Курсовая работа: Формирование центров художественных ремесел Южного Урала. Народные промыслы

Когда говорят <<народные промыслы>>, сразу представляется русская изба. Вечер, летняя страда окончена, и хозяева занимаются лёгкими, на крестьянский взгляд, делами – плетут кружева, расписывают прялки, лепят свистульки, разрисовывают деревянные ложки…

Фото 2 . Историческая ограда калинского литья. Москва.

Фото 1. Изделия с элементами каслинского литья

Но уральские народные промыслы – это не то, что можно делать зимними вечерами в избе. Литьё из чугуна! Основой жизни на Урале был Завод – и народные промыслы расцветали при заводах. Например, знаменитое каслинское литьё. Сначала из чугуна лили пушки, потом научились делать красивые ажурные решётки для домов, мостов, каминов (чугунный камин весил 36 пудов) (фото 1), (фото 2). Их отправляли в Москву на продажу, а в 1830 – 40-х годах вошли в моду чугунные ажурные браслеты невероятной красоты и тонкости.

Фото 6.Подсвечник. Каслинский завод. 1997 год

Фото 7. Каслинское литье -художественные изделияВ конце ХIХ века Каслинский чугунный завод делал

В конце ХIХ века Каслинский чугунный завод делал вазы, пепельницы, чернильницы, статуэтки… (фото 3, 4, 5, 6, 7)

А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже ажурный чугунный павильон из неизвестного в Европе города Касли получил высшую награду, вызвав всеобщий восторг (фото 8).

Фото 9. Поднос. Нижний Тагил, 1850-1860-е гг. Железо, ковка

Фото 10. Поднос Свадьба Петра 1.1874 год

Ещё один шедевр уральского ремесла – нижнетагильский лаковый поднос . (фото 9, 10,).

Тагильский поднос известен с 1747 г. Получил признание благодаря лаковой живописи по металлу. С середины XIX века подносы стали коваться из одного листа с просечными ручками. Расписывались фруктами, растительными и цветочными узорами, особенно сказочным цветком — «тагильской розой» на фоне, имитировавшем малахит или дерево.

Уникальная техника лаковой росписи была придумана отнюдь не под Москвой, а на уральских заводах купцов Демидовых, в Нижнем Тагиле. Крепостной Худояров изобрел «хрустальный» лак, который «на железе, меди и дереве ни мало не трескается». Особая техника росписи развивалась в Тагиле с конца XVIII века, затем ее освоили и в других мастерских - очень уж всем нравились эти нарядные подносы с красивыми букетами цветов!

Чем же нижнетагильский поднос отличался от других, например, жостовских?

Во-первых, росписью. В Жостове и других местах каждую краску клали отдельно. А тагильский мастер набирал на кисть сразу несколько красок – и одним мазком рисовал лепесток разных оттенков.

Фото 11. Поднос

Во-вторых, удивительным хрустальным лаком, который изобрёл нижнетагильский крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров. Совершенно прозрачный, он не процарапывался ножом, не коробился в огне, не травился кислотой; на покрытые этим лаком изделия можно было ставить горячий самовар и проливать кипяток… Рецепт этого лака мастерами хранился в тайне. Сейчас в Нижнем Тагиле тоже делают подносы, но лак на них похуже качеством – секрет хрустального лака утерян (фото 11).

Фото 12. Отличие клинков с Урала — Металл самого высокого качества

Фото 13. И. Бушуев. Сабля. 1824 год. Златоуст.

И ещё одну вещь делали на Урале так, как нигде в мире: узорчатые клинки (фото 12). Вообще-то орнаменты гравировали на холодном оружии давно и в разных местностях Европы и Азии, но не на Урале XVII – XVIII веков – там отливали чугунные пушки и не мечтали о драгоценных клинках. Но в 1815 году, после победы над Наполеоном, к русскому офицерству стали относиться не так, как до войны. И в столице решили: должны быть у нас собственные украшенные клинки. Сначала выписали мастеров из Германии, потом и сами придумали новый способ гравировки клинка. Немецкие мастера покрывали всю поверхность клинка киноварью и на ней процарапывали рисунок. После того как изделие протравили кислотой, поверхность клинка оставалась блестящей, а рисунок – матовым. Златоустовцы поступали по-другому: наносили киноварью рисунок, а вытравляли весь клинок. Рисовать киноварью было легче, чем процарапывать, рисунки можно делать более сложные и красивые. И появились на златоустовских саблях многофигурные картины, сцены сражений – древних и современных (фото 13).

Например, на сабле «Бородинское сражение» красовались развёрнутая панорама баталии и фрагмент конного сражения, а на украшениях были перекрещенные сабли, копья, ножи, лавровые венки, барабаны, кивера…

Фото 14. Ножи охотничьи г. Златоуст

Фото 15. Клинок с крылатым конем

На охотничьих ножах изображали сцены охоты на медведя и кабана (фото 14). Такого не делали нигде в мире. Время сохранило для нас имена многих оружейников, самым прославленным из которых был Иван Николаевич Бушуев по прозвищу Иванко-Крылатко – за то, что любил рисовать на клинках крылатых коней (фото 15). Так и озаглавлен бажовский сказ о нём.

Фото 16. Рыцарские Доспехи. Шлем

Последняя работа Бушуева – доспехи, для Александра II. (фото 16, 17).

Однако Александр ни разу их не надевал,

Дело в том, что мастера работали над доспехами 4 года, за это время наследник престола вырос, и вооружения ему оказались малы. Эта работа уникальна тем, что нигде в мире рыцарские доспехи, предназначенные для боя, не украшались.

Доспехи украшены гравюрами, воронением и золотом и серебром: на нагруднике изображение Медузы Горгоны, а на шлеме мастера разместили изображение Сфинкса.

За работу Николай Первый щедро наградил златоустовских мастеров. «Николай Первый отблагодарил мастеров по- императорски. Он подарил им на всех 3 тысячи рублей, большие деньги по тем временам. При этом стоимость самих доспехов тогда мастера оценили в 1643 рубля.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Промыслы Урала. Выполнила: Радченко Оксана Николаевна Воспитатель 2017

На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера.

БУРАЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ. Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнетагильском краеведческом музее можно увидеть самое большое собрание бураков.

СУНДУЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

ПРОИЗВОДСТВО САМОВАРОВ. Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.

ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно интересное ремесло - лаковая роспись по металлу. В наши дни наиболее крупное предприятие этого направления - предприятие «Метальная лавка» в Нижнем Тагиле, где работают отличные мастера и художники. .

РЕЗЬБА ПО КАМНЮ Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.

ПРОИЗВОДСТВО ФАРФОРА. Одним из направлений работы уральских мастеровых был и керамический промысел. Еще в первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги Невьянского района выпускали керамическую посуду. А в наши дни мастера-керамисты Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для храмов и монастырей Екатеринбургской ЕПАРХИИ.

КОЛОКОЛЬНОЕ ЛИТЬЕ В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское предприятие «Пятков и К», ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов.

Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью, каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.

Спасибо за внимание.


На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени.

Бурачный промысел

Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.

Льняное производство

Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области. Музеи Алапаевска позволяют ознакомиться с древней техникой обработки льна, которая насчитывает сотни лет.

Сундучный промысел

Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский - здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

Производство самоваров

Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара - 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

Уральская роспись

Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.

Художественное литье

Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.

Иконопись

Невьянская иконописная школа относительно молодая, но достаточно известная. Она была основана XVIII веке старообрядцами, бежавшими от церковной реформы, и отразила особенности аутентичной культуры Урала и традиции иконописи Древней Руси. Образцы невьянских икон можно увидеть в Невьянском доме иконы и Свердловском областном краеведческом музее.

Лаковая роспись по металлу

Родина этого промысла - Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.

Резьба по камню

Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

Древние ремесленные традиции также положили начало ряду современных промышленных производств:

Производство фарфора

Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.

Колокольное производство

Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.

На первом окружном уральском фестивале "Народные промыслы" в Екатеринбурге все регионы УрФО представили изделия местных мастеров. От их разнообразия глаза разбегались. Прямо как у Гоголя: "Чего только нет на той ярмарке!" Но как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий мастер заработает себе на хлеб с маслом. Почему, попытался выяснить корреспондент "РГ".

Ярмарка без покупателей

Согласно федеральному закону народный промысел - это деятельность творческая, локализованная географически в так называемых местах традиционного бытования. Экономисты и историки указывают еще одну, возможно, ключевую характеристику - это "источник добывания средств существования". А с этим как раз непросто. Так, если зрителей на фестивале было много, то покупателей - единицы.

Восхищаются, но не покупают, - сетует кружевница Елена Епифанова. - В понимании публики наши изделия - это недорогая и малогабаритная "сувенирка". Но, например, вот эта накидка - полтора месяца моей работы, и получить за нее хотелось бы соответственно.

Продукция народных промыслов зачастую неконкурентоспособна, поскольку малая эффективность господдержки и высокая доля ручного труда делают эти изделия слишком дорогими, - считает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. - И мы просто обязаны помочь мастерам наладить продвижение их продукции в современном формате.

Проведение фестиваля - один из пунктов стратегии развития народных промыслов России, разработанной Минпромторгом РФ. По замыслу авторов, ремесла выйдут на новый уровень развития, если открыть для них рынки сбыта за счет организации подобных масштабных мероприятий.

В этот раз в Екатеринбурге мастера продемонстрировали удивительные вещи - меховую мозаику, одежду из крапивы, кукол из утиных клювов... Наиболее эффектно "выступили" ямальцы, поставившие чум в выставочном зале. Внутри восьмилетняя рукодельница Лиза показывает, как плетут бисер и режут кость. Занимается этим сызмальства по примеру родителей, которые работают в окружном Доме ремесел - "эпицентре" развития традиционных народных промыслов на Ямале.

Регионы бытования

Коллегам из других уральских регионов остается только позавидовать ямальцам, где региональная система поддержки промыслов действительно развита. В округе регулярно проводятся фестивали-выставки - до 50 мероприятий организует только салехардский Дом ремесел, а в автономии таких три, и в каждом есть мастерские, галерея и салон для продажи изделий. Из наиболее выдающихся образцов формируется художественный фонд Ямала, насчитывавший на начало года 1944 предмета. Всего в прошлом году на адресную подпрограмму сохранения промыслов окружной бюджет выделил 439 миллионов рублей. Производителям, помимо налоговых льгот, маркетинговых и методических услуг, предоставляются гранты. Например, в этом году по 200 тысяч рублей получили четыре ремесленника, по 700 тысяч - пять промысловых предприятий, а определенный по конкурсу "мастер года" поощрен 80 тысячами.

К сожалению, в Свердловской области масштаб иной: звание мастера и хранителя ремесел оценивается более скромно - 50 тысячами рублей премируют четыре-пять человек в год. Профильной госпрограммы не существует, она только разрабатывается. Хотя разговоры о необходимости ее принятия ведутся уже много лет.

По данным областного экспертного совета, на Среднем Урале в 11 местах бытования народных промыслов работают 300 мастеров и около 50 мелких организаций. В региональном минпромнауки подсчитали, что в 2016 году они произвели продукции на 77,8 миллиона рублей - на пять процентов меньше, чем годом ранее.

За десять лет в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда…

10 лет назад на Среднем Урале было более 60 таких предприятий. За это время вместе с фабриками в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда, камнерезные и ювелирные изделия, изготовленные в поселке Малышева… Список можно продолжить.

Поддержать падающего

На Среднем Урале осталось всего два промышленных производства изделий народных промыслов. Первое - фарфоровый завод в Сысерти. Два года назад область приняла на баланс половину акций предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии, погасила долги по зарплате и, как заявляют чиновники, возможно, даже выступит инвестором. На днях депутаты Заксобрания региона предложили продать завод, содержать который довольно накладно для бюджета. Однако для оздоровления и "предпродажной подготовки" этого актива, по данным областного мингосимущества, требуется 152 миллиона рублей. Для сравнения: по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, в 2017 году госфинансирование всей сферы народных промыслов составит 450 миллионов рублей.

Второе предприятие - керамический завод в Таволгах - в лучшем положении. Однако, как признается его директор Александр Назаров, без федерального субсидирования примерно двух третей стоимости электроэнергии производство глиняной посуды закрылось бы. Объем выпуска - 200-300 тысяч рублей в месяц. В структуре цены глазурованного горшка электричество составляет половину, еще 40 процентов - зарплата, оставшиеся десять процентов - сырье и материалы. Глины на Урале хватает, со сбытом тоже проблем нет: четверть продукции реализуют в собственном магазине в Екатеринбурге, 40 процентов продают оптом, остальное раскупают туристы, которых на предприятии принимают до 20 тысяч ежегодно.

Не вижу я никакой региональной поддержки, - говорит Назаров. - Скажем, туризм - большое для нас подспорье, но как туристам добираться по нашим кочкам?

Таволги в стороне от больших дорог. По словам керамиста, он не раз просил областных чиновников выделить деньги и построить десять километров асфальта - выход на Алапаевский тракт. Это как минимум повысило бы туристическую привлекательность объекта.

Потерявши плачем

Турпоток избавляет от главной для большинства народных промыслов "головной боли" - заботы о рынке сбыта. Увы, маркетингу ремесленники не обучены. Вкупе с другими проблемами - нехваткой финансов, высоким износом оборудования, сокращением сырьевой базы - это, по мнению председателя правления ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадия Дрожжина, ведет к тому, что ремесла вот-вот достигнут точки невозврата.

Нужно развивать индустрию сбыта, - уверен Дрожжин. - У нас единицы специализированных салонов на всю Россию. Например, в Нижнем Новгороде не магазин - жемчужинка! 700 квадратных метров, которые посещали все известные люди, от Ельцина до Тэтчер. Почему бы не выделить такие же помещения в каждом миллионнике? Регионы должны заботиться о промыслах, ведь это прежде всего духовность, а не экономика.

На недавнем круглом столе в Екатеринбурге предложили устраивать презентации изделий ремесленников на совещаниях, где собираются руководители - более платежеспособная категория, чем обычные посетители ярмарок (кстати, Минпромторг РФ предлагает разрешить чиновникам получать подарки дороже трех тысяч рублей при условии, что это изделия народных промыслов).

Другое предложение - "скрестить" традицию и современный дизайн. К примеру, использовать элементы чугунного литья и мотивы традиционной домовой росписи в интерьерах гостиниц. Тем более что у гостей региона есть спрос на аутентичность. Например, туристы из Китая несколько лет назад прислали заявку: "Хотим жить в центре Екатеринбурга, но в традиционных русских избах". Сейчас, увы, даже сувениры с местным колоритом непросто найти, за исключением бажовских ящерок да шкатулок (к слову, из заирского, а не уральского малахита).

Необходима поддержка организации ярмарок, фестивалей, - считает исследователь народных промыслов Урала Ольга Крутеева. - И информирование. Взять хотя бы тагильский поднос: до тагильчан такого никто не делал, всем известные жостовские появились позже. Наша уральская уникальность - в соединении традиции с промышленностью, этот промысел и возник как дополнение к производству. Но даже местные школьники о гжели слышали, а об урало-сибирской росписи - ничего.

прямая речь

Денис Мантуров, министр промышленности РФ:

За рубежом наше традиционное искусство всегда ценилось и до сих пор скупается за баснословные деньги, в то время как мы, поклоняясь разрекламированным брендам, забываем о своих национальных шедеврах. Долгое время россияне покупали изделия народного творчества в лучшем случае как подарок или туристический сувенир. Сейчас ситуация меняется, возрождается интерес россиян к народным художественным промыслам. Пришло понимание, что это не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие нашей страны, ее индивидуальность. Они, без преувеличения, основа отечественной культуры. Именно поэтому сохранение и поддержка промыслов - важнейшая государственная задача.

История культуры Урала неразрывно связана с освоением русским народом уральских и сибирских земель. C XVI в. на колонизируемых территориях строятся города. В XVIII в. продолжается заселение и освоение края: Средний Урал становится горнозаводским центром страны. Здесь возникает уникальная горнозаводская культура, отличающаяся от культуры остальной крестьянской России, получившая наиболее полное воплощение в уральских художественных промыслах, соединивших традиции народного искусства и новые формы промышленного способа организации производства.

Каслинское литьё, златоустовская гравюра на стали, нижнетагильская роспись по металлу, камнерезное и ювелирное искусство – можно сказать, что их значение стоит в одном ряду со значением края как исторически сложившегося металлургического центра. Они были порождены и стали выражением горноуральского способа жизни, где крестьянские традиции во многом определяли труд рабочих и мастеровых, где творчество кустарей-одиночек соседствовало с промышленным производством, где главным материалом были железо и камень, где связь с духом традиций не отвергала, а предполагала постоянный широкий поиск, где создавались произведения, украшавшие столичные дворцы и крестьянские избы, купеческие особняки и рабочий быт.

Произведения уральского промышленного искусства при всём разнообразии характера и форм бытования промыслов отличает тесная связь с бытом, с практическими потребностями самой жизни

Особенности уральских народных промыслов определялись значительностью роли творческой индивидуальности, важностью, которую приобретал поиск собственных выразительных средств и художественной новизны. Феномен Мастера уходит корнями в народную культуру к мастеровому, отвечающему за свой труд, несущему ответственность за себя и за своих близких. Его труд мало механизирован, он скорее ручной, чем машинный, хранит тепло человеческих рук.

Чугунное литьё на Урале было связано прежде всего с хозяйственными нуждами: необходимость печных дверок, котлов, жаровен, форм для выпечки пряников и булок приводит к тому, что предметы домашнего обихода изготовляют на многих уральских заводах в XVIII – XIX вв. В то время уральские чугунные изделия пользовались большой популярностью: их использовали для украшения архитектурных сооружений и в интерьерах особняков. Особую славу приобрели узорчатые чугунные решётки, до сих пор сохранившие очарование кружевной вязи. А в первой трети XIX в. наблюдается новый мощный подъём в русской архитектуре, создаются грандиозные ансамбли, архитекторы широко используют скульптуру и чугунное

литьё. В 1830 – 1840 гг. фигурное чугунное литьё появляется на Каслинском заводе. В Каслях отливались и решётки, и садовая мебель, и камины, и камерная скульптура. Они были различны по форме, но всегда поражали мастерством исполнения.

Златоустовская гравюра на стали. В оружейной палате Московского Кремля и в коллекциях уральских музеев представлены уникальные экспонаты – украшенное гравировкой оружие. В начале XIX в. на Урале появился специальный центр по изготовлению холодного украшенного оружия в г. Златоусте. Наибольшим спросом оно пользовалось в то время, когда русская армия вела боевые действия, или во времена юбилеев славных побед русского оружия, когда возникала необходимость награждать отличившихся офицеров и генералов. Уральские художники создают неповторимый стиль Златоустовской гравюры на стали в 20 – 30-е гг. XIX в. Они вводят в гравировку не только орнаментальные мотивы, но и сюжетные сцены.

Нижнетагильская роспись по металлу. Уже с середины XVIII в. на ряде уральских заводов помимо предметов быта, необходимой в хозяйстве посуды начинают изготовлять «лаковые блюда и подносы». Подносный нижне-тагильский промысел возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Подносы, изготовленные мастерами Нижнего Тагила, имеют такую же художественную ценность, как, к примеру, широко известные жостовские. Подносы украшались «декоративной цветочной росписью», значительное место занимали «декоративные разделки» - роспись «под малахит», «под черепашку», «под дерево». Живописные изображения обрамлялись красной и чёрной полосой с орнаментальным пояском, а также богатым золочёным узором. Тагильская династия художников Худояровых прославилась уникальными подносами, лак на которых не трескался даже от раскалённых чугунков. Этот прозрачный, сверкающий и крепкий лак получил за свои свойства название «хрустальный» – говорят, что даже царская водка его не брала. Рецепт изготовления «хрустального» лака мастера Худояровы держали в строжайшем секрете. Теперь он безвозвратно утрачен.

Камнерезные изделия уральских мастеров. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания. Поделочный камень использовался для изготовления украшений: бусы из хрусталя, аметиста, малахита, селенита, яшмы. Уникальные изделия из уральских камней, мрамора и малахита, выполненные в XVIII – XIX вв., украшают многие музеи и дворцы Европы и нашей страны. В коллекциях Государственного Эрмитажа хранятся вазы, торшеры, подсвечники, изготовленные на Екатеринбургской гранильной фабрике.

Урал обладает лучшими и богатейшими в мире месторождениями малахита. Этот зеленый минерал с неповторимым узором считается «русским» камнем, потому что именно уральский малахит превосходит остальные по своему великолепию: «на поверхности, как бархат, а в изломе, как атлас». С Урала же пошла и общепринятая во всем мире техника обработки камня, называемая «русская мозаика». Любили презентовать малахитовые изделия и русские цари.

Так, Александр I подарил Наполеону стол, вазу и канделябр, изготовленные из малахита.

Малахит нарезают на тонкие плитки и пользуются им как облицовочным материалом: оклеивают приготовленную форму круглую, если это ваза, или плоскую (столешница).

В течение почти всего 18 века крупные заказы выполнялись из более мягкого, чем яшма или агат, мрамора. В частности, уральцы сделали из него мраморные детали — ступени, плиты, поручни, колонны — для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села. Из твердых пород (мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя) производили в 18 веке только мелкие предметы — печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков и т.п.

Процесс обработки камня был трудоемким и многоступенчатым, изготовление изделий требовало осторожности и особой тщательности. Например, собираясь делать чашу из 1000-пудового монолита розового орлеца (родонита), екатеринбургские специалисты писали заказчику: «Камень этот, имеющий черноватые прослойки, не может обрабатываться отсечкою, хотя ускоряющей работу, но могущей раздробить камень по прослойкам, поэтому чаша, по получении заказа, может быть изготовлена не ранее четырех лет». В действительности же на изготовление этой вазы ушло не четыре, а десять лет упорного труда.

Ювелирное производство является одним из самых значимых уральских промыслов. Зарождение его началось с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века, а собственно ювелирные изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских, находящихся при всех ювелирных магазинах Екатеринбурга. Особо расцвело ювелирное дело после реформы 1861 года, быстро превратившись в один из самых доходных уральских промыслов.

Характерные формы башкирского народного декоративно-прикладного искусства - резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка. C особенной тщательностью отделывались бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, шкатулки, футляры для курая, посохи, подставки для сундуков и постельных принадлежностей, кухонные шкафчики, иногда орудия прядения и ткачества. Употреблялись в быту башкир и берестяные изделия: посуда для хранения меда и масла, различного рода короба и корзины, колыбели, некоторые инструменты ткачества и пчеловодства. Детские колыбели, туески, корзины для ягод орнаментировались несложной резьбой, шитьем или аппликацией.

Ювелирное искусство башкир Башкирский войлочный ковер

Задание для самостоятельной работы.

1. Составить таблицу «Народно – художественные промыслы Урала» (вид, материал, особенности промысла, центры).

2.Подробно рассказать о любом из промыслов.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область