Ли герои 7. Might & Magic: Heroes VII — совет семерых

вышла откровенно неудачной игрой , поэтому седьмая часть должна была либо вытащить серию из забвения, либо похоронить ее окончательно. Пока все свидетельствует о том, что триумфального возвращения не будет. Тем не менее, не все так плохо.

В империи людей настали не лучшие времена. Трон опустел, а претендентов на него слишком много. Один из сильнейших кандидатов, герцог Иван, стоит перед выбором: попытаться сохранить династию или самому стать во главе огромного государства? Для принятия максимально взвешенного решения герцог созвал шесть доверенных советников из всех существующих фракций.

Собственно говоря, с этого момента и начинается довольно нестандартная кампания Might & Magic Heroes 7. Практически все миссии в ней - это рассказанные советниками сюжеты из истории их народов. Лишь две из них будут происходить от лица герцога Ивана. К примеру, ангел Эльрата расскажет о героическом приключении молодого рыцаря из герцогства Волка, упоминания о котором почему-то затерялись. Волшебница, в свою очередь, вспомнит о древней истории любви и о временах, когда орки восстали и устроили кровопролитную войну, уничтожая всех, кто стоял у них на пути. Советников, как и фракций за которые можно сыграть, шесть. Это Лесной союз, Академия, Некрополис, Племена орков, Альянс Света и Лига Теней. У каждой найдется свой рассказ, на основе которого придется принять решение о дальнейшей участи империи.

Впрочем, это все лишь выглядит интригующе. Истории оказались очень простыми и полными клише. Небольшие сценки между миссиями банальны, а диалоги скудны и патетичны. Даже сцены предательства не удивляют.

Перед тем, как перейти к игровым механикам, стоит немного успокоить тех, кто уже успел разочароваться. Might & Magic Heroes 7 все же лучше своей предшественницы. Не в последнюю очередь благодаря некоторым новинкам и возврату механизмов из предыдущих частей. Так, на поле боя теперь появился модификатор атаки в зависимости от угла нападения на ваших солдат. Теперь играет роль фланговые обходы и удары в тыл. Если атаковать в спину, то урон может усилиться до полутора раз, а это уже весомое прибавление. Впрочем, есть и обратная сторона медали: фронтальные удары против большинства существ теперь совершенно неэффективны, поэтому приходится разрушать строй и уменьшать количество защитников ваших стрелков.

Составы армий тоже обновились. Лига Теней получила троглодитов и странных магических големов под названием «Неприкаянные». Частью войска магов стали огнедышащие кабиры и огромные магические орлы. Интересны и ламассу у Некрополиса - не живые и не мертвые сфинксы. В целом, бестиарий игры обновился где-то на четверть, но Ubisoft обещает добавлять новых существ в дополнениях.

Делятся ваши воины на три типа: основные, элитные и легендарные. Разница между ними весьма ощутима. Основные - это обычное мясо, которое способно давить количеством и никак иначе. Элитные в основном дополняют и развивают успех своей основы. А легендарные существа носят свое имя не зря: здоровья у них несколько раз больше, чем у элиты. Они способны изменить исход любого боя, но стоят ужасающе дорого. Тратить на них придется не только золото, но и редкие ресурсы.

Выглядят армии вполне неплохо. Проблемы есть лишь с анимацией существ: некоторые из них выглядят как деревянные болванки.

Появилась система территориального контроля. Город теперь не просто служит единственным спокойным местом на карте, но и распространяет вокруг свое влияние. Если назначить в любую вашу цитадель наместника, то на все подконтрольные земли распространятся определенные бонусы, которые игрок выберет в процессе развития героев. Например, боевой дух всех персонажей будет увеличен в каждом бою или банально будет ускорен рост их опыта.

Городское планирование сильно не изменилось. Сами города представляют собой рисунок с небольшим количеством активных элементов. Такое скорее подходит для какой-нибудь браузерной игры, а не для крупного проекта.

Развитие героев осуществляется при помощи специального диска умений, в каждом из сегментов которого находится три уровня. Прокачивая какую-то ветку, можно открыть способности посильнее. У каждого героя есть специализация, поэтому у некоторых веток будет доступно лишь два уровня развития. Так, из воина больше не получится развить всесильного мага. Впрочем, как и из мага не сделать воина, представляющего серьезную угрозу.

И все это было бы, даже неплохо, будь игра хоть немного стабильнее. Через ошибки приходится буквально продираться. Игра может вылететь сразу после какого-то важного боя. А учитывая, что в некоторых из них нельзя использовать автоматический результат, это ужасно раздражает. Хорошо хоть автосохранение срабатывает каждый ход. Кроме того, игра нередко вылетает при попытке запуска миссии. Что побудило Ubisoft выпустить ее такой сырой - большой вопрос. Игроки в Steam жалуются на огромное количество багов, вплоть до невозможности запуска. В Uplay Might & Magic Heroes 7 ведет себя стабильнее.

Сложно сделать продолжение культовой серии, ведь и ожидания игроков от разработчика завышенные. Если ориентироваться на мнение сообщества, то новая Heroes вообще должна быть сказочная и реалистичная; простая и очень-очень сложная; вариативная и линейная; да еще чтобы боевая система была гексальная, но с клетками. Разрозненные вкусы аудитории после выхода сплотились в единой, куда более скромной просьбе: пусть игра хотя бы работает.

Модельное заседание.

«Я устал от войны», – плачется своим советникам высокопоставленный сын грифона, герцог Иван. Его можно понять: многочисленные стычки ослабили некогда могущественные восточные земли, превратив их в выжженные руины. Щедрый Шеймус, в противостоянии с которым и протекает затянувшийся конфликт, предлагает неплохой вариант: посадить его на трон, а Ивану сосватать имеющуюся у него в наличии дочь. Неплохая по мнению хитреца должна выйти партия – и чадо пристроено, и за грифоном какой-никакой титул останется, эрцгерцог. Однако не таков наш Ваня! Вместо этого он решает просто-напросто «уехать домой», оставив Шеймуса править развалинами. Но не для того в Зале Совета собрались высшие представители шести народов, чтобы покорно выслушивать Ивановские сетования. Каждый горазд поведать герцогу вразумительную байку – а там, глядишь, и передумает.

Заседание совета предстает перед игроком в странной постановке: виртуальный оператор летает вокруг статичных трехмерных фигур, имеющих порой достаточно комичный вид. Спишем демонстрацию изваяний на режиссерскую задумку, ведь халтуры в конечном продукте и без того хватает. Еще до того, как Might & Magic Heroes VII обдаст игрока приятным бризом багов, ему будет предложен секстет сюжетных кампаний: Альянс Света, Академия, Некрополис, Непокорные Племена, Лесной Союз и Лига Теней. Судьба же Ивана может быть решена сразу после прохождения любых двух из шести. «Может быть» – потому что с очень высокой вероятностью игрок встретит на своем пути непролазное системное препятствие. Им может быть мертвый триггер квеста, не сохраняющийся прогресс или просто падение игры замертво – вариантов масса.

Окинуть взор на мир.

Если попытаться абстрагироваться от недоработок, можно суметь порадоваться возрождению классических механик. В игру вернулись потерянные в шестой части семь разновидностей ресурсов и поиски священного Грааля. Авторы работали над интересной системой квестов, которые должны были настигать пользователя прямо на карте приключений, но вынуждены были от нее отказаться – ничего сложнее, чем поручение посетить назначенное место или убить определенную армию, увидеть не светит. Зато астрологи Heroes VII , объявляющие наступление очередных недель, трудятся теперь не напрасно – вместо обыденного прироста существ, часто встречаются и полезные свойства семидневок: дешевые постройки в городах, двойная добыча ресурсов или тот же множитель опыта.

Баги. С опытом, правда, вышла загвоздка уже по сюжетному повествованию: левелкап героя ограничивается 30 уровнем, а почти все кампании насчитывают 4 карты. Вот и получается, что максимального уровня сценария персонаж достигает спустя считанные минуты после его начала, а все оставшиеся часы прохождения разбивает вражеские армии в свое удовольствие, без намека на повышение. Новая карта – новые 20 минут развития и новые часы наблюдения утекающего в никуда опыта.


Некоторые элементы глобальной карты пришли фанатам Heroes из самых сладких снов. Система влияния городов, позаимствованная у еще в , осталась при деле – никакого тебе детского перетягивания шахт низкоуровневыми войсками. Хочешь ресурсов? Будь любезен, грабь шахту, теряя все очки движения, или завоевывай город, которому рудник принадлежит. Еще более современная идея – прирост статичных войск в захваченных укреплениях и населенных пунктах. Низкоуровневый герой-пройдоха больше не отожмет ваши земли просто прогуливаясь неподалеку: каждую неделю в них появляются охранные юниты, единственная цель которых – оборона. Взять их под знамена мобильной армии не получится, зато использовать для отражения атаки на поселение – пожалуйста.

Баги. Заслуживает реверанса и идея фортов. Захватив стратегическое сооружение на глобальной карте, герой может вызвать в него курьера из столицы. Свежие войска экспресс-доставкой заказывали? Получите. Оперативно прибегающий с поклажей мул вкупе с заклинаниями телепортации в город и призыва войск герою изживают извечную проблему Heroes – необходимость создания героев-караванщиков. На глобальной карте без фатальных ошибок не обошлось. Очки хода то появляются, то пропадают, персонажи телепортируются на бегу и не хотят взаимодействовать с сюжетными объектами. А было бы не плохо.


Как и ранее, система развития героев базируется на трех ступенях владения тем или иным навыком – ученик, знаток, мастер. Но теперь количество веток талантов каждого развивающегося ограничивается десятком штук, зато каждый изученный уровень ремесла позволяет открыть сопутствующие ему навыки. Три ветки для любого знаменосца считаются профильными и открывают доступ к супер-мега-навыку: количество очков передвижения увеличивается на 20%, подконтрольные юниты наносят по два удара или с огромной вероятностью совершают по два хода – классовость героя работает на полную катушку. На роль персонажа в бою каждая часть серии имеет собственный взгляд, а Might & Magic Heroes VII заняла золотую середину. Герой волен совершить удар либо сотворить заклинание пусть и единожды за ход, зато в любое его время.

Много багов. Сами поля брани выглядят весьма аскетично. Небогатые на детали оформления, они предлагают лишь несколько препятствий на земле. Но в препятствиях этих отныне есть смысл: стрелковые отряды имеют серьезный штраф атаки по целям, спрятавшимся за перекрытием. В свою очередь, существенный бонус получают юниты, атакующие врага со спины. Прибавить к многочисленным модификаторам урона динамичную систему морали и высокую смертность абсолютно всех войск, и получится невиданная ранее тактическая система. Номинально. Несмотря современные инструменты пошаговых боев, сражения Might & Magic Heroes VII достаточно быстро наскучивают. Ну и, разумеется, сдобрен мордобой добротным букетом багов. Не срабатывающие по площади заклинания – это еще полбеды. Настоящее «да вы что там, совсем очумели» – это пропадающие перед началом сражения войска.


Вот моя деревня.

Общий стиль вселенной претерпел серьезные изменения с поправкой в пресловутый реализм. Блеклые фильтры делают картинку мрачной, не оставляя и следа от былой красочности. Хорошо это или плохо – личное дело каждого. Зато мнениям относительно двумерной картинки населенного пункта достаточно сложно разделиться. Многие уже успели полюбить виды поселений с объемными объектами, но вместо этого решила выдать простенькие рисунки. На фоне статичных трехмерных физиономий в роликах это решение выглядит не таким уж и странным, но все равно влечет за собой худшие окна города за всю историю серии.

Баги. К своей чести, с развитием жилья разработчики решили не халтурить. Модель строительства опирается на уровневую систему – чем старше город, тем лучшие здания можно в нем возвести. Повышение по уровню грозит и увеличением в приросте оборонительных войск. Нашлось место и вариативности. Хочешь каменоломню? Тогда не будет шахты профильного ресурса. Хочешь увеличить недельную плодовитость одних существ? Обойдись низкой рождаемостью других. Без чего обойтись никак не сумеешь, так это без местного набора технических косяков. Здания не возводятся, даже если все условия для этого созданы, пункты меню перекрывают друг друга, контекстные подсказки глючат. С окнами в Might & Magic Heroes VII вообще какая-то беда: то вместо запрашиваемой откроется не та страница бестиария, то окно не того героя, какого хотелось бы. В общем, сложно найти игровой элемент, не содержащий в себе неприятного сюрприза в виде бага.


Несмотря на спорную визуальную стилистику, Might & Magic Heroes VII подавала серьезные надежды. Еще год назад разработчики мечтали о нелинейных квестах, о различных задачах и условиях победы в тактических боях... Понятно, что за то, что ничего из этого до релиза не дотянуло, винить их никто не станет: сложно ругать игру за то, чего в ней нет. Зато никаких розг не хватит, чтобы наказать за то, что есть – баги. Ошибки всех сортов сочатся из каждого пикселя, и если вам удалось пройти сюжетную кампанию, возможно, вы играли в какую-то другую Might & Magic Heroes VII . Проект содержит удачные идеи, которые могли бы заслужить внимание, если бы не одно «но»: на момент релиза по части готовности игре еще очень далеко до релиза.

Не работает мышка, Might & Magic: Heroes 7 лагает, не работает лаунчер, не подключается к интернету, долго загружается, в Heroes 7 черный экран.

Представляем вашему вниманию минимальные системные требования, которым должна соответствовать конфигурация вашего компьютера:

  • ОС : Windows 7 SP1 / 8 / 8.1 (только x64);
  • Процессор : Intel Core i5-660 @ 3,3 ГГц | AMD Phenom II X4 955 @ 3,2 ГГц;
  • ОЗУ : 4 ГБ;
  • Видеокарта : Nvidia GeForce GTX 460 1 ГБ | AMD Radeon HD 5850 1 ГБ.
Если ваше железо отвечает минимальным требованиям - то вы сделали половину дела. Теперь нужно помочь...

Файлы, драйверы и библиотеки

Прежде чем начать искать свою проблему, вам необходимо обновить до последней версии драйвер своей видеокарты:

Обязательным условием для успешного функционирования любой игры является наличие самых свежих драйверов для всех устройств в системе. Скачайте утилиту Driver Updater , чтобы легко и быстро загрузить последние версии драйверов и установить их одним щелчком мыши:

  • загрузите Driver Updater и запустите программу;
  • произведите сканирование системы (обычно оно занимает не более пяти минут);
  • обновите устаревшие драйверы одним щелчком мыши.
Вполне возможно, что вам придется обновить вспомогательное программное обеспечение, вроде DirectX, Microsoft .NET Framework и Microsoft Visual C++:Вспомогательные библиотеки DLL:
  • (Скачать )
  • (Скачать )
  • (Скачать )
  • (Скачать )
Если вы все это сделали, а проблема осталась, то можете поискать ее в нижеследующем списке.

Might & Magic: Heroes 7 вылетает во время запуска? Решение

Зайдите на диск C и откройте там папку «Документы». В ней найдите папку Might and Magic VII - удалите ее. Снова запустите игру. Все должно работать без вылетов.

В Might & Magic: Heroes 7 не работает лаунчер Uplay? Решение

Возможно, файлы были повреждены. Удалите через панель управления лаунчер и переустановите его, отключив антивирусные программы. Повторно попробуйте зайти.

Might & Magic: Heroes 7 не запускается? Решение

Для начала попробуйте произвести запуск от имени администратора. Также попробуйте открыть игру через лаунчер. Желательно на момент запуска отключите антивирусные программы.

Если это не помогло, попробуйте переименовать файл «libcef.dll.old» на «libcef.dll». Путь к файлу - C:Program Files (x86)UbisoftUbisoft Game Launcher.

Might & Magic: Heroes 7 лагает? Решение

Для начала закройте все фоновые приложения, включая браузер, антивирус, видеоплеер и т.п. Для оптимизации компьютера под нужды игры советуем вам воспользоваться программой Razer Game Booster. Если железо вашего PC соответствует требованиям, и вы обновили свои драйвера, лаги должны исчезнуть.

В Might & Magic: Heroes 7 не работает мышка? Решение

Сперва-наперво проверьте, хорошо ли подключена мышь к компьютеру.

Если все ок, вам следует обновиться до самой последней версии игры. Все проблемы, связанные с управлением мышкой были устранены в последнем патче.

В Might & Magic: Heroes 7 ошибка записи на диск? Решение

Проверьте, хватает ли места на жестком диске. Если все нормально, попробуйте переустановить сам Uplay, так как он может вызывать данную ошибку.

При запуске Might & Magic: Heroes 7 выскакивает «Недопустимая конфигурация приложения»? Решение

Зайдите в корневую папку игры (Might and Magic Heroes VIIBinariesWin32). Запустите игру через файл MMH7Game-Win32-Shipping.

В Might & Magic: Heroes 7 черный экран? Решение

Попробуйте переключится в оконный режим. Для этого используйте комбинацию клавиш «Alt+Enter». Также запускайте игру от имени администратора.

Might & Magic: Heroes 7 не подключается к интернету? Решение

Как правило, это может происходить из-за перегруженности серверов. Попробуйте подключится позже, либо ждите ближайшего обновления.

Might & Magic: Heroes 7 долго загружается? Решение

Отключите все внешние программы, особенно антивирус. Данная проблема присутствует почти у всех, но ускорить загрузку игры можно путем снижения настроек графики и освобождением ОЗУ.

В ближайшем будущем разработчики должны выпустить патч, который устранит эту проблему полностью.

Если вы не нашли своей проблемы выше, то можете задать интересующие вас вопросы в .

В сюжете Heroes VII легко увидеть аллегорию на саму игру. Герцог Иван — прямо как разработчики — стоит перед трудным выбором. Он — прямо как разработчики — не рискует принимать решение сам и потому — прямо как разработчики — окружает себя мудрыми советчиками, которые лучше него знают, как правильно.

Но есть одна оговорка: герцог Иван, согласно легендариуму Асхана, в итоге стал императором, а разработчики Limbic просто во всем запутались. Они устраивали дискуссии на форумах, делали публичные опросы на разные важные темы (включая безусловно главную: какую позу должна принять фигурка из коллекционного издания), демонстративно заявляли, что стремятся устроить все так, как хотят истинные ценители.

Но практика в очередной раз показала, что мнения мифического множества «истинных ценителей» недостаточно, чтобы сделать полноценную игру. Во-первых, это множество само не знает, чего хочет. Во-вторых, нужно кое-что еще.

Шесть сказок, один Иван

Формат истории об Иване — самое интересное в кампании Heroes VII . Чтобы помочь герцогу, каждый из шести советников рассказывает свою быль с какой-то высокой моралью, и каждая быль все сильнее углубляется в прошлое Асхана. Но сами по себе эти истории предельно просты. Они всего лишь заполняют собой пространство и дают повод сыграть за каждую из шести фракций.

В конце концов, играть в «Героев» ради сюжета многие перестали еще со второй части. Эту серию любят за стратегические маневры на глобальной карте, за интересное развитие городов, за размеренные пошаговые стычки и странные, ни на что не похожие ощущения: когда собираешь одну кучку ресурсов за другой и радуешься, что они больше никому никогда не достанутся.

Так вот, сорокачасовая кампания — наверное, худший способ со всем этим познакомиться. Ценность планирования в сюжетных миссиях от раза к разу сводится на нет притянутыми за уши условиями победы наподобие «Найди n маленьких конкретных отрядов посреди огромных и совершенно не читающихся невооруженным глазом карт». Сюжетные миссии полны ограничений, включая все старые условности вроде запрета на поражения в схватках. Это удивляет еще со времен New World Computing: с какой стати я должен всегда жонглировать своими полководцами и оберегать их от рискованных сражений, хотя у меня остаются хорошо защищенные города и тонны ресурсов? В «Героях» есть — с самого начала была — механика побега. Так почему в сюжетных миссиях она работает только в четвертой части? Сам по себе запрет на побег не дает игре ничего, кроме вызывающих досаду ситуаций с мгновенным поражением просто ради лишнего повода загрузить автосохранение.

Иногда карты выглядят прилично, но совершенно не считываются без подсветки активных предметов.

Зато ИИ-противники славно проводят время: скачут кругами, игнорируя ресурсы и артефакты, и атакуют, когда в голову взбредет такая идея или, изредка, скрипт. Они здесь для мебели, они часть какой-то дьявольской постановки. Игра уныло наматывает на кулак геймплейную драму, вынуждая, например, участвовать в сражениях, в которых вы, согласно сценарию, победить все равно не можете, — как в первой миссии за Некрополь. Автобоем их не пропустить, терпите. Иначе не получится нужного надрыва, понимаете?

Что-то хорошее

Когда Heroes VII освобождается от сюжета и ничто не препятствует геймплею, начинаешь замечать: основу Limbic в общем-то сделала хорошо. Например, привела в порядок ролевую систему, которую в шестой части сильно скрючило. Среди навыков много старых, но они уложены в более стройную форму: деревья развития уместили в наглядное колесо, а заклинания отделили от умений, и теперь они снова учатся прежде всего в городах с гильдией магов.

Тему небоевых героев-хозяйственников, увеличивающих эффективность экономики, постарались развить и вынесли многие сопутствующие умения в отдельную систему наместничества: если прописать нужного героя в городе, он, скажем, увеличит прирост вампиров или позволит строить здания дважды за ход.

Сами города не дотягивают до того, что было в HoMM V после дополнений, но они все-таки снова хорошо нарисованы, в них снова много зданий, и за прогрессом попросту приятно наблюдать. На картах стало больше активных объектов, пусть даже они до сих пор плоховато считываются без подсветки контуров (не забывайте всегда зажимать клавишу Alt).

В тактических сражениях к месту пришлась идея с повышенным уроном при атаке с фланга, хотя ее не помешало бы довести до ума: любая стычка в ближнем бою из-за нее превращается в эротическую чехарду, в которой бойцы по очереди обходят друг друга со спины, чтобы нанести удар. Но в связке, например, с расовыми умениями темных эльфов это создает любопытные комбинации.

После уродливых псевдотрехмерных замков исходной версии Heroes VI рисованные города седьмой части все-таки радуют.

На верху колеса умений всегда расовые умения. Вокруг — набор дисциплин, зависящий от героя. Все выучить точно не получится.

Limbic отказались от системы репутации из шестой части (все равно многие в итоге выбирали не по совести, а по призам, дающимся за приверженность «крови» или «слезам»), от принудительного онлайна (поделом) и династического оружия, которое улучшалось вместе с вами (все равно оно не делало игру шибко умнее).

Ресурсов снова семь, а не четыре, так что гипотетически можно попытаться отрезать противника от какого-нибудь специфического элемента, необходимого ему для роста. Вернулись караваны, которые возят войска из одного города в другой, — не критично, но уместно и помогает избавиться от части «почтовых» героев.

В механике многие вещи встали на свои места. И хотя к балансу по-прежнему много вопросов (если хорошо поискать, найти читерские комбинации совсем не трудно), эти «Герои» играются как «Герои» — с поправкой на то, что вы знаете, как в них играть, поскольку ничего похожего на обучение тут нет. Одни военачальники ведут с собой войска, другие проводят разведку, третьи собирают ресурсы и приводят подкрепления из замков, чтобы передовым ничто не мешало двигаться вперед. Заново усвоив все правила и наладив логистику, начинаешь ощущать себя как надо .

Пока все не накроет очередной поганый баг.

Знаменательные недели снова на месте, но они тут чаще для красоты и дурацких пасхалок — геймплейные эффекты вроде дополнительного прироста условных троглодитов активируются достаточно редко.

Но не работает

В несюжетных режимах есть одна большая проблема — противники. ИИ не умеет обращаться с войсками, не умеет соизмерять свои силы, не умеет играть. Иногда он пропускает ресурсы, иногда вообще забывает сделать ход. Он любит потратить раунд на добивание двух скелетов, когда можно было одним ударом уполовинить отряд вампиров. Если вы доверяете компьютеру вести скучные сражения и пользуетесь быстрым боем, он будет допускать те же ошибки.

Конечно, всегда можно возразить, что в такие игры против компьютера не играют, — но даже после патчей сетевой мультиплеер продолжает портить партии ошибками с рассинхронизацией. Остается только hotseat, который, к счастью, есть.

На боевом экране проблем с читаемостью нет. Там другая неприятность: вблизи и в движении бойцы выглядят совсем печально.

В техническом отношении старт Heroes VII — полнейшая катастрофа, и речь не только о мелких ошибках. Однажды я выполнил поставленные в миссии задачи, видимо, не в том порядке (хотя как порядок может быть «не тот», если перед тобой просто беспорядочный перечень задач?), необходимый для сюжета предмет сломался, и миссия стала непроходимой. В другой раз похожее случилось на первой карте кампании за Академию: алтарь, который должен был снять мешающее продвижению поле, просто не работал.

Не раз игра зависала в сражении после атаки одного из моих отрядов: ни я ничего не могу сделать, ни противник. Бывало, счетчик золота уходил в минус. В третьей миссии за некромантов я завел своего героя в убежище, и после загрузки сохранения он попросту исчез с карты. После всего этого я отложил игру до патча.

Выкачав патч 1.1, игра перестала загружать сохранения и загружаться в принципе.

Одна из немногих механик шестой части, которую все-таки сохранили, — это зоны влияния. Нельзя просто так отобрать у противника шахту, сперва нужно присвоить ближайший к ней форт.

Limbic с переменным успехом приводит игру в порядок. С патчем 1.3 та уже вылетает чуть реже, противники стали ходить почти мгновенно (раньше ход ИИ длился минуты даже на небольших картах), мультиплеер все еще проблемный, но некоторые партии уже удается довести до конца. Далеко не все работает как надо, но наконец-то можно играть.

Только вот стоило ли вообще выпускать игру в таком виде?

* * *

Главная проблема всех последних «Героев» не в том, что они отказываются следовать канонам (к черту каноны, раз уж на то пошло), а в том, что на них потратили куда меньше времени, чем следовало бы. Может быть, шестую часть полюбили бы, если б она работала не через пень-колоду. Может быть, седьмая не казалась бы монстром из окурков и палок, если б у Limbic было свое четкое видение и возможность с толком распределить ограниченные ресурсы.

Зачем в игре такая длинная кампания, если она до самого конца страдает от одних и тех же проблем? Зачем совершенно не приспособленный для глобальных стратегий Unreal Engine 3, если в сюжетных сценах играют неподвижные модели с открытыми ртами, а карты выглядят хуже, чем в шестой части, хотя используют половину тех же самых материалов? Судя по оформлению городов и промо-изображениям, у Limbic есть хорошие художники, так почему бы не сделать небольших, но концентрированных и стильных двумерных «Героев» в духе игр на UbiArt?