Кто ходил в лабиринт минотавра. Кто построил Лабиринт для Минотавра? Теории Филохора и Евсевия

Минотавр - чудовище с Крита, главный противник Тесея. Описывался как человек с бычьей головой, обитал в запутанном лабиринте. Убит Тесеем.

В статье:

Легенда о происхождении Минотавра

Греческие предания описывали его как монстра большого роста, с телом атлета и бычьей головой. Матерью его была Пасифая (не стоит путать ее с Пасифеей), дочь бога солнца Гелиоса и царица Крита, жена Миноса. Минос взошел на престол, лишь победив своего брата с благословением богов. Чтобы Минос подтвердил свои благородные намерения и стал благочестивым царем, Посейдон прислал ему великолепного быка и повелел принести животное в жертву.

Миносу стало жаль убивать такое чудесное создание, и он отпустил быка пастись вместе со стадом, а вместо него заколол другого, обычного. Посейдон разгневался и внушил Пасифае противоестественное влечение к быку. По некоторым источникам, сам Посейдон (в ряде мифов - Зевс) превратился в быка, чтобы совокупиться с царицей. Для этого афинский инженер Дедал придумал хитроумную конструкцию в виде привлекательной для быка бронзовой коровы. Изнутри та была полой, и в ней находилась Пасифая.

Спустя положенный срок царица родила чудовище. Минотавра по приказу Миноса спрятали в лабиринте Дедала - Кноссе. Кормом Минотавру служили преступники и афинские юноши и девушки - их приводили раз в девять лет, по семь человек мужского пола и по семь - женского. В некоторых мифах Минотавру жертвовали семерых детей.

Павсаний писал, что по-настоящему Минотавра звали Астерием , то есть «звёздным». Античные вазы с изображениями этого зверя практически всегда содержат изображения звёзд или глаз. Микенские тексты также содержат упоминания о некоей владычице лабиринта, которой, вероятно, могла быть Ариадна.

Минотавр и Тесей

Диодор пишет что Тесей приплыл во второй партии, а Плутарх утверждал, что в третьей. Но известно точно, что герой попал в число жертв Минотавру уже после убийства им . По некоторым источникам, для снижения сопротивления пленников, их лишали зрения. По другим - запутанный лабиринт невозможно было покинуть, и те, кто избежал смерти от рук Минотавра, просто погибали без воды и еды.

Тесей был в числе четырнадцати жертв. Вместе с остальными его запустили в лабиринт, где он сразился с Минотавром и убил его голыми руками. Иногда указывается, что у героя при себе был меч.

Ариадна (единоутробная сестра Минотавра, но дочь Миноса) дала ему с собой клубок нитей, который Тесей разматывал всю дорогу. В результате он и остальные пленники покинули лабиринт невредимыми. Трон в Амиклах содержит изображение плененного Минотавра, которого Тесей вёл на веревке.

Рационалистическая версия легенды о Минотавре

Филохор , а после него Евсевий в своих трудах описывали иную версию происхождения Минотавра, в которой быкоголовое чудовище выступает в качестве аллегории. По легенде, Минотавр являлся человеком, его звали Тавром. Он учил юного царя Крита - Миноса, и прославился своей жестокостью. В то время Афины находились под властью Крита и платили дань людьми. Минос решил учредить состязание, в котором его учитель сражался с присланными афинскими юношами. Тавр одолел девятерых, но Тесей, сын афинского царя, его одолел. В честь победы Афины были освобождены от уплаты дани.

Лабиринт в Кноссе и миф о Минотавре

Также Лабиринт Дедала, согласно Плутарху, был самой обыкновенной тюрьмой. В ее стенах размещались простые заключенные, причем в весьма сносных условиях. Минос ежегодно проводил состязания в честь Андрогея, его сына, убитого афинянами. Победитель получал в рабы присланных из Афин юношей и девушек. До того их содержали в Лабиринте. Тавр пользовался великим доверием Миноса и был первым победителем состязаний. Тавр слыл грубым и жестокосердным хозяином, беспощадным с рабами. «Государственное устройство Боттии» Аристотеля ясно выражает мысль автора, что убивать присланных людей было попросту невыгодно - молодые люди высоко ценились на рынке рабов. Они, скорее всего, до конца своих дней оставались рабами на Крите.

Историк Демон считал, что Тавр являлся полководцем, флот которого вступил в бой с флотом Тесея в гавани и был разгромлен. В этом бою Тавр погиб. Плутарх писал, что Тавр был полководцем, убитым в войне между Критом и Афинами. Позднейшая история о Минотавре - плод человеческой выдумки и мифотворчества.

Иные гипотезы и культ быков

Минотавр мог быть заимствованным финикийским богом под именем . Молох изображался в виде рогатого человека, и ему приносили в жертву детей. Знаменитое выражение «геенна огненная» пошло от места, где приносились человеческие жертвы Молоху - детей «проводили через огонь», то есть сжигали заживо. Культ Молоха вполне мог находиться на Крите. Смерть Минотавра ознаменовала конец этого культа.

Ряд историков наших дней полагает историю Минотавра иносказательной историей о столкновении индоевропейцев с культурами автохтонных «народов моря». Эти «народы моря» неизвестного происхождения почитали быков. Столкновение выиграли более цивилизованные в современном понимании индоевропейцы. Также внешность Минотавра наводит на мысли о звероголовых египетских богах.

«Тесей», роман пера Мери Рено, содержит описание ритуальных жертвоприношений. Они назывались «бычьими поясками» - своеобразной протокорридой. Сцены с бычьими поясками нередко встречаются на фресках критского времени. Художественные материалы минойской эры содержат изображения таврокатапсии - ритуальных прыжков через быка. Культ почитания быка имел большую силу на Крите, и подобные ритуалы составляли значительную его часть.

Подобная тематика прослеживается еще со времён бронзового века, откуда она перекочевала в Хеттское царство, Сирию, Бактрию и долину Инда. Бои с быками и почитание быков обычное явление для культур средиземноморья. В наши дни это явление сохранилось в качестве испанской корриды.

Обоюдоострый топор палача - «лабрис», был неотъемлемой частью бычьего культа. Вероятно, «лабиринт» - видоизмененное «лабрис». Доэллинские религии часто практиковали священные бои быков, а критская демонология содержит немало людей с головами быков. Минотавр, живущий в сердце лабиринта, скорее всего, был жестокой легендой, отголоском еще более устрашающих ритуалов Крита. Самые древние формы легенды о Тесее и Минотавре гласят, что герой победил чудовище обоюдоострым топором.

В наши дни, наряду с двенадцатью подвигами Геракла, легенда о Минотавре остается одной из самых узнаваемых. Сложно сказать точно, о чем она говорит - о древнем культе быков, традиционных состязаниях рабов или чудовище, жившем в лабиринте Дедала. Впрочем, это не единственная загадка, которую оставили потомкам мифы Древней Греции.

Вконтакте

Хранит множество захватывающих историй, поучительных легенд и трогательных рассказов. В ней нашлось место и ужасным чудовищам, и прекрасным юношам, и загадочным нимфам. Одним из ярких и знаменитых персонажей является Минотавр.

Разумеется, большинство из нас знакомы с этим монстром. Но так ли хорошо Вы знаете историю его появления? А может быть его и не существовало вовсе?

Кто такой Минотавр

Внешний вид Минотавра действительно ужасен: кровожадный монстр с телом человека и головой быка.

Рацион его питания составляли люди, а не зеленая трава, как у обычных парнокопытных.

Местом жительства Минотавра являлся лабиринт, созданный для сокрытия монстра от людских глаз. Но откуда взялось столь страшное создание?

Появление Минотавра

В большинстве случаев, появление необычного существа связано с историей древних Богов. Человек с головой быка не стал исключением.

В то время царем острова Крит был Астерион. Жена его, Европа, имела 3 сыновей от предыдущего союза с Зевсом. Звали их Минос, Сапедон и Радамант.

Спустя некоторое время Астерион отошел в мир иной, но не успел завещать свой трон. Разумеется, началась борьба между братьями. Победивший должен был занять престол.

Минос, имевший преимущество в судьбоносной борьбе, призвал на помощь всех богов, обещая принести им щедрую жертву.

Однажды Посейдон послал Миносу великолепного быка, который вышел из моря. Именно его он должен был принести в жертву, выполняя свое обещания. Сомнений не оставалось: именно Минос победит, заняв трон царя Крита. А потому Сапедон и Радамант были изгнаны с острова.

Но, как оказалось, поспешно. Минос не сдержал свою клятву. Бык Посейдона показался ему слишком красивым, и самоуверенный юноша решился на обман. Он подменил подаренного быка на самого обычного, и принес его в жертву.

Однако всем известно, что богов не обманешь. Посейдон, узнав обо всем, пришел в ярость, и решил наказать обманщика.

Кара Посейдона

Жестокость наказания была в духе древнегреческих богов.

Владыка морей внушил жене Миноса – Пасифае – противоестественную, греховную любовь к быку.

Пасифая и корова, сооруженная Дедалом

Пасифая сходила с ума от непреодолимой страсти, однако способа воссоединения с желанным быком найти не могла. Помощниками ей в этом деле стали Дедал и Икар.

Они соорудили деревянный каркас в форме коровы, обтянув его настоящей шкурой.

Забравшись внутрь, Пасифая соблазнила божественного быка, а спустя положенный срок родила ребенка.

Мальчик, названный Астерием, был абсолютно необычным. С возрастом его голова превратилась в бычью, выросли рога и хвост.

Жуткий монстр, появившийся в результате порочной связи, был кровожадным: обычная еда не доставляла ему удовольствия, он нуждался в человеческой крови и мясе.

Легендарный лабиринт

К всеобщему удивлению, Минос не осудил свою жену, ведь именно он был виноват в случившемся. Но и мириться с чудовищем он не собирался.

Вновь призванные на помощь Дедал и Икар построили сложнейший Кносский лабиринт, куда в последствии был заточен человек-бык, названный Минотавром.

Зная о его кровожадности, Минос отправлял людей в лабиринт для пропитания. Как правило, это были преступники, приговоренные к смертной казни.

Но у царя Крита был и родной сын – Андрогей. Однако долгой и счастливой жизни у юноши не сложилось, он был убит афинянами.

Желая отомстить за смерть наследника, Минос требовал ежегодной платы от афинян: семь девушек и семь юношей, которые отправлялись в лабиринт на съедение Минотавру.

Смельчак по имени Тесей

Несколько раз афинские юноши и девушки бесследно пропадали в лабиринте с ужасным монстром. И только Тесей, прибывший в очередной партии, смог победить Минотавра. Но как ему это удалось?

Ариадна, единоутробная сестра человека-быка, влюбилась в Тесея. Она понимала, что если не предпримет ничего для спасения молодого красавца, он будет обречен на смерть.

Способ спасения все же нашелся. Перед тем, как Тесей отправился в лабиринт, Ариадна подарила ему клубок нитей.

Умный парень догадался привязать один конец около входа. Более того, клубок был волшебным: коснувшись земли, он покатился сам собой, а Тесей следовал за ним, как за опытным проводником.

Клубок привел его в логово Минотавра, где тот мирно спал.

Как именно победил Тесей чудовище, не знает никто. Но существует несколько версий произошедшего.

  • Первый источник утверждает, что Тесей убил Минотавра ударом кулака.
  • Другие уверены, что он воспользовался мечом своего отца, Эгея.
  • А третьи считают, что Минотавр был задушен.

Как бы там ни было, монстр был повержен. А волшебный клубок находчивой Ариадны помог Тесею и оставшимся в живых пленникам выбраться из лабиринта.

К сожалению, мифы с участием богов редко заканчиваются счастливым финалом.

Влюбленный Тесей, осознав, что не сможет жить без Ариадны, похитил ее и отправился к себе на родину.

В пути девушка утонула. Скорее всего, Посейдон поспособствовал этому, в качестве мести за убитого Минотавра.

Опечаленный Тесей впал в траур, забыв обо всем. Именно это послужило причиной других трагических событий.

После победы флаг на корабле необходимо было сменить на белый, чтобы народ Тесея видел приближающегося героя.

Однако гибель Ариадны не позволила ему этого сделать. Заметив черный флаг подплывающего корабля, который был символом плохих вестей, царь Эгей расценил это как весть о гибели сына, Тесея. Не вынеся потери, Эгей бросился в море, которое позднее было названо в его честь.

Рационалистическая версия легенды

Некоторые древние историки, занимавшиеся изучением мифов, описывали одну нестандартную, но очень интересную версию.

В их трудах Минотавр, как чудовище с головой быка, является всего лишь аллегорией. На самом деле, он был человеком по имени Тавр.

Тавр являлся учителем Миноса, когда тот был совсем маленьким.

Легенды гласят, что Тавр был крайне жестоким человеком, а потому Минос решил учредить состязание, в ходе которого его учитель будет сражаться с присланными афинскими юношами.

Афины в то время действительно находились под властью Крита, и были обязаны платить дань людьми. Одолев 9 афинян, Тавр встретился с Тесеем, который смог одержать победу.

Образ Минотавра в культуре

Древнегреческие мифы часто ложатся в основу литературных произведений, а их колоритные персонажи являются источником вдохновения для многих авторов. Минотавр не стал исключением.

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса Греция 1700 до н.э.

В литературе образ человека-быка можно найти:

  1. «Божественная комедия», Данте Алигьери
  2. «Дом Астерия», Хорхе Луис Борхес
  3. «Тезей», Мэри Рено
  4. «Лабиринт Минотавра», Роберт Шекли
  5. «Минотавр», Фридрих Дюрренматт
  6. «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре», Виктор Пелевин

Разумеется, подлинность легенды о Минотавре и Тесее не подтверждена.

К ней можно относиться и как к сказке, и как к аллегорическому рассказу, и как к поучительной истории.

Однако дворец Минотавра сохранился, хоть и в полуразрушенном виде, несмотря на почтенный возраст, равный 4 тыс. лет.

Главных героев изображали на полотнах картин, поверхностях ваз, в виде скульптур. Тесей и Ариадна, влюбленные и смелые, навсегда останутся в памяти людей, как спасители человечества от страшного чудовища с головой быка и телом человека.

Заброшенный каменный карьер на греческом острове Крит, состоящий из запутанной сети подземных туннелей, вполне может оказаться легендарным лабиринтом Минотавра, того самого чудища с головой быка и телом человека из древних мифов. Согласно легендам, Минотавру регулярно приводили на пожирание преступников. Кроме того, каждые девять лет ему отдавали на съедение семь афинских юношей и семь афинских девушек, присылаемых греками в качестве дани царю…

Летом 2009 года англо-греческая команда археологов тщательно изучила карьер, расположенный недалеко от руин города Гортина на юге острова. Ученые пришли к выводу, что эти подземные туннели имеют гораздо больше причин называться лабиринтом Минотавра, чем минойский дворец в Кноссе, расположенный примерно в 30 километрах от карьера.

Где жил Минотавр?

В течение последнего столетия – с тех пор как археологи начали изучать Кносс – миф о Минотавре прочно связывался только с Кносским дворцом. Каждый год туда приезжало около 600 тысяч туристов, которым экскурсоводы рассказывали о том, что во дворце некогда жил легендарный царь Минос. Именно по его приказу был выстроен лабиринт – убежище для Минотавра, сына его жены Пасифаи и быка.

Однако сейчас историки считают, что сеть пещер у Гортины, древнеримской столицы на Крите, имеет равные шансы с Кноссом считаться претендентом на звание Лабиринта. Во всяком случае, если принимать всерьез идею, что миф о Минотавре рассказывает о реальном месте и реальном царе.

Географ Николас Ховарт из Оксфорда, который возглавлял экспедицию, рассказал, что связь между Гортиной и Лабиринтом могла быть забыта благодаря знаменитым теориям сэра Артура Эванса, английского археолога, который занимался раскопками Кносса в период между 1900 и 1935 годами и разработал концепцию минойской цивилизации.

Борьба Тесея с Минотавром, античная керамика. Ок. 500-450 гг. до н. э.


«Люди приезжают в Кносс не только для того, чтобы посмотреть на раскопанные и восстановленные Эваном остатки древнего города, но и в поисках связи этого места с мифической Эпохой героев. Позор, что большинство посетителей Кносса никогда даже не слышали о других возможных местоположениях Лабиринта», – отметил Ховарт.

Пещерный лабиринт Гортины

Исследователи из Оксфорда работали совместно со специалистами из Греческого спелеологического общества. Они обнаружили, что здесь до них уже побывали черные археологи, которые хотели взорвать одну из пещер в надежде найти спрятанную комнату с сокровищами.

Пещеры представляют собой сеть туннелей длиной в 4 километра, которые проходят через большие пещеры и часто заканчиваются тупиковыми помещениями. В этот лабиринт приезжали любопытные путешественники со времен Средневековья. Но когда в конце XIX века археологи открыли Кносс, пещеры забросили. Во время Второй мировой войны у нацистов там находился склад боеприпасов.

По словам Николаса Ховарта, когда попадаешь в эти пещеры у Гортины, сразу ощущаешь, что это темное и опасное место, где легко заблудиться. Поэтому он скептически относится к гипотезе Эванса о том, что Кносский дворец – это тот самый Лабиринт. В устойчивости версии английского археолога, несомненно, сыграл роль и его немалый авторитет в научных кругах.

Третий Лабиринт

Кроме Кносса и Гортины есть еще и третье возможное местоположение Лабиринта – пещерный комплекс на территории материковой Греции в Скотино. По мнению Ховарта, если исходить из археологических данных, то будет очень трудно утверждать, что Лабиринт вообще когда-либо существовал. Все три вышеназванных места могут претендовать на звание Лабиринта. Но пока ответ на вопрос: был лабиринт вымыслом или реальностью – остается открытым.

Древний город Кносс, на месте которого ведутся археологические раскопки, расположен на холме в 3,1 мили юго-восточнее Гераклиона — центрального города острова Крит в Эгейском море. Он был построен в период бронзового века мастерами минойской цивилизации, названной так в честь легендарного царя Крита — Миноса. Минойская культура существовала на острове около 1500 лет: с 2600 г. до н. э. по 1100 г. до н. э. Ее расцвет пришелся на XVIII — XVI вв. до н. э. Главной достопримечательностью Кносса является Великий дворец — огромный комплекс, состоящий из комнат, залов и внутренних двориков общей площадью 205 278 квадратных футов. Кносский дворец тесно связан с греческим мифом о Тесее, Ариадне и чудовище Минотавре. Легенду о Кносском лабиринте, который построил Дедал, чтобы скрыть ужасное полуживотное-получеловека, некоторые исследователи связывают с планировкой дворцового комплекса. Отдельные археологические находки, сделанные в Кноссе и других древних городах острова Крит, отдаленно подтверждают практику принесения человеческих жертв. Они отвечают содержанию легенды о Минотавре, в которой говорится, что каждый год чудовищу из Афин привозились 14 девушек и юношей.

Месторасположение Кносса было обнаружено в 1878 г. критским торговцем и антикваром Миносом Калокэриносом, который раскопал несколько секций западного крыла дворца. Однако систематические раскопки здесь не проводились вплоть до 1900 г., когда эти земли приобрел директор оксфордского музея Ашмола сэр Артур Эванс и начал исследования, которые продолжались до 1931 г. Во время работ в Кноссе Эванс и его команда среди прочего обнаружили главный дворец, большой минойский город и несколько некрополей. Эванс провел немало реставрационных работ во дворце Миноса (впрочем, с названием, данным ему исследователем, можно не согласиться). Некоторые археологи даже считают, что сегодняшний вид дворца в большей степени результат бурного воображения Эванса, а не памятник древней минойской культуры. После Эванса расходы по проведению раскопок в Кноссе взяла на себя Британская школа археологии в Афинах и Совет по археологии министерства культуры Греции.

На вершине холма, где был расположен Кносс, люди жили давно: с эпохи неолита (7000—3000 гг. до н. э.) до римского периода. Название города Кносс происходит от слова «ko-no-so», написанного линейным письмом В — самым древним из сохранившихся видов греческого письма, которым пользов лисьна Крите и в материковой Греции в XIV —XIII вв. дон. Образцы линейного письма В были найдены в Кноссе глиняных табличках, где придворные писцы записывали порядок проведения работ и принятия административных решений, в частности, в производстве парфюмерных масел, золотых и бронзовых сосудов, колесниц и текстильных изделий, а также в сфере распределения товаров: шерсти, овец и зерна. Кроме того, Эванс нашел в Кноссе глиняные таблички, написанные более ранним и до сих пор не расшифрованным критским линейным письмом А.

Первый минойский дворец в Кноссе, построенный около 2000 г. до н. э., просуществовал до 1700 г. до н. э. и был разрушен в результате чудовищного землетрясения. Это событие завершает этап, который в археологии принято называть периодом Поздних дворцов. Новый дворец (вернее, дворцовый комплекс) был воздвигнут на руинах старого. Строительство стало предвестником золотого века минойской культуры, или периодом Новых дворцов. Великий дворец, или дворец Миноса, стал главным достижением минойской культуры и центром самого могущественного города Крита. Величественный комплекс из дерева и камня, насчитывавший, по-видимому, не менее 1400 комнат, выполнял функции административного и религиозного центра. Планировка Кносского дворца повторяет другие постройки такого типа, в те времена существовавшие на Крите, в частности в Фесте — городе, расположенном к югу от центральной части острова. Однако кносский комплекс несомненно был главным. Минойские дворцы традиционно представляли собой четыре крыла вокруг центральной прямоугольной площадки — сердца комплекса. Каждая секция Кносского дворца выполняла особые функции. В западной части находились некрополи, ряд церемониальных комнат и узкие кладовые, заставленные пифосами — кувшинами большой емкости. Искусно декорированный тронный зал также располагался в этой части комплекса. Здесь перед рядом скамеек находилось каменное сиденье, встроенное в стену, которое Артур Эванс назвал царским троном. Так возникло название помещения, которое быстро прижилось. На задворках западного крыла комплекса располагался Западный двор. Он представлял собой искусно вымощенный внешний вход во дворец. Некогда строения здесь были четырехэтажными, но до сегодняшнего дня сохранились лишь три этажа. Именно в этой части комплекса находился квартал, в котором, по-видимому, жила минойская элита, находились мастерские, некрополи и одно из наиболее впечатляющих достижений минойской архитектуры — монументальная лестница. В других частях дворца — огромные апартаменты с водой, текущей по терракотовым трубам, и, возможно, первыми образцами туалетов со сливом.

Самыми неожиданными находками в Кноссе стали фрески — роскошная живопись по штукатурке на стенах, а иногда даже на полах и потолках зданий. На фресках изображались принцы, прекрасные девушки, рыба, цветы и странные игры, в которых молодые люди прыгали через огромных быков. Поначалу настенная живопись была представлена фрагментарно, зачастую без значительной части элементов, но позднее Эвансу и художнику Питу де Йонгу удалось восстановить фрески и собрать фрагменты в единое целое. Впоследствии о тщательности проведения реконструкционных работ велось немало споров, но сегодня нет сомнений в том, что многие фрески имеют религиозное и ритуальное назначение.

В период расцвета минойской цивилизации — в 1700— 1450 гг. до н. э. в Кноссе и прилегающих поселениях, по мнению исследователей, проживало не менее 100 000 человек. За это время центры минойской цивилизации пережили два больших землетрясения, самое разрушительное из которых произошло, вероятно, в середине XVII в. до н. э. (хотя некоторые исследователи называют даты не позднее 1450 г. до н. э.). Мощнейшее извержение вулкана на острове Тира (современный Санторин) архипелага Киклады в 62 милях от Крита, по силе превышающее атомный взрыв в Хиросиме, раскололо остров Тиру на три части. В середине XV в. до н. э. из-за ослабления сети торговых путей и разрушений, которые несли за собой частые землетрясения в материковой Греции, минойская цивилизация начала приходить в упадок.

Вероятно, планировка дворца Миноса с множеством комнат и напоминала лабиринт, поэтому некоторые исследователи считают, что именно это дало толчок для создания легенды о Минотавре и Тесее. Суть мифа состоит в том, что в Афинах Тесей услышал о кровавой дани, которую требовал царь Крита Минос за то, что афиняне убили его сына. Она заключалась в том, чтобы из Афин на Крит каждый год доставлялись семь юношей и семь невинных девушек на съедение Минотавру — ужасному полубыку-получеловеку, чудовищу, запертому в спроектированном великим архитектором Дедалом лабиринте. Потрясенный, Тесей добровольно становится «частью» ежегодного пожертвования и убивает Минотавра. Но перед тем как вместе с остальными жертвами отправиться на Крит на корабле с черными парусами, Тесей дает своему отцу Эгею обещание: если ему удастся убить Минотавра, он на обратном пути сменит черные паруса на белые — это будет означать, что Тесей остался цел и невредим. Дочь царя Миноса Ариадна влюбилась в Тесея, как только он ступил на берег, и согласилась помочь ему убить Минотавра.

Ариадна дала Тесею клубок шелковых нитей, с помощью которого герой смог найти дорогу из лабиринта после того, как убил чудовище. Вдвоем они отправилась обратно в Афины, но, сделав остановку на острове Наксос, Тесей по приказу бога Диониса оставил там Ариадну. Убитый горем, он забыл об обещании, данном отцу, и не заменил черные паруса. Царь Эгей, думая, что сын погиб, бросился со скалы в море.

Кносс связывали с Тесеем и Минотавром и значительно позже, когда минойская культура прекратила существование. Подтверждают эту версию деньги, в частности серебряная монета из Кносса, датируемая 500—413 гг. до н. э. На ней с одной стороны изображен бегущий Минотавр, а с обратной — лабиринт. На другой монете встречаем голову Ариадны на фоне лабиринта. Особенно популярны изображения Минотавра и лабиринта были в римский период. Кносский лабиринт запечатлен на многих мозаичных рисунках того времени. Несомненно, наиболее впечатляющим из них является рисунок V в., найденный на римской вилле недалеко от современного Зальцбурга (на западе Австрии). Впрочем, некоторые исследователи считают, что легенда о Минотавре не имеет отношения к архитектуре Кносского дворца. Они обращают внимание на различия лабиринта, состоящего из одного прохода от центра, и лабиринта со множеством ходов. Вероятно, речь идет о лабиринте с одним проходом, который является символом таинств жизни и смерти. Эта версия связана с религиозным ритуалом, в котором Минотавр, ожидающий в центре лабиринта, олицетворяет собой некую тайну, хранящуюся в сердце каждого из нас.

История об афинских юношах и девушках, которых отправляли в Кносс, чтобы принести в жертву Минотавру, всегда считалась просто мифом. Однако археологические находки отчасти подтверждают эту жуткую легенду. В 1979 г. в фундаменте северного крыла Кносского дворцового комплекса были обнаружены 337 человеческих костей. Установлено, что это кости по крайней мере четырех человек, причем детей. При Дальнейшем изучении были выявлены ужасающие подробности: на 79 из них остались отметины, сделанные острым клинком. Специалист по костям Льюис Бинфорд утверждает, что следы оставлены при отделении плоти. Руководствуясь предположением, согласно которому снятие мяса с костей было частью похоронной церемонии (отделялась не вся плоть, а только крупные куски), профессор классической археологии бристольского университета Питер Уоррен, который участвовал в раскопках, пришел к заключению, что дети, по-видимому, были принесены в жертву и даже съедены.

Всего в 4,3 мили к югу от Кносса в состоящем из четырех залов святилище Анемоспилия (первые раскопки здесь были проведены Дж. Сакелларикасом в 1979 г.) была обнаружена еще одна находка, свидетельствующая о принесении человеческих жертв. При осмотре западного зала дворца археологи нашли три скелета. Первый принадлежал 18-летнему юноше, лежащему на правом боку на алтаре в центре комнаты со связанными ногами и бронзовым кинжалом в груди. Возле алтаря когда-то находилась колонна, вокруг основания которой располагался сток, по-видимому, предназначенный для того, чтобы в него стекала кровь жертвы. Исследование костей погибшего молодого человека показало, что он умер от потери крови. В юго-западном углу комнаты были найдены останки 28-летней женщины, распластавшейся на полу, а возле алтаря — скелет длиной 5 футов 9 дюймов, принадлежащий мужчине в возрасте до 40 лет. Руки этого человека были подняты так, словно он пытался защититься, а ноги сломаны упавшей каменной кладкой. В здании был найден еще один скелет, поврежденный настолько, что идентифицировать его не представляется возможным. Храм был уничтожен огнем около 1600 г. до н. э., возникшим, вероятно, в результате землетрясения. Очевидно, эти трое человек погибли под обломками крыши и каменной кладки наружных стен, а юноша к тому моменту скорее всего был мертв.

Археологические данные подтверждают, что человеческие жертвы не были широко распространенным явлением на территории минойского Крита. Приведенные примеры были скорее исключениями и объяснялись отчаянными попытками ублажить богов в тяжелые времена, вероятно во время сейсмической активности. А тот факт, что и в северном крыле в Кноссе, и в храме Анемоспилия в жертву приносились дети, юноши и девушки, вновь напоминает о семерых парнях и семи девушках, которых из Афин якобы везли в жертву Минотавру. Возможно, легенда о Кносском лабиринте возникла в связи с тем, что пришлось прибегнуть к практике человеческих жертвоприношений в периоды нестабильности, когда под угрозой оказывалась безопасность целой общины.

Происхождение Дедала – вопрос довольно запутанный; ответы на него содержались в мифах сравнительно поздних и особой цельностью не отличались. Отцом ремесленника был Метион (Metion), Эвпалам (Eupalamus) или Паламаон (Palamaon), матерью – Алклиппа (Alcippe), Ифиноя (Iphinoe) или Фразимеда (Phrasimede). Детей у Дедала было двое – Икар (Icarus) и Япиг (Iapyx); известен также племянник ремесленника – либо Тал (Talus), либо Пердика (Perdix). В афинских сказания считавшийся обычно критянином, Дедал становится уроженцем Афин, внуком короля Эрехтея (Erechtheus), бежавшего на Крит после убийства своего племянника Талоса (Talos).

Впервые упомянут Дедал был Гомером (Homer), как создателей огромной танцевальной площадки для Ариадны (Ariadne). Прославился, впрочем, Дедал другой постройкой – также воздвигнутой на Крите; созданный им Лабиринт стал приютом для жуткого получеловека-полубыка Минотавра. В классической истории Лабиринта повествуется об афинском герое Тезее (Theseus), сражающем жуткого монстра и находящем выход из переплетений подземелья с помощью нити Ариадны. Несмотря на то, что роль Дедал в этой истории сыграл практически несущественную, он явно не является изобретением Гомера и выступает скорее всего в качестве своеобразной отсылки на историю, которую люди той эпохи должны хорошо знать. Следует отметить, что само имя ремесленника выступает в качестве отсылки на произведения искусства; в языке Гомера словом "дайдала" обозначалось все, к созданию чего прикладывалась рука истинного гения ремесла. Чаще всего этот термин употребляется по отношению к доспехам, однако и обычные предметы быта вполне могли именоваться таким образом.

Интересно, что путаница внутреннего устройства Лабиринта появилась в мифах уже после Гомера; изначально предполагалось, что Лабиринт представлял собой огромный танцевальный зал, построенный для Ариадны. В следующих мифах облик постройки разительно изменился – авторы описывали запутанные переходы, сливающиеся в безвыходную паутину. По Овидию (Ovid), лабиринт оказался настолько сложным, что даже сам Дедал с большим трудом сумел найти из него выход. История о том, как творение Дедала впоследствии было использовано для жуткого чудовища, в какой-то степени симметрична мифу о Дедале и Икаре – в обоих случаях ремесленник создавал нечто, что впоследствии использовалось образом, совершенно неожиданным и скорее негативным.

История о Дедале и Икаре не только более известна – в ней ремесленнику довелось сыграть куда более важную роль. В сравнительно поздней версии мифа, описанной все тем же Овидием, Дедал предстает запертым в башне. После создания Лабиринта ремесленник был едва ли не единственным, кому были подвластны тайны его путей – и выпустить эти тайны в свет правитель Крита не хотел. Покинуть остров по воде Дедал не мог бы в любом случае – корабли, отплывавшие с Крита, обыскивались самым строгим образом. Дорогой к свободе для ремесленника и его сына должен был стать воздух. Собрав воедино большое количество перьев разного размера, Дедал смастерил для себя и Икара крылья; скреплены отдельные элементы крыльев были воском. Закончив работу, Дедал убедился в том, что крылья его действуют должным образом, после чего обучил пользоваться ими и Икара. Перед самым отправлением ремесленник наказал сыну не взлетать слишком уж высоко и не опускаться слишком низко; на большой высоте воск растаял бы от жара солнца, а на малой перья промокли бы от морской пены.Часть дистанции отцу и сыну удалось преодолеть успешно, однако позже мальчик забылся – и взлетел к солнцу. Прогноз отца оправдался; воск растаял, Икар рухнул в море, где и утонул. Опечаленный отец горько переживал из-за того, к чему привело его собственное искусство; место близ той части океана, где погиб Икар, было позже названо в его честь. Миф этот интерпретировался в разное время по разному. Так, во время романтизма Дедала рассматривали, как символ творца-классика, умелого и опытного ремесленника, отличного знающего свое дело и не отходящего от общепринятых принципов; его сын, в свою очередь, представал в виде романтика, бунтующего против формальных принципов эстетики и общественных соглашений – и дорого за это платящего.

Через некоторое время Дедала посетила сама богиня Афина (Athena), даровавшая ему новые крылья и научившая его летать подобно богу. В дальнейшем Дедал отправился на запад, в Сицилию, земли короля Кокала Камикского; здесь ремесленник воздвиг храм Аполлону (Apollo), в котором и повесил – в качестве дара богу – свои крылья. В "Энеиде" (Aeneid) Вергилия (Virgil) храм свой Дедал воздвигает в Кумах (Cumae); позже Энею (Aeneas) приходится на своем пути узреть золотые двери храма.

Минос, меж тем, не прекращает своих поисков; странствуя от города к городу, он предлагает всем сложную загадку-задачу – спиральную раковину, сквозь которую нужно пропустить нить. Кокал тайно предлагает эту загадку Дедалу; тот привязывает нить к муравью и с помощью капельки меда заставляет насекомое пройти сквозь ракушку. Минос понимает, что решить эту задачу мог только Дедал и требует его выдачи; Кокал убеждает Миноса предварительно принять ванну – где правителя Крита и убивают дочери Кокала. В другой версии мифа расправиться с бывшим начальником выдается возможность самому Дедалу – ремесленник убивает Миноса кипятком.

Гордый своими талантами, Дедал весьма болезненно воспринимал саму возможность наличия у него достойных соперников. Одним таким соперником становится его же племянник. Стараниями сестры Дедала, юный Пердика постиг тайны механики; помимо прочего, ему удалось изобрести пилу и компас. Уязвленный талантами конкурента, Дедал подстроил гибель Пердики; умершего после падения с Акрополя (Acropolis) механика Афина превратила в куропатку – а убийце его оставила шрам в виде куропатки на правом плече. После этого отношения Дедала с богиней явно испортились.