Общество как социокультурная система. Понятие "ролевая теория личности"

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Х.Мидом в книгах "Роль, Я и общество" (1934), "Исследование человека" (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.

Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее -Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц, гоlе) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах; ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях...". Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили "заключёнными", другую - "тюремщиками*. Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента.


Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором, Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт- это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей, Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя".

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

7.Теория "зеркального Я"

Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория "зеркального Я". Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его Я. "Я" (образ "Я") - это центральное понятие целого ряда трактовок личности. "Я" - это самость, т.е. интегральная целостность, "одноличие", "подлинность" индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.

У.Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я "социальное Я", которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него.

Эту идею развил Ч.Х.Кули, американский социолог и социальный психолог. Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не. существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Они. Сознательные действия индивиде всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя.

Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я - это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. "Я" включает: 1) представление о том, "каким я кажусь другому человеку", 2) представление о том, "как этот другой оценивает мой образ", 3) вытекающее из этого специфическое "чувство Я" вроде гордости или унижения - "самоуважение". Все это складывается в человеческое "чувство личной определенности” - "зеркальное Я".

"Я" выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и итогом его взаимодействия с обществом. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие "Я" в сущности является продуктом воображения,

Теория "зеркального Я" была развита Дж.Мидом, который ввел понятие "стадий” формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец, "обобщенного другого" выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали кавыки отношения индивида к самому себе как к социальному объекту.

Социальная роль - это ожидаемые действия лица, занимающего определенное социальное положение (статус). Это общественно требуемый образец поведения, модель поведения.
Роль создает не отдельный человек - исполнитель роли. Ролевое положение предписывается ему группой, в которой он находится.
Другое дело, что каждый человек может добровольно принять на себя какую-то роль и по-своему к ней относиться. Качество выполнения роли -дело сугубо индивидуальное.

Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права.
Необходимость кем-то быть, играть определенные роли (маски) является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна и самореализация индивидуума.
Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации нужно иметь четкие модели ролей.
Теория Личности Ролевая

Теория, согласно к-рой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынуждено выполняемых соц функций и образцов поведения - ролей, обусловленных соц статусом личности в данном сооб-ве или соц группе Основные положения Тлр сформулированы в соц психологии Дж Мидом и в социологии соцантропологом Р Линтоном

В социологическом контексте характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм Культура - это те скрепы, которые объединяют людей в целостность, в общество. Именно культура регулирует поведение людей в обществе. Культура подавляет некоторые опасные и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия их удовлетворения.

Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникают постепенно из повседневной жизни и социальной практики людей

Социология культуры.

Культура - это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средства производства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовные ценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные и неформальные), мифы и религия, искусство. Функции культуры: 1.Образовательная - состоит в том, что приобщаясь к культуре человек овладевает накопленными знаниями, языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию. 2.Воспитательная - люди учатся жить в обществе, постигают искусство общения и взаимодействия друг с другом, активно усваивают социальные нормы и ценности. 3.Регулирующая - культура определяет рамки приемлемого поведения в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей. 4.Объединяющая - обеспечивает целостность общества, сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, к одной конфессии или к одной социальной группе. Элементы культуры: материальные (артефакты), духовные. Культура включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие поведение людей на основе ценностей. Структура культуры : Ценности - социально одобряемые представления о добре, красоте и справедливости. Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится.

Социальные нормы - образцы правильного, проявляющиеся в привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях) , манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение) и законов (норм или правил оформленных решением властных органов).

34.​ Образование как важнейший фактор мобильности современного общества.

В обществах переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации общей теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов в сознании россиян.

Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:

с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;

с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев.

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предпринимательства богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа" указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и в-третьих, престиж рождения или профессии. Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС, 1994. - №5.- С. 155.С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами" Сорокин П. А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 397. .

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Социальные функции образования

Социологический анализ проблем развития образования подтверждает, что образование выступает как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Так же стоит отметить роль образования в социальной селекции. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей. Это так же подтверждает ключевую роль образования в процессе дифференциации общества.

Воспроизводство социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами так же оказывает большое влияние на разнородность и мобильность общества. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда.

35.​ Самореализация и самоутверждение молодежи как политическая и социокультурная проблема.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ген.секретарь). Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

Эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

Способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;

Масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

Нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;

Мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.

Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах:

Ролевого ожидания

Ролевого исполнения.

Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

Описание типа поведения, соответствующего данной роли;

Предписание (требования), связанные с данным поведением;

Оценка выполнения предписанной роли;

Санкции - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом поведением служит характер индивида. Т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

Социальный статус понимается как структурная единица которая определяет место индивида в социальной структуре и характеризуется определенной структурой прав и обязанностей.

Роль – динамический объект статуса.

Социальное действие – система включающая в себя множество актеров, имеющих определенный статус и исполняющих предписанные нормами роли. (Парсонс).

Ролевой плюрализм – участие одних и тех же актеров в ряде коллективов.

Важнейшей составляющей процессов социализации общества является расширение ролевого плюрализма.

Ролевой набор – Совокупность ролевых отношений личности, которые определяются ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов.

Статусный набор – статусы, которые занимает личность.

Эспектации – конфликт между ожиданием людей занимающих разные статусы.

Ролевой конфликт. Механизм объединения статусов и ролей для предотвращения конфликта:

Объединение статусов временный отказ от какой-либо роли;

Объединение ролей, более эффективное их выполнение.

Классы социальных ролей (Морено):

1). Психосоматические (биологическая обусловленность и бессознательный характер проигрывания роли);

2). Психодраматические (соотношение конкретных требований социального окружения);

3). Собственно социальные роли (статусная обусловленность и заданность социальных ролей).

Отличие статуса и роли:

Статус – место индивида в социальной системе.

Роль –функциональное назначение того или иного статуса.

Статус – устойчивое статическое положение индивида.

Роль – характеризует динамический аспект статуса.


РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или же вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – иначе говоря, ролей . Такие социальные роли вытекают из её социального статуса.

Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г. Мидом в книгах «Роль, Я и общество» (1934) и «Исследование человека» (1936). Дж.Г. Мид считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль.

В освоении ролевых функций Джордж Герберд Мид выделил три стадии :

1) имитация, т.е. механическое (по сути бездумное) повторение: дети копируют поведение взрослых, по сути, не понимая его;

2) стадию ролевых игр, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, полицейского, военного, автогонщика и т.д., попросту воспроизводя эти роли в процессе игры. Примером такой игры может быть индивидуальная игра девочки в «Дочки-матери»: девочка вначале говорит от лица матери – то ласково, то сердито, потом – «сюсюкающим» голосом уже от лица ребенка, затем – опять от лица матери и т.д.). Иными словами, переход от одной ролевой игры к другой развивает у ребенка способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, каковой придают им другие члены общества, иными словами, - смотреть на ситуацию глазами другого человека;

3) стадию коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. К примеру, каждый игрок футбольной команды придерживается правил и идей, общих для всей команды и для всех игроков в футбол. Эти общие установки и ожидания создают для человека образ некого «другого» - т.е. некого безликого (обобщенного) человека со стороны, олицетворяющего общественное мнение. Таким образом, дети оценивают свое поведение по стандартам, установленными «другими со стороны». Следование правилам игры в тот же футбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. Кроме того, на стадии коллективных игр формируется чувство социальной идентичности (принадлежности).

Вместе с тем, ключевое понятие этой теории – «социальная роль» - было разработано в начале 20 века в работах Э. Дюргейма, М. Вебера, а позднее – Т. Парсонса, Р. Липтона и др.

Социальная роль (от фанц. role) – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения.

Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого от нас ждут окружающие, зная наш социальный статус.

Ролевое исполнение – это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того, чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к эксперименту с «искусственной тюрьмой» американского исследователя Филиппа Зимбардо .

Данный эксперимент начинался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: «Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые как в физическом, так и психическом отношениях…». Эксперимент планировалось провести в течение одной-двух недель. После того, как участники были подобраны, их разделили случайным методом «орел-решка» на две части: одну часть назначили «заключенными», а другую – «тюремщиками-надзирателями». Затем все были перевезены в тюрьму, где «тюремщики» приступили к выполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали «заключенных» и развели их по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать «тюремщиков» от излишней жестокости. На шестые сутки эксперимент пришлось вообще прекратить, поскольку участники-«заключенные» были физически травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести в соответствии с социальными ожиданиями от той или иной роли) предопределили поведение его участников. Они буквально «вошли в роль» , и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти молодые люди (по сути, студенты одного и того учебного заведения) оказались на какое-то время в разных социальных ролях. Именно «тиски» социальных ролей предопределили поведение участников данного эксперимента.

Обращаем внимание, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению.

В нормативной структуре той или иной социальные роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания, требования, связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли («справляется» либо, наоборот, «не справляется»);

4) санкции, которые могут носить как негативный, так и положительный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует свой спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором . Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт – это столкновение требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей.

Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию:

Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли самой личностью, с одной стороны, и окружающими людьми, - с другой стороны. К примеру, либеральный преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего учебного предмета студентами без жесткого давления на них, однако руководство кафедры требует использовать иной методический подход, основанный на «закручивании гаек».



Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката, согласно принципу судебной состязательности, требуется принятие всех мер к оправданию подзащитного, но одновременно от него же, как юриста и правоведа, ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимостью проявлять требуемые для исполнения данной социальной роли личностные и профессиональные качества, с одной стороны, и противоположными ожиданиями, предъявляемыми авторитетными и значимыми для этого человека людьми, - с дугой стороны. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако, исследователи Штайн и Гофман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию и сочувствию. В результате спортсмены-мужчины вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте (проявляя эмоциональную холодность и твердость), с одной стороны, и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола (проявляя эмоциональную теплоту и сочувствие), - с другой стороны.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. К примеру, от женщины ее непосредственный начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж – высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов, с одной стороны, и ролевыми требованиями, - с другой стороны. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми личностными качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, иначе говоря, «переступать через самого себя».

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, нежели другие. Так, в некоторых случаях следует выбирать, что важнее: семья или работа. Для женщины нормальным считается выбор пользу первого, для мужчины – в пользу второго.

3.7. ТЕОРИЯ «ЗЕРКАЛЬНОГО Я»

Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория «зеркального Я». Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как своеобразные «зеркала» его Я.

«Я» (или образ «Я», своего рода отражение моего «Я» в зеркале ) – это центральное понятие целого ряда трактовок личности.

«Я» - это самость, т.е. интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя самого от внешнего мира и других людей.

У. Джеймс , один из основоположников теории «зеркального Я», выделял в «Я» так называемое социальное «Я», которое было тем, чем признают данного человека окружающие его люди. Человек имеет столько «социальных Я», сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых является важным для данного человека.

Эту идею развил Чарльз Кули , американский социолог и социальный психолог. Ч. Кули считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать своё Я. Остальным условием этого, по мнению Ч. Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Они. Сознательные действия индивида всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей.Другие люди – это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя .

Согласно Ч. Кули ,личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем со стороны окружающих его людей.

Собственное Я человека – это суммирование тех впечатлений , которые, как ему кажется, он производит на окружающих .

Человеческое «Я» включает в себя:

1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку;

2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»;

3) вытекающее из этого специфическое чувство «Я» типа гордости или унижения – иными словами, «самоуважение».

Всё это вместе взятое (1,2 и 3) складывается в человеческое чувство личной определенности» или – «зеркальное Я».

«Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и итогом его взаимодействия с обществом. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым, понятие «Я» в сущности является продуктом воображения.

Теория «зеркального Я» была развита Дж.Г. Мидом , который ввел понятие «стадий» формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец, «обобщенного другого» выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к социальному субъекту.

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г.Мидом в книгах "Роль, Я и общество" (1934), "Исследование человека" (1936). Он считал, что всœе мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всœегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, ᴛ.ᴇ. механическое повторение; 2) проигрывание, ᴛ.ᴇ. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, ᴛ.ᴇ. освоение определœенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.

Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее -Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц. role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целœесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая сданным статусом, ᴛ.ᴇ. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях...". Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили "заключенными", другую - "тюремщиками". Затем всœе были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Οʜᴎ раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. При этом уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку всœе были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целœесообразность (крайне важность поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Οʜᴎ "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, принято называть ролевым набором. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

В первую очередь, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. К примеру, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. К примеру, от адвоката требуется принятие всœех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. При этом исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. К примеру, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж – высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя".

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. По этой причине важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделœение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

6.7.Теория "зеркального Я"

Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория "зеркального Я". Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его Я. "Я" (образ "Я") - это центральное понятие целого ряда трактовок личности. "Я" - это самость, ᴛ.ᴇ. интегральная целостность, "одноличие", "подлинность" индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.

У.Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я "социальное Я", ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него.

Эту идею развил Ч.Х.Кули, американский социолог и социальный психолоᴦ. Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Οʜᴎ. Сознательные действия индивида всœегда социальны. Οʜᴎ означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя.

Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я - это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. "Я" включает: 1) представление о том, "каким я кажусь другому человеку", 2) представление о том, "как данный другой оценивает мой образ", 3) вытекающее из этого специфическое "чувство Я" вроде гордости или унижения - "самоуважение". Все это складывается в человеческое "чувство личной определœенности" - "зеркальное Я".

"Я" выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и итогом его взаимодействия с обществом. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие "Я" в сущности является продуктом воображения.

Теория "зеркального Я" была развита Дж.Мидом, который ввел понятие "стадий" формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец,

"обобщенного другого" выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к социальному объекту.

РАЗДЕЛ 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ