Модель лидерских компетенций. Универсальная модель лидерских компетенций и ее определение

Чего только не сказано в современном мире о компетенциях лидера. Харизма, правильный голос, сильная энергетика, наличие деловой логики, стрессоустойчивость, умение держать удар в переговорах и продавливать свою позицию, способности к организации людей и процессов, планированию и контролю, дар убеждения и так далее.

Но времена меняются, соответственно, меняется и запрос на компетенции, которые востребованы в лидерах. Лидерство перестает быть авторитарным. Формат лидера, который впереди на белом коне несет флаг, показывает рукой вперед, сам принимает все решения, сам возглавляет колонну, – безнадежно устарел. Это лидерство мало учитывает потенциал людей, которые следуют за ним. Общий тренд человечества – каждый хочет проявлять свою индивидуальность все больше и все меньше готов слепо следовать за другими людьми.

Лидер служения и поддержки – вот новая функция, которая сегодня часто-густо дает результат другого качества! Результат, который обеспечен вовлечением в процесс большого количества людей – вовлечения физического, интеллектуального и ментального. Именно им, тем, кто непосредственно делает работу, создает результат, лучше всех известно, как его улучшить. Дело лидера – держать общее направление, не мешать, расчищать дорогу, сопровождать, заботиться о том, чтобы каждый человек в команде мог проявить себя максимально.

Вот что я предлагаю в качестве лидерского must have набора, актуального сегодня.

1. Наличие видения

Это основная компетенция, на мой взгляд. Способность в начале пути видеть образ конечного результата. Понимать, на что это похоже, чему или кому служит, в чем польза для людей, в чем состоит основная идея.

Это позволяет последовательно идти к результату и достигать его.

Не важно, о ком речь, о директоре младшей школы, руководителе туристической группы или разговор о большой компании и ее лидере. Важно, чтобы в голове у этого человека была четкая картинка того, чего он хочет достичь. И я не даром говорю, что это не описание, а картинка, потому что именно визуальный ряд, наличие образа способны синхронизировать понимание наиболее глубоко.

2. Умение историями вовлекать в свое видение и заряжать им других людей

Вербальное сопровождение визуального образа, облаченное в некую историю, у которой есть свое начало, продолжение, возможно интрига и приключения внутри, плавное течение к развязке – очень важно для создания в каждом человеке своего мотива к вам присоединиться. Когда есть что-то в этой истории, что трогает человека лично, эта история становится и его частью. Истории пересказываются, обрастают подробностями, даже немного мифологизируются. Компания, в которой от сотрудника к сотруднику пересказывается история о том, как собственник начинал бизнес, как он продал квартиру, остался без жилья, несколько лет был на грани закрытия, как собирал команду, как балансировал на грани выживания, как постепенно большими усилиями к нему пришел успех и деньги, всегда будет в зоне турбулентности чувствовать себя сильнее.

Ее сотрудникам будет на что опереться – они знают, что трудные времена бывали, но это не навсегда. Их лидер с ними справится.

3. Последовательность, приверженность своему видению, проявленная в действиях

«Примером чего я являюсь?» Можно много и часто повторять людям, что вы считаете правильным, а что нет, как они должны себя вести. Но на самом деле поступать они будут ровно так же, как поступаете вы. Если вы много говорите о ценностях, при этом сами их нарушаете, будьте уверены, что люди не будут вам верить и во всем остальном.

Проповедуя уважение к сотрудникам как важную ценность и одновременно обсуждая за их спиной маневры и манипуляционные тактики – всем остальным вы даете четкий сигнал: «Я есть то, что я делаю. Это не совпадает с тем, что я говорю. Верить мне нельзя». Больше можете ничего не делать. Этого вполне достаточно, чтобы разрушить доверие.

4. Умение видеть возможности и не зацикливаться на проблемах и препятствиях

Предпринимательская черта, которая характеризуется отсутствием ограничивающих убеждений. Такие лидеры часто повторяют: «Возможно все!», «Невозможное возможно!», «Нет ничего невозможного для человека с интеллектом!» Эти девизы помогают командам воспитывать в себе такой дух, когда ты можешь как можно большее количество факторов перевести в зону своего влияния, не поддаваясь соблазну сказать «Ничего нельзя сделать!»

5. Постоянные активные действия

Лидер не стоит на месте. Он двигается вперед. Он не просто создает видение, он каждый день делает шаги для его достижения. Это не значит, что он все делает сам, но он предпринимает действия. На языке Ицхака Адизеса это называется «Производить результат».

6. Умение быть в круге влияния, а не в круге забот (по Стивену Кови). Правильное выстраивание приоритетов

С точки зрения работы с командой здесь даже может быть своя интерпретация. Если что-то пошло не так, лидер переходит в круг влияния. Он «замеряет температуру», диагностирует, задает вопросы, направляет энергию на выравнивание ситуации в самом корне проблемы. В наименьшей степени он работает над устранением последствий. Фокус внимания – на поиске и устранении причин, высвобождении ресурса для достижения результатов. Правильный современный лидер хорошо видит мотивационные стратегии каждого члена команды и работает над их проявлением. Как только вы сделали все для того, чтобы каждый человек был в мотиве и в ресурсе, – обо всем остальном они позаботятся сами.

7. Эмоциональная и психическая устойчивость

Я поставила эту компетенцию на 7-е место, потому что считаю, что сегодня это не ключевая лидерская компетенция, хотя она остается востребованной. Но если раньше стресс лидера был связан с большой ответственностью, необходимостью каждый момент времени принимать решения, то сейчас качество лидера характеризуется в том числе и умением передавать ответственность на команду, в том числе и глобальную. Высвобожденный ресурс лучше направить на все предыдущие пункты.

8. Умение строить отношения с партнерами, сотрудниками, клиентами. Способность к эмпатии

Интеграция, нетворкинг, постоянное общение, в том числе на личностном уровне, со всеми игроками рынка (или не рынка) – вот что на сегодня может дать больше бенефита, чем вес в деловых кругах, умение себя подать, представительская функция.

Костюм, машина, часы – эти атрибуты становятся менее значимыми. Лидер, который снимает корону и общается на равных с командой, клиентами, партнерами – имеет больше шансов на успех и на то, что в момент неопределенности компания вырулит за счет умения прислушиваться к интересам клиентов, партнеров, сотрудников и даже стейкхолдеров.

9. Системность мышления очень желательна

Системность относится к классике менеджмента, без нее никуда. Целостный подход, поиск решений на уровне ценности для клиента, понимание, как та или иная ситуация проявит себя в будущем, понимание принципов работы системы и возможностей влиять на ее изменения.

10. Способность к творчеству, готовность принимать новое

Сегодня мыслить догмами – слишком большая роскошь для лидера. Его готовность впитывать новшества, следить за тем, куда движется мир, готовность меняться самому и вводить инновации в компанию – важная компетенция.

Именно творческий подход поможет внедрять изменения легко, доверять своим командам, полагаться на их творчество и их способности распознать пользу новых идей.

Конечно, есть некое противоречие между системностью и последовательностью с одной стороны, и постоянными внедрениями изменений с другой. Именно способность гармонично сочетать эти качества определит в ближайшее время лидерскую повестку дня.

Если вы будете сильно держаться за старое – никто не будет вас подвигать или убеждать конкурировать. Нет. Просто вы сами в какой-то момент окажетесь на обочине в аутсайдерах, в то время, как другие будут делать шаги в сторону изменений.

Прокачивайте себя, меняйтесь, развивайтесь, становитесь примером для своих команд и компаний. Лидерство – не повод почивать на лаврах. Лидер задает повестку дня, вовлекает, пробуждает интерес и мотивацию.

Сделайте что-то уже сегодня, чтобы завтра быть ближе к своему успешному будущему!

8 шагов к развитию лидерства

1. Спросите себя, есть ли у вас картинка будущего? Если нет, беритесь рисовать, описывать.

2. Сходите на развивающий тренинг. Пойдите на тот, который гарантированно принесет новые знания и навыки.

3. Узнайте значение какого-нибудь нового понятия в сфере бизнеса.

4. Спросите у своих людей – а каково их мнение по поводу развития вашего общего дела.

5. Задайте себе вопрос: «Примером чего для своих людей являюсь я?»

Напишите ответы, посмотрите на них, сделайте выводы о том, чего хотелось бы.

6. Разбираясь с проблемой в вашем деле, найдите корневую причину, перейдите к ее решению. Определите три шага, с которых начнете.

7. Сделайте что-то для своего эмоционального и психического равновесия – разгрузите нервную систему, сходите к коучу или психотерапевту. Вы нужны своему делу с ясной головой и в ресурсном состоянии.

8. Потренируйте творчество. Музыка, рисование, возможность помечтать – хорошие помощники в этом направлении.

Выберите хотя бы три пункта из этого списка и сделайте их в ближайшие три дня. Таким образом вы точно продвинете себя вперед к лидерству нового типа.

Ирина Кушнир, командный коуч, бизнес-консультант, ведущий тренер программы «Agile для системных компаний – теория и практика внедрения» в Центре бизнес-обучения «Golden Staff»

Общие сведения

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

2. Структура интервью;

1. Установление контакта. Задача интервьюера - создать хорошее впечатление о компании, дать возможность соискателю расслабиться.

2. Краткий (5-20 мин) разговор о компании.

3. Непосредственно собеседование: кандидат отвечает на вопросы и выполняет ряд ситуационных задач.

4. Кандидату предоставляется возможность задать интервьюеру интересующие его вопросы.

5. PR вакансии (этап может отсутствовать, если кандидат не интересен компании).

6. Обсуждение алгоритма дальнейшего взаимодействия

2.2 Отличие интервью от собеседования;
3. Виды интервью;

Виды интервью

По степени формализации

· Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

· Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

· Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

· Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.



· Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

· Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

· Индивидуальное интервью - интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

· Групповое интервью - интервью, в котором участвует более двух человек.

· Массовое интервью - интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

Структурированное интервью

Для этого типа интервью HR-менеджер предварительно разрабатывает специальные вопросы, чтобы получить информацию о компетенции сотрудника, его соответствии требованиям занимаемой должности с учетом специфики и стратегии предприятия. В ходе такого интервью проверяется стрессоустойчивость претендента, наличие у него лидерских качеств. Кроме того, интервьюер по ходу общения делает для себя выводы о личностных особенностях человека, обращает внимание на его позу, движения, жестикуляцию, мимику. Важно все: как человек строит свой рассказ, насколько хорошо владеет речью, умеет ли быстро переключать свое внимание. Интервьюер задает вопросы, которые помогают ему определить интересы и мотивацию соискателя, его потенциал как работника в конкретных условиях. Таким образом на этом типе собеседования ответы играют ключевую роль.

Интервью по компетенциям

Цель такого интервью – собрать поведенческую информацию о соискателе в ситуациях, имеющих отношение к будущей работе. Вопросы строятся таким образом, что предполагают развернутый ответ. Претендента просят описать одну-две истории на определенную тему из прошлого опыта, которые для интервьюера будут служить информацией о характеристике конкретного качества человека, например, умении взять ответственность на себя. Предлагая рассказать о других ситуациях, скажем, о поведении в конфликтной обстановке или работе в условиях, требующих выносливости, специалист по кадрам получает информацию, которая позволяет прогнозировать поведение кандидата в аналогичных случаях на новом месте.

CASE-интервью

Этот тип интервью предполагает серию стандартных вопросов-заданий, на которые каждый соискатель дает свой ответ. Фактически – это описание некоторой гипотетической ситуации с последующим вопросом, адресованным претенденту. Дав ответ, кандидат может продемонстрировать свою профессиональную пригодность, умение анализировать, расставлять правильные акценты, взаимодействовать с коллегами и подчиненными, находить выход из проблемных ситуаций. В зависимости от специфики открытой вакансии могут быть заданы «кейсы» на наличие креативности, способности мыслить нестандартно.

Стресс-интервью

На практике такой тип собеседования используется весьма редко, в крайнем случае, специалисты по кадрам позволяют себе несколько вопросов «провокационного» характера. Стресс-интервью практикуют в тех случаях, когда работа предполагается нестандартная, связанная с повышенными эмоциональными, физическими или интеллектуальными нагрузками. Специалисты отмечают, что для того, чтобы провести стресс-интервью на высоком уровне, необходима тщательная подготовка; кандидата желательно предупредить о том, какой тип собеседования ему предстоит. На практике умение человека «держать удар» нередко проверяется обыкновенной бестактностью, что не имеет ничего общего с профессионально продуманным методом выявления стрессоустойчивости.

В действительности же опытный специалист должен оценить не реакцию соискателя на грубость, а его умение работать в сложных условиях. К примеру, имеет ли человек способность успевать руководить людьми и одновременно отслеживать ход производственных дел; или, испытывая давление руководителя, качественно выполнять работу, а также находить компромисс в сложных отношениях с коллегами, клиентами. Обычно смоделировать реальную рабочую ситуацию сложно, поэтому стрессоустойчивость оценивают, проводя собеседование в нестандартной обстановке, неудобных условиях, приглашая сразу нескольких претендентов-соискателей и т.д.

В целом, как будет проведено интервью, зависит от специфики позиции, требований компании и от мастерства интервьюера. Результат собеседования зависит от уровня соответствия претендента ожиданиям работодателя.
Существует много различных видов или стилей исследовательского интервью

  • Структурированное или стандартизованное интервью подразумевает, что дизайн проведения интервью контролируется интервьюером. Цель - донесение до всех респондентов вопросов в одинаковом контексте. Это означает, что каждый респондент подвергается влиянию таких же стимулов, как и другие.
  • Полуструктурированное интервью . Этот термин включает широкий диапазон примеров. Обычно он относится к контексту, в котором интервьюер располагает рядом вопросов, которые встроены в общую схему интервью, но последовательность вопросов он может варьировать. Зачастую вопросы имеют несколько более обобщенный вид, чем это обычно происходит в структурированном интервью. Кроме того, интервьюер обычно обладает определенной свободой задавать дальнейшие вопросы, которые являются реакцией на то, что интервьюер рассматривает как важные и значимые ответы.
  • Неструктурированное интервью . Интервьюер обычно располагает просто в виде списка темы или вопросы, которые часто называют планом интервью или памятной запиской. Стиль постановки вопросов, как правило, неформальный. Формулировка и последовательность вопросов варьирует от интервью к интервью.
  • Интенсивное интервью . Этот термин используют в качестве альтернативны неструктурированному интервью. Также используют термин этнографическое интервью , чтобы описать форму интервью, которая также более или менее синонимична неструктурированному интервью.
  • Качественное интервью . Для некоторых теоретиков этот термин обозначает неструктурированное интервью, но чаще это общий термин, который охватывает интервью и полуструктурированного, и неструктурированного типа.
  • Глубинное интервью . Как и термин «качественное интервью», этот тип иногда относят к неструктурированному интервью, но более часто его относят и к полуструктурированному, и к неструктурированному интервью.
  • Фокусированное интервью . Этот термин обозначает интервью, в котором преимущественно используются открытые вопросы, чтобы узнавать у респондентов о конкретных ситуациях или событиях, которые имеют отношение к ним, или интересны для исследователя.
  • Фокус-группа . Это то же самое, что и фокусированное интервью, но респонденты обсуждают конкретный вопрос в группах.
  • Групповое интервью . Некоторые теоретики рассматривают этот термин, как синоним фокус-группы, но можно провести различие между фокус-группой и ситуацией, когда члены группы обсуждают различные вопросы, которые могут иметь быть только частично связаны с основной темой.
  • Устное историческое интервью . Это неструктурированное или полуструктурированное интервью, в котором респондента просят вспомнить события из своего прошлого, и отрефлексировать их. Обычно имеет место целый кластер специфичных вопросов исследования, которые касаются конкретной эпохи или события, поэтому здесь присутствует некоторое сходство с фокусированным интервью.
  • Интервью истории жизни (биографическое интервью). Оно похоже на устное историческое интервью, но целью этого типа неструктурированного интервью является тщательный сбор информации о биографии каждого респондента.

4. Поведенческое интервью (или интервью по компетенциям);

Поведенческое интервью дает возможность выработать линию поведения кандидата в будущем. С этой целью задаются вопросы о предыдущих местах работы. Внимание должно сосредоточиваться на аспектах, касающихся вакансии. Вопросы формулируют так, что кандидату необходимо привести конкретные примеры: «опишите ситуацию, когда…», «приведите примеры того, как…», «опишите вашу роль в…» и т. д.

Примеры вопросов:

· Расскажите о вашей последней (нынешней) работе.

· Опишите стандартные задачи, которые вам приходилось решать в течение рабочего дня на предыдущем рабочем месте?

· Какие ваши главные успехи в работе?

· Опишите наиболее интересный (наиболее успешный) проект, в котором вы принимали участие?

· Расскажите о случае, когда вы нашли нестандартное решение проблемы.

· Опишите ситуацию, когда вы приняли неправильное решение.

· Расскажите о каком-либо конфликте на работе и как вы его разрешили.

· Опишите ситуацию, когда вы не соглашались с мнением других. Что вы предприняли, чтобы прийти к согласию?

Поведенческое интервью применимо для кандидатов из любой сферы деятельности. В ходе интервью рекрутер собирает полные поведенческие примеры (ППП) из опыта кандидата. Из каждого такого становятся ясны:

· Ситуация , с которой кандидат столкнулся (situation);

· Задача , которая стояла перед ним (task);

· Действия , предпринятые кандидатом (action);

· Результат , итог ситуации (result).

Эти компоненты легко запомнить по аббревиатуре STAR - S ituation, T ask,A ction, R esult.

Ключевые слова: поведенческий индикатор,компетенции, компетентность.

Поведенческий индикатор

Основой описания является поведенческий индикатор – наблюдаемый элемент поведения человека, указывающий на наличие у него определенных знаний, навыков, умений, опыта и убеждений (которые еще называют психологическими установками). То есть, проще говоря, именно поведение отвечает нам на вопросы: что человек умеет и во что он верит.

Для примера возьмем индикатор «приходит на работу вовремя». Вроде бы простейшее действие. А на самом деле для того, чтобы оно было осуществлено, должно быть выполнено несколько условий. Человек должен знать адрес офиса и расписание рабочего дня. Обладать рядом навыков, в том числе, просыпаться от звонка будильника. Уметь выбрать маршрут. Иметь опыт прохождения этого маршрута, так как именно опыт позволяет выявлять риски и избегать непредвиденных ситуаций. И, что очень важно, он должен верить в то, что прийти на работу вовремя нужно и полезно для него лично. Иначе поведение не проявится.

Компетенция

Естественно, что в различных организационных ситуациях любой сотрудник проявляет большое количество поведенческих индикаторов. Поэтому, для того чтобы составить комплексное описание желательного поведения, мы выделяем ситуации, эффективное решение которых выгодно организации. К ним можно отнести участие в совещаниях и их ведение, принятие решений, общение с коллегами, руководителем и подчиненными и т.п. Некоторые действия людей в этих ситуациях приводят к успеху, некоторые к затягиванию времени и неудачам. Соответственно, мы анализируем, какие именно действия оказывают влияние, и описываем их с помощью индикаторного подхода.

Далее индикаторы объединяются в группы по принципу достижения результата в определенной области: коммуникации, мышлении и принятия решений, управлении людьми и т.п. Таким образом, получается описание комплекса поведенческих проявлений в одной области, которое называется компетенцией.

Важно, чтобы каждая компетенция имела свою цель. То есть, ее проявление должно отражаться на конкретных производственных процессах и, как следствие, экономить или зарабатывать деньги для компании.

Например, для эффективности компании критически важно, чтобы сотрудники качественно обменивались информацией. Поэтому мы сводим в компетенцию «Коммуникация» поведение, которое способствует такому обмену: высказываться, применять общедоступную терминологию, задавать вопросы, отвечать на вопросы.

Виды компетенций

Описание требований к поведению сотрудников с помощью индикаторов оказалось настолько удобным и объективным, что постепенно к компетентностному способу переходят и создатели профессиональных стандартов. Сейчас появляются модели компетенций инженеров, юристов, бухгалтеров и т.д. Такие компетенции, имеющие прямое отношение к определенной профессии, называют «техническими» или «профессиональными».

Другую группу компетенций называют «корпоративными». Эти компетенции устанавливают стандарт того, как сотрудники должны вести себя по отношению к компании, руководителям, подчиненным и друг другу.

Иногда в отдельную группу выделяют «личностные» или «базовые» компетенции, которые описывают способ мышления человека и то, как он принимает решения.

Следующим шагом является объединение компетенций в единую систему, которая называется моделью компетенций.

Например, работая над моделью управленческих компетенций, мы стремились описать аспекты, которые определяют качество руководителя и отражаются на том, как работает подчиненная ему система. В итоге мы выделили следующие компетенции:

Коммуникация;

Постановка задачи и обеспечение исполнения;

Управление взаимодействием;

Участие во взаимодействии, исполнение правил и регламентов;

Системность, структурированность и гибкость мышления, качество логических решений, обучаемость;

Понимание бизнеса и лояльность;

Планирование и прогнозирование;

Целенаправленность, самостоятельность и ответственность;

Инициативность, инновационность и действия в условиях изменений;

Часть компетенций в этой модели относится к профессиональным, часть к личностным, часть к корпоративным. Таким образом, это комплексное описание поведения человека, приводящего к результатам в различных областях.

5. Компетенция лидера;

Список оптимальных лидерских компетенций

1. Готовность взять на себя ответственность за коллектив.

2. Готовность отвечать за коллективный результат даже

в случае провала.

3. Предпочтение общего результата личному.

4. Позитивное отношение к людям.

5. Обучаемость, стремление развиваться.

6. Не боится сильных подчиненных.

7. Умение и готовность вдохновлять.

8. Умение слышать других.

9. Готовность и способность учить других.

10. Эксперт или отличный управленец.

11. Умение организовать других.

12. Собственная точка зрения.

13. Готовность к непопулярным решениям.

14. Стрессоустойчивость.

15. Отсутствие стремления самоутверждаться за счет других.
6. Компетенция менеджера;

Клаудио Фернандес-Араос - мировой эксперт в подборе и развитии топ-менеджеров организаций. Своим многолетним опытом он делится в книгах «Окружи себя лучшими» и «Выбор сильнейших». Его девиз: в работе и в жизни выдающихся результатов достигает тот, кто умеет окружать себя выдающимися людьми .

Для успеха бизнеса, считает Клаудио, нужен выдающийся лидер, который сумеет сформировать первоклассную команду. Как найти такого руководителя?

«Сначала нужно оценить интеллект, ценности, ключевые индикаторы потенциала (в том числе мотивированность), эмоциональный интеллект и мобильность. - отвечает Клаудио. - Однако мы в Egon Zehnder за десятилетия поиска кандидатур на руководящие роли считаем, что спрогнозировать успешность на любой должности, в любом секторе и любой стране помогают восемь лидерских компетенций».

Фернандес-Араос уточняет, что каждая должность и каждая организация уникальны и требуют различных уровней овладения теми или иными компетенциями, но эти восемь в той или иной степени представлены у всех лучших топ-менеджеров.

Интересно, что такая важность именно этих восьми компетенций была подтверждена в ходе научного исследования. Ученые совместили базу данных компании Egon Zehnder, включающую более 100 тысяч оценок топ-менеджеров, со статистикой роста компаний McKinsey с данными о 700 компаниях. В результате такого совмещения была создана выборка из 47 компаний с 5560 оценками их топ-менеджеров. Руководители компаний с наибольшими показателями роста обладали высоким уровнем компетенций во всех проанализированных областях.

Приводим восемь главных компетенций лидера:

1. Стратегическая ориентированность
Лидер умеет широко мыслить и выстраивать сложные аналитические структуры и концепции.

2. Понимание рынка
Лидер знает рынок и понимает, как он влияет на бизнес.

3. Ориентированность на результат
Лидер стремится добиться видимого улучшения результатов.

4. Ориентированность на клиента
Лидер стремится удовлетворить потребности клиента.

5. Сотрудничество и влияние
Лидер умеет эффективно сотрудничать с коллегами или партнерами, в том числе не относящимися к числу непосредственных подчиненных или руководителей.

6. Организационное развитие
Лидер стремится улучшить компанию путем привлечения и развития наиболее талантливых сотрудников.

7. Руководство командой
Лидер способен успешно формировать, объединять и выстраивать эффективные группы.

8. Управление изменениями
Лидер умеет вовлекать людей в изменения, трансформировать организацию и объединять ее вокруг новой цели.

Примечательно, что всего 1% из руководителей, качества которых оценивали, получили оценку компетенций в 6-7 баллов из 7 и только 11% - 5 или более баллов. То есть идеальных людей не бывает. Кроме того, нужен не идеальный руководитель, а тот, что подойдет именно вам.

«Когда вы захотите окружить себя лучшими, стратегия должна выглядеть так, - рекомендует Клаудио, - искать людей с навыками выше среднего в большинстве категорий, а потом выбрать из них того, кто обладает выдающейся компетентностью в двух-трех областях, которые наиболее важны для успеха на новом месте».

Лидерские компетенции относятся к сфере руководства и управления людьми. Они отражают способность человека распоряжаться собственной властью, направлять деятельность подчиненных в определенное русло, оказывать подчиненным поддержку, проявлять к ним участие и наделять их полномочиями. Кроме этого, лидерские компетенции предполагают наличие у руководителя способности создавать у подчиненных состояние нацеленности на общую задачу, умений работать с разнородным коллективом, поддерживать творческую активность подчиненных и формировать в организации чувство общности, создавать команду и т.п. Проявление лидерских компетенций многопланово.

Контент-анализ литературы и исследований в области молодежного лидерства, а также работа экспертных групп в рамках разработки данного курса позволяет сделать вывод, что современный лидер-руководитель (процессуальный лидер) должен обладать следующими базовыми компетенциями .

1. Мотивация к достижению (Преобладание ориентации на достижение цели, на результат).

2. Внутреннее стремление к саморазвитию.

3. Креативность.

4. Работоспособность.

5. Умение вдохновлять, заражать идеями. Эмоциональная компетентность.

6. Управленческая компетенция (способность к постановке целей, способность прогнозировать, планировать, принимать решения, побуждать других к действию, контролировать).

7. Умение действовать в неопределенных ситуациях. Умение разумно структурировать хаос, ориентируясь на главное, а не на второстепенное. Умение структурировать ситуацию с учетом решаемых задач.

8. Патриотизм и принятие социальной ответственности.

9. Знания и умения в специальных областях (управление общественной организацией, фандрайзинг, лидерство и командообразование, деловые коммуникации, национальная социально-политическая система, включая понимание истории ее возникновения, международного контекста и тенденций развития).

Они не являются исчерпывающими, но – «из песни слов не выкинешь» – обязательны для современного лидера-руководителя (процессуального лидера).

Прокомментируем некоторые из них.

Умение вдохновлять, заражать идеями. Эмоциональная компетентность

Эмоциональная компетентность, на наш взгляд, имеет несколько составляющих, важных для развития лидерского потенциала.

Во-первых , умение вдохновлять, заражать своими идеями напрямую зависит от степени эмоциональной поддержки. Великие лидеры приводят в движение людей с помощью эмоций, и если вы умеете управлять эмоциями позитивно, то люди вокруг вас начинают работать с увлечением, демонстрируя свои высшие качества.

Во-вторых , это способность распознавать свои чувства и чувства других людей с целью управления своими внутренними эмоциями и эмоциями в отношениях с другими людьми. Многие люди с недостаточной эмоциональной интеллигентностью в конце концов оказываются под начальством людей с более низким IQ, но преуспевшим в развитии своей эмоциональной компетентности.

В третьих , это умение от сочувствия и сопереживания переходить к осмысленному содействию.

Управленческие компетенции: компетенция целеполагания

Целеполагание – это выбор цели деятельности организации и ее конкретизация. Имеется в виду, что изначально формулируется стратегическая цель, а затем она разбивается на согласующиеся друг с другом подцели. Именно цель определяет общую направленность работы организации, ее состав и структуру. И именно цель регулирует характер действующих в организации взаимосвязей между ее компонентами и интегрирует их в согласованную систему. Она выступает основой для наиболее важных стратегических решений, определяя содержание планирования.

Цели организации располагаются в определённой иерархии. Общие цели конкретизируются в целях основных структурных подразделений и в целях более мелких подструктур. Такое «дробление» целей происходит до уровня отдельного исполнителя, деятельность которого тоже должна иметь четкую цель. Цели индивидуальной деятельности каждого исполнителя согласуются с целями более высоких уровней и иерархически им соподчинены.

Навык целеполагания важен на любом этапе деятельности организации. Начиная от стратегических целей и заканчивая реализацией любого проекта, будь то массовая акция или разработка сайта.

Подробнее об этом – в темах «Миссия и стратегические цели организации» и «Базовые инструменты лидера».

Управленческие компетенции: компетенции прогнозирования и принятия решений

Следующая основная компетенция лидерства – прогнозирование. Она обеспечивает переход от стратегии «пассивного реагирования» к стратегии «активного упреждения». Человек не просто реагирует на изменяющиеся внешние условия, а начинает готовиться к ним, разрабатывает меры по недопущению наиболее негативных из них. Прогнозирование как раз и является основным средством трансформации пассивной стратегии управления в активную.

Основной объект прогнозирования – развитие внешней среды и последствия взаимодействия с ней.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, где преобразуется все – привычки и подходы, продукты и технологии, политические концепции и целые социальные системы. Внешняя среда сложна, подвижна и неопределенна. На ее развитие и взаимодействие с организацией оказывают влияние (напрямую или косвенно) множество факторов, каждый из которых вариативен, и все они, так или иначе, взаимосвязаны. Тесная взаимосвязь приводит к изменениям всех других факторов при любом незначительном изменении хотя бы одного из них. Отсутствие достоверной информации по каждому из факторов влияния создает часто ситуацию неопределенности.

Поэтому с компетенцией прогнозирования напрямую связаны:

· системное мышление , учитывающее множественность и взаимовлияние различных факторов – «все влияет на все!» и

· умение действовать в неопределенных ситуациях : разумно структурировать хаос, ориентируясь на главное, а не на второстепенное, структурировать ситуацию с учетом решаемых задач

· компетенция принятия решений (с учетом неопределенности, сложности и динамичности изменений в окружающей среде).

Этапы принятия решений

Принятие решений – это процесс, который имеет свою динамику. Коротко – его можно разделить на следующие этапы.

Первый этап – осознание проблемы.

Имеется в виду ситуация, требующая выхода посредством принятия решения и предполагающая диагностику. Этап состоит из:

· выявления проблемной ситуации как таковой;

· определения ее границ;

· установления взаимосвязей с другими сторонами деятельности;

· характеристики особенностей ее содержания;

· выявления ее ключевых противоречий и постановку целей предполагаемого решения.

Второй этап– анализ содержания проблемной ситуации.

· Информационный анализ ситуации с целью уменьшения (редукции) ее неопределенности. В результате проблемная ситуация приводится к виду, более доступному для контроля над ней.

· Определение основных «ограничивающих факторов», которые порождают проблему, требующую принятия решения.

· Формулировка критериев, или основных требований к решению. Данные критерии затем будут положены в основу выбора одного из нескольких альтернативных вариантов.

Третий этап –формулировка альтернатив.

В него входят поиск, выявление и генерация новых возможных выходов из проблемной ситуации. Часто, особенно в стереотипных ситуациях, этот этап не осознается лидером как самостоятельный, поскольку необходимая альтернатива ему представляется очевидной.

Четвертый этап– оценка альтернатив по системе сформулированных критериев.

Она соотносится с основными целями деятельности и является многоаспектным рассмотрением преимуществ и недостатков каждого вариантов. Эти варианты рассматриваются в прогностическом плане, с учетом параметра динамичности среды. Данный этап обозначается еще и как фаза «взвешивания альтернатив».

Пятый этап– выбор альтернативы.

Это основной этап в структуре нормативного процесса управленческого решения. Здесь необходимо сделать ключевой шаг – принять решение. Основной принцип данного этапа – выбор той альтернативы, которая имеет наибольшую интегральную «полезность» – то есть предельно увеличивает возможные «выигрыши» и минимизирует «проигрыши».

Шестой этап –реализация принятого решения.

Альтернатива выбрана. Теперь необходимо разработать специальные процедуры для ее осуществления. Эта задача имеет особую специфику, значимость и сложность. В организационной деятельности эта специфика состоит в несовпадении тех, кто принимает решения, с теми, кто их реализует. Поэтому организация деятельности исполнителей решения превращается в самостоятельную и важную задачу.

Седьмой этап –контроль исполнения.

В него входят оценка эффективности и коррекция решения. Любое эффективное решение предполагает необходимость обратной связи с его результатами путем сличения достигнутого с запланированным на первом этапе. Таким образом, общая структура нормативного процесса управленческого решения приобретает вид замкнутого контура, обозначаемого понятием «решенческое кольцо».

Процесс принятия решений во многом определяется индивидуальными особенностями. Выделяют следующие типы принятия решений :

· интуитивные решения;

· решения, основанные на суждениях;

· рациональные решения.

При принятии интуитивного решения люди основываются на внутреннем ощущении правильности выбора. Особенностью здесь является отсутствие некоторых этапов принятия решений. Наименее представлен этап «взвешивания» альтернатив.

Решения, основанные на суждениях , во многом сходны с интуитивными, но в их основе лежат знания и осмысленный опыт прошлого.

Рациональные решения не имеют непосредственной опоры только на прошлый опыт, а принимаются на основе последовательности нормативных аналитических процедур.

В рабочей тетради к данному курсу мы предлагаем вашему вниманию технологию принятия решений ТОР (технологию организационного развития), предложенную А.С.Огневым. Данная технология позволяет привнести акмеологические подходы в развитие навыков лидера-управленца и с успехом используется:

· для структурирования и собственных лидерских компетенций (стремление к саморазвитию)

· для структурирования парного взаимодействия (переговорных процессов, в том числе для разрешения конфликтных ситуаций)

· для эффективного построения команды (лидер для группы).

Акмеология (от древн. греч. акме - «вершина, цветущая сила», период в развитии взрослого человека, связанный с высоким уровнем развития способностей, профессионализма) - наука, изучающая феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности вершинных достижений. Предметом изучения науки Акмеологии является условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности. Данная область знания возникла на пересечении психологии, педагогики, теории менеджмента и ряда других дисциплин.


Лидерство. Одно и то же слово разными людьми может пониматься по-разному. Иногда это приводит к долгим спорам, хотя собеседники говорят об одном и том же с разных сторон. А иногда как раз могут говорить о разных вещах…

Например, слово «собачка».

  • Собачка – это домашнее животное, с хвостом, иногда лает…
  • Собачка – это странный такой символ `@` в адресе e-mail…
  • Собачка – это такой пиптык в замке, иногда она заскакивает…
  • Собачка – это часть застёжки-молнии…
  • Собачка – это деталь храпового механизма…
  • Собачка – это такая игра…

Теперь давайте представим ситуацию - встречаются два человека:

Ну и что вы скажете о собачке?

О! Она меня постоянно тревожит!

Нет, западает!

Иногда именно так и выглядит обсуждение в наших группах. Поэтому я решил прояснить некоторые термины, которые часто употребляются в темах.

Предлагаю начать со слова `Лидерство`. Последнее время много статей о лидерах, об успехе и в противовес о неудачниках, о рабах…

А прояснять слова я предлагаю, используя компетенции.

Если посмотреть на компетенции с точки зрения рекрутера:

Компетенция – свойство личности, оно важно для эффективного выполнения работы на соответствующей позиции. Компетенцию можно измерить через наблюдаемое поведение.

Хотя работа и занимает большую часть нашей жизни, предлагаю расширить рамки, и смотреть на компетенцию шире. Главное – наблюдаемое поведение, которое можно измерить!

Компетенция Лидерство .

  • мотивирует других на достижение намеченных целей,
  • использует соответствующие межличностные стили и методы при управлении группами или отдельными людьми (подчиненными, равными по положению, вышестоящими)

Как можно наблюдать такое свойство личности?

Воодушевляет других своими действиями и энтузиазмом для успешного достижению цели

Отмечает и поощряет удачные действия подчиненных

Использует различные способы мотивации в зависимости от индивидуальных особенностей подчиненных

Регулярно поощряет наиболее эффективных работников

Мотивирует на выполнение задачи, увязывая воедино интересы сотрудника и организации

Применяет разные стили руководства в зависимости от ситуации

========================================================

Предлагаю обсудить данную компетенцию. Можете выбрать любой из вопросов, который вам АУКНУЛСЯ!

    • Может ли лидер работать на кого-то? Или только на себя?
    • Обязательно ли у лидера должны быть подчиненные? Или как еще их можно назвать (***)?
    • Можно ли назвать подчиненных (***) лидера неудачниками?
    • Идут ли слова `Лидер` и `Успешный` в связке? Может ли лидер быть неуспешным?
    • Какие отношения лидер выстраивает со своими подчиненными (***)? Может ли он назвать их рабами с рабской психологией?

Возможно полезен будет тест