Образование в великобритании, в англии как пример для всей планеты. Фотографии

##Этапы Британского среднего образования Среднее образование в Великобритании обязательно для всех граждан страны в возрасте от 5 до 16 лет, а для тех, кто планирует поступать в университет - до 17/18 лет. Учебный год продолжается с сентября по июль и разбит на 3 семестра: сентябрь - декабрь, январь - март и апрель - июль. Первый уровень обучения представлен двухгодичной школой для малышей - prepreparatory school, где дети изучают несколько предметов по выбору родителей. Как правило, это математика, английский язык, география, музыка и искусство. В возрасте семи лет ребенок поступает в пятилетнюю начальную школу - primary school или elementary school. На этом этапе школьники начинают изучать естественные науки и информационные технологии. Для перехода в среднюю школу ученикам необходимо сдать общий вступительный экзамен/ Common Entrance Examination (CEE) в форме тестирования по основным изучаемым дисциплинам и уровню интеллектуального развития (IQ). В средней школе обучаются дети в возрасте 13-15 лет. Особенностью обучения в английской средней школе является возможность ребенка самостоятельно выбирать часть предметов для изучения. Дети изучают 4-6 предметов и на этом этапе школьное образование направлено на подготовку ребенка к сдаче экзамена на британский сертификат о среднем образовании (/lib/gcse). Выпускники всех школ в возрасте 16 лет сдают экзамен по единой системе, действующей с 1987 года. Квалификационный экзамен завершает обязательную часть образования для жителей Великобритании. [Сертификат GCSE](/lib/gcse) подтверждает среднее образование и считается достаточным для начала трудовой деятельности. Иностранные школьники, обучающиеся или желающие продолжить обучение в Великобритании, сдают аналогичный экзамен на Международный сертификат о среднем образовании International General Certificate of Secondary Education (сокращенно IGCSE). Полученный по итогам этого экзамена сертификат приравнивается к GCSE. Следующим этапом школьного образование является получение сертификата о среднем образовании продвинутого уровня/ сертификат (/lib/a-level). Такой сертификат необходим школьникам, которые собираются поступать в университеты. Для получения среднего образования продвинутого уровня необходимо учиться еще 2 года. В процессе обучения школьник выбирает 3-4 профильных предмета в зависимости от того, какую специализацию он/она собирается выбрать в университете и готовится к сдаче квалификационных экзаменов по этим предметам. Альтернативой программе A-level является программа (/lib/ib). Результаты выпускных экзаменов A-level и IB принимаются всеми университетами Великобритании и университетами большинства других стран. ##Частные и государственные школы Особенностью английской системы школьного образования является то, что наряду с государственными школами/ state schools, в которых бесплатно обучаются граждане Великобритании и лица, имеющие вид на жительство, существует большое количество частных школ/ public schools, принимающих учеников на основании отбора и взимающих плату за обучение, как с английских, так и с иностранных детей. Основным отличием государственных школ от частных является система их финансирования - государственные школы финансируются за счет средств бюджета и почти все они являются школами смешанного типа, т.е. мальчики и девочки в них обучаются совместно. Зачисление в государственные школы осуществляется свободно или на основании конкурсного отбора, предпочтение отдается детям, проживающим в округе, к которому приписана школа. Для иностранцев получить в Англии среднее образование возможно только в частных школах пансионах. Существование государственных и частных школ в Англии имеет многовековую историю. Изначально, в 16-17 веках школы делились на церковные и светские. В «Законе о публичных школах» 1864 г. упоминались девять публичных элитных школ, среди которых были известные Eton и Harrow, предлагающие классическое образование для мальчиков. На сегодняшний день в Великобритании действует более 4000 частных школ раздельного и совместного обучения. Частные школы финансируются полностью за счет родителей учеников и спонсорской помощи выпускников. Частные школы Великобритании предоставляют образовательные услуги очень высокого качества, что подтверждается результатами государственных экзаменов и статистикой поступления их выпускников в ведущие британские и зарубежные вузы. Примечательно, что 90% выпускников частных школ поступают в университеты. Большинство частных школ – это школы-пансионы - дети здесь проживают и обучаются круглый год, за исключением каникул. Почти в каждой английской частной школе есть бассейн, теннисные корты, спортивные и танцевальные залы, музыкальные классы, открытые и закрытые спортивные сооружения и площадки для игр. В английском школьном образовании уделяется много времени искусствам, музыке и спорту. В школе обязательно преподается драматическое искусство, живопись, игра на музыкальных инструментах, танцы, верховая езда. Ученикам предоставляется право выбора многих предметов. Что касается академических предметов, то их меньше, чем в российских школах, однако изучаются они достаточно глубоко, и по каждому из них приходится держать довольно сложный экзамен. Классы в частных школах небольшие – от 5 до 15 человек, поэтому у учителей есть возможность найти индивидуальный подход к каждому ученику. У большинства частных школ имеется достаточный опыт обучения иностранных студентов - доля иностранцев среди учеников английских школ может составлять от 10 до 50% и школы стараются делать так, что бы не было одной доминирующей национальности, кроме англичан, конечно. Ученики проживают в жилых корпусах. За порядком следят воспитатели, которые проживают вместе с детьми на постоянной основе. Как правило, младших школьников расселяют по 4-6 человек в комнате, а старшеклассников (с 16 до 18 лет) по 1-2 человека. В английских частных школах отношения между учителями и учениками отличаются от той модели отношений, к которой привыкли русскоязычные студенты в своих странах - учебный процесс организован таким образом, чтобы поощрять инициативу, творчество, состязательность и уважительное отношение друг к другу. Как результат, дети раньше становятся ответственными во всех отношениях, четко понимают свои права и обязанности, чего можно, а чего нельзя ни при каких условиях, быстрее взрослеют и раньше начинают понимать, чего они хотят от жизни. В английских частных школах помимо студентов, проживающих в пансионе на постоянной основе, учатся так же дневные студенты (day students) – жителей близлежащих городов. С другой стороны, среди студентов, проживающих в пансионе, всегда есть англичане, хотя большинство, конечно же, составляют иностранные студенты. ##Причины, по которым россияне выбирают английские частные школы - репутация английского образования в мире; - безопасность, благоприятные экологические условия и отличные условия для учебы и занятия спортом - все частные школы занимают большие территории, много зелени, большинство находятся в сельской местности, в окружении полей, лесов, озер и рек, дети постоянно заняты с утра до вечера учебой и спортом, времени на всякие глупости просто не остается; - географическая близость: из англоязычных стран только в Великобритании и Ирландии можно получить образование относительно недалеко от дома, остальные страны (США, Канада, Австралия) находятся гораздо дальше и возможность видеть ребенка будет меньше; При наличии большого количества хороших бесплатных государственных школ, многие англичане так же предпочитают отдавать своих детей в частные школы, хотя и по другим причинам: - многие семьи традиционно предпочитают отдавать детей в школу, где учились один или оба родителя, а иногда и их более далекие предки; - государственная школа в непосредственной близости проживания не отличается высокими стандартами обучения и/или в ней нет каких-то факультативных предметов и/ или условий для занятия каким-либо видом спорта; - родители работают за границей и вынуждены оставить ребенка в школе пансионе; - родители предпочитают, что бы их дети учились в школе с раздельным типом обучения/ single sex school (среди государственных школ таких нет); ##В каком возрасте лучше отдавать иностранного ребенка в школу? Оптимальным вариантом с точки зрения последующей интеграции является возраст 11-13 лет (минимум за год до [программы GCSE](/lib/gcse)) – в этом случае ребенок без проблем адаптируется к новой среде и через пару лет не просто в совершенстве овладевает английским языком, но и ментально и по своему поведению начинает быть похожим на своих английских сверстников. Однако, не все родители готовы отпустить ребенка в таком раннем возрасте. Крайний возраст, когда ребенок может начать учиться в английской частной школе – 15/16 лет – это будет годичная программа подготовки к (/lib/a-level) или (/lib/ib) и далее сама программа A-level или IB. ##Школа или International Study Centre (ISC) Очень часто вновь прибывшие студенты из других стран не готовы прямо сразу начать учиться в английской школе вместе с английскими детьми. Для таких случаев существуют подготовительные центры/ International Study Centres, главная цель которых - подготовить вновь прибывших к последующему обучению в школах Великобритании. В таких центрах на первом этапе основное внимание уделяется языковой подготовке и лишь немного другим предметам, а затем, по мере овладения английским языком, акценты смещаются, и к концу первого года обучения предметы школьной программы начинают занимать основное место в сетке школьных занятий. Школы, где нет таких центров, могут предоставлять дополнительные занятия по английскому языку для только что поступивших в школу иностранных студентов, как правило, вместо иностранного языка. Какой вариант обучения выбрать - сразу основную школьную программу с дополнительными занятиями английского или International Study Centre - зависит исключительно от уровня языковой подготовки и способности иностранного студента к интеграции и адаптации. ## A-level или IB До недавнего времени программа (/lib/a-level) была единственной возможной программой обучения в старшей школе – в рамках нее студенты углубленно изучали 3-4 предмета, выбор которых определялся планами дальнейшего обучения в университете. Данная программа хороша для тех, кто уже на этапе последних 2-х лет обучения в школе понимает, что он/ она будет изучать в университете в качестве основных дисциплин. (/lib/ib) является альтернативой программе (/lib/a-level) - с некоторых пор все больше английских частных школ предлагают именно IB наряду с программой A-level или вместо нее. Программа IB предполагает изучение 6 предметов, по одному из 6 разных областей: иностранный язык, родной язык и литература, гуманитарные науки (история, география, социология), математика и информационные технологии, естествознание (физика, химия, биология), искусство (театр, музыка, рисование и т.д.). Вместо предмета из группы «искусство» можно взять второй предмет из группы «гуманитарные науки», «математика и информационные технологии» или «естествознание». Три предмета изучаются углубленно, а три другие – на среднем уровне. Программа IB подходит тем, кто пока не определился с основными дисциплинами в университете и поэтому не хочет ограничиваться 3-4 предметами, а хочет изучать разные предметы, пусть и не все одинаково углубленно, а так же для тех, кто планирует дальнейшее университетское образование за пределами Великобритании. Программа IB – это европейский стандарт среднего образования и считается, что она дает более сбалансированные знания. ## Рейтинги Вопрос о месте в рейтинге той или иной школы занимает умы многих родителей. Участие в рейтинге дело добровольное, многие школы предпочитают не участвовать, так как они считают, что рейтинги не верно отражают их вклад в дело воспитания и обучения школьников. По большому счету все сводится к следующему: есть школы, которые могут себе позволить принимать в возрасте 13 лет, условно говоря, только отличников (так называемые selective schools) и, как следствие, на выходе все их выпускники показывают очень хорошие результаты - такие школы, конечно же, стремятся участвовать во всех рейтингах; другие школы (их большинство) принимают разных студентов, с хорошей успеваемостью и не очень и на выходе результаты у всех учеников то же разные - такие школы (они называются non-selective schools), как правило, не стремятся участвовать в рейтингах, что вовсе не означает, что они учат хуже. Есть и другие факторы, которые влияют на решение школ участвовать или не участвовать в рейтингах. Selective schools имеют гораздо более конкурентную среду: здесь все вокруг отличники или почти отличники и ребенок должен быть очень мотивирован и не бояться состязательности – строя планы отдать ребенка в такую школу родители и сам ребенок должны понимать, что их ждет и быть готовыми к обучению именно в такой среде. С другой стороны, в хорошей non-selective школе есть все необходимые условия и педагоги для того, чтобы ребенок раскрыл свой потенциал и достиг максимального результата, обучаясь при этом в менее конкурентной, более комфортной среде. Кроме вышеперечисленных соображений, есть еще несколько моментов, на который нужно обращать внимание при выборе частной школы для своего ребенка: географическое положение, процент иностранных студентов и страны, которые они представляют, количество студентов, проживающих в пансионе и т.д. ## Опекунство В Великобритании детям до 18 лет в обязательном порядке полагается иметь опекуна. Подавляющее большинство школ отдают эту функцию на откуп сторонним организациям - опекунским агентствам, которые подбирают опекунскую семью и осуществляют общий надзор. Агентство и опекунская семья осуществляют функции приемной семьи в период, когда ребенок не учится в школе по любой причине, будь то во время каникул, по болезни или когда отстранен от занятий. Кроме этого, опекуны принимают решение о медицинском вмешательстве в случае серьезного заболевания, представляет интересы ребенка в суде, иммиграционной службе, полиции и других государственных инстанциях, решают различные организационные вопросы (постановка на учет к семейному доктору, организация передвижения по стране и т.д.);

Согласно требованиям законодательства дети в Англии должны посещать школу с 5 до 16 лет включительно, но при этом многие начинают обучение раньше (в возрасте 3 лет) и продолжают обучаться до 18 лет (до момента поступления в колледж или университет). Девять из десяти детей в Великобритании обучаются в школах, принадлежащих к государственной системе образования (эти учебные заведения финансируются правительством). Остальные дети обучаются в частных школах (которые еще называют «независимыми» школами), при этом наиболее эксклюзивные частные школы, такие как Итон или Хэрроу, именуются «публичными школами», но их не следует путать с государственными школами, так как образование в таких публичных школах, разумеется, не является бесплатным. Школы подразделяются по возрасту учеников и называются немного по-разному в государственной и частной (независимой) системе образования. Тем не менее, в целом система образования в Великобритании состоит из:

  • дошкольных учреждений (где обучаются дети в возрасте 3-4 лет);
  • начальных школ (возраст учеников составляет от 4 до 11 лет);
  • средних школ (ученики в возрасте 11-18 лет) и
  • высших учебных заведений и колледжей (18+).

В большинстве государственных школ, особенно начального уровня, смешанные классы, где обучаются как девочки, так и мальчики. Эти школы могут быть как неконфессионными учебными заведениями, так и принадлежащими к одной из популярных конфессий (например, католические школы, школы англиканской церкви, иудейские школы и т.д.). Все государственные начальные школы обязаны придерживаться требований национальной учебной программы, утвержденной правительством, и готовить учеников к тестированию на различных этапах обучения соответственно их возрасту.

Любой ребенок в возрасте от 5 до 16 лет имеет право посещать государственную школу в Великобритании, пока его родители находятся на территории страны по долгосрочной визе (то есть по любой визе, действие которой длится более 6 месяцев - рабочей, студенческой, бизнес-визе и т.д.). Если родители находятся за пределами Великобритании, дети до 16 лет могут получать образование только в частных школах-интернатах.


В секторе независимого образования могут встречаться школы «только для девочек» и «только для мальчиков», хотя сейчас все чаще отмечается тенденция к смешанному обучению. В отличие от школ государственного сектора частные школы имеют право утверждать собственные учебные программы и самостоятельно решать, будут ли их ученики сдавать тесты на соответствие национальной учебной программе. Все большее количество школ делает выбор не в пользу национальной учебной программы - а это означает, что ученики частных школ обучаются по гораздо менее ограниченным и более разнообразным программам. Эти программы не перегружены постоянным тестированием и не ограничены требованиями следовать четко заданному курсу. Вдобавок, размеры классов в частных школах обычно меньше, чем в государственных начальных школах - количество учеников в них, как правило, не превышает 15 человек. Поэтому учителя могут уделить больше времени и внимания индивидуальным потребностям каждого ученика.

Частные школы могут представлять собой как «дневные» школы, так и «пятидневные интернаты» (ученики проживают в школе пять дней в неделю, а затем отправляются домой на выходные) или «пансионы» (в школах такого типа дети отправляются домой только на каникулы). В большинстве случаев возраст учеников в пятидневных интернатах и пансионах начинается с 11 лет, но в некоторые учебные заведения принимают и детей 7-9 лет.

Учебный год разделен на три семестра (осенний, весенний и летний), в промежутках между которыми ученики отдыхают на каникулах. Английские каникулы довольно продолжительные между семестрами (обычно такие каникулы называют Рождественскими и Пасхальными) и короткие («половинчатые») в середине семестра. Учебный год начинается в первых числах сентября и завершается летом, причем сроки окончания учебного года в государственных и частных школах могут различаться. Все государственные школы завершают учебный год ближе к 20 июля, однако частные школы имеют право решать этот вопрос на свое усмотрение, поэтому в них учебный год может заканчиваться в любой день с конца июня до конца июля. Также довольно часто руководство частных школ продлевает рождественские и пасхальные каникулы, а даты начала и окончания половинчатых каникул в частных школах могут варьироваться от школы к школе.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Это возраст, в котором английские дети могут (но не обязаны) начинать свое дошкольное обучение. Дошкольные классы являются аналогами детского сада, в них упор делается на групповую работу, творческую деятельность и тематические игры. Однако, в отличие от детского сада, ребенок находится в таком дошкольном классе только 3 часа в день, с девяти утра до двенадцати либо с двенадцати до трех.

Государственное дошкольное образование доступно только для детей от трех лет, поэтому ребенок может пойти в дошкольный класс как в начале осеннего семестра, так и весной или летом (в зависимости от даты, когда ему исполняется 3 года). Процесс приема в государственный дошкольный класс зависит от требований, утверждаемых местными органами власти (т.е. в зависимости от того, в каком регионе Англии проживает ребенок) и может существенно отличаться от региона к региону. В то же время необходимо помнить, что в некоторых регионах Великобритании местные власти требуют подавать документы на поступление в дошкольный класс за год до того, как ребенок достигнет необходимого для приема возраста. Если документы не будут поданы в надлежащий срок, это может послужить причиной того, что ребенок не получит места в дошкольном классе при хорошей начальной школе и будет занесен в список очередников.

Обучение в частном дошкольном классе ребенок может начать с двухлетнего возраста, а сам процесс приема документов в них может заметно различаться (при этом некоторые из частных школ требуют подавать заявление в дошкольный класс еще до рождения ребенка).
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОТ 4-6 ДО 7-11(13) ЛЕТ


Государственное образование / система государственных школ

В системе государственных школ дети в возрасте четырех лет начинают обучение в начальной школе. В некоторых районах еще сохранились отдельные «детские школы» (для детей от 4 до 6 лет), после которых ребенок переходит в «младшую школу» (для детей от 7 до 11 лет), однако в большинстве начальных школ в современной Англии дети учатся от 4 до 11 лет.

Ребенок попадает в подготовительный класс (так называется класс первого года обучения в начальной школе), когда ему исполнилось 4 года и если его родители вовремя подали соответствующее заявление, то есть в течение 6 месяцев до начала семестра (обучение в подготовительном классе обычно начинается раз в полгода). К сожалению, получение места для ребенка в хорошем государственном дошкольном классе (которые обычно находятся при начальных школах) отнюдь не гарантирует, что он сможет обучаться в этом же учреждении в дальнейшем, когда придет время приема в начальную школу. И хотя в Англии немало очень хороших государственных начальных школ, количество не таких хороших школ, к сожалению, еще больше. Поэтому неудивительно, что все хорошие начальные школы обычно переполнены.

Как правило, для того, чтобы определить ребенка в понравившуюся государственную начальную школу, необходимо проживать как можно ближе к зданию школы (и в любом случае в пределах микрорайона, охватываемого соответствующей школой). Критерии приема от школы к школе могут различаться, поэтому важно в первую очередь узнать правила приема в конкретную школу, которая нравится родителям. Для приема в церковную школу почти всегда необходимо, чтобы ребенок принадлежал к соответствующей конфессии и посещал воскресную школу при церкви, с которой связано учебное заведение. Его родители, в свою очередь, должны посещать церковь как минимум дважды в месяц в течение двух лет до подачи заявления.

Обучение в возрасте от 4 до 6 лет в Англии называется «Этап 1»: дети поступают в подготовительный класс в возрасте 4 лет, переходят из подготовительного класса в класс первого года обучения в 5 лет, а затем продолжают обучение в возрасте 6 лет в классе второго года обучения.

В возрасте семи лет для ребенка начинается «Этап 2» и соответствующее ему обучение: дети переходят в класс третьего года обучения с дальнейшим ежегодным переходом в следующий (соответственно, 4, 5 и 6) класс. Именно на этом этапе некоторые дети переходят из детской школы в младшую школу, впрочем, в большинстве случаев этот процесс является очень простым, так как большинство детских школ непосредственно связаны с младшими школами, расположенными неподалеку.

Данный период времени считается удачным для смены школы, так как зачастую в младшей школе бывает чуть больше мест, чем в детской школе. Процесс приема здесь в целом похож на процесс приема в подготовительный класс, поэтому важно проживать как можно ближе к школе (или регулярно посещать церковь, если речь идет о церковной школе).


Независимое образование / система частных школ

Эквивалент детской школы в секторе независимого образования называется «до-подготовительной школой» (для детей от 4 до 6-8 лет), после которой следует «подготовительная» школа (в ней дети обучаются до 11-13 лет).

История слова «подготовительный» уходит корнями к независимым школам Англии до начала 20 века, чьей изначальной целью была подготовка учеников к поступлению в публичные школы на конкурсной основе - после успешной сдачи общего экзамена в возрасте 11, 12 или 13 лет. Однако сейчас сфера независимого образования в Великобритании существенно увеличилась, и на сегодняшний день школы стали намного более гибко подходить к вопросам удовлетворения потребностей учеников и их родителей. Словосочетание «публичная школа» обычно используется для обозначения старой традиционной школы, такой, как Итон или Харроу, которых в Великобритании насчитывается не так много. Однако в наши дни в Англии существует достаточно большее количество частных школ, а термин «независимая школа» стал более общим - сегодня сектор независимого образования Великобритании насчитывает более 1000 «до-подготовительных» и «подготовительных» школ.

Процедура приема в различных частных школах может существенно отличаться.

Для приема в некоторые до-подготовительные и подготовительные частные школы достаточно просто зарегистрировать ребенка в местном учебном заведении (хотя порой такая регистрация должна осуществляться еще до появления ребенка на свет, а для отдельных наиболее популярных частных школ - сразу после его зачатия).

Для приема в другие независимые школы дети должны сдавать вступительные экзамены.

В возрасте менее 3 или 4 лет в большинстве до-подготовительных частных школ захотят просто пообщаться с ребенком и его родителями перед тем, как принять решение о приеме. Зачастую представители школ приглашают родителей на «собеседование» вместе с ребенком, чтобы малыш провел полдня в обычном классе, а сотрудники школы понаблюдали за ним (необходимо убедиться, что ребенок вписывается в окружение, состоящее из детей приблизительно его возраста).

Для поступающих в возрасте 7 или 8 лет или старше школа может предложить сдать вступительный экзамен, прежде чем рассматривать заявление о приеме. В большинстве случаев основное внимание уделяется английскому языку, но могут оцениваться также общие знания и успехи в математике. Здесь не существует четких стандартов, поэтому необходимо наводить справки в соответствующих школах задолго до начала приема, и экзамены в большинство хороших подготовительных школ легкими не назовешь.

Восемь лет вообще традиционно считается наиболее подходящим моментом для перехода из «до-подготовительной» в «подготовительную» школу. Восьмилетний возраст также является минимальным возрастным порогом, после которого ребенок может быть принят в школу-интернат.

Даже невзирая на то, что наиболее серьезным этапом школьного образования считается средняя школа, правильный выбор подготовительной школы крайне важен. Если родители ребенка имеют виды на какую-то конкретную среднюю школу, они, вероятно, постараются выбрать подготовительную школу, являющуюся своеобразной «кузницей кадров» для выбранной средней школы. А правильный выбор родителями средней школы, возможно, является наиболее важным решением, определяющим будущее ребенка - не так давно исследователи обнаружили, что всего пять школ в Англии подготовили большее количество студентов для Оксфорда и Кембриджа в течение трех лет, чем почти 2000 других школ вместе взятых!

Восьмилетний возраст является ключевым для тех, кто рассматривает вариант элитной независимой старшей школы. Вас могут заверять в том, что это всего лишь вопрос результатов тестирования на вербальную и невербальную логику, к которым невозможно подготовиться. Но неуклонно возрастающее количество книг, веб-сайтов и обучающих компаний, обещающих успешную сдачу так называемого «11+ экзамена» (экзамена, который сдают ученики по окончании начальной школы), демонстрирует, насколько явно и повсеместно игнорируется этот совет. Поступление в средние школы для мальчиков возможно с 13 лет, но очередь занимать следует уже с десятилетнего возраста. Если Итон, Рэдли и им подобные учебные заведения находятся вверху вашего списка, начинать организацию визитов следует, как только ребенку исполнится 8. Существуют как официальные, так и неофициальные критерии отбора учеников, и стоит учесть их все.

Десять лет - идеальный возраст для регистрации ребенка в большинстве других независимых частных старших школ. К этому моменту и родители, и школа (если она была выбрана правильно) будут иметь четкое представление не только о том, в какой области ребенок наиболее талантлив, но и о том типе среды, который окажется наиболее подходящим для него. Чтобы правильно выбрать школу для ребенка, используйте по максимуму любые возможности для ознакомления со школой. В этом вам помогут дни открытых дверей - они станут отправной точкой и позволят почувствовать дух школы.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОТ 11 ДО 13 ЛЕТ

Государственное образование / система государственных школ

Одиннадцатилетний возраст для большинства учеников государственных школ становится этапом, подразумевающим окончание начальной школы и переход в среднюю школу.

Большая часть государственных средних школ подразумевает смешанное обучение, однако существует также целый ряд государственных школ исключительно «для мальчиков» или «для девочек». Такие школы могут быть как неконфессиональными, так и церковными (католическими, англиканскими, иудейскими и т.д.), и нередко именно церковные школы демонстрируют лучшие результаты обучения и гораздо более высокий уровень дисциплины. Также существует ряд селективных учебных заведений на уровне средней школы.

По сути, все государственные средние школы можно разделить на:

  1. Общеобразовательные школы (набор в которые обычно обусловлен расстоянием от дома ученика до школьных ворот);
  2. Частично селективные общеобразовательные школы (определенный процент учеников принимается согласно результатам тестирования и/или экзамена по музыке, спортивной подготовке или рисованию; остальные ученики принимаются, исходя из расстояния от дома до школы);
  3. Гимназии (набор учеников осуществляется исключительно на основании результатов тестирования - как правило, по математике и логике (вербальной и невербальной), а иногда в этот список входит и эссе);
  4. Церковные школы (для зачисления в школу ребенок должен быть верующим прихожанином, принимать участие в мессах вместе с родителями в течение нескольких лет до зачисления).

Существует также определенное количество государственных школ-интернатов, обучение в которых финансируется правительством, но проживание оплачивается родителями. Зачисление в такие школы обычно осуществляется с учетом целого ряда критериев, варьирующихся в зависимости от специфики школы, хотя в целом государственные интернаты набирают учеников исходя из того, насколько они нуждаются именно в такой форме обучения (и насколько они ей соответствуют). Немаловажное значение имеет и место проживания ребенка (предпочтение отдается местным ученикам).

В отличие от начальных школ, среди которых можно найти множество действительно хороших учреждений, отыскать хорошую среднюю школу - непростая задача. Обычно наилучшими государственными средними школами признаются гимназии. Поэтому конкуренция при зачислении в гимназии, как правило, бывает довольно жесткой (в наиболее популярных гимназиях на одно место могут претендовать более 10 желающих!) и зачисляют только наиболее талантливых и способных.


Независимое образование / система частных школ

Как и в системе государственных школ, в возрасте 11 лет многие ученики меняет школу с «подготовительной» на независимую среднюю школу (хотя, в отличие от государственных школ, в частном секторе достаточно много и школ, предлагающих обучение с 4 или 7 лет до 18).

В некоторых школах (преимущественно это школы, в которых учатся исключительно мальчики) обучение начинается только с 13 лет. Если родители планируют отдать ребенка в одну из школ такого типа (зачастую это элитные школы, такие, как Итон или Харроу), важно в свое время выбрать подходящую подготовительную школу, которая не только позволит продолжать обучение вплоть до того момента, как ребенку исполнится 13 лет, но и обеспечит качественную подготовку к общим вступительным экзаменам «13+», считающимся более серьезным испытанием, чем экзамен «11+».

Общий вступительный экзамен используется для оценки знаний учеников, которые переходят из «подготовительной» школы в независимую старшую школу в возрасте 11+ и 13+. Экзамен проводится независимой комиссией от школьного совета. Экзаменационные задания разрабатываются экзаменаторами, назначенными школьным советом. Ответы оцениваются независимой старшей школой, в которую планирует перейти ученик. Все ученики должны сдать обязательные экзамены по основным школьным предметам - математике, английскому языку и естественным наукам. Кроме того, в большинстве независимых старших школ претенденты должны предъявить результаты экзамена по географии, истории, религиоведению и иностранному языку. Претенденты на зачисление обычно сдают общий экзамен в своей школе (в Великобритании или за рубежом). Если английский язык не является для ученика родным, он может использовать двуязычные словари во время экзамена по математике и естественным или гуманитарным наукам. Также он имеет право на использование до 25% дополнительного времени, если не обучался в школе с английским языком преподавания более 2 лет.

Кандидаты на получение стипендии определяются независимой старшей школой (они сдают соответствующий экзамен в выбранной старшей школе). Школы устанавливают различные стандарты испытания для поступления. Некоторые школы используют свои собственные контрольные задания. Как правило, директор подготовительной школы (речь идет о хорошей подготовительной школе, разумеется) знает, на что необходимо обратить внимание, чтобы попасть в ту или иную старшую школу.

Все необходимая информация, регистрационные формы для поступления и общая программа обучения для независимых старших школ должны быть получены заранее, и очень важно не пропустить срок регистрации - в некоторых школах он может составлять 3 года до момента сдачи экзаменов.
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОТ 14 ДО 16 ЛЕТ


Период, когда начинается подготовка к GCSE.

GCSE («общий сертификат о среднем образовании») - академический квалификационный уровень, получаемый по ряду школьных предметов учениками средних школ в возрасте 14-16 лет (в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии). Некоторые ученики могут сдать экзамен по одному или нескольким предметам раньше или позже общепринятого срока (большинство русских учеников сдают экзамен на знание русского языка сразу же после зачисления в среднюю школу). Международной версией экзамена GCSE является IGCSE, этот экзамен можно сдать в любой стране мира, и он включает в себя дополнительные опции, касающиеся языка и курсовых работ. Некоторые школы в Великобритании сейчас предпочитают использовать IGCSE как альтернативу GCSE, но эта практика еще не получила широкого распространения, и нет данных, свидетельствующих, что какая-либо из разновидностей экзамена является более предпочтительной для зачисления в ведущие университеты.

В средних школах экзамен GCSE сдается по разным предметам, которые, как правило, были выбраны для изучения самими учениками в конце 9 года обучения. Изучение выбранных предметов по программе подготовки к GCSE начинается на 10 году обучения (в возрасте 14-15 лет), хотя некоторые предметы начинают изучать раньше (например, математику, английский язык и естественные науки, так как программы по этим предметам слишком объемны, чтобы уложиться в стандартные 2 года). Выпускной экзамен сдается в конце 11 года обучения (в возрасте 15-16 лет). Количество предметов, которые ученики изучают на уровне подготовки к GCSE, может варьироваться. Обычно их бывает от 8 до 10, но нередко ученики выбирают большее или меньшее количество предметов для изучения.

В конце двухгодичного курса подготовки к GCSE ученики получают оценку по каждому из выбранных предметов. Проходными баллами, от наивысшего к низшему, считаются: A* (высший балл с отличием), A, B, C, D, E, F, G; балл U говорит о том, что ученик не прошел квалификацию.

Экзамен GCSE является частью национальной квалификационной системы. Полученные на экзамене GCSE баллы D-G обозначают 1 уровень квалификации, в то время как баллы A*-C - второй. Неудивительно, что ученики, получившие 2 уровень квалификации (A*-C) будут более успешными абитуриентами, ведь в большинстве университетов даже не рассматривают любые баллы ниже C (хотя следует добавить, что даже балл C неприемлем при поступлении в хороший университет, и лучшие учебные заведения принимают только абитуриентов с баллами A* и A).
Ученики, завалившие экзамен, получают балл U, соответственно, данный предмет не вносится в сертификат.


По многим предметам предлагается экзамен 2 различных уровней сложности:
  • Высший, сдав который можно получить баллы A*-E, или U
  • Базовый, подразумевающий баллы C-G, или U.

В большинстве школ ученики делятся на группы успеваемости по отдельным предметам, и только несколько лучших по успеваемости групп изучают предмет в объеме, позволяющем экзаменоваться по высшему уровню. Остальные ученики следуют программе, соответствующей базовому уровню сложности экзамена. Иногда можно услышать о том, как способный ученик попадал в одну из низших групп по успеваемости, например, по математике (так как плохо себя чувствовал в тот день, когда сдавал тест на способности, или, что бывает гораздо чаще, являясь иностранцем, не совсем верно понял суть задания). Затем в течение курса он был одним из лучших учеников в классе - и при этом в результате все равно не смог получить балл выше С (а это значит, что двери лучших университетов для него закрыты), так как задания базового уровня сложности отличались от заданий высшего уровня.

Соответственно, немаловажной задачей для родителей ребенка (и для него самого) становится контроль уровня той группы, в которую он был определен, и глубины изучения предмета, согласно которому будут предложены экзаменационные задания.

Государственное образование / система государственных школ

В государственных средних школах курс подготовки к GCSE является обязательным по всем предметам, считающимся основными (т.е. математике, английскому языку, естественным наукам и физическому воспитанию). Также ученики должны изучать некоторые формы ICT (информационно-коммуникационных технологий) и обществоведение, хотя экзамены по данным предметам не предусмотрены.
Соответственно, практически все ученики сдают экзамен GCSE по английскому, математике и естественным наукам. Кроме того, многие школы также требуют, чтобы ученики изучали курс английской литературы, один из современных иностранных языков, хотя бы один предмет, посвященный дизайну и технологиям, религиоведение (зачастую сокращенный, «половинчатый» курс) и информационно-коммуникационные технологии. Оставшуюся свободной часть своего расписания ученики заполняют по своему выбору таким образом, чтобы в сумме оказалось около 10 предметов. Можно выбрать сокращенные курсы подготовки к GCSE или другим видам квалификации, хотя такой выбор не рекомендован для учеников, планирующих поступать в университет.
Независимое образование / система частных школ

Частные школы не обязаны соответствовать требованиям национальной учебной программы, которая является обязательной для всех государственных школ. Они обычно утверждают свой собственный список обязательных предметов для подготовки к GCSE, который, как правило, включает английский язык и литературу, математику, биологию, химию, физику и иностранный язык. В большинстве частных школ можно увидеть широкий диапазон предметов для подготовки к CGSE на выбор, в том числе и различные иностранные языки (обычно это французский, немецкий, испанский или более редкие варианты, такие как русский, арабский, латинский или греческий языки), историю, географию, информатику, религиоведение, дизайн, искусство, музыку, драму.

Начало подготовки к GCSE - это последний шанс сменить учебное заведение для ребенка, родители которого недовольны уровнем подготовки в школе, где он обучается, так как хорошая школа только в исключительных случаях принимает новых учеников в середине изучения курса GCSЕ. Частные школы существенно отличаются друг от друга, поэтому очень важно с самого начала выбрать хорошую школу для ребенка.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОТ 17 ДО 18 ЛЕТ

В настоящее время в Англии обязательным считается среднее образование, получаемое до 16 лет, однако многие школьники продолжают обучение после достижения минимального возраста выпускника, занимаясь подготовкой для получения так называемого «Уровня А» или IB (международного школьного бакалавриата).

Шестнадцать лет - подходящий возраст для поступления в колледж или для перехода из одной школы в другую. Для учениц, обучавшихся в школе для девочек, это удачный момент, чтобы перейти в школу со смешанным обучением. Мальчики также могут сменить школу на этой стадии обучения, но обычно выбор касается курса обучения - линейного или модульного (такого, как подготовка к получению «Уровня А» или IB).

Уровень А («продвинутый сертификат о среднем образовании») является высшим школьным квалификационным уровнем, предлагаемым школами Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Курс обучения по программе «Уровня А» занимает 2 года и считается стандартом для оценки пригодности учеников к последующему академическому обучению в университетах Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Ученики, сдающие экзамен А-уровня, получают оценки A*, A, B, C, D и E.

Существует определенная разница между «традиционным» курсом подготовки к получению «Уровня А» (таким, как изучение математики и английского) и новым, максимально профессионально-ориентированным курсом (подразумевающим углубленное изучение бизнес- и медиа-стратегий, психологии, права и бухгалтерского учета). Также заметна разница между линейным (двухлетним с экзаменами в конце) и модульным курсами.
Модульный курс состоит из 4 (или 6 для естественных наук) модулей, изучаемых на протяжении 2 лет. Как правило, 2 модуля оцениваются в первый год обучения и считаются автономной квалификацией, называемой «Уровень AS» (или вспомогательный продвинутый уровень). Оставшиеся 2 модуля оцениваются в конце второго года обучения, составляя «Уровень А2». Сам по себе «Уровень А2» не является квалификационным, для подтверждения полной квалификации «Уровня А» по любому предмету необходимо сдать экзамены по уровням AS и А2. Для оценивания знаний по модулям применяются экзаменационные задания, подготовленные национальными организациями, и курсовые работы, предназначенные для внутреннего оценивания.

Количество экзаменов, сдаваемых учениками для получения «Уровня А», может варьироваться. Стандартный курс обучения подразумевает изучение 4 предметов в первый год подготовки, а затем изучение трех из них на уровне А2 (хотя некоторые ученики продолжают изучать все 4 выбранных предмета). Три предмета - минимальное количество, необходимое для поступления в университет; для некоторых университетов необходима подготовка уровня AS по четвертому предмету. Ограничения количества изучаемых предметов не существует, некоторые ученики изучают 5 и более предметов на квалификационном уровне А (хотя это зависит от школы - некоторые школы не позволяют ученикам изучать более 4 предметов). В некоторых школах допускается изучение одного или нескольких предметов на иностранном языке (при условии свободного владения ребенком этим языком), а также изучение предмета одновременно на двух языках - английском и иностранном.

Программа IB (Международная программа подготовки к школьному бакалаврату) - это двухлетняя образовательная программа, которая позволяет получить квалификацию международного образца для поступления в высшие учебные заведения (признается университетами во всем мире). Она была разработана в середине 60-х в Женеве интернациональной группой педагогов. В настоящее время обучение соответственно данной программе доступно на английском, французском и испанском языках. Чтобы получить соответствующую квалификацию, ученики должны посещать школу, которая предлагает обучение по программе IB. В рамках квалификации оцениваются знания учеников по 6 предметам из 6 различных тематических групп. Применяется как внутреннее, так и внешнее оценивание, а обучение завершается внешней экзаменационной серией, как правило, состоящей из двух или трех ограниченных по времени письменных экзаменов. Методика внутреннего оценивания может меняться в зависимости от предмета (это может быть устная презентация, практическая работа или письменная работа). В большинстве случаев оценивание изначально производится учителем, преподающим данный предмет в конкрентном классе (позже выставленные им оценки по мере необходимости проверяются или корректируются независимым внешним модератором).

В целом, программа IB была принята очень хорошо. Она была признана способной «развить междисциплинарное мышление у учеников». В Великобритании газета «Гардиан» объявила IBDP «академически более сложной и широкой программой, чем подготовка по 3 или 4 предметам к квалификационному уровню А». Программа IB преимущественно предлагается частными школами в независимом секторе образования; только одна государственная школа в Великобритании в настоящее время предлагает своим ученикам подготовку по программе IB.

Правильный выбор школы в этом возрасте особенно важен, так как ученик и его родители стремятся выбрать оптимальный курс обучения, обеспечивающий ученику широкие возможности выбора и максимально подходящий для практического применения.

Неправильно принятое на данном этапе решение может иметь самые серьезные последствия для дальнейших учебных и карьерных перспектив ученика. Те, кто стремится к поступлению в Оксбридж (Оксфорд или Кембридж), должны всеми силами избегать (за редким исключением) предметов, в названии которых есть слово «исследование» или окончание «-гия». Если его привлекает карьера в сфере медиа-технологий, хорошее знание английского языка наверняка откроет больше дверей, чем менее обременительный курс «медиа-исследований»; а знание экономики обеспечит более твердую почву для предпринимательской деятельности, чем курс «бизнес-стратегий». Поэтому на данном этапе следует очень внимательно отнестись к выбору отдельных предметов и их сочетаний.


Государственное образование / система государственных школ

На данном этапе ученики, которые решили получать квалификационный «Уровень А», могут либо продолжить обучение в своей школе (при условии, что школа может обеспечить должный уровень изучения выбранных предметов), либо перейти в другую школу или колледж-лицей.

Колледж-лицей - это типично английское учебное заведение, в котором ученики обычно проходят подготовку к получению квалификационного «Уровня А». В настоящее время на территории Англии и Уэльса функционирует более 90 колледжей такого типа. Большая их часть демонстрирует неплохие результаты, отраженные в национальных экзаменационных рейтингах. Вдобавок они предлагают гораздо более широкий спектр предметов для изучения по более доступной стоимости, чем большинство частных средних школ.


Независимое образование / система частных школ

Почти все частные школы предлагают ученикам обучение по программе «Уровня А» или IB, а в некоторых школах даже есть выбор между этими квалификационными уровнями. Смена школы и выбор предметов для изучения считается обычной практикой для данного этапа обучения, причем многие университеты «берут на заметку» учеников определенных школ.

Система образования Великобритании.

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством.

Закон об образовании 1944 г. стал первым актом общенационального значения, который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она существует и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании.

Они сформулированы в виде следующих целей:

· сокращение объема обязательного образования;

· совершенствование системы повышения квалификации преподавателей;

· сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа;

· увеличение инвестиций в образование;

· расширение участия общественности в деятельности школы

· начальное образование; для детей до 11 лет;

· среднее образование; для детей до 16 лет;

· высшее или дальнейшее образование; для детей после 16 лет.

Статистика.

В Англии и Уэльсе находится около 30 тысяч государственных школ, в которых учатся 8,5 миллионов детей.

В Шотландии школ всего 2741, а в Северной Ирландии - 1300.

В Англии около миллиона детей до четырех лет (около 50%) перед поступлением в школу посещают детские сады, в Уэльсе - более 70%, в Шотландии - 38, а в Северной Ирландии - 15% детей.

В частных школах Великобритании обучается более полумиллиона детей.

Дошкольное и среднее образование.

Система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения, национального происхождения и т.п. действует по всей стране. Существуют школы муниципальные и частные. В муниципальных школах обучение бесплатное, в частных - платное. В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или так называемых малышовых центрах. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациями и родителями. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей.

Таким образом, система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. Продолжительность учебного года 38 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву. Предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю; школы вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку.

Первые две стадии (с 5 до 11 лет) охватывает начальное образование. При этом дети, как правило, группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

Касательно системы среднего образования Великобритании. В ней выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом: объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13 или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11-12 до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом». Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. Однако в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе учеников.

В грамматических школах ребенок получает общее полное среднее образование, также осуществляется его подготовка к обучению в высших учебных заведениях. В основу учебной работы в грамматических школах положен принцип дифференцированного учебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.

Система образования Великобритании в соответствии с административным делением и сложившимися традициями подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Следует отметить, что системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, а вот в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшего образования и высшее образование.

Англия и Уэльс.

Образование в Англии и Уэльсе начинается с 5 лет. До 11 лет они обучаются в начальных школах, где упор делается на базовые навыки чтения, письма и арифметики. С 11 до 16 лет школьники учатся в средних школах, которые бывают общеобразовательными (comprehensive schools), с углубленным изучением предметов (grammar schools) и средними специальными (secondary modern schools).

По достижении шестнадцатилетнего возраста школьники могут продолжить образование для получения знаний, необходимых для поступления в Вузы и университеты в своей школе, в колледжах шестого класса (sixth form colleges) или в tertiary colleges.

Шотландия.

В начальных школах Шотландии дети учатся от 4 до 12 лет. Средние школы практически все - общеобразовательные (comprehensive), где полный курс длится шесть лет, но в некоторых горных районах, где из-за нехватки учителей или по другим причинам невозможно обучить детей всему, курс общеобразовательной школы длится четыре года, при этом учащиеся могут перевестись в другую школу для продолжения обучения.

Подавляющее большинство шотландских школ принадлежат совету по образованию и финансируются непосредственно своим советом. Однако, существуют также несколько школ (19), которые финансируются грантами Шотландского департамента образования и управляются организациями добровольцев. Родители учеников могут решить голосованием о переведении школы из-под контроля местного совета по образованию под прямое финансирование Департамента.

Северная Ирландия.

В начальную школу в Северной Ирландии ходят с 4 до 11 лет. Среднее образование организовано как по способностям учеников, так и по их религиозной принадлежности. Controlled schools целиком и полностью финансируются правительством. Voluntary schools принадлежат добровольным организациям, большинство из них принадлежит католической церкви, но получают финансовую помощь из общественных фондов. Voluntary grammar schools и некоторые католические школы получают прямые субсидии из Департамента образования Северной Ирландии.

Школа-пансион.

Помимо обычных средних школ, куда ученики приходят учиться днем (Day Schools), а вечером возвращаются домой, в Великобритании получила широкое распространение система школ-пансионов (Boarding Schools). В таких школах дети живут и учатся весь год, возвращаясь домой только на каникулы. Англичане, чья работа связана с частыми разъездами, - военные, дипломаты, бизнесмены, коммивояжеры и многие другие лица, которые по тем или иным причинам не могут уделять своим детям достаточное количество времени, охотно отдают детей в частные школы-пансионы. Даже очень состоятельные родители, имеющие возможность нанять гувернеров и учителей для своего ребенка, предпочитают пользоваться услугами привилегированных пансионов. Обширная сеть пансионов существует очень давно и является столь же традиционной, как и сеть обычных школ.

Английские пансионы - это система, главной целью которой является всестороннее гармоничное развитие детей. Школьные предметы, спорт и искусство органично объединены здесь в единую программу воспитания и образования детей, которая сформировывалась на протяжении десятков лет, прошла испытание временем и продолжает непрерывно совершенствоваться.

В Великобритании сосуществуют два типа пансионов: независимые/частные (Independent/Private Boarding Schools) и государственные (State Boarding School). Воспитанием и образованием детей с 5 до 11 лет занимаются, главным образом, частные школы-пансионы. Государственных школ-пансионов для детей в возрасте 5 - 11 лет очень мало.

Такие школы, как правило, имеют свои библиотеки, компьютерные классы, спортивные залы и площадки для игр, мастерские и лаборатории, комнаты для самостоятельных занятий и отдыха. В свободное от школьных занятий время ученики объединяются в различные спортивные секции и клубы по интересам. Опытные преподаватели координируют их деятельность и используют их возможности при подготовке к общешкольным вечерам, праздникам и спортивным соревнованиям. Преподаватели отвечают за все аспекты внешкольной жизни учеников, их здоровье, психологическое состояние. При школах-пансионах обязательно имеется круглосуточный медицинский кабинет с квалифицированными медсестрами. Школы обычно имеют договоренности с местными докторами, которые регулярно проводят медицинские осмотры детей, могут прибыть по вызову и оказать необходимую медицинскую помощь в любое время суток.

Система образования в Англии

Британский стандарт полного среднего образования предполагает начало школьного обучения с 5 лет. Система образования в Англии состоит из трех ступеней. 1-5 классы составляют младшую или начальную школу, после окончания которой школьники поступают в среднюю школу или колледж. В Англии обязательно среднее образование до 16 лет. И государственные, и частные школы с 5 по 10 классы (с 11 по 16 лет) готовят учеников к сдаче экзаменов на получение сертификатов:

- GCSE (General Certificate of Secondary Education) - общее свидетельство о среднем образовании, дающее право продолжить обучение в старшей школе
- GNVQ (General National Vocational Qualification) - национального свидетельства о профессиональной квалификации

Главная задача школы в Великобритании - формирование творческого, уверенного в себе и самостоятельно мыслящего человека. С 1 по 8 класс школьники учатся по общей программе, затем они выбирают 5-10 предметов. 9 и 10 классы посвящены подготовке к сдаче экзаменов на сертификат об общем среднем образовании - General Certificate of Secondary Education. Экзамены представляют собой тесты по 7-9 дисциплинам. Те, кто сдает экзамены успешно могут продолжить обучение в старшей школе и готовиться к поступлению в университеты. Те, кто не справился, получают профессиональное образование. Однако профессиональные учебные заведения не закрывают возможности дальнейшего обучения в университетах.

Те, кто стремится поступить в университет, учатся в школе еще 2 года (с 16 до 18 лет) – они готовятся к сдаче экзамена A-level (в Шотландии эта программа называется Scottish Highers). Обязательных предметов нет: дисциплины выбираются из списка 55 предметов. Выбор этих предметов определяет будущую специализацию в университете. Экзамен сдается в два этапа: в течение первого года ребята изучают 4-5 предметов и сдают экзамены AS level, в течение второго года - 3-4 дисциплины на A levels. A levels - это экзамены в последнем классе по тем дисциплинам, по которым планируется специализация в университете. Для зачисления в университет учитывается и общий результат по всем выбранным предметам, так и по каждому в отдельности. Каждый вуз устанавливает свои собственные требования.

AS Level A Level Оценочная шкала из 60 баллов Оценочная шкала ЕГЭ (РФ) из 100 баллов
A* 56 93
A 48 80
B 40 67
C 32 53
D 24 40
A 20 33
B E 16 27
C 12 20
D 10 17
E 6 10

Для поступления в топовые университеты необходимо набрать максимально возможное количество баллов, то есть получить оценку A* или А по трем предметам. Внимание! Очень важен правильный выбор предметов: он должен соответствовать профилю будущего обучения в вузе. Каждый вуз для каждой специальности обучения устанавливает свой список обязательных предметов для сдачи на A level. Если Вы сдали даже на максимальный уровень A* не соответствующий предмет, Ваше досье приемной комиссией рассматриваться не будет!

Список предметов:

Дисциплина

AS level

Бухгалтерский учет

Африканские языки

Afrikaans - First Language

Африканские языки: первый язык

Afrikaans - Language

Африканские языки

Applied Information and Communication Technology

Прикладные информационные и коммуникативные технологии

Арабский язык

Arabic - Language

Арабский язык

Искусство и дизайн

Биология

Business (с 2016)

Business Studies (до 2015)

Chinese - Language

Китайский язык

Китайский язык

Classical Studies

Античность

Computer Science

Информатика

Design and Technology

Дизайн и технологии

Design and Textiles

Дизайн и текстиль

Богословие

Богословие

Экономика

English - Language and Literature

Английский язык и литература

English - Language (from 2014)

Английский язык

English - Language (until 2013)

Английский язык

English - Literature

Английская литература

Environmental Management

Управление окружающей средой

Питание, произво продуктов питания

French - Language

Французский язык

French - Literature

Французская литература

Французский язык

General Paper

Критическое мышление и аргументация, ораторское искусство

География

German - Language

Немецкий язык

Немецкий язык

Global Perspectives and Research

Глобальные перспективы и методы исследования

Hindi - Language

Hindi - Literature

Хинди литература

Information Technology

Информационные технологии

Исламистика

Исламистика

Japanese Language

Японский язык

Наука о море

Математика

Mathematics - Further

Математика продвинутый уровень

Изучение средств массовой информации

Изучение Непала

Physical Education

Физическая культура

Physical Science

Естественные науки

Portuguese - Language

Португальский язык

Portuguese - Literature

Португальская литература

Португальский язык

Психология как социальная наука

Психология как отрасль биологии

Социология

Spanish - First Language

Испанский язык

Spanish - Language

Испанский язык

Spanish - Literature

Испанская литература

Испанский язык

Тамильский язык

Tamil - Language

Тамильский язык

Навыки мышления

Travel and Tourism

Путешествия и туризм

Урду язык

Urdu - Pakistan only

Урду язык

Урду язык

Сертификат A-Level дает право на поступление во все британские университеты, и является единственным способом поступления на программы по специальности Медицина, Стоматология, Ветеринария. Программа признается во всем мире.

Обучение занимает как минимум 36 часов в неделю, из которых 18 часов приходится на занятия в классе, а остальное - самостоятельная работа и выполнение заданий под руководством преподавателей. Экзамены на аттестат A-Level (полное среднее образование) сдаются в мае-июне, а результаты публикуются в середине августа. Результаты этих экзаменов являются проходным баллом для поступления в университеты.

Способы поступления в школы с британской программой

Поступить в школу с британским стандартом полного среднего образования иностранцам можно с 7 лет. До 13 лет обычно требуется доказать достаточный для обучения уровень владения английским языком. Более старшие дети проходят специальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена - обязательное условие поступления в старшую школу.



Программы

Стоимость учебы в школах Англии

Стоимость учебы в школах Англии составляет в среднем от 6`000 до 9`000 фунтов стерлингов в триместр. В год это 18`000 - 27`000 фунтов стерлингов или 23`500 - 35`500 USD в год. При этом надо понимать, что это базовая стоимость. Каникулы и выходные дети проводят в семье опекуна, за что надо платить дополнительно. Платить придется и за все дополнительные занятия, выходящие за рамки обязательных. Спортивные занятия, как правило, так же оплачиваются отдельно. В итоге годовая стоимость обучения и проживания ребенка составит как минимум 40`000 - 50`000 USD в год.


Стоимость обучения в вузах Англии

Высшее образование в Англии - не последняя статья дохода бюджета. При этом бюджет Великобритании пополняют в основном иностранцы. Стоимость обучения в университетах Англии для самих британцев, а также для жителей ЕС составляет 3`000 - 4`000 фунтов (4`000 - 5`200 USD) в год. При этом студенты - граждане Великобритании учатся в долг, который начинают отдавать после получения диплома и при условии устройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21`000 фунтов в год. Если такая работа не найдена, то возвращать долг не нужно. Это для местных граждан.

Что же касается студентов из постсоветского пространства, то им придется платить за учебу в Англии из собственного кармана. А это не дешевое удовольствие. Стоимость учебы в Англии на бакалаврских программах для них составляет:

  • на теоретических курсах;
  • на курсах с лабораторной практикой;
  • на курсах с клинической практикой.

В стоимость учебы в Англии не входят проживание, питание, транспорт и прочие расходы. Минимальные траты составят 7`000 фунтов стерлингов в год (9`100 USD).

Начальное образование в Великобритании, Primary Education, начинается в 5 лет, хотя многие британские школьники уже в 3-4 года идут на программы подготовки к школе. Начальное образование длится шесть лет, после этого, в 11 лет, ученики переходят в среднюю школу. Среднее образование (Secondary education) в Великобритании длится пять 5 лет и обязательно для учеников в возрасте от 11 до 16 лет . Большинство предметов, изучаемых в английской школе, является обязательными.

Выпускники британских школ получают General Certificate of Secondary Education , сокращённо GCSE - Общее свидетельство о среднем образовании. По закону Британии, выпускники школ могут начать работать, поступить в профессиональный колледж или на программу подготовки в вуз.

2. Подготовка в вуз в Великобритании и профессиональное образование

Для поступления на программы последующего образования необходим британский сертификат о получении полного среднего образования GSCE или его аналог, - например, российский Аттестат о полном среднем образовании.

В Великобритании существуют 2 типа программ подготовки в вуз: A-levels и Foundation.

Программы подготовки в вуз A-levels

По окончании средней школы и британские ученики, и иностранцы, планирующие получение первого высшего образования, проходят двухгодичные программы подготовки к поступлению в университеты - A-levels. Наличие программ А-levels отличает британскую систему образования от российской.

На A-levels студент сам выбирает предметы для изучения на основании требований вуза, в который он планирует поступить. По окончании учёбы на A-levels студент сдаёт экзамены по изучаемым 3-4 предметам. Эти экзамены одновременно являются вступительными экзаменами в университет.

Программы подготовки к поступлению в вуз International Foundation

Профессиональное образование в Великобритании

Профессиональные программы в Великобритании обеспечивают технические навыки и опыт, необходимые для трудоустройства. Студенты могут совмещать учебу и работу. Многие профессиональные программы позволяют поступить в британский вуз на первый или второй курс первого высшего образования.

Соотношение с российской системой профессионального образования

Британское последующее образование можно сравнить с профессиональным образованием в техникумах, училищах и колледжах стран СНГ. В понятие «последующего» образования вхо­дят все виды обучения после школы, кроме высшего образования - это профессиональные программы и программы подготовки к поступлению в вузы. На английском языке британское последующее образование называется Further Education.

3. Высшее образование в Великобритании

Степени британской магистратуры

Аббревиатура Расшифровка на английском Название на русском
MA Master of Arts Магистр искусств
MA (Hons) Master of Arts Магистр искусств
MBA Master of Business Administration Магистр делового администрирования
MComp Master of Computer Science Магистр компьютерных наук
MEng Master of Engineering Магистр инженерного дела
LLM Master of Law Магистр права
MSc Master of Science Магистр наук
Пример: MSc International Accounting and Corporate Governance

Уровень 3: PhD - аспирантура Великобритании

Аспирантура в Великобритании, также как и магистратура, является уровнем последипломного образования (postgraduate ). На веб сайтах вузов эти программы чаще всего обозначены, как «Research programmes» или «PhD programmes». Программы PhD в британских университетах, фактически, эквиваленты российским программам аспирантуры. Однако, по уровню требований и качеству исследовательской работы, эти программы тяготеют, скорее, к российской докторантуре.

В Великобритании большинство программ, ведущих к получению степени PhD, – это исследовательские проекты, предполагающие посещение лекций и учебных семинаров только в начале программы. Научный руководитель, в лаборатории или на кафедре которого студент готовится к защите диссертации, определяет для студента тему научного исследования и обеспечивает необходимые для исследований ресурсы.

Обычно на завершение исследовательской программы уходит 3-4 года. К концу этого периода студент должен опубликовать полученные результаты и написать диссертацию по опубликованным материалам.

Какое образование нужно для поступления в британскую аспирантуру

Для поступления на программу PhD необходим диплом магистра российского, британского или другого зарубежного вуза. Диплом специалиста, выданный российскими вузами, в Британии признаётся дипломом первого высшего образования, и в большинстве случаев диплом Специалиста будет не достаточен для поступления в аспирантуру.

Степени британской аспирантуры

Степень доктора философии, Doctor of Philosophy, PhD , присваивается студенту после успешной защиты диссертации.

Также программы послевузовского образования могут вести к получению докторских степеней в определенных науках, - например: Доктора образования (Doctor of Education, EdD ) или Доктора делового администрирования (Doctor of Business Administration, DBA ).

Основное отличие программы Доктора образования от Доктора философии в образовании (PhD in Education) заключается в том, что первая программа позволяет охватить более широкий круг предметов, связанных с образованием, и сфокусироваться на одной исследовательской проблеме только в конце обучения.

Степень DBA также является исследовательской степенью. Такие программы направлены на развитие теории и практики делового администрирования и менеджмента.

Учебные заведения по программам PhD

За редким исключением программы PhD и другие исследовательские программы предлагаются крупными много-дисциплинарными университетами с высококвалифицированным научно-преподавательским составом, обширной научно-исследовательской базой и значительными исследовательскими бюджетами. О том, как поступить в аспирантуру Великобритании, читайте здесь.

Подготовлено по материалам Quality Assurance Agency (QAA), OECD Thematic Review of Tertiary Education – Country Background Report: UK, The European Educational Directory.