Новый закон о курении на улице. Суть закона о запрете курения в общественных местах

С 1 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют «антитабачного» закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

Напомним, что в соответствии с Законом №15-ФЗ ()уже с 1 июня 2013 года запрещено курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).

С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).

Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (введена Федеральным законом от 21.10.2013 № 274-ФЗ)

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Что могут сделать граждане, которым курильщики в подъезде мешают комфортно жить в своей квартире?

Предлагается начать активную гражданскую компанию по пропаганде «антитабачного закона» в городе Реутов, Для чего нужно распечатать «Курение запрещено в подъездах многоквартирных домов» (ниже) и повесить его в своем подъезде, в местах сбора курильщика (-ов) для ознакомления. Моментальной реакции от правонарушителей ожидать конечно не следует, но, как говорится есть нарушение — есть статья Закона — есть санкция в КоАП — будет послушание или хотя бы боязнь быть оштрафованным, а там и до 15 суток недалеко (за систематическое нарушение Закона, или неоплаты штрафа в срок).

Не малая роль в популяризации данного закона в массе не сознательных граждан «курильщиков в подъездах» отводится органам правопорядка — Полиции и участковым уполномоченным полиции. Поэтому чем чаще к ним будут обращаться граждане и писать заявления, тем меньше у них будет шансов «замять» эти правонарушения (что тоже наказуемо). В Москве уже оштрафовано около 15 тыс. курильщиков за 1-й квартал 2014 года (см. статью ниже в комментариях). В прошлом 2016 году в РФ оштрафовано 12 590 нарушителей «антитабачного» закона на 121 млн руб. А с момента, когда закон заработал (с 2013 года), к ответственности привлечено 52 тыс. нарушителей. Лучшее тому доказательство — статистика Роспотребнадзора .

Совет: куда обращаться, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Для тех, кто, мучает своей пагубной привычкой курить соседей по лестничной площадке, существует несколько правовых способов воздействия на них.

  1. Первое, что можно сделать, это предупредить курильщика о том, что по новому Закону курить в данном месте запрещено. Можно даже показать выдержку из самого текста Закона.
  2. Разместить с указанием нормы Закона, запрещающего курить на лестничной площадке.
  3. Если это не помогло, то смело вызывайте участкового или полицию, затем напишите соответствующее заявление сотруднику полиции. В случае отказа сотрудника полиции принять меры должного реагирования вы можете обратиться с жалобой в органы прокуратуры.
  4. Если у Вас были уже обращения в Полицию по данному вопросу, и по каким либо причинам они не приезжали на вызов (совет: лучше звонить с мобильного на номер 112, там все звонки граждан на особом контроле, по каждому идет отчет в вышестоящий орган полиции), не принимали заявление о совершенном правонарушении, требовали каких-либо «неопровержимых» доказательств правонарушения, и прочих уловок блюстителей закона…. просим сообщать о них в органы прокуратуры или ниже в комментариях к данному посту. Квалифицированные юристы помогут Вам найти правильное решение возникшей проблемы, составить заявление о нарушении Ваших прав (бездействие органов полиции).

Где можно курить без последствий применения штрафов к курильщику?

Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так в соответствии с нормами Закона, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

Где запрещено курить

Итак, согласно закону, курить нельзя в таких общественных местах:

  1. Находясь на территории учебных учреждений, к которым относятся школы и учреждения, выдающие дипломы о среднем и высшем образовании. Нельзя закуривать возле заведений спорта и культуры.
  2. Стоишь с зажженной сигаретой возле больницы или поликлиники – будь готов к тому, что тебе выпишут штраф. Санатории тоже входят в список общественных мест, где курить в 2017 году запрещается.
  3. Наказание предусмотрено для курящих в общественном транспорте, самолетах, поездах, кораблях, на территории аэропортов и автовокзалов. В отношении водителей маршруток и такси существует отдельная статья. Если закурившего пассажира в автобусе, скорее всего, высадят другие пассажиры, то с водителем спорить сложнее. Поэтому эту норму прописали в законе.
  4. О курении следует забыть любителям вдыхать табачный дым в зданиях, особенно если речь идет о госструктурах и учреждениях власти.
  5. Курить в лифте – сознательно травить всех жильцов многоэтажки, поэтому это тоже карается законом. Ограниченным пространством, куда слабо проникает свежий воздух, являются этажи и лестничные площадки. Если без сигареты не представляется досуг дома, чиновники предлагают курить у себя в квартире или на балконе.
  6. Не требует пояснений закон о курении в отношении детских площадок и пляжей.
  7. Автозаправки считаются территорией высокой степени пожароопасности, поэтому с сигаретами придется повременить. А если учитывать тот факт, что курить за рулем запрещено правилами перемещения по дорожному полотну, если вы ведете автомобиль, то сигареты вообще нет смысла брать с собой.
  8. Студенты, которые балуются курением прямо в общежитии, могут быть выселены из комнат. В некоторых ВУЗах нарушение закона о курении влечет за собой отчисление из института, особенно если проступок был зафиксирован несколько раз.
  9. Несмотря на возмущенные отзывы граждан, закон распространяется на кафе и рестораны, пабы.
  10. Перечень общественных мест, где нельзя курить в 2017 году, замыкают швейные ателье, мастерские и ремонтные конторы.

Доказательная база на курящих соседей: основания

Прежде, чем жаловаться на курящих соседей или писать заявление, вам необходимо иметь неоспоримые доказательства совершенного или регулярно совершаемого правонарушения, иначе, вы сами можете стать правонарушителем по ст. 306 УК РФ «Заведомо ложный донос». Чтобы этого не произошло, прочтите, что может являться доказательством при составлении жалобы на курящих соседей.

  1. показания соседей (таких же, как и вы, некурящих людей, страдающих от последствий курения в подъезде), ваши знакомые и друзья - не подойдут.
  2. фотографии курящих соседей, подойдет даже фото с мобильного телефона (здесь надо быть осторожными, т.к. фото должно быть сделано с разрешения курящего, чтобы не вторгаться в его частную жизнь ст. 152.1 ГК), плюс к тому же вам надо сфотографировать так, чтобы не возникало сомнений, что это именно ваш подъезд, а не соседнего дома (в кадр должны попасть характерные надписи, почтовые ящики с № и пр)
  3. видео (правило с фотосъемкой касаются и видео, но здесь вам будет в помощь, если видеокамеры установлены по всему подъезду с согласия собственников) иначе, могут заявить, что видео - подделка и вам придется доказывать, что это ни так).
  4. совершение правонарушения в момент обхода территории участковым (это вообще идеальный случай, который может произойти с вероятностью 1:1 000 000).

Куда жаловаться на курящих соседей

Вариант №1

Вы можете вызвать участкового, чтобы не ходить к нему самим. Он обязан прийти и составить административный акт. При этом не забудьте подкрепить свои слова доказательной базой. Учтите, что анонимности избежать не удастся, в рамках Административного правонарушения, ФИО потерпевшей стороны, т.е. Ваше — указывается в документах дела, которые видит правонарушитель.

Вариант №2

Например, вы нашли 2-3 обозленных на курящего соседа и написали коллективное заявление участковому. Принимая заявление, участковый обязан его зарегистрировать, а вам сообщить регистрационный номер. По результатам вашего заявления, в течение 10 дней, участковый обязан:

  • возбудить дело об административном нарушении
  • вынести мотивированный отказ в письменной форме и довести до вас порядок обжалования

Если вы позиционируете себя, как «потерпевший», которому причинен вред (моральный или здоровью), то вас обязаны отметить в протоколе о правонарушении и предоставить копию постановления.

Вариант №3

Если вы получили мотивированный отказ от участкового, либо он просто проигнорировал ваше заявление, вы можете обратиться в прокуратуру и поинтересоваться у них, насколько правомерен этот отказ и законно ли курение соседей в подъезде. Так же можете написать и зарегистрировать заявление на вышестоящее начальство о бездействии подчиненного им участкового.

Заявление на курящих соседей участковому: образец

Участковому уполномоченному полиции

от _________________________________
Проживающего по адресу
___________________________________

[ЗАЯВЛЕНИЕ]

Мои соседи, проживают по адресу Московская область, г. Реутов, улица Ленина д. 10/2 (квартиры №364 и №365), допускают курение в подъезде №3 на 5-м этаже. А именно — такого-то числа во столько-то (продолжительностью 5 мин), такого-то числа — во столько-то (продолжительностью 10 мин). Подтвердить данные факты может соседка ФИО из кв. № 360. Курение указанных лиц попадает под статью 6.24 КоАП РФ и ст. 12 ФЗ №15 (01.06.2013г.) и влечет административный штраф в размере от 500 до 1500 рублей.

Я неоднократно имел беседу с данными гражданами на предмет запрета курения в подъезде и неоднократно просил перестать курить в подъезде №3, однако, мои слова не оказали на них должного воздействия.

После этого я распечатал и вывесил в подъезде объявления, содержащие предупреждения о штрафе за курение в непредусмотренном для этого месте. Но и эти меры не возымели должного эффекта.

В настоящее время, указанные граждане продолжают регулярно нарушать закон о запрете курения в подъезде жилого дома. В связи с чем в мою квартиру тянет дымом, пропитывая едким запахом одежду и мебель. Моей семье, в которой есть дети, приходится дышать табачным дымом, особенно в случае, когда возникает необходимость войти или выйти из квартиры через подъезд, где курят соседи. Все перечисленное нарушаем мои гражданские права, которые защищаются законом Российской Федерации.

Прошу Вас (выберите один из вариантов)

  1. вариант: провести профилактическую беседу о недопустимости нарушения законов РФ и ответственности за нарушение, установленной действующим законодательством,
  2. вариант: возбудить административное дело по факту курения в подъезде №3 по ул. Ленина д. 10/2 , выявить в рамках административного делопроизводства фамилии лиц нарушителей закона (лучше прямо сразу написать ФИО нарушителей) и привлечь к административной ответственности граждан, проживающих в квартирах №364 и №365.

Подпись________
Дата____________

Места, где курить можно

После прочтения длинного списка, где курить нельзя, возникает вполне понятный вопрос: а где же разрешено? Второй список меньше, но при этом здесь вы можете не бояться, что вас оштрафуют:

  1. Захотелось закурить, находясь в собственности, оформленной на вас, – пожалуйста. К разрешенным объектам относятся дом, квартира, недвижимость, транспортное средство, если оно в этот момент не передвигается.
  2. На улице по дороге от одного общественного места к другому (смотри перечень выше).
  3. Практически во всех современных офисах отведено и специально оснащено помещение для курения, здесь курильщики могут, что называется, оторваться. Но не забывайте – длительное отсутствие на рабочем месте начальство вряд ли поощрит, поэтому не засиживайтесь с сигаретой слишком часто и долго.
  4. В ожидании поезда находясь на платформе.

Минздрав России против курения возле домов

Министерство здравоохранения РФ одобрило инициативу запретить дымить на расстоянии менее чем 10 метров от жилых домов. Законопроект внесли в Госдуму 29 июня нынешнего года, однако дата первого чтения пока не назначена.

Госдума будет обсуждать поправки в федеральный закон, предусматривающие запрет на курение в местах на открытом воздухе на расстоянии менее 10 метров от входов в подъезды многоквартирных домов. Проект закона N 212777-7 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в нижнюю палату внесен группой сенаторов 29 июня. С 4 июля — документ в комитете по охране здоровья.

Ранее сенаторы предложили запретить гражданам курить в лифтах, помещениях общего пользования и на открытом воздухе, на расстоянии менее 10 метров от входа в подъезды многоквартирных домов. Минздрав согласовал проект без поправок, и отправил его на согласование в другие министерства и ведомства, сообщает газета «Известия». Однако в законопроекте нет конкретики, на какие именно помещения общего пользования распространяется норма. Непонятно и как определили расстояние, на котором действует запрет – 10 метров от вдоха в дома. Эксперты отметили, что соблюдение предложенных правил сложно будет контролировать, и заниматься этим никто не будет.

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 "О запрете курения" с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

"О запрете курения" устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 "О запрете курения". 15 метров - расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:


Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения". Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения" предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 "О запрете курения", - вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями) не допускает и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:


Спонсорство

ФЗ No 15 "О запрете курения" устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон "О запрете курения" 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 "О запрете курения" (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения", реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 "О запрете курения" не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 "О запрете курения" не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 "О запрете курения" допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 "О запрете курения табака" не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 "О запрете курения", в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения".

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 "О запрете курения". Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

Определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:


Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

Курение — проблема современного общества. Каждый год количество курящих людей возрастает. Приобщаются к нездоровому образу жизни дети и женщины. Даже будучи беременными, они не бросают вредную привычку. Поэтому не стоит удивляться низкому уровню здоровья подрастающего общества.

Федеральный закон «О запрете курения» был принят 12 февраля 2013 года, а одобрен 20 февраля того же года Советом федерации. Действующий ФЗ-15 основан на положениях Конституции РФ. В нем трактуется о вредном воздействии окружающего дыма и последствий вдыхаемого табака. Некоторые аспекты закона по борьбе с курением соответствуют другим нормативно правовым официальными документами РФ. Международным договором РФ могут быть предусмотрены другие условия. Как правило, они отличительны от действующего закона «О запрете курения». В этом случае действуют правила международного договора РФ.

Ниже перечислены общественные места, где нельзя курить по закону :

  • Школы, высшие и специальные учебные учреждения;
  • Оздоровительные учреждения;
  • Общественный транспорт;
  • Территории государственных служб;
  • Пляжи и детские площадки;
  • Автозаправочные станции и т.д.

Скачать

Действующий антитабачный закон «О запрете курения» вступил в силу в начале июня 2013 года. Однако некоторые положения стали действовать немного позже. К примеру, статья 13 действующего ФЗ по борьбе с курением была одобрена лишь 1 января 2014 года.

Список дополнений и даты вступления в силу других статей вы найдете в последней редакции закона.

Хотите скачать последнюю редакцию закона «О курении» с курением с изменениями, дополнениями и поправками? Перейдите по .

Последние изменения, внесенные в закон «О запрете курения»

Табак — это травянистое растение. Оно вызывает зависимость у большинства курильщиков. Многие из них не могут победить этот недуг. Лучший метод преодолеть зависимость от табака — заняться профилактическими мерами. В первую очередь необходимо снизить рекламу в средствах массовой информации. Также требуется снизить «пассивную» рекламу, которая проводится курильщиками в общественных местах. Иногда негативно влияет и демонстрация курения при соблюдении всех законодательных норм.

С каждым годом в закон «О курении в общественных местах» вносятся изменения по ужесточению требований к курильщикам. Несмотря на психологическую и физическую боль, законодатель игнорирует это состояние. А полицией накладываются штрафы в случае несоблюдения прописанных в законе условий.

Внесение последних изменений было осуществлено 28 декабря 2016 года. В новой редакции были дополнены части 4 и 5 статьи 25.

Ч 4-5 ст 25

Говорится о том, что внесенные в статью 18 пункты по борьбе с курением вступают в законную силу с 1 января 2017 года. В них описывается запрет незаконной торговли табачных изделий. Для этого действуют следующие меры:

  • Учитывается импорт и производство изделий из табака, которые перемещаются через границу Таможенного Союза гражданином;
  • Отслеживается статистика продаж табачных изделий и их равномерное распределение по регионам Российской Федерации;
  • Выявляются случаи незаконной торговли табачными изделиями. Предприниматели привлекаются к административной или уголовной ответственности, если не применяют меры по борьбе с курением. Кроме наложения штрафов, осуществляется конфискация товара.

Ст 12 ФЗ-15

Статья 12 закона описывает, в каких местах запрещается курение табака, в том числе с целью охраны окружающей среды. Таковыми являются:

  • Помещения и территории для получения образовательных знаний, учреждений культуры по делам молодежи, а также в области спорта и физической культуры согласно закону;
  • Площадки и помещения, которые необходимы для оказания реабилитационных и медицинских услуг;
  • Поезда дальнего следования и корабли дальнего плавания, если их услуги связаны с перевозками обычных граждан;
  • Воздушный транспорт (самолеты, вертолеты) и все виды общественного транспорта;
  • Помещения, созданные для предоставления гостиничных и жилищных услуг согласно закону;
  • Здания, в которых оказывают бытовые услуги, сервисы общепита, помещения для ведения предпринимательской деятельности и т. д.;
  • Рабочие места и зоны для организации рабочего труда;
  • Многоквартирные дома и лифты;
  • Детские территории и пляжи с высокой плотностью населения;
  • Автозаправочные станции и так далее.

В условиях глобализации проблемы табакокурения ответной мерой Правительства России является закон о курении, запрещающий «смоление» сигарет и кальянов во всех закрытых общественных местах. Его цель – предотвращение пассивного курения некурящими гражданами, ограничение торговли, сокращение потребления табачных изделий. По данным Всемирной организации здравоохранения, на планете от болезней, связанных с никотиновой зависимостью, умирает около 5 миллионов человек ежегодно. В России это число составляет до 400 тысяч. Принятые законы о курении, ограничивающие рамки этого опасного явления, – реальный шаг навстречу здоровому будущему для всей нации и человечества в целом.

Общеизвестно, что никотиновая зависимость несет непоправимый вред здоровью и ежегодно уносит миллионы человеческих жизней. Болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, онкологические заболевания легких, горла, полости рта, импотенция, бесплодие – далеко не полный список проблем, возникновение которых врачи часто связывают с курением.

Отдельное внимание следует уделить табакокурению во время беременности. Часто женщины и их ближайшее окружение забывают, что несут ответственность не только за себя, но и за ребенка. Беременная с никотиновой зависимостью не имеет высоких шансов родить здорового, полноценного ребенка. Врожденные пороки физического развития, умственная неполноценность становятся реальными из-за пагубной привычки матери. Нужно акцентировать внимание на том, что , и даже не является безопасной.

Вполне понятно, что курящий человек самостоятельно несет ответственность за себя, свое здоровье. Но что делать, когда он курит в общественном месте: кафе, на остановке, детской площадке, возле подъезда? Тогда дымом вынуждены дышать прохожие, жильцы. Зачастую – некурящие. В зону риска попадают беременные женщины, дети, что особо опасно для здоровья будущих поколений.

Российский закон о запрете курения – нормативно-правовой акт, имеющий цель – сократить количество курящих лиц в стране, снизить смертность населения, и главное – не допустить вовлечения большого числа молодежи в ряды никотинозависимых. Таким образом, нормы акта защищают некурящих людей от дыма сигарет и кальянов, а также вводят штрафы за пропаганду табачных изделий и курение в запрещенных местах.

Закон о запрете курения в общественном месте подписан Президентом РФ 23 февраля 2013 года и предусматривает поэтапное введение ограничений. Официальное название закона – «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», создан Правительством РФ в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака. Федеральный законодательный акт 15-ФЗ вступил в силу 1 июня 2013 года, а отдельные его положения вводились 1 января и 1 июня 2014 года.

Места, где курение – вне закона

Законом о курении определяются основные понятия (статья 2) и принципы (статья 4) охраны здоровья. Он устанавливает права и обязанности (статья 9), а также детализирует полномочия органов государственной власти (5-7 статья) в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 12 закона №15-ФЗ гласит, что курить сигареты, кальян запрещено в следующих местах:

  • Образовательном, культурном, спортивном, медицинском учреждении.
  • Санаториях.
  • Общественном транспорте, самолете, водных и речных судах.
  • Вокзалах, аэропортах, станции метро.
  • Кафе и ресторанах (в специально оборудованных местах). Исключением является кальян с бестабачной смесью.
  • Помещениях органов государственной власти.
  • Лифтах, подъездах многоквартирных домов.
  • Детских площадках.

Курящим любителям путешествий федеральный закон доставит некоторые трудности. Чтобы не попасть под штрафы, которые предусмотрены за курение в неположенном месте, нужно знать некоторые нюансы или перейти на электронные сигареты. Законом №15-ФЗ предусматривается 3 случая, когда действует запрет на курение:

  1. В помещении железнодорожного вокзала.
  2. На улице на расстоянии до 15 метров от входа в помещение вокзала.
  3. На пассажирских платформах, где осуществляется посадка и высадка пассажиров с поездов пригородного следования.

Применение электронных сигарет законом не запрещено, штрафами за курение расплачиваться не придётся.


Но использовать электронные аналоги на глазах у детей все же неразумно с моральной точки зрения. Что касается баров, ресторанов и кафе, то ранее можно было встретить зоны для курящих. Теперь антитабачный закон не предусматривает и такое разграничение. Следует учесть, что кальян на табаке также попал под эти меры. Тема кальяна в кафе и ресторанах занимает особое место. Согласно новому введению, устройство запрещается использовать в закрытых помещениях. Кальян предназначен для использования на открытых площадках. Отныне кафе, рестораны, бары вынуждены организовать летние зоны отдыха.

О местах запрета курения и специальных знаках

Антитабачный закон четко обозначает перечень сигарет и кальяна запрещено. Статья 12 (ч 5) закона №15-ФЗ определяет, что такая территория должна быть обозначена специальным знаком. Порядок его размещения, размер, а также основные требования определены приказом Минздрава РФ от 12.05.14 №214 н. Но данные ограничения не касаются курения электронных приспособлений. Как известно, они не входят в категорию табачной продукции. А все потому, что при производстве электронных сигарет в качестве сырья не используется табачный лист.

Федеральный акт также запрещает курение в самолете. Это обусловлено высокой опасностью возникновения пожара на борту, а также заботой о комфорте некурящих пассажиров. Ведь, как известно, в самолете форточку не открыть.

Антитабачный закон запрещает использовать сигареты и кальян с табаком в кафе, самолете, ресторане, а также лифтах, помещениях общего пользования многоквартирных домов. Курение сигарет на лестничных площадках, у подъездов – было извечным предметом споров между курильщиками и их некурящими соседями. Федеральный закон №15-ФЗ защищает права людей дышать воздухом без табачного дыма. Поэтому, если сосед желает расплатиться штрафом за курение, то может зажечь сигарету, находясь в лифте, или под козырьком подъезда. Теперь на него можно жаловаться участковому или в полицию. Доказательством факта курения в неположенном месте может являться фотография или видеосъемка.

Курить на рабочих местах также запрещено. Во многих компаниях сотрудники выходят на лестничную площадку. Как правило, там стоит пепельница и даже висит табличка. Казалось бы, это никому не мешает. Но антитабачный закон №15-ФЗ запрещает курение в помещениях, исключение – специализированные комнаты, оборудованные современной системой вентиляции. Таким образом, работники должны договориться с работодателем или собственником помещения, где расположен офис, об обустройстве курилки.

Где можно курить?

После перечня внушающего списка запрещенных мест для курения возникает закономерный вопрос о том, где же разрешено?

Антитабачный закон предусматривает список мест, где можно спокойно покурить.

В РФ зажечь сигарету можно:

  • На свежем воздухе рядом с обозначенным знаком «место для курения». Рестораны и кафе оборудуют для этого специальные площадки.
  • В специализированном помещении, которое оборудовано системой вентиляции.
  • В собственной квартире, автомобиле.

Объемный перечень общественных мест, где курение запрещено, по сравнению с местами, где разрешается, свидетельствует о том, что антитабачный закон принят с целью оздоровления нации, пропаганды здорового образа жизни. Закон №15-ФЗ вызвал широкий резонанс и даже назывался одним из самых жестких в мире, его влияние нельзя переоценить. Так, перед курильщиками стоит выбор – курить с учетом требований нормативного акта или бросить привычку вовсе.

Министерство здравоохранения констатирует, что после введения закона на территории РФ наблюдается снижение потребления табачных изделий и, как следствие, уменьшение частоты заболеваний и смертей, вызванных табакокурением.

Курение не разрешается в большинстве общественных мест, введен запрет на торговлю сигаретами на расстоянии менее 100 метров по прямой линии от границ территории образовательных учреждений (статья 19 ч. 7. п. 2), не разрешена продажа табачных изделий несовершеннолетним (статья 20). А запрет рекламы о курении (статья 16) законом №15-ФЗ направлен на прекращение пропаганды курения, воспитания у подрастающего поколения неприязни к табачным изделиям.

Штрафные санкции

Следует сказать, что законы о табачных изделиях и курении создаются не для того, чтобы штрафами за курение отягощать жизнь никотинозависимых граждан. Их цель – защитить несовершеннолетних от вреда никотина и реализовать права некурящих дышать воздухом без примесей табачного дыма.

Штраф за курение – мера воздействия государства в случае пренебрежения нормами закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность (статья 23).

  • Размер штрафа для физических лиц составляет 500 рублей. Но курение на вокзалах или на детской площадке обойдется от 1,5 до 3 тысяч рублей.
  • Если индивидуальный предприниматель или физическое лицо реализовал несовершеннолетнему табачные изделия, это обойдется от 50 до 100 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц или предпринимателей размер штрафа составит от 30 до 60 тысяч рублей. Такая система санкций предусмотрена, если на территории где курить запрещается, отсутствует соответствующая табличка или нет системы вентиляции. Что особенно актуально для кафе и ресторанов.
  • За курение в самолете – размер штрафа 50 тысяч рублей.

Что касается работодателей, то они часто запрещают табакокурение и вводят на территории учреждений специальное правило – приказ о запрете курения. А также принимают меры для исправления ситуации – беседы о никотиновой зависимости, замечание, выговор.

Несмотря на строгость, федеральный закон №15-ФЗ принят населением положительно. Ведь каждый сознательный гражданин понимает, что проблема здоровья в России достаточно актуальна. И меры, направленные на информирование населения о вреде табака, ограничение продаж, штрафы за пропаганду и курение оправданы. Важно помнить, что законы о запрете продажи табака и курении в общественных местах – это распространенная практика многих развивающихся стран, которые выступают против никотиновой зависимости.

О курении на курорте

Последние годы правительство Таиланда проводит государственную политику против табакокурения. И вопросы о том, где нельзя курить и каковы законы о ввозе табачных изделий и курении на курорте, волнует многих путешественников. К тому же в Бангкоке, Паттайе довольно сложно купить сигареты. А если и продаются, то очень низкого качества и по заоблачной цене. Это неудивительно, ведь сигареты в Паттайе привозят контрабандой из Камбоджи.

На курорте в Паттайе найти отель, где будет разрешено курение в номере, совсем нелегкое задание, но для этого есть специально отведенные места. За сигарету на балконе в номере, кафе, на улице – размер штрафа может составить до 2500 бат. Если вы на экскурсии, то лучше заранее поинтересоваться у гидов, где нельзя курить. А если без сигарет никак, то в Бангкоке или Паттайе можно найти электронные аналоги.

Запрет курения распространяется также на ввоз табачных изделий. Существуют особые ограничения: так, отправляясь на курорт Паттайе, беспошлинно можно ввезти не более 200 сигарет (1 блок). Запрет на табачное курение в Паттайе не очень строг к туристам, исключением является демонстративное неуважение к местным .

Штрафы для приезжих за курение сигарет нечасты, но все же имеют место быть. Именно поэтому, чтобы не омрачать свой отдых на курорте Паттайе, важно заранее ознакомиться с законами о табачных изделиях и курении. Отдельно следует упомянуть, что с мая 2015 года официально запрещено курение кальяна. Все заведения закрыть не удалось, но качество курительных смесей в Паттайе отныне ставится под сомнение. Строгие ограничения продажи табачных изделий и табу на курение в общественном месте Паттайе далеко не минус. Возможно, это шанс бросить курить, наслаждаясь путешествием.

Минздрав запретит кальяны в кафе, позволит продлевать рабочий день курящих сотрудников и сделает невозможным покупку табака для тех, кто родился после 2015 года. Такой план ведомство разработало на ближайшие пять лет

Будущее без дыма

Министерство здравоохранения подготовило концепцию по борьбе с курением с 2017 до 2022 года. Как говорится в документе, копия которого есть в распоряжении РБК, проект был разослан на согласование в 18 ведомств, включая Минфин, Минэкономразвития и МВД. После этого концепцию должно утвердить правительство. Пока в кабинете министров документ не видели, рассказал РБК источник в аппарате Белого дома.

Официально концепция не публиковалась, но подлинность документа РБК подтвердил пресс-секретарь министра здравоохранения Олег Салагай, который является одним из авторов: его подпись стоит под проектом.

План Минздрава разработан в соответствии с Рамочной конвенцией по борьбе против табака, которая вступила в силу в 2005 году по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Концепция должна заменить предыдущую редакцию документа, которая действовала в 2010-2015 годах, пояснили РБК в пресс-службе ведомства.

Как отмечают авторы проекта, обосновывая необходимость подобной концепции, курение — причина 10% смертей взрослого населения. Ежегодно из-за табака гибнут 5,4 млн людей в мире и от 300 тыс. до 400 тыс. человек в России. С табаком связывают развитие онкологии, заболеваний дыхательной системы и сердца, потерю слуха, зрения, повышение риска бесплодия и выкидышей, а также развитие импотенции , говорится в документе.

В тексте подчеркивается, что меры, которые уже принял Минздрав, привели к снижению процента курящих с 39% взрослого населения России в 2009 году до 33% в 2016 году. ​Этот уровень все еще катастрофически высокий, полагают в ведомстве, поэтому цель концепции — добиться к 2022 году снижения до 25%. Из-за курения мужчины теряют в среднем девять лет жизни, а женщины — пять с половиной лет. Упущенная выгода ВВП составляет 2%.

Кроме того, ​Минздрав хочет увеличить количество мест, в которых нельзя курить. Запрет распространится на коммунальные квартиры, все виды общественного транспорта, остановки и прилегающую территорию в радиусе трех метров. Под запрет попадет такая же зона у входов в здания торговых центров, подземные и наземные переходы и даже личный транспорт, если в нем находятся дети. Кроме того, курильщик будет обязан потушить сигарету в присутствии любого человека, возражающего против курения.

Ужесточение коснется продавцов и потребителей электронных сигарет и других «электронных средств доставки никотина», не являющихся лекарствами.

Акцизы и упаковка

Концепция напрямую отразится и на производителях. В 2016 году минимальная ставка акциза на сигареты составляла 1680 руб. за 1 тыс. шт. Это 33,6 руб. за одну пачку. В 2017 году до 1930 руб. за 1 тыс. шт. Теперь на одну упаковку приходится 38,6 руб. Это чуть больше 40% от розничной цены продукции. Акциз, рекомендованный ВОЗ, должен составлять 70% от цены, и Минздрав намерен стремиться к такому показателю.

Еще один ориентир для Минздрава — средний акциз в европейских странах. Там он составляет $2,38, или 185 руб., за пачку. По подсчетам ведомства, если довести российские показатели до среднеевропейских, бюджет получит дополнительные 900 млрд руб. по сравнению со сборами 2015 года, а от преждевременной смерти спасутся 2 млн человек.

В 2018 году акциз планируется повысить до 3 тыс. руб. за 1 тыс. шт., в 2020-м — до 4,4 тыс. С 2022 года индексация, опережающая инфляцию, должна быть ежегодной.

В 2017 году Минздрав также запланировал введение десятипроцентного налога на розничную продажу табачных изделий и электронных сигарет. С 2018 года табачные компании должны будут платить и экологический налог. По мнению Минздрава, сигареты — наиболее распространенный вид отходов, а потому наносят вред окружающей среде.

Планирует Минздрав реформировать и сферу потребительской привлекательности табачной продукции. Ведомство собирается запретить использование в сигаретах добавок со вкусом пищевых продуктов и усиливающих эффект привыкания, а все упаковки должны быть стандартизированы.

На пачках сигарет нельзя будет размещать товарные знаки, рекламу или информацию, стимулирующую продажи. Упаковки будут одного цвета с указанием только наименования продукции, напечатанного установленным шрифтом.

Информация о вреде курения, как полагает Минздрав, займет не меньше 65% основной стороны упаковки. Картинки и надписи о вреде курения будут располагаться и на самих сигаретах.

Хранить табак обяжут не просто в закрытых коробах, как это происходит сегодня, а в ящиках болотного цвета без дополнительных надписей и подсветок.

Запреты для компаний

Помимо роста акцизов табачные компании ждет усиленный контроль их деятельности. Им запретят вести партнерские отношения с государственными учреждениями. Они должны будут предоставлять информацию о затратах на маркетинговые расходы, лоббирование, благотворительные взносы и т.д. За непредоставление информации введут санкции.

Представителям табачных компаний также нельзя участвовать в каких-либо комитетах по вопросам здравоохранения.

Многие предложения данной концепции слишком радикальные и не учитывают интересов потребителей и государства, считает директор по внешнекорпоративным связям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Яна Гуськова. По ее мнению, в том числе неоправданны ограничения для электронных сигарет. «Если руководствоваться интересами потребителей и заботой о здоровье, государство должно стимулировать разработку продукции со сниженным риском для здоровья, а не запрещать ее», — подчеркнула она.

Действующее российское закон​одательство уже содержит большое количество запретов в отношении производства, маркировки и оборота табачных изделий, заметил в разговоре с РБК вице-президент JTI по коммуникациям в России Сергей Киселев. «На этом фоне попытка сократить потребление табака только за счет введения новых жестких ограничений, без анализа эффективности действующих мер и их корректировки, не приведет к ожидаемому результату, а только подорвет функционирование легальной отрасли, ускорит замещение легальной продукции более дешевыми аналогами с теневого рынка и в итоге подорвет стабильность налоговых отчислений в бюджет», — резюмировал он.