, является связь. От состояния и функционирования системы связи, ее возможностей во многом зависят оперативность руководства флотом, своевременность выполнения боевых задач.




— СЕМАФОРНЫЕ ФЛАЖКИ наиболее простое и надежное средство зрительной связи и сигнализации, применяемое на небольших расстояниях в светлое время суток. Сигналопроизводство семафорными флажками заключается в передаче (приеме) условных знаков семафорной азбуки, в которой каждому определенному положению или движению рук с флажками присвоена одна из букв алфавита или условный служебный знак. Последовательной передачей таких условных знаков, разделенных между собой небольшими промежутками времени, можно передать ("написать") по буквам любое слово. Семафорные флажки применяются главным образом для передачи открытых сообщений, но, могут быть использованы для передачи сигналов. Русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Моряки с энтузиазмом изучали ее и с удовольствием переговаривались со своими друзьями на соседних кораблях, часто держа в руках вместо флажков белые бескозырки. Дальность связи семафорными флажками - до 2,5 миль.


— СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАГИ используются на флоте для передачи сообщений между кораблями. Каждой букве алфавита и каждой цифре присвоен свой определенный флаг. Такой способ, для передачи слов или фраз по буквам очень неудобен, так как требует большого количества флагов и времени. Сигнализация флагами осуществляется другим, более удобным способом, заключающимся в том, что отдельным флагам и различным комбинациям из них (флажным сочетаниям) присваивается значение отдельных слов или целых фраз и понятий. Эти отдельные слова, фразы, понятия и соответствующие им комбинации флагов (флажные сочетания) сведены в специальные книги — своды сигналов. Разбирают сигналы снизу вверх. Во время Цусимского боя флагманский броненосец «Князь Суворов» держал на фалах красный флаг «1» что означает «Бить по головному», окружённый японскими кораблями броненосец «Император Николай I» поднял сигнал «XGE» что означает «Сдаюсь». Сигнальные флаги используются почти всегда для передачи сигналов, а в необходимых, случаях и для передачи открытого текста. В условиях хорошей видимости дальность связи 4-5 миль.

— СВЕТОВАЯ СВЯЗЬ применяется в тёмное время суток. Для передачи сообщений используется азбука Морзе. Сущность такого сигналопроизводства заключается в передаче при помощи светосигнальных приборов (семафор, фонарь, прожектор) условных знаков, состоящих из различных комбинаций коротких (точка) и длинных (тире) световых проблесков (вспышек). В особенности прожектором можно передавать сигналы на значительные расстояния направляя вверх и на облако. Так, например, во время сильного шторма 7 декабря 1904 года от 2-й Тихоокеанской эскадры отстал транспорт «Малайя», ночью с ним поддерживал связь «Аврора» и «Ослябя» направляя лучи прожекторов снизу по облакам. При таком способе, можно вести переговоры на 60 миль. Световые средства широко используются как для передачи открытых сообщений, так и для передачи сигналов.





— БЕСПРОВОЛОЧНЫЙ ТЕЛЕГРАФ (Радио) - средство для передачи (обмена) текстовой информации по радио. Буквы алфавита представлены комбинацией точек и тире (азбука Морзе). В 1900 году был издан специальный приказ управляющего морским министерством вице-адмирала П.П. Тыртова, в котором принималось решение о введении беспроволочного телеграфа на боевых судах как основного средства связи. Достоинством радио является высокая дальность связи (в 1901 году - 100 миль, в 1904 - 1000 миль) Недостатком — возможность противника обнаружить вас по радиопереговорам, перехватить сведения или поставить помехи («перебить большой искрой»)