Переселение в медину. Что такое хиджра? Значение хиджры для мусульман

Из всех основателей мировых религий только существование Мухаммеда не подвергается сомнению большинством историков. Возможно, потому, что он жил во времена более близкие к нам, ведь ислам – самая молодая мировая религия.

Родилась она среди арабского населения Аравийского полуострова. Арабские племена были известны уже в глубокой древности, но они играли в основном подчиненную роль по отношению к соседям. В VI – первой половине VII в. наибольшее влияние на арабов имели могущественные Персия и Византия.

Только в VI в. н. э. из арабских родов и племен складываются более прочные союзы и объединения, у них начинают развиваться государственные формы пока что на основе отдельных центров – Мекки, Ясриба и др. Арабы были язычниками, поклонялись многочисленным идолам, зачастую это были обычные камни. Среди таких святынь наибольшее значение в арабском мире играла знаменитая Кааба в Мекке. Здесь проводились ежегодные ярмарки, совпадавшие по времени со священными празднествами, посвященными поклонению Каабе. Племя курайшитов, наиболее сильное в Мекке, претендовало на роль гегемона для всего арабского мира, по крайней мере в отношении к западной части Аравийского полуострова – Хиджазу. Курайшитский род Хашимов держал в своих руках ключи от храма Каабы, следовательно, пользовался наибольшим влиянием в городе.

Аравийский полуостров кроме арабов населяли представители и других этнических, соответственно и религиозных, групп – евреи, иранцы и пр. Среди них были иудеи, зороастрийцы, христиане, в том числе многочисленные сторонники еретических учений: арианства, несторианства, монофизитства. Такое количество монотеистов не могло не влиять на развитие религиозных представлений арабов. Повышение культурного уровня приводило к увеличению скептицизма населения по отношению к старым идолам. Арабы в VII в., безусловно, не были фанатично преданны своим идолам. Все большее значение приобретает культ одного из многочисленных богов – Аллаха, чей приоритет признавался уже многими жителями полуострова. Наконец постоянные междоусобные войны, конфликты с сильными соседями, экономические и социальные неурядицы объективно вели арабов к мысли о необходимости объединения, что требовало и духовного обновления, и новой, единой идеологии.

В арабской среде появляются, как в свое время в еврейской, многочисленные проповедники и пророки – ханифы, которые возвещают приход мессии, скорый божий суд и выступают против идолопоклонничества. Одним из таких ханифов был и родившийся в 571 г. Мухаммед. Он происходил из упомянутого рода Хашимов, но из бедной семьи, поэтому вынужден был заниматься «презренными» занятиями, например пастушеством. Положение его изменилось, когда он женился на богатой вдове Хадидже. Где‑то в возрасте 40 лет Мухаммед почувствовал потребность начать проповедовать среди мекканцев. Историки полагают, что основатель ислама обладал рядом свойств, которые позволили ему завоевать авторитет среди арабов. Это был человек, умевший убеждать, увлеченный и мечтательный. Его подверженность эпилептическим припадкам, во время которых к нему приходили видения, вероятно, поражала впечатлительных последователей Мухаммеда.

Мухаммед объявил себя новым пророком и начал проповедовать религиозные истины в духе ханифов. Он явно воспринял ряд положений как иудаизма, так и христианства, но полагал, что истинное учение искажено этими религиями. Мусульманство стало строгой монотеистической религией Аллаха. Учение ислама было изложено в Коране. Первыми последователями пророка стали его ближайшие родственники и друзья. Среди них стоит выделить практичного купца Абу‑Бекра и энергичного воина Омара, которые сделали для распространения ислама едва ли не больше, чем их экстатический друг.

Конечно, новое учение было направлено против родоплеменной знати, державшей в руках и религиозные дела. Недаром Мухаммед часто обращался к беднякам и рабам. Хранители культа Каабы и многие влиятельные в Мекке лица подвергли нового пророка насмешкам и издевательствам. Физически воздействовать на него они долгое время не могли, опасаясь оскорбить родовую честь могущественных Хашимов. Наконец в 617 г. представители этого рода были отстранены от караванной торговли, что говорит о том, что мекканская аристократия уже всерьез опасалась боговдохновенного пророка. Позже вместо поддерживавшего племянника главы рода Абу‑Талиба во главе Хашимов был поставлен Абу‑Лехеб, ненавистник мусульман. По легенде, он задал пророку провокационный вопрос, где окажутся после смерти «язычники», на что Мухаммед не мог ответить ничего, кроме как «в аду». Это послужило решающим доводом в пользу устранения неугодного проповедника. Гонения на мусульман в Мекке усилились.

Мухаммед же решил искать поддержки за пределами Мекки. Часть его последователей переселилась в Северную Эфиопию. В 620 г. он попытался обратить в свою веру жителей города Таиф, но безуспешно. Наконец он обратил внимание на земледельческий город Ясриб, давно соперничавший с Меккой. В Ясрибе уже много лет продолжалась распря между арабскими племенами аусов и хезреджей. За время междоусобицы опасно усилилось религиозное влияние проживавших там же иудеев. Вероятно, вражда с Меккой, а также необходимость объединить арабов вокруг общей идеи повлияла на решение ясрибской знати пригласить к себе в качестве своеобразного третейского судьи популярного пророка из Мекки – Мухаммеда. Переговоры состоялись в 622 г., весной в Ясриб стали отбывать небольшие группы мусульман. Мекканские аристократы не могли остановить этого исхода. Они уже договорились убить пророка, но тот ускользнул от них, перебравшись в Ясриб 16 июля 622 г.

С того времени Ясриб стал носить имя Медина («город пророка»). Бегство Мухаммеда стало ключевым эпизодом в истории ислама и называется «хиджрой», от него ведется отсчет в мусульманском лунном календаре. Соответственно, 16 июля стало считаться и первым днем нового года.

Медина встретила Мухаммеда и его сторонников торжественно и со всем возможным гостеприимством. Пророк вскоре сосредоточил в руках не только судебную, но и, конечно, вероучительную, а также политическую власть. Раздоры между арабами здесь прекратились, все они были поделены на две категории: ансаров (живших здесь и прежде) и мухаджиров (переселенцев Мухаммеда). Мухаджиры долгое время не имели земельной собственности и жили на иждивении у ансаров. Но именно они были главными сподвижниками Мухаммеда в экспансии, которую начала его религия. Постепенно в Хиджазе создается мощный союз городов и племен, объединенный на базе ислама вокруг Медины. Вводится невиданная дотоле у арабов религиозная дисциплина, уплата десятины. Разрабатываются культ и вероучение мусульманства, причем Мухаммед делает явные уступки прежним верованиям в виде установления священных месяцев, признания священности Мекки и Каабы. С 623 г. он ведет открытые военные действия против Мекки, нападая на идущие туда и оттуда караваны даже в священные месяцы (отсюда берет начало идея священной войны, которую можно вести в любое время). После многолетних военных действий в 630 г. Медина одержала верх.

переселение Пророка из Мекки в Медину

Хвала Аллаху, который отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы возвысить её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам. Мир и благословение избранному Аллахом в качестве доброго вестника и предостерегающего увещателя для миров, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

Посланник Аллаха ﷺ является примером и светочем, указывающим путь всем людям. Его жизнь переполнена событиями, являющимися уроком для его последователей, вдохновляющими их к благим поступкам. Одним из таких событий является Хиджра (переселение) Пророка из Мекки в Медину.

Причины Хиджры

Для совершения Хиджры были причины. Среди них необходимость переселения в силу известных причин и обстоятельств, а также ряд причин упомянутых ниже. Самые главные из этих причин:

— Усиление вражды со стороны курайшитов и располагавшихся вокруг Мекки обществ против призыва Пророка ﷺ, которая проявлялась в его отвержении, а также идеологическом и экономическом противостоянии. Дело дошло до того, что они прибегли к преступному решению: покушению на жизнь Пророка ﷺ с тем, чтобы приостановить пророческую деятельность Мухаммада ﷺ. Это послужило поводом для поиска другого, более благополучного места, где будет принято небесное напутствие и будет свобода для его распространения среди людей.

— Потеря в Мекке самого дорогого помощника и защитника. Большая часть родственников Пророка ﷺ выступили против призыва к Исламу, и к нему на помощь пришли только несколько членов его семьи, самым главными из которых были его дядя Абу Талиб и жена Хадиджа. По воле Аллаха им суждено было покинуть этот мир в один и тот же год. Абу Талиб и Хадиджа были для Пророка ﷺ надежной опорой и помощью.

— Поиск подходящей среды для принятия призыва Пророка ﷺувенчался успехом, когда группа жителей Медины поспешили присягнуть Пророку ﷺ на принятие веры, предоставление убежища и оказание помощи (вторая присяга Акабы в Мине).

— Сохранение пророческого послания беспристрастным, чтобы честь и заслуга этого послание принадлежала только Аллаху и Его Посланнику, и никто не мог сказать, что мекканцы поддерживали Пророка ﷺ из-за национальной и племенной принадлежности. Воля Аллаха была в том, чтобы он и его призыв были приняты чужим обществом, а не его соотечественниками.

Краткое описание Хиджры

Когда со стороны курайшитов усилились вражда и козни против Пророка ﷺ, он решил совершить хиджру и начал тщательно готовиться к этому событию. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Посланник Аллаха пришел к Абу Бакру и сказал: Я получил разрешение переселиться. И тот воскликнул в ответ: Значит ли это, что я буду сопровождать тебя?l Аиша продолжает: Клянусь Аллахом, я никогда раньше не видела, как плачут от радости, пока не увидела в тот день плачущего Абу Бакра».

Пророк ﷺ и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) вышли из Мекки и направились в пещеру Саур, которая находилась к югу от Мекки, и укрылись в ней.

Абу Бакр отдал поручение своему сыну Абдуллаху прислушиваться в городе ко всему, что о них говорят, и приносить эту информацию вечером того же дня к ним в пещеру. А Асма дочь Абу Бакра каждый вечер должна была снабжать их продовольствием и всем необходимым в этих условиях.

Курайшиты объявили вознаграждение в сто верблюдов тому, кто приведет Пророка и его спутника и люди начали усердно искать. Преследователи добрались и до входа в пещеру. Абу Бакр рассказал: «Находясь в пещере вместе с Пророкомﷺ , я сказал ему: О Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то увидит нас! Пророк ﷺ ответил: А что ты скажешь о двоих, третьим из которых является Аллах. Мы покинули пещеру, когда поиски все еще продолжались, и никто не смог обнаружить нас кроме Сураки ибн Малика бин Джу’шума, который преследовал нас верхом на коне. Тогда я воскликнул: Это погоня настигла нас, о Посланник Аллахаl Он же сказал мне: Не печалься, поистине Аллах с нами!» Всевышний Аллах спас Пророка ﷺ от козней курайшитов и они не смогли его победить. Он благополучно добрался до Медины, и жители города встретили Пророка ﷺ с любовью и радушием. Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел более радостного и светлого дня, чем тот день, когда посланник Аллаха ﷺприехал к нам, и никогда не видел дня более мрачного, чем тот день, когда Посланник Аллаха ﷺ умер».

20 сентября 622 года произошло переселение (хиджра) Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Один из величайших праздников ислама — Ночь Хиджры. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли.

Сегодня мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.

С самого первого дня исламской проповеди Мухаммеда и примкнувших к нему сторонников со злобой преследовали необращенные соплеменники. А уж после того, как курайшиты (правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад) узнали, что пророк заключил договор с жителями города Ясриб, и число мусульман среди них выросло, обстановка вокруг Мухаммеда, жившего в ту пору в Мекке, стала и вовсе нетерпима.

Дело в том, что старейшины Ясриба предложили мусульманскому пророку переселиться к ним и возглавить их. В Ясрибе в ту пору жили постоянно враждовавшие друг с другом евреи и арабы, но и те и другие надеялись, что правление Мухаммеда покончит с бесконечными распрями и принесет долгожданный мир. Произошло это на тринадцатый год проповеди пророка.

С тех пор Мухаммеда и единоверцев притесняли в Мекке до такой степени, что запрещали им проповедовать, призывать людей к исламу, открыто молиться возле Каабы. Над мусульманами издевались и унижали их так, что в конце концов сторонники ислама попросили Мухаммеда позволить им покинуть родной город и переселиться в края, где они будут избавлены от гонений, забрасываний камнями, попыток сжить со свету. Пророк Мухаммед согласился с их доводами и указал им на Ясриб — город, который вскоре получил название Мадинат ан-Наби, то есть город Пророка или просто Медина.

Асхабы (сторонники пророка Мухаммеда) начали готовиться к переселению. Опасаясь язычников, переезжать в Медину они были вынуждены тайно. Асхабы покидали родной, но такой неласковый город под покровом ночи и маленькими группами, не заботясь об имуществе. С собой сторонники Мухаммеда брали лишь самое насущное: не за легкой жизнью гнались они, переселяясь в Ясриб, а лишь желая беспрепятственно молиться и проповедовать ислам.

Но не все уходили тихо. Например, ближайший сподвижник Мухаммеда, второй праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, известный храбростью и силой, в разгар дня, на глазах множества язычников, семь раз обошел Каабу, вознес молитву Единому Богу и обратился к взирающей на него толпе многобожников со следующей речью: "Кто хочет оставить свою мать без сына, кто хочет оставить своего ребенка сиротой, кто хочет сделать свою жену вдовой, пусть попробует воспрепятствовать мне сделать Хиджру" (то есть, "переселение").

Мало-помалу Мекку покинули все мусульмане, кроме самого Мухаммеда, первого халифа и тестя пророка Абу Бакра, на чьей дочери Аише тот был женат, кузена и зятя Мухаммеда Али и немногих мусульман, которые не могли уйти из города из-за плохого здоровья. Сам пророк попросил Абу Бакра остаться с ним, ожидая повеления Аллаха на собственное переселение.

Минуло четыре месяца. Пока пророк с ближайшими соратниками оставался в Мекке, в Медине росла мусульманская община. Создалось братство мухаджиров, как называли переселенцев из Мекки, и ансаров — мусульман Медины.

Но язычникам в окружении пророка Мухаммеда рост и усиление ислама в Медине был что нож острый по сердцу. Понимая, что сердцем исламской проповеди является Мухаммед, онисобрались на совет и вынесли пророку смертный приговор. Задумано было хитро: убить Мухаммеда должен был не один человек, а по одному представителю каждого рода города Мекки. А чтобы род пророка не смог отомстить по закону кровной мести, нанести удар Мухаммеду все убийцы должны были одновременно.

Согласно мусульманскому преданию, Аллах открыл Мухаммеду злодейский умысел язычников, послав к нему ангела Джибриля. Одновременно с этим Всевышний повелел своему пророку в ту же ночь совершить хиджру. Мухаммед и Абу Бакр немедленно покинули родную Мекку. В городе остался только Али, который должен был вернуть доверенное ему на хранение имущество — он-то и встретил убийц, пришедших по душу пророка Мухаммеда.

Но голова Али не была им нужна. Узнав, что Мухаммед вслед за своими единоверцами совершил хиджру, разъяренные язычники бросились в погоню. Мухаммед не успел уйти далеко, и, чтобы спрятаться от преследователей, ему пришлось три дня провести в пещере Савр недалеко от покинутой Мекки. Страшные минуты пережили беглецы, когда убийцы добрались до пещеры и были буквально на пороге… но Всевышний затмил им глаза и разум: ни одному даже в голову не пришло заглянуть внутрь.

Пророк (с.г.в.) с Абу Бакром (р.а.) добрались до пещеры Севир недалеко от Мекки и вошли в нее. И в это время проснулся Иблис и разбудил остальных.

Мухаммад убежал, - сказал он.

Откуда ты знаешь?

Я ни разу в жизни не засыпал. Он рассыпал над нами землю, вот мы и уснули. А он спокойно ушел. Они стряхнули землю с головы, а потом увидели, что в доме спит хазрати Али (р.г.).

Где твой товарищ? - спросили они.

Не знаю, - ответил Али (р.г.).

По их следам они добрались до пещеры и увидели, что вход в пещеру затянут паутиной. И тут же одна голубица свела гнездо, а в гнезде из яиц вылупились птенчики.

Они сказали:

Если бы Мухаммад вошел в пещеру, то этих бы здесь не было.

Они долго ходили вокруг пещеры. Абу Бакр (р.г.) сильно испугался. Мухаммад (с.г.в.) сказал ему:

Не бойся! Аллах вместе с нами.

Не случайно Аллах говорит в Коране:

«Он (Мухаммад) сказал своему спутнику (Абу Бакру): "Не скорби, ибо Аллах - с нами"».

Я увидел в «Шахнаме» следующее:

Когда Абу Бакр ас-Сыддик испугался неверующих, Пророк (с.г.в.) сказал ему:

Абу Бакр (р.г.) , погляди на эту сторону.

Хазрати Абу Бакр (р.г.) посмотрел и увидел там море, а на берегу - готовую к отплытию лодку.

Если они войдут, то мы сядем на эту лодку и отплывем в этом направлении, - сказал Пророк (с.г.в.).

Однако неверующие не заметили их, они словно ослепли. Вскоре они убрались оттуда, как будто их кто-то прогнал. После этого Пророк (с.г.в.) и Абу Бакр (р.г.) благополучно продолжили путь в Медину.

Всевышний велел Джибрилю и Микаилу (мир им):

Я создал вас братьями. А теперь Я сделаю так, что один из вас проживет дольше другого. Пусть один из вас отдаст свою жизнь другому.

Но они не согласились с этим, оба хотели прожить долгую жизнь.

И тогда Аллах Всевышний велел:

Вы не стали такими, как Али, который стал настоящим братом Мухаммаду, ибо согласился лечь в его постель, жертвуя своей жизнью. А теперь идите, защищайте Али от врагов.

Джибрил и Микаил (мир им) сошли на землю. Джибрил (а.с.) сел у изголовья Али (р.г.), а Микаил (а.с.) сел возле его ног.

Не найдя Мухаммада (с.г.в.), неверующие три дня обсуждали это событие между собой. После этого они отправили в Медину человека по имени Сурака бин Малик. Это был один из арабских богатырей. Он догнал Пророка (с.г.в.) и Абу Бакра (р.г.) по пути в Медину.

Увидев его, Абу Бакр (р.г.) воскликнул:

О, Расулюллах! Сурака догоняет нас.

Не беспокойся, - сказал Пророк (с.г.в.).

Когда осталось совсем немного, чтобы догнать, Сурака крикнул:

Эй, Мухаммад! Кто спасет тебя сегодня из моих рук?

Пророк (с.г.в.) ответил:

Всемогущий и Всесокрушающий Аллах.

Тотчас явился Джибрил (с.г.в.) и сказал:

О, Мухаммад! Аллах велел сообщить, что он отдал землю в твое распоряжение, и ты можешь делать с ней, что хочешь.

Пророк (с.г.в.) воскликнул:

О, Земля! Схвати Сураку.

Мгновенно разверзлась земля, и ноги Сураки по колена ушли под землю.

Сурака стал просить о помощи, умолял пощадить его. Пророк (с.г.в.) произнес дуа, и земля отпустила Сураку. Он семь раз просил пощады и спасался. И все же задумал убить. На восьмой раз он добрым намерением, искренне покаялся и промолвил:

О, Мухаммад! Я понял, что во всех мирах будут слушаться твоего повеления.

Пророк (с.г.в.) предложил ему принять Ислам. Однако Сурака сказал:

Не требуй от меня этого!

Пророк (с.г.в.) попросил Сураку повернуть обратно преследовавших его курайшитов, и тот согласился.

Когда Сурака вернулся, Абу Джахиль спросил у него:

Эй, Сурака! Ты разве не нашел Мухаммада?

Нет, не нашел, - ответил Сурака.

Услышав эти слова, они повернули обратно и вернулись в Мекку.

В "Аль-Кашшафе" приводится такое предание от Анаса ибн Малика (р.г.):

В ту ночь, по воле Аллаха, перед входом в пещеру выросло одно дерево. Прибежал паук и сплел свою паутину. Затем прилетели два голубя и на ветках дерева свили гнездо. После этого к пещере приблизились два курайшита и крикнули остальным преследователям:

Будьте внимательны! Они могут находиться здесь, в этой пещере.

Однако другие сказали, что их наверняка здесь нет, и прошли мимо.

Утром они решили вернуться к пещере и внимательно все осмотреть. У входа в пещеру они увидели, что два голубя свили здесь гнездо. Увидев их, птицы улетели. Мушрики решили, что Пророка (с.г.в.) здесь нет.

Необходимо знать, что после того, как Расулюллаху (с.г.в.) исполнилось сорок лет, и ему было даровано пророчество, он показал так много чудес, что их невозможно сосчитать. Показанные им чудеса были ясными и реальными.

Таким образом, истинность пророческой миссии Расулюллаха (с.г.в.) доказана множеством бесспорных доводов. Сахабы уверовали в него и стали настоящими кладезями знаний и большими учеными.

Из книги "Анваруль ашикын"

Современный мир считает, что пророк Мухаммед является основоположником ислама. Его полное имя читается как Muhammad, а жизнеописание пророка начинается с 570 года, с которого по очередности приведены факты его существования.

Рожден он был в известной семье Саудовской Аравии, в 570 году, если считать по христианскому календарю.

Отец Мухаммеда был кровным родственником основателя Мекки, что давало ему принадлежность к такому знатному роду как Курайш.

Жизнь пророка Мухаммеда

Отец умер еще до рождения сына, а мать он потерял в возрасте 6 лет. Воспитывал Мухаммеда его дедушка, которого зовут Абдалмутталиб, а затем, после его смерти, права на мальчика получил его кровный дядя – Абу Талиб.

Рождение и детство основателя ислама

Детство его проходило в простом и постоянном труде: он пас овец, ухаживал и кормил животных, помогал по хозяйству, снаряжал караваны. При достижении 25-летнего возраста юноша поступил на службу к обеспеченной Хадидже.

В его обязанности входило сопровождение торговых караванов в Сирию, а также содержание животных в надлежащем порядке.

Женитьба

Прошло много времени, когда Мухаммед вырос и превратился в статного мужчину.

Он предложил Хадидже свое сердце, а она ответила согласием, после чего была проведена пышная свадебная церемония.

Его жена была для него единственной любовью – одной и на всю жизнь. Всего же у него было 13 жен и множество детей, но он всегда любил только первую — Хадиджу.

Начало проповеди и религиозная деятельность

Пророк какое-то время занимался торговлей, но после практик медитаций у него случилось видение, в котором к нему пришел Ангел и сообщил весть от самого Бога.

Таким образом, спустя время, Мухаммед начал новую жизнь и сразу приобщил к вере свою жену и племянника. Затем ему поверили его друг Абу-Бекр и бывший раб Зайд.

В первое время Мухаммед не рассказывал открыто о Боге – он боялся преследований и угроз со стороны правительства. Но после того, как Ангел посетил его и приказал говорить всем людям о Боге, он пошел в Мекку и там начался период его проповедования. К 610 году жители Мекки, до этого не слышавшие учения о Боге, встретили Мухаммеда с издевками.

Но он продолжал свои проповеди несмотря ни на что. Конечно, сказывалось отсутствие образования, и он не мог читать Священные книги, поэтому он запоминал все, что слышал, и переводил это в краткую стихотворную форму.

Мухаммед призывал жителей любить друг друга и уважать ближнего своего. Все, что он говорил, слушали даже дети. Свои слова он подкреплял чудесами, такими как исцеление от недугов.

Переселение Мухаммеда из Мекки в Медину

Так как за мусульманами постоянно были слежки и гонения, Мухаммед принял решение переехать в Медину вместе со своими паломниками. Там его встретили тепло и радушно.

Местная еврейская община примкнула к Мухаммеду и приняла новую веру. С этой исторической точки и наступила эпоха мусульманства — Хиджра.

Учение Мухаммеда

Учения пророка основывались на двух религиях: христианстве и иудаизме. Со временем его влияние распространилось настолько, что исламские общины в Мекке признали свое поражение и разрешили Мухаммеду в 630 году вернуться в Мекку. Теперь столицей ислама стал город Мекка.

После долгих молитв и медитаций, Мухаммеду на закате своей жизни был ниспослан Коран, который он записал как книгу, олицетворяющую ислам.

За несколько лет до своей кончины он сказал своим проповедникам, чтобы они собрали деньги и построили мечеть, которая сейчас находится в Мекке. Там он и провел последнюю службу, где строго наказал женщинам носить платок, дабы спрятать волосы.

Как умер пророк Мухаммед

Получив всеобщую любовь и признание, пророк вернулся в Медину, где и скончался в 632 году, после своего паломничества на Священную родину ислама.

Как написано в Священной книге, пророк долго болел и несмотря на то, что он плохо выглядел, все равно посещал мечеть. Похоронен он недалеко от дома, и на сегодняшний день его могила является местом сподвижничества для прихожан.

Пророчества Мухаммеда

Самые известные пророчества касаются ислама и востока. Например, он предсказывал покорение Иерусалима после его смерти и завоевание Персии, а также падение Рима, Йемена.

Множество пророчеств говорят об Апокалипсисе: в них повествуется о том, что в последние дни верующие будут изгнаны из своих домов, а городами будут править лживые люди.

Потомки пророка Мухаммеда

У него родилось 6 детей: 4 дочки и 2 сына. К сожалению, история умалчивает, по какой причине мальчики умерли в младенчестве, а девочки в раннем возрасте, однако, пережить отца удалось лишь одной из дочерей – Фатиме.

Заключение

Сейчас в интернете много биографических фильмов, содержащих исторические факты о жизни пророка Мухаммеда и его смерти, а также много фото тех мест, где он проповедовал.