Луиза хей таблица болезней читать поджелудочная железа. Бронхиальная астма: психосоматика, причины возникновения, симптомы, проведение диагностики и лечение

В статье поговорим о психосоматике бронхиальной астмы.

Такой недуг является хроническим воспалительным заболеванием органов дыхания. Его основными признаками выступают приступы одышки наряду с кашлем, а иногда и удушьем. Приступы зачастую активизируются ночью и утром. Наиболее частыми служат аллергия на пыль, а, кроме того, деятельность в местах с химическими резкими запахами (к примеру, парфюмерия, бытовая химия) и курение. Однако давно доказано влияние психосоматики на бронхиальную астму.

Внешние причины недуга

Причины бронхиальной астмы весьма разнообразны. Их делят на две группы: внутренние и внешние факторы. К внешним причинам патологии относятся следующие факторы:


Внутренние причины патологии

К внутренним причинам заболевания бронхиальной астмы врачи относят наследственную предрасположенность. В случае наличия у будущих родителей бронхиальной астмы, имеется риск возникновения данной болезни и у малыша. Врачами отмечается, что процент заболеваний бронхиальной астмой при наследственных факторах составляет около тридцати пяти процентов. В том случае, если установлен наследственный фактор, то такая астма еще называется атопической. Прочими внутренними причинами являются нарушения работы нервной, иммунной и эндокринной системы.

Первые симптомы заболевания

Симптомы бронхиальной астмы зачастую похожи на признаки бронхита, сосудистой дистонии и прочих заболеваний. Назовем первые признаки астмы:

  • Появление одышки, в особенности после физической нагрузки.
  • Возникновение чувства заложенности в груди наряду с удушьем.
  • Появление кашля, сначала сухого, далее с мокротой.
  • Появление чиханья и учащенного поверхностного дыхания, с чувством сложности выдохов.
  • Появление хрипения при дыхании со свистом.
  • Возникновение крапивницы и ортопноэ.

Особые указания

При возникновении первых признаков бронхиальной астмы (по МКБ-10 код J45) лучше обратиться за медпомощью, так как даже в случае, если симптомы болезни то появляются, то самостоятельно исчезают, с каждым разом, это может вызывать сложное хроническое течение патологии с обострениями. Кроме этого, своевременная помощь даст возможность предостеречься от патологического изменения дыхательных путей, которое порой практически невозможно обратить в абсолютно здоровое состояние.

Основные симптомы

К основным симптомам относят:

  • Появление общей слабости и недомогания.
  • Нарушение ритма сердца. При этом пульс будет находиться в пределах до 90 ударов в минуту, а во время приступов может увеличиваться до 130.
  • Присутствие хрипения со свистом.
  • Появление чувства заложенности в груди наряду с удушьем.
  • Возникновение головной боли и головокружений.
  • Присутствие боли в нижней части груди. Такой симптом чаще всего наблюдается у пациентов при длительных приступах.

Проявления при тяжелом течении недуга

При тяжелом течении заболевания у пациентов будут отмечаться следующие проявления болезни:

  • Возникновение акроцианоза и диффузной синюшности кожи.
  • Увеличение сердца наряду с признаками эмфиземы легких в форме увеличения грудной клетки и ослабления дыхания.
  • Появление патологических изменений в структуре ногтевых пластин (ногти начинают трескаться).
  • Возникновение сонливости наряду с развитием второстепенных заболеваний в форме дерматитов, экземы, псориаза, насморка и так далее.

Бронхиальной астмы будет описана ниже.

Диагностика патологии

Диагностика бронхиальной астмы предполагает следующие методики обследования:

  • Сбор анамнеза и жалоб пациента наряду с физикальным обследованием.
  • Проведение спирометрии. Данный вид исследования предполагает изучение функций внешнего дыхания.
  • Проведение дыхательных проб с бронходилятаторами.
  • Выполнение исследования на наличие в крови и мокроте эозинофилов.
  • Взятие кожных, конъюнктивальных, ингаляционных и назальных проб наряду с определением общего и специфического радиоаллергосорбентного теста.
  • Проведение рентгенографии грудной клетки.
  • Проведение компьютерной томографии.
  • Выполнение электрокардиограммы.
  • Проведение суточной pH-метрии при подозрении на наличие рефлюксной природы бронхиальной астмы.
  • Проведение теста с восьмиминутным бегом.

Все это позволяет выявить тяжесть бронхиальной астмы.

Лечение патологии

Как вылечить представляется кропотливой и продолжительной работой, включающей в себя следующие методики терапии:

  • Проведение медикаментозного лечения включает в себя базисную терапию, которая направлена на поддерживающее и противовоспалительное воздействие. Проводится также симптоматическая терапия.
  • Абсолютное исключение из жизни пациентов любых факторов развития заболевания то есть аллергенов и тому подобное.
  • Соблюдение диеты наряду с общим укреплением организма.

Очень важно для купирования бронхиальной астмы не применять лишь одни симптоматические препараты, которые кратковременно облегчают течение болезни, например адреномиметики в виде «Вентолина» и «Сальбутамола». Дело в том, что человеческий организм быстро привыкает к ним, поэтому со временем их эффективность значительно снижается, а иногда и вовсе отсутствует, в то время, как патологический процесс продолжает развиваться, и дальнейшая терапия, ровно, как и положительный прогноз на абсолютное выздоровление, только усложняются.

Психосоматика заболевания

Удушье нередко бывает вызвано не только резким запахом или большим количеством пыли в воздухе, но и сильным стрессом или даже негативными мыслями. Именно поэтому врачи связывают возникновение этого заболевания с психосоматикой. Бронхиальная астма бывает связана с невозможностью выразить свои негативные эмоции обычным естественным способом, к примеру, посредством слез.

Для астматиков характерна сильная эмоциональность наряду с низкой стрессоустойчивостью. Они постоянно пытаются подавить внутренний негатив, который, выходит наружу в форме бронхиальных спазмов.

Наблюдается психосоматика бронхиальной астмы у взрослых, а также и у детей.

Характерной чертой пациентов, страдающих этим заболеванием, является повышенная чувствительность к различным запахам, в особенности неприятным. Такие люди чрезмерно педантичны и аккуратны, сильно зависят от чужого мнения и суждений посторонних. К тому же они отличаются сниженной самооценкой.

Психосоматика бронхиальной астмы полностью не изучена.

Астма у детей: лечение

При психосоматики бронхиальной астмы у детей наблюдается быстрая речь, которая нередко окрашена негативной эмоциональностью. Они утверждают, что окружающие люди не могут оценить их состояние. Как правило, астматики достаточно тяжело переносят стрессовые ситуации, что приводит к острому приступу заболевания.

У детей является весьма сложным процессом. Медикаментозное лечение должен подбирать только врач. Нельзя проводить самолечение, так как неправильное использование препаратов может только усугубить ход заболевания, а, кроме того, привести к более частым и продолжительным приступам удушья, а также к развитию недостаточности системы дыхания у ребенка.

Симптоматическая терапия

Симптоматическая терапия включает препараты, которые оказывают бронхорасширяющее воздействие. При этом используется «Вентолин» наряду с «Беротеком» и «Сальбутамолом». При наличии тяжелого течения используют кортикостероидные препараты. Важным считается не просто выбор препарата, но также и способ его ввода.

Наиболее часто используемым методом является ингаляционный способ применения, когда лекарственное средство поступает в легкие в форме аэрозоля. Но маленьким детям очень трудно пользоваться ингаляторами. Многие дети попросту не понимают указаний и неправильно вдыхают лекарственный препарат. К тому же при подобном способе введения большая часть лекарственного средства может оставаться на задней стенке глотки. Как правило, максимум двадцать процентов лекарства достигает бронхов.

В о психосоматике бронхиальной астмы много сказано.

Психологические факторы развития бронхиальной астмы, по мнению Луизы Хей

Американский психолог Луиза Хей в своих работах упоминает следующие психологические причины возникновения астмы:

  • Основные причины развития этой болезни системы дыхания психолог видит в том, что люди не могут отпустить свою любовь, задавливают ее в себе и не способны жить в первую очередь для себя.
  • По мнению американского психолога, астматики очень часто подавляют свои чувства. Подобная психологическая картина вскоре перетекает в острое физическое проявление в виде появления одышки, кашля и тому подобное.

Что еще говорит Луиза Хей о психосоматике бронхиальной астмы?

Для того чтобы избавится от данной проблемы, автор рекомендует своим пациентам проговаривать самим себе слова о том, что человек сам является хозяином своей жизни. Таким образом, психолог уверена, что для избавления от такого недуга люди должны позволить себе быть свободными от всего и от неразделенных чувств, в том числе.

Мы рассмотрели психосоматику бронхиальной астмы.

Много врачей, и большинство психологов считают, что причинами болезней является наше восприятие мира, и то, как мы реагируем на случившиеся обстоятельства. Для того, чтобы найти причину заболевания, нужно углубится в духовное состояние клиента и понять, что именно на него влияет. Сегодня мы постараемся понять, что является причиной астмы, и как побороть заболевание.


Психологические причины развития астмы, по мнению Луизы Хей

Причины развития болезни психолог видит в том, что человек не может отпустить любовь, задавливает ее в себе и не способен жить для себя. Астматик подавляет свои чувства.

Чтобы избавится от проблемы, Луиза Хей предлагает проговаривать такие слова «Я являюсь хозяином своей жизни. Я решил быть свободным».


Психологические причины развития астмы, по мнению В. Жикаренцева

Чтобы избавится от заболевания, нужно научиться брать на себя ответственность за свою жизнь, решиться быть свободным.


Психологические причины развития астмы, по мнению Лиз Бурбо

Изучая психологические причины заболевания, автор говорит о физической, эмоциональной и ментальной блокировках.

Под физической блокировкой астмы понимаются следующие симптомы заболевания:

Затрудненное дыхание: выдох очень тяжелый и натужный, а вдох быстрый и легкий;

Проблемы с дыханием проявляются свистом в грудной клетке, который в некоторых случаях может быть слышен даже без стетоскопа.


Когда приступ проходит, дыхание больного нормализуется.


Эмоциональная блокировка астмы:

Астматику очень трудно выдыхать, так его тело подсказывает, что больной желает слишком многого. Он берет больше чем на само деле нужно, а отдавать слишком трудно;

Человек хочет казаться сильнее, чем на самом деле, только так, по его мнению, можно заполучить любовь к себе, человеку очень трудно оценивать свои способности и возможности;

Астматик хочет, чтобы все было согласно его требованиям, но так как много чего не получается, он привлекает к себе внимание болезненным свистом.


Астма – это превосходное оправдание тому, что человек не так силен, как ему этого хочется.

Ментальная блокировка. Приступ астмы символизирует о том, что человек подсознательно душит свой организм. Ненужно бояться признавать свои слабости, избавьтесь от мыслей о том, что власть над другими людьми поможет получить желаемое. Не пытайтесь манипулировать людьми при помощи своего заболевания.


Психологические причины развития астмы, по мнению В. Синельникова

Астматики в жизни практически не плачут, все слезы сдерживаются. Астма – это подавленное рыдание, источником которого является детская травма, конфликт с матерью. Например, подавленное желание ребенка признаться родителям в каком-нибудь проступке.


Валерий Синельников говорит, что астматики – это люди, сильно зависящие от своих матерей. Практически все исследованные им личности с заболеванием имели вышеназванную связь.

Астма – это попытка выразить себя, единственным способом, которым человек умеет. Эмоции постоянно подавляются, вот почему человек и более.

Во время приступа астматику очень трудно дышать самому, он нуждается в дополнительной помощи. Больному кажется, что больной не имеет права дышать самостоятельно, получать человеческие блага, наслаждаться своей жизнью.


Среди всего изученного, можно обобщить, что люди, больные астмой боятся взять ответственность за свою жизнь. Это очень страшно, та как кроме того, что постоянно досаждает болезнь, человек так и не сможет почувствовать весь вкус жизни.


С ув. психолог
Павленко Татьяна

Дыхание — это жизнь. Почему же тогда возникают ситуации, когда наш организм отказывается дышать, попросту лишая нас возможности не просто нормально функционировать, а фактически ставя под угрозу само наше существование? Давайте поподробнее разберемся в том, каковы психологические причины бронхиальной астмы и механизм ее развития.

Бронхиальная астма представляет собой один из наиболее опасных видов аллергий. Она проявляется в виде приступов удушья, при которых человеку труднее сделать вдох, чем выдох. Т.о. организм как бы отказывается впускать в себя кислород и другие вещества, находящиеся в воздухе. На физиологическом уровне это выражается в сужении просвета бронхиол — мельчайших веточек нашего бронхиального дерева, через которые и поступает в легкие кислород. А просвет сужается благодаря спазму гладкой мускулатуры бронхиального дерева, что сопровождается также отеком слизистой и избыточным выделение мокроты. Как результат — невозможность сделать вдох, или сильные затруднения в этом процессе.

Поводом для запуска подобной реакции могут послужить самые разные причины - присутствие аллергена в воздухе (например, пыли, пыльцы, шерсти животных и т.п.), резкий запах, холод, физическая нагрузка, сильный эмоциональный стресс, обиды, перенапряжение в работе или учебе, семейные ссоры, конфликт взглядов. Все это может вызвать возникновение или обострение данной болезни.

Причина может быть довольно незначительной, но реакция может оказаться весьма серьезной и даже угрожающей жизни. Очень часто приступ удушья может запускаться так называемыми «якорями », т.е. повторяющимися ситуациями, в которых наблюдается схожий набор условий. И далеко не всегда необходимо физическое присутствие аллергена в воздухе. Аллергическую реакцию вполне можно запустить, просто думая о нем.

До того времени, как сформировались научные представления об аллергической природе бронхиальной астмы, ее относили к разряду нервных болезней. И это неудивительно — ведь кроме затрудненного выдоха и нехватки кислорода во время астматического приступа человек испытывает нервное потрясение, становится недоступным и немного неадекватным. Отсюда становится понятным влияние психики на течение астмы, и обратная зависимость.

Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием , т.е. заболеванием, в основе которого лежит нарушение психической деятельности человека. Бронхиальная астма — это хроническое заболевание дыхательных путей, это не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма. Она может возникнуть в любом возрасте и может протекать в виде единичных приступов, а может иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом.

Для понимания ситуации приведем следующие цифры:

Бронхиальная астма — наиболее распространенное хроническое заболевание в детском и подростковом возрасте. В 90% случаев оно начинается в возрасте до пяти лет. Мальчики заболевают в 2 — 3 раза чаще девочек. К подростковому возрасту половина детей выздоравливает. Среди взрослых пик заболевания приходится на возраст 21 — 35лет, болеют преимущественно женщины.

Установлено, чтоэмоциональный стресс вызывает приступы удушья у 70 % взрослых. В особой группе риска дети. 5 % детей начинают чувствовать себя хуже даже после небольшого стресса, причем состояние их стабилизируется только после удаления причины стресса. У 44 % больных бронхиальной астмой ухудшение состояния связано с различными конфликтными ситуациями в семье, у 9 % — на работе. Особенно впечатляет факт, что у 55% взрослых больных имеются нарушения высшей нервной деятельности. В клиниках зачастую можно встретить больных, первый приступ у которых возник в результате стресса.

Психологический портрет астматика

Общий психологический портрет астматика выглядит следующим образом — он:

  • Любит уединение, склонен к самоизоляции

Больные другими заболеваниями легких, которые сопровождаются одышкой, легче идут на контакт и меньше отчуждаются, чем астматики. При хроническом течении астмы самоизоляция человека только усиливается. Такие люди склонны к самокопанию.

  • Капризен. Астматик своенравен, ему сложно угодить и понравиться, в быту он излишне педантичен. Предпочитает, чтобы ход событий происходил по его прогнозу, и если этого не случается, сильно расстраивается и замыкается.
  • С трудом принимает решения

В случае конфликтной или сложной ситуации человек с бронхиальной астмой долго не может решиться, как ему следует поступать. Если ему приходится принять точку зрения оппонента, то он принимает ее только внешне, а глубоко в душе все равно остается при своем мнении. Астматики не умеют справляться со стрессом, в результате он негативно влияет на психику и вызывает постоянные обострения астмы.

  • Нервозный, обидчивый

Нервное возбуждение чувствуется даже при нахождении рядом с таким человеком, а тем более оно проявляется при общении. Для него характерна прерывистая, быстрая, зачастую негативно окрашенная речь и отрицательные эмоции. Возникает ощущение, что астматик остался непонятым окружающими, и выражает это всем своим видом.

По мнению психологов, причины бронхиальной астмы лежат чаще всего в детстве , в конфликте между беззащитностью ребенка и недостатком или избытком заботы родителей , в неразрешенной зависимости от родителей. Но обостряется заболевание в ситуациях, когда человеку необходимо проявить самостоятельность, ответственность, независимость, смелость или пережить одиночество, печаль, т.е. во взрослом возрасте.

Характерной чертой астматиков является то, что они переживают и выражают большее количество негативных эмоций, чем другие люди . У них также наблюдается недостаточная устойчивость к стрессам, инфантилизм, т.е. демонстрация детских форм поведения, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, низкий уровень осознания себя, своих переживаний, желаний, потребностей. Также для них характерно неадекватное представление о себе, которое выражается в заниженной самооценке и высокой зависимости от мнения окружающих.

У астматиков часто обнаруживается повышенная чувствительность к запахам, которая ничем физиологически не обусловлена. При этом нужно отметить, что такая сверхчувствительность относится, прежде всего, к тем запахам, которые каким-то образом связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью к запахам также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Однако для возникновения бронхиальной астмы недостаточно только лишь психологических причин. Аллергическая предрасположенность имеет также достаточно весомое значение. При совпадении аллергических и психологических факторов появление бронхиальной астмы становится наиболее вероятным.

Заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран с середины 1980-х годов имеет тенденцию к постоянному росту. Считается, что развитие бронхиальной астмы в 30% случаев - вызывают психологические факторы, 40% — относятся к инфекциям и 30% — к аллергии.

«Сдерживание» и «вытеснение» — психические механизмы защиты при бронхиальной астме. Как сдерживание эмоций, так и вытеснение тревожащих мыслей, оказывают эффект, схожий с неконтролируемым стрессом. Это ведет к биохимическим и иммунным изменениям в организме, предрасполагающим к обострению астмы. В результате эмоции, которые не нашли выход, оказывают деструктивное влияние на здоровье.

Психотерапия при бронхиальной астме может быть направлена на раскрытие у человека способности осознавать и проявлять «запретные» эмоции, научится быть спонтанным, ценить каждую эмоцию, даже слёзы - «дышать полной грудью», реагировать свободно.

Психотерапия астматиков достаточно сложна и длительна, и может проводиться только профессиональным психологом, специализирующимся на решение такого рода вопросов.

Методики для разрядки негативных эмоций:

В случае астмы происходит спазм гладких мышц, который невозможно снять осознанно, силой воли. Гладкая мускулатура способна расслабиться за счет соответствующего эмоционального фона. Существует много методик для разрядки негативных эмоций. Большое распространение получили различные дыхательные упражнения. Дыхание — это процесс, которым управляют и механизмы тела, и эмоции. Помочь нормализовать свой эмоциональный фон могут дыхательная психотерапия, рейки, йога, медитация и др.

  • Дыхательная психотерапия устраняет энергетическую и физическую блокаду дыхания, она основана на сознательном подходе;
  • Рейки — энергетический способ лечения, когда при повышенной тревожности создается дополнительная энергетическая защита на бессознательном уровне, которую человек воспринимает в виде реальных симптомов;
  • Йога и медитация формируют умение расслабляться, избавляться от негативных мыслей и возвращают эмоциональное равновесие.
Отдел межведомственных связей и комплексных программ профилактики ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики города Старого Оскола» Ппсихолог Безлепкина О.А.

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические. Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием.

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические.

Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием.

Для многих заболеваний, названных психосоматическими (к ним, в частности, относится бронхиальная астма), установлена взаимосвязь между психоэмоциональными состояниями, стрессом и возникновением и развитием этих заболеваний.

Ухудшение окружающей среды и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и тех соматических заболеваний, в механизмах возникновения которых большую роль играют эмоциональные, то есть психосоматические факторы.

В настоящее время признается роль следующих психических факторов в возникновении и развитии психосоматических заболеваний:

хронический неконтролируемый стресс,

тревога,

депрессия,

алекситимия,

подавленная агрессия.

Для некоторых из них выявлены определенные нейрофизиологические и нейромедиаторные корреляты.

Рассматриваются так же уровень враждебности и уровень аутоагрессии (или чувство вины).

Бронхиальная астма (от греческого asthma – тяжелое дыхание, удушье) – это хроническое заболевание лёгких, поражающее людей всех возрастных групп.

Оно может протекать в виде единичных, эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом.

По данным медицинской статистики, за последние годы заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран значительно возросла.

Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания. Печальным фактом является то, что, несмотря на научные достижения в области этиологии и наличие новых лекарственных средств, заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы постоянно возрастают.

Это характерно для большинства стран Европы, США, Австралии.

Катастрофическое загрязнение окружающей среды также способствует повышению заболеваемости.

  • Бронхиальная астма - заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов . Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции. С этиологических позиций бронхиальная астма - гетерогенное заболевание, которое может вызываться разными воздействиями. Влияние различных факторов при этом можно частично или полностью интерпретировать с психосоматической точки зрения.
  • Повышенная реактивная готовность (гиперсенсибилизация) дыхательных путей при бронхиальной астме может быть обусловлена многими факторами. Однако лежащие в ее основе механизмы остаются неизученными до конца. При воздействии инициирующего фактора (контакт с антигеном, инфекция, стресс, психические перегрузки, прием лекарств, влияние среды) активируются тучные клетки и макрофаги. Это способствует высвобождению медиаторов (гистамин, брадикинин и др.), которые воздействуют непосредственно на мускулатуру дыхательных путей и проницаемость капилляров, вызывая интенсивную локальную реакцию, которая и приводит к астматическому приступу. В формировании бронхиальной астмы как аллергической реакции принимают участие многие иммунные, нейроэндокринные и клеточные системы. Таким образом, бронхиальная астма - не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма.
  • Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой. При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции. Бронхиальная астма может возникать в любом возрасте, но чаще всего она развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.
  • Бронхиальная астма в плане дыхательного поведения объясняется как заученные ошибочные условные рефлексы. Наблюдения показывают, что типичные астматические приступы могут провоцироваться произвольно или непроизвольно, под влиянием настроения больного, которое он сам вызывает. Экспериментально воспроизводимые приступы обусловлены, прежде всего, неправильной дыхательной моторикой и так называемой бронхиальной гиперактивностью.

Психосоматические факторы развития бронхиальной астмы

Этиологически важными факторами в ситуации развития заболевания могут служить воспалительные, аллергические или психологические факторы.

Становится очевидным, что в болезненный процесс вовлекается не только дыхание, но и функциональные системы всего организма.

Психосоматические факторы также участвуют в патогенезе аллергической бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием.

У больных бронхиальной астмой невротические реакции играют важную роль.

Эмоциональные конфликты часто служат причиной очередного обострения астмы.

В клинической практике встречаются больные, у которых первый приступ возник в результате стресса .

Так, среди факторов, имеющих значение в ее развитии,

30% относятся к психологическим,

40% - к инфекциям,

30% - к аллергии.

Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни , при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы.

Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс.

Характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, которые имеют характер требования в направлении враждебно-агрессивного или нежного и преданного выражения чувств.

Такому проявлению чувств противостоит, однако, защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции. Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения. Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая астма первой брачной ночи).

Основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов, которые угрожают привязанности к матери или замещающему ее человеку.

Некоторые матери реагируют на первые признаки нежности или даже сексуальных побуждений ребенка отчуждением или отвержением.

Сексуальные побуждения ребенка при этом несут опасность потерять благосклонность матери.

Впоследствии намерение вступить в брак у этих пациентов порой становится исходной ситуацией для появления астматических приступов.

Особенно типичен для астматиков конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача: плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком, потому что он боится материнских упреков и ее отказа.

Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого.

Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом, то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом, ее замещающим.

Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим.

Отсюда возникают нарушения функции дыхания: астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения.

Психотерапия бронхиальной астмы (применяемая совместно с медикаментозной терапией).

Практически все изучавшие бронхиальную астму обращали внимание на роль психотравмирующих обстоятельств в её формировании и обострении. Изменение личности были обнаружены у 82% детей с тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой, а у 10% были диагностированы нервно-психические расстройства.

Выявление психологических особенностей больных, своевременная диагностика и психотерапевтическая коррекция нервно-психического статуса больного являются необходимыми компонентами терапии бронхиальной астмы.

Для многих пациентов весьма полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия, уверенности в обратимости приступа.

Для этого используются:

психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биологическая обратная связь),

гипноз,

групповая психотерапия,

семейная психотерапия,

долгосрочная индивидуальная психотерапия,

аутотренинг.

Однако, эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение.

Существуют следующие направления исследования психологических предпосылок возникновения бронхиальной астмы:

1. Одним направлением в психотерапии бронхиальной астмы является повышение роли правого полушария головного мозга , дефицитарность которого отчетливо прослеживается у детей с бронхиальной астмой. Изменение деятельности центральной нервной системы способствует накоплению аффективного возбуждения (тревоги) и напряжения вегетативной активности.

Нейродинамические сдвиги могут быть первичными, возникающими в связи с повреждением структур, или вторичными - при функциональных расстройствах ЦНС. Эти сдвиги могут быть также следствием усиливающихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов. В то же время при поражении правого полушария возникающие эмоциональные расстройства сочетаются с висцеро-вегетативными нарушениями.

Проявления основного заболевания в ответ на психогенные ситуации могут быть объяснены следующим образом:

психотравма, усиливая тревогу, через правое полушарие (в генезе тревожных расстройств ведущая роль принадлежит правому полушарию и несформированности межполушарных взаимодействий) отрицательно влияет на диэнцефальную область, что в свою очередь приводит к нарушению в регуляции состояния внутренних органов .

При этом следует учитывать, что психотравмирующей может стать даже самая обыденная с обывательской точки зрения ситуация, поскольку в силу специфики мозговой организации такой ребенок просто всегда готов ответить тревогой. В то же время повышенное функциональное состояния левого полушария, обеспечивая достаточно высокий уровень произвольности и хорошую память, позволяет многим из этих детей успешно обучаться в школе, несмотря на имеющиеся отклонения в состоянии высших психических функций.

Лечебные мероприятия, помимо традиционных методов, должны включать в себя те формы психотерапевтического воздействия, целью которых является снижение уровня тревожности. Полезным является использование методов двигательной коррекции, способствующих формированию межполушарного взаимодействия.

2. Исследование личностных особенностей: удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются при всех психосоматических расстройствах.

К ним относятся:

замкнутость,

сдержанность,

недоверчивость,

тревожность,

сенситивность (чувствительность),

склонность к легкому возникновению фрустрации,

преобладанию отрицательных эмоций над положительными,

невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов.

В результате проведенных исследований выяснено, что такие психосоматические факторы как алекситимия, повышенный уровень враждебности, личностная тревожность, депрессия и имунитивный тип реакции на фрустрацию принимают участие, а возможно играют важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы.

Для пациентов с бронхиальной астмой характерны защитные психические механизмы:

отрицание,

вытеснение,

регрессия.

При бронхиальной астме ведущим эмоциональным состоянием является патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности).

И, поскольку, для этих пациентов описан другой защитный психический механизм – вытеснение, при котором происходит частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала , часть тревоги может быть проявлена.

Однако вытесненная часть, возможно, создает постоянное напряжение, аналогично хроническому неконтролируемому стрессу, с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе, что ведет к определенным изменениям в иммунной системе, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы.

Для пациентов с бронхиальной астмой в психотерапии акцент ставится на методах, снижающих тревогу , используются психотерапевтические методы, снижающие внутреннее напряжение.

Среди личностных черт страдающих бронхиальной астмой, наблюдавшихся до начала болезни, наиболее часто отмечались необычная чувствительность, тревожность, возбудимость, эмоциональная изменчивость, склонность к развитию сниженного настроения, обидчивость, впечатлительность.

У подростков, страдающих бронхиальной астмой выделяют следующие клинически выраженные психические расстройства, значимые для психотерапевтического вмешательства:

астения,

тревога со вторичной гипотимией,

эмоциональная неустойчивость.

Не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех астматиков.

При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест) наиболее значительными оказываются такие показатели, как депрессия, истерия, ипохондрия.

Характерны также низкая самооценка, снижение уровня социальных контактов, эмоциональные трудности, включающие проблемы энергии и самоуверенности.

В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости.

За агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Так же всеми исследователями отмечаются такие черты, как чрезмерный или отрицаемый страх.

В другом исследовании установлены следующие личностные особенности:

астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют её;

они недоверчивы и подозрительны и потому не склонны к самопожертвованию.

У больных подавляется агрессивное поведение, направленное вовне; формирование фантазий и их вербализация переживается как опасные и потому направляются внутрь и переносятся в телесную сферу.

3. Третьим направлением исследователей подчеркивается, что при бронхиальной астме поражаются органы, выстланные гладкой мускулатурой, которая не расслабляется волевым усилием и не напрягается.

Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего эмоционального состояния.

Значит, какие гормоны внедряются в циркулирующее русло, так она себя и ведет.

С этой позиции любой спазм – это реакция, которая нужна была древнему человеку для того, чтобы адекватно отреагировать на происходящее: перехватывает дыхание от страха.

Затаить дыхание – реакция беззащитного человека, во многом свойственная для ребенка, который не может напасть на объект, вызывающий страх. Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций, подавляющим проявления чувств.

4. Ещё одно психотерапевтическое направление обращает внимание на то, что при астме происходит напряжение определенных мышц. Человек начинает задыхаться за счет того, что в тот момент, когда необходимо сделать вдох или выдох, мышцы спазмируются.

Человек физически просто не может вдохнуть.

человек не может вдохнуть, у него возникает тревога, спазм усиливается, еще более не может вдохнуть, наступает паника.

Этот механизм можно разрушить, если снять этот мышечный зажим, расслабить мышцы, буквально размять их руками, разогреть, обратить внимание человека, на то, какие мышцы у него напряжены.

Человек сознательно способен контролировать очень много своих мышц.

Но реально в жизни контролирует 3-5%. Необходимо, чтобы человек научился управлять необходимыми мышцами горла, гортани, грудной клетки.

5. В психоаналитическом направлении исследований бронхиальную астму понимают как болезнь, детерминированную стремлением, страстным порывом докричаться до матери.

Степень выраженности аффекта, беспомощности, безнадежности и страха, а так же силы психосоматического реагирования определяются опытом раннего общения с другими лицами и, в первую очередь с матерью и отцом.

Стрессовую ситуацию создает потеря или угроза потери объекта привязанности, в результате чего могут возникнуть как психические, так психосоматические расстройства.

Причина психосоматических расстройств в возникновении нарушений физиологических функций отдельных органов и систем в ответ на различные стрессы в раннем детстве, что и определяет специфичность поражений.

Развитию заболевания предшествуют состояния "отказа", "ухода", "капитуляции", отражающие чувства безнадежности и беспомощности.

Состояние ребёнка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации .

Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребёнка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов.

Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребёнком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний.

Бронхиальная астма объясняется как подавленный крик против матери .

Сторонниками психоаналитической ориентации постулируется патогенная роль подавленных эмоций при астме, а выражение эмоций в процессе психотерапии, их осознание и вербализация связываются с улучшением соматического и психического состояния.

Повышенная личностная тревожность, часто переживаемая больным как беспричинная, является следствием неосознанного интрапсихического конфликта между желанием любви и нежности, с одной стороны, и страхом, отвержением их, с другой.

Приступ астмы часто предстает эквивалентом подавляемого плача.

Его сравнивают с криком и плачем ребенка, протестующего против утраты защищенности .

Объяснение подавлению плача находят в упреках и отказах, которым подвергались больные в детстве, если хотели позвать мать плачем или криком.

Ранние нарушения отношений с матерью действуют у больного как конфронтация "желания нежности" и "страха перед нежностью".

От самих больных их страх остается скрытым.

В. Бройтигам пишет: "При астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции".

Отмечают так же конфликт больных по типу нарушения психологических функций "отдать – принять" и тенденцию идентифицировать себя в общении с другими лицами, "быть сплавленными с ними".

Сильные и часто амбивалентные переживания отвращения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения у больных бронхиальной астмой. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого .

Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим.

Согласно результатам психологических исследований родственников больных бронхиальной астмой обнаруживается явное преобладание сверхзаботливых матерей.

6. И, естественно, наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 65,5-85% детей с бронхиальной астмой встречаются аллергические реакции. Наследственно-конституциональные особенности, наличие места наименьшего сопротивления.

7. Роль стресса в последние периоды беременности и в младенчестве.

В основе этиологии соматических заболеваний лежит единый кортико-висцеральный механизм:

вследствие эмоционального стресса первичное перенапряжение и истощение корковых клеток, создание подкорковых центров застойного очага возбуждения, дисгармония вегетативной нервной системы, развитие висцеральных расстройств.

Ряд исследователей придает большое значение роли формирования условий избирательности психовегетативных влияний , включая развитие психосоматических заболеваний, позднему пренатальному и раннему постнатальному периодам развития, так как в эти периоды существования высока способность организма к одноразовому обучению с образованием особо прочной связи (импринтинг), обеспечивающий биологически целесообразную стойкую связь детеныша с родителями или другими факторами внешней среды.

При остро или длительно и неизбежной ситуации эмоциональное перенапряжение ведет к выраженным церебровисцеральным нарушениям.


Другие немедикаментозные способы лечения бронхиальной астмы.

Известные спортсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр болели бронхиальной астмой.

Р егулярные занятия, возрастающий объем нагрузок позволили им преодолеть свой недуг. Подобные наблюдения могут разбираться на занятиях по групповой психотерапии, оказывая положительное влияние.

С помощью групповых занятий легче всего удается привить потребность заниматься физической культурой, как одним из наиболее эффективных методов профилактики бронхиальной астмы.

  • Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывают и групповые занятия дыхательной гимнастикой, аутогенной тренировкой или различными вариантами тренировок на функциональное расслабление. Дыхательная гимнастика преследует цель повысить функциональные возможности дыхательного аппарата больного, сделать дыхание более свободным, экономичным. При проведении комплексов дыхательных упражнений следует избегать приемов форсированного дыхания, которые могут усугублять обструкцию бронхов. Особенно это выявляется при астме физического усилия. В процессе дыхательных свободных упражнений с постепенным вовлечением всех мышц, участвующих в физическом акте дыхания, облегчается отхождение мокроты. В этом заключается положительное влияние дыхательной гимнастики, повышающей дренажную функцию бронхиального дерева.
  • Лечебный массаж позволяет снять ощущение усталости мышц. При большой энергетической работе дыхательной мускулатуры этот факт имеет очень большое значение. Массаж позволяет повысить работоспособность, добиться более свободного отхождения мокроты. Массаж принимают как в самые тяжелые минуты обострения бронхиальной астмы, так и при проведении противорецидивных курсов терапии. Рекомендуется делать самому себе массаж: разминать мышцы, которые мешают прохождению воздуха, грудную клетку, ключицы, шею, горло. Таким способом можно остановить приступ.
  • Климатотерапия. Вопрос о воздействии климата всегда возникает при лечении больных бронхиальной астмой. Его решение относится к одному из наиболее сложных. В случае переезда в другую климатическую зону больной проходит период адаптации, а вернувшись домой, реадаптации, в течение которых существует повышенный риск обострения астмы. В рекомендации климатотерапии всегда затруднен прогноз переносимости места, куда больной может выехать. Наиболее хорошие результаты дают курорты Северного Кавказа и Южного берега Крыма.
  • Иглорефлексотерапия в последние годы стала широко применяться при бронхиальной астме. Описание клинических эффектов опережает исследование механизмов этого вида терапии. Одной из теоретических концепций является воздействие с помощью игл на биологически активные точки. Накопленный опыт по применению иглорефлексотерапии при бронхиальной астме позволяет рассчитывать на определенные эффекты. Накопленный клинический опыт по применению иглорефлексотерапии позволяет рассматривать ее как метод, который может применяться при различных формах и стадиях бронхиальной астмы. Так, иглорефлексотерапию можно включать даже в комплексную терапию астматического состояния . У некоторых больных иглорефлексотерапия используется как основной метод лечения. Ее также можно рекомендовать для противорецидивного лечения. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Определение астмы

Определение Всемирной организации здравоохранения: бронхиальная астма - это «хроническое заболевание, основой которого является воспалительный процесс в дыхательных путях […]. У предрасположенных лиц этот процесс приводит к развитию генерализованной бронхиальной обструкции различной степени выраженности. Полностью или частично обратимой спонтанно или под влиянием лечения. Воспалительный процесс вызывает также содружественное усиление ответа дыхательных путей в виде бронхиальной обструкции на различные внешние и внутренние стимулы».

Масштаб

По оценкам ВОЗ, в мире от астмы страдает 235 млн человек; если же смотреть на долю, то заболеваемость бронхиальной астмой в мире составляет от 4% до 10 % населения. В России, по разным данным, от 2,2 до 5-7 %, среди детей этот показатель составляет около 10 %. Заболевание может возникнуть в любом возрасте; примерно у половины больных бронхиальная астма развивается до 10 лет, ещё у трети - до 40 лет.

Медицинские причины бронхиальной астмы

Конкретной единой первопричины наука не может установить. Некий воспалительный процесс дыхательных путей, причём неинфекционный. Как такое бывает – одному богу известно. Считается, что причин много. Но они условно делятся они на две группы – внутренние (наследственность, нарушение ВНС, эндокринной и иммунной системы) и внешние (пыль, курение, грязь, заболевания дыхательной системы). При этом неясно, почему одним людям в тех же условиях хоть бы что, а другие заболевают астмой.

Обострение

Факторами, вызывающими приступы удушья и обострения заболевания, являются аллергены для экзогенной бронхиальной астмы и нестероидные противовоспалительные препараты для аспириновой бронхиальной астмы, а также холод, резкие запахи, физическое напряжение, химические агенты.

Прогноз

В целом заболевание является хроническим и медленно прогрессирующим, адекватное лечение может полностью устранять симптомы, но не влияет на причину их возникновения. Прогноз для жизни и трудоспособности при адекватной терапии условно благоприятный. Периоды ремиссии могут продолжаться в течение нескольких лет.

Метафизика болезни: астма

Как известно, проще встретить единорога, чем семью, где все родственники наладили гармоничные отношения друг с другом (не путать с видимостью гармоничных отношений). Метафизика астмы заключается в том, что женщины одевают энергетические петли на шеи близких людей – детей или других родственников. То есть те люди, которые, по расхожему мнению, должны любить и заботиться друг о друге, на деле отбирают здоровье и счастье у близких людей. Это все, что в принципе вам нужно знать о родственных связях и отношениях между родственниками. Здесь важно внести уточнение, только женщины которые стали старшими в своём Роду, могут делать такие вещи. Женщина может стать старшей в своём Роду в силу многочисленных нарушений как со стороны мужчин так и со стороны женщин этого Рода.

Второй парадокс в этой истории: такие вещи могут делать только женщины. Мужчины принципиально не могут этого делать. Ответ лежит на поверхности и он кроется в должном взаимодействии внутри Рода. Главным в Роду всегда должен быть мужчина, но это Должный рисунок. На практике проявляются множество искажений, которые через болезни и страдания пытаются довести до человека мысль о неком нарушении. Задача человека в этой ситуации разобрать сигнал самостоятельно или найти специалиста, который поможет это сделать. Большинство людей предпочитают вообще ничего не делать, молча пьют таблетки и думают, что это единственно правильный способ в такой ситуации. Искажение в Роду Янской энергии- глубинная подоплека этого заболевания. Иерархия мужчины в потоке Должна быть всегда выше женской. Все остальное уже следствие этого нарушения, действия женщины в этой ситуации это просто индикатор этого нарушения. Более подробно я буду говорить об этом в своей книге «Метафизика здоровья человека», где я разберу все значимые болезни человека.

Чтобы женщина смогла одеть петлю на шею своего родственника, её иерархия должна быть выше; по-другому одеть петлю не получится. Сразу возникает законный вопрос: для чего она это делает? Петля позволяет контролировать другого человека, так его можно постоянно дёргать и манипулировать им и, конечно, дополнительно забирать от него себе энергию. Изначально женщина хотела получать больше внимания, чем ей его оказывали – петля на шее другого человека позволит ей стабильно получать порцию внимания к своей персоне. Управляя дыханием вы управляете распределением энергией в пространстве.

Пример

Метафизические причины болезни: астма

Все ответы находятся всегда в нас самих. Также и в этом случае причины банальны. И я о них часто пишу в своих публикациях.

1. Люди не смотрят в будущее, в их структуре много прошлого и именно в прошлое уходит большая часть их энергии.

2. Нарушена настройка центра тяжести себя как системы. Это является причиной неуверенности и многочисленных страхов человека. А там, где страхи, всегда происходит что-то очень неприятное.

Как устранить метафизические причины болезни?

1. Обрезать канат на шее.

2. Обрести собственные задачи в будущем. Это потребует от человека много усилий по работе с вертикальными потоками энергиями.

3. Настроить центр тяжести в своей системе. В книге «Квантовая революция в бизнесе» я подробно описываю, как это можно сделать.

4. Что делать родителям, если болен ребенок? Проблема имеет еще одну грань. И она прекрасно решается через восстановление Должного порядка в Родовом потоке. Если каждый занимает свое место в Пространстве, то нет необходимости вешать петлю другому на шею, чтобы привлечь к себе внимание.

Заключение

В завершение хочу обратить внимание читателей на интересный факт. Мы опять столкнулись с ситуацией, где причиной болезни стало простое незнание Космических законов. Нарушение закона Иерархии и непонимание Должного взаимодействия с пространством вокруг нас приводит к печальным результатам. В этой ситуации любой опытный метафизик сможет помочь. Но важно, чтобы сам человек захотел обрести новые идеологические основы своей жизни. Без изменений системы ценностей простое механическое следование определенным правилам не даст ощутимого результата. Будущее в руках самого человека.

Стоимость сопровождения: 3 месяца от 5 миллионов рублей.

Стоимость консультации 200 000 рублей.

Поздняков Сергей