Организация экспертизы стойкой нетрудоспособности. Временная нетрудоспособность, ее виды и формы социального обеспечения

Листок нетрудоспособности, или больничный лист, является основным документом, удостоверяющим временную нетрудоспособ- ность. Он дает право не выходить на работу, на отпуск и на получение денежного пособия из средств социального страхования.

Листок нетрудоспособности выдается:

1. Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, в том числе гражданам государств - членов СНГ (формы справок утверждаются Минсоцздравом), лицам без гражданства, беженцам и вынужденным переселенцам, работающим на предприятиях, в организациях и учреждениях Российской Федерации независимо от форм собственности.

2. Гражданам, у которых нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам наступили в течение месячного срока после увольнения с работы по уважительным причинам.

3. Гражданам, признанным безработными и стоящим на учете в территориальных органах труда и занятости населения.

4. Бывшим военнослужащим, уволенным со срочной службы из Вооруженных сил Российской Федерации при наступлении нетру- доспособности в течение 1 мес после увольнения.

Не подлежат социальному страхованию и не имеют права на получение больничного листа следующие категории граждан:

1) военнослужащие всех категорий, в том числе сотрудники ФСБ и МВД;

2) лица, работающие по договору подряда, поручения и т.д.;

3) лица, выполняющие кратковременные и случайные работы для частных нанимателей;

4) учащиеся всех категорий (школьники, студенты и т.д.), а также аспиранты и клинические ординаторы;

5) неработающие, уволенные с работы и не состоящие на учете в территориальных органах труда и занятости населения;

6) лица, находящиеся под арестом или на принудительном лечении по определению суда.

Согласно действующему законодательству по социальному страхованию листок нетрудоспособности, а следовательно, и пособие по временной нетрудоспособности не выдаются на время нетрудоспособности, которое приходится на период отпуска без сохранения содержания; на время проведения периодических медицинских осмотров рабочих и служащих определенных профессий; обследования в условиях стационара при призыве на военную службу; нахождения под арестом и проведения судебно-медицинской экспертизы. Больничный лист не выдается трудоспособным лицам на период обследования в амбулаторно-поликлинических условиях или в стационаре; рабочим и служащим, умышленно причинившим вред своему здоровью с целью уклонения от работы или других обязанностей либо притворившимся больными (симулянтам), а также лицам, временная нетрудоспособность которых наступила вследствие травм, полученных при совершении ими преступлений.

1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. 2015 г)

2. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (в ред. 2016).

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77 «Об утверждении формы Направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» (в ред 2009 г).

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 № 874 «Об утверждении формы Направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения» (в ред 2009 г).

5. Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид»). Приложение к «Правилам признания лица инвалидом» (в ред. постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 247).

6. ПРИКАЗ от 17 декабря 2015 г. N 1024н «О КЛАССИФИКАЦИЯХ И КРИТЕРИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» (в ред. Приказа Минтруда России от 05.07.2016 N 346н)

7. Разъяснения Минтруда России от 15.04.2003 № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденные постановлением Минтруда России от 15.04.2003 № 17 (в ред. приказа Минздравсоцразвития России от 29.04.2005 № 317).

8. ПРИКАЗ от 31 июля 2015 г. N 528н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИЛИ АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИЛИ АБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, ВЫДАВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, И ИХ ФОРМ (в ред. 2016 г)

Дидактический материал

ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.

2. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

4. Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

II. Условия признания гражданина инвалидом

5. Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

6. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

7. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

8. При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями, предусмотренными пунктом 2 настоящих Правил, степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

9. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

11. В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

12. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

13. Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет:

не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;

не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.

Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных мероприятий.

(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)

13.1. Граждане, которым установлена категория "ребенок-инвалид", по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию в порядке, установленном настоящими Правилами. При этом исчисление сроков, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 13 настоящих Правил, осуществляется со дня установления им группы инвалидности впервые после достижения возраста 18 лет.

(п. 13.1 введен Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)

14. В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

III. Порядок направления гражданина

на медико-социальную экспертизу

15. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

16. Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

17. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

18. Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

19. В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

IV. Порядок проведения медико-социальной

экспертизы гражданина

20. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

21. В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

22. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

23. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

24. Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

25. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

26. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.

27. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты).

28. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

29. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.

Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет.

30. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.

31. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

32. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

33. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.

34. Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро.

35. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Порядок составления и форма выписки утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных или граждан призывного возраста представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты.

36. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

37. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

V. Порядок переосвидетельствования инвалида

38. Переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, предусмотренном разделами I - IV настоящих Правил.

39. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".

Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

40. Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

41. Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

VI. Порядок обжалования решений бюро,

главного бюро, Федерального бюро

42. Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

43. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

44. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

45. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

46. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судебно-медицинским экспертам необходимо устанавливать степень стойкой утраты общей трудоспособности при квалификации степени тяжести телесного повреждения, когда тяжесть его определяется не по опасности для жизни, а по исходу повреждения, поскольку размер стойкой утраты трудоспособности является критерием его тяжести.

Кроме того, необходимость в определении стойкой утраты общей и профессиональной трудоспособности возникает, когда ставится вопрос о материальном возмещении вреда здоровью, причиненного повреждением в связи с бытовыми или транспортными травмами, а также при гражданских исках к родителям на содержание детей, к детям от больных или нетрудоспособных родителей, в бракоразводных делах и др.

Под трудоспособностью вообще понимают совокупность физических и духовных возможностей человека, зависящих от состояния здоровья и позволяющих ему заниматься трудовой деятельностью.

Различают общую, профессиональную и специальную .

Общей трудоспособностью называют способность человека к неквалифицированному труду.

Профессиональная трудоспособность - способность человека к работе в определенной профессии.

Специальная трудоспособность означает, что человек может трудиться в определенной специальности (например, не просто строитель, а строитель-монтажник, не просто врач, а хирург или рентгенолог и др.).

В соответствии с действующим уголовным, гражданским и трудовым законодательством возмещение вреда, который причиняется, здоровью повреждением, производится путем возмещения убытков, которые несет пострадавший в связи с потерей или уменьшением заработной платы. Размер убытков в свою очередь зависит от степени утраты трудоспособности субъектом, пострадавшим от повреждения.

«Инструкция о производстве судебно-медицинской экспертизы в СССР» (1978) требует, чтобы экспертизы определения стойкой утраты трудоспособности производились только комиссией. Комиссии, работающие при Бюро судебно-медицинской экспертизы, состоят из судебно-медицинского эксперта и опытных врачей (хирургов, терапевтов, невропатологов и др.). В задачу этих комиссий входит решение вопросов о наличии стойкой утраты трудоспособности и ее степени, установлении причинной связи между травмой и степенью утраты трудоспособности, о необходимости санаторно-курортного лечения, дополнительного питания, постороннего ухода, протезирования и др.

Экспертизы установления стойкой утраты общей и профессиональной трудоспособности производят по определению суда.

В результате утраты трудоспособности развивается нетрудоспособность, которая может быть либо стойкой (т. е. постоянной), либо временной (т. е. такой, когда через определенный промежуток времени здоровье потерпевшего и его трудоспособность восстанавливаются).

Определение временной утраты трудоспособности производится лечащими врачами стационаров и поликлиник и врачебно-контрольными комиссиями (ВКК) лечебных учреждений. Они выдают больному или пострадавшему от травмы листок временной нетрудоспособности или справку, по окончании действия которой человек вновь возвращается к своему прежнему труду. Стойкая утрата трудоспособности и ее размеры (степень и характер инвалидности) определяются, кроме судебно-медицинских экспертов, также и врачебно-трудовыми комиссиями (). В задачу ВТЭК входит определение стойкой утраты трудоспособности, наступившей в результате заболеваний или травм, полученных в связи с производственной деятельностью.

Кроме различий в поводах для определения стойкой утраты трудоспособности ВТЭК и при судебно-медицинской экспертизе, существует разница и в принципах оценки размера утраты трудоспособности: ВТЭК оценивает его применительно к трем группам инвалидности и в процентах, в то время как судебно-медицинские эксперты, исходя из требований судов, определяют размеры стойкой утраты трудоспособности только в процентах по отношению к полной трудоспособности, которая принимается за 100 %.

Для определения размера стойкой утраты общей трудоспособности используют таблицу, разработанную Главным управлением государственного страхования Министерства финансов СССР от 12.05.74 № 110 «О порядке организации и проведения врачебно-страховой экспертизы»).

Размер стойкой утраты профессиональной трудоспособности устанавливается индивидуально, с учетом состояния здоровья, особенностей профессии и др., так как у разных людей примерно одно и то же повреждение может иметь различные исходы. Кроме того, компенсаторные и адаптационные возможности у разных людей также неодинаковы, что зависит от возраста, образования, профессиональных навыков, времени, прошедшего со времени травмы, и др.

При определении размера стойкой утраты профессиональной трудоспособности учитывают рекомендации Министерства социального обеспечения РСФСР для ВТЭК о порядке определения профессиональной трудоспособности.

Судебно-медицинские экспертные комиссии определяют размер стойкой утраты трудоспособности после тщательного освидетельствования потерпевшего и изучения его медицинских документов (в подлиннике) и обстоятельств дела. Такое освидетельствование потерпевшего производят только после определившегося исхода повреждения.

«Правилами судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений» предусмотрено, что у инвалидов стойкую утрату трудоспособности в связи с полученным повреждением определяют как у практически здоровых людей независимо от инвалидности и ее группы. У детей стойкую утрату трудоспособности устанавливают по тем же правилам.

Экспертиза трудоспособности - это вид экспертизы, который заключается в определении причин, длительности, степени временной или стойкой утраты трудоспособности человека в связи с заболеванием, травмой или другой причиной, а также определении потребности пациента в видах медицинской помощи и мерах социальной защиты.

Естественно, возникает вопрос, что следует понимать под трудоспособностью человека?

Трудоспособность - это такое состояние организма человека, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет выполнять работу определенного объема и качества. Медицинский работник на основании данных всестороннего медицинского освидетельствования должен установить наличие или отсутствие заболевания у конкретного человека. Трудоспособность имеет медицинские и социальные критерии.

Медицинские критерии трудоспособности включают своевременно поставленный клинический диагноз с учетом выраженности морфологических изменений, тяжести и характера течения заболевания, наличия декомпенсации и ее стадии, осложнений, определение ближайшего и отдаленного прогноза развития заболевания.

Однако не всегда больной человек является нетрудоспособным. Например, два человека страдают одним и тем же заболеванием - панарицием. Один из них учитель, другой - повар. Учитель с панарицием может исполнять свои профессиональными обязанности - он трудоспособен, а повар - нет, то есть является нетрудоспособным. Кроме того, причина нетрудоспособности не всегда состоит в заболевании самого пациента. Например, тот же повар сам может быть здоровым, однако в его семье кто-то заболел вирусным гепатитом, вследствие чего повар не может выполнять свои профессиональные обязанности, то есть заниматься приготовлением пищи, так как у него есть контакт с больным вирусным гепатитом. Следовательно, болезнь

и нетрудоспособность понятия не идентичные. При наличии болезни человек может быть трудоспособным, если заболевание не препятствует выполнению профессиональных обязанностей, и нетрудоспособным, - если их выполнение затруднено или невозможно.

Социальные критерии трудоспособности определяют трудовой прогноз при конкретном заболевании и условиях его труда, отражают все, что связано с профессиональной деятельностью больного: характеристику преобладающего напряжения (физического или нервно-психического), периодичность и ритм работы, нагрузку на отдельные системы и органы, наличие неблагоприятных условий труда и профессиональных вредностей.

Используя медицинские и социальные критерии трудоспособности, медицинским работником проводится экспертиза, в процессе которой может быть установлен факт нетрудоспособности пациента. Под нетрудоспособностью следует понимать состояние, обусловленное болезнью, травмой, ее последствиями или другими причинами, когда выполнение профессионального труда невозможно полностью или частично в течение ограниченного времени или постоянно. Нетрудоспособность может быть временной и стойкой.

13.2. Экспертиза временной

НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

Если изменения в состоянии здоровья пациента носят временный, обратимый характер, и в ближайшее время ожидается выздоровление или улучшение, а также восстановление трудоспособности, то такой вид нетрудоспособности считается временным. Временная нетрудоспособность (ВН) - это состояние организма человека, обусловленное заболеванием, травмой и другими причинами, при которых нарушения функций сопровождаются невозможностью выполнения профессионального труда в обычных производственных условиях в течение определенного промежутка времени, то есть носят обратимый характер.

Различают полную и частичную временную нетрудоспособность.

Полная временная нетрудоспособность - это невозможность выполнения любого труда на определенный срок, сопровождающаяся необходимостью создания специального режима и проведения лечения.

Частичная временная нетрудоспособность наступает у человека в отношении своей обычной профессиональной деятельности при

сохранении способности выполнять другую работу с иным облегченным режимом или уменьшенным объемом.

Установление факта временной нетрудоспособности проводится на основании экспертизы и имеет важное юридическое и экономическое значение, так как оно гарантирует гражданину освобождение от работы и получение пособия за счет средств государственного социального страхования. Своевременное освобождение заболевших от работы представляет собой одно из действенных профилактических мероприятий по предупреждению осложнений заболеваний, их хронизации.

Таким образом, экспертиза временной нетрудоспособности представляет собой один из видов медицинской экспертизы, основная цель которой - оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

Экспертиза временной нетрудоспособности производится в государственных, муниципальных и частных организациях здравоохранения.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности отражает заболеваемость работающего населения, поэтому, кроме медико-социального, она имеет и большое экономическое значение.

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, служит листок нетрудоспособности, который выдается:

При заболеваниях;

При травмах, отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности;

На период долечивания в санаторно-курортных учреждениях;

При необходимости ухода за больным членом семьи;

На период карантина;

На время протезирования в условиях стационара;

На период отпуска по беременности и родам;

При усыновлении ребенка.

Существуют два способа выдачи листков нетрудоспособности: централизованный и децентрализованный. Централизованный способ чаще используется в крупных поликлиниках, где листки нетрудоспособности оформляются в регистратуре или в специализированных кабинетах централизованной выдачи больничных листков.

Медицинская сестра, работающая в этом кабинете, должна уметь правильно заполнять паспортную часть листка нетрудоспособности и пункты, касающиеся освобождения от работы. При децентрализованном способе листок нетрудоспособности оформляется и выдается самим лечащим врачом, в заполнении паспортной части ему помогает медицинская сестра.

Листок нетрудоспособности, помимо лечащего врача, могут выдать фельдшера и зубные врачи медицинских организаций по решению органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, согласованному с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.

Не выдают листки нетрудоспособности медицинские работники следующих учреждений здравоохранения:

Учреждений скорой медицинской помощи;

Учреждений переливания крови;

Приемных отделений больничных учреждений;

Врачебно-физкультурных диспансеров;

Бальнеологических лечебниц и грязелечебниц;

Учреждений здравоохранения особого типа (центров медицинской профилактики, медицины катастроф, бюро судебно-медицинской экспертизы);

Учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Выдача листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении паспорта или документа, его заменяющего. В случае если гражданин работает у нескольких работодателей, выдается несколько листков нетрудоспособности по каждому месту работы.

Контроль над соблюдением порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими работниками осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации.

Социальная защита – система государственных мероприятий направленных на материальное обеспечение пенсионеров, инвалидов и др.

Социально незащищенных семей возглавляет Министерство Труда и социальной защиты населения РФ и РБ.

Отделы соц. защиты при администрации города и района (собес.)

а) пособия

Пенсионеры

Инвалиды

Пособия при потери кормильца

Многодетные и неполные семьи

Безработные

Беженцы

Переселенцы

Оба родители студенты

в) протезирование на льготных условиях

г) спец. транспорт

д) бесплатные или льготные лекарство (инвалидам и пенсионерам – 50 % скидка)

В фонд пенсионный – 28 %

28 % - пенсионный фонд

4,2 – соц. страхование

3,6 – мед. страхование

Каждый день в пенсионный фонд перечисляют 1 % от заработной платы

Принципы:

1) государственность

2) всеобщность (охват всех нуждающихся)

3) дифференцированность при разделе (в зависимости от профессии, госслужбы 10 лет)

4) пособие по группам инвалидности (в зависимости от группы и вида)

Стойкая нетрудоспособность, или инвалидность, - это постоянная или длительная, полная или частичная потеря трудоспособности (см. Курс лекций, ч. I). Всестороннее изучение причин инвалидности, пре­дупреждение ранней инвалидизации, восстановление и использование остаточной трудоспособности населения имеют важное значение в сохранении трудовых ресурсов страны.

Инвалид – (по ВОЗ) лицо, который в силу заболеваний, травм, увечий имеет ограничение жизнедеятельности и требует меры социальной защиты.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) исходя из комплексной оценки его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством здравоохранения РФ.

Определение жизнедеятельности входит 7 категорий:

1. Передвижение

2. Самообслуживание

3. Общение

4. Обучение

5. Трудоспособность

6. Контроль за поведение

7. Ориентация

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

Первая группа инвалидности устанавливается больным, которые не могут себя обслужить и нуждаются в постоянной помощи, уходе или надзоре. К ним относятся не только лица с полной потерей трудо­способности, но также и те, которые могут быть приспособлены к от­дельным видам трудовой деятельности в особо созданных индивиду­альных условиях, например слепые, слепо-глухие и т. д.



Вторая группа инвалидности устанавливается при выраженных нарушениях функций организма, не вызывающих, однако, полной бес­помощности. К этой группе относятся лица, у которых наступает по­стоянная или длительная полная нетрудоспособность, но которые не нуждаются в постоянном уходе, а также лица, у которых в момент ос­видетельствования нарушения функций не столь тяжелы, но тем не менее им все виды труда на длительный период противопоказаны вследствие возможности ухудшения течения заболевания под влия­нием трудовой деятельности.

Третья группа инвалидности устанавливается при значительном снижении трудоспособности, когда:

По состоянию здоровья необходим перевод на другую работу по другой профессии более низкой квалификации;

Необходимы значительные изменения условий работы по своей профессии, приводящие к значительному сокращению объема производственной деятельности;

Значительно ограничены возможности трудоустройства вследст­вие выраженных функциональных нарушений улиц с низкой квали­фикацией или ранее не работавших.

Помимо перечисленных случаев, III и II группы инвалидности ус­танавливаются независимо от выполняемой работы при наличии у больных дефектов и деформаций, влекущих за собой нарушение функций, которые приведены в специальном перечне "Инструкции по определению групп инвалидности".

Право направлять граждан на медико-социальную экспертизу имеют лечащие врачи амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений различных уровней и форм собственности с утвержде­нием направления на МСЭК клинико-экспертной комиссией учреждения. Кроме того, гражданин может быть направлен на МСЭК органом социальной защиты населения (лица без определенного места жительства и т. д.).



На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите:

При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом про­гнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 мес;

При благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжаю­щейся нетрудоспособности до 10 мес (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез - до 12 мес) для решения вопроса о продолжении лечения или установления группы инвалидности;

Гражданин направляется на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при на­личии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций орга­низма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефек­тами.

В медицинских документах больных, направленных на МСЭ, важно охарактеризовать течение заболевания, сроки диагностики, длительность заболевания, частоту обращений за медицинской по­мощью, объем и качество медицинской помощи, диспансеризации и т. д.

Орган социальной защиты населения может направлять на МСЭ больного, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и ну­ждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов.

В случае отказа учреждения здра­воохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ больной или его законный представитель имеет право обра­титься в БМСЭ самостоятельно при наличии медицинских докумен­тов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами и связанное с этим ограничение жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза проводится по письменному заявлению больного либо письменному заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя БМСЭ. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтвер­ждающие нарушение здоровья.

Специалисты БМСЭ, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр гражданина, оценивают сте­пень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

Нарушение здоровья со стойким расстройством функций орга­низма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или де­фектами;

Ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслужива­ние, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, кон­тролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой дея­тельностью);

Необходимость осуществления мер социальной защиты гражда­нина.

Решение о признании больного инвалидом либо об отказе в ус­тановлении инвалидности принимается полным составом специали­стов, принимающих экспертное решение простым большинством го­лосов. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-со­циальную экспертизу, или его законному представителю. Специали­сты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения.

В тех случаях, когда состав специалистов БМСЭ не может принять экспертное решение, акт освидетельствования направляется в 3-днев­ный срок в главное бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ), которое принимает решение по рассматриваемому вопросу в установ­ленном порядке.

Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с при­лагаемыми к нему документами.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год

В случае признания лица инвалидом специалистами БМСЭ, проводящими медико-социальную экспертизу, в месячный срок раз­рабатывается индивидуальная программа реабилитации . Программа утверждается руководителем БМСЭ и в 3-дневный срок после ее раз­работки направляется в орган социальной защиты населения. Данные индивидуальных программ реабилитации инвалидов вводятся в банк данных главного бюро медико-социальной экспертизы.

Больному, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, уста­новленном для признания лица инвалидом. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп - один раз в год, а детей-инвалидов - в сроки, установленные в соответствии с медицинскими показаниями. Инвалидность устанав­ливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на ко­торый назначено переосвидетельствование.

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность уста­навливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, ин­валидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвали­дам в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Гражданин в случае несогласия с экспертным решением бюро медико-социальной экспертизы может обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в БМСЭ, проводившее освиде­тельствование, или в главное бюро МСЭ, или в соответствующий ор­ган социальной защиты населения.

Главное бюро медико-социальной экспертизы не позднее месяца со дня поступления заявления проводит медико-социальную экспер­тизу пациента и на основании полученных результатов выносит ре­шение. Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты насе­ления.

В конфликтных случаях заключение бюро, производившего МСЭ, может быть обжаловано в суде самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством РФ. Решение суда окончательное, обжалованию не подлежит.

Медико-социальная экспертиза гражданина производится в бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.

Государственная служба медико-социальной экспертизы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организуется в системе органов социальной защиты населения для проведения медико-социальной экспертизы нуждающихся в этом лиц. Существует два вида учреждений подобного типа:

Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ),

Главное бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ).

Свою деятельность БМСЭ и ГБМСЭ осуществляют во взаимодействии с органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, службой занятости и другими органами и учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также представителями общественных организаций инвалидов. Таким образом, БМСЭ и ГБМСЭ функционируют на стыке здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения.

Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта РФ, и числа свиде­тельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одно бюро на 70-90 тыс. человек при условии освидетельствования 1800-2000 человек в год.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего, специализированного (для проведения медико-социальной экспертизы больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм, для лиц до 18 лет) или смешанного профиля.

МСЭК – общего профиля хирург

терапевт

невролог

специализированные-(3-4 врача)

Психиатр

Онколог

Фтизиатрическое

Офтальмолог

Педиатр- 3

Кардиолог

В РБ 37 первичных (из них 25 общего профиля), 3 педиатрических и 9 специализированных.

Функции бюро МСЭ:

Определяет структуру и степень ограничения жизнедеятельно­сти свидетельствуемых лиц и их реабилитационный потенциал; уста­навливает факт наличия инвалидности, определяет группу, причины (обстоятельства и условия возникновения), сроки и время наступ­ления инвалидности;

Определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное за­болевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполне­нием ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты;

Определяет причинную связь смерти пострадавшего лица с произ­водственной травмой, профессиональным заболеванием, пребы­ванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законо­дательством Российской Федерации предусматривается предоставле­ние льгот семье умершего:

Определяет потребность инвалидов в специальных транс­портных средствах:

Формирует и корректирует индивидуальные программы реабили­тации инвалидов (определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий но медицинской, социальной и профессиональной реа­билитации), а также контролирует их реализацию:

Оказывает разностороннюю помощь динам, прошедшим медико-социальную экспертизу, в том числе в виде консультаций по юриди­ческим вопросам, и содействует в обеспечении необходимой соци­альной зашиты инвалидов, включая реабилитацию:

Формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-соци­альную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов и представляет соответствующие сведения в главное бюро:

Принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалид­ности, и в разработке комплексных программ профилак­тики инвалидности:

Представляет в соответствующие военные комиссариаты сведе­ния обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста.

Функции главного бюро МСЭ:

Проводит медико-социальную экспертизу лип, обжаловавших решение бюро, и в случае необоснованности этих решений изме­няет их:

Проводит медико-социальную экспертизу граждан по направ­лениям бюро в случаях, требующих применения специальных мето­дов обследования;

Формирует и корректирует индивидуальные программы реабили­тации инвалидов в случаях, требующих применения специ­альных методов обследования, а также контролирует их реализацию;

Оказывает первичную реабилитапионно-психологическую и профессиональную помощь гражданам, прошедшим медико-социаль­ную экспертизу;

Формирует банк данных субъект Российской Федерации о гра­жданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографиче­ским составом инвалидов, проживающих на территории субъекта Рос­сийской Федерации, и представляет соответствующие сведения в ор­ган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации;

Принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;

Предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведе­ния обо всех случаях признания инвалидам и военнообязанных и лиц призывного возраста;

Оказывает консультативную помощь врачам-экспертам и другим специалистам бюро.

На каждого больного или инвалида, проходящего освидетельствование в бюро ~МСЭ, составляется "Акт освидетельствования".

Реабилитация:

Медицинская, Трудовая, Социальная

Учреждения, осуществляющие мероприятия в системе социальной защиты: 1. учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (бюро и главные бюро МСЭ),

2. протезно-ортопедические предприятия,

3. стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для взрослых: психоневрологические и общего типа, специализированные: детские: с умственной отсталостью и физическими недостатками),

4. нестационарные учреждения социального обслуживания (территориальные центры), а также отделения социального обслуживания пожилых и инвалидов;

5. учебные заведения для инвалидов(училища, техникумы, в том числе интернатами, а также учебные центры и центры профессиональной реабилитации;

6. реабилитационные учреждения (отделения и центры реабилитации, медико-социальной, социально-психологической, профессиональной)

Виды инвалидности (по причинам)

1) по общему заболеванию

Бытовые травмы и по пути на работу.

2) по трудовому увеличению (производственные травмы и профессиональные заболевания)

3) инвалид с детства если заболевание в возрасте до 18 лет

4) инвалиды войны

5) чернобыльцы

6) инвалиды военнослужащих

Показатель инвалидности – 62,2 на 10000 взрослого населения

Структура инвалидности среди взрослого населения (2003):

I место – БСК – 43,1%;

II - ЗН - 19,4;

III – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 7,8%;

IV – БОД – 5,3

Детская инвалидность первичная – 18,7%00, (0 - 17 лет включительно), общая - 160,5%00.

Структура: I место - врожденные аномалии – 27,3%;

II - болезни нервной системы 17,3%;

III - психические расстройства и расстройства поведения – 14,3%;

IV – болезни уха и сосцевидного отростка

V - болезни глаза и его придаточного аппарата.

Структура: болезни нервной системы – 21,8 %

Психические расстройства – 20,6 %,

Эндокринной системы – 5,8 %