Небольшой но густой. Диктанты — Частица не с различными частями речи
Если вам снится, что у вас красивые длинные волосы, то вас ждут радостные известия, преданная дружба и благополучие.
Мужчине такой сон предсказывает, что он в решающий момент струсит или будет, обманут женщиной.
Если волосы во сне имеют чистый, здоровый, ухоженный вид, то ваши дела наладятся, и наоборот.
Видеть лысого мужчину во сне – к радости, здоровью и благополучию, и женщину без волос – к нужде, фальши и неисполнению желания.
Косы видеть – к разочарованиям, склокам и огорчениям. Их виновниками являются люди из вашего окружения, которые плетут вокруг вас хитрые интриги. Смотрите толкование: косы.
Черные и завитые, но короткие волосы у кого-то – к печали и потерям через обман и предательство.
Если во сне ваши волосы потемнели и стали длиннее, чем на самом деле, то вас ждет богатство и благополучие.
Если волосы стали реже и короче, то бедность и страдание не за горами.
Причесывать волосы во сне – хороший знак для девушек, потому что скоро некто предложит им руку и сердце. Такой сон иногда также предупреждает женщин о том, что они могут пожалеть о своем легкомысленном поведении.
Замужней женщине такой сон обещает подарок от мужа или возлюбленного.
Мужчинам такой сон предсказывает интриги, обман, долги и другие запутанные дела, а иногда и тюремное заключение.
Причесывать кого-то во сне означает, что вы надоедаете своими советами какому-то человеку.
Если чешете во сне волосы и не можете прочесать их, то вас ждет трудная работа или какое-то запутанное дело.
Продавать волосы во сне предвещает несчастье.
Если во сне вы гордитесь тем, что у вас красивые волосы, то вас ждет успех и благополучие в ваших делах.
Видеть во сне, что ваши волосы очень быстро растут, – очень хорошее предзнаменование, обещающее вам быстрый рост доходов, счастье и благополучие. Сон предсказывает, что ваши природные способности помогут вам занять высокое и уважаемое положение в обществе.
Видеть сон, в котором волосы выросли на вашей ладони, вы состригли их, а они выросли снова, означает, что вас ждет получение денег от человека, на которого вы уже махнули рукой.
Хорошо убранные волосы означают крепкую дружбу или удачное стечение обстоятельств.
Пышная прическа и мягкие волосы означают любовные утехи и счастье.
Душить волосы – знак тщеславия и напыщенности. Сон предупреждает вас, что ваше самомнение повредит вам. Смотрите толкование: запах, мыть.
Увидеть перхоть в своих волосах – предвестье опасности, ранения и болезни.
Если во сне вы видите, что у вас на голове шерсть вместо волос, то опасайтесь продолжительной болезни.
Если во сне вы видите себя с длинной густой бородой, а кто-то вырывает ее, то вам следует опасаться несчастного случая.
Спутанные волосы видеть во сне – к неприятностям и запутанным делам.
Колтун в волосах видеть – знак неудачного брака для холостых и развода для женатых. Если женатый не разведется, то его жизнь превратится в пытку. Всклокоченные волосы во сне – предвестье семейного раздора.
Если мужчина видит во сне, что у него на лице совсем нет волос, то сон предсказывает, что застенчивость помешает ему в делах и в любви.
Выпадение волос во сне – знак потерь, убытков, бедности, страданий, домашних неурядиц, скандалов, ссор, разлуки с возлюбленным.
Женщине отбеливать волосы во сне – предупреждение о том, что она своим легкомысленным поведением может повредить своей репутации, а если женщина во сне увидит себя блондинкой, то ее ожидает болезнь.
Мужчинам такой сон предсказывает хорошее положение в обществе и уважение окружающих. А мужчине увидеть блондинку во сне – к трудностям и препятствиям.
Белые волосы во сне видеть – знак душевного покоя и радости; красивые черные волосы предвещают взаимность чувств.
Светлые волосы во сне – знак доброй надежды, покоя. Рыжие волосы во сне – знак обмана. Но если человек, которого вы любите, во сне вдруг предстанет перед вами с рыжими волосами, переливающимися на солнце как золото, то вас ждут хорошие известия и радости любви.
Золотистые волосы вашего избранника означают его достоинства.
Видеть волосы на руке означает, что вам нужно задуматься о будущем. Смотрите толкование: рука.
Видеть волосы на груди предвещает отменное здоровье и плотские удовольствия.
Опалить волосы во сне – предвестье неприятностей и ущерба.
Распущенные волосы видеть – знак тревог и волнений.
Красить волосы во сне означает, что вас окружает пустота и вы одиноки.
Увидеть во сне, что у вас появился вихор на голове, означает, что вам предстоит выполнить важное задание.
Завивать волосы во сне предупреждает мужчину о супружеской измене, а женщинам такой сон предсказывает семейные неприятности и ссоры. Холостым сон предвещает скорое вступление в брак.
Напомаженные и чересчур заглаженные волосы видеть – знак скорых неприятностей и болезни. Смотрите толкование: ароматические вещества.
Гладить чьи-то волосы – знак примирения после ссоры.
Самому вырвать или остричь себе волосы – знак раскаяния в собственной глупости и измена любовника. Если же волосы вырываются с трудом, то вы сделаете все возможное, чтобы вырваться из бедности.
Цветы в волосах видеть – знак терпения, мужества, которые понадобятся вам для преодоления препятствий. Смотрите толкование: цветы.
Если во сне вы увидите, что ваши волосы поседели, то скоро ваши обстоятельства изменятся к худшему. Вас ждет потеря любимого человека и состояния. Смотрите толкование: седой.
Увидеть во сне, что ваши волосы хуже выглядят, – предвестье огорчений и бедности.
Если во сне вы увидите, что ваши волосы двух или более оттенков, то вас мучают угрызения совести или сомнения.
Видеть свои волосы горящими – знак того, что вас уличат в нечестном поступке, и вы можете поплатиться за содеянное своей репутацией. Смотрите толкование: лысый, локон, коса, борода, брить.
Толкование снов из Семейного сонникаПодпишись на канал Сонник!
Алгоритм правописания частицы не с существительными, прилагательными и наречиями на -о:
1
Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки (Т.). Я невольно любовался Павлушей (Т.). Дышал ненастный ветер (П.). Небольшой котёльчик висел над одним из огней… (Т.) Она была далеко не красавица (Л.). Мы повели между собой неторопливый разговор (Пауст.). Солнце было не мутное, как вечером, а светлое, отдохнувшее за ночь (Пауст.). На глазах у нее выступили слезы, не робкие, не горькие, а гордые, сердитые слезы (Ч.). Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл (Ч.). Направо и налево от беседки тянулись неровные глинистые берега (Ч.). Давыдов шел неспешным, но широким шагом (Шол.). Не слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери (Л.). Направо желтая, немигающая звезда стояла невысоко над лесистыми холмами (А. Н. Т.). В необыкновенной тишине зарождается рассвет (Пауст.). Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка (Л.). Выражение этого взора было очень неопределенно, но не насмешливо (Л.). Незнакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, некрасивым собой и ничем не замечательным (Ч.). За окном горел, никак не мог погаснуть неяркий свет (Пауст.). Изба была никуда не годна (А.Т.Н.). Воспоминания - это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир (Пауст.). Вихорь, не холодный, а теплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице (Т.). Особенно хорош сад, небольшой, но густой и приятно запутанный (М.Г.). Она запела: голос ее недурен. (Л.)… Я намерен немедленно улизнуть (Т.).
2
Кто-то не спеша шел по аллее (Ч.). Метелица свирепо осадил жеребца перед самым носом мальчишки, едва не задавив его (Фад.). Егорушка быстро, не желая ни о чем думать, положил под голову узелок, укрылся пальто (Ч.). Метелица пошарил глазами, прислушался и, не найдя ничего подозрительного, бесшумно и быстро перемахнул через забор (Фад.). Не убив медведя, шкуры не продают (посл.). Не зная, ни кто нас зовет, ни куда нужно идти, и я и старуха вскочили и бросились сквозь дым вслед за матросом (Т.).
3
Она негодовала, ненавидела тетю (Ч.). Рис в пирожках недоварен (Ч.). Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь - не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары (Гр.). Ни один не колыхнется на березках белый лист (П.). Он жил, словно никого вокруг себя не замечал и ни в ком не нуждался (Т.). … И ничего ему не нужно было, и ничто его не связывало (Т.). Но, не признавая ничего, он не только не был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л.Т.). Клим никогда еще ни с кем не говорил так, как с Мариной (М. Г.). Киселев участвовал в войнах с Наполеоном, но ни разу не был не только ранен, но даже поцарапан (Пауст.). Кое-как простившись, не взглянув ни на чье лицо, Володя вышел из столовой (Ч.). Гусь нисколько не обиделся, что незнакомая собака поедает его корм (Ч.). Навек оставлю Рим: я рабство ненавижу (П.).
4
Вообще из всех людей, когда-либо встречавшихся с Чеховым, не было, кажется, ни одного, кто, вспоминая о нем, не отметил бы этой глубоко народной черты: лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству. Нельзя было поверить, что тот, перед кем благоговеет вся страна, может до такой степени не ощущать своей славы.
Он словно задачу перед собой поставил: стушеваться, не выпячивать ни перед кем своего «я», не угнетать никого своими заслугами. «Когда обо мне пишут, это меня неприятно волнует», - говорил Чехов.
Не извлекать из своего дарования никаких привилегий, чтобы оно не вставало преградой между ним и другими людьми. Никогда, ни при каких, обстоятельствах не разрешать себе ни зазнайства, ни чванства.
Чехов писал в редакцию журнала: «Пожалуйста, не печатайте в объявлениях меня так длинно. Это не принято». Когда печаталось полное собрание его сочинений, Чехов, как об особой услуге, просил издателя не печатать при этом ни его портрета, ни его биографии. Вообще было бы неплохо, если бы молодые писатели, подробно изучив биографию Чехова, сделали ее образцом своего поведения, потому что эта биография есть раньше всего учебник писательской скромности.
К. Чуковский «А. П. Чехов».
Дед неожиданно продал дом кабатчику, купив другой, по Канатной улице; немощеная, заросшая травою, чистая и тихая, она выходила прямо в поле и была снизана из маленьких, пестро окрашенных домиков. Новый дом был нарядней, милей прежнего; его фасад покрашен теплой и спокойной темно-малиновой краской; на нем ярко светились голубые ставни трех окон и одинарная решетчатая ставня чердачного окна; крышу с левой стороны красиво прикрывала густая зелень вяза и липы. На дворе и в саду было множество уютных закоулков, как будто нарочно для игры в прятки. Особенно хорош сад, небольшой, но густой и приятно запутанный; в одном углу его стояла маленькая, точно игрушка, баня; в другом была большая, довольно глубокая яма; она заросла бурьяном, а из него торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани. Слева сад ограждала стена конюшен полковника Овсянникова, справа — постройки Бетленга; в глубине он соприкасался с усадьбой молочницы Петровны, бабы толстой, красной, шумной, похожей на колокол; ее домик, осевший в землю, темный и ветхий, хорошо покрытый мхом, добродушно смотрел двумя окнами в поле, исковырянное глубокими оврагами, с тяжелой синей тучей леса вдали; по полю целый день двигались, бегали солдаты, — в косых лучах осеннего солнца сверкали белые молнии штыков. Весь дом был тесно набит невиданными мною людями: в передней половине жил военный из татар, с маленькой круглой женою; она с утра до вечера кричала, смеялась, играла на богато украшенной гитаре и высоким, звонким голосом пела чаще других задорную песню:Одна любить — не рада,
Искать другую надо!
Умей ее найти.
И ждет тебя награда
На верном сем пути!
О-о, са-ладкая нагр-рада-а!
Жил-был злой воевода Гордион,
Черная душа, совесть каменная;
Правду он гнал, людей истязал,
Жил во зле, словно сыч в дупле.
Пуще же всего невзлюбил Гордион
Старца Мирона-отшельника,
Тихого правды защитника,
Миру добродея бесстрашного.
Кличет воевода верного слугу,
Храброго Иванушку-Воина:
— Подь-ка, Иванко, убей старика,
Старчища Мирона кичливого!
Подь да сруби ему голову,
Подхвати ее за сиву бороду,
Принеси мне, я собак прокормлю!
Пошел Иван, послушался.
Идет Иван, горько думает:
«Не сам иду, — нужда ведет!
Знать, такая мне доля от господа».
Спрятал вострый меч Иван под полу,
Пришел, поклонился отшельнику:
— Всё ли ты здоров, честной старичок?
Как тебя, старца, господь милует?
Тут прозорливец усмехается,
Мудрыми устами говорит ему:
— Полно-ка, Иванушко, правду-то скрывать!
Господу богу — всё ведомо,
Злое и доброе — в его руке!
Знаю ведь, пошто ты пришел ко мне!
Стыдно Иванке пред отшельником,
А и боязно Ивану ослушаться.
Вынул он меч из кожаных ножон,
Вытер железо широкой полой.
— Я было, Мироне, хотел тебя убить
Так, чтобы ты и меча не видал.
Ну, а теперь — молись господу,
Молись ты ему в останний раз
За себя, за меня, за весь род людской,
А после я тебе срублю голову!..
Стал на коленки старец Мирон,
Встал он тихонько под дубок молодой, —
Дуб перед ним преклоняется.
Старец говорит, улыбаючись:
— Ой, Иван, гляди — долго ждать тебе!
Велика молитва за весь род людской!
Лучше бы сразу убить меня,
Чтобы тебе лишнего не маяться!
Тут Иван сердито прихмурился,
Тут он глупенько похвастался:
— Нет, уж коли сказано — так сказано!
Ты знай молись, я хоть век подожду!
Молится отшельник до вечера,
С вечера он молится до утренней зари,
С утренней зари он вплоть до ночи,
С лета он молится опять до весны.
Молится Мироне год за годом,
Дуб-от молодой стал до облака,
С желудя его густо лес пошел,
А святой молитве всё нет конца!
Так они по сей день и держатся:
Старче всё тихонько богу плачется,
Просит у бога людям помощи,
У преславной богородицы радости,
А Иван-от Воин стоит около,
Меч его давно в пыль рассыпался,
Кованы доспехи съела ржавчина,
Добрая одежа поистлела вся,
Зиму и лето гол стоит Иван,
Зной его сушит — не высушит,
Гнус ему кровь точит — не выточит,
Волки, медведи — не трогают,
Вьюги да морозы — не для него,
Сам-от он не в силе с места двинуться,
Ни руки поднять и ни слова сказать,
Это, вишь, ему в наказанье дано:
Злого бы приказу не слушался,
За чужую совесть не прятался!
А молитва старца за нас, грешников,
И по сей добрый час течет ко господу,
Яко светлая река в окиян-море!
О, роза Сарона...
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Не всё поддаётся непосредственному восприятию, например, невозможно, скажем, в наше время наблюдать бой гладиаторов, так как это реалии далёкого прошлого. (2) _____ силой воображения, на основе переработки восприятий прошлого, такую картину представить вполне возможно. (3)Вот почему так велика роль воображения в деятельности человека, особенно в искусстве и литературе, в области научно-технического творчества.
1
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. В наше время невозможно наблюдать бой гладиаторов, так как это реалии далёкого прошлого.
2. Роль воображения в деятельности человека так велика потому, что только силой воображения можно представить то, что не поддаётся непосредственному восприятию.
3. Роль воображения в деятельности человека так велика потому, что только силой воображения можно представить бой гладиаторов.
4. Роль воображения особенно велика в искусстве и литературе, в области научно-технического творчества.
5. То, что не поддаётся непосредственному восприятию, можно представить благодаря силе воображения, роль которой очень велика в деятельности человека.
2
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
1. Поэтому
2. Наверное,
5. Вряд ли
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СИЛА, -ы, ж.
1. Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица силы. Центробежная с. С. тяжести. С. тока. С. света. С. инерции. С. ветра. Землетрясение силой в шесть баллов.
2. Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; вообще физическая или моральная возможность активно действовать. Большая с. в руках. Толкнуть с силой. Нет больше сил. Это свыше моих сил. Лишиться сил. Выбиться из сил. Собраться с силами. Приняться за работу со свежими силами. Применить силу (физическое воздействие). Силой заставили (насильно). Действовать убеждением, а не силой. Политика с позиции силы (об агрессивной политике).
3. Обычно мн. Материальное или духовное начало как источник энергии, деятельности. Силы природы. Творческие силы народа.
4. Чего. Способность проявления какой-н. деятельности, состояния, отличающаяся определённой степенью напряжённости, устремлённости. С. воли. С. воображения.
5. Могущество, влияние, власть. Могучая с. слова. С. убеждения. Непобедимая с. народа.
6. Сущность, смысл (разг.). Вся с. в том, что он знает это лучше меня.
7. Действенность, правомочность (закона, решения, правила). Закон вступил в силу. Закон обратной силы не имеет. Старое решение потеряло (утратило) силу.
4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
срЕдства
осведомИшься
прожИвший
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Пройдясь пешочком, Дмитрий Павлович ПОПОЛНИТ свой запас наблюдений и в гости к писателю приедет не с пустыми руками.
2. Когда весной я приехал в Коктебель, то застал НЕПРИГЛЯДНУЮ картину: все дома на берегу залива были в развалинах.
3. В порту стоял один старинный корабль - трёхмачтовая шхуна под ЗВУКОВЫМ именем «Параундир».
5. В книге описаны различные «системы исчисления», выделены «обязательный» и «ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ» наборы элементов.
6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
две пары ДЖИНСОВ
САМЫЕ РАЗГОВОРЧИВЫЕ
обуть ТУФЛЮ
ПРОМОКНУЛ под дождём
ТРЕМЯСТАМИ абитуриентами
7
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Раз побывав в горах, нами были изучены многие интересные места. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) В своих дневниках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) С древних времён не только загадки были весёлой игрой ума и воображения, но и серьёзным испытанием. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Работу над поэмой «Мёртвыми душами» Н. В. Гоголь начал по совету А. С. Пушкина. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
8
Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
осм...леть
м...рзлота
заст...лая
пол...скать
пап...ротник
9
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр...лежание, пр...подаваемый
бе...мятежный, во...хождение
с...трудник, зан...веска
пр...морский, пр...вкусный
и...меритель, чре...мерный
10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
запасл...вый
находч...вый
подмиг...вать
ландыш...вый
подскак...вать
11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
исследу...мый
сфотографиру...мся
покупа...мый
возглавля...мый
12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Отношение к природе у Некрасова (не)редко служит характеристикой нравственного облика героя.
2. Вся его жизнь - (не)престанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни.
3. Особенно хорош сад, (не)большой, но густой и приятно запутанный.
4. В «Годунове» Пушкин затронул вопросы политические, ещё (не)давно бурно волновавшие его.
5. В трагедии «Борис Годунов» есть красоты удивительные, автора почти нигде (не)видно.
13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
2. Но сотрудник ВСЁ(ТАКИ) не во всё посвящён (В)ВИДУ его молодости.
3. Приезжие кричали так, БУД(ТО) между ними километры и (ОТ)ТОГО, перекричат ли они это расстояние, зависит их жизнь.
4. Пыльный воздух комнаты был БУД(ТО) распилен сверху (ДОНИЗУ косым лучом солнца.
5. (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени (В)СЛЕД бежавшему раздавались громкие крики.
14
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Слева над дубовой рощей возвышался величестве(1)ый храм, справа стоял храм, посвящё(2)ый богине Церере, а рядом с ним виднелась многоколо(3)ая базилика.
15
Расставьте знаки препинания. Укажите номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Около полудня в воздухе появилась густая мгла и горы сделались тёмно-синими и угрюмыми.
2. Влажный воздух промытого дождями леса наполнился смолистым ароматом тополёвых листьев и медвяным запахом липового цвета.
3. Подевались куда-то и свежая прохлада и сверкание росы.
4. Три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь.
5. Надоедливый дождь сбивал с берёз холодные листья и стучал по железной крыше.
16
Небольшой ключ (1) бивший из расщелины в песчанике (2) питал водой (3) протекающий по дну оврага (4) ручей.
17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Это мне (1) кажется (2) очень интересным, и в этом направлении сейчас идёт довольно много новых работ. Казалось (3) море устало за день и тоже укладывается спать.
18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мудрость состоит не в том (1) чтобы подавлять наши страсти (2) а в том (3) чтобы заставлять их содействовать нашему счастью.
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Чем дольше находишься среди англичан (1) тем глубже убеждаешься (2) что (3) лишь уяснив их национальную психологию (4) можно почувствовать своеобразие человеческих взаимоотношений и общественных процессов в этой стране.
20
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно уменьшается.
Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
(1)Позже мальчишки стали задавать вопросы о войне: как было? (2)И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну - нет. (З)Странный человек! (4)В то время всё юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.
(5)- Война - самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, - говорил учитель и пресекал все вопросы, которые дымились на мальчишеских устах: где воевал? какие награды? как ранило? сколько фашистов убил?
(6)Однажды рассказал:
(7)- Я окончил второй курс, когда война началась. (8)Все ребята пошли сразу же в военкомат и были отправлены на фронт. (9)Из моей группы я один остался жив. (10)Все погибли. (11)И две девочки погибли. (12)Поэтому я обеими руками против войны.
(13)Университет на Моховой! (14)Какое это было счастье - полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
(15)Всё в Калинове было бедным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (16)И, пожалуй, люди были получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(17)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но материя повседневной жизни была столь груба, и девочкам, укутанным в чиненые платки, успевшим до школы прибрать скотину и Малых братьев-сестёр, и мальчикам, летом тянувшим всю мужскую тяжёлую работу на земле, - нужны ли им были все эти культурные ценности?
(18)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(19)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те, кого матери охотно отпускали в школу, несомненное меньшинство, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы.
(20)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель - и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? (21)Какой Радищев? (22)Какой Гоголь? (23)Какой Пушкин, в конце концов? (24)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой - работать. (25)Да и сами они только этого и желали.
(26)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (27)Когда оно начинается, вопросов не вызывало. (28)Но когда оно заканчивается?
(29)Где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым?
(30)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(31)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (32)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулось с войны двое, один безногий, второй туберкулёзный, и тот через год умер. (ЗЗ)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено.
(35)После трёхлетнего срока полуссылки - места были те самые, куда при царизме ссылали таких, как он, умненьких молодых людей с чувством собственного достоинства, - выпустив семиклассников, Виктор Юльевич вернулся в Москву, к маме, в Большевистский переулок, в дом с рыцарем в нише у входа.