Как вязать туристические веревочные узлы. Морской узел: как вязать морские узлы, как завязать схемы вязки

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.


Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend - узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch - узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.


Основные морские узлы

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел :

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.



Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка :

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

– более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

От умения правильно вязать и применять основные альпинистские узлы в зависит жизнь не только альпиниста, но и группы. Узнайте про основные альпинистские узлы .

Основных узлов в альпинизме - двенадцать. Сюда можно добавить еще парочку «вкусных» узлов и получится 17. Уметь вязать узлы - полезно, но недостаточно. Нужно знать и уметь применять узлы в разных ситуациях. Плюс ко всему альпинистские узлы нужно уметь вязать в зимних варежках, закрытыми глазами, за спиной и закрытыми глазами в варежках за спиной. Вдруг вы окажетесь в ситуации когда ночью на большой высоте при 30 градусном морозе вам нужно будет завязать узел… голова варить не будет, только многократное повторение и мышечная память вам помогут. А потому - практикуйте вязание альпинистских узлов постоянно!

Основные альпинистские узлы.

Есть 12 основных альпинистских узлов , которые надо уметь вязать:

  1. Узел восьмерка
  2. Узел проводник
  3. Узел австрийский проводник
  4. Узел Прусик
  5. Узел Бахмана
  6. Узел Грейпвайн
  7. Встречный узел
  8. Брамшкотовый узел
  9. Узел УИАА
  10. Узел Стремя
  11. Узел Булинь
  12. Контрольный узел

Узлы делятся на 4 группы:

  • Петлевые: восьмерка, проводник,австрийский проводник, булинь
  • Схватывающие: прусик, французский, австрийский, бахмана
  • Связывающие: грейпвайн, встречный, брамшкотовый
  • Специальные/вспомогательные: контрольный узел, уиаа, стремя, узел гарда

Двенадцать основных альпинистских узлов:

Петлевые узлы.

1. Проводник

Используется для привязывания к веревке и организации самостраховки. Узел применяется в решении множества задач в альпинизме.

Плюсы: Легко вяжется, легко запоминается. Можно завязать как на конце веревки, так и в середине. Можно завязать одним концом.

Минусы: Сильно затягивается под нагрузкой. «Ползет», в особенности на жесткой веревке.

Обязательно вязать контрольный узел!

Как вязать узел проводника:

2. Восьмерка

Простой и очень надежный узел. Используется для закрепления веревки к альпинистской обвязке, то бишь для привязывания. При привязывании к обвязке - петля узла должна быть чуть меньше размера кулака.

Обязательно вяжите контрольный узел - узел должен плотно прилегать к «восьмерке». После завязывания узла Восьмерки с контрольным узлом должен оставаться кончик веревки длиной 5-7 см.

Как вязать узел восьмерку петлей:

Завязывать узлы умеют все. Вопрос только в том, как мы это делаем. Ведь практически всегда пользуются прямым узлом (или еще хуже, если «бабьим»). И ладно, если они используются для бытовых целей, но бывают же случаи и другие. Вы буксируете автомобиль и трос лопнул – как завязать хороший узел, чтобы веревка не развязалась? На стройке своего дома нужно что-то поднять на веревке – как хорошо привязать веревку к карабину, ручке ведра и т.д. А если при этом еще не оказалось троса нужной длины, то нужно правильно связать веревки между собой. Одним словом, ситуаций может быть множество, где нужно применять действительно надежный узел, так как иначе может быть просто опасно. В данной статье описано, конечно, не все великое множество узлов, но основные полезные способы вязания вы здесь найдете.

Узлы для связывания

«Бабий» и прямой узел

Эти два узла очень похожи по внешнему виду, а при вязке отличаются всего одним моментом. Уясните этот момент и никогда не пользуйтесь «бабьим» узлом в ответственных ситуациях.

«Бабий» узел

Прямой узел

Прямой узел самый простой. Но имеет свойство крепко затягиваться при нагрузках и «ползти», особенно на жестких, мокрых или покрытых льдом веревках.

Учимся правильно вязать прямой узел





Рифовый узел

Это тот же прямой узел только здесь дополнительно завязывается «бант» для облегчения развязывания.





Рыбацкий узел

Оригинальный способ связать веревки – по сути, два простых узла упираются друг в друга. Можно без боязни использовать для веревок примерно одинаковой толщины. Из минусов – при переменной нагрузке «ползет».


Первый простой узел

Второй простой узел
Затягиваем
Можно дополнительно завязать контрольные узлы, что узел меньше «полз»

Встречный узел

Этим узлом можно связать веревки любых размеров, ленты, а также ленту с веревкой. Держит хорошо и не развязывается.

Белая веревка протягивается по траектории зеленой




Узел «встречная восьмерка»

Принцип завязывания такой же как и у встречного узла, только за основу берется не простой узел, а «восьмерка». Можно применить для тросов разных диаметров. При этом его преимущество, как и прошлого узла, в том, он «не ползет».

Белая веревка — по траектории зеленой



Шкотовый узел

Этот узел можно как быстро завязать, так и развязать. Положительное свойство – не портит тросы, т.к. узел не затягивается. Из минусов – скользит на синтетических веревках (леска, полипропиленовый шпагат), а также может развязаться при «прыгающих» нагрузках.



Затягиваем
Можно сделать контрольные узлы

Узел «грейпвайн»

Принцип действия как и у рыбацкого узла. Сильно затягивается при нагрузке, надежен. Подойдет для веревок одинаковых и разных диаметров, лесок.



Первый узел готов


Второй узел готов
Два узла стягиваются вместе

Узел Хантера

Лучше всего использовать на мягких веревках, капроновых нитях, а также лентах. Может расползаться при переменной тяге. Для правильного завязывания может потребуется небольшая практика.





Змеиный узел

Нужно связать леску – этот узел подойдет лучше всего. Надежное соединение для веревок из любого материала. Но завязать не очень просто, т.к. надо зажимать завитки во время вязки, чтобы они не раскрутились.


Не забудьте посередине узла оставить «окошко» для пропуска концов веревки
Протягиваем концы веревки в «окошко»
Затягиваем

Скорняжный узел

Хороший узел для сильной тяги. Легко развязать, не смотря на свойство сильно затягиваться. Подходит и для синтетических скользких нитей и шпагатов.









Докерский узел

Хорошо подходит для связывания веревок разной толщины, привязывания веревки к петле, но плох тем, что разваливается при переменных нагрузках.





Плоский узел

Очень интересный узел. Он никогда сильно не затянется, не портит веревки, т.к. отсутствуют резкие перегибы. Легко развязать после снятия тяги. Узел лучше сперва затянуть вручную, чтобы при наложении нагрузки он не перекрутился. При тяге некоторое время «ползет», но потом стабилизируется и отлично держит.
Особенно хорошо проявляются его свойства, если после вязки узла концы каждой веревки прикрепить к основной веревке. Этот узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложена значительная сила).




Привязочные узлы

Коровий узел

Хорош для быстрой привязки веревки, но «ползет» при переменной нагрузке. Для лучшей надежности применяйте контрольный узел.





Выбленочный узел

Простой и надежный узел.Узел хорошо держит при постоянной тяге. Удобен для привязывания веревки к большому числу опор т.к. концы веревки из узла выходят в разные стороны.В жизни его можно использовать в самых разных ситуациях: кроме обычного привязывания веревки, им можно завязать мешок, прикрепить нить или шпагат к толстому тросу.





Узел «удавка»

Используется чтобы привязывать веревку к толстому дереву или столбу, отлично держит при числе витков более четырех. С осторожностью применяйте при ярко выраженных переменных нагрузках.





Узел «удава»(«констриктор»)

Очень надежный узел. Один из самых сильнозатягивающихся узлов, не «ползет», после сильной тяги сложно развязать.Им можно связать две палки, металлические прутья и другие элементы при экстренном ремонте.

При двух оборотах свободным концом узел еще крепче




Шахтерский узел

«Не ползёт», легко развязывается.Хорошо работает при постоянной нагрузке.





Туризма, альпинизма, скалолазания. Без них не закрепишь переправу, не зафиксируешь страховку. Для разных целей придуманы разнообразные туристические узлы:

  • для затягивания вокруг предмета;
  • для связывания веревок одинаковой толщины;
  • для связывания веревок разной толщины;
  • для фиксирования страховочной системы;
  • для вязания страховочных петель;
  • и многих других целей.

Каждый узел имеет свою особенность, потому мы детально расскажем про каждый из них.

Прямой узел

Иногда туристы его называют «плоский узел», а моряки раньше называли «геракловым». Завязывается двумя способами.

На концах веревки обязательно должны присутствовать страховочные узлы, крепящиеся к основе, поскольку прямой узел легко развязывается.

Его используют исключительно для связывания веревок одинаковой толщины и не применяют, если на связанные шнурки будет припадать большое натяжение. Для страховки этот узел не надежный.

Его преимущество в том, что, даже при сильном затягивании, прямой узел можно легко развязать, растянув две веревки выходящие с одной стороны узла. Быстро и легко вяжется.

Швейцарский проводник

Крепкий и надежный узел. Используется для петлей на концах страховочной веревки, для завязывания «усов» на личной страховочной системе спортсмена и других целей, где нужно завязать надежную петлю. Швейцарский проводник не нуждается в страховочных узлах, поскольку никогда не расползается.

Существует два способа завязывать швейцарский проводник:

1-й способ — на веревке сложенной в двое

2-й способ — одной веревкой вяжется восьмерка, а потом одним концом дублируется узел, чтобы получилась двойная восьмерка.

Узел этот — основной в спортивном туризме. Чтобы его было легко развязать, нужно тщательно расправить все веревки, чтобы не было перехлестов.

Схватывающий узел

Схватывающий узел используется для страховки во время подъема и спуска по наклонной поверхности, на вертикальных подъемах и спусках он используется как дополнительная обязательная страховка. Для натяжки переправ также используют схватывающий узел. Как вязать его правильно видно на рисунке.

Для завязывания схватывающего узла используют прусик. Узел должен быть обязательно расправленным, иначе его способность схватывать веревку и не скользить по ней в случае срыва туриста будет утрачена.

Узел Булинь

Как вязать узел булинь правильно знает любой моряк, но этот узел используется часто в туризме и альпинизме для связывания веревок, обвязывания вокруг опоры, создания не затягивающейся петли, при некоторых видах страховки. В разделе «Туристические узлы» он считается самым многофункциональным.

Завязать булинь одной рукой — это важное умение, которое помогает в экстремальных ситуациях. Есть несколько способов вязать этот узел, но правильный один. Булинь вязать нужно именно так:

Узел булинь имеет один недостаток: он может сползать (развязываться) при определенной нагрузке. Потому страховочный, завязанный на основе, обязательно должен присутствовать.

Ткацкий узел

Чтобы завязать ткацкий узел необходимо уметь вязать обычные страховочные узлы на основе (веревке). Узел хорошо подходит для связывания двух веревок одинаковой толщины, он имеет свойство затягиваться, удлиняя веревку, и растягиваться, укорачивая ее. Часто этот туристический узел применяют рыбаки для связывания лески. Если для завязывания ткацкого узла выбран правильный способ, то оба узелка будут размещены параллельно, если нет — один из них будет перпендикулярен к другому.

Ткацкий узел не очень надежен: он может сползать и развязываться, потому страховочные узлы на нем обязательны.


Узел грепвайн

Один из самых надежных и красивых узлов. Применяется для связывания веревки, из которой делают прусик, а также для связывания любых веревок одинаковой толщины, строп и лент.

Имеет возможность растягиваться как и ткацкий, но более надежен и не требует страховочных узлов.

Сложные туристические узлы требую немалого терпения, для того, чтобы способ завязывания был отшлифован до уровня мастерства. Потому в начале обучения нужно отнестись к вязанию грепвайна очень внимательно. На рисунке изображена детальная схема завязывания грепвайна и его правильный вид.

Вязать узлы человек учится с самого детства. Научившись завязывать шнурки, ребенок вяжет свой первый узел. На протяжении всей жизни трудно даже представить, в каких ситуациях могут пригодиться знания в вязке узлов.

Узел самозатягивающийся - что это

Большинство видов узлов и способов их вязки пришли в современный мир из флота, хотя в этой сфере он применяется нечасто из-за своей ненадежности. Дело в том, что самозатягивающийся узел крепко держится лишь при постоянной нагрузке, в момент ослабления он вполне способен развязаться. Несмотря на это, имеются сферы для его применения.

Это самый простой оригинальный узел и в целом представляет собой одну из простейших видов удавки. Этот узел надёжно выдерживает большой вес и тягу, пропорциональную прочности троса или другого материала, из которого изготовлен. Но нужно быть аккуратным при его использовании, следя за тем, чтобы нагрузка на узел не ослабевала.

Для лучшей надёжности существует несколько вариаций этого узла.

Вязка узла

Способы вязки данного узла относятся к самым простым и быстрым. Всё, что нужно для его создания, это верёвка с ходовым концом и опора. Рыбаки для такой цели используют шпулю.

Конец веревки обматывается вокруг опоры, сформировав, таким образом, открытую петлю. На конце веревки или лески нужно сформировать петельку. Предварительно сделайте вокруг неё обмотку за ходовым концом и заведите закрытую петлю. Ходовым концом петли нужно произвести несколько оборотов и вывести через основную петлю. Потяните за него, узел затянется и при нагрузке проявит всю свою мощь.

Для улучшения прочности самого узла при вязке используется самозатягивающийся узел с полуштыками. Выполняется он не сложнее стандартного. После выполнения основной техники вязки формируется два полуштыка со стороны утяжеления. Максимального эффекта этот вид достигает при выполнении определенных условий:

  • если формируется не по центру;
  • если ходовой конец должен быть направлен в сторону предполагаемого груза.

Где применяется

Во всех сферах жизнедеятельности он найдет свое место. Его часто используют в альпинизме, на складах (их применяют для подвешивания тяжёлых предметов). Рыбаки используют во время вязки снастей для рыбалки с берега.

Популярностью пользуются узлы амортизирующие. Они формируются на дополнительной верёвке, которая используется для объединения запасного крепления в случае разрушения основного. Также существуют самозатягивающиеся узлы для транспортировки грузов или для различных спасательных работ. К таким относятся тормозящий узел, «ремни» и mariner.

Существует два вида креплений - простое и сложное, для различных жизненных ситуаций. На флоте оригинальный самозатягивающийся узел применяют редко, отдавая предпочтение его вариациям.

Крепление

Крепление зачастую пользуется популярностью у рыбаков. Хотя опытные рыбаки предложили завязывать самозатягивающийся узел для лески без дополнительных деталей, но их использование существенно облегчает жизнь. Крепление помогает фиксировать петли во время вязки, не дает узлу резко самораспуститься, упрощает процесс вязания. На прилавках рыбных магазинов сейчас можно увидеть катушки со стопором для крепления плетенки. Многие рыболовы наматывают леску, которую удерживает шпуля, без лишних креплений, но лишь те, которые набили руку за время многолетнего опыта.

Виды

Всего существует 18 видов самозатягивающихся узлов, но с использованием одной верёвки только 4 вида:

● Классический «прусик».

● Перекрестный.

● С карабином «арб».

● Узел Бахмана (с карабином).

Количество витков нестабильно, при необходимости его можно увеличить.

Необходимо выделить один из самых сильных узлов - узел констриктор. Он получил свое название от зоологического названия удава - Boa constrictor, который одерживает победу над своей жертвой при помощи удушения. Этот с

амозатягивающийся узел для веревки надежен, выполняется с применением закругленных предметов вместо опоры. Как только опора исчезает, он самораспускается.

Использование узла рыболовами

Активно используется рыбаками самозатягивающийся узел для макушатника. Он представляет собой конструкцию из бруска макухи с грузиком. Связать такую снасть довольно просто.

Для этого понадобится леска, двойной поводок и грузило. Специальное грузило необходимо приобрести в магазине, иначе всё приспособление может стать неудачным. Чаще всего она похожа на подкову с отверстием по центру изделия. Брусок макухи затягивается при помощи самозатягивающегося узла и обвешивается крючками.

Для оформления снасти берется леска 4 мм в диаметре и до 50 см в длину. Леска просовывается через отверстие в грузила до середины, после чего она выводится наверх. На неё надевается изоляция, и делается петля. После этого формируется самозатягивающийся узел, на который крепится макуха. Изоляция служит креплением для длинного поводка со стороны свободного конца лески, на который крепится вертлюга, чтобы защитить от перекручивания леску на течении. Закрепив брусок жмыха с крючками, вы можете считать, что задача выполнена. Заготовка крепится с помощью карабина к основной леске. Приманка готова к забрасыванию. Попадая в воду, она постепенно намокает, и рассыпающийся жмых из макухи распространяется в водоеме, завлекая желаемую рыбу.

Морской

Первоначально самозатягивающийся узел для веревкисоздавался моряками для крепления парусов и различных предметов на палубе. Надежные узлы - залог успеха, ведь моря и океаны такие неспокойные. В период расцвета мореходства существовало более 500 видов узлов. Вязка морских узлов - это целая наука. Но с внедрением парового двигателя необходимость в парусах пропала, узлами стали пользоваться меньше. Да и изменение состава материалов тросов и верёвок послужило тому, что некоторые узлы утратили свою эффективность.

Самозатягивающийся узел в морском деле использовали для крепления к цилиндрическим предметам. Его попросту называют удавка, так как петля для висельников завязалась по такому же принципу. В случае отсутствия нагрузки или при переменной тяге ходовой конец выскальзывает, распуская весь узел. Это и стало причиной отказа от его применения. Поэтому на флоте начали использовать узел констриктор и самозатягивающийся с полуштыками. Особенность его вязки в том, что сам узел размещается со смещением, так чтобы ходовой конец был направлен в сторону груза. За счёт этого он не будет так быстро выскальзыва ть.

Преимущества

Узел самозатягивающийся получил своё признание в первую очередь благодаря простоте вязания и высокой эффективности. Несмотря на ненадежность, его часто используют, но в том случае, когда уверены в наличии постоянного утяжеления. При формировании узла не требуются дополнительные материалы или приспособления. Основная задача, с которой он блестяще справляется - выдержать нагрузку, пропорциональную плотности троса (верёвки, лески, троса), из которого узел вяжется.

При наличии постоянного утяжеления узел не способен развязаться самостоятельно, только вручную, что также не доставит хлопот. Он так же просто развязывается, как и завязывается. Такое преимущество оценили рыбаки и альпинисты, для которых каждая секунда дорога. Это свойство выводит данный узел в лидеры.

Научиться вязать удавку может даже ребенок, а правильное использование способствует максимальной реализации ожидаемого результата - надежному удерживанию большого веса.