Одна из основных форм существования материи. Основные формы материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции

Материя (от лат. materia -- вещество) -- философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Главное свойство материи - это постоянные изменения. Материальные объекты всё время перемещаются в пространстве и меняются со временем. Даже если человек спит, в его в теле двигаются органы, жидкости, одни вещества превращаются в другие. Постоянные изменения происходят в любых сообществах - от маленьких семей до целых народов. В неживых предметах движутся молекулы и атомы. Небесные тела изменяют своё местоположение, химический состав и могут вообще исчезнуть, превратиться в нечто другое. Меняют очертания огромные горы, внутри них перемещаются вещества.

Откуда взялась материя? Большинство учёных придерживаются теории Большого взрыва. Согласно этой модели 13-14 миллиардов лет назад вся Вселенная была сосредоточена в крошечном объёме и имела непредставимо огромную плотность и высокую температуру. Эта точка взорвалась - стала резко расширяться (неизвестно, почему).Образовались элементарные частицы, из них атомы, из атомов - звёзды, планеты и вообще всё то, что образует Вселенную. Существовала ли материя до Большого взрыва - неведомо.

Окружающий человека материальный мир представляет бесконечное множество предметов и явлений, обладающих самыми разнообразными свойствами. Не смотря на различия всем им присущи два важнейших признака: 1) все они существуют независимо от сознания человека, и 2) способны воздействовать на человека, отражаться нашим сознанием. Понятие материи является фундаментальным в философии. Так как понятие материи связано с общим миропониманием, оно лежит в основе любой философии, поскольку понимание материи в истории философии развивалось и материализмом и идеализмом. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Философский материализм - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.

Наиболее полно и разносторонне учение о материи развивалось в материалистической философии, которая исходила из первоосновы материи, рассматривает ее как субстанцию, уделяя особое внимание взглядам на атрибуты материи. В историческом развитии воззрение на материю во многом определялось в развитии знаний об атрибутах материи на основе обобщения естественно-научных знаний о природе (Атрибуты: движение и взаимодействие, противоречивость движения, пространственное отражение, причинность, необходимость и закономерность.)

Определение категории материи отвлекается от всего многообразия конкретных свойств вещей, изучаемых наукой и решает только одно всеобщее свойство - объективное существование: Любой предмет независимо от его многообразия конкретных свойств и независимо от того имеет ли наука знания об этом предмете является материей если он существует объективно, вне и независимо от сознания. При таком определении категории материи, философские учения о ней как субстанции не зависят от истории определенного естественно-научного знания о многообразии конкретных свойств материальных вещей.

Таким образом, определение материи как субстанции необходимо отличать от исторического научного знания о многообразии свойств материальных вещей.

Так же существует такое вещество, как антиматерия. Так называют вещество из античастиц - они имеют такую же массу, как обычные, но заряды и прочие характеристики у них прямо противоположны обычным. Практически у каждой «нормальной» элементарной частицы открыт такой «двойник». Но вещество, состоящее из «двойников», пока не удалось найти ни на Земле, ни в космосе. Возможно, вся наша Вселенная состоит из обычной материи.

Антиматерию физикам удаётся получить искусственно - в микроскопических количествах и ненадолго (она распадается). Кстати, это самое дорогое вещество на земле: 1 грамм антиводорода стоил бы свыше 60 000 000 000 000 (60 триллионов) долларов.

Форма материи - совокупность различных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью, выражающейся в общих свойствах и специфических для данной формы материи способах существования.

Физическая форма материи известна нам лишь с простого уровня - лептонов и кварков, выше которого уровень элементарных частиц - протонов, нейтронов, атомов макротел, включая образование - метагалактику, или нашу вселенную. В более укрупненном плане ФФМ может рассматриваться как составленная из двух основных форм физической материи - вещества и поля.

Хотя современная физика не знает как наиболее простых, так и наиболее крупных уровней физической реальности, в ней получила серьезные основания идея генетического единства ФФМ. Согласно современным представлениям, известная нам физическая реальность возникла из относительно простого сингулярного состояния в результате “Большого взрыва” 10-20 млрд. лет назад. Не зная нижнего и верхнего пределов ФФМ, мы можем, однако, с большой уверенностью заключить о существовании объединяющих физическую реальность двух наиболее фундаментальных свойств - массы и энергии.

Каждая частная физическая форма материи и движения обладает своими специфическими свойствами, отличающими ее от других форм, однако в целом, в своей тотальности частные физические формы материи характеризуются единым, общим, интегральным свойством - энергией, в которой угасают эти специфические свойства, исчезают различия между частными физическими формами материи и движения. Наличие этого свойства оказывается необходимой основой взаимодействия и взаимопревращения различных физических объектов, позволяет ввести общую меру физического движения, отражающую единство физической реальности, ее отличие от химической, биологической социальной форм материи.

Фундаментальные свойства масса и энергия находятся в глубокой зависимости, фиксируемой соотношением Эйнштейна E=mc2. таким образом, физическая форма материи - это масс-энергетический мир.

Материал современной физики позволяет определить специфический способ, или форму, развития. С момента Большого взрыва развитие ФФМ осуществлялось первоначально путем преимущественно дифференциации, возникновения все большего многообразия физических объектов, затем, все в большей степени, посредством прямого субстратного синтеза, интеграции простых образований в более сложные. Важнейшей особенностью этого процесса дифференциации - интеграции является его масс-энергетический характер.

Единым способом существования являются 4 типа взаимодействия: сильное, слабое, электромагнитное, гравитационное.

Химическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции.

ХФМ включает уровни от атома до макромолекулярных комплексов, лежащих в преддверии живой материи. ХФМ «строится» из физической. Химический атом синтезирован из протонов, нейронов и электронов.

Существенный факт в пользу своеобразной химической реальности является то, что химические связи между качественно различными атомами в физическом отношении различаются только количественно. Так связь Н-С отличается от Н-F с физической стороны лишь полярностью и разностью электроотрицательности атомов. С химической же стороны - это связи водорода с качественно различными химическими элементами.

Химический мир - это над-массэнергетический мир, в котором слабые масс-энергетические процессы хотя и имеют место, образуя физическую основу химизма, но не определяют ее природы. Химический мир, как подметил еще Гегель, характеризуется несравненно большим качественным многообразием, чем физическим. Образуясь всего из трех элементарных частиц, ХФМ включает свыше 100 химических элементов, из которых возникает огромное качественное многообразие химических соединений. В настоящее время идентифицировано порядка 8млн химических соединений и ежегодно синтезируется около 0,5млн. Химические элементы составляют низший, наиболее простой и исходный уровень химической эволюции. Они возникают в результате предшествующего физического процесса эволюции, обладают неодинаковой физической и химической сложностью и, следовательно, различными возможностями дальнейшего химического процесса развития, различным потенциалом развития. Углерод - наиболее сложный химический элемент, обладающий наивысшим потенциалом химического развития. В той или иной мере близкими углероду эволюционными потенциалами обладают водород, азот, сера и фосфор. В силу этого углерод, водород, кислород и др. хим. элементы играют главную роль в химической эволюции, закономерно приводящей к появлению жизни, и поэтому называются элементами-органогенами.

В основе представления о химическом способе объективно-реального существования и развития лежит понятие химической реакции. Химическая реакция - это относительно самостоятельное превращение, связанное с некоторым конечным числом реагирующих субстратов.

Химический процесс есть единство синтеза (ассоциации) и распада (распада). Поскольку химический синтез приводит к усложнению веществ, он является химической формой прогресса, а распад - регресса.

Общим интегральным направлением химических преобразований является прямой субстратный синтез. Он выступает в качестве общего для Ф и ХФМ способа объективно-реального существования и развития, однако он обладает в них своей существенной спецификой.

Химический субстратный синтез включает особый, специфический механизм - катализ, т.е. способность ускорения химических превращений. В ХФМ, таким образом, возникает своеобразная способность многократного самоускорения движения и развития.

В развитии ХФМ можно выделить целый ряд направлений. Общим направлением всех линий развития является движение от низшего к высшему, от простого к сложному: от химических элементов к молекулам и их комплексам. В пределах общего направления можно выделить магистральное, т.е. основное направление, и побочные, или тупиковые, ветви развития.

Магистральное направление развития ХФМ связанно с углеродом как наиболее сложным и богатым хим. элементом и другими элементами-органогенами - Н, О, N, S, Ph. Тупиковые направления обуславливают развитие на магистральной линии, создают необходимые для химической эволюции условия. В конечном счете, химическая эволюция закономерно приводит к возникновению живой материи. В химической эволюции обнаруживается одна из важнейших закономерностей развития - аккумуляция содержания низших ступеней в высших. Хим. эволюция представляет собой не простую смену одного состояния другим, а накопление, синтез основных результатов развития в последующих ступенях, в результате чего возникает материальный субстрат, обладающий наибольшим многообразием самых различных и даже противоположных свойств. Так белки, один из важнейших компонентов живой материи, обладают кислотными и основными, гидрофильными и гидрофобными свойствами, обнаруживают все основные типы реакций. В нуклеиновых кислотах благодаря их особой структуре происходит накопление информационного содержания в сжатой, кодированной форме.

Возникновение жизни обусловлено, прежде всего, магистральным направлением химической эволюции, где ХФМ выступает в своем оптимальном или, или достаточно полном, содержании или многообразии.

Биологическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции.

Жизнь - высшая из природных форм движения материи, которая характеризуется самообновлением, саморегуляцией, самовоспроизводством разноуровневых открытых систем субстратную функциональную основу которых составляет белки, жиры, нуклеиновые кислоты, фосфорорганические соединения.

Сущностью жизни, или биологического способа существования, является тенденция к самосохранению путем приспособления к среде.

Особенность биологической формы материи (БФМ): если более простые материальные тела - физические и химические существуют в силу присущей им большей или меньшей устойчивости, то у живой материи самосохранение становится результатом активных процессов. На самосохранение направлена вся совокупность физических, химических и биологических процессов живого организма. Это самосохранение возможно только благодаря активному приспособлению живых организмов к окружающей среде.

Самосохранение путем приспособления, как два важнейших свойства БФМ, выражаются в совокупности других существенных свойств живой материи: ассимиляции и диссимиляции, росте развитии организмов, раздражимости и сократимости живой ткани, способности к движению, способности к эволюции.

Наследственность - концентрированное выражение способности живого к самосохранению, своего рода биологическая память. Важнейшие индивидуальные, видовые и другие признаки живого закрепляются посредством особых биологических структур - генов, совокупность которых образует геном организма. Совокупность всех геномов живых организмов составляет генофонд живой материи в целом.

В классификационном отношении живые организмы образуют четыре царства природы - растений, животных, грибов и вирусов, которые в свою очередь делятся на типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, некоторые промежуточные единицы.

Одним из замечательных способов самосохранения живого является непрерывное существование жизни через смену поколений. Живое и его генетическая основа являются в этом смысле бессмертными, смертны лишь отдельные индивиды и поколения.

Весьма важную роль в развитии БФМ играет способность отображения внешней среды, возникающая первоначально в форме раздражимости, на основе которой далее возникает чувствительность и психическая деятельность.

Социальная форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции. Место и роль человека в мире.

Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов как социальной формы материи.

В современной науке, включая философию, широко распространено представление о случайности появления человека в ходе биологической эволюции, развитии природы, или, иначе, о случайности человека по отношению к природе мира в целом. Утверждение о случайности человека по отношению к миру означает, что человек находится в поверхностном, внешнем (случайном) отношении к миру, к его сущности, возникает не на магистрали, а на задворках мирового развития. Он обладает, следовательно, случайным, несущественным содержанием, природой и, следовательно, не может с достоверностью судить о природе мира.

Движение - это атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Эта основополагающая идея материализма была высказана англ. материалистом ТОЛАНГОМ: «материя не существует без движения, движение - без материи». Движение есть единственный способ существования материи. Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае, движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный покой. Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией, характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой - лишь относителен, потому, что при неизменности координат данного тела в системе, связанной с каким - либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои координаты в системах, связанных с другими телами. (Механистический аспект). С другой стороны, покой относителен в том плане, что в состоянии этого относительного покоя происходят изменения разноуровнего характера (движение частиц и т.д.) В виде относительного покоя мы можем характеризовать наличие в рамках действительности, относительной устойчивости, позволяющей телам на протяжении определенного времени сохранятся как телам (сохранять качественную определенность). Изменение - это результат взаимодействия или совместного воздействия вещей друг на друга, в процессе которого осуществляется перераспределение энергии и вещества от одного к другому.

Качественно различным видам материи соответствуют свои особые, качественно различающиеся между собой формы движения.

Наиболее приемлемыми и общепризнанными формами движения являются:

Механическая форма движения (изменения, обусловленные содержанием механики)

Физическая форма (типа расширения металла и др.)

Химическая форма движения (мобильность молекул, движение и изменение химических связей)

Биологическая (рост растений организмов)

Социальная (реформы, процессы воспитания, политические передряги).

Пространство и время - это всеобщие формы существования материи. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространства Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени. Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

  • - объективность и независимость от сознания человека;
  • - их абсолютность как атрибутов материи;
  • - неразрывная связь друг с другом и движением;
  • - единство прерывного и непрерывного в их структуре;
  • - зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;
  • - количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.

Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой.

Так, к всеобщим свойствам пространства относятся:

  • - протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;
  • - связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;
  • - относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями. Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

К всеобщим свойствам времени относятся объективность, неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.), длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы. материя философский платон

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

Специфические свойства времени:

  • - конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы);
  • - одновременность событий (они всегда относительны);
  • - ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления. Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пространство, есть порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пространства, он порождает время и пространство. Материя вечна, несотворима и неуничтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

Заключение

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или идеалистическим.

В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мега мира.

Разумно такое определение: "...Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении"; "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором - о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической).

Литература

  • 1. Архипцев Ф. Т. Материя как философская категория. М., 1961.
  • 2. Друянов Л. А. Что такое материя. -- М.: Учпедгиз, 1961.
  • 3. Солопов Е. Ф. Материя и движение. Л., 1972
  • 4. http://filosofedu.ru/
  • 5. http://radaevslava.livejournal.com

2. Формирование понятия материи, его методологическая роль. 3

3. Движение как способ существования материи. Основные формы движения и их взаимосвязь. 4

4. Пространство и время как основные формы существования материи. 10

4.1.Основы концепций пространства и времени. 10

4.2.Основные свойства пространства и времени. 17

5. Современная наука о единстве материи, движения, пространства и времени. 23

6. Заключение 27

7. Список литературы 28

1.Введение

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов: Что такое материя? Как развивались представления о ней? Что является причиной ее формирования и изменения? Как осуществляется взаимный переход одних видов материи и форм ее движения в другие?

Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств. Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые различные предметы окружающего нас мира имеют один общий, если так можно выразиться, знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи.

2.Формирование понятия материи, его методологическая роль.

Субстанция обозначает единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма, которой противостоит дуалистическая трактовка мира. В домарксистском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, параматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Домарксистский материализм рассматривает ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира.

Материя - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

Материя - (лат. materia - вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма.

1) материя существует независимо от сознания (первичность материи по отношению к сознанию)

2) она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости мира).

Достоинство этого определения - единство онтологического и гносеологического подходов и является исходным пунктом естествознания и философии.

Домарксистское понимание материи является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.

3.Движение как способ существования материи. Основные формы движения и их взаимосвязь.

При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субстанцииводы вели к образованию различных вещей; у Гераклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте.

Позднее, в условиях господства метафизических и механических воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась неразрывность материи и движения. Именно английский философ Д. Толанд в XIII в. Высказал убеждение, что "движение есть способ существования материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими материалистами.

Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция. Нет движения как такового, а есть движение конкретных материальных предметов.

На основе развития частных наук, анализа философских идей своих предшественников создатели диалектико - материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.

Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение, как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.

С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения, как только простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто количественные, или только качественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент времени является той же и в то же время уже другой. Из сказанного следует, что "движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяемых общим понятием "материя". Как видим, если предположить невозможным отсутствие движения, то материя представляла бы собой лишенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью лишенную активности массу. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение способ существования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Например, механическое движение одного предмета относительно другого иливзаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие конечного результата по отношению к начальному состоянию элементарных частиц.

Признавая абсолютность движения, диалектический материализм не отрицает его противоположности покоя. Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний.

Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. Если представить себе, что состояние покоя не существует, то всю материю придется представить как нечто хаотичное, лишенное всякой определенности, качественно неразличимое. Таким образом, благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в определенном состоянии и в известном месте. Например, Пимезон "живет" всего 0,25*10-5 с. Это очень малое время, но в течение этого времени он остается самим собой. Таким образом, состояние покоя, состояние временного равновесия является, как и движение, необходимым условием дифференциации материи. Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, относительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и покоя. Это еще раз приводит к мысли, что "движение абсолютно, а покой относителен". И если можно в какой-то мере говорить об абсолютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего временного существования конкретных вещей. В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего механистическую форму движения, распространяющего ее на любые материальные образования, диалектический материализм, исходя из достижений всей совокупности наук, рассматривает движение во всем многообразии его форм и во взаимопереходах последних. При этом важным является утверждение, что каждая форма движения имеет определенного материального носителя. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.

Вместе с тем каждая основная форма характеризуется соответствующими законами, действующими на том или ином структурном уровне материи. Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно прямолинейное, равномерно ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др. Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи социальный.

Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить

друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности масса.

Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.

Именно этот признак и лег в основу классического определения категории материя.

Из данного определения следует:

Например, как вы считаете, является ли материальным дом? Дерево? Телевизор? Стол? Дождь? Я?

А тень от дерева? Свет? Радиация? Вопрос?

На семинаре вы изложите свои соображения по этому поводу. Каково же отношение различных философских школ к категории материя?

Но при этом они утверждают, что материя является порождением Божественного замысла или абсолютной идеи.

Сторонники этого философского направления, считают, что окружающий мир не существует вообще. Он является следствием наших ощущений и поэтому он нам просто, кажется. Следовательно, никакой материи, или объективной реальности, нет.

Выяснив, что такое материя, мы должны рассмотреть ее основные свойства и формы существования.

На первый взгляд, может показаться, что каждый из них правилен. К примеру, второй. Громадный камень у дороги находится в состоянии покоя, и будет оставаться в неподвижности, пока его не сдвинут.

Стол, который находится в этом лекционном зале.

Но представьте, что этот стол мы накроем непроницаемым колпаком и оставим под ним на 1000 лет. Что произойдет с этим столом, когда мы снимем колпак? Правильно, он рассыплется. Почему? Ведь стол не подвергался каким-либо воздействиям, он находился визуально в состоянии полного покоя!

Дело в том, что внутри этого стола 1000 лет происходили процессы движения. Что и привело к его ветшанию и, наконец, разрушению.

Кроме того, стол находился на поверхности Планеты, которая все эти годы также постоянно находилась в движении и т.д.

Аналогично, мы можем применить данное объяснение для всех без исключения материальных объектов.

Можно сделать вывод, что более правильным будет первый постулат. Таким образом, действительно мы можем сказать, что:

Что же такое движение?

Рассмотрим каждую из них.

Например: O превращается в О.

Например: явление фотосинтеза, ассимиляция и диссимиляция в организме.

Например: выборы Президента.

Между всеми этими формами движения материи существует теснейшая взаимосвязь.

К основным формам существования материи относятся пространство и время.

Чтобы раскрыть основные свойства пространства и времени заполним для наглядности следующую таблицу:

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ 1. НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ СОБОЙ И С ДВИЖЕНИЕМ МАТЕРИИ 2. БЕСКОНЕЧНОСТЬ 3. ЕДИНСТВО ПРЕРЫВНОСТИ И НЕПРЕРЫВНОСТИ 4. ПРОТЯЖЕННОСТЬ 4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 5. ТРЕХМЕРНОСТЬ 5. ОДНОНАПРАВЛЕННОСТЬ И НЕОБРАТИМОСТЬ

Рассмотрим вкратце эти свойства.

1. Пространство и время неразрывно связаны между собой и с движением материи.

Посмотрите на дерево за окном. Оно большое? Но сразу ли оно стало таким? Конечно, нет. По прошествии определенного периода времени. А благодаря чему оно выросло? Причиной этого было движение.

2. Пространству и времени присуща бесконечность.

То есть, нельзя найти какой начальной и конечной точки ни в пространстве, ни во времени.

3. И пространству и времени присуще единство прерывности и непрерывности. Причем, прерывность относительна, а непрерывность абсолютна.

Например, в пространственном отношении каждый объект прерывен, имеет свои границы. Есть ли они у нашего класса?

Но его пространственные отношения переходят в пространственные отношения других объектов - учебного корпуса, школы и т.д.

Таким образом, складываясь из непрерывных величин, пространство, в целом, непрерывно.

Помимо общих свойств, пространству и времени присущи и частные свойства.

Так, пространству присуща протяженность. Это возможность определения пространственных границ для любого объекта. Измеряется в миллиметрах, сантиметрах, метрах, дюймах, футах и т.д.

Времени присуща длительность - или определенный период существования материальных объектов во времени.

Измеряется в секундах, минутах, часах, неделях, годах и т.д.

Пространству присуща трех мерность. То есть любой материальный объект имеет три измерения - длину, высоту и ширину.

В каждом из них возможно обратное движение: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево.

В настоящее время многие ученые высказывают мнение, что пространство не трехмерно, а многомерно. Следовательно, рядом с нами, но в другом измерении, могут существовать другие цивилизации.

Существует и возможность перемещения в другие пространственно-временные миры.

Чаще всего он происходит случайно. Так, в 1984 году в Нью-йоркском аэропорту Кеннеди при заходе на посадку исчезает с экранов локаторов пассажирский Боинг 747. Исчез он и визуально для тех, кто наблюдал посадку самолета. Но через десять минут самолет неожиданно появился на том же самом месте и благополучно приземлился. Ни пассажиры, ни экипаж ничего необычного не заметили. Только у всех на борту часы отставали на 10 минут. Можно предположить, что самолет случайно оказался в результате параллакса в другом пространственно-временном измерении.

Параллакс может произойти и целенаправленно.

В начале 20-х годов молодой американский физик Томас Браун изобрел интересное устройство, которое вопреки известным законам физики за счет неких электрических сил способно было терять незначительную часть своего веса. Сейчас это физическое явление получило название "тенденция заряженного конденсатора к движению в направлении положительного полюса" и именуется " эффектом Бифельда-Брауна".

Однако, уже тогда было замечено, что с помощью электромагнитного поля можно воздействовать и изменять силу гравитации, увеличивая или уменьшая свой вес.

В 1939 году он и несколько сотрудников его лаборатории официально были зачислены в штат ВМС США, где начинают работать над "одной страшно дорогой работой". Брауну, как руководителю отдела в бюро кораблестроения, были выделены 50 миллионов долларов и дюжина сотрудников с университетским образованием.

ПО тем временам это была огромная сумма денег выделенных на научные исследования, тем более, что в 1943 году физики США активно работали над проектом "Манхеттен", а создание атомного оружия требовало колоссальных средств.

В ходе исследований Браун решил, что полученный эффект можно использовать для достижения невидимости объектов, воздействуя электромагнитным полем на гравитацию. Решено было провести испытания. Для них был необходим крупный корабль со стальным корпусом.

Выбрали 102-метровый конвойный эсминец "Элдридж". На палубе было размещено 380 тонн различного оборудования (полное водоизмещение судна было 1900 тонн). Основную его часть составляли размагничиватели. Предполагалось: "путем наведения в катушке электрического поля создать сильное магнитное поле. Силовые линии обоих полей должны будут находиться под прямым углом друг другу. Но, так как пространство имеет три измерения, то должно существовать еще и третье поле, предположительно гравитационное. Тогда путем последовательного включения генераторов, которые создадут магнитную пульсацию, можно будет, используя принцип резонанса, создать это поле".

Когда размагничиватели были включены и вошли в резонанс, создалось очень сильное магнитное поле. Оно имело форму вращающегося эллипсоида и простиралось на 100 метров по обеим сторонам от корабля. Постепенно весь корабль стал окутываться непроницаемым зеленым туманом, подобным тому, о котором рассказывали выжившие в бермудских катастрофах. Все, кто находился в магнитном поле, имели лишь размытые очертания, но воспринимали всех тех, кто был на борту. Восприятие при этом было необычным - будто люди шли или стояли в воздухе. Мощность магнитного поля была огромной: у некоторых двоилось в глазах, другие хохотали и шатались, падали в обморок.

Некоторые члены команды впоследствии утверждали, что попали в другой мир, где видели странных неземных существ и общались с ними.

Те, кто находились вне поля, вообще ничего не видели, кроме резко очерченного следа корпуса корабля на воде. Когда зеленый туман обволок весь корабль, он окончательно исчез.

Однако, исчезнув в доке Филадельфии " Элдридж" является взорам очевидцев в 350 км к югу - в Норфолке. Спустя несколько секунд он вернулся обратно. Подобный феномен не могли предположить даже физики-теоретики.

Вероятнее всего, корабль был на несколько секунд выдернут из нашего 3-мерного мира и мгновенно телепортирован на огромное расстояние. На большее, не хватило сил у работавших размагничивателей.

Времени присуще такое свойство как однонаправленность и необратимость.

Изменить это направление времени нельзя, время необратимо.

Хотя и для времени характерны определенные парадоксы. Один из них был открыт Альбертом Эйнштейном и изложен в его теории относительности.

Согласно ей, чем выше скорость объекта, тем больше его масса, и тем медленнее для него течет время. При достижении скорости, равной скорости света, время останавливается и теоретически мы сможем путешествовать в нем.

Какие еще парадоксы, о которых вы читали, характерны для времени?

Известные сегодня науке формы существования материи, это пространство и время . Они существуют независимо от нашего сознания и присущи всем без исключения видам материи и уровням ее организации.

Пространство представляет собой динамичную n-мерную систему структурных элементов, свойства которых определяют его геометрию по отношению к избранному объекту исследования.

Пространство - часть Вселенной, структура которой формируется полями тяготения всех без исключения физических тел: галактик, звездных систем, звезд, планет, макро тел и микро частиц. Естественно, что не существует физических тел вне пространства и пространства без физических тел.

Пространство отражает порядок сосуществования и взаимодействия физических тел. Учитывая его n-мерность, геометрия пространства достаточно сложна и не может описываться только прямолинейными взаимодействиями геометрии Евклида.

Современные представления о пространстве основаны на нелинейной геометрии Лобачевского – Римана, в основе которой отрицание постулата Евклида о параллельных прямых.

Сложная нелинейная конфигурация пространства еще и подвижна. Ее динамика определяется динамикой формирующих ее, в соответствии с принципом минимума энергии, физических тел, их полей и внешних воздействий.

Однородность пространства (его симметрия ) означает неизменность физических свойств и законов сохранения для замкнутой системы физических тел при ее переносе в пространстве. Иначе говоря, для физического тела не принципиально, из какой конкретно точки пространства его начали перемещать, и в какую точку пространства оно попадет.

Симметрия вообще, означает неизменность свойств физического тела или течения процесса при изменении одного или нескольких внешних физических параметров.

Например, кристалл сохраняет неизменной свою симметрию, несмотря на его вращение вокруг собственной оси, перемещении из одной точки в лаборатории в другую, изменение температуры в определенном диапазоне и т.д.

Важнейшие свойства пространства однородность и изотропность. Из однородности пространства вытекает закон сохранения импульса (р = m v, где р – импульс, m - масса, а v - скорость): в однородном пространстве импульс замкнутой системы тел величина постоянная, а незамкнутой не изменяется, если действие на тело всех внешних сил компенсировано.

Еще одно свойство пространства, его изотропность, означающая инвариантность физических законов относительно направления системы отсчета (системы координат).

Из изотропности следует закон сохранения момента импульса, согласно которому момент импульса закрытой системы, в пространстве не изменяется с течением времени.


Впервые о пространстве, его материальности и особенных свойствах заговорили древнегреческие ученые. Это знаменовало собой эпоху натурфилософии – период познания механизмов процессов и явлений, преобразования физических тел.

В самом деле, мифологический этап познания человечества сводился к ответам на вопрос «ЧТО ЭТО». Что за явление дождь, гроза, солнце, день и ночь.

Древнегреческий ученыйФалес Милетский (624 – 548 год до нашей эры) впервые выдвинул идею материальности пространства, состоящего из воды, как всеобщей исходной субстанции, шарообразности Земли и ее центральном расположении, во Вселенной.

Космологическая концепция его лучшего ученика Анаксимандра Милетского , (611 - 547 год до нашей эры), состояла в возникновении пространства Вселенной из некой "безграничности, бесконечности", служившей первоосновой всего сущего. Пространство Вселенной, по Анаксимандру,замкнуто , что позволило ему сделать вывод: ничто во Вселенной, никуда не исчезает и неоткуда не берется. Это одна из первых формулировок закона сохранения материи!

В центре Вселенной,ему представлялось,трехмерная, цилиндрической формы Земля, вокруг которой по своим орбитам движутся Солнце, известные на тот период планеты: Луна, Венера, Марс, Уран, Сатурн.

Звезды неподвижно расположены на сферическом небосклоне.

В седьмом – шестом веке до нашей эры высказывается одна из первых идей геоцентризма!

Ученик Анаксимандра, Анаксимен Милетский (560 – 502 до н.э.) разделяя в духе традиции ионийской школы, взгляды своего учителя, предлагал воздух, как первооснову для пространства из которого происходит все сущее в мире. Все тела, он учил, созданы за счет различной степени сгущения воздуха.

Пифагор Самосский (581 – 497 год до нашей эры) на основании своего эстетико-космологического учения о "гармонии сфер ", пришел к выводу об упорядоченности мироздания и, в частности, пространства. Хаоса в пространстве не существует.

Согласно Пифагору, сферическое пространство Вселенной состоит из пяти элементов: огонь, вода, воздух, земля и эфир. В центре Вселенной располагается вселенский огонь.

Левкипп (500 – 440 год до н.э.) и его ученик Демокрит Абдерский (460 – 370 год до н.э.) представляли пространство как материальную пустоту, вместилище тел и атомов.

В натурфилософском материальном мире признается существование некоей субстанции для создания упорядоченного пространства, в пустоте которого движутся небесные тела. Хаосу в пространстве места нет.

древнегреческий философ, Эпикур Самосский (341 - 270 год до н. э.) пришел к выводу, что пустота пространства бесконечна,

Великий Аристотель (384 - 322 год до нашей эры) представлял пространство заполненное эфиром, субстанцией предающей стройность и функциональность Вселенной.

Гиппарх Никейский (190 – 125 год до н.э.), уроженец города Никея (современная Турция), впервые пришел к выводу о непостоянстве структуры звездного неба ,

Клавдием Птолемеем (87 – 165 год н.э.) В наиболее фундаментальной, тринадцати томной работе "Альмагест" Птолемей наиболее полно изложил свое представление о мироустройстве. Пространство, по Птолемею, состоит из кристаллических небесных сфер, на которых располагаются фиксированные и неподвижные звезды. Выше небесных сфер располагается перводвижитель, возможно бог.

В средние века идею бесконечности пространства высказывал кардинал Николай Кузанский (1401 – 1464).

Николай Коперник (1473 – 1543), изучая труды Пифагора, его ученика Филолая пришел к выводу о замкнутости гигантского пространства Вселенной. В этом с ним был согласен Джордано Бруно (1548 – 1600) высказавший идею об однородности и бесконечности пространства Вселенной.

Свою космологическую концепцию разработал Галилео Галилей (1564 – 1642).

Ее основные положения состоят в представлении Вселенной, как абсолютного, единого для всех, непрерывного, одномерного временииабсолютного, подчиняющегося трехмерной геометрии Евклида, пространства.

Впервые доказательно концепцию пространства и времени высказалсэр Исаак Ньютон. Он утверждал, что пространство абсолютно , трехмерно, непрерывно, однородно и изотропно, является вместилищем всех тел во Вселенной, но существует независимо от них.

Еще одной формой существования материи являетсявремя.

1) Понятие материи и её основные свойства

2) Движение как способ существования материи.

3) Пространство и время, формы существования материи

Основной вопрос философии – вопрос о соотношении материи и сознания природы и духа телесного и духовного. Этот основной вопрос философии имеет две стороны. Первая сторона – что первично. Что составляет первичную субстанцию? Материальное или духовное? И вторая сторона. Способен ли человек познавать и насколько глубоко окружающий мир. Так вот наши последующие рассуждения с первой стороной будут связаны.

Понятие материи впервые было введено в оборот Платоном. Именно он разделяя весь мир на мир идей, который по его мнению первичен и мир вещей, кот не обладает вечностью существования. Ввел понятие материи для последнего. Материя конечно понятие широкое и общее. В логике есть такой закон. Определение понятий. Способ определения через ближайший род и видовое отличие. Если определить понятие матери под какое более широкое понятие можно его подвести. Под понятие бытие подвести? Да. Это форма бытия. Способ проявления бытия. А отличительные признаки опять-таки затруднительно. Материю определить чрез материю очень трудно.

Три ступени определения материи:

1) На первом этапе отождествлялось с понятие субстанции. В определении субстанции первенствовал натуралистический подход. И поэтому в качестве первоначально субстанции выделялись вода, огонь воздух и комбинации их у например Аристотеля Понятие материи отождествлялось с видом окружающей среды. Первым, кто попытался сделать шаг в сторону, был Демокрит. Он выделил понятие атома – не то, что можно пощупать. Атом – мельчайшая частица. Облают разной формы тяжестью и т.д. Но конечно это была просто догадка. Тем не менее, не имело научного обоснования. Аристотель говорил, что она инертна, не способна к саморазвитию, что к ней нужно приложить силу – а эту силу он называл формой. Откуда оно взялось не важно. Оно было всегда. Существует вечно. В этом отношении он материалист. А вот понимание, откуда движение взялось, ничего не мог сделать

2) 17-18 века. Попытка связать понятие материи с понятием вещества. Какова была точка зрения Галилея, Ломоносова, Лавуазье. Свойства вещества. Делимость до атомов, атомы это мельчайшие частички, кирпичики, непроницаемые и далее неделимые. Вещество обязательно обладает массой покоя или движения. Но обязательно обладает массой. Оно находится в движении, но механическом движении. Независима от свойств пространства и времени. И вещество инертно. Не способно к самодвижению. Вот такая трактовка вплоть чуть не до 20ого века. «Вещество или материя есть то, что, наполняя пространство имеет вес, то есть представляет массу. То из чего состоят тела природы, в чем совершается движение и явление природы» – Менделеев. Что положительного на этом этапе? Во-первых, признание матери как первоосновы. Это уже шаг от религиозной основы. Признание материального единства мира. Второе положительное – стремление найти общее. А общим для всех вещей является то что они состоят из вещества. Каковы недостатки такого подхода? Первый недостаток – признание неизменной сущности вещества. Второе – сведение движение только к одной из форм – механическому движению. Господствует механический материализм. Третье – сведение вопроса о философском понятии материи к естественнонаучному представлению о материи. Последнее самое важное. Потому что естественнонаучные и философские разные. Не распространялось на социальную сферу – на жизнь общества. Связано оно было толь с природой. Только с естеством. Надо сказать, что уже тогда не очень удовлетворяла философов. И французские материалисты: Дидро, Гольба. Гольба: «Материя это всё то, что действуя на нас, производит на нас ощущения». Это понятие должно отражать то общее, что есть в вещах и не должно быть связано ни с каким конкретным видом и никаким конкретным состоянием. Понятие материи должно быть абстракции отвлечённое от конкретных вещей. В их время не было данных естествознания, которые могли бы поменять.


3) На рубеже 19-20 веков произошла революция в естествознании. Был открыт более мелкий элемент – электрон. Открыта новая элементарная частица. Масса его в 1800 раз меньше атома водорода – самого простого элемента. Были открыты неизвестные виды излучения. Рентгеновское излучение Рентгеном, радиоактивное Пьером и Марией Кюри. Явление радиоактивного распада было открыто. И, наконец, Эйнштейн создаёт теорию относительности. Значительное продвижение вперёд математика получила – особенно Пуанкаре толкнул. Пришли к выводу, что атом не является неделимым, не проницаемым. Оказывается, атом распадается и не распадается на непонятно что. Тогда решили, что атом распадается на энергию. Но мы-то сейчас знаем, что на протоны, электроны и т.д.

Лекция 10 9.12.2011

Революция в естествознании была связана с рядом фундаментальных событий. Которые по существу создали ситуацию, когда новые открытия не могли с позиции ньютоновской механики е моли быть объяснены. И вот эту ситуацию учёные назвали кризисом в естествознании. Интересно. Кризис и революция одновременно. Классическая наука в противоположность с открытиями. Методологический кризис. Значит нужно новую научную методологию. Таким образом, родилась на свет механика объясняющая микропроцессы – Квантовая механика. Это событие. Физики постепенно стали осмыслять. Создана была квантовомеханическая картина мира.

Какие же последствия для философии они имели. На втором этапе философское представление о материи с понятием вещества отождествлялось. А у вещества атом. То есть материя это атом. И вдруг оказалось, что атом распадается, уничтожается на непонятно что. Выделяется громадное количество энергии и остается в результате электрон. Идеалистические философы, задачей которых было все время борьба с понятием материи. Ещё в свое время Беркли субъективный идеалист писал так. В борьбе с материализмом не следует направлять усилия по поводу частностей концепции необходимо сосредоточить усилие на дискредитацию понятия материи. Как только будет разрушено это понятие, всё здание материи будет разрушено. Беркли это понимал.

Факт распада атома был истолкован как факт уничтожения материи. Материя исчезла. Осталась одна энергия. Стоить заметить, что это тогда об элементарных частицах никто не знал. И поэтому так полагали. Таким образом, было сказано, что исчезла материя. В этой новой ситуации нужно было защитить материализм и дать новую интерпретацию философскому понятию материи. Маркс и Энгельс говорили, что понятие материи не связано с конкретным веществом. Этим словом мы объединяем различные виды материальных тел. Платон был недалёк от такого положения. Но Платон отдавал ему вторичность. А в смысле рассмотрения материи как абстракции в этом отношении он был прав. И вот возникла новая ситуация.

Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»:

1) Обобщил и интерпретировал с позиции материализма новые открытия в науке

2) Отделил естественнонаучные представления о строении и свойствах материи от философского понятия материи. Указал что это не дно и то же

3) Указал направление, по которому следует идти, вырабатывая философское понятие материи.

4) Сформулировал определение материи, которое звучит так:

Материя это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человека(реальность) в ощущениях на чувственном уровне, которая копируется, отображается этими ощущениями, но существует независимо от них. Исходя из этого определения:

А) вводится понятие философской материи как абстракции, обобщения от реальных свойств

Б) Указывается на возможность постижения, познания окружающего материального мира.

В) Признается объективность, независимость существования материального мира от познающего человека.

Естественнонаучный подход и философский подход это не одно и то же. Естественнонаучная картина мира и философская картина мира это не одно и тоже. До сих пор определить понятие материи – отыскание первокирпичиков. Если бы материалисты продолжили эту традицию, то тогда, наверное, нужно было сказать, что материя – это электрон. Откроется более мелкая частица – будет названа она в качестве материи. Получается, что философское определение материи будет изменятся. Но это неправильно. Философские понятия не могут редуцироваться до научных понятий.

Проблема уже назрела. Всё шло к этому, и Лениным наиболее ярко и убедительно было сделано.

С каким же общим свойством связывает понятие материи Ленин? Связывает с наиболее общим свойством всех материальных тел. Со свойством быть объективной реальностью. То есть существовать независимо от нашего сознания. Это предельно общее свойство.

Что дало это открытие? Была подтверждена мысль о неисчерпаемости свойств и состояний материи. Нет абсолютно мельчайшей частицы. Электрон также неисчерпаем, как и атом. Природа бесконечна. Она существует бесконечно – Ленин.

Ленинское определение и подход связывающий понятие материи с понятием объективной реальности имел то важное значение, что он указал на природу появления кризисов научного знания. Это не совпадение новых открытий, не вписывание новых открытий в прежние научные теории. Означает ли это крах ньютоновской теории? Нет. Она не отброшена. Просто указаны границы её верности.

Какие наиболее общие свойства присущи материи:

1) Свойство абсолютности. Материя везде и всюду.

2) Неисчерпаемость. То есть в изучении материи нельзя дойти до какой-то точки, где мы скажем всё познано. Дальше идти некуда.

3) Структурность. Материя сложно устроена.

4) Быть в движении, в изменении.

5) Существовать в пространстве и времени.

6) Свойства отражения. Это способность тел живой и неживой природы реагировать на внешние воздействия в соответствии с характером этого воздействия и качественной спецификой тела, на которое это воздействие оказывается. Воздействие очень однообразно. Наступаем на пол, и с ним ничего не происходит. А если на песок, то останется реакция. Или цветки. Тюльпаны закрываются с заходом солнца.

С точки зрения современных естественно научных представлений принято делить материю на мега мир, макромир, микромир.

Энгельс указал, что путь, по которому наука должна идти, рассматривая и углубляя свои понимания о материи, – это путь неразрывности движения материи: Нет материи без движения, как и нет движения без материи.

Откуда же взялось движение? На этот вопрос ответы разные.

Гегель: источник движения – абсолютный дух. Абсолютна идея. Религия – перводвигатель Бог. Материалистическая точка зрения: источник движения внутри самой материи нужно искать. Как философски определить движение?

Движение – есть всякое изменение вообще. В связи с этим требуется уточнение. Понятие движения и развития одно и тоже? Нет. Развитие есть изменение характеризующееся определённой направленностью. Вот маятник мотается. Движение есть. А развитие есть.

Движение противоречиво. В каком смысле? Поскольку оно представляет единство изменчивости и покоя. Изменения и устойчивости. Движение абсолютно. Оно есть везде и всегда. Так же как и материя. Движение представляет собой единство прерывностей и непрерывностей. И наконец движение существует в целом ряде форм. Выделяют 5 основных форм движения материи:

1) Механическое – перемещение тел в пространстве

2) Физическое – внутриатомные процессы

3) Химическое – взаимодействие молекул

4) Биологическое. В основе лежит клеточный обмен. Клетка едина

5) Социальное. Общественная жизнь со всеми ее изменения.

Между формами движения существует взаимосвязь. Она выражается. В способности при определённых условиях переходить одной формой движения материи в другую. Например, как древние добывали огонь? Механическое трение переходило в химическую – огонь. Лучевая болезнь. После облучения изменяется структура клеток. Нет непереходимых граней между этими формами движения. Способность в ходе движения превращения одного в другое нужно иметь в виду, что материя переходит из одного состояния в другое, но не исчезает. И необходимо восполнять этот материальный процесс.

Наряду с движением, как всеобщим изменением необходимо признание покоя, как временное состояние устойчивости равновесия. Вот был Гераклит. В одну и ту реку войти дважды. А вот Кротил единожды.

Признание покоя необходимо для:

1) Определения качественного состояния того или иного тела.

2) Для выражения скорости.

3) Понимания относительности.