Мужчины по выходным. Спектакль мужчины по выходным Мужчина по выходным

Комедия в 2-х частях (2ч, без антр.)

В. Мережко
Постановка и муз.оформление: Валерий Саркисов
Колыма: Александр Пашутин
Адамо: Анатолий Васильев
Зюзя: Вячеслав Бутенко
Алена: Лилия Волкова, Галина Боб
Вита: Марина Кондратьева, Татьяна Родионова С 11.10.2011 нет дат для данного спектакля.
Учтите, что театр может переименовывать спектакль, также одни антрепризы иногда передают в прокат спектакли другим.
Для полной уверенности что спектакль не идет воспользуйтесь поиском по спектаклю.

Рецензия "Афиши":

Примета наших новых буржуазных будней – фирма сексуальных услуг «Мужчины по выходным», которую создали трое бедных инженеров (Анатолий Васильев, Владимир Стеклов и Юрий Кузьменков). Выброшенные из жизни и профессии, уже не молодые люди пытаются найти свою нишу в новой действительности. Пугаясь с непривычки, они принимают по телефону первые поступающие заказы. Все это выглядело бы смешно, если бы не было грустно. Так и движется сюжет, пульсируя от комедии к мелодраме. А вот и первая встреча наших «пожеванных» жизнью инженеров с «клиентками», двумя состоятельными молодыми женщинами (Дарья Фекленко и Эльвира Болгова). Но оказывается, что и на этом полюсе социального бытия не все благополучно: деньги не всегда приносят счастье. Возникшее между двумя парами чувство воспринимается как сценическая фантазия, а взрывпакет, подброшенный бандитами, – как сегодняшняя реальность. Против угрозы терроризма в спектакле объединяются все они, и бедные, и богатые, и молодые, и пожилые. Неустойчивое психическое состояние героев преодолевается в финале лихим танцем, сметающим все сюжетные линии.
Режиссер В. Саркисов. Художник М. Рыбасова. Художник по костюмам А. Борк.

Александр Вислов

В спектакле участвуют:

Отдыхательный смешной спектакль, со смыслом, моралью и хорошим концом. Правильный, как пиво, и предсказуемый, как женский роман. Ни одной неверной мысли, а если какой недостаток встречается, то только для того, чтоб быть исправленным. Не сексом единым, не в деньгах счастья, мужчина с мужчиной - ни-ни… Радость новой встречи с родными истинами, ощущение давнего знания содержания, несмотря на первое знакомство с конкретным вариантом - лучший способ понравиться зрителям. Подобные «сказки» (с самым хорошим отношением к данному направлению) требуют от постановщиков максимально оставаться «в рамках», не перейти какую-нибудь грань, чтобы, с одной стороны, не быть обвиненными в чрезмерной легкости, а с другой, не внести в умы публики ненужного труда. В Театре имени Моссовета задача решена: «понравилось - не понравилось» (первых большинство) - исчерпывающая оценка, все смеются, никакого особого анализа не требуется и не предполагается.

Очевидность развития событий позволяет даже не пересказывать содержания - дать основные линии, и все, наверное, будет понятно. После романтического вступления (звездное небо, пятиметровый кактус, костер, ковбои, музыка Эннио Морриконе, воссоединение родственников по медальону) начинается собственно действие. Комната с двумя деревянными стульями, телефоном и вентилятором на потолке. Трое немолодых мужчин - вдовец Колыма, выгнавший несколько лет назад жену Адамо и женатый на молодой Зюзя (Владимир Стеклов, Анатолий Васильев, Юрий Кузьменков) - дали в газету рекламу придуманной ими фирмы «Мужчины по выходным» и теперь ждут звонков. Они не переоценивают свои возможности, понимая, что музей и аттракционы у них скорее всего получатся лучше секс-услуг. Первый звонок - от мужчины - отвергнут категорически, второй - от 22-летней девушки - принимается. По телефону девушкам обещаются Сталлоне и Шварценеггер в возрасте от 25 до 30, и герои, запасшись бутылкой водкой и с трудом набрав денег на дорогу, едут на заработок.

Живущая в хорошей квартире с оригинальными огромными круглыми окнами (художник Мария Рыбасова) девушка (Эльвира Болгова) как бы разошлась с мужем, в данный момент пребывающим на Канарах; им с подругой (Дарья Фекленко) потребовалась встряска, они позвонили в фирму и теперь ждут молодых красивых. Вместо этого появляются трое весьма «поношенных», на ожидаемых жеребцов не тянущих. «Ах, вам нужны жеребцы, а мы - Люди, с нами поговорить можно. Уходим…» Кто лучше образованных культурных немолодых бывших инженеров способен помочь понять не сильно культурным и вряд ли особо образованным молодым грубоватым девушкам, что есть истинные ценности. Они и помогают, как могут, с проявлением героизма и находчивости в обороне от доставшихся в наследство от мужа бандитов. В итоге все спасены - и физически, и духовно.

Большинство из возможных при таком раскладе комических ситуаций и сопутствующих идей в спектакле задействованы. Драматург Виктор Мережко хорошо знает, в каких пропорциях все должно быть смешано, чтобы получилась нормальная добрая комедия. Постановщик Валерий Саркисов не злоупотребляет своими возможностями, актеры играют почти «как в жизни», ярко и понятно.

В конце кактус, перенесясь из прерий в ярко-зеленые джунгли, расцветает. Все удаляются к своему счастью. Что и требовалось доказать.

Официальный сайт театра им. Моссовета представляет пьесу как «объединяющую сегодняшнюю жизнь со сказочными мечтами, которые таятся в душе каждого человека». Так вот, по версии автора сего действа Виктора Мережко, современные люди, особенно «заброшенные на обочину жизни» мечтают стать проститутками, ну, на худой конец, гейшами и, в преддверии старости, обрести настоящую любовь.

В принципе, был выбран весьма благодатный для хорошей комедии сюжет, дающий миллион поводов для самого разного рода и уровня шуток. Три старых пердуна, роли которых исполняют весьма уважаемые артисты, находясь на грани финансового катаклизма, открывают фирму, оказывающую секс-услуги. Приготовились хохотать? И зря. Разочарование ждет с самого начала постановки. Сперва зрителей будет мучить долгое и нудное вступление под музыку Эннио Морриконе – ну, ковбойская тема такая, знаете? На сцене картонный кактус, искусственный костер, ковбои, связанные красавицы и краткое изложение в танце содержания индийского фильма. Да-да, со сличением родинок (или почти так). По окончании зрители хлопают, но как-то растерянно. Дальше все переносится во вполне современный мир с невероятно убогими декорациями. Понятно, что кризис на дворе, но честное слово, надоел этот искусственный минимализм и когда «зритель сам додумает в воображении, что это за херня». По-моему, это просто неуважение к публике.

Дальше все просто и предсказуемо до дремоты. Старперы выезжают на первое задание, конечно же, не ублажать жирные бабские туши, а к двум стройным состоятельным молодушкам-хохотушкам. Тут, надо отдать должное режиссеру, троица жиголо получают вполне логичный от ворот поворот, но, черт возьми, вмешиваются некие бандиты, якобы преследующие бывшего мужа одной из молодушек. Короче, троице приходится остаться.

Кстати, бандитов в постановке представлял огромный круглый портрет Клинта Иствуда из к/ф «Хороший, плохой, злой», который периодически закатывался в столь же огромное и столь же круглое окно. Кстати, Иствуд обычно играет положительных персонажей и странно, что режиссер об этом не знал.

Оставшись в квартире, молодящееся старичье скучно повествует о том, что не сексом единым, что богатый внутренний мир, интеллигентность и все такое – тоже важны. Красавицы, видимо, под влиянием алкоголя лекциям вняли, сразу влюбились в двух из троих проститутов, (третий, как женатый, из схемы благополучно выбывает). После тоскливых любовных переживаний, троица решается все-таки валить из квартиры (социальный диссонанс дает о себе знать, даже залитый алкоголем). Тут же они здорово огребают то ли от бандитов, то ли от милиции, а может от тех и других и на следующий день радостно встречают своих избранниц и полные пакеты бухла на своей квартире.

В эпилоге снова картонный кактус, распускающийся пышными цветами. Публика кричит «браво», наверное, из жалости, что артисты вынуждены принимать участие в такой убогой постановке и спешит к гардеробщицам с номерками в кулаках.