Направление: прикладная геология. Специальность "Геология" (бакалавриат) Специальность 21.05 02 прикладная геология

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • География - профильный предмет, по выбору вуза

Обучение ведется 4-5 лет в зависимости от формы обучения: дневная (очная) - 4 года; заочная, дистанционная, вечерняя и т.д. - 5 лет.

Специальность «Геология» будет интересна тем абитуриентам, которые увлекаются не просто географией, а именно тектоническими структурами, строением и происхождением Земли и литосферы, подземными водами, грунтами, полезными ископаемыми и их месторождениями, кристаллами, минералами и горными породами. Студенты получают обширные знания именно в области Земли, процессов ее эволюции, не сильно зацикливаясь на других разделах географии.

Кратко о специальности

Группы будущих геологов делятся на несколько подгрупп в зависимости от профилей:

  1. Геофизики и геохимики (геохимическое и геофизическое направления);
  2. Гидрогеологи (геологическое, гидрогеологическое, инженерно-геологическое, эколого-геологическое направления);
  3. Общие геологи.

Поступая, лучше спросить в приемной комиссии о будущей специализации. Однако в большинстве «классических» вузов преподается только общая геология. Тогда студенты одинаково глубоко изучают строение, вещественный состав и происхождение Земли и литосферы, крупные тектонические структуры, кристаллы, минералы и горные породы, месторождения полезных ископаемых, подземные воды, грунты, геохимические и геофизические поля.

Обучение затрагивает самые разные науки, связанные с геологией: историю геологии, геоморфологию, литологию, науки о минералах и осадочных породах, вулканологию, геостатистику, гляциологию. Более того, выпускники неплохо будут разбираться в процессах глобального потепления и океанических течениях.

Изучаемые дисциплины

В первую очередь стоит обратить внимание на дисциплины, которые изучают все студенты, независимо от специальности. К ним относятся: русский язык, история, политология, иностранный язык, философия, социология, культурология, религиоведение, экология, психология и педагогика, этика и эстетика, безопасность жизнедеятельности, логика и т.д.

Как профильные предметы вы будете изучать:

  • Общий, исторический, инженерный, экологический разделы геологии;
  • Геодинамику;
  • Геофизику и геохимию;
  • Общую и оптическую минералогию;
  • Кристаллографию;
  • Литологию;
  • Основы палеонтологии;
  • Структурную геологию и геокартирование;
  • Экономику минеральных ресурсов;
  • Гидрологию;
  • Петрографию;
  • Геологию России с основами геотектоники;
  • Изотопную геологию;
  • Геологию твердых и горючих полезных ископаемых и другие.

Приобретаемые навыки

Получая диплом, вы уже будете обладателем навыков:

  • Осуществления геологической съемки;
  • Участия в геологических исследованиях морей и океанов;
  • Проведения региональных геологических исследований;
  • Преподавания в учебных заведениях;
  • Использования полевых и лабораторных геологических, геохимических, геофизических приборов, установок и другого оборудования;
  • Оценки ресурсов и качества подземных вод;
  • Проведения литологических исследований осадочных отложений;
  • Исследования и использования результатов этого исследования в области процессов формирования сезонно-мёрзлых и многолетнемерзлых вод;
  • Палеонтологического изучения ископаемых органических остатков;
  • Проведения исследований во время стройки инженерных сооружений в самых разнообразных условиях;
  • Изучения стратиграфии;
  • Исследования строения, химического состава и свойств минералов и кристаллов;
  • Изучения и поиска месторождения полезных ископаемых;
  • Изучения тектонической структуры районов;
  • Поиска и разведки важных видов энергетического сырья (нефть, газ, уголь);
  • Изучения естественных и искусственно созданных физических полей Земли и т.д.

Будущая профессия

В первую очередь стоит обратить на важный для многих абитуриентов фактор - заработную плату. Она составляет от 20 до 50 тысяч рублей в месяц и зависит от заказчика разработки. Заказывать работу геолога может государственная структура (в таком случае нужно рассчитывать на меньший гонорар) или частная компания (есть смысл просить повышения зарплаты).

Не стоит также забывать, что всегда есть шанс быть приглашенным на работу по контракту за границу. Там и зарплаты, и условия труда куда лучше. Помимо того, обратите внимание, что нефтяная индустрия все больше нуждается в высококвалифицированных специалистах по геологии. В большей степени геологи требуются для оценки перспектив при бурении скважины в разных областях. А как известно, сотрудники компаний, которые занимаются добычей нефти, получают приличную зарплату.

Бакалавр геологии может также работать и в других областях: в сферах музейного дела, охраны окружающей среды.

Где работать?

Итак, помимо школ и колледжей, вы также сможете работать в:

  • Заведениях Министерства экологии и природных ресурсов РФ;
  • Правительственных организациях;
  • Компаниях, занимающихся поисками, разведкой и добычей минерального сырья;
  • Консалтинговых компаниях;
  • Организациях Министерства энергетики;
  • Компаниях Госстроя РФ;
  • Образовательных и некоммерческих компаниях;
  • Институтах Академии наук и НИИ геологического профиля и т.д.

Кем работать?

Диплома бакалавра и полученных с ним навыков достаточно для работы лаборантом, младшим научным сотрудником или техником. Однако, несмотря на кажущуюся «непрестижность» таких профессий, они станут хорошим стартом для последующей работы:

  • Экологом;
  • Геокриологом;
  • Инженером;
  • Геохимиком;
  • Геологом;
  • Топографом;
  • Начальником партии;
  • Палеонтологом;
  • Геофизиком;
  • Маркшейдером;
  • Гидрогеологом и гидроэкологом;
  • Петрологом;
  • Начальником отряда и т.д.
"Геология" - специальность высшего образования, квалификация - академический бакалавр (05.03.01). Обзор специальности: экзамены, сроки обучения, изучаемые предметы, будущая профессия: где и кем работать, отзывы и подходящие вузы.

Исследованием Земли занимается геология и науки взаимосвязаны друг с другом. Геофизика изучает мантию, кору, внешнее жидкое и внутреннее твердое ядро. В рамках дисциплины исследуются океаны, поверхностные и подземные воды. Также эта наука изучает физику атмосферы. В частности, аэрономию, климатологию, метеорологию. Что такое геология? В рамках этой дисциплины осуществляются несколько иные исследования. Далее выясним, что изучает геология.

Общие сведения

Общая геология - это дисциплина, в рамках которой исследуется строение и закономерности развития Земли, а также других планет, относящихся к Солнечной системе. Кроме того, это применимо и к их естественным спутникам. Общая геология представляет собой комплекс наук. Исследование осуществляется с помощью физических методов.

Основные направления

Всего их три: историческая, динамическая и описательная геология. Каждое направление отличается своими основными принципами, а также методами исследования. Далее рассмотрим их подробнее.

Описательное направление

Оно изучает размещение и состав соответствующих тел. В частности, это относится к их формам, размерам, взаимоотношению и последовательности залегания. Кроме того, данное направление занимается описанием горных пород и различных минералов.

Исследование эволюции процессов

Этим занимается динамическое направление. В частности, исследуются процессы разрушения горных пород, их перемещения ветром, подземными или наземными волнами, ледниками. Также данная наука рассматривает внутренние извержения вулканов, землетрясения, движение земной коры и накопление осадков.

Хронологический порядок

Говоря о том, что изучает геология, следует сказать, что исследования распространяются не только на явления, имеющие место на Земле. Одно из направлений дисциплины анализирует и описывает хронологический порядок процессов на Земле. Эти исследования осуществляются в рамках исторической геологии. Хронологический порядок организован в специальную таблицу. Она больше известна как Она, в свою очередь, разбита на четыре интервала. Это было сделано в соответствии со стратиграфическим анализом. Первый интервал охватывает следующий период: формирование Земли - настоящее время. Последующие шкалы отражают последние сегменты предыдущих. Они отмечаются при помощи звездочек в увеличенном масштабе.

Особенности абсолютного и относительного возраста

Изучение геологии Земли имеет важнейшее значение для человечества. Благодаря исследованиям стал известен например. Геологическим событиям присваивается точная дата, относящаяся к конкретному моменту времени. В данном случае речь идет об абсолютном возрасте. Также события могут быть отнесены к определенным интервалам шкалы. Это и есть относительный возраст. Говоря о том, что такое геология, следует сказать, что в первую очередь это целый комплекс научных исследований. В рамках дисциплины применяются различные способы определения периодов, к которым привязаны конкретные события.

Метод радиоизотопного датирования

Он был открыт в начале XX века. Этот метод предоставляет возможность для определения абсолютного возраста. До его открытия геологи были сильно ограничены. В частности, использовались только относительные методы датирования для того, чтобы определить возраст соответствующих событий. Подобная система способна устанавливать только последовательный порядок последних изменений, а не дату их совершения. Тем не менее, данный метод по-прежнему остается весьма эффективным. Это относится к случаю, когда материалы, лишенные радиоактивных изотопов, имеются в наличии.

Комплексное исследование

Сопоставление определенной стратиграфической единицы с другой происходит за счет пластов. Они состоят из осадочных и горных пород, окаменелостей и поверхностных отложений. В большинстве случаев относительный возраст определяется с помощью палеонтологического метода. В то же в основном базируется на химических и физических свойствах горных пород. Как правило, данный возраст определяется радиоизотопным датированием. Имеется в виду накопление продуктов распада соответствующих элементов, которые входят в состав материала. На основе полученных данных устанавливается примерная дата возникновения каждого события. Они размещаются в определенных точках общей геологической шкалы. Для построения точной последовательности этот фактор является очень важным.

Основные разделы

Коротко ответить на вопрос о том, что такое геология, достаточно сложно. Здесь надо отметить, что наука включает в себя не только приведенные выше направления, но и различные группы дисциплин. При этом и сегодня продолжается развитие геологии: появляются новые ветви научной системы. Существовавшие ранее и формирующиеся новые группы дисциплин связаны со всеми тремя направлениями науки. Таким образом, точных границ между ними нет. То, что изучает геология, в той или иной степени исследуется и другими науками. В результате происходит соприкосновение системы с другими сферами знаний. Существует классификация следующих групп наук:


Минералогия

Что изучает геология в рамках этого раздела? Исследования касаются минералов, вопросах их генезиса, а также классификации. Литология занимается изучением пород, которые образовались в процессах, связанных с гидросферой, биосферой и атмосферой Земли. Стоит отметить, что они еще неточно называются осадочными. Геокриология занимается изучением ряда характерных особенностей и свойств, которые приобретают многолетнемерзлые горные породы. Кристаллография изначально являлась одним из направлений минералогии. В настоящее время ее можно скорее отнести к физической дисциплине.

Петрография

Данный раздел геологии изучает метаморфические и магматические породы в основном с описательной стороны. В данном случае речь идет об их генезисе, составе, текстурных особенностях и классификации.

Наиболее ранний раздел геотектоники

Существует направление, которое занимается изучением нарушений земной коры и форм залегания соответствующих тел. Его название - структурная геология. Надо сказать, что как наука геотектоника появилась еще в начале XIX века. Структурная геология исследовала тектонические дислокации среднего и мелкого масштаба. Размер - десятки-сотни километров. Данная наука окончательно сформировалась только к концу столетия. Таким образом, произошел переход к выделению тектонических единиц глобального и континентального масштаба. В дальнейшем учение постепенно переросло в геотектонику.

Тектоника

Этот раздел геологии изучает В него также включаются следующие направления:

  1. Экспериментальная тектоника.
  2. Неотектоника.
  3. Геотектоника.

Узкие разделы

  • Вулканология. Довольно узкий раздел геологии. Он занимается изучением вулканизма.
  • Сейсмология. Данный раздел геологии занимается изучением геологических процессов, которые возникают во время землетрясений. Сюда также включается сейсморайонирование.
  • Геокриология. Этот раздел геологии сосредоточен на изучении многолетнемерзлых пород.
  • Петрология. Данный раздел геологии изучает генезис, а также условия происхождения метаморфических и магматических горных пород.

Последовательность процессов

Все, что изучает геология, способствует лучшему пониманию тех или иных процессов на земле. Например, хронология событий является важнейшим предметом. Ведь каждая геологическая наука носит исторический характер в той или иной степени. Они рассматривают существующие образования именно с этой точки зрения. Прежде всего, эти науки выясняют последовательность формирования современных структур.

Классификация периодов

Всю истории Земли разделяют на два крупнейших этапа, которые называются эонами. Классификация происходит в соответствии с появлением организмов с твердыми частями, которые оставляют следы в осадочных породах. Согласно данным палеонтологии, они позволяют определить относительный геологический возраст.

Предметы исследований

Фанерозой начался с появлением ископаемых на планете. Таким образом, развивалась открытая жизнь. Данному периоду предшествовали докембрий и криптозой. В это время существовала скрытая жизнь. Геология докембрия считается особой дисциплиной. Дело в том, что она изучает специфические, в основном многократно и сильно метаморфозные комплексы. Кроме того, для нее характерны особые методы проведения исследований. Палеонтология сосредоточена на изучении древних форм жизни. Она проводит описание ископаемых остатков и следов жизнедеятельности организмов. Стратиграфия определяет относительный геологический возраст осадочных горных пород и расчленение их толщ. Она также занимается корреляцией различных образований. Палеонтологические определения представляют собой источник данных для стратиграфии.

Что такое прикладная геология

Одни направления науки так или иначе взаимодействуют с другими. Однако существуют дисциплины, которые находятся на границе с другими ответвлениями. Например, геология полезных ископаемых. Эта дисциплина занимается методами поиска и разведки пород. Делится на следующие виды: геологию угля, газа, нефти. Также существует металлогения. Гидрогеология сосредоточена на изучении подземных вод. Дисциплин достаточно много. Все они имеют практическое значение. Например, что такое Это раздел, занимающийся исследованием взаимодействия сооружений и окружающей среды. Тесно соприкасается с ним геология грунтов, поскольку от состава почвы зависит, например, выбор материала для строительства зданий.

Прочие подтипы

  • Геохимия. Этот раздел геологии сосредоточен на изучении физических свойств Земли. Также сюда включается комплекс разведочных методов, среди них электроразведка различных модификаций, магнито- , сейсмо- и гравиразведка.
  • Геобаротермометрия. Данная наука занимается изучением комплекса методов определения температур и давления образования горных пород и минералов.
  • Микроструктурная геология. Этот раздел занимается изучением деформации пород на микроуровне. Подразумевается масштаб агрегатов и зерен минералов.
  • Геодинамика. Данная наука сосредоточена на изучении процессов в планетарных масштабах, которые происходят в результате эволюции планеты. Изучается связь механизмов в земной коре, мантии и ядре.
  • Геохронология. Данный раздел занимается определением возраста минералов и пород.
  • Литология. Она еще называется петрографией осадочных пород. Занимается изучением соответствующих материалов.
  • История геологии. Этот раздел сосредоточен на совокупности полученных сведений и рудном деле.
  • Агрогеология. Данный раздел отвечает за поиск, добычу и использование агроруд для сельскохозяйственных целей. Кроме того, он изучает минералогический состав почв.

На изучении Солнечной системы сосредоточены следующие геологические разделы:

  1. Космология
  2. Планетология.
  3. Космическая геология.
  4. Космохимия.

Горная геология

Она является дифференцированной по видам минерального сырья. Существует подразделение на геологию нерудных и рудных полезных пород. Данный раздел занимается изучением закономерности размещения соответствующих месторождений. Также устанавливается их связь со следующими процессами: метаморфизма, магматизма, тектоники, осадкообразования. Таким образом, появилась самостоятельная отрасль знаний, которая называется металлогенией. Геология нерудных полезных ископаемых также подразделяется на науки о горючих веществах и каустобиолитах. Сюда относятся сланцы, уголь, газ, нефть. Геология негорючих пород включает в себя строительные материалы, соли и многое другое. Также в этот раздел входит гидрогеология. Она посвящена подземным водам.

Экономическое направление

Представляет собой довольно специфическую дисциплину. Она появилась на стыке экономики и геологии полезных ископаемых. Данная дисциплина сосредоточена на стоимостных оценках участков недр и месторождений. Термин "полезное ископаемое", учитывая это, можно скорее отнести к экономической сфере, нежели к геологической.

Особенности разведки

Геология месторождения представляет собой обширный научный комплекс, в рамках которого проводятся мероприятия, позволяющие определить промышленное значение участков залегания пород, получивших положительную оценку по результатам поисково-оценочных действий. Во время разведки происходит установка геолого-промышленных параметров. Они, в свою очередь, необходимы для соответствующей оценки участков. Это также относится к переработке извлекаемых полезных ископаемых, обеспечению эксплуатационных мероприятий, проектированию строительства горнодобывающих предприятий. Таким образом, происходит определение морфологии тел соответствующих материалов. Это очень важно для выбора системы последующей обработки полезных ископаемых. Происходит установка контуров их тел. При этом учитываются геологические границы. В частности, это относится к поверхности разломов и контактам литологически различных пород. Также происходит учет характера распределения полезных ископаемых, наличия вредных примесей, содержания попутных и основных компонентов.

Верхние горизонты коры

Их изучением занимается инженерная геология. Сведения, которые получают в ходе изучения грунтов, предоставляют возможность определения пригодности соответствующих материалов для строительства конкретных объектов. Верхние горизонты земной коры часто называются геологической средой. Предметом изучения данного раздела являются сведения о ее региональных особенностях, динамике и морфологии. Изучается и взаимодействие с инженерными сооружениями. Последние часто именуются элементами техносферы. При этом учитывается планируемая, текущая или осуществленная хозяйственная деятельность человека. Инженерно-геологическая оценка территории предполагает выделение специального элемента, который характеризуется однородными свойствами.

Несколько основных принципов

Приведенная выше информация позволяет достаточно ясно понять, что такое геология. При этом необходимо сказать, что наука считается исторической. Она имеет множество важных задач. Прежде всего, это касается определения последовательности геологических событий. Для качественного выполнения этих задач уже давно был разработан ряд интуитивно очередных и простых признаков, относящихся к временному соотношению пород. Интрузивные взаимоотношения представляют собой контакты соответствующих пород и их толщ. Все выводы делаются на основе обнаруженных признаков. Относительный возраст позволяет определить и секущие взаимоотношения. К примеру, если разрывает горные породы, то это позволяет сделать вывод о том, что разлом был образован позже них. Принцип обеспечения непрерывности заключается в том, что строительный материал, из которого образуются слои, может быть растянут по поверхности планеты в том случае, если его не ограничивает какая-то другая масса.

Исторические сведения

Первые наблюдения принято относить к динамической геологии. В данном случае имеется в виду информация о перемещении береговых линий, размывании гор, извержении вулканов и землетрясениях. Попытки классифицировать геологические тела и описать минералы были у Авиценны и Аль-Бурини. В настоящее время некоторые ученые предполагают, что современная геология зародилась в средневековом исламском мире. Подобными исследованиями в эпоху Возрождения занимались Джироламо Фракасторо и Леонардо да Винчи. Они первыми выдвинули предположение о том, что ископаемые раковины - это остатки вымерших организмов. Также они считали, что история самой Земли гораздо длиннее, чем библейские представления об этом. В конце XVII века возникла общая теория о планете, которая стала называться дилювианизмом. Ученые того времени считали, что окаменелости и сами осадочные породы были образованы из-за всемирного потопа.

Потребности в полезных ископаемых очень быстро возросли уже ближе к концу XVIII века. Таким образом, стали изучаться недра. В основном проводилось накопление фактических материалов, описаний свойств и особенностей горных пород, а также исследования условий их залегания. Кроме того, разрабатывались приемы наблюдения. Практически весь XIX век геология всецело занималась вопросом о точном возрасте Земли. Предполагаемые оценки довольно сильно варьировались: от ста тысяч лет до миллиардов. Однако возраст планеты был первоначально определен уже в начале XX века. Во многом этому поспособствовало радиометрическое датирование. Полученная тогда оценка - около 2 миллиардов лет. В настоящее время истинный возраст Земли установлен. Он составляет примерно 4,5 миллиарда лет.

Описание

При выборе заочной или вечерней формы освоения программы будущие специалисты в течение шести лет будут осваивать:

  • ориентирование на местности, определение координат геологических объектов, скважин и горных выработок;
  • принятие мер для безопасного проведения работ в области георазведки;
  • составление карт и разрезов с точки зрения геологического содержания;
  • разработку мероприятий для защиты геологической среды;
  • проведение диагностики нефти, горных пород, минералов, природной воды, полезных ископаемых и газа;
  • подсчет запасов и оценку остаточных ресурсов нефти, полезных ископаемых и газа;
  • контроль соблюдения правил, требований и стандартов, необходимых для освоения месторождений;
  • определение перспективных площадей и участков, осуществляя поиск и оценку полезных ископаемых;
  • обработку и систематизацию полученных данных и результатов, используя современные компьютерные технологии;
  • проведение геологических исследований в лабораториях и полевых условиях;
  • правила выбора оборудования и технологий для выполнения горных, геофизических и буровых работ;
  • подготовку месторождений к обработке.

Кем работать

Специалисты смогут устроиться на работу в сфере геологии: геокриологом, геологом или геохимиком. Неразрывная связь этого профиля с исследованием окружающей среды позволяет осуществлять профессиональную деятельность в качестве эколога. Горнодобывающие предприятия нередко объявляют конкурсный набор на место геолога в области добычи и разведки полезных ископаемых. Данная специальность очень востребована в России, особенно в регионах, осуществляющих разработку на месторождениях нефти, полезных ископаемых и газа. Объема полученных знаний также достаточно для осуществления научной работы. Для этого выпускник может устроиться в один из НИИ или ВУЗ.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

«Инженерно-геологические изыскания»

Направление подготовки: 130101 Прикладная геология

Специализация: Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания

Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"

Форма обучения: очная

Составитель: доцент каф. ГГ и ИГ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Инженерно-геологические изыскания

1. Цель и задачи дисциплины

Основной целью курса «Инженерно-геологические изыскания» является приобретение студентами знаний по организации изысканий для различных видов строительства, методологии и методам изучения особенностей разреза исследуемой территории, состава, состояния и физико-механических свойств горных пород с использованием современной аппаратуры для качественных и количественных прогнозов закономерностей развития геологических и инженерно-геологических процессов и явлений, как результата взаимодействия геологической среды с сооружениями и обеспечения их устойчивости.

Основные задачи дисциплины :

Арактеристика взаимодействия различных сооружений с геологической средой района освоения; оценка и прогноз основных результатов взаимодействия, отражающихся на изменении природной обстановки;


Постановка комплексных инженерно-геологических исследований для получения информации об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях строительства;

Выявление основных особенностей территорий, сложных по их инженерно-геологическим и гидрогеологическим условиям;

Обоснование состава и методики проведения инженерно-геологических изысканий в зависимости от сложности и ответственности проектируемых объектов;

Разработка мероприятий по обеспечению устойчивости и условий нормального функционирования объекта (объектов) в зависимости от сложности инженерно-геологической и гидрогеологической обстановки.

2. Место дисциплины в структуре ООП квалификации «специалист»:

Дисциплина «Инженерно-геологические изыскания» (С.3.с.2.8) входит в модуль «Профессиональный цикл» (С.3), специализация «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» (С3.с.2). Ее изучение базируется на знаниях, полученных при освоении школьных дисциплин, дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе: «Общая геология», «Геоморфология и четвертичная геология», «Механика горных пород и грунтов», «Инженерные сооружения», «Общая инженерная геология», «Общая гидрогеология», «Инженерная геодинамика», «Грунтоведение и др.

Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине, наряду с дисциплинами модулей «Гуманитарного, социального и экономического цикла», «Математического и естественно-научного цикла» являются необходимыми для успешного освоения модулей профессионального цикла.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Инженерно-геологические изыскания» по специальности «Прикладная геология» направлен на формирование следующих компетенций:

– обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения (ОК-1);

Уметь логически последовательно, аргументировано и ясно излагать мысли, правильно строить устную и письменную речь (ОК-3);

Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);

Обладать способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК - 2);

Демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК-5);

Уметь проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК-6);

Применять основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации , навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-8);


Использовать теоретические знания при выполнении производственных и инженерных исследований в соответствии со специализацией (ПК-10);

Уметь проводить геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения (ПК-12);

Осуществлять привязку своих наблюдений на местности, составлять схемы, карты, планы, разрезы геологического содержания (ПК-13);

Осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов (ПК-15);

Применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-17);

Уметь подготавливать и согласовывать геологические задания на разработку проектных решений (ПК-18);

Изучать, критически оценивать научную и научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований инженерно- геологического направления (ПК-22);

Подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-25);

Составлять техническую документацию реализации изыскательского процесса (графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материалы, оборудование и т. п.), а также установленную отчетность по утвержденным формам (ПК-28);

Обладать способностью анализировать, систематизировать и интерпретировать инженерно-геологическую и гидрогеологическую информацию (ПСК-2.1);

Уметь планировать и организовать инженерно-геологические и гидрогеологические исследования (ПСК-2.2);

Уметь составлять программы инженерно-геологических исследований, строить карты инженерно-геологических условий (ПСК-2.3);

Уметь оценивать инженерно-геологические и гидрогеологические условия для различных видов хозяйственной деятельности (ПСК-2.4);

В результате освоения дисциплины «Инженерно-геологические изыскания» студент должен:

· знать теоретические основы о природно-технических системах, фундаментальных свойствах литосферы, о схематизации инженерно-геологических условий строительства и эксплуатации сооружений различного назначения, а также методологию и методики изучения элементов инженерно-геологических условий;

· уметь применять методику полевых инженерно-геологических работ (съемка, геофизические работы, бурение, полевые опытные работы по изучению свойств горных пород в условиях естественного залегания); грамотно обработать результаты инженерно-геологических исследований в полевых и лабораторных условиях и составить отчет об инженерно-геологических условиях исследованной территории; прогнозировать и определять опасность различных природных и природно-техногенных процессов и явлений на устойчивость различных сооружений;

    иметь представление о геоэкологии и ее роли при инженерно-геологических исследованиях и прогнозах.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, или 197 часов

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Другие виды самостоятельной работы

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Лабор.

работы

Реферат

Всего

Теоретические основы методики инженерно-геологических исследований

Методы инженерно-геологических изысканий и общая технология инженерно-геологических работ

Инженерно-геологические изыскания при планировании, проектировании, строительстве и эксплуатации различных сооружений

ВСЕГО:

Примечание: СРС – самостоятельная работа студентов

6. Лабораторный практикум

№ пп.

№ раздела дисциплины

Работа с нормативными документами.

Построение карты рельефа местности по данным инженерно-геологической съемки

Построение геологической карты по результатам инженерно-геологической съемки участка строительства

Обработка данных определения показателей сопротивления сдвигу в полевых условиях

Обработка данных определения модуля деформации пород основания

Обработка данных статического и динамического зондирования. Обоснование количества точек зондирования

Анализ инженерно-геологических колонок. Выделение инженерно-геологических элементов.

Составление таблицы нормативных и расчетных значений.

Составление программы детальных инженерно-геологических изысканий на участке строительства 16-ти этажного дома (4 часа)

Программа инженерно-геологических изысканий на участке проектируемой автомобильной дороги под насыпь(4 часа)

Обоснование видов и объемов работ инженерно-геологических изысканий на участке строительства железнодорожного моста для разработки рабочей документации (4 часа)

Программа инженерно-геологических изысканий на участке строительства трубопроводного транспорта

Детальные инженерно-геологические изыскания на площадке строительства объектов гидротехнического сооружения

Проект детальных инженерно-геологических изысканий на территории водохранилища

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная

1. Бондарик Г. К., . Инженерно-геологические изыскания. Учебник. М.: Книжный дом университета, 2007.

2. Королев В. А . Мониторинг геологических, литотехнических и эколого-геологических систем. Под ред. Трофимова пособие для ВУЗов. М.:КДУ,2007.

3. Полевые методы гидрогеологических, инженерно-геологических, геокриологических, инженерно-геофизических и экологических исследований //Под ред. и др.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: изд. МГУ, 2000.

4. РД 153-39. 4Р (ВСН). Инженерные изыскания для строительства магистральных нефтепроводов. ТРАНСНЕФТЬ», 2002.

5. СНиП 11.02.96 . Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Госстрой России 1996.

6. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. М.: Госсстрой России, 1997.

7. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть II. Правила производства работ в районах распространения специфических грунтов.- М.: Госстрой России, 1997.

8. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть III Правила производства работ в районах развития опасных геологических процессов.- М.: Госстрой России, 1997.

9. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть IV. Правила производства работ в районах распространения многолетнемерзлых грунтов.- М.: Госстрой России, 1999.

10. СП . Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть V. Правила производства работ в районах с особыми природно-техногенными условиями.- М.: Госстрой России, 2002.

11. СП 11.102.97 . Инженерно-экологические изыскания для строительства. Госстрой России 1997.

12. СП . Инженерные изыскания на континентальном шельфе для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений. М.: Госстрой России, 2004.

13. ТСН. Проектирование фундаментов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге. Правительство Санкт-Петербурга, 2004.

Дополнительная

14. Бондарик Г. К., Пендин В. В., Ярг Л. А. Инженерная геодинамика. Учебник. М.:КДУ, 2007.

15. Золотарев Г. С.. Методика инженерно-геологических исследований. М. МГУ, 1990.

16. , Инженерная (экологическая) геодинамика. СПб, Наука, 2000.

17. Изучение инженерно-геологических и гидрогеологических условий верхних горизонтов пород в нефтегазоносных районах криолитозоны . Методическое руководство/ Сост.: , С.Е. Гречищев, А.В. Павлов и др.-М.:Недра,1992.

18. Ломтадзе В. Д . Специальная инженерная геология. М.: Недра, 1978.

19. Справочник современного изыскателя. М: изд-во «Феникс», 2006.

20. Трофимов В. Т., Зилинг Д. Г., Барабошкина Т. А., Жигалин А. Д., Харькина М. А. . Трансформация экологических функций литосферы в эпоху техногенеза / Под. ред. . - М.: Изд-во «Ноосфера», 2006.

21. Учебная инженерно-геологическая практика на учебно-производственном полигоне «Кавголово» Методические указания/ Сост. , ; Санкт-Петербургский горный ин-т. СПб, 2007.

22. European Prestandart ICS. Eurocode 7: Geotechnical design. 91.080.01/93.020

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Наглядные пособия: карты, разрезы, схемы. Оборудование для опытных полевых работ (Кавголовский учебный полигон). Программные продукты обработки результатов полевых и лабораторных исследований на базе Excel, Statistica.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Будут использованы специализированные аудитории ГРФ Горного университета для лекционных и лабораторных занятий со студентами.