Конспекты уроков по региональной истории. Конспект урока истории россии

План конспект открытого урока по истории России для учащихся 7 класса «Смутное время».

Римская Анна Георгиевна, учитель истории и права МОБУ СОШ № 10 имени атамана С. И. Белого, г. Сочи
Тип урока: комбинированный
Описание: Открытый урок по истории России для учеников 7 - ых классов, полученные знания направленны не систематизацию, анализ и обобщение ранее приобретенных знаний в процессе обучения истории.
Предмет: История России
Тема: Смутное время
Цель урока: Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.
Задачи:
I. Обучающая:
1. Раскрыть понятие Смуты, а так же выявить ряд причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси.
2. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени.
3. Определись каковы были последствия Смутного времени.
II. Развивающая:
1. Развить у учащихся способность работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний.
2. Способствовать развитию у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
3. Развивать у учащихся способность к систематизации полученных исторических знаний, и грамотно формировать выводы по предложенным темам.
III. Воспитательная:
1. Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.
2. Сформировать гражданскую и гуманистическую позицию у учащихся, не смотря на сложившиеся мировые конфликты.
3. Способствовать пониманию у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени.
Основные понятия:
1. Смутное время
2. Гражданская война
3. Самозванство
4. Тушинский вор
5. Крестоцеловальная запись
6. "Семибоярщина"
7. Интервенция
8. Первое ополчение
9. Второе ополчение
Основные даты:
1. 1533 1584 гг. - Княжение и царствование Ивана IV Грозного
2. 1584 - 1589 гг. - Царствование Федора Ивановича
3. 1598 - 1605 гг. - Царствование Б. Годунова
4. 1601 - 1603 гг. - Голод и неурожай на Руси
5. 1603 -1604 гг. - Восстание казаков под руководством Х. Косолапа
6. 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I
7. 1606 - 1610 гг. - Царствование В. Шуйского
8. 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова
9. 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси
10. 1609 г. - Начало интервенции
11. 1611 г. - Первое ополчение
12. 1612 г. - Второе ополчение
13. 1613 г. - Земский собор. Избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.
Оборудование урока: Компьютер, карта «Смутное время в России начала XVII в.», учебник История России XVII–XVIII веков 7 класс. Пчелов Е.В. М.: 2012. - 240 с.
План урока:
1. Причины смуты.
2. Появление самозванство на Руси. Правление Б. Годунова
3. Приход В. Шуйского к власти. «Семибоярщина»
4. Формирование Первого ополчения. Итоги
5. Роль Второго ополчения в освобождении России от иностранной интервенции
6. Земский собор 1613 года
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания (устная беседа по следующим вопросам)?
1.Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного?
2.Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?
3.Результаты политики Опричнины?
Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.
III. Изучение нового материала
План
1.Причины Смуты



5.IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
6.Последствия и уроки Смуты.
1.Причины Смуты
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока Смутное время в России, прежде чем начать изучения нового материала мы должны обозначить причины появления Смуты.
Запись в тетрадь с доски.
Причины смуты
1.Династический кризис (смерть Ивана Грозного и двух его сыновей Федора и Дмитрия привели к пресечению правящей династии Рюриковичей);
2.Экономическая (голод и неурожай 1601 – 1603 гг. привели);
3.Социальная (недовольство некоторых сословий своим тяжелым положением);
4.Кризис власти (стремление боярских группировок за управление страной)
Учитель: Таким образом, Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в завоевании западных земель России.
2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)
Учитель: В 1598 году умер Федор Иванович последний представитель династии Рюриковичей. Тем самым законная правящая династия пресеклась. Главным претендентом на престол был Борис Годунов (родной брат жены Федора Ивановича), который обладал реальной властью в период правления царя Федора.
Запись в тетрадь с доски
1598 – 1605 гг. – Правление Б. Годунова
Учитель: Годунов пытался привлечь на свою сторону как можно больше людей. Для простого народа проводились недельные застолья, боярам и дворянам в несколько раз повышались жалования. Из тютер освобождались заключенный, отменялась смертаная казнь.
Боясь за шаткое положение своей не законной власти Борис Годунов насильно постриг в монахи Федора Никитича Романова (в монашестве принял имя Филарет), родственника царя Федора по материнской линии, который мог претендовать на престол. Других Романовых ждала иная учесть (опала, ссылки).
В 1601 - 1603 гг. Россию поразили страшные стихийные бедствия: дожди и морозы, привели к массовым неурожаям. Царь распорядился открыть государственные житницы и бесплатно раздавать хлеб. В стране начали вспыхивать народные волнения и восстания. Одним из самых крупных было восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Запись в тетрадь с доски
1603 - 1604 гг. - Восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Учитель: Все внутренние события в стране порадили все большее недовольства царем Борисом Годуновым у народа.
3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.) Восстание И. И. Болотникова
Учитель: Сложившейся ситуацией ряшили воспользоваться иностранные государства, а прежде всего Речь Посполитая.
Здесь начали появляться слухи о спасшемся царе Дмитрии (младшем сыне Ивана Грозного). На самом деле это был беглый монах Чудова монастыря Григорий отрепьев. Который получил поддержку от магнатов (польско - литовской знати), короля и католической церкви.
Самозванец стал набирать войско похода на Русь. Осенью 1604 г. войско Лжедмитрия I перешло русскую границу. Народ хотел видеть в нем справедливого царя, который изменит их жизнь к лучшему. Один за другим русские города присягали самозваницу.
Смерть Б. Годунова 23 апреля 1605 г. ускорила приход Лжедмитрия I к власти. В 1605 году он торжественно вступил в столицу. Но вскоре народ видел, что ни их жизнь ни само положение в стране не изменилось.
Обстановка усложнилась и тем, что Лжежмитрий I женился на дочери польского магната Марине Мнишек, свадебные торжества проходили с полным нарушением принятого на Руси православного порядка.
Запись в тетрадь с доски: 1605 - 1606 гг. - Правление Лжежмитрий
19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.
Учитель: Работа с документом “отрывок из Крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского” (1606 год).
«Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии…»
Вопрос к документу: почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
Учитель: Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.
Запись с доски в тертадь. 1606 - 1607 гг. - Восстание И.Болотникова

Вопросы к карте:
1. Где и когда началось восстание И.Болотникова?
2. Назовите города, которые были заняты восставшими?
Учитель: В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания?
Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите, где закончилось восстание Болотникова?
4.III этап Смуты (1608 – 1610 гг.)
Учитель: На третьем этапе в события России вмешались войска Польши и Швеции.
Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?
Используя текст учебника (стр. 24 - 25)
17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.
5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
Первым против польских захватчиков выступили Рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов, присоединились Трубецкий, Заруцкий. Со временем сторонники Ляпунова стали покидать его ополчение. Летом 1611 года страна оказалась в ужасном и тяжёлом состояние. Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород. Торговый человек- Кузьма Минин обратился к народу с призывом помочь всеми силами и средствами в создание нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцов со всех земель. Сподвижником Кузьмы Минина стал Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно эти люди освободили Россию от иностранных захватчиков.
Подробно про Первое и Второе ополчение мы поговорим на следующим уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1) Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время?
2) Укажите основные причины Смутного времени?
3) Почему данный период русской истории получил название "Смута"?
6.Последствия и уроки Смуты.
Учитель: Для завершения Смуты стране нужен был законный, признанный всеми слоями общества монарх. С этой целью руководители Второго ополчения уже в конце 1612 года разослали по городам грамоты с требованием выслать представителей сословий на Земский собор.
В январе 1612 года на Земский собор в Москву съехались выборные представители всех сословий России - бояре, дворяне, деятели Церкви, посадские люди, казаки, черносошные и дворцовые крестьяне. Интересы крепостных крестьян и холопов на Соборе представляли собственники земель. Никогда еще в стране не было представительного органа столь широкого состава.
У Собора была одна задача - выборы монарха.
Претендентов на престол было несколько, начиная от иностранцев (шведский и польский принцы), сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, и заканчивая российскими претендентами: Ф.И. Мстиславский, В.В. Голицын, Д.М. Трубецкой, Д. Пожарский, М.Романов, Д.М. Черкасский, П.Н. Пронский и др.
Первоначально члены Собора решили не избирать на русский престол иноземного представителя, отклонили кандидатуру сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Ивана.
В результате острых споров наиболее приемлемой оказалось кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Сын тушинского патриарха Филарета, за ним стоял ореол отца – мученика, который находился в польском плену. Возможно, сыграла свою роль и близость Михаила Романова к династии Рюриковичей, так как он приходился внучатым племенником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой (Генеологическое дерево М.Романова).
Таким образом, избрание Романовых на царство обещало всеобщее согласие и успокоение, это произошло 21 февраля 1613года.
Земский сбор направил послов в Ипатьевский монастырь (под Костромой), где находились Михаил Романов и его мать. Инокиня Марфа, опасавшаяся за судьбу сына, дала согласие на его воцарение лишь после долгих уговоров. Россия обрела законно избранного монарха.
Оставшиеся на Русской земле польские отряды, узнав об избрании Михаила Романова на царство, попытались захватить его в родовых Костромских владениях, чтобы освободить русский престол для своего короля. Пробираясь в Кострому поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать дорогу. Согласно официальной версии, он отказался и был ими замучен, а по народной легенде, Сусанин согласился, но послал к царю предупреждение о грозящей опасности. А сам завел поляков в болото, из которого они не сумели выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли в чаще от голода и стужи. Легенда о подвиге Сусанина послужила сюжетом для оперы М. Глинки «Жизнь за царя».
Подвиг Сусанина как бы увенчал общий патриотический порыв народа. Акт избрания царя, а потом венчания его на царство сначала в Костроме, а потом в Успенском соборе Московского Кремля означал прекращение Смуты.
Так закончилась Смута – тяжелейшее потрясение начала XVII века, которое по своему характеру, остроте социально - политического противостояния и способам разрешения противоречий многие исследователи приравнивают к гражданской войне.
Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталось за Речью Посполитой и Швецией.
После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы.
Последствия Смуты:
1. Экономическая разруха: разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь
2. Обнищание народа
3. Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий
4. Воцарение новой династии
IV. Домашнее задание
§ 4 -5. Заполнит таблицу на стр. 29

Методическая разработка

урока по истории для 6 класса

«Путешествие в Средневековье»

Фунтикова Галина Дмитриевна,

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ№2 с УИОП»

г.Губкина Белгородской области

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Форма урока: урок-путешествие

Место урока в учебном плане: завершающий урок по курсу истории Средних веков.

Задачи:

образовательная - обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу истории Средних веков; усвоение основных исторических понятий; обучение навыкам обобщения, анализа и систематизации информации, умению выбирать главное, делать выводы;

развивающая – формирование обобщенных способов деятельности, умений учебно-познавательной и практической деятельности, развитие образного и логического мышления, коммуникативных навыков и умения работать в группе, приобретение опыта публичного выступления;

воспитательная - формирование мировоззрения личности, нравственности и эстетической культуры; развитие познавательного интереса к истории; развитие речевых навыков и навыков сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-задания, «дорожные карты» путешественника.

Ход урока

    Организационное начало урока.

Взаимное приветствие, проверка готовности.

Вступительная беседа :

Ребята, мы завершили изучение эпохи Средневековья. Это важный период в истории человечества, поскольку именно в эту эпоху Европа обрела историко-культурное единство, получили развитие мировые религии, были заложены основы современных наций, образовались государства, существующие и поныне. Сегодня мы отправимся в заключительное путешествие в эту интересную эпоху. Как вы думаете, зачем люди путешествуют?

(Ответы учащихся)

Да, действительно, люди путешествуют, чтобы узнать что-то новое, но и еще вспомнить то, что видели или знали раньше. Как вы думаете, какова цель нашего путешествия?

(Ответы учащихся)

Вы правы, цель нашего путешествия - вспомнить и обобщить свои знания по истории средних веков, почувствовать себя в образе известных личностей этой эпохи, дать оценку их деятельности и роли в истории.

Как вы считаете, путешествовать легче и интереснее одному или с группой товарищей?

(Ответы учащихся)

Я тоже считаю, что путешествовать интересней не в одиночку, а группой. Поэтому сегодня мы отправимся в наше далекое путешествие группами. Для того, чтобы оно было интересным и познавательным, каждая группа получает «дорожную карту», где проложен маршрут и предусмотрены остановки, на которых вам предлагается ответить на задания, связанные с историей Средних веков. Победит та группа, которая получит наибольшее количество баллов. Чтобы их посчитать, в свою дорожную карту вы будете ставить баллы, которые заработаете, отвечая вместе. В конце урока мы подведем итоги и определим команду-победительницу. Ваша задача - работать вместе, помогать друг другу, сотрудничать и уметь принимать единое решение. Но при этом у каждого есть шанс стать лучшим путешественником и получить индивидуальную оценку.

Итак, мы отправляемся в путь. (команды получают дорожную карту)

Дорожная карта «Путешествие в Средневековье»

п\п

Этапы

Количество баллов

«Разминка»

«Встреча на дороге»

«Узнай героя»

«Лишний в ряду», «Что бы это значило?»

«Отдых на привале»

Всего баллов:

    Основная часть.

Видеофрагмент «Путешествие в средневековье» (для создания эмоционально-образного восприятия эпохи). В основной части урока учащиеся выполняют творческие задания, направленные на выработку обобщенных понятий и знаний.

Задание№1.

Первая остановка в нашем путешествии: «Разминка». Вы немного устали, идя по пыльным и трудным дорогам средневековой Европы, и вам следует отдохнуть. Каждой команде предлагается по 5 вопросов. Один правильный ответ - один балл.

1 команда

2 команда

3 команда

1. Кто первыми изобрели компас (Китайцы).

2. Бумага из кожи молодых телят (Пергамен).

3. Жилище феодала (Замок).

4. Столетняя война была между (Англией и Францией)

5. В 1211 году войско монгольского предводителя Чингисхана вторглось в (Китай)

1. Конный воин (Рыцарь).

2. Летописи, в которых изложены исторические события (Хроники).

3. Главная башня замка (Донжон).

4. Арабские цифры от 0 до 10 изобрели в (Индии)

5. Здание городского совета (Ратуша)

1.Военное состязание рыцарей в силе и ловкости? (Турнир)

2. Сословно-представительный орган в Англии (Парламент)

3.Металлическая пластинка с прорезями для глаз на шлеме рыцаря? (забрало)

4. Главный продукт питания у японцев (Рис)

5. Грамота о прощении грехов (Индульгенция)

Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

Задание №2.«Встреча на дороге».

Путешествуя, вы обязательно с кем-то повстречаетесь. В пути каждая из групп встретилась:

Группа №1 «Встреча с рыцарем»

Группа №2 «Встреча со средневековым городом»

Группа №3 «Встреча с замком феодала».

Задания группам: описать средневекового рыцаря, средневековый город, замок феодала, опираясь на флэшсхемы.

Выполняя задание, учащиеся работают с интерактивной доской.

Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

Задание №3. «Узнай героя».

Для выполнения задания от каждой команды приглашаются по одному участнику, которым раздается текст выступления от лица известного человека эпохи средневековья. Учащимся необходимо выразительно прочитать речь от лица героя, которого команды должны узнать и рассказать о событии, с которым связан герой.

Тексты заданий:

Группа №1:

«Земля эта, которую вы населяете, стеснена вашей многочисленностью и едва может прокормить тех, кто её обрабатывает. Вот почему вы друг друга кусаете и пожираете, ведёте войны и наносите друг другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на путь Святого гроба, отнимите землю эту у нечестивого народа, покорите её себе... Иерусалим - это пуп земли, край плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай... И этот-то царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в плену у врагов и уничтожается народами, не ведающими Господа. Он... не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку. Всем идти на Иерусалим! Так хочет Бог!»

(Речь папы Урбана II на Клермонском соборе – призыв к крестовым походам)

Группа №2:

Зимой, у берега Мааса,
В малой деревне Домреми,
В ночь перед Рождеством прекрасной,
«пришла» защитница Земли!
Знания Жанны - три молитвы
И голос собственной души.
Все Орлеанской девы битвы,
Лишь с Божьей помощью пришли!
Она патриотизм вселяла,
В сердца захваченных людей.
От англичан освобождала,
Но прожила так мало дней…
Вот смерть на площади Староко,
Но костром сердце не сожгли.
По силе равного урока-
Во все века не извлекли

(Жанна дАрк – национальная героиня Франции)

Группа №3

Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими поданными…Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?

(проповедь Яна Гуса)

Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

Задание №4 «Лишний в ряду»

Необходимо в ряду терминов найти один выпадающий (не подходящий по смыслу), определить по какому принципу сформированы ряды.

Группа №1:

Шелк, раджа, фарфор, пейзаж, порох, компас

Группа №2:

Медресе, каллиграфия, инквизиция, арабески, мечеть, пагода

Группа №3

Корпорация, декан, магистр, таборит, диспут, схоластика

«Что бы это значило?»

1. «Бог и мое право»;

2. «Иду своей дорогой»;

3. «Я не король и не князь – я барон Куси»

Задание№5 «Прогулка по средневековому городу»

Участниками предлагается посмотреть видеофрагмент «Романский и готический стиль в архитектуре» и выполнить задание:

Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

Отличительные черты романского и готического стиля в архитектуре

Романский стиль

Готический стиль

1. Массивность

1. Легкие и высокие своды

2. Гладкие стены

2. Кружевная каменная резьба

3. Высокие башни

3. Высокие башни

4. Полукруглые арки

4. Стрельчатые арки

Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

Задание №6 «Отдых на привале»

Разгадать шарады:

1. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной)

2. Когда в истории воевали цветы? (война Алой и Белой розы)

3. Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование. (Реформа)

4. Первый слог – домашние птицы, второй – местоимение, целое – участники освободительной борьбы против немцев в Чехии в 15 веке. (Гуситы)

5. Про нее говорили: «Она блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день» (фарфоровая посуда)

Подводим итог. Заполняем дорожную карту.

3.Заключительная часть.

Наше путешествие подошло к концу. Мы убедились, что эпоха средних веков хотя и была мрачным и тяжелым временем в истории человечества, но вместе с этим она дала миру великих героев, важные открытия и изобретения, которыми мы пользуемся и сегодня.

Давайте подведем итоги нашей работы. Подсчитайте количество баллов, набранных вами за время путешествия.

Учащиеся подсчитывают баллы, определяется команда-победительница.

Учитель дает оценку деятельности учащихся на уроке.

Учащиеся делают самооценку.

    Рефлексия.

Чем запомнился тебе этот урок?

Можешь ли ты с уверенностью сказать про себя: «Сегодня на уроке я работал очень хорошо и узнал много полезного и интересного?»

(Ответы учащихся).

Сценарий урока по истории России «Восточные славяне» (по учебнику А.А. Данилова» История России с древнейших времен до конца 16 века»).

Тема урока : Восточные славяне.

Класс : 6

Предмет : __История

Тип урока : открытие нового знания

Цели урока : - формирование первоначальных представлений о народах, населявших нашу страну в древности, местах расселения племен восточных славян, о том, как природные условия влияли на особенность жизни восточных славян.

Планируемые результаты:

Предметные : учащиеся научатся показывать на карте территории расселения племен восточных славян; различать родовую и соседскую общины; выделять основные черты славянского язычества.

Метапредметные.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Личностные : выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Основные понятия : славяне, вервь, народное ополчение, язычество.

План урока.

1.Происхождение и расселение восточных славян.

2.Занятия, верования.

3.Управление.

Методы обучения : наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы обучения: индивидуальная,парная.

Организационная структура урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Беседа по вопросам:

Знаете ли вы, кто были предки русского народа?

Итак,на сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с нашими предками- славянами.

Тема нашего урока «Восточне славяне».

Предположите, что мы можем узнать по данной теме.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Отвечают на вопрос. Высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение: чем занимались восточные славяне, где проживали,во что верили.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Изучение нового материала.

А)Организует работу учащихся с дополнительным материалом (приложение 1).

Беседа по вопросам:

Кто такой Кий?

К 8-9 вв. на территории Восточно-Европейской равнины существовало десять восточнославянских племенных союзов.

Б) Организует работу с картой «Восточные славяне в конце 1 тысячелетия до нашей эры». И текстом пункта 1

§1.

Координирует работу учащихся.

Проверка правильности заполнения таблицы (приложение 2).

В)Мы уже знаем, что природа и климат играли не последнюю роль в жизни людей. Предположите, чем занимались восточные славяне?

Работая с текстом пункта 2 §1 (с.8-9) заполняют пропуски в схеме «Занятия восточных славян» (приложение 3).

Проверка выполнения задания, подведение итогов изучения вопроса.

Г) Организует беседу по вопросам: вспомните, что такое религия? Язычество?

Предлагает просмотреть презентацию «Верования восточных славян», проанализировать ее.

Показывает слайды презентации. Комментирует новую информацию.

Д) В 6 веке славяне жили родовыми общинами. Главной ячейкой общества был род Давайте вспомним из курса истории древнего мира. Что такое род? Во главе рода стояли старейшины.

Однако, в 7-9 вв. на смену родовой общине приходит община соседская.

В сходство и различия родовой и соседской общины?. Как переход к соседской общине сказался на жизни людей?

Таким образом, равенство среди славян стало постепенно исчезать. В племенной среде выделяется знать- вожди, старейшины, богатые воины, руках которых постепенно концентрируется вся власть и богатство племени. Начинает зарождаться частная собственность, т.е. складываются предпосылки для образования государства.

Работают в парах.

Читают текст, отвечают на вопросы.

Работают с картой «Восточные славяне в конце 1 тысячелетия до нашей эры», текстом пункта 1 §1, заполняют таблицу.

Название племени

Места расселения

Отвечают на вопрос учителя, выдвигают версии.

Заполняют пропуски в схеме «Занятия восточных славян».

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

Дают определение понятию «род»-группа кровных родственников, которые совместно владели землей, лесом, вместе трудились и поровну делили результаты своего труда.

Определяют сходство и различия родовой и соседской общин.

Слушают рассказ учителя.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

II I . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль.

А)Установите соответствие между названием племени и местностью, где оно жило.

Название племени

Местность,где оно жило

1)Древляне

А)Болота

2)Дреговичи

Б)Поля

3)Ильменские словене

В)Леса

4)Полочане

Г)Река Полота

5)Поляне

Д)Берега озера Ильмень

Б)Выберите правильный ответ.

1. Вервь- это:

А)территориальная (соседская) община у восточных славян;

Б)Место поклонения языческим богам;

В)Обычай кровной мести.

2.Наиболее важные дела у восточных славян решало(ли):

А)родовые владыки;

Б)кудесники;

В)вече- общий совет

Проверка выполнения заданий.

Самостоятельно выполняют задания.

Оценивают свою работу.

Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Какую тему изучали сегодня на уроке?

Что узнали нового?

Какой вопрос показался наиболее трудным?

Кто сегодня хорошо работал?

Задание "Солнечный круг"

Давайте вспомним еще раз, о чем говорилось в данной теме. Нарисуйте солнце в виде круга с 4-5 лучами, вдоль каждого из лучей напишите одно из понятий, которое рассматривалось в этой главе. В центре круге нарисуйте лицо человека - улыбающееся, задумчивое, не выражающее никаких эмоций или грустное - в зависимости от того, какое настроение у вас было, когда вы изучали эту тему.

Дают ответы на вопросы.

Оценивают сою работу на уроке.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Приложение к уроку

    «Были три брата,- повествует летописец Нестор в «Повести временных лет»,-Кий, который сидел на горе, где нынче подъем Боричев, а второй брат Щек сидел на горе, называвшейся Щековицей, а третий брат Хорив- на горе Хоривице. И была у них сестра по имени Лыбедь». Братья построили городок и по имени своего старшего брата назвали его Киевом. Вокруг города был «лес и бор велик», и в нем ловили зверей. «И были те мужи мудры и смыслены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». По преданию, князь Кий совершил путешествие в Византию, в Царьград (Константинополь), где император воздал ему великие почести. Сохранился договор между Киевом и византийским императором Зеноном. На обратном пути Кий облюбовал себе место на Дунае, срубил там городок под названием Киевец и хотел обосноваться в нем со своим родом, но был изгнан окрестными жителями. Кий вернулся в свой город, где и умер; братья его и сестра скончались здесь же.

Вопросы к тексту.

Что вы узнали о ранней истории славян из летописи?

Кто такой Кий?

Приложение 2.

Заполните таблицу «Расселение восточных славян».

Название племени

Место расселения

Поляне

Среднее течение Днепра, вокруг Киева.

Северяне

Жили к северу от полян по рекам Десне и Суле. Центром их земель был Чернигов.

Древляне

Жили к северо-западу от Киева, на западном берегу Днепра, по течению и притокам реки Припяти. Их главный город- Искоростень.

Дреговичи

Поселились междуПрипятью и Двиной.

Ильменские словене

Расселились вокруг озера Ильмень. Их столицей был город Новгород.

Кривичи

Владели рекой Западная Двина, поствили там город Полоцк.

Радимичи

Жили рядом с южными кривичами. Их город Любеч.

Вятичи

Восточнее радимичей, в глухих лесах по реке Оке жило племя вятичей.

Волыняне

Западнее полян, на плодородных землях между верховьями Буга и Южного Буга, текущих к Балтийскому и Черному морям

Уличи

Южнее волынян, между Днестром и Южным Бугом.

Тиверцы

Западнее уличей, между Днестром и Прутом.

Приложение 3.

Сельское хозяйство

Заполните пропуски в схеме «Занятия восточных славян».

Орудия труда:

Домашние животные:

Сельскохозяйственные культуры:

Задача учителя - помочь учащимся определить цель урока

Выход на цель урока.

  • ход и этапы восстания,
  • причины поражения,

План урока

  1. ход и этапы восстания
  2. ханство Кенесары
  3. причины поражения
  1. историческое значение Время проверки домашнего задания 5 - 6 минут

I.

(стр. 87 - стр. 90 до слов «Государство организованное Кенесары …»;

стр. 92 со слов «Откочевка аулов …» - стр. 93 до слов «подобный трагический …»).

:

I этап - ноябрь 1837 г. - лето 1841 г. - распространение восстания на основные территории Среднего и Младшего жузов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории»

Класс: 8 ИК Дата_______

Тема: Национально-освободительное движение под предводительством Кенесары Касымулы (1837 - 1847).

Цели урока:

    сформировать знания о ходе восстания по руководством Кенесары Касымулы, о причинах поражения и историческом значении восстания; о устройстве государства Кенесары;

    Развивать основные общеучебные умения, такие как анализ текста, планирование и организация работы во времени, самоконтроль и самооценка своей работы;

    Развивать аналитические умения, такие как сравнение, обобщение исторических фактов;

    Развивать коммуникативные умения учащихся в ходе групповой работы.

Форма урока : работа в группах

Метод: частично-поисковый

Ход урока

    ЭТАП урока – организационный

    ЭТАП – актуализация опорных знаний в ходе проверки домашнего задания

Задача учителя – помочь учащимся определить цель урока

Какие пункты восстания мы рассматривали на прошлом уроке?

Ответы учащихся: причины восстания, цель, движущие силы, руководители восстания, характер восстания.

Учащиеся должны дать ответы по каждому пункту.

Выход на цель урока.

Какие вопросы для изучения восстания мы не рассмотрели ещё.

Ответы учащихся должны быть следующими:

    ход и этапы восстания,

    причины поражения,

    историческое значение восстания.

В ходе восстания Кенесары управлял не только армией, но и под властной ему территорией. Как вы думаете, что ещё мы должны изучить?

Ответ учащихся: Государство Кенесары или ханство Кенесары.

План урока

    ход и этапы восстания

    ханство Кенесары

    причины поражения

    историческое значение Время проверки домашнего задания 5 – 6 минут

    ЭТАП усвоения нового материала в ходе самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Задание №1: разделить восстание на четыре этапа и дать краткую характеристику этому периоду восстания.

(стр. 87 – стр. 90 до слов «Государство организованное Кенесары …»;

стр. 92 со слов «Откочевка аулов …» – стр. 93 до слов «подобный трагический …»).

Ответы учащихся должны выглядеть следующим виде :

I этап – ноябрь 1837 г. – лето 1841 г. – распространение восстания на основные территории Среднего и Младшего жузов

II этап – лето 1841 г. – август 1843 г. – поход войска Кенесары в Ташкент, осада и взятие некоторых крепостей, провозглашение Кенесары ханом, борьба с карательными отрядами царского правительства

III – этап – лето 1844 г. – весна 1845 г. – сплочение новых казахских аулов под знаменем Кенесары. Начало переговоров с царским правительством

IV – этап лето 1845 – 1847 гг. – решающий этап восстания и его поражение. Время выполнения 10- 12 минут.

Задание № 2: Составьте схему: «Государство Кенесары»

На листочках А4 учащиеся выполняют схему и после отвечаютВремя выполнения 7 минут

Задание №3: определите причины поражения восстания Время выполнения 1 минута + 2 минуты на ответ

Задание№4: Каково историческое значение восстания? Время 2 минуты

    ЭТАП закрепления изученного материала.

    К чему привело создание по реке Елек Новоилецкой военной линии?

А) к восстанию под предводительством бия Жоламана Тленшиева

Б) к безопасности В) к дружбе народов Г) к экономическому развитию

Д) к военному преимуществу

    Назовите главную цель восстания Кенесары Касымова.

А) стать ханом всего казахского ханства

Б) сохранение независимости не вошедших в состав царской России земель Казахстана

В) недовольство политикой царской России

Г) недовольство постройкой крепостей Д) изъятие земель по уставу

    Главной движущей силой восстания Кенесары Касымова были …

А) Бии Б) воины В) султаны Г) крестьяне Д) свободные кочевники

    Государство, организованное Кенесары было …

А) светским Б) демократическим В) феодальным Г) рабовладельческим Д) тоталитарным

    В 1841г. Кенесары взамен суда биев ввел …

А) ханский суд Б) суд народа В) самосуд Г) суд крупных феодалов Д) суд султанов

    Чем занималось управление, созданное Кенесары

А) ходом военных действий Б) сбором налогов В) выполняло поручения

Г) распространяло обращения

Д) контролировало поручения, ведало сбором налогов, распространяло и разъясняло обращения хана

    В каком году Кенесары вторгся в киргизские земли?

А) 1844г Б)1845г В)1846г Г)1847г Д)1848г.

    Назовите причины поражения восстания Кенесары

А) политическая и внутриродовая разобщенность, отсутствие поддержки феодальных групп

Б) предательство султанов

В) не заинтересованность султанов и биев в создании централизованного государства

Г) суровость Кенесары Д) предательство родоправителей.

9. Насколько обширным было восстание Кенесары?

А) охватило одну часть Среднего жуза; Б) охватило весь Казахстан

В) охватило весь Средний жуз; Г) охватило Средний и Старший жузы

10. Какое наказание предусматривалось в войсках за предательство?

А) Секли плетьми В) Изгоняли из своих рядов С) Приговаривали к смерти

Д) Подвергали наказанию родственников Е) Все ответы неверны.

11. Какой отрасли хозяйства Кенесары Касымулы придавал особое значение? :
А) Животноводству В) Ремеслу С) Торговле Д) Земледелию Е) Рыболовству.

Кто возглавлял противоборствующую группировку, потерпевшую поражение?;

А) Войсковой старшина Лебедев В) Султан Б. Айчуваков С) Полковник Дуниковский

Д) Генерал Жемчужников Е) Султан Жанторе .

13. Какие события 1841 г. способствовали избранию Кенесары Касымова ханом?

А) Победа над отрядом Айшуака В) Успешный поход в Ташкент

С) Взятие кокандских крепостей Д) Успешный поход в Киргизию

14. Одна из главных целей восстания под предводительством Кенесары Касымулы:

А) Отставка Западно-Сибирского генерал-губернатора

В) Добиться привилегий для потомков ханов

С) Остановить колонизацию Казахстана царским самодержавием

Д) Добиться назначения на высокую должность в колониальной адми­нистрации

Е) Сопротивление налоговой политике царизма.Время выполнения 7 минут

Проверка по ключу 1 минута

    ЭТАП – подведения итогов урока и домашнее задание Время на подведения итогов 3-4 минуты

Домашнее задание: § 6 и § 10 заполнить сравнительную таблицу.

Ключ к тесту

№ вопроса

1 вариант

2 вариант

Проблема адекватности формирования задач и цели урока очень актуальна в рамках современной методике преподавания. Формулирования задач урока теоретически еще мало разработано и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учителей. Поэтому, составляя план-конспект для проведения урока истории, необходимо помнить, что основная задача системы уроков в современной школе состоит в подготовке всесторонне развитого человека.

Важно помнить, что план-конспект должен включать в себя краткий план урока истории. Самой распространенным видом оформления плана урока в рамках плана-конспекта является таблица.

На рисунке представлен образец таблицы плана урока.

Необходимо помнить, что ход урока - основная часть план-конспекта, в которой в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока истории. Помимо этого укажите в план-конспекте те материалы, которые Вы планируете использовать на уроке истории, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел план-конспекта, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы.

Для того чтобы история была интересна учащимся необходимо составлять краткие или развернутые план-конспекты уроков. Это поможет четко и вдумчиво излагать учебный материал, проверять качество знаний школьников и воспитывать уважение к событиям истории.

При разработке конспекта урока учитывается тот факт, что эффективность любого урока истории зависит от правильности постановки его задач. При постановке задач в план-конспекте следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность, условия места занятия.

Образец таблицы хода урока

План-конспект урока по истории обычно включает следующие этапы:

  • организационный этап,
  • этап проверки домашнего задания,
  • этап контроля и всесторонней проверки знаний,
  • этап подготовки к усвоению нового материала,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап закрепления новых знаний,
  • этап первичной проверки понимания нового материала,
  • этап повторения пройденного материала,
  • этап обобщения и систематизации новых знаний,
  • этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

В конце план-конспекта должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.

План-конспект урока истории 6 класс

Тема урока истории: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цели и задачи урока истории:

  1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
  2. Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
  3. Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование: карта "Древнерусское государство в IX-XI вв", картина А.М.Васнецова "Вече", тесты.

Основные понятия: наместник - глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник - назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы - княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава - первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого;

1036 г. - разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. - основание города Юрьева;

1041 г - союзный договор с Польшей;

1043 г. - неудачный поход на Византию;

1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Ход урока истории:

Организация класса.

Повторение темы "Владимир Святославич. Принятие христианства"

Письменно:

1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

2. составить схему "Русская православная церковь" (на доске):

3. Решить тестовые задания.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

д) Святослав

е) Владимир

1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами

2 Установил уроки и погосты

3 Совершил первый победоносный поход на Царьград

4 Разгромил Хазарский каганат

5 Провел крещение Руси

6 Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей

2. Укажите маршрут торгового пути "из варяг в греки":

А) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное море;

Б) Балтийское море - р.Нева - Ладожское озеро - р.Волхов - оз. Ильмень -р. Ловать - Днепр - Черное море;

В) Балтийское море -р.Западная Двина- Днепр - Черное море;

Г) Балтийское море - р.Неман -р.Припять - р.Днепр - Черное море;

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожиеб) троебожие в) единобожие

4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

а) Святослав б) Владимир в) Олег

5. Что относится к жанру героического эпоса?

а) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины

Устная работа.

1. Беседа с классом

Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

Какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

Каковы были причины принятия Русью христианства?

Какое значение имело принятие Русью христианства?

3. Проверка правильности выполнения схемы "Русская православная церковь"

4. Обобщение:

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них? (первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

5. Изучение нового материала.

Сообщение темы, целей, плана урока.

1. Борьба за власть сыновей Владимира - вторая усобица на Руси.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3. Управление государством при Ярославе Мудром

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого

Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

Рассказ учителя:

Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы) В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей - Борису(второй - Глеб). Это не понравилось двум старшим сыновьям - Святополку и Ярославу.

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

Основные даты:

1016 г. - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю - польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами - Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского).

С 1036 г. - Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

6. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

7. Проверка самостоятельной работы.

8. Рассказ учителя на тему: "Цели внешней политики Руси"

9. Итог урока.

Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

10. Записать домашнее задание на доску.