Орден иезуитов. Создание

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

Кафедра всемирной и отечественной истории


Всемирная история

Тема: «Орден иезуитов и его создатель»


Ф.И.О.: Ершова Д.С.

Студентки 1 курса ФПЭКа гр. 5


Москва 2014


Введение

Игнатий Лойоло: путь духовных исканий

Роль ордена иезуитов в образовании

Развитие Ордена

Заключение

Список литературы


Введение


Орден иезуитов является своеобразным феноменом в истории. Начиная с 1534, даты его основания, он приобрел неописуемое могущество, а действующий генерал обладал достаточной властью влиять на ход истории. Этот орден (или по-другому «Общество Иисуса») интересен не только тем, что принимал участие в военных походах, в развитии науки, образования, в обширной миссионерской деятельности, но так же и тем, что он по-своему, выгодным для ордена способом, трактовал все правила морали, обходя некоторые церковные запреты на пути к своей цели.

Легендарный Игнатий Лойола еще при жизни добился достаточного влияния ордена в религиозных кругах. На момент смерти число членов общество было приблизительно 1000, провинций-12, резеденций-72. Но что самое важное - «Общество Иисуса» сыграло значительную роль в борьбе против Реформации.

Работа основана на книге Бёмера Г.«История ордена Иезуитов» М.: Ломоносовъ, 2012. 210 с. Он провел тщательный анализ, демонстрируя, как общество создавалось, развивалось, приобретало влияние в мире.


1. Игнатий Лойола: духовный путь развития


Известно, что для того, чтобы стать лидером, нужно обладать закаленным характером, силой воли и способностью повести за собой людей. Именно таким был Игнатий. Он достиг могущества благодаря своей непоколебимой вере в Бога, и со своими представлениями о том, как именно нужно ему служить.

Но он не всегда был таким. Многие обращаются в веру, только пережив тяжелые жизненные испытания, и Игнатий является тому примером. Он был простым рыцарем, пока в 1521 Французские войска не осадили крепость, в которой находился Игнатий в составе своего батальона. Он получил страшные ранения обеих ног, впоследствии дальнейшего неправильного сращения у него одна нога была короче другой. Много месяцев он был на грани жизни и смерти и был вынужден оставаться в постели. Единственным его развлечением оказались две книги: Лудольф Саксонский «Жизнь Христа» и сборник легенд о жизни святых. Именно эти книги переменили все его отношение к Богу и вере.

Несколько лет Игнатий проводил все время в молитвах и уходе за больными, а подаяния были единственными его средствами к существованию. Он усомнился тогда в силе исповеди, и в ее способности искупить все грехи человека. Эти его душевные муки привели его к состоянию, близкому к самоубийству, лишь страх перед Господом остановил его. Удивительно, как в этом аспекте размышления Игнатия Лойолы (который позже сыграет большую роль в Контрреформации) схожи с мыслями инициатора, лидера Реформации - Мартина Лютера. Оба они сомневаются в том, что их грехи были прощены, с той лишь разницей, что Лютер жестко критикует индульгенцию, а Игнатий верит в способность церкви снимать грехи. Он раз за разом возвращается на исповедь, прося о прощении одних и тех же его поступков, придя таким образом к выводу, что все его сомнения исходят от дьявола.

Иногда будущего генерала Ордена посещали видение, в которых Бог словно давал наставления ему. Возможно, они возникали от его постоянного голода. Бывали периоды, когда он не ел по несколько дней или же довольствовался кореньями и черствым хлебом.

Как бы то ни было, через эти видения Игнатий постиг тайны католических догматов и внушили ему уверенность в том, что он должен защищать свою веру, а вместе с ней Церковь и папу Римского. Он даже пишет книгу «Духовные упражнения», в которой описывает, что нужно делать для воспитания, обогащения своей души. Следуя его рекомендациям, человек должен научиться подчинять свое поведение доводам разума.

Феноменальная популярность Игнатия Лойолы в тот период объясняется рядом причин. Во-первых, сложившиеся настроения в обществе - рост религиозного воодушевления среди рыцарей, католическая набожность, и тот факт, что Игнатий жил именно в эпоху идей Мартина Лютера. В противном случае, никто бы ни противопоставлял их мировоззрения. И, во-вторых, помимо самой среды того времени, нельзя не отдать должное самому генералу. Он был сильной личностью, способным оратором, признанным лидером.


Цели создания Ордена иезуитов


В начале XVI общественно-религиозное движение, получившее название Реформация и имевшее целый ряд причин, получило широкое распространение. Во-первых, была популярна идея о восстановлении христианства в соответствии с Библией, наблюдался упадок нравственности духовенства, присутствовала критика роли церкви в процессе спасения души и продажи отпущения грехов. Во-вторых, зарождавшийся буржуазный класс начинал свое противоборство против феодалов. Церковь, охраняющая последних, не могла не быть вовлеченной в этот процесс. В-третьих, для население становилось все тяжелее и тяжелее платить церковную десятину.

В результате всего этого произошел упадок Церкви. Реформация стала очень популярным движением за обновление церкви. Она длилась довольна долго, с 1517 по 1648. Ее точкой отсчета считается событие 31октября 1517 года, когда Мартин Лютер к дверям виттенбергской Замковой церкви прибил «95 тезисов». В них он критикует тот факт, что церковь злоупотребляет своей властью. Закончилась она подписанием Вестфальского мира, согласно которому церковь перестала принимать активное участие в европейской политике.

Церковь провела ряд ответных действий, получивших название Контрреформация. Главной задачей церкви стало восстановление своего статуса, сохранение своей роли в политической жизни страны и влияния на население. Под мерами подразумевается: 1) борьба с ересью, т.е. с Реформацией (введение строжайшей цензуры, привлечение на свою сторону монархии, учреждение в 1542 г. центрального инквизиционного судилища в Риме) 2) обновление самой внутренней структуры церкви, искоренение явных недостатков (централизация власти в руках папы, отмена инквизиций, изменение состава духовенства)

Итак, на фоне необходимости возвращения влияния церкви создание Ордена, полностью подчиняющегося папе и отстаивающего интересы церкви, становится необходимым для движения Контрреформации.

Сам Игнатий Лойола первоначально собирался вместе со своими соратниками по учебе отправиться на Святую землю с целью проведение миссионерской деятельности среди мусульман. Но студены не получили согласие папы на это по причине готовившегося крестового похода против турок. Тогда, смирившись с тем, что их проповеди не будут услышаны в Иерусалиме, было принято решение о создании Ордена.

Его целью была реализация внутренней миссии по спасению церкви и действующая под руководством самого Папы Римского. Другими словами, Орден должен был послужить возвращению людей, заразившимися идеями Реформации, обратно под влияние католической церкви.


Методы влияния «Общества Иисуса» на народные массы


Сам Игнатий утверждал: «Иезуит, подобно апостолу, должен стать всем для всех, чтобы приобрести сердца всех». Орден развернул обширную деятельность, чтобы завоевать сердца и уважение народных масс.

Например, дети являются показателем того, какое будущее будет у мира. Именно поэтому в первую очередь Орден занялся религиозным воспитанием детей. Появились школы, где преподавали иезуиты, а затем и целые университеты.

Исповеди и проповеди помогали влиять на взрослое поколение, ведь нельзя недооценивать силу слова. Агитация являлась основой для влияния на людей, поэтому генерал постоянно переезжал, своими речами склоняя все большее количество людей к идеям ордена. Но этим Игнатий не ограничился. Он кормил сотни бедных, создавал для сирот приюты, благотворительные учреждения. Иезуиты входили во все большее и большее доверие у населения.

Не стоит так же забывать, что иезуиты имели большое влияние в политике. Иезуиты занимали различные должности, как внутри церкви, так и за ее пределами. Члены ордена были духовниками и советниками монархов, особенное влияние они имели на представительниц женского пола, а так же дипломатическими и политическими агентами, учеными и писателями, учителями и миссионерами, разбросанными по всем частям света.


4. Роль ордена иезуитов в образовании


Образование являлось одним из важнейших политических оружий ордена. Они создали огромное количество школ, дающих блестящее образование. Даже протестанты признавали преимущество школ иезуитов над их собственными школами, они не редко отдавали туда своих собственных детей. Педагоги учили читать, писать, считать, преподавали азы истории, философии, богословия. Школы давали обширные знания, но, в конечном счете, это была отличная дрессировка, воспитание беспрекословного повиновения, поощрялись доносы и наушничество.


Развитие Ордена


К 1554 году Орден уже превратился в личное орудие папы. Появился новый лозунг у иезуитов. «Рerinde ac cadaver» - «труп в руках хозяина», под хозяином подразумевается папа. Генерал Ордена, т.е. Игнатий заведовал всеми делами внутри ордена. Преследуя цель искоренить протестантизм, иезуиты должны были действовать ровным счетом наоборот. Протестанты ценили личную свободу, поэтому у иезуитов ее расценивали, как зло. Членов ордена держали под жестким контролем, принуждали отказаться от своей воли, стать марионеткой «Общества Иисуса». Вступая в Орден, у иезуитов не оставалось ничего из их прошлого: семьи, друзей, только Орден и цель - служить ему. В этом-то и заключается главное отличие Ордена Иезуитов от любых других религиозных организаций, для них цель оправдывает средство.

Согласно их философии обман, преступление, кража, политическое убийство - все это может быть оправдано, если служит высшей цели. Бытует так же теория, что именно иезуиты виновны в смерти Генриха III и Генриха IV.4 Политика иезуитов напоминает идеи Никколо Макиавелли, описанные им в трактате «Государь», написанный в 1513г. Флорентийский мыслитель рассуждает о методах захвата и удержания власти, при этом он допускает необходимость совершения подлости и преступления во имя этой цели.

Еще одной особенностью является тот факт, что подавляя свободу мысли своих членов, не подавляли свободу их человеческих пороков, лишь бы они не принесли вреда делу Ордена.

Церковь, давшая согласие на создание «Общества Иисуса», как способа защиты, даже не подозревала, каким сильным, а возможно и опасным союзником оно сможет стать. Известно, что церковь никогда не поощряла науку, иезуиты же с особым рвением брались за освоение новых знаний. Они распространяли свои знания, занимали высокие посты в светском мире, вели торговлю, обогащались, и со временем получили такое влияние, что с ними уже было невозможно не считаться. Папская курия так же принудила Орден к участию в Священной войне, иезуиты стали полноценной армией. Они представляли собой могущественное войско в руках католичества.

После смерти Игнатия орден разрастался, как в численном количестве, там и в количестве стран, на территории которых существовали подразделения «Общества Иисуса». В 1773 году папа Климент XIV был вынужден уничтожить орден по настоянию сильной оппозиции в виде дворов европейских монархов.

В 1814 году Орден был восстановлен и существует по сей день.


Заключение


Орден Иезуитов - огромнейшая и сильнейшая организация. Члены ордена с одной стороны они добились гонений протестантов, укрепления церкви, подавления свободы личности, создания гибких моральных ценностей, оправдывающих любые деяния во благо католической церкви. Но с другой стороны они вели массовую просветительную деятельность, обучали детей, их коллегии считались лучшими в мире, развивали науки, организовывали приюты, помогали бедным. Невозможно быть категоричным, когда говоришь об иезуитах, но в одном можно быть уверенным, если бы не Игнатий Лойола и его орден, дело Контрреформации провалилось бы.

орден иезуит контрреформация религиозный


Источники


1)Бёмер Г.«История ордена Иезуитов» М.: Ломоносовъ, 2012. 210 с.

2)Соловьёв С. Контрреформация, иезуиты // Курс новой истории. АСТ, 2003, глава 4-2.

)Кареев Н.И. «История западной Европы в Новое время. Том 2.» СПб.: типография М.М. Стасюлевича, 1904. - 624 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Иезуитский орден (официальное название Общество Иисуса), был основан в 1536 году, в Париже, испанским фанатиком Игнатием Лойолой, отдавшим, по словам Дидро, свою молодость военному ремеслу и любовным утехам. В 1540 году, орден узаконил папа Павел III.
Орден был создан по военному образцу. Его члены считали себя солдатами, христовым воинством, а свою организацию - войском. Железная дисциплина и абсолютное повиновение начальству считались высшей доблестью иезуитов. Цель оправдывает средства - таков был принцип, которому следовали члены Общества Иисуса. В отличие от других монашеских орденов, иезуит не был связан жесткими монастырскими уставами. Сыны Лойолы жили в миру, среди населения.


Общество Иисуса - наиболее тесно связанный с папским престолом орден, деятельность которого непосредственно контролируется и направляется папой римским. Формально от папского престола зависят и все другие монашеские ордены. Однако в прошлом, они больше тяготели к местной иерархии и местным правителям, чем к далекому от них главе католической церкви. Другое дело иезуиты, присягающие в верности папе римскому, его собственные солдаты, непосредственно и беспрекословно выполняющие его приказы.
Иезуиты освобождались от обременительных церковных служб, обязательного ношения монашеского одеяния. К тому же в отличие от членов других монашеских орденов, они не претендовали на высшие церковные должности. Только в исключительных случаях они назначались кардиналами, епископами, а путь к папской тиаре вообще им был заказан. Генерал иезуитского ордена не мог рассчитывать превратиться из черного попа в белого. Таким образом, иезуитам разрешалось все, за исключением непосредственного управления церковью. Они могли управлять только через других, могли быть только тайной пружиной, секретной властью за троном.

Самым крупным владением иезуитов в Испанской Америке были редукции в Парагвае. Иезуиты пришли в Парагвай в начале XVII века. В этом районе не было драгоценных камней, не было развитых индейских обществ, поэтому в период конкисты он не привлекал особого внимания испанцев. Но благоприятный климат, плодородная земля, позволяющие получать два урожая в год, большие массы индейского населения, главным образом миролюбивых племен гуарани, делали этот район весьма перспективным для развития сельского хозяйства, в особенности скотоводства. Иезуитов привлекало и то обстоятельство, что здесь, было мало испанских поселенцев и район находился в стороне от крупных колониальных центров. Ближайшие из них - Асунсьон и Буэнос-Айрес, являлись в начале XVII века всего лишь форпостами, охранявшими со стороны Атлантического океана подступы к богатствам Перу. К востоку от линии Асунсьон - Буэнос-Айрес лежали ничейные земли с неведомыми богатствами, тянувшимися вплоть до португальских владений, а точнее до Сан-Паулу. В этом огромном треугольнике - Асунсьон - Буэнос-Айрес - Сан-Паулу, в котором могли разместиться Испания, Португалия и Франция вместе взятые, раскинулись иезуитские владения, иезуитская республика или государство, как их часто называют в литературе.
Эти владения входили в юрисдикцию иезуитской Парагвайской провинции (Иезуитский орден подразделялся на провинции, в которые входили, как правило, несколько стран). Кроме Парагвайской, иезуиты имели в колониальной Америке еще Мексиканскую и Перуанскую провинции, с центром в Асунсьоне, влияние которой распространялось на нынешние Аргентину, Парагвай, Уругвай и примыкающие к ним пограничные зоны Нагорного Перу (Боливия) и южной Бразилии.

Первые свои поселения-редукции иезуиты создали в районе г. Гуайры на левом берегу р. Парагвай, но после успешных набегов бразильских бандейрантес - охотников за рабами из Сан-Паулу (их называли также мамелюками) - они были вынуждены покинуть Гуайру и переселиться вместе со своими подопечными индейцами на юг. В XVIII веке, парагвайские миссии иезуитов, имели 30 редукций в районе верхнего и среднего течений рек Парана и Парагвай, между 25-м и 32-м южными меридианами, на стыке нынешних республик Парагвай, Бразилия и Аргентина. 8 редукций находились в нынешнем Парагвае, 15 - в Аргентине, 7 - в Бразилии, на территории нынешнего штата Риу Гранди ду Сул. Самая большая редукция - Япею - насчитывала около 8 тыс. жителей, самая маленькая - 250, а в среднем в редукции проживало около 3 тыс. человек. В настоящее время эти районы называются в Парагвае: округ Мисионес, в Аргентине - национальная территория Мисионес, в Бразилии - Район миссий (Соmarca de missoes).
В октябре 1611 г. иезуиты получили от испанской короны монопольное право на учреждение миссий в Парагвае, причем обращенные ими в христианство индейцы освобождались на 10 лет от уплаты налогов короне. Испанские власти пошли на этот шаг по разным причинам: во-первых, район был труднодоступен и беден ценными ископаемыми; во-вторых, он был населен свободолюбивыми племенами, покорение которых потребовало бы больших средств и усилий со стороны колониальных властей; в-третьих, территория, на которой обосновались иезуиты, примыкала к Бразилии, которая в то время находилась (благодаря присоединению в 1580 году Португалии к Испании) как бы в орбите испанского влияния, поэтому португальцы не стали оказывать сопротивления продвижению иезуитов по направлению к их территории - Бразилии.

Иезуиты приспособили католическую религию к индейским верованиям, действуя через прирученных индейцев, выступавших в роли их агитаторов и пропагандистов, заручились поддержкой индейских вождей-касиков, через которых управляли редукциями. Касики получали свою долю от эксплуатации индейских тружеников, находившихся на положении крепостных. Продукт их труда на божьем поле (так называлась земля, принадлежавшая церкви) и в мастерских присваивался иезуитами, выступавшими в роли помещиков и предпринимателей. Их подопечные не пользовались свободой передвижения, не могли сменить работу, выбрать себе жену без предварительного согласия наставника-иезуита. За неповиновение, индейцы редукции подвергались телесным наказаниям.

Редукции в описании некоторых иезуитов выглядят не то детским садом, не то богадельней. Иезуиты, оказывается, только тем и занимались, что приумножали духовные и физические блага своих подопечных: учили их чтению и письму, музыке, ремеслам, военному искусству, заботились об их здоровье, отдыхе, душе. Однако при более пристальном рассмотрении системы, установленной иезуитами в редукциях, солнечная картина жизни гуарани тускнеет, на ней весьма отчетливо проявляются черные пятна. Все авторы, в том числе и иезуиты, сходятся на том, что жизнь индейцев в редукциях была до предела регламентирована, включая брачные отношения, которые совершались по сигналу колокола в 11 часов вечера; индейцы работали от зари до захода солнца, продукты их труда присваивались иезуитами. Гуарани жили в нищете, антисанитарии, скудно питались, ходили босиком, гибли от различных эпидемий. Иезуиты чинили над ними суд и расправу, наказывая плетьми за малейшее нарушение установленного порядка. Иезуиты жили в прекрасных зданиях; церкви, выстроенные индейцами, сверкали украшениями из золота, серебра и драгоценных камней. Труд индейцев приносил огромную выгоду ордену. Иезуиты поставляли на международный рынок большие партии ерба-мате (парагвайский чай), хлопка, кож, дубильного экстракта, воска, табака, зерна и других продуктов, полученных в результате труда индейцев.
Доступ в редукции зависел от воли иезуитских властей, которые могли запретить въезд всем, за исключением высших духовных чинов и представителей колониальной администрации. Наконец, существенным отличием иезуитских владений в Парагвае от других миссий являлось наличие в редукциях войск индейцев-гуарани. Эти войска были созданы и вооружены с разрешения испанской короны после отделения Португалии от Испании в 1640 г. В их задачу входила охрана восточной границы от набегов бразильцев. Формально они находились в распоряжении колониальных властей, но на деле ими командовали отцы-иезуиты.

В 1740 году, иезуиты готовились отпраздновать свой юбилей - 200-летие существования ордена. В связи с этим, генерал ордена Ретц, направил всем провинциалам циркуляр с указанием не поднимать шума по поводу юбилея и отмечать его строго в семейном кругу, учитывая серьезность положения. Генерал был прав: над орденом повсюду сгущались тучи, его обвиняли в самых различных кознях, интригах, преступлениях. Теперь уже членов Общества Иисуса поносили не только в протестантских странах, но и в самых правоверных католических странах - Испании, Португалии и Франции, где образовались настоящие анти иезуитские партии, выступавшие за укрепление королевской власти, за просвещенное управление. Противники иезуитского ордена, требовали в первую очередь ограничить его политическое и экономическое влияние, запретить ему вмешиваться в государственные дела, изгнать его представителей из придворных кругов, лишить иезуитов монопольного права на влиятельную должность королевского исповедника.

Не ладились дела иезуитов и в Бразилии, которая была освоена португальцами значительно позже испанских владений. В Бразилию первые иезуиты прибыли в 1549 г. У них сразу начались раздоры с португальскими поселенцами из-за контроля над индейцами. Иезуиты требовали опеки над индейцами, поселенцы же стремились обратить индейцев в рабство. Индеец-раб обходился значительно дешевле африканского.
На этой почве происходили постоянные столкновения между обеими сторонами, что неоднократно заканчивалось изгнанием иезуитов. В 1640 г. их изгнали из района Сан-Паулу, а в 1669 г. - из северных провинций (Мараньон и Парана). Иезуиты в Бразилии, как, впрочем, и в других странах, не только не возражали против рабства негров и работорговли, но и сами в ней активно участвовали. Их стенания и протесты против попыток поселенцев поработить индейцев объясняются не моральными причинами, а желанием самим извлечь выгоду из монопольного контроля над аборигенами.

Но со временем, над орденом стали сгущаться тучи. В 1764 году, Франция запретила иезуитский орден. Этому решению предшествовало скандальное дело иезуитского аббата Лаваллета, обворовавшего своих компаньонов по торговле с Мартиникой. Парламент и особая королевская комиссия, обследовавшая деятельность ордена, пришли к выводу, что подчинение французских иезуитов иностранному генералу, проживающему в Риме, противоречит законам королевства и обязанностям его подданных. Король, не желая идти на крайнюю меру, предложил папскому престолу назначить из французских иезуитов викария - местного главу ордена, ответственного перед французскими законами. Папский престол отверг это предложение. Тогда 6 августа 1762 года, парламент Парижа, высшая судебная инстанция страны, постановил запретить иезуитский орден и изгнать из страны его членов, попутно обвинив их, согласно лучшим традициям инквизиции, в симпатиях к арианству, несторианству, лютеранству, кальвинизму и многим другим ересям, в распространении еретических скверн.
Это постановление было узаконено королем два года спустя, в 1764 году. Папа римский на тайной консистории отверг решение французского короля как незаконное, но публично заявить об этом не посмел. На этом позор иезуитов не кончился. Их штаб-квартирой в Париже - дворцом на улице По де Фор завладели франкмасоны, принявшие в свои ряды в 1778 г. в этой бывшей святая святых Общества Иисуса - Вольтера, в прошлом ученика отцов-иезуитов, а затем их самого беспощадного противника.
Запрет иезуитского ордена во Франции укрепил позиции его противников в Испании. Они стали выжидать удобного момента, чтобы последовать примеру Парижа и Лиссабона.

Король Испании, Карл III, вначале благоволил к иезуитам, но вскоре его отношение к ордену изменилось. Бывший король Неаполя, Карл III был большим поклонником епископа Палафокса, который некогда предсказал, что он займет испанский престол. Когда это предсказание сбылось, Карл III, желая посмертно отблагодарить вещего епископа, попросил папу римского возвести его в ранг блаженных. Папа римский категорически отказался. Палафокс, будучи епископом Пуэблы в Мексике, слыл непримиримым врагом иезуитов. Естественно, иезуиты, влияние которых при папском дворе было еще значительным, не могли допустить, чтобы их противник удостоился сана блаженного.
Интриги иезуитов и отказ папы удовлетворить его просьбу вызвали неудовольствие короля. Оно перешло в гнев, когда Карлу III сообщили, что иезуиты намереваются его свергнуть и посадить на трон брата Луиса, что они распространяют слухи - якобы отцом короля был кардинал Альберони, служивший советником при неаполитанском дворе.

23 марта 1766 года, в Мадриде вспыхнул мятеж, направленный против министра финансов неаполитанца Леопольдо де Грегорио, маркиза Скиллачи, запретившего испанцам носить широкополые шляпы и длинные плащи. Иезуиты принимали участие в беспорядках. Прокуратор ордена Исидоро Лопес и покровитель ордена, бывший министр Энсенада, призывали к свержению короля. Это переполнило чашу терпения Карла III, и он дал согласие на запрещение ордена. Был созван Чрезвычайный королевский совет, который рассмотрел доклад министров Рода и Кампоманеса о деятельности иезуитов в испанской империи.
Доклад был составлен на основе разоблачительных документов бывшего иезуита Бернардо Ибаньеса де Эчаварри. Ибаньес, находясь в 50-х годах в Буэнос-Айресе, во время пребывания там миссии Вальделириоса, встал на сторону последнего, за что был изгнан из ордена. Вернувшись в Испанию, Ибаньес написал ряд записок, в том числе сочинение Иезуитское королевство в Парагвае, разоблачающие подрывную деятельность иезуитов этой провинции. Материалы Ибаньеса после его смерти в 1762 году, были переданы правительству.

2 апреля 1767 года, королевский совет издал декрет – Прагматику, полное название документа - Прагматический приказ его величества о высылке, согласно закону, из этих королевств, членов Общества, конфискации их собственности, запрете восстановления когда-либо в будущем и с перечислением других мер.
Король, говорилось в Прагматике, принял решение о запрещении ордена Лойолы, об изгнании всех его членов из испанских владений и о конфискации их собственности, побуждаемый серьезнейшими причинами, относящимися к моим обязанностям обеспечивать подчинение, спокойствие и справедливость моих народов, и по другим неотложным, справедливым, необходимым и обязательным причинам, которые известны только одной моей королевской совести.
Изгонялись иезуиты всех рангов и степеней, в том числе послушники. Вся собственность ордена, будь то движимое или недвижимое имущество, конфисковывалась в пользу королевской казны. Учреждался Совет по управлению бывшей иезуитской собственностью (Хунта де темпораридадес), доходы от которой должны были идти на нужды просвещения и на уплату пенсий изгнанным членам ордена.
Высланные иезуиты, пожелавшие выйти из ордена и вернуться в светское состояние, могли просить короля разрешить им приехать в Испанию, дав под присягой клятвенное обещание председателю Королевского совета прекратить всякую связь с членами ордена или его генералом и не выступать в их защиту. Нарушение присяги приравнивалось к государственной измене. Бывшим иезуитам запрещалась церковная и преподавательская деятельность. Жителям Испании, и ее владений под страхом строгого наказания не дозволялась переписка с членами ордена.

Как в Испании, так и в заморских владениях, за исключением Мексики, операция по аресту иезуитов и их высылке прошла без особых помех. Прибегая к хитростям и уловкам, местным властям удалось сконцентрировать выманенных из миссий иезуитов в намеченных местах и арестовать.
Это породило легенду о том, что корабль, который доставил в колонии королевскую Прагматику, якобы привез и тайное уведомление иезуитского генерала своим подопечным о предстоящей их высылке.
Предвидя, что иезуиты могут мобилизовать в свою защиту фанатически настроенных сторонников из местного населения, вице-король Мексики маркиз де Круа в обращении к жителям потребовал беспрекословного подчинения королевской Прагматике и строжайше запретил какое-либо ее обсуждение.
Это грозное обращение не возымело действия на сторонников иезуитов, поднявших мятежи в городах Сан Луис Потоси, Гуанахуато и Вальядолиде (ныне г. Морелия). Чтобы извлечь оттуда иезуитов, потребовалось войско в 5 тысяч солдат. На подавление мятежей ушло четыре месяца. Испанские власти беспощадно расправились со сторонниками иезуитов: 85 человек были повешены, 664 осуждены на каторжные работы, 110 высланы.

В районе Ла Платы, приказ об изгнании иезуитов смог быть выполнен только год спустя после его получения. Лишь 22 августа 1768 года, власти смогли сосредоточить всех (их было около 100) парагвайских иезуитов в Буэнос-Айресе, откуда они отплыли в Испанию 8 декабря того же года, прибыв в Кадис 7 апреля 1769 года. Всего же, из американских колоний было выслано 2260 иезуитов, в порт Санта Мария прибыло 2154, остальные умерли в дороге. Из Мексики было выслано 562 иезуита, из Парагвая - 437, из Перу - 413, из Чили - 315, из Кито - 226, из Новой Гранады - 201. Большинство высланных составляли испанцы, но было и несколько сотен креолов; 239 иезуитов являлись уроженцами Италии, Германии, Австрии и некоторых других европейских стран. Так закончилась история некогда одного из самых могущественных католических орденов Европы.

Уже давно слово «иезуит» в русском языке обрело отчетливо отрицательные коннотации. Этому способствовало множество факторов. Однако стоит разобраться, кто же такие иезуиты на самом деле.

В отличие от православия, в католицизме существует целая россыпь монашеских орденов. Такая традиция идет от Средневековья и вовсе не подразумевает несовершенства монашеской организации на Западе. Каждый из орденов в той или иной мере «ответствен» за отдельную сферу церковной деятельности.

Из современных орденов наибольшим авторитетом обладают францисканцы, доминиканцы и иезуиты. В то время как первые два ордена посвящают свои заботы преимущественно благотворительности и теологическим изысканиям соответственно, иезуитские коллегии до сих пор остаются едва ли не лучшими образовательными центрами в мире.

Основатель Общества Иисуса (именно так формально именуется орден иезуитов) святой Игнатий Лойола твердо вознамерился посвятить свою жизнь Богу и Церкви после того, как был тяжело ранен и чуть не погиб в 1521г., защищая крепость Памплона от французских войск. Врачи, долго боровшиеся за жизнь Лойолы, вскоре признали бесперспективность дальнейшего лечения и призвали его исповедоваться перед смертью.

После исповеди и соборования Лайоле внезапно стало лучше, и он попросил принести ему рыцарские романы, которых, правда, не оказалось в фамильном замке, но в семейной библиотеке были обнаружены только «Жизнь Иисуса Христа» одного католического монаха и один из томов «Житий». После этого судьба Лойолы была предрешена.

Через некоторое время молодой человек решил начать обучение наукам. Для этого он прибыл в один из центров европейской образованности – Париж. Там он постепенно овладевал классическими языками, философией, естественными науками и, наконец, богословием. За 6 лет, проведенных в Париже, Игнатий Лойола сблизился с шестью юношами: Петром Лефевром, Франциском Ксаверием, Яковом Лайнезом, Альфонсо Салмероном, Николаем Бобадильей и Симоном Родригесом.

15 августа 1534г. во время мессы в церкви Святого Дионисия они торжественно принесли обеты целомудрия, нестяжания и миссионерства в Святой Земле. С этого дня ведет свое начало Общество Иисуса. В 1537г. все семеро основателей ордена были рукоположены в священники. Ввиду начавшейся войны Венеции с Турцией, они не могли отправиться на Святую Землю и отправились в Рим.

Там священники получили возможность преподавать теологию в Римском Университете. В 1538г. Лойола на Рождество удостоился большой чести служить мессу в одной из главных римских церквей – Санта-Мария Маджоре. Однако молодые люди хотели в бóльшей степени заниматься миссионерской деятельностью, и тогда они решили официально создать новый монашеский орден.
27 сентября 1540г. папа Павел III специальной буллой «Regimni militantis ecclesiae» оформил создание ордена.

Общество Иисуса возникло в чрезвычайно трудный для католической Церкви момент. После выступления Лютера против злоупотреблений католического духовенства могущество Церкви было поколеблено. Сначала в германские земли, а затем и в другие европейские государства, проникла «лютеранская ересь». С учетом все растущего авторитета нового догматического учения Риму была необходима опора, как внутри Италии, так и за ее пределами. Именно такой опорой в столь сложный момент мог и в итоге стал новый орден.

Иезуитский устав предполагал принесение четырех обетов вместо обычных для других орденов трех: бедности, послушания, целомудрия и послушания папе в «вопросах миссий», т. е. миссионерство. Лойола и его сподвижники создали четкую структуру, в которой младшие по положению беспрекословно подчиняются старшим. Во главе всего ордена стоял пожизненный генерал, прозванный «черным папой», который подчинялся только непосредственно главе Церкви.

Основной целью ордена провозглашалось сохранение и укрепление католицизма. Для ее осуществления иезуиты избрали два пути: они сразу же заняли одной из лидирующих мест в системе образования в Европе; а с другой стороны, вели активную миссионерскую деятельность.

Для эффективности работы ордена его членам было позволено даже жить в миру, скрывая свою принадлежность к монахам, и таким образом проповедовать истины католичества среди обычных людей. А поскольку религиозная борьба между последователями Лютера и католиками все более накалялась, иезуиты создали собственную систему моральных императивов, согласно которой толковать некоторые факты позволялось с учетом сложившихся обстоятельств. Отсюда в нашем сознании возникла прочная связь между «иезуитом» и «казуистикой».

Действительно, иезуиты отличались поразительной изворотливостью ума и стремлением не столько показать целое в изучаемом вопросе, сколько разбить его на частности, тем самым, избежав невыгодных для себя толкований и несколько сбить с толку своего противника. Однако причины такой политики понятны: в условиях настоящей войны за души верующих такой подход позволял сохранить сильные позиции Папского Престола. А иезуитские коллегии, существующие и в наше время, по-прежнему остаются образцом высочайшего качества духовного воспитания и образования. При этом их выпускниками были отнюдь не только видные церковные деятели, но и светские лица, среди которых достаточно назвать Декарта или Джеймса Джойса.

И хотя в деятельности иезуитов пытливый ум обнаружит недостатки, вроде чрезмерной и безусловной преданности генералу ордена и папе (хотя такова основа всего западного монашества), хитрости и нетерпимости к все увеличивавшемуся числу ересей, для борьбы с которыми орден и был создан, отрицать вклад Общества Иисуса в копилку европейской истории и культуры было бы, по меньшей мере, неосмотрительно. Ведь, так или иначе, для религиозного сознания нет ничего важнее, чем сохранение первозданности и истинности своего учения.

Ованес Акопян,
историк, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) - неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. Societas Iesu ) - религиозного ордена Римско-католической церкви , члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому . Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в . Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam », что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 - в США , а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР , за исключением стран Балтии , относятся к Независимому Российскому Региону.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме , в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии , Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году . Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в XIX и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии , где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России , где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Общество было восстановлено в 1814 году . Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке . Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден .

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором : о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и ее идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как некую аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. В частности, им приписывался принцип «Цель оправдывает средства» (на деле изречение принадлежит Никколо Макиавелли).

Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491-1556) - основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506-1552) - миссионер и проповедник, проповедовал в Азии - от Гоа и Цейлона до Японии .
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600-1658) - известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534-1611) - папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539-1600) - исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) - исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548-1617) - испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552-1610) - основатель иезуитской миссии в Пекине .
  • Мансиу Ито ( -) - глава первого японского посольства в Европу .
  • Адам Коханский ( -) - учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон ( -) - французский учёный иезуит -миссионер в Китае .
  • Джованни Саккери (1667-1733) - учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703-1775)- генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела , где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
  • Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810) - белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780-1803).
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844-1889) - английский поэт.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) - французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт , Корнель , Мольер , Лопе де Вега , Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

  • Беранже - «Святые отцы»
  • Бласко Ибаньес - «Отцы иезуиты»
  • Стендаль «Красное и черное» - рисует картину иезуитской школы
  • Дюма, Александр (отец) - «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя »
  • отец д"Оржеваль - роман «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон
  • Джеймс Джойс - главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе
  • Эжен Сю - «Агасфер»

Иезуитский антисемитизм

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт , именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским».

См. также

Библиография

  • Марек Инглот SJ Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире - Москва: Институт философии, теологии и истории.
  • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле - Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
  • Генрих Бемер История Ордена Иезуитов - Сборник Издательство АСТ, 2007
  • Габриэль Моно Об Истории Общества Иисуса - Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007

Был порождением эпохи контрреформации. Фактически он был создан для реабилитации католической церкви. В то же время историки далеко не однозначно характеризуют его деятельность. Почему? Рассмотрим несколько интересных фактов.

Факт №1. Для начала поговорим о том, кем был основатель ордена иезуитов. Игнатий Лойола по происхождению являлся испанским аристократом, посвятившим свою молодость войне. Одни считают Игнатия Лойолу святым, а для других он является обычным религиозным фанатиком. Он сам признавался, что был «смел в ухаживаниях за женщинами, дешево ценил как свою, так и чужую жизнь». Но получив тяжелое ранение при обороне Памплоны в 1521 г., Иньиго де Лойола решил круто изменить свою жизнь. После а затем во Франции, он стал священником. Ещё во время обучения Игнатий вместе с 6-ю единомышленниками принес обеты целомудрия, нестяжания и миссионерства. Официально указанный орден был утвержден в 1540 г. Вполне возможно, что именно Лойола поспособствовал тому, что орден был организован почти по военному образцу.

Факт №2. Орден иезуитов - это во многом миссионерская организация. Правда, методы проповеди, которыми пользовались иезуиты, далеки от библейских примеров. Ведь успеха в названном деле они всегда старались добиться как можно скорее. К примеру, проповедуя в Китае, иезуиты в первую очередь изучали обычаи местных жителей. Они преподносили христианство как своеобразную разновидность китайской религии. Так, иезуиты вели себя, как почитатели Конфуция. В частности, члены ордена по языческому обряду приносили жертвы Конфуцию и предкам, изречениями упомянутого философа обосновали христианство, вывешивали в храмах дощечки с надписью «Поклоняйтесь небу!». Таким же образом орден иезуитов действовал и в Индии. Проповедуя индийцам, они помнили о существовании каст. К примеру, иезуиты отвергали всякое близкое общение с париями («неприкасаемые»). Даже причащение последние получали на конце длинной палки. То, что проповедовали иезуиты, было причудливым смешением христианских и языческих верований.

Факт №3. «Цель оправдывает средства» - знаменитый девиз, которому следовал орден иезуитов. И действительно, чтобы достигнуть поставленных целей, иезуиты использовали любые средства: обман, подкуп, подлог, клевета, шпионаж и даже убийство. Когда речь шла об интересах ордена, для иезуита не могло существовать никаких моральных преград. Так, многие историки уверены, что именно иезуиты подстроили убийство французского короля Генриха Наваррского. Члены ордена открыто оправдывали убийство правителя-тирана. Также иезуитам приписывают организацию так называемого Порохового заговора, произошедшего в Англии в 1605 г. Шведский король Густав-Адольф называл членов этого ордена виновниками бедствий всей Германии. Из-за своей активной деятельности иезуиты были изгнаны из Португалии, Испании, Франции и Неаполя. Поэтому неудивительно, что сейчас иезуитами часто называют лицемеров, а также хитрых и лукавых людей.