Оскар Нимейер — самый советский архитектор Бразилии.

Девятому гению из 100 гениев современности сто два года. Это выдающийся бразильский архитектор Оскар Нимейер.

Оскар Нимейер - гениальное дитя ХХ века, ученик великого французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965) и последний из живущих сегодня знаменитых градостроителей ушедшего века. Зданиями, выстроенными по проектам Нимейера, восхищалась вся мировая архитектурная плеяда модернизма прошлого столетия. Время быстротечно. Наступил ХХI век, век космического размаха. Восхищение достижениями ХХ века идет на убыль. Но гениальное творчество бразильского архитектора в прошлом столетии, безусловно, стало мощным трамплином в ХХI век.

Оскар Нимейер строил только общественные сооружения. Эпохальный масштаб его мышления в сочетании с «интернациональным» строением его души – качества, позволившие художнику пространства создавать монументальные здания, ставшие современным портретом нашей планеты.

Оскар Нимейер в 30-е годы вошел в группу бразильских архитекторов. Работал в мастерской своего знаменитого земляка, градостроителя, Лусио Косты, совместно с ним проектировали здания Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, где впервые были использованы новейшие архитектурные средства.

Архитектор спланировал бразильский павильон на всемирной выставке в Нью-Йорке, поразил мир своим спортивно-развлекательным комплексом в Пампулье. Оскар Нимейер в 1957 году стал главным архитектором новой столицы Бразилии - Бразилиа. Совместно с Лусиу Коста, он спроектировал все крупные общественные здания нового города, включающие Дворец Рассвета - президентский дворец, Дворец Арок - министерство иностранных дел, Верховный Суд, кафедральный собор и здания Конгресса.

ЮНЕСКО признало Бразилиа всемирным архитектурным наследием, так как город является самым законченным ансамблем модернизма в мире, своеобразным городом-галереей. Нимейеру удалось гениально адаптировать «интернациональный стиль» к экзотичности тропиков бразильского ландшафта. Используя изогнутые линии, архитектор смог придать железобетонным конструкциям лиричное, даже несколько барочное настроение.

Творчество Оскара Нимейера подробно изучено специалистами, которые делят его на пять этапов. Количество зданий, спроектированных архитектором, очень велико.

Первый этап творчества Нимейера, 1940-43 года, - оригинальное применение прямых и изогнутых линий в создании конструкций правительственных зданий. Архитектор решает задачи совмещения формальных элементов с функциональными принципами композиции комплексных конструкций.

Второй этап, это десятилетие с 1943 по 1953, которое погружает Нимейера в поиск новых художественных средств. В это время его железобетонные здания приобретают лирический облик, благодаря сочетанию конструкции со скульптурой, с тропическим ландшафтом.

Третий этап, это следующие 12 лет, 1953-1965, когда он возглавил проект построения новой столицы Бразилии.

Четвёртый этап – 23 года, с 1965 по 1989 годы. Живет в Европе, знакомится с античностью. Сохраняя свою индивидуальность, его творчество обогащается гражданственной значимостью строений.

Пятый этап – с 1989 года до сих пор, - шлифовка творческого почерка, еще более яркое воплощение личности автора в общественную значимость сооружений. Нимейер создает культурное строение - Музей современного искусства в Нитерое и мемориал «Латинская Америка» в Сан-Паулу.

С конца апреля 2010 года Оскар Нимейер Суарис Филью, рожденный в Рио-де-Женейро, придавший своей стране Бразилии облик ХХ века, госпитализирован.




{mospagebreak}




Хава Тор. Великая Эпоха

О́скар Рибе́йру ди Алме́йда ди Ниме́йер Соа́рис Фи́лью реализовал свой первый проект (детские ясли в Рио-де-Жанейро) в 1937 году, в свои неполные 30 лет. Последним проектом, реализованным при жизни архитектора, стала телевизионная башня в Бразилиа, открытая в 2012 г.

Нимейер работал постоянно и неустанно. На его рабочем столе остался лежать проект здания ресторана в Рио-де-Жанейро, над которым 104-летний зодчий трудился в последние дни жизни.

Творец жив в своих творениях. А это значит, что более 400 зданий, построенных этим фантастическим архитектором в 18 странах мира, продолжают жизнь своего Творца. В настоящий момент по его проекту заканчивается строительство музея Пеле в городе Сантос. А сколько еще готовых, но пока нереализованных проектов увидят жизнь благодаря коллегам и ученикам Нимейера, смогут рассказать наши потомки.

«Нет архитектуры древней и современной. Есть хорошая или плохая»

«Главное в архитектуре - чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею…»

«Я всю свою жизнь любил смотреть на облака, ожидая откровения в их постоянно меняющихся формах»

«…прямые линии и углы делят и разделяют пространство, а я всегда любил изгибы, которые являются сутью окружающей нас природы»

«Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины»

«Только бетон позволяет мне управлять изгибами такого широкого размаха… бетон обеспечивает непрерывную модуляцию пространства»

1. Дом Каноас (Casa das Canoas) – Рио-де-Жанейро, Бразилия. 1954

Чертежи и фотографии этого дома, построенного Нимейром для своей семьи, вошли в международные справочники по архитектуре, как яркий пример слияния здания с окружающей природой. Здесь нет четких границ и углов, конструкция дома адаптирована к неровностям земной поверхности. Одна из стен дома возведена над огромным камнем, пролежавшим тысячелетия на этом месте. Часть этого камня находится во дворе, а другая создает оригинальный интерьер гостиной.

2. Национальный Конгресс – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это самое известное здание Оскара Нимейера находится на центральной оси столицы Бразилии. Оно по праву считается главной архитектурной доминантой города.

Здание вписано в окружающий рельеф и соединено с административными корпусами подземными переходами. За зданием Конгресса находится площадь Трех Властей, где проходят торжественные парады и встречи официальных гостей.

3. Дворец рассвета (Palácio da Alvorada) – Бразилиа, Бразилия. 1958

Это трехэтажное здание общей площадью 7000 м², расположенное на полуострове водохранилища Параноа, является официальной резиденцией президента Бразилии.

Медицинский центр, зал для конференций, бассейн, несколько обеденных залов, музыкальная комната и библиотека…

Первый этаж дворца предназначен для официальных приемов; на втором этаже размещены помещения для личного пользования президента и его семьи.


4. Резиденция Копан (Résidence Edifício Copan) - Сан-Пауло, Бразилия.1966

Огромное волнистое здание, напоминающее развивающийся флаг, это – самый большой жилой комплекс в Латинской Америке.

В принципе, это один дом. Но дом настолько большой, что у него есть даже свой почтовый индекс. На площади в 6006 м², под крышей 38-этажного Копана, разместилось шесть жилых блоков, в которых проживает около 5 тысяч человек, и торговый центр.

5. Кафедральный собор (Catedral de Brasília) – Бразилиа, Бразилия. 1970

Именно за проект этого собора Нимейер получил Притцкеровскую премию "за лучшее сооружение в стиле модернизма".

Шестнадцать гиперболоидных колонн католического собора Пресвятой Девы Марии символизируют 8 пар рук, воздетых к небу.

Чтобы попасть внутрь собора, необходимо спуститься на несколько метров под землю. Пройдя по темному коридору, как сквозь темноту собственных грехов, посетитель попадает в светлое, яркое, сказочное пространство. Свет с потолка и сквозь витражи, расположенные между 16 колоннами, дает ощущение бесконечного райского счастья.

6. Культурный центр Вулкан – Гавр, Франция. 1982

Культурный центр Вулкан - одна из достопримечательностей города Гавра. Он состоит из двух блоков, которые называют соответственно «Большой вулкан» и «Малый вулкан». В Большом находятся театр на 1200 мест и 350-местный кинотеатр. В Малом – несколько различных залов от 60 до 500 мест.

7. Музей современного искусства – Нитерой, Бразилия. 1996

По мнению архитектора, это его самый грандиозный проект.

Здесь грандиозно все: необычный внешний вид здания, который все единодушно окрестили «космическим кораблем инопланетян»; расположение залов экспозиций по спирали; и завораживающий вид, который открывается со смотровой площадки. Этот вид на Рио-де-Жанейро с огромной скульптурой Христа, с океаном и пляжами, зачастую отвлекает посетителей музея от самих экспозиций.

8. Музей Оскара Нимеера - Куритиба, Бразилия. 2002

Музей видеоарта, архитектуры и дизайна занимает площадь в 19 000 м². Здание музея, высотой 16 м с трехэтажным куполом диаметром 50 м, установлено в центре искусственного водоема на бетонном постаменте.

Из множества прозвищ, за этим зданием закрепилось два: «Всевидящее око» и «глаз Оскара». Днем «глаз» из зеркального стекла отражает небо, а ночью светится изнутри.

9. Концертный зал Ибирапуэра (Auditório Ibirapuera) - Сан-Пауло, Бразилия. 2005

Публика единодушно решила, что почти столетний архитектор Оскар Нимейер таким образом «показал язык всему миру». И действительно, ярко-красный козырек над входом в концертный зал напоминает длинный язык.

Одной из особенностей конструкции здания является возможность опускать заднюю стену. Таким образом, зрители имеют возможность смотреть представления, находясь под открытым небом.

10. Башня Цифрового Телевидения – Бразилиа. 2012

Строительство телевизионной башни было закончено в 2010 году, к 50-летию города Бразилиа, но торжественное открытие состоялось только 2 года спустя, 21 апреля 2012.

Общая высота башни – 180 м. 60-метровая верхушка – это, собственно, металлическая телевизионная антенна.

120-метровое основание башни с двумя ответвлениями, заканчивающимися стеклянными куполами, Нимейер назвал «Цветок Серрадо». В верхнем «цветке», в 80 метрах от поверхности земли, планируется открыть ресторан, а нижний «цветок» будет использоваться в качестве художественной галереи.

Столетний юбилей самого известного латиноамериканского зодчего, автора книг (последнее прижизненное издание - «Моя архитектура - 1937-2004») и множества статей по архитектуре, в начале третьего тысячелетия, в 2007-м, отмечался всем миром. Мастер принимал поздравления за рабочим столом. «Легенда современности», «живая легенда», «классик XX века», «последний великий архитектор XX века», «поэт архитектуры». Так называют кавалера папского рыцарского ордена Святого Григория Великого, французского ордена Почетного легиона, австрийского почетного знака «За науку и искусство», ордена Сантьяго (Португалия), ордена Дружбы (Россия, к 100-летнему юбилею), ордена Дружбы народов (СССР), командора Ордена искусств и литературы (Франция), ордена инфанта дона Энрики, лауреата Ленинской премии мира - Оскара Нимейе-ра, лауреата профессиональной Притцкеровской премии (1988). Почти полсотни наград и титулов… Мир от Ганы и Венесуэлы до Парижа и Берлина словно коллекционирует постройки Нимейера. Самая большая их коллекция в родном для архитектора Рио-де-Жанейро. А всего - более 600.

Оскар Нимейер или, точнее, Ошкаер Рибейру ди Алмейда ди Нимейер (бразильцы произносят на немецкий лад - Нимайер) Соареш Филью, пояснял любопытным, что в его имени объединились арабские, португальские и немецкие имена (родители португальцы, фамилия матери - Рибейру, отца - Суареш; отец из благодарности присоединил к своей фамилию дяди-немца, в семье которого он воспитывался); что, как и большинство бразильцев, он - караока, метис, чем всегда гордился.

Шедевром назовут его собственный дом на наклонной местности с видом на океан в Каноа, под Рио, - поистине образец органической архитектуры. Даже его нереализованные проекты, такие как музей современного искусства в Каракасе (1955), в виде перевернутой пирамиды на вершине скалы, с узнаваемым пандусом, привлекали внимание знатоков.

Но подлинным «подарком судьбы» можно считать еще одно предложение Кубичека, которое он сделал архитектору после своего избрания президентом республики: возвести на пустынном месте целый город, новую столицу, название которой образовали, лишь добавив две буквы к названию страны - Бразилиа (по-португальски Бразилия произносится как Бразил).

По замыслу же здесь должна была измениться жизнь. Та самая, что в Бразилии, с одной стороны, - яркая, с карнавальной самбой, футболом, небоскребами и роскошными пляжами, а с другой - с не менее знаменитыми фавелами, то есть нищими кварталами, и «генералами песчаных карьеров». (К слову сказать, с 1984 года всемирно известный карнавал в Рио проходит на самба-дроме, устроенном по проекту Нимейера.)

Три столетия колониальные, имперские, а затем и республиканские правительства Бразилии и их оппозициоеры мечтали о переносе столицы из перенаселенного Рио-де-Жанейро. В XVII и XVIII веках город на побережье Атлантики, сосредоточивший запасы португальского зотота и других богатств, был лакомой приманкой для захватчиков со стороны океана, а значит, постоянно существовала угроза независимости самой страны. Но и в XX веке огромной стране с бескрайними просторами требовался перенос столицы в глубинные районы, ибо баланс экономики был нарушен в пользу побережья, из-за чего оставались неосвоенными огромные пространстве. Для внука чешских эмигрантов с цыганскими корнями Жуселину Кубичека ди Оливейра Бразилиа стала предвыборным президентским лозунгом.

Кубичек обещая своему народу рывок в развитии страны благодаря постройке новой столицы. Он не только предложил Нимейеру возглавить ее проектирование (это случилось в 1956 году), но и отстоял его кандидатуру у политической полиции, которая была категорически против такого назначения (многих раздражали коммунистические убеждения архитектора о неприемлемости эксплуатации, о равном для всех праве на счастье).

Президент (как и Коста, он был лишь на пять лет старше своего друга) дал Нимейеру полную свободу в разработке генерального плана, но тот настоял на проведении открытого международного конкурса, на котором оказались представлены 26 тщательно исполненных проекта. Однако был принят эскиз, снабженный рукописными комментариями, его друга и учителя Луиса Косты - Оскар Нимейер умел дружить. (К слову сказать, подсчитано, что к 1965 году по просьбам друзей он бесплатно сделал 53 архитектурных проекта.) А еще он был легок характером и весел. Инициативный, резкий, чувственный. Интеллектуал. Повеса. Трудоголик - когда по достижении столетнего возраста из-за разных недомоганий его заботливо укладывали в госпиталь, он протестовал: «Мне нужно работать, мне нужны друзья». Играл на укулеле - маленькой гавайской гитаре - и был любимцем в любой компании, что так пригодилось в мучительный и героический период строительства новой столицы. И главное, помимо великого творческого дара он обладал незаурядными административными способностями.

Прежде всего бросается в глаза символичность, образность чертежа. Будущий город на плане, названном Piloto, одновременно похож и на крест, и на самолет, и на лук со стрелой, и на птицу в полете. Сам Коста говорил о бабочке.

На основе «рисунка» Косты проектировщики под руководством Нимейера разработали смягчающий недостатки эскизного решения окончательный вариант. Основные здания для Бразилиа Оскар Нимейер проектировал уже сам.

Министр обороны выпытывал тогда у архитектора, каким будет здание его подведомственного министерства: в современном стиле или в классическом. Нимейер задал ему встречный вопрос: “А вы, генерал, какое оружие предпочитаете - классическое или современное?” В языке современной архитектуры Нимейер видел инструмент корректировки существующей реальности…

В интервью Нане Геташвили Нимейер так вспоминал о начале строительства: «Я посмотрел на все это еще раз, на несправедливость и нищету, и сказал: “Можем начинать работу”». Через полтора года лихорадочной подготовки строительство на пустынном плато, куда не вела ни одна дорога, началось.

Архитекторы под руководством Нимейера, почувствовав необходимость быть рядом со своим рождающимся неимоверно ударными темпами детищем, решили на месте продумывать новые проекты и обеспечивать непрерывный и быстрый ритм работы, что достигается лишь при четком и строгом режиме». Августовским утром 1958 года 15 человек прибыли в Бразилиа - пока еще безмолвную и заброшенную землю, «бескрайний и пустынный сертан» (сертанами называют внутренние засушливые районы Бразилии). Та жизнь, на которую они обрекли себя, напоминает жизнь в сталинских зшкавэдэшных шарашках, с главным отличием - «все были друзьями, всех влекла романтика».

Впрочем, для всего мира вторая половина 1950-х была временем надежд. Западные историки культуры обозначили его словом «чиз». «Помню наши неприхотливые жилища - кровать, стол, стулья да ящики - и вместе с тем энтузиазм, который заставлял нас забыть обо всем и думать только о работе, о рождении города», - рассказывал Нимейер. И за несколько месяцев до окончания срока президентских полномочий Кубичека, строители вручили ему ключи от города, а он поднял над новой столицей флаг страны. Это произошло 11 апреля 1960 года, когда празднуется День независимости Бразилии, а также день открытия новой земли португальским мореплавателем Педру Алваришем Кабралом. Двадцать первого апреля полуденное солнце находится точно между двумя башнями-близнецами, освещая главную ось столицы, вплоть до мемориала Жуселину Кубичека.

Первые строительные материалы на эту красную, словно источающую жар, землю доставлялись на самоселах. Деревья - из Амазонии и Африки. Из Канады в огромном количестве шли рулоны травы. Их раскатывали и получались зеленые лужайки. Через некоторое время они высыхали. Срочно привозили новые.

Первым этапом строительства было создание искусственного водохранилища Парануа (по реке, перегороженной плотиной), и оно вышло огромным - 80 километров в длину, 5 - в ширину. По замыслу территория вокруг озера должна была стать общегородской зоной слыха и центром водного спорта. Вода присутствует в том или ином виде, практически в каждом объекте Ни-мейера. Он считал, что «эта субстанция во что угодно способна вдохнуть жизнь»…

Политики и бюрократы не спешили перебираться в новую столицу. Тогда президент Кубичек удвоил им заработную плату. И сегодня становится все больше сваей, предпочитающих жить в этой странной метрополии, «внутри» произведения современного искусства. Юрий Гагарин, после того как впервые побывал в Бразилиа, говорил об этом этом таинственном городе: “С другой планеты, которая - не Земля”.

Город, задуманный и построенный по единому плану, воплощает мечту об идеальном технополисе. В нем разработаны автономные системы движения для пешеходов, автомобилей и общественного транспорта, нет перекрестков, и даже сейчас, когда машин и населения стало намного больше, здесь нет заторов. И центра столицы в европейском понимании тоже нет. Ее рассекают пять широких дорог. Разделенные пространством в 200 метров, они расходятся в разные стороны. Кое-где Нимейер увел дороги под землю, «чтобы машины не мешали людям передвигаться». (В идеале он желал, чтобы машины ездили на высоте двух метров над площадями, которые не будут традиционно ограничены со всех сторон постройками, чтобы человек, оказавшись на его площади, видел вокруг только бесконечность…)

Знаменитая площадь Трех властей, ставшая благодаря архитектуре Нимейера мировой достопримечательностью, занимает «носовую часть» виртуального самолета. Две четкие оси Бразилиа разделены функциями. «Корпус» (ось восток - запад) - отдан правительственным зданиям. Крылья (север - юг) - жилым кварталам, каждый из которых имеет свою торговую улицу, свои школы, стоянки для автомобилей, церковь. В каждом микрорайоне - спортивный комплекс. Внутри зеленых жилых кварталов автомобильного движения почти нет, везде покой и чистый воздух. Жилые улицы соединяются в «суперквадрас» (кварталы) с улицами, предназначенными для торговли и мест отдыха. Здесь много парков - в Бразилиа больше зелени на человека, чем в других городах страны. И даже самые простые дома для госслужащих (не выше шести этажей) поставлены так, что из окон домов не видно соседних.

Типовые министерские здания Бразилиа находятся в “туловище” самолета. Проектировщики учли розу ветров и расположили здесь искусственные водоемы таким образом, чтобы потоки воздуха, распространяюсь по эспланаде шириной 300 м, приносили в город влажную прохладу - дома, поднятые на столбы, беспрепятственно пропускают их. Были даже тщательно подобраны растения для озеленения жилых кварталов: предпочтение отдавалось широколиственным.

В 1966 году, по проекту, разработанному совместно с Луисом Костой, Нимейер начал работу над возведением в столице здания Национального театра (театр носит имя прославленного бразильского скрипача Клаудиу Сантору). Форма усеченной пирамиды сделала впоследствии его одним из самых притягательных туристических объектов города. Три зрительных зала (на 60. 407 и 1407 человек) рассчитаны на разные масштабы представлений и концертов.

Разумеется, строительство в Бразилиа продолжалось и в дальнейшем, несмотря на периодическое прекращение финансирования. В 1960-1970-е годы, когда архитектора не было в стране, по его проектам здесь возводились здания самого различного предназначения. В хвосте «самолета», неподалеку от телевизионной башни, после гибели Жи Кей (так в Бразилии называли Жуселину Кубичека) Нимейер возвел ему памятник, силуэт которого издали напоминает серп и молот. В годы военной диктатуры в Бразилии было много попыток убрать памятник. Однако упрямец Нимейер отказался что-либо менять. Рядом с ним к 1981 году мастер выстроил намеренно вровень с зеленым пологим холмом мемориал, подчеркивая его величие и масштаб лишь протяженностью (длиной 200 метров). Таким образом, архитектор постарался отразить главную, как он считал черту характера Жуселину - скромность. К залам мемориала ведет подземный переход. Здесь находится музей, научно-исторический центр, изучающий истоплю Бразилии и деятельность президента Кубичека.

В 2000 году власти уверили Нимейера, что выделят средства на строительство культурного комплекса в новой столице. Мэтр ответил, что ждал возможности завершить реализацию проекта центра 40 лет. Последними нимейеровскими постройками в Бразилиа стали Национальная библиотека, решенная в простых и благородных пропорциях параллелепипеда, и Национальный музей (обе - в 2006 году, на основе ранних проектов 1950-х годов) с купольным пространством.

Сам архитектор говорил: «Что меня больше всего радует, так это то, что иногда при создании важного проекта, такого, как, например, Музей Бразилиа, мы можем предложить любую вещь, которая не только не была запланирована, но в которой даже не было необходимости. Так, например, при проектировании Музея я создал некую веранду, которая выходит наружу с одной стороны здания и входит в него с другой. Ее могло и не быть, но все те, кто туда попадает, обожают гулять по ней…»

Таким образом, в архитектурном облике Бразилиа Нимейер объединил купольные и пирамидальные формы, стреловидные колонны, чаши, - контрастирующими с параллелепипедами. Гармония же рождалась не только модульным сопряжением искусственных форм, но и природным окружением, которое было создано по замыслу зодчих.

“Моими друзьями всегда были бедные”, - говорил Нимейер. Для них он строил в Бразилиа новые, светлые дома. Но так вышло, что как только правительство переехало в идеальный город, на его окраинах уже лепились фавелы - остатки города вольного, бараков которые соорудили для себя 60 000 рабочих. По планам Нимейера, сразу же после открытия новой столицы бараки должны были снести, но за административной рутиной о них позабыли (да и рабочие не желали разъезжаться). Теперь в городах-спутниках обитают два миллиона жителей, а в предусмотренном архитекторами городе - вчетверо меньше (многие квартиры пустуют из-за столичной дороговизны). И хотя ЮНЕСКО объявила Бразилиа достоянием человечества, к энтузиазму Нимейера постепенно примешивалось разочарование, наполнив уже безнадежной горечью сердце старого мастера под конец жизни. Но в далеком 1963 голу он с гордостью принял Ленинскую премию мира и сделался почетным членом Американского института архитектуры (США). И просто шефом архитектурного колледжа Университета в Бразилиа.

В апреле 1964 года в Бразилии произошел военный переворот. Офис коммуниста Нимейера был разгромлен, редакция журнала, одним из руководителей которого он был, - также.

В 1965 году вместе с 200 профессорами он ушел из университета в знак протеста против тех реформ, которым подверглась страна. В Лувре открылась выставка его работ, и он уехал во Францию. А в следующем году оказался в вынужденном изгнании. Однако на рабочем тонусе ностальгия не сказалась: в его парижский офис поступали заказы из Ганы, Алжира (зданием Университета науки и техники имени Хуари Бумедьена он также гордился до последних своих дней), Португалии (казино в столице Мадейры - Фуншале), Италии, Израиля (здесь он спроектировал университетский городок в Хайфе). Во Франции по его проекту возведено здание штаб-квартиры компартии в Париже (окончание строительства - 1980 год).

В Грассе - жилой комплекс. А в Гавре уже в 1982 году появилось его удивительное здание Культурного центра, сразу же получившее наименование «Вулкан» и, действительно, по форме напоминающее жерло вулкана. В 1970-е годы он увлекся разработкой мебели, сотрудничая вместе с дочерью Анной Марией с фирмами Mobilier International и Tendo Brasileira. В Бразилию Нимейер вернулся в 1985 году, когда диктатура сменилась политическим режимом, ориентированным на демократическое переустройство. И с 1992 по 1996 год возглавлял Бразильскую коммунистическую партию (и это, отметим, - в то время, когда после распада СССР коммунизм как социально-политическая доктрина фактически был обречен). А спустя несколько лет опубликовал свой роман «А теперь?» о старом коммунисте, не теряющем своих идеалов. Сам же он стал коммунистом еще в 1945 году.

Нимейер скончался за десять дней до своего 105-летия в 2012 году. В последние десятилетия прошлого века и в начале нового он продолжал поражать разнообразием замыслов даже тех, кто всегда с нетерпением ждал от него новых форм. Музей в Куритибе, культурный центр «Оскар Нимейер» в Гоянии (2006), здание «Кабо Бранко» в Жоао-Песоа (2008), Аудитория в парке «Ибирапуэра», Музей в Нитеройе, в Авилесе (Испания) - Международный культурный центр принца Астурийского (открыт в 2011 году, после смерти зодчего получил его имя), Аудиториум Оскара Нимейера в Равелло (2010, Италия) и другие проекты выглядят воплощением выдумок фантастов и воспринимаются живым устремлением искусства архитектуры в будущее. А потому уже в сегодняшних словарях определяются как «футуристические».

Сам же он, строя для будущего, превыше архитектуры ценил настоящее: береговую линию океана, видимую из окон его дома, друзей и родных и вообще - всю эту жизнь, которую все же нужно менять к лучшему.

Минувший XX век насчитывает множество крупных событий, произошедших в результате изменений в экономике, науке, политике, технике, идеологии, медицине и культуре. В это нелегкое время родились и творили немало гениев искусства, подарившие миру шедевры, по сей день удивляющие и покоряющие своей красотой. Одним из таких великих архитекторов, кто видел прошлое столетие собственными глазами, остался бразилец Оскар Нимейер, в этом году ему исполняется 105 лет. Возможно, некоторые скептики скажут, что архитектура не является искусством, но лишь до того момента, как воочию не увидят его прекрасные творения из железа и бетона.

Цитата

«Меня никогда не привлекали прямые углы, жесткие негнущиеся линии, которые так типичны для всего, что сотворено человеком. Напротив, меня всегда манили причудливо изогнутые и чувственные линии. Ведь именно такие линии напоминают мне горы родной Бразилии, высокие облака, свободные изгибы рек и тело любимой женщины...»


Архитектор

Оскар Рибейру де Алмейда де Нимейер Соарис Филью родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро, в обеспеченной семье и воспитывался в доме родителей матери. Отец и мать Оскара Нимейера - португальцы, но архитектор называет среди далеких предков немцев и индейца из племени арарибойа, которое проживало много лет назад в районе Рио-де-Жанейро.

Нимейер учился в элитном колледже, там он впервые заинтересовался архитектурой. В двадцать один год Оскар женился.

В 1934 году в Рио-де-Жанейро он окончил Национальную художественную школу и спустя год начал работать в мастерской Лусиу Косты.

В 1936 Нимейер вошел в группу бразильских архитекторов, работавших вместе над проектом помещения Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро с Ле Корбюзье. В 1939 он стал руководителем проекта, так как Ле Корбюзье занял место консультанта. Позже он начал заниматься проектированием разных жилых построек и учреждений отдыха, до тех пор, пока в 1957 году ему не поручили реализовать генплан Лусио Косты для города-столицы Бразилии - Бразилиа.

Вплоть до 1979 года Нимейер работал над большинством общественных зданий города. В этот непростой период из-за своей нескрываемой приверженности к идеологии коммунистов в 1964 году отправился в самовольное изгнание во Францию, так как к власти пришли правые радикалы. Пробыл там около 5 лет и вернулся обратно на родину.

Начиная с 1970-х годов бесспорный талант южноамериканского архитектора начали признавать во многих культурных и профессиональных кругах всего мира, что доказывали премии и награды, присуждённые Оскару Нимейеру.

В книге воспоминаний он писал, что, по бразильским обычаям, его должны были бы именовать Оскар Рибейру (по фамилии матери) Соарис (фамилия отца), но отец, воспитанный в семье дяди, в знак благодарности присоединил его фамилию Нимейер к своей родовой - Соарис. А самого Оскара в зрелые годы стали называть просто Нимейер.


Каждый период жизни Оскара Нимейера соответствует определённому этапу творчества, повлиявшему на развитие архитектурной доктрины этого великого мастера.

Первый этап (1940-1943) ознаменовался проектированием ряда зданий правительства. В них отмечается сочетание истинно бразильских элементов в переплетении с универсальными, что создаёт, как отмечает сам мастер, неподражаемую игру прямых и изогнутых линий, например, дворец Гуштаву Капанемы (здание Министерства образования и здравоохранения). Постройка дворца была инициирована президентом Жетулиу Варгаса.

Проект был достаточно дерзким для своего времени. Это была одна из первых модернистских построек в Латинской Америке, используемых государственным учреждением. Само здание в последствии оказало огромное влияние на бразильскую эстетику и архитектуру модернизма в этой стране.

При отделке использовали местные материалы (португальская бело-голубая плитка). Внутренний каркас здания, сделанный из бетона, позволил соорудить два широких фасада из стекла, а на окнах установили централизованную солнцезащиту в виде жалюзи.

Одна из наиболее значимых работ второго этапа (1943-1953) - здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. В это время архитектор находится в поиске новых художественных возможностей, что приводит к смене стиля в пользу определённого органичного формализма.

Также Нимейер привносит в архитектуру этого периода поэтические мотивы, соединяет архитектуру со скульптурой, здания с природным ландшафтом, развивает свои инженерно-технические возможности, изучает возможности использования новых материалов (железобетон).

1963 - Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами».
1970 - золотая медаль Американского института архитекторов.
1988 - Притцкеровская премия.
2007 - Орден Дружбы (Россия).
2009 - медаль ордена Искусств и литературы Испании.


В период 1953-1965 годов Нимейер активно работает над архитектурным обликом столицы Бразилии, проявляя себя по-новому, используя экспрессионизм в строительстве.

Работа в Бразилиа - с июня 1958 года непосредственно на строительной площадке, - связанная с многочисленными трудностями, серьезными лишениями и частым непониманием, была подлинным человеческим, патриотическим и творческим подвигом и принесла прекрасные плоды, вошедшие в историю мировой архитектуры, несмотря на неизбежные недостатки и противоречия.

Схема генерального плана, очертания которого напоминают взлетающую птицу, совмещает жесткость функционального зонирования и современность решения транспортной проблемы (с разделением и развязками движения и подземными пешеходными переходами) с классицистической парадностью, строгостью и динамичной симметрией осевого построения.

Жилая зона вытянута вдоль автомагистрали, изогнутой в соответствии с рельефом, а перпендикулярно к ней вдоль гребня полуострова полого спускается к водохранилищу грандиозная лестница площадей, окруженная правительственными и важнейшими общественными зданиями. Средокрестие, в транспортный узел которого включен автовокзал с видовыми площадками, отмечено вертикалью телевизионной башни.

Реализованные проекты этого времени явились отражением внеземной реальности, по популярности обеспечив себе место наряду с архитектурными памятниками Бразилии, имеющими тысячелетнюю историю. Одним из таких сооружений стал дворец Национального конгресса, построенный в 1960 году. Он предназначался для заседаний Национального конгресса Бразилии.

Само здание похоже на параллелепипед, на котором располагаются две полые полусферы, а между ними - 2 параллельных стометровых небоскреба. Прямо под повернутой вниз полусферой находятся помещения Федерального сената, под повернутой вверх полусферой, напоминающей чашку, - помещения Палаты депутатов. Все зоны этого здания соединены с соседними частями подземными коридорами, принадлежащими огромному комплексу.

Ещё одним творением бразильского архитектора в эти года становится Кафедральный католический собор Пресвятой Девы Марии, сооруженный в стиле модернизма. Именно за проектирование этого собора Оскар Нимейер получил в 1988 году Притцкеровскую премию.

Здание состоит из 16 колонн - линейчатых конструкций, имеющих форму однополостного гиперболоида, символизирующих поднятые к небу руки. Промежутки между колоннами закрыты витражами. Из-за своеобразной архитектуры внутри всё пространство заполнено светом, а чтобы достичь большего эффекта, архитектор задумал весьма темный и долгий коридор перед входом в основное помещение. Но так как Оскар Нимейер атеист, то церковь очень долго отказывалась освящать спроектированный им собор.

Позже, во времена военной диктатуры, Нимейер переезжает в Европу, там начинает изучать культурное наследие античности, что приводит его к следующей творческой ступени, характеризующейся оригинальностью идей и неординарностью форм - здания приобретают всё более строгие технические тона.

Этот этап творчества (1965-1989) отличается проектированием зданий общественного характера - для народа (жилое здание Копан в Сан-Паулу, здание издательства «Маншете», отель «Насионал», станция метро «Саенс Пенья» и другие).

интересно

В 1970-е годы Нимейер еще увлекся проектированием мебели. Его мягкие кожаные кресла и диваны с пружинящими «ножками» из стальной полосы, выполненные обычно совместно с дочерью, художником-декоратором Аной Марией, часто выставлялись в Бразилии и за рубежом.


С 1990 годов бразильский мастер уже не бросается в омут новых стилей, форм, материалов, он занимается оттачиванием своего творческого почерка, состоящего в соединении индивидуального символизма и общественного характера сооружений. В основном Оскар Нимейер проектирует мемориальные и культурные постройки.

В 1996 году архитектор создаёт музей-«НЛО» современного искусства Нитерой. Здание в виде космического корабля располагается в городе Нитерой в Бразилии, являясь одной из главных его достопримечательностей. Замысел Оскара Нимейера можно объяснить его же цитатой: «Когда-то давно пролетавшая над городом летающая тарелка восхитилась красотами этих мест и решила остаться здесь навсегда и, приземлившись на этом месте, положила начало музею современного искусства».

Музей состоит из купола диаметром 50 метров, имеющего 3 этажа, - белоснежное сооружение из бетона и стекла. Оскар Нимейер, проектируя данный шедевр, был убежден, что функциональная и изящная архитектура - не удел многомиллионных городов, ее представители прекрасно смотрятся и в таких тихих, одиноких в архитектурном плане местах, особенно если они тесно окружены природой.

Ещё один музей, названный в честь самого автора, - Музей Оскара Нимейера - расположен в городе Куритиба, в штате Парана в Бразилии. Он был построен в 2002 году и назван Новый Музей. С завершением реконструкции и строительства нового приложения был переименован в честь его знаменитого архитектора, который закончил этот проект в 95 лет. Он также известен как Музей Глаз благодаря конструкции здания. Музей посвящен современному изобразительному искусству, архитектуре и дизайну.

В 2001 году архитектор решил преобразить здание - пристроил конструкцию из белого бетона и зеркального стекла в виде большого глаза. Это специфическое дополнение закрепило новое название - «Музей глаза» или «Всевидящий глаз». Музей сразу стал символом города Куритиба.

Несмотря на свой почтенный возраст, Оскар Нимейер продолжает творить, являя миру всё новые постройки. 26 марта 2011 состоялось открытие культурного центра в городе Авилес в Испании. Общая площадь центра 40 000 м², он включает в себя выставочное пространство (площадь 4000 м2), смотровую платформу, зал на 1000 зрителей и многофункциональный корпус с кинозалами, помещениями для конференций, репетиций и семинаров.

Оскар Нимейер - последний из ныне здравствующих великих архитекторов XX века, он и по сей день активно работает, проектируя здания для Бразилии и других стран.

Ученик великого французского архитектора Ле Корбюзье, самый преданный служитель модернизма и автор более 600 зданий по всему миру Оскар Нимейер ушел из жизни в возрасте 104 лет, не дожив всего десяти дней до своего 105-летия. Это случилось 5 декабря в родном для Нимейера Рио-де-Жанейро. Здания Нимейера совершили настоящую революцию в архитектуре Бразилии XX века - за 80 лет своей работы он изменил облик этой страны.

В 1930-е годы любые постройки на родине Нимейера все еще копировали неоклассическую европейскую архитектуру - здания походили на роскошно отделанные дворцы в стиле барокко и никак не соответствовали новому образу жизни людей. Однако волею судеб Оскару удалось сломать представления его соотечественников о том, как должны выглядеть здания. В начале 40-х годов он познакомился с Жуселину Кубичеком, будущим президентом Бразилии, который предложил Нимейеру разработать проект застройки молодого города, призванного стать новой столицей. Нимейер согласился и уже через 4 года (с 1956 по 1960 год) удивил весь мир своими смелыми футуристическими постройками административных объектов Бразилиа. Больше не существовало пышных и праздных зданий, так приевшихся глазу бразильцев, остались только плавные, гибкие линии новых строений, горячо любимые самим архитектором. Своими произведениями Нимейер не только сформировал новый облик национальной архитектуры Бразилии, но и избавил страну от ее колониального прошлого, все еще отражавшегося в искусстве, и, более того, подарил ей уверенность в будущем. Он сумел разработать собственный уникальный стиль в архитектуре и стал первым, кто применил монолитный железобетон для создания плавных, изящных, ажурных конструкций.


Дворец правительства в Бразилиа, 1960

Помимо создания зданий в Бразилии Оскар Нимейер активно творил и за ее пределами, сотрудничая с зарубежными компаниями. На начальных этапах своей карьеры он стал известен миру как участник проекта по созданию штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Позднее, во время эмиграции во Францию (из-за наступления военной диктатуры в Бразилии) Нимейер создал множество общественных зданий и для Европы. Архитектор был оторван от родины и тосковал по ней, но вернуться обратно смог только в 1985 году. Через три года, в 1988-м, Нимейер получил главную архитектурную награду - Притцкеровскую премию.

Работа в родной Бразилии продолжалась вплоть до самой смерти архитектора. Вернувшись, он создал мемориал имени президента Кубичека, музей современного искусства в Нитерое, собственный музей и культурный центр "Оскар Нимейер", где проходит знаменитый бразильский карнавал.

Жилой дом "Копан" в Сан-Паулу, 1951-1965

"Меня не привлекают прямые углы и прямые, неизменные и четкие линии, созданные человеком. Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины", - писал Нимейер в своих мемуарах The Curves Of Time ("Кривые времени"). B uro 24/7 предлагает вспомнить несколько его "криволинейных" работ, оставивших значительный след в истории архитектуры. Тем временем в Бразилии сегодня объявлен недельный траур по ушедшему гению, а в пятницу все желающие смогут проститься с Оскаром Нимейером в Рио-де-Жанейро.


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002


Аудитория "Ибирапуэра" в парке Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2002



Дворец Национального конгресса в Бразилиа, 1960



Национальный музей Бразилии, 2006



Кафедральный собор в Бразилиа, 1960-1970


Мемориал Кубичеку, 1980



Музей современного искусства в Нитерое, 1996


Музей Оскара Нимейера в Куритибе, 2002



Музей Оскара Нимейера в Куритибе, 2002

Текст: Гаяна Демурина