Основные признаки гиперактивности у ребенка. Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

В этой статье:

Уже много лет детская гиперактивность вызывает массу споров и разногласий. Врачи, учителя, психологи по-разному смотрят на эту проблему.

За последние годы было проведено много исследований. Выяснилось, что общие признаки гиперактивности присутствует у детей с особенностями развития нервной системы. Обычно первые проявления заболевания видны уже в 2-3 года. В это время ребёнок идёт в садик. Там он может столкнуться с рядом проблем: нежелание слушаться взрослых, постоянная активность, проблемы с общением.

Он действительно очень активен, не может усидеть на месте и пары минут, и спокойные игры не для него. Но если вам кажется, что ребёнок попросту жизнерадостный и полный сил, то это не так. Его действия носят спонтанный характер, видна нервозность, он быстро начинает плакать, у него большие проблемы со сном? В таких случаях необходимо обращаться за консультацией к врачу.

Что такое гиперактивность

Уже долгие годы существует понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этот диагноз ставится детям по всему миру. Его признаки известны всем врачам, а вот родители не всегда могут распознать вовремя, что крохе нужно лечение. Да и нужно ли оно вообще? Давайте разберемся, что такое СДВГ.

Причиной всех проблем является особенность функционирования
нервной системы у детей. Слабая ЦНС очень плохо переносит нагрузки. Причём не только физические, но и психологические, умственные, эмоциональные.

Говоря проще, нужно немного, чтобы ребёнок перевозбудился и перешёл в состояние повышенной нервной активности. Такие состояния относят к невротическим. Отсюда многие последствия для здоровья:

  • проблемы со сном;
  • повышенное потоотделение;
  • проблемы с органами желудочно-кишечного тракта;
  • нарушения речи;
  • повышенное давление.

Запомните, что вашему ребёнку самому очень тяжело. Вспомните ситуацию, когда вы сильно нервничали, всё падало из рук, вы сами не знали, за что браться в первую очередь. А теперь представьте себе, что ваш кроха живет так день ото дня.

Плохое воспитание?

Родители ребёнка с СДВГ часто слышат, что малыш плохо воспитан. Это обидно маме, особенно если она прилагает огромные усилия, чтобы помочь ему. Разбил в гостях тарелку, не может выполнить задание в садике до конца, влезает в разговоры, убегает посреди занятия - окружающие сразу говорят, что он плохо воспитан.

Часто проблемы
воспитания действительно присутствуют. Но дело тут не в том, что родители не уделяют внимания воспитанию. Просто стандартные методы тут не подходят. Если вы заметили все эти признаки и обратились к врачу, он обязательно объяснит вам, что делать.

Придётся поменять тактику воспитания. Нужны будут:

  • жёсткие временные рамки (малыш имеет плохое представление о времени);
  • чёткая последовательность действий;
  • логичные доводы;
  • логичные объяснения;
  • логика в наказаниях;
  • умение находить компромисс.

Конечно, объяснять любопытным на детской площадке все эти тонкости не нужно. Ваш ребёнок нуждается в первую очередь именно в вашей помощи. Помогайте ему, спрашивайте специалистов, общайтесь с теми мамами, у которых такие же проблемы.

С помощью правильного воспитания можно существенно облегчить состояние малыша. Он будет учиться, у него будут друзья и самая обычная жизнь ребёнка.

Основные признаки гиперактивности

Уже после 30-40 минут с таким крохой вы точно поймёте, что с ним что-то не так. Гиперактивный малыш демонстрирует следующие признаки:


7 классических признаков СДВГ

Существует 7 признаков, которые неврологи и психологи используют для окончательной постановки диагноза.


СДВГ или просто любопытный малыш?

Родителям стоит хорошо понимать разницу и не пугаться понапрасну. Самый обычный любознательный малыш, который никогда не унывает. Ему интересно всё, он постоянно хочет что-то сделать, куда-то залезть. Обычно его игры сопровождаются грохотом предметов и его весёлым смехом. У него действительно много энергии. В 2-3 года это вполне нормально. Правда, для родителей такое поведение тяжеловато, ведь за малышом нужен глаз да глаз.

Запомните эти признаки здорового растущего ребёнка. А теперь ещё раз вспомните, что мы говорили про гиперактивного ребёнка. Он не отличается таким позитивным характером – в его действиях много нервозности, он быстро переходит на плач. Играть с другими детьми ему тяжело, ведь приходится следовать их правилам, а этого он не может. Можно сказать, что его деятельность носит расфокусированный характер. Малыш может забыть, зачем он что-то делал, почему плакал, за что боролся. Или же, добившись желанной роли в игре, бросает всё и уходит. Смена видов деятельности у него обычно спонтанная.

Эти два ребёнка совсем не похожи. Первому нужно лишь хорошее воспитание, а второму, к сожалению, понадобится помощь.

Что делать дальше

Гиперактивный ребёнок нуждается в вашей любви, понимании, заботе и принятии. Ругать его за то, что он не может изменить, глупо и неправильно. Но это не значит, что вы допускаете любое его поведение. Нужно разобраться, как вы будете строить его дошкольную и школьную жизнь, общение, когда ему может понадобиться помощь специалиста.

Детский садик

Здесь обычно проблем меньше всего. У детей много свободного времени на игры и нет такой жёсткой дисциплины. У малышей с СДВГ адаптация к садику проходит дольше и болезненнее. Они очень привязаны к маме, без неё начинают капризничать, вести себя неуравновешенно.

Лучше всего, если ребёнка в садик первые 1-3 месяца будет отводить
кто-то другой. Бабушка, папа, соседка, которая ведёт в тот же сад своего малыша, няня. Так будет легче.

У вас есть выбор:

  • обычный садик;
  • специальное дошкольное заведение для детишек с неврологическими проблемами.

Многие психологи считают, что лучше отдавать кроху в обычный садик. Да, первое время будет тяжело. Зато малыш научится преодолевать многие свои социальные проблемы. Находиться в обществе и не следовать его законам - тяжёлое испытание. Но это поможет адаптироваться.

Если же проблема стоит очень остро, то лучше не мучить своего ребёнка и других детей. Отведите его туда, где профессиональные воспитатели гарантированно смогут помочь. Ребёнок там получит больше внимание и не меньше знаний и навыков.

Школа

Если после детского сада вы видите, что ситуация выравнивается, то идите в обычную школу. Предупредите учителя, что у малыша СДВГ. Опытный и умный педагог будет относиться к этому нормально, а не предвзято.

Учёба в школе требует более жёстких дисциплинарных рамок. Тут
уже нельзя будет встать посреди урока и побежать играть. Или отбросить неинтересное задание. Об этом следует начать беспокоиться заранее.

Вы можете проводить дома небольшие занятия с крохой, обыгрывая школьные ситуации. Он - ученик, вы - учитель. Давайте ему задания, объясняйте всё про уроки и перемены. Если ребёнок готов, а ситуация не нова, то приспособиться к новой среде в разы проще.

Если же были проблемы и вам ещё в садике рекомендовалось специальное заведение, то лучше продолжите образование в нём. Специальные школы не отличаются по своей программе от общеобразовательных. На выходе ребёнок получит точно такой же диплом, как ученики обычных школ.

Зато в такой школе больше взрослых, которые готовы помочь. Тут учителя, нянечки, из учеников формируются маленькие группы, а это значит, что каждому можно уделить внимание по максимуму. Это же является и контролем поведения. Бывает, что через 1-3 года в такой школе малыша уже можно перевести в обычную.

Общение со сверстниками

Ваш ребёнок может испытывать серьёзные затруднения в общении с другими малышами. Однако ругать его не стоит. Он не всегда понимает, что обижает малышей, когда хочет играть по своим правилам и занимать
интересные игровые роли.

Стоит позаниматься с ним дома. Пытайтесь разыгрывать сцены общения, придерживаться игровых сценариев. Объясните малышу логично, что не всегда он может быть принцем или супергероем. Иногда нужно согласиться и на другую роль. Или же объективно докажите, что с той или иной игровой ролью он справится лучше. А можно по-простому: сегодня ты будешь злым персонажем, а завтра добрым. Логика ваших объяснений поможет ему справиться с недовольством или агрессией.

Консультация у психолога

Каким бы ни был уровень СДВГ, психолога посетить нужно. Важно, чтобы профессионал наглядно показал родителям принципы работы с малышом. Специалист видит признаки развития проблемы. Посещайте его 1-2 раза в год для консультации. Это может быть полезно, ведь уже к 6-7 годам малышу отчаянно нужно будет знать ответы на вопросы:

  • почему другие дети не хотят со мной играть?
  • учитель ругает меня чаще других?
  • я чем-то хуже?
  • почему я хожу в другую школу?

Профессионал может в легкой форме ответить на эти и другие вопросы.

Обследования

Проводится целый комплекс обследований. Очень важна семейная история, особенно если в семье были другие примеры детей с гиперактивностью. Врач обязательно попросит рассказать о ходе беременности, показать анализы и исследования.
Часто на гиперактивность могут указывать:

  • сильный токсикоз;
  • повышенное давление матери;
  • слишком быстрые роды;
  • слишком медленные роды;
  • осложнения, гипоксия.

Это может привести к нарушениям работы центральной нервной системы малыша.

Обследования проходят у терапевта, невролога, невропатолога, психолога, дефектолога.

Необходима ли терапия

Самостоятельно принять такое решение мама не может. Даже если все признаки гиперактивности у крохи есть. Обязательно ждите заключения врача, назначения препаратов. Ребёнок может получать лекарственную терапию. Она служит исключительно для снижения уровня нервного напряжения. Принимать её всё время не придётся. Уже к началу полового созревания терапия пересматривается.

Вопросы к детскому психологу

Не все родители могут сразу разобраться в том, что означает диагноз СДВГ. Кто-то думает, что ничего страшного не происходит, всё пройдет само собой. Другие же сильно обеспокоены, приписывая СДВГ самые разные черты. Самое главное для мамы и папы - найти хорошего специалиста. С ним можно будет спокойно обсудить все нюансы работы с малышом, обучения, терапии, занятий.

Итак, рассмотрим наиболее часто задаваемые специалистам вопросы касательно детей с СДВГ.

В 3 годика поставили малышу диагноз - СДВГ. Назначили медикаментозное лечение. Что будет, если не давать таблетки ребёнку?

Конечно, родители могут выбирать, будет ребёнок получать терапию или нет. Обычно рекомендуется лечение лекарственными средствами. Да, многие родители говорят, что кормить малыша в 2 года таблетками, да еще неизвестно какими, - не самая лучшая идея. Другие же просто боятся такого совета врача.

Однако именно
лекарственная терапия рассчитана на этот возраст. Обычно диагноз СДВГ ставится как раз в это время. Таблетки не нанесут вреда здоровью крохи и уж точно не вызовут у него привыкания. Не думайте, что, начиная давать лекарства сейчас, вы обрекаете кроху на приём таблеток всю жизнь.

Многие лекарства отменяют уже в подростковом возрасте с приходом полового созревания. Конечно, бывают серьёзные случаи. Но помните, что врач выписывает лекарства для облегчения симптомов. Ребёнку будет проще общаться, он сможет спокойно учиться в школе, поступить в вуз. Лекарства дают ему возможность вести самую обычную жизнь. Ведь именно этого вы ходите для своего крохи.

Так называемая гиперактивность у сына только в садике. Дома ведёт себя спокойно, тихо. Как это понимать?

Скорее всего, никакой гиперактивности тут нет. Во врачебном, медицинском понимании этого слова. Просто у вас
активный ребёнок. В садике полно других детей, игрушек. Там он нашёл себя и чувствует свободу.

Вероятно, жалуются воспитатели. Всё ломает, есть не хочет, может задирать других детей, не идёт вовремя спать? Это повод сходить к детскому психологу. Он, скорее всего, просто научит вас успокаивать кроху, пропишет ванночки с ароматными маслами перед сном. Ваш кроха активен, он жизнерадостный и любознательный, что особенно сильно проявляется в обществе сверстников.

Если у малыша СДВГ, это значит, что он не сможет учиться в обычной школе?

Все зависит от степени заболевания. Если она минимальна, то ребёнок вполне сможет учиться в обычной школе, окончить её, поступить в
ВУЗ или училище. Будет непросто, не так, как с другими детьми. Но СДВГ вполне поддаётся корректировке. Нужно заниматься воспитанием малыша, поставить в известность учителя.

Специальная школа не является местом, где учатся умственно отсталые или бесперспективные. Там для детей создают те условия, в которых они без проблем учатся, общаются и развиваются. Тут нет ничего постыдного для родителей.

У детей с синдромом гиперактивности снижен интеллект?

Такие комбинации случаются, но довольно редко. В этом случае речь идёт о комплексных нарушениях работы мозга и нервной системы. В большинстве же случаев интеллект малыша вполне нормальный.

Я ничего не понимаю в этом диагнозе. К какому врачу обратиться, чтобы он нам все подробно объяснил?

Стоит сходить к вашему педиатру. Расскажите ему всё о существующих проблемах, поделитесь вашими подозрениями. Если есть какие-то заключения от воспитателя детского сада - приносите. Педиатр в любом случае назначит ребёнку обследование. Дальше вы можете попасть к терапевту, неврологу, психологу или даже психиатру. Все зависит от того, каковы причины вашего диагноза. Бояться врачей не нужно. Самым «страшным» для крохи обследованием может стать анализ крови. Все остальное ничуть не больно.

В последнее время все чаще можно слышать от врачей, что у вашего ребенка гиперактивность, с которой надо что-то обязательно делать. Такие ребята от своих сверстников отличаются большой энергией, которая практически никогда не иссякает. Они постоянно в движении, что мешает, например, на уроках усваивать новый материал, им сложно концентрироваться долгое время на одном и том же. Возникает вопрос: такое поведение - результат недостаточного воспитания или отклонения? Постараемся разобраться, что такое гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение при этом требуется или нет?

Масштаб проблемы

Изучением этой проблемы ученые и специалисты занимаются уже давно, но тревогу стали бить только тогда, когда накопленные данные показали ее социальную значимость и масштаб.

Если верить статистике, то почти повсеместно встречается гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение, воспитание играют при данной проблеме важную роль. Об этом поговорим немного дальше.

Считают, и это уже практически доказано, что такие малыши труднее адаптируются к коллективам, а во взрослой жизни также потом могут быть проблемы. Ученые подсчитали, что почти 80% преступников страдали гиперактивностью в детском возрасте.

В нашей стране изучением этой патологии занялись позже, да и сейчас можно отметить некоторую неосведомленность педагогов, врачей в вопросах, которые касаются этого заболевания. Именно поэтому большинство детей с диагнозом СДВГ остаются без необходимого лечения.

А это чревато некоторыми последствиями, например, у этих детей часто бывают неприятности в школе, родители дома кричат на них за их неудачи, они не дополучают родительской любви, а в итоге ищут утешения в компании друзей. А они, как известно, бывают разные, поэтому и последствия могут быть достаточно плачевными.

Причины развития СДВГ

Гиперактивность у детей школьного возраста, лечение и причины этой патологии рассмотрим подробнее. Начнем с того, что выясним, что может спровоцировать развитие гиперактивности. Причин может быть несколько:

  1. Аномальное протекание беременности:
  • Недостаточное снабжение плода кислородом.
  • Угроза выкидыша в разные сроки.
  • Частые стрессовые ситуации в интересном положении.
  • Несоблюдение рекомендаций по правильному питанию.
  • Курение.

2. Неблагоприятные роды:

  • Слишком затяжная родовая деятельность.
  • Стремительные роды.
  • Если пришлось прибегнуть к медикаментозному стимулированию родовой деятельности.
  • Недоношенность.

3. Прочие причины:


Если имеет место сочетание сразу нескольких причин, то возрастает вероятность того, что возникнет гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение доктор обязательно должен назначить, но, к сожалению, это можно видеть не всегда. Часто даже родители не обращают на эту проблему внимания и не идут на прием к врачу за помощью.

Разновидности гиперактивности

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от разновидности патологии. А они бывают следующими:

  1. Дефицит внимания без гиперактивности. Ребенок чаще всего абсолютно спокоен, но живет в каком-то своем мире, постоянно витает в облаках, достучаться до него сложно.
  2. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая патология наблюдается гораздо реже. Причиной считают индивидуальные особенности или нарушения в развитии нервной системы.
  3. Гиперактивность с дефицитом внимания является наиболее распространенным случаем. Ребенок не только страдает нарушениями внимания, но и проявляет чрезмерную активность.

Каждый из случаев нуждается в своем подходе к лечению, которое просто необходимо.

В чем отличие активности от гиперактивности?

Многие родители часто спрашивают, когда надо бить тревогу. Как отличить, что ребенок не просто очень активный малыш, а имеется гиперактивность? Чтобы ответить на эти вопросы, можно воспользоваться простым сравнением, приведенным в таблице.

Активный малыш

Гиперактивный

Ребенок любит подвижные игры, но, если его заинтересовать, он может длительное время слушать сказку или собирать пазлы.

Ребенок не контролирует себя, он постоянно находится в движении. Когда силы его иссякают, начинается истерика, плач.

Всем интересуется, задает родителям много вопросов.

Быстрая речь, часто перебивает во время разговора, задавая вопрос, ответ на него может и не дослушать.

Практически нет нарушений в работе пищеварительной системы, нормальный сон.

Трудно засыпает, во сне может разговаривать, плакать. Часто встречаются расстройства пищеварения, аллергические реакции.

Ребенок понимает, где можно активность свою проявлять, а где надо вести себя спокойно, например в гостях.

Малыш практически неуправляем, на него не действуют запреты, везде ведет себя одинаково.

Не провоцирует скандалы, не проявляет агрессивности.

Ребенок сам часто становится провокатором конфликтов, не контролирует свою агрессию, может при этом драться, кусаться, применять палки, камни и другие подручные средства.

Вот эти признаки сравнения помогут родителям заподозрить патологию развития у своего ребенка и заставят обратиться к врачу. Поставить правильный диагноз (гиперактивность у ребенка школьного возраста), лечение назначить сможет только грамотный специалист. Не стоит откладывать к нему визит.

Как проявляется гиперактивность?

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский рекомендует начинать только тогда, когда установлено, что это заболевание, а не проявление нормы. А чтобы это выяснить, необходимо знать симптоматику патологии, ее можно разделить на несколько групп:

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение (Комаровский так считает) может и не понадобиться, когда заболевание проявляется в легкой форме. При этом много усилий и терпения требуется прежде всего от мамы, чтобы помочь ребенку научиться справляться со своими проблемами.

Но часто может потребоваться, если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение. И симптомы, кроме перечисленных, добавляются следующие:


Если так проявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский советует непременно пройти. Надо отметить, что на умственные способности все эти признаки не влияют, но успеваемость часто страдает, даже если ребенок умненький, поэтому помощь специалиста необходима.

Постановка диагноза

Если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение, коррекция этого состояния требуются обязательно. Но для этого надо правильно поставить диагноз. Этим занимаются врачи-невропатологи, которых требуется при наличии соответствующих симптомов посетить. Важно выявить причину патологии, чтобы исключить наличие более опасных заболеваний, а это под силу только специалисту.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания выявляется в ходе нескольких этапов:


Постановка диагноза может затянуться на несколько месяцев, только после всех наблюдений, тестов и обследований выявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от симптоматики и степени тяжести патологии. Родителям предстоит приложить немало усилий и терпения.

Терапия гиперактивности

Обязательно потребуется, если подтвержден диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. И признаки должны уменьшить свое проявление. Но терапия предстоит длительная и с использованием многих методик и направлений.

  1. Скорректировать двигательную активность ребенка. Таким малышам нежелательно заниматься видами спорта с соревновательными элементами, так как это может спровоцировать усиление проявления заболевания. Лучше всего отдать ребенка на плавание, аэробную тренировку, в лыжный спорт.
  2. Помощь психологическая. В арсенале специалистов имеются различные методики по работе с такими детьми.
  3. Заболевание ребенка не может не накладывать свой отпечаток на родителей, особенно на того, кто проводит больше времени с малышом. Они становятся более раздражительными, нервными, поэтому помощь семейного психотерапевта не помешает.
  4. Релаксация. Специальные аутотренинги благоприятно влияют на состояние детей с синдромом гиперактивности.
  5. Коррекция поведения. Это касается не только ребенка, но и взрослых. Дети с гиперактивностью очень восприимчивы к негативу, для них не существует запретов, но они довольно положительно откликаются на позитивные эмоции. Учитывая это, таких малышей эффективнее будет хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. Отношения должны строиться на полном доверии и понимании, а запрещать только то, что действительно представляет опасность для него. Родители должны контролировать свое поведение, не допускать грубости по отношении друг к другу, особенно при ребенке.
  6. Медикаментозное также требуется (если диагностирована гиперактивность у детей школьного возраста) лечение. Препараты, например в США, часто назначают из группы психостимуляторов, но было выявлено, что они дают много побочных эффектов, которые сводят на нет всю пользу от их применения. В нашей стране такие препараты не используют.

Рассмотрим более подробно некоторые направления терапии.

Медикаментозное лечение

Скорее всего, назначат, если подтвердится диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. Препараты должны подбираться только врачом. Для скорейшего получения результата назначают стимуляторы, такие препараты помогают ребенку улучшить концентрацию внимания. К этой группе можно отнести следующие лекарства:

  • «Декседрин».
  • «Фокалин».
  • «Риталин».
  • «Метилин».
  • «Виванс».

Специалисты часто также назначают ноотропные лекарства, например:

  • «Кортексин».
  • «Глиатилин».
  • «Фенибут».
  • «Пантогам».

Они помогают улучшить мозговое кровообращение, улучшают память, способность концентрироваться.

Лечение СДВГ в Израиле

При "гиперактивность" у детей школьного возраста, и его клиники могут предложить альтернативное медикаментозному. В медицинских учреждениях Израиля, специализирующихся на терапии СДВГ, применяют следующий альтернативный способ лечения.

Это или остеопатия. Система этого лечения основывается на том, что череп непосредственно связан с позвоночником и крестцом. Даже незначительные сдвиги костей черепа позволяют устранить или существенно уменьшить физические недомогания и функциональные нарушения. Первым делом устраняется физическая причина патологии, особенно это касается родовых травм, а потом уже наступает очередь других специалистов приступить к лечению.

Большинство детей с диагнозом "гиперактивность" уже после сеансов остеопатии способны обучаться в обычной школе с другими ребятами наравне.

Одна из таких клиник располагается в Тель-Авиве, и возглавляет ее известный доктор Александр Канцепольский. Таким образом, мы видим, что если есть диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение Израиль предлагает не только медикаментозное.

Народная медицина против гиперактивности

Терапия этого заболевания требует от родителей большого терпения. Необходимо строго следовать рекомендациям доктора, если поставлен диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста. Лечение народными средствами также можно использовать, но после консультации со специалистом.

Вот некоторые рецепты, которые помогут нормализовать сон, работу пищеварительной системы, а из-за этого хоть немного, но улучшится поведение малыша:

  1. Обладает успокаивающими свойствами. Для приготовления необходимо взять 1 столовую ложку измельченных корней и залить 250 мл горячей воды, проварить на водяной бане в течение 20 минут. Немного остудить и процедить. Принимать по 2 столовых ложки три раза в день.
  2. Хмель. Для терапии используют шишки этого растения. 1 столовую ложку заливают стаканом воды и проваривают 2 минуты, затем надо немного настоять, процедить и принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
  3. Зверобой также широко используют в лечении гиперактивности. Он нормализует сон, способствует концентрации внимания, улучшению памяти. Надо взять 1 столовую ложку измельченной травы, залить 0,5 л воды и проварить 5 минут. В охлажденном виде надо давать ребенку по 1-2 столовых ложки три раза перед едой.
  4. Хорошо помогает, если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение народными рецептами. Травяные сборы используются довольно часто. Один из них включает следующие компоненты: корень валерианы, мелиссу, мяту, цветы лаванды, зверобой. 2 ложки такого сбора заваривают 0,5 литра горячей воды и настаивают 4 часа. Давать лекарство ребенку по 50 мл утром и вечером перед едой.
  5. Цветы лаванды помогают убрать слишком большую активность ребенка, а также тошноту, рвоту, головные боли. 1 ложку цветов заливают стаканом кипятка и настаивают 10 минут. Принимать по столовой ложке два раза в день.

Необходимо отметить, что при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение срадствами народных целителей может оказать помощь, но только в том случае, если проводится медикаментозная терапия, малыш посещает психолога, скорректирована его двигательная активность.

Психологическая помощь

При наличии гиперактивности желательно не отказываться от помощи психолога. Специалист имеет в своем арсенале различные методики, которые помогают убрать тревожность, повысить коммуникабельность ребенка, снизить его агрессивность.

Моделируя разные ситуации успеха, психолог подскажет родителям, в какой сфере их малыш будет себя чувствовать более уверенно. Он проводит различные ведет коррекционную работу, в которой обязательно должны быть задействованы и родители малыша. Персонально для каждого ребенка подбираются упражнения для развития мышления, внимания, памяти.

Не стоит пренебрегать помощью таких узких специалистов, занятия гиперактивному малышу пойдут только на пользу.

Как общаться с гиперактивным ребенком

Важно при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение. Профилактика между тем также просто необходима. А начинаться она должна еще до появления ребенка на свет. Будущей маме необходимо обеспечить все условия для нормального протекания беременности.

Для предотвращения обострений, если у малыша уже есть диагноз "гиперактивность", надо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Помочь ребенку осваивать техники, помогающие в усвоении школьного материала.
  • Во время занятий убрать все отвлекающие предметы, создать рабочую обстановку.
  • Поддерживать ребенка, повышать мотивацию для продолжения занятий.

Кроме этого, родители должны придерживаться некоторых правил при общении с гиперактивным ребенком:

  1. Надо хвалить малыша даже за малейшие успехи.
  2. У ребенка должны быть свои поручения, хоть и небольшие, но он их должен выполнять сам и регулярно.
  3. Можно практиковать ведение дневника, в который записываются все успехи.
  4. Надо ставить такие задачи, которые выполнимы для ребенка.
  5. Необходимо четко обозначить все границы дозволенного и того, что категорически нельзя.
  6. Из обращения надо убрать приказной тон.
  7. В доме должен соблюдаться распорядок дня.
  8. Не позволяйте малышу перенапрягаться.
  9. Время просмотра телепередач надо свести к минимуму.
  10. Надо обязательно наладить режим сна и бодрствования.
  11. Сами родители должны сохранять спокойствие в любой обстановке.
  12. Родители должны помочь ребенку выбрать такую сферу деятельности, где он может показать свои способности.

Если ваш ребенок слишком гиперактивен, то не надо паниковать и ставить на нем крест. С современными возможностями медицины можно справиться и не с такими патологиями, надо только вовремя обратить на это внимание и посетить доктора. Психологическая помощь, медикаментозная терапия, сеансы психотерапии сделают свое дело, и ваш ребенок вполне сможет обучаться наравне с остальными детьми и проявить все свои таланты и способности.

Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи и в Европе, и в Америке работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать.

Наследственность

По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы. Многие на приеме у врача рассказывают про свое трудное детство: как непросто было им в школе, сколько приходилось лечиться, и вот теперь те же проблемы возникают у собственных детей.

Правда, довольно часто в таких семьях, кроме симптомов СДВГ, наблюдаются и другие проблемы: употребление алкоголя, наличие асоциальных психопатий, аффективных расстройств; многие матери имеют серьезные аллергические заболевания, такие как астма, сенная лихорадка, экзема или же страдают мигренью. Ученые-генетики пытаются найти точный ответ, какой все-таки ген несет ответственность за столь тяжелые испытания, выпавшие на долю безвинных детей.

И кое-что уже известно. Например, имеются данные о наличии изменений генетического характера при СДВГ, локализованных в 11-й и 5-й хромосомах. Большое значение придается гену рецептора дофамина D4 и гену - переносчику дофамина. Специалисты выдвинули гипотезу о причине заболевания, в основе которой лежит взаимодействие вышеназванных генов. И оно вызывает снижение функций нейромедиаторной системы головного мозга.

Но поиски продолжаются. И надеемся, что с развитием молекулярной генетики они будут более результативными.

Беременность и роды

По одной из теорий считается, что СДВГ связано с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка.

Большую опасность в данном случае вызывает внутриутробная гипоксия (кислородное голодание плода), к которой особенно чувствителен развивающийся мозг. Вот почему очень важно, чтобы беременность протекала нормально, без патологий, чтобы будущая мать соблюдала все требования, предъявляемые врачом. Ведь эти требования придуманы не просто для осложнения жизни молодой женщины. Известно, что потребность в кислороде у беременных повышается на 25-30% за счет того, что ребенок забирает его из крови матери. Поэтому нужно много гулять, дышать свежим воздухом, ездить на природу все девять месяцев. А самое главное - отказаться от сигарет и алкоголя.

Никотин, спазмируя артерии матки, лишает ребенка питания и кислорода, кроме того, он чрезвычайно вреден для нервных клеток. Алкоголь, проникая через плаценту в кровь, наносит мощный удар по формирующемуся мозгу. Как здесь не нарушиться его функциям! Серьезную угрозу представляют и некоторые лекарства, особенно в первой половине беременности, а потому, прежде чем принять любой, даже самый безобидный препарат, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Очень важно также правильно питаться.

Вообще, любые проблемы во время беременности и родов - какими бы незначительными они ни казались непросвещенному человеку - могут иметь различные отрицательные последствия, которые обычно проявляются не сразу после рождения ребенка, а спустя некоторое время. Речь идет об угрозе выкидыша, токсикозах, обострениях хронических заболеваний у матери, перенесенных инфекциях.

Замечено, что если ребенок в утробе ведет себя очень буйно, то это может быть признаком будущей гиперактивности, что, в общем-то, и понятно: обычно детки шумят, когда им не хватает кислорода. На языке медицины это называется "хроническая внутриутробная гипоксия".

Очень опасны во время беременности травмы в области живота. Впрочем, страшны травмы не только физические, но и психологические, различные стрессы, а также, что отмечают многие специалисты, нежелание матери иметь данного ребенка. Мы уже не говорим о неудавшихся попытках прервать беременность.

Большое значение имеют и иммунологическая несовместимость по резус-фактору, и возраст родителей. Исследования показали, что риск развития патологии велик, если возраст матери во время беременности был меньше 19 или больше 30 лет, а возраст отца превышал 39 лет.

На развитие заболевания влияют и осложнения при родах: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, длительный (более 12 часов) безводный период. Родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитие его пуповиной, помимо асфиксии, могут повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков.

Все это может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его мозговой деятельности. Но, как отмечают врачи, если лечение данных патологий начать в раннем возрасте, то синдром дефицита внимания с гиперактивностью может не случиться, а если и появятся его признаки, то они будут куда слабее, чем при отсутствии лечения.

Опасности первых лет жизни

Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни, и, естественно, в этот период он наиболее уязвим. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка. Поэтому призываем родителей быть в этом плане особенно бдительными. На практике встречается много случаев, когда мама обращается по поводу общего нездоровья ребенка: плачет все время, плохо спит, отказывается от еды. При осмотре малыша, казалось бы, все в порядке: никаких признаков простуды, желудок, сердце - все в норме. После расспросов - где гулял, с кем, как играет и т. д. - выясняется, что несколько дней назад (она даже обычно не помнит точно, когда) малыш упал и, видимо, сильно ударился головой. За этим следует немедленная госпитализация, многочисленные диагностические исследования и длительное лечение. Не всегда, к сожалению, оно приносит максимальный эффект. А ведь все могло бы быть куда проще, обратись родители немедленно к врачу.

Следует помнить, что травмы головы могут нарушить деятельность мозга в любом возрасте, но в период созревания, то есть до 12 лет, они особенно опасны. Отрицательно сказываются на формировании мозга и любые заболевания в младенчестве, если они проходят с длительной высокой температурой, а также прием некоторых сильнодействующих препаратов. Невропатологи считают, что целый ряд хронических заболеваний, таких как бронхиальная астма (тяжелая), нарушение обмена веществ, сердечная недостаточность, а также частые пневмонии, нефропатии, нередко становятся факторами, негативно влияющими на нормальную работу мозга.

Когда ребенок подрастает (где-то после двух лет), на развитие и становление его психики начинает оказывать серьезнейшее влияние окружающая обстановка, в первую очередь, естественно, в семье, характер отношений со взрослыми. Безусловно, если малыш живет среди людей, постоянно конфликтующих друг с другом, отголоски этих конфликтов (как бы взрослые ни старались их скрыть, а зачастую они не очень-то и скрывают) обязательно доносятся до него и каждый раз больно ранят его душу. Даже если ребенок и не очень вникает в ситуацию, обстановка раздора и вражды всегда очень пагубна и болезненна. Совсем плохо, когда все это проходит на фоне бесконечных попоек и бражничества. Из этих наблюдений можно сделать вывод, что значение биологических факторов имеет решающее значение в первые годы жизни ребенка, но затем возрастает роль социально-психологических моментов, и прежде всего семейной обстановки.

Причиной развития психопатологии может стать и другая крайность, когда ребенок становится в доме центром Вселенной, когда все подчинено его желаниям, когда с ним носятся, постоянно опекают, стараются угодить. Какими бы ни были биологические задатки малыша, при таком воспитании он теряет чувство реальности и контроля. А вот разумное, правильное воспитание может в таком возрасте компенсировать даже серьезную патологию.

К интересному выводу пришли западные ученые Р. А. Кинг и Д. Ношпич. Оказывается, не последнюю роль в том, как ребенок преодолеет наметившиеся в его психике проблемы, играет материальная обеспеченность и бытовые условия. Они установили, что у многих детей из семей, где достаток выше, последствия патологии, возникшей в течение беременности или во время родов, исчезают к моменту поступления в школу, тогда как у детей из неблагополучных в этом отношении семей они продолжают сохраняться.

Но, как мы уже упоминали (см. статью "Ребенок активный и гиперактивный. В чем разница?"), не всегда непоседливый, слишком активный и невнимательный ребенок диагностируется специалистами как гиперактивный. Порой это бывает временной реакцией маленького человека на большие эмоциональные нагрузки. Например, развод родителей, потеря кого-нибудь из близких, отрыв от семьи и т. д. В отличие от взрослых, которые в момент стресса чаще всего начинают замыкаться, ведут себя заторможенно и пассивно, ребенок, наоборот, становится перевозбужденным и чересчур активным. Он просто не может найти себе места. Много говорит, двигается, его ничего не интересует (потому и кажется невнимательным), он никого не слушает, из-за чего и получает бесконечные замечания и наказания. А это, в свою очередь, усиливает угнетенное, тревожное состояние малыша. Получается замкнутый круг, который, если его вовремя не разомкнуть, действительно может закончиться серьезными заболеваниями.

В данном случае, конечно, необходим врач. Сначала психотерапевт, а если понадобится, то и психоневролог. Вместе с ним родители смогут проанализировать ситуацию, найти истинную причину тревоги и волнений малыша, а если потребуется - пройти соответствующий курс лечения. Но часто бывает так, что устранение причины, создание спокойной благоприятной атмосферы в доме устраняют и признаки гиперактивности у ребенка. Главное - своевременно на них отреагировать.

Питание

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство - все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка.

Современные дети неразлучны с бутылками колы, фанты, спрайта и прочих "замечательных" напитков. Помимо большого количества сахара (о вреде которого тоже будет сказано), в них содержится столько пищевых красителей и ароматизаторов, что они просто не успевают выводиться естественным путем. Это вызывает большое скопление шлаков, биохимически отравляющих организм. И ребенок ежедневно подвергается длительной атаке отравляющими веществами - токсикозу. Хорошо, если у него механизмы детоксикации (выведения токсинов) работают нормально. А если нет? Вот и начинаются сбои всех систем. Даже безобидный, казалось бы, апельсиновый баночный сок может нанести серьезный удар по организму.

Американцы, например, установили, что после употребления такого витаминного напитка в моче детей через 24 часа обнаруживается в большом количестве цинк. (Цинк - важнейший минерал, активно участвующий в большинстве процессов и влияющий на умственную деятельность человека, на его способности к обучению и на характер поведения.) Так вот, этот необходимый элемент просто вымывается апельсиновым соком. Почему? А потому, что в консервированном соке содержится популярный пищевой краситель тертазин, который и обладает способностью "выгонять" из организма цинк.

Особенно недопустимо кормить ребенка "взрослыми" консервами. Они перенасыщены солью и консервантами (нитритами, глутаматами и др.), которые, как известно, далеко не безвредны. Они плохо перевариваются, раздражают слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, способствуют возникновению кишечных заболеваний и аллергии. Нитриты, соединяясь в организме с продуктами неполного распада белков - амидами и аминами, образуют чрезвычайно канцерогенные нитрозосоединения. Замечено, что на гиперактивность ребенка влияют и салицилаты. А они находятся в коре, листьях растений и деревьев (маслины, кофе и др.), в малых количествах - во фруктах (апельсины, земляника, яблоки, слива, вишня, малина, виноград).

Кофе, да и черный чай, для детей младшего возраста вообще следует исключить. И исключить надолго. Известно, что в этих ароматных напитках содержится сильнодействующее вещество - кофеин, который стимулирует возбудимость сосудодвигательных центров головного мозга. Кроме того, он опасен для работы сердца, так как увеличивает силу и частоту сокращений сердечной мышцы (заставляет сердце биться быстрее, чрезмерно напрягая его), способствует повышению артериального давления. Кофеин, содержащийся в кофе и черном чае, разрушает витамины группы В, снижает содержание железа, калия, кальция и цинка, то есть тех элементов, без которых ребенок с синдромом гиперактивности просто не может существовать. В кофе содержатся также смолы и кислоты, которые вредны для пищеварительного тракта.

Теперь о сахаре и углеводах. Этим наши дети просто завалены нынче. И промышленность постоянно работает над тем, чтобы их было все больше и больше, чтобы они были все вкуснее и привлекательнее. Мощные юноши и изящные девушки с экранов телевизоров каждую рекламную паузу приглашают "сникерснуть" или окунуться в "райское блаженство с баунти", пухлые детишки настаивают на полезных завтраках, а расторопные мамы - на вкусных блюдах из спагетти. Все это - конфеты, мороженое, прохладительные напитки, булочки, хлопья для завтрака, пицца, макароны, чипсы - пища, которая очень быстро наполняет человека глюкозой.

Одно время жуткому гонению врачей, борющихся с синдромом гиперактивности, подвергался рафинированный сахар. Но сейчас доказано, что сахар может быть как опасным, так и абсолютно безвредным. Например, если употреблять его с белками, то никаких нарушений не последует, а вот если с крахмалами (как в кондитерских изделиях), то он может вызвать нарушение поведения даже у спокойных детей.

Как это происходит? Сахар и углеводы в избытке наполняют кровь глюкозой, в результате организм вынужден производить большое количество инсулина, чтобы переработать ее. Происходит резкое падение уровня сахара в крови, подчас слишком сильное - такое состояние называется гипогликемией. Возникает слабость, усталость. Чтобы нейтрализовать это состояние, организм производит мощный выброс гормонов энергии (например, адреналина), сосуды сжимаются, меняется сердечный ритм, может появиться озноб конечностей. Автономная нервная система, отвечающая за непроизвольные физические процессы, в результате подавляется, что проявляется в нервозности, страхах, одышке. Мышцы напряжены и готовы к действию. И они начинают действовать.

Внимательно надо относиться и к продуктам, которые могут вызвать аллергию. Обычно это яйца, коровье молоко, помидоры, цитрусовые, экзотические для нашего ребенка фрукты типа киви, манго, ананаса и т. д. И еще один важный момент. Гиперактивность усиливается (это не причина возникновения болезни, но фактор,
влияющий на ее течение), если у ребенка наблюдается избыточное образование солей. Главным образом оксалатов и уратов. Именно они резко усиливают возбудимость человека. Чтобы прояснить ситуацию, необходимо сделать анализ мочи. Если эти соли обнаружены в избытке, надо срочно принимать меры. Во-первых, давать ребенку побольше жидкости, во-вторых, ограничить продукты, которые в процессе обмена дают образование этих солей.

Образованию уратов способствуют мясо, колбаса, сосиски; оксалатов - копчености, сельдь, шоколад, щавель, шпинат; тех и других - любые фабричные консервы.

Родителям, имеющим ребенка с подобными проблемами, неплохо бы завести дневник, в котором фиксировать взаимосвязь между продуктами питания и поведением сына или дочки, а также тщательно проанализировать, достаточно ли поступает в организм ребенка питательных веществ, витаминов, микроэлементов.

Лечение с помощью рационального правильного питания длительное, хлопотное, трудное, но делать это надо обязательно! Естественно, подключив (по рекомендации врача) и другие необходимые средства.

Дефицит питательных элементов

Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот. Рассмотрим, каких именно, почему и где они содержатся.

Витамины

Главным образом - это витамины группы В . Практически все. Но особенно заметен дефицит витамина В12.

Тиамин (витамин В1) играет первостепенную роль в обмене углеводов: чем выше уровень их потребления, тем больше требуется тиамина. (Видите, как все взаимосвязано; только что мы говорили о перенасыщении углеводами.) Недостаточность витамина B1 ослабляет перистальтику кишечника, вызывает запоры, мышечную слабость, снижает физическую и психическую работоспособность. Отсутствие или значительный дефицит тиамина приводит к развитию тяжелых заболеваний нервной системы.

Витамин B1 содержится во многих пищевых продуктах, в том числе в дрожжах, в хлебном квасе. Его много также в зерновых и бобовых культурах. В основном он содержится в зародыше зерна и его оболочках (отрубях). При получении муки высших сортов отруби удаляются, что приводит к значительному снижению в ней тиамина. Богаты этим витамином соя, гречневая и ячневая крупа, кукуруза и другие продукты. Из продуктов животного происхождения больше всего тиамина в печени и нежирной свинине (например, в свинине его в восемь раз больше, чем в говядине, и в шесть раз больше, чем в баранине), почках, сердце.

Тепловая обработка продуктов незначительно разрушает тиамин, особенно если она производится в кислой среде.

Рибофлавин (витамин В2) участвует в процессах роста, в обмене белков, жиров и углеводов. Он оказывает регулирующее влияние на состояние центральной нервной системы, воздействует на процессы обмена в роговице, хрусталике и сетчатке глаза, обеспечивает световое и цветовое зрение. Рибофлавин поступает в организм с пищей. При недостаточности этого витамина появляются сухость губ, вертикальные трещины и рубцы на них, трещины и корочки в углах рта, выпадают волосы, могут развиться конъюнктивит и блефарит.

Основными источниками витамина В2 являются яйца, сыр, молоко, мясо, а также зерновые и бобовые культуры: арахис, соя, чечевица, зеленый горошек. Много рибофлавина в дрожжах и молоке. Сквашивание молока при изготовлении ряженки, айрана, мацони значительно увеличивает содержание этого витамина; иными словами, молочнокислые бактерии способны его синтезировать. Источниками рибофлавина могут служить также груши, персики, томаты, морковь, свекла, цветная капуста, шпинат.

Витамин В2 очень чувствителен к воздействию ультрафиолетовых лучей, поэтому его препараты (порошки, таблетки) и пищевые продукты, богатые им, хранят в защищенном от солнца месте.

Никотиновая кислота (витамин РР, ниацин, витамин В3) участвует в реакциях клеточного дыхания, в белковом обмене и повышает использование в организме растительных белков, нормализует секреторную и двигательную функции желудка, работу печени, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы. Основным источником никотиновой кислоты являются мясо домашней птицы, говядина, телятина, печень, почки. Очень богаты витамином В3 дрожжи, рисовые отруби, пшеничные зародыши. В других растительных продуктах, особенно в кукурузе и зерновых культурах, никотиновая кислота находится в связанной, не усвояемой организмом форме.

Витамин В3 - один из наиболее стойких в отношении хранения и кулинарной обработки. Воздействие высокой температуры, варка и жаренье почти не влияют на его содержание в продукте. Он устойчив к воздействию света, кислорода, воздуха, щелочей.

Пиридоксин (витамин В6) обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет важную роль в азотистом обмене. Недостаточность витамина В6 вызывает у детей раннего возраста задержку роста, желудочно-кишечные расстройства, малокровие, повышенную возбудимость. Пиридоксин содержится в весьма незначительных количествах во многих пищевых продуктах: в сухих пивных дрожжах, пшеничных отрубях, ячмене, просе, кукурузе, горохе, картофеле, моркови, свекле, говядине, курятине, говяжьей печени, в телятине, свинине, баранине, яйцах, в коровьем молоке и др. У здоровых людей, как правило, редко встречается недостаток витамина В6, поскольку его в достаточном количестве образуют кишечные бактерии. Однако бесконтрольный прием внутрь антибиотиков и сульфаниламидных препаратов угнетает функцию кишечных микроорганизмов, и тогда выработка пиридоксина значительно снижается.

Пантотеновая кислота (витамин В5) играет важную роль в обмене веществ. Она оказывает нормализующее влияние на нервную систему, функции надпочечников и щитовидной железы. Исключительно широко распространена в природе. Обнаружение ее в значительных количествах в различных растениях и животных тканях определило и название: пантотеновая - от греческого "вездесущий".

Фолиевая кислота (витамин В9) участвует в обмене и синтезе некоторых аминокислот, в синтезе нуклеиновых кислот, стимулирует кроветворную функцию костного мозга, способствует лучшему усвоению витамина В12. При недостатке в организме фолиевой кислоты развиваются тяжелая анемия, желудочно-кишечные расстройства, нарушения чувствительности и др. Она широко распространена в растительном и животном мире. Наиболее богаты фолиевой кислотой печень, почки и зеленые листья растений, особенно салаты. Фолиевая кислота легко разрушается при кулинарной обработке продуктов.

Цианкобаламин (витамин В12) принадлежит к веществам с высокой биологической активностью. В этом витамине нуждаются все животные организмы. Он участвует в синтезе метионина, нуклеиновых кислот, процессах кроветворения и т. д. Недостаточность витамина В12 обычно развивается при нарушении его всасывания и проявляется тяжелыми формами анемии. В организм этот витамин поступает с пищей и, кроме того, синтезируется микроорганизмами кишечника. Основным источником цианкобаламина являются продукты животного происхождения, особенно много его содержится в говяжьей печени.

Микроэлементы

Магний. Один из важнейших элементов, недостаток которого может привести к развитию гиперактивности. Магний отвечает за работу нервной системы, помогает бороться со стрессами, гасит излишнюю возбудимость. Установлено, что дефицит магния создает благоприятные условия для скопления свинца в организме, а свинец чрезвычайно вреден для центральной нервной системы. Как только недостаток магния возмещается, свинец выводится естественным путем. Кроме того, он вообще играет огромную роль на протяжении всей жизни человека. Особенно остро в нем нуждаются те, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями. Подергивание век, онемение конечностей, плаксивое настроение, приступы отчаяния и реакция на погоду, аритмия и резкая боль в грудной клетке, выпадение волос, ломающиеся ногти, кошмарные сны или бессонница у пожилых - все это свидетельствует о дефиците магния. К сожалению, в нашем питании его очень мало. Самым хорошим источником теоретически могло бы быть какао, но гиперактивным детям его нужно давать ограниченно.

Ежедневно здоровому человеку необходимо 300 мг магния - это 6 г орехов и 3 куска черного (ржаного) хлеба. Овощи, мясо, сыр, различные сухофрукты, мак, соя, прожаренная гречневая крупа также содержат магний.

Цинк. О необходимости его мы уже говорили. Его нехватка тормозит важнейшие жизненные процессы, в частности, цинк корректирует характер и поведение человека, помогает ему усваивать информацию. Кроме того, он чрезвычайно важен в дерматологии, вот почему признаком нехватки цинка являются ломающиеся ногти, юношеские угри. Цинк входит в состав крови и мышц, регулирует содержание сахара в крови. При недостатке его отмечается замедление роста, плохая заживляемость ран. Цинк содержится в мясе, печени, морской рыбе, молоке, яйцах.

Железо. С этим элементом очень важно соблюдать золотую середину. С одной стороны, дефицит железа - распространенная проблема и у детей, и у взрослых. Низкое содержание железа в организме вызывает апатию, слабость, неспособность концентрировать внимание, что вполне характерно для синдрома дефицита внимания и способности к обучению. С другой стороны, слишком высокое содержание железа приводит к агрессивному или гиперактивному поведению, то есть опять-таки к симптомам СДВГ.

Много железа содержится в печени (особенно свиной), в зелени петрушки, мозгах, яичном желтке, белых грибах и других продуктах. Высокой усвояемостью отличается железо, содержащееся во фруктах и овощах (персиках, яблоках, шпинате и др.).

Полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, Омега-6). Они не синтезируются в организме человека и животных (иногда их называют витамином F) и образуют группу так называемых незаменимых жирных кислот, то есть жизненно необходимых для человека. Эти кислоты отличаются от истинных витаминов тем, что не обладают способностью усиливать обменные процессы, однако потребность организма в них значительно выше, чем в истинных витаминах.

Само распределение полиненасыщенных жирных кислот в организме человека свидетельствует об их важной роли. Больше всего их содержится в печени, мозге, сердце, половых железах. При недостаточном поступлении с пищей содержание их уменьшается прежде всего именно в этих органах.

Важнейшим биологическим свойством полиненасыщенных жирных кислот является их участие в качестве обязательного компонента в образовании структурных элементов (клеточных мембран, миелиновой оболочки нервного волокна, соединительной ткани). Полиненасыщенные жирные кислоты обладают способностью усиливать выведение холестерина из организма, переводя его в легкорастворимые соединения. Это свойство имеет большое значение в профилактике атеросклероза. Кроме того, полиненасыщенные жирные кислоты оказывают нормализующее действие на стенки кровеносных сосудов, повышая их эластичность и снижая проницаемость.

Исследования показали, что гиперактивные дети ощущают острую нехватку основных жирных кислот. Внешне это может проявляться такими симптомами: ребенок часто просит пить (его мучает постоянное чувство жажды), у него сухие волосы, сухая кожа, частое мочеиспускание. Следует подумать о дефиците жирных кислот, если у малыша появилась астма или экзема, то есть аллергические реакции на внешние раздражители. В случае, когда у ребенка обнаружена нехватка каких-либо питательных элементов, вместе с врачом этот вопрос решается быстро. Используется специальная диета и дополнительно - прием витаминов и препаратов, содержащих необходимые микроэлементы.

Окружающая среда

Ухудшающаяся с каждым годом экологическая обстановка ведет к различным нарушениям здоровья, психического в том числе. И, к сожалению, нет на нашей Земле сейчас места, где экологию можно было бы назвать безукоризненной, где были бы чистыми и безвредными воздух, вода, почва и, соответственно, продукты питания. Вероятно, существуют какие-то отдаленные острова, но мы ведем речь о местах обитания так называемого цивилизованного человека. Именно цивилизация и устроила такую ловушку. Даже в странах со слаборазвитой промышленностью, в лесах и горах человек не застрахован от кислотных дождей, от движения подземных вод, вместе с которыми попадают в почву ядохимикаты, от ветров, переносящих воздух, содержащий отравляющие вещества, от повышенной радиоактивности солнца и многого другого.

Особенно от плохой экологии страдают дети. Их здоровье разрушается на самой начальной стадии своего формирования. Современная промышленность буквально насыщает окружающую среду солями тяжелых металлов, таких как кадмий, молибден, хром, свинец, алюминий. Каждая из них губительна по-своему. Соли кадмия и молибдена ведут, например, к тяжелым расстройствам центральной нервной системы. А ведь кадмий постоянно находится рядом. Он широко используется в различных электроприборах и механизмах, в батарейках, резине, пластмассах, в дезинсектицидах, фотографии.

Цинк сам по себе полезен и необходим (в том числе для работы иммунной системы), но в соединении с хромом становится опасным канцерогеном, отравляющим весь организм в целом. Вот и получается, что, с одной стороны, цинк чрезвычайно важен сам по себе и без него не усваиваются такие необходимые элементы, как магний и кальций, с другой, нельзя допустить его сочетания с хромом.

Дефицит магния приводит к тому, что в организме накапливается свинец (магний его выводит), а свинец в данном случае - один из самых вредных металлов. Врачи называют его сильнейшим нейротоксином. Свинцовое отравление приводит к тяжелым нарушениям в работе нервной системы ребенка и становится причиной многих проблем поведения. В частности, свинец разрушает память, тормозит процессы обучения, влияет на адекватность поведения и восприятия окружающего мира. Даже очень небольшое количество свинца в крови способно вызвать негативные изменения.

Как показали исследования специалистов разных стран, в организме гиперактивных детей содержится довольно большое количество свинца и очень часто - алюминия.

Свинец еще опасен и тем, что очень долго "не хочет покидать нас". Так, израильские врачи в начале 1990-х годов провели сравнение на содержание следов тяжелых металлов в волосах школьников. Оказалось, что у тех, кто имеет сложности в учебе, содержание свинца намного больше. Это не новость для ученых, но все дети, чьи "свинцовые показатели" превышали норму, жили неподалеку от химического комбината, который уже много лет не работал. Свинец не исчез из окружающей среды, он впитался в землю, на которой играли дети.

По статистике, содержание свинца в атмосфере постоянно растет. Сейчас его в несколько тысяч раз больше, чем было в начале XX века. И, вероятно, это не предел. Как известно, помимо заводов, источником свинца в атмосфере могут быть выхлопные газы автотранспорта (при использовании некоторых марок бензина).

Серьезную угрозу представляют и диоксины - очень ядовитые вещества, которые выбрасывают в атмосферу некоторые предприятия, занятые производством и обработкой хлорированных углеводов. Диоксины обладают канцерогенными, то есть вызывающими злокачественные опухоли, и психотропными свойствами - оказывают негативное действие на психические функции и эмоциональное состояние человека. А если мать до рождения ребенка несколько лет работала на таком предприятии?

Даже обычная и, в общем-то, до недавнего времени, любимая всеми водопроводная вода стала нынче тоже причиной разных заболеваний, и не только желудочно-кишечного тракта. Плохо очищенная вода приносит в дом все примеси почвы: и соли тяжелых металлов, и диоксины, и возбудителей инфекционных заболеваний.
При наличии у ребенка синдрома нарушения внимания с гиперактивностью стоит подумать об экологии собственного дома. Выбросить старые ковры и лучше повременить с покупкой новых, убрать открыто лежащие книги (по крайней мере, из спальни), исключить всякую пыль, плесень. Все это может стать причиной аллергии, а значит, вызвать ухудшение течения СДВГ.

Сама по себе гиперактивность на таком фоне вряд ли возникнет, но вот лечить ее будет тяжелее. По мнению некоторых ученых, аллергические реакции и СДВГ могут иметь общую биологическую основу. Не стоит забывать и об электромагнитных колебаниях, которые излучают телевизоры и компьютеры. А ведь дети проводят рядом с ними большую часть своей жизни. Как известно, эмоциональное возбуждение, возникающее за время, проведенное у компьютера, может привести к ухудшению зрения, вызывать головные боли, психологические проблемы, такие как депрессия, неспособность концентрировать внимание, бессонница. Кроме того, компьютерные игры очень возбуждают психику ребенка, а в данном случае это категорически противопоказано.

Каждая из названных причин заболевания убедительна и подтверждается множеством исследований. Но сказать со всей определенностью, какая из них доминирует, пожалуй, нельзя. Скорее всего, здесь присутствует целый комплекс причин, то есть природа заболеваний носит комбинированный характер, что и выявляет диагностика больных.

Другие публикации по теме данной статьи:

Введение.

1. Признаки гиперактивности у ребенка.

2. Причины гиперактивности.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность темы исследования. Синдром гиперактивности у детей - очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте, постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает и тут же принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5% детского населения.

Часто детей с симптомами этого заболевания называют гиперактивными. Болезнь у детей до года встречается реже, чем у младенцев. Гиперактивность у детей до года имеет индивидуальные признаки. Лечение гиперактивности у детей – это работа опытного психолога.

Синдром гиперактивности у детей выражается в завышенной подвижности. Ребенок не способен усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он занимался одним делом, через минуту – другим, а потому не удивительно, что все остается незавершенным. Ребенок с признаками гиперактивности постоянно находится в движении, когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо воспринимает материал, слабо обучается.

Цель данной работы – рассмотреть причины появления симптома гиперактивности у детей и определить пути коррекции.

Задачи:

  • рассмотреть признаки гиперактивности у ребенка;
  • изучить причины гиперактивности;
  • определить пути коррекции гиперактивности, способы взаимодействия родителей с гиперактивными детьми.

1. Признаки гиперактивности у ребенка

Как правило, таких детишек называют “моторчиками”, “с вечным двигателем” или “как на шарнирах”, ведь они постоянно в движении. Они не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают, бегают, их руки без конца что-то трогают, бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но их любопытство - явление сиюминутное, поэтому, как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов “зачем”, “почему”. Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором ребенок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.

2. Причины гиперактивности

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность (наследственность);
  • биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей постоянно сравнивают с их старшими братьями, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их недисциплинированность, навязчивость, беспокойность, эмоциональная неустойчивость, неаккуратность. Гиперактивные дети не могут подходить к выполнению различных поручений с должной ответственностью, помогать своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных результатов. Со временем сложившаяся ситуация лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. В освоении школьной программы сразу же возникают трудности, отсюда развивается неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а также усиливаются нарушения в поведении ребенка. Часто именно в школе у ребенка обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на выше перечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, но им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Гиперактивным детям весьма свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.

Гипеактивный ребенок с нарушением внимания не может довести выполнение задания до конца, он несобран, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, не приносящей сиюминутного удовлетворения, часто переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняются до взрослого возраста.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления данного синдрома в настоящее время окончательно не установлены.

В поведении ребенка данный синдром проявляется повышенной возбудимостью, непоседливостью, разбросанностью, расторможенностью, отсутствием сдерживающих начал, чувством вины и переживания. Про таких детей иногда говорят, что они “без тормозов”.

Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, нужно обращать особое внимание на детей раннего возраста, демонстрирующих признаки этого синдрома. Но диагноз гиперактивности имеет право поставить только врач.

В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение. Но только медикаментозная помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки. Поэтому в работе с гиперактивным ребенком необходим комплексный подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: - недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом; - недостаток твердости и контроля в воспитании; - неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” - В. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: “Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз”.

Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Например, родители вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему, лучше под спокойную музыку: перекатываются, ползают, “борются”. Если ребенок маленький, то родитель может положить ребенка себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются и доверяют себя взрослому. Можно, сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка), делать следующее упражнение: родитель берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими плавные движения. Можно таким образом играть в мяч, держа руки ребенка в своих руках. Таким образом, развивается эмпатия, ребенок получает удовольствие от взаимодействия с родителем, доверяет ему, чувствует его поддержку.

Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний.

Для этого родители и другие близкие люди, которые живут вместе с ребенком, в течение дня записывают все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и обсуждают, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети – “с мотором”, никогда не устают, чем бы они не занимались. Однако это не так: излишняя активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому необходимо строить распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать этот распорядок дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в сторого определенное время, как можно меньше смотреть телевизор, особенно перед сном. Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и беспокойно, желательно вечером перед сном погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны установить определенные запреты. Запретов должно быть немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Запрет для детей раннего возраста может состоять из 2-3 слов, например “горячо, утюг”. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запрет должен содержать не более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.

  • Необходимо стараться по возможности сдерживать свои бурные аффекты, вызванные поведением ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Стараться реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробовать переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следить за своей речью, стараться говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулировать чувствами ребенка и не унижать его.
  • Если есть возможность, постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составить распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и упорство.
  • Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Заключение

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Каковы причины гиперактивности

Причины проявления данного синдрома в настоящее время окончательно еще не установлены. Но многие специалисты отмечают среди причин следующие:

  • токсикоз беременности;
  • патология родов;
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
  • генетические факторы;
  • хронический алкоголизм родителей.

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Самое главное - искреннее желание помочь ребенку со стороны родителей.. Нужно постараться, чтобы обстановка дома была спокойной. Очень важно правильно организовать режим дня. У ребенка должен быть безопасный для окружающих выход его гиперактивности. Хороши занятия спортом, за исключением борьбы, провоцирующей агрессивность - ее у гиперактивных детей вполне достаточно. Не следует также устраивать соревнований. Когда ребенок соревнуется с кем-то, пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и возбуждается. А вот этого гиперактивным детям как раз не нужно, их нервная система возбуждена и без того.

Список использованной литературы

  1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.
  3. Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
  4. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр "Сфера", 2010.
  5. Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.

Несмотря на то, что гиперактивность наиболее ярко проявляется в возрасте около 3-х лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в младенчестве. Ранняя диагностика и своевременное лечение позволит предотвратить множество проблем с развитием, обучением и адаптацией в дальнейшем.

Гиперактивность малыша первого года жизни

Гипервозбудимость у грудничков довольно трудно поддается диагностике. Поэтому самостоятельно назначать малышу лечение ни в коем случае нельзя.

ВАЖНО! При любых сомнениях наиболее разумным выходом станет посещение специалиста, способного точно поставить диагноз. Однако именно наличие характерных симптомов должно насторожить родителей, являясь серьезным поводом для визита к невропатологу.

Гиперактивный ребенок до года: признаки

  • любое расстройство сна;
  • частый плач и крик;
  • постоянные движения головкой, ногами и руками. Гиперактивный грудной ребенок активно сучит ножками;
  • гипертонус мышц ребенка;
  • частая рвота и срыгивание после кормления;
  • бурная реакция на внешние раздражители (яркий свет, резкие звуки и хлопки).

Гиперактивный малыш не любит пеленание и всегда старается освободиться из пеленок. Такие дети раньше других сверстников начинают сидеть, вставать и ходить.

Причины гиперактивности до года

Гипервозбудимость малыша нередко является результатом:

  • различных осложнений при беременности . Например, токсикоз, высокое давление, а также гипоксия плода;
  • осложнений при родах . Сюда относятся тяжелые роды, а также роды раньше положенного срока. Применение щипцов, стимуляция, кесарево сечение;
  • инфекционных заболеваний , перенесенные матерью в период беременности или ребенок в первые недели жизни;
  • генетической предрасположенности . Риск возникновения расстройства возрастает многократно, если один или оба родителей в детстве были гиперактивны;
  • вредных привычек матери . Например, распитие алкоголя и курение табачных изделий во время беременности.

Для улучшения состояния гиперактивных малышей до года, как правило, применяют немедикаментозные средства лечения, например:


Гиперактивный ребенок что делать в 1-2 года

Диагностировать гиперактивность малыша в возрасте от 1 года до 2-х лет несколько легче, чем у детей до года, так как можно применить традиционную диагностику в 3 этапа:

  1. Сбор информации (доктор получает данные о течении беременности, родах и перенесенных крохой заболеваниях, а также собирает и обобщает семейный анамнез).
  2. Полное психологическое обследование ребенка.
  3. Аппаратное обследование (МРТ и электроэнцефалографическое исследование мозга).

Симптомы гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Итак, как понять что ребенок гиперактивный в год? К признакам в этом возрасте относят:


Причины гиперактивности ребенка от 1 до 2-х лет

Кроме причин, связанных с внутриутробным развитием плода, осложнениями при родах и перенесенными заболеваниями, в этом возрасте малыши могут проявлять симптомы дефицита внимания и гиперактивности из-за неблагополучной обстановки в семье.

ВАЖНО! Постоянные скандалы и ссоры могут привести ребенка в угнетенное, стрессовое состояние. При нехватке положительных эмоций, нуждаясь в любви и заботе, малыш будет пытаться таким образом обратить на себя внимание семьи.

К малышу с гиперактивностью родителям потребуется найти новый подход: